Финансы и кредит - готовые работы

ГлавнаяКаталог работФинансы и кредит
fig
fig
Введение
Финансы представляют собой экономическую категорию, существующую в различных общественно-экономических формациях. Сущность финансов, их роль в общественном воспроизводстве определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.
Финансы предприятий являются основой единой системы финансов государства. Это определяется тем, что они непосредственно обслуживают процесс создания и распределения совокупного общественного продукта и национального дохода. Именно в этой сфере финансов формируется основная часть доходов, которые в последующем по различным каналам перераспределяются в народнохозяйственном комплексе и служат основным источником экономического роста и социального развития общества. От того, в каком состояние находятся финансы предприятий различных форм собственности, зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами[1].
Все изменения в финансах предприятий связаны с изменениями в финансовой системе государства. Финансы предприятий играют важную роль не только в финансовой системе, но и в целом в обеспечении ее эффективного экономического и социального развития.
Эта роль проявляется в том, что финансовые ресурсы, концентрируемые государством и используемые им для финансирования различных общественных потребностей, в основном формируются за счет финансов предприятий.
Финансы предприятий могут служить главным инструментом государственного регулирования экономики. С их помощью осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление. Финансы предприятий используются для регулирования отраслевых пропорции в рыночной экономике, способствуют ускорению развития отдельных отраслей экономики, созданию новых производств и современных технологий.
Велика роль финансов предприятий, а обеспечении нормального состояния экономики и общественной жизни, так как в силу своей специфической особенности они осуществляют процесс распределения и перераспределения национального дохода и национального богатства на трех основных уровнях: общегосударственном, уровне предприятий, уровне производственных коллективов.
Непосредственная связь финансов предприятий со всеми фазами воспроизводственного процесса обусловливает их высокую потенциальную активность и широкую возможность воздействия на все стороны хозяйствования. Поэтому финансы предприятий являются важным инструментом экономического стимулирования, контроля за экономикой страны и управления ею[2].
Цель работы - рассмотреть сущность финансов коммерческих предприятий остановится на вопросах о роли финансов и значении финансов; организацию финансовой деятельности, так как именно финансы предприятия являются основой производственной деятельности.
В соответствии с выбранной темой и вытекающей из нее целью в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи: проанализированы роль финансов коммерческого предприятия, их значение, функции, описаны источники формирования, рассмотрена организация финансовой деятельности на коммерческом предприятии и определены результаты от финансовой деятельности.
Объектом изучения в данной курсовой работе являются финансы коммерческих предприятий.
Субъектом изучения является коммерческое предприятие.
Предмет изучения – роль и значение финансов, организация финансовой деятельности на коммерческом предприятии.
Методы исследования: анализ монографий, периодической печати, экономико-статистических данных.
1. Сущность финансов коммерческих предприятий
§1. Значение и роль финансов
Существование финансов предприятий связано с наличием товарно-денежных отношений. Реализация продукции и услуг осуществляется путем купли и продажи за деньги по ценам, отражающим стоимость товара. Но сами деньги не являются финансами. Это особый товар, посредством которого определяется и выражается стоимость всех остальных товаров и происходит их обращение. Финансы – это экономические отношения, осуществляемые посредством оборота денег, т.е. денежных отношений.
Необходимым условием возникновения финансовых отношений является движение стоимости в процессе создания, распределения и использования совокупного общественного продукта, национального дохода и национального богатства.
Финансы коммерческих предприятий – относительно самостоятельная сфера системны финансов государства, охватывающая круг денежных отношений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятий на основе управления их денежными потоками[1].
Предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом, обладающим правами юридического лица, производящим продукцию, товары, оказывающим услуги, выполняющим работы, занимающимся различными видами экономической деятельности, целью которой является обеспечение общественной потребности, извлечение прибыли и приращение капитала[1].
Финансы коммерческих предприятий связаны непосредственно с производством и отражают состояние экономики страны.
Главной целью финансов коммерческих предприятий является формирование необходимого объема финансовых ресурсов для их дальнейшего использования в процессе хозяйственной деятельности предприятия и обеспечение эффективности развития всех стадий его производственной и коммерческой деятельности.
1.1.Общественное значение финансов коммерческих предприятий:
• Финансовые ресурсы, концентрируемые государством и используемые им для финансирования различных общественных потребностей, формируются в основном за счет финансов предприятий
• Финансы коммерческих предприятий формируют финансовый базис обеспечения непрерывности производственного процесса, направленного на удовлетворение спроса в товарах и услугах
• Реализуются задачи социального развития общества за счет формирования ресурсов на нужды потребления
• Осуществляется регулирование воспроизводства производимого продукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе оптимального соотношения между средствами, направляемыми на потребление и накопление
• Используются финансы организаций для регулирования отраслевых пропорций в рыночной экономике
• Финансы организаций позволяют использовать денежные накопления домашних хозяйств путем предоставления им возможностей инвестировать и в доходные финансовые инструменты, эмитируемые отдельными из них[3].
1.2.Роль(задачи) финансов в деятельности предприятий
• Обслуживание индивидуального кругооборота фондов, т.е. смена форм стоимости. В процессе такого кругооборота денежная форма стоимости превращается в товарную, после завершения процесса производства и реализации готового продукта товарная форма стоимости вновь выступает в первоначальной денежной форме (в форме выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг).
• Распределение выручки от реализации в фонд возмещения материальных затрат, включая амортизационные отчисления, фонд оплаты труда и чистый доход, выступающий в форме прибыли.
• Перераспределение чистого дохода на платежи в бюджет и прибыль, оставляемую в распоряжении предприятия на производственное и социальное развитие.
• Использование прибыли, остающейся в распоряжении предприятия на формирование фондов потребления, накопления, резервного фонда и др.
• Контроль за соблюдением соответствия между движением материальных и денежных ресурсов в процессе индивидуального кругооборота фондов, т.е. за состоянием платежеспособности, финансовой независимости предприятия от внешних источников финансирования[3].
ВВЕДЕНИЕ
Целью предпринимательства является получение максимальных доходов при минимальных затратах капитала в условиях конку¬рентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности.
Вместе с тем, при осуществлении любого вида хозяйствен¬ной деятельности объективно существует опасность (риск) по¬терь, объем которых обусловлен спецификой конкретного биз¬неса.
В данной курсовой работе рассмотрены основные определения риска, поня-тие риск-менеджмента, классификация финансовых рисков, влияние рисков на устойчивость предприятия, а на примере предприятия ОАО «Автодеталь» пока-зан анализ уровня финансового риска.
1 ПОНЯТИЕ РИСКА
1.1 Понятие риска
Риск — вероятность наступления опасности, неблагоприят¬ного события с конкретными последствиями и неопределенной величиной ущерба.
Ущерб — это убыток, урон экономического, социального, эко¬логического или смешанного характера, определяемый как услов¬ные средние потери за соответствующий период времени. Ожи¬даемый ущерб в ситуациях, связанных с риском, отличается не¬определенностью своей величины.
Риск присутствует в производственной, коммерческой, инно¬вационной и прочей деятельности, но он не обязательно реализу¬ется. В случае наступления рискового события возникает отрица¬тельный экономический результат (ущерб). Если неблагоприятные последствия не наступают, возможен положительный экономиче¬ский результат (прибыль) либо нулевой результат[13].
Негативные последствия рисков обуславливают необходимость их изучения и управления ими.
Происхождение термина «риск » восходит к греческим словам ridsikon, ridsa — утес, скала. В итальянском языке risiko — опасность, угроза; risicare — лави-ровать между скал. В англоязычную литературу слово «risk » пришло в середине XVIII в. из Франции как слово «risque» (рискованный, сомнительный).
В словаре Вебстера «риск » определяется как «опасность, возможность убыт-ка или ущерба» [9]. В словаре Ожегова «риск » определяется как «возможность опасности» или как «действие наудачу в надежде на счастливый исход».
В словаре - справочнике для предпринимателей излагается понятие «риска предпринимателя» как возможности неудач, убытков в предпринимательской деятельности, которые при неосмотрительности, неграмотном подходе к делу могут повлечь нежелательные последствия, ущерб [2].
Особенностью финансового риска является вероятность наступления ущерба в результате проведения каких-либо операций в финансово-кредитной и бирже-вой сферах, совершения операций с фондовыми ценными бумагами, т.е. риска, который вытекает из природы этих операций. К финансовым рискам относятся кредитный риск, процентный риск, валютный риск, риск упущенной финансовой выгоды (рис. 1.1).
Кредитный риск — опасность неуплаты заемщиком основного долга и про-центов, причитающихся кредитору.
Процентный риск - опасность потерь коммерческими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными фондами компаниями в результате превыше-ния процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам.

Рис.1.1 Система финансовых рисков
Валютный риск представляет собой опасность валютных потерь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой, в том числе национальной валюте при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.
Риск упущенной финансовой выгоды - это риск наступления косвенного (по-бочного) финансового ущерба (неполученная прибыль) в результате неосуществ-ления какого-либо мероприятия (например, страхования) или остановки хозяйст-венной деятельности.
Финансовый риск, как и любой риск, имеет математически выраженную ве-роятность наступления потери, которая опирается на статистические данные и может быть рассчитана с достаточно высокой точностью. Чтобы количественно определить величину финансового риска, необходимо знать все возможные последствия какого-нибудь отдельного действия и вероятность самих последст-вий. Вероятность означает возможность получения определенного результата. Применительно к экономическим задачам методы теории вероятности сводятся к определению значений вероятности наступления событий и к выбору из возмож-ных событий самого предпочтительного исходя из наибольшей величины матема-тического ожидания. Иначе говоря, математическое ожидание какого-либо события равно абсолютной величине этого события, умноженной на вероятность его наступления [7].
1.2 Классификация финансовых рисков
Финансовый риск возникает в процессе отношений предпри¬ятия с финансо-выми институтами (банками, финансовыми, ин¬вестиционными, страховыми компаниями, биржами и др.). Причины финансового риска - инфляционные факторы, рост учетных ставок банка, снижение стоимости ценных бумаг и др.
Финансовые риски подразделяются на два вида:
1) риски, связанные с покупательной способностью денег;
2) риски, связанные с вложением капитала (инвестиционные риски).
К рискам, связанным с покупательной способностью денег, от¬носятся сле-дующие разновидности рисков: инфляционные и де¬фляционные риски, валютные риски, риск ликвидности.
Инфляция означает обесценение денег и, соответственно, рост цен. Дефляция - это процесс, обратный инфляции, он выража¬ется в снижении цен и, соответст-венно, в увеличении покупатель¬ной способности денег.
Инфляционный риск - это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения ре¬альной покупательной способности быстрее, чем растут. В таких условиях предприниматель несет реальные потери.
Дефляционный риск - это риск того, что при росте дефляции происходит па-дение уровня цен, ухудшение экономических усло¬вий предпринимательства и снижение доходов.
Валютные риски представляют собой опасность валютных по¬терь, связанных с изменением курса одной иностранной валюты по отношению к другой при проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.
Риски ликвидности - это риски, связанные с возможностью по¬терь при реали-зации ценных бумаг или других товаров из-за из¬менения оценки их качества и потребительной стоимости.
Инвестиционные риски включают в себя следующие подвиды рисков:
1) риск упущенной выгоды;
2) риск снижения доходности;
3) риск прямых финансовых потерь.
Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного (по¬бочного) фи-нансового ущерба (неполученная прибыль) в резуль¬тате неосуществления какого-либо мероприятия (например, стра¬хование, хеджирование, инвестирование т.п.).
Риск снижения доходности может возникнуть в результате уменьшения раз-мера процентов и дивидендов по портфельным инвестициям, по вкладам и кредитам.
Риск снижения доходности включает в себя следующие разно¬видности: про-центные риски и кредитные риски.
К процентным рискам относится опасность потерь коммерчес¬кими банками, кредитными учреждениями, инвестиционными институтами в результате превы-шения процентных ставок, выплачиваемых ими по привлеченным сред¬ствам, над ставками по предоставленным кредитам. К процент¬ным рискам относятся также риски потерь, которые могут поне¬сти инвесторы в связи с изменением дивиден-дов по акциям, про¬центных ставок на рынке по облигациям, сертификатам и другим ценным бумагам.
Введение
Чтобы говорить о роли финансов в инфляции следует в первую очередь определить эти два фундаментальных понятия экономики.
Финансы – платежные средства в системе отношений, связанных с созданием, распределением и использованием фондов денежных средств.
Инфляция – денежно-ценовой феномен, вызываемый переполнением хозяйственного оборота деньгами, что ведет к падению их покупательной способности и росту цен.
Финансы охватывают все стороны денежных отношений между всеми субъектами государства и общества, инфляция же закономерный процесс, возникающий при нарушении этих отношений.
Из данных определений видно, что неправильное распоряжение финансами напрямую связано с явлением инфляции, поэтому в данной работе будут освещены такие вопросы как:
• сущность инфляции как сложного многофакторного явления, проявляющего¬ся через кризис денежного обращения;
• различные формы проявления, причины и социально-экономические по¬следствия инфляции;
• типы, виды и формы инфляции;
• наиболее существенные закономерности инфляционного процесса;
• необходимость и основные методы регулирования инфляции, границы и противоречия такого регулирования;
1. Формы проявления, причины и финансовые последствия инфляции
Трудно с определенностью сказать, когда проблема инфляции впервые встала перед человечеством. Однако, понимая, что инфляция напрямую связана с деньгами и денежным обращением, можно, утверждать, что возникновение инфляции связано с достаточно высокой фазой развития рыночных отношений, когда регулярные хозяйственные связи по поводу обмена товаров потребовали выделения из их огромной массы универсального эквивалента.
Многие правители древности с большим или меньшим успехом пытались найти решение вечной проблемы балансирования бюджетных доходов с постоянно возрастающими расходами. Известно несколько путей решения этой проблемы: ограничение государственных расходов; увеличение налогов, пошлин и тарифов; заем денег внутри страны или за рубежом.
Термин «инфляция» (от лат, inflatio — вздутие) впервые ввел в оборот в 1864 г. американский экономист А. Делмар . Основа¬нием явилось то обстоятельство, что в период гражданской войны в США Федеральное правительство для покрытия дефицита гос¬бюджета выпускало в громадном количестве неразменные на золотые монеты банкноты и казначейские билеты — «гринбакс» («green backs*-— «зеленые спинки»). Широкое распространение в западной экономической литературе понятие «инфляция» получило в XX в. после.
Однако явление инфляции, понимаемое как дороговизна, обесценение денег, снижение их покупательной способности, исторически возникло вме¬сте с рождением самих денег в форме монет.
С появлением бумажных денег монетно-денежная инфляция уступает место бумажно-денежной. В период становления буржуазного строя государ¬ство стремилось ликвидировать средневековый хаос в денежном обращении, ввести и упрочить стабильную денежную систему.
Признаки инфляции в национальной экономике. В западных научных источниках предложены разные точки зрения на сущность современной ин¬фляции, на толкование термина (они в принципе не противоречат друг другу, раскрывают инфляцию с разных сторон).
Не всякое повышение цен является инфляцией, а лишь такое, которое обусловлено ростом денежной массы при отсутствии соответствующего уве¬личения товарного предложения. Неправомерно считать инфляцией повы¬шательную рыночную конъюнктуру на фазе циклического подъема, посколь¬ку растут товарное предложение, объемы продаж, но доходы и спрос растут еще быстрее. Превышение спроса над предложением, а не избыточность де¬нежной массы — причина конъюнктурного роста цен. К неинфляционному росту цен можно отнести:
а) удорожание сырьевых ресурсов в связи с услож¬нением горно-геологических условий добычи;
б) возвышение потребностей вызывающее рост качества и технического уровня продукции и проистекаю¬щее отсюда повышение издержек и цен. Здесь противодействующим факто¬ром является использование передовых технологий, снижающих издержки на единицу продукции.
В целом инфляция в национальной экономике — показатель кризиса де¬нежного обращения, что проявляется в разбухании денежной массы, находя¬щейся в обращении, и, как следствие:
1) в дороговизне, повышении общего уровня цен;
2) в дефиците товаров;
3) в бегстве от национальной валюты, т. е. накоплении иностранной валюты резидентами;
4) в понижении валютного курса национальной денежной единицы;
5) в увеличении цены валютного ме¬талла, выраженной в национальных денежных единицах;
6) в накоплении долговых обязательств;
7) в привязке цен к устойчивой денежной единице;
8) в создании запасов товарно-материальных ценностей.
Проблема измерения инфляции. Для измерения инфляции необходима абсолютная сопоставимость реализуемых товаров как по характеру, назначе¬нию, так и по качеству, техническому уровню. Практическим инструментом такого измерения является индекс потребительских цен (ИПЦ) (7.1). Гос¬комстат России рассчитывает ИПЦ как соотношение стоимости фиксиро¬ванного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в преды¬дущем (базисном) периоде .
Индекс потребительских цен характеризует изменение во времени обще¬го уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроиз¬водственного потребления. В этом индексе в конечном счете интегрально от¬ражается динамика изменений цен на всех предшествующих стадиях общест¬венного производства (начиная с изменений цен на продукцию базовых отраслей экономики).
Именно рост денежной массы, находящейся в распоряжении населения, обусловливает повышение цены фиксированного набора потребительских товаров и услуг или, наоборот, при повышении цены потребительской корзи¬ны для ее реализации потребуется рост денежной массы. Только такой под¬ход позволяет увязать два аспекта инфляции — обесценение денег и повыше¬ние цен. Если же под инфляцией понимается общее увеличение цен, то правомерно использовать индексы цен промышленной продукции, валового внутреннего продукта и другие индексы (правда, при этом невозможно до¬биться полной сопоставимости рыночной «корзины», поскольку растет технический уровень оборудования, изменяется качество материалов, комплек¬тующих элементов и т.д.).
Федеральная служба государственной статистики России рассчитывает индекс потребительских цен ежемесячно нарастающим итогом с начала года на базе статистических данных, полученных в результате наблюдения за из¬менением иен в организациях розничной торговли, на вещевых, смешанных и продовольственных рынках, в стационарных торговых заведениях и при пе¬редвижной торговле (палатки, киоски и т. д.), а также в сфере услуг на основе фактически сложившегося в стране уровня потребления за предыдущий год. При этом индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен и тарифов на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления; измеряет отношение стоимости фик¬сированного набора товаров и услуг в текущем периоде к его стоимости в пре¬дыдущем периоде. В набор товаров и услуг включены 411 товаров (услуг) — представителей. Наблюдение за ценами и тарифами производится во всех столицах республик, центрах краев, областей, автономных округов, городах федерального значения и выборочно — в районных центрах, отобранных с учетом их представительности в отражении социально-экономического и географического положения регионов.
Расчет индексов потребительских цен позволяет определить уровень ин¬фляции. Уровень инфляции —это темп увеличения (прироста) уровня цен по сравнению с предшествующим периодом:
Уровень инфляции исчисляется обычно за год в процентах.
Причины бумажно-денежной инфляции. Бумажно-денежная инфляция обусловлена внутренними и внешними причинами, важнейшими среди кото¬рых являются: а) избыточная эмиссия; б) падение доверия к валюте; в) небла¬гоприятный платежный баланс страны.
Среди внутренних причин (факторов) правомерно различение денежных (монетарных) и неденежных компонентов.
Инфляция наступает, если денежная масса с учетом скорости обращения Денег превышает потребности товарооборота.
Введение
Актуальность исследования налоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации объясняется в первую очередь тем, что федеральный бюджет играет экономическую роль в перераспределении совокупного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования отраслей экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны. Он активно используется государством для воздействия на темпы развития тех или иных отраслей производственной и непроизводственной сфер.
Средства федерального бюджета выступают важным финансовым источником капитальных вложений в основные фонды, дотаций жизненно важным отраслям, укрепления обороноспособности. Усиливается экономическое воздействие федерального бюджета на эффективность производства, ускорение научно-технического прогресса. Федеральный бюджет, финансируя образование и науку, стал крупным источником средств для воспроизводства квалифицированных и научных кадров.
В последние годы роль и значение государства возрастают, увеличиваются и затраты на содержание государственных органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством (образованием института президентства, федеральных округов, расширением парламента, Конституционного Суда и др.).
Право Российской Федерации на самостоятельный федеральный бюджет закреплено в Конституции РФ (ст. 71), а БК РФ детально регламентирует порядок его формирования и исполнения.
В соответствии с Конституцией РФ в стране избирается Федеральное Собрание России, Президент РФ, Правительство РФ, наделенные рядом государственных функций, в том числе бюджетными правами. Для управления народным хозяйством, выполнения законодательства, организационно-воспитательных и иных функций образуются органы исполнительной власти (министерства, государственные комитеты, ведомства и др.).
Для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий в Российской Федерации формируется централизованный финансовый (денежный) фонд – федеральный бюджет РФ, что закреплено в Конституции Российской Федерации.
В ст. 71 Конституции Российской Федерации записано: «В ведении Российской Федерации находятся: федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития».
Через федеральный бюджет осуществляется распределение и перераспределение внутреннего валового продукта и созданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, осуществляется финансирование общегосударственных органов власти, науки, искусства, образования, обороноспособности и т.д.
Доходы бюджета, расходы бюджета, допустимый уровень инфляции, предельный размер дефицита, предельный размер кредитов, предоставляемых Россией иностранным государствам, размеры заимствований устанавливаются федеральным законом об утверждении федерального бюджета на финансовый год.
Целью работы является рассмотрение сущности, состава, структуры и динамики федерального бюджета, а также исследование состояния налоговой политики на современном этапе и анализ мероприятий по оптимизации налоговых поступлений в федеральный бюджет.

Глава 1. Сущность налоговых доходов федерального бюджета РФ
§ 1.1. Понятие налоговых доходов федерального бюджета
Доходы федерального бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ.
В доходы федерального бюджета зачисляются:
- собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- собственные неналоговые доходы;
- остаток средств на конец предыдущего года;
- доходы, полученные в виде безвозмездных и безвозвратных перечислений.
К налоговым доходам относятся: предусмотренные Бюджетным кодексом РФ (ст. 50) и налоговым законодательством Российской Федерации федеральные налоги и сборы, и налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами.
К неналоговым доходам относятся:
- доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной федеральной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти;
- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации;
- часть прибыли (чистой) унитарных предприятий в размерах, установленных Правительством РФ, и др.
К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования; иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме поступления налоговых доходов в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов Российской Федерации. В доходы бюджета зачисляется также остаток средств на конец предыдущего года.
В доходах федерального бюджета отдельной строкой учитывались доходы федеральных целевых бюджетных фондов по ставкам, устанавливаемым законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В настоящее время все целевые фонды упразднены.
Остатки средств упраздненных целевых фондов включены были в доход федерального бюджета.
Согласно Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2007 год» доходы федерального бюджета на 2007 г. определяются в сумме 6965,3 млрд. рублей (22,3 % ВВП) (2006 год – 5 046,1 млрд. руб.), т.е. увеличены на 1919,2 млрд. рублей по сравнению с утвержденными законом о федеральном бюджете на 2006 год. В то же время доля доходов в ВВП в 2007 году снизится по сравнению с 2006 годом на 0,4 п.п. (с 22,7% ВВП до 22,3% ВВП). Тенденция уменьшения доли доходов федерального бюджета в ВВП сохранится и в 2008 – 2009 годах (19,8% ВВП и 19,2% ВВП соответственно). Основными факторами снижения доходов федерального бюджета по отношению к ВВП являются: замедление темпов роста добычи и экспорта нефти и газа по сравнению с темпами роста ВВП и снижение цен на нефть на мировых ранках.
В составе доходов федерального бюджета налоговые доходы составляют 4242,9 млрд. рублей (13,6% ВВП). Неналоговые доходы на 2006 год определены в сумме 2722,2 млрд. рублей (8,7% ВВП).
Основными доходными статьями федерального бюджета в 2007 году, как и в 2006 году, остаются налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых и налог на прибыль организаций.
Таким образом, доходная часть федерального бюджета Российской федерации слагается главным образом из налогов с предприятий и организаций различных форм собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин. От населения в федеральный бюджет поступают сборы, пошлины и прочие платежи за оказываемые услуги.
Введение
Актуальность темы исследования. Пенсионная реформа Российской Федерации по инициативе Правительства в 2002 году вступила в стадию практической реализации. Однако четыре года преобразований пенсионной системы продемонстрировали невозможность решить поставленные перед нею проблемы, среди которых первоочередными являются: принципиальное повышение уровня жизни пенсионеров; обеспечение связи размера пенсии с трудовым (страховым) вкладом застрахованного лица в ее формирование; сокращение объемов не обеспеченной финансовыми ресурсами нагрузки на систему пенсионного страхования; предотвращение проблем, связанных с негативными демографическими тенденциями, влекущими сокращение объемов поступления финансовых ресурсов в пенсионную систему и рост обязательств по выплате пенсий; повышение экономической мотивации (заинтересованности) к уплате страховых взносов; обеспечение текущей и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы и др.
Дефицит бюджета Пенсионного Фонда России, возникший в 2005 г., и возможность его возрастания при сохранении действующих норм налогового и пенсионного законодательства почти до 1 трлн.руб. уже к 2010 г., требуют радикальной корректировки современного направления реформ.
В этой связи одним из наиболее актуальных вопросов современного пенсионного страхования становится разработка и научное обоснование оптимального механизма формирования пенсионных обязательств в распределительном компоненте общегосударственной системы обязательного пенсионного страхования, который в равной мере будет отвечать интересам застрахованных лиц и всей пенсионной системы и позволит страховщику (в лице Пенсионного фонда Российской Федерации) выполнять свои функции в полном объеме.
Данная социально-экономическая проблема, многообразие и новизна связанных с этим задач требуют научного решения, которое будет способствовать развитию теории и методологии нового направления науки в сфере экономики труда.
Обобщение имеющихся материалов и приведенный критический анализ показали, что до настоящего времени не выработан оптимальный механизм формирования пенсионных обязательств. Причиной тому является отступление от базовых принципов пенсионного страхования, стремление подстроиться под конкретные социально-экономические условия, в которых должен функционировать данный механизм. В результате происходит деформация в механизме формирования пенсионных обязательств и, как следствие, – нарушение баланса во всей финансовой системе пенсионного страхования. Изучение зарубежного научного опыта решения аналогичных пенсионных проблем позволяет утверждать об отсутствии универсальной теоретической базы и относительно разработанных общих технологий, поскольку в силу своей социальной значимости пенсионное обеспечение в зарубежных странах ориентировано на учет исторических и национальных традиций и конкретно-этнических особенностей. Все это делает невозможными прямые заимствования и перенос мирового опыта на российскую действительность, тем более без учета специфики переходного периода, территориальных масштабов и национально-демографических особенностей населения.
Цель дипломного исследования – изучить деятельность Пенсионного Фонда РФ, формирование и расходование его средств.
Достижение поставленной цели обеспечивается путем решения следующих задач:
- изучить сущность и роль Пенсионного Фонда РФ с пенсионной системе страны;
- анализ доходов и расходов Пенсионного фонда Российской Федерации;
- выявление наиболее общих закономерностей развития пенсионных систем и их реформирования, базирующихся на страховых принципах;
- выявить перспективы развития и предложить пути совершенствования пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Объектом исследования является пенсионная система Российской Федерации.
Предметом исследования выступают экономические и социально-трудовые отношения, складывающиеся в процессе формирования государственных пенсионных обязательств на основе преобразования пенсионных прав застрахованных лиц в распределительном компоненте системы обязательного пенсионного страхования.
Информационная база исследования. При подготовке дирломного исследования были использованы законодательные акты, указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации, нормативные акты Пенсионного Фонда России, а также государственная статистическая отчетность и ведомственная отчетность Пенсионного Фонда России.
Структура дипломной работы обусловлена целями и логикой исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Пенсионный фонд Российской Федерации, его состав и значение
1.1 Сущность, роль и основные задачи Пенсионного Фонда РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - один из крупнейших и наиболее значимых социальных институтов России.
Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.
При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим.
Кроме того, следует отметить, что Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) установлено, что руководство Пенсионным фондом Российской Федерации осуществляется Правлением ПФР, которое возглавляет Председатель Правления.
ВВЕДЕНИЕ
Определение будущего состояния предприятия и его окружения на основе сложившихся тенденций и есть прогнозирование финансового состояния. При принятии любых плановых или внеплановых решений оценка их возможных последствий является обязательным управленческим действием, осуществляемым системно и корректно. При прогнозировании результат или возможная степень достижения целей - это вероятные последствия принятых или планируемых решений. Поэтому прогнозирование является необходимым составным элементом планирования и управления. И успех планирования и, следовательно, управления деятельностью компании будет полностью определяться качеством прогнозных оценок последствий принимаемых решений.
Прогнозирование финансового состояния предприятия осуществляется с целью оценки экономических и финансовых перспектив и предполагаемого финансового состояния предприятия на планируемый период в зависимости от основных возможных вариантов его производственно-сбытовой деятельности и ее финансирования, а также формирования на этой основе обоснованных выводов и рекомендаций относительно выбора рациональной стратегии и тактики действий высшего руководства предприятия.
На современном этапе развития нашей экономики вопрос финансового анализа предприятий является очень актуальным. От финансового состояния предприятия зависит во многом успех его деятельности. Поэтому анализу финансового состояния предприятия уделяется много внимания.
Актуальность данного вопроса обусловило и развитие методик анализа финансового состояния предприятий. Эти методики направлены на экспресс оценку финансового состояния предприятия, подготовку информации для принятия управленческих решений, разработку стратегии управления финансовым состоянием.
Так как существующие методы и модели оценки финансового состояния предприятия являются базовыми и на практике в чистом виде применяются очень редко, то для получения более точных результатов предлагается использовать некую комбинированную модель оценки. Это обусловлено наличием у каждого отдельного базового метода недостатков и ограничений, которые нейтрализуются при их комплексном применении. Базовые методы в составе комбинированных дополняют друг друга.
В условиях рыночной экономики залогом выживаемости и основой стабильного положения предприятия служит его финансовая устойчивость. Она отражает такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффек¬тивного их использования обеспечить бесперебойный про¬цесс производства и реализации продукции, а также за¬траты по его расширению и обновлению.
Определение границ финансовой устойчивости предприятия относится к числу наиболее важных экономических проблем в условиях перехода к рынку, поскольку недостаточная финансовая устойчивость может привести к отсутствию у предприятия средств для развития производства, его не¬платежеспособности и, в конечном счете, к банкротству, а «избыточная» устойчивость будет препятствовать разви¬тию, отягощая затраты предприятия излишними запасами и резервами.
Для оценки финансовой устойчивости предприятия необхо¬дим анализ его финансового состояния. Финансовое со¬стояние представляет собой совокупность показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансо¬вых ресурсов. Это способность предприятия финансировать свою деятельность.
Финансовое состояние характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их раз¬мещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.
Способность предприятия своевременно производить пла¬тежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоя¬нии.
Главная цель финансовой деятельности – решить, где, ко¬гда и как использовать финансовые ресурсы для эффектив¬ного развития производства и получения максимума при¬были.
Цель анализа состоит не только и не столько в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние пред¬приятия, но также и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансо¬вого состояния показывает, по каким конкретным направ¬лениям надо вести эту работу. В соответствии с этим ре¬зультаты анализа дают ответ на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятельности.
Целью данной работы является анализ финансовой стратегии предприятия.
Объект исследования – ОАО «Коломенский завод».
Предмет исследования – финансовая стратегия ОАО «Коломенский завод».
В соответствии с целью работы перед автором поставлены следующие задачи:
– изучить теоретические основы анализа финансовой стратегии предприятия и его методологию;
– провести анализ финансового состояния ОАО «Коломенский завод»;
– предложить пути улучшения финансового состояния объекта исследования.
Анализ финансового состояния предприятий различных форм собственности нашёл свое отражение во многих источниках научной литературы. В них рассматривались следующие понятия, используемые в дипломной работе: финансы предприятия; финансовое состояние; виды, методы и приёмы финансового анализа; система показателей, характеризующих финансовое состояние; анализ финансовой отчётности и структуры баланса; оценка платёжеспособности, устойчивости, доходности предприятия и др.
При написании дипломной работы использовались методы экономического анализа, метод сравнений, метод обобщения с помощью абсолютных и относительных величин.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность финансовой стратегии предприятия
В условиях рыночных отношений, самостоятельности предприятий, а также ответственности за результаты своей деятельности существует необходимость определения тенденций финансового состояния, ориентации в финансовых возможностях и перспективах (получение банковского кредита, привлечение иностранных инвестиций), оценки финансового состояния других хозяйствующих субъектов. Решение данных вопросов обеспечивает финансовая стратегия предприятия.
Финансовая стратегия - это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами. Она охватывает как вопросы теории, так и вопросы практики, формирования финансов, их планирования и обеспечения. Финансовая стратегия предприятия решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования.
Теория финансовой стратегии исследует объективные закономерности рыночных условий хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях подготовки и ведения стратегических финансовых операций.
Финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политику, политику в области ценных бумаг и др.
Финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке продукции, учитывая финансовые возможности предприятия и рассматривая характер внутренних и внешних факторов.
ВВЕДЕНИЕ
Вступая в XXI век мировая экономика устремляется к грандиозным переменам, которые ориентированы на рост качества социального уровня общества, на совершенствование структуры экономики, на повышение качества воспроизводимого богатства, на ускорение темпов накопления высокоинтеллектуального человеческого капитала, на расширение высокотехнологичных форм воспроизводства основного капитала путем ускорения инноваций, главным инструментом которых становится новая инвестиционная политика, которую сегодня начали реализовывать все развитые страны мира.
Перед Россией, как и перед мировой экономикой, XXI век определил новые вызовы, в первую очередь в области инвестиционной и инновационной политики. Оживление инвестиционной и инновационной активности – главное условие выхода России из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития социально ориентированной рыночной экономики.
Цель курсовой работы – раскрыть понятие, сущность и виды инвестиций и рассмотреть возможности государственного регулирования инвестиций, в том числе в России. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность понятия инвестиции, рассмотреть их виды
2) Изучить источники финансирования капитальных вложений
3) Рассмотреть направления и формы государственного регулирования инвестиций
4) Проанализировать сущность понятия бюджет развития и механизмы государственных инвестиций
5) Рассмотреть роль правового регулирования и его возможности
При помощи раскрытия поставленных задач в курсовой работе выявляется сущность и особенности инвестиций в России. Показаны некоторые проблемы, решение которых необходимо для нормального развития российской экономики.
В курсовой работе использована различная литература. Для раскрытия теоретических вопросов работы базовая информация была собрана из различных учебников и учебных пособий. Более глубокая теоретическая информация была получена из научных. Кроме того, использованы законы, кодексы и др. законодательство РФ, в которых также приводятся определения ключевых понятий.
В статьях периодической печати была получена информация о текущем состоянии изучения проблемы государственного регулирования инвестиций. Периодические публикации позволили осветить практическое состояние дел в рассматриваемой области.
В соответствии с целью и задачами работа разделена на две главы. В первой главе рассматриваются теоретические понятия инвестиций, их роли, классификация инвестиций, источники источники финансировании капитальных вложений.
Во второй главе проанализированы направления и формы государственной инвестиционной политики, сущность и возможности использования бюджета развития, а также правовое регулирование инвестиций в РФ.

1. Теоретические аспекты инвестиций
1.1 Понятие и виды инвестиций
Термин «инвестиции» имеет латинское происхождение – investure (облачать), в экономическую теорию и практику пришло из английского языка – to invest (вкладывать). В широкой трактовке понятие инвестиции применяют как вложение капитала с целью последующего возрастания.
В качестве экономической категории инвестиции определяют как экономические отношения, которые возникают в процессе расширенного воспроизводства по поводу использования накапливаемой части созданного продукта в целях увеличения количества и улучшения качества производственного и финансового капиталов.
Роль инвестиций на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях несколько отличается.
На макроэкономическом уровне значение инвестиций проявляется в таких направлениях как осуществление расширенного воспроизводства, ускорение научно-технического прогресса, повышение качества продукции, обеспечение отраслевой сбалансированности общественного производства, осуществление решения социальных проблем, обеспечение охраны природной среды, обеспечение национальной безопасности государства.
На микроэкономическом уровне значение инвестиций заключается в обеспечении решения следующих задач: осуществление расширенного воспроизводства, повышение технического уровня производства, повышение качества продукции, обеспечение конкурентоспособности предприятия, получение дополнительной прибыли путем осуществления финансовых инвестиций, проведение природоохранных мероприятий.
При этом каждое из перечисленных направлений можно детализировать. Так, осуществление расширенного воспроизводства возможно за счет внедрения новой технологии, расширения сферы деятельности, повышения эффективности использования ресурсов предприятия и др.
В целях анализа инвестиционной деятельности на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях инвестиции классифицируются по ряду признаков. Основными классификационными признаками, применяющимися на практике, являются следующие:
> по объектам вложений;
> по периоду инвестирования;
> по характеру участия в инвестициях;
> по формам собственности инвестируемого капитала;
> по уровню доходности;
> по уровню инвестиционного риска;
> по воспроизводственной направленности;
> по региональным источникам привлечения капитала.
По объектам вложения различают реальные и финансовые инвестиции
Реальные инвестиции – вложение средств в материальные и нематериальные активы. Важнейшая их часть – вложения, осуществляемые в форме капитальных вложений, в основной капитал.
Финансовые инвестиции – вложение средств в различные финансовые активы (ценные бумаги, паи, доли участия, банковские депозиты).
По периоду инвестирования различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные инвестиции. Все вложения, сроком до 1 года относят к краткосрочным инвестициям, свыше года и до 3 лет – к среднесрочным, а инвестиции свыше 3 лет относят к долгосрочным инвестициям. При учете на предприятии применяют деление на краткосрочные и долгосрочные инвестиции.
По характеру участия в инвестициях принято выделять прямые и непрямые (косвенные) инвестиции.
Прямые инвестиции предполагают непосредственное участие инвестора во вложении средств.
Непрямые (косвенные) инвестиции предполагают наличие инвестиционного посредника.
По формам собственности инвестируемого капитала деление происходит по правоотношениям собственности на инвестиции. В соответствии с российским законодательством можно выделить частные инвестиции – средства, вложение которых осуществляется гражданами и частными предприятиями; государственные – средства, вложение которых осуществляется государственными органами власти и управления, государственными унитарными предприятиями за счет средств бюджета, внебюджетных фондов, иных источников инвестиционных средств; муниципальные – средства, вложение которых осуществляется муниципальными органами власти и управления, муниципальными унитарными предприятиями.
Если инвестируемый капитал состоит из частных и государственных (муниципальных) инвестиций, принято определять их как смешанные инвестиции.
По уровню доходности различают: высокодоходные инвестиции – предполагают вложение капитала в инвестиционные проекты (финансовые инвестиции), ожидаемый уровень доходности по которым превышает среднюю норму прибыли на инвестиционном рынке; среднедоходные инвестиции – предполагают вложение капитала в инвестиционные проекты (финансовые инвестиции), ожидаемый уровень доходности по которым соответствует средней норме прибыли на инвестиционном рынке; низкодоходные инвестиции – предполагают вложение капитала в инвестиционные проекты (финансовые инвестиции), ожидаемый уровень доходности по которым соответствует средней норме прибыли на инвестиционном рынке; бездоходные инвестиции – предполагают вложение капитала в инвестиционные проекты, по которым инвестор не ожидает получение дохода; это относится прежде всего к проектам социального, экологического назначения.
Введение
Вопросы методологии управления финансовыми потоками в условиях рынка с помощью эффективного её инструмента - финансового планирования, обсуждаются в отечественной экономической науке с момента перехода России к рынку. Развитие рыночных отношений в России предопределили необходимость использования рыночных финансовых инструментов управления деятельностью организаций (предприятий), в том числе в сфере движения финансовых потоков. В трудах российских и зарубежных авторов по управлению финансами определение понятия "финансовый поток" практически не встречается. Существующие определения часто не выражают специфику данной категории, а отражают лишь интуитивную позицию автора.
Практика финансового планирования хозяйствующих субъектов наработанная к 90-м годам не являлась комплексной, и в целом не соответствовала новым условиям хозяйствования. Возникла необходимость разработки новой системы финансового планирования, помогающей осуществлять эффективную управленческую деятельность в условиях рыночной экономики.
В настоящее время существуют общепринятые методики финансового планирования, нуждающиеся в практической адаптации к условиям хозяйствования в рамках отдельных отраслей, а иногда - отдельных субъектов.
В этих условиях, актуальность темы курсовой работы во многом определяется необходимостью разработки концепций, направлений и механизмов реализации эффективного управления финансовыми потоками, обеспечивающих увеличение уровня доходов предприятий с учетом отраслевой специфики и как следствие - рост уровня жизни населения страны.
Вопросы управления финансовыми потоками и финансового планирования наиболее широкое отражение нашли в отечественной и зарубежной литературе, посвященной планированию экономических систем на макро- и микроуровнях.
Однако проблемы экономической адаптации ряда аспектов управления финансовыми потоками на основе бюджетов, к особенностям конкретных отраслей хозяйства слабо изучены. Необходимы системные разработки интегрированных этапов составления бюджетов, текущего контроля за их исполнением, учета и анализ отклонений фактических показателей от плановых.
Актуальность и недостаточная разработанность этих вопросов обусловили необходимость четкого определения понятий "финансовый поток" и "финансовая политика", разработки отраслевых критериев оценки движения финансовых потоков организаций, рекомендаций по составлению отдельных финансовых бюджетов. Этим объясняется выбор темы, постановка цели и задач курсовой работы.
Целью курсовой работы является разработка и обоснование теоретических, организационных и методологических подходов к управлению финансовыми потоками предприятия в соответствии с объективными требованиями процесса становления рыночных отношений между хозяйствующими субъектами (на примере организаций сферы аптечного бизнеса).
Реализация поставленной цели предопределила решение задач теоретического и прикладного характера:
- определить место управления финансовыми потоками в общей системе управления финансово-хозяйственной деятельностью организации;
- исследовать основы построения модели управления финансовыми потоками организаций;
- выявить сущностные особенности финансового планирования и прогнозирования в отрасли;
- проанализировать видовые особенности и организационные основы построения системы финансовых бюджетов коммерческих организаций;
- определить отраслевые значения критериев, позволяющих оценить эффективность управления финансовыми потоками организаций;
- разработать рекомендации по построению бюджетной модели аптечных организаций;
- предложить мероприятия по совершенствованию управления финансовыми потоками предприятий отрасли.
Объектом исследования являются теоретические, организационные и правовые аспекты деятельности предприятий по управлению финансовыми потоками. Предметом исследования выступают финансовые потоки организаций отрасли.
Глава 1. Теоретико-методологические основы планирования финансовых потоков деятельности предприятий в современных условиях
1.1 Экономическая сущность финансовых потоков и их место в движении денежных средств в организации
Развитие финансового управления на предприятиях в последние годы предъявляет серьезные требования к применению новых технологий в управлении экономическими процессами.
Функционирование хозяйствующих субъектов и осуществление ими в процессе работы практически всех видов финансовых операций генерирует определенное движение финансовых ресурсов в форме их поступления или расходования. Виды образования и использования финансовых ресурсов обусловлены не только внутренней деятельностью предприятия, но и его взаимодействием с внешней средой (с бюджетом и внебюджетными фондами по налоговым платежам, сборам и различным отчислениям, с кредитными организациями по вопросам привлечения займов и т.д.)
Это движение средств функционирующего предприятия во времени представляет собой непрерывный процесс и определяется понятием "финансовый поток".
В соответствии с вышесказанным, особую значимость приобретает развитие доктрины финансовых потоков, как одной из базовых в рамках финансового управления, характеризующая процесс управления финансовыми ресурсами предприятия в динамике.
На современном этапе управлению финансовыми потоками предприятия уделяется все больше внимания и на этом пути уже достигнут определенный прогресс.
Потоковый подход рассматривается как важный элемент оперативного и стратегического планирования предприятия. Экономия возникает не только в результате налогового планирования, хотя этот фактор в планировании финансовых потоков играет существенную роль, основной эффект достигается благодаря оптимизации свободных остатков финансовых средств и учету долгосрочных факторов развития предприятия.
Работа предприятия, при помощи потоковых схем довольно просто поддается систематизации и принимает числовое выражение.
Логистический подход к потоку дает следующее определение: поток -совокупность объектов, воспринимаемая как единое целое, существующая как процесс на некотором интервале, и измеряемая в абсолютных единицах за определенный период времени. [1,483]
В трудах российских и зарубежных авторов по управлению финансами определение понятия "финансовый поток" практически не встречается. Существующие определения часто не выражают специфику данной категории, а отражают лишь частное мнение того или иного автора. Когда речь заходит о финансовых ресурсах, их поступлении и расходовании, избытке или недостатке, то говорят о формировании и использовании, как правило, денежных фондов, которые рассматриваются как обособившаяся часть денежных средств, получившая целевое назначение и относительную самостоятельность функционирования.[2,16]
ВВЕДЕНИЕ
После начала реформ и до сегодняшнего дня бюджетная система страны продолжает изменяться. И роль планирования прогнозирования бюджета очень важна.
Проблема составления и регулирования бюджета актуальна как никогда. Актуальность решения проблемы планирования и прогнозирования бюджетов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению доходами и расходами, но и невозможностью выработки для этих целей в современных условиях универсальной модели действия для любого государства. Необходимость экономического развития и недостаток денежных средств в бюджете порождают немало проблем, решение которых необходимо для нормального развития экономики страны и устойчивого экономического роста.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность понятий бюжетного планирования и прогнозирования и рассмотреть особенности бюджетного планирования и прогнозирования в РФ. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность понятий «бюджет», «бюджетная система», «бюджетный процесс» согласно российскому законодательству.
2) Рассмотреть понятия бюджетного планирования и прогнозирования
3) Изучить необходимость и роль бюджетного планирования и прогнозирования
4) Проанализировать особенности бюджетного планирования и прогнозирования в России и описать пути совершенствования этих процессов.
Объектом исследования является область бюджетных отношений в РФ. Предметом исследования выступают процессы бюджетного планирования и прогнозирования. Методологическую основу работы составляют общенаучный, логический, исторический, сравнительный и другие методы.
В курсовой работе использована различная литература. Для раскрытия теоретических вопросов работы базовая информация была собрана из различных учебников и учебных пособий. Более глубокая теоретическая информация была получена из научных работ. Кроме того, использованы законы, кодексы и др. законодательство РФ, в которых также приводятся определения ключевых понятий.
В периодических изданиях была получена информация о текущем состоянии изучения проблемы государственного долга. Периодические публикации позволили осветить практическое состояние дел в области бюджетного планирования и прогнозирования в научных кругах.
В соответствии с целью и задачами работа разделена на три главы. В первой главе рассматриваются теоретические понятия государственного бюджета, бюджетной системы, бюджетного процесса и его роли для целей бюджетного планирования.
Во второй главе изучены понятия бюджетного планирования и прогнозирования, их роль и значение для бюджетной системы государства.
В третьей главе проанализированы особенности процесса бюджетного планирования и прогнозирования в РФ и выявлены возможные пути их совершенствования.
Для иллюстрации анализируемого материала использованы таблицы, приложения.

1. Теоретические основы бюджета
1.1 Бюджет, бюджетная система
Для успешной реализации государственной финансовой политики необходимо сосредоточение определенной доли национального дохода необходимо в некотором централизованном фонде финансовых ресурсов — таким фондом и является бюджет.
Государственный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления .
Бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов, дает государственной власти возможность содержания государственного аппарата, армии, реализации социальных мероприятий, решения приоритетных экономических задач и выполнения других функций, присущих государству.
Сущность государственного бюджета как экономической категории реализуется в трех функциях, выполняемых бюджетом: распределительной, контрольной, фискальной.
Бюджетная система в унитарных государствах включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты, в федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:
• государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства),
• бюджеты членов федерации (в США – штатов, в Германии – земель, в Канаде – провинций, в Швейцарии – кантонов, в России – субъектов Федерации),
• местные бюджеты.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов четырех уровней:
• федеральный бюджет и бюджеты федеральных государственных внебюджетных фондов,
• бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов,
• местные бюджеты,
• бюджеты муниципальных образований поселенческого типа.
Федеральный бюджет разрабатывается в форме федерального закона и утверждается высшим законодательным органом государственной власти – Федеральным Собранием РФ. Федеральный бюджет представляет собой финансовый план страны в целом, в нем осуществляется перераспределение национального дохода в рамках всего государства. Доходы федерального бюджета собираются по всей территории РФ по единым нормативам, а расходы осуществляются в интересах и на благо всех граждан страны.
Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) представляют собой часть бюджетной системы РФ. Они принимаются в форме законов субъектов РФ и являются символом и гарантом региональной обособленности, независимости, самостоятельности и ответственности субъектов Федерации.
Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются правовыми актами представительных органов местного самоуправления либо в ином порядке, установленном уставами муниципальных образований.
Бюджетное устройство – это основанная на законодательных нормах организация системы взаимосвязей как между звеньями бюджетной системы, так и между участниками бюджетного процесса. Бюджетное устройство состоит из следующих элементов :
• принципы построения бюджетной системы,
• принципы и методы разграничения бюджетных полномочий,
• правила формирования и исполнения бюджетов,
• принципы организации межбюджетных отношений,
• система ответственности за нарушение бюджетного и налогового законодательства.
Организация взаимосвязей между звеньями бюджетной системы осуществляется с помощью следующих механизмов:
• бюджетное законодательство (Бюджетный кодекс РФ),
• налоговое законодательство (Налоговый кодекс РФ),
• бюджетное регулирование,
• государственный финансовый контроль,
• муниципальный финансовый контроль.
Обособленным понятием в структуре бюджетного устройства России является понятие консолидированного бюджета, который представляет собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории (см. рис. 1 в приложении).
Федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации составляют консолидированный бюджет РФ. Бюджет субъекта Федерации и консолидированные бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Федерации. Бюджет муниципального образования и бюджеты муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет муниципального образования.
Консолидированный бюджет не подлежит утверждению в законодательном порядке, а представляет собой лишь информационную базу для корректировки бюджетной политики соответствующего региона. Консолидированный бюджет не может служить предметом сравнительного анализа регионов, поскольку не отражает экономического состояния этих регионов, а определяет изъятую государством часть национального дохода – ведь не за счет роста налогов увеличивается богатство территории!
Кроме федерального, региональных и местных бюджетов, в бюджетную систему РФ входят государственные внебюджетные фонды – централизованные фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и предназначенные для реализации прав граждан на пенсионное обеспечение, соц. страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь.
Введение
Экономическая наука определяет три типичных ориентира развития экономики: американскую, шведскую и японскую модели организации рыночной экономики.
Первая модель характеризуется максимально возможным поощрением предпринимательской деятельности, личного успеха и, таким образом, перераспределением национального богатства в пользу наиболее активной части населения. «Пассивной», при этом, обеспечивается приемлемый уровень жизни за счет всевозможных льгот и пособий. Вмешательство государства в экономику, следуя американской модели, очень незначительно и, главным образом, сводится к определению «правил игры» на рынке, выполнению арбитражных функций, обеспечению стабильной конъюнктуры и т. д.
Японская модель (в определенной степени обратная американской) предполагает существенное влияние государства на экономику страны. Развитие и оптимизация производства в этом случае рассматривается в контексте национальных задач. Решением социальных проблем, по большому счету, занимаются корпорации, что, учитывая степень национального сознания и традиций, особой напряженности в обществе не вызывает. Выигрывают в условиях этой системы преимущественно прогрессивные отрасли экономики (не без помощи «государственного патроната») и технологический прогресс в целом: определенное отставание темпов роста зарплат рядовых служащих в сравнении с ростом продуктивности труда сопровождается снижением производственных расходов и повышением конкурентоспособности продукции на мировых рынках.
Симбиоз американской и японской моделей, по сути, представляет шведская. Ее основной принцип состоит в создании богатства и его максимально справедливом распределении. Первая функция реализовывается в конкурентной рыночной среде частным сектором, вторая — правительством. Цементирующим фактором, в данном случае, являются высокие ставки налогообложения, что, к слову, налогоплательщиков не смущает: 50% ВВП приходится на государственные расходы, в структуре которых главный акцент делается на обеспечении доступного образования, здравоохранения, страхования на случай безработицы, пенсионном обеспечении и т. д.
Напомним, Швеция считается одним из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. По уровню жизни и объему социальных преференций эта скандинавская страна стабильно входи в первую пятерку. Вместе с тем, такая социальная политика государства привела к тому, что в Швеции сложился один из самых высоких в мире уровней налогообложения — на налоги среднестатистический работающий швед тратит до 40 проц. своих средств .
В работе рассмотрены положительные и отрицательные стороны смешанной модели экономики.
Объектом курсовой работы является так называемая шведская модель смешанной экономики.
Предметом работы выбран процесс управления экономикой правительством и частным сектором.
Цель курсовой работы – определить основные черты экономики Швеции.
Задачи данной работы:
• провести анализ состояния и уровня развития экономики Швеции;
• выявить особенности данной модели смешанной экономики;
• выработать систему оценочных показателей, использование которых позволит получить объективную картину достоинств и недостатоков шведской модели экономики;
• разработать необходимую методологию формирования развития шведской модели экономики при решении проблем её взаимодействия и конкуренции с зарубежными финансово-экономи¬ческими системами.
Теоретико-методологическая основа работы. Общетеоретическую основу работы составляют законы, закономерности и принципы экономической науки, ее категориальный аппарат. На общегносилогическом уровне методологического анализа научной проблемы регулирования структуры экономики с целью обеспечения ее устойчивого роста применяются следующие наиболее распространенные подходы: диалектический, критический (оценочный) и исторический, позволяющие дать объективную характеристику объекта исследования.
Структура работы состоит из введения, двух глав основного текста (каждая глава включает 3 подпункта), заключения, списка литературы и 5 приложений.
1 Смешанная экономика как разновидность современных экономических систем
1.1 Теоретико-методологические аспекты категории «смешанная экономика»
Смешанная экономика – экономика страны, в которой сочетаются черты рыночной и централизованной экономических систем.
В смешанной экономике активную роль играет государство, взаимодействующее с рынком, дополняющее и корректирующее рыночные механизмы саморегулирования, компенсирующее их недостаточность. Фактически рыночная экономика в любой стране является смешанной, различие состоит в соотношении меры государственного регулирования и рыночного саморегулирования .
Теория смешанной экономики - буржуазно-реформистская концепция, согласно которой экономика развитых капиталистических стран в результате роста масштабов хозяйственной деятельности государства превратилась из системы частного предпринимательства в систему т. н. смешанной экономики, состоящей из частного и государственного секторов, которые взаимно дополняют друг друга. Отдельные положения данной теории были выдвинуты ещё в конце 19 в. А. Шеффле и А. Вагнером (Германия), как цельная теория — разработана в 20-х гг. 20 в. В. Зомбартом (Германия). Активными сторонниками С. э. т. выступили в период 2-й мировой войны 1939—45 и после неё буржуазные экономисты С. Чейз, А. Хансен, Дж. М. Кларк и П, Сэмюэлсон (США), которые утверждают, что контроль над современной экономикой осуществляется как обществом, так и частными институтами якобы с целью повышения «социального благосостояния» народов, что благодаря «революции» в функциях буржуазного государства его экономическая и социальная деятельность может ликвидировать противоречия капитализма, обеспечить бескризисное развитие экономики, высокие и устойчивые темпы её роста.
В развёрнутой форме реформистский вариант теории смешанной экономики, опирающийся на буржуазные теории, был разработан правыми лейбористскими идеологами Э. Крослендом, Дж. Стрейчи (Великобритания), по мнению которых после 2-й мировой войны происходит трансформация капитализма в совершенно иную систему, характерными чертами которой в экономической области являются: переход руководящей роли от капиталистов к менеджерам, возросшая экономическая роль буржуазного государства, полная занятость и непрерывный рост производства.
Эти взгляды нашли отражение в заявлении руководства Лейбористской партии Великобритании (1957). Элементы социализма, по мнению теоретиков лейборизма, представлены национализированным сектором, а также связаны с осуществлением буржуазным государством экономических и социальных функций и более равномерным распределением «богатства и дохода». В целом, с их точки зрения, «смешанная экономика», не будучи уже капиталистической, не является ещё социалистической.
Объективной основой возникновения теории смешанной экономики явилось развитие государственно-монополистического капитализма, которое привело к усилению вмешательства буржуазного государства в хозяйственную жизнь в интересах монополистического капитала, значительном росту государственного сектора в капиталистической экономике. Однако методологический порок теории смешанной экономики состоит в эмпирическом и формально-правовом подходе к новым экономическим явлениям. Хотя в капиталистических странах государство воздействует на экономику и последняя включает в себя государственный сектор (во многих странах довольно значительный), это не даёт основания рассматривать современную капиталистическую экономику как «смешанную». С социально-экономической точки зрения и частный, и государственный секторы в рамках капиталистической формации представляют собой один тип хозяйства — капиталистический, т. к. производственные отношения людей, занятых на предприятиях, принадлежащих буржуазному государству, остаются отношениями капиталистическими, отношениями эксплуатации. При этом не имеет значения тот факт, что в качестве эксплуататора наёмных рабочих и служащих, занятых на государственных предприятиях, выступают не отдельные предприниматели, а буржуазное государство, т. к. последнее представляет интересы всего класса капиталистов .
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества