Риторика - готовые работы

fig
fig
Нравственные качества оратора
Важным нравственным качеством оратора является его трудолюбие, его способность к систематической творческой работе. Только тот может оправдать надежды слушателей, кто накапливает материалы повседневно, а не только с того момента, когда им выбрана тема для выступления.
Оратор должен быть скромным. Скромность - неотъемлемая черта культуры отношений между людьми. Скромный человек отличается спокойным, сдержанным поведением, обладает хорошо развитым чувством собственного достоинства и умением ценить его в других. Ему присуще умение анализировать поступки и постоянно воспитывать в себе привычки, украшающие и возвышающие человеческую личность.
Опытный оратор в обращении к аудитории избегает поучения, назидательного, менторского тона. Уважать людей, не подчеркивать своего превосходства над слушателями - нравственный долг оратора. Поза и фразерство здесь противопоказаны. Лектор, выступающий в тоне «давайте подумаем», «а как вы считаете», скорее установит контакт с аудиторией и добьется успеха, чем тот, который руководствуется принципом: «Мое дело говорить, а ваше - слушать». Аудитория - самый чувствительный барометр. В практике вузовского обучения еще приходится встречаться со случаями, когда лектор, возможно, сам того не замечая, принижает своих слушателей. Такие фразы, как: «Я думаю, что вы это поймете...», «Не знаю как вы, а вот я...», «Классики литературы и я считаем...», «Я, как специалист...», свидетельствуют об отсутствии у оратора педагогического такта, создают атмосферу отчуждения между двумя сторонами, устанавливают психологический барьер. Поменьше личных примеров, поменьше информации о себе. Избыток ее делает оратора нескромным. Недостаток информации повышает интерес к говорящему. [1, с.103]
Во взаимоотношениях со слушателями оратор обязан быть доброжелательным, тактичным. Такт чувство мерь, умение вести себя правильно по отношению к людям, умение чувствовать границу, за которой в результате слов и действий может возникнуть незаслуженная обида, конфликт. В переводе с латинского слово «такт» означает «касание». М. Горький, проникновенный психолог, человек большого обаяния, говорил, что в душе человека есть неведомые струны и если к ним прикоснуться умеючи, то они красиво зазвучат. В искусстве отыскать, проявить в человеке все лучшее, коснуться тех струн его души, которые обладают сильным и красивым звучанием, и состоит смысл педагогического такта.
Под педагогическим тактом в юридической деятельности понимается, с одной стороны, исполнение юристом своих обязанностей на высоком профессиональном уровне, а с другой — нравственная его характеристика, моральное право выступать в качестве лидера общения и оставлять за собой право последней инстанции, это, наконец, корректность поведения. Когда говорят о педагогическом такте оратора, то под этим подразумевают умение говорить с аудиторией понятным языком, улавливать настроение и удовлетворять ее интересы. Сюда же относится и манера излагать мысли, держаться перед слушателями.
Манера поведения, пригодная для одной ситуации, оказывается непригодной для другой. Умение соблюсти чувство меры в каждом случае и Способность всякий раз выбрать подобающую манеру поведения - вот что значит быть тактичным, Тактичное поведение оратора на трибуне - это отсутствие хвастовства, подчеркивания своих знаний, положения, авторитета. Тактичное отношение к слушателям это, прежде всего уважение к ним, деликатность, внимательный учет ах настроений и запросов, постоянная озабоченность тем, насколько нужно им то, о чем ведет речь оратор, как доходчиво говорит, всем ли его слышно,
«Оратор - указывал Цицерон, - должен заботиться об уместности не только в мыслях, но и в словах...». [6, с. 124] Уместность и чувство меры касаются не только шуток и формы их преподнесения. Это требование в равной степени относится к характеру и количеству приводимых в лекции цитат, специальных терминов, цифрового материала.
Процессуальные партнеры у юриста, как правило, - люди взрослые. Каждый из них имеет уже определенные взгляды на вещи. Поэтому очень важно быть тактичным, даже тогда, когда приходится резко высказываться против явного заблуждения или, того хуже, вредного взгляда, Нельзя допускать, чтобы при этом оскорблялось достоинство человека. Всякое стремление поучать вызывает отпор, а снисходительный тон - даже обиду. Разъяснять терпеливо и вразумительно, серьезно, без сентенций и нравоучений - такова задача оратора-юриста.
Действительно, можно. Эти люди как бы остаются детьми, которые не смогли доразвить в себе какие-то качества, а зачастую таланты. Но ведь советчику льстит эта ситуация, ведь он выступает в ней как более мудрый, напутствующий.
Часто говорят «если хочешь помочь себе, начни помогать другим». Да, действительно это верно, но, на мой взгляд, только отчасти, так как не затрагивает сферу советов. Лучше все же научить каким-то умениям, помочь с какими-то делами, выслушать, но воздержаться от совета. Ведь тот, кто просит совета «как бы перекладывает ответственность за решение». И здесь советчику можно очень легко оказаться виноватым в неблагоприятных последствиях, либо быть потом горьким напоминаем неудачи. Но, а все же что посоветует человек другому?
Язык относится к тем общественным явлениям, которые дейст¬вуют на всем протяжении существования человеческого общества. Главное назначение языка – служить средством общения людей.
Среди более чем двух с половиной тысяч языков, известных на зем-ном шаре, русский язык является одним из распростра¬ненных. Он включает в себя все многообразие языковых средств, используемых в общении между людьми.
Как известно, в различных автономных образованиях Российской Феде¬рации наряду с русским языком государственными являются и языки коренных народов, населяющих эти автономии.
В связи с этим неизбежно влияние и взаимодействие русского языка и языка коренного народа. Одной из форм данного взаимодействия предстает явление заимствования отдельных слов из русского языка в языки других национальностей и наоборот. Рассмотрение данного явления является целью данной работы.
Введение
Человек как личность может сформироваться только в общении с другими людьми. Непосредственное воздействие на его личность оказывают люди, с которыми он работает, отдыхает, играет, живёт. Все эти люди находятся в его психическом отражении, на каждого из них человек формирует определённый эмоциональный отклик и по отношению к каждому формирует уникальный тип поведения. Однако общение является не просто фактором формирования личности. Общение является условием формирования и развития всех познавательных процессов личности человека.
В психологической литературе проблема общения является одной из наиболее разработанных областей. К ней обращались такие известные учёные, как Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.Г. Ковалев, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский и др. Эти и другие исследователи решали вопросы теории общения в психологии, вопросы психологии познания человека человеком в процессе общения, исследовали проблемы взаимосвязи общения и восприятия людьми друг друга, вели поиск качеств личности, необходимых для общения. Значительной разработке подверглись вопросы межличностного общения, вопросы его вербальных и невербальных средств, возрастные и индивидуальные вопросы восприятия и понимания людьми друг друга в процессе общения. К общению тесно примыкают вопросы, связанные с языком и речью. Язык и речь выступают в качестве основных средств общения, и общение не может рассматриваться отдельно, не обращаясь к проблеме языка и речи, как вербальных компонентов общения.
1. Общее представление об общении и его средствах
Интересными и не утратившими своей актуальности являются мысли Б.Г. Ананьева о речевом общении. Он подчёркивает, что особой и главной характеристикой речевого общения как деятельности является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми. С психологических позиций общение является компонентом всех видов деятельности, оно является тем условием, без которого невозможно всякое познание личности окружающей действительности. Б.Г. Ананьев помещает общение в триаду важнейших видов человеческой деятельности, наряду с познанием и трудом.
Основные характеристики речевого общения Б.Г. Ананьев рассматривает с точки зрения соотношения в них общественного и личного, указывая на то, что межличностное взаимодействие, каковым является общение, всегда определяется системой общественных отношений, в которые оно включено. При этом общение, замечает Б.Г. Ананьев, процесс столь же социальный, сколь и индивидуальный [4, с. 25].
Одна из основных проблем, связанных с общением, заключается в восприятии человека человеком в этом процессе. Эту проблемы поднимает А.А. Бодалев в своей работе «Восприятие и понимание человека человеком» [3]. В процессе общения, как отмечает А.А. Бодалев, достигается взаимопонимание, слаженность при выполнении работы, растёт способность прогнозировать поведение друг друга в тех или иных обстоятельствах. По его мнению, достижение положительного результата в общении, как правило, связано с адекватным чувственным отражением друг друга общающимися субъектами, накоплением и правильным обобщением ими информации друг о друге. Отрицательный результат в общении, говорит А.А. Бодалев, часто оказывается следствием неадекватного отражения общающимися друг друга, недостаточности и неправильного истолкования информации, которой каждый располагает.
В процессе общения самым теснейшим образом связаны социальное и личное. Средства коммуникации, которыми пользуются субъекты в процессе общения, общественны по своему происхождению, но индивидуальны по употреблению. Таковой является речь - индивидуальное проявление важнейшего средства связи, созданного обществом, - языка.
Все особенности, которые характеризуют облик человека в процессе общения, могут выступать в качестве носителей определённой информации и играть роль сигналов общения. Эти признаки-сигналы из которых слагаются внешний облик и поведение человека, по словам А.А. Бодалева, могут иметь для других людей осведомительное значение и выполнять различные функции, например, осведомительную или прагматическую [3, с. 45]. Однако широта охвата сигналов информации, которые поступают от одного человека к другому в процессе общения, и отклик на них или полное игнорирование зависят не только от объективного значения этих сигналов, но и от значения субъективного. Таким субъективным значением может выступать ожидание человека реакции другого на свои действия. В своей работе А.А. Бодалев анализирует возрастные и индивидуальные особенности восприятия человека другим человеком, профессиональные особенности, а также влияние рода деятельности и положения человека в процессе понимания им других людей.
Работы этих известных психологов, которые, без сомнения, внесли значительный вклад в психологическое понимание речи и остаются актуальными и заслуживающими внимания и в наше время.
Взаимодействие человека с окружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений, которые складываются между людьми в их общественной жизни. Объективные отношения и связи (отношения зависимости, подчинения сотрудничества, взаимопомощи и др.) неизбежно и закономерно возникают в любой реальной группе. Отражением этих объективных взаимоотношений между членами группы являются субъективные межличностные отношения, которые изучает социальная психология.
Основной путь исследования межличностного взаимодействия и взаимоотношения внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также взаимодействия людей, входящих в состав данной группы.
Всякое производство предполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не может осуществлять полноценную совместную деятельность, если - не будет установлен контакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между ними должное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучить чему-либо учеников, он должен вступить с ними в общение.
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между ее участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения - взаимодействие общающихся - обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.
В общении выделяют три взаимосвязанных стороны: коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми; интерактивная сторона - в организации взаимодействия между людьми: например, нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника; перцептивная сторона общения - процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.
К средствам общения относятся:
1. Язык - система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка. Если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом то же понятие, что и я, - это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.
2. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
3. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.
4. Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи.
5. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
В процедуре общения выделяют следующие этапы:
1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т.п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.
2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
3. Ориентировка в личности собеседника.
4. Планирование содержания своего общения: человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.
6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.
7. Корректировка направления, стиля, методов общения.
Рассматривая вербальную коммуникацию в рамках современного общества, можно отметить много ее достоинств. Вербальная коммуникация делает коммуникативный процесс более насыщенным и информативным. Сравните: вы получили в магазине чек с надписью «спасибо за покупку», или продавец сказал ту же фразу глядя вам в глаза и искренне улыбаясь. Как видим, сообщение получилось более эмоциональным и несло дополнительные смыслы (например, пожелание всего хорошего от незнакомого вам человека, но это настолько искренне, что поднимает настроение).
Введение
Основная социальная функция официально-делового (ОФД) стиля – функция директивная, предписывающая: регулирование деловых и правовых отношений между гражданами, между гражданами и государством, между гражданами и учреждениями, т.е. сфера официально-деловой документации. Отсюда письменная форма ОФД стиля как доминирующая. Поэтому часто его называют официально-деловым или канцелярским. Основная функция – сообщение. Доминанта – точность, не допускающая инотолкований. Отсюда предельная стандартизованность и письменная форма речи как абсолютно господствующая (характерен отказ от принятия устных поправок при обсуждении законопроектов в парламенте). Как проявление доминанты – лексическое однообразие, почти полное отсутствие местоименных замен (а следовательно - именной характер, очень малая вероятность местоимений), синтаксическая громоздкость (вплоть до абзацного членения внутри предложения), отсутствие эмоций.
Язык деловых документов вырабатывает стандартные языковые средства (этикетные формулы, штампы), которые начинают использоваться во всех или в определённых жанрах деловых документов.
Деловой стиль – самый «письменный», «книжный» в системе функциональных стилей литературного языка. Если расположить стили по шкале «разговорность» – «книжность»/«устность» – «письменность», то полярными окажутся разговорный и деловой стили. От других стилей они отличаются этой полярностью, проявляющейся в отношении к коррелирующим формам речи – устной и письменной. Разговорный стиль осуществляется по правилам устной коммуникации, условно имея в качестве письменной реализации эпистолярную словесность. Деловой стиль, наоборот, детерминирован в целом правилами письменной коммуникации.
Как следствие специфики доминанты стиля основной формой научного и официально-делового стиля является письменная форма.
Языковые особенности делового стиля – графико-орфографический, морфологические, синтаксические, лексические – определяются именно его материальной природой – фактурой письменной речи.
Во все времена деловое общение было одним из важнейших составляющих любого бизнеса, главным средством взаимодействия в его рамках и мощным рычагом воздействия одних его субъектов на других. Именно правильно проведенные деловые переговоры, грамотно оформленное соглашение или умелое обоснование того или иного предложения в конечном итоге определяют успешность предпринимательской деятельности.
В социальной работе используется множество технологий – собственно социальные, а также экономические, психологические, педагогические, медицинские. Каково соотношение между ними? Ведущую роль играет та технология, которая непосредственно отражает ситуацию социальной помощи. Поскольку при этом особую значимость имеет собственная активность человека, которому оказывается социальная помощь, то с учетом особенностей личности субъекта и объекта ведущую роль играют именно педагогические технологии. Обоснуем это положение. Вначале обратимся к понятию педагогической технологии. Понятие технологии не заменяет ни методики обучения, образования, ни тем более методики воспитания. Педагогические технологии имеют смысл только в пределах системы диагностики, принятия управленческих решений в отношении целей, содержания образования и воспитания, выбора средств их взаимосвязанной реализации в социальной работе.
Педагогическая технология как термин актуализирован недавно. В науку и практику он входит трудно. Часто высказываются сомнения, не приведет ли это к механизму в живой, личностно окрашенной работе. Опасность эта реальная, если в педагогику попробуют переносить ту технологию, которая применяется в машиностроении или химической промышленности. А такие попытки были еще в тридцатых годах. Например, А.С. Макаренко говорил о «сопротивлении материала» в воспитании. При этом выдающийся педагог проводил прямые аналогии с соответствующими механическими производствами. В контексте произведений выдающегося педагога это не более чем литературный прием. Что дает обращение к технологиям учебно-воспитательной работы? Технологии обучения не ограничиваются содержанием, а разбирают методы воспитания, приемы развития личности, условия их применения, мастерство воспитателя в связи с необходимостью дифференциации воспитания и образования. На использование педагогических технологий в социальной работе ориентируют многие исследователи (А.М. Панов; М. Пайн) . В социальной работе, в ходе оказания социальной помощи, при осуществлении мероприятий по социальной защите, в процессе переобучения кадров применяются диагностические педагогические технологии, дидактические технологии, воспитательные технологии, коррекционно-педагогические и терапевтические педагогические технологии.
Социальные работники осуществляют психолого-педагогическую диагностику личности, воспитанности и воспитуемости, обученности и обучаемости субъектов, на которых ориентирована социальная помощь. Глубина диагностики развития личности определяется методикой этой работы. Социально-педагогическая ориентация этой диагностики направлена, в частности, на выявление сензитивной личности к социальным факторам, в том числе к тем из них, которые связаны с социальными факторами, органически входящими в учебно-трудовую деятельность, в производительный труд. С информационной точки зрения в современных условиях организации учебной, трудовой, общественной деятельности наблюдается разрыв между специализированными диагностическими работами и прогнозированием на их основе учебной, трудовой, общественной деятельности. Хотя нынешние социально-экономические условия почти не ориентированы на системную организацию личностно-деятельностной сферы, тем не менее знания школьника, студента, специалиста, проработавшего порою не один десяток лет, их общеобразовательные, профессиональные умения смогут послужить основой для повышения статуса личности, если личность сама активно использует средства своей собственной перестройки, предоставляемые социальной помощью. Педагогические технологии являются стержнем социальной помощи, пеницитарной работы, коррекции воспитания. Необходимым элементом социально-педагогической технологии является включение людей в деятельность, соответствующую содержанию предстоящего труда, учения, общения. Для детей и подростков с отклоняющимся поведением включение в адекватную коррекционную деятельность является основным источником социально-педагогической работы. Особо актуальное значение имеет труд, удовлетворяющий следующим требованиям: возможность самостоятельной, активной деятельности; введение элементов творчества; достижение социально существенных и субъективно значимых результатов; обеспечение общения в планировании труда, в управлении трудовым процессом, анализе результатов труда, распределении благ .
Цель курсовой работы заключается в исследовании сущности педагогических технологий в социальной работе. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: в первой главе курсовой работы показать специфику социально – педагогической деятельности; во второй главе работы рассмотреть понятие и сущность педагогической технологии; в третьей главе проанализировать технологический потенциал социально – педагогической деятельности.
При написании курсовой работы использованы монографии, журнальные статьи, специальная и учебная литература.
Риторика (реторика) (др.-греч. ῥητωρική — «ораторское искусство» от ῥήτωρ — «оратор») — первоначально наука об ораторском искусстве, впоследствии иногда понималась шире, как теория прозы или теория аргументации вообще.
Своё начало европейская риторика получила во времена Древней Греции в школах софистов, главной задачей которых являлось чисто практическое обучение красноречию; поэтому их риторика заключала множество правил, которые относились собственно к стилистике и грамматике.
Крупнейшими теоретиками принято считать Аристотеля, Цицерона и Квинтилиана.
Введение
Звучащее слово — это всегда речевой поступок, направленный на изменение ситуации. И это так естественно. Ведь даже ребенок, не умеющий говорить, звучанием одного невнятного «м-м-м» уже активно действует, меняя ситуацию, добиваясь желаемого: чтобы мама подошла к кроватке, взяла на руки, облегчила боль, дала красивую игрушку и т. п. Взрослые люди, разговаривая друг с другом, также целенаправленно действуют, пытаясь достичь желаемого, получить предполагаемый ответ, реакцию, действие.
Точно так же, выступая перед аудиторией, оратор совершает риторический поступок. Он ставит перед собой определенною сверхзадачу: поддержать позицию одних, вызвать сомнение: в правильности их суждений у других, приоткрыть пути, ведущие к цели, заразить желанием действовать, искать, открывать исти¬ны. То есть речевое действие всегда направлено па результат. Риторика и есть наука о способах создания речевого поступка.
Сегодня владеть искусством речевого взаимодействия чрез¬вычайно важно. Ведь современный человек считает себя социально активной личностью. Он пытается изменить к лучшему жизнь нашего общества. Но в речевом действии все гораздо сложнее, чем в другой, конкретно овеществленной деятельности человека. Чтобы добиться результата в речевой деятельности, надо владеть искусством убеждать. А это целая паука, у которой есть свои законы. Не знающий этих законов хорошо понимает то, о чем он говорит, но не осознает, что же он своей речью делает. Поэтому недостаточно разработки теории убедительной речи, теории речевого общения. Должна быть создана система практической тренировки необходимых умений и навыков, обеспечивающих на деле высокий уровень мастерства взаимо¬действия оратора и аудитории. [7, c. 149]
1. Тактика убеждения.
Исходным моментом убеждения другой стороны в правильности своей позиции и изменения ее взглядов является выяснение того, поддается ли партнер убеждению в принципе. Выяснено, например, что легче убеждать людей, наделенными глубокими эмоциями, яркой фантазией, воображением, ориентированных вовне, входящих в различные неформальные организации и поэтому привыкших добровольно подчиняться. Эгоисты, агрессивно, враждебно относящиеся к другим, обычно поддаются убеждению с трудом.
Прежде чем начать убеждать, необходимо собрать по возможности полную информацию о характере человека, его интересах, склонностях, привычках, постараться понять, чего он хочет, чего добивается, и «сыграть на этих струнах». При этом нужно остерегаться завышать или занижать оценку интеллекта, силы и информативности собеседника, отождествлять его эмоции с тем, что он думает на самом деле, и приписывать партнеру несвойственные ему мотивы поведения.
Для облегчения процесса убеждения партнера нужно привести в физически и морально расслабленное состояние и создать у него благожелательное «концертное» настроение, позволяющее ему легче идентифицировать себя с окружающими. В зависимости от ситуации, типа личности, должностного положения, социального статуса участников диалога могут применяться самые различные формы убеждения. Руководители в этом случае имеют более широкие возможности, поскольку в дополнение к собственному красноречию могут использовать административные рычаги. Хозяева, даже будучи формально в равном положении с гостями, обладают преимуществом «родных стен», поэтому их аргументы кажутся более весомыми. [6]
Наиболее жесткой формой убеждения является запрещение тех или иных действий, обычно основано на возможности принуждения; близко к нему категорическое требование, предполагающее, что другая сторона может «одуматься». Если диалог происходит между начальником и подчиненным, запрещение и требование могут выражаться официально в форме приказов.
Менее жестокой формой являются различные советы, наставления, намеки, которые могут также предполагать возможность применения санкций, но не столь определенную, как в предыдущем случае. Чаще они используются при положительном отношении одной стороны к другой, признании ее авторитета.
писок использованной литературы
1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Культура и искусство речи. Современная риторика. Ростов-на-Дону, 1998.
2. Кузин Ф.М. Культура делового общения. М., 2007.
3. Леммерман X. Учебник риторики. Тренировка речи с упражне¬ниями. // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/lemm/index.php
4. Норка Д.И. Тактика и техника убеждения // norca.ru/books/239/43/
5. Порубов Н.И. Риторика: учебное пособие. Мн., 2001.
6. Ронин Р. Своя разведка. (Отрывок из книги). // http://norca.ru/books/239/62/
7. Савкова 3. В. Средства речевой выразительности. Л., 1982.
Введение
Главное в работе студента - это поиск информации и правильное ее использование. Основная масса научной информации все еще традиционно сосредоточена в библиотеке. Слово "библиотека" происходит от греческого "библион" ("книга") и исторически обозначало собрание книг. Назначение библиотек было в том, чтобы хранить письменное знание. Именно хранить, а не распространять. Современная библиотечная система с ее каталогами, абонентами и читальными залами сформировалась только к концу XIX столетия. ЕЕ основной целью было помочь ученым, облегчить им доступ к информации. Однако со временем библиотека превратилась в обширную информационную систему, и, не в последнюю очередь, в средство официальной пропаганды и просвещения.
Как же ориентироваться в огромном массиве документов, которые там хранятся и составляют часть ее информационной среды?
Теоретически в библиотечной среде могут быть выделены предметная сторона (документы, составляющие библиотечный фонд, независимо от того, на каких носителях они хранятся), справочно-библиографический аппарат - СБА (каталоги и картотеки), оборудование, технические средства, здание. Библиотечный фонд и справочно-библиографический аппарат отличаются от других компонентов библиотечной среды мощным информационным потенциалом.
1. Справочно-библиографический аппарат библиотеки
Справочно-библиографический аппарат библиотеки – это система каталогов и картотек (которые дополняют друг друга, раскрывают состав и содержание фонда в различных аспектах), принятая в конкретной библиотеке. Каталог – это перечень документальных источников информации, имеющихся в фондах библиотеки. На каждой карточке каталога записаны следующие сведения: автор (фамилия и инициалы), заглавие, выходные данные (место издания, издательство, год издания), количество страниц, шифр. Шифр обозначает место книги на полке в хранилище и помещается в верхнем левом углу каталожной карточки.
Каталоги строятся по разным принципам. Выделяются каталоги алфавитный, системный и предметный.
Алфавитный каталог обеспечивает поиск по фамилии индивидуального автора, по наименованию коллективного автора, по заглавию (если книга без автора); содержит карточки с библиографическими описаниями (приложение №1), которые расставлены в строгом алфавитном порядке по принципу слово за словом, при этом предлог, союз, междометие в библиографическом описании приравниваются к слову. Буквенные и цифровые условные обозначения, входящие в заголовок или заглавие, также учитывают как полное слово и ставят по порядку. Однако артикли в именительном падеже в начале заголовка во внимание не принимаются, хотя в других падежах и положениях они рассматриваются как самостоятельные слова. Диакритические знаки во внимание не принимают.
Если в состав фамилии входят предлоги (ван, ван дер, д` де, ла, ле, фон, ди, да, л`, эль, т`), артикли, приставки, написанные раздельно или через дефис или апостроф (Тер в армянских фамилиях, Абу в арабских, Мак и О` в ирландско-шотландских, Бен в еврейских), то их считают частью фамилии (мемуары шевалье д`Артаньяна, например, нужно искать на букву "Д").
Однако достаточно часто приставки ван и фон не учитываются (их ставят после фамилии и имени), поэтому искать надо в двух местах.
Сокращенные приставки Мс, М` ( от Мас) в каталоге читаются как полные. Поэтому книга Маклакова будет в каталоге стоять после книги Мак-Кормика и раньше книги Мак-Ферлейна.
Слова Санкт, Сен, Сент, являющиеся первой частью фамилии, в каталоге считаются самостоятельными.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества