Риторика - готовые работы

fig
fig
Введение
Существует множество определений понятия «связи с общественностью». Вот, например, трактовка Института связи с общественностью (Великобритания): «PR – это спланированные и осуществляемые в течение длительного времени действия, направленные на установление и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью». Также распространено следующее определение: PR – это специальная наука и искусство управления коммерческой информацией в условиях внеценовой конкуренции:
а) направленные на установление и поддержание открытого двухстороннего общения между коммерческими структурами и их общественностью;
б) посредством положительных информационно разъяснительных материалов, активных акций и оценок ответных общественных реакций;
в) основанных на правде, знании и гласности;
г) с целью достижения взаимопонимания, согласия, социального партнерства и создания благоприятных обстоятельств.
Всеобщее признание института паблик рилейшнз является ответной реакцией бизнеса на вызов времени, усложнение процессов общественной жизни.
Все организации, функционирующие в условиях рыночных отношений, вынуждены заниматься организованной деятельностью по связям с общественностью: оценкой реакций основных групп общественности на деятельность организации, установлением контактов, поддержанием репутации информационно разъяснительной работы и т.п., полагаясь только на собственные возможности и силы.
I. Понятие «русский литературный язык»
Литературный язык — система элементов языка, речевых средств, отобранных из национального языка и обработан¬ных мастерами слова, общественными деятелями, выдающи¬мися учеными. Эти средства воспринимаются как образцовые и общеупотребительные. Для носителей языка литературный язык — это высшая форма национального языка. Он обслужи¬вает разные сферы человеческой деятельности: политику, нау¬ку, культуру, словесное искусство, образование, законодатель¬ство, официально-деловое общение, неофициальное общение носителей языка (бытовое общение), межнациональное обще¬ние, печать, радио, телевидение.
Литературный язык – форма исторического существования национального языка, принимаемая его носителями за образцовую.
Если сравнить разновидности национального языка (про¬сторечие, территориальные и социальные диалекты, жарго¬ны), то литературный язык играет ведущую роль среди них. Он включает в себя оптимальные способы обозначения поня¬тий и предметов, выражения мыслей и эмоций. Между литера¬турным языком и нелитературными разновидностями русского языка происходит постоянное взаимодействие. Ярче всего это обнаруживается в сфере разговорной речи. Так, произноси¬тельные особенности того или иного диалекта могут характе¬ризовать разговорную речь людей, владеющих литературным языком. Другими словами, образованные, культурные люди порой на всю жизнь сохраняют особенности того или иного диалекта. Разговорная речь испытывает влияние книжных сти¬лей литературного языка. В живом непосредственном обще¬нии говорящие могут использовать термины, иноязычную лек¬сику слова из официально-делового стиля (функции, реаги¬ровать, абсолютно, из принципа и др.).
Литературный язык имеет две формы — устную и пись¬менную. Они различаются по четырем параметрам:
І. Понятие «нормы» в языке
Литературный язык - это строго нормированная форма общенародного национального языка. В литературном языке обработке и нормализации подвергаются все стороны общенародного языка: лексика, произношение, письмо, словообразование, грамматика. Совокупность правил, регламентирующих употребление слов, произношение, правописание, образование слов и их грамматических форм, сочетание слов и построение предложений, называется литературной нормой. Есть нормы лексические, произносительные, орфографические, словообразовательные и грамматические.
Литературные нормы складываются на протяжении длительной истории языка: из общенациональных языковых средств отбираются наиболее употребительные, которые в сознании говорящих оцениваются как самые правильные и обязательные для всех.
Литературно-языковые нормы закреплены в словарях, в справочной и учебной литературе, они обязательны для радио и телевидения, массовой печати, зрелищных предприятий и являются предметом и целью школьного обучения русскому языку, а также преподавания лингвистических дисциплин в вузах.
Норма - одно из важнейших условий стабильности, единства и самобытности национального языка. Однако неправильно было бы думать, что литературная норма неподвижна: она развивается и изменяется во времени, причем степень подвижности нормы неодинакова на разных языковых уровнях. Например, орфоэпические нормы (литературное произношение и ударение) претерпели значительные изменения на протяжении XX столетия, а грамматические нормы (правила образования слов, словосочетаний и предложений) более устойчивы. Их колебания проявляются в возникновении вариантов, одни из которых отражают норму, а другие воспринимаются как разговорные (просторечные, грубопросторечные). Например, во множественном числе употребляются формы существительных тракторы и трактора, договоры - договора. Такие варианты указывают на колебания нормы и нередко являются переходными ступенями от устаревающей нормы к новой.
2. Зарождение, становление и развитие связей с общественностью
История российского PR-текста и системы его жанров есть ис¬тория связей с общественностью как социального института, на¬чиная с периода конца 1980-х — начала 1990-х гг. — периода пер¬вичной институционализации связей с общественностью в России.
В начале XXI в. резко изменилось отношение к PR. Директивный вариант иерархической связи с общественностью, при котором роль получателя информации занижена, сменяется новым, демократическим, когда потребитель информации перемещается с пас¬сивных на активные позиции. Постепен¬но происходит отказ от парадигмы социальных отношений, основан¬ной на модели «руководства и подчинения», доминирующие позиции завоевывает модель «партнерства». Это в свою очередь ставит пробле¬му открытого функционирования органов связей с общественностью и управления, а также их доступности для диалога с населением.
Необходим поиск новых коммуникативных связей и методов социального управления, способ¬ствующих обеспечению эффективного взаимодействия между властью и обществом для выявления и реализации интересов и потребностей различных социальных групп.
В силу такой установки все действующие в рамках PR -структуры по связям с общественностью должны постоянно выявлять мнение граждан, вести анализ их и своей социальной активности. Это предполагает четкую дифференциацию ролей и позиций лиц, ответственных за связи с об¬щественностью, планирующих коммуникативные действия руководства организации, которые направлены на выявление интересов различных групп населения.
Особую роль в обществе играют PR-структуры крупных корпораций.
Крупные корпорации, будучи узловыми звеньями национального бизнеса, воплощают особенности национального экономического развития, специфику взаимоотношений между бизнесом и обществом. Корпоративные пиар-службы не ограничиваются представлением корпорации во внешней среде – они призваны участвовать в формировании корпоративной политики в отношении общества, а также осуществлять функцию обратной связи . Автор отмечает, что несмотря на относительно недолгую историю своего существования, российский корпоративный пиар, сегодня уже занимает важное место в сложной системе общественных коммуникаций.
Роль корпоративных PR-структур отчасти состоит в том, чтобы обеспечить положительное восприятие обществом деятельности той или иной крупной компании. Но положительное восприятие отнюдь не всегда означает безусловную поддержку населением того или иного действия организации. Иногда речь идет о том, чтобы с помощью пиара максимально нейтрализовать возможное противодействие общества в неблагоприятно складывающейся ситуации. В рамках этой деятельности осуществляются исследования социальных отношений, возникающих в процессе экономи¬ческой, политической и духовной деятельности людей. На основании ре¬зультатов этих исследований формируется определенное общественное мнение.
В настоящее время существует четыре модели PR:
1.) Манипулятивная модель – манипуляция общественным мнением, его однонаправленная обработка для достижения коммерческих целей фирмы. Она господствовала на ранних стадиях формирования рыночной экономики в России, и практически изжила себя.
2.) Модель информирования, делающая акцент не на пропагандистско-рекламном воздействии, а на информировании общественности в целях разъяснения намерений фирмы для того, чтобы общественность правильно понимала действия фирмы и положительно относилась к ней.
3.) Модель взаимопонимания. В этом случае речь уже идет не только о стремлении быть правильно понятыми, но и понять других, их интересы.
4.) Модель социального партнерства – это наиболее зрелая модель, ориентированная на изучение, анализ и осмысление общественного мнения и социальной среды в целом, установление взаимно-ответственных партнерских отношений в самом широком социальном контексте .
Введение
Знаток российского уголовного процесса П.С. Пороховщиков принцип состязательности уголовного процесса выразил в виде афоризма: «Судебный процесс – это словесное состязание защиты и обвинения». [7, с.24]
Судебные прения - важный элемент в структуре судебного разбирательства. Они способствуют более полному и глубокому выяснению всех юридически значимых обстоятельств рассматриваемого дела, правильной их оценке, формированию убеждений судей, принятию ими законного и обоснованного судебного решения.
К содержанию и структуре судебных прений предъявляются особые требования.
1. Прежде всего, суждения, содержащиеся в речах прокурора защитника, должны быть компетентными.
2. Обстоятельность предписывает освещать все основные элементы рассматриваемого дела, влияющие на степень ответственности, правильное разрешение судебного разбирательства, оставлять за рамками прений второстепенное, случайное.
3. Адекватность - применение закона соответственно рассматриваемой ситуации, меры наказания - содеянному.
4. Объективность - полное освещение вопроса со своих, противоположных позиций, обвинения и защиты.
5. Судебные прения должны конструктивными. Мало констатировать состояние преступности, характеризовать участников судебного разбирательства, важно преступность прогнозировать, показать перспективу возможного исправления правонарушителей.
6. Отличительной чертой судебных прений должна стать завершенность: как по содержанию, так и по словесному оформлению. В хорошей судебной речи заключительная часть всегда связана с ее началом. [6, с.261-262]
Основные принципы судебного разбирательства
Основные принципы судебного разбирательства - непосредственность, устность и непрерывность.
Непосредственность судебного разбирательства означает, что судьи, разрешающие конкретное уголовное дело, лично воспринимают сведения об исследуемых фактах, получая их непосредственно из первоисточника. Судьи лично выслушивают показания подсудимых, свидетелей, потерпевших и заключения экспертов.
Непосредственность судебного разбирательства неразрывно связана с устностью, которая заключается в том, что судебное разбирательство происходит путем заслушивания устных показаний обвиняемых, потерпевших, свидетелей и экспертов. Эти лица в судебном заседании дают показания, как правило, после того как их допрашивал следователь.
Из принципа устности судебного разбирательства вытекает недопустимость дачи показаний в письменном виде, а документы, на которые ссылаются допрашиваемые в своих показаниях, оглашаются судом.
Судебное следствие проходит публично и носит воспитательный характер. Воспитательное воздействие на присутствующих в зале достигается соблюдением законности и культурой проведения следствия.
По видам судебный допрос может быть основным, дополнительным и повторным, а по методам проведения - прямым, перекрестным и шахматным. [7, с.35]
Основным принято считать такой допрос, который предполагает свободный рассказ обвиняемого с последующей постановкой перед ним участниками судебного разбирательства вопросов по всем обстоятельствам рассматриваемого дела. Первый допрос обвиняемого и является основным. Если отдельные обстоятельства не нашли своего освещения при основном допросе, они могут быть выяснены в процессе дополнительного допроса. Надобность в повторном допросе возникает в тех случаях, когда обвиняемого после исследования доказательств судом передопрашивают по всем существенным обстоятельствам дела с целью получения от него правдивых показаний. Дополнительный допрос проводится для выяснения какого-то отдельного факта, повторный - в объеме, равном основному.
Шахматный и перекрестный допросы встречаются только в суде. Шахматным допросом может быть назван такой, при котором допрашивающий попутно ставит вопросы другим лицам по одним и тем же фактам и обстоятельствам, исследуемым в данный момент в основном допросе. Цель такого допроса - подтвердить или опровергнуть показания допрашиваемого показаниями других лиц.
Перекрестный допрос - это допрос одного человека несколькими участниками судебного следствия по поводу одного и того же обстоятельства. Такой допрос способствует выяснению этого обстоятельства с разных сторон, так как вопросы задаются то с позиции обвинения, то с позиции защиты.
В большинстве случаев исследование доказательств начинается с допроса подсудимых, так как судьям важно в самом начале судебного следствия знать их отношение к обвинению. Допрос обвиняемого, потерпевших, свидетелей, экспертов вначале осуществляют судьи, а затем государственный обвинитель, потерпевший, гражданский истец, защитник, гражданский ответчик или их представители. [5, с.123]
Вопросы, задаваемые судьями и участниками судебного разбирательства, иногда страдают чрезмерной краткостью, допускающей их произвольное толкование, либо, наоборот, содержат в себе так много позитивного материала, что допрашиваемый затрудняется уловить их смысл и дать правильный ответ. Получение четких, ясных, исчерпывающих ответов от допрашиваемого предполагает постановку перед ним четких и ясных вопросов, заданных в строго логической последовательности.
Обвинительная речь прокурора
Судебная речь прокурора - один из видов монологической речи - отличается от других ораторских жанров по цели, времени и месту. Она посвящена обвинению (цель); относится всегда к событиям, имевшим место в прошлом (время) и произносится в судебном заседании (место). [2, с.89]
Обвинительная речь прокурора - разновидность публичного выступления, и ей свойственны все этапы ораторской деятельности: докоммуникативный, коммуникативный и посткоммуникативный.
При изучении материалов уголовного дела конспектируются и систематизируются наиболее важные обстоятельства дела, доказательства, дословно воспроизводятся отдельные места из протоколов допросов обвиняемого, потерпевшего и свидетелей, заключения эксперта. Систематизацию целесообразно проводить применительно к каждому обвиняемому либо применительно к каждому эпизоду обвинения.
Возможно, в период досудебной подготовки прокурору потребуется дополнительно изучить литературу, комментарий к уголовному и уголовно-процессуальному законодательству, аналогичные материалы судебной практики, получить консультацию специалиста.
Импровизация, вдохновение - слишком ненадежная основа формирования речи. Они никогда не в состоянии заменить добросовестной предварительной подготовки, компенсировать отсутствие дисциплины мысли и продуманности суждений. Они всегда таят угрозу подвести самого опытного оратора, лишить его речь цельности и четкости, унести далеко в сторону от первоначально намеченных выводов, сделать речь поверхностной, малоубедительной.
Обвинительная речь прокурора должна быть:
• юридически точной, нравственно оправданной, стилистически грамотной;
• простой и понятной всем участникам судебного следствия и присутствующим в зале гражданам;
• отличаться логичностью суждений, строгой последовательностью в изложении;
• точной позицией в юридической оценке содеянного обвиняемым и соразмерностью предлагаемой ему меры наказания. [6, с.272-273]
Речь прокурора прозвучит убедительно, если выводы о виновности основаны на доказательствах, проверенных здесь же в суде, если при анализе доказательств обращено внимание и на достоверность их источников. Это особенно важно в отношении свидетельских показаний, особенно если обвинение строится на косвенных уликах.
Обвинительная речь прокурора прозвучит убедительно для суда и всех присутствующих в зале судебного заседания, если она объективна, если прокурор не обходит молчанием обстоятельства, свидетельствующие в пользу обвиняемого, положительно его
ВВЕДЕНИЕ
Объект рассмотрения настоящей работы — слухи. Слухи, такое привычное и обыденное явление очень трудно уложить в рамки лаконичного и устраивающего всех определения. Расхождения в понимании, что же есть слух, существуют и между теми, кто сталкивается с этим явлением в своей научной или практической деятельности, и теми, кто с большей или меньшей степенью осознанности соприкасается со слухами в повседневной жизни. Каждый специалист по-своему трактует это понятие.
В одном из своих значений слово «слух» определяется как «сведения, достоверность которых не установлена» . В данной работе мы рассмотри и другие подходы к определению этого понятия, а так же распространение и борьбу со слухами.
1. ПОНЯТИЕ СЛУХОВ
В специальной литературе термин «слухи» имеет множество трактовок, редко совпадающих и во многом противоречащих друг другу.
Слухи — это элемент устной коммуникации. Даже сегодня, когда мир охвачен индустриализованными формами массовой коммуникации, они присутствуют везде, поскольку слух соответствует человеческой природе общения. Устная коммуникация иногда недооценивается, хотя репутация формируется во многом в этой сфере. Японцы давно определили, что в ситуации личной коммуникации очень эффективно создавать репутацию, например врача, или утверждать действенность того или иного лекарства .
Слухи — это специфическое (или злободневное) высказывание мнения, передаваемое от человека к человеку, обычно посредством устной речи, без предоставления надежных гарантий достоверности. В данном определении можно выделить несколько характерных моментов. Во-первых, слух — это высказанное мнение. Очевидна связь между слухом и сознанием человека, группы. Слух есть проявление мнения, а именно: проявление, которое выражается в словах. Второй важный факт — это мнение подлежит распространению по цепочке — от одного участника коммуникации к другому, от другого — к третьему и т. д. Обмен мнениями между двумя людьми — это еще не слух. Слух начинается, когда эта информация становится достоянием более чем двоих. И, наконец, слух перестает быть слухом, когда информация проверяется и ее достоверность становится гарантированной. Также подчеркивается актуальность (злободневность, интересность) распространяемой информации для данной группы лиц.
Слухи изучаются с позиций самых разных наук, поскольку слухи — это:
• канал коммуникации, атрибут неформальной подсистемы любой организации;
• одна из форм стихийного массового поведения со всеми присущими особенностями;
• проявление общественного мнения;
• канал формирования общественного мнения;
• продукт устного народного творчества, язык коллективного сознания.
Слухи классифицируются по:
• по происхождению. Несмотря на стихийный характер распространения слухов, их возникновение случайным бывает далеко не всегда. Поэтому самое простое основание классификации — делить слухи на «спонтанные» и «сфабрикованные».
• по степени опасности. Слухи бывают «плохие» и «хорошие», их последствия могут носить различный характер.
• по экспрессивным характеристикам. Негативное воздействие слуха на поведение аудитории отчасти связано с тем, что любой слух, как правило, эмоционально заряжен. Информационному ядру, основному сюжету сообщения, взрывной характер придает именно эмоциональный заряд.
• по информационным характеристикам. Какова бы ни была природа слуха, информационная характеристика является его основой, определяющей степень его достоверности. По этому основанию можно выделить четыре типа:
o абсолютно недостоверные слухи (в сущности, отражающие только настроения аудитории либо являющиеся чистым продуктом фантазии распространителя);
o слухи недостоверные, с элементами правдоподобия;
o слухи достоверные, с элементами неправдоподобия;
o относительно близкие к действительности слухи.
• по пространственным характеристикам. Пространство — понятие широкое. Можно рассматривать чисто наземный (территориальный) аспект, а можно говорить о материальном, воздушном, политическом, религиозном, валютном и т. д. пространстве — количества вариантов пространственного разделения множество.
• по временным характеристикам. Полагают, что жизнь слуха ограничивается моментом его проверки на достоверность. Однако ряд слухов нельзя проверить в принципе, а часть из них продолжает свое активное распространение и после того, как была предпринята попытка официального его опровержения. Актуальность — временная мера слуха.
2. РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЛУХОВ
Известны два фундаментальных условия, совпадение которых делает возможным возникновение слуха. Первое из таких обязательных условий — наличие интереса массовой аудитории к определенной проблеме, высокая актуальность данной проблемы и ее связь с жизненными потребностями людей.
Второе условие возникновения слуха — неудовлетворенность соответствующих потребностей. Жизнь сама должна порождать потребность в информации на некоторую тему. Потребность эта должна быть высокоактуальной, т. е. совершенно неудовлетворенной. При этом условии почти любое сообщение будет заполнять возникший информационно-потребностный вакуум и, соответственно, пользоваться успехом, передаваясь в виде слуха. Ощущение же неудовлетворенности интереса возникает у людей в двух случаях. Либо это всякое отсутствие информации на данную тему вообще, либо же это такая ситуация, в которой имеющаяся информация не представляется аудитории надежной..
Помимо двух названных выше основных условий, возникновению и распространению слухов содействует также ряд дополнительных факторов. К ним относятся такие моменты, как степень эмоционального напряжения в общности, в которой возникает слух, и связанная с ней соответствующая потребность в эмоциональной разрядке посредством интенсификации массового общения.
Известно также, что на возникновение и распространение слухов влияют и сравнительно мелкие, но часто существенные детали. К ним относится, например, демонстративная «закрытость», «секретность», эксклюзивность передаваемого сообщения.
Основным же фактором развития и распространения слухов является желание повысить свой престиж, что часто толкает людей как на передачу, так и на сочинение слухов.
Введение
Этика - это наука о морали. Она изучает закономерности возникновения, развития и функционирования морали, ее специфику и роль в обществе, систему нравственных ценностей и традиций. Этика разрабатывает проблемы добра и зла, устанавливает критерии нравственной свободы и ответственности личности, определяет моральную ценность ее поступков. Исследователи этических проблем Гельвеций, Гегель, Н. Г. Чернышевский, Г. В. Плеханов связывали этику с профессиональным совершенствованием человека. [7, с.87]
Главная социальная функция профессиональной этики (в том числе и в ораторском искусстве) заключается в том, что она способствует успешному выполнению задач профессии, выступает как своеобразный инструмент воспитания высоких профессионально-нравственных качеств. Этика разрабатывает и утверждает моральные принципы и нормы красноречия, активизирует его нравственные функции и всемерно содействует морально- воспитательной роли ораторского искусства.
В литературе употребляются термины «врачебная этика», «этика следователя» и другие. Имеется также более широкое понятие - служебная этика. Этими терминами обозначается свод неписаных правил, которыми должны руководствоваться в своем поведении врачи, педагоги, работники милиции, руководители. Скажем, врачу запрещается разглашать сведения о болезнях своих пациентов, педагогу не рекомендуется внушать ребенку комплекс неполноценности, работнику милиции предписывается, чтобы строгость не переходила в несправедливость, к людям проявлять доброжелательность и приветливость, ему противопоказаны черствость и подозрительность, профессиональная деформация.
В ораторском искусстве этика изучает и объясняет этико-нравственные основы и цели красноречия, совокупность нравственных принципов и норм (правил), которыми должен руководствоваться в ораторской деятельности каждый, кто причастен к ней. Информационная и воспитательная функции публичного выступления, проблема правды и правдивости в ораторском искусстве, моральное право поучать других, нравственная характеристика оратора и его поведение в аудитории - вот круг вопросов, который определяет предмет этики в ораторском искусстве. Применительно к речевой деятельности юриста этику можно рассматривать как совокупность нравственных стимулов, как принципы и нормы ораторского творчества, поведения оратора во время публичного выступления. [6, с.120]

Этические функции публичной речи
Каждая публичная речь, во-первых, несет определенные знания - это ее информативная задача. Публичное выступление - если и не открытие нового, то, как правило, новое освещение уже известного. Во-вторых, публичное выступление юриста направлено на воспитание адресата. Объединение двух начал - информативно-познавательного и воспитательного - помогает создать ту направленность в речи, которая связывает ее отдельные звенья и элементы в законченное целое. Эффективность устного выступления, действенность воспитательного влияния определяется, прежде всего, научно обоснованным его содержанием. Оратор должен быть во всеоружии знаний по данному предмету, законодательства, литературы по теме, фактов и положений, проверенных следственной и судебной практикой. Оратор теряет всякий авторитет, если его выступление сомнительно в научном отношении либо недостаточно аргументировано.
Степень воспитательного воздействия речи (особенно по юридической тематике), деловая атмосфера, взаимная заинтересованность, оптимистическое настроение слушателей зависят от оратора, во многом определяются теми этическими нормами, которых он придерживается. Этика предопределяет поведение оратора, все его выступление. Она проявляется в том или ином отношении к аудитории, в речи и тоне лектора, в манере поведения и даже в одежде, наконец, в умении вызывать у слушателей вопросы и отвечать на них. Если пропагандист права не может сказать больше того, что знают слушатели, то не следует и выступать. Еще Сократ считал, что хорошо говорить можно только по вопросу, который говорящему хорошо известен. Оратор должен знать свои возможности, быть самокритичным - это одно из этических требований. Выступать следует тогда, когда есть уверенность в успехе. [3, с.76]
Публичная речь - не только искусство, но и наука. Здесь широко используются данные педагогики, психологии и логики. В каждом выступлении есть как бы три стороны: педагогическая, логическая и психологическая, которые в совокупности образуют ее внутреннюю структуру. Педагогическая часть речи основана на методических требованиях, относящихся к отбору фактов, примеров, наглядных пособий и иллюстраций, оформлению и обобщению всевозможных материалов, используемых в процессе подготовки к публичному выступлению. Логическая сторона речи предполагает научность, строгую систематичность и последовательность в изложении, социальную направленность отобранного для выступления материала, использование новейших достижений науки и передовой практики. Психологический аспект речи заключается в умении выступающего учесть такие психические процессы, как мышление, Восприятие, внимание, память, воображение, настроение слушающего. На вопрос, как стать оратором, А. Ф. Кони ответил, что для этого необходимо соблюдение трех условий: «Нужно знать предмет, о котором говоришь, в точности и подробности, выяснив себе вполне его положительные и отрицательные свойства; нужно знать свой родной язык и уметь пользоваться его гибкостью, богатством и своеобразными оборотами... Наконец… будьте искренни, - напутствовал молодых ораторов А. Ф. Кони, - и Вы будете хорошо говорить». [6, с. 122] Еще Аристотель отмечал, что на стороне правды всегда больше логических доказательств и нравственных доводов. Честность оратора есть нравственный долг перед слушателями, подчеркивал М. В. Ломоносов. Он считал, что оратор должен быть в первую очередь «добросердечным и совестным человеком, а не легкомысленным ласкателем и лукавцем)». [6, с. 122] Это историку В. О. Ключевскому принадлежат слова: «Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным». Для того «чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить ее самому себе», - писал Лев Толстой. [6, с. 122]
А между тем психологи тоже предостерегают нас от раздачи советов. В описаниях уловок «психологических вампиров» существует прием обращением за советом. В данном случае разыгрывается психологическая игра, описанная еще Эриком Берном, «Да, но…». В данной игре советчик выступает в качестве жертвы, он напрягается, чтобы помочь решить определенную проблему, но новые и новые аргументы вопрошающего показывают несостоятельность совета и душевные усилия советчика, его отчаяние и досада в конце разговора становится подпиткой «психологического вампира». А кто же такие эти вампиры сил душевных? И можно ли излечится от этого, если заметить такое за собой? Действительно, можно. Эти люди как бы остаются детьми, которые не смогли доразвить в себе какие-то качества, а зачастую таланты. Но ведь советчику льстит эта ситуация, ведь он выступает в ней как более мудрый, напутствующий.
Часто говорят «если хочешь помочь себе, начни помогать другим». Да, действительно это верно, но, на мой взгляд, только отчасти, так как не затрагивает сферу советов. Лучше все же научить каким-то умениям, помочь с какими-то делами, выслушать, но воздержаться от совета. Ведь тот, кто просит совета «как бы перекладывает ответственность за решение». И здесь советчику можно очень легко оказаться виноватым в неблагоприятных последствиях, либо быть потом горьким напоминаем неудачи. Но, а все же что посоветует человек другому? С какой колокольни будем смотреть мы, советуя кому-то? Психолог М.Е.Литвак утверждает, что советчик посоветует то, на что сам в своей жизни либо не решился, либо не имел возможности решиться. Опять получаются сплошные мечтания. И что же получается, что и опытом поделиться хорошим нельзя и детей научить нечему? А как же «крошка сын к отцу пришел…»? Наверное, что такое хорошо и что такое плохо можно объяснить только «крохе», когда мир еще так мал, а Родина пока только малая. С возрастом как-то получается, что все меньше можно что-то однозначно осудить и пылко воскликнуть: «А я бы…!».
Защитительная речь адвоката
Защитник принимает участие в исследовании доказательств, высказывает свое мнение по возникающим во время судебного разбирательства вопросам и по окончании судебного следствия участвует в прениях.
Структура защитительной речи определяется результатами судебного следствия, особенностями доказательственного материала, характером предъявленного обвинения, избранной защитой позиции, линией поведения обвиняемого и содержанием обвинительной речи. Поэтому нельзя дать единую схему защитительной речи. В каждом конкретном случае она строится в зависимости от обстоятельств рассматриваемого деда, опыта и привычки защитника - автора защитительной речи.
К числу особенностей защитительной речи адвоката следует отнести следующие.
Во-первых, защитник выступает в судебных прениях после прокурора. Поэтому защитник строит свою речь с учетом речи прокурора, при оценке доказательств вынужден приводить свои доводы, контраргументы и контрдоказательства, высказать свои суждения о речи прокурора, предложенной им мере наказания. Но речь защитника не следует рассматривать лишь как ответ оппоненту. Она имеет самостоятельный характер: в ней подвергаются детальному анализу все обстоятельства дела под углом зрения защиты, приводятся все доводы, говорящие в пользу подсудимого.
Во-вторых, обвинительная и защитительная речи взаимосвязаны. Выступая с обвинительной речью, прокурор, используя рефлексивный метод, предвосхищает, прогнозирует речь защитника. Обвинительная и защитительная речи соотносятся не только с материалами рассматриваемого дела, но и друг с другом. Структура судебной речи во многом обусловливается этим взаимодействием. [4, с.67]
В-третьих, речь защитника более свободная по форме и содержанию, более полемичная, чем обвинительная речь прокурора. Адвокату приходится в большинстве случаев говорить экспромтом, без подготовки отвечать прокурору, реагировать на показания свидетелей, следить за линией поведения подсудимых и подзащитного. И от защитника требуется умение точно излагать свои мысли.
В-четвертых, у прокурора и защитника различные функциональные обязанности. Теоретик судебного красноречия А. Г. Тимофеев тонко подметил различие целевых установок речей государственного обвинителя и защитника. «Быть правдивым в изложении не значит, однако, перечислять все известные обстоятельства: оратор имеет право выбора, может останавливаться лишь на тех, которые представляются для него существенными и полезными. Этим и объясняется различие в изложении одного и того же дела под углом зрения обвинения и защиты, что нисколько не препятствует и тому и другому быть совершенно согласными с принятыми судом фактическими данными. Если картина самого преступления, способ его совершения, например, особенная жестокость, бессердечие преступника, истязание жертвы - выгодны для обвинения, на ней подробно остановится прокурор и ее пройдет по возможности коротко защита, и наоборот». [6, с.282-283]
С учетом конкретных обстоятельств дела защитник избирает главную идею, главный тезис защиты:
1) оспаривает обвинение в целом, доказывая невиновность обвиняемого за отсутствием в его действиях состава преступления, за отсутствием самого события преступления или за непричастностью к нему обвиняемого;
2) оспаривает обвинение в отношении отдельных его частей;
3) оспаривает правильность квалификации, доказывая необходимость изменения предъявленного обвинения на статью Уголовного кодекса, влекущую более легкое наказание;
3. БОРЬБА СО СЛУХАМИ
3.1. Профилактика слухов
Слухи — одна из многочисленных разновидностей действия. Значит, им можно противостоять. Но для начала лучше все же заняться профилактикой. Старания, направленные на минимизацию дезориентирующих эффектов слуха, составляют основную часть мероприятий по профилактике и противодействию слухам. Применение различных средств и методов подчинено следующим принципам.
Оперативность. Оперативность предполагает постоянный мониторинг общественного мнения и настроения с целью незамедлительного реагирования на возникновение какого бы то ни было интереса со стороны персонала (общественности). Оперативное реагирование может подразумевать какие-либо действия, инсценировки. Но в большинстве случаев бывает достаточно своевременного предоставления информации со стороны официальных источников.
Исчерпывающее информирование. Исчерпывающее информирование предполагает полное систематическое предоставление информации по интересующему общественность вопросу. Конечная цель — интерес общественности должен быть максимально удовлетворен, т. е. полностью исчерпан.
Доступность информации. Только информация, переданная из первых уст, не является слухом и не претерпевает бессознательных и сознательных трансформаций. При этом сообщения должны соответствовать уровню аудитории, доноситься на понятном для нее языке.
Однозначная трактовка. Профилактикой слухов может стать не только понятный язык, но и простота, однозначность распространяемой информации. Двусмысленная информация, даже при отсутствии намерения со стороны ее источника, дает массе новый повод для.
Обратная связь. Отслеживание мнения общественности по поводу планируемых, происходящих или происшедших изменений позволяет организации корректировать свою политику, предвидеть и предупреждать недопонимание и неожиданные нападения со стороны конкурентов.
3.2. Противодействие слухам
Противодействие слуху — это не только мероприятия по его опровержению. Порой возможны ситуации, когда попытки борьбы со слухом приводят к еще большему его распространению. Поэтому перед выбором стратегии противодействия слуху следует оценить информационную обстановку: какое количество людей уже знает о слухе, каково доверие к источнику опровержения.
Подтвердить слух. Иногда бывает проще и полезнее подтвердить слух, тем самым предотвратив дальнейшие «наслоения» сюжета. Мужество сделанного признания возвращает иногда доверие к источнику и соответственно, помогает контролировать дальнейший ход событий.
Официальное опровержение слуха. Официальное опровержение слуха уместно лишь при условии, что данный источник пользуется доверием у аудитории.
Ирония, юмор. Иногда помогают ирония, юмор — высмеивание «нелепой» информации в процессе яркого, богатого различными метафорами выступления авторитетного лица. Но, так как слухи несут довольно сильный эмоциональный заряд, развеять их разумными аргументами чаще всего трудно или просто невозможно.
Фланговая атака. Если нет уверенности в авторитетности официального источника, уместно распространение информации, по содержанию противоположной сюжету слуха. Делаться это должно под различными предлогами, но без упоминания о самом слухе и его сюжете.
Доведение до абсурда. Прием «доведение до абсурда» подразумевает распространение информации, не противоположной по содержанию, а, наоборот, усиливающей тенденцию, лежащую в основе первоначального слуха.
Дискредитация автора — один из приемов, помогающих обезвредить слух. О возможном авторе сюжета (источнике) слуха распространяется компрометирующая его информация, фактически это может быть контрслух.
Отвлечь внимание. В качестве полумеры можно рассматривать различные способы отвлечения внимания общественности от нежелательной темы путем выброса новой, преимущественно еще более шокирующей, волнующей или интригующей информации и вытесняющей прежнее наполнение неформальных каналов.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества