Административное право - готовые работы

ГлавнаяКаталог работАдминистративное право
fig
fig
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о субъектах отрасли права относится к числу наиболее важ-ных и сложных в юридической науке. Его правильное решение влияет на предмет и метод правового регулирования, четкое определение адресатов правовых норм, объема их прав и обязанностей, пределов действия право-вых норм отрасли и ее принципов. Научные исследования, посвященные гражданам как субъектам административного права, способствуют выра-ботке рекомендаций для законодательной и правоприменительной дея-тельности, они также необходимы для организации научной работы уче-ных-административистов .
К анализу проблем субъектов административного права (включая непосредственно граждан) обращались практически все отечественные ученые-административисты, среди которых можно назвать такие имена, как Г.В.Атаманчук, Д.Н.Бахрах, И.Л.Бачило, К.С.Бельский, Б.Н. Габричид-зе, Б.М.Лазарев, Ю.М.Козлов, В.М.Манохин, А.Ф.Ноздрачев, Ю.Н. Стари-лов, В.А.Юсупов, Ц.А. Ямпольская и другие.
Необходимо отметить, что административное право наделяет право-субъектностью большой круг участников общественных отношений, а это отражает такой объективный факт, как многообразие административно-правовых отношений в обществе. Большое значение среди них имеют ин-дивидуальные субъекты, раскрытию административно-правового статуса которых и посвящена тема настоящей работы.
1. Понятие и виды индивидуальных субъектов административного права
Субъектом права традиционно называют лицо, которое в силу юри-дических норм может выступать в качестве участника (стороны) правоот-ношения, носителя субъективных юридических прав и обязанностей. При-знание лица субъектом права происходит в результате распространения на данное лицо действия правовых норм. «Юридические нормы образуют обязательную основу выступления индивидов, организаций, общественных образований как субъектов права» .
В теории государства и права понятие «субъект права» разработано достаточно детально. Многие российские правоведы-теоретики определя-ли указанное понятие в своих трудах. В частности, профессор В.С. Нерсе-сянц определяет субъекты права как «лица или организации, за которыми признано законом особое юридическое свойство (качество) правосубъект-ности, дающее возможность участвовать в различных правоотношениях с другими лицами и организациями» . Следовательно, ключевым аспектом в обозначении субъектного состава конкретной отрасли права является по-нятие правосубъектности, которое, в свою очередь, включает в себя поня-тия правоспособности и дееспособности.
Субъектами административного права следует признать участни-ков общественных отношений, которых нормы административного права наделили правами и обязанностями, способностью вступать в администра-тивно-правовые отношения. Правоотношения – это основной канал реали-зации правовых норм, поэтому носитель прав и обязанностей, как правило, становится субъектом правоотношений, и в общем круг тех и других сов-падает .
Понятие «субъект административного права» следует отличать от понятия «субъект (участник) административного правоотношения». Субъ-ект правоотношения – это лицо, участвующее в конкретном правоотноше-нии и, таким образом, реализующее уже принадлежащие ему субъектив-ные права и обязанности. Субъект права - это не участник конкретного правоотношения, а лицо потенциально способное выступать в правоотно-шениях, приобретать и осуществлять в них субъективные права и обязан-ности в силу принадлежащего ему качества правосубъектности. Субъект правоотношения - субъект права, непосредственно реализующий свою правосубъектность в конкретном правоотношении.
Ц.А. Ямпольская выделила три основные группы субъектов админи-стративного права: «1. Органы государства и их агенты. 2. Общественные организации и их органы. 3. Граждане СССР» . Более развернутый пере-чень дает Г.И. Петров. «Субъектами административного права, - пишет он, - являются: 1) граждане СССР, лица без гражданства и иностранцы; 2) ор-ганы государственного управления и внутренние части их аппарата; 3) го-сударственные и общественные предприятия и учреждения и внутренние части их аппарата; 4) органы общественных организаций, деятельность ко-торых регулируется правом, их внутренние части; 5) организации общест-венного содействия государственному управлению; 6) служащие, являю-щиеся носителями административных обязанностей и прав» .
Таким образом, административно-правовая наука выделяет три груп-пы субъектов административного права: а) индивидуальные субъекты (граж-дане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства); б) коллективные субъекты (организации, органы государственной власти и местного само-управления); в) общественно-территориальные образования (Российская Фе-дерация, субъекты РФ, муниципальные образования) .
Индивидуальные субъекты или индивиды в общем понимании – это люди, члены общества. Основной чертой физического лица является его принадлежность определенному биологическому виду – homo sapiens, то есть физическое лицо – это человек, индивид. Физическое лицо как уча-стник правоотношений обладает рядом общественных и естественных при-знаков и свойств, которые определенным образом индивидуализируют его и влияют на его правовое положение – его правовой статус. К таким при-знакам и свойствам следует отнести: имя, гражданство, возраст, семейное положение, пол.
Понятие «физическое лицо» шире понятия «гражданин», так как по-следнее означает, что физическое лицо имеет определенную связь с госу-дарством, то есть гражданство. Фактор гражданства является лишь элемен-том характеристики физического лица . В состав «физических лиц» входят граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.
Вывод к данному параграфу: Субъектами административного права следует признать участников общественных отношений, которых нормы административного права наделили правами и обязанностями, способно-стью вступать в административно-правовые отношения.
2. Административная правосубъектность индивидуальных субъек-тов
Правовой статус гражданина – это юридически закрепленное поло-жение индивида в обществе, включающее его права, обязанности и ответ-ственность. Таким образом, административно-правовой статус гражда-нина - это совокупность прав, обязанностей и ответственности граждани-на, закрепленных нормами административного права и характеризующий его как субъекта административного права. В литературе административ-но-правовой статус личности рассматривается как сложное явление, объе-диняющее не только права и обязанности, но и ряд других элементов: гра-жданство, принципы, правоспособность, гарантии, ответственность, за-конные интересы и т.д.
Одна из существенных черт субъекта административного права со-стоит в том, что он обладает способностью участвовать в правоотношени-ях, т.е. быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Данное качество субъекта права называется правосубъектностью (или праводееспособностью).
Административная правосубъектность включает в себя три обяза-тельных элемента: правоспособность, дееспособность и деликтоспособ-ность. Административная правоспособность гражданина – это неотъем-лемое от лица социально-юридическое состояние, включающее в себя способность иметь права и нести обязанности, установленные нормами административного права. Административная дееспособность гражда-нина – способность самостоятельно, по своему усмотрению осуществлять (реализовывать) свои права и обязанности, установленные нормами адми-нистративного права. Административная деликтоспособность – это спо-собность нести предусмотренную нормами административного права от-ветственность за совершенные правонарушения .
Иными словами, административная правоспособность - это «потен-циал» субъекта, необходимое условие для того, чтобы он реально мог вступать в конкретные правоотношения. Административная дееспособ-ность дает субъекту возможность, право, а в определенных случаях и обя-зывает его этот «потенциал» реализовать. Наиболее распространенным оп-ределением дееспособности является следующее. Наиболее часто дееспо-собность определяется как возможность своими действиями приобретать права и нести юридические обязанности.
Введение
Актуальность темы исследования. Проведение земельной реформы и
качественное обновление земельного законодательства относится к числу
наиболее актуальных и дискуссионных проблем в нашем обществе. Однако,
земельная реформа не самоцель: необходимость приведения к многообразию форм собственности, четкое и полное правовое регулирование каждой из них, реализация права собственности на землю – являются основой и критериями оценки такого реформирования. Появились и развиваются различные организационно-правовые формы сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий, увеличивается количество частных земельных собственников. В настоящее время создан новый класс земельных собственников, каковыми стали 45 миллионов человек, в их собственности находится 130 миллионов га земли. По мере развития рыночных отношений все более значимым становиться адекватное им правовое регулирование владения, пользования и распоряжения землей.
Однако, существование законодательного регулирования, не полной мере отражающего специфику и особенности как объектного, так и субъектного состава отношений права собственности затрудняет нормальное развитие хозяйственного оборота, препятствует подъему сельскохозяйственного производства, нарушает законные интересы собственников земли. Земельные правоотношения и, в частности, отношения, возникающие в результате осуществления права собственности на землю, представляют собой особый вид отношений, который проявляется во множественном определении объекта земельных правоотношений, его особом правовом положении и режиме использования, а также неоднозначностью определения субъектного состава.
Объект исследования представляет собой общественные отношения, возникающие при возникновении, реализации и прекращении права собственности на землю.
Предметом исследования, определяющим тему курсовой работы, является законодательное регулирование права собственности на землю.
Основная цель исследования заключается в том, чтобы на основе учета достижений правовой науки, опыта применения соответствующих правовых норм определить значение и место правовых норм, касающихся права собственности на землю, в современной правовой системе Российской Федерации.
Соответственно цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Произвести общий анализ земли как объекта собственности.
2. Изучить особенности исторического развития законодательного регулирования права собственности на землю.
3. Исследовать особенности форм собственности на землю.
4. Выявить и проанализировать основания возникновения и прекращения права собственности на землю.
Структура работы обусловлена предметом исследования и состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Земля как объект права собственности
В законодательстве не определяется и не различается, в каком случае термин «земля» используется в значении природного объекта, а в каком – природного ресурса. Не вносит достаточную ясность по этому вопросу и Земельный кодекс РФ, в п. 1 ст. 6 которого определяются объекты земельных отношений: 1) земля как природный объект и природный ресурс; 2) земельные участки; 3) части земельных участков.
Гражданское законодательство, так же как и земельное, объектом земельных отношений называет земельные участки. Ст. 261 ГК РФ определяет земельный участок как объект права собственности. Право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и замкнутые водоемы, находящиеся на нем лес и растения (п. 2 ст. 261).
До недавнего времени понятие «земельный участок» не было определено в законодательстве. С принятием Федерального закона «О государственном земельном кадастре» и Земельного кодекса РФ такое определение было сформулировано. Согласно ст. 1 Закона о земельном кадастре под земельным участком понимается часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.
Понятие земельного участка несколько иначе определяется в Земельном кодексе РФ. Согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений – это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Следовательно, земельный участок – это часть поверхности земли, являющаяся природным ресурсом и объектом охраны со стороны государства.
В Земельном кодексе РФ обязательно должно быть дано понятие не только земельного участка, но и земли, для того чтобы имелась возможность однозначного толкования и единообразного применения норм земельного и гражданского права, а также исключения возможных спорных ситуаций при определении объекта земельного правонарушения и в то же время фактического объекта гражданского правонарушения (имущественного блага). Подобное понятие может быть сформулировано в следующем виде:
земля – это естественно возникший компонент природной среды, поверхностный (в том числе почвенный) слой суши, расположенный над недрами, характеризующийся особым органоминеральным составом, строением, границами в пространстве и выполняющий необходимые для обеспечения жизнедеятельности человека и окружающей среды функции.
Особенности, свойственные всем землям Российской Федерации, выражаются в том, что земля является частью окружающей среды.
Поскольку земля является важнейшей составной частью природы, в которую входят леса, воды, недра, животный мир, в законодательных актах все эти объекты рассматриваются в нескольких значениях: как природные объекты (часть природы – экологический аспект), природные ресурсы (основа деятельности человека – экономический аспект), основа жизни человека (социальный аспект).
Объектом правоотношений по использованию земли всегда является индивидуально определенный земельный участок и земельная доля. Согласно п. 2 ст. 6 ЗК РФ под земельным участком как объектом земельных отношений понимается часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
В соответствии с ч. 2 п. 2 указанной статьи земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Если земельный участок – вещественная часть объекта земельных отношений, то права на этот участок определяют пределы и возможности его использования и охраны. Содержание прав на земельный участок может быть самым разнообразным и определяться в зависимости от субъекта и объекта этих прав (права на земельный участок в городе, селе, на особо охраняемых территориях, в лесном фонде, на землях транспорта и т.д.).
Объектами кадастрового учета и оценки служит не земля вообще, а предоставленные тем или иным субъектам земельные участки и права на них. Предоставленные земельные участки характеризуются размером, местом расположения, целевым назначением, качественными показателями – кадастровой оценкой, и, наконец, объемом прав. Все это находит свое отражение при государственной регистрации прав на землю, а также в других документах земельного кадастра. Когда заключаются сделки с земельными участками, эти участки получают денежную оценку на основе достоверных данных государственного земельного кадастра.
1.2 Сущность целительства и его правовые особенности
В России законами регулируются все сферы человеческой деятельности. Но как можно придумать закон для того, что нельзя ни увидеть, ни пощупать – для зафизических биосенсорных воздействий и других методов, которыми пользуются целители? Трудно, но, тем не менее, законная база у целительства в России есть. Просто не все о ней знают. Целительство регулируется Федеральным Законом «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан». В статье 57 четко прописано, что такое НМ, кто обладает правом на занятие НМ, на основании чего принимается решение о выдаче Диплома целителя и что данный документ является единственным документом, дающий право на занятие НМ на территории, подведомственной органу управления здравоохранением, выдавшему диплом .
Под народной медициной в федеральном законодательстве РФ понимаются: методы оздоровления, профилактики, диагностики и лечения, основанные на опыте многих поколений людей, утвердившиеся в народных традициях, и не зарегистрированные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Правом на занятие народной медициной обладают люди, получившие диплом целителя, выдаваемый министерствами здравоохранения субъектов федерации, причем наличие медицинского образования не является обязательным условием для его получения. Под термином «целительство» понимается само занятие народной медициной – оказание медицинских услуг, то есть лечение и диагностика с помощью ее средств и методов.
В Общероссийском классификаторе занятий выделена целая составная группа 324 целители и практики нетрадиционной медицины, где отмечено, что занятия данной составной группы требуют врожденных способностей и большого профессионального опыта, приобретаемого в процессе практической работы.
Казалось бы, куда уж проще: законодательная база есть, форма разрешения на работу предусмотрена и процедура получения разрешения прописана. А система почему-то не работает? Правовое регулирование сферы занятий НМ (целительством) в большинстве регионов РФ и в Санкт-Петербурге, и в Москве, в том числе, не осуществляется, т.е. выдача Диплома целителя, органами управления здравоохранения субъектов РФ не производится.
Что это значит для рынка услуг народной медицины – Дипломы целителя не выдаются?
Это означает, что не осуществляется необходимый «отсев» недобросовестных и непрофессиональных целителей. Вне закона оказываются даже те люди, которые могут подтвердить свои лечебно-диагностические способности. К сожалению, целительские сообщества, по ряду своей специфической деятельности разобщены, вследствие чего целитель, не имея возможности в одиночку преодолеть административно-бюрократический произвол, занимаются целительством, без документов разрешающий данный вид деятельности, на свой страх и риск, другие скрывают свою деятельность под другими формами предпринимательства, проводя консультации, массажи, ведение образовательной деятельности и т.п.
В сложившейся ситуации страдают потребители услуг народной медицины от профессионально некомпетентных в целительстве граждан, а порой и просто от шарлатанов и мошенников. Об этом свидетельствует и увеличившейся в последнее время ряд громких уголовных дел, обращений обманутых граждан в СМИ, в органы внутренних дел, в территориальные Прокуратуры.
А регулировать работу целителей должны саморегулирующие общественные организации – Профессиональные ассоциации в области целительства. Профессиональные ассоциации лучше, чем кто-либо сможет определить степень квалификации и качество работы целителя и решить, стоит ли выдавать ему Представление на получение Диплома целителя или нет.
Выдача дипломов целителей – это единичные случаи в нескольких регионах. Во многих регионах это обусловлено отсутствуем механизмов реализации закона и разъяснений по этому поводу от Минздравсоцразвития. В свою очередь Минздравсоцразвития отписывается от регионов тем, что они обладают всей полнотой власти по самостоятельному принятию нормативно-правовых актов, регулирующих целительство.
Как мы видим, территориальные органы управления здравоохранением по-старому ждут от Москвы разъяснений, приказов, «механизмов реализаций», прикрывая этим свое бездействие и безответственность.
Нами было выявлено, что всего лишь в нескольких регионах выдаются Дипломы целителя: в Новосибирской области - 2, в Костромской – 9, в Омской – 48, в Санкт-Петербурге – 57, но здесь более подробно. Так как обстоят дела в Санкт-Петербурге?
Здесь также до 2001 года не выдавались разрешения на занятие народной медициной. В нарушении законодательства, не скрываясь, проводились сеансы массового целительства, велась незаконная реклама, обещая 100% гарантированное излечение и решение всех Ваших проблем.
В 2001 году был издан Приказ №30-п Комитета здравоохранения Санкт-Петербурга, которым определялся порядок получения Диплома целителя на территории СПб. В том же 2001 году и в начале 2002 года уже было выдано 57 Дипломов целителя. И с тех пор все – ни одного Диплома целителя не было выдано .
В 2002 году Совет по регулированию деятельности народных целителей при Комитете здравоохранения СПб., в обязанность которого входила выдача Дипломов целителей, и состоящей в основном из главных медицинских специалистов города, в нарушении Закона прекратил рассмотрение заявлений граждан на получение Диплома без наличия медицинского образования.
Был выпущен новый приказ Комитета здравоохранения г. Санкт-Петербурга, в соответствии с которым уже претендент на Диплом целителя должен иметь высшее или среднее медицинское образование, представить сертификат специалиста с последующим получением «лицензии» на ведение целительской деятельности.
По многим положениям приказ противоречит действующему законодательству и здравому смыслу, т.к. академическая медицина кроме своих задач имеет мало общего с медициной народной. Они предполагают совершенно разные подходы, методы лечения и пути развития.
Введение
В административно-правовой теории и практике государственного управления к сфере административно-политической деятельности относятся такие отрасли, как оборона, безопасность, внутренние дела, иностранные дела, юстиция. Органы управления (исполнительной власти) этими отраслями являются составной частью единой системы органов исполнительной власти и активно осуществляют функции государства. Особое место в этой системе занимают оборона и органы, осуществляющие управление обороной.
Оборона — это комплекс политических, экономических, экологических, военных, социальных и правовых мероприятий по обеспечению независимости, территориальной целостности, защиты интересов государства и мирной жизни народа Украины. Защита Отечества — конституционная обязанность каждого гражданина, поскольку оборона страны относится к важнейшим функциям государства и является делом всего народа.
Военная доктрина основывается на том, что государство: не признает войну как средство решения международных проблем; стремится к нейтралитету и соблюдению неядерных принципов, не принимать, не разрабатывать и не приобретать ядерное оружие; не имеет территориальных претензий ни к одному государству и не усматривает ни в одном народе образ врага; никогда первой не начнет боевых действий против какой-либо страны, если сама не станет объектом агрессии.
Темой данной работы стало правое регулирование в сфере управления обороной.
Также будут рассмотрены такие вопросы, как: полномочия органов государственной, власти в сфере обеспечения обороны, государственный оборонительный заказ и мобилизация.
Полномочия органов государственной власти в сфере управления обороной
Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны
Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. 2. Президент Российской Федерации:
- определяет основные направления военной политики Российской Федерации;
- утверждает военную доктрину Российской Федерации;
- в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против Российской Федерации, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе, отдает приказ Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о ведении военных действий;
- вводит в действие нормативные правовые акты военного времени и прекращает их действие, формирует и упраздняет органы исполнительной власти на период военного времени в соответствии с федеральным конституционным законом о военном положении;
- принимает в соответствии с федеральными законами решение о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению;
- утверждает концепции и планы строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов
- утверждает программы ядерных и других специальных испытаний и санкционирует проведение указанных испытаний;
- утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
- принимает решение о дислокации и передислокации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований от соединения и выше;
- утверждает общевоинские уставы, положения о Боевом знамени воинской части, Военно-морском флаге Российской Федерации, порядке прохождения военной службы, военных советах, военных комиссариатах, военно-транспортной обязанности;
- утверждает положения о Министерстве обороны Российской Федерации и Генеральном штабе Вооруженных Сил Российской Федерации, а также положения об органах управления других войск, воинских формирований и органов;
- ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации в области обороны, включая договоры о совместной обороне, коллективной безопасности, сокращении и ограничении вооруженных сил и вооружений;
- издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу;

Полномочия Федерального Собрания и правительства в области обороны
Совет Федерации:
- рассматривает расходы на оборону, установленные принятыми Государственной Думой федеральными законами о федеральном бюджете;
- рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы в области обороны;
- утверждает указы Президента Российской Федерации о введении военного и чрезвычайного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, а также о привлечении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с использованием вооружения к выполнению задач не по их предназначению;
- решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Государственная Дума:
- рассматривает расходы на оборону, устанавливаемые федеральными законами о федеральном бюджете;
- принимает федеральные законы в области обороны.
Полномочия Правительства:
- осуществляет меры по обеспечению обороны и несет в пределах своих полномочий ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
- руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти;
- разрабатывает и представляет в Государственную Думу предложения по расходам на оборону в федеральном бюджете;
- организует оснащение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов вооружением и военной техникой по их заказам;
- организует обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами и услугами по их заказам;
- организует разработку и выполнение государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса;
- организует разработку и выполнение планов перевода (мобилизационных планов) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени, а также планов создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
осуществляет руководство мобилизационной подготовкой федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
- осуществляет контроль за подготовкой организаций к выполнению государственного оборонного заказа по выпуску продукции в военное время, за созданием, развитием и сохранением мобилизационных мощностей, а также за созданием воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и подготовкой транспортных средств, подлежащих передаче Вооруженным Силам Российской Федерации;
- выполняет иные полномочия.
1.2. Материально-правовые и процессуальные особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере предпринимательской деятельности
С учетом того, что общий порядок рассмотрения дел об административном правонарушении (в том числе и судьями) определен в гл. 29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а общий порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях - в гл. 30 КоАП РФ, при применении положений гл. 25 АПК РФ могут возникнуть определенные сложности. Необходимо исследовать проблемы соотношения положений АПК РФ и КоАП РФ, устанавливающих порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, обжалования и опротестования постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
Сразу отметим, что несоответствие отдельных положений АПК РФ и КоАП РФ не противоречит принципам законодательства об административных правонарушениях, т.к. в КоАП РФ (п. 4 ч. 1 ст. 1.3) содержится лишь общее правило, соответствующее п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ о том, что установление порядка производства по делам об административных правонарушениях относится к ведению Российской Федерации. Это означает, что КоАП РФ - не единственный законодательный акт, устанавливающий порядок административного судопроизводства.
Прежде чем рассматривать соотношение норм АПК РФ и КоАП РФ, необходимо отметить, что в этих актах использованы различные понятийные категории. Соответственно при использовании каких-либо понятий административного судопроизводства приведены их формулировки в зависимости от того, норма какого кодекса рассматривается.
В КоАП РФ использованы такие понятия, как "дело об административном правонарушении", "постановление (определение) по делу об административном правонарушении". В § 1 гл. 25 АПК РФ приведенным понятиям соответствуют следующие: "дело о привлечении к административной ответственности", "решение по делу о привлечении к административной ответственности". Кроме того, в § 1 гл. 25 АПК РФ для обозначения органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, использовано понятие "административные органы" (ч. 2 ст. 202 АПК РФ).
В части 1 ст. 202 АПК РФ установлено, что дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными гл. 25 АПК РФ и федеральным законом об административных правонарушениях (т.е. КоАП РФ). Как разъяснил Пленум ВАС РФ в п. 18 Постановления от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации", в случаях, когда в гл. 25 АПК РФ содержатся конкретные правила, то именно они подлежат применению при рассмотрении арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности. В частности, как указал Пленум ВАС РФ, по результатам рассмотрения дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение, а не постановление, как это предусмотрено в ст. 29.9 КоАП РФ.
Однако, как показывает сравнительный анализ норм АПК РФ и КоАП РФ, приведенное разъяснение Пленума ВАС РФ не разрешает всех несоответствий между положениями этих двух Кодексов, устанавливающих порядок административного судопроизводства.
Подведомственность дел об административных правонарушениях установлена в ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ (следует отметить, что в ч. 2 ст. 1.3, в ст. 23.1 КоАП РФ говорится о подсудности, но очевидно, что в данном случае речь идет именно о подведомственности, а не о подсудности). Дела об административных правонарушениях отнесены к подведомственности арбитражным судам по совокупности двух критериев - предметному (перечисленные в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ административные правонарушения, т.е. предусмотренные ст. 6.14, 7.24, 14.1, 14.10 - 14.14, ч. 1 и 2 ст. 14.16, ч. 1, 3 и 4 ст. 14.17, ст. 14.18, 14.21 - 14.23, 15.10, ч. 1 и 2 ст. 19.19 КоАП РФ) и персональному (совершенные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями). При этом в ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ установлено два изъятия из таковой подведомственности:
согласно абз. 1 в случае, если административное правонарушение совершено военнослужащим или гражданином, призванным на военные сборы, то дело подведомственно гарнизонному военному суду;
согласно абз. 2 в случае, если производство по делу об административном правонарушении осуществлялось в форме административного расследования, то дело подведомственно районному суду.
Вместе с тем в ст. 29 и 202 АПК РФ содержится указание еще на одно ограничение подведомственности арбитражным судам дел об административных правонарушениях: административное правонарушение должно быть не только совершено юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, но и связано с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности. Эта незначительная на первый взгляд оговорка устанавливает изъятие из подведомственности арбитражным судам тех дел об административных правонарушениях, указанных в абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, которые совершены юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями не в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
Например, индивидуальный предприниматель использовал в личных (не связанных с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности) целях находящийся в федеральной собственности объект нежилого фонда без надлежаще оформленных документов, т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ. Однако, несмотря на положения абз. 3 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, дело о таком административном правонарушении подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.
Представляется, что не решен вопрос о соотношении норм АПК РФ и КоАП РФ, устанавливающих последствия несоблюдения подведомственности дела об административном правонарушении при его направлении в арбитражный суд. В том случае, если дело об административном правонарушении не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, т.е. неподведомственно ему, то по общим правилам п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ производство по делу подлежит прекращению, о чем в соответствии с ч. 1 ст. 151 АПК РФ выносится определение.
Согласно же п. 1 ст. 29.1 КоАП РФ судья при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в первую очередь выясняет свою компетенцию по рассмотрению данного дела. В случае если рассмотрение дела не относится к компетенции судьи, то в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности. Если неподведомственность выясняется в ходе рассмотрения дела, то также выносится определение о его передаче по подведомственности, но уже в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ.
В отличие от КоАП РФ, в ч. 1 ст. 28.8 которого содержится общее правило о направлении протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола (вынесения постановления), в ч. 2 ст. 202 АПК РФ установлено, что производство по делам о привлечении к административной ответственности возбуждается на основании заявлений административных органов и обратившихся с требованием о привлечении к административной ответственности виновных лиц.
Согласно ч. 2 ст. 204 АПК РФ протокол об административном правонарушении и документы прилагаются к подаваемому в арбитражный суд заявлению административного органа о привлечении к административной ответственности. К указанному заявлению также прилагается уведомление о вручении или иной документ, подтверждающий направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.
Форма и содержание заявления административного органа о привлечении к административной ответственности установлены в ч. 1 ст. 204 АПК РФ. Заявление должно соответствовать ряду общих требований, предъявляемых к исковому заявлению и установленных ч. 1, п. 1, 2 и 10 ч. 2, ч. 3 ст. 125 АПК РФ:
заявление подается в письменной форме и подписывается заявителем или его представителем;
в заявлении должны быть указаны: наименование арбитражного суда, в который подается исковое заявление; наименование истца, его место нахождения; если истцом является гражданин - его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; перечень прилагаемых документов;
заявитель обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении.
В соответствии с ч. 1 ст. 204 в заявлении должны быть также указаны:
дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;
должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;
сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;
нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;
требование заявителя о привлечении к административной ответственности.
Остается открытым вопрос о применении арбитражным судом п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, который предусматривает возвращение протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу в случае составления протокола и оформления других документов неправомочными лицами, либо неправильного составления протокола и оформления других документов, либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
1.Понятие и признаки административного правонарушения.
В КоАП РФ сформулировано официальное определение административного правонарушения: им признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается винов¬ным в совершении административного правонарушения, если бу¬дет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Важно, что назначение администра¬тивного наказания юридическому лицу не освобождает от адми¬нистративной ответственности за данное правонарушение винов¬ное физическое лицо, равно как и привлечение к административ¬ной или уголовной ответственности физического лица не освобо¬ждает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. По общему правилу, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений, если в статьях КоАП РФ не указано, что установленные нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу. Исключение составляют нормы, которые по смыслу относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
2. Основные задачи и функции, возложенные на Дорожно-патрульную службу
Дорожно-патрульная служба Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (далее – ДПС) осуществляет возложенные на нее полномочия в соответствии с Наставлением по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ .
Дорожно-патрульная служба является структурным подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и входит в состав милиции общественной безопасности РФ. Она осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в и
Деятельность ДПС строится в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности.
В состав ДПС ГИБДД МВД России входят строевые подразделения (в том числе специализированные): полки, батальоны, роты, взводы, мобильные строевые подразделения, создаваемые в качестве оперативного резерва для реагирования на осложнение оперативной обстановки в области , проведения специальных мероприятий по пресечению преступлений, связанных с эксплуатацией транспортных средств, а также группы.
Специализированные подразделения ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения образуются по согласованию с МВД России.
Работу подразделений ДПС, оказание им практической и методической помощи организуют отделы (отделения) ДПС управлений (отделов) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
Основными задачами ДПС являются:
- сохранение жизни, здоровья и имущества участников , защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;
- обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;
- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.
Функции дорожно-патрульной службы
1. Оказание в пределах своей компетенции содействия и помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов.
2. Осуществление контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области
3. Регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий.
4. Охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений на улицах, дорогах и иных общественных местах.
5. Осуществление розыска угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий.
6. Осуществление в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях.
7. Осуществление неотложных действий на месте ДТП, а также принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи, содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра.
8. Проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки сообщений о преступлениях против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях .
9. Осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств.
10. Выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению.
11. Информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке в области дорожного движения, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению.
12. Участие совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на
13. Контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу
14. Участие совместно с паспортно-визовой службой в осуществлении контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда на транспортных средствах через территорию Российской Федерации.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы не вызывает сомнений. За последние годы в Россий-ской Федерации широкое распространение получило предпринимательство без образования юридического лица. Современные индивидуальные предпринима-тели успешно действуют на рынке, постоянно расширяя сферу своей деятельно-сти, и в итоге могут обеспечить достойные условия жизни себе и своим близ-ким. Неудивительно, что все больше людей, задумываясь о своем будущем, стремятся организовать собственный бизнес. На сегодняшний день в России за-регистрировано почти 5 миллионов индивидуальных предпринимателей, что со-ставляет около 3,3% всего населения страны. Ежегодно в стране регистрируется около 140 тыс. индивидуальных предпринимателей .
Нормы о правовом положении индивидуального предпринимателя закрепле-ны, главным образом, в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ) Порядок госу-дарственной регистрации физического лица в качестве индивидуального пред-принимателя и прекращения его деятельности регулируется в Федеральном за-коне от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Практика применения этих актов обна-ружила ряд пробелов и противоречий между нормами права, отсутствие надлежа-щего регулирования некоторых аспектов правового положения индивидуальных предпринимателей. Законодательство о государственной регистрации изменяется и дополняется и, кроме того, накопилось большое количество подзаконных актов. Указанные обстоятельства обуславливают актуальность и практическую значи-мость темы дипломного исследования.
Среди отечественных ученых, обращавшихся к рассматриваемым в курсо-вой работе вопросам, нужно назвать таких авторов, как: Т.Е. Абова, Е.И. Афо-нина, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Б.М. Гонгало, Т.А. Гусева, А.Ю. Ка-балкин, Е.А. Киндеева, А.Р. Кирсанов, Е.Б. Козлова, О.М. Козырь, В.И. Конова-
лов, П.В. Крашенинников, А.В. Кузнецов, Н.В. Ларина, В.В. Огородников, Я.Е. Парций, М.Г. Пискунова, С.Ф. Савкин, О.Н. Садиков, В.И. Сергеев, Е.А. Суха-нов, Ю.К. Толстой, Г.Г. Черемных, А.М. Эрделевский и др.
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, связан-ные с регулированием правового положения индивидуального предпринимате-ля. Предмет исследования – нормы гражданского, административного права, доктринальные источники; судебная практика.
Цель настоящей курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприме-нительной практики комплексно исследовать правовое положение индивиду-ального предпринимателя.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть правовое положение индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности;
- изучить особенности предпринимательской деятельности без образования юридического лица;
- проанализировать легализацию деятельности индивидуального предпри-нимателя: порядок государственной регистрации, лицензирования и прекраще-ния деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринима-теля.
При написании курсовой работы использовались диалектический метод по-знания, общенаучные методы исследования, к которым, прежде всего, относятся формально-логические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, гипотеза, аналогия), специальные юридические методы. Для иллюстрации теоретических выводов использована судебная практика. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
1.1. Индивидуальный предприниматель как субъект предпринимательской деятельности
Наиболее простой формой осуществления предпринимательской деятель-ности является использование статуса индивидуального предпринимателя .
М.Ю. Тихомиров определяет индивидуального предпринимателя как заре-гистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без граждан-ства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредственно (от своего имени, без образования юридического лица) и своим самостоятель-ным трудом, которое в этих целях действует по своему усмотрению, если обла-дает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дее-способность этого лица ограничена в силу возраста или закона .
В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоя-тельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на система-тическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом ка-честве в установленном законом порядке.
Цель предпринимательской деятельности - систематичность получения (максимизация) прибыли - заставляет предпринимателя стремиться в зону рис-ка, что приводит к постоянной новизне хозяйственных ситуаций и требует творческого подхода к решению возникающих проблем. По Владимиру Далю, «предприниматель - это предприимчивый торговец, способный к предприятиям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода чело-век» . Выбор формы осуществления предпринимательской деятельности обу-словлен большим количеством факторов экономического, производственно-технического и юридического порядка. В процессе осуществления такого выбо-ра различные основания должны анализироваться в совокупности.
Основными формами предпринимательской деятельности в России являют-ся: индивидуальная (частное предпринимательство) и коллективная (преду-сматривающая создание юридического лица).
В РФ индивидуальной формой осуществления предпринимательской дея-тельности является предпринимательство без образования юридического лица.
Возможность осуществления индивидуальной предпринимательской дея-тельности вытекает из общей правосубъектности гражданина: статья 18 Граж-данского кодекса РФ (далее ГК РФ) включает в содержание правоспособности граждан право заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью. Ограничение указанного права возможно только по решению суда по основаниям, предусмотренным законом, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравст-венности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения оборо-ны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ и ч. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпри-нимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качест-ве индивидуального предпринимателя.
Заниматься предпринимательской деятельностью могут полностью дееспо-собные граждане. По общему правилу это лица, достигшие 18 лет. Кроме того, в соответствии со ст. 21 ГК РФ лица, вступившие в брак до достижения 18 лет, признаются полностью дееспособными и поэтому вправе самостоятельно осу-ществлять предпринимательскую деятельность. То же относится и к эмансипи-рованным несовершеннолетним (ст. 27 ГК РФ), которые занимаются предпри-нимательской деятельностью, за исключением той, для которой федеральным законом установлен возрастной ценз. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также совершеннолетние граждане, ограниченные в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средст-вами, могут заниматься предпринимательской деятельностью с согласия закон-ных представителей - родителей, усыновителей или попечителей. Отдельными видами деятельности гражданин-предприниматель вправе заниматься лишь на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования.
А. Костылева считает, что понятие "индивидуальный предприниматель" обычно выводят из ст. 23 ГК РФ. Однако в действительности дать такое опреде-ление возможно только путем систематического толкования множества норм ГК РФ, напр. ст. 1, 2, 21, 24, 27, 50, 56, 64, 65, 66, 184, 310, 315, 322, 400, 401, 426, 428 и др. Анализ этих и других норм гражданского права позволяет инди-видуальными предпринимателями называть граждан, обладающих полной дее-способностью, осуществляющих на свой страх и риск деятельность, направлен-ную на систематическое получение прибыли, и зарегистрировавшихся в этом качестве в установленном порядке .
3. Коллизионные вопросы судебной практики, по делам о незаконном использовании товарного знака при перемещении товаров через таможенную границу РФ
Статьей 2.2 КоАП РФ предусмотрено, что административное правонарушение признается совершенным умышленно, если совершившее его лицо сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления подобных последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Итак, определение формы вины лица по смыслу, вытекающему из ст. 2.2 КоАП РФ, ставится в прямую зависимость от психологического отношения лица к совершаемому им противоправному деянию, выражающемуся в его способности сознавать, предвидеть, желать, относиться безразлично, сознательно допускать либо самонадеянно рассчитывать на определенные обстоятельства. Юридическое лицо перечисленными способностями не обладает, следовательно, согласно ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ правовые нормы ст. 2.2 Кодекса относятся и могут быть применены только к физическому лицу .
Иными словами, в отличие от правовой конструкции вины физического лица, включающей такие формы вины, как умысел и неосторожность, правовая структура вины юридического лица имеет лишь одну форму, установленную ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. В связи с изложенным положения ст. 2.2 КоАП РФ к юридическим лицам неприменимы.
При рассмотрении арбитражного дела N А14-9173-02/240/3 по заявлению таможни о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя К. Арбитражный суд Воронежской области указал, что "по смыслу ст. 14.10 КоАП РФ незаконным использованием товарного знака, т.е. нарушением прав владельцев товарного знака, признается несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком... Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины..." .
В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), несут административную ответственность в порядке, предусмотренном для должностных лиц, если законом не установлено иное. В данном случае положения ст. 2.2 КоАП РФ распространяются на указанных лиц, привлечение которых к административной ответственности возможно только после установления состава административного правонарушения, в том числе конкретной формы вины (умысел либо неосторожность).
Вместе с тем правовая конструкция ст. 14.10 КоАП РФ не содержит норм, согласно которым наличие вины исключительно в форме умысла является обязательным условием привлечения индивидуального предпринимателя к административной ответственности за незаконное использование товарного знака.
Как было отмечено выше, диспозиция названной статьи предусматривает привлечение лица к административной ответственности за "незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров".
Однако формулировка "незаконное использование" подразумевает, что использование товарного знака осуществляется лицом в противоречии с требованиями действующего законодательства РФ, и не содержит каких-либо указаний на вину как на психологическое отношение лица к совершенному им правонарушению, а также на ее форму.
Сравнительно-правовой анализ положений КоАП РФ также свидетельствует, что в случае необходимости установления вины в форме умысла как обязательного элемента состава какого-либо административного правонарушения, законодатель прямо указывает в диспозиции статьи формулировку, подразумевающую, что ответственность за данное правонарушение наступает исключительно в случае установления вины в форме умысла.
Например, диспозиция ст. 17.7 КоАП РФ предусматривает ответственность лица за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
В качестве еще одного примера можно привести положения ст. 17.9 КоАП РФ, предусматривающие ответственность лица за заведомо ложное показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении.
Закон N 3520-1, нормы которого подлежат применению в системной связи с положениями ст. 14.10 КоАП РФ, также не содержит указаний на то, что административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.10, может быть совершено только умышленно, либо на то, что лицо подлежит ответственности лишь за умышленное совершение данного правонарушения.
В отдельных случаях арбитражные суды не признают такое административное правонарушение длящимся, в связи с чем делают вывод о нарушении таможенными органами сроков давности привлечения к административной ответственности по фактам незаконного использования товарных знаков.
Однако данная позиция не согласуется с положениями действующего законодательства РФ об административных правонарушениях.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. Иными словами, срок давности привлечения лица к ответственности подлежит исчислению со дня совершения административного правонарушения.
В то же время согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ сроки давности привлечения лица к административной ответственности в отношении длящихся правонарушений начинают исчисляться со дня их обнаружения.
Под длящимся правонарушением понимается правонарушение, при котором противоправное деяние совершается непрерывно в течение более или менее продолжительного периода времени, начинается с момента совершения противоправного действия или допущения противоправного бездействия, сопряжено с длительным невыполнением лицом возложенной на него обязанности и прекращается вследствие:
- действий самого лица, направленных на прекращение правонарушения (исполнение возложенной на него обязанности, явка в таможенный орган с заявлением о совершенном правонарушении);
- вмешательства таможенных органов (выявление не оформленного в таможенном отношении товара или транспортного средства, его изъятие или арест и т.п.);
- наступления событий, однозначно препятствующих совершению правонарушения (например, утрата лицом противоправно хранимого товара либо хищение у него такого товара).
Порядок отнесения административных правонарушений к длящимся определен в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Согласно п. 14 этого Постановления длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. Нужно иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Введение
Одной из важнейших задач развития социальной сферы является повышение социальной безопасности населения. Снижения опасности для личности, семьи и общества предполагается достичь за счет принятия комплексных мер, направленных на ослабление криминогенной обстановки, повышение профессиональных возможностей государственных органов по защите правопорядка, совершенствование методов и форм борьбы с преступностью.
Специальная техника правовых органов представляет собой приборы, устройства, оборудование, механизмы, химические вещества и многое другое, что может быть правомерно и результативно использовано при проведении оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий, охране правопорядка с целью профилактики преступности и раскрытия преступлений.
Необходимость такого преобразования вызвана следующим:
а) дежурные службы милиции работают в условиях обострения криминогенной обстановки в городе и области;
б) изменились характер и содержание преступлений и происшествий;
в) значительные силы и средства органов милиции отвлекаются на поддержание правопорядка и в других регионах России;
г) ослабла роль общественных и самодеятельных объединений граждан по охране общественного порядка. Все это требует коренного реформирования дежурных частей и дежурных служб, внедрения новых информационных технологий в их деятельность.
Введение и использование современных средств позволяет повысить эффективность деятельности сотрудников ОВД. Деятельность сотрудников ОВД протекает в условиях интеллектуальной, эмоциональной и физической напряженности, и ее главными отличительными особенностями являются: продолжительность и неравномерность рабочих нагрузок, работа с оружием, наличие стрессовых ситуаций, повышенная степень риска, что в совокупности может быть объединено понятием экстремальной ситуации и эмоционального стресса.
Цель данной работы – исследовать возможности применения современной специальной техники в деятельности ОВД.
1. Технические средства поиска
В целом поисковая техника классифицируется следующим образом:
Индикаторы поля. Эти относительно несложные устройства для обнаружения источников радиоизлучения довольно широко представлены на сегодняшнем рынке. Из наиболее качественных моделей можно назвать D006, «Сканер-2» (РТ-022), РТ-025, RM-10 (камуфляж-портмоне), R-finder, «Осу», ИП-4, ИПШ-012 и появившийся в этом году ДИ-К (камуфляж - настольные часы с сохранением их функций).
Все эти изделия обладают достаточно высокой чувствительностью и эффективно используются для поисковых мероприятиях. По соотношению эффективность/цена лидером в этой группе аппаратуры остается D006. Кстати, это единственный индикатор поля, имеющий сертификат Гостехкомиссии России.
Сканирующие приемники - устройства, предназначенные для контроля радиоэфира. Они обладают достаточно широким диапазоном частот, как правило, от сотен килогерц до тысяч мегагерц, и возможностью приема сигналов различных типов модуляции. Основными отличительными функциями сканеров является возможность сканирования (просмотра) заданного диапазона частот, контроль приоритетной частоты, возможность создания банков контролируемых частот. Широкое распространение получили сканирующие приемники фирм AOR (модели AR-8000 и AR-3000) и ICOM (IC-R10, IC-R9000), а также приемники таких фирм как YUPITERU, STANDARD, ALINCO. Наиболее интересными из появившихся за последнее время сканирующих приемников являются AR-8200, обладающий рядом дополнительных возможностей, и сверхминиатюрный IC-R2 .
Высокоскоростные поисковые приемники. Быстрый анализ загрузки радиоспектра при осуществлении радиоконтроля, выявление радиомикрофонов с дистанционным управлением передатчика возможны только при наличии высокоскоростных поисковых приемников.
Приемник XPLORER (фирма Optoelectronics) осуществляет автоматический захват сигнала и запоминание его параметров, позволяет вести поисковые действия, не обесточивая помещения и электроаппаратуру, регистрировать микромощные источники излучения на больших расстояниях, чем допускают индикаторы поля.
Автоматизированные поисковые комплексы. Для обнаружения, поиска и нейтрализации подслушивающих устройств в последнее время все более широко используются автоматизированные поисковые комплексы. В простейшем случае такие комплексы состоят из стандартного сканирующего приемника, управляющей ПЭВМ и специального программного обеспечения. Наиболее известные на российском рынке системы такого рода комплекс RS1000 и комплексы, построенные на базе ПО SEDIF.
Более сложные комплексы помимо сканирующего приемника (чаще всего модернизированного) имеют в составе ряд дополнительных устройств, расширяющих их функциональные возможности (устройства для проверки проводных коммуникаций, постановщики помех, блоки БПФ и т.п.). В качестве примера таких устройств можно привести семейство комплексов Арк, Дельта, Крона.
Нелинейные локаторы. Это, пожалуй, наиболее уважаемый вид поисковой техники , обусловлено это его уникальной способностью обнаруживать любые радиоэлектронные устройства в строительных конструкциях, предметах интерьера и т.д., что делает нелинейные локаторы абсолютно незаменимыми при проведении поисковых мероприятий. Именно к нелинейным локаторам по праву можно отнести утверждение, что российская спецтехника по цене значительно ниже, а по качеству выше, чем зарубежные аналоги. Вот почему на российском рынке зарубежные локаторы практически неконкурентоспособны, и далее перечисляются только локаторы российского производства. Из локаторов, работающих по второй гармонике хочется упомянуть модели «Обь» и NR-900M, пользующиеся заслуженной популярностью на протяжении нескольких лет, а также модели «Онега-2» и «Родник-2». Среди локаторов, работающих по второй и третьей гармонике, наиболее эффективными являются NR-900E и «Родник-23», что подтверждено недавними сравнительными испытаниями локаторов. Лишь незначительно уступает им модель «Онега-3».
Комбинированные поисковые приборы. Наиболее распространенные и эффективные комбинированные поисковые приборы, такие как D008, CPM-700, ST-031 «Пиранья» имеют в своем составе индикатор поля или широкополосный ВЧ-усилитель, а также НЧ-приемник, предназначенный для приема сигналов, передаваемых по проводным коммуникациям и снимаемых акустическими и виброакустическими датчиками. На сегодняшний день различие между приборами заключается в функциональных возможностях и параметрах НЧ- и ВЧ-входов. По набору функций и дополнительных зондов, а также по техническим характеристикам недавно появившаяся модель ST-031 является наиболее оптимальной. Перспективой развития данного направления приборов является организация стыка с персональным компьютером для ведения баз данных сигналов, обработки и хранения спектров сигналов и общей информации по радиообстановке.
Устройства контроля телефонных линий и проводных коммуникаций. Задача выявления устройств прослушивания телефонных каналов технически очень сложна. В первую очередь это объясняется сложностью организации телефонного канала, а также большим разбросом параметров линий и оборудования российских каналов. К сожалению, на сегодня практически не выявляются аппаратурно такие эффективные виды съема телефонной информации, как подключение на АТС, а также съем бесконтактными методами.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества