Административное право - готовые работы

ГлавнаяКаталог работАдминистративное право
fig
fig
2.5 Защитник и представитель.
Для оказания профессиональной юридической помощи лицу, в чьем от-ношении ведется производство по делу об административном правонаруше-нии, в производстве по делу имеет право принимать участие защитник, а для представления интересов потерпевшего - представитель .
В лице защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении привлекается адвокат или другое лицо.
Адвокатские полномочия должны быть удостоверены ордером, а так же наличием соответствующего диплома о юридическом образовании. Полно-мочия других лиц, осуществляющих юридическую помощь, подтверждаются доверенностью, которая оформляется в соответствии с законом.
Защитник и представитель должны быть допущены к участию в произ-водстве по делу об административном правонарушении с момента составле-ния протокола об административном правонарушении. А в случае админист-ративного задержания физического лица совершившего административное правонарушение, защитник должен быть допущен к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административно-го задержания.
Защитник, а так же представитель, которые были допущены к участию в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право на ознакомление со всеми материалами дела, а так же предоставлять доказа-тельства, заявлять ходатайства и отводы, принимать участие в рассмотрении дела, могут обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, а так же пользоваться другими процессуальными правами в соответствии с действующим Кодексом.
2.6 Свидетель.
В качестве свидетелей по делу об административном правонарушении могут быть вызваны лица, которым могут быть известны какие либо обстоя-тельства или факты по делу, которые подлежат установлению.
В обязанности свидетеля входит явка по вызову судьи, органа, должно-стного лица, в ведении которых находится дело об административном пра-вонарушении, а так же дача правдивых показаний: свидетель обязан сооб-щить все известные ему факты или обстоятельства по данному делу, дать ответы на поставленные перед ним вопросы, а так же удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показа-ний.
Свидетель имеет право:
1) отказаться свидетельствовать против себя самого, а так же своего супруга и близких родственников;
2) давать показания на своем родном языке либо языке, которым он владеет;
3) воспользоваться бесплатной помощью переводчика;
4) делать замечания по вопросу правильности занесения его свидетельских показаний в протокол.
В случае допроса несовершеннолетнего свидетеля, который не достиг возраста четырнадцати лет, требуется обязательное присутствие педагога ли-бо психолога. По необходимости опрос может проводиться так же и в при-сутствии законного представителя данного несовершеннолетнего свидетеля.
Свидетель, проходящий по делу об административном правонарушении должен быть предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
За отказ от дачи показаний или за уклонение от исполнения обязанно-стей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, свидетель несет админи-стративную ответственность, предусмотренную действующим Кодексом.
Примечание. В данной статье под определением «близкие родственники» подразумеваются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные бра-тья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.
2.7 Понятой.
Должностное лицо, в производстве которого находится дело об админи-стративном правонарушении, в качестве понятого может привлечь любого не заинтересованного в исходе дела совершеннолетнего гражданина (в соответ-ствии с действующей Конституцией). Количество понятых должно быть не менее двух человек. Привлечение понятых считается обязательным в случа-ях, которые предусмотрены в г.27 действующего Кодекса. В протоколе поня-той своей подписью производит удостоверение факта совершения в его при-сутствии процессуальных действий, а так же их содержание и результаты.
Далее протокол заносится запись об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении.
Понятой имеет право делать замечания в ходе совершаемых процессу-альных действий. Все замечания понятого должны быть занесены в прото-кол.
При необходимости понятой так же может быть подвергнут опросу в качестве свидетеля в соответствии со ст. 25.6 действующего Кодекса.
2.8 Специалист.
Для участия в производстве по делу об административном правонару-шении в качестве специалиста может быть привлечено любое не заинтересо-ванное в исходе дела совершеннолетнее лицо, которое обладает познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъя-тии доказательств, а также в применении технических средств.
В обязанности специалиста входит:
1) обязательная явка по вызову судьи, органа, должностного лица, в произ-водстве которых находится дело об административном правонарушении;
2) участие в проведении действий, которые требуют его специальных позна-ний, с целью обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, а так же дача пояснений по поводу совершаемых им действий;
3) заверить своей подписью факт совершения указанных действий, а так же их содержание и результаты.
Специалист так же должен быть предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложных пояснений.
Специалист имеет право:
1) на ознакомление материалами дела об административном правонаруше-нии, которые относятся к предмету действий, совершаемых с его участием;
2) задавать вопросы, которые относятся к предмету соответствующих дейст-вий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, а так же по-терпевшему и свидетелям исключительно с разрешения судьи, должностно-го лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонаруше-нии.
3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заяв-ления и замечания подлежат обязательному занесению в протокол.
2. Административно-правовой статус хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов
Каждый вид названных организаций имеет свои особенности, касающиеся вида и структуры принадлежащего им имущества, порядка образования организаций, полномочий органов управления ими, а также внутриорганизационных и внешних административно-правовых отношений.
Акционерным обществом признается коммерческая организация открытого или закрытого типа, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. По каждой категории (типу) акций общество выплачивает акционерам дивиденды. Они выплачиваются деньгами, а в случаях, предусмотренных уставом общества, - иным имуществом.
Акционерное общество имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Отдельными видами деятельности оно может заниматься только на основании лицензии.
Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 26 декабря 1995 г. определяет порядок создания и правовое положение акционерных обществ, права и обязанности акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров.
Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. На годовом общем собрании акционеров решается вопрос об избрании совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора), утверждении аудитора, рассматриваются годовой отчет общества и иные документы. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом (директором, генеральным директором) или им и коллективным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией).
Учредительным документом общества является его устав. Общество подлежит государственной регистрации.
Правительство оказывает определенное воздействие на акционерные общества, которое выражается в оказании государственной поддержки, в назначении своих представителей для обеспечения учета интересов государства по принадлежащим Российской Федерации пакетам акций, а также государственного управления закрепленными в федеральной собственности акциями, в утверждении уставов акционерных обществ и т.п. Так, Правительство учредило Российское акционерное общество (РАО) "Газпром" и утвердило его устав . Оно имеет своих представителей в РАО "Газпром" и РАО "ЕЭС России", которым принадлежит особо важная роль в экономике страны.
Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии, а также объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Кооператив является коммерческой организацией, юридическим лицом.
Федеральный закон "О производственных кооперативах" от 8 мая 1996 г. регулирует отношения, возникающие в связи с образованием, деятельностью и прекращением деятельности кооперативов, осуществляющих производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции, торговлю, строительство, бытовое и иные виды обслуживания, добычу полезных ископаемых, других природных ресурсов, сбор и переработку вторичного сырья, проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, а также оказывающих медицинские, правовые, маркетинговые и другие не запрещенные законом виды услуг.
Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их личным трудовым или иным участием, размером паевого взноса, а между членами кооператива, не принимающими личного трудового участия в деятельности кооператива, соответственно размеру их паевого взноса. Порядок распределения прибыли предусматривается уставом кооператива.
Высшим органом управления кооперативом является общее собрание его членов. В кооперативе с числом членов более пятидесяти может быть создан наблюдательный совет. В состав исполнительных органов, которые осуществляют руководство деятельностью кооператива, входят правление и (или) председатель кооператива.
Особенности создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов определены Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации" от 8 декабря 1995 г. с последующими изменениями и дополнениями. Сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив может быть создан в форме производственного или потребительского кооператива.
Производственный сельскохозяйственный кооператив является коммерческой организацией. Его виды - сельскохозяйственная артель или колхоз либо рыболовецкая артель или рыболовецкий колхоз, а также иные кооперативы производственного или хозяйственного назначения.
Колхоз создается главами крестьянских (фермерских) хозяйств или гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства. Их главная цель - совместная деятельность по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной, рыбной продукции (колхоз) или по обработке земли, производству животноводческой продукции.
Потребительские кооперативы - некоммерческие организации, в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные, страховые и иные кооперативы, созданные при условии обязательного участия граждан или юридических лиц в хозяйственной деятельности кооператива.
Так, перерабатывающий кооператив занимается переработкой сельскохозяйственной продукции (производство мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов и т.п.); сбытовой кооператив осуществляет продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, расфасовку, транспортировку и т.п.
Согласно Федеральному закону "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо партнерства.
Потребительская кооперация - система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их членов. Потребительское общество - это добровольное объединение граждан или юридических лиц, созданное, как правило, по территориальному признаку, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной и иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей.
Основными задачами потребительской кооперации являются: создание и развитие организаций торговли для обеспечения членов потребительских обществ товарами; закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их переработкой и реализацией; производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли.
Кооперативы могут создавать в целях координации своей деятельности, а также защиты общих имущественных интересов объединения в форме союзов (ассоциаций) кооперативов. Государство стимулирует создание и поддерживает деятельность кооперативов путем выделения им средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Кооперативы подлежат государственной регистрации (в том числе и их уставы). В налоговые органы они обязаны представлять свою бухгалтерскую отчетность. Вмешательство государственных органов в хозяйственную, финансовую и иную деятельность кооперативов запрещено. Неправомерные действия исполнительных органов, нарушающие права кооперативов, являются предметом рассмотрения судов или арбитражных судов.
Все коммерческие и некоммерческие организации обязаны соблюдать законодательство об охране окружающей среды, правовой режим природопользования, правила безопасности, санитарно-гигиенические правила, земельное, антимонопольное и налоговое законодательство и т.д.
Уполномоченные государственные органы осуществляют контроль за соблюдением ими соответствующего законодательства и вправе применять к его нарушителям меры принудительного воздействия, в частности привлекать эти организации к административной ответственности в случаях, предусмотренных законом.
3. Административно-правовой статус общественных и религиозных объединения
Право граждан на объединение предусмотрено ст. 30 Конституции. Содержание этого права, основные государственные гарантии, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются рядом ранее названных федеральных законов. Основополагающее значение имеет Федеральный закон "Об общественных объединениях" от 19 мая 1995 г. , действие которого распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).
Введение
В социально-экономических отношениях формируются разнообразные интересы (интересы наемного труда, интересы капитала и интересы общества), которые по своему содержанию могут не совпадать или же быть противоположными и внутренне противоречивыми. Поэтому существует потребность их решения путем применения наиболее конструктивных методов взаимодействия и сотрудничества профсоюзов, работодателей и правительственных структур. Наиболее эффективным фактором урегулирования социальных противоречий считается социальное партнерство. Его можно определить как систему отношений между работодателями, их организациями и объединениями, а также наемными работниками, профсоюзными организациями и их объединениями, а также органами исполнительной власти, которые складываются в процессе сотрудничества, поиска компромиссов и подготовки ими согласованных решений по вопросам социально-трудовых отношений. Социальное партнерство рассматривают также как принцип трудового права, на основе которого осуществляется коллективно-договорная регуляция.
В данной работе будут рассмотрены такие вопросы: Сфера действия законодательства о коллективных договорах,
І. Коллективные договоры
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 года с последующими изменениями и дополнениями законодательство о коллективных договорах и соглашениях распространяется на всех работодателей, работников, представителей работодателей и представителей работников, а также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления. Данная формулировка позволяет сделать заключение о том, что сфера действия законодательства о коллективных договорах и соглашениях ничуть не меньше области применения трудового законодательства. Следовательно, в законодательстве о коллективных договорах и соглашениях могут появиться нормы, регламентирующие отношения, которые составляют предмет трудового права. Однако применение законодательства о коллективных договорах и соглашениях не может быть ограничено отношениями, входящими в предмет трудового права. Очевидно, что область применения законодательства о коллективных договорах и соглашениях гораздо шире.
Нельзя не заметить, что законодательство о коллективных договорах и соглашениях может употребляться в отношении лиц, которые не вовлечены в сферу употребления трудового законодательства. В соответствии с ч. 6 ст. 11 ТК РФ трудовое законодательство не распространяется на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы.
Однако данное правило не исключает возможности создания профсоюзов в Вооруженных силах РФ, а также заключение коллективных договоров и соглашений от имени военнослужащих профсоюзами с органами исполнительной власти, осуществляющими управление военной службой. В п. 1 ст. 9 Конвенции МОТ N 87 о свободе ассоциации и защите права на организацию сказано о том, что национальное законодательство определяет возможные пределы деятельности профсоюзов в вооруженных силах и полиции. Ограничение прав профсоюзов, действующих в вооруженных силах и в милиции, связано с отсутствием возможности осуществлять защиту прав своих членов путем проведения забастовки.
В остальном профсоюзы имеют аналогичные с профсоюзами других организаций права, включая также и право проведение коллективных переговоров, заключение коллективных договоров и соглашений.
В связи с этим и профсоюз работников милиции вправе требовать заключение профессионального соглашения с соответствующим органом исполнительной власти, а также и коллективных договоров. Конечно, возможности органов исполнительной власти по улучшению положения служащих по сравнению с действующим законодательством на уровне коллективных договоров и соглашений ограничены, но данные ограничения не могут служить непреодолимым препятствием для заключения коллективных договоров и соглашений, направленных на защиту прав и интересов лиц, проходящих службу в вооруженных силах и органах внутренних дел.
В ч. 6 ст. 11 ТК РФ сказано и о том, что на лиц, заключивших гражданско-правовые договоры о труде, трудовое законодательство не распространяется. Хотя в коллективном договоре и соглашениях могут появиться нормы, направленные на защиту интересов лиц, заключивших с работодателем гражданско-правовые договоры о труде. Например, этим лицам может быть предоставлено право на дополнительное пенсионное обеспечение за счет средств работодателя, если они отработали на основании гражданско-правовых договоров о труде в интересах работодателя установленный в коллективном договоре или соглашении срок. Законодательство о коллективных договорах и соглашениях не исключает возможности предоставления лицам, работающим в интересах работодателя на основании гражданско-правовых договоров о труде, и других социальных льгот за счет средств работодателя. Условия об этом могут быть включены как в коллективные договоры, так и в соглашения.
Таким образом, по кругу лиц сфера применения законодательства о коллективных договорах и соглашениях гораздо шире, чем область применения трудового законодательства. В частности, законодательство о коллективных договорах и соглашениях может быть применено к лицам, проходящим службу, работающим на основании гражданско-правовых договоров о труде, на которых трудовое законодательство не распространяется.
Отношения, к которым могут быть применены нормативы коллективных договоров и соглашений, также выходят за рамки предмета трудового права. Например, в коллективных договорах, соглашениях за счет средств работодателя может быть предусмотрено предоставление жилой площади работникам, медицинское обслуживание, предоставление различных имущественных прав. Данные отношения не входят в предмет трудового права, но могут стать предметом регулирования в коллективных договорах и соглашениях. Поэтому и по кругу регулируемых отношений содержание коллективных договоров и соглашений выходит за пределы предмета трудового права.
Сфера применения законодательства о коллективных договорах и соглашениях не может быть определена так четко, как это сделано при определении предмета трудового права. В ст. 1 ТК РФ дан перечень отношений, входящих в предмет трудового права. К другим отношениям нормы трудового права могут быть применены по аналогии. Отношения, которые могут быть регламентированы на уровне коллективных договоров и соглашений, невозможно определить столь определенно. Поэтому круг этих отношений определяется участниками коллективных переговоров по заключению коллективных договоров и соглашений, исходя из имеющихся у них финансовых возможностей.
В связи с изложенным можно констатировать, что круг отношений, составляющих предмет трудового права, определяется действующим законодательством. Тогда как перечень отношений, попадающих в сферу применения законодательства о коллективных договорах и соглашениях, определяется не только законодательством, но и непосредственно сторонами названных договоров о труде. Стороны коллективных договоров и соглашений могут существенно расширить перечень регулируемых ими отношений по сравнению с кругом отношений, включаемых в соответствии с законодательством в предмет трудового права.
Таким образом, и по кругу лиц, и по кругу регулируемых отношений область применения законодательства о коллективных договорах и соглашениях гораздо шире, чем сфера применения норм трудового права, имеющихся в содержании трудового законодательства.
В ст. 24 ТК РФ перечислены принципы социального партнерства, которые применимы к заключению коллективных договоров и соглашений, как одной из главных частей данного понятия. В ст. 4 Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" названы основные принципы заключения коллективных договоров и соглашений. Перечисленные в этих актах принципы дополняют другу друга. Данные принципы должны быть соблюдены при заключении коллективных договоров и соглашений. Несоблюдение перечисленных в названных статьях принципов может стать основанием для признания коллективного договора или соглашения, принятого с нарушением этих принципов, недействующим или недействительным. Рассмотрим данные принципы в порядке, определенном в ст. 24 ТК РФ.
Первым принципом в названной статье указано равноправие сторон. В Законе РФ "О коллективных договорах и соглашениях" этот принцип находится на третьем месте. Принцип равноправия сторон позволяет выделить две правовых составляющих данного принципа. Во-первых, каждая из сторон должна иметь возможность выразить самостоятельную позицию при заключении коллективных договоров и соглашений. То есть сторона коллективного договора или соглашения должна самостоятельно принимать решение о заключении договора о труде данного вида. Самостоятельность позиции может быть подтверждена документом об одобрении проекта коллективного договора или соглашения полномочным органом или лицом, выступающим от имени стороны указанных договоров. Во-вторых, равноправие сторон предполагает отсутствие обстоятельств, доказанность которых позволяет сделать вывод о наличии зависимости одной стороны коллективного договора или соглашения от другой. Наличие такой зависимости позволяет сделать вывод об отсутствии равноправия при заключении коллективного договора или соглашения, что позволяет требовать признания договора о труде недействующим или недействительным.
Премия - денежное вознаграждение, выплачиваемое персоналу за достижение определенных количественных и качественных результатов в работе. Следует различать: премии единовременного характера за выполнение конкретного задания; премии итоговые за определенный период безупречной деятельности; премии, выплачиваемые персоналу согласно действующим системам заработной платы (текущие премии); специальные премии. Лицам, удостоенным премии, могут присваиваться звания, например "Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники" вручением диплома и почетного знака. Условия премирования устанавливаются в каждом конкретном случае с учетом контингента работающих и величины средств, отпускаемых на эти цели. Как правило, перечень премий, их размеры, основания и порядок их вручения определяются в коллективных договорах, положениях об оплате труда работников или иных соглашениях работодателя с персоналом.
Ценный подарок - единовременное поощрение материального характера, вещь, представляющая интерес для поощряемого, стимул для его дальнейшей активной деятельности.
Почетная грамота - выдаваемый на руки официальный документ установленной формы, свидетельствующий об общественном признании профессиональных заслуг гражданина или трудового коллектива, достижении ими высоких результатов в работе.
Книга почета - красочно оформленные, сшитые под один переплет листы бумаги для занесения имен лиц, внесших наиболее весомый вклад в деятельность организаций, учреждений. Заполняется официальными лицами в соответствии с приказами администрации.
Доска почета - выставленный на видном месте красочно оформленный щит с портретами лучших работников, в течение продолжительного времени добивающихся высоких профессиональных результатов.
Многообразие форм поощрения обусловлено множеством факторов, среди которых важное значение имеют материальные возможности учреждений и организаций, специфика их деятельности, состав работающих (по полу, возрасту, стажу, уровню образования, квалификации), условия труда и быта персонала и пр.
Наличие и использование данных преимуществ и льгот в виде поощрения персонала зависит прежде всего от возможностей работодателя.
ТК РФ устанавливает: "За особые трудовые заслуги работники представляются в вышестоящие органы к поощрению, к награждению орденами, медалями, почетными грамотами, нагрудными значками и к присвоению почетных званий и звания лучшего работника по данной профессии".
В преамбуле Положения о государственных наградах Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 1 июня 1995 г. № 554) записано: "Государственные награды Российской Федерации являются высшей формой поощрения граждан за выдающиеся заслуги в экономике, науке, культуре, искусстве, защите Отечества, государственном строительстве, воспитании, просвещении, охране здоровья, жизни и прав граждан, благотворительной деятельности и иные заслуги перед государством".
В соответствии с этим документом в Российской Федерации существуют следующие государственные награды: звание Героя Российской Федерации, ордена, медали, знаки отличия Российской Федерации; почетные звания Российской Федерации.
В настоящее время действует Указ Президента РФ от 30 декабря 1995 г. № 1341 "Об установлении почетных званий Российской Федерации, утверждений основных положений о почетных званиях и описании нагрудного знака к почетным званиям Российской Федерации".
Важным вопросом является вопрос об основаниях поощрения государственного служащего. В соответствии с действующим законодательством основаниями для поощрения государственных служащих могут быть: добросовестное исполнение служебных обязанностей; успешное исполнение служебных обязанностей; продолжительная служба; безупречная служба; выполнение заданий особой важности; выполнение заданий особой сложности.
Как отмечает В.М. Манохин , данный перечень нуждается в существенном уточнении, очевидно, в рамках каждого вида службы в отдельности.
Законодательство допускает возможность применения к одному лицу или коллективу нескольких мер поощрения, в том числе материальных и моральных. В соответствии с ТК РФ и в течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к персоналу не применяются.
Решение о поощрении персонала объявляется в приказе (распоряжении), доводится до сведения поощренного и заносится в его трудовую книжку.
Порядок применения поощрений за особые трудовые заслуги строго определен соответствующими нормативными актами.
Глава 2. Источники предпринимательского права в России
Понятие источников предпринимательского права вытекает из форм вы-ражения норм права. Под источниками предпринимательского права понима-ются нормативно-правовые акты, содержащие в себе правовые нормы, которые регулируют хозяйственные отношения.
Главнейшим источником предпринимательского права служит Конститу-ция РФ. Конституция РФ владеет высшей юридической силой, прямым дей-ствием и применением по всей территории Российской Федерации. Все законы или иные правовые акты, принимаемые в стране, не должны противоречить Конституции РФ. Так же источниками предпринимательского права служат и Федеральные законы, и законодательные акты (указы Президента РФ, поста-новления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств РФ, а так же обычаи делового оборота.
Нормы предпринимательского права находятся в Конституции РФ, в ряде конституционных законов; в федеральных законах, например, Гражданском ко-дексе РФ.
Отдельное значение для системы источников предпринимательского права имеет судебная практика, а так же руководящие разъяснения пленумов. Так как именно в судебной практике можно найти правовую опору для ограничения произвола исполнительной власти и эйфории законодателей.
Анализируя предпринимательское законодательство можно выделить не-сколько групп источников, часто вступающих в коллизию друг с другом:
1. Законы, принятые в бывшем СССР.
2. Законодательство РСФСР, принятое в перестроечный период.
3. Законы и подзаконные акты, принятые после 12 июня 1992г., с после-дующими изменениями и дополнениями.
Принятие такого нормативного массива законодательства происходило в
разное время, более того, при совершенно разных политических и правовых ус-ловиях, поэтому он и отличался своей противоречивостью.
Как Советское, так и нынешнее Российское хозяйственное законодательст-во никогда не было кодифицировано. В теперешнее время основной массив нормативных актов составляют приказы и инструкции министерств и ведомств Российской Федерации, так как законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации урегулированы не все хозяйственные во-просы.
1. Главным источником предпринимательского права является Конститу-ция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации. Ни законы, ни другие правовые ак-ты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Консти-туции РФ.
Конституция сейчас разграничивает компетенцию различных государст-венных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим разграниче-нием проводит дифференциацию источников права. Так, в соответствии со ст. 71 в ведении Российской Федерации находятся, федеральная государственная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные эко-номические службы, включая федеральные браки, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство.
2. Гражданский кодекс РФ включает в свое регулирование и предпринима-тельские отношения, и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд, и прежде всего, граждан. Отдельные его статьи регули-руют не только частно - правовые отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции, национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). В то же время в ряде случаев Гражданским ко-дексом РФ определяются внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения. Гражданский кодекс включает в себя множество норм, регулирующих пред-принимательство. Начиная с понятия предпринимательской деятельности, ор-ганизационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до предпринимательских договоров - все это представлено в ГК РФ.
3. Основное значение в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы.
- регулирующие общее состояние определенного вида рынка (Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»);
- устанавливающие правовое положение субъектов, осуществляющих дей-ствия на рынке (Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О финан-сово-промышленных группах» и др.);
- регулирующие некоторые виды предпринимательской деятельности (За-кон РСФСР «Об инвестиционной деятельности», федеральные законы «О свя-зи», «О рекламе» и др.);
- совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, ус-танавливающие правовое положение субъектов, осуществляющих какой-либо вид предпринимательства (Федеральный закон «О банках и банковской дея-тельности», Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» и др.);
- устанавливающие определенные требования к предпринимательской деятельности (Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов дея-тельности», Закон РФ «О стандартизации», Закон РФ «О сертификации про-дукции и услуг», Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и др.).
4. Подзаконные акты. Среди которых в первую очередь идут указы Пре-зидента РФ. Издаваемые Президентом акты не должны противоречить Консти-туции РФ и федеральным законам. Это требование ст.90 Конституции РФ оп-ределяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Кон-ституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности данных ак-тов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст.125 Конституции РФ). Постановления правительства РФ, кото-рые изданы в соответствии с его компетенцией, также относятся к источникам предпринимательского права. Акты правительства должны издаваться в разви-тии и во исполнение законов. Огромный массив источников предприниматель-ского права - нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере (Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Мингосимущества РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и др.).
5. При регулировании хозяйственных отношений встречаются еще Поста-новления Верховного Совета РФ. Одним из действующих актов такого рода яв-ляется Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. «О разгра-ничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
6. Нормативно-правовые акты СССР продолжают свое действие, пока не произошло их отмены, либо пока они не противоречат ныне действующему за-конодательству Российской Федерации.
7. В силу федеративного устройства России в соответствии с Конституци-ей РФ общественная жизнь так же регулируется актами субъектов Российской Федерации. Например, в Москве наряду с источниками предпринимательского находятся Законы Москвы, а так же распоряжения мера Москвы, постановле-ния Правительства Москвы и т.п.
8. Хозяйственно-правовые акты создаются и органами местного само-управления, исходя из главы 8 Конституции РФ (Федеральный закон «Об об-щих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
9. Особое значение имеют локальные нормативные акты, которые прини-маются хозяйствующими субъектами с целью урегулирования своей предпри-нимательской деятельности. Данные нормативные акты могут относиться и к деятельности предприятия в целом (Устав), и к отдельным подразделениям предприятий, и в том числе регулировать внутрихозяйственные отношения. Режим коммерческой тайны организации устанавливается локальным норма-тивным актом. Локальный акт это приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета.
10. Вместе с нормативно-правовыми актами, источниками предпринима-тельского права являются обычаи делового оборота. В соответствии со ст.4 ГК РФ «Обычаем делового оборота признается сложившиеся и широко применяе-мое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведе-ния, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксирова-но ли оно в каком-либо документе». Обычаи делового оборота, являясь источ-никами права, рассчитывались только лишь на предпринимательские отноше-ния. Обычаи делового оборота по очередности их применения находятся после нормативно-правовых актов и договора. Они имеют широкое применение во внешнеторговом обороте, морских перевозках.
Глава 2. Источники предпринимательского права в России
Понятие источников предпринимательского права вытекает из форм вы-ражения норм права. Под источниками предпринимательского права понима-ются нормативно-правовые акты, содержащие в себе правовые нормы, которые регулируют хозяйственные отношения.
Главнейшим источником предпринимательского права служит Конститу-ция РФ. Конституция РФ владеет высшей юридической силой, прямым дей-ствием и применением по всей территории Российской Федерации. Все законы или иные правовые акты, принимаемые в стране, не должны противоречить Конституции РФ. Так же источниками предпринимательского права служат и Федеральные законы, и законодательные акты (указы Президента РФ, поста-новления Правительства РФ, приказы, инструкции министерств и ведомств РФ, а так же обычаи делового оборота.
Нормы предпринимательского права находятся в Конституции РФ, в ряде конституционных законов; в федеральных законах, например, Гражданском ко-дексе РФ.
Отдельное значение для системы источников предпринимательского права имеет судебная практика, а так же руководящие разъяснения пленумов. Так как именно в судебной практике можно найти правовую опору для ограничения произвола исполнительной власти и эйфории законодателей.
Анализируя предпринимательское законодательство можно выделить не-сколько групп источников, часто вступающих в коллизию друг с другом:
1. Законы, принятые в бывшем СССР.
2. Законодательство РСФСР, принятое в перестроечный период.
3. Законы и подзаконные акты, принятые после 12 июня 1992г., с после-дующими изменениями и дополнениями.
Принятие такого нормативного массива законодательства происходило в
разное время, более того, при совершенно разных политических и правовых ус-ловиях, поэтому он и отличался своей противоречивостью.
Как Советское, так и нынешнее Российское хозяйственное законодательст-во никогда не было кодифицировано. В теперешнее время основной массив нормативных актов составляют приказы и инструкции министерств и ведомств Российской Федерации, так как законами Российской Федерации и указами Президента Российской Федерации урегулированы не все хозяйственные во-просы.
1. Главным источником предпринимательского права является Конститу-ция РФ. Она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории Российской Федерации. Ни законы, ни другие правовые ак-ты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Консти-туции РФ.
Конституция сейчас разграничивает компетенцию различных государст-венных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этим разграниче-нием проводит дифференциацию источников права. Так, в соответствии со ст. 71 в ведении Российской Федерации находятся, федеральная государственная собственность и управление ею, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития, установление правовых основ единого рынка, основы ценовой политики, федеральные эко-номические службы, включая федеральные браки, гражданское, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное законодательство.
2. Гражданский кодекс РФ включает в свое регулирование и предпринима-тельские отношения, и товарные отношения, направленные на удовлетворение потребительских нужд, и прежде всего, граждан. Отдельные его статьи регули-руют не только частно - правовые отношения публичного характера (например, нормы о конкуренции, национализации, правила о заключении договоров в обязательном порядке и др.). В то же время в ряде случаев Гражданским ко-дексом РФ определяются внутрихозяйственные, внутрифирменные отношения. Гражданский кодекс включает в себя множество норм, регулирующих пред-принимательство. Начиная с понятия предпринимательской деятельности, ор-ганизационно-правовых форм ее осуществления, правового режима имущества предпринимателей и до предпринимательских договоров - все это представлено в ГК РФ.
3. Основное значение в системе источников предпринимательского права играют федеральные законы.
- регулирующие общее состояние определенного вида рынка (Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг»);
- устанавливающие правовое положение субъектов, осуществляющих дей-ствия на рынке (Федеральные законы «Об акционерных обществах», «О финан-сово-промышленных группах» и др.);
- регулирующие некоторые виды предпринимательской деятельности (За-кон РСФСР «Об инвестиционной деятельности», федеральные законы «О свя-зи», «О рекламе» и др.);
- совмещающие в себе сферы регулирования второй и третьей группы, ус-танавливающие правовое положение субъектов, осуществляющих какой-либо вид предпринимательства (Федеральный закон «О банках и банковской дея-тельности», Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» и др.);
- устанавливающие определенные требования к предпринимательской деятельности (Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов дея-тельности», Закон РФ «О стандартизации», Закон РФ «О сертификации про-дукции и услуг», Федеральный закон «Об экологической экспертизе» и др.).
4. Подзаконные акты. Среди которых в первую очередь идут указы Пре-зидента РФ. Издаваемые Президентом акты не должны противоречить Консти-туции РФ и федеральным законам. Это требование ст.90 Конституции РФ оп-ределяет подзаконность правотворческой деятельности Президента. Гарантией обеспечения законности нормативных актов Президента является право Кон-ституционного Суда РФ рассматривать дела о конституционности данных ак-тов. Акты, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат исполнению (ст.125 Конституции РФ). Постановления правительства РФ, кото-рые изданы в соответствии с его компетенцией, также относятся к источникам предпринимательского права. Акты правительства должны издаваться в разви-тии и во исполнение законов. Огромный массив источников предприниматель-ского права - нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией. Среди актов наибольшее значение имеют акты органов, действующих непосредственно в экономической сфере (Министерство финансов РФ, Министерство экономики РФ, Мингосимущества РФ, Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и др.).
5. При регулировании хозяйственных отношений встречаются еще Поста-новления Верховного Совета РФ. Одним из действующих актов такого рода яв-ляется Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991г. «О разгра-ничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
6. Нормативно-правовые акты СССР продолжают свое действие, пока не произошло их отмены, либо пока они не противоречат ныне действующему за-конодательству Российской Федерации.
7. В силу федеративного устройства России в соответствии с Конституци-ей РФ общественная жизнь так же регулируется актами субъектов Российской Федерации. Например, в Москве наряду с источниками предпринимательского находятся Законы Москвы, а так же распоряжения мера Москвы, постановле-ния Правительства Москвы и т.п.
8. Хозяйственно-правовые акты создаются и органами местного само-управления, исходя из главы 8 Конституции РФ (Федеральный закон «Об об-щих принципах организации местного самоуправления в РФ»).
9. Особое значение имеют локальные нормативные акты, которые прини-маются хозяйствующими субъектами с целью урегулирования своей предпри-нимательской деятельности. Данные нормативные акты могут относиться и к деятельности предприятия в целом (Устав), и к отдельным подразделениям предприятий, и в том числе регулировать внутрихозяйственные отношения. Режим коммерческой тайны организации устанавливается локальным норма-тивным актом. Локальный акт это приказ об учетной политике предприятия, то есть выбранной им совокупности способов ведения бухгалтерского учета.
10. Вместе с нормативно-правовыми актами, источниками предпринима-тельского права являются обычаи делового оборота. В соответствии со ст.4 ГК РФ «Обычаем делового оборота признается сложившиеся и широко применяе-мое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведе-ния, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксирова-но ли оно в каком-либо документе». Обычаи делового оборота, являясь источ-никами права, рассчитывались только лишь на предпринимательские отноше-ния. Обычаи делового оборота по очередности их применения находятся после нормативно-правовых актов и договора. Они имеют широкое применение во внешнеторговом обороте, морских перевозках.
11. Составной частью правовой системы Российской Федерации являются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, как двусторонние (о торговле экономическом сотрудничестве), так и многосторонние (Конвенция УНИДРУА о международ-ном финансовом лизинге, Евразийская патентная Конвенция). ГК РФ предот-вращает возможные коллизии международного и национального законодатель-ства, решая вопрос в пользу первого.
В период кризисов расширяется сфера юридических обязанностей, вводятся, но вскоре обесцениваются санкции, причем применяются они вслепую и часто по отношению к тем, кто «подвернется под руку», чтобы создать иллюзию эффективности нарастающего государственного принуждения. В такие времена часто приходится слышать: много говорим о правах, мало – об обязанностях. «Например, по мнению Н.И. Матузова, мы «преувеличиваем значение прав и свобод по отношению к обязанностям». Позже, уже в период перестройки, он утверждал, что необходимо «перемещение центра тяжести в научных исследованиях... с субъективных прав на юридические обязанности» .
Этой точки зрения придерживается и венгерский ученый Й. Виг, отметивший «чрезмерное внимание к правам и оттеснение на второй план обязанностей человека» . Й. Виг связывает необходимость усиления роли обязанностей необходимостью борьбы с преступностью. Он пытается опровергнуть тезис «разрешено все, что не запрещено», критикует презумпцию невиновности, ратует за смертную казнь, предлагает наряду с Декларацией прав и свобод человека и гражданина принять декларацию обязанностей, возмущается, что «под видом прав человека западная индустриальная цивилизация старается навязать всему миру свой образ жизни» .
Российское государство стремится к оптимизации механизма пользования основными травами и свободами человека и гражданина, декларируя приверженность идеалам декларируя приверженность идеалам демократии и верховенства права. При этом нельзя не заметить тенденцию развития в современном обществе такого феномена, как злоупотребление человеком и гражданином своими правами и свободами при полном игнорировании обязанностей, закрепленных в нормативных правовых актах Российской Федерации.
Однако очевидно, что предоставление всем одних только прав без соблюдения обязанностей означало бы устранение всякой свободы и демократии, потому что свобода одного неизбежно выступает как мера ограничения свободы других, как следствие их обязанностей. Выполнение человеком и гражданином обязанностей автоматически обеспечивает соблюдение прав и свобод, выступает необходимым способом правового регулирования, влияет на развитие и совершенствование правоотношений и общественных интересов.
Формула «нет прав без обязанностей» получила международное признание. Так, в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 года указывается, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности» .
Тем не менее, обязанностям как правовому поведению субъектов права уделялось и уделяется немного внимания как в теории, так и на практике, что также отмечают виднейшие философы и юристы, такие как Марк Туллий Цицерон, Л.И. Петражицкий, Л.Д. Воеводин и ряд других. Так, Л.И. Петражицкий отмечал: «Что касается постановки учения об обязанностях, то остается только констатировать, что это учение до сих пор, строго говоря, совершенно отсутствует. Кроме некоторых общих фраз на тему о том, что обязанность есть пассивная сторона правоотношения, и связанных с этим споров, что чему предшествует – право ли обязанности, или наоборот, и возможно ли существование обязанностей без корреспондирующих им прав, – литература ничего не дает» .
Л.Д. Воеводин также отмечает, что отсутствие в юридической науке полновесного анализа понятия обязанностей вовсе не означает недооценки их роли в правовом регулировании поведения членов общества. Напротив, все авторы, в той или иной мере затрагивающие проблему обязанностей, довольно единодушно подчеркивают их важное значение в укреплении общественной дисциплины и правопорядка. Видимо, причина недостаточной разработки понятия юридической обязанности заключается в другом – в кажущейся простоте.
Профессор С. Капица говорит: «Обязанности, как и права, носят многоуровневый характер: перед другим человеком, социальной общностью, обществом и международным сообществом в целом. Обязанности человека также естественны и неотъемлемы для человека, как и права. Без них не может быть упорядоченных социальных связей и отношений, ответственности человека за свои поступки. Интересно подчеркнуть, что представители Востока, в первую очередь китайцы, индусы, японцы, – все подчеркивали примат долга и обязанностей человека, из чего уже следуют его права» .
Все сферы действия правового статуса личности в единстве прав и обязанностей – это «пространство свободы», основанное на свободе выбора, самоопределении и ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Свобода и ответственность выражают объективную необходимость определенных форм поведения, соответствующих интересам общества и других людей.
Юридическое выражение проблемы прав человека имеет в своей основе вопрос о характере распределения социальных возможностей и обязанностей между людьми в пределах конкретных общественных отношений, социальной реальности. Включение обязанностей в правовой статус индивида «не колеблет принципов свободы и правового государства, поскольку права одних лиц, не подкрепленные обязанностями других, реализованы быть не могут» .
Руководствуясь этими интересами, государство требует выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод, с целью защитить интересы общества, государства, права других лиц. Связь свободы и обязанностей человека и гражданина раскрывается в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека.
Таким образом, можно сделать следующий вывод, В современном обществе люди должны осознавать ответственность друг перед другом, вырабатывать чувство солидарности и взаимоподдержки.
Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по отношению к согражданам. Поэтому обязанности – столь же важный и необходимый элемент правового статуса, как права и свободы. Юридическая обязанность не является формой выражения интересов, но представляет собой определенный способ их реализации посредством воздействия на поведение других субъектов правоотношения.
Анализ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволил сделать также вывод, что законодатель не четко определил основания для применения большинства мер административного пресечения, в связи с чем на практике будут встречаться те же проблемы, что и при ранее действовавшем КоАП РСФСР. Данное положение объясняется тем, что в науке административного права вопрос о материальных и процессуальных основаниях применения мер административного пресечения не получил еще должной разработки. Между тем точное установление таких оснований может способствовать четкому, целенаправленному и эффективному применению мер административного пресечения. Следует также отметить, что действующее законодательство не содержит исчерпывающего перечня составов тех административных правонарушений, совершение которых служит материальным основанием для применения тех или иных мер административного пресечения. Поэтому было бы вполне оправдано, если бы в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях был бы закреплен перечень составов административных правонарушений, которые являются материальным основанием для применения хотя бы таких мер административного пресечения, как применение физической силы; специальных средств.
Помимо этого было бы вполне оправдано, если бы в соответствующих статьях КоАП РФ было четко закреплено, что доставление, административное задержание, личный досмотр могут быть произведены только при совершении административного правонарушения, и никакие иные доводы не могут явиться основанием для доставления и административного задержания - ни то, что у гражданина нет паспорта и следует установить его личность, и ни то, что гражданин "не той национальности" и т.д.
Важную роль в охране прав и свобод личности играет законодательное закрепление в КоАП России таких мер пресечения, как: личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов.
Что касается таких мер пресечения, как личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице, данные административно-правовые меры известны административному законодательству. Так, в настоящее время личный досмотр и досмотр вещей, помимо КоАП РФ, регламентируется Таможенным кодексом Российской Федерации (ст. 189 ТК РФ "Личный досмотр"; ст. 342 ТК РФ "Осмотр"). Воздушный кодекс Российской Федерации в ст. 85 "Предполетный досмотр" предусматривает, что в целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях должна быть унифицированная норма, независимо от специальных видов досмотра, регламентирующая основания и процессуальный порядок производства досмотра (личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств и т.д.) различными государственными органами. При этом в КоАП РФ необходимо особо закрепить, что при личном досмотре должны соблюдаться положения ст. ст. 21, 22, 23 Конституции России.
Новой для Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является мера пресечения относительно осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов. В связи с этим возникает вопрос: а если помещение или иная территория принадлежит лицу, занимающемуся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, как быть в этом случае, если необходимо произвести осмотр? На наш взгляд, КоАП России следует дополнить положением, что осмотр помещений, территорий, находящихся там вещей и документов может производиться во всех случаях, когда для этого есть предусмотренные законом основания независимо от того, кто является собственником (физическое или юридическое лицо).
Следует отметить, что перечисленные выше меры административно-правового характера в некоторых случаях являются мерами административного пресечения, когда они направлены непосредственно на пресечение противоправного деяния, предотвращение его общественно опасных последствий, а также создание условий для дальнейшего привлечения правонарушителей к юридической ответственности. Например, личный досмотр пассажиров воздушных судов, когда имеются соответствующие показания технических средств контроля. Мерами административно-процессуального обеспечения, когда правонарушение уже совершено и данные меры применяются для сбора доказательств, установления личности правонарушителя, установления степени его вины и т.п. Для этого могут применяться: личный досмотр, досмотр вещей и транспортных средств. И мерами административного предупреждения, когда направлены на предупреждение правонарушения. Например, досмотр транспортного средства, следующего через Государственную границу России или с территории, на которой введен карантин и т.п.
И последняя группа рассматриваемых нами мер административного пресечения, закрепленная в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях: отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест товаров, транспортных средств и иных вещей, привод.
Ряд из этих мер административного пресечения известны, поскольку перешли, как уже отмечалось, из КоАП РСФСР. Так, отстранение от управления транспортным средством направлено на пресечение эксплуатации неисправного транспортного средства, а также на пресечение управления транспортным средством соответствующего вида лицом, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии опьянения. Следует иметь в виду, что задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации детально регламентируется КоАП России. Действующим законодательством не предусматривается применение блокирующих устройств, эвакуация транспортных средств, снятие номерных знаков, применение иных мер, не предусмотренных КоАП РФ при нарушении правил стоянки; остановки; порядка пользования муниципальными платными парковками. Верховный Суд России прямо указывает, что действия сотрудников ГИБДД по эвакуации транспортных средств на штрафную стоянку являются незаконными в силу ч. 3 ст. 35 Конституции России . Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает арест товаров, транспортных средств и иных вещей, явившихся орудиями совершения или непосредственными объектами административного правонарушения.
Эти меры, так же как и перечисленные выше меры административно-правового характера, в ряде случаев являются мерами административного пресечения, когда они направлены непосредственно на пресечение противоправного деяния. Например, арест товаров, транспортных средств, на которые нет соответствующих документов наличие которых предусмотрено законодательством.
Мерами административно-процессуального обеспечения, когда правонарушение уже совершено, и данные меры применяются для сбора доказательств, установления степени вины правонарушителя.
И мерами административного предупреждения, когда направлены на предупреждение правонарушения или наступления общественно опасных последствий. Например, арест несертифицированных товаров.
И последняя самостоятельная мера административного пресечения, закрепленная в КоАП России, является приводом. Следует отметить, что законодатель недостаточно полно раскрывает содержание данной меры административного пресечения, в связи с этим представляется необходимым кратко остановиться на характеристике привода.
2.1 Правовое регулирование приобретения и прекращения гражданами статуса военнослужащих
Начало и окончание военной службы установлены ст. 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».
Началом военной службы считается:
для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - день убытия из военного комиссариата субъекта Российской Федерации к месту прохождения военной службы;
для граждан, призванных на военную службу из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, - день убытия к месту прохождения военной службы, указанный в предписании военного комиссариата;
для граждан, призванных на военную службу непосредственно после окончания государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым присвоено воинское звание офицера, - день убытия в отпуск, предоставляемый военным комиссариатом по окончании указанных образовательных учреждений;
для граждан, поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы;
для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, - дата зачисления в указанные образовательные учреждения.
Окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Военнослужащий должен быть исключен из списков личного состава воинской части в день истечения срока его военной службы.
В срок военной службы не засчитываются:
время пребывания в дисциплинарной воинской части и время отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста;
время самовольного оставления воинской части или места военной службы независимо от причин оставления продолжительностью свыше 10 суток.
Военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной воинской части, при условии его безупречной военной службы время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок его военной службы в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы.
Проанализировав всю совокупность правовых актов, можно выявить некоторые проблемы, связанные с началом военной службы. Начало военной службы является юридическим фактом, с которым связано распространение на гражданина статуса военнослужащего. Должностные обязанности на военнослужащего распространяются только со вступлением в должность. Военнослужащие до приведения к Военной присяге не могут привлекаться к выполнению отдельных специальных обязанностей. Анализ механизма приобретения гражданами правового статуса военнослужащего также выявил ряд проблемных вопросов. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» регламентирует своего рода « идеальные взаимоотношения» между призывниками и военными комиссариатами. На самом же деле многие предпринимают различные действия, чтобы избежать призыва на военную службу. Возникла проблема «уклонения от военной службы». Один из путей решения проблемы уклонения - создание ситуации неотвратимой ответственности за такого рода деяния. Вполне возможным может быть такой вариант изменения действующего законодательства: получая на руки повестку на отправку в войска, гражданин приобретает некий статус, назовем его условно «статус призванного на военную службу». Отличие данного статуса в том, что независимо ни от каких обстоятельств, гражданин обязан прибыть по повестке. Если по каким-то причинам он не может прибыть в установленный срок, то должен известить об этом военный комиссариат и прибыть самостоятельно по окончании действия причины. И никакого дополнительного вручения повесток со стороны военного комиссариата не должно быть. А первоначальное получение повестки и неявка на отправку вообще, а не только в установленный в повестке день, должно рассматриваться как основание для привлечения к ответственности.
При увольнении с военной службы в правовом положении военнослужащих происходят коренные изменения: они прекращают исполнение общих, должностных и специальных обязанностей и утрачивают права, предоставляемые в период несения военной службы. Казалось бы, все вопросы с данной категорией лиц Законом урегулированы, однако в практике применения законодательства о порядке прохождения военной службы нередко возникают затруднения, связанные с определением статуса военнослужащих, у которых закончился срок военной службы, указанный в контракте, но которые по каким-либо причинам ко дню истечения срока контракта не уволены с военной службы и не исключены из списков воинской части. Несмотря, казалось бы, на четкое определение в Законе оснований приобретения и утраты гражданами правового статуса военнослужащего, остается немало проблемных вопросов.
2.2 Правовые гарантии статуса военнослужащих Российской Федерации
Проблема правовых гарантий реализации правового статуса военнослужащих была и остается одной из наиболее важных в военном праве. Как и во всякой системе, в правовом статусе военнослужащих все составляющие его элементы не только тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга, но и выполняют определенную функцию. Это в полной мере относится и к гарантиям их реализации как одному из элементов правового статуса военнослужащих.
Юридические гарантии реализации статуса военнослужащих многочисленны и весьма разнообразны. Но их объединяет одно общее свойство - они закреплены в праве и непосредственно связаны с применением правовых норм и осуществляются путем деятельности государственных органов, должностных лиц, органов военного управления и самих военнослужащих, определенной нормативными правовыми актами.
В юридической литературе существуют различные классификации гарантий реализации статуса личности. Это научно оправдано, поскольку эти гарантии связывают воедино юридическое, социальное и экономическое положение человека в обществе, служат выражением свободы, ответственности и социальной активности граждан.
Анализ составляющих социальной защиты свидетельствует, что из закона изъят термин « льгота», который предполагает норму прямого действия. Взамен вводится термин « социальные гарантии», который предполагает установление денежных компенсаций взамен упраздняемых натуральных льгот. Как показала практика и жизненный опыт денежная компенсация не возмещает затрат военнослужащих.
Правовая защита военнослужащих является функцией государства, тем самым подтверждено положение, заложенное в Конституции РФ, о том, что Российская Федерация - правовое государство (п. 1 ст. 1), принципами которого являются: 1) верховенство закона, примат права над государством; 2) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 3) ответственность государства перед своими гражданами; 4) равенство граждан перед законом, их правовая защищенность.
Принятые «О воинской обязанности и военной службе» , «Закон об обороне» , «Закон о статусе военнослужащего» дают четкие правовые ориентиры деятельности военнослужащего, закрепляют его социальный и правовой статус, определяют обязанности государства по отношению к военнослужащим.
2.1. Виды административного наказания
В соответствии со ст. 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях среди прочего относится установление перечня видов административных наказаний и правил их применения. Возможные виды административных наказаний устанавливаются только КоАП РФ. Перечень видов административных наказаний, установленных КоАП РФ, не может быть расширен законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Систематизированный и исчерпывающий перечень административных наказаний дан в ст. 3.2 КоАП РФ. Все они образуют систему административных наказаний, которая включает карательные санкции, разные по содержанию, тяжести и иным признакам. Перечень наказаний дан в определенной последовательности: от менее суровых к более суровым. Законодателем определена иерархия наказаний, которая должна учитываться как законодательными органами субъектов РФ, так и судьями, органами, должностными лицами, рассматривающими дела об административных правонарушениях и назначающими административные наказания.
«Статья 3.2 КоАП устанавливает следующие виды административных наказаний:
1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) административный арест;
7) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
7) дисквалификация» .
В отношении юридического лица могут применяться только первые четыре вида административных наказаний.
Данная система административных наказаний характеризуется рядом особенностей.
Во–первых, эта система является единственным законодательно установленным перечнем административных наказаний, что позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны.
Во–вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодательными актами РФ и лишь в соответствии с общими положениями и принципами законодательства об административных правонарушениях.
В–третьих, она дифференцирует административные наказания на основные и дополнительные (возмездное изъятие, конфискация, административное выдворение), причем последние могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания; другие административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных. Дополнительные наказания не могут назначаться самостоятельно, а могут только присоединяться к основным мерам наказания. За конкретное административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП. Одновременное применение двух основных либо двух дополнительных наказаний не допускается.
В–четвертых, эта система включает наказания морального характера (предупреждение), денежные и имущественные наказания (штраф, конфискация) и наказания, обращенные на личность нарушителя (административный арест, лишение специальных прав, выдворение).
«В качестве только основных административных наказаний устанавливаться и применяться могут лишь предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест и дисквалификация, а все другие могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания: возмездное изъятие, конфискация, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства» .
Среди административных наказаний по содержанию карательного воздействия можно выделить: морально–правовое (предупреждение); имущественные (административный штраф, возмездное изъятие предмета, конфискация предмета); ограничивающие личные свободы физических лиц (административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации); организационные (лишение специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация).
Устное предупреждение не является административным наказанием. Предупреждение как наказание влечет за собой те же юридические последствия, как и все другие основные административные наказания, в частности, оно может иметь значение для определения правонарушения повторным, влекущим соответствующие последствия.
Следует также учитывать, что в форме предупреждения могут устанавливаться меры административного пресечения. В каких случаях оно является административным наказанием, устанавливается КоАП РФ, законами субъектов РФ, предусматривающими административную ответственность за те или иные правонарушения.
«Административный штраф – денежное взыскание. Он может выражаться в величине, кратной: а) минимальному размеру оплаты труда; б) стоимости предмета административного правонарушения. Административный штраф может выражаться также в величине, кратной сумме, исчисляемой в зависимости от характера административного правонарушения. Например, сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, сумме незаконной валютной операции, сумме неуплаченного административного штрафа и т. д. (п. 3 ч. 1 ст. 3.5)» .
Административный штраф может выражаться в величине, кратной:
1) минимальному размеру оплаты труда (без учета районных коэффициентов), установленному федеральным законом на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
2) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
3) сумме неуплаченных налогов, сборов, подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме неуплаченного административного штрафа.
«Размер административного штрафа не может быть менее 1/10 МРОТ.
Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из минимального размера оплаты труда, не может превышать 25 МРОТ, на должностных лиц – 50 МРОТ, на юридических лиц – 1000 МРОТ» .
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством РФ. Бюджетным кодексом РФ штрафы рассматриваются как виды неналоговых доходов бюджетов. Согласно БК РФ (ст. 46) штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено самим БК РФ и иными законодательными актами РФ. С учетом данного положения реально суммы административных штрафов в основном зачисляются в местные бюджеты, однако применяются и другие схемы.
Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Содержание этого вида административного наказания состоит в:
а) принудительном изъятии орудия или предмета административного правонарушения у правонарушителя;
б) последующей его реализации;
в) передаче вырученной суммы бывшему собственнику за вычетом расходов по реализации изъятого предмета.
Возмездное изъятие как вид административного наказания распространяется только на предметы, которые явились орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения. Данное наказание является мерой административной ответственности имущественного характера и может применяться лишь в отношении собственника названных предметов. Изъятие предметов, не принадлежащих правонарушителю, не является административным наказанием.
Так, предметы незаконной охоты (например, панты оленя, мясо лося) или незаконной рыбной ловли (например, осетр, лосось, икра осетровых рыб) принадлежат государству и подлежат изъятию у правонарушителя. «Эта акция выступает в качестве либо меры административного пресечения, либо административно-процессуального обеспечения, о чем составляется административный протокол; изъятые предметы в зависимости от их доброкачественности соответствующими должностными лицами сдаются в торговую сеть, предприятия общественного питания либо уничтожаются» .
«Возмездное изъятие предмета может применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Так, в виде дополнительного наказания оно предусмотрено ст. 20.8 КоАП за нарушение правил хранения, ношения и (или) уничтожения оружия и патронов к нему, принадлежащих гражданам, имеющим разрешение органов внутренних дел на хранение оружия. Возмездное изъятие оружия и патронов к нему в соответствии с санкцией данной нормы предусмотрено совместно с предупреждением и штрафом. Данное административное наказание применяется также за нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему» .
КоАП предусматривает ограничение в применении данной меры: возмездное изъятие охотничьего оружия, боеприпасов и других дозволенных орудий охоты и рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию. Возмездное изъятие назначается судьей.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества