Философия - готовые работы

fig
fig
Материализм древней Греции получил своё классическое выражение в философской системе Демокрита. Демокрит, выдающийся материалист античности, создавал свою систему взглядов в иное время, нежели милетские философы, Гераклит и элеаты.
V век до н.э. – это век дальнейшего упрочнения и расцвета античной рабовладельческой демократии. В большинстве греческих городов – государств, таких, как Афины, Агригент, Милет, Эфес, усилились экономически и политически новые слои рабовладельцев, связанных с развитием ремёсел, торговли и боровшихся против власти старой рабовладельческо-земледельческой знати. Это была эпоха внутреннего расцвета греческих государств. Не только политическая, но и научная жизнь била ключом в греческих городах – государствах (полисах). К этому времени уже появились величайшие писатели античности – Эсхил, Софокл, Еврипид. В тоже время появляются творцы классической греческой скульптуры – Фидий и Поликлет.
Рост влияния новых городов, продолжавшееся оживление общественной жизни в греческих государствах принесли с собой дальнейший расцвет античной науки и материалистической философии.
ВВЕДЕНИЕ
Человек не может существовать статично. Ему необходимо двигаться вперед, расширять горизонты своих возможностей, повышать уровень жизни и находить практическое выражение своих амбиций. Находясь на любом этапе развития, человечество задается вопросом: что можно сделать, чтобы качественно изменить существующий образ жизни.
Научно-технический прогресс – это естественное и закономерное стремление человека удовлетворить свои возрастающие потребности. С одной стороны, человечество достигло грандиозных успехов на поприще науки и техники. С другой стороны, продукты научно-технического прогресса не могут удовлетворить духовных потребностей человека, а зачастую даже наносят вред не только отдельному индивиду, но и всему человечеству. Именно это несоответствие делает проблему научно-технического прогресса одной из наиболее важных в философии и нашей обыденной жизни.
Научно-технические революции и плоды научно-технического прогресса вызывают резкие споры между теми, кто боготворит достижения цивилизации и теми, кто видит в них корень зла.
Целью данной работы является представление не только теоретических аспектов развития науки и совершенствования техники, но и противоположных мнений сторонников и противников научно-технического прогресса.
Данная работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка использованной литературы. Первая глава раскрывает значение понятий «прогресс», «научно-технический прогресс», раскрывает черты научно-технического прогресса, освещает круг проблем, вызванных научно-техническим прогрессом. Вторая глава освещает проблему периодизация научно-технических революций и описывает типы рациональности. Третья глава раскрывает религиозную точку зрения на данную проблему.
I НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
1 Существующие формы прогресса
Идея прогресса стала формироваться столетия назад. Существовало два направления в трактовке прогресса: описательное и ценностное. В середине XIII века французский философ А.Р.Ж. Тюрго объединил эти два направления и выделил три стадии культурного прогресса: религиозную, спекулятивную, научную. В XIX веке направление в концепции прогресса, которое стремилось описывать объективные явления, усилилось.
Проблема истинности знания, критерии истины издавна интересовала ученых и философов. Без определения критерия истины не сможет существовать ни одна область знания. Понимание и решение проблемы истины постоянно меняются с течением времени. Расширение понятий о процессе или явлении возможно лишь в ходе исследований самого процесса их возникновения. Чем отчетливей человек будет видеть себя, чем глубже будет познание законов мышления, тем ярче и многообразнее будет становится мир вокруг человека. Познание мира, в котором живет человек, и определение роли и места человека в нем невозможно понимания истины получаемой информации.
1. Определение истины
Истинное – это такое действительное, которое, прежде всего, согласуется с тем, что мы понимаем под тем или иным предметом, в чем мы усматриваем его сущность . Значение истины – соответствие понятия своему предмету. Слово истина относится не только к сущему.
«Истина» означает двоякого рода согласованность:
1) совпадение вещи с понятием о ней;
2) совпадение понятий со словом, высказыванием;
Истина – это в определенном смысле приравнивание вещи к слову, наподобие приравнивания бумажной денежной купюры к золотому эквиваленту.
По-гречески «истина» есть aletia – «непотаенное», «открытое». В старославянском образовано от ИСТЪ – «настоящий, несомненный, действительный».
Таким образом, и в греческом, и в русском языках «истина» означает чистота бытия, выход сущего из потаенности. То, что есть, что открыто, не утаено от человека.
В философии на сегодняшний день в различных концепциях существует различное понимание истины .
• Суть понимания истины в классической теории – это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.
• Когерентная концепция определяет истину как соответствие одних знаний другим.
• Согласно прагматической концепции, истиной считается то, что полезно для человека.
• В конвенциальной концепции истина – это то, что считает большинство.
• По экзистенциалистской концепция истина есть свобода.
• В соответствии с неотомистическая концепцией, истина – это божье откровение.
Истина – адекватное отражение объекта познающим субъектом; объективное содержание чувственного эмпирического опыта и целостной картины мира в диалектике ее развития.
В идеалистических теориях истина понимается как неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин), или как согласие мышления с самим собой (теория когеренции), с его априорными формами (Кант). По Гегелю, истина – диалектический процесс развития знания, в котором достигается соответствие понятия предмету мысли.
Сторонники субъективно-идеалистического эмпиризма понимают истину как соответствие мышления ощущениям субъекта или как идей стремлениям личности к достижению успеха (прагматизм).
Общей особенностью различных концепций истины является отрицание объективности содержания знания . Признание ее объективности отличает марксистскую концепцию от других.
На каждом историческом этапе человечество имеет в своем распоряжении только относительную истину. Это связано с неисчерпаемостью мира и бесконечностью процесса его познания.
Относительное истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины: оно обладает объективно истинным содержанием, которым включается в последующие этапы познания.
2. Виды и формы истины
Существуют разные формы истины, выделяемые по различным критериям.
По характеру отражаемого объекта можно выделить следующие формы истины.
Окружающая реальность состоит из материи и духа, образующих единую систему. Эти сферы реальности становятся объектом человеческого отражения, информация о которых воплощается в истинах. Поток информации от материальных систем миров, формирует предметную истину.
Следующая форма – концептуальная истина, в которой ставится вопрос о соответствии убеждений индивида комплексу определенных религиозных догматов, о правильности понимания какой-либо теории и т.п.
Аналогично положение с представлениями того или иного субъекта о методах, средствах познания – операциональная форма истины.
На основе специфики видов познавательной деятельности человека можно выделить такие формы истины как научная, обыденная, нравственная и пр. К научной истине применимы критерии научности в системе, в своем единстве. Практически-обыденное знание получает обоснование из повседневного опыта, правил, которые не обладают необходимо доказательной силой, не имеют строгой принудительности. В пределах науки имеются модификации научной истины по областям научного знания.
Важное место в теории познания занимают формы истины: относительная и абсолютная, необходимые для характеристики процесса постепенного уточнения и углубления истины, насыщения ее объективного содержания.
Абсолютная истина – это такого рода знание, которое тождественно своему предмету и поэтому не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания .
Относительно развитого научного теоретического познанию абсолютная истина – это полное, исчерпывающее знание о предмете; относительная истина – это неполное знание о том же самом предмете. Однако достижение абсолютной истины в познании скорее идеал, к которому стремятся ученые, чем реальный результат.
Под относительной истиной понимают знание, достигаемое в конкретно-исторических условиях познания и характеризующееся относительным соответствием своему объекту. Другими словами, относительная истина – это частично верная истина, она лишь приближенно и неполно соответствует действительности. В реальном познании ученый всегда ограничен некоторыми условиями и ресурсами: приборной техникой, логическим и математическим аппаратом и т.д. В силу этих ограничений ему не удается сразу достичь абсолютной истины. Относительная истина может уточняться и дополняться в процессе познания, поэтому она выступает как знание, подлежащее изменению.
В реальности путь к абсолютной истине, как к своему пределу, лежит через серию уточняющих и обогащающих друг друга относительных истин.
Далее встает вопрос о достижимости абсолютной истины.
Существует довольно распространенное мнение, что абсолютная истина не достижима в принципе.
Однако следует отметить, что в каждый конкретно-исторический момент времени познающий субъект имеет только относительную истину о мире в целом, и лишь в своей развивающейся потенции, по мере усиления познавательной мощи он способен приближаться к абсолютной истине. Другими словами, абсолютная истина о мире в целом существует лишь в качестве предела и идеала, к которому стремится человечество.
По своему содержанию истина объективна, а по форме – относительна. Ее объективность является основой преемственности истин.
Проблема истины всегда неразрывно связывается с вопросом о существовании объективной истины, т.е. такой истины, которая не зависит от человеческого сознания вообще. Именно на вопросе о существовании объективной истины сталкиваются различные философские направления.
Истина достигается во взаимодействии субъекта и объекта. Поэтому результат этого взаимодействия (т.е. познавательного процесса) содержит влияние и субъекта и объекта. В истине отражается единство объективной и субъективной составляющих познавательного процесса: без объекта знание теряет свою содержательность, а без субъекта нет самого знания. Именно игнорирование взаимосвязи противоположных аспектов истины породило две альтернативные и односторонние точки зрения, которые можно назвать объективизмом и субъективизмом в трактовке истины.
Аргументация субъективизма основана на абсолютизации роли субъекта в познании и полном забвении объективной компоненты. Однако отрицание объективной истины ставит под сомнение и само существование какой-либо истины.
Объективисты исходят из противоположной позиции. Они абсолютизируют объективную компоненту истины. Однако, истина является знанием субъекта о познаваемой им реальности. Истина – это единство объективного и субъективного, субъективный образ объективно существующей реальности.
Истина объективна по своему источнику и содержанию. Субъект конструирует исходные понятия и на их основе формирует различные теории о познаваемом объекте, от него – познающего субъекта – не зависит содержание этих теорий.
ВВЕДЕНИЕ
Философия, так или иначе, опирается на разум и опыт. Однако философское знание имеет свою специфику, свои особенности. Это обусловлено, прежде всего, предметом философии. Философия, как и всякое мировоззрение, является системой представлений о мире в целом, о месте человека в мире, об отношениях человека к миру, о ценностях. В сущности, философия – это мировоззренческая наука. И ее цель – установить систему рационально удостоверенных в своей истинности систем отношений человека к миру, человеческие ценности.
1. Генезис философии
Философия означает "любовь к мудрости" в переводе с греческого. Мудрость к человеку не приходит сама – ее нужно искать и постигать, и чем раньше человек начнет стремиться к ней, тем больших успехов добьется на своем жизненном пути. Надо только понять какой именно мудрости учит философия.
Аристотель (384-322 до н. э.) полагал, что имя мудрости необходимо отнести к некоей способности, "состоятельности", исследующей первые начала и причины. Р. Декарт (1596-1650), отмечая, что слово "философия" обозначает занятие мудростью, уточнял при этом, что "под мудростью понимается не только благоразумие в делах, но также и совершенное знание всего того, что может познать человек; ... знание, которое направляет самую жизнь, служит сохранению здоровья, а также открытиям во всех науках" .
Из сказанного уже можно понять, что философию интересует вполне определенная мудрость – мудрость, которая исследует и знает первые начала и причины и тем самым, во-первых, определяет жизненную позицию человека и, во-вторых, дает ему универсальную методологию, позволяющую добиться истинного познания действительности.
М. Хайдеггер (1889-1976), анализируя высказывания Гераклита, Аристотеля и других античных философов, показывает, что, с точки зрения создателей философии, мудрость означает умение говорить так, как говорит Логос, т. е. соответствовать Логосу. С греческого языка содержание понятия переводят как "Слово". Однако слово "Логос" в древнегреческом языке очень очень многозначный и глубокосодержательный термин античной философии. Нам важно отметить следующее раздвоение его значения: с одной стороны, Логос означает "мысль" и "слово" (слово, речь, если они искренни, суть та же "мысль", но выпущенная наружу, на свободу), а с другой стороны, – "смысл" (понятие, принцип, причина, основание) вещи или события.
Мудрый – тот, кто в мыслях и речах выражает суть вещей и поступает согласно их "Логосу", согласно законам природы и общества. Вещь, речь, мудрость и деяние выявляют себя как органически связанные между собой понятия и реалии. Поэтому можно сказать, что Логос – это Всеобщее, Универсальное и Единое в природе, обществе и мышлении.
Вот какой мудрости учит философия: она учит умению мыслить и поступать сообразно всеобщей природе вещей, умению не просто знать, но и применять запас своих знаний к решению постоянно возникающих перед человеком жизненных вопросов. Умение и ум – слова одного корня. Заниматься философией – значит заботиться о развитии своего ума.
Итак, философия – это любовь к Мудрости-Логосу, тому, что в Бытии содержится как Всеобщее, Универсальное, Единое.
Практическая предметная деятельность человека является тем особым звеном, в котором совпадают бытие и сознание. Поэтому совсем не случайно возникает многозначность слов типа "логос", "вещь" и т. д.: они впитывают в себя все главные стороны этого совпадения.
Выходит так, что всеобщие формы бытия и сознания, составляющие содержание философских категорий, вовсю действуют в первобытном человеческом обществе (будучи, правда, как мы увидим, обильно перемешанными с предрассудками и суевериями), а философии в это время еще не существует.
Философскому способу мышления предшествовал так называемый мифологический способ мышления. Главная его особенность – синкретичность (от греч. synkretismos - соединение), т. е. нерасчлененность на элементы: субъект и объект, сон и явь, жизнь и смерть, реальность и видимость, действие и ритуал. Отношение человека с окружающей действительностью воспринималось не как отношение "Я" и "Оно", а как отношение "Я" и "Ты" .
В мифологическом сознании конечная вещь не имеет самостоятельной цены. Здесь господствует принцип "все есть все" или "все во всем".
В условиях разделенного труда (переход от первобытно-общинного строя к рабовладельческому) вещи начинают браться в их собственном значении, в их определенности. Каковы вещи сами по себе – вот главный вопрос, стоящий теперь перед руководящим ими умственным трудом, ибо, не зная собственных, действительных, а не вымышленных, свойств вещей, невозможно ими эффективно управлять.
Жизненная важность знаний о вещах, о мире как о таких, каковы они есть на самом деле, вызывает пристальное внимание к самому процессу получения таких знаний. Поэтому мышление становится не только мышлением о мире, но и мышлением о мышлении. Миф сменяется Логосом – мыслью и словом, формы успешного функционирования которых суть логические категории. Это и есть акт рождения философии.
Как можно видеть, и генезис логических категорий, и рождение философии раскрывают перед нами ее проблему – проблему соотношения, взаимозависимости сознания и реальной действительности.
Вокруг этого вопроса вращается вся философская проблематика. Поэтому, если проследить различные этапы и формы его постановки и решения, можно представить философию в виде некоей целостной системы, в виде своеобразного "созвездия" философских концепций и дисциплин.
Философ, исходя из своей принципиальной жизненной позиции, на основе своего самосознания старается составить представление о бытии как таковом. А поскольку такое "личное" видение присутствует в любой философской системе и на любой стадии развития философии, постольку по форме своей философия обречена быть экзистенциальной и аксиологичной (аксиология – учение о ценностях). Этим философия принципиально отличается от науки, где личностный момент всячески устраняется.
Исходная задача философии – создание мировоззрения, т. е. системы, единящей мир и "зрящего" этот мир человека. Мировоззрение как целостная система включает в себя ценностную, познавательную (методологическую) и поведенческую (социальную) подсистемы. Эти подсистемы и определяют собой как главные структурные подразделы философии, так и главные ее функции. Главные элементы структуры и функции философии в свою очередь могут быть подразделены на более дробные и специальные единицы.
Постоянно возникающий в философской литературе вопрос о том, к чему ближе философия – к науке, религии или искусству, не имеет однозначного ответа.
2. Предмет, смысл и назначение философии
Философия – любовь к мудрости, бескорыстное, чистое стремление к истине. Греческое слово философия буквально означает любовь к мудрости (от phileo – люблю и sophia – мудрость). Первое применение этого термина приписывают Пифагору (VI в. д.н.э.). По свидетельствам античных авторов, когда финикийский правитель Клеонт обратился к Пифагору с вопросом 'кто он такой?', тот ответил: 'Философ'. Далее объяснив: 'Жизнь подобна игрищам: некоторые приходят на них соревноваться, некоторые торговать, а самые счастливые – смотреть; так и в жизни некоторые, подобные рабам, рождаются жадными к славе и наживе, между тем как философы – к одной только истине' .
София, согласно с античной традицией, – высшая мудрость, которую вначале приписывали только богам. Владеть полной и определенной истиной могли только боги. Человек не может слиться с Софией, поскольку он – смертен, ограничен в познании. Таким образом, человеку оставалось доступно только непрерывное стремление к истине, никогда не законченное полностью, любовь к мудрости, которая вытекает из самого понятия.
Как описание активного, деятельного, страстного, любовно-эротического состояния души, что обеспечивает подъем и приближение к истине, зачастую не случайно слово философия использовал в своих диалогах Платон. Любовь, согласно с Платоном, не есть ни прекрасное, ни благо, но – стремление к красоте и добру. Любовь – не бог, но и не человек. Она не смертная, но и не бессмертная. Она – одна из демонических существ, что объединяют человека и бога.
Следовательно, любовь – это философия во всей полноте смысла этого термина. София – мудрость, ею владеет лишь бог. Темнота – судьба того, кто совсем лишен мудрости. Философос – это, в прямом смысле, тот, кто ни темный, ни мудрый, но, не владеющий мудростью, он заполнен страстью к ней.
Введение
История и наука свидетельствуют о том, что все в человеке, в его бытии является результатом его индивидуальной деятельности, с одной стороны, и деятельности предшествующих поколений, общества в целом - с другой. Без деятельного преобразования окружающего и внутреннего мира человек не может ни существовать, ни развиваться как субъект изменений.
В широком смысле понятие "деятельность" означает процесс создания общественным субъектом условий своего существования и развития, преобразование окружающего мира и самого себя в соответствии со своими потребностями и целями. В философской антропологии принципу деятельности придается важное методологическое значение при анализе общественной сущности человека, внутренней связи природного и социального. Здесь деятельность выступает системообразующей силой, формирующей самого человека, весь образ его жизни и мыслей [9;147].
Объективной предпосылкой деятельного способа существования человека является недостаточность его наличных природных качеств для удовлетворения специфически человеческих потребностей. Ведь возможность удовлетворения человеческих нужд лишь заложена в объективной реальности, обладающей способностью к образованию бесконечного количества новых качественных определенностей, в том числе необходимых человеку. Человеческая природа как незавершенная возможность, требующая постоянного целенаправленного действия по ее реализации, по развитию и совершенствованию задатков и способностей человека - такова предпосылка осмысления деятельности как способа существования человека [4;37].
Выступая субъектом взаимодействия как с окружающим миром, так и с другими людьми, человек становится деятельно активным, субъектом реализации самого себя как природного существа на качественно ином - социальном уровне организации бытия. В связи с этим деятельность выступает способом актуализации индивидуальных и социальных потребностей, выражающим всю меру самобытности человека и образующим основу всех форм его отношений к окружающей действительности, самому себе и другим субъектам деятельности.
Исходным для анализа категории деятельности является понятие "активность" [1; 25]. Активность биологических систем поддерживает их динамическое равновесие через приспособление к внешней среде. Животные в своей жизнедеятельности (за некоторыми исключениями вроде строительства норы, гнезда и т.п.) лишь пользуются готовыми продуктами природы, ею же и воспроизводимыми. Эти животные тождественны своей жизнедеятельности, их активность носит адаптивный характер.
Сущность и специфические характеристики деятельности человека
Человек поддерживает свое биологическое существование, используя физиологические силы, способы и функции как основные формы жизненной активности. Таковы, например, физические движения тела в пространстве, воспроизведение нормального вещественного состава и энергии организма, психические реакции на внутренние и внешние воздействия и т.д. Все эти формы активности являются непрерывными жизненными процессами, протекающими параллельно с осуществляемой в это время деятельностью человека, и являющимися, с одной стороны, условиями этой деятельности, с другой - ее составными частями.
Являясь особой формой жизненной активности индивида, деятельность отличается от нее рядом принципиально иных характеристик. Конкретные формы жизненной активности приобретают качество деятельности только тогда, когда они становятся целенаправленным, сознательным воздействием на предмет для получения определенного результата с определенным предназначением [9;148].
Деятельность является адаптивно-адаптирующей, т.е. приспособительно-приспосабливающей активностью, в процессе которой, перерабатывая элементы природы, человек создает и постоянно воссоздает так называемую вторую природу, искусственную среду обитания, человеческий мир. Тем самым он реализует свои природные потенции и родовую сущность [4;40].
Под "активностью" принято понимать всеобщее атрибутивное свойство материи, выражающее собой ее способность к взаимодействию и самодвижению, а также интенсивность реализации этой способности как упорядоченное отражение воздействий внешней среды и возможность на данной основе вырабатывать информационные программы, обеспечивающие опережающее отражение будущего результата.
Важнейшими качественными характеристиками деятельностного отношения человека к миру является предметность и целенаправленность.
Предметность человеческой деятельности. Деятельность характеризуется качеством предметности в том смысле, что она являет собой некоторый физический процесс, происходящий в соответствии с законами природы, в котором участвуют человек, предмет деятельности, средства деятельности или орудия и предметный, будь то материальный или идеальный, результат этой деятельности.
Так, Гегель рассматривает деятельность как специфически человеческое отношение к предметам окружающего мира, как результат "побуждения", благодаря которому создаются предметы, удовлетворяющие человеческие потребности. Гегель акцентирует внимание на предметности и историчности деятельности, поскольку последняя осуществляется в единстве процессов опредмечивания (превращения деятельных способностей человека в свойства предмета) и распредмечивания (превращения свойств и характеристик предмета в деятельностные способности человека). Эти противоположные процессы деятельности являются тождественными, поскольку опредмечивание предмета сопровождается распредмечиванием человека, и наоборот. Однако для великого философа деятельность - прежде всего чистое мышление, предметность же - лишь момент деградации духа, мышления.
Если Гегель акцентирует свое внимание на мыслительной деятельности, то Л. Фейербах и К. Маркс в своих ранних работах преимущественное внимание уделяют качеству предметности в деятельности человека. Человек прежде всего предметное существо, всегда действующее с предметами и всегда - предметным способом.
Маркс показывает, что именно в деятельности самоформируется творец материального и духовного мира, в деятельности человек созидает свои способности.
Однако пока не созданы условия безграничного развития сущностных сил человека, деятельность не может быть производством его жизни во всем ее богатстве, а является главным образом производством средств существования. Поэтому деятельность реализуется в чуждых человеческой природе формах - формах отчуждения и овеществления самих людей и отношений, их организующих, выступающих как "вещные отношения зависимости". Речь идет об "отчужденных" отношениях деятельности и результатах этой деятельности, отношениях, характеризующих постепенный отрыв от человека и господство над ним тех сил, которые он же и создал и создает.
Целенаправленность как характеристика деятельности. Целесообразность действий человека, осуществляемая в форме целенаправленности, целеполагания, реализуется через сознательную постановку цели и проявляется в стремлении к удовлетворению социокультурно заданных потребностей. Например, потребление пищи при помощи ножа, вилки, в обществе приятных собеседников; чтение религиозной или научной литературы и т.д.
Целесообразность присуща и животным, но у них она проявляется в стремлении к удовлетворению природно заданных потребностей (потреблению пищи, продолжению рода и т.д.), т.е. реализуется через инстинктивную программу действий.
Целеполагание как атрибутивная характеристика человеческой деятельности предполагает рассмотрение ее информационных характеристик, означающих способность не только свободной ориентации в окружающей среде, но и ее моделирования. Информационная специфика деятельности определяется ее целеполаганием, наличием цели действий в виде идеального образа планируемого результата.
Французские философы 18 столетия сделали достоянием масс философию, свободомыслие, культуру и атеизм. Они посеяли и произрастили в масса понимание и стремление к реализации на практике принципов Свободы, Равенства и Братства (Liberte, Egalite, Fraternite); подготовили осуществление революции 1789 года, сделали необратимым исторический процесс Нового времени, способствовали окончательной победе нового социального строя - капитализма.
Кроме философов Декарта, Спинозы, Локка, Гоббса, Юма идейными предшественниками и учителями французских философов 18 столетия были их соотечественники Пьер Бейль (1447 - 1706) и Жан Мелье (1664 - 1733). Первый из них, который воспитывался в фанатической семье протестантов, выступил из открытой пропагандой атеизма и выдал первую своеобразную атеистическую энциклопедию - "Исторический и критический словарь", Второй - всю свою сознательную жизнь, будучи католическим священником, писал трехтомное "Завещание", в котором просил извинения у своих прихожан за то, что поддерживал их религиозные заблуждения. Перед смертью Мелье положил свое "Завещание" под подушку и таким образом дал возможность верующим ознакомится с подлинными мыслями своего духовного пастыря. Книги Бейля и Мелье до сих пор не потеряли своей актуальности.
Владельцем душ культурных слоев населения всей Европы на протяжении всей свое долгой жизни был Франсуа Мари Вольтер (21 ноября 1964 - З0 мая 1778). Он был виднейшим в истории человечества свободомыслящим, материалистом, оптимистом и атеистом. Трактат Вольтера "Орлеанская Дева" (о героине французского народа - Жанне Д’Арк до сего времени используется в постановках театров всего мира. Его произведение "Кандид или Оптимист" его выступления в защиту Каласа и Сирвена от религиозных мракобесов до сих пор служат эталоном для настоящего демократа. Вольтер написал огромное количество произведений, в которых затрагивает абсолютно все стороны культурной жизни современной ему христианизованных народов. Поскольку его произведения проклинала церковь, его лично преследовало правительство Франции Вольтер для публикации своих произведений использовал 137 псевдонимов. Можно напомнить, что имя "Вольтер" тоже сначала было только одним из очередных псевдонимов Франсуа Мари Аруэ.
Французские мыслители 18 столетия разрабатывали все важнейшие аспекты социального учения. Не случайно марксисты признают, что социальное учение Карла Маркса органически включает в себя французский социализм Шарля Монтескье (1689 - 1755), Анри Робера Тюрго (1727 -1781), Жана Кондорсе (1743 - 1794), особенно, Клод Анри де Рувруа Сен-Симона (1760 - 1825) и Жан Батист Жозеф Фурье (1772 - 1837).
Выдающими философами материалистами и атеистами 18 столетия были Дени Дидро (1713 - 1784), Жан Лерон Д’Аламберр (1717 - 1783), Поль Анри Гольбах (1723 - 1789), Клод Анри Гельвеций (1715 - 1771), Жюльен Офре де Ламетри (1706 - 1751) и их соратники. Марксизм считает, что его собственный материализм является логическим продолжением, усовершенствованием и завершением взглядов французских материалистов 18 столетия [5].
Одной из фундаментальных социокультурных черт техники является то, что она есть средство преобразования среды, природы и самого человека. Эта черта нашла отражение еще в мифотворчестве. Вспомним миф о Прометее, научившем людей техническим навыкам; миф о Дедале и его сыне Икаре, решавших задачу полета с помощью крыльев; миф о строительстве Вавилонской башни и его неудаче и др. Именно как средство преобразования среды техника была осмыслена и заложена в основу инженерной практики.
Другой фундаментальной характеристикой техники является то, что она выступает посредником между человеком и природой, задающим тип отношения между ними. Такова, например, христианская концепция природы как пассивного объекта использования и воздействия.
Абсолютизация отношения к природе, в основе которого лежит стремление и способность человека господствовать над ней, подчинять себе, постепенно формировала агрессивный тип взаимодействия человека с природой, что и вызвало глобальную проблему экологии.
Еще одна важнейшая социокультурная характеристика техники состоит в том, что она есть средство, изменяющее самого человека и задающее проблему человека в мире техники. Осмысление этой характеристики породило множество вопросов: о месте техники в сообществе людей; о мере влиянии ее на характер социума; о включении техники в систему социальных, политических, в том числе международных, отношений; о воздействии на психическую, интеллектуальную, духовную жизнь; об устранении негативных последствий техники; о необходимости особого этоса (системы нравственных норм) жизни в техническом мире и т.п.
Общепризнанно, что техника обогащает человеческое существование, что она есть средство, с помощью которого человек приспосабливает среду к себе, сберегает свои усилия, изменяет обстоятельства, облегчает жизнь. Вместе с тем, во взаимоотношении “человек - техника” появились новые аспекты, среди которых выделим два важнейших:
1) проблема искусственного и естественного интеллекта;
2) образ жизни человека в техномире.
Глобальная компьютеризация таит в себе опасность утраты диалогичности в общении с другими людьми, порождая “дефицит человечности”, появление раннего психологического старения общества и человеческого одиночества и даже снижения физического здоровья.
Нет никакого сомнения, что компьютерная техника играет существенную роль в профессиональном развитии человека, оказывает большое влияние на общекультурное развитие личности: способствует росту творчества в труде и познании, развивает инициативность, нравственную ответственность, умножает интеллектуальное богатство личности, обостряет понимание людьми смысла своей жизни и назначения человека в обществе и в универсальном мире. Но верно также и то, что она несет в себе угрозу духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности.
Очевидно, что эта обусловленная техникой неизбежность может быть смягчена, но она не может быть принципиально устранена. Потеря естественного образа жизни с его органическими ритмами, которому мы подвластны как природные существа, приводит к отчуждению от наших природных истоков. Но даже тогда, когда загнанный в перенасыщенный технический мир человек вспоминает о них и вырывается на “природу”, он уже не в состоянии не только слышать, но и слушать голоса, звуки и шорохи леса, и поэтому образ гуляющего в лесу человека с наушниками сегодня уже не удивляет.
Таким образом, техника не только устанавливает и диктует определенные нормы жизни, нравственные правила, требования к экономике и политике, но в значительной мере оказывает влияние на способ, каким мы понимаем мир.
Введение
Йохан Хейзинга (1872-1945) известен своей работой "Homo ludens" ("Человек играющий"), в которой он защищает тезис об игровом характере культуры. Если его концепция и не перечеркивает значение труда как культурообразующего фактора истории, то, во всяком случае, бросает ему вызов. Игра старше культуры, игра предшествует культуре, игра творит культуру - таков лейтмотив концепции Хейзинги.
Свой интерес к человеку играющему Хейзинга обосновывает следующим образом: люди оказались не столь разумными как наивно внушал светлый 18 век в своем почитании Разума. И название человека Homo faber неполно. Человек играющий выражает такую же существенную функцию жизнедеятельности как и человек созидающий, и должен занять свое место рядом с Homo faber.
Игра в концепции Хейзинги - это культурно-историческая универсалия. Как общественный импульс, более старый чем сама культура, игра издревле заполняла жизнь и, подобно дрожжам, заставляла расти формы архаической культуры. Дух, формирующий язык, всякий раз перепрыгивал играючи с уровня материального на уровень мысли. Культ перерос в священную игру. Поэзия родилась в игре и стала жить благодаря игровым формам. Музыка и танец были сплошь игрой. Мудрость и знание находили свое выражение в освященных соревнованиях. Право выделилось из обычаев социальной игры. На игровых формах базировались улаживание споров с помощью оружия и условности аристократической жизни. Хейзинга убежден, что культура в ее древнейших формах "играется". "Она происходит из игры, как живой плод, который отделяется от материнского тела, - пишет автор, - она развивается в игре и как игра". "Культура зачинается не как игра и не из игры, а в игре".
Обзор истории культуры, ее различных эпох приводит ученого к выводу об убывании игрового элемента в культуре. Вытеснение игры, начавшееся в 18 в., фактически заканчивается к 19 в. Духом общества, по мнению Хейзинги, начинает завладевать трезвое, прозаическое понятие пользы. Получает признание постыдное заблуждение, что экономические силы и экономический интерес определяют ход истории. Дух рационализма и утилитаризма убили таинство и провозгласили человека свободным от вины и греха. Труд и производство становятся идеалом, а вскоре идолом. Культура гораздо меньше играется, чем в предшествующие периоды.
Бесспорное достоинство и актуальность исследования голландского ученого обусловлены тем, что анализ истории культуры под знаком игры сопряжен автором с жизненными процессами и катаклизмами современного сознания, с перспективами культурного движения. Позднебуржуазная культура теряет игровую традицию; там же, где похоже, что она играет, отмечает Хейзинга, - игра эта фальшива. Автор предупреждает о порче, разрушении культуры, уходящей от своих истоков. Игра, наполненная эстетическими моментами, "проигрывающая" и творящая духовные ценности, - ранее культуросозидающий фактор, - ныне переродилась в суррогат игровой деятельности - в спорт. Он превратился в научно-технически организованный азарт. Из единства духовного и физического он сохранил низменную физическую сторону. Культурная игра - игра общественная и общедоступная. Чем больше в ней участников и меньше зрителей, тем плодотворнее она для личности.
Духовное напряжение культурной игры, по мнению Хейзинги, утратило даже искусство. В искусстве обособились две стороны художественной деятельности: свободно-творческая и общественно-значимая. Масса людей потребляет искусство, но не имеет его необходимой частью своей жизни, тем более не творит его сама.
Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни. Игра в силу своих характеристик – лучший способ добиться развития творческих способностей ребёнка без использования методов принуждения
Цель курсовой работы изучение творчества Хейзинг и его произведения «Человек играющий» связанной с детской психологией.
Для решения поставленной цели, в процессе её выполнения реализовывались следующие задачи:
- Изучить игру как феномен культуры,
- Формирование личности дошкольника через игру.
Предметом анализа является изучение человека играющего.
При анализе материала использовался метод научного описания, включающий приемы наблюдения, интерпретации и сравнения, а также лексикографический метод.
Объект исследования – дошкольный возраст.

Глава 1. Игра как феномен культуры
1.1. Игра и мудрствование
Желание показать себя первым проявляется в стольких формах сколько возможностей предоставляет данное общество. Способы, которыми люди состязаются друг с другом, столь же различны, как и вещи, за которые они борются, и действия, в которых они принимают участие. Решает все жребий, либо сила и ловкость, либо кровавая схватка. Соревнуются в мужестве или выносливости, искусности или знании, в бахвальстве и хитрости. Дается задание помериться силами или умением, сделать что-нибудь особенно трудное, какую-нибудь сложную вещь, выковать меч, найти необычную рифму. Участвующим задают вопросы, на которые нужно ответить. Состязание может принимать такие формы, как божий суд, пари, судебное разбирательство, дача обета или загадывание загадок. Во всех этих видах оно, в сущности, остается игрой, и в этом качестве игры лежит исходная точка для понимания функции состязания в культуре.
В начале всякого состязания стоит игра, то есть договоренность о том, чтобы в границах места и времени, по определенным правилам, в определенной форме совершить нечто такое, что приносит разрешение некоего напряжения и находится при этом вне обычного течения жизни. Что должно быть совершено и что станет выигрышем - вопрос, который в игровой задаче вырисовывается как вторичный.
Необыкновенным сходством отмечены во всех культурах обычаи состязания и значение, которое им придают. Это почти совершенное формальное сходство уже само по себе доказывает, как сильно вся игровая, агональная деятельность связана с глубинной основой душевной жизни человека и жизни общества.
Работа на тему «Современная парапсихология о человеке» содержит ряд положений научного и философского плана. Рассматриваются явления из области паранормальных явлений, физиологических основ психики, пси-явлений. Работа состоит из одиннадцати глав.
В первой главе дается понятие «парапсихология».
Во второй главе рассматривается история парапсихологии.
Третья глава содержит методологические положения.
Психическая энергия человека и ее физиологические основы рассматриваются в главах четыре и пять, а в главе шестой - резервы психики человека.
В главе семь приведены тезисно основные понятия парапсихологии касаемо выбранной темы, а в главах восемь, девять и десять рассматриваются возможности параспособностей людей, пси-явления и приводятся современные гипотезы и исследования из области парапсихологии.
Десятая одинадцать дает философское обоснование проблемы.
Объем работы: 31 страница.
Ключевые слова: психика, парапсихология, телекинез, телепатия, ясновиде-ние, человек, способности, история, психокинез, возможности, экстрасенсорика, пси-явления, современные исследования, опыт.
Введение.
Сейчас известно, что логические формы мышления при их возникновении сложились как фиксация универсальных инвариантов трудовых операций.
Тема курсовой работы «Диалектика логического мышления» была выбрана ввиду своей актуальности. Ведь обладание искусством ведения беседы, спора (именно так с гр. переводится диалектика ) и по сей день имеет исключительное значение.
В истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин). Диалектическая традиция в русской философии 19-20 вв. нашла воплощение в учениях В. С. Соловьева, П. А. Флоренского, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева и Л. Шестова. В западной философии 20 в. диалектика преимущественно развивалась в русле неогегельянства, экзистенциализма, различных течений религиозной философии.
На мой взгляд, категории диалектики, к числу которых относятся: причина и следствие, необходимость и случайность, целое и часть, содержание и форма, сущность и явление, общее и особенное, универсальны. В них раскрывается противоречивая взаимосвязь явлений окружающего мира. Поэтому данные категории входят в содержание метода научного познания, который необходим для всех наук
Существуют такие понятия, как монологическая речь, диалогическая речь и полилогическая речь. Моей задачей стояло с помощью описания таких форм общения как монолог, диалог и полилог понимаемые в указанном смысле категории по аналогии с простыми и абстрактными моментами труда определить в качестве всеобщих естественных моментов интеллектуальной деятельности. Указать на то, что совокупность логических структур образуют глубинную архитектонику мышления, общую в своих основах для всех ступеней культурно-социального развития, составляет существенный момент единства человеческого рода. Некоторую помощь здесь оказало и исследование становления и развития мышления ребёнка при всём имеющем место глубоком различии процессов.
Курсовая работа написана в форме антологии. Антология (от греч. аnthologia, от anthos – цветок и lego - собираю), сборник, содержащий избранные стихи или различные изречения и фрагменты многих авторов.
Таким образом, я постаралась раскрыть тему, цитируя зарубежных и отечественных авторов, занимавшихся изучением этой проблемы, используя множество различной литературы, охватывающей период с эпохи античности и по сей день.
В работе - четыре вопроса, направленных на раскрытие изучаемой проблемы: в первом из которых представлены основные формы логического мышления, далее, рассмотрено мышление как процесс решения проблем, в третьем вопросе проанализирована логика развития мышления, включая недостатки и преимущества, наконец, перечислены и разобраны стадии генетической эпистемологии Жана Пиаже, введение и заключение.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества