Налоги и налогообложение - готовые работы

ГлавнаяКаталог работНалоги и налогообложение
fig
fig
Актуальность темы моей курсовой работы заключается в том, что благодаря налогам государство обеспечивает свои потребности в финансовых ресурсах. Поэтому в Конституции РФ и Налоговом кодексе РФ закреплено, что каждое лицо обязано своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Введение
Происходящие в Российской Федерации реформы в области политики и экономики, изменение правовых отношений между органами власти и хо-зяйствующими субъектами, процесс интегрирования российской экономики в мировое финансово-экономическое пространство требуют проведения аде-кватной налоговой политики, представляющей собой сложный многоплано-вый комплекс правовых, методологических, организационно-технических мероприятий и имеющей своей целью построение эффективной, справедли-вой и стабильной налоговой системы.
С 1 января 2002 г. в связи с вступлением в действие главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налоговый кодекс) произошли коренные перемены в исчислении прибыли организаций для целей налогообложения, самыми существенными из кото-рых является введение самостоятельной системы налогового учета, принци-пиально отличающейся от системы бухгалтерского учета, особенно в части порядка исчисления производственных расходов.
Налог на прибыль занимает второе место среди доходных источников консолидированного бюджета. В общей структуре налоговых платежей Рос-сии его доля составляет 28% и превышает поступления от акцизов и налога на доходы физических лиц вместе взятых. Вот почему так важно было про-должить налоговую реформу именно либерализацией налога на прибыль.
В 2002 году в связи с введением в действие главы 25 Налогового ко-декса РФ в очередной раз изменились методы изъятия прибыли в бюджет. К основным новациям по налогу на прибыль можно отнести:
• отмену ранее действующего Положения о составе затрат. В На-логовом кодексе РФ собраны все основные документы, необхо-димые для исчисления налога;
• снижение ставки налога почти на треть. Новые ставки можно считать революционными, так как они стали едиными для всех организаций независимо от вида деятельности- 24% (при этом 6% -в федеральный бюджет, 16% - в бюджеты субъектов РФ, 2% -в местные бюджеты);
• отмену всех льгот, в том числе 50% -ой на капитальные вложе-ния.
Впервые удалось реализовать новые стратегические направления нало-говой реформы – отмену налоговых льгот при одновременном снижении ставки налога и впервые на законодательном уровне дано определение нало-гового учета. В частности учета доходов и расходов и момента их признания, формирования отложенных расходов (расходы формируют стоимость соот-ветствующего объекта учета, который в свою очередь влияет на налоговую базу последующих отчетных или налоговых периодов).
Система налогового администрирования налога на прибыль сегодня крайне нуждается в более усовершенствованных методах и технологиях не только по причине кодификации законодательства, но и в силу традиционно-сти подходов к осуществлению налогового контроля, которые давно следо-вало бы модифицировать или даже менять.
Такой многоаспектный анализ крайне необходим в настоящее время не только для понимания причин снижения эффективности налогового контро-ля, но и для выработки предложений по его совершенствованию.
В современной российской экономической литературе теоретических аспектов налогообложения прибыли организаций, в частности, исследуются в работах А.В.Брызгалина, К.И.Оганяна, В.Г.Панскова, А.Б.Паскачева, С.Г.Пепеляева, Ю.В.Подпорина, А.П.Починка, С.Д.Шаталова и др.
Целью исследования явилось исследование теоретических и практиче-ских вопросов экономической сущности и принципов взимания налога на прибыль.
Достижение цели данной работы предопределило решение следующих научных и практических задач:
• Осветить теоретические основы экономической сущности налога на прибыль;
• Проанализировать практику применения положений главы 25 «Налог на прибыль организации» Налогового Кодекса РФ в современных ус-ловиях;
• Выявить недостатки и преимущества применения налога;
• Определить экономическое, учетное, правовое, фискальное
содержание налога на прибыль, его место и роль в налоговой системе
Российской Федерации.
Предметом исследования является совокупность экономических отно-шений между государством и налогоплательщиками, возникающим в про-цессе проведения контроля за исчислением и уплатой налога на прибыль ор-ганизаций.
Теоретическую основу исследования составили труды известных эко-номистов в области учета, контроля, права, а именно: С.В.Барулина, И.А.Белобжецкого, А.В.Брызгалина, Э.А.Вознесенского, В.П.Иваницкого, А.Ю.Казака, О.А.Ногиной, М.В.Романовского, Б.М.Сабанти, Д.Г.Черника, Т.Ф.Юткиной и др.
Методологической основой проведенного исследования является тео-рия научного познания в ее конкретных приложениях. В качестве методиче-ского инструментария применялись специальные методы различных наук, в частности, анализ и синтез, логический, формально-юридический, сравни-тельный методы и др.
Информационную базу исследования составили законодательные и другие нормативные акты, документы Минфина России, Министерства Рос-сийской Федерации по налогам и сборам (далее – МНС России) и Федераль-ной налоговой службы (далее – ФНС России), официальные статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и МНС (ФНС) России, соответствующие методические материалы, публикации в специали-зированной периодической печати.
Глава 1. Экономическая сущность налога на прибыль
1.1. Понятие налога на прибыль и его плательщик
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций при-знается прибыль, полученная налогоплательщиком [3; 23].
Прибылью в целях настоящей главы признается:
1) для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой;
2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Рос-сийской Федерации через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину про-изведенных этими постоянными представительствами расходов, которые оп-ределяются в соответствии с настоящей главой;
3) для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источ-ников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков оп-ределяются в соответствии со статьей 309 настоящего Кодекса [1].
Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются:
– российские организации;
– иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) полу-чающие доходы от источников в Российской Федерации [7;12].
Не являются плательщиками налога на прибыль организации, пере-шедшие на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности:
– организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности;
– организации, уплачивающие налог на игорный бизнес, по деятельно-сти относящиеся к игорному бизнесу.
При этом следует учесть, что с 1 января 2003 г. порядок налогообложе-ния организаций, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, регулируется гл.26.3 НК РФ «Систе-ма налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдель-ных видов деятельности», а применяющих упрощенную систему налогооб-ложения, учета и отчетности, - гл.26.2 НК РФ «Упрощенная система налого-обложения».
Указанные организации не освобождаются от исполнения обязанностей налогового агента и удержания сумм налога с доходов у источника выплаты в соответствии с главой 25 НК РФ [7;13].
Организации, осуществляющие наряду с деятельностью, относящиеся к игорному бизнесу, а также на основе свидетельства об оплате единого нало-га, на иную предпринимательскую деятельность, является плательщиками налога на прибыль по этой деятельности в общеустановленном порядке [3; 25].
Также не являются плательщиками налога на прибыль организации, являющиеся плательщиками единого сельскохозяйственного налога, в соот-ветствии с гл. 26.1. НК РФ.
1.2. Налоговая база и порядок начисления налога
В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщики исчисляют нало-говую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета. В соответствии со ст. 274 НК РФ налоговой базой признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст. 247 НК РФ, подлежащей налогообложению [32; 21].
При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообло-жению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода [7;13].
1. Налоги, их экономическая сущность.
1.1. Понятие и сущность налогов.
Налоги являются важнейшим звеном финансовых отношений в обществе и как форма финансовых отношений возникают одновременно с возникновением государства. С развитием товарно-денежных отношений налогообложение совершается в основном в денежной форме. Налоги представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет. Их экономический смысл – это финансовые отношения между государством и плательщиками налогов с целью создания общегосударственного централизованного фонда денежных средств, необходимых для выполнения государством своих функций.
В финансовой терминологии употребляется пять терминов, которые отображают платежи государству – плата, отчисления, взносы, налоги, сборы. Причем в отдельных случаях плата и отчисления выступают как тождественные налогам понятия.
Плата (отвечает на вопрос «за что?») предусматривает определенную эквивалентность отношений плательщика с государством. Например, это плата за воду, за заготовку древесины и т.д. Размер платы зависит от количества используемых ресурсов.
Отчисления и взносы (отвечают на вопрос «на что?») – предусматривают целевое назначение платежей. Оно может быть только частичным (отчисления), т.е. установленным согласно экономическому содержанию платежей, или полным (взносы), когда расход средств в полном объеме производится только по целевому назначению. Например, частичное целевое назначение имеют взносы на геолого-разведывательные работы: поскольку они вносятся в государственный бюджет, то в общей сумме доходов это целевое предназначение теряется. При этом размеры финансирования из бюджета геолого-разведывательных работ могут быть как больше, так и меньше поступлений от этих отчислений.
Примером полного целевого предназначения могут служить отчисления и взносы в различные внебюджетные целевые фонды – взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и др. Использовать эти взносы не по предназначению не разрешается, а изменить их целевое предназначение можно только на законодательной основе.
Налоги (отвечают на вопрос «для чего?») – устанавливаются для содержания государственных структур и для финансового обеспечения выполнения ими функций государства – управленческой, оборонной, социальной и экономической.
Они не имеют ни элементов конкретного обмена, ни конкретного целевого предназначения. Однако, если их рассматривать совокупно, то приметы платы и отчислений видно довольно четко.
В Законе «О системе налогообложения» дано понятие налога и сбора (обязательного платежа): под налогом и сбором (обязательным платежом) в бюджеты и государственные целевые фонды следует понимать обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или государственный целевой фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, которые определяются законами о налогообложении.
Налоги – важная экономическая категория, исторически связан¬ная с существованием и функционированием государства.
Первый сущностный признак налога – отношение власти и подчинения. В отношении налогов это означает, что субъект налога не может отказаться от выполнения возложенной на него обязанности – внесения оклада налога в бюджетный фонд. При невыполнении обязательств применяются соответствующие санкции (штраф, лишение свободы и др.).
Второй признак налогов – смена собственника. С помощью налогов доля частной собственности (в денежной форме) становится государственной, при этом образуется централизованный денежный фонд – бюджетный фонд. Налоги поступают только в бюджетный фонд, в котором обезличиваются. Этим налоги отличаются от сборов, в процессе которых образуются целевые денежные фонды. Например, сбор на содержание правоохранительных органов, сбор на нужды образования, курортный сбор и т.д.
Важный отличительный признак налогов – безвозвратность и безвозмездность, т. е. налог никогда не возвращается плательщику налога, и последний при этом не получает ничего взамен: ни права участия в каких-либо хозяйственных операциях, ни права пользования материальными и нематериальными объектами, ни права какого-либо действия (ввоза, вывоза товаров), ни документа.
Этот признак отличает налоги от пошлин (субъект пошлины получает право на осуществление каких-либо хозяйственных операций (вывоз, ввоз товаров), получает какое-либо свидетельство, документ).
Подоходный налог с населения относится к прямым, в большинстве стран прогрессивным налогом.
Действующие системы личного подоходного налогообложения несколько сглаживают неравенство в доходах после вычета налогов. График в несколько преувеличенном виде показывает, в какой мере прогрессивные ставки налога могут повлиять на неравенство доходов.
Это видно потому, как сужается площадь, отображающая неравенство доходов: прогрессивное налогообложение перемещает сплошную линию влево (до пунктирной линии), ближе к линии равномерного распределения доходов, идущей под углом в 45 градусов.
Введение.
Борьба с преступностью всегда являлась одной из важных задач любого государства. Не потеряла она своей актуальности и в настоящее время. На современном этапе проведения радикальных реформ в экономической и политической жизни России, создания правового государства все больше встает вопрос об укреплении законности и правопорядка, обеспечении прав и свобод граждан в нашей стране. Серьезную "тревогу вызывают рост преступности, а также структурные ее изменения. В связи с этим на первый план выступает решительная и бескомпромиссная борьба с преступностью. "Сегодня преступность превратилась в сильнейший, если не сказать один из основных тормозов осуществляемых демократических преобразований. Она поразила все слои нашего общества и разъедает его изнутри". В современных условиях финансово-бюджетного кризиса и продолжающейся криминализации экономики страны преступления в области налогообложения приобретают все более массовый характер, в связи с чем от федеральных органов налоговой полиции сегодня требуются эффективные действия в борьбе с ними. В общей структуре преступности они занимают далеко не последнее место. Преступные уклонения от уплаты налогов нередко связаны с совершением иных тяжких экономических преступлений и с "отмыванием" доходов от преступной деятельности. Общественная опасность преступлений, совершаемых в области налогообложения, состоит прежде всего в том, что перекрываются каналы поступления денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней страны. Недостаток средств в бюджете отражается на социальной и других сферах. Поэтому сокрытие доходов и уклонение от уплаты налогов являются одной из серьезных угроз экономической безопасности страны. В настоящее время масштабы преступности в области налогообложения достигли критического уровня. Теневой оборот «нелегалов» исчисляется миллиардными суммами. Это явление очень опасно, поскольку оно подрывает устойчивость бюджетной политики, усиливая экономическую базу организованной преступности. Только за восемь месяцев 1999 года налоговыми органами страны выявлено более 20.5 тысяч нарушений налогового законодательства, в результате чего возбуждено и принято к производству 8727 уголовных дел, что почти в полтора раза больше, чем за весь 1998 год.
Ответственность за преступное уклонение гражданина от уплаты налогов путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо включение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах, совершенное в крупном размере, предусматривается статьей 198 УК РФ. Статья 199 УК РФ предусматривает ответственность за преступное уклонение от уплаты налогов организаций, то есть совершенное путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах, либо путем сокрытия других объектов налогообложения, совершенное в крупном размере.
Таким образом, большая общественная опасность преступных уклонений от уплаты налогов, их значительная распространенность, связь с другими преступлениям и в сфере экономики, многообразие способов действий субъектов при сокрытии прибыли от налогообложения, изменение составов преступных уклонений от уплаты налогов в новом УК РФ, сложность их выявления и расследования определяют настоятельную потребность в использовании компьютерных технологий при расследовании, а также профилактике преступных уклонений от уплаты налогов.
Данная проблема в научном плане не изучалась, в специальной литературе практически не освещена, в связи с чем актуальность данной темы исследования представляется очевидной.
Методология и методика исследования. В процессе исследования широко использован диалектико-материалистический метод, а также частные и специальные уголовно-процессуальные и криминалистические методы познания: историзм, наблюдение, сравнение, системно-структурный анализ и другие.
Полученные выводы базируются на основополагающих концепциях теории криминалистики и уголовного процесса, исследованных В. Д. Арсеньевым. Р. С. Белкиным, А. И. Винбергом, В. И. Гончаренко, А. В. Дуловым, П. П. Ищенко, В. Я. Колдиным, И. Ф. Крыловым, А. А Леви, Н. М. Лузгиным. В. Н. Маховым. В. А. Образцовым, Ю. К. Орловым. И. Л. Петрухиным, Н. А. Селивановым. В. В. Степановым, С. А. Шейфером, 3. М. Соколовским, А. А. Эйсманом, В. И. Шикановым, И. Н. Сорокотягиным. Н. П. Яблоковым и другими учеными.
Нормативную базу дипломной работы составили действующее уголовное, уголовно-процессуальное законодательство, нормативные акты, регулирующие вопросы налогообложения и расследования преступных уклонений от уплаты налогов в Российской Федерации.
Од ним из основных методов научного познания, широко использовавшемся в процессе исследования, стало обобщение, позволяющее выделить общее в ряде явлений.
Эмпирическую базу исследования составили данные, полученные в результате изучения уголовных дел, анализа статистической информации отечественных и зарубежных публикаций из области уголовно-процессуальной и криминалистической практики.
В процессе работы над дипломной работой был использован личный опыт работы в должности специалиста I категории инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Волжскому.
Глава 1. Теория
1.1. Физические лица – налогоплательщики
Физические лица в общем понимании – это люди, члены общества. Основной чертой физического лица является его принадлежность определенному биологическому виду – homo sapiens, т.е. физическое лицо – это человек, индивид.
Физическое лицо как участник гражданских правоотношений обладает рядом общественных и естественных признаков и свойств, которые определенным образом индивидуализируют его и влияют на его правовое положение – его правовой статус. К таким признакам и свойствам следует отнести: имя, гражданство, возраст, семейное положение, пол.
В национальном законодательстве Российской Федерации зачастую происходит подмена понятий «физическое лицо» и «гражданин» - типичный пример: в п.2 ст.1 Гражданского кодекса РФ понятие «физические лица» использовано как синоним понятия «граждане» (имеются в виду граждане Российской Федерации), также глава 3 ГК РФ носит название «Граждане (физически лица)», разграничивая таким образом физические лица от юридических. В международных соглашениях, а также в законодательстве многих стран понятие «граждане» вообще не употребляется, а используется понятие «физические лица», которое имеет более широкое содержание, поскольку охватывает всех людей как участников гражданских и других правоотношений на территории данной страны (или стран).
Не указывая на территориально-гражданственную принадлежность физическое лицо может обозначаться в законодательстве просто как «лицо».
Жизнедеятельность человека пронизана частым вступлением в различные правоотношения. Для участия в правоотношениях люди должны обладать определенными качествами (правоспособностью и дееспособностью), получившими в праве обобщающее понятие «правосубъектность». В соответствии со ст.17 ГК РФ правоспособностью гражданина является способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособностью обладают все граждане независимо от возраста. Правоспособность гражданина (читай – физического лица) возникает в момент его рождения и прекращается смертью.
Дееспособность определяется в ст.20 ГК РФ как способность лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Дееспособность – это чисто «человеческая» категория, присущая исключительно физическим лицам. Обладать дееспособностью - означает иметь способность лично совершать различные юридические действия: осуществлять правомочия собственника, заключать договоры, выдавать доверенности, нести ответственность за свои действия.
Особым статусом обладают физические лица, зарегистрированные как индивидуальные предприниматели. Вообще физическое лицо часто рассматривается в противоположность юридическому лицу. Очевидно, что юридическое лицо и физическое лицо - это два разных субъекта права, каждый из которых обладает обособленным имуществом, самостоятельно участвует в гражданском обороте от своего имени и на свой риск, несет самостоятельную имущественную ответственность. Поэтому предпринимательская деятельность гражданина «путем создания юридического лица» невозможна в принципе. Что же касается предпринимательской деятельности физического лица (индивидуальной предпринимательской деятельности), то она может осуществляться гражданином только непосредственно, без образования юридического лица, от своего имени, на свой риск и под свою ответственность.
Итак, подытожим: физическое лицо – термин в гражданском праве, употребляемый для обозначения человека как участника правоотношений, носителя гражданских прав и обязанностей.
Понятие «физическое лицо» шире понятия «гражданин», т.к. последнее предполагает частное определение физического лица имеющего определенную связь с государством (гражданство). Фактор гражданства является лишь элементом характеристики физического лица.
Правовой статус физического лица определяется его правовым положением по действующему законодательству. Правовой статус физического лица, по нашему мнению – это его возможность вступать в различные правоотношения, нести права и обязанности. Правовой статус определяется признаками каждого конкретного человека, такими, как: имя, гражданство, возраст, семейное положение, пол. Например, вступать в брак физическое лицо на территории РФ по общему правилу может только по достижении определенного возраста (фактор – возраст), а также только за представителя противоположного пола (фактор – пол).
Человек - субъект множества прав и обязанностей, в том числе и гражданских. Гражданское законодательство РФ для обозначения человека как субъекта гражданских прав и обязанностей употребляет понятие «гражданин». Это понятие характеризует, как мы уже указали выше, человека как лицо, состоящее в определенной связи с государством. Следовательно, гражданин - понятие юридическое. Гражданство определяет постоянную политико-правовую связь лица и государства, находящую выражение в их взаимных правах и обязанностях. Гражданское законодательство, употребляя понятие «граждане», имеет в виду граждан данного государства - Российской Федерации. Вместе с тем иные федеральные законы указанные понятия разделяют, устанавливая особые режимы правового регулирования для каждого из них. Так, в соответствии с пп.23 ст.2 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» к российским физическим лицам относятся лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации, являющиеся гражданами Российской Федерации или имеющие право постоянного проживания в Российской Федерации либо зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из данного определения можно сделать вывод, что гражданин Российской Федерации с точки зрения российского внешнеторгового законодательства не может относиться к иностранным физическим лицам в силу его российского гражданства, если он имеет постоянное или преимущественное место жительства на территории Российской Федерации. Если же он, являясь российским гражданином постоянно или преимущественно проживает за рубежом, то его правовой статус может быть определен в качестве иностранного физического лица. Критерием такого разделения, как видно, является только территория преимущественного проживания человека. Данный вывод, с точки зрения автора, принципиально важен в силу того, что отдельными законодательными актами установлен запрет на участие российских граждан в осуществлении отдельных видов внешнеторговой деятельности.
В состав «физических лиц» входят граждане, иностранные граждане и лица без гражданства.
Легальные определения понятий «иностранный гражданин» и «лицо без гражданства» содержатся в ст.2 Закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон):
- Иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (абз.1 ст.2 Закона).
- Лицо без гражданства - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства (абз.2 ст.2 Закона).
Введение
С 1 января 2002 года вступила в силу глава 25 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на прибыль организаций". Эта глава была принята Федеральным законом от 6 августа 2001 г. N 110-ФЗ. То есть с начала 2002 года налогоплательщики при исчислении налога на прибыль должны руководствоваться не действующим прежде Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. "О налоге на прибыль предприятий и организаций", а второй частью Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).
В системе налогов РФ одним из наиболее значимых является налог на прибыль. Вопросы, связанные с этим налогом имеют большое значение для предприятий, так как сумма его выплат обычно одна из самых крупных.
Право налогоплательщика принимать меры, направленные на правомерное уменьшение своих налоговых обязательств, основано на праве всех субъектов права защищать свои охраняемые законом права (в первую очередь, право собственности) любыми не запрещенными законом способами. Согласно ст. 209.2 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношения принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Поскольку налог - это ничто иное, как безвозмездное изъятие в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, естественно, что налогоплательщик вправе избрать способ уплаты налогов, позволяющий уменьшить ’’ущерб", причиненный ему взиманием налогов, воспользовавшись для этих целей всеми допустимыми законом способами.
Данное положение особенно важно в связи с действующей в налоговом праве "презумпцией облагаемости" налогоплательщика, что выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением прямо перечисленных в законе*. Ст. 12 Закона "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" предусматривает, что "налогоплательщик имеет право пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательными актами".
Уклониться от налогообложения можно как легальными методами (tax avoidance), так и при помощи незаконных операций (tax evasion).
Избежание налогов — легальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании законодательно предоставленных возможностей в области налогового законодательства, путем изменения своей деятельности.
Уклонение от уплаты налогов — нелегальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на уголовно наказуемом сознательном использовании методов сокрытия учета доходов и имущества от налоговых органов, а также искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.
Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается тем фактом, что налог на прибыль является одним из крупных расходом организаций. Необходимость налогового планирования изначально определена современным налоговым законодательством, изначально предусматривающее различные налоговые режимы, в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика.
Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль как экономической категории и разработка мероприятий по совершенствованию управления налогообложения прибыли предприятий и организаций, изучение эффективности налогового планирования и состояния расчетов с бюджетом на примере ООО «РН – Комсомольский НПЗ».
Основные задачи работы:
1. теоретические основы управления прибылью предприятия в современных условиях;
2. провести анализ отдельных составляющих налога на прибыль и на предприятии ООО «РН – Комсомольский НПЗ»;
3. выявить основные проблемы налогообложения и определить возможные пути их решения;
4. изучение теоретических аспектов налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта;
5. анализ налоговой нагрузки;
6. анализ эффективности учетной и налоговой политики;
Объект исследования предприятие ООО «РН – Комсомольский НПЗ», период исследования с 2004 – 2007 год.
Методы исследования: логический, монографический, экономико-статистический, графический, табличный.
Информационной базой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области налогового права и налогов и налогообложения (Полякова М.С., Малявкина М. И., Сотников Л.В., Козырина А.Н., Харитонов С.А.), бухгалтерского учета (ИПБ РФ, Ларионов А. Д.), управления и налогообложения прибыли (Беседина В.Н., Бланк И. А., Кузьминых А., Николаева С.А., Стажкова М.М.), экономики предприятия (Волков О.И., Руденко А.И. Сафронов Н. А.), Интернет, а также данные финансовой отчетности предприятия (форма 1 и форма 2 за 2004 включительно по 2007г.).
Цели и основные задачи определили структуру настоящей дипломной работы, которая включает: введение, три главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
Во введении раскрывается актуальность обозначенной темы, выделяются объект, предмет исследования, определяются цель и задачи.
В первой главе рассмотрены теоретические основы распределение и использования прибыли предприятия в современных условиях: понятие и сроки уплаты налога на прибыль, налоговый учет доходов и расходов, механизм формирования налога, факторы, влияющие на величину налога на прибыль, понятия «налоговая оптимизация».
Вторая глава имеет практический характер. Содержит общую характеристику предприятия и список дочерних предприятий, реализуемой продукции, анализ некоторых составляющих налога на прибыль организаций. В ней проведен анализ формирования, источников возникновения постоянных, временных разниц, анализ налоговой нагрузки. Понятие условного налога и его формирование с 2004 по 2007 года. Также во второй части рассмотрен механизм формирования налога согласно данным налогового учета предприятия, что практически является проверкой произведенных ранее расчетов.
Третья глава является рекомендательной. В ней представлены мероприятия по планированию и оптимизации налогообложения прибыли общества. Все предложения и рекомендации носят конкретный характер, позволяющий осуществить их практическое применение.
В заключении излагаются теоретические и практические выводы и предложения.
Объем дипломной работы составляет 96 страницы. Для иллюстрации ее содержания приведены: 6 рисунков; 9 формул; 17 таблиц; 4 приложения. Список используемой литературы насчитывает 101 наименований источников.
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, так же важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.
Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыль предприятий и организаций” , “О налоге на добавленную стоимость” и другие (введён с 01.01.92) . Эти законы установили перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящему времени в эти законы были внесены изменения и дополнения.
События произошедшие 17 августа 1998 года резко усилили роль налогов в экономическом положении страны так как любое государство в послекризисной обстановке пытается поправить свое экономическое положение при помощи корректировки налоговой системы. А корректировки могут заключатся в следующем: или повышение налогового бремени, или его понижение плюс “упрощение” налогов. В первом случае можно получить кризис неплатежей так как многие предприятия и физические лица будут попросту уклонятся от уплаты налогов так как работать в убыток никто не хочет. За этим потянется целая вереница проблем которые могут не только усугубить кризис, но и привести к полному развалу экономики. Как правило, второй путь более прогрессивен, так как “упрощение” налогов и уменьшение налогового бремени до разумных пределов еще никогда не приводило к новому витку кризиса.
Цель дипломной работы – показать эволюцию налогообложения Российской Федерации. Для этого, необходимо решить следующие задачи: рассмотреть понятие и роль налоговой системы в экономике, выделить функции налогов и принципы построения налоговой системы, исследовать развитие налоговой системы Российской Федерации.
В настоящее время, выбранная мной тема весьма актуальна, так как правильный (оптимальный) выбор налоговой системы является залогом успешного решения проблем стоящих перед страной.
1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ЕЕ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ
1.1. Налоговая система ее понятие
Определение понятия «налоговая система» вполне можно заимствовать из Финансово-кредитного словаря, изданного в СССР в 1964 г., согласно которому «Налоговая система – совокупность налогов в той или иной стране, форм и методов их построения и организации взимания» .
При формировании налоговой системы Российской Федерации в ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» было дано определение, в соответствии с которым налоговую систему образует совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Указанным Законом было установлена совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации. В соответствии со ст. 18 Закона налоги, взимаемые на территории Российской Федерации, были классифицированы по следующим видам: федеральные налоги, налоги республик в составе Российской Федерации и налогов краев, областей, автономной области, автономных округов и местные налоги.
С введением с 1 января 1999 г. в действие ч. 1 НК РФ в гл. 2 «Система налогов и сборов в Российской Федерации» были определены виды налогов и сборов в Российской Федерации: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы (ст. 12 НК РФ).
Новая редакция ст. 12 НК РФ, вступившая в силу с 1 января 2005 г., предусматривает, что в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Федеральными налогам и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РБ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на прибыль организаций;
- налог на доходы физических лиц;
- единый социальный налог;
- государственная пошлина;
- налог на наследование и дарение;
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- водный налог.
Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ и налогах.
К региональным налогам и сборам относятся:
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес.
Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ.
ВВЕДЕНИЕ
Формирование адекватной условиям России модели рыночной экономики требует создания прочной финансовой базы. Важное место в мобилизации денежных ресурсов общества играет налоговая система со свойственными ей особенностями каждого государства и со спецификой выполняемых задач на определённом этапе.
В последнее время негативные явления переходного периода предполагается преодолевать за счёт развития малого предпринимательства, определяющего возможности самореализации населения в достижении сложившихся предпочтений и ценностных ориентаций, а также посредством оптимизации налоговой системы и, в частности, усиления стимулирующей и социальной функций налогов.
Становление и развитие рыночного хозяйства, основанного на частной собственности, сопровождается расширением предпринимательской деятельности, созданием предприятий малого бизнеса, активизацией различных финансово-кредитных институтов, что способствует увеличению числа реальных налогоплательщиков. В связи с этим обостряется проблема взаимоотношений государства в лице налоговых структур и предприятий малого бизнеса как налогоплательщиков. В настоящее время предприниматель обязан отдавать государству от 30 до 60 % цены реализации производимой продукции, товаров, услуг в виде разнообразных налогов, поэтому снижается деловая активность населения, и предприятиями изыскиваются всевозможные пути для сокрытия или неуплаты налогов, что подчёркивает несостоятельность существующей налоговой системы [10, с.3]. Преобразование двух важнейших сфер жизнедеятельности населения (участие в малом бизнесе и выплата налогов) происходит по методу проб и ошибок, что снижает их эффективность в хозяйственной практике, вызывает негативные оценки в различных слоях населения.
Нормативная и законодательная база налоговой системы на современном этапе сложна и запутана, кроме того, документы подвергаются многочисленным ежеквартальным изменениям, причём многие из них вводятся "задним числом". Ведение такого учёта на предприятии становится доступным лишь высокопрофессиональным, высокооплачиваемым бухгалтерам, что является для многих малых предприятий непреодолимым препятствием. Практически каждая ошибка бухгалтера может стать "роковой" для предприятия, так как штрафные санкции могут досрочно прекратить его существование. Поэтому в данной ситуации деловому человеку остаются практически следующие модели поведения:
- свернуть производство, а капитал перевести за границу;
- пытаться получить льготы, квоты, в основном налогового характера, за которые возможно придётся заплатить чиновникам государственного аппарата;
- уклоняться от налогов вообще, перейти на наличные расчёты, в теневую экономику.
Экономическая наука на протяжении длительного времени занимается изучением налога - одного из основных рычагов государственного управления. Проблемы налогообложения всегда занимали учёные умы: Б. Франклин (1706), Вобан (1707), Мотескье (1748), позднее П. Прудон, А.Смит, Д. Рикардо, М. Алексеенко, Н. Тургенев, Д. Миль и другие, которые рассматривали и анализировали природу налога, принципы налогообложения, принципы распределения налогового бремени. Были обоснованы теории единого налога, где прозвучала идея справедливости в налогообложении (практика XX века доказала несостоятельность и неосуществимость теорий единого налога, но тем не менее проводились исследования, связанные с поисками справедливых способов налогообложения).
Существенный вклад в развитие науки о финансах и разработку проблем управления экономическим поведением внесли классические работы: О. Конта, К. Маркса, Э. Дюркгейма, А. Маршалла, Дж. Кейнса, А. Пигу и др.
В современных условиях налоговое регулирование предпринимательской деятельности занимает П. Самуэльсона, К. Макконнелла, С. Брю; из отечественных экономистов - академика Д. Львова и д.э.н. С. Глазьева как представителей "радикально-реформистского" направления, выступающих за замену существующего механизма налогообложения системой рентных платежей на природные ресурсы; профессора В. Фролова как представителя "умеренно - реформистского" подхода к налогообложению, который выражается в следующем: вместо подоходного налога с граждан и налога на прибыль с юридических лиц предлагается введение совершенно нового сбора - налога на потребление; Министерство финансов как представителя эволюционного подхода, который характеризуется внесением в налоговую систему определённых корректив, адекватных происходящим в экономике процессам, и выражается инструктивными материалами, законодательными разъяснительными актами и письмами; учёных-экономистов Д. Черника, А. Люсова, В. Исправникова, В. Дьяченко, В. Галкина, В. Гусева и других, которые своими исследованиями, имеющими теоретическое и практическое значение, вносят весомый вклад в разработку различных аспектов налоговой системы.
При разработке дипломного проекта я опирался на отдельные положения и выводы вышеперечисленных работ.
Целью моей работы является выявление основных социально-экономических направлений реформирования существующей системы налогообложения предприятий малого бизнеса.
Для достижения поставленной цели я стремился решить следующие задачи:
- изучить и обобщить эволюцию взглядов на становление и формирование налогов и налоговой системы с оценкой их современного уровня толкования;
- охарактеризовать действующую структуру налогов, уплачиваемых малыми предприятиями;
- показать отношение руководящего состава (руководителей и главных бухгалтеров) предприятий малого бизнеса к существующей системе налогообложения и обосновать адекватность реакции предпринимательства жесткой налоговой политике;
- проанализировать возможности экономического и социального развития предприятия в условиях современной структуры налогообложения предприятий малого бизнеса;
- определить механизм налогового стимулирования предпринимательской деятельности.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе рассматриваются теоретические и методологические основы налоговой системы Российской Федерации, этапы становления и развития налогообложения, эволюция взглядов известных классиков экономической теории, исследование проблем налоговой справедливости, основные концепции отечественных экономистов по налоговому регулированию предпринимательской деятельности и как инструмент проводимой государственной налоговой политики - положения налогового кодекса, социально-экономическая сущность налога и основные виды налогов, уплачиваемые предприятиями. Сочетание форм обложения непосредственно связано с необходимостью реформирования существующих на практике систем налогообложения. Оптимальным признано рациональное распределение прямого и косвенного обложения в целях сбалансированности фискальных интересов государства и социально-экономических интересов налогоплательщиков.
Основными целями социальной политики в настоящее время являются создание условий для лучшего удовлетворения материальных и духовных потребностей всех социальных групп и усиление социальной справедливости системы экономических, политических, нравственных отношений. На данном этапе существует односторонняя связь между государством и налогоплательщиком в части выполнения фискальной функции, а социальные проблемы решаются по остаточному принципу.
Этапы развития налогообложения в России.
Конец IX –XIII вв. Финансовая система Древней Руси складывается с конца IX в. в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения выступают поборы, именуемые “данью”. Дань носила нерегулярный характер в виде контрибуций с побежденных народов. Со временем дань стала прямым налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла. Единицей обложения данью служит “дым”, определявшийся числом печей и труб в каждом хозяйстве.
Косвенные налоги взимаются в форме торговых и судебных пошлин. Особое распространение получил так называемый “мыт” - пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений.
XIII в. – 1476 г. В 13 веке после завоевания Руси Золотой Ордой иноземная дань выступила формой регулярной эксплуатации русских земель. Единицами налогообложения были: в городах – двор, в сельской местности хозяйство.
1462 –1505 г. Московский князь Иван IIIВасильевич в 1476 году отказался от уплаты дани ханам. После свержения монголо-татарской зависимости налоговая система была реформирована. Иван III ввел подушный налог, взимаемый в основном с крестьян и посадских людей. Особое значение приобрели целевые налоговые сборы, которые финансировали становление молодого Московского государства.
1629 – 1676 г. В царствование царя Алексея Михайловича система налогообложения была упорядочена. В 1655 г. был создан специальный орган – Счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнение доходной части российского бюджета.
1672 – 1725 г. Эпоха реформ Петра I характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство новых городов. В 1724 г. взамен подворного обложения Петр вводит подушный налог, которым облагалось все мужское население податных сословий.
1729 – 1796 г. Основной чертой налоговой системы при правлении Екатерины II является большое количество косвенных налогов. Они приносили 42 % государственных налогов.
Первая половина XIX в. Характеризуется развитием российской финансовой науки. В 1810 г. Государственным Советом России была утверждена программа финансовых преобразований государства – знаменитый “План финансов”, создателем которого выступает Сперанский.
Вторая половина XIX в. Большое значение приобретают прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1863 года стала заменяться налогом с городских строений. Вторым по значению выступал оброк – плата казенных крестьян за пользованием землей.
Конец XIX в. – начало XX в. Основными налогами являются: акцизы на соль, керосин, спички, табак, сахар, таможенные пошлины, алкогольные акцизы. В 1898 г. Николай II ввел промысловый налог, игравший большую роль в экономике государства.
Российская система налогообложения почти всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения вместе с изменениями ее политическом устройстве и с историческими вехами.
После революции 1917 года основным доходом молодого Советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы.
Первые налоговые преобразования относятся к эпохе НЭПа. В этот же период были заложены основы налоговой системы Советского государства. На развитие советского налогообложения 20-х годов большое влияние оказало налоговое устройство дореволюционной России вплоть до воспроизводства ее ряда черт. Среди прямых налогов выделялись промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-имущественный налог (по мере роста капитала и имущества ставка налога прогрессивно увеличивалась). Характерным для того периода были двойное налогообложение и дестимулирующие налоги.
В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 20-х годов в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений – действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования финансовой системы страны.
Основные понятия:
налоги; характеристики налога (односторонний и при-нудительный характер, безвозмездность, безвозвратность, средство упорядочения финансовых отношений плательщика и государства); сбор; пошлина; цель взимания налогов; сбо-ров и пошлин; этапы развития налоговой системы; принци-пы налогообложения (принцип справедливости, принцип оп-ределенности, принцип удобства и принцип экономии); функции налогов (фискальная, контрольно-учетная, распре-делительная, регулирующая, стимулирующая); прямые и косвенные налоги; общегосударственные и местные налоги; элементы налоговой системы; физические и юридические лица; налоговый агент; представитель налогоплательщика; экономическая и неэкономическая деятельность; объекты налогообложения (имущество, доходы и прибыль, обороты по реализации товаров, ввоз или вывоз товаров); ставки нало-гов (твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрес-сивные); способы уплаты налогов; налоговые льготы (произ-водственно-экономические, социальные, экологические, спе-циальные).
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества