Логика - готовые работы

fig
fig
Оцените корректность дефиниций:
а) агитатор — человек, занимающийся агитацией;
б) сутки — отрезок времени, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг своей оси;
в) СПИД — чума XX века;
г) потенциальная бесконечность — это то, чего я никак не могу понять.
Решение:
Определение – это логическая операция, раскрывающая содержание понятия.
Структура определения:
определяемое (обозначается: dfd) – то, что раскрывается в определении – предмет, понятие, слово.
Определяющее (обозначается: dfn) – общие и существенные признаки, которые составляют содержание определяемого.
а) агитатор — человек, занимающийся агитацией
Ошибка - тавтология. В данном определении раскрывается определяемое через самое себя.
б) сутки — отрезок времени, в течение которого Земля делает полный оборот вокруг своей оси.
В данном определении соблюдены все правила.
в) СПИД — чума XX века.
Ошибка - за определение принимается метафора
г) потенциальная бесконечность — это то, чего я никак не могу понять
Ошибка - определение не является соразмерным слишком широкое определение – объем dfd < объема dfn.
ГЛАВА I
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО И ЕГО СТРУКТУРА
§ 1. Доказательство и опровержение
Доказательство можно определить как установление истинности суждения, тогда как опровержение есть установление его ложности. Способы доказательства и опровержения суждений или мнений различаются в разных науках (математика, физика, медицина, химия, биология, философия и другие науки обладают своим арсеналом доказательств). В юриспруденции выделяют следующие значения термина «доказательство»: во-первых, это установление объективной истины по гражданским и уголовным делам, включающее обнаружение и сбор доказательств, построение выводов, проверка выводов на истинность, оценка фактических доказательств (в судебном доказательстве могут использоваться опрос свидетелей, обвиняемого, потерпевшего, заключения экспертов и т.д.); во-вторых, это фактические доказательства, то есть данные об обстоятельствах преступления, извлеченные из показаний потерпевшего, подозреваемого, свидетелей, из заключений экспертов и анализе следов на месте преступления и т.д.; в-третьих, это источник сведений о фактах (рассказы свидетелей, документы, мемуары, материалы судебной практики и т.д.). Доказательство в логике означает «логическую операцию, в процессе которой обосновывается истинность какой-либо мысли с помощью других истинных и связанных с ним положений. Доказательство является формой утверждения истины в борьбе против различного рода заблуждений» .
Опровержение можно назвать одним из видов доказательства, оно является как бы зеркальным отображением подтверждения тезиса. Так, например, опровержением тезиса «лебеди бывают только белые» было нахождение черных лебедей в Австралии, а опровержением тезиса «Нет в жизни счастья» было бы указание хотя бы на одного счастливого человека. В юриспруденции наиболее распространенным примером опровержения является применение понятия «алиби»: если человек подозревается в совершении преступления, но при этом доказывается, что он не мог присутствовать на месте преступления, поскольку находился в другом месте, то обвинение с человека снимается.
1. Умозаключение по аналогии (традуктивное)
Аналогия в переводе с греческого означает сходство, подобие. Первоначально древние математики обозначали им пропорцию, однако со временем его смысловое значение расширилось. Помимо известных числовых соотношений аналогией стали называть отношения подобия у предметов самой различной природы. В настоящее время при нестрогом употреблении оно может означать всякое сходство вообще. Допустимо, например, говорить, что внутреннее строение атома аналогично устройству планетной системы, потому что в атоме электроны, подобно планетам, обращаются вокруг тяжелого ядра. Поведение пчелы, когда она вернулась с плодоносного участка, нередко уподобляют танцу; возможно, и в самом деле в нем выражается неудержимое удовлетворение, какое бывает и у людей, готовых, как говорится, плясать от восторга, и одновременно тем самым дается знать и другим пчелам о результатах поисков. Всякая модель, представляя собой копию оригинала, тоже является аналогией по отношению к нему. В литературе и научных текстах аналогия иногда используется как художественный образ для придания наглядности тем или иным сообщениям.
Если мы захотим подчеркнуть, например, бережное отношение у древних народов к крупицам знаний, которыми они располагали, то нам достаточно провести параллель между их обращением, с одной стороны, с ценными вещами, сокровищами, и, с другой стороны, с различного рода производственными рецептами, техническими правилами, практическими рекомендациями. В те отдаленные времена был очень распространен обычай сохранять добытые научные результаты в секрете, круг лиц, которым они были доступны, как правило, строго ограничивался. Математические достижения египетских жрецов обставлялись многими тайнами и были доступны только специально подготовленным людям. Передавать то, что им было известно, посторонним запрещалось. На математические познания смотрели как на ценность, полученную в дар от богов в знак особого их расположения к данному народу.
В логике, однако, при проведении аналогии не ограничиваются указанием на сходство. Оно становится основой для получения новых выводов о таких объектах, познание которых по каким-либо причинам затруднено. В таких случаях бывает полезно обратиться к другим, похожим в каком-либо отношении на интересующий нас. Когда у двух явлений (пусть даже природа того и другого существенно различна) имеется несколько подобных признаков, то тогда можно предположить, что сходство распространяется и дальше, на другие признаки, которые есть у одного, но пока не обнаружены у другого, однако со временем может быть все-таки откроются. Так, свойства колебательных движений сначала были изучены физикой только на примере волн, распространяющихся по поверхности воды. Потом, когда стало выясняться, что звук и свет тоже представляют собой колебания, то было естественно предположить, что у них тоже должна наблюдаться так называемая дифракция (огибание препятствий), причем формулы для ее расчета могут быть получены по аналогии с формулами для поверхностных волн. В дальнейшем это предположение полностью подтвердилось; проведенное уподобление одних волн другим оказалось, следовательно, эвристически продуктивным.
Аналогия представляет собой вид умозаключения, в котором знания об одном предмете переносятся на предмет другой природы на основании наличия сходства между ними .
Говоря формально, умозаключение по аналогии строится следующим образом: два предмета обладают рядом сходных признаков a, b, c, причем один из них имеет еще и признак d. Тогда можно сделать предположение, что и у второго тоже есть этот признак. Следует помнить, что данный вид умозаключения не всегда приводит к обоснованным выводам. Как правило, они являются лишь более или менее предположительными; к ним, поэтому чаще всего прибегают как к первоначальным ориентировочным рабочим гипотезам, когда еще нет более надежных способов получить ответы на интересующие нас вопросы. Они могут служить методологическими ориентирами в научных исследованиях, суживают зону поиска. Полученные с помощью аналогии результаты потом обычно проверяют другими методами. Выдающийся английский мыслитель Ф. Бэкон предположил, что Земля, Луна и другие планеты притягивают все предметы на расстоянии подобно тому, как магнит притягивает железо. Догадка основывалась на том, что в открытых морях при появлении над ними Луны, как замечали моряки, начинается прилив, как будто этот естественный спутник нашей планеты притягивает к себе воду. Однако наделение планет свойствами, аналогичными магнитным, из-за некоторого сходства с магнитом могло быть, конечно, только гипотетическим и нуждалось в проверке. Так и волновые свойства света стали неоспоримой научной истиной только после их экспериментального подтверждения.
Привычка к аналогии, надо сказать, является настолько укорененной в нашем мышлении, что скорее следует предостерегать против чрезмерного увлечения ею, чем пропагандировать ее использование. Поверхностные, плохо проверенные аналогии довольно часто мелькают и в разговорах, и в письменных текстах. Вместо того, чтобы служить отправной точкой для последующего изучения, на результаты таких сопоставлений смотрят как на бесспорно доказанные положения. Очень часто, например, человеческое общество сравнивают с живым организмом и делают это не ради образной характеристики, а на полном серьезе проводят параллели между присущими обществу структурными элементами и органами животного: правительство уподобляют головному мозгу, экономику - системе кровообращения и обмена, производственный коллектив или семейную ячейку - клетке. Иногда доходят до того, что делят общества по половым признакам. Конечно, усмотреть наличие сходства между сообществами людей и организмами нетрудно. Но дает ли оно основание для доказанных выводов об одинаковых законах функционирования у того и другого? Очень многие искренне полагают, что биологические законы можно переносить на человеческое общество и что, в частности, в нем действует естественный отбор и даже именно благодаря ему осуществляется прогресс, ибо борьба, в какой-то мере похожая на борьбу в животном мире, ведется и среди людей тоже. Сталкиваться с такими убеждениями приходится довольно часто, особенно в студенческих аудиториях.
Есть, однако, много причин доказывать, что такие убеждения имеют очень шаткую почву. Начнем с того, что течение эволюционного процесса происходит по-разному для разных организмов, потому что время эволюции измеряется не числом лет, а числом поколений, между тем человек - один из долгожителей в царстве животных. Некоторые бактерии, как известно, действительно успели за несколько десятков лет приспособиться к новым лекарственным препаратам, изобретенным в двадцатом веке, иными словами, претерпели определенную эволюцию. Все это так. Но ведь у этих организмов новое поколение появляется ежечасно, так что 40-50 лет означают для них историю длинной в 40-50 тысяч поколений. У человека с его не менее чем двадцатилетним периодом смены поколений на эволюционные изменения аналогичного порядка потребовались бы сотни тысяч, если не миллион лет. Не надо забывать, что время существования цивилизации - не более чем мгновение в многомиллиардной истории жизни на Земле, и человек как один из долгоживущих животных организмов должен относиться к числу самых медленно изменяемых видов при прочих равных условиях.
Логической культурой мышления овладевают в ходе общения, учебы в школе и вузе, в процессе чтения литературы. Встречаясь неоднократно с теми или иными способами рассуждения, мы постепенно начинаем ус¬ваивать, какие из них правильные, а какие — нет. Затем начинаем сами рассуждать в соответствии с правильными способами рассуждения. На¬ша культура мышления повышается. Однако такой стихийный путь фор¬мирования логической культуры не является лучшим. Люди, не изучав¬шие логику, как правило, не владеют теми или иными логическими приемами. Кроме того, у таких людей разная логическая культура, что не способствует взаимопониманию. Это подтверждают исследования, в ходе которых студентам до начала изучения логики давалось задание проанализировать ряд рассуждений. Требовалось ответить, какие рассу¬ждения студент считает правильными, какие — неправильными, а о ка¬ких не имеет определенного мнения. Кроме того, предлагалось сооб¬щить, какими способами, соответствующими данным правильным рас¬суждениям, он владеет активно, т. е. сам так рассуждает, а какими актив¬но не владеет. Ответы разных студентов относительно одних и тех же рассуждений оказывались разными. После изучения логики логическая культура и повышалась, и выравнивалась .
Это говорит о том, что изучение логики — наиболее продуктивный способ формирования и повышения логической культуры мышления. Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также ти¬пичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средст¬ва для точного выражения мыслей, без чего оказывается малоэффектив¬ной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая на¬учно-исследовательской работой.
Не зная логики, человек может чувствовать, что или он сам, или кто-то другой рассуждает неправильно. Но в чем ошибка? Как найти ошибку в обосновании какого-либо положения? Более того, как доказать, что противоположная сторона ошибается? Ведь простое утвержде¬ние: «Вы ошибаетесь» — никого не убедит. Нужно указать, в чем человек ошибается. Если, например, выдвинув какое-либо положение, доказыва¬ют другое, сходное с первым, а затем утверждают, что доказано первое, то нужно вскрыть в этом доказательстве ошибку, сославшись на соответ¬ствующие правила и законы логики .
Изучение логики не только помогает убеждать людей в ошибочно¬сти их рассуждений, но и ускоряет нахождение ошибок в рассуждениях. Изучив типичные ошибки и приобретя навыки их обнаружения, их заме¬чают мгновенно, почти автоматически.
Познавая окружающую действительность, человек приобретает новые знания. Некоторые из них - при помощи органов чувств; другие же - путем выведения новых знаний из знаний уже имеющихся. Логической формой получения знаний является умозаключение.
Умозаключение — это третья (после понятия и суждения) форма мышления, в которой из одного, или двух, или нескольких суждений, называемых посылками, вытекает новое суждение, называемое заключением, или выводом. Поскольку непосредственные умозаключения представляют собой различные логические операции с суждениями, то под умозаключениями подразумеваются, прежде всего, опосредованные умозаключения. В дальнейшем речь пойдет именно о них.
Умозаключения, основанные на логических связях межу суждениями, играют важнейшую роль в правильном логическом мышлении, без них невозможно построить правильное мышление.
Являясь теоретической наукой, логика объясняет, почему тот или иной способ рассуждения является правильным или неправильным. Это дает возможность анализировать способы рассуждения, с которыми ра¬нее человек даже не встречался.
Выдающийся ученый средневековья Аль-Фараби во «Вводном трак¬тате в логику» пишет о задачах этой науки следующее: «Нашей целью яв¬ляется рассмотрение искусства логики, искусства, которое содержит к себе вещи, ведущие разум к правильному мышлению всякий раз, когда существует возможность ошибки, и которое указывает на все предосто¬рожности против заблуждения всякий раз, когда делается какой-либо вывод при помощи разума. Его положение по отношению к разуму по¬добно положению искусства грамматики по отношению к языку, и так же, как грамматика, исправляет язык людей, для нужд которого она соз¬дана, наука логики исправляет разум, с тем чтобы мышление протекало правильно всякий раз, когда существует возможность ошибки» .
Особенно полезно знать логику педагогическим работникам, по¬скольку эффективность учебного процесса во многом определяется чет¬костью понятий, которые должны усвоить учащиеся, правильной фор¬мулировкой проблем, разрешить которые предполагается в процессе обучения, аргументированностью утверждений преподавателя. Многие выдающиеся педагоги придавали логической подготовке учителя такое же значение, как и его специальной («предметной») подготовке. Такого мнения придерживались К. Д. Ушинский и В. А. Сухомлинский. Первый из них отводил логике роль пропедевтики всех наук, а второй ставил пе¬ред учителем задачу формирования логической культуры школьника в процессе обучения. В. А. Сухомлинский писал: «Я стремился к тому... чтобы законы мышления дети осознавали как стройное сооружение, ар¬хитектура которого подсказана еще более стройным сооружени¬ем — природой» .
3. Практическое значение логики в деятельности юриста
Знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Это обусловлено спецификой работы юриста (будь то прокурор, судья, следователь, адвокат, юридический консультант, ученый-правовед и т. д.), которая заключается в постоянном применении особых логиче¬ских приемов и методов (определений и классификаций, аргументаций и опровержений и т. д.).
Логика и юриспруденция имеют глубокую внутреннюю связь, сходные сильные и слабые стороны. Как отмечается в литературе, "несмотря на то что область применения законов формальной логики чрезвычайно широка (применяется во всех науках), тем не менее при определенных условиях они утрачивают свою силу (например, в тех случаях, когда невозможно отвлечься от развития, изменения изучаемых предметов)" . "Логика изучает формы мысли, то есть их строение, структуру" .
Мышление юриста - это определенный вид профессионального мышления, это известная область мышления человека, которая не ограничивается строгими рамками и которая определена в первую очередь своим предметом, то есть правом. Логика в судебной правоприменительной деятельности имеет свою специфику. Логичность рассуждений, строгое соблюдение законов правильного мышления - элементарное и необходимое требование для каждого судьи. Под правильностью мышления понимается соблюдение в процессе вывода основных логических законов. Правильность характеризует логический переход от одной мысли к другой, который обеспечивает получение истинного результата.
Истинность - это характеристика содержания полученного знания, его совпадения, тождественности содержанию соответствующих предметов и их связей. Логика учит лишь тому, как следует связывать уже установленные, истинные понятия и суждения в процессе вывода, какие следует при этом соблюдать правила и условия, чтобы с необходимостью получить надлежащие результаты . Другими словами, логика помогает делать правильные выводы из уже готовых посылок.
4. Определение не должно быть отрицательным. В отрицательных определениях вместо задания признаков, составляющих содержание понятия, указывают, какой признак отсутствует. "Флейта - это не паровозный гудок" - как раз такое предложение; оно является, хотя и истинным, но никак не может рассматриваться определением, поскольку ни содержание, ни объем понятия "флейта" в нем не задаются. Формально говоря, если бы мы стали смотреть на такое высказывание как на определение, то оно оказалось бы слишком широким - в объем определяющего понятия входит абсолютно все, кроме паровозного гудка. Ограничиваясь отрицаниями относительно чего бы то ни было, можно дать верную характеристику предмету, но, как правило, содержание его полностью не раскрывается и не задается объем. Определение в строгом смысле этого слова таким путем не создается.
Однако и у этого правила тоже бывают свои исключения. Скажем, понятия "невменяемый", "несовершеннолетний" являются отрицательными и по названию, и по содержанию: не несущий ответственности за свои поступки, не достигший определенного возраста. Причем с такими понятиями можно работать, совершать над ними логические операции, применять к ним логические законы точно так же, как и по отношению к понятиям, заданным через ближайший род и видовое отличие. Надо сказать, такие понятия имеются в разных науках и образуют целый устойчивый класс. Иногда их даже указывают среди видов понятий как их особую разновидность.
Отрицание признака может однозначно задать объем и содержание тогда, когда признак, который отрицается, является универсальным в своем роде, присущ всем предметам, о которых идет речь. В этом случае отсутствие данного признака становится примечательной особенностью, подобно тому, как выделяется белая ворона среди всех остальных ворон. Чаще всего отрицание играет роль характеристики: материя - нечто несотворимое и неуничтожимое; свобода слова - неотъемлемое право каждого гражданина в демократическом обществе. Но в некоторых случаях через отрицание задаются и фундаментальные научные понятия. Так, атом определяют как неделимую частицу химического вещества. Само собой разумеется, делимость присуща абсолютно всему; атом же отчетливо выделяется среди всего остального благодаря тому, что его раздробление ведет к исчезновению химических свойств у вещества, и в этом смысле он неделим. Отрицательным является и определение параллельных как непересекающихся прямых, лежащих в одной плоскости. И здесь тоже легко проводить только пересекающиеся линии. А для того, чтобы они легли параллельно друг другу, надо прибегнуть к специальным приемам. Так что отсутствие пересечения является признаком, выделяющим параллельные линии достаточно однозначно.

3. Виды понятий
За счет изменения одного из элементов структуры понятия последние могут подразделяться на виды. Так, по количественному признаку (по объему) понятия делятся на единичные, общие и пустые (нулевые). К количественному показателю следует отнести и подразделение понятий на регистрирующие (исчислимые) и нерегистрирующие (неисчислимые), ибо здесь главное — объемный показатель этих понятий. По качественному показателю (по содержанию) понятия делятся на утвердительные и отрицательные, конкретные и абстрактные, безотносительные и соотносительные, собирательные и разделительные (несобирательные).
Единичными понятиями являются те, которые отражают всего лишь один единственный предмет (явление, процесс), т.е. объем этих понятий индивидуален. Это, например, понятия о дневном светиле, об авторе «Мастера и Маргариты» или об авторе десяти днях 1917 г., которые потрясли мир, или о путче августа 1991 г., о затмении солнца в 585 г. до н. э. и т.п.
Общими понятиями являются те, объемы которых отражают два и более однородных предмета (явления, процесса) вплоть до неисчислимого их множества. Такими поня¬тиями будут «дом», «стол», «человек», «игра», «затмение», «облако», «стоимость», «совесть», «кривизна» и пр. Легко заметить, что общее понятие в грамматической форме может выражаться и единственным числом; в логике слова «стол» и «столы» одинаково выражают общее понятие о столе.
Пустые (нулевые) понятия — это понятия, объемы которых отражают пустые предметные области, им не соответствуют никакие реальные объекты; предметная область которых равна нулю. Это понятия, являющиеся результатом относительно самостоятельной абстрагирующей деятельности человеческого сознания, отражающие идеальные, идеализированные объекты, наделенные предельными свойствами («абсолютно черное тело», «несжимаемая жидкость», «идеальный газ», и пр.). Понятия о сказочных или фантастических, мифологических объектах тоже являются пустыми понятиями («сирена», «русалка», «конек-горбунок», «минотавр» и пр.).
Регистрирующие (исчислимые) понятия — понятия, отражающие поддающуюся исчислению область (множество, класс) предметов. Например, «дни недели», «времена года» и пр.
Нерегистрирующие (неисчислимые) — все те понятия, объемы которых фактически не поддаются точному исчислению. Нерегистрирующими понятиями будут такие предельно широкие понятия, как «количество», «качество», «мера» и пр., такие общие понятия, как «дерево», «река», «человек» и пр., абстрактные понятия «белизна», «кривизна», «курносость» и пр. Хотя, как известно, еще Архимед в своем "Псаммите" брался исчислить даже песчинки, т.е. в принципе и объемы понятий "дом", "стол", "человек" могут быть исчислены, но фактически, реально это неосуществимо.
Утвердительными (положительными) понятиями являются те, которые отражают наличие какого-то признака у предмета. Понятно, что положительными понятиями могут быть как общие, так и единичные, пустые. Понятия о городе, луне, цене, морали и пр. будут понятиями и положительными, и общими, а некоторые и пустыми.
Отрицательные понятия указывают на отсутствие любого признака, утверждаемого положительным понятием; формиру¬ются они простым прибавлением к любому положительному понятию частицы «не»: «не-роза», «не-молитва», «не-кузнец» и пр. Общеупотребимое понимание отрицательности не всегда совпадают с логическим. Так, в повседневном обиходе понятия «жадность», «глупость» выражает отрицательную характеристику человека, но в логике эти понятия являются положительными; отрицательными же они становятся лишь с прибавлением к ним частицы «не» — «не-жадность», «не-глупость», при этом, правда, данные понятия выражают совсем не отрицательную черту человека.
Конкретными понятиями являются те, которые отражают предмет (явление, процесс) в целом: «ночь», «улица», «фонарь». «аптека» и т.п. Конкретными понятиями могут быть любые утвердительные как общие, так и единичные, и даже пустые понятия.
Абстрактными в логике считаются те понятия, которые отражают отдельное свойство предмета, отдельный его признак, и отражают его так, как будто бы он существуют независимо от своего предмета-носителя, например: «белизна», «крутизна», «всхожесть», «человечность», «лошадность», «вечность» и пр. Понятно, что ни белизны самой по себе, ни лошадности в природе нет, они - лишь признаки того или иного предмета. Понятия же отражают этот признак так, будто бы он существует сам по себе. Аристотель, характеризуя абстрактность, подчеркивал: «То, что называется абстракцией, ум мыслит, как бы он мыслил курносость... или как кривизну... помыслил бы без тела, которому присуща кривизна... курносость и т.п. Ум, мысля такие понятия, берет их в отвлечении от тел-носителей, хотя они и неотделимы».
Соотносительными понятиями в логике считаются те, кото¬рые содержанием своим требуют обязательного соотношения, соотнесения с другими понятиями, например: «копия», «больше», «хуже», «между», «отец», "начало", "причина". "проблема" и пр.
Ответ ЗАДАЧИ № 3:
В операции деления различают делимое понятие и члены деления. Определим их.
Делимое понятие:
А – студенты.
Члены деления:
В – студенты, которые считают логику полезной;
С – студенты, которые считают логику бесполезной;
D – студенты, которые относятся к логике безразлично.
Проверим деление по правилам.
1. Деление должно производится только по одному основанию.
Это правило в представленном делении понятия выполняется, в данном делении использовано одно основание – отношение студентов к логике.
2. Каждый член деления должен находится в отношении подчинения к делимому понятию.
Для проверки изобразим на круговой схеме отношения между объемами делимого понятия и членов деления. Объем делимого понятия А соответствует на схеме большому прямоугольнику. Как видно из схемы, каждый член деления подчинен делимому понятию. Правило соблюдено.

3. Члены деления должны быть попарно несовместимы (то есть находится либо в отношении противоречия, либо в отношении соподчинения).
Понятия В, С и D находятся попарно в отношении соподчинения, т.е. они несовместимы. Правило соблюдено.
4. Среди членов деления не должно быть пустых понятий.
Ни один член деления в данном случае не является пустым. Правило соблюдено.
5. Правило соразмерности: объемы членов деления в сумме должны составлять объем делимого понятия.
Данное правило соблюдается, поскольку объемы понятий В, С и D в сумме дают объем равный объему делимого понятия.
6. Правило непрерывности: попарно члены деления не должны находится в отношении подчинения.
Данное правило соблюдено, что наглядно видно из схемы.
Вывод: деление произведено правильно, поскольку все правила операции деления соблюдены.
Решение ЗАДАЧИ № 4:
Определение – это логическая операция раскрытия содержания понятия или предания смысла любому термину.
При определении следует помнить несколько важных правил:
1) определение должно быть соразмерным, т.е. объемы определяемых и определяющих должны совпадать;
2) определение не должно содержать в себе логического круга;
3) определение не должно быть отрицательным;
4) определение должно быть ясным.
К возможным ошибкам при определении следует отнести:
1) слишком широкое определение;
2) слишком узкое определение;
3) определение содержит в себе объемы пересекающихся понятий;
4) в определении содержится тавтология, которая нередко приводит к логической замкнутости, к логическому кругу;
5) логический круг;
6) определение неясное и отрицательное, и не дает возможности прояснить суть того или иного понятия.
В данном определении не выполняется правило 1 (объем определяющего понятия больше объема определяемого понятия) – определение дано не правильно. Ошибка определения – слишком широкое определение.
Изобразим с помощью круговой схемы:
где А – определяемое понятие;
В – определяющее понятие.
Дадим правильное определение.
«Анализ - метод научного исследования действительности, состоящий в расчленении целого на составные элементы».
Решение ЗАДАЧИ № 2:
Дадим определение термину:
Человек, который живет в Москве или Киеве – человек, местом жительства которого является город Москва или город Киев.
Обобщение - логическая операция перехода от видового понятия к родовому путем отбрасывания от первого его видообразующего признака или признаков.
Пусть В - обобщение понятия А, тогда, В – «человек».
Изобразим с помощью круговой схемы:
СХЕМА
Ограничение — логическая операция перехода от родового понятия к видовому путем прибавления к содержанию родового понятия видообразующего признака.
Пусть С - ограничение понятия А, тогда С – «человек, который живет в Москве». Изобразим с помощью круговой схемы:
СХЕМА
3. Правила доказательства и опровержения
В процессе доказательства и опровержения используются, как мы видели, самые разные способы умозаключения. Поэтому, очевидно, что для доказательства или опровержения того или иного тезиса необходимо соблюдать те логические правила, которые относятся к соответствующим способам умозаключений. Но кроме этих специфических правил существуют общие правила доказательств и опровержений, в которых формулируются требования к их составным частям – к тезису, аргументам и способам построения самих доказательств.
1. Правила, относящиеся к тезису, заключаются в том, чтобы на протяжении всего рассуждения, ведущего к доказательству, тезис оставался тем же самым. Кратко это требование можно сформулировать как правило тождества тезиса. Необходимо также стремиться к тому, чтобы тезис был сформулирован ясно и точно, ибо в противном случае невозможно убедиться в том, является ли он тем же самым.
При нарушении правила о тождестве тезиса возникает ошибка, которая называется подменой тезиса. Такие ошибки чаще всего встречаются в ходе спора или полемики. Наиболее распространенными ошибками подобного рода является подмена спора из-за тезиса спором из-за его доказательства. Так, например, на суде адвокат может убедительно доказать, что доводы обвинения не являются обоснованными и поэтому его подзащитный не может считаться виновным. Нередко подмена тезиса происходит путем раскрытия противоречий в рассуждениях оппонента, между его словами и делами, взглядами и поведением. С логической точки зрения, нетрудно понять, что во всех этих случаях происходит подмена тезиса, ибо он не опровергается, а только показывается несостоятельность и необоснованность его доказательства либо путем использования ненадежных доводов, либо путем раскрытия противоречий в рассуждениях, либо, наконец, путем приведения таких фактов из жизни и поведения оппонента, которые не имеют никакого отношения к доказываемому тезису. Ведь тезис остается истинным, даже если его доказательство будет ложным, и его истинность не зависит от того, кто высказывает его, пусть даже это будет человек, который вам совершенно не нравится.
Другой разновидностью ошибок, связанных с нарушением тождества тезиса, является отступление от него в процессе рассуждения. Самой грубой формой можно назвать прямой отход от исходного тезиса обычно в середине спора или полемики; происходит это чаще всего тогда, когда сам тезис сформулирован недостаточно определенно, ясно и точно. При этом отступление может быть незаметным, не сразу бросающимся в глаза и потому считаться несущественным изменением формулировки тезиса, но, тем не менее, это уже будет не прежний тезис. В логической литературе различают разные способы отступления от тезиса, начиная от простого, грубого перехода от прежнего тезиса к другому и кончая так называемыми диверсиями. Суть последних состоит в том, чтобы перевести спор на другую тему и вместо первоначального тезиса незаметно выдвинуть другой тезис, как-то связанный с исходным, но не тождественный с ним.
К числу распространенных приемов подмены и отхода от тезиса относится его расширение или сужение, а также усиление или ослабление. Обычно эти приемы используются в ходе полемики, причем тот, кто доказывает свой тезис, старается его сузить, когда сталкивается с трудностями его доказательства. Наоборот, кто возражает, стремится расширить тезис, чтобы его оппонент не смог его доказать. Так, когда одна партия возражает против каких-то конкретных реформ, например, по приватизации собственности, то их оппоненты расширяют выдвигаемый тезис и обвиняют своих противников в отказе от реформ вообще.
2. Правила, относящиеся к аргументам доказательства, требуют, во-первых, чтобы аргументы, которые фигурируют как посылки вывода, были истинными или доказанными суждениями. Во-вторых, истинность аргументов должна быть доказана независимо от тезиса. В-третьих, аргументы должны быть достаточно обоснованными, чтобы служить в качестве подтверждения тезиса. При нарушении правил, относящихся к аргументам, возникает в основном три вида ошибок.
Во-первых, когда аргументы (или доводы) являются либо ложными, либо произвольными. Такие доводы обыкновенно используются в публичном споре, когда обсуждается запутанный вопрос и слушатели не в состоянии следить за всеми перипетиями полемики, а иногда и оппонент не может оценить довод как истинный или ложный, а потому принимает его на веру. Другая трудность здесь заключается в том, что зачастую аргументы имеют относительно истинный характер, т.е. наряду с истиной в них присутствует заблуждение.
Произвольные доводы также нередко используются как посылки для доказательства выдвигаемого тезиса. Формы их весьма разнообразны, но суть одна: все они не в состоянии служить основанием для доказательства. Поэтому опирающиеся на них доказательства являются ошибочными, независимо от того, совершаются ли они непреднамеренно либо преднамеренно, с целью ввести в заблуждение слушателей или оппонента. Очень часто для этого обращаются к доводам, которые имеют негативный характер, хотя последние и не имеют отношения к защищаемому тезису. Так, стихийное недовольство масс, выливающееся в митинг, демонстрацию или забастовку нередко квалифицируется как анархия, подрывающая основы государства, хотя на самом деле это может быть законной формой борьбы трудящихся за свои права.
Во-вторых, аргументы могут оказаться недостаточно обоснованными или совсем необоснованными для доказательства тезиса. Типичной ошибкой такого рода является "предвосхищение основания", когда тезис не доказывается аргументами, логически не следует из них. Другими словами, такие аргументы, хотя и не представляются ложными или произвольными, но сами нуждаются в доказательстве. Аналогичный характер имеет ошибка, получившая название порочного круга в доказательстве. В этом случае выдвигаемый тезис А доказывается с помощью аргументов В, которые в свою очередь доказываются или обосновываются ссылкой на суждение А. Наиболее часто подобные ошибки могут возникнуть тогда, когда сам тезис сформулирован неясно, сбивчиво, неопределенно, что допускает множество его толкований. В этих условиях легко находятся аргументы для "доказательства", которые по своему содержанию оказываются эквивалентными тезису, но выраженными другими словами. Чтобы избежать подобных ошибок, надо ясно различать смысл и конкретное содержание суждений, которые выступают в качестве аргумента и тезиса доказательства. Особенно это касается суждений, которые являются сходными или почти эквивалентными по своему языковому выражению. Если не замечать смыслового различия между ними, то их легко можно менять местами и тем самым впасть в "порочный круг".
8. Произведите отрицание сложного суждения. Назовите отношение, в котором находятся исходное суждение и суждение, полученное в результате отрицания
Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности в том случае, если фактически совершенное им деяние содержит иной состав преступления.
Лицо, добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, не подлежит уголовной ответственности в том случае, если фактически совершенное им деяние не содержит иной состав преступления.
Данные суждения являются противоположными.
2. Сопоставьте указанному термину некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте определение термину). Произведите какие-либо обобщения и ограничения данного понятия. Опишите использованный вами способ выполнения этих операций. Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами полученных понятий
Скорость света
Процедура перехода к понятию большего объема называется обобщением. Обратная операция соответственно носит название ограничения.
Например, обобщение: Скорость света → скорость → физическая величина
Ограничение: Скорость света → Скорость света, обусловленная влиянием волн → Скорость света, обусловленная влиянием электромагнитных волн.
При ограничении понятие как бы обретает дополнительные признаки, при обобщении – теряет их.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества