Биология - готовые работы

fig
fig
3.1 Общая харктеристика
Дерматофиты (Dermatophytes) представляют собой ос¬новную группу патогенных для человека грибов. Они пред¬ставлены 39 видами, объединенными в роды Trichophyton, Microsporum и Epidermophyton (несовершенные стадии разви¬тия дерматофитов). 21 из этих видов имеет совершенную стадию развития и отнесен к аскомицетам. Внутри группы дерматофиты имеют как сходства, так и различия. Возможным признаком, объединяющим эти грибы, является то, что в процессе своей эволюции основные пато¬генные представители дерматофитов покинули почву, по-ви¬димому, являющуюся основным исходным резервуаром их существования, и приспособились к жизни в тканях челове¬ка и животных, содержащих кератин (кератинофилия). Ке¬ратин стал основным местом их существования, размноже¬ния, роста и питания. Некоторые дерматофиты (антропофи-лы) используют для этих целей кератинсодержащие ткани человека (роговой слой эпидермиса, волосы, ногти); другие — животных и птиц (зоофилы). Третья небольшая группа па¬тогенных дерматофитов осталась в почве (геофилы). Неко¬торые виды зоофильных дерматофитов могут одновременно паразитировать в коже, волосах или ногтях человека (зооантропофилы).
Подавляющее большинство дерматофитов имеют повсе¬местное распространение, другие приспособились к обита¬нию в определенных географических регионах.
Дерматофиты отличаются друг от друга совершенной стадией развития: трихофитоны относятся к роду Artroderma, микроспорумы — к Nanizzia. Совершенная стадия не уста¬новлена для гриба Epidermophyton floccosum.
В культурах дерматофиты различаются по типу образу¬емых ими макро- и микроконидий: Trichophyton и Microsporum образуют как макро-, так и микроконидии, у Epi-dermophyton микроконидии отсутствуют. У трихофитонов макроконидии неровные, у микроспорумов — гладкие. Дер¬матофиты отличаются от большинства бактерий и сапрофит¬ных грибов способностью продуцировать в культурах амми¬ак, некоторые из них обладают уреазной активностью и мо¬гут проникать в волос in vitro.
Отдельные виды трихофитонов и микроспорумы, парази¬тируя в волосах человека и животных, образуют вещества, флюоресцирующие зеленым цветом при исследовании в ультрафиолетовых лучах, пропущенных через фильтр Вуда.
Дерматофиты имеют различную способность избиратель¬но поражать те или иные кератинсодержащие структуры ко¬жи человека. Трихофитоны в равной степени поражают роговой слой эпидермиса, волосы, ногти; микроспорумы пред¬почитают кожу и волосы, изредка поражают ногти; эпидермофитон инфицирует только гладкую кожу.
Вирулентность дерматофитов неодинакова. Первое место по распространенности и степени контагиозности для чело¬века занимает Trichophyton rubrum, второе в различной сте¬пени выраженности в определенных условиях — Microsporum canis, Epidermophyton floccosum, Т. mentagrophytes и Т. tonsurans.
Клиническая картина вызываемых дерматофитами мико¬зов также весьма разнообразна. Она определяется местом инокуляции гриба, особенностями его расположения в воло¬се, характером воспалительной реакции со стороны кожи в ответ на внедрение гриба, экологическими особенностями возбудителя (антропофилы, зоофилы, геофилы вызывают I различную по степени выраженности воспалительную реакцию), родом и видом гриба и т. п. Решающее значение в диагностике микозов, вызванных дерматофитами, имеют микро¬скопическое и культуральное исследования возбудителей из очагов поражения.
В пораженных чешуйках кожи и ногтей мицелий дерматофитов дает различной густоты сплетения, распадающиеся на отдельные сегменты.
В волосе мицелий располагается правильными рядами по длине и, в зависимости от видовых особенностей и интенсив¬ности роста гриба, то сплошь, то частично заполняет волос. Грибы, поражающие волос, делятся на два основных типа: endotrix и ectotrix. Первый тип характеризуется тем, что эле¬менты гриба растут преимущественно внутри волоса, не вы¬зывая резкой воспалительной реакции со стороны кожи. При микроскопическом исследовании таких волос граница их представляется четкой. Споры гриба располагаются строго внутри волоса правильными цепочками, частично или сплошь заполняя его. Споры имеют одинаковые размеры; круглую, овальную или квадратную форму. Волосы в этих случаях скручиваются и обламываются. К дерматофитам, по¬ражающим волос по типу endotrix, относятся Т. tonsurans, Т. violaceum, T. soudanense, T. yaoundei.
Особым образом поражаются волосы при фавусе. В этом случае внутри волоса обнаруживаются немногочисленные нити мицелия и споры, которые никогда не заполняют цели¬ком внутреннюю его часть; элементы гриба располагаются по всей длине волоса. Поврежденные грибом ткани волоса об¬разуют пустоты, которые заполняются воздухом. Эти пу¬зырьки воздуха выглядят под микроскопом длинными чер¬ными тяжами, сливающимися и анастомозирующими по хо¬ду мицелия. Возможно, что за счет этих пузырьков воздуха пораженный волос внешне становится седым. Оболочка во¬лоса при фавусе сохраняется, поэтому волос не обламывает¬ся, но становится сухим и безжизненным.
Характеристика возбудителей
Mycoplasma genitalium была впервые обнаружена в 1981 в уретральных образцах мужчин с уретритом. Эта микоплазма имеет много сходных черт с M. pneumoniae, а также антигенную структуру и обладает способностью вторгнуться в эпителиальные клетки . Пониманию его роли в человеческой болезни очень препятствовал медленный рост, сложные требования к культивированию, серологическая взаимная реактивность с M. pneumoniae . Появилось несколько последующих сообщений об изоляции этой микоплазмы при культивировании, включая изоляцию у женщин, но только после появления PCR теста, исследование связи болезни и этой микоплазмы стало плодотворным.Недавнее свидетельства исследований, использующих PCR тесты, в сочетании с исследованиями, которые использовали серологию, и экспериментальные исследования приматов, указывает на то, что M. genitalium имеет этиологическое значение приблизительно в 25 % случаев негонорейного уретрита и, возможно, простатита у мужчин, а также цервицита и тазовой воспалительной болезни у женщин. Серологическое данные косвенно предполагают, что M. genitalium может играть роль в некоторых случаях трубного бесплодия, но это не было подтверждено обнаружением организма или его ДНК непосредственно в фаллопиевых трубах бесплодных женщин. Несколько исследований также оценили распространенность M. genitalium в нижнем мочеполовом тракте женщин путем PCR теста.
Mycoplasma penetrans M. penetrans была впервые описана в 1991, когда она была обнаружена в моче гомосексуальных мужчин, зараженных человеческим вирусом иммуннодефицита, но не у здоровых волонтеров по возрастным группам . Позднее было сообщено, что это было связано с саркомой Капоши , но дальнейшие исследования не подтвердили роль M. penetrans в этом состоянии , и она с тех пор была обнаружена у людей, которые не заражены вирусом иммунной недостаточности . M. penetrans может быть обнаружена в уретре, прямой кишке и горле гомосексуальных мужчин. Антитела против M. penetrans были обнаружены у до 40% людей с вирусом человеческого иммуннодефицита, в отличие от менее 1% человек с отрицательным результатом на вирус иммунодефицита . К настоящему времени нет убедительных свидетельств о том, что эта микоплазма вызывает серьезную болезнь в любой группе, несмотря на тот факт, что она обладает некоторыми особенностями других патогенных микоплазм, которые могли бы привести к серьезной болезни при благоприятных обстоятельствах, например, наличие выдающейся верхушечной точки, которая подтверждает ее способность вторгнуться в эпителиальные клетки.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Рост онкологических заболеваний в последнее время приобретает в мире характер общепланетной эпидемии и самое парадоксальное при этом заключается в том, что несмотря на все усилия, предпринимаемые сегодня мировым сообществом по поиску эффективных способов лечения и профилактики онкологических заболеваний, тем не менее, до сих пор академическая наука не может сформулировать единого и чёткого теоретического обоснования причин возникновения и развития злокачественных новообразований, а традиционная медицина до сих пор не может найти эффективные методы их лечения и профилактики.
Опухоль – это местное патологическое разрастание тканей, не контролируемое организмом.
Свойства опухолевых клеток передаются их потомству. Истинные опухоли увеличиваются за счет размножения собственных клеток, в отличие от различных припухлостей («ложных» опухолей), возникающих при травме, воспалении или расстройстве кровообращения. К истинной опухоли относят также лейкозы. Изучением опухоли занимается онкология. Различают доброкачественные и злокачественные опухоли. Доброкачественные растут, лишь раздвигая (а иногда и сжимая при этом) окружающие ткани, злокачественные же опухоли прорастают в окружающие ткани и разрушают их. При этом повреждаются сосуды, в них могут врастать опухолевые клетки, которые затем разносятся током крови или лимфы по организму и попадают и другие органы и ткани. В результате образуются метастазы — вторичные узлы опухоли.
Главные успехи на поприще борьбы с раком на данный момент достигнуты в основном только в диагностике и лечении самых ранних стадий заболевания; довольно глубоко изучены основные бимолекулярные процессы, протекающие в клетках больного организма; накоплен богатый клинический опыт, но, увы, тем не менее, люди по-прежнему умирают и число их растёт с каждым днем.
При некоторых видах опухолей выздоравливают почти 100% людей. В процессе выздоровления огромную роль играет сестринский персонал. Хороший уход является мощным психологическим фактором, улучшающим настроение и самочувствие пациента. При этом объем работы медицинской сестры при осуществлении общего ухода зависит от тяжести состояния больного и его способности к самообслуживанию.
Изучение этиологии и патогенеза злокачественных опухолей вступило в такую фазу, когда факты, полученные в эксперименте на животных, приобретают практическое значение для клиники. В настоящее время можно уже говорить в общих чертах об этиологии и патогенезе отдельных онкологических заболеваний .
Цель работы. Основной целью работы является организация сестринской помощи онкологическим больным.
Задачи работы.
1. Для достижения поставленной цели в работе для начала необходимо рассмотреть этиологию онкологических заболеваний, виды, их проявления.
2. На основе изучения онкологических заболеваний, организовать сестринскую помощь.
3. Рассмотреть общий уход за онкологическими больными.
4. Определить принципы работы медицинской сестры с онкологическими больными.
5. Организация помощи болевых синдромах.
6.Организация помощи при других симптомах – усталости, расстройства системы пищеварения.
ГЛАВА 1. Общая характеристика онкологических заболеваний
1.1. Эпидемиология
В экономически развитых странах злокачественные опухоли занимают 2-е место среди всех причин смерти. В большинстве стран на 1-м по частоте заболеваний месте среди злокачественных опухоли — рак желудка, за ним рак лёгких, рак матки и молочной железы у женщин, рак пищевода у мужчин. Злокачественные опухоли поражают чаще лиц старших возрастов. «Постарение» населения, а также совершенствование методов диагностики опухоли могут привести к кажущемуся росту показателей заболеваемости и смертности от злокачественных опухолей. Поэтому в научной статистике используют специальные поправки (стандартизованные показатели). Изучение статистики опухоли в глобальном масштабе выявило значительную неравномерность распространения отдельных форм опухоли в разных странах, у разных народов, в различных ограниченных популяциях. Установлено, например, что рак кожи (обычно на открытых частях тела) встречается чаще среди населения жарких стран (чрезмерное облучение ультрафиолетовыми лучами). Рак полости рта, рак языка, рак дёсен распространён в Индии, Пакистане и некоторых др. странах Азии, что связывают с вредной привычкой жевать бетель. В ряде стран Азии и Южной Америки част рак полового члена, рак матки, рак шейки матки— вероятное следствие несоблюдения населением правил личной гигиены.
Эпидемиологические исследования показали, что заболеваемость раком определённой локализации изменяется, если меняются условия жизни данной популяции. Так, у англичан, переселившихся в Австралию, США или Южную Африку, рак лёгких встречается чаще, чем у коренного населения этих стран, но реже, чем у жителей самой Великобритании. рак желудка в Японии распространён шире, чем в США; японцы, проживающие постоянно в США (например, в Сан-Франциско), заболевают раком желудка чаще, чем остальные жители, но реже и в более преклонном возрасте, чем их соотечественники в Японии .
В структуре смертности населения России рак занимает третье место после сердечнососудистых заболеваний и травм.
В Российской Федерации, как и в большинстве развитых стран мира, отмечается неуклонный рост заболеваемости злокачественными новообразованиями и смертности от них. По опубликованным данным, число больных с впервые в жизни установленным диагнозом злокачественное новообразование и поставленных на учет в течение года за последние 10 лет увеличилось на 20%.
Заболеваемость злокачественными опухолями у мужчин в 1,6 раза выше, чем у женщин. В структуре онкологической заболеваемости населения РФ ведущее место занимают злокачественные опухоли легкого, трахеи, бронхов (16,8 %), желудка (13,0 %), кожи (10,8 %), молочной железы (9,0 %). В 2007 г. ежедневно в РФ регистрировалось в среднем 194 новых случая опухолей этих локализаций, 160 из них отмечались у мужчин.
1.4.3 Биологический метод
С конца 60-х годов начали интенсивно развиваться во всех странах исследования в области использования био¬логических методов борьбы с вредителями и болезнями для сокращения масштабов применения пестицидов.
Биологический метод включает использование энтомофагов и энтомопатогенных микроорганизмов, уничтожение отдельных популяций вредителей путем массового выпуска стерилизованных особей, применение аттрактантов, репел¬лентов, гормональных препаратов и других биологически активных веществ.
Фитосейулюс применяется против паутинного клеща. Фитосейулюс относится к семейству фитосейид, надсемейству гамазовых, отряду паразитоформных клещей. Тело взрослой самки овальной формы, 0,5 мм длины, оранжево- или темно-красное. Самец несколько меньше самки (0,3 мм длины), но надежно отличается от самки лишь под микроскопом. Яйца овальные, белые с зеленовато-оранжевым оттенком, крупнее, чем у паутинных клещей (0,21 x 0,18 мм). Личинка шестиногая, желтовато-оранжевая, не питается. Нимфы первого (протонимфа) и второго (дейтонимфа) возрастов, как и взрослые клещи, имеют 4 пары ног.Методика применения: Применяют по обнаружении очагов паутинного клеща методом раскладки фитосейулюса выращенного на соевых листочках с паутинным клещом. Соотношение хищник-жертва - 1:50. Период сдерживания паутинного клеща фитосейулюсом, как правило с января по май месяц в весеннем обороте. Практически применяется до появления других вредителей и болезней и необходимостью начала проведения химических обработок против них.
Галлица применяется против тли. Хищная галлица афидимиза относится к семейству галлиц, отряду двукрылых насекомых. Взрослое насекомое – небольшой комарик. Длина тела 1,8-2,2 мм, цвет бурый. Усики 12-члениковые, дуговидно изогнутые, закинутые назад, у самцов они равны длине тела, у самок вдвое короче. Ноги длинные, лапки 5-члениковые,Яйца удлиненно-овальные, 0,3 мм длины, блестящие, от оранжевого до светло-коричневого цвета. Личинки червеобразные, веретеновидные, без ног, с. заметно обособленной головной капсулой, более интенсивно окрашенной, чем тело. Применяется профилактически против различных видов тлей совместно с раскладываемыми ковриками злак культур, содержащих афидиусов, путем рассыпания коконов галлицы в коврики в соотношении 500-1000 коконов на 1 коврик. [22, c.215]
Афидиус, Лизифлебус применяются против тли. Используется в теплицах для борьбы с персиковой тлёй. Все стадии развития проходят в теле тли, в связи с этим явлением она приобретает мумифицированный вид. Оптимальные условия и относительная влажность воздуха 70-80%. Паразит хорошо летает, может обнаруживать тлю в радиусе до 80 метров от точки выпуска и уничтожает её. Продолжительность жизни имаго 10 дней. Плодовитость 60 – 175 яиц. Соотношение полов в норме 1:1. Профилактика против персиковой тли на зеленных культур (салат петрушка укроп сельдерей базилик фенхель щавель и др.), овощных(перец, огурец, баклажаны и др.). Для удобства применения в начале выращивания коврики злаковых культур заселяют злак тлей, который не поражает культуры защищенного грунта. Далее заражают эту тлю афидиусом, затем выставляют коврики в теплицу под овощные и декоративные растения. Из зараженной гиперпаразитом тли постепенно выходят полезные насекомые и расселяются по всей теплице. Коврики раскладывают на теплицу еженедельно в соотношении 10-15шт на га, 1 коврик содержит от 1000 до 5000 шт. афидиусов
Энкарзия применяется против белокрылки. Относится к семейству афелинид, отряду перепончатокрылых насекомых. Самка энкарзии 0,6 мм длины. Самцы несколько больше самок и отличаются от них цветом брюшка (у самки брюшко желтое, у самцов темно-коричневое). Насекомое размножается девственным путем, в потомстве встречаются почти исключительно самки; самцы отмечаются редко. Применяется профилактически при первых признаках появления белокрылки на овощных и цветочных культурах. Энкарзию выращивают на листьях табака зараженных белокрылкой. Пупарии энкарзии отмывают в стиральной машине с листьев табака. Затем высушивают сортируют и раскладывают в теплицах в бумажных кулечках, развешивая между растениями по 500-1000 штук. Применяют периодически исходя из численности вредителя и развития энтомофага.
Ориус применяется против трипсов. Это очень мелкие, от 1,5 до 3 мм длиной, клопы темной окраски. относятся, в основном, к небольшому семейству Цветочных клопов (flower bags) - антокорид (Hemiptera, Anthocoridae). Это мелкие клопы с уплощенным телом, вытянутой вперед головой, трёхчлениковым хоботком и четырёхчлениковыми усиками. Переднеспинка трапециевидная. Лапки ног у наших видов 3-х члениковые. В природе антокориды обитают на разнообразной растительности, где активно хищничают, поедая мелких членистоногих Методика применения: Выпускают из банок в местах обнаруженях трипсов.
Подизус применяется против листогрызущих насек, совок. Подизус (Podisus maculiventris Say) - хищный клоп, используется для борьбы против листогрыз ,он активно истребляет также более 200 видов чешуекрылых и жуков-вредителей кукурузы, сои и др. сельскохозяйственных культур. Методика применения: Выпускают из банок в местах скопления вредителей.
1.4.4 Химический метод
Основан на использовании высокоэффективных химиче¬ских веществ, ядовитых для вредителей и возбудителей за¬болеваний, но не причиняющий вреда растениям.
Ядохимикаты используются для опыливания и опрыски¬вания растений, создания туманов (аэрозолей), фумига¬ции помещений, почвы, семян и растений, интоксикации растений, обработки корней сеянцев и саженцев при посадке, при изготовлении отравленных приманок и токси¬ческих поясов. Каждый из этих способов имеет определен¬ную область применения и зависит как от химической при¬роды ядохимиката, так и от биологии растения и его пато¬генных и вредных организмов.
Комплекс мероприятий по борьбе с вредителями расте¬ний, многие из которых являются также переносчиками вирусных, бактериальных и грибных болезней, включает систему профилактических и истребительных мероприя¬тий. Профилактические применяются до появления на растениях вредных организмов или до перехода их во вре¬ди щую фазу. В этом случае предотвращается наносимый ими вред. Истребительные меры направлены на уничто¬жение вредителей в период их питания.
В оранжерейных условиях вредители наносят больший вред, чем в условиях открытого грунта. Это объясняется прежде всего специфичностью условий выращивания ра¬стений. Высокая ценность продукции, получаемой в оран¬жереях, увеличивает экономический ущерб от вредителей. [10, c.175]

2. МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
2.1. Характеристика ЗАО Агрокомбината «Московский»
Агрокомбинат «Московский» основан в 1969 году. Агрокомбинат специализируется на выращивании сельскохозяйственной продукции защищенного грунта. На рынке более 35 лет. Площадь тепличного комбината составляет 114 га. Площадь шампиньонного комплекса 1 га. Основные направления деятельности агрокомбината выращивание зелени в горшочках, овощей, грибов, горшечных цветов, разрабатывание сельскохозяйственных технологий. Входит в пятерку лучших среди 300 ведущих сельскохозяйственных предприятий России «АГРО-300».
Основное направление работы Агрокомбината «Московский»- это выращивание овощей защищенного грунта. 114 га стеклянного купола надежно укрывают помидоры, огурцы, баклажаны, перец, фасоль, зелень в горшочках от вредного воздействия окружающей среды.
Имеется комплекс по выращиванию зелени в горшочках, где задействованы самые передовые агротехнологии. Оснащенный по последнему слову современной техники, комплекс общей площадью 3 га позволяет в течение всего года получать 10 видов качественной, экологически чистой зелени, до 45 тыс. горшочков ежедневно.
Круглый год на грибоводческом комплексе Агрокомбината «Московский» выращиваются шампиньоны и вешенка. Производство ведется на основе уникальных, прогрессивных технологий высококвалифицированными специалистами на современном оборудовании с использованием лучшего отечественного натурального сырья. На всех стадиях управление процессами осуществляется при помощи компьютерных систем, позволяющих с высокой точностью контролировать технологические параметры и, в результате, получать вкусную и полезную для здоровья грибную продукцию.
Тщательно отобранные овощи и грибы упаковываются по технологии, позволяющей сохранить продукты от загрязнения или случайного повреждения. В цехе фасовки осуществляется качественная сортировка, калибровка и упаковка продукции, при этом свежесть гарантируется датой сбора на этикетке. Отлаженная логистическая система позволяет доставлять зелень, овощи, грибы в супермаркеты свежими, прямо с грядки, в день сбора.
Также в агррокомбинате выращивается рассада однолетних и ампельных цветов самых разнообразных сортов и оттенков.
На предприятии трудится коллектив, насчитывающий около 2,5 тыс. квалифицированных сотрудников. За 35 с лишним лет существования компании накоплен колоссальный технологический опыт. Более 15 лет Агрокомбинат «Московский» ведет исследования и широко применяет на практике биологические методы защиты растений от вредителей.
2.1 Организация уроков ботаники с использованием экскурсий
Преподавание биологии успешно только в том случае, если работа учителя с учащимися во всех ее формах представляет собой целенаправленную систему обучения и воспитания, развивающую в единстве биологические понятия, диалектико-материалистическое мировоззрение, мышление и навыки самостоятельной практической работы.
В школе обучение и воспитание учащихся осуществляется в определенных формах организации учебной работы.
Форма преподавания – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям проведения (в классе, в природе и т.п.), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения.
В настоящее время в методике и школьной практике принята система форм организации учебной работы с учащимися по биологии: уроки и связанные с ними обязательные экскурсии, домашние работы, обязательные внеурочные работы (в уголке живой природы, на учебно-опытном участке и в природе) и необязательные внеклассные занятия (индивидуальные, кружковые и массовые) [20, 82].
В методически правильно организованном процессе преподавания все формы обучения взаимосвязаны с основной формой – уроком, помогая развивать биологические понятия, мировоззрение, мышление и практические умения.
Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.
Учебная экскурсия — это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Отсюда характерный признак занятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся, с их мышечными усилиями. Являясь самостоятельной формой обучения, экскурсия входит важной составной частью в систему учебно-воспитательной работы в современной школе и вносит свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Перед экскурсиями ставятся такие задачи: обогащать знания учащихся (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); устанавливать связи теорий с практикой, с жизненными явлениями и процессами; любовь к природе; развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность, организованность в учебном труде, чувства коллективизма и взаимопомощи; обогащать эстетические чувства; развивать наблюдательность, память, мышление, эмоции; активизировать познавательную и практическую деятельность; воспитывать положительное отношение к учению.
В зависимости от типа, содержания и метода проведения экскурсии, возраста учащихся, местных условий и вида передвижения в состав экскурсионной группы может входить от десяти до сорока учеников.
Длительность учебной экскурсии (от 40 до 90 минут) определяется в зависимости от учебных задач, конкретных условий проведения, возраста учащихся.
Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных предметов [18, 49].
Практика показывает, что экскурсии помогают ученикам охватить содержание обучения широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых на уроках законов физики и химии, физики и биологии, истории и географии, поэтому учебная экскурсия в большей степени, чем какая-либо другая форма обучения, способствует реализации межпредметных связей.
На экскурсии учащиеся не только усваивают новые знания или углубляют, расширяют имеющиеся, но и приобретают умения и навыки их применения.
Например, проводя на местности измерения и вычисления площадей, расстояний к отдаленным предметам и высоты деревьев способами «полевой геометрии», учащиеся учатся применять законы геометрии на практике, пользоваться простейшими приспособлениями и приборами, делать зарисовки, записи наблюдений, фотографировать, собирать тематические коллекции, работать с картой местности.
Экскурсия дает широкие возможности для более полного, комплексного использования методов обучения (и в первую очередь проблемных). Любая экскурсия предоставляет учителю возможность изучить своих воспитанников.
Известно, что в естественной и непринужденной обстановке быстрее проявляются те качества личности, которые не сразу и не всегда можно выявить в условиях урока. Экскурсия обогащает знаниями и самого учителя, приобщая его к сфере материального производства, к людям труда, знакомя с современной технологией и техникой производства.
Школьная экскурсия — сложная форма учебно-воспитательного процесса.
Сложность организации и проведения экскурсии, значительные отличия ее от урока, необходимость специальной подготовки экскурсии нередко отпугивает учителей от этой эффективной формы обучения.
Высокая результативность экскурсии, решение поставленных познавательных и педагогических задач в большой мере зависят от личности учителя, его организаторских способностей, педагогического такта, умения владеть вниманием ребят.
Важнейшее назначение учебных экскурсий заключается в выявлении жизненности и актуальности учебного материала, в закреплении и конкретизации знаний, полученных на уроках, в применении знаний и умений на практике. Наглядность — существеннейший признак учебной экскурсии: удельный вес зрительной и слуховой наглядности в получении информации на экскурсии составляет более 70 процентов. Благодаря наглядности учащиеся быстрее усваивают знания, которые затем на уроках и других учебных занятиях становятся опорным фактическим материалом при восприятии новой темы, при обобщении и формировании соответствующих выводов. Экскурсионные наблюдения используются также для проверки, исправления, уточнения уже имеющихся у школьников знаний и представлений, для обогащения их новыми конкретными данными. Так, на экскурсии на промышленное или сельскохозяйственное предприятие происходит наглядное знакомство с практической деятельностью людей, с непосредственным использованием научных знаний, основы которых изучаются в школе, формируются представления о производственных процессах, организации производства, отношениях в коллективе. На экскурсиях по историческим местам осуществляется связь исторических, обществоведческих и экономических знаний с данными о современной, жизни села, города, республики, страны, учащиеся знакомятся с реальной народнохозяйственной практикой и задачами на будущее, что способствует формированию их коммунистического мировоззрения. Наблюдая и познавая явления общественной жизни, школьники сами готовятся к активному участию в различных сферах общественно полезной деятельности [31, 32].
Школьники должны быть осведомлены о развитии и достижениях современной науки. В доступной форме на уроках, факультативах, в кружках учащиеся знакомятся с важнейшими научными открытиями. Но даже просмотр научно- популярного фильма или специальной телепередачи не оказывает на учащихся такого влияния, как полное впечатлений непосредственное соприкосновение с научной деятельностью в научно-исследовательском институте, на агробиостанции или в лаборатории.
Нередко на экскурсиях школьники выполняют простые исследования: изучают почву или листья методом химического анализа, проводят метеорологические или фенологические наблюдения, собирают материалы по истории родного края. При этом они используют методы научного исследования, приобщаются к научной деятельности.
Во время экскурсии учащиеся переносят знания в новую ситуацию, открывают для себя новые способы решения познавательных задач. Например, на экскурсии по изучению геологического строения местности школьники находят в овраге небольшого размера обкатанный кусок породы. Учащиеся знают, что камень становится гладким под воздействием воды и перекатывания. По степени обработанности его поверхности можно определить путь обломков от места залегания коренной породы и найти это место.
19. Первая и вторая сигнальные системы: понятия, значение для человека. Особенности ВНД человека в связи с развитием этих систем.
Первая сигнальная система - это зрительные, слуховые и другие чувственные сигналы, из которых строятся образы внешнего мира.
Восприятие непосредственных сигналов предметов и явлений окружающего мира и сигналов из внутренней среды организма, приходящих от зрительных, слуховых, тактильных и других рецепторов, составляет первую сигнальную систему.
Вторая сигнальная система - словесная, в которой слово в качестве условного раздражителя, знака, не имеющего реального физического содержания, но являющегося символом предметов и явлений материального мира, становится сильным стимулом. Эта система сигнализации состоит в восприятии слов - слышимых, произносимых (вслух или про себя) и видимых (при чтении и письме). Одно и то же явление, предмет на разных языках обозначается словами, имеющими разное звучание и написание, из этих словесных (вербальных) сигналов создаются абстрактные понятия.
Способность понимать, а потом и произносить слова возникает у ребенка в результате ассоциации определенных звуков (слов) со зрительными, тактильными и другими впечатлениями о внешних объектах. Субъективный образ возникает в мозге на основе нейронных механизмов при декодировании информации и сравнении ее с реально существующими материальными объектами. С возникновением и развитием второй сигнальной системы появляется возможность осуществления абстрактной формы отражения - образование понятий и представлений.
Раздражители второй сигнальной системы отражают окружающую действительность с помощью обобщающих, абстрагирующих понятий, выражаемых словами. Человек может оперировать не только образами, но и связанными с ними мыслями, осмысленными образами, содержащими смысловую (семантическую) информацию. С помощью слова осуществляется переход от чувственного образа первой сигнальной системы к понятию, представлению второй сигнальной системы. Способность оперировать абстрактными понятиями, выражаемыми словами, служит основой мыслительной деятельности.
Язык - это средство выражения мысли и форма существования мысли. Язык закрепляет в предложениях результаты работы мышления, делает возможным обмен мыслями. Речь дает возможность создавать научные понятия, формулировать законы.
Речь может участвовать в регуляции деятельности различных органов с помощью слова. Словесные раздражители являются физиологически активными факторами, они изменяют функции внутренних органов, интенсивность обменных процессов, воздействуют на мышечную и сенсорные системы. Вовремя сказанное доброе слово может повышать работоспособность, способствовать хорошему настроению. Неосторожно произнесенное в присутствии больного слово может значительно ухудшить его состояние.
15. Внутриглазное давление: определение, понятия, величина, причины его повышения.
Внутриглазное давление (синоним: офтальмотонус, тензия глаза) — давление, под которым находится содержимое глазного яблока в замкнутой полости его плотных оболочек — роговицы и склеры.
В норме В. д., как правило, отличается постоянством, что обеспечивает сохранение оптических свойств глаза и необходимо для поддержания определенного уровня метаболизма и микроциркуляции в тканях глаза, особенно в сетчатке и зрительном нерве.
Постоянный уровень В. д. определяется главным образом гидродинамическим балансом между притоком и оттоком внутриглазной жидкости.
Внутриглазное давление выполняет следующие физиологические функции: расправляет все внутриглазные оболочки, создает в них тургор, придает правильную сферическую форму глазному яблоку, что необходимо для функционирования оптической системы глаза.
Внутриглазная жидкость - важный источник питания для внутренних структур глаза и служит движущей силой, обеспечивающей как циркуляцию ее, так и обеспечивает обменные процессы между ней и тканевыми структурами глаза.
Внутриглазное давление постоянно меняется. Различают ритмичные и неправильные колебания офтальмотонуса. Ритмичные колебания внутриглазного давления связаны с пульсом, дыханием и медленными периодическими изменениями тонуса внутриглазных сосудов.
К ритмичным колебаниям относятся суточные и сезонные изменения давления в глазу.
Нормальное истинное В. д. составляет 10—21 мм рт. ст.
Глаукома (греч. glaukōma от glaukos голубовато-зеленый) — заболевание глаз, основным проявлением которого является повышение внутриглазного давления.
Глаукому подразделяют на первичную и вторичную.
Повышение внутриглазного давления в подавляющем большинстве случаев как при первичной, так и при вторичной глаукоме связано с нарушением оттока внутриглазной жидкости. При первичной глаукоме местом нарушения оттока является радужно-роговичный угол (угол передней камеры глаза), где находится так называемая фильтрующая зона глаза. Нарушение оттока внутриглазной жидкости может возникать в результате блокады путей оттока и, в частности, фонтановых пространств, например корнем радужки и развивающимися здесь спайками (гониосинехиями). Причиной нарушения оттока может быть врожденная патология (неправильное формирование угла передней камеры глаза), а также изменения в самих путях оттока, чаще всего в стенках венозного синуса склеры (шлеммова канала). По мнению ряда авторов, повышение внутриглазного давления может быть связано с гиперпродукцией внутриглазной жидкости. Заболевание может быть обусловлено сразу несколькими факторами, наслаивающимися один на другой. Доказано наследственное предрасположение к глаукоме При вторичной глаукоме причиной нарушения оттока внутриглазной жидкости может, например, стать скопление экссудата, воспалительные или рубцовые процессы в глазу.
Введение
Проблема изучения циркуляции крови и мозгу чрезвычайно сложна. Объясняется это рядом особенностей мозга — органа, который, представ¬ляя собой одно целое, состоит в то же время из многих, различно построенных и различно функционирующих частей.
Мозг состоит из клеточных элементов, требующих для своей жизнедеятельности непрерывного притока кислорода [3,с.4].
Функционирование нейронов мозга требует значительных затрат энергии, которую мозг получает через сеть кровоснабжения.
Работу головного мозга и, в частности, его интеллектуальную и аф¬фективную деятельность, уже давно пытались связать с кровообращени¬ем в нем. С конца XIX столетия стали появляться работы монографиче¬ского характера, посвященные изучению циркуляции крови в мозгу. Мы имеем в виду монографии Альтана (1871), Салатэ (1877), Моссо (1881), Нагеля (1889) и др.
Первая же попытка построения целостного учения о циркуляции крови в мозгу принадлежит Е. К. Сеппу (1927) [3,с.6].
Между кровью и тканями мозга имеется барьер, который задерживает большие молекулы. Этот барьер защищает мозг от многих видов инфекции. В то же время, многие лекарственные препараты, эффективные в других органах, не могут проникнуть в мозг через барьер [4,с.276].
Целью данной работы является краткое рассмотрение кровоснабжения головного мозга и, в частности, механизма действия гематоэнцефалического барьера.

1. Кровоснабжение головного мозга
Внутренние сонные и позвоночные артерии представляют собой источники, обеспечивающие кровоснабжение головного мозга; сливаясь друг с другом, они образуют на основании мозга кольцо, получившее наименование виллизиева круга по имени исследователя, впервые по¬дробно описавшего его [3, с.10].
Кровоснабжение головного мозга обеспечивается двумя мощными системами артерий: системой позвоночных артерий и системой внутренних сонных артерий. Первая, каротидная, состоящая из бассейна сонных артерий, и , вторая, вертебральная - из бассейна подключичных артерий.
Позвоночные артерии, аа. vertebrales , проходящие через поперечные отверстия шейных позвонков, поднимаясь кверху, направляются к средней линии, проходят через твердую и паутинную оболочку, и, попадая в субарахноидальное пространство, соединяются у заднего края моста в единую основную артерию (a. basilaris). У переднего края моста основная артерия делится на две задние мозговые артерии (аа. cerebri posteriores), посылающие задние сообщающие артерии (аа. сот- municantes posteriores) к внутренней сонной артерии ( a. carotis interna), проникающей через твердую мозговую оболочку в полость черепа между задними и передними клиновидными отростками турецкого седла. Проникнув в полость черепа, внутренняя сонная артерия делится на среднюю мозговую артерию (a. cerebri media) и на переднюю мозговую артерию (a. cerebri anterior). Передние мозговые артерии обеих сторон кпереди от хиазмы соединяются передней сообщающей артерией (a. communicans anterior), замыкающей так называемый виллизиев артериальный круг (circulus arteriosus Willisii)
В среднем отделе продолговатого мозга от обеих позвоночных артерий отходят вниз парные передние спинальные артерии (аа. spinales anteriores), которые на границе продолговатого мозга со спинным мозгом сливаются в единую переднюю спинальную артерию, располагающуюся по всему длиннику спинного мозга по его передней срединной борозде.
Выше и ниже места ответвления передних спинальных артерий от позвоночных артерий и от продолжающей их основной артерии отходят три пары мозжечковых артерий. Самая нижняя из них, a . cerebelli infe rior , или a. cerebelli inferior posterior , отходит от позвоночной артерии между корешками подъязычного нерва и распространяется по нижней поверхности мозжечка, принимая участие в образовании сосудистого сплетения IV желудочка. Следующая далее a . cerebelli media, или a. cerebelli inferior anterior, отходит от основной артерии, но в самом заднем ее - отделе; также снабжает нижнюю поверхность мозжечка. Верхняя артерия мозжечка (a. cerebelli superior), начинающаяся в переднем отделе основной артерии, примерно на границе моста и среднего мозга, огибает ножку мозга в заднем ее отделе и в отличие от нижней и средней артерии распределяется по верхней поверхности мозжечка (Рис.1).

Рис. 1. Схема кровоснабжения головного мозга. I — снабжение из системы внутренних сонных и по¬звоночных артерий; II — снабжение главным образом из системы позвоночных артерий; III — снабжение главным образом из системы внутренних сонных артерий.
с. а.— передняя мозговая артерия; с. т. —средняя моз¬говая артерия; с. р.— задняя мозговая артерия; с — внутренняя сонная артерия; v — позвоночная артерия; а, Ь — задняя соединительная артерия.
Продолговатый мозг и варолиев мост снабжаются частью парамедианными и корешковыми артериями, отходящими от передних спинальных, позвоночных и основной артерий, частью же от ветвей мозжечковых артерий (Рис.2).
Рис. 2. Артериальное кровоснабже¬ние мозжечка и анастомозирование ветвей мозжечковых артерий в мяг¬кой мозговой оболочке, а - базальная сторона: 1 — задняя со¬единительная артерия; 2 — верхняя мозжечковая артерия; 3 — задняя моз¬говая артерия; 4 — основная артерия;5- средняя . мозжечковая артерия;6- передняя спинальная артерия; 7- нижняя мозжечковая артерия;8 - позвоночная артерия; 9 – задняя спинальная артерия. б -вид сбоку: 1 — верхняя мозжечковая артерия; 2 задняя ветвь задней мозговой артерии; 3—задняя мозговая артерия; 4 — основная артерия,5 - средняя мозжечковая артерия;6 - нижняя мозжечковая артерия; 7 - позвоночная артерия.
Средний мозг снабжается ветвями задней артерии мозга. И здесь имеются срединные ветви, проникающие вглубь мозга в области заднего продырявленного пространства, и ветви, питающие покрышку и четверохолмиую пластинку. От задней мозговой артерии отходят также ветви к сосудистому сплетению III желудочка и к splenium мозолистого тела. Главным же образом задняя артерия мозга снабжает затылочную область и нижний отдел височной области больших полушарий.
Передняя мозговая артерия направляется от основания мозга, где она питает базальный отдел лобной области, кверху, располагаясь здесь в борозде мозолистого тела и снабжая срединную поверхность лобной и теменной доли (частью и самый верхний отдел их наружной поверхности), а также мозолистое тело, за исключением заднего его отдела (Рис.3).
Средняя мозговая артерия на основании мозга дает ветвь к сосудистому сплетению бокового желудочка (a . chorioidea) и затем ряд прободающих ветвей, проникающих в вещество мозга в области переднего продырявленного пространства. Эти ветви питают основные узлы, частью снабжаемые и передней мозговой артерией (головка хвостатого ядра), внутреннюю сумку, зрительный бугор, который получает питание также и от задней мозговой артерии. Прободающие ветви имеют большое значение для клиники, так как здесь особенно часто происходит кровоизлияние в мозг (аа. lenticulo - opticae и lenticulo - striatae).
Поле отхождения прободающих ветвей средняя мозговая артерия вступает в сильвиеву борозду и отдает здесь ветви, направляющиеся на наружную поверхность полушария и питающие большую ее часть; исключение представляют только затылочная область (задняя мозговая артерия) и самый передний отдел лобной области (передняя мозговая артерия).
Рис. 3. Схема распределения ветвей передней и задней мозговой артерии на медиальной поверхности полушария 1 — орбитальная артерия; 2 — фронтополярная артерия; 3 — передняя лобная артерия; 4- сред¬няя лобная артерия; 5 — задняя лобная артерия; 6 — парацентральная артерия; 7 — верхняя те¬менная артерия; 8—артерия предклинья;9 — перикалеанал артерия.I—передняя нижняя височная артерия; II—сред¬няя нижняя височная артерия; III — задняя нижняя височная артерия; IV — язычная арте¬рия; V — шпорная артерия; VI — теменно-затылочная артерия. [2]
Венозная система головного мозга представлена поверхностными венами, расположенными в мягкой мозговой оболочке, и внутренними венами, выводящими кровь из подкорковых образований и желудочков в большую мозговую вену, или вену Галена. И вена Галена, и поверхностные вены впадают в венозные пазухи, образуемые дупллкатурой твердой мозговой оболочки в области ее отростков, вдающихся в полость черепа. Верхняя сагиттальная пазуха (sinus sagittalis superior располагается в серповидном отростке непосредственно под черепом по средней линии, нижняя сагиттальная пазуха (sinus sagittalis inferior) - по свободному краю этого отростка, свисающему в глубину fissurae pallii . В своем заднем отделе обе эти пазухи соединяются друг с другом прямой пазухой (sinus rectus), направляющейся по линии соединения серповидного отростка с наметом мозжечка к внутреннему затылочному бугру и в своем переднем отделе принимающей большую вену Галена (Рис.4, 5).
Введение
Прогресс в живой природе, совершенствование организмов или сверхорганизменных систем в процессе эволюции. Ранее термином «Прогресс (в живой природе)» обозначали направление эволюции в сторону усложнения строения. Ч. Дарвин понимал прогресс (в живой природе) как выражение растущей приспособленности организмов к окружающим условиям и их победы в борьбе за существование, которая может достигаться не только усложнением, но и упрощением строения, например у паразитических и сидячих форм. Ясность в применение термина «прогресс (в живой природе)» внёс А. Н. Северцов (1914, 1925, 1939), предложивший различать биологический и морфофизиологический прогресс (в живой природе), или ароморфоз. Биологическим Прогресс (в живой природе) он называл вызванное приобретением нового приспособления увеличение численности данной группы (вида, рода и т.п.), её расселение за границы ареала и разделение на новые группы (увеличение числа популяций, рас и подвидов - в пределах вида, видов - в пределах рода, т. е. адаптивную радиацию). Биологический прогресс (в живой природе) может достигаться как благодаря ароморфозам, т. е. коренным усовершенствованием организации, и идиоадаптациям, т. е. частным адаптивным изменениям строения, так и на путях упрощения организации. Главная особенность морфофизиологического прогресс (в живой природе) заключается в накоплении и гармоничном сочетании приспособлений, имеющих очень широкое, часто универсальное значение. Примерами такого прогресса (в живой природе) могут служить эволюция скелета, мозга и сердца у позвоночных, развитие терморегуляции и т.п. Следствиями морфо-физиологического прогресс (в живой природе) являются повышение выживаемости и эволюционной пластичности вида, а также степени целостности и приспособленности особей, видов или др. эволюционирующих единиц. В дальнейшем представления Северцова о морфофизиологическом прогресс (в живой природе) разрабатывались советскими (И. И. Шмальгаузен, Г. А. Шмидт, А. Л. Тахтаджян и др.) и зарубежными (Дж. Хаксли, В. Франц, Б. Ренш и др.) биологами. Эволюцию в направлении морфофизиологического прогресса (в живой природе) подразделили на прогресс (в живой природе) неограниченный, охватывающий эволюцию от простейших живых существ до высшей формы движения материи - человека, и прогресс (в живой природе) ограниченный, т. е. развитие конкретных крупных стволов органического мира. С экологической точки зрения стали выделять прогресс (в живой природе) общий при котором адаптивные возможности расширяются, и прогресс (в живой природе) частный (специализацию), при котором происходит совершенствование адаптации в узких целях. Общий прогресс (в живой природе) характеризуется гармоничным сочетанием эволюции органов путём увеличения числа функций с интенсификацией как старых, так и новых функций (например, эволюция пятипалой конечности стегоцефала до руки человека). Частный же прогресс (в живой природе) характеризуется преимущественно интенсификацией функций при уменьшении их числа (например, эволюция четырёхпалой конечности предков копытных до конечности современных парно- и непарнокопытных). С точки зрения биоэнергетики и совершенства конструкции органов и организмов выделяют биотехнический прогресс (в живой природе), измеряемый такими показателями, как экономичность, эффективность, надёжность.
Актуальность данной работы, прежде всего, состоит в том, что знания о эволюции и прогрессе в эволюции могут дать ответы на множество вопросов связанных с нашим прошлым, и что более важно, с будущим.
Цель – рассмотреть выше перечисленные формы и направления прогресса в эволюции.
Структура – работа состоит из введения, троих разделов, заключения и списка использованной литературы.

1. Понятие прогресса в эволюции
Теория эволюции — сложившееся (не вчера, а много десятилетий назад) и установившееся учение, вполне сформировавшаяся парадигма. Давным-давно ее изучают в школах и университетах. Казалось бы, она, как давно законченное здание, если в чем и нуждается, то разве что в косметическом ремонте. А между тем вокруг теории эволюции беспрерывно кипят споры. Ее пытаются опровергнуть, но никак не опровергнут. Уже более полутораста лет сначала дарвинизм, а потом и неодарвинизм в лице синтетической теории эволюции не могут найти однозначный ответ на вопрос о наличии прогресса в биологической эволюции. И как во многих, десятилетиями ведущихся научных дискуссиях, проблема, безусловно упирается в неоднозначность трактовки терминов, в данном случае – понятий «прогресс» и «эволюция».
Многолетняя борьба дарвинистов с антидарвинистами напоминает разрезание киселя: вместо номогеза возникает неономогенез, вместо катастрофизма — неокатастрофизм. Все нападки антидарвинистов на дарвинизм сосредоточены на очень немногих и всегда одних и тех же направлениях. Одно из таких сакраментальных направлений — эволюционный прогресс. «Хотя первые представления об эволюции были навеяны «лестницей природы» и теория эволюции изначально создавалась для объяснения прогресса, эта тема и по сей день остается одной из наименее разработанных отчасти из-за предубеждения против нее как рассадника метафизики, неуместного в естественных науках морализаторства (что хорошо и что плохо?), антропоцентризма и грубых социологических аналогий» .
Причина этих бесконечных разногласий, очевидно, в том, что положения современной эволюционной парадигмы сами по себе недостаточны для объяснения феномена эволюционного прогресса, т. е. последовательного развития биосферы Земли от господства простейших форм жизни к доминированию все более сложных и совершенных. Но и антидарвинистам до сих пор не удавалось предложить строго научной, и прежде всего материалистической, гипотезы о движущих силах эволюционного прогресса. Прогресс — понятие условное. «В лестнице природы, построенной муравьем, на вершине наверняка стоял бы муравей», — пишет В. А. Красилов. А Д.Г. Симпсон в 1948 г. писал, что смена в истории Земли господствующих адаптивных типов — это прежде всего смена господствующих таксономических единиц высокого ранга, макротаксонов (отрядов, классов, типов). Причем каждый макротаксон характеризуется своеобразным планом строения и занимает характерную для него адаптивную зону . Расцвет какого-либо макротаксона — следствие появления некоторых «эволюционных новшеств», морфофизиологических адаптации особо крупного ранга, ароморфозов.
Введение
Центральная нервная система является очень сложным образованием, она способна к управлению деятельности всех систем и органов нашего тела, а также к эффективной адаптации организма к меняющейся окружающей среде. Эти ключевые и жизненно важные задачи решаются с помощью нервных клеток – нейронов, которые специализированны на восприятие, обработку, хранение и передачу информации. Они объединены в специфически организованные нейронные цепи и центры, составляющие различные функциональные системы мозга.
Если у примитивных организмов нервные элементы довольно ограничены как по числу их составляющих, так и по выполняемым функциям, то у приматов и человека количество нейронов достигает многих миллиардов, осуществляющих разнообразные функции с целью наилучшей приспособляемости организма к условиям существования и обеспечивающих наиболее приемлемые способы поведения в конкретных обстоятельствах [3].
Задачей данного реферата является рассмотрение структурно – функциональной характеристики единицы нервной системы – нейронов, установление их общего и единого плана строения, а также выяснения значения отдельных внутренних компонентов, составляющих нейроны, определение их роли в организации всей центральной нервной системы.
В основу детального изучения строения нейрона мы взяли нейронную теорию, которая получила признание на рубеже XX века. Эта теория определяет мозг как результат функционального объединения отдельных клеточных элементов – нейронов. В то время как устаревшее представление центральной нервной системы рассматривало мозг как непрерывный синцитий, элементы которого связаны простой цитоплазматической связью[7].
Исследованиями испанского нейрогистолога Р. Кахала и английского физиолога Ч. Шеррингтона были доказаны такие ошибочные представления, а благодаря изобретению мощного электронного микроскопа с высокой разрешающей способностью, эта нейронная теория обогатилась новыми научными и экспериментальными данными.
Внешнее строение нервной клетки – нейрона
Нервная система построена из двух типов клеток: нервных и глиальных, и, хотя число последних превышает число нервных в 9 раз, именно нейроны обеспечивают все многообразие процессов, связанных с обработкой и передачей информации.
В любой нервной клетке можно выделить четыре основных элемента: тело или сому, отростки (дендриты, аксон) и пресинаптическое окончание аксона, каждый из которых выполняет свою функцию (рис. 1.).

Рис. 1. Строение нейрона.
Тело нейрона содержит различные внутриклеточные органеллы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности всей клетки: ядро, рибосомы, эндоплазматический ретикулум, пластинчатый комплекс или аппарат Гольджи, митохондрии [6,8]. Подробно их мы рассмотрим ниже. Здесь происходит основной синтез макромолекул, которые затем могут транспортироваться в дендриты и аксон. Мембрана тела большинства нейронов покрыта синапсами и, таким образом, играет важную роль в восприятии и интеграции сигналов, поступающих от других нейронов.
От тела клетки берут начало дендриты и аксон. В большинстве случаев дендриты сильно разветвляются и, поэтому, их суммарная поверхность значительно превосходит поверхность всего тела клетки, что создает условия для размещения на дендритах большого количества синапсов. Отсюда понятно, что дендриты играют ведущую роль в восприятии нейроном информации.
Мембрана дендритов, как и мембрана тела нейронов, содержит значительное число белковых молекул, выполняющих функцию химических рецепторов, обладающих специфичной чувствительностью к определенным химическим веществам, которые передают сигналы с клетки на клетку и являются медиаторами синаптического возбуждения и торможения.
Выделяют два типа нервных волокон: миелиновые и безмиелиновые. Миелин представляет собой комплекс, образованный многочисленными слоями мембран клеток нейроглии вокруг нервных отростков. По химическому составу миелин является белково-липидным комплексом, большинство из которых содержит холестерин, фосфолипиды и цереброзиды[2]. Также имеются сфингомиелин и фосфатилсерин. (рис. 2.).

Рис. 2. Молекулярная организация миелиновой оболочки (по X. Хидену).
1 - аксон; 2 - миелин; 3 - ось волокна; 4 - белок (наружные слои); 5 - липиды; 6 - белок (внутренний слой); 7 - холестерин; 8 - цереброзид; 9 - сфингомиелин; 10 - фосфатидилсерин.
Основной функцией аксона является проведение нервного импульса – потенциала действия. Способность потенциала действия распространяться без ослабления обеспечивает эффективное проведение сигнала по всей длине аксона, которая в некоторых случаях достигает многих десятков сантиметров, что дает возможность проводить сигнал на огромные расстояния и связывать нервные клетки друг с другом, а также с исполнительными органами.
Поскольку окончание аксона специализировано на передаче сигнала на другие нейроны или клетки исполнительных органов, в нем содержатся специальные органеллы, содержащие химические медиаторы – синаптические пузырьки или везикулы. Мембрана пресинаптических окончаний аксона, в отличие от самого аксона, содержит специфические рецепторы, способные реагировать на медиаторы или нейромодуляторы широкого спектра. Благодаря этому взаимодействию, процесс выделения медиатора пресинаптическим окончанием может эффективно регулироваться другими нейронами. Также следует отметить, что в отличие от остальной части аксона, мембрана окончаний содержит значительное число кальциевых каналов, активация которых обеспечивает поступление внутрь окончания Са2+ [5,6].
Внутреннее строение нейрона
Органеллы нейрона находятся в гиалоплазме, состоящей из воды и находящихся в ней различных ионов и органических веществ (глюкоза, аминокислоты, белки, фосфолипиды, холестерин). Гиалоплазма является внутренней средой нейрона, обеспечивающей взаимодействие всех клеточных структур друг с другом посредством транспорта веществ, потребляемых и синтезируемых клет¬кой. Большинство внутриклеточных органелл (мем¬бранные органеллы — ядро, эндоплазматический ретикулум, аппа¬рат Гольджи, митохондрии, лизосомы) имеют собственные мембраны, построенные по тому же принципу, что и клеточные мембраны. Некоторые внутриклеточные органеллы не имеют собствен¬ных мембран (немембранные органеллы — рибосомы, микротрубочки, микрофиламенты и промежуточные филаменты) [6]. Каждая органелла в нейроне выполняет свои специфические функции (рис. 3.).

Рис. 3. Схематическое изображение ультратонкого строения нервной клетки по данным электронной микроскопии (по А.А. Маниной).
ВВ - впячивание ядерных мембран; ВН - вещество Ниссля; Г - пластинчатый комплекс (аппарат Гольджи); ГГ - гранулы гликогена; КГ - канальцы пластинчатого комплекса; КМ - кристы митохондрий; Л - лизосомы; ЛГ - липидные гранулы; М - митохондрии; ММ - мембрана митохондрий; МЭ - мембраны эндоплазматической сети; Н - нейропрофибриллы; П - полисомы; ПМ - плазматическая мембрана; ПР - пресинаптическая мембрана; ПС - постсинаптическая мембрана; ПЯ - поры ядерной мембраны; Р - рибосомы; РНП - рибонуклеопротеиновые гранулы; С - синапс; СП - синаптические пузырьки; ЦЭ - цистерны эндоплазматической сети; ЭР -эндоплазматический ратикулум; Я - ядро; ЯМ - ядерная мембрана.
Эндоплазматический ретикулум представляет собой систему канальцев, уплощенных цистерн и мелких пузырьков и выполняет следующие функции: 1) является резервуаром для различных ионов, в том числе Са2+, одного из вторичных посредников в реализации различных спе¬цифических реакций клеток, например в электромеханическом сопряжении; 2) обеспечивает синтез и транспорт различных ве¬ществ, в том числе молекул белков, липидов; 3) обеспечивает детоксикацию (в клетках печени) ядовитых веществ, попадающих в организм с пищей или вдыхаемым воздухом, а также биологически активных метаболитов. Эти вещества в результате превращений выводятся с мочой и желчью в виде глюкуроновых и сульфуроновых соединений.
Гипоталамуса участвует в формировании задней доли гипофиза (нейрогипофиза) - главной железы эндокринной системы. Гипофиз и гипоталамус образуют единую гипоталамо-гипофизарную систему, которая обеспечивает связь в организме двух систем управления - нервной и эндокринной. Специальные нейроны (нейросекреторные клетки) гипоталамических ядер выделяют нейрогормоны:
1 - стимулирующего действия (либерины, рилизинги),
2 - тормозящего действия (статины), которые усиливают или подавляют выработку передней долей гипофиза (аденогипофиз) тропных гормонов.
Гормоны стимулируют деятельность всех эндокринных желез, поступая к ним с кровью. Таким образом, гипоталамус играет регулирующую, а гипофиз - эффекторную роль, обеспечивая в организме единую нейрогуморальную регуляцию.
Супраоптическое и паравентрикулярное ядра гипоталамуса выделяют нейрогормоны особого свойства:
1. окситоцин (сократитель матки),
2. вазопресин (регулятор обратного всасывания воды в почках).

§3 Эпиталамус
Эпиталамус (надбугорье) - является отростком таламуса и выполняет роль ретрансляционной станции между обонятельными центрами, стволом мозгаи шишковидным эпифизом.
Строение эпиталамуса:
• шишковидное тело (эпифиз),
• два поводка и их треугольники,
• задняя спайка.
Эпифиз имеет связи со многими отделами ЦНС и с вегетативной нервной системой. Он принимает участие в развитии и регуляции функций половой системы, регулирует электролитный и углеводный обмен, работу надпочечников. Эпифиз (как бывший третий глаз) реагирует на изменения долготы дня, являясь своеобразными биологическими часами, регулятором суточной, сезонной и годичной активности организма.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества