Экономическая теория - готовые работы

ГлавнаяКаталог работЭкономическая теория
fig
fig
Уверенность Правительства в том, что механизм расходования бюджетных средств на федеральном уровне достаточно отлажен, на-стораживает. Так как сегодня бюджетное финансирование настроено, главным образом, на “латание дыр”, а не на структурную перестройку экономики. Уравнительное распределение бюджетных ресурсов не только порождает иждивенчество, но и приводит к неэффективному использованию скудных государственных средств. Поскольку отдача этих вложений чрезвычайно мала, расходование бюджетных средств опережает поступление доходов, что ведет к росту бюджетного дефи-цита, вызывает потребность в дополнительной, не предусмотренной Законом о бюджете эмиссии денежных суррогатов, в свою очередь, это в значительной мере сводит на нет усилия Правительства по проведе-нию жесткой финансовой политики.
Подобная политика в области бюджетных расходов, которую Правительство проводит уже практически два года, привела к тому, что проблема государственного долга все более остро дает о себе знать. Не случайно наиболее существенным в Законе “О бюджете” яв-ляется рост расходов по статье “Обслуживание государственного дол-га”. Повышение расходов связано с необходимостью выполнения обя-зательств России перед иностранными и российскими юридическими лицами по обеспечению погашения предыдущих заимствований и обеспечением резервирования соответствующих ресурсов с учетом последующих сроков погашения. По сравнению с уровнем прошлого года увеличение расходов на обслуживание государственного долга (как внутреннего, так и внешнего) составляет почти 40% (с 58 143,8 до 78 323,4 млрд. руб.1).
1. БЕЗРАБОТИЦА: СУЩНОСТЬ, ТИПЫ, ПРИЧИНЫ И УРОВНИ
1.1. Сущность и причины безработицы.
Анализ рынка труда и социально-трудовых отношений был бы неполным без исследования проблемы безработицы. Безработица – это непременный атрибут рыночной экономики. Проявляясь через рынок труда, безработица все же не является результатом функционирования только рынка труда. Подобный подход вытекает не только из того, что рынок труда органически включен в систему рыночных связей, а спрос и особенно предложение рабочей силы формируются за счет экономических и внеэкономических факторов. Общеэкономический характер безработицы обусловлен еще и тем, что собственно рынок труда, пропорции между спросом и предложением труда формируют занятость, а не безработицу. Безработица, с одной стороны, является как бы «изнанкой» занятости, с другой стороны, испытывает влияние факторов, отличных от тех, что формируют занятость [1, c. 300].
Тем не менее, безработица всегда рассматривается в контексте занятости: увеличение занятости, как правило, снижает безработицу, тогда как сокращение – увеличивает ее. По определению, безработица – это количество незанятого трудоспособного населения, желающего работать. В макроэкономическом плане безработица это всегда недоиспользование трудового потенциала общества, совокупной рабочей силы как фактора производства. В этом смысле безработица равносильна избыточным производственным мощностям или неиспользуемым земельным угодьям, но, в отличие от избытка других факторов производства, «лишняя» рабочая сила – явление постоянное в рыночной экономике.
Зарубежные экономисты разных школ и направлений давно уже пытаются выяснить причины безработицы. В последнее время и отечественные исследователи уделяют все больше внимания этому вопросу.
На западе пик изучения проблем безработицы приходится на период Великой Депрессии, опровергнувшей классический взгляд на безработицу как на временное явление, автоматически устраняемое рыночным механизмом равновесия.
Зарубежные экономисты никогда не отрицали наличия безработицы вообще, даже классики и неоклассики. Более того, они считают, что определенный уровень безработицы жизненно необходим для рыночной экономики в силу циклического характера ее развития: в период подъема фирмы быстро находят на рынке труда необходимую рабочую силу, которая была выброшена туда во время спада. Однако современный уровень производства, основанный на научно-техническом прогрессе, делает такую «резервную армию труда» малоэффективной для экономики, - фирмам нужна не просто рабочая сила, а труд определенного качества, определенной квалификации. Поэтому понятие «естественной», т. е. нормальной и даже необходимой для рыночной экономики безработицы трактуется сегодня по-разному. Одни экономисты определяют естественный уровень безработицы как уровень, при котором заработная плата и инфляция устойчивы: снижение безработицы ниже этого уровня вызовет рост инфляции. По существу, это определение естественной безработицы принадлежит неоклассикам, которые связывают инфляцию с заработной платой и уровнем занятости. Другие исследователи естественным уровнем безработицы считают такой, при котором безработица носит добровольный характер, - это так называемый равновесный уровень безработицы. Третьи определяют естественный уровень безработицы как уровень, при котором количество вакансий равно количеству безработных. Четвертые – по неизменному уровню безработицы и нормальной ее продолжительности.
Анализ причин безработицы дают многие экономические школы. Отметим важнейшие трактовки.
Одно из самых ранних объяснений безработицы дано в труде англий¬ского экономиста-священника Т. Мальтуса (конец XVIII века) «Опыт о законе народонаселения». Мальтус заметил, что безработицу вызывают демографические причины, в результате которых темпы роста народонасе¬ления превышают темпы роста производства.
В марксистской литературе сложилась устойчивая традиция представ¬лять теорию Мальтуса как «вульгарную» и несостоятельную. Между тем, она вполне имеет право на жизнь и стала известным подспорьем для экономической политики государств с низкими доходами и высокой рождаемостью. В этих странах государство ведет активную политику по ограничению рождаемости.
Марксистскую критику теории Мальтуса можно считать справедливой только в одном: она не может объяснить возникновение безработицы в высокоразвитых странах с низкой рождаемостью. Значит, источник безработицы следует искать в самой экономической хозяйствен¬ной системе, а не вне ее.
К. Маркс также довольно тщательно исследовал безработицу в «Ка¬питале» (вторая половина XIX века). Он отметил, что с техническим прогрессом растет масса и стоимость средств производства, приходящихся на одного работника. Это обстоятельство убедило Маркса в том, что экономическое развитие приводит к относительному отставанию спроса на труд от темпов накопления капитала, и в этом кроется причина безработицы. Такая трактовка математически не вполне корректна, ибо если спрос на рабочую силу растет, то безработица исчезает или хотя бы рассасывается, несмотря на то, что накопление капитала происходит еще более высокими темпами.
По-видимому, это объяснение безработицы нельзя считать исчерпы¬вающим. Надо сказать, что Маркс допускал и другие ее причины, в частности, цикличность развития рыночного хозяйства, что делает ее постоянным спутником развитого рыночного хозяйства [3, c. 102].
Выведение безработицы из циклического развития экономики стало после К. Маркса устойчивой традицией в экономической теории. Если экономика развивается циклически, когда подъемы и спады сопутствуют хозяйственному развитию, следствием этого становится высвобождение рабочей силы и свертывание производства, увеличение армии безработных.
Введение
Инфляция представляет собой сложнейшее многоаспектное явление социально-экономического характера, присущее в той или иной степени всем странам: развитым, развивающимся и, конечно, странам с переходной экономикой. Серьезной проблемой инфляция остается для России. Без снижения уровня инфляции невозможно достичь экономического процветания страны, поскольку инфляция сдерживает развитие и банковской системы, и финансовых рынков. Вряд ли можно говорить о том, что в России выработан эффективный механизм управления инфляционными процессами. Опыт антиинфляционного регулирования в России свидетельствует о недостаточной адекватности монетарных режимов и используемых Центральным банком инструментов денежно-кредитного регулирования задачам преодоления инфляции.
Как правило, они заимствуются из зарубежной практики антиинфляционного регулирования и зачастую не учитывают особенностей российской экономики. Постепенное снижение уровня инфляции в последние годы может быть объяснено благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, которая позволила несколько нормализовать экономическую ситуацию в стране. Однако Россия до сих пор остается сырьевой страной (доля экспортируемого сырья, прежде всего, нефти и природного газа в 2003г. составила 56% в общем объеме экспорта), поэтому в случае снижения цен на нефть неизбежным следствием станет ухудшение платежного баланса, сокращение золотовалютных резервов и усиление инфляции. В связи с этим проблема инфляции не может считаться окончательно решенной для России. По-прежнему актуальной и необходимой остается задача построения такой модели антиинфляционного регулирования, которая позволит, с одной стороны, эффективно управлять денежной массой, а, с другой – содействовать развитию отечественного производства.
Основной целью курсовой работы является исследование теоретических аспектов сущности инфляции и антиинфляционного регулирования, уточнение роли денежно-кредитного регулирования в преодолении инфляции, анализ причин и особенностей инфляции в России и разработка на этой основе механизма совершенствования антиинфляционного регулирования, учитывающего специфические условия российской экономики.
Задачи работы. Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
1) исследовать теоретические аспекты сущности, целей, необходимости и форм государственного регулирования экономики; охарактеризовать роль денежно-кредитного регулирования в системе государственной антиинфляционной политики;
2) обобщить существующие точки зрения по поводу сущности инфляции, её причин и последствий для экономики, изучить теоретические основы антиинфляционного регулирования;
3) выявить причины развития инфляционных процессов в России;
4) проанализировать антиинфляционную политику, осуществляемую Центральным банком РФ в рамках денежно-кредитного регулирования экономики;
5) разработать методику управления денежным предложением, которая позволит ЦБ РФ управлять инфляционными процессами в сложившихся экономических условиях;
6) предложить конкретные рекомендации по совершенствованию антиинфляционного регулирования.
Объектом работы является антиинфляционная политика зарубежных стран и России.
Предметом исследования выступают инструменты и методы воздействия на инфляционные процессы.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков отечественной и зарубежной экономической науки, которые отражены в списке литературы.
1 Экономическая природа и теоретические основы антиинфляционного регулирования экономики
1.1 Сущность инфляции
Вопрос сущности инфляции, причин её вызывающих, является дискуссионным. Инфляция - это социально-экономическое явление, проявляющееся в обесценивании денег, снижении их покупательной способности. В случае государственного контроля над ценами - в товарном дефиците, снижении качества продукции, развитии теневого сектора экономики, инспирируемое, как правило, нарушением законов денежного обращения либо дисбалансами в экономике. Переполнение каналов денежного обращения может произойти за счёт излишней эмиссии денег, вследствие сокращения товарной массы при сохранении прежних темпов прироста денежной массы, при увеличении скорости обращения денежных единиц. Изменение каждого из указанных выше компонентов может повлиять на обесценивание денежной единицы (национальной валюты) .
Инфляционные процессы возникают, на мой взгляд, с появлением неполноценных денег, а с переходом общества к бумажно-денежному обращению инфляция становится перманентной чертой экономики.
Коренной причиной инфляции являются неполноценные деньги, вызывающие дисбалансы в денежном обращении. Современная инфляция может инспирироваться огромным количеством факторов: от бюджетного дефицита до краха мировых финансовых рынков. Вопрос о причинах инфляции является дискуссионным.
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире существует немало проблем, которые мы можем со всеми основаниями назвать глобальными. Инфляция - одна из них. Она существовала со времен экономического развития человечества, но целиком проявилась сравнительно недавно, поразив сразу экономики всех стран. Трудно с определенностью сказать, когда проблема инфляции впервые встала перед человечеством. Однако, понимая, что инфляция напрямую связана с деньгами и денежным обращением, можно, утверждать, что возникновение инфляции связано с достаточно высокой фазой развития рыночных отношений.
Интенсивный инфляционный пресс всегда сопровождает преобразование административно-коммерческой системы в рыночную. Корни его находятся в структурно-системных диспропорциях развивающегося хозяйства, поэтому сейчас нам необходима мощная и жесткая политика, включающая в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых мер, нужно снять все барьеры на пути действия рыночных механизмов, чтобы преодолеть все структурные, управленческие и монетарные глубинные причины инфляции.
Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов.
Нет нужды говорить, что инфляция отрицательно влияет на все стороны жизнедеятельности общества, государства и экономики, и поэтому борьба с этой болезнью является "краеугольным камнем" экономической и денежно-кредитной политики России.
Вся прогрессивная экономическая мысль человечества, положила немало усилий для борьбы с инфляцией, но она окончательно побеждена не была. В некоторых странах определенные успехи уже достигнуты, другие, как и Россия, находятся в начале этого пути, что ставит их в привилегированное положение. Они, используя накопленный исторический опыт, могут избежать чужих ошибок. Однако при формировании политики в Российской Федерации необходимо учитывать уникальные особенности экономики государства.
Необходимо подчеркнуть, что Россия имеет все возможности для выхода из инфляционного тупика, т.к., несмотря на все трудности, она без всякого сомнения остается сверхдержавой, обладающей громадными ресурсами и в значительной степени определяющей обстановку во всем мире.
К настоящему моменту времени, уровень инфляции удалось существенно снизить и в основном ввести в управляемые рамки. Однако эффективный механизм антиинфляционного регулирования экономики и ее оздоровления еще в полной мере не отработан и остается предметом дебатов. В этом и заключается актуальность выбранной темы.
В процессе написания работы автор ставил перед собой следующие основные задачи: рассмотреть концепцию инфляции, её сущность и причины возникновения, определить влияние инфляционных процессов на экономику, выделить и охарактеризовать её основные формы и виды, выявить особенности инфляционных процессов в Российской Федерации.
Для достижения поставленных задач были изучены теоретическая и практическая стороны вопроса. В ходе исследования был использован широкий круг разнообразной литературы как отечественных, так и зарубежных авторов. Особо широкое освещение проблема получила в изданиях периодической печати, где нашли отражение труды специалистов, исследовательские статьи. Важное место в работе уделено исследованию статистических данных развития экономики. Все это позволило полно и подробно рассмотреть инфляционные процессы в целом, выявить их особенности в России, определить основные проблемы, а также наметить возможные пути снижения уровня инфляции в стране.

1. ИНФЛЯЦИЯ: СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ФОРМЫ
Инфляция как экономическое явление существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновения денег, с функционированием которых неразрывно связана. С инфляцией сталкиваются практически все страны, причем последние годы характеризуются повышением ее темпов. Можно сказать, что мир стал более инфляционным.
Инфляция - кризисное состояние денежной системы. Длительное время под инфляцией понимали обесценивание денег и рост товарных цен. До сих пор некоторые зарубежные авторы определяют инфляцию как повышение общего уровня цен в экономике.
Инфляция (от лат. inflatio - вздутие) как экономическое явление представляет собой долговременное снижение покупательной способности денег. Термин инфляция впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861–1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX в. этот термин употребляется также в Англии и Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие инфляция получило в XX в. после первой мировой войны, а в советской экономической литературе – с середины 20-х годов.
Наиболее общее, традиционное определение инфляции – переполнение каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и соответственно рост товарных цен.
Однако такое определение инфляции нельзя считать полным. Инфляция, хотя она и проявляется в росте товарных цен, не может быть сведена лишь к чисто денежному феномену. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира. [2, c.78]
Инфляция проявляется, прежде всего, в обесценении денег по отношению к золоту, товарам и иностранным валютам. В результате уменьшается золотое содержание национальной денежной единицы. Падение покупательной способности денег по отношению к товарам проявляется в росте оптовых и розничных цен. Обесценение денег по отношению к иностранной валюте выражается в падении курса национальной валюты по отношению к иностранным денежным единицам.
От инфляции как процесса следует отличать скачок уровня цен - однократное его повышение, которое может стать началом развития инфляции, но может и не стать им.
Независимо от состояния денежной сферы товарные цены могут возрасти вследствие изменений в динамике производительности труда, циклических и сезонных колебаний, структурных сдвигов в системе воспроизводства, монополизации рынка, государственного регулирования экономики, введения новых ставок налогов, девальвации и ревальвации денежной единицы, изменения конъюнктуры рынка, воздействия внешнеэкономических связей, стихийных бедствий и т.п. Следовательно, рост цен вызывается различными причинами. Но не всякий рост цен - инфляция.
ВВЕДЕНИЕ
Цена в современной экономике - это не только индикатор соотношения спроса и предложения, на который должна ориентироваться фирма, но прежде всего - важнейший элемент маркетинга фирмы.
Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает существенное влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.
Ус¬корение экономических процессов, перене¬сение акцента в сторону их эффективнос¬ти, своевременности и управляемости вызывает необходимость исследования и совершенствования процессов ценообразо-вания, которые рассматриваются как состав¬ная часть маркетинга предприятия. Неуме¬ние использовать отечественными произ¬водителями рыночную маркетинговую це¬новую политику часто является причиной низкой рентабельности продаж, по-прежнему довольно высокой доли убыточных предприятий, значительных товарных запасов.
Поэтому в настоящее время особую актуальность приобретают вопросы исследования теоретических основ ценообразования и применение их на практике.
Цель данной работы заключается в изучении системы цен, их видов.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
 Определить сущность цены как инструмента маркетинговой политики предприятия
 Рассмотреть различные виды цен, систему их взаимодействия
 Изучить процесс определения оптимального уровня цен
Для достижения поставленных задач была тщательно изучена теоретическая сторона вопроса. В ходе исследования был использован широкий круг разнообразной литературы как отечественных, так и зарубежных авторов, нормативные и законодательные акты. Особо широкое освещение проблема получила в учебных пособиях, где нашли отражение труды специалистов по ценообразованию, исследовательские статьи.

1. ЦЕНА: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ
Цена - сложнейшая экономическая категория. В ней сходятся экономические, социальные и политические факторы, определяющие социально-экономическое развитие общества. Все стороны хозяйственной деятельности так или иначе связаны с использованием цен. С помощью цен экономическое воздействие может быть доведено до каждого отдельного товара в сфере производства и до каждого отдельного потребителя. В движении цен, в их уровнях и структуре в той или иной степени находят отражение реальные экономические интересы общества в целом, отдельных групп населения, личные интересы граждан.
Цена в современной экономике - это не только индикатор соотношения спроса и предложения, на который должна ориентироваться фирма, но прежде всего - важнейший элемент маркетинга фирмы.
Цена была и остается важнейшим критерием принятия потребительских решений. Но за последнее время получили широкое развитие иные, неценовые факторы конкуренции. Тем не менее, цена сохраняет свои позиции как традиционный элемент конкурентной политики, оказывает существенное влияние на рыночное положение и прибыль предприятия.
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики. Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.
В самом общем виде цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу за приобретаемый товар. В условиях рыночной экономики цена является характеристикой товара на рынке. В ней концентрируются такие основные понятия рыночной экономики, как потребность, запросы, спрос, предложение и т. д.
В условиях товарно-денежных отношений цена является денежным выражением меновой стоимости, объективный закон изменения которой требует обязательного учета его действия при конструировании системы ценообразования, предусматривающей использование цены в качестве рычага управления общественным производством. [13, c.15]
Для пoкyпaтeля цeнa, кoтopyю гoтoв oн yплaтить, - этo мepa интeнcивнocти eгo пoтpeбнocти, т.e. paзмepa yдoвлeтвopeния, кoтopoгo oн ждeт. Для пpoдaвцa цeнa, пo кoтopoй oн гoтoв пpoдaть, - этo мepa издepжeк плюc пpибыль, кoтopyю oн нaдeeтcя пoлyчить. Фopмaльнo (yпpoщeннo) цeнy мoжнo пpeдcтaвить кaк oтнoшeниe, yкaзывaющee, кaкyю cyммy дeнeг нyжнo yплaтить, чтoбы пpиoбpecти oпpeдeлeннoe кoличecтвo тoвapoв и ycлyг.
Цена является конечным показателем, характеризующим товар, она в равной степени учитывает интересы всех участников процесса товарообмена - производителей и потребителей.
Таким образом, цена — денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины, затраченного на производство товаров общественно-необходимого рабочего времени. В широком смысле — ценность вещи. Обычно цена выражает в денежной форме стоимость единицы товара (услуги). [16]
Структура цены - совокупность элементов затрат и чистого дохода, заключаемых в цене. В самом общем виде цена есть сумма издержек производства плюс прибыль. В свою очередь издержки производства (валовые) состоят из постоянных и переменных издержек. В состав постоянных издержек входят амортизационные отчисления, необходимые затраты на прошлые обязательства, накладные расходы, т. е. издержки, которые несет фирма, даже если она ничего не производит. К переменным издержкам относятся все остальные издержки производства, непосредственно связанные с выпуском продукции. Это — затраты на зарплату, сырье, электроэнергию, на накопление и т. д. В свою очередь общая сумма прибыли делится на собственно прибыль и налог на добавленную стоимость. [3]
При прогнозировании, разработке и применении цен учитывают объективно присущие им функции, являющиеся проявлением действия объективных экономических законов, и прежде всего закона стоимости. Через функции проявляются роль цен в экономическом управлении, место каждого вида цен в хозяйственном механизме, взаимосвязь системы ценообразования со смежными системами экономического управления. Функции выражают объективные свойства цены. Познание и использование функций цены позволяет более четко определить ее роль и значение в экономическом управлении.
Введение
Бюджетная политика связана с разработкой и использованием государственного бюджета и бюджетов территориально-административных единиц. Главная ее задача - способствовать эффективному и устойчивому экономическому развитию страны посредством оптимизации сбора налогов или рационального планирования государственных расходов.
Центральное место в финансовой системе государства занимает государственный бюджет - самый крупный денежный фонд, который подчиняется правительству и используется для финансирования своей деятельности. За счет бюджета государства содержатся армия, милиция-полиция, большая часть здравоохранения, и, что главное, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.
С учетом своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости «помощь». Помощь производится, как правило, путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда более мелким муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.
Под государственным долгом понимаются обязательства, возникающие из государственных заимствований, принятых на себя Российской Федерацией, гарантий или поручительств по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, обязательства третьих лиц .
Актуальность работы: Бюджетный дефицит и государственный долг имеют тесную связь; во-вторых, определение размера дефицита бюджета, невозможно без анализа величины государственного долга. Также необходимо учесть, что для оценки величины государственного долга необходимо исследование роста бюджетного дефицита.
Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование любой экономики. В этом плане можно определить две опасности: возможность банкротства государства и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает важное место среди проблем современной бюджетной политики России.
Цели и задачи курсовой работы: Рассмотреть понятие госбюджета и принципы его построения, рассмотреть дефицит бюджета и его связь с государственным долгом. Рассмотреть бюджетную политику РФ на 2006-2008г.

1. Дефицит государственного бюджета и бюджетная политика
Бюджет государства - это роспись его доходов, полученных от сбора налогов, таможенных пошлин, приватизации, дивидендов по принадлежащим государству пакетам акций, других источников, и расходов на социальные нужды, оборону, управление, дотации учреждениям науки, культуры, жилищно-коммунальному хозяйству, определенным категориям предприятий и т. д. Бюджет - главный инструмент проведения социально-экономической политики государства. Без соответствующих бюджетных ассигнований остаются нереализованными законы и постановления. В соответствии с принципом разделения властей проект бюджета разрабатывает правительство, а принимает его (с поправками) Госдума. На ней лежит основная ответственность за проводимую бюджетную политику.
Консолидированный бюджет включает в себя федеральный бюджет, внебюджетные фонды, местные бюджеты.
Консолидированный бюджет субъекта Федерации включает в себя бюджет субъекта РФ, местные бюджеты, трансферты из федерального бюджета, доли внебюджетных фондов, приходящиеся на данный субъект.
Внебюджетные фонды - денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет.
Дефицит государственного бюджета - превышение запланированных правительственных расходов над ожидаемыми доходами государства. Дефицит бюджета может быть покрыт за счет неинфляционных источников (внутренние и внешние государственные займы на рынке - государственные облигации, ГКО, евробонды и др.) и дополнительной рублевой эмиссии в форме льготных кредитов правительству, выдаваемых Центральным банком.
Профицит бюджета - превышение ожидаемых доходов государства над запланированными правительственными расходами.
Место государства в экономике характеризуется соотношением доходов (или расходов) госбюджета и валового внутреннего продукта (ВВП), т. е. бюджетной нагрузкой, а также соотношением налоговых поступлений в бюджет и ВВП (налоговой нагрузкой). Чем выше эти соотношения, тем «большим» считается государство в смысле его роли в экономике (территория страны и численность населения в данном случае не важны). Самое «большое» государство - при диктаторских, военизированных режимах, самое «маленькое» - в демократических миролюбивых странах, где не нужно тратить много денег на вооружение, и не государство, а сами фирмы финансируют свое производство. Что касается социальных расходов, то существуют разные модели демократических рыночных государств. Одни (например Канада) больше средств направляют на социальные нужды, другие (США) - меньше.
Введение
В условиях перехода к рыночным отношениям Россия переживает один из наиболее драматичных периодов своей истории.
Как свидетельствует мировая практика, начало XXI века ознаменовалось крупнейшей организационно-хозяйственной структурной революцией. Суть ее заключается в том, что для выживания на современном мировом рынке требуется вовлекать огромные массы капиталов. Именно этим объясняется активный процесс передела мирового рынка, на котором ведущими олигархами мира, и в первую очередь США – России отводится роль сырьевой страны, как «придатка» мировой экономической системы.
В этих условиях у России нет другого выхода, кроме создания такой экономической системы, фундаментом которой будет система государственного регулирования экономики страны, совмещенной с рыночными механизмами хозяйствования. Именно такое органическое сочетание двух основополагающих принципов построения экономических систем и позволит обеспечить условия возрождения экономического потенциала страны и создания действительно сильного государства.
Сколько бы мы ни говорили о тех или иных системах управления экономикой нашей страны, сегодня к нашему величайшему сожалению мы вынуждены признать, что с существующим ходом экономического развития России и сложившейся социально-политической ситуацией мириться больше совершенно невозможно, т.к. такая ситуация может привести к социальному взрыву, а сама Россия занять прочное место в разряде отсталых стран мира.
Задача перехода к рыночной экономике исключительно сложная и по ряду причин, ее не смогли решить ряд составов Правительства, возглавлявших эту работу за последнее десятилетие.
Серьезнейшие ошибки в несбалансированности хозяйственной самостоятельности предприятий, отдельных предпринимателей и государственного регулирования основных функций, которые может осуществлять только государство? привели к такому положению дел, которое сложилось сегодня.
Кроме того в их числе: отход от системы планирования основных материальных и финансовых потоков; развал банковской системы страны, приведшей к «игре» спекулятивного капитала, а не к ориентации на инвестирование реальной экономики; потери позиций рубля; распад внутрихозяйственных связей; перекосы в системе приватизации, приведшие к переходу в руки узкого круга «олигархов» значительной сферы производства и ресурсов страны, совершенно не заботящихся о судьбе населения страны, а занятых в основном переводом капиталов за рубеж; потеря значительного числа рабочих мест, приведшая к массовой безработице; распад идеологии человека и переориентация его на накопительство, а не на сферу производства и т.д. и т.п.
Поскольку страна не может оставаться в таком состоянии длительное время, назрела объективная необходимость переломить ход развития российской экономики, идеологии и политики, обеспечить неуклонный рост благосостояния российского общества.
Перед Россией на рубеже XXI века стоят животрепещущие вопросы: как накормить народ и дать ему хотя бы прожиточный минимум средств, как сохранить пенсионеров от вымирания, где найти средства для подъема производства, как сохранить рубль от инфляции, как и какими способами рассчитаться с теми 160 млрд. долларов, которые Россия задолжала мировому экономическому сообществу и фактически попала в полную экономическую зависимость от МВФ, как предотвратить негативные тенденции превращения нашей страны в сырьевой придаток мировой производственной системы.
В настоящее время в силу целого ряда причин, в том числе частой сменяемости составов Правительства, потери значительной части ведущих отечественных ученых и специалистов, в России не сформирована действительно реальная концепция экономического развития на ближайшую перспективу и на последующие десятилетия.
В этот ответственный для судьбы России момент необходимо сформировать объективно правильную и верную стратегию гармоничного развития нашей страны, которая способна не только осуществить перелом в падении объемов промышленного производства, обнищания и вымирания нации, но и обеспечить неуклонный подъем экономики и постоянный рост национального достояния России.
В работе рассмотрены положительные и отрицательные стороны рыночной экономики.
Объектом работы выбрана сфера государственного регулирования экономики и вся связанная с ней рыночная инфраструктура, подверженная постоянно меняющейся конъюнктуры спроса и предложения.
Предметом работы выбран процесс управления системой государственного регулирования экономики, совмещенной с рыночными механизмами хозяйствования.
Задачи данной работы:
провести анализ состояния и уровня развития систем государственного регулирования экономики в промышленно развитых странах мира и в России;
выявить особенности различных механизмов регулирования экономики в период переходы к рыночным отношениям;
выработать систему оценочных показателей, использование которых позволит получить объективную картину необходимости государственного регулирования всех основных элементов экономики России;
разработать необходимую методологию формирования государственной политики развития отечественной экономики при решении проблем её взаимодействия и конкуренции с зарубежными финансово-экономи¬ческими системами.
Введение
Проблема монополизма в экономике вызывает интерес экономистов на протяжении почти всего двадцатого столетия. Эта тема была и останется актуальной до тех пор, пока существуют мировые экономические гиганты, прочно занимающие монополистическое место в производстве.
Снижение уровня монополизации экономики, формирование и поддержание конкурентной среды, качественное проведение антимонопольной политики остаются ключевыми задачами экономической политики на современном этапе. Особую актуальность приобретает проблема обеспечения приемлемого для общества сочетания конкуренции и монополии, определяющего условия и эффективность хозяйствования, мотивацию хозяйствующих субъектов, формирование и распределение доходов, а, в конечном счете, темпы и уровень социально-экономического развития.
В условиях современной России развитие и поддержка конкуренции стали одним из ключевых направлений экономической политики. Однако в экономике существуют отрасли, где конкуренция по объективным причинам невозможна или неэффективна (сферы естественной монополии). Между тем отсутствие действенных конкурентных механизмов и угроза злоупотреблений экономической властью субъектов таких монополий заставляет государство создавать специальную систему регулирования в области естественных монополий, направленную на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
Теоретической и методологической основой работы являются труды зарубежных и отечественных ученых по проблемам конкуренции и монополии.
Объектом исследования являются естественные монополии в России. Предмет исследования — система государственного регулирования естественных монополий.
Целью работы является изучение технологий и методов государственного регулирования естественных монополий в РФ на примере нефтяного комплекса.
Для достижения этой цели в ходе работы решаются следующие задачи:
- раскрыть понятия «конкуренция», «несовершенная конкуренция», «монополия»;
- изучить основные теоретические подходы к пониманию экономической сущности естественных монополий;
- выявить проблемы вмешательства государства в деятельность естественных монополий в нефтяном комплексе;
- проанализировать перспективы совершенствования методов государственного регулирования естественных монополий нефтяного комплекса в России .
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

1. Теоретические основы государственного регулирования естественных монополий
1.1. Понятие естественных монополий
Термин «естественная монополия» первоначально появился в трудах ученых-экономистов. Понятие «естественная монополия» впервые было применено к ситуации установления контроля за использованием природных (естественных) ресурсов (откуда и пошло название). Это явление исследовал в 1838 г. Антуан-Оппстен Курно, приведший пример собственника источника, способного контролировать потребление воды населением, живущим ниже по течению.
В 1848 году английский экономист Джон Стюарт Милль впервые установил разницу между искусственной (разрешенной) и естественной монополией. Первая создается государством, статус закрепляется законодательными актами, а ее возможное упразднение будет способствовать росту национального богатства. В отличие от этого естественная монополия существует безотносительно к усилиям государства и закона . Хотя теория естественной монополии как часть экономической теории (ее разделов «рыночная организация» или «промышленная организация») начала развиваться, начиная примерно с 60-х годов двадцатого столетия, однако реальный опыт гармоничного существования этого феномена в рыночной экономике вырабатывался с середины XIX века.
В энциклопедических изданиях естественная монополия - признанная государством монополия на производство и продажу товаров и услуг-возникает там, где монополизм естественно обусловлен, выгоден государству и всему населению или вызван соображениями общественной безопасности . Словарь делового английского языка Longman определяет естественную монополию как монополию, которая существует потому, что весь имеющийся спрос на продукцию может быть удовлетворен одним производителем с минимально возможными затратами.
Термин «естественные монополии» широко используется в средствах массовой информации. Опрос населения, проводимый Фондом общественное мнение, показал, что это понятие в той или иной степени знакомо 40% россиян, а взялись раскрыть его смысл, значение лишь 18% респондентов. Но и среди них далеко не все справились с задачей.
Введение
Инфляция представляет собой сложнейшее многоаспектное явление социально-экономического характера, присущее в той или иной степени всем странам: развитым, развивающимся и, конечно, странам с переходной экономикой. Серьезной проблемой инфляция остается для России. Без снижения уровня инфляции невозможно достичь экономического процветания страны, поскольку инфляция сдерживает развитие и банковской системы, и финансовых рынков. Нельзя отрицать, что за годы реформ были достигнуты значительные результаты в борьбе с инфляцией. Тем не менее, вряд ли можно говорить о том, что в России выработан эффективный механизм управления инфляционными процессами. Опыт антиинфляционного регулирования в России свидетельствует о недостаточной адекватности монетарных режимов и используемых Центральным банком инструментов денежно-кредитного регулирования задачам преодоления инфляции.
Как правило, они заимствуются из зарубежной практики антиинфляционного регулирования и зачастую не учитывают особенностей российской экономики. Постепенное снижение уровня инфляции в последние годы может быть объяснено благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, которая позволила несколько нормализовать экономическую ситуацию в стране. Однако Россия до сих пор остается сырьевой страной (доля экспортируемого сырья, прежде всего, нефти и природного газа в 2003г. составила 56% в общем объеме экспорта), поэтому в случае снижения цен на нефть неизбежным следствием станет ухудшение платежного баланса, сокращение золотовалютных резервов и усиление инфляции. В связи с этим проблема инфляции не может считаться окончательно решенной для России. По-прежнему актуальной и необходимой остается задача построения такой модели антиинфляционного регулирования, которая позволит, с одной стороны, эффективно управлять денежной массой, а, с другой – содействовать развитию отечественного производства.
Основной целью курсовой работы является исследование теоретических аспектов сущности инфляции и антиинфляционного регулирования, уточнение роли денежно-кредитного регулирования в преодолении инфляции, анализ причин и особенностей инфляции в России и разработка на этой основе механизма совершенствования антиинфляционного регулирования, учитывающего специфические условия российской экономики.
Задачи работы. Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
1) исследовать теоретические аспекты сущности, целей, необходимости и форм государственного регулирования экономики; охарактеризовать роль денежно-кредитного регулирования в системе государственной антиинфляционной политики;
2) обобщить существующие точки зрения по поводу сущности инфляции, её причин и последствий для экономики, изучить теоретические основы антиинфляционного регулирования;
3) выявить причины развития инфляционных процессов в России;
4) проанализировать антиинфляционную политику, осуществляемую Центральным банком РФ в рамках денежно-кредитного регулирования экономики;
5) разработать методику управления денежным предложением, которая позволит ЦБ РФ управлять инфляционными процессами в сложившихся экономических условиях;
6) предложить конкретные рекомендации по совершенствованию антиинфляционного регулирования.
Объектом работы является антиинфляционная политика зарубежных стран и России.
Предметом исследования выступают инструменты и методы воздействия на инфляционные процессы.
Теоретической и методологической основой исследования послужили труды классиков отечественной и зарубежной экономической науки, которые отражены в списке литературы.
ВВЕДЕНИЕ
Проблемы уровня жизни населения в РФ и факторы, определяющие его динамику становятся очень важными. От их решения во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. Решение этих проблем требует определенной политики, выработанной государством, центральным моментом которой был бы человек, его благосостояние, физическое и социальное здоровье. Именно поэтому все преобразования, которые так или иначе могут повлечь изменение уровня жизни, вызывают большой интерес у самых разнообразных слоев населения.
Переход к рыночным отношениям внес значительные изменения в регулирование доходов, которые в первую очередь и определяют благосостояние людей. Прежде всего уменьшилась роль государства в этой области, расширилась самостоятельность регионов и предприятий, а также повысилась значимость рыночных регуляторов. Именно поэтому становится таким важным выработка собственной политики предприятия в области доходов, которая учитывала бы интересы различных групп работников и собственников, предусматривала бы эффективную систему занятости и вознаграждения за труд, меры по социальной защите работников, а следовательно обеспечивала бы человеку достойную жизнь.
Уровень жизни – многогранное явление, которое зависит от множества разнообразных причин, начиная от территории, где проживает население, то есть географических факторов, и заканчивая общей социально-экономической и экологической ситуацией, а также состоянием политических дел в стране.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность понятия уровень жизни, рассмотреть его распределение и особенности в РФ. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность понятия «уровень жизни».
2) Проанализировать показатели уровня жизни населения.
3) Рассмотреть распределение уровня жизни населения в различных странах и особенности его оценки в РФ.
4) Предложить возможные пути повышения уровня жизни.
В курсовой работе использована различная литература. Для раскрытия теоретических вопросов работы базовая информация была собрана из различных учебников и учебных пособий. Более глубокая теоретическая информация была получена из научных работ. Кроме того, использованы законы, кодексы и др. законодательство РФ, в которых также приводятся определения ключевых понятий.
В статьях периодической печати была получена информация о текущем состоянии изучения проблемы государственного долга. Периодические публикации позволили осветить практическое состояние дел в области государственного долга в научных кругах.
В соответствии с целью и задачами работа разделена на три главы. В первой главе рассматриваются теоретические основы понятия уровня жизни и показателей его измерения.
Во второй главе проанализировано распределение уровня жизни в различных странах и его особенности в РФ.
В третей главе предложены возможные пути повышения уровня жизни
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества