Экономическая теория - готовые работы

ГлавнаяКаталог работЭкономическая теория
fig
fig
Определение ренты неразрывно соединено с понятием земли. По виду рента представляет собой плату за пользование землей, которую ее владелец приобретает от арендатора, если собственник и хозяйственный субъект не являются одним и тем же лицом. Бесспорно, что рента – часть стоимости продукта, приобретенного предпринимателем. Среди факторов появления рентных касательств можно выделить следующие особенности, свойственные природному фактору производства: земля и многие другие природные ресурсы не являются свободно воспроизводимыми условиями труда; односторонность земель сельскохозяйственного предопределения вообще, а земель лучшего и среднего качества тем более, обусловливают незначительную гибкость предложения земель .
Рента – систематически получаемый доход с капитала, имущества или земли, не требующий предпринимательской деятельности. Экономисты употребляют термин "рента" в более ограниченном значении: экономическая рента - это цена, оплачиваемая за употребление земли и других природных ресурсов, количество (запасы) которых жестко ограничено. Именно фиксированное количество предлагаемой земли - отличает рентные платежи от заработной платы, процента и прибыли. Где бы практически не употреблялась земля, ее предложение остается неизменным, она не создается людьми, ее количество ограничено. В большинстве государств земля находится в частной собственности, и условием для образования ренты является аренда земельных угодий.
Своеобразной формой ренты является земельная рента, связанная с аграрными взаимоотношениями. Земельная рента выступает как часть прибавочного продукта, формируемого производителями, хозяйствующими на земле. Суть земельной ренты в том, что она является экономической формой исполнении прав собственности на землю. Разнообразными этапам общественной жизни отвечают многообразные формы земельной ренты: выплата ренты в виде части продуктов – продуктовая рента, отработочная рента (барщина). Последней и высшей формой земельной ренты приходит денежная земельная рента - продуктовая рента, преобразованная в денежную форму.
Земельная рента создается не только в связи с арендой земли для сельскохозяйственного производства, рента имеет место и в тех случаях, когда земля арендуется предпринимателями для строительства зданий и сооружений, разработки её недр. Земельная рента выступает в двух основных формах – абсолютной и дифференциальной, что определено существованием двух видов монополий на землю: монополии частной собственности на землю и монополии на землю как объект хозяйствования. Величина земельной ренты определяется в итоге борьбы между арендатором и земельным собственником.
Земельная рента существует в двух основных формах: дифференциальной и абсолютной. Для образования дифференциальной ренты необходимо наличие следующих условий: 1) различие в плодородии отдельных земельных участков; 2) различие в местоположении по отношению к рынку; 3) различие в производительности дополнительных вложений капитала в землю.
Кроме двух основных форм ренты – абсолютной и дифференциальной – существует еще монопольная рента, которая занимает особое место в системе аграрных отношений. Она может быть получена с участков, на которых в силу особых почвенно-климатических условий производятся какие-либо продукты, обладающие исключительными свойствами.
После введения в действие с 1 января 1995 года Гражданского кодекса РФ в российском законодательстве появилось такое понятие, как рента. Многие граждане стали рассматривать ее как вид регулярного дохода, основанного на передаваемом в собственность плательщика имуществе и не требующего от получателя трудовой деятельности. При выборе вида договора ренты у многих возникают вопросы, ответы на которые можно получить из представленной статьи.
Действующим Гражданским кодексом РФ установлено два вида ренты:
• постоянная;
• пожизненная.
Особая разновидность второго вида – пожизненное содержание с иждивением.
С 1 января 2006 года начала действовать гл. 31 «Земельный налог» НК РФ, практическое применение которой выявило некоторые сложности при начислении налога на землю.
Согласно ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Праву постоянного (бессрочного) пользования посвящена ст. 20 ЗК РФ.
В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Вместе с тем право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие ЗК РФ, сохраняется. В то же самое время граждане или юридические лица, обладающие такими земельными участками, не вправе ими распоряжаться.
Развитие земельных отношений – это перманентный процесс, связанный с объективными изменениями производительных сил и производственных отношений в обществе. Поэтому вполне закономерным является появление новых форм земельного налогообложения. Проблема состоит лишь в том, чтобы эти формы земельного налогообложения находили адекватное законодательное регулирование представительными органами муниципальных образований Российской Федерации.
По нашему мнению, существующее на сегодняшний день состояние налоговой системы Российской Федерации обусловлено преобладающим сегодня представлением о земельном налоге как исключительно фискальном инструменте. Данное представление имеет достаточно глубокие исторические корни, кроме того, оно поддерживается сложившейся сейчас в России финансово-экономической ситуацией, которая заставляет отодвинуть на второй план другие функциональные признаки земельного налога.
По нашему мнению, наиболее важным аспектом в теории правового регулирования налогообложения земли является институт принципов. Принципы правового регулирования налоговых отношений имеют огромное значение как для государственных органов, принимающих тот или иной нормативный правовой акт, так и для налогоплательщиков, обязанных соблюдать нормы законодательства о налогах и сборах.
Так же мы пришли к выводу о том, что повышение доходов в бюджетной сфере возможно в результате определения оптимальных величин земельного налога. Другой возможный путь – это придание официального статуса земельным участкам, фактически используемым и выявленным в результате проведения инвентаризации земель.
В связи с этим представляется целесообразным внести соответствующие изменения и дополнения в законодательство о налогах и сборах, которые нашли отражение в положениях, выносимых на защиту.
1. Задача: Владелец имения тратит на производство 1 кг картофеля 8 часов, а на, производство 1 кг мяса 2 часа. Фермер тратит на производство 1 кг картофеля 10 часов, а на производство 1кг мяса 20 часов. Владелец имения и фермер специализируются на производство тех продуктов, по которым они имеют сравнительное преимущество, и удовлетворяют свои потребности в мясе и картофеле путем торговли этими продуктами между собой. (Пояснение: если фермер специализируется на картофеле, то он удовлетворяет свои потребности в мясе за счет обмена картофеля на мясо, произведенное владельцем имения. Таким же путем удовлетворяет свои потребности в продуктах и владелец имения.)
Необходимо определить: Какую выгоду получают фермер и владелец имения от торговли продуктами.
2. Задача: Если в экономике не будет монополистов и все рынки будут конкурентными, то можно ли ожидать справедливости в распределении благ?
Какими, по вашему мнению, должны быть критерии справедливости?
По критерию Ф.Ницше должна максимизироваться полезность более значимых членов общества. Соответствует ли данный критерий принципу максимизации полезности?
Выскажите и аргументируйте свое мнение.
3. Задача: В каких областях экономики действие рынка может быть неэффективным?
Ответ обоснуйте.
4. Задача: На основании приведенных статей составьте платежный баланс страны «Дельта», классифицируя каждую из операций как кредит или дебет:
5. Задача: В условиях экономического спада существует бюджетный дефицит. Какой способ финансирования бюджетного дефицита будет более стимулирующим: создание новых денег или займы у населения? Почему?
6. Задача: Профессор А. Лившиц, заместитель руководителя администрации Президента РФ, выразил мнение, что «… наилучшая поддержка отечественного производителя – это поддержка внутреннего и внешнего потребления» («Сегодня», 30.06.1997). Вы согласны с приведенным высказыванием?
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что все реально функционирующие сегодня экономические системы – это системы "смешанные", т.е. они включают в себя два звена: рынок и государство. Каждое из этих звеньев выполняет свои, присущие только ему функции. Необходимость этих двух звеньев хозяйственного механизма сегодня никто не оспаривает. Спор в экономической науке идет лишь вокруг вопроса о границах и направлениях государственного вмешательства в экономику.
Практика показала, что рынок не способен решить всех проблем общества, особенно в периоды резких циклических колебаний в экономике, когда банкротству подвергается огромное количество предприятий.
Развитие рыночной экономики во второй половине XX века и начале XXI выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономической сфере.
От того, какие условия создаются государством для участников рыночных отношений – напрямую зависит результат этих отношений. Направление и методы государственного воздействия на рыночную экономику самым непосредственным образом определяют направление развития и приоритетные цели государства. Кроме того, немалую роль играет и поведение самого государства на рынке как участника рыночных отношений.
Такая значительная роль государства в экономике привлекает особое внимание и требует тщательного изучения возможных способов влияния государства на экономику, а также последствий данных воздействий. Указанные факты обусловливают актуальность темы работы.

1. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику
У рыночной экономики есть преимущества, которые позволяют на сегодняшний день говорить о рынке как о наилучшей форме организации национальной экономики.
К позитивной роли рынка можно отнести создание конкурентной среды, способствующей развитию научно-технического прогресса и побуждающей применять новейшие технологии, рационально использовать ресурсы. Кроме того, рыночная система обеспечивает своим субъектам реальную экономическую свободу, свободу выбора форм и способов хозяйствования, гарантируемую досконально разработанным законодательством.
Однако рынок имеет и негативные стороны. Он не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем. Рынку, предоставленному самому себе, присущи анархичность и стихий¬ность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффективности хозяйствования. Рынок обостряет проблему социального неравенства, порождает значительную диффе¬ренциацию доходов, имущественное расслоение населения.
Рыночная конкуренция приводит к экономической дифференциации производителей, высвобождению работников и безработице, обострению социального положения малообеспеченных слоев населения. Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые группы (пенсионеры, ин¬валиды, молодежь и др.) остаются порой обделенными.
Рынок не восприимчив к долгосрочным общегосударственным программам, связанным с ликвидацией социального неравенства, экологией, обустройством территорий. Он не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные струк¬турные сдвиги, ориентированные на перспективу .
Таким образом рынок нуждается в использовании механизма государственного регулирования для решения различных проблем.
Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограничен¬ной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принижает санкции против продажи не¬качественных товаров, ложной информации о деятельнос¬ти фирм; улучшает функционирование рынка путем созда¬ния стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранитель¬ных органов, дороги, дорожную разметку и знаки и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанные с производственной деятельностью: страхова¬ние на случай безработицы, по старости.
Государство тратит средства, осуществляя контроль за состоянием окружающей среды и утилизацией отходов про¬изводства.
В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.
Разумеется, представления различных экономистов и политиков о том, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие - рынком, не совпадают. Поэтому в некоторых странах с плановой экономикой могут наблюдаться существенные различия в степени экономической самостоятельности предприятий. Точно так же степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. Но общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.
Изменение основополагающего принципа формирования системы государственного регулирования – одно из главных стартовых условий перехода к рыночной экономике. На переходном этапе эта система характеризуется двумя определяющими тенденциями. С одной стороны, государственное регулирование экономических процессов теряет здесь всеобъемлющий характер, степень государственного вмешательства в экономику уменьшается. С другой стороны, происходит изменение форм и методов государственного регулирования.
На этапе перехода к рынку роль государства более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Это связано с двумя основными причинами. Во-первых, на переходном этапе рынок находится в стадии становления и его регулирующие возможности недостаточно высоки, что обуславливает необходимость более интенсивного вмешательства государства в экономические процессы. Во-вторых, переход от планового хозяйства к рыночному не происходит автоматически, стихийно. Государство призвано регулировать процессы перехода, стимулировать создание инфраструктуры рынка, условий для его нормального функционирования. Решение соответствующих задач осуществляется посредством выполнения государством определенных функций.

2. Теоретические основы государственного регулирования экономики
2.1 Понятие государственного регулирования рыночной экономики
Государственное регулирование экономики – воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем .
Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.
Носители хозяйственных интересов – это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, государственные служащие и т.п.
Носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации и т.п. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.
Исполнителями хозяйственных интересов – субъектами государственного регулирования экономики – являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Они и будут проводить в жизнь программу государственной экономической политики. В государствах с федеративным устройством (США, Канада, ФРГ, Испания, Бразилия и др.) существуют федеральные и местные парламенты и правительства, соответственно защищающие общегосударственные и местные экономические интересы. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного регулирования экономики, все более независимыми в осуществлении государственного регулирования от законодательной власти становятся исполнительные органы.
ВВЕДЕНИЕ
После начала реформ и до сегодняшнего дня бюджетная система страны продолжает изменяться. Однако роль бюджетной политики как важнейшего инструмента регулирования экономики очень важна.
Проблема составления и регулирования бюджета актуальна как никогда. Актуальность решения проблемы регулирования бюджетов определяется не только формирующимися новыми подходами к управлению доходами и расходами, но и невозможностью выработки для этих целей в современных условиях универсальной модели действия для любого государства. Необходимость экономического развития и недостаток денежных средств в бюджете порождают немало проблем, решение которых необходимо для нормального развития экономики страны и устойчивого экономического роста. Дефицит государственного бюджета и возникновение государственного долга на сегодняшний день являются нормальными явлениями общепринятыми в мире. Однако, переходя из года в год, государственный долг может увеличиваться и при отсутствии должного внимания со стороны политиков и экономистов может привести к неблагоприятным последствиям для экономики государства.
Вместе с тем, грамотное управление государственным долгом предотвратит негативные последствия для экономики и сможет стабилизировать ситуацию.
Управление государственным долгом является составной частью финансовой политики любой страны. В систему управления государственным долгом включаются такие элементы, как разработка общей стратегии государственных внутренних и внешних заимствований, в том числе снижение стоимости заимствований, эффективное использование заемных ресурсов комплекс мер по обеспечению своевременного выполнения долговых обязательств.
Цель курсовой работы – раскрыть сущность понятий дефицит государственного бюджета и государственный долг, и рассмотреть особенность государственного долга в РФ, проанализировать внутренний и внешний долг России. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть сущность и описать структуру понятий «бюджет», «государственный долг» согласно российскому законодательству.
2) Изучить возможности управления государственным долгом
3) Рассмотреть особенности российского государственного долга.
4) Проанализировать внутренний и внешний государственного долг России, их особенности и последствия для экономики.
При помощи раскрытия поставленных задач в курсовой работе выявляется сущность и особенности внутреннего и внешнего долга России. Показаны некоторые проблемы, решение которых необходимо для нормального развития российской экономики.
Объектом исследования является область функционирования государственного долга. Методологическую основу работы составляют общенаучный, логический, исторический, сравнительный и другие методы.
В курсовой работе использована различная литература. Для раскрытия теоретических вопросов работы базовая информация была собрана из различных учебников и учебных пособий. Более глубокая теоретическая информация была получена из научных работ таких авторов как Е.Н. Козикова, А.С.Анисимов, А.Вавилов, Ю.А.Данилов и др. Кроме того, использованы законы, кодексы и др. законодательство РФ, в которых также приводятся определения ключевых понятий.
В статьях периодической печати была получена информация о текущем состоянии изучения проблемы государственного долга. Периодические публикации позволили осветить практическое состояние дел в области государственного долга в научных кругах.
В соответствии с целью и задачами работа разделена на две главы. В первой главе рассматриваются теоретические понятия государственного бюджета, его роли, причины возникновения дефицита государственного бюджета, источники его покрытия, общие вопросы образования государственного долга, его классификация, необходимость и возможность управления.
Во второй главе проанализированы особенности происхождения государственного долга России, текущая структура и перспективы управления внутренним и внешним долгом РФ.
Для иллюстрации анализируемого материала использованы графики, таблицы, приложения.

1. Государственный бюджет и государственный долг
1.1 Государственный бюджет РФ
Главным звеном общегосударственных финансов является государственный бюджет. Он представляет собой централизованный денежный фонд государства, образуемый для материального обеспечения государственных функций . С его помощью правительство концентрирует в своих руках значительную часть финансовых ресурсов страны и осуществляет в территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта. В государственном бюджете аккумулируется от 40 до 60% всех средств, распределяемых через бюджетную систему (бюджетная система – это совокупность всех бюджетов страны).
Для успешной реализации государственной финансовой политики сосредоточение определенной доли национального дохода необходимо в некотором централизованном фонде финансовых ресурсов — таким фондом и является бюджет.
Согласно определению, приведенному в Бюджетном кодексе Российской Федерации, государственный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения деятельности государства и местного самоуправления.
Бюджет сообщает людям с помощью языка цифр о приоритетах государственной экономической политики и о том, на какие услуги со стороны государства могут рассчитывать граждане.
Государственный бюджет возник одновременно с появлением государства, однако только с приходом к власти буржуазии (в конце XVII в. в Англии) бюджет приобрел форму документа, утверждаемого законодательно. В России первые сведения о смете государственных доходов и расходов и сметах отдельных городов датируются 1645 г., в 1722 г. камер-коллегия составила роспись государственных доходов и расходов на 1723 г., с 1802 г. Министерство финансов России ежегодно составляло подробные росписи государственных доходов и расходов, а с 1811 г. стал составляться ежегодный бюджет по единой схеме с группировкой доходов и расходов.
ВВЕДЕНИЕ
Одна из важнейших проблем реформирования и модернизации российской экономики – привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.
Перед Россией, как и перед мировой экономикой, XXI век определил новые вызовы, в первую очередь в области инвестиционной и инновационной политики. Оживление инвестиционной и инновационной активности – главное условие выхода России из экономического кризиса и создания предпосылок для устойчивого развития социально ориентированной рыночной экономики.
Цель курсовой работы – раскрыть понятие и роль иностранных инвестиций, необходимость и проблемы их привлечения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Раскрыть и сущность инвестиций, определить их источники;
2) Рассмотреть роль отдельных факторов в привлечении иностранных инвестиций;
3) Изучить правовое регулирование иностранных инвестиций в России, выявить проблемы и наметить пути решения;
4) Проанализировать динамику иностранных инвестиций в России;
5) Оценить инвестиционный климат в России и определить пути его улучшения.
Объектом исследования являются иностранные инвестиционные вложения. Предметом исследования является процесс привлечения иностранных инвестиций и их влияния на экономику государства. Методологическую основу работы составляют общенаучный, логический, исторический, сравнительный и другие методы.
При помощи раскрытия поставленных задач в курсовой работе выявляется сущность иностранных инвестиций и их влияние на экономику в России. Показаны некоторые проблемы, решение которых необходимо для нормального развития российской экономики.
В курсовой работе использована различная литература. Для раскрытия теоретических вопросов работы базовая информация была собрана из различных учебников и учебных пособий. Более глубокая теоретическая информация была получена из научных работ. Кроме того, использованы законы, кодексы и др. законодательство РФ.
В статьях периодической печати была получена информация о текущем состоянии изучения проблемы привлечения иностранных инвестиций. Периодические публикации позволили осветить практическое состояние дел в рассматриваемой области.
В соответствии с целью и задачами работа разделена на две главы. В первой главе рассматриваются теоретические основы инвестиций, сущность и виды инвестиций, их источники.
Во второй главе проанализирована роль отдельных факторов в привлечении иностранных инвестиций, изучено правовое регулирование иностранных инвестиций в Росси, выявлены проблемы и намечены пути преодоления, изучена динамика иностранных инвестиций в России, проанализирован инвестиционный климат России и определены пути его улучшения.

1. Теоретические основы инвестиционной деятельности
1.1 Понятие и сущность инвестиций
В качестве экономической категории инвестиции определяют как экономические отношения, которые возникают в процессе расширенного воспроизводства по поводу использования накапливаемой части созданного продукта в целях увеличения количества и улучшения качества производственного и финансового капиталов.
Роль инвестиций на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях несколько отличается.
На макроэкономическом уровне значение инвестиций проявляется в таких направлениях как осуществление расширенного воспроизводства, ускорение научно-технического прогресса, повышение качества продукции, обеспечение отраслевой сбалансированности общественного производства, осуществление решения социальных проблем, обеспечение охраны природной среды, обеспечение национальной безопасности государства.
На микроэкономическом уровне значение инвестиций заключается в обеспечении решения следующих задач: осуществление расширенного воспроизводства, повышение технического уровня производства, повышение качества продукции, обеспечение конкурентоспособности предприятия, получение дополнительной прибыли путем осуществления финансовых инвестиций, проведение природоохранных мероприятий.
В целях анализа инвестиционной деятельности на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях инвестиции классифицируются по ряду признаков. Основными классификационными признаками, применяющимися на практике, являются следующие:
• по объектам вложений;
• по периоду инвестирования;
• по характеру участия в инвестициях;
• по формам собственности инвестируемого капитала;
• по уровню доходности;
• по уровню инвестиционного риска;
• по воспроизводственной направленности;
• по региональным источникам привлечения капитала.
По объектам вложения различают реальные и финансовые инвестиции
Реальные инвестиции – вложение средств в материальные и нематериальные активы. Важнейшая их часть – вложения, осуществляемые в форме капитальных вложений, в основной капитал.
Финансовые инвестиции – вложение средств в различные финансовые активы (ценные бумаги, паи, доли участия, банковские депозиты).
По периоду инвестирования различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные инвестиции. Все вложения, сроком до 1 года относят к краткосрочным инвестициям, свыше года и до 3 лет – к среднесрочным, а инвестиции свыше 3 лет относят к долгосрочным инвестициям. При учете на предприятии применяют деление на краткосрочные и долгосрочные инвестиции.
По характеру участия в инвестициях принято выделять прямые и непрямые (косвенные) инвестиции. Прямые инвестиции предполагают непосредственное участие инвестора во вложении средств. Непрямые (косвенные) инвестиции предполагают наличие инвестиционного посредника.
По формам собственности инвестируемого капитала: частные инвестиции, государственные, муниципальные. Если инвестируемый капитал состоит из частных и государственных (муниципальных) инвестиций, принято определять их как смешанные инвестиции.
По уровню доходности различают: высокодоходные инвестиции – предполагают вложение капитала в инвестиционные проекты (финансовые инвестиции), ожидаемый уровень доходности по которым превышает среднюю норму прибыли на инвестиционном рынке; среднедоходные инвестиции – ожидаемый уровень доходности по которым соответствует средней норме прибыли на инвестиционном рынке; низкодоходные инвестиции – ожидаемый уровень доходности по которым соответствует средней норме прибыли на инвестиционном рынке; бездоходные инвестиции –инвестор не ожидает получение дохода; это относится прежде всего к проектам социального, экологического назначения.
По уровню инвестиционного риска деление существенно, поскольку инвестиционная деятельность ведется в условиях неопределенности. По этому признаку можно выделить низкорисковые, среднерисковые и высокорисковые инвестиции. В качестве критерия отнесения инвестиций к той или иной группе применяется среднерыночный уровень риска.
С воспроизводственной точки зрения также важно выделение валовых инвестиций, реновационных инвестиций и чистых инвестиций.
Валовые инвестиции представляют собой всю совокупность инвестиций, направленных на воспроизводство основных средств и нематериальных активов за определенный период.
Реновационные инвестиции характеризуют объем инвестиций в простое воспроизводство основных средств и амортизируемых нематериальных активов за определенный период.
Чистые инвестиции характеризуют капитал, инвестируемый в расширенное воспроизводство основных средств и нематериальных активов. Чистые инвестиции образуются за счет уменьшения объема валовых инвестиций на величину реновационных инвестиций.
По региональным источникам привлечения капитала выделяют внутренние (национальные) инвестиции и иностранные инвестиции.
По организационной форме различают инвестиционный проект и инвестиционный портфель. Инвестиционный проект – это план вложения инвестиций, обоснование их целесообразности, объема, сроков, предполагает получение законченного объекта инвестиционной деятельности. Инвестиционный портфель – целенаправленно сформированная совокупность объектов реального (финансового) инвестирования, предназначенная для осуществления вложения средств в соответствии со стратегией предприятия.
Определяющее значение для экономического роста и повышения эффективности производства имеют реальные инвестиции, в основном представленные капитальными вложениями. Капитальные вложения – это инвестиции в основной капитал, в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательских работы и ряд других затрат.
Различают воспроизводственную, технологическую, отраслевую структуру капитальных вложений.
Объектами капитальных вложений являются различные виды реальных активов, за исключением изъятий, установленных законодательно.
Применение воспроизводственного подхода для определения инвестиций позволяет говорить об их двойственном характере: они выступают как инвестиционные ресурсы, которые отражают величину неиспользованного для потребления дохода; представляют собой вложения (затраты) в объекты предпринимательской деятельности в целях прироста стоимости капитала.
Рассматриваемые в ресурсном аспекте инвестиции существуют в материальной, денежной форме, а также в форме имущественных прав и прочих ценностей.
С точки зрения затрат инвестиции характеризуют направления вложений и выступают как объекты инвестиционной деятельности. Они включают основной капитал, оборотный капитал, ценные бумаги и целевые денежные вклады, нематериальные активы.
Введение
В большинстве стран институтом, отвечающим за выпуск денег, является Центральный Банк. Обычно он отвечает за выпуск денег, регулирование банковской системы и за политику в области обменного курса. В развитых странах председатель Центрального Банка не выбирается, а назначается выборным органом (парламентом).
Подобная практика имеет место и в России: кандидатура председателя Банка России утверждается Государственной Думой. Степень независимости Центрального Банка сильно меняется от страны к стране. Обычно в развитых странах стремление разделить кредитно-денежную и фискальную политику приводит к значительной самостоятельности Центрального Банка, а в развивающихся странах Центральный Банк испытывает значительное давление со стороны правительства и президента.
Основная функция Центрального Банка связана с выпуском денег, который осуществляется посредством покупки государственных обязательств. Другой функцией Центрального Банка является контроль за деятельностью банковской системы. И, наконец, Центральный Банк ответственен за регулирование обменного курса.
Принципиальным вопросом при изучении деятельности Центрального Банка является вопрос о том, что Банк может контролировать. Основным ограничением выступает наличие лишь одного инструмента, каковым является количество денег в экономике (то есть, за пределами Центрального Банка). Обладая лишь одним инструментом, Центральный банк может контролировать лишь одну переменную. В результате при фиксированном обменном курсе (когда Банк берет на себя обязательства по поддержанию обменного курса на определенном уровне), Банк не может контролировать какие-либо другие переменные, например ставку процента или предложение денег.
Актуальность в условиях перехода к рынку приобретают перспективы развития банковской системы, в том числе российских банков и других кредитных институтов. Разработка таких перспектив возможна лишь на основе изучения функционирования российских, а также зарубежных банков. В настоящее время в России на страницах экономической печати, в дискуссиях на научных и практических конференциях широко обсуждаются возможности построения двухуровневой банковской системы, а также реорганизации существующих кредитных организаций. Идет процесс создания новых, реорганизации действующих банков, развивают свою деятельность банковские ассоциации, союзы.
Цель данной работы проанализировать деятельность Центрального Банка и его функций в аспекте соотношения целей и инструментов монетарной политики.
Согласно цели работы сформулированы следующие задачи:
1. рассмотреть понятие банковской системы и ее основных инструментов;
2. охарактеризовать центральный банк и его функции;
3. рассмотреть банковскую систему в процессе ее развития и отметить специфические особенности.
Работа сформирована в виде введение, трех глав, заключения, списка литературы.
Аспекты данной темы «Центральный банк и его функции: соотношение целей и инструменты монетарной политики» рассмотрены в работах в работах как русских так и иностранных ученых.
Так же в работе использованы законодательные акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность Центрального Банка Российской Федерации. И использованы информационные ресурсы сети Интернет www.cbr.ru и www.rbk.ru, освещающие современные как теоретически так и практические аспекты деятельности Центрального банка.
Глава 1. Понятие банковской системы, ее основные инструменты
1.1. История возникновения и сущность центральных банков
На ранних стадиях развития капитализма отсутствовало четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками. Коммерческие банки широко практиковали выпуск банкнот как один из источников мобилизации капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банкнотной эмиссии в немногих крупных коммерческих банках, в результате чего монопольное право выпуска банкнот закреплялось за одним банком.
Первоначально такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем — центральным банком (ЦБ), что соответствовало его главенствующему положению в кредитной системе.
Первые ЦБ возникли 300 лет назад (Шведский Риксбанк в 1668 г.), но повсеместное распространение и современное значение они приобрели только в последние десятилетия XX в.
Исторически существовало два пути образования центральных банков. Одни из них стали центральными в результате длительной исторической эволюции. Это имело место главным образом в странах, где капиталистические отношения сложились сравнительно рано (в середине XIX – начале XX вв.). Так, Банк Англии стал эмиссионным центром в 1844 г., Банк Франции — в 1848 г., Банк Испании — в 1874 г.
В эпоху государственно-монополистического капитализма получил большое развитие процесс национализации центральных банков, ранее имевших статус акционерных. Национализацию акционерных банков ускорили экономический кризис 1929—1933 гг. и Вторая мировая война, усилившие тенденции государственно-монополистического развития экономики. В 1938 г. был образован государственный Банк Канады, в 1942 г. — Банк Японии, в 1946 г. — Банк Англии и Банк Франции.
Другие банки (федеральные банки США, образованные в 1913 г., центральные банки многих латиноамериканских государств) с самого начала были учреждены как эмиссионные центры.
После Второй мировой войны были созданы государственные эмиссионные институты в ФРГ — Бундесбанк (1957 г.) и Австрии — Резервный банк Австрии (1960 г.) .
В современных условиях в большинстве стран центральные банки, по сути, являются государственными даже в тех случаях, когда формально не принадлежат государству. Например, государству принадлежит лишь часть капитала Швейцарского национального банка, 55% капитала Банка Японии, 50% капитала национального банка Бельгии.
Сегодня центральный банк — ключевой элемент финансово-кредитной системы любого развитого государства. Он выступает проводником официальной денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика наряду с бюджетной составляет основу всего государственного регулирования экономики .
В 1920 г. международная финансовая конференция в Брюсселе отмечала, что «в странах, где не существует центрального эмиссионного банка, его следует создать». Там же подчеркивалось: «Банки и особенно эмиссионные банки нужно освободить от политического давления, они должны управляться на принципах разумных финансов». Таким образом, вопрос независимости ЦБ не надуман. Эта независимость гарантирует эффективность его деятельности.
Исторически ЦБ обычно формировались как акционерные компании, наделенные особыми полномочиями. Термин «центральный банк» подразумевал самый крупный банк, находящийся в самом центре банковской системы. Затем ЦБ постепенно монополизировали некоторые специфические функции, а на определенном этапе власти национализировали ЦБ (акционерный статус при этом мог сохраняться, как, например, у Банка Италии или Национального банка Австрии).
В большинстве случаев капитал ЦБ полностью принадлежит государству, но акционерами могут быть коммерческие банки и другие финансовые институты. ЦБ по сравнению с коммерческими банками стали скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с тем их сущность в принципе не изменилась и заключается в посредничестве между государством и остальной экономикой, в регулировании кредитных потоков.
Существенная степень независимости ЦБ обусловлена его задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения анти-инфляционного экономического роста. Правительство озабочено, прежде всего, краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных выборов (что подчас противоречит долговременным интересам всего государства). Относительно независимый ЦБ в такой ситуации должен выступать своеобразным противовесом .
С другой стороны, независимость ЦБ имеет объективные пределы, так как его принципиальные противоречия с правительством могут отрицательно сказаться на эффективности экономической политики, которую оно проводит . Поэтому прослеживается тенденция к усилению влияния правительства в лице, прежде всего, министра финансов.
Вместе с тем ЦБ имеют официальное право на высказывание собственного мнения, обладают рядом преимуществ, а право прямых приказов со стороны министерства финансов применяется крайне редко.
ВВЕДЕНИЕ
Значение денег приняло важное значение после перехода экономики на рыночную основу. Проблемы возникают в денежной отрасли, по восстановлению народного хозяйства. Поэтому не смотря на многочисленные обсуждения этих проблем в прессе актуальность данных тем не уменьшилась.
Денежной политике сложно образовываться в условиях высокой инфляции, а так же многое другое.
Переход на рыночные отношения обусловлен ростом цен, усилением инфляции. Это видно не только по России, но и так же в других странах, которые находятся в сфере к рыночных отношений.
Важно понять возникает ли инфляция в результате появления рыночных отношений или просто ранняя инфляция усугубляет положение в данном случае при переходе к таким отношениям.
В сфере рынка очень сложно проводить антиинфляционную политику, хотя и необходимо. В случае не досмотра методов борьбы с инфляцией после могут возникнуть неожиданные затруднения не только с инфляций, но и с другими факторами.
Централизованное управление приводит к дисбалансу денежных средств, что подтверждено опытом многих стран.
Поэтому важно проводить сдерживание темпов инфляции, прогнозировать ее и разрабатывать наиболее подходящие методы борьбы с инфляцией.
Правительство обязано выполнять одну из своих главных функции и обязанностей – следить за инфляцией, предотвращать ее и делать ее процент низким, не превышающим нормальный показатель инфляции в современном развитом обществе.
Инфляционные изменения, влияние на финансовую политику мы считаем проблемой. Из-за инфляции жизнь стремительно дорожает, а доходы населения остаются на том же уровне и изменений никаких не происходит.
Инфляция отнюдь не влияет на уровень роста благосостояния. Суть инфляции – падение ценности или покупательской способности денег.
Инфляция - повышение цен на благосостояние жизни. Главное в инфляции это значение стоимости денег, инфляция повышает стоимость жизненных благ.
Приобретая что-либо после инфляции, мы должны выбирать среди того, что нам надо и что мы хотим. Инфляция не только увеличивает цены на предметы в продаже, она сокращает наши покупательские возможности, ведь наши денежные средства не увеличиваются. Нам приходиться довольствоваться меньшим, чем бы хотелось, а что-то и вообще исключить из нашего рациона, одежды и многого другого. Человеку приходиться менять образ жизни, привычный для него, что не очень-то и просто.
Инфляция могла быть не возможна при отсутствии денег, но и общество современное не может существовать без денег. Все взаимосвязано.
Однако, если все сделки будут на основе натурального обмена, мы сможем выжить и не увидим инфляцию. В таком обществе инфляция в принципе невозможна, из самой сути построения общественных отношений в сфере торговли.
Почему инфляция является для нас проблемой? Почему она вызывает волнения в обществе? Это происходит из-за неизвестности. Мы не знаем к чему приведет инфляция, насколько она будет высока и на сколько поднимутся цены, а наши активы обесценятся. Ценность денег в перспективе не известна и это пугает.
Высокий, но контролируемый и известный уровень инфляции, был бы не так страшен, его можно было бы предсказать, предвидеть и просчитать.
Дефляция повышает покупательную возможность денежных средств. Однако, это не меньшая проблема, чем инфляция. Это тоже вносит непредсказуемость, опасность. Ведь отсутствие прогноза всегда может привести к критическим изменения и таит большую угрозу.
Это можно и сказать на счет дезинфляции. Это уменьшение темпа инфляции. Это приносит проблемы тем, кто не умеет строить прогнозы, не умеет разработать план на долгое время по поводу своих денежных обращений.
.

ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИНФЛЯЦИИ
1.1. Сущность, причины возникновения инфляции.
Появление инфляции, скорее всего, связано с самим появлением денег. Нет денег – нет и инфляции.
Сам термин «инфляция» впервые был употреблен в середине 19 века в Америке, во время гражданской войны между Севером и Югом. Широкое же распространение это понятие приобрело уже в 20 столетии, после I Мировой войны. А в советской экономической литературе его можно
встретить лишь с 20-х годов этого века .
Инфляция (от лат. inflatio – вздутие), переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, вызывающее их обесценивание. В результате инфляции бумажные деньги обесцениваются по отношению к товару – золоту, а так же по отношению ко все массе рядовых товаров и к иностранной валюте, сохранившей свою прежнюю реальную ценность или обесценившаяся в меньшей степени.
Другими словами, это процесс переполнения каналов обращения денежной массой сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценивание денежной единицы и рост товарных цен.
Вообще-то, инфляция ( хоть и проявляется только в росте товарных
цен), не является только денежным феноменом. Инфляция – сложное
социально- экономическое явление. И корни этого явления всегда кроются
в ошибках проводимой государственной политики. Причинами могут служить и весомый дефицит бюджета, неверные мероприятия денежной эмиссии и многое другое [2, c. 30].
Инфляция, имея длительную и богатую историю и сейчас представляет собой одну из наиболее острых проблем со времен развития экономики во многих странах мира..
Уровень инфляции (темп роста цен) – относительное изменение среднего уровня цен. В макроэкономических моделях уровень инфляции может быть представлен нам:
П = Р-В / В ,
где Р – средний уровень цен в текущем году, В – средний уровень цен в прошлом году. Средний уровень цен измеряется индексами цен.
Суть инфляции заключается в том, что национальная валюта обесценивается по отношению к товарам, услугам и иностранным валютам,
сохраняющим стабильность своей покупательной способности.
Ранее инфляция возникала, чаще всего при чрезвычайных
обстоятельствах. Во время войн, например, государство, часто выпускало
большое количество необеспеченных бумажных денег для покрытия военных расходов.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что государству необходимо идти в ногу со временем. Инновационная политика позволяет этого достичь. Она следит за появлением модернизированного оборудования и новых товаров и старается ввести что-то новое на рынок. Благодаря инновационной политике появляется возможность совершенствовать производственный сектор, улучшать качество и конкурентоспособность отечественной продукции на мировом рынке.
НТП – экономический инновационный процесс, благодаря нему государство улучшает экономику страны.
Американский экономист Джеймс Брайт заметил, что этот инновационный процесс соединяет воедино управление, предпринимательскую деятельность, экономику, технические условия.
Инновационная политика позволяет управлять новшествами, она может возникать не только в государстве, но и в компаниях. Индивидуализация инновационной политики позволяет занять ей роль и место в государственном регулировании. Все это связано с материально-денежными отношениями.
В основном инновациями предпочитают заниматься частные компании, из-за возможности получения большой прибыли. Однако, здесь от четкой регламентации способов ее осуществления, результат инноваций сложно предсказуем. Все основывается на опыте, интуиции. Большинство проектов умирает, так и не принеся прибыли. Однако предприниматели особенно эффективно предпочитают заниматься этим. Государство проводит наблюдательную политику в сфере инноваций.
Цель: изучение сущности и аспектов инновационной политики в целом и рассмотрение в отдельности инновационной политики в России.
Задачи:
• рассмотреть инновационную политику государства;
• изучить основные направления инновационной политики;
• проанализировать инновационную политику в России;
• охарактеризовать региональную инновационную политику.

1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
1.1. Государственно-инновационная политика.
Научно-технический прогресс - важный фактор роста экономики. Он часто сравнивается с инновациями. Позволяет ввести нововведения в экономику.
Инновационными явлениями можно управлять. В зависимости от того, где они происходят, можно производить управление отделами в корпорациях, а так же в государстве. Инновационная политика приносит разные новшества, однако, она должна развивать научно-технический потенциал государства.
Инновационный процесс тесно взаимосвязан с материальными и денежными отношениями. Это четко прослеживается в условиях рыночной экономики.
Инновациями в основном занимаются частные компании. Они представляют собой путь разрешения задач компании в сфере коммерции или производства. Частные компании добиваются получения высокой прибыльности у других компаний.
В данном случае инновации нужны только для повышения прибыльности компаний. Инновации уже не так важны, как средство науки, они принимают большое значение в сфере предпринимательства [6, c. 50].
Прежде чем ввести и разработать новшества, компании необходимо денежное равновесие, а так же наличие свободных денежных средств. Вложения компаний связаны с возможностью их лишения. Успех нового произведенного продукта неоднозначен, исход моет быть разным. Только 8,7% составляют вероятность успеха нового товара. Вероятность мала и компании нередко боятся рискнуть. По статистике около одной идеи из 12 ждет успех и спрос потребителей.
По словам Твисса американского ученого, 10% всех проектов может постичь успех, а неудача у остальных 90%. Вложив капитал в инвестиционный процесс можно не просто не получить отдачи от него, но и лишиться его навсегда. В этом деле гарантировать ничего нельзя. Однако, если вложение пройдет успешно, капитал можно удвоить, а то и утроить. Здесь дело не только в знаниях спроса на рынки и желаниях потребителей, тут большое значение имеет интуиция.
Прибыль от инноваций может при удачной реализации инновационного процесса оказаться сказочно большой, а в случае неудачи прибыль может быть утеряна полностью.
Инновационная политика в государстве необходима для устойчивой экономики в развитых странах. Эта политика является необходимой для объединения производства и науки.
Государство влияет на инновационную политику в целом. Оно проводит меры по развития науки в качестве ее финансирования, подготовки необходимых кадров для ее работы. Государство является разработчиком множества программ для привлечения инновационной активности в бизнес.
Государство помогает развитию науки за счет совершения заказов на нововведения, которые в будущем будут не заменимы и полезны в экономической сфере страны. Государство поддерживает начальный спрос на новшества, которые в последствии начинают пользоваться большим спросом.
Государство является посредником между академической и прикладной наукой, стимулирует промышленные инновации.
Государство может воздействовать как на прямую, так и косвенно. Та или иная мера может быть использована государством в различных экономических ситуациях.
При спаде экономики важно применение кейнсианского подхода. В данном случае государство контролирует экономику, активно вмешиваясь в нее. Вторжение государства в экономику во все странах неоднозначно и может иметь отличия.
Инициативное вмешательство в экономику государством осуществляется в Японии, Франции, чуть меньшее вмешательство замечено в экономике Англии, США, остальные государства предпочитают не столь активное вмешательство в экономику.
Государственное регулирование сочетается с низкой степенью централизации государственного аппарата, используются косвенные методы воздействия при развитой системе согласования интересов правительства и бизнеса.
1.2. Сущность государственной инновационной политики в России.
Проблема низкой конкурентоспособности затрагивает экономику России. Необходимы новшества в наукоемких отраслях. Устаревшее правительству нужно менять на новое и усовершенствованное.
Это можно осуществить двумя способами:
1. Покупка технологий у развитых стран и применение их в российской экономике. Получение лицензий на известные технологии.
2. Большие инвестиционные вложения в науку для самостоятельного изобретения инновационной технологии и оборудования. Это может принести эффективный результат, при правильном подборе персонала и необходимого количества денежных средств.
Долгое время в России инновациями занимались только крупные государственные
учреждения, основанные на бюджетном финансировании. Они не обращали внимания на исключительность инновационного процесса. Бизнес на инновациях – это слабая сторона российской экономики. Впервые предприятия по инновациями создавались в 1990 – 1993 годах.
Большинство ликвидировалось в течение двух лет из-за жестокого налогообложения, высокой арендной платы и дорогостоящих материалов. Ранее государство не оказывало поддержку таким фирмам. В настоящее время, если государство не упростит налоговую систему или не придумает какую – либо программу по поддержки инновационного бизнеса, он просто постепенно вымрет.
На 2005 год инновационное предпринимательство составило 8%. Численность занятых на них существенно возросла за период с 2000 по 2005 год. Доля научного потенциала России занятого на малых предприятиях, достигла 15 %. В основе их деятельности лежат авторские права их работников. Государство активно и целенаправленно вмешивается в инновации в целях глобального технического развития, выделения важнейших инновационных областей, продвижения инновационных программ.
Государство уделяет большое значение перспективе инноваций, введением их в рыночные отношения. Предприятия могут планировать свою деятельность на не длительное время, в рамках ближайшего будущего. Это им позволяет поддерживать относительно устойчивые рыночные отношения [1, c. 56].
Внимание уделяется новшествам, из-за большого количества возможного получения прибыли. Мысли о борьбе с клиническими заболеваниями могут быть не нужными, так как их прибыльность данных не ожидается в ближайшем будущем, а прогнозирование возможной удачи нахождения решения проблемы невозможно в принципе.
Воззвание государств с выработанными рыночными взаимоотношениями к проблемам глобального, перспективного характера (имеются в виду скрупулезный синтез установок технического развития и предпочтение приоритетных зон инновационной деятельности; анализ темпов формирования инновационных движений и тяготения общества к инновационному предпринимательству; инициирование инновационных проектов и т.д.) выявляет главное обстоятельство государственного вторжения в правление новшествами. Устремляя заинтересованность главным образом на задачах перспективного нрава, государственные границы влияния согласованно дополняют рыночные устройства, проявляющие в основном лишь непродолжительное влияние на сферу инноваций.
Приоритеты в экономике позволяют фирмам планировать свою деятельность в будущем, но на короткий промежуток. Основное внимание здесь уделяется новшествам, которые приносят очень большую прибыль. Здесь осуществляется влияние так называемого «частного эффекта».
ВВЕДЕНИЕ
Со времени формальной легализации российского малого бизнеса прошло уже более 15 лет. В настоящее время это уже совсем не тот малый бизнес, который действовал 10 и более лет назад. У него уже более высокая степень предпринимательской зрелости, профессионализма и развития деловой культуры.
Разумеется, не все протекает гладко в смысле утверждения малых форм хозяйствования как важного элемента новой рыночной экономики России. Сейчас лишь начат длительный эволюционный период формирования нормальной предпринимательской среды в российской экономике, в том числе и в плане утверждения в ней достойной роли малого предпринимательства.
Экономический эффект от деятельности малого бизнеса оценивается с точки зрения его вклада в валовой региональный продукт, повышения качества и конкурентоспособности производимых товаров и услуг, уровня диверсификации деятельности субъектов малого предпринимательства, роста торгового баланса города с регионами РФ и зарубежными странами, а также вклада в реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса.
Все возрастающее значение малого бизнеса в социально-экономическое развитие страны ставит на повестку дня вопрос о признании его общенациональным проектом. Малое предпринимательство присутствует практически во всех отраслях экономики города. В деятельность малых предприятий вовлечены все социальные группы россиян.
В силу указанных причин поддержка малого бизнеса рассматривается в качестве одного из приоритетов политики Правительства России, решающей двуединую социально-экономическую задачу. Эффективность функционирования малого бизнеса напрямую зависит от эффективности его управления. Разработка продуманной системы управления малым бизнесом в современных условиях является приоритетной задачей властных структур, поскольку только в этом случае у государства есть возможность решать ряд других важных проблем, прежде всего, социальных. Именно в этом и заключается актуальность выбранной темы.
Основная цель исследования при написании работы заключается в исследовании процессов развития малого бизнеса и поиск эффективных методов управления и направлений его развития. Объектом исследования является деятельность государственных и общественных структур по поддержке и развитию малого бизнеса РФ.
В процессе написания работы автор ставил перед собой следующие основные задачи:
• рассмотреть сущность категории предпринимательства
• определить роль малого предпринимательства в условиях современной экономики
• выделить наиболее важные препятствия эффективно развития малого бизнеса,
• наметить тенденции и пути развития малого бизнеса города.
При написании данной работы использовался ряд литературных источников отечественных авторов. В различных периодических и специализированных изданиях проблема развития и поддержки малого предпринимательства находит свое отражение, поэтому именно из этих источников почерпнута основная информация по изложенной теме. В ходе исследования были изучены программы развития малого бизнеса Российской Федерации. Кроме того, использовались, нормативная база, ресурсы Internet, благодаря чему была получена оперативная информация. Особое внимание в периодической печати и ресурсах Internet уделено отражению проблем функционирования малых предприятий, а также поиску возможных путей их решения.

1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ
Предпринимательство – историческая категория. Оно не является чем-то окончательно сложившимся и застывшим. Меняются его содержание и форма, расширяется сфера приложения. Развитие предпринимательства – продукта рыночного хозяйствования – неразрывно связано с эволюцией последнего.
В таблице 1. отражена эволюция понятий предприниматель и предпринимательство.
Таблица 1.1.
Эволюция понятий предприниматель и предпринимательство
Средние века Человек, занимающийся внешней торговлей; организатор парадов, балаганов и представлений; лицо, отвечающее за выполнение крупномасштабных строительных или производственных проектов.
XVII век Лицо, заключившее с государством контракт, стоимость которого оговорена заранее. Такой человек берет на себя полноту финансовой ответственности за выполнение условий контракта, но если ему удается уложиться в меньшую сумму, то разницу он присваивает себе.
1725 год Ричард Кантильон: предприниматель - это человек, действующий в условиях риска.
1797 год Карно Бодо: предприниматель - лицо, несущее ответственность за предпринимательское дело, тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием.
1803 год Батис Сэй: доход на капитал отличается от предпринимательского дохода.
1876 год Франсис Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это процент и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям.
1934 год Иозеф Шумпетер: предприниматель - это новатор, который разрабатывает новые технологии.
1961 год Давид Макклеланд: предприниматель - это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска.
1964 год Питер Друкер: предприниматель - это человек, использующий новую возможность с максимальной выгодой.
1975 год Альберт Шапиро: предприниматель - это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы, действуя в условиях рынка, он несет полную ответственность за возможную неудачу.
1983 год Гиффорд Пиншо: антрепренер - действующий в условиях уже существующего предприятия в отличие от предпринимателя, создающего новое предприятие.
Постиндустриальная стадия с характерными для неё ростом роли нематериальной деятельности, динамичностью и социализацией производства установила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования. Важнейшим в предпринимательской деятельности становится не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовать сами условия хозяйствования, предугадав перспективу развития общественного производства. Не просто рациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования выступает ключевым моментом деятельности предпринимателя.
Предпринимательство всё в большей мере охватывает сферы финансов и научной деятельности, где его инновационная функция может раскрыться наиболее полно. Работая на перспективу, предприниматель не может руководствоваться текущими целями. Его устремления приобретают стратегический характер, а главной целью становится не максимизация частного результата, а обеспечение финансовой устойчивости предпринимательской организации. Достичь указанного результата можно, мобилизовав усилия всего коллектива организации, что предусматривает вовлечение в предпринимательский процесс всех его участников.
Предпринимательство является предметом изучения многих дисциплин. Отсюда и множественность его трактовок и определений. Сущность же предпринимательства как экономической категории обусловлена его природой и признаками специфического вида хозяйственного поведения, способностью хозяйствующих субъектов реагировать на потенциальный источник выгоды.
Экономическая природа предпринимательства имеет пять отличительных признаков:
 Осуществление определённой деятельности: продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также извлечение дохода от использования имущества.
 Предпринимательская деятельность имеет целую направленность, то есть получение прибыли, - в этом отличие предпринимательской деятельности от любой другой хозяйственной деятельности.
 Для предпринимательской активности характерна систематичность, то есть она осуществляется систематически. Разовая услуга или производство товаров не является предпринимательской деятельностью.
 Предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно. Предприниматель не подчинён кому-либо в административном отношении. Вмешательство в его деятельность со стороны государственных органов и должностных лиц допускается только в установленных законом пределах.
 Предприниматель осуществляет деятельность на свой страх и риск и несёт ответственность всем своим имуществом.
Рассмотрим основные признаки предпринимательства более подробно.
Важнейшим признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. В основе их поведения лежат внутренние побуждения. Каждый человек, становясь предпринимателем, самостоятельно решает все вопросы деятельности своего предприятия исходя из экономической выгоды и рыночной конъюнктуры.
В тесном единстве с самостоятельностью находится принцип личной экономической заинтересованности и ответственности. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, но хозяйствующий субъект, преследуя свои собственные интересы, работает на общественные. Например, Г. Форд занялся производством автомобилей вовсе не из благотворительных побуждений. Он преследовал личную выгоду, но, удовлетворяя свои интересы, создал целую автомобильную империю, которая наводнила машинами весь мир. В современных условиях личный интерес предпринимателя все более переплетается с коллективным интересом фирмы или компании.
Введение
Первая экономическая ценность, из которой человек научился извлекать для себя прибыль это наша планета Земля, которая богата различными видами ресурсов. Для различных видов промышленности, земля по своей сути служит основным источником поступления сырьевых ресурсов. Землепользование и связанные с ним отношения еще в древние времена заложило основу хозяйственной деятельности человека, и дало толчок развитию производительных сил, углублению общественного разделения труда и его специализации.
Социально-экономические преобразования обусловили возникновение некоторых новых положений в теории земельной ренты, а так же большую конкретизацию существующих.
В рыночной экономике, в условиях совершенной конкуренции в сельском хозяйстве, производство товаров земледелия для предпринимателя (под этим словом мы понимаем собственников или арендаторов крупных хозяйств различных форм собственности), возможно когда его затраты приносят среднюю прибыль как крайний случай, если он собственник земли, и дополнительно земельную ренту, если он арендатор.
Если предприниматель арендует относительно худшую землю, его арендная плата представляет абсолютную ренту в ее нормальной форме.
Предприниматель, арендующий относительно лучшие земли, кроме абсолютной ренты уплачивает дифференциальную земельную ренту.
Земля представляет в рыночной экономике экономический ресурс и цена на этот ресурс устанавливается рынком. Цена на землю является производной от цены и объема производимой, при ее использовании, товарной продукции. Об этом хорошо было отмечено Д. Рикардо «Дорог хлеб не потому, что платится рента, а потому платится рента, что хлеб дорог». Земельная рента – плата за использование земли представляет формы экономической реализации земельной собственности.
Земля наряду с трудом и капиталом является важнейшим фактором производства. Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого цивилизованного государства. Тем не менее рынок земли отдален от совершенства и не является гарантом постоянства. В развитых странах с рыночной экономикой принимаются законы, которые стоят на защите любых прав собственности, в том числе и земельной. В рамках этих законодательств землю можно свободно покупать и продавать. Без наличия у государства банка данных о земле невозможно разрешение проблем аграрного сектора.
Цель данной работы: рассмотреть виды ренты и проанализировать проблемы земельного налога.
Согласно цели обозначены следующие задачи:
• Определить сущность ренты и дать ее понятие;
• Рассмотреть виды ренты;
• Охарактеризовать такие виды ренты как дифференциальная, абсолютная и монопольная ренты;
• Выявить особенности договоров ренты в Российском законодательстве;
• Выявить проблемы начисления земельного налога.
Виды ренты и проблемы земельного налога являются наукоемкой темой и является объектом исследования многих ученых, таких как Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Самуэльсон П., Смит А., Рикардо Д. и др.
Тема данной работы очень актуальна для современной России, в которой понятие земельной ренты, а так же ее юридическая и экономическая основы подвержены реформированию, данные изменения отмечены в используемом нами налоговом кодексе Российской Федерации, а так же в работах Лысова Е.Е. «Важный фактор образования дифференциальной ренты», Паценко О.Н. «Проблемы и перспектива реформирования налога на землю», Беленького В. «Методика определения цены земли и планирования устойчивого землепользования», Пермякова Б. «Рента и природопользование».
В последние годы правовое регулирование налоговых отношений, вопросы налоговой системы не остались без внимания юридической науки. В этой сфере исследований известны работы, написанные учеными С.Г. Пепеляевым, Е.В. Покачаловой, М.Ф. Ивлиевой, М.Ю. Орловым, Е.Е. Туником, Д.В. Винницким, Е.А. Ашмариной, А.А. Поляк, С.В. Аникеевым, докторская диссертация Г.В. Петровой другими, посвященные налогообложению отдельных участников налоговых правоотношений – граждан и производственных кооперативов, проблемам налоговой системы Российской Федерации, правового регулирования налоговых отношений в целом.
Вопросам правового регулирования земельного налога сегодня посвящена только одна работа А.А. Ялбулганова «Правовое регулирование земельного налога в РФ», защищенная в 1996 г. в МГИМО. Однако на данный момент эта работа уже не отражает ни современного уровня законодательства о земельном налоге, ни существующих в этой сфере проблем.
Современный этап налогообложения земли вызывает настоятельную необходимость оценки законодательства о налогах и сборах в аспекте его научной проработанности и соответствие общепризнанным международным принципам.
Недостаточная теоретическая разработанность проблемы налогообложения земли на основе кадастровой стоимости земельных участков, сказывается на законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актах представительных органов муниципальных образований, а также судебной практике налогообложения земли в современный период развития экономики России, порождает множество проблем теоретического и практического характера.
Глава 1. Теоретические основы образования ренты
1.1. Понятие и сущность ренты
Определение ренты неразрывно соединено с понятием земли. По виду рента представляет собой плату за пользование землей, которую ее владелец приобретает от арендатора, если собственник и хозяйственный субъект не являются одним и тем же лицом . Бесспорно, что рента – часть стоимости продукта, приобретенного предпринимателем. Среди факторов появления рентных касательств можно выделить следующие особенности, свойственные природному фактору производства: земля и многие другие природные ресурсы не являются свободно воспроизводимыми условиями труда; односторонность земель сельскохозяйственного предопределения вообще, а земель лучшего и среднего качества тем более, обусловливают незначительную гибкость предложения земель .
Рента – систематически получаемый доход с капитала, имущества или земли, не требующий предпринимательской деятельности. Экономисты употребляют термин "рента" в более ограниченном значении: экономическая рента - это цена, оплачиваемая за употребление земли и других природных ресурсов, количество (запасы) которых жестко ограничено . Именно фиксированное количество предлагаемой земли - отличает рентные платежи от заработной платы, процента и прибыли. Где бы практически не употреблялась земля, ее предложение остается неизменным, она не создается людьми, ее количество ограничено. В большинстве государств земля находится в частной собственности, и условием для образования ренты является аренда земельных угодий.
Аренда земли появилась вместе с возникновением рабовладельческого общества и до сих пор остается основной формой землепользования в слаборазвитых странах. При капитализме распространялась предпринимательская аренда, при которой предприниматель вкладывает в землю личный капитал с целью получения прибыли и ведет хозяйство с применением наемного труда.
Аренда земли – это тип землепользования, при котором собственник передает свой участок на установленный срок другому лицу (арендатору) для ведения хозяйства за назначенную плату.
Рентные отношения формируются между собственниками земли и арендатором по распределению дохода. Одна его часть - в виде обычной прибыли присваивается предпринимателем, а другая отдается земельному собственнику. Рента – это избыток (сверхприбыль) над обычной средней прибылью арендатора. Арендная плата за землю, как правило, бывает больше ренты, она учитывает процент на капитал, вложенный в имущество землевладельцами. Это могут быть жилые и хозяйственные строения, оросительные сооружения, средства связи и другие средства. Размер арендной платы - это продукт конкурентных торгов двух сторон: земельного собственника и арендатора .
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества