Экономическая география - готовые работы

ГлавнаяКаталог работЭкономическая география
fig
fig
1. История развития хозяйства и заселения региона
Люди на территории Карелии появились отдельными группами 8-9 тысяч лет назад. В III тысячелетии до нашей эры она стала интенсивно заселяться. Наиболее густо были заселены побережье Сямозера и северо-западное побережье Онежского озера (местность, примыкающая ныне к Петрозаводску). В 1478 году Карелия вместе с Новгородом присоединены к Русскому централизованному государству. Начиная с XIII века, Карелия подвергается систематическим нападениям шведских захватчиков. Нежелание подчиняться иноземцам, а также экономические и религиозные связи приводят в XVI и XVII веках к массовому переселению карелов на юг, ближе к России. В XVII в. уровень заселенности определяла хозяйственная деятельность Соловецкого монастыря, которая стягивала большое число переселенцев и наемных работников. В 1721 Швеция по Ништадскому мирному договору вернула России Карельский перешеек и Северное Приладожье.
Интенсивное развитие выработка руды получила при Петре I. В 1703 году в устье реки Лососинки строится пушечно-литейный завод, названный Петровским. В 1773 году был построен новый - Александровский завод, являющийся градообразующим. В 1788 году здесь прокладывается первая в стране рельсовая дорога.
К XVI веку система расселения края административно закреплялась в виде погостов с исторически сформировавшимися центрами и тяготевшими к ним отдельными гнездами поселений. Старинные поселения размещались берегам, так как водоемы служили основными транспортными магистралями и источником рыбных промыслов. Берега Онежского озера были заселены мало из-за незащищенности от ветров. Гнезда ограничивались в росте размерами пригодной для ведения хозяйства территорией. Неравномерность размещения поселений связана с поиском наиболее плодородных земель.
К началу XIX века население Карелии насчитывало немногим более 150000 человек, из них около 140 000 занимались сельским хозяйством. Небольшие поселения были разбросаны далеко друг от друга, уездные города мало чем отличались от крупных сел, только губернский центр Петрозаводск выделялся по числу жителей (около 5000 человек). В первой половине XIX века темпы экономического развития резко замедлились .
1. История развития хозяйства и заселения региона
По данным археологов, история Вологодской земли началась более 25 тыс. лет назад. Около тысячи современных вепсов, проживающих на территории Бабаевского и Вытегорского районов, являются отдаленными потомками первых поселенцев.
Славянское население стало осваивать край в V – VII вв. н.э., создавая города Белоозеро, Великий Устюг, Вологду, собирая дань на освоенных землях, устраивая погосты. Произошла ассимиляция финно-угорских племен.
На территории Вологодской области происходили активные процессы смешения различных этнических групп, среди которых были и новгородцы, и финны, и кривичи, и, некоторые балтские племена. В Тарногском районе области из 137 населенных пунктов, как больших, так и малых, только 6 имеют выраженные финно-горские названия.
Этнографическая группа – поморы – непосредственно связана с русским европейским севером. Поморы издавна занимались морскими промыслами, торговым мореплаванием и судостроением. С конца ХVII в. среди них существенно возрастает доля раскольников, вынужденных гонений покидать центральные районы страны, Что послужило причиной основания сельских поселений в отдалённых районах. Поморы селились на Вологодском севере, занимались морским промыслом.
Первое упоминание о наиболее древнем городе Белозерске относится к 862 году. В XII веке основываются такие города, как Вологда (первое упоминание в исторических документах относиться к 1147 году) и Великий Устюг (в летописи под 1212 как Устюг). Вологда была одним из ведущих торговых городов России. С XVIII в. основные торговые пути сместились к новой столице Санкт-Петербургу, и развитие Вологды, как и остальных городов области, замедлилось. Большая часть городов современной Вологодской области (включающей часть земель бывшей Новгородской губернии) была образована в период административной реформы Екатерины II (Череповец, Грязовец, Никольск и другие). Только в 1950-е гг. благодаря строительству одного из крупнейших в стране металлургических комбинатов начался ускоренный рост Череповца. Некоторые города появились в ХХ веке, в годы советской власти: Сокол, Харовск, Красавино и другие .
2. Административно-территориальное деление региона
Область разделена на 26 административных районов, 4 города областного и 11 районного подчинения. Наиболее крупные из них: Вологда, Череповец, Великий Устюг и Сокол. Районы: Бабаевский, Бабушкински, Белозерский, Вашкинский, Великоустюгский, Верховажский, Вожегодский, Вологодский, Вытегорский, г. Вологда, г. Череповец, Грязовецкий, Кадуйский, Кирилловский, Кич-Городецкий, Междуреченский, Никольский, Нюксенский, Сокольский, Сямженский, Тарногский, Тотемский, Усть-Кубинский, Устюженский, Харовский, Чагодощенский, Череповецкий, Шекснинский.
1. ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И С/Х В МИРЕ
Общей закономерностью изменений в отраслевой структуре мирового хозяйства является последовательный переход от высокой доли сельского хозяйства, добывающей промышленности, обрабатывающих отраслей к технически относительно несложным производствам (легкая, пищевая промышленность), капитало- и материалоемким отраслям (металлургия, химическая промышленность) и, наконец, к наукоемким отраслям, создающим продукцию на основе высоких технологий. Иначе говоря, в процессе экономического развития «первичные отрасли» (сельское хозяйство и добывающая промышленность) уступают первенство в отраслевой структуре хозяйства «вторичным» (обрабатывающая промышленность и строительство), а те - «третичным» (сфера услуг).
В экономике развитых стран на этапе постиндустриального развития существенно выросла доля сферы услуг (третичного сектора) и уменьшилась доля сферы материального производства (первичного и вторичного секторов). В структуре ВВП этих стран в 60-90-е гг. неуклонно снижалась доля сельского хозяйства (с 6,5% в 1960 г. до 4,2% в 1980 г: и 3% в 1995 г.).
Hаряду с отмеченной долговременной тенденцией указанные сдвиги объясняются также тем, что под воздействием научно-технического прогресса произошло отпочкование от сельского хозяйства многих видов деятельности и обособление их в особые отрасли промышленности и сферы обслуживания. Одновременно происходит интеграция сельского хозяйства, промышленности и торговли в агропромышленный комплекс, представляющий собой новый тип производственных связей.
Доля обрабатывающей промышленности в ВВП увеличивается до достижения определенного уровня доходов на душу населения - примерно уровня высокоразвитых стран в конце 60-х гг. (13-15 тыс. долл.), а затем происходит ее стабилизация или снижение. Наиболее значительное сокращение происходило с середины 60-х гг. в США, Великобритании, Франции. В странах, начавших индустриализацию несколько позже (Япония, Италия), доля обрабатывающих отраслей продолжала расти вплоть до начала 70-х гг., однако затем начала снижаться.
Важнейшей тенденцией изменения структуры ВВП промышленно развитых стран во второй половине ХХ в. явилось превращение непроизводственной сферы (третичного сектора) в преобладающую часть их экономики. Объем операций в сфере услуг превысил в этих странах объем производства в обрабатывающей промышленности
Новые индустриальные и постсоциалистические страны находятся примерно на одинаковом уровне экономического развития как по ВВП на душу населения, так и по отраслевой структуре экономики. В этих двух группах стран сохраняется относительно высокая доля сельского хозяйства (6-10% ВВП), которая постепенно приближается к уровню развитых стран (2-4%). Удельный вес промышленности в ВВП обеих групп стран (25-40%) находится на уровне постиндустриальных стран и даже превышает его. Это связано со сравнительно невысоким уровнем сферы услуг (45-55% ВВП).
В отраслевой структуре ВВП развивающихся стран по-прежнему велика доля сельского хозяйства (20-35%). Доля промышленности в ВВП этих стран чаще всего небольшая (10-25%), причем она выше главным образом в странах -экспортерах минерального сырья и топлива, тогда как доля обрабатывающей промышленности колеблется в пределах 5-15%.
В отраслевой структуре промышленности продолжает снижаться доля добывающих отраслей и расти доля обрабатывающих, особенно машиностроения и химической промышленности. В обрабатывающей промышленности развитых стран происходит перемещение центра тяжести капитало- и материалоемких отраслей (металлургия, химическая промышленность) к наукоемким (электроника). Освобождающуюся нишу все более занимают новые индустриальные государства, которые переводят традиционные трудоемкие отрасли в развивающиеся страны среднего и низшего уровня. Структурные сдвиги в мировом хозяйстве происходят в основном внутри сложившихся отраслевых комплексов и проявляются, наиболее сильно в изменении внутриотраслевых пропорции.
Сельское хозяйство и смежные отрасли - лесное хозяйство; охота, рыболовство - представляют собой не только древнейшее, но и наиболее распространенное занятие людей. В мировом сельском хозяйстве занято около 1,1 млрд. человек экономически активного населения. В наиболее развитых странах с переходной экономикой и новых индустриальных государствах преобладает товарное, преимущественно интенсивное сельское хозяйство. В остальных развивающихся странах (кроме новых индустриальных стран) сохраняется значительный удельный вес натурального хозяйства в агропромышленном секторе.
Агропромышленный комплекс охватывает всю производственную цепочку и включает три сферы:
•сфера 1 -промышленность, производящая средства производства для сельского хозяйства, а также осуществляющая производственно-техническое обслуживание этой отрасли;
•сфера 2 -собственно сельское хозяйство (земледелие и животноводство);
сфера 3 -отрасли по транспортировке, переработке и сбыту продовольствия и сельскохозяйственного сырья.
2. СЕВЕРНАЯ И ЮЖНАЯ АМЕРИКА (ДЕМОГРАФИЯ, ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, С/Х)
Североамериканский континент расположен в северной части Западного полушария. Его площадь составляет 20,4 млн км3. Населе¬ние — около 400 млн чел. Однако в экономической и социальной гео¬графии используется понятие скорее культурно-историческое — Северная Америка (иногда встречается термин «Англосаксонская Америка»), включающее США, Канаду, Гренландию, но не латиноа¬мериканскую Мексику и другие страны. В последние десятилетия ха¬рактер и особенности экономического развития Северной Америки все более определяется интеграцией. В 1989г. США и Канада подпи¬сали соглашение о создании Северо-Американской зоны свободной торговли (НАФТА)
Средняя плотность населения США — 30 чел. на 1 км2. Это значи¬тельно ниже, чем в крупных индустриальных странах Европы. Восточ¬ная половина страны отличается сравнительно высокой плотностью населения, в некоторых штатах Северо-Востока она превышает 200 чел. на 1 км2.
Регионы страны сильно отличаются друг от друга и по динамике населения. На Юг и Запад приходится около 90% общего его прироста, в том числе половина — на Калифорнию и Техас. В 1990-е гг. наиболее высокие темпы роста населения показали Невада (+33%) и Аризона (+21%), экономика которых развивается очень быстро. Наиболее низ¬кие темпы характерны главным образом для северных штатов, в неко¬торых из них наблюдается даже убыль населения. «Большая пятерка» штатов по численности населения выглядит на пороге XXI в. следую¬щим образом: Калифорния (35 млн чел.), Техас (20 млн чел.), Нью-Йорк (18 млн чел.), Флорида (15 млн чел.) и Пенсильвания (12 млн. ЧСЯ.). В сумме на них приходится 36% населения страны. Кали¬форния вышла в лидеры в 1963 г., Техас занял 2-е место в 1995 г. Это объясняется их ведущим местом в экономике США.
В начале XX в. США перестали быть преимущественно сельской страной, урбанизация развивалась быстрыми темпами; в 1920 г. доля го¬родского населения достигла 50%, а в настоящее время она составляет 77%.
На долю промышленности приходится 25% ВВП, 16% занятого населения, 2/3 экспорта. Еще в 1890-х гт. США ста¬ли ведущей индустриальной страной мира. Их доля в мировом капита¬листическом промышленном производстве росла вплоть до 1945 г., когда она составила около 50%. Затем этот показатель начал падать и к началу 1990-х гг. составлял около 38% (23% мирового уровня).
Американская индустрия отличается высоким техническим уров¬нем, она прошла в XX в. стадии конвейерной технологии, автоматиза¬ции и ныне развивается в условиях широкой компьютеризации. Одна из сильных сторон американской промышленности — высокая произ¬водительность труда. Ближе всех к ее уровню подошла Канада (92%); Япония и Западная Европа находятся на уровне 83 и 79%. Однако в по¬следнее время темпы роста производительности труда в США заметно отставали от некоторых развитых стран. В отдельных отраслях амери¬канская индустрия потеряла лидерство, что существенно снижает ее конкурентоспособность на мировом рынке.
Сельское хозяйство. Сельское хозяйство США отличается высоким уровнем развития капиталистических отношений, высокой произво¬дительностью труда. Это проявляется в повышенной товарности, ком¬плексной механизации и химизации производства, широком приме¬нении наемного труда, сравнительно узкой специализации отдельных , хозяйственных объектов и территорий.
Введение
Российская Федерация обладает крупнейшей территорией и наиболее протяжённой государственной границей. Территория Российской Федерации - территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними . Огромная территория обуславливает значительные запасы природных ресурсов и отличия в природных условиях.
Россия является по суммарному природно-ресурсному потенциалу одной из крупнейших держав мира.
Традиционно природные ресурсы играли важную роль в хозяйстве страны. В то же время природные условия, особенно климатические, накладывают значительные ограничения на их использование на огромных территориях России.
Целью написания реферата является изучение природных условий и ресурсов России.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• Рассмотреть понятие природных условий и ресурсов, их виды;
• Изучить природные условия и ресурсы России.
Работа написана на основе литературных источников отечественных авторов, периодической печати и интернета. Реферат проиллюстрирован 4 рисунками.

1. Понятие природных условий и ресурсов, их виды
Под природными условиями понимаются свойства природной среды. Существует несколько определений природной среды.
Природная среда - природа, рассматриваемая по отношению к существующим в ней организмам, в том числе людям.
Природная среда - совокупность абиотических и биотических факторов, естественных и измененных в результате деятельности человеческого общества, оказывающих влияние на человека и другие организмы.
Природная среда - часть окружающей среды; природная составляющая среды обитания и производственной деятельности человечества.
Природная среда отличается от других составляющих окружающей среды свойством самоподдержания и саморегуляции без корректирующего вмешательства человека.
Под природными ресурсами понимается та часть природной среды, которая может быть вовлечена в материальное производство на данном этапе развития технологии. Другими словами, природные ресурсы – это объекты, процессы и условия природы, используемые обществом для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Природные ресурсы подразделяются на несколько видов. Так, выделяют следующие виды природных ресурсов:
- возместимые и невозместимые;
- возобновимые и невозобновимые;
- заменимые и незаменимые;
- восстановимые и невосстановимые.
Природные ресурсы включают следующие компоненты ландшафта: полезные ископаемые, в том числе энергетические, почву, водные пути и водоемы, лес, растительный и животный мир суши и акватории, генофонд культурных растений и домашних животных, рекреационные территории, эстетически привлекательные ландшафты, лечебные грязи и т.д.
Климатические ресурсы - неисчерпаемые природные ресурсы, включающие солнечную энергию, влагу и энергию ветра.
Агроклиматические ресурсы - климатические условия, учитываемые в хозяйстве: количество осадков в вегетационный период, годовая сумма осадков, сумма температур за вегетационный период, продолжительность безморозного периода и т.д.
Полезные ископаемые - минеральные ресурсы недр, залежи которых находятся в части земной коры:
- расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков;
- простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения формируются районы, провинции и бассейны. Полезные ископаемые могут залегать в твёрдом, жидком и газообразном состоянии.
Топливно-энергетические ресурсы - запасы топлива и энергии в природе, которые при современном уровне техники могут быть практически использованы человеком для производства материальных благ.
К топливно-энергетическим ресурсам относятся:
- различные виды топлива: каменный и бурый уголь, нефть, горючие газы, горючие сланцы, торф, дрова;
- энергия падающей воды рек, морских приливов, ветра;
- солнечная и атомная энергия.
Добычей и использованием различных видов топливно-энергетических ресурсов занимается энергетика .
Морские природные ресурсы - живые и неживые ресурсы, находящиеся в водах, на морском дне и в его недрах.
Рекреационные климатические ресурсы - климатические условия, благоприятствующие организации лечения и отдыха людей: комфортные условия температуры, влажности, солнечного излучения и т.д.
Таким образом формируется природно-ресурсный потенциал территории, характеризующийся совокупностью природных ресурсов территории, которые могут быть использованы в хозяйстве с учетом достижений научно-технического прогресса.
Природно-ресурсный потенциал территории - важнейший хозяйственный фактор, одно из качеств, по которому оценивается экономико-географическое положение.
При хозяйственном использовании изменяются количественный и качественные характеристики природно-ресурсного потенциала территории. Отсюда, одной из важнейших задач становится сохранение, рациональное и комплексное использование этого потенциала - одна из основных задач рационального природопользования.
Таким образом, формируется природный капитал территории- запас природных производственных ресурсов, которыми наделено общество и которые могут использоваться в производственных целях.
В понятие природного капитала, строго говоря, не включаются природные ресурсы, не имеющие формы запаса (например, солнечный свет) или не являющиеся производственными (например, природные пейзажи - чисто потребительские ресурсы). Природный капитал, так же, как и ресурсы, может быть возобновимым и невозобновимым.
2. Природные условия и ресурсы РФ
Россия занимает северную часть Евразии и расположена в пределах нескольких природных зон (Рис. 1).
Рис. 1 Природные зоны России
Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Согласно действующему законодательству и сложившейся практике, государственный учет земель в Российской Федерации осуществляется по категориям земель и угодьям.
Действующее законодательство предусматривает 7 категорий земель: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
В соответствии с данными государственной статистической отчетности площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2005 года составила 1709,8 млн. га (Рис. 2).
Рис.2 Структура земельного фонда Российской Федерации по категориям земель
Земельные угодья являются основным элементом государственного учета земель и подразделяются на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. К сельскохозяйственным угодьям относятся пашня, залежь, сенокосы, пастбища, многолетние насаждения.
Несельскохозяйственные угодья - это земли под поверхностными водными объектами, включая болота, лесные земли и земли под древесно-кустарниковой растительностью, земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли, прочие земли (овраги, пески и т. п.).
На 1 января 2005 года площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях земель составила 220,7 млн. га или 12,9 % всего земельного фонда страны. На долю несельскохозяйственных угодий приходилось 1489,1 млн. га, или 87,1 %.
Сельскохозяйственные угодья - это земельные угодья, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции.
Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране. В структуре сельскохозяйственных угодий площадь пашни составила 122,1 млн. га, залежи - 4,8 млн. га, многолетних насаждений - 1,8 млн. га, сенокосов - 24,0 млн. га, пастбищ - 68,0 млн. га (Рис. 3).

Рис. 3 Структура сельскохозяйственных угодий Российской Федерации
На обширном пространстве России очень разнообразны климатические условия. Значительные изменения в суммарной радиации, температуре воздуха и увлажнении происходят в направлении с севера на юг и с запада на восток. Существенные изменения климата с высотой наблюдаются в горных областях, особенно – на Алтае, в Саянах, на Кавказе. Эти факторы находят отражение в климатическом районировании России.
Россия расположена в трёх климатических поясах (по Алисову): арктическом, субарктическом и умеренном. При этом количественные показатели климата в пределах одного пояса могут изменяться от одной климатической области к другой. Особенно велики зональные различия в умеренном поясе - от климата тайги до климата пустынь.
Внешняя миграция на длительный срок и постоянное местожительства
Регистрируемую Росстатом миграцию на срок один год и более, а также на постоянное место жительства в 2007 г. характеризуют следующие показатели: прибытия в Россию составили 239,3 тыс. человек, выбытия из страны – 40,3 тыс. человек, соответственно, нетто-миграция – 199,0 тыс. человек, что существенно выше, чем за сопоставимый период прошлого года. Однако, как и в предыдущие годы, следует говорить о значительной приблизительности этих данных. Введение с 15 января 2007 г. ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» должно было в первую очередь облегчить процедуры регистрации в стране для временных трудовых мигрантов, что, в определенной мере, и произошло. На росте учитываемого Росстатом миграционного притока это практически не сказалось, так как те мигранты, которые регистрируются по месту пребывания на срок менее одного года, в статистику не попадают и сейчас. Не могла повлиять и официально стартовавшая 15 января 2007 г. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, под действие которой не подпадают соотечественники, которые уже давно живут в России.
Из 239,3 тыс. мигрантов, прибывших в Россию и зарегистрированных текущим учетом, 228,5 тыс. человек – жители бывших союзных республик, что позволяет утверждать, что как и все 1990–2000-е годы. СНГ остается единственной зоной миграционного притяжения России. Впрочем, и эта ниша – в условиях быстрого наращивания экономического потенциала Казахстана и Азербайджана, проблем во взаимоотношениях с Грузией, нацеленности на запад, демонстрируемой Украиной, постепенно становится не только «российской». Происходит постепенная переориентация миграционных потоков.
Есть и ряд других факторов, которые «работают» не в пользу России. Во-первых, мобильные контингенты русских и русскоязычных в странах СНГ, которые составляли костяк потоков в Россию сразу после распада СССР, во многом исчерпаны. Исследовательские оценки размеров возможного контингента опираются на следующие данные: русская диаспора в неславянских постсоветских странах за счет миграции в Россию сократилась с 1989 г. на 22–25%. Суммарные потери были больше, так как часть русских выехала на Украину и Белоруссию, за рубежи СССР. Уже к началу 2000-х годов можно было констатировать, что процесс возвращения русских из стран Закавказья и Таджикистана, где происходили крупные вооруженные конфликты, близок к завершению.
Эти страны потеряли более половины русских. В Таджикистане их осталось примерно 100 тыс. человек, в Закавказье – не более 300 тыс. человек. Значимее, с точки зрения возможного притока соотечественников, потенциал русских в Киргизии, Узбекистане, Туркмении. С Казахстаном, который потерял не менее четверти русских от проживавших там в 1989 г., и имеющим сейчас высокие темпы экономического развития, ситуация не однозначна . В итоге, даже, если опираться на данные исследований потенциальной мобильности русских конца 1990-х годов, реальный потенциал русской репатриации в Россию может составлять 3–3,5 млн человек. Примерно 0,5 млн человек могут дать другие российские народы, больше всего – татары . Эти оценки, относящиеся к 2000 г., теперь следует уменьшить еще на несколько сотен тысяч человек.
Во-вторых, возрастной профиль соотечественников в СНГ не отличается молодостью и явственно имеет тенденцию постарения. В качестве примера можно привести данные о возрастной структуре русского населения Казахстана по данным переписей населения Казахстана в 1989 и 1999 гг. (табл. 2).

В-третьих, все значимее становится социально-экономический потенциал ряда республик бывшего СССР, тенденции выравнивания уровней жизни, препятствующие формированию значительных миграционных контингентов .
Перечисленное выше дает основания утверждать: принятая Программа переселения в Россию соотечественников безнадежно опоздала. Цифры, характеризующие масштаб реально переселившихся соотечественников, воспользовавшихся Программой, несерьезны. По данным первого заместителя директора ФМС России В. Каланды, к ноябрю 2007 г. в Россию по Программе переселилось 102 человека . Напомним, что принятая Программа добровольного переселения была рассчитана на три года и предусматривает содействие переселению 300 тыс. человек в 12 выбранных «пилотных» регионах (Приморский, Хабаровский и Красноярский края, а также Амурская, Иркутская, Новосибирская, Тюменская, Калужская, Липецкая, Тамбовская, Тверская и Калининградская области) трех категорий в зависимости от социально-экономической и демографической ситуации в них. По предварительным расчетам предполагалось, что в 2007 г. будет принято 50 тыс. человек .
Осуществление задуманного столкнулось с целым рядом объективных и субъективных сложностей. Кроме запоздалости принятия подобного целевого решения, это:
- «пробуксовка» в принятии подзаконных нормативных актов, необходимых для переселения соотечественников и на федеральном, и на региональном уровнях (позднее принятие соответствующих постановлений и распоряжений федерального правительства, региональных программ);
- проявившееся желание региональных властей переложить все заботы о переселенцах на плечи работодателей;
Внешняя миграция на длительный срок и постоянное местожительства
Регистрируемую Росстатом миграцию на срок один год и более, а также на постоянное место жительства в 2007 г. характеризуют следующие показатели: прибытия в Россию составили 239,3 тыс. человек, выбытия из страны – 40,3 тыс. человек, соответственно, нетто-миграция – 199,0 тыс. человек, что существенно выше, чем за сопоставимый период прошлого года. Однако, как и в предыдущие годы, следует говорить о значительной приблизительности этих данных. Введение с 15 января 2007 г. ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» должно было в первую очередь облегчить процедуры регистрации в стране для временных трудовых мигрантов, что, в определенной мере, и произошло. На росте учитываемого Росстатом миграционного притока это практически не сказалось, так как те мигранты, которые регистрируются по месту пребывания на срок менее одного года, в статистику не попадают и сейчас. Не могла повлиять и официально стартовавшая 15 января 2007 г. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, под действие которой не подпадают соотечественники, которые уже давно живут в России.
Из 239,3 тыс. мигрантов, прибывших в Россию и зарегистрированных текущим учетом, 228,5 тыс. человек – жители бывших союзных республик, что позволяет утверждать, что как и все 1990–2000-е годы. СНГ остается единственной зоной миграционного притяжения России. Впрочем, и эта ниша – в условиях быстрого наращивания экономического потенциала Казахстана и Азербайджана, проблем во взаимоотношениях с Грузией, нацеленности на запад, демонстрируемой Украиной, постепенно становится не только «российской». Происходит постепенная переориентация миграционных потоков.
Есть и ряд других факторов, которые «работают» не в пользу России. Во-первых, мобильные контингенты русских и русскоязычных в странах СНГ, которые составляли костяк потоков в Россию сразу после распада СССР, во многом исчерпаны. Исследовательские оценки размеров возможного контингента опираются на следующие данные: русская диаспора в неславянских постсоветских странах за счет миграции в Россию сократилась с 1989 г. на 22–25%. Суммарные потери были больше, так как часть русских выехала на Украину и Белоруссию, за рубежи СССР. Уже к началу 2000-х годов можно было констатировать, что процесс возвращения русских из стран Закавказья и Таджикистана, где происходили крупные вооруженные конфликты, близок к завершению.
Эти страны потеряли более половины русских. В Таджикистане их осталось примерно 100 тыс. человек, в Закавказье – не более 300 тыс. человек. Значимее, с точки зрения возможного притока соотечественников, потенциал русских в Киргизии, Узбекистане, Туркмении. С Казахстаном, который потерял не менее четверти русских от проживавших там в 1989 г., и имеющим сейчас высокие темпы экономического развития, ситуация не однозначна . В итоге, даже, если опираться на данные исследований потенциальной мобильности русских конца 1990-х годов, реальный потенциал русской репатриации в Россию может составлять 3–3,5 млн человек. Примерно 0,5 млн человек могут дать другие российские народы, больше всего – татары . Эти оценки, относящиеся к 2000 г., теперь следует уменьшить еще на несколько сотен тысяч человек.
Во-вторых, возрастной профиль соотечественников в СНГ не отличается молодостью и явственно имеет тенденцию постарения. В качестве примера можно привести данные о возрастной структуре русского населения Казахстана по данным переписей населения Казахстана в 1989 и 1999 гг. (табл. 2).

В-третьих, все значимее становится социально-экономический потенциал ряда республик бывшего СССР, тенденции выравнивания уровней жизни, препятствующие формированию значительных миграционных контингентов .
Перечисленное выше дает основания утверждать: принятая Программа переселения в Россию соотечественников безнадежно опоздала. Цифры, характеризующие масштаб реально переселившихся соотечественников, воспользовавшихся Программой, несерьезны. По данным первого заместителя директора ФМС России В. Каланды, к ноябрю 2007 г. в Россию по Программе переселилось 102 человека . Напомним, что принятая Программа добровольного переселения была рассчитана на три года и предусматривает содействие переселению 300 тыс. человек в 12 выбранных «пилотных» регионах (Приморский, Хабаровский и Красноярский края, а также Амурская, Иркутская, Новосибирская, Тюменская, Калужская, Липецкая, Тамбовская, Тверская и Калининградская области) трех категорий в зависимости от социально-экономической и демографической ситуации в них. По предварительным расчетам предполагалось, что в 2007 г. будет принято 50 тыс. человек .
На обширном пространстве России очень разнообразны климатические условия. Значительные изменения в суммарной радиации, температуре воздуха и увлажнении происходят в направлении с севера на юг и с запада на восток. Существенные изменения климата с высотой наблюдаются в горных областях, особенно – на Алтае, в Саянах, на Кавказе. Эти факторы находят отражение в климатическом районировании России.
Россия расположена в трёх климатических поясах (по Алисову): арктическом, субарктическом и умеренном. При этом количественные показатели климата в пределах одного пояса могут изменяться от одной климатической области к другой. Особенно велики зональные различия в умеренном поясе - от климата тайги до климата пустынь.
Арктический пояс включает Сибирское побережье Северного Ледовитого океана и его острова, за исключением южного острова Новой Земли, островов Вайгача, Колгуева и других в южной части Баренцева моря.
Субарктический пояс расположен за полярным кругом в пределах Восточно-Европейской равнины и Западной Сибири, на Северо-Востоке простирается до 60° с.ш. К нему относятся и острова южной части Баренцева моря.
Умеренно-континентальный климат характерен для европейской части России и крайнего северо-запада умеренного пояса в пределах Западной Сибири.
Континентальный климат - в большей части Западной Сибири и крайнего юго-востока Восточно-Европейской равнины (полупустыни и пустыни Прикаспия).
Резко континентальный климат - в умеренном поясе Средней Сибири. Муссонный климат наблюдается на восточной окраине России.
В горах формируются особые (горные) климаты, которые отличаются от климатов соседних равнин. Климатические условия в горах изменяются на коротких расстояниях, поэтому разнообразие местных климатов очень велико. Здесь в непосредственной близости могут встречаться климаты, которые на равнинах удалены друг от друга на сотни километров .
Россия является по суммарному природно-ресурсному потенциалу одной из крупнейших держав мира. Особенно она богата полезными ископаемыми. Среди стран мира Россия лидирует по запасам топливно-энергетических ресурсов. В России находится 50% мировых потенциальных запасов угля (а используется всего 40%), 23% – запасов нефти, 33% – запасов природного газа.
Кроме этого Россия богата запасами железной руды, медных, алюминиевых, никелевых и титановых руд. Крайний Север и Сибирь богаты запасами алмазов и благородных металлов. Первое место в мире Россия занимает по запасам химического сырья. Лидирует Россия по запасам древесины – 23% мировых запасов древесины приходится на Россию.
Леса - основной тип растительности России . Лесные ресурсы сберегают генетическое разнообразие биосферы, обогащают атмосферу кислородом, в значительной степени формируют климат, сохраняют и повышают плодородие почв, регулируют и очищают водные стоки, являются одним из основных элементов рекреационного потенциала, средой обитания человека, служат сырьевой базой лесной и лесоперерабатывающей промышленности.
Леса занимают около 45% площади нашей страны, по обеспеченности лесами Россия занимает первое место в мире, обладая примерно 1/5 мировых запасов древесины.
Она неравномерно распределена по территории страны и зависит от климатических и антропогенных факторов. Основные запасы лесов России концентрируются в Сибири и на Дальнем Востоке, а также на Европейском севере. Максимальные проценты лесопокрытой площади отмечаются в Иркутской области и Приморском крае, несколько ниже они на юге Хабаровского края, юге Якутии, в приенисейской части Красноярского края и в республике Коми, Вологодской Костромской и Пермской областях. Однако лесистость совпадает с высокими запасами древесины лишь в Приморском крае и, в меньшей степени, на юге Красноярского края В других регионах, где произрастают наиболее продуктивные леса (на Кавказе, Алтае, Европейском центре) лесистость заметно снижена, причем в значительной степени благодаря деятельности человека. Наиболее бедны лесами области юга Европейской России - Ростовская, Волгоградская, Астраханская, Оренбургская, Ставропольский край и республика Калмыкия
Современна финансово-экономическая ситуация такова, что без изменения системы финансирования и управления жилищно-коммунальной сферой невозможно эффективное ее функционирование. В течение длительного времени государство компенсировало значительную часть расходов этой сферы, контролировало строительство и размещение жилья и объектов коммунального хозяйства, ограничивало параметры проектирования, эксплуатации, объемы и уровень предоставляемых коммунальных услуг. [13]. Проводимая политика исключала рыночный спрос на услуги и жилье, снижала активность населения и хозяйствующих субъектов в формировании требований к качеству эксплуатационных услуг.
Основные цели реформирования:
-обеспечение условий проживания, отвечающим стандартам качества;
-снижение издержек производителей услуг и тарифов на соответствующие услуги при повышении их качества;
-совершенствование системы управления и организации работы предприятий коммунальной сферы;
-создание условий для развития конкурентной среды в сфере строительства, управления жилищным фондом и эксплуатации;
-реформирование системы оплаты жилья и коммунальных услуг;
-отработка и внедрение действенных мер по социальной защите населения.
Основные задачи реформирования:
1. Совершенствование системы управления и эксплуатации в ЖКХ. Для этого в системе исполнительной власти территории и городов создаются органы управления в виде комитетов и департаментов (управлений).
2. Создание конкурентной среды в системе обслуживания коммунальной сферы. Развитие конкуренции в системе ЖКХ осуществляется в целях преодоления негативных последствий монополизма.
3. Поэтапный переход от дотирования предприятий ЖКХ к их самофинансированию с одновременным обеспечением адресной помощи (жилищных субсидий) низкодоходным группам населения.
4. Привлечение внебюджетных источников финансирования строительства и функционирования жилищно-коммунальной сферы, в том числе зарубежных инвестиций.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства заключается в частности в:
- реформе системы управления жилищным хозяйством;
- реформе системы управления коммунальным хозяйством;
- реформе системы оплаты жилищных услуг;
- реформе системы оплаты коммунальных услуг;
На сегодняшний день в большинстве субъектов Федерации жилой фонд находится большей частью в собственности граждан, однако управление им производится государством. Реформа же создает условия, при которых граждане будут сами управлять своей собственностью без вмешательства государства через созданные ими и подконтрольные им организации – Товарищества собственников жилья или на основании договорных отношений с Управляющими компаниями.
Таким образом, происходит децентрализация управления и приход рыночных механизмов саморегулирования в ЖКХ.
Таким же образом проходит и реформа системы оплаты. Каждый пользователь платит сам за весь перечень услуг, которыми пользуется – таков главный принцип реформы. Собственники жилья через Объединение собственников жилья (ОСЖ) или Управляющую компанию выбирают перечень услуг по обслуживанию общего имущества многоквартирного дома, уровень качества и стоимость таких услуг. Меньшинство подчиняется большинству. [4]
Реформа жилищно-коммунального хозяйства также должна привести к улучшению условий проживания людей. Эта проблема назрела давно. Большая доля коммуникаций устарела и требует срочного ремонта или полной замены. Особенно тяжелое положение в субъектах Федерации расположенных в гористой местности, в районах распространения вечной мерзлоты и глубокого зимнего промерзания почвы. Из-за больших сезонных колебаний температур канализационные и водопроводные системы быстро выходят из строя, особенно в местах подвижек грунта при таянии мерзлоты и микроземлетрясениях.[3]
Так по износу инженерных сооружений на конец 1999 года первые 7 позиций занимают субъекты, расположенные в Сибири, на севере и в горных районах: Республика Тыва (67,3%), Корякский автономный округ (67%), Республика Адыгея (65,6%), Республика Карелия (65,5%), Эвенкийский автономный округ (65%), Республика Алтай (63%), Республика Дагестан (62,8%). Большое значение имеет доля жилого фонда, находящееся в личной собственности граждан, где лидирующие позиции занимают край и республики Северного Кавказа: Республика Ингушетия (99%), Кабардино-Балкарская Республика (82%), Карачаево-Черкесская Республика (90%), Республика Северная Осетия-Алания (80%), Ставропольский край (80%).
Жители, как и отдельные регионы не могут справиться с этой современной проблемой. Прокладка новых коммуникаций, инженерных сооружений, ввод в эксплуатацию квадратных метров нового жилья ложилась большей частью на плечи регионов, а то и простых жителей. У регионов не хватало денег на решение таких глобальных проблем. Поэтому в 2007 году был введен Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". Фонд создан до 1 января 2012 года. Финансирование Фонда проводится из государственного бюджета. Целями Фонда являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, формирование эффективных механизмов управления жилищным фондом, реформирование жилищно-коммунального хозяйства, внедрение ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Для этого Фонд рассматривает представленные субъектами Российской Федерации заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых к заявкам документов требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок. Также он осуществляет методическое обеспечение подготовки субъектами Российской Федерации заявок и прилагаемых к заявкам документов, мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилья и выполнения, предусмотренных настоящим Федеральным законом условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом функции. Все эти функции Фонд выполняет безвозмездно. [11].
Бюджет фонда 250 млрд. рублей выделен государством. Все больше и больше регионов посылают запросы в Фонд с просьбой о финансировании для решения задачи, поставленной еще Президентом В. В. Путиным.
По данным Фонда, в целом по стране на сегодняшний день ключевым требованиям Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" соответствует 33 субъекта Российской Федерации, еще около 30-ти, как ожидается, подадут заявки во втором квартале текущего года, а к окончанию третьего квартала заявки поступят практически от всех субъектов РФ.
В России уровень надежности инженерных коммуникаций в 2,5-3 раза ниже, чем в европейских странах. Часто это приводит к аварийным ситуациям. Так на поддержание жилищно-коммунального хозяйства государство тратит почти 4% от ВВП. [5]
Тем не менее, в разных экономических районах России износ инженерных сетей (в среднем среди областей, краев и республик, входящих в район) превышает 50%: водопровода – в Северном, Северо-Западном, Северо-Кавказском, Уральском, Восточно-Сибирском районах. Износ канализационных сетей превышает 50% в Восточно-Сибирском районе. Сильный износ тепловых сетей произошел в Северном районе (50-60%), больше 50% износа также в Северо-Западном, Северо-Кавказском, Восточно-Сибирском, Дальневосточном районах. Газовые системы сильно изношены (в среднем на 52,6%) в Северо-Кавказском районе. Износ электросетей наблюдается практически по всей территории России (более 50%): в Северном, Северо-Западном, Центральном, Северо-Кавказском и Уральском районах. В остальных районах он составляет порядка 30-40%.
Отсюда видно, что наибольшего внимания для реформирования жилищно-коммунального хозяйства требуют Северный, Северо-Западный, Северо-Кавказский, Восточно-Сибирский и Уральский районы.
Финансирование системы ЖКХ осуществляется из государственного бюджета. Эти деньги направляются не только на капитальный ремонт жилого фонда и инженерных сетей, о котором мы уже говорили выше, но и на покрытие убытков жилищно-эксплутационных организаций, занимающихся обслуживанием жилого фонда, разницы в тарифах на водоотведение, отопление и т.д., а также некоторые другие расходы.[10].
Была создана Федеральная целевая программа «Жилище», целью которой является:
- реструктуризация и ликвидация задолженностей ЖКХ;
- использование социальных счетов для обеспечения мер адресной социальной защиты населения;
- создание рыночных механизмов функционирования ЖКХ;
- создание условий для привлечения инвестиций для модернизации ЖКЖ. [7].
3.4. Субъекты активной политики на рынке труда
Активная политика на рынке труда предполагает активиза¬цию каждого ее субъекта: самих безработных граждан, государственных органов занятости, предпринимателей и профсоюзов. Проведение активной политики способствует ускорению структурных реформ в народном хозяйстве, росту обществен¬ной производительности труда, снижению социальной напря¬женности в обществе, сохранению «человеческого капитала». Переход от политики сдерживания растущей безработицы в России к политике профилактики и минимизации безработи¬цы является наиболее актуальной задачей органов занятости на местах, а также других ведомств и социальных партнеров, которые призваны решать эти задачи.
Активизация работы государственных органов занятости в центре и на местах по улучшению учета вакантных рабочих мест, подготовки кадров рассчитана в нашей стране преимущественно на массовые профессии, а не на спрос на рынке труда, который требует гибкости и оперативности реагирования на меняющую¬ся рыночную конъюнктуру. Российское учебные заведения ори¬ентированы на первичную профессиональную подготовку мо¬лодежи и повышение квалификации по действующим специаль¬ностям, и они в массе своей не готовы к профессиональной пе¬реподготовке взрослого населения, оставшегося без работы или возвращающегося на рынок труда после длительного пере¬рыва. В свою очередь федеральные органы занятости пока еще не имеют развитой учебно-курсовой сети, эффективных мето¬дик обучения, квалифицированных преподавателей, надежной информации о качественных и количественных характеристи¬ках спроса на рабочую силу на рынке труда.
Особое место в борьбе с безработицей отводится разработ¬ке среднесрочных (с годовой разбивкой) целевых программ: региональных, отраслевых и нацеленных на наиболее уязви¬мые категории граждан (инвалидов, женщин с детьми, моло¬дежь, длительно безработных и др.).
Региональные программы необходимы прежде всего для тех территорий, где уровень безработицы превышает предель¬но допустимые нормы. Здесь целесообразно создавать приори¬тетные условия для привлечения отечественного и иностран¬ного капитала (свободные экономические, оффшорные зоны), размещения государственных заказов и инвестиционных про¬ектов, стимулирования самозанятости населения, а также его территориальной мобильности.
Перспективы борьбы с региональной безработицей, осо¬бенно в ее застойной, хронической форме в трудоизбыточных регионах с депрессивной экономикой, преобладанием убыточ¬ных неперспективных производств связаны с развитием обще¬российского рынка труда и его инфраструктуры: транспорт¬ной, жилищной, информационной, образовательной. Форми¬рование единого экономического пространства, развитие кон¬куренции, научно-технического прогресса, рост эффективнос¬ти общественного производства и реальных доходов населе¬ния, стабилизация цен на жилье, транспортных тарифов будут способствовать увеличению территориальной мобильности трудовых ресурсов из регионов с высоким уровнем безработи¬цы. Рабочая сила будет устремляться в те регионы, где потреб¬ность в ней значительно выше. Уже сегодня в стране существу¬ют регионы, способные принять значительное число рабочих рук, например российское Нечерноземье. Однако неразви¬тость инфраструктуры общероссийского рынка труда препят¬ствует географической мобильности экономически активного населения. Безработные вынуждены искать себе применение все на том же местном рынке труда, отличающемся высокой напряженностью. Для изменения положения в этой сфере не обходим единый общероссийский рынок труда.
Отраслевые программы поддержки занятости необходимы в стагнирующих депрессивных отраслях (ВПК, легкая про¬мышленность, угольная отрасль, машиностроение и др.). Эти отрасли нуждаются в структурной перестройке, техническом перевооружении, ресурсной поддержке, массовой переподго¬товке и повышении квалификации кадров, стимулировании экспорта и импортозаменяющих производствах. В отраслях с высоким потенциалом скрытой безработицы для профилакти¬ки ее перехода в открытую форму необходимо иметь програм¬му опережающей переподготовки для лиц, находящихся в вы¬нужденных административных отпусках, и под угрозой уволь¬нения.
Опыт службы занятости Брянской области по разработке мер профилактики молодежной безработицы может заинтере¬совать и другие российские регионы. Разработанные на Брянщине программы включают формирование областного заказа на подготовку кадров, лицензирование образовательных прог¬рамм учебных заведений региона для предотвращения переп¬роизводства кадров и безработицы по отдельным специальнос¬тям, организацию стажировки молодых специалистов на предприятиях для последующего гарантированного трудоуст¬ройства и другие меры. Опыт государственных органов Брянс¬кой области по снижению безработицы среди различных групп социально незащищенного населения, на наш взгляд, нуждается в глубоком изучении и использовании в других субъ¬ектах Российской Федерации.
Рассматривая вопрос о снижении уровня безработицы, нельзя обойти вниманием проблему социального партнерства профсоюзов, предпринимателей и государства на рынке трупа. Такое партнерство интересно уже тем, что оно предусматрива¬ет активное использование коллективно-договорного механиз¬ма в целях регулирования оплаты труда, занятости, разреше¬ния трудовых конфликтов и предотвращения забастовок.
В последнее время наметилась тенденция более реалистично¬го взгляда на проблемы регулирования рынка труда. Так, Компле¬ксная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы признала необходимость прямых методов регули¬рования занятости, поскольку, во-первых, уже в самом названии присутствовало словосочетание «сохранение рабочих мест», чего не было прежде (хотя об этом неоднократно говорили). Во-вто¬рых, в первом пункте программы признавалось, что «способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще нез¬начительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования» (сказано было очень осторожно, но это уже шаг вперед). В-третьих, Программа была разбита на два этапа (1996-1997 гг. и 1998-2000 гг.), причем на первом этапе предусматривалось в основном предотвращение сокращения занятости (изучение общей потребности в рабочих местах, развитие и сохранение перспективных рабочих мест в от раслевом и региональном разрезе, экспертиза целевых и инвести¬ционных программ на предмет их влияния на занятость, правовая защита рабочих мест и занятости, ограничение использования иностранной рабочей силы, введение единой тарифной сетки для организаций различных форм собственности и т.д.), а уже на втором - воспроизводство рабочих мест и формирование так на¬зываемой эффективной занятости.
Немногое из Программы первого этапа удалось осущест¬вить на практике, поэтому представляется целесообразным продолжить работу в указанном направлении, потому что без стабилизации занятости движения вперед быть не может.
Вместе с тем нельзя забывать и о долгосрочных перспекти¬вах регулирования занятости (по мере накопления необходи¬мых средств), об активной политике на рынке труда.
К таким активным экономическим методам регулирования занятости относятся следующие меры: общее оздоровление экономического климата в стране, стимулирование инвестиционной активности и достижение экономического роста; создание условий для развития и расширения занятости в негосударственных секторах экономики, в том числе подде¬ржка малого бизнеса и самозанятости; обеспечение профессионального обучения, переподго¬товки и консультирования в целях формирования рациональ¬ной структуры занятости.
Отмечается, что в рассматриваемые три последующие года (2003-2005 гг.) численность населения трудоспособного воз¬раста будет расти за счет выхода на рынок труда поколения ро¬дившихся в 80-е годы.
Здесь же впервые Правительство Российской Федерации признало «значительный объем экономически активного насе¬ления» (1,5 млн чел.), который составляют нелегальные иммиг¬ранты, усугубляющие криминализацию экономической дея¬тельности, и необходимость решения проблемы использова¬ния иностранной рабочей силы с учетом интересов националь¬ного рынка труда.
В Концепции официально констатируется наличие сущест¬венного неформального сектора экономики, в который вовле¬чено до 12 млн чел., т. е. примерно 20% всех занятых. Вместе с тем указывается на проблему оттока трудовых ресурсов из се¬верных и восточных территорий страны.
Однако, исходя из Концепции, можно заключить, что ос¬новным видом безработицы в ближайшие годы становится уже не циклическая, а структурная безработица.
Концепция предполагает комплекс мер по развитию регио¬нальных рынков труда.
3 ОЦЕНКА ДОХОДОВ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
В России, как и во многих других странах, за использование земли необходимо платить.
В системе платежей за природные ресурсы можно выделить такие:
1) плату за использование природных ресурсов;
2) плату за их частичное восстановление;
3) штрафные платежи за превышение лимитов.
Платежи за использование природных ресурсов поступают как в федеральные бюджеты, так и в местные.
Существуют такие платежи за использование природных ресурсов:
– налог на пользование недрами;
– налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
– сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
– водный налог;
– лесной доход.
– экологический налог.
К местным налогам относится земельный налог.
Определение нормативов, а также порядка исчисления налогов и сборов за использование природных ресурсов определяется на государственном уровне правительством Российской Федерации.
Уплата предусмотренных действующим законодательством налогов относительно использования природных ресурсов, не означает, что нет необходимости выполнять мероприятия по охране окружающей среды и возмещать какой-либо причиненный вред природе.
Таким образом, взимание платы за природные ресурсы имеет три основания: во-первых, ресурсы должны использоваться в установленных пределах; во-вторых, взыскивание штрафов за сверхлимитное, нерациональное использование природных ресурсов; в-третьих, платежи, предназначенные для воспроизводства и охраны природных ресурсов.
Рассмотрим структуру платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации за пользование природными ресурсами в таблице 1.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества