Экономика - готовые работы

fig
fig
Глава 1. Виды стоимости предприятий и методы оценки стоимости
1.1 Стоимость предприятия и ее виды
В рыночной экономике термин «стоимость» в контексте оценки стоимости предприятий может иметь множество значений в зависимости от природы операций, для которых стоимость определяется. Поэтому, цель оценки стоимости предприятия - это один из ключевых моментов.
Среди основных целей оценки стоимости предприятий можно выделить следующие[14;17]:
• Покупка/продажа предприятий (долей в предприятиях);
• Раздел имущества в результате разногласий между владельцами;
• Продажа активов предприятия (списки клиентов, технологии, торговые марки и т.д.);
• Расчет имущественных налогов на дарение и наследство;
• Выделение дочерних компаний;
• Разработка программ участия работников предприятия в его прибыли;
• Реорганизация бизнеса, слияния, переход на единую акцию.
Помимо этого, можно отметить оценку стоимости для целей составления финансовой отчетности и получения кредитов и займов.
Сферы применения оценки стоимости предприятий разнообразны. Это и фондовый рынок, кредитная система, судебная и налоговая системы государства, процессы приватизации и управления государственной собственностью, инвестиционная деятельность предприятий,
выработка стратегии и направлений развития бизнеса, разработка систем мотивации персонала предприятий и т.д. Столь широкие сферы применения подчеркивают важность и значение оценки стоимости предприятий в рыночной экономике.
Как упоминалось выше, в рыночной системе термин «стоимость» может иметь различные значения в зависимости от цели оценки и сферы ее применения. Разработанные Международным комитетом по стандартам оценки (МКСО) положения предусматривают возможность использования различных типов стоимости. Ниже приведены определения основных типов стоимости[23;83].
Рыночная стоимость (Market Value) Данный тип стоимости является основным и наиболее распространенным в условиях рыночных отношений. Под рыночной стоимостью понимается расчетная величина, по которой предполагается переход из рук в руки на дату оценки оцениваемого имущества в результате коммерческой сделки между заинтересованными покупателем и продавцом после проведения должного маркетинга, где каждая из сторон действует компетентно, расчетливо и без принуждения.
Концепция рыночной стоимости предполагает цену, получаемую на открытом и конкурентном рынке. При этом, чтобы получить рыночную стоимость необходимо прежде всего определить наиболее эффективное или наиболее вероятное использование. Это использование может быть как продолжением существующего использования имущества, так и альтернативным использованием.
Стоимость в использовании (Value-in-Use) Данный тип стоимости используется в случаях, когда определяется стоимостной вклад
какого-либо имущества в обитую стоимость предприятия, частью которого оно является. Под стоимостью в использовании понимается стоимость, которую имеет конкретное имущество, предназначенное для конкретного использования, для конкретного пользователя (предприятия).
Инвестиционная стоимость (Investment value) Под инвестиционной стоимостью имущества понимают стоимость имущества для особого инвестора или класса инвесторов с определенными инвестиционными целями. При этом, рыночная стоимость имущества может отражать множество индивидуальных оценок инвестиционных стоимостей данного имущества.
Стоимость действующего предприятия (Going Concern Value) Данный термин имеет два определения:
1. Это стоимость предприятия (доли в нем) как работающего предприятия. Данное определение применяется при выборе соответствующего базиса стоимости;
2. Это нематериальный компонент общей стоимости предприятия, связанный с материальными активами предприятия и получаемый от таких факторов, как - наличие подготовленной рабочей силы, необходимых лицензий, систем и разработанных процедур.
Ликвидационная стоимость (Liquidation value) Под ликвидационной стоимостью имущества понимают величину, которая может быть
разумно получена в результате продажи в течение временного периода слишком короткого для того, чтобы удовлетворять временным требованиям определения «рыночной стоимости».
Данный тип стоимости относительно редко используется при оценке предприятий, так как подразумевает, либо наличие неработающего предприятия, либо наличие «внеэкономических» условий продажи.
После изучения роли и значения оценки стоимости предприятий и используемых типов стоимости в рыночной экономике целесообразно рассмотреть состав субъектов оценки.
Состав субъектов, проводящих оценку стоимости предприятий, неоднороден. Однако его можно разделить на две группы. К первой относятся специалисты, проводящие оценку, условно говоря, для «внутренних целей», т.е. работники тех компаний, для которых оценка стоимости не является основной деятельностью. Сюда относятся инвестиционные банкиры, финансовые аналитики, портфельные менеджеры, сотрудники отделов М&А (слияний и поглощений) и развития крупных промышленных холдингов.
Соответственно ко второй группе относятся специалисты тех компаний, для которых оценка стоимости предприятий является основной профессиональной деятельностью. Сюда относятся сотрудники консалтинговых компаний, оказывающих полный комплекс профессиональных консультационных услуг (обычно, это аудиторско-консалтинговые компании типа компаний «большой четверки»), и специализированных оценочных компаний, занимающихся исключительно оценкой различных типов имущества. Как правило, субъекты данной группы входят в различные профессиональные объединения оценщиков. В России таким объединением является Российское общество оценщиков (РОО), созданное в 1993 году и являющееся членом многих международных профессиональных объединений, в том числе Международного комитета по стандартам оценки.
С точки зрения решения сформулированной во введении проблемы интерес представляет профессиональная практика оценки стоимости предприятий, так как субъекты именно данной группы привлекаются к оценке во всех упомянутых сферах применения.
С учетом выше отмеченного, в дальнейшем в работе акцент будет сделан исключительно на профессиональную практику оценки.
Непосредственным результатом работы субъектов «профессиональной» группы является Отчет об оценке.
Как правило, это письменный документ, включающий в себя описание оцениваемого предприятия (доли в предприятии), проделанных аналитических процедур и использованного базиса стоимости (тип стоимости и его определение), указание даты, на которую действительна полученная оценка (эффективная дата оценки), и даты отчета, цели и предполагаемого использования оценки, всех допущений и ограничительных условий и т.д.
1. Введение
В соответствии с СНиП 21-01-97* допускается разрабатывать противопожарные мероприятия в виде технических условий при уникальных, прогнозировании особо сложных объектов и объектов, на которые отсутствуют нормативные требования. “Эффективность мероприятий, направленных на предотвращение распространения пожара, допускается оценивать технико-экономическими расчетами, основанными на требованиях по ограничению прямого и косвенного ущерба от пожаров”. В выполняемом при этом “анализе пожарной опасности зданий могут быть использованы расчетные сценарии, основанные на соотношении временных параметров развития и распространения опасных факторов пожара, эвакуации людей и борьбы с пожарами” (п. 7.3 СНиП 21-01-97*). В нормативных требованиях, даже весьма дифференцированных, невозможно учесть все особенности каждого строительного объекта. Поэтому только выполнение нормативных требований может не обеспечить рациональное расходование средств и минимизацию убытков от пожара. Экономически обоснованное соотношение величины ущерба от возможных пожаров и расходов на противопожарные мероприятия в зданиях и сооружениях (СНиП 21-01-97*, п. 4.1) может достигаться, если при решении вопроса пожарной безопасности выполняется сравнение вариантов используемых средств с точки зрения как их стоимости, так и возможных экономических последствий пожара. Выполнение экономического анализа может производиться для различных решений, оговоренных нормативными требованиями, при обосновании отступлений от действующих норм и правил; при заключении договоров страхования объектов от пожаров. Разработанные и пересмотренные в последние годы нормативные документы и пособия (СНиП 21-01-97* “Пожарная безопасность зданий и сооружений”, НПБ 105-95 “Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности”, пособие МДС 21-1.98 “Предотвращение распространения пожара”, рекомендации “Методы расчета температурного режима пожара в помещениях зданий различного назначения” и т.п.) способствуют формированию новых подходов в обеспечении пожарной безопасности, включающих прогнозирование опасности возникновения и распространения пожара, расчет возможных экономических последствий пожара, выбор из вариантов решений средств и способов противопожарной защиты, адекватных угрозе пожара и обеспечивающих минимизацию суммы экономического ущерба и затрат на противопожарную защиту. В состав технико-экономических обоснований должны входить следующие основные этапы работ: оценка пожарной опасности объекта по вероятности возникновения пожара и возможной продолжительности пожара с учетом величины пожарной нагрузки; построение расчетных сценариев пожара; расчет вероятностных годовых потерь; оценка эффективности средств противопожарной защиты и выбор решения исходя из соотношения затрат на противопожарную защиту и прогнозируемой величины ущерба. Принятая в СНиП 21-01-97* пожарно-техническая классификация позволяет для каждого типа зданий выполнять построение расчетных сценариев возможных пожаров, используя показатель пожарной опасности для оценки распространения пожара и участия в горении строительных конструкций, а показатель огнестойкости конструкций и эквивалентной продолжительности пожара - для определения времени, по истечении которого происходят обрушение, прогрев и потеря целостности несущих и ограждающих конструкций. Таким же целям отвечает принятая в НПБ 105-95 дифференциация помещений по величине пожарной нагрузки. Появляется возможность по величине пожарной нагрузки, ее размещению в помещении и характеристикам помещений оценивать продолжительность свободно развивающегося пожара и его воздействие на строительные конструкции. Расчетные сценарии пожаров позволяют объективно оценить угрозу пожара и учитывать влияние на процесс пожара тех или иных строительных противопожарных мероприятий, наличия в здании стационарных средств пожаротушения, расположение и техническое оснащение пожарных подразделений. Построение сценариев пожаров и технико-экономические расчеты требуют знаний в специальной области, что не всегда доступно специалистам строительного профиля. В настоящем пособии предлагается этим специалистам в развитие метода оценки экономической эффективности систем пожарной безопасности, приведенного в ГОСТ 12.1.004-91, методика технико-экономического обоснования противопожарных мероприятий для строительных объектов различного назначения, приводятся примеры ее использования, оцениваются результаты, достигаемые при применении тех или иных строительных и технических средств защиты. Результаты расчетов, выполненных в соответствии с этой методикой, следует рассматривать как данные для сравнительной оценки вариантов строительных решений и средств пожарной защиты.
2. Методика технико-экономического обоснования противопожарных мероприятий
1. Эффективность противопожарного мероприятия определяется на основе сопоставления притоков и оттоков денежных средств, связанных с реализацией принимаемого решения по обеспечению пожарной безопасности. Притоком денежных средств является получение средств за счет предотвращения материальных потерь от пожара, рассчитываемых как ожидаемые материальные потери от пожара при выполнении противопожарного мероприятия (проектируемый вариант) и сравнения их с ожидаемыми материальными потерями при его отсутствии (базовый вариант). Оттоком денежных средств являются затраты, связанные с выполнением противопожарного мероприятия.
2. Критерием экономической эффективности противопожарного мероприятия (совокупности мероприятий) является получаемый от его реализации интегральный экономический эффект (И), учитывающий материальные потери от пожаров, а также капитальные вложения и затраты на выполнение мероприятия. Интегральный экономический эффект определяется как сумма текущих эффектов за весь расчетный период, приведенная к начальному интервалу планирования с учетом стоимости финансовых ресурсов во времени, которая определяется нормой дисконта, или как превышение интегральных результатов над интегральными затратами. Если экономический эффект И от использования противопожарного мероприятия положителен, решение является эффективным (при данной норме дисконта) и может рассматриваться вопрос о его принятии. Если при решении будет получено отрицательное значение И, инвестор понесет убытки, т.е. проект неэффективен.
Выбор наиболее эффективного решения осуществляется исходя из условия, что
И => max. (1)
3. Интегральный экономический эффект для постоянной нормы дисконта определяется по формуле
Введение
Актуальность настоящей работы: По данным Всемирной Организации Здравоохранения, одной из самых тяжелых травм опорно-двигательного аппарата признаны травмы позвоночника . Наиболее часто переломы позвоночного столба встречаются в тех местах, где более подвижная часть позвоночника переходит в менее подвижную. Не составляет исключения в данном контексте и верхняя часть поясничного отдела позвоночника. Травматические повреждения позвоночника представляют собой одну из серьезнейших медико-социальных проблем в силу стойкости и глубины, как нарушений двигательной сферы, так и изменений социального статуса больного. Актуальность проблемы определяется частотой травм, составляющих «от 26 до 145 случаев на 1 млн населения, увеличением числа инвалидов: ежегодно на 5 - 6 тыс. человек, наиболее трудоспособным (45 лет) средним возрастом пострадавших» .
Реабилитация больных с последствиями травм поясничного отдела позвоночника остается актуальной задачей в силу постоянно растущего числа травм на автодорогах, роста бытового, производственного травматизма. В целом по Российской Федерации в последние годы число инвалидов вследствие травм позвоночника достигает 50,4 тысяч человек, ежегодно увеличиваясь на 7-8 тысяч пострадавших . Средний возраст лиц, поступающих на лечение с последствиями травм позвоночника различной локализации, составляет 24,5 лет. Лица мужского пола получают травму позвоночника примерно в три раза чаще, чем женщины.
Анализ статистических данных последних лет ведущих клиник по лечению травм позвоночника свидетельствует о том, что в 70-85% случаев повреждений позвоночника травма является осложненной, сопровождающейся стойкими двигательными нарушениями . По данным отдельных авторов , большинству инвалидов с последствиями травмы позвоночника устанавливается I или II группа инвалидности, т.е. эти лица на долгие годы остаются нуждающимися в посторонней помощи и уходе. В результате продолжительного восстановительного лечения лишь 25-30% пострадавших от травмы позвоночника лиц обретают воз-
можность самостоятельного передвижения . При этом большинство специалистов отмечают, что ходьба инвалидов с последствиями травм позвоночника остается порочной, требует от инвалида затраты больших физических усилий и резко отличается от ходьбы здорового.
Степень изученности проблемы. Восстановительная терапия поясничного отдела еще не нашла достаточного отражения в литературе. Публикации по данной теме не систематизированы, часто противоречивы. Данная проблема рассматривалась не комплексно, а работы по тематике имели направленность медицинской реабилитации. Как известно, процесс реабилитации является комплексным и все его виды органически связаны между собой и дополняют друг друга. Особенно тесно взаимодействуют лечебная гимнастика, массаж и рефлексотерапия Полноценный комплекс реабилитационных мероприятий может осуществляться лишь при активном включении больного в реабилитационный процесс. Основным критерием эффективности лечения больных с повреждением позвоночника является восстановление утраченных функций. Функциональное восстановление возможно только в случаях рациональной этапной терапии. В запущенных случаях можно добиться общефизических улучшений. В то же время остаются практически неисследованными возможности комплексного использования физических упражнений, чья эффективность подтверждена тысячелетиями практик – хатха – йоги и иных йога - практик. Изложенное выше дало основание автору настоящей работы считать, что изучение проблемы эффективности занятий хатха- йогой при травмах поясничного отдела позвоночника является актуальной и сложной задачей, решение которой возможно при участии специалистов разного профиля, в том числе и специалистов по физической культуре.
Целью исследования является анализ возможностей применения упражнений хатах – йоги при травматизме поясничного отдела позвоночника.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить биомеханические особенности поясничного отдела позвоночника и специфику травматизма данного отдела позвоночника.
2. Исследовать возможности хатха – йоги с медицинской точки зрения.
3. Оценить комплексное воздействие занятий хатха – йогой на результаты коррекции больных с последствиями травмы поясничного отдела позвоночника.
Объектом исследования является система физической реабилитации больных с последствиями спинно-мозговой травмы поясничного отдела позвоночника.
Предметом исследования является методика восстановления с помощью упражнений хатха- йоги при травмах поясничного отдела позвоночника.
Научная новизна. На основе полученных результатов дана обоснованная оценка эффективности применения хатха- йоги для реабилитации больных при травмах поясничного отдела позвоночника.

1. Травматизм поясничного отдела позвоночника
1.1 Строение позвоночника и роль поясничного отдела в нем
Есть такая поговорка: «Человек настолько молод и здоров, насколько молод и здоров его позвоночник». Ввиду того, что электрические импульсы, руководящие работой клеток органов, идут от позвоночного столба, сразу становится ясным главенствующая роль позвоночника в общем здоровье организма.
Позвоночник является частью скелета и состоит из отдельных позвонков. В позвоночнике, как в «футляре», находится спинной мозг. От спинного мозга двумя парами отходят нервные корешки, которые в виде нервов шейных, грудных, поясничных, копчиковых проходят между позвонками и иннервируют соответствующие органы.


Позвоночник выполняет главную опорную и рессорную функцию в организме. Различные сотрясения, возникающие при ходьбе, беге, прыжках им амортизируются как за счет погашения части нагрузки межпозвоночными дисками, так и за счет соответствующих изгибов самого позвоночника. В результате такой амортизации не повреждается головной мозг, сердце, печень и все остальные органы, расположенные внутри грудной и брюшной полости. К тому же позвоночник участвует во всех основных двигательных актах.
Таким образом, позвоночный столб представляет собой сложную и жизненно важную систему, опорная и двигательная часть которого состоит из отдельных позвонков, соединенных между собой межпозвоночными дисками, суставами, связками и поддерживаемых мышцами. Причем мышцы шеи и позвоночника состоят их двух видов мышечных волокон. Так, за статическую работу по удержанию головы и позвоночника в нужном положении отвечают тонические мышечные волокна, а за движения — физические. Жизненно важная часть представлена спинным мозгом и 31 — 33 парами отходящих от него нервов, «обслуживающих « все жизненно важные органы и все тело в целом.
Первые семь шейных позвонков обладают наибольшей подвижностью и испытывают наибольшую нагрузку. Достаточно отметить, что давление на межпозвоночный диск между пятым и шестым шейными позвонками составляет 11,5 кг/см2, в то время как давление на диск, расположенный между пятым поясничным и первым крестцовым позвонками, составляет 9,5 кг/см2. Поэтому шейный отдел весьма уязвим.
Следующие 12 грудных позвонков, хоть и прочнее, но зато образуют массу подвижных суставов, ибо к ним крепятся ребра сразу двумя суставами. Итого, в грудном отделе позвоночника 120 суставов.
«Позвоночный столб образует два лордотических (шейный и поясничный) и два кифотических (грудной и крестцово-копчиковый) изгиба, вертикальная линия, исходящая из центра тяжести тела, пересекает его лишь в двух местах, чаще всего на уровне CVII и Lv позвонков» . Эти соотношения, однако, могут изменяться в зависимости от особенностей осанки человека.
ГЛАВА 1. СТАТУС, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА1.1. Статус центрального банка
Центральные банки являются юридическими лицами, имеющими особый статус, отличительный признак которого - обособленность имущества банка от имущества государства. Хотя формально это имущество находится, как правило, в государственной собственности, центральный банк наделен правом распоряжать-ся им как собственник. Этим центральный банк отличается от государственного банка, имущество которого контролируется государством.
Правовой статус центральных банков развитых стран закреплен в правовых актах: законах о центральных банках и их уставах, законах о банковской и кре-дитной деятельности, в валютном законодательстве. Как правило, основным пра-вовым актом, регулирующим деятельность центрального банка, является Закон о центральном банке, в котором определяются его организационно правовой статус, функции,
Глава 1. Сущность социальной политики государства
Отношения в социальной сфере развиваются под влиянием социальной политики. Социальная политика - это составная часть внутренней политики государства, воплощенная в его социальных программах и практике, регулирующая отношения в обществе в интересах и через интересы основных социальных групп населения. [7, c.55]
Главная задача социальной политики состоит в гармонизации общественных отношений, обеспечении политической стабильности и гражданского согласия. Это достигается подержанием баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; созданием условий для решения жилищной проблемы; удовлетворением населения спросом на количество и качество товаров и услуг; созданием базы для укрепления здоровья населения; роста его духовности, образованности и культуры.
1.1 Политика государства в формировании доходов населения
Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе. [8, c.156]
Социальная сфера включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости.
Как направление государственного регулирования – политика доходов – одно из средств централизованного воздействия на общий размер и распределение вновь созданной стоимости. Цена труда, норма прибыли, спрос и предложение труда, конкуренция – все эти факторы саморегулирования рынка труда формируют доход населения и распределяют общественное богатство. Крупнейшие экономисты Запада признают неравенство в распределении доходов и богатства. Причем под богатством они понимают имеющееся движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги, а под доходом – общую сумму денег, заработанную или полученную другим путем в течение какого-либо периода.
Статистика разных стран показывает, что большая часть населения имеет минимальные доходы, а меньшая – очень высокие. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д.
Сущность политики доходов заключается в непосредственном установлении государством такого верхнего предела увеличения номинальной заработной платы, который способствовал бы выполнению основных задач и реализации приоритетов, стоящих перед экономикой. [10, c.233]
Конкретная формулировка отдельных положений политики доходов в разных странах различна. На практике не существует двух полностью идентичных вариантов развития политики доходов. В механизме осуществления и формах проявления этой политики в каждом конкретном государстве различаются особенности, определяемые:
- социально-экономическим и политическим развитием той или иной страны;
- степенью и характером вмешательства государства в вопросы регулирования заработной платы;
- традициями заключения коллективных договоров;
- социальной напряженностью в обществе.
Главным объектом всех вариантов политики доходов является заработок рабочего в целом, в том числе ставка заработной платы, оплата сверхурочных, социальные выплаты и т.д. В западноевропейских странах, как правило, политика доходов подразумевает непосредственное ограничительное регулирование всех основных категорий доходов населения, лежащих в основе личного и производственного потребления. Политика доходов на практике преимущественно воздействует на движение только заработной платы.
Разработка и реализация политики доходов особенно далеко ушла в Великобритании, так как британское государство пыталось добиться согласованных действий профсоюзов и правительства. Однако практически во всех капиталистических странах политика доходов имела скромные экономические итоги: ее принципы полностью нигде не были осуществлены.
Под доходами населения понимается сумма денежных средств и материальных благ, получаемых или произведенных домашними хозяйствами за определенный промежуток времени. [11, c.325] Роль доходов определяется тем, что уровень потребления населения прямо зависит от уровня доходов.
Денежные доходы населения включают все поступления денег в виде оплаты труда работающих лиц, доходов от предпринимательской деятельности, пенсий, стипендий, различных пособий, доходов от собственности в виде процентов, дивидендов, ренты, сумм от продажи ценных бумаг и недвижимости.
Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и цен.
Располагаемые доходы – это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель реального распределения доходов. Он рассчитывается с учетом индекса цен.
Проблема распределения доходов имеет два аспекта: функциональное распределение и личное распределение.
Функциональное распределение доходов связано со способом, которым денежные доходы общества делятся на заработную плату, ренту, процент и прибыль. Совокупные доходы распределяются в соответствии с функцией, выполняемой получателем дохода. Функциональное распределение формирует первичные доходы населения. В смешанной экономике, как показывает практика развитых стран, основная часть общего дохода приходится на заработную плату. Доход мелких собственников, в том числе и от самодеятельности врачей, адвокатов, фермеров, владельцев мелких и некорпоративных предприятий, является по существу комбинацией заработной платы, прибыли, ренты и процента.
Личное распределение доходов связано со способом, которым совокупный доход общества распределяется среди отдельных домохозяйств. Совокупный доход неравномерно распределяется между группами. Личное распределение связано с домохозяйствами, как с расходующей группой. Часть доходов населения поступает государству как индивидуальные налоги, а остаток распределяется на личное потребление и сбережение. Получение доходов сопровождается неравенством распределения. Причины неравенства распределения доходов:
Объективные причины отражают общую полезность занятий, территорию, отраслевую и межпрофессиональную дифференциацию оплаты труда, уровень образования, неравенство владения собственностью.
Субъективные причины связаны с характером личности (удача, связи, риск, авантюризм, дискриминация и т.д.).
Специфические причины обусловлены текущими особенностями рыночной среды (низкая цена труда, неотрегулированность нормативно-правовой базы, возможность присвоения больших «теневых» доходов).
Доходы трудящихся не исчерпываются названными выше источниками. Во всякой рыночной экономике существует и система компенсационных выплат, представляющая собой важную часть доходов. Такая система необходима уже потому, что инфляция с той или иной скоростью "съедает" прирост денежных доходов населения в любой стране. У нас же этот процесс шел в последние годы с нарастающей скоростью, а компенсационное возмещение между тем практически отсутствовало.
Справедливости ради надо отметить некоторую позитивную роль инфляции: она не позволяет предприятиям производственной, торговой сферы, коммерческим звеньям остановиться и успокоиться на каком-то рубеже. Они вынуждаются производить все большее количество товаров и услуг, совершенствовать их качество, иначе их остановившиеся в какой-то точке доходы “съест" инфляция. Однако ее ударную силу необходимо смягчать, вводя защитные механизмы для малообеспеченных категорий населения, которые, как правило, лишены возможности трудовой деятельностью обеспечивать себя и тем самым целиком за счет собственных усилий повышать или хотя бы удерживать на одном уровне свое материальное благосостояние. Известный способ защиты от инфляции - индексация доходов. Но между ней и ростом не должно быть прямой пропорциональной связи; иначе говоря, не следует ставить цель полностью компенсировать инфляцию. С определенной долей допущения можно утверждать, сбалансированность рынка будет достигаться на величину того "зазора", который образуется между ростом цен и индексацией доходов.
1. Понятие «Бюджетный процесс»
Бюджетный процесс – регулируемая нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также иных субъектов по составлению и рассмотрению проектов бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также осуществлению контроля их исполнения.
Организация бюджетного процесса в Российской Федерации осуществляется в соответствии с установленными Конституцией Российской Федерации (ст.10-12) принципами единства государственной власти в Российской Федерации, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, самостоятельности местного самоуправления, а также разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, органы которой являются самостоятельными.
В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 28 и 31) органы государственной власти и органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют бюджетный процесс на соответствующем уровне бюджетной системы Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, например, при введении временной финансовой администрации в субъекте Российской Федерации или муниципальном образовании).
2. Осуществление бюджетного процесса
2.1 Компетенция органов государственной власти
К компетенции федеральных органов государственной власти Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 7) отнесено:
· определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, утверждения отчетов об их исполнении и осуществлении контроля их исполнения;
· установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля их исполнения, утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
· составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля их исполнения, утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации.
2.2 Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации
В свою очередь в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст. 8) и Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено:
· установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля их исполнения, утверждения отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
· составление и рассмотрение проектов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля их исполнения, составление и утверждение отчетов об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;
· установление порядка представления в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов.
2.3 Компетенция органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст.9) и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.ст.14-16, 65) обеспечивают:
· установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля его исполнения и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;
· составление и рассмотрение проектов местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчетов об исполнении местного бюджета;
· составление отчета об исполнении консолидированного бюджета муниципального района (осуществляется исключительно органами местного самоуправления муниципального района);
· установление порядка составления, утверждения и исполнения смет доходов и расходов отдельных населенных пунктов и иных территорий, не являющихся муниципальными образованиями и входящих в состав территории поселения (осуществляется органами местного самоуправления поселений).
2.4. Участники бюджетного процесса
Участниками бюджетного процесса являются органы государственной власти и органы местного самоуправления, иные государственные органы, главные распорядители, распорядители и получатели средств бюджета, осуществляющие полномочия по составлению и рассмотрению проектов бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также контроля их исполнения.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (ст.151, 152, 164) участниками бюджетного процесса на федеральном уровне являются:
· Президент Российской Федерации;
· законодательные (представительные) органы государственной власти Российской Федерации (Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации);
· высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации - Правительство Российской Федерации;
· федеральные органы исполнительной власти, осуществляющих бюджетные и налоговые полномочия (за исключением полномочий главного распорядителя бюджетных средств)- Министерство финансов Российской Федерации, Федеральное казначейство, Федеральная служба финансово бюджетного надзора и др.;
· иные государственные органы Российской Федерации, осуществляющие бюджетные полномочия – Счетная палата Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, органы управления бюджетами государственных внебюджетных фондов;
· главные распорядители, распорядители и получатели средств федерального бюджета;
· иные органы и организации, на которые возложены соответствующие полномочия.
Состав участников бюджетного процесса на региональном и местном уровнях включает:
· законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органами местного самоуправления соответственно;
1 Совершенная и несовершенная конкуренции
Взаимодействие между спросом и предложением (продавцами и покупателями, производителями и потребителями) происходит на рынке. Очевидно, что решения продавцов (покупателей) о цене и объеме производства (закупки) товара будут существенно различаться для различных типов рыночных структур.
Вообще говоря, в зависимости от целей экономического исследования может быть предложено несколько различных классификаций типов рынков. Рассмотрим для начала очень простую и наиболее важную в экономической теории классификацию рынков. Признаком, положенным в основу этой классификации, является степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. Говорят, что рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенной влияние на цену товара. Если это условия не соблюдается, то конкуренция является несовершенной .
1.1 Понятие и основные черты совершенной конкуренции
Термины «совершенная конкуренция», «совершенный рынок» введены в научный оборот во второй половине XIX в. К числу авторов, впервые использовавших понятие совершенного рынка, относится У.Джевонс. Представители классической политэкономии при характеристике рыночного регулирования опирались на понятие свободной (неограниченной) конкуренции, акцентируя внимание на том, что действие конкуренции не подвергается ограничениям со стороны докапиталистических регламентаций, препятствовавших миграции капиталов из одних отраслей в другие.
Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь .
Понятие «совершенная конкуренция» играет особую роль в экономической теории. Представляя собой «чистую» модель рынка, она играет такую же роль в экономической науке, как и подобные модели, в физике – абсолютно упругий удар, абсолютный вакуум, «физика без трения» и т.п. – позволяющие сделать основополагающие выводы, построить некую идеальную модель, в сравнении с которыми можно изучать механизмы реально существующих систем.
Считается, что рыночная структура характеризуется совершенной конкуренцией, если выполняются следующие условия :
1. Имеется много покупателей и продавцов данного товара, причем каждый из них производит (покупает) малую долю общего рыночного объема.
2. Товар должен быть совершенно однородным с точки зрения покупателей, и все покупатели должны быть одинаковы с точки зрения продавцов.
3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя и возможности свободного выхода из отрасли.
4. Полная информация всех участников рынка, то есть каждый покупатель осведомлен о ценах всех продавцов и о любом изменении цен любым продавцом.
5. Рациональное поведение всех участников рынка, преследующих свои собственные интересы. Сговор, в какой либо форме исключается.
Наряду с выше перечисленными условиями на совершенно конкурентных рынках действуют и другие, а именно:
• существование рынка наличного товара, на котором продавцы и покупатели встречаются в одно и то же время, в одном и том же месте;
• отсутствие каких-либо издержек, связанных с совершением сделки между производителями и покупателями. Исключается существование биржевых контор, инвестиционных компаний, дилеров и других посредников;
• исключается такое орудие конкуренции, как сбивание цен;
• предполагается отсутствие предпочтений пространственного, личного и временного характера.
Очевидно, что совершенная конкуренция, определенная приведенными выше условиями, весьма редка на практике.
Рыночная конкуренция имеет определенные преимущества и недостатки.
Преимущества:
· способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;
· вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;
· создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организации и управления производством;
· обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
· нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей и на повышение качества товаров услуг.
Недостатки:
не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, запасы недр, морей и океанов);
отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);
не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;
не гарантирует право на труд, на доход на отдых;
не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
Совершенную конкуренцию называют чистой, имея в виду, что она «очищена» от любых ограничений или монопольных тенденций. Понятие совершенной конкуренции по определению привязано к статичной модели равновесия, оперирующей заранее (экзогенно) заданными ценами и объемами ресурсов. Понятие свободной, неограниченной конкуренции характеризовало ее как процесс. Понятие совершенной конкуренции акцентировало внимание на равновесном состоянии предприятия, отрасли как результате предшествующей конкуренции. Такая трактовка означала эволюцию теоретической модели рынка. В действительности, совершенная конкуренция является довольно редким случаем, и лишь некоторые из рынков приближаются к ней (например, рынок зерна, ценных бумаг, иностранных валют). Для нас существенное значение имеет не только практическое применение знаний по несовершенной конкуренции в приложении к этим рынкам, но и тот факт, что совершенная u1082 конкуренция является простейшей ситуацией и дает исходный, эталонный образец для сравнения и оценки эффективности реальных экономических процессов. Свое понимание совершенной конкуренции скорее нужно формировать как отношение к абстракции: в настоящее время, да и в прошлом в различной мере имело и имеет место регулирование рынка, а условиям свободного рынка совершенной конкуренции не отвечает никакая государственность.
1.2 Виды несовершенной конкуренции
Приведем простую и наиболее употребительную классификацию рынков, характеризующихся несовершенной конкуренцией :
1. Монополия (чистая монополия). В отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цены. Сила монополиста тем больше, чем выше входные барьеры в отрасль и чем меньше товаров-заменителей у данного товара. В реальной экономике развитых стран чистая монополия – такая же абстракция, как и совершенная конкуренция.
2. Олигополия – в отрасли имеется незначительное количество производителей. В этой ситуации производители могут вести себя различными способами:
a) не учитывать поведения других производителей, как и при совершенной конкуренции;
b) пытаться предвидеть поведение других производителей;
c) вступать в сговор с другими производителями.
3. Монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта. В отрасли может быть много продавцов, предлагаемые ими товары неоднородны с точки зрения покупателей (не выполняется условие 2 для совершенной конкуренции). Эта ситуация наиболее характерна для рынков развитых стран.
Лучше всего разработаны в экономической теории модели двух полярных типов рыночных структур – совершенной конкуренции и чистой монополии.
Введение
Под кредитоспособностью банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора.
Изучение банками разнообразных факторов, которые могут повлечь за собой непогашение кредитов, или, напротив, обеспечивают их своевременный возврат, составляют содержание банковского анализа кредитоспособности.
При анализе кредитоспособности банки должны решить следующие вопросы: способен ли заемщик выполнить свои обязательства в срок, готов ли он их исполнить? На первый вопрос дает ответ разбор финансово-хозяйственных сторон деятельности предприятий. Второй вопрос имеет юридический характер, а так же связан с личными качествами руководителей предприятия.
Состав и содержание показателей вытекают из самого понятия кредитоспособности. Они должны отразить финансово-хозяйственное состояние предприятий с точки
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы обусловлена тем, что основные фонды пред-приятий занимают важное место в национальном достоянии страны. Например, удельный вес промышленности в основных производственных фондах народ-ного хозяйства составляет около половины ее стоимости.
К основным производственным фондам относятся те средства труда, ко-торые, находясь в сфере материального производства, непосредственно участ-вуют в изготовлении материальных благ (машины, оборудование и т. п.), соз-дают условия для осуществления производственного процесса (производствен-ные здания, сооружения, электросети, трубопроводы и др.), служат для хране-ния и перемещения предметов труда.
Кроме основных производственных фондов в состав основных фондов входят и основные непроизводственные фонды, к которым относятся такие объекты непроизводственного назначения (жилые дома, детские сады и ясли, школы, больницы и другие объекты здравоохранения и культурно-бытового на-значения), которые находятся в ведении промышленных предприятий (они не непосредственно, а косвенно влияют на процесс производства). Здесь мы рас-сматриваем только основные производственные фонды.
В качестве объекта изучения в данной работе выбрано промышленное предприятие – Владикавказский электроламповый завод (ОАО «ВЭЛЗ»), по-этому в теоретическом аспекте мы рассмотрим основные фонды промышленно-го предприятия, имея ввиду, что основные производственные фонды промыш-ленности - это средства труда, которые участвуют во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натуральную форму, а их стоимость перено-сится на изготовляемую продукцию частями по мере снашивания.
Основная цель работы – изучить теорию и освоить практику оценки со-стояния и эффективности использования основных фондов предприятия.
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ
1.1. Классификация основных фондов
В настоящее время классификация основных фондов промышленности осуществляется по следующим основным группам.
1. Здания. К этой группе относятся здания основных, вспомогательных и обслуживающих цехов, а также административные здания предприятий.
2. Сооружения. Сюда входят подземные и открытые горные выработки, нефтяные и газовые скважины, гидротехнические и другие сооружения.
3. Передаточные устройства. Это устройства, с помощью которых проис-ходит передача, например, электрической или другой энергии к местам ее по-требления.
4. Машины и оборудование. В эту группу входят все виды технологиче-ского оборудования, а также первичные и вторичные двигатели. В данной группе выделяются две подгруппы:
а) силовые машины и оборудование;
б) рабочие машины и оборудование.
К первой подгруппе относятся паровые и гидравлические турбины, трансформаторы, ветродвигатели, электромоторы, двигатели . внутреннего сгорания и другие первичные и вторичные двигатели. Во вторую подгруппу входят стан-ки, прессы, молоты, химическая аппаратура, доменные и мартеновские печи, прокатные станы и другие машины и оборудование.
5. Транспортные средства. В их состав входят все виды транспортных средств, в том числе: внутрицеховой, межцеховой и межзаводской транспорт, речной и морской флот рыбной промышленности, трубопроводный магист-ральный транспорт и т. д.
6. Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и прочие основные фонды. Сюда относятся инструменты режущие, давящие, ударные и другие; инвентарь производственного и хозяйственного назначения, способст-вующий облегчению и созданию нормальных условий труда (оборудование контор, верстаки, контейнеры, инвентарная тара, предметы противопожарного назначения и др.).
Для простоты учета в состав основных фондов, входящих в шестую груп-пу, включаются лишь инструменты, производственный и хозяйственный ин-вентарь со сроком службы свыше одного года и стоимостью более 15 необла-гаемых налогом минимумов (т.е. 17 гривен) за единицу. Остальной инструмент, инвентарь, а также другие принадлежности (несмотря на то что теоретически они по всем экономическим признакам должны относиться к основным фон-дам) в хозяйственной практике принято считать оборотными фондами.
Каждая группа приведенной классификации в свою очередь подразделя-ется на подгруппы, которые состоят из еще более родственных основных фон-дов с примерно равными сроками службы, нормами амортизации и условиями эксплуатации.
Не все элементы основных фондов играют одинаковую роль в процессе производства. Рабочие машины и оборудование, инструменты, измерительные и регулирующие приборы и устройства, технические сооружения (горные вы-работки шахт и разрезов, нефтяные и газовые скважины) принимают непосред-ственное участие в производственном процессе, способствуют увеличению вы-пуска продукции и поэтому относятся к активно действующей части основных фондов. Другие элементы основных фондов (производственные здания, инвен-тарь) оказывают лишь косвенное влияние на производство продукции и поэто-му их называют пассивной частью основных фондов.
1.2. Структура основных фондов
Пользуясь этой группировкой, можно определить производственную структуру основных фондов. Производственная структура основных фондов характеризуется удельным весом каждой группы основных фондов в общей их стоимости по предприятию, отрасли и промышленности в целом.
Производственная структура основных фондов и ее изменение за тот или иной отрезок времени дают возможность характеризовать технический уровень промышленности и эффективность использования капитальных вложений в ос-новные фонды. В частности, чем выше в составе основных фондов удельный вес машин, оборудования и других элементов активной части основных фон-дов, тем больше продукции будет произведено на каждый рубль основных фондов.
Различия производственной структуры основных фондов в разных отрас-лях промышленности являются результатом технико-экономических особенно-стей этих отраслей. Даже предприятия внутри одной и той же отрасли про-мышленности, как правило, имеют неодинаковую производственную структуру основных фондов. Наиболее высок удельный вес активных элементов основных фондов на предприятиях с высоким уровнем технической оснащенности и электровооруженности труда, где производственные процессы механизированы и автоматизированы и широко используются химические методы обработки.
На производственную структуру основных фондов оказывает влияние развитие концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования производства, на нее оказывает влияние также капитальное строительство. До-биваясь снижения стоимости строительства. например, производственных зда-ний, можно уменьшить долю пассивных элементов основных фондов в общей их стоимости и тем самым повысить эффективность затрат, вложенных в ос-новные фонды нового предприятия.
Все это говорит о том, что бизнес и общество заинтересовано в повыше-нии доли машин и оборудования—наиболее активной части основных фондов и в снижении удельного веса прежде всего зданий и хозяйственного инвентаря без ущерба для эффективного функционирования производственного процесса.
Почти каждое предприятие может улучшить структуру основных произ-водственных фондов за счет повышения доли производственного оборудова-ния. Это возможно благодаря более рациональной расстановке оборудования внутри цехов, размещения его на открытых площадках, где это возможно, а также выноса с производственных площадей непроизводственных служб (складов, контор и т.д.) и размещения на них дополнительного количества оборудо-вания.
Структуру промышленно-производственных основных фондов следует рассматривать и в отраслевом разрезе. Она отражает уровень материально-технической базы промышленного производства, а также степень индустриального развития страны.
Основная часть производственных основных фондов промышленности находится на предприятиях тяжелой промышленности, в том числе значитель-ная их доля сконцентрирована в отраслях, обеспечивающих технический про-гресс в народном хозяйстве (в электроэнергетике, машиностроении, в химиче-ской, нефтехимической и топливной промышленности, в черной металлургии и других отраслях).

1.3. Методы оценки основных фондов
В практике учета и планирования воспроизводства основных фондов промышленности используются как денежные, так и натуральные показатели, поскольку основные фонды в производственном процессе выступают не только как носители стоимости, но и как совокупность определенных средств труда.
Денежная оценка основных фондов необходима для учета их динамики, планирования расширенного воспроизводства, установления снашиваемости, начисления амортизации, определения себестоимости продукции и рентабель-ности предприятий, а также для осуществления хозяйственного расчета.
В связи с длительным участием основных фондов в процессе производст-ва, их постепенным снашиванием, а также с изменением за этот период условий воспроизводства существует несколько видов денежной оценки основных фон-дов:
1) по полной первоначальной стоимости;
2) по первоначальной стоимости за вычетом износа;
3) по полной восстановительной стоимости;
4) по восстановительной стоимости с учетом износа. Полная первона-чальная стоимость представляет собой фактическую стоимость по ценам при-обретения (включая затраты на доставку и монтаж) или строительства основ-ных фондов.
ВВЕДЕНИЕ
История фондового рынка новой России насчитывает более двенадцати лет. За этот период рынок ценных бумаг прошел путь от чековых аукционов до создания развитой и мощной биржевой инфраструктуры, в технологическом плане способной поспорить с торговыми площадками ведущих западных государств. Однако, несмотря на быстрое развитие институтов фондового рынка, отечественная промышленность в 90-е годы переживала период спада, что свидетельствует об относительно слабой взаимосвязи между финансовым и реальным секторами экономики страны. Эта ситуация сложилась прежде всего ввиду неразвитости, а порой практически полного отсутствия, рынка ценных бумаг на региональном уровне, хотя мировая практика свидетельствует о том, что региональный фондовый рынок несет в себе огромный потенциал в области перераспределения и регулирования финансовых потоков в экономике.
Перспективы становления и развития фондового рынка в России в целом и регионах определяются естественной потребностью в создании благоприятных условий для привлечения инвестиционных ресурсов и направления их в сферы необходимого приложения. Совершенствование рынка ценных бумаг на федеральном, межрегиональном и внутрирегиональном уровне призвано стать одним из эффективных инструментов реализации государственной политики, призванной поддерживать базовые промышленные предприятия и обеспечивать наиболее полное и рациональное использование природного, кадрового научно-технического и производственного потенциала страны.
Также инструменты фондового рынка используются правительственными и муниципальными органами власти для решения проблем в бюджетной сфере и для финансирования социально-экономически значимых государственных проектов.
Однако, как свидетельствует практика, многие российские регионы до сих пор занимают позицию «пассивного потребителя» централизованных ресурсов и практически не используют богатый и разнообразный инструментарий фондового рынка.
Такая ситуация складывается во многом благодаря таким внутрирегиональным факторам, как: отсутствие вторичного рынка, неразвитость инфраструктуры. Также во многих регионах нет информационной базы регионального рынка ценных бумаг, чтобы обеспечивать его прозрачность.
Таким образом, все вышеизложенное еще раз подчеркивает не только актуальность, но и важное значение темы дипломной работы, а также позволяет определить ее цель.
Целью данной работы является всесторонний анализ становления и развития инфраструктуры фондового рынка России в целом и на региональном уровне на этапе формирования экономики переходного периода от плановой к рыночной. Предметом анализа является также инструментарий фондового рынка и его использование для финансирования реального сектора экономики России и ее структурных преобразований. Особое внимание в работе уделено анализу рынка ценных бумаг России с разработкой рекомендаций по совершенствованию инфраструктуры рынка ценных бумаг и оптимизацией использования его инструментов для финансирования конкретных инвестиционных проектов.
Цель работы определила следующие основные задачи, решение которых представлено в дипломной работе:
1. изучение сущности и структуры фондового рынка России;
2. изучение зарубежного опыта функционирования рынка ценных бумаг;
3. анализ закономерностей, выявление тенденций и проблем развития рынка ценных бумаг в России и ее регионах;
4. разработка путей и методов совершенствования функционирования рынка ценных бумаг на федеральном и региональном уровнях.
Методологической основой данной дипломной работы являются:
- положения, содержащиеся в нормативно-правовых актах Российской Федерации;
- научные труды отечественных и зарубежных экономистов;
- публицистические материалы;
- статистические материалы.
Первый раздел дипломной работы включает краткий анализ структурных деформаций в экономике России переходного периода. Делается вывод о возможности финансирования структурных преобразований, используя инструменты фондового рынка.
Во втором разделе проводится комплексный анализ рынка ценных бумаг России: выявляются закономерности, тенденции и проблемы его развития, проводится анализ фондового рынка.
В третьем разделе определяются перспективы развития фондового рынка России, пути и методы совершенствования функционирования рынка ценных бумаг в регионах России.
Практическая значимость результатов данной дипломной работы заключается в том, чтобы основные выводы и рекомендации, полученные в ходе исследования фондового рынка России были учтены при дальнейшем развитии инфраструктуры фондового рынка.
Таким образом, проблема развития рынка ценных бумаг на федеральном и региональном уровне является очень актуальной, так как именно рынок ценных бумаг обладает огромным потенциалом в области перераспределения, регулирования и привлечения финансовых ресурсов в экономику страны.

ГЛАВА 1. ФОНДОВЫЙ РЫНОК, КАК ИНСТРУМЕНТ ФИНАНСИРОВАНИЯ СТРУКТУРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Понятие, функции и значение фондового рынка, как инструмента финансирования структурных преобразований экономики
Рыночная экономика представляет собой совокупность различных рынков. Одним из них является финансовый рынок. Финансовый рынок - это рынок, который опосредует распределение денежных средств между участниками экономических отношений. Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) состоит из денежного рынка и рынка капиталов [9, с. 79].
На денежном рынке осуществляется движение краткосрочных (до 1 года) накоплений. В свою очередь, денежный рынок подразделяется обычно на учетный, межбанковский и валютный рынки.
Рынок капиталов охватывает средне- и долгосрочные кредиты (свыше 1 года), а также акции и облигации. Он подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок средне- и долгосрочных банковских кредитов. Важнейшим источником долгосрочных инвестиционных ресурсов для государств, компаний и банков служит рынок капиталов. Если денежный рынок представляет высоко ликвидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах [10, с. 42].
Фондовый рынок - это совокупность экономических отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками [10,с. 93].
Основное назначение фондового рынка (в любом обществе с развитыми рыночными отношениями) состоит в том, что он позволяет аккумулировать временно свободные денежные средства и направлять их на развитие перспективных отраслей реальной экономики.
Поскольку далеко не все ценные бумаги ведут свое происхождение от денежных капиталов, то и рынок ценных бумаг не может в полном объеме быть отнесен к финансовому рынку. В той части, в которой рынок ценных бумаг основывается на деньгах как на капитале, он называется фондовым и в этом качестве есть составная часть финансового фондового рынка. Фондовый рынок образует большую часть рынка ценных бумаг. Оставшаяся часть рынка ценных бумаг, в силу своих сравнительно небольших размеров не получила специального названия, и поэтому часто понятия рынка ценных бумаг и фондового рынка считаются синонимами.
Фондовый рынок, как и другие рынки в сформировавшейся рыночной экономике, представляет сложную организационно-экономическую систему с высоким уровнем целостности и законченности технологических циклов. Фондовый рынок образуют институты и механизмы, которые обеспечивают оборот ценных бумаг, а также производных ценных бумаг. Под ценной бумагой (ЦБ) понимается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление и передача которых возможна только при его предъявлении. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности. Ценные бумаги подразделяются на основные и производные. Основные - это ценные бумаги в основе которых лежат имущественные права на какой-либо товар, деньги, капитал, имущество, различного рода ресурсы. К ним относятся акции, облигации и т.д.
Акция - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Выпуск акций на предъявителя разрешается в определенном отношении к величине оплаченного уставного капитала эмитента в соответствии с нормативом, установленным Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг [13, с. 104].
Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок се номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству РФ [13, с. 105].
На всех фондовых рынках индустриально развитых стран Западной Европы, США и Японии существует высокоразвитый рынок фьючерсных и опционных контрактов, предназначенный для хеджирования ценовых рисков биржевой торговли. Фьючерсы и опционы - это производный ценные бумаги.
Производные ЦБ - это бездокументарная форма выражения имущественного права (обязательства), возникающего в связи с изменением цены, лежащего в основе данной ЦБ биржевого актива, т.е. цена является производной от цены базового актива. Это также означает, что эти инструменты не могли бы существовать при отсутствии базового актива.
Большинство производных инструментов является срочными контрактами. Срочный контракт - это соглашение о будущей поставке предмета контракта. Производные инструменты включают: фьючерсы, опционы и т.д.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества