Хозяйственное право - готовые работы

ГлавнаяКаталог работХозяйственное право
fig
fig
В первой части работы рассмотрим сущность и понятие акционерных обществ, струк¬туру управления и контроля, а также особенности открытых и закрытых акционерных обществ.
Во второй главе на примере компании ОАО «Мегафон» рассмотрим и проведем анализ функционирования открытого акционерного общества. Сначала дадим характеристику компании, структуру органов управления и контроля, а затем на основе отчетной бухгалтерской документации проанализируем финансово-хозяйственную деятельность
ВВЕДЕНИЕ
Понятие лицензирования формировалось на протяжении не одного столетия. Истоки формирования понятия «лицензия», как документа разрешительного характера, выдаваемого государственным органом заинтересованному лицу, исследователи усматривают во Франции XVII века в эпоху Людовика XIV , когда торговля во Франции находилась под пристальным контролем правительства ¬¬– каждый купец, как ввозивший, так и вывозивший товары из страны, обязан был получить лицензию (разрешение на торговлю). Правительство Франции использовало метод лицензирования, как один из методов воздействия на купцов и владельцев мануфактур в целях обеспечения экономической безопасности общества и государства.
Практически до середины XX века метод лицензирования имел узкую сферу применения и использовался, как правило, лишь в сфере внешней торговли.
Со временем лицензирование получило применение и в других европейских странах, однако его роль до Первой мировой войны все же была незначительной. Во время Первой мировой войны (1914-1918 гг.) из-за усиления государственного регулирования внешней торговли система лицензирования получила свое дальнейшее развитие.
В Российской Федерации развитие института лицензирования относят к началу 1990-х годов. В связи со сменой экономической и правовой формации в этот период назрела необходимость введения методов, которые бы смогли обеспечить защиту прав граждан и экономической безопасности государства. Стремительное развитие общества и экономики выявило необходимость активного государственного участия в управлении экономикой. Одним из таких методов было выбрано лицензирование.
В начале 1990-х годов были приняты федеральные законы и подзаконные акты, предусматривающие лицензирование, как метод воздействия государства на экономические отношения:
• Закон Российской Федерации от 02.12.1990 г. № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» ;
• Федеральный закон от 16.02.1995 г. № 15-ФЗ «О связи» ;
• Федеральный закон от 20.02.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» ;
• Федеральный закон от 13.10.1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» ;
• Указ Президента Российской Федерации от 08.07.1994 г. № 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации» .
При этом базовым среди всех прочих нормативных правовых актов стало постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» . Данное Постановление имело универсальный характер и распространило действие лицензий на целый ряд сфер хозяйственной деятельности.
Но не смотря на предпринятые шаги, уже к концу 1990-х годов назрела необходимость совершенствования правового регулирования лицензирования: регулирование данного института значительным количеством законов и подзаконных актов обусловило появление некоторых сложностей как для получателей лицензий, так и для сотрудников лицензирующих органов. Кроме того, в 1994-1998 гг. органами исполнительной власти осуществлялось лицензирование более чем 900 видов коммерческой, а в редких случаях, и некоммерческой деятельности.
В 1998 году была предпринята первая попытка урегулировать лицензирование отдельных видов деятельности федеральным законом. Результатом такой попытки стал Федеральный закон от 25.09.1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» . Однако данный закон содержал значительное количество лицензируемых видов деятельности (более 200 видов деятельности) и, что самое главное, их перечень не являлся исчерпывающим. Данный закон действовал непродолжительное время. 8 августа 2001 года был принят второй федеральный закон – «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 128-ФЗ (далее - Федеральный закон о лицензировании), составивший основу правового регулирования лицензирования в Российской Федерации. Он установил единую процедуру лицензирования на территории Российской Федерации, сократил количество нормативных правовых актов, осуществляющих регулирование лицензирования отдельных видов деятельности. Данным федеральным законом устанавливался исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности.
В настоящее время государство пытается вывести из сферы лицензионного контроля некоторые виды деятельности. Однако, учитывая, что лицензируемые виды деятельности – это виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона о лицензировании), государственное регулирование таких отношений не может быть отменено полностью. Поэтому в целях сокращения регулирования государством различных сфер бизнеса и профессиональной деятельности некоторые виды деятельности переводятся на саморегулирование, посредством создания саморегулируемых организаций. Сегодня, например, саморегулирование развивается в таких сферах деятельности как оценочная деятельность, арбитражное управление.
Сторонники саморегулирования в качестве основных достоинств саморегулирования выделяют: способность саморегулирования повышать эффективность деятельности предпринимателей и уровень доверия к ним потребителей; снижение расходов за донесение информации о стандартах, качестве продукции до потребителя; способность повышать рыночные стандарты и быстро реагировать на требования потребителей.
Но не все разделяют позицию о целесообразности развития саморегулирования в России, отмечая, что при переходе на саморегулирование возможно ограничение конкуренции, в том числе путем создания входных барьеров в отрасль, и, как следствие, повышение цен на услуги членов саморегулируемых организаций. Кроме того, саморегулируемые организации могут применять к нарушителям стандартов поведения весьма ограниченный набор санкций: предупреждение, штрафы, исключения.
Таким образом, институт лицензирования в своем развитии прошел длинный путь развития и продолжает совершенствоваться. В этой связи темой данной работы было выбрано лицензирование отдельных видов деятельности в целях изучения его на современном этапе. Задачами данной работы являются изучение понятия лицензирования, органов, осуществляющих лицензионную деятельность, и процедуры лицензирования.
1. ПОНЯТИЕ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ. ОРГАНЫ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЛИЦЕНЗИРОВАНИЮ
1.1. Понятие лицензирования
В юридической литературе понятие «лицензирование» трактуется по-разному. А.В. Гущин определяет лицензирование как «сложное многоаспектное социально-правовое явление, которое имеет в целом двоякую направленность». С одной стороны, лицензирование представляет собой осуществление мероприятий, связанных с представлением субъекту экономической деятельности разрешения на эту деятельность, а с другой – осуществление со стороны уполномоченных органов надзорной (контрольной) деятельности за соблюдением экономическим субъектом определенных требований и условий, обеспечивающих безопасность личности . С.Э. Жилинский полагает, что «лицензирование является способом ограничения правоспособности предпринимательских организаций» . Некоторые исследователи рассматривают лицензирование как вид государственного контроля, направленного на обеспечение законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства .
Федеральным законом о лицензировании лицензирование определяется как мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании (ст. 2).
3. Управление в обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью
Система органов управления и контроля общества с ограниченной ответственностью закреплена в ст. 32 Закона. Аналогичная система установлена для ОсДО. Следует обратить внимание на то, что четырехзвенная система управления (общее собрание, совет директоров, коллегиальный исполнительный орган, единоличный исполнительный орган) устанавливается в обществе по желанию его участников. При этом в обязательном порядке в обществе с ограниченной ответственностью должны действовать только два управленческих органа - общее собрание участников общества и единоличный исполнительный орган общества (или его функции должны быть переданы управляющему). Поэтому в случаях, когда совет директоров или коллегиальный исполнительный орган в обществе не создаются, их полномочия относятся к компетенции соответственно общего собрания участников общества и генерального директора .
Высшим органом общества является общее собрание его участников, которое может быть очередным или внеочередным (п. 1 ст. 32 Закона).
Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников общества, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений. Положения учредительных документов общества или решения его органов, ограничивающие указанные права участников общества, ничтожны.
На общем собрании каждый участник общества имеет число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
Уставом общества при его учреждении или путем внесения в устав общества изменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно, может быть установлен иной порядок определения числа голосов участников общества. Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих такой порядок, осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.
Пункт 2 ст. 32 Закона содержит диспозитивную норму, согласно которой уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) общества. В таком случае компетенция совета директоров (наблюдательного совета) общества определяется уставом общества в соответствии с Законом.
Уставом общества с ограниченной ответственностью может быть предусмотрено, что к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся: образование исполнительных органов общества, досрочное прекращение их полномочий; решение вопросов о совершении крупных сделок в случаях, предусмотренных ст. 46 Закона; решение вопросов о совершении сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, в случаях, предусмотренных ст. 45 Закона; решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества; решение иных вопросов, предусмотренных Законом.
В случае если решение вопросов, связанных с подготовкой, созывом и проведением общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью, отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительный орган общества приобретает право требовать проведения внеочередного общего собрания участников общества.
Порядок образования и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также порядок прекращения полномочий членов совета директоров (наблюдательного совета) общества и компетенция председателя совета директоров (наблюдательного совета) общества определяются уставом общества.
Руководство деятельностью общества может осуществляться: единоличным исполнительным органом общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества (п. 4 ст. 32 Закона). Правом выбора оптимальной для данного общества системы исполнительных органов обладают участники соответствующего общества. Однако в любом случае при подготовке устава общества необходимо исходить из того, что исполнительные органы общества подотчетны общему собранию участников общества и совету директоров (наблюдательному совету) общества (если последний образован).
Закон не содержит жестких правил о наименовании исполнительного органа, что дает возможность участникам самостоятельно определить в уставе общества наименование своего исполнительного органа. Для коллегиальных исполнительных органов наиболее характерны названия «правление», «дирекция», «исполнительная дирекция», для единоличных исполнительных органов – «директор», «исполнительный директор» и т.п.
1. Понятие права собственности как основы хозяйствования.
Собственность – одно из самых значимых социальных явлений. Будучи базовым экономическим отношением, она определяет основу экономической жизни любого общества. Поскольку собственность является предпосылкой, основным условием производства, без которого, как известно, невозможно существование человека, огромное значение приобретает опосредуюший отношения собственности институт права и в особенности характер их правового регулирования.
«Собственность рассматривается нами как фундаментальное свойство материи, присущее любым отношениям между структурами, а в обществе – неформальный институт, норм человеческого поведения» . Трактовать частную собственность как естественную и необходимую, исходя из человеческих инстинктов, не совсем корректно – частное потребление наличествует при любой форме собственности, – человек кроме как индивидуально, потреблять просто не способен. Хотя человеческие инстинкты и не порождают собственность как таковую, они формируют исходную деятельностную основу человека, обусловливают мотивационный и результативный характер собственности.
Таким образом, собственность выступает как «норма, набор правил, которые заданы социально, а не являются предметом какого-либо соглашения между участниками договора» . Специфика экономического содержания категории «собственность» состоит в определении собственности не как средства и результата производства и не как отношения к ним людей, а как отношения между людьми, которые могут быть связаны со средствами и результатами производства.
Реализация «отношений собственности представляет собой конкретную деятельность хозяйствующего субъекта, направленную на достижение своего экономического интереса в определенных условиях социального и политического порядка, обеспечиваемого государством» . Посредством государства происходит объединение людей в рамках всего общества, и только через государство они выступают в качестве целостной социальной системы.
Право собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты (имущество) сводится, как правило, к трем правомочиям:
1) праву владения, т.е. предоставляемой законом возможности фактического обладания вещью и удержания ее в собственном владении;
2) праву пользования, т.е. основанной на законе возможности эксплуатации имущества, извлечения из него полезных свойств и/или получения от него плодов и доходов;
3) праву распоряжения имуществом, т.е. предоставленной собственнику возможности по своему усмотрению и в своих интересах совершать действия, определяющие юридическую судьбу имущества .
Право владения – это охраняемая законом возможность фактического обладания вещью. В этом праве находит юридическое выражение состояние присвоенности, принадлежности вещи определенному лицу. Правомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования имущества путём извлечения из него полезных свойств, его потребления. Оно тесно связано с правомочием владения, т.к., по общему правилу, можно пользоваться имуществом, только владея им.
Право распоряжения выражается в охраняемой законом возможности определять юридическую судьбу вещи: передавать её другим лицам в собственность, а также в производное владение и пользование, а иногда – и в распоряжение.
2. Что входит в состав имущества предприятия?
Предприятие как имущественный комплекс может принадлежать на праве собственности как одному, так и, исходя из смысла п. 2 ст. 132, ст. 244 ГК РФ, нескольким лицам. Если предприятие является собственностью нескольких лиц, оно принадлежит им на праве общей долевой собственности (ст. 244 ГК РФ). Исключения составляют случаи, когда законом предусмотрено образование общей совместной собственности на имущество, например собственность супругов, собственность крестьянского (фермерского) хозяйства. В состав имущества предприятия входят денежные средства, сырье, материалы, а также готовая продукция, права требования и долги, другие объекты, которые предназначены для производственной деятельности предприятия.
Количество вещей, необходимое для образования имущественного комплекса, определяется индивидуально для каждого предприятия в зависимости от его размера и вида деятельности. Главное, чтобы минимальное количество вещей, образующих имущественный комплекс, было достаточным для организации производственного процесса.
3.Укажите права предприятия по распоряжению своим имуществом.
Право распоряжения признается наиболее специфическим элементом права собственности, потому что оно редко осуществляется без права собственности. Право распоряжения также служит собственникам для удовлетворения их потребностей. Распоряжение совершенно необходимо для использования потребляемых вещей, для использования денег. Совершение распорядительных актов необходимо для реализации натуральных доходов путем потребления либо отчуждения с целью получения денег и иных вещей. Отчуждение может потребоваться любому лицу, желающему заменить принадлежащий ему предмет другим, израсходовать полученные деньги, одарить кого-либо и т.д.
4.Перечислите фонды предприятия.
Совокупность основных и оборотных средств представляет активы предприятия .
Активы предприятия делятся на основные, или постоянные (земля, здания, сооружения, оборудование, нематериальны активы, др. основные средства и вложения) и оборотные, или текущие (все остальные активы баланса).
Пассивы подразделяются на собственные и заемные. Собственные средства и долгосрочные кредиты и займы объединяют в постоянные пассивы; краткосрочные кредиты и займы, кредиторская задолженность и та часть долгосрочных кредитов и займов, срок погашения которых наступает в данном периоде, составляют в сумме краткосрочные (текущие) пассивы.
Введение
Уже почти 16 лет действует Федеральный закон РФ "О защите прав потребителей".
Изменения в него вносились: от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 августа, 2 ноября, 21 декабря 2004 г., 27 июля 2006 г., 25 ноября 2006 г., 25 октября 2007 г.
С момента принятия данного Закона положение потребителя как одного из участников правоотношений, возникающих на потребительском рынке, значительно улучшилось.
Следует сказать, что предыдущий, ранее действовавший, вариант Закона, несмотря на свою явную прогрессивность, был недостаточно завершенной попыткой создать фактически на пустом месте российское законодательство о защите прав потребителей.
В новую редакцию Закона были внесены изменения, учитывающие наработанную практику применения законодательства о потребительских правах, и поэтому данный Закон - один из немногих, про который можно сказать, что он реально действует. И действительно, в настоящее время потребители могут получить реальную защиту своих прав в случае их нарушения недобросовестными продавцами (изготовителями, исполнителями).
Главным в государственном регулировании антимонопольной деятельности является максимальная независимость антимонопольных органов, как от других органов государственного управления, так и от регулируемых ими хозяйственных субъектов, а также высокая степень компетенции специалистов, занимающихся реализацией политики государства в сфере антимонопольной деятельности и применения антимонопольного законодательства, ответственности за его нарушение.
В настоящее время, когда в Российской Федерации активно осуществляется правовая реформа, и закладываются основы правового государства, особенно важно рассмотреть действие антимонопольного регулирования и механизма защиты прав потребителей на практике.
Итак, цель данной работы – изучение реализуемых на всех уровнях государственного управления таких явлений, как ограничение монополии, защита конкуренции и прав потребителей.
Для этого и поставлены следующие задачи (основные вопросы, подлежащие разработке (исследованию)): рассмотрение правовых основ деятельности антимонопольных органов и защиты прав потребителей, основных видов и деятельности по ограничению монополии в РФ, изучение пределов ограничения монополии, понятия и видов естественных монополий, порядка досудебной и судебной защиты прав потребителей, а также выявление взаимосвязи ограничения конкуренции и прав потребителей.
1. Ограничение монополии и защита конкуренции в РФ
1.1 Правовые основы деятельности антимонопольных органов
Антимонопольное законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», иных федеральных законов.
Отношения в данной области могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации.
На основании и во исполнение Закона, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления.
Антимонопольное законодательство представляет собой систему нормативно-правовых актов, направленных на регулирование монополистической деятельности и пресечение недобросовестной конкуренции.
Проблема необходимости государственного регулирования естественных монополий была осознана властью лишь к 1994 г., когда рост цен на производимую ими продукцию уже оказал существенное влияние на подрыв экономики. При этом реформаторское крыло правительства стало уделять большее внимание проблемам регулирования естественных монополий не столько в связи с необходимостью остановить рост цен в соответствующих отраслях или обеспечить использование возможностей ценового механизма для макроэкономической политики, а в первую очередь, стремясь ограничить круг регулируемых цен.
Антимонопольная политика государства осуществляется, прежде всего, экономическими методами, используется экономический механизм, обеспечивающий свободную конкуренцию между многочисленными производителями и потребителями.
Однако большая роль в регулировании конкурентного рынка принадлежит праву, правовому механизму, который находит свое выражение в нормах права - кодифицированных и некодифицированных правовых актах, в антимонопольном законодательстве.
Основополагающим элементом антимонопольного законодательства выступает Конституция РФ, ст. 8 которой гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Статья 34 Конституции РФ прямо запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Особое место в антимонопольном законодательстве занимает принятый в 1991 году Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". В 1992 году принят Закон РФ "О защите прав потребителей", который содержит ряд норм, определяющих как компетенцию антимонопольных органов, так и сферу регулирования антимонопольного законодательства при защите прав потребителей.
Первый проект Закона "О естественных монополиях" был подготовлен сотрудниками Российского центра приватизации по поручению ГКАП РФ в начале 1994 г. После этого проект дорабатывался российскими и зарубежными экспертами и согласовывался с отраслевыми министерствами и компаниями (Минсвязи, МПС, Минтранс, Минатом, Миннац, РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России" и др.). Против проекта выступили многие отраслевые министерства, однако ГКАП и Минэкономики удалось преодолеть их сопротивление. В апреле Госдума приняла Закон, и он был отправлен на подпись Президенту. В мае Президент, сославшись на наличие в нем противоречий с действующим законодательством, наложил вето на Закон в новой редакции и вернул его в Госдуму. В июне - июле работала согласительная комиссия Госдумы и президентского аппарата. После этого Госдума практически без обсуждения приняла Закон в новой редакции, и 17 августа Президент подписал Закон. Это стало возможным благодаря широкой летней кампании, которую развернули средства массовой информации против злоупотреблений, допускаемых естественными монополиями. Особое внимание обращалось на финансовые показатели газовой промышленности, возможность улучшить состояние госбюджета в результате увеличения налогообложения РАО "Газпром" и отмены привилегий по формированию внебюджетного фонда и т.п.
Из федеральных законов, имеющих существенное значение для антимонопольного регулирования, кроме указанных Законов следует отметить УК РФ, КоАП РФ, Закон о связи, Закон о финансово-промышленных группах, Закон об акционерных обществах.
Правоотношения, регулируемые антимонопольным законодательством, имеют в большинстве своем гражданско-правовые свойства. При этом антимонопольное законодательство содержит и административные нормы.
К административным можно отнести те нормы, которые регулируют структуру, компетенцию антимонопольных органов, порядок рассмотрения дел о нарушениях антимонопольных правил, порядок и правила применения административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Цели антимонопольного законодательства реализуются специально созданной структурой исполнительной власти - федеральным антимонопольным органом и создаваемыми им территориальными органами. Применение норм антимонопольного законодательства осуществляется не только специально созданными органами, но и судами общей юрисдикции, арбитражными судами.
1. 2. Основные виды и цели деятельности по ограничению монополии в РФ
Запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.
Нарушение указанных требований является основанием для ликвидации в судебном порядке организации, осуществляющей координацию предпринимательской деятельности, по иску антимонопольного органа.
Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов.
Проекты решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций по вопросам о предоставлении льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с антимонопольным органом.
ЗАДАЧА 6
Доцент Сорокина пришла в свой выходной день на кафедру, где она работала, для того, чтобы взять литературу, необходимую ей для подготовки к чтению лекций. Когда она выходила из здания института во внутренний двор, на нее обрушился карниз. В результате Сорокина получила многочисленные травмы (сотрясение головного мозга, перелом лицевых костей и правого предплечья) и находилась в больнице 85 дней.
Является ли данный несчастный случай несчастным случаем на производстве?
ЗАДАЧА 7
Вальцовщик металлургического завода Семенов 10 января 2002 года обратился в отделение пенсионного фонда с заявлением о назначении пенсии по старости на льготных основаниях в возрасте 50 лет. Инспектор пенсионного отдела, проверив документы о стаже, устно объяснил ему, что право на такую пенсию он не имеет, поскольку отсутствует специальный стаж, необходимый для назначения пенсии на льготных основаниях. Трудовая деятельность Семенова складывалась следующим образом: 2 года – учеба в ПТУ, 3 года – служба в армии, 8 лет работы – в районах Крайнего Севера, из них – 2 года 6 месяцев на подземных работах; 3 года 6 месяцев – вальцовщиком на горячем производстве. Заработок за 2000-2001г.г. составил 800 рублей. На иждевении Семенова находятся престарелая мать – инвалид I группы.
Соответствуют ли законодательству разъяснения инспектора? Имеет ли Семенов право на пенсию на льготных основаниях, и если ответ положительный, то в каком размере?
ЗАДАЧА 8
У одинокой матери Русановой сын был курсантом учебного подразделения военной кафедры образовательного учреждения. В июне 2002 года он погиб при прохождении учебных лагерных сборов при войсковой части. Русанова обратилась в пенсионный отдел за назначением пенсии по случаю потери кормильца.
Имеет ли она право на пенсию?
ЗАДАЧА 9
Находясь в командировке Бобков, получил трудовое увечье. Период нетрудоспособности продолжался полгода, затем ему была установлена вторая степень утраты трудоспособности в трудовой деятельности и назначена пенсия. Жена Бобкова предъявила работодателю его больничный лист и попросила оплатить его. Администрация отказала в оплате боьничного листа, ссылаясь на то, что он получил увечье в другой организации, которая и должна выплатить пособие по временной нетрудоспособности за счет своих средств. Бобков решил отправить больничный лист ценным письмом в адрес той организации, где он получил увечье. Через 3 месяца не дождавшись ответа, Бобков обратился за консультацией в Федерацию профсоюзов.
Какую консультацию дали бы Вы?
ЗАДАЧА 10
Руководство машиностроительного завода предоставило в районный центр занятости населения информацию о предстоящем высвобождении работников 14 февраля. В службе занятости пришли к выводу, что в представлении речь идет о массовом высвобождении, так как в течение 30 дней увольняются 43 человека и обратилось в администрацию округа с предложением о приостановлении высвобождения на 6 месяцев (при уровне безработице в регионе на 5%). Такое решение было принято администрацией области, но генеральный директор завода распорядился произвести увольнение работников немедленно, и 28 февраля был издан приказ.
Правомерны ли действия всех субъектов описанных правоотношений? Каковы критерии массового высвобождения работников и роль органов местного самоуправления в организации этого процесса? Решите вопрос об ответственности директора завода за неисполнения решения о приостановлении высвобождения работников.
Вопрос 1. Пенсии за выслугу лет военнослужащим и лицам, проходившим службу в ОВД (виды, условия назначения, размеры)
Конституционно-правовой смысл понятий "пенсия за выслугу лет" и "выслуга лет" раскрыт в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П.
Конституционный Суд Российской Федерации в указанном постановлении сформулировал правовую позицию, согласно которой выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечет обязанности прекратить ее . Как указывается в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. N 7-П, увольнение в связи с наличием выслуги, дающей право на пенсию, является дополнительной льготой, установленной с учетом специфики службы и отражающей социально оправданную правовую дифференциацию.
Пенсия за выслугу лет в системе действующего нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы по желанию самого гражданина либо в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том числе в случаях, когда гражданин уже не отвечает тем повышенным требованиям, которые предъявляются к лицам, проходящим соответствующую службу.
Таким образом, выслуга на военной службе является одним из важнейших институтов права социального обеспечения военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, лиц, уволенных с военной и правоохранительной службы. Выслуга лет на военной службе, под которой понимается продолжительность нахождения гражданина на военной и (или) правоохранительной службе, учитываемая при определении объема и видов предоставляемых ему социальных гарантий и компенсаций, включая пенсионное обеспечение, выступает основанием для дифференциации уровня социального обеспечения указанных категорий граждан.
Назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного возраста призвано, кроме того, создавать условия для адаптации военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.
2. Статьей 13 Закона установлены два основания назначения пенсии за выслугу лет.
В первом случае (п. "а" ст. 13) необходимо наличие одновременно двух условий:
1) факт увольнения с военной или правоохранительной службы;
2) наличие на день увольнения со службы выслуги лет (в льготном исчислении) 20 лет и более (о порядке исчисления выслуги лет см. комментарий к ст. 18).
При применении данных условий назначения пенсии может возникнуть вопрос: а любое ли основание увольнения со службы дает право на назначение пенсии за выслугу лет?
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 г. N 11-П выражена правовая позиция, согласно которой права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности; пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, заработаны, заслужены предшествующим трудом, военной службой, выполнением других значимых для общества обязанностей, что предопределяет содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий. Из этого следует, что государство обязано выплачивать им пенсии независимо от того, отбывают ли они по приговору суда наказание в виде лишения свободы или нет: право гражданина на получение полагающейся ему пенсии в силу правовой природы пенсий, носящих характер трудовых, не может связываться с такими условиями. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, лишение граждан пенсии в период нахождения в местах лишения свободы, в том числе путем приостановления выплаты пенсии в период отбывания этого наказания, представляет собой ограничение их права на социальное обеспечение, гарантированное ст. 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации. Такие ограничения в силу ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации могут быть установлены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, можно сделать вывод, что гражданам, проходившим военную или правоохранительную службу, имеющим на день увольнения выслугу 20 лет и более, пенсия за выслугу лет подлежит назначению независимо от основания увольнения со службы, за исключением увольнения в связи с лишением воинского (специального) звания по приговору суда (при условии, если приговор вступил в законную силу до назначения данному лицу пенсии).
Во втором случае (п. "б" ст. 13) законодатель установил более строгие условия назначения пенсии. Для приобретения права на пенсию за выслугу лет гражданин должен отвечать одновременно трем условиям:
1) увольнение с военной или правоохранительной службы по одному из трех оснований: в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе; по болезни; в связи с организационно-штатными мероприятиями;
2) достижение на день увольнения возраста 45 лет;
3) наличие на день увольнения общего трудового стажа 25 лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная и правоохранительная служба.
Отсутствие хотя бы одного из указанных условий лишает лицо, уволенное с военной (правоохранительной) службы, права на пенсию за выслугу лет.
В практике пенсионного обеспечения бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов часто возникают вопросы о праве на пенсию за выслугу лет граждан, у которых соответствие всем трем указанным выше условиям назначения пенсии наступает после их увольнения со службы (например, на момент увольнения по организационно-штатным мероприятиям военнослужащий, имеющий общий трудовой стаж 25 лет, из которых не менее 12,5 лет составляет военная служба, не достиг 45-летнего возраста). Нередко указанные граждане при достижении указанного возраста обращаются в пенсионные органы за назначением им пенсии по основанию, предусмотренному п. "б" ст. 13 Закона .
Однако законных оснований для назначения таким гражданам пенсии за выслугу лет не имеется, поскольку в п. "б" ст. 13 комментируемого Закона однозначно сказано, что 45-летний возраст должен быть у лица, претендующего на назначение ему пенсии, именно на день увольнения со службы. Аналогичным образом решается вопрос о праве на пенсию лиц, которые приобретают необходимый 25-летний общий трудовой стаж, из которого не менее 12,5 лет составляет военная (правоохранительная) служба, не ко дню их увольнения, а позже, после увольнения со службы.
Вопрос о соотношении двух различных оснований назначения пенсии за выслугу лет был рассмотрен Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 22 мая 1996 г. N 72-О, от 4 июня 1998 г. N 80-О, от 26 октября 1999 г. N 139-О и от 14 декабря 1999 г. N 206-О.
Конституционный Суд Российской Федерации в указанных решениях отметил, что комментируемый Закон является специальным законом, регулирующим пенсионные отношения военнослужащих и работников органов внутренних дел. Один из видов пенсий, устанавливаемых этим Законом, - пенсия за выслугу лет, которая назначается на общих основаниях независимо от возраста лицам, имеющим выслугу 20 лет и более на военной службе (п. "а" ст. 13). В изъятие из этого общего правила пенсия за выслугу лет согласно п. "б" ст. 13 данного Закона может быть назначена и лицам, не имеющим на день увольнения полной выслуги лет на военной службе, но при наличии у них не менее 25 календарных лет общего трудового стажа, из которых не менее 12 лет и шести месяцев должна составлять военная служба. При этом законодатель установил дополнительные условия ее назначения: достижение на день увольнения с военной службы 45-летнего возраста и конкретный перечень оснований увольнения, который носит исчерпывающий характер (достижение предельного возраста пребывания на службе, состояние здоровья, организационно-штатные мероприятия).
Введение
Целью курсовой работы является изучение вопроса анализа и использования трудовых ресурсов.
Задачами для курсового проекта поставлены следующие: 1) трудовые ресурсы; 2) анализ трудовых ресурсов; 3) использование трудовых ресурсов
Наряду со средствами производства и материальными ресурсами живой труд является необходимым моментом процесса производства. От эффективной работы персонала организации зависит конечный результативный показатель деятельности организации.
Исследование причин изменения производительности труда, факторов, оказывающих влияние на использование рабочего времени, и причин изменения обеспеченности организации кадрами является, несомненно, важным разделом в комплексной оценке итогов работы организации в целом.
Анализ трудовых ресурсов организации проводят в следующей последовательности:
• анализ обеспеченности организации кадрами (по полу, по возрасту, по профессиям и по квалификации, по семейному положению и т.д.);
• анализ движения рабочей силы в организации;
• анализ состава и структуры персонала организации;
• анализ использования рабочего времени (целодневного и внутри-сменного);
• анализ производительности труда;
• анализ соотношения темпов роста средней заработной платы и средней производительности труда;
• сводный подсчет резервов роста выпуска продукции, по факторам, связанным с использованием трудовых ресурсов.
Источниками информации для анализа трудовых ресурсов выступают: форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», Отчет о численности персонала, форма 1-т, штатное расписание организации, расчет потребности организации в кадрах, данные табельного учета о движении рабочей силы, данные отдела кадров и т.д.

1. Трудовые ресурсы
К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая обладает необходимыми физическими данными, знаниями и навыками труда в соответствующей отрасли хозяйства страны. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и, как результат, объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.
Основными задачами анализа являются:
• изучение и оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям и профессиям;
• определение и изучение показателей текучести кадров;
• выявление резервов трудовых ресурсов, более полного и эффективного их использования;
• изучение и оценка уровня производительности труда на предприятии;
• изучение организации оплаты труда персоналу предприятия;
• изучение динамики роста средней заработной платы и рассмотрение ее соответствия росту производительности труда и др.
Основными источниками анализа являются ф.№ П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», соответствующие разделы плана экономического и социального развития предприятия, данные текущего бухгалтерского и оперативно-технического учета и другие материалы, а также материалы отдела кадров и др.
В условиях автоматизированного и высокомеханизированного производства эффективность использования ОПФ, сырья, улучшение качества и структуры выработанной продукции зависят как от количества работающих, так и от уровня их квалификации, трудовой и производственной дисциплины и т.д. В соответствии с действующим законодательством предприятия сами определяют общую численность работников, их профессиональный и квалификационный состав, утверждают штаты, поэтому для анализа необходимо использовать данные первичного учета и составить аналитическую таблицу, в которой численность персонала отчетного года сравнивают с численностью предыдущего года.
Далее проводят анализ обеспеченности организации трудовыми ресурсами.
Персонал предприятия – основной состав квалифицированных работников предприятия, фирмы, организации.
Обычно трудовой персонал предприятия подразделяют на производственный персонал и персонал, занятый в непроизводственных подразделениях. Производственный персонал – работники, занятые в производстве и его обслуживании, обычно они составляют основную часть трудовых ресурсов предприятия.
Самая многочисленная и основная категория производственного персонала – это рабочие предприятия (фирмы) – лица (работники), непосредственно занятые созданием материальных ценностей или работами по оказанию производственных услуг и перемещению грузов. Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных. К основным рабочим относят работников, непосредственно создающих товарную (валовую) продукцию предприятия и занятых осуществлением технологических процессов, т.е. изменением форм, размеров, положения, состояния, структуры, физических, химических и других свойств предметов труда.
К вспомогательным относятся рабочие, занятые обслуживанием оборудования и рабочих мест в производственных цехах, а также все рабочие вспомогательных цехов и хозяйств.
Вспомогательные рабочие могут быть подразделены на функциональные группы: транспортную и погрузочную, контрольную, ремонтную, инструментальную, хозяйственную, складскую и т.п.
Руководители – работники, занимающие должности руководителей предприятий (директора, мастера, главные специалисты и др.).
Специалисты – работники, имеющие высшее или среднее специальное образование, а также работники, не имеющие специального образования, но занимающие определенную должность.
Служащие – работники, осуществляющие подготовку и оформление документов, учет и контроль, хозяйственное обслуживание (агенты, кассиры, делопроизводители, секретари, статистики и др.).
Младший обслуживающий персонал – лица, занимающие должности по уходу за служебными помещениями (дворники, уборщицы и др.), а также по обслуживанию рабочих и служащих (курьеры, рассыльные).
Соотношение различных категорий работников в их общей численности характеризует структуру кадров (персонала) предприятия, цеха, участка. Структура кадров также может определяться по таким признакам, как возраст, пол, уровень образования, стаж работы, квалификация, степень выполнения норм и т.п.
Неукомплектованность персонала нередко оказывает отрицательное влияние на динамику объема продукции и ее качества. Даже неукомплектованность непромышленного персонала косвенно влияет на ход производства. Например, неукомплектованность персонала детских садов, яслей, медсанчастей и т.д.
Сокращение численности рабочих не в ущерб объему производства продукции и ее качеству возможно при условии механизации и совершенствования организации труда, особенно во вспомогательных подсобных подразделениях предприятия.
Введение
С переходом к рыночной экономике предприятия, действующие в форме хозяйственных товариществ и об¬ществ, получают полную хозяйственную самостоятель¬ность. Они сами изучают спрос на товарных рынках, проектируют и отрабатывают новые образцы продукции, формируют и обновляют ассортимент выпускаемой продукции, оснащают производство необходимым тех¬нологическим оборудованием, вступают в хозяйствен¬ные связи с другими предприятиями, продвигают выпус¬каемую продукцию на рынок и реализуют ее, получая прибыль для дальнейшего развития производства. Получаемая ими прибыль является основным источником финансирования инвестиций в производство. При недостаточности прибыли предприятия изыскивают другие источники финансирования своего развития: через банки, фонды, общества взаимного кредитования и др. Они самостоятельны в определении стратегии, научно-технической политики и программы развития, а также их реализации.
Предприятия самостоятельно осуществляют свою внешнеэкономическую деятельность: определяют выгодные для себя зарубежные рынки, ассортимент экспортной продукции и объем экспорта, вступают в ко-операцию с российскими и зарубежными фирмами по созданию, производству, сбыту и техническому обслуживанию экспортируемой продукции, осуществляют расчеты через систему российских и зарубежных банков и т. д.
Все эти многочисленные производственные и хозяйственные связи нуждаются в правовом регулировании, благодаря которому они приобретают форму хозяйственных правоотношений. Таким образом, правоотношения, складывающиеся при выполнении основных функций пред¬приятия (НИОКР, производство, развитие производства, маркетинг на внутренних и внешних рынках), представ¬ляют собой основной предмет хозяйственного права.
Рыночная экономика породила разнообразные организационные формы предприятий: хозяйственные товарищества и общества и их объединения (холдинги, концерны, консорциумы), кооперативы, унитарные пред¬приятия с правом хозяйственного ведения. Появилась необходимость правового регулирования организационно-экономических параметров этих организаций, процессов их создания (учреждения), реорганизации и ликвидации, установления прав и ответственности организации и ее участников (товарищей, акционеров, вклад¬чиков), определения правоотношений внутри организа¬ции (правовые нормы в области управления, изменения состава участников, ограничений, защиты прав участников, ревизии и контроля и т.д.). Это вторая характерная группа правоотношений, являющихся предметом хозяйственного права.
Интересы достижения эффективности общественного производства, рационального использования ресурсов и охраны экологической системы вызывают необходимость формирования единого для всех уровней управления экономикой механизма управления (уровни предприятия, объединения, региона, федерации). Хозяйственное право должно выступать в качестве составной части этого механизма, ибо не само право, а способы воздействия с помощью права обеспечивают эффективное управление. В соответствии с этим возникают хозяйственные правоотношения между предприятиями и органами регионального управления и федеральной власти, осуществляющими государственное регулирование экономики в интересах общества. Эти правоотношения распространяются на коммерческую (финансово-экономическую) и социальную сферы деятельности предприятий, не затрагивая непосредственно производственную и хозяйственную сторону их деятельности.
При изучении норм хозяйственного права важно усвоить социально-экономическое содержание регули¬руемых этими нормами производственно-хозяйственных процессов с тем, чтобы целенаправленно использовать эти нормы для повышения эффективности производства и достижения успеха в коммерческой деятельности. Поэтому изложение разделов хозяйственного права сопровождается описанием экономической сущности возникающих правоотношений.
Введение.
Бесплатность землепользования, много лет определявшая бесхозяйственное отношение к земле в нашей стране, способствовала расточительному, нерациональному использованию ценнейшего ресурса - городских земель. Это приводило к гипертрофированному росту территорий городов и промышленных комплексов и в связи с этим к необоснованному изъятию под строительство в завышенных размерах сельскохозяйственных угодий и лесопокрытых территорий. Увеличивалась протяженность инженерных и транспортных коммуникаций, деградировала природная среда вокруг городов, росли стоимость всех видов обустройства территорий и издержки эксплуатации как производственных, так и в инженерных системах городов. Все это негативно сказывалось на эффективности производства и удобствах проживания населения.
Переход к рыночным отношениям в сфере землепользования связан с формированием экономического механизма, призванного соединить интересы экономики и рационального использования земельных ресурсов. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный рынок находится в стадии становления. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Земельные отношения крайне политизированы. Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.
Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка автоматизированной системы земельного кадастра. Достоверная кадастровая информация позволяет принимать более эффективные решения на уровне города, а также воздействовать на рынок земли и недвижимости, обеспечивать надежность операций с землей.
Надежная информация о земле имеет исключительно важное значение для управления земельными ресурсами, будь то развитие устойчивого сельского хозяйства или управление развитием городов. Автоматизированные системы ведения государственного земельного кадастра становятся очень полезным инструментом для управления городскими землями. Этим объясняется актуальность темы курсовой работы.
Цель написания данной работы, заключается в том, чтобы изучить понятия, принципы и содержание земельного кадастра, а также показать роль и ведение государственного земельного кадастра в России.
В соответствии с поставленной целью предстоит решить ряд задач:
- раскрыть основные понятия государственного земельного кадастра;
- изучить теоретические основы земельного кадастра;
- рассмотреть ведение государственного земельного кадастра;
- проанализировать литературы по данной теме.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества