Философия - готовые работы

fig
fig
1. Сознание как философская проблема. Структура сознания.
Каждому человеку представляется самоочевидным, что у него есть сознание. Он сознает, что происходит вокруг него, что он думает, что он ощущает и т.п. Столь же несо-мненным ему представляется существование материальных вещей, из которых состоит он сам и окружающий его мир. Но что значит сознавать? Каково отношение между сознани-ем и материальными вещами? Наконец, хотя каждому и очевидно, что он обладает созна-нием, как каждый из нас может быть уверен в том, что и другие тоже имеют сознание? Не было бы правильнее сказать, что я знаю, что у меня есть сознание. В таком случае следует задать вопрос, каково отношение моего сознания к сознанию других людей, или может быть, просто к другим сознаниям?
Проблема сознания является одной из центральных проблем, занимающих челове-чество. Решить ее пытается не только философия, но многие другие науки, например, психология, нейробиология, социология и др. Каждая из этих наук изучает феномен соз-нания со своей специфической точки зрения, но результаты, полученные в рамках иссле-дований, проводимых в этих областях знания, широко используются в философии. В со-временном мире невозможно обойтись без интердисциплинарного подхода к проблеме сознания. Однако в чем заключается философская проблема сознания? Традиционно в философии под проблемой сознания понимается психофизическая проблема, то есть про-блема отношения материи и сознания. Несмотря на то, что в современной философии психофизическая проблема не только сохранила свою актуальность, но является, пожалуй, основной философской проблемой, философия сознания не исчерпывается только ею. Самостоятельное значение имеют также проблема бессознательного и проблема общественного сознания.
Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в ви-ду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отноше-ние к материи без выявления специфики его структурной организации.
В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действи-тельности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную сис-тему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных от-ношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие мо-менты, как осознание вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание . Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты : оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.
Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познава-тельные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.
Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности вклю-чает в себя собственно чувства , представляющие собой отношение к внешним воздейст-виям (удовольствие, радость, горе и др.) , настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).
В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.
Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.
Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благо-даря усилиям воли. Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элемен-тов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.
Если попытаться создать модель индивидуального сознания, то его можно предста-вить себе в виде пирамиды. В основании пирамиды - восприятие мира с помощью органов чувств. Более высокий уровень - различение, использование простейших категорий. Поднимаясь выше по вертикальному измерению пирамиды, которое при ближайшем рассмотрении оказывается "измерением единобытия", мы попадаем в мир понятий, слов. Слово это представитель единобытия в нашем мире, "Слово было у Бога" (Иоан.1:1). Оно позволяет объединить материальные объекты мира множественности и таким образом понять их. Этот уровень можно сопоставить с платоновским миром идей. На самой вершине - абсолютное и неразличимое единство, о котором мы ничего толком сказать не можем. Вершина недостижима и постигается только косвенно, методом экстраполяции: поднимаясь вверх в вертикальном измерении пирамиды и замечая происходящие изменения, мы можем гадать о том, что будет дальше. Предлагаемая модель сознания проста и может даже показаться тривиальной. Тем не менее, с ее помощью можно успешно объяснить достаточно загадочные явления психической жизни и, возможно, некоторые особенности нашей картины физического мира. Пример. Исследователи, пытавшиеся понять, что такое сознание, попадали в тупик, когда задавались вопросом "кто или что осознает?". Я осознаю, что нахожусь в комнате. Я вижу стены и потолок. Но кто их, собственно, видит, что это за "карлик" внутри нас, который наблюдает комнату? И если есть "карлик", почему мы его не видим и ничего о нем не знаем? Из пирамидальной модели сознания видно, что осознают всегда более высокие слои психики то, что происходит в более низких. При этом сами они остаются "в тени", о них мы ничего сказать не можем. Для того, чтобы осознать их, необходимо подняться еще выше. Осознает не карлик, а гигант.
Религия и наука, если вдуматься, всего лишь два радикально отличающихся способа объяснения одной и той же реальности, а именно сущности и происхождения мира, жизни, человека. Поскольку подходы противоречат друг другу, нельзя, признавая один, соглашаться и с другим. Рассмотрим для примера представления о мироздании: религиозное представление (в центре находится Земля, наверху, на небе, живет Бог и располагается «рай» или «царство небесное», а где-то внизу, под землей, находится ад), бесспорно, совершенно не согласуется с научным представлением (бесконечность Вселенной, вращение Земли вокруг Солнца и т. п). Религиозное учение о сотворении человека Богом противоречит выводам эволюционного учения о сродстве всего органического мира и о постепенном происхождении человека из низших организмов. В то время как религия требует веры, наука оперирует фактами и доказательствами. Получается, чем более человек научно образован, тем более он имеет оснований отвергать как устарелое и опровергнутое заблуждение религиозную веру. Однако сама жизнь опровергает это предположение – многие величайшие ученые, истинные творцы в области научного знания, раскрывавшие тайны мироздания, оставались глубоко религиозными!
Никакое общество реально не существует как нечто вполне самодостаточное, пребывая в гордом одиночестве. И чем дальше развивается то или иное общество, тем больше оно вступает во всевозможные контакты с другими государствами, образуя все более сложные связи и отношения. Это имело место уже у первобытных племен. С тех пор взаимные связи сообществ и обществ все более усиливались и усложнялись. Люди как по своей биологической природе, так и по вселенским законам, в которые они вписаны изначально, и по своей социальной сущности - члены единой "планетарной семьи". Каждый из нас, являясь гражданином того или иного государства, одновременно в широком смысле - и гражданин всего человечества. Ведь в какой-то мере он несет на своих плечах груз моральной ответственности за все, что происходит в мировом сообществе
25. Стpyктypa деятельноcти, ее комnоненты, yнивеpcaльные acnекты.
Деятельность - специфически человеч. форма активного отношения к окружающему миру, содержание к-рой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Д. человека предполагает определ. противопоставление субъекта и объекта Д.: человек противополагает себе объект Д. как материал, к-рый должен получить новую форму и св-ва, превратиться из материала в продукт Д.
Всякая Д. включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Д., и неотъемлемой хар-кой Д. является ее осознанность.
Существуют многообр. классификации форм Д. - разделение Д. на духовную и материальную, производств., трудовую и нетрудов. и т.д. С точки зр. творч. роли Д. в социальном развитии особое значение имеет деление ее на репродуктивную (направленную на получение уже известного рез-та известными же ср-вами) и продуктивную Д., или творчество, связанное с выработкой новых целей и соотв. им средств или с достижением известных целей с пом-ю новых средств.
Аспекты: Д. является реальной движ. силой обществ. прогресса и условием самого существования об-ва. Вместе с тем история культуры показывает, что Д. как таковая не является исчерпывающ. основанием челов. существования. Если основанием Д. является сознательно формулируемая цель, то основание цели лежит вне Д. в сфере иск-ва или нравственности (в сфере челов. мотивов, идеалов и ценностей). С др. стороны, зависимость самой Д. от др. социальных факторов выражается в том, что в разных типах культуры она занимает существ. различное место, выступая то в роли носителя высшего смысла челов. бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемого условия жизни.
. Пространство и время. Обыденное понимание: пространство - где расположены те или иные места на территории и как - 1.Расположение объектов на плоскости, их взаимное соотношение, 2. Вместилище, в котором находятся материальные тела, 3. Объем материального тела, время -равномерное течение, не зависящее от материальных вещей. Научное понимание: физика - пространство и время есть форма существования движущейся материи(конкретной форме материи соответствует конкретная форма пространства и время), философия - пространство и время как форма бытия движущейся материи. История:Демокрит, Левнипп, Ньютон (стихийный материализм) - нет связи материя - движение - пространство - время, атомы движутся хаотично, пространство естьвместилище, время - равномерно текущий процесс. Коперник, Ломоносов (метафизический материализм) - только одна сущность - материя, нет пустоты,пространство - объем, связь материя - пространство - время, движение не связано с пр-вом и временем. Лейбниц (идеализм) - пространство - взаимное расположениетвердых тел относительно друг друга. Энгельс - сущность в пространстве - находиться друг против друга, во времени - следовать один за другим. Геттнер -пространство - взаимное расположение объектов живой, неживой природы и социального пр-ва, не выдерживается связь материя - движение - пространство -время. Общественное сознание. Структура общественного сознания - закономерно связанные элементы системы: общественное сознание - отражение общественногобытия (политики, ученые), классовое сознание - отражение классового бытия, индивидуальное сознание - отражение индивидуального бытия (неповторимо,носитель - человек). Общественная психология - нетеоретизированное знание об общественном бытии, выраженное в чувствах, эмоциях. Общественная идеология -теоретизированное знание об общественном бытии (теории могут быть ложными). Научное сознание - знание о бытии, выраженное в законая (более глубокоезнание). Обыденное сознание - знание, полученное в повседневном труде, жизни. Никогда не сливаются, но научное может обогащать обыденное сознание. Формыобщественного сознания - политика, право, мораль, эстетика, религия, наука, философия. Критерии выделения форм (отличаются друг от друга по): объектуотражения (каждая ФОС имеет свой предмет отражения), форме отражения (образ, закон, соглашение, миф), социальной обусловленности возникновения, характерувоздействия на общественное бытие (армия, суд). Относительная самостоятельность форм: приемственность в развитии, активное воздействие общественного сознанияна бытие, неравномерность развития сознания по отношению к бытию, внутренняя логика. Функции: познавательная, воспитательная, эстетическая (искусство),коммуникативная, методологическая (философия), идеологическая. Естественные богатства. Естественная окружающая среда - геосфера, биосфера, то есть тематериальные системы, которые возникли и существуют вне и независимо от человека, но могут со временем стать объектом его деятельности. Маркс выделил вестественной среде обитания человека две группы явлений: естественные источники средств жизни (дикие растения, плоды, животные) и естественные богатства,являющиеся предметами труда (уголь, нефть, энергия падающей воды, ветра и т.д.). На ранних этапах развития общества - наибольший интерес к элементампервой группы, с развитием производительных сил - интерес ко второй группе, ставшей одним из важнейших условий развития пр-ва и всего общества. Важнейшимр-том этого пр-ва явл создание искусственной среды обитания (второй природы) - неодушевленные предметы, созданные человеком и не существующие в природе, живыеорганизмы, выведенные или созданные человеком благодаря искусственному отбору или генной инженерии. Физико-географическая и экономико-географическая среда.Природно-географическая среда исторична, постепенно расширяется, не является целостным образованием (биосфера, гидросфера, геология), опосредованно влияетна материальное производство, тормозит или ускоряет развитие. Экономико-географическая среда - средства труда (почвы, животный и растительныймир), искусственно созданные средства труда (водоемы, каналы), среда самого человека (парки, города). Средства труда влияют на производственные отношения.Средства производства, необходимые для материального производства (по Марксу): технический базис - техника, технические процессы, в основе которых механика,физика, химия, биология, экономико-географический базис - биология, география, геология (вторичен).
рационально (осмысленно) действующего индивида. Согласно Веберу, общественные институты – право, государство, религия и т. д. – должны изучаться социологией в той форме, в какой они становятся значимыми для отдельных индивидов, в какой последние реально ориентированы на них в своих действиях. Он отрицал идею, что общество «первое» составляющих его индивидов, и «требовал» исходить в социологии из действия отдельных людей. В этой связи можно говорить о методологическом индивидуализме Вебера.
Наличие субъективного смысла и ориентация на других — два необходимых признака «социального действия» и его понимания предмета социологии.
Перечисляя возможные виды социального действия, Вебер указывает четыре: целерациональное; ценностно-рациональное; аффективное; традиционное.
политике, он провел, сочиняя свой «Опыт о человеческом разуме». Это его важнейшая книга, которая больше всего принесла ему славы, но его влияние на философию политики было так велико и так продолжительно, что его можно рассматривать как основателя философского либерализма, так же как и эмпиризма в теории познания.
Локк является наиболее удачливым из всех философов. Он закончил свою работу по теоретической философии как раз в тот момент, когда правление в его стране попало в руки людей, которые разделяли его политические взгляды. В последующие годы наиболее энергичные и влиятельные политики и философы поддерживали и на практике и в теории взгляды, которые он проповедовал. Его политические теории, развитые Монтескье, отражены в американской конституции и находят применение повсюду, где существует спор между президентом и конгрессом. На его теории еще около пятидесяти лет тому назад основывалась британская конституция, и так же обстояло дело с французской конституцией, принятой в 1871 году.
Во Франции 18 века Локк
Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т.п. Все они концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее.
Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем. Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как "справедливость", "добро", "смысл жизни".
Введение
Познавательное отношение человека к миру одно из основных.
От того, как решаются проблемы познания, зависит формирование образа мира, истинность и достоверность получаемых знаний, действительное положение человека в мире и его способности осуществлять сам процесс познания. Знания позволяют предвидеть, а на этой основе действовать - изменять природу, общество и самого человека.
Главное назначение научной деятельности – получение знаний о реальности. Человечество накапливает их уже очень давно. Научные знания начали формироваться уже в VI в. до н.э. Формирование методов научного познания происходило почти 25 веков, однако, большая часть современных знаний получена за последние два столетия. Такая неравномерность обусловлена тем, что именно в этот период в науке были раскрыты ее многочисленные возможности, установлена диалектическая взаимосвязь методов познания.
Научные методы познания мира благодаря бурному развитию технологии оказались настолько наглядно эффективными что в течение последних ста лет потеснили в европейском культурном ареале господствовавшее на протяжении тысячелетий религиозно-мифологическое мировоззрение по целому ряду позиций.
Ни одна философская система не предоставляет в чистом виде методологических принципов любой степени общности, основываясь на которых можно единственным образом построить конкретно-научную теорию (разумеется, опираясь при этом на определенные эмпирические результаты). Любая конкретизация философских принципов и законов, их спецификация в соответствии с конкретно-научной теорией уже предполагают определенный уровень развития этой теории, т.е. наличие конкретных методологических принципов, методологического обоснования, сформулированных прежде всего автором теории. Таким образом, обычно философская методология, философское обоснование теории идут “вслед” за развитием теории. Во всяком случае, мы не можем назвать ни одной физической теории, сформулированной явным образом на определенных философских предпосылках (даже если к ним присовокупить эмпирические основания), вытекающей из определенной философской системы. А как известно, методология исследований меняется, как и само научное общество.
Целью данной работы является исследование развития научных сообществ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач:
Введение
Философия познания отражает прежде всего отношение человека к выявляемыми им новыми аспектами собственного бытия. Он задумывается не только над сутью свершившихся явлений, но и над причинами этих явлений и их следствиями.
Так возникают и развиваются познавательные ситуации в деятельности человека. Однако некоторые ученые полагают, что это классическое понимание познания, когда всё объясняется при помощи формально-логических рассуждений, не полна и не достоверна, и что основой философии познания должна быть идея о достоверности и доверии той картине мира, которую каждый человек видит перед собой. Этой и другим проблемам философии посвящена наша работа.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества