Теория государства и права (ТГП) - готовые работы

ГлавнаяКаталог работТеория государства и права (ТГП)
fig
fig
Введение
Система права – объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части, взаимосвязанные между собой.
Вопрос о системе права - это вопрос о строении права, о том, как право организовано изнутри, как оно вообще устроено. Тема эта достаточно слож¬на. Ей были посвящены две общесоюзные научные дискуссии (в конце 40-х и во второй половине 50-х годов).
Сразу следует обратить внимание на различие понятий «система права» и «правовая система».
Последнее охватывает всю правовую действительность в ее системном, организованном виде. В правовую систему входят все право¬вые явления, необходимые для процесса правового регулирования.
Причем право, которое в данном случае мы рассматриваем как систему, в правовую систему входит как элемент наряду с другими элемента¬ми. правоотношениями, юридическими фактами, законностью, правосозна¬нием, системой законодательства и др.
Системность - одно из важнейших качеств права и оно присуще ему объ¬ективно. Объективность этого свойства означает, что система права не может быть сконструирована произвольно, она обусловлена закономерностями об¬щественной жизни, регулируемой социальной сферы.
Системность права предполагает его следующие характеристики:
a. единство, целостность;
b. внутреннюю расчлененность, дифференцированность, наличие эле¬ментов;
c. наличие структуры - целесообразного способа связи элементов;
d. наличие цели (как системообразующего фактора).
Структура права, как и структуры других социальных явлений, невидима и неосязаема, но она может быть познана через изучение двух моментов:
a. свойств элементов (они определяют структуру, ее характер);
b. взаимодействия элементов системы права. Социальная структура про¬являет себя именно через взаимодействие элементов.
Система вообще - это объект, функционирование которого, необходимое для достижения стоящей перед ним цели, обеспечивается совокупностью составляющих его элементов, находящихся в целесообразных отношениях друг с другом.
Право представляет собой сложную, многоуровневую, иерархически построенную систему. Последнее означает, что право построено как бы по принципу «матрешки»: то, что на одном уров¬не выступает как элемент, на другом уровне уже может быть рассмотрено как система (подсистема), то есть такое образование, в котором тоже могут быть выделены свои элементы и своя структура.
Цель работы – показать, что система права - это целостный ком¬плекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка.
Система права находится под значительным влиянием субъек¬тивного фактора - нормотворческой деятельности государства. Со¬ответственно этот фактор также будет оказывать значительное вли¬яние на соотношение между частным и публичным правом.
Очевид¬но, можно предположить, что если возобладает идея сильного госу¬дарства, то это одновременно будет означать усиление публичноправовых начал в общественной жизни. Если же принцип связанности государства правом окажется реальным фактом, то частноправовые начала будут расширять сферы своего влияния.
Аргументом в пользу высказанного подхода к системе пра¬ва является нарастающая в правоведении тенденция к пониманию нераздель¬ности системы права и системы законодательства.
Актуальность данной курсовой работы заключена в том, что общая теория права и государства по отношению к отраслевым и специальным юридическим наукам выступает наукой обобщаю¬щей, имеющей руководящее, направляющее, методологическое значение. Она нужна для разработки специальных, достаточно узких проблем, стоящих перед отраслевыми и специальными юридическими науками.
Общая теория права и государства обобщает, синтезирует и систематизирует выводы отраслевого знания, вклю¬чая их в арсенал собственных научных идей. Это не означает, что выводы теории сводятся к совокупности последних.

Глава 1. Понятие системы права и ее значение

§1.1. Юридическая регулятивная система
Для юристов своего рода аксиомой является положение о том, что право по своему содержанию должно не только соответствовать природе социально-экономического строя, быть воплощением на¬циональной и мировой культуры и образа жизни народа, но и вы¬ступать универсальным регулятором поведения и деятельности людей.
Оно по своей форме должно надлежащим образом быть организовано, внутренне устроено и согласовано, чтобы не опро¬вергать себя в силу внутренних противоречий. Право с этой точки зрения должно представлять специфически юридическую регуля¬тивную систему, или, что то же самое, обладать свойством сис¬темности. Для выражения этого качества права в юридической науке используется категория «система права».
Значит, выяснение вопроса о том, что такое система права предполагает дать ответ, по меньшей мере, на два вопроса:
a. из каких частей состоит право и
b. как эти части взаимосвязаны между собой. Ответы на эти вопросы за¬ключают в себе представление о внутренней структуре (организа¬ции) права.
Термин «система» в переводе с греч. (systema) означает «целое», «состав¬ленное из частей».
Система права характеризуется следующими чертами:
a. единством и согласованностью норм, из которых она состоит;
b. разделением на взаимосвязанные отрасли и институты права;
c. объективностью строения;
d. иерархичностью.
Понятие «система» означает, что право представляет собой некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи.
Поскольку содержанием права являются его нормы, то, сле¬довательно, и систему права представляют определенным образом структурированные и взаимосвязанные друг с другом нормы права.
§1.2. Материальная предпосылка единства права
Материальной предпосылкой единства права выступает единая система социально-экономических отношений.
Единство праву предает единая государственная воля, выраженная в праве, предопределенная системой экономических, социальных и иных отношений, воля, ориентированная на единую систему основополагающих ценностей, признанных в обществе, которые призваны подтверждать и охранять право. Эти основные ценности находят выражение в праве в виде принципов, на которых строится вся система права и в определенной мере объединяют права в единое целое.
Функциональные связи норм права – это другой вид системообразующих связей, выражающих единство права.
Право – это сложная функциональная система. Отдельные нормы играют разную роль в правовом регулировании. Между ними имеется предметная и функциональная специализация. Специализация в свою очередь необходимо предполагает наличие между ними связей взаимодействия.
Здесь мы наблюдаем, прежде всего, связи субординации, связи формальной субординации, то есть подчинения одних норм другим, иерархически высшим; связи норм права и основополагающих принципов права как связи содержательного характера, содержательную подчиненность норм принципам; охранительные связи, вытекающие из различия регулятивное и охранительной функции права.
Нормы регулятивные, осуществляющие позитивное регулирование, поддерживаются, охраняются от нарушений нормами охранительными, составляющими отдельные отрасли или охранительные институты внутри отдельных отраслей права.
Процессуальные нормы есть форма жизни, действия, реализация норм материальных отраслей права.
Связи управления определяются тем, что в праве заложен своеобразные механизм саморегулирования в виде коллизионных норм, призванных сделать право непротиворечивым, согласованным, разрешать коллизии, противоречия норм права, проистекающие из сложности процесса правотворчества.
Объективно складывающаяся между отдельными нормами связь придает им определенное структурное единство. Таким образом, нормы объединяются в более общее нор¬мативно-юридическое образование - институты права, а те, в свою очередь, - в подотрасли и отрасли права, которые в своем единстве и есть система права.
Единство системы права - спе¬цифическое свойство права, обусловленное единством целей и задач правового регулирования, единством правовых принципов, определяющих сущность права, наконец, единством системы ре¬гулируемых отношений.
Будучи внутренне единым и целостным нормативным образованием, право вместе с тем подразделяется на определенные части - отрасли и институты, каждая из которых выполняет самостоя¬тельную роль в механизме воздействия права на поведение и де¬ятельность людей-индивидов и их организаций. Единство и обо¬собленность являются необходимыми условиями системной организации права.
Особо следует обратить внимание на объективный характер системы права, ее обусловленность спецификой регулируемых от¬ношений.
Это означает, что система права - явление объектив¬ное, складывающееся под непосредственным воздействием господ¬ствующих отношений, идеологии, культуры, образа жизни людей.
Объективный характер системы права подтверждается тем обсто¬ятельством, что независимо от типа современного государства и характера правовой системы имеются группы однородных отрас¬лей права, идентичных всем странам.
Оказывая не¬посредственное воздействие на формирование системы права, за¬конодатель не может отвлечься от этих объективных факторов. В ином случае система права может складываться и помимо воли законодателя. Итак, система права - это объективно существую¬щее внутреннее строение права, его подразделение на отрасли, подотрасли, институты и нормы.
Введение
Тема нашей работы – «Правовые отношения».
Понятие «правоотношение» является одной из важнейших категорий об¬щей теории права. Это связано с тем, что само правоотношение представляет собой такое звено правового механизма, в котором право смыкается с объектом своего регулирования - социальной сферой. В результате правовое отно¬шение складывается как весьма сложное правовое образование.
Правомочия, обязанности, ответственность, которыми наделяются участники общественных отношений, превращая их в субъектов правоотношений, заключены в нормах права или иначе, что одно и то же – в «положительном» (позитивном) праве, в объективном праве (законах, прецедентах, правовых обычаях и т.д.). Поэтому правоотношение в своей основной характеристике – это итог, результат действия, реализации нормы права, ее воплощения в поведении конкретных субъектов права. Правоотношение – это право в действии, в жизни, это превращение абстрактного правила поведения (нормы) в конкретное действие или бездействие конкретного индивида, или коллективных образований.
Правоотношение – это особая, юридическая связь участников различных социальных процессов, их сцепление в человеческое общество. Поэтому весь инструментарий правового регулирования, о котором речь шла выше (запреты, дозволения, управомочия), распределяется между участниками общественных отношений в соответствии с социальной ролью и местом этих участников в общественной жизни.
Правомочия одних субъектов подкрепляются, обеспечиваются соответствующими обязанностями других субъектов. Иными словами, правомочия одних субъектов корреспондируют обязанности других. И именно нормы права в своем конкретном бытии сцепляют своих адресатов, своих субъектов в единые правовые отношения.
Теория права глубоко изучает проблему правовых отношений как одну из ключевых, реальных форм существования и действия права. Именно поэтому о правовых отношениях написано столь много научных книг, учебников, статей, которые посвящены разным сторонам содержания, элементов, видов правовых отношений.
Общественный характер правоотношения в юридической науке признан давно. Но в исследованиях внутреннего строения (структуры) правоотношения его единая с общественными отношениями природа прослеживается не всегда. В итоге, зачастую упускается из вида тот факт, что правоотношения есть, прежде всего, отношения между людьми, а не просто отношения между их правами и обязанностями. Именно это обусловило актуальность выбранной темы.
Целью курсовой работы является многоаспектное раскрытие темы правовых отношений.
Сообразно выдвинутой цели нам предстоит решить ряд задач:
• Дать общее понятие правоотношения, рассмотрев его структуру и виды,
• Охарактеризовать субъекты правоотношений,
• Проанализировать содержание,
• Исследовать юридические факты как самостоятельный элемент правоотношения.
В работе использована учебная, специальная литература, монографии и публикации отдельных авторов, Интернет-ресурсы.

1. Понятие, структура и виды правоотношений
Теория правовых отношений разрабатывается правовой наукой в течение длительного времени. Первый этап связан с теоретичвской де¬ятельностью Н. В. Крыленко, П. И. Стучки, Е. Б. Пашуканиса. В 40-50-х гг. прошлого века происходит дальнейшее углубление представле¬ний о взаимосвязи правоотношений и норм права. Специально исследуются категории субъективных прав и юридических обязанно¬стей.
С 60-х гг. внимание ученых приковано к углубленной разработке отдельных сторон проблемы и в особенности вопроса о месте правоот¬ношений в системе других правовых явлений.
Теория правовых отношений, представленная в ряде фундамен¬тальных работ А. А. Пионтковского, Л. К. Стальгевича, С. Ф. Ке-чекьяна, Р. О. Халфиной, Ю. И. Гревцова и других ученых, относится к числу наиболее сложных комплексных проблем правовой науки. Она порождала и порождает оживленные обсуждения, причем круг спор¬ных вопросов весьма велик. С правоотношением связана дискуссия о понятии права, о том, правомерно или нет включать в него наряду с нормами права и правоотношения. Хотя большинство ученых дали на этот вопрос отрицательный ответ, его нельзя считать окончательно решенным .
Остается остродискуссионным само понятие правоотношения, его классификация. Большой спор вызывает, в частности, вопрос об отно¬сительных и абсолютных правоотношениях, об объекте правоотноше¬ния, о содержании субъективных прав и юридических обязанностей.
В новейших научных публикациях подняты нерешенные вопросы от¬носительно содержания правосубъектности, ее соотношения с поня¬тиями «правоспособность», «дееспособность», «правовой статус», продолжается разработка теории юридических фактов с вычленением вопросов их классификации и регулятивной роли.
Все это свидетельствует о том, что внимание ученых к теории права «отношений не ослабевает. Примечательно стремление подойти к данной проблеме с более широких методологических позиций (Ю. Г. Ткаченко ), обогатить сложившийся научный аппарат новыми понятиями, такими, например, как «правоотношение—модель», «правоотноше¬ние—отношение» и т. п. Предпринимаются попытки глубже объяс¬нить соотношение экономических отношений и их правовой формы. Делаются обоснованные выводы, что правовое регулирование обще¬ственных отношений не изменяет их характер, они остаются либо эко¬номическими, либо политическими, либо духовными.
Поэтому освещение природы правоотношения как основной формы реализации норм права, определение узловых понятий, характеризую¬щих правоотношения, представляют значительный интерес как в тео¬рии государства и права, так и в теории отраслевых юридических наук. Специфика правоотношений как сознательно-волевых отношений состоит в том, что они всегда возникают на основе норм права и пред¬ставляют собой связь (корреспонденцию) юридических субъективных прав и обязанностей их участников.
В юридической литературе правоотношение определяется двояко: с одной стороны, это фактическое общественное отношение, которое урегулировано нормой права, с другой — это общественное отноше¬ние, которое возникает в результате воздействия нормы права на фак¬тическое общественное отношение .
При кажущемся принципиальным различии в решении вопроса о соотношении фактического общественного отношения и правового отношения оба определения имеют одно существенное общее: право¬отношение — это специфический результат воздействия нормы права на фактическое общественное отношение.
Все это дает основание сделать вывод, что правоотношение есть фор¬ма осуществления права, а не форма права; оно является средством регулирования общественных отношений, а не их регулятором (таковым остается норма права); правоотношение включает управомоченное и обязанное поведение, а не оставляет его за своими пределами; правовое регулирование общественных отношений не изменяет их характер, они остаются такими же, какими были до опосредования их нормами права: либо экономическими, либо политическими, либо духовными.
Центральным в теории правоотношений является дискуссионный вопрос об их связи с экономическими и другими фактическими отношениями. Исходная методологическая позиция была сформулирована К. Марксом в предисловии к работе «К критике политической эконо¬мии». Он пришел к выводу, что правовые отношения, как и формы го¬сударства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемо¬го общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях .
Общественные отношения делятся на материальные и идеологи¬ческие. Последние представляют собой надстройку над первыми, складываются помимо воли и сознания человека как форма (резуль¬тат) деятельности человека, направленной на поддержание его суще¬ствования.
Правовые отношения в широком плане есть форма выражения про¬изводственных отношений наряду с их политической формой в наибо¬лее общем и не конкретизированном по субъектам виде, ибо существо¬вавшие до сих пор производственные отношения индивидов должны выражаться в качестве правовых и политических отношений, а с раз¬витием гражданского общества, т. е. с развитием личных интересов до уровня общих, правовые отношения изменяются и получают цивили¬зованное выражение. Они стали рассматриваться уже не как индиви¬дуальные, а как всеобщие.
Идеологические отношения, где сознание и воля субъектов регулируются правом, являются правовыми. Следовательно, можно говорить об идеологической природе правоотношений в двояком смысле: что они возникают под воздействием государственной воли, закрепленной в нормах права, которая в конечном счете обусловлена соответствую¬щим базисом; а также что правоотношения возникают, изменяются и прекращаются под непосредственным воздействием сознательно-во¬левых действий участников правоотношений.
Так как нормы права регулируют не только экономические, но и различные идеологические, культурные, семейные отношения, то и правоотношениями опосредуются не только экономические, но и неэкономические фактические отношения . Идеологическими по своей природе являются отношения по организации наказания, исправления и перевоспитания правонарушителей. Это широкий комплекс обще¬ственных отношений, в которые объективно вовлечены все звенья по¬литической системы. Названные фактические отношения осознаются обществом как особые интересы по искоренению правонарушений они побуждают государственный аппарат, общественные организации оценивать на каждом этапе развития общества состояние преступнос¬ти, оперативную обстановку, динамику отдельных видов преступлений и тем самым обусловливают постановку конкретных задач перед звеньями политической системы.
Экономические (базисные) отношения разнообразнее, чем опосредую¬щие экономику правоотношения, так как политическая экономия обни¬мает совокупность отношений собственности не в их юридическом выра¬жении (как волевые), а в их реальной форме (как производственные).
1. В чем специфика системы государственного управления в ряду социальных систем?
Государственное управление представляет собой сознательное, целенаправленное воздействие на общество как на систему по осуществлению государственной власти (целей, задач и функций государства).
Это воздействие осуществляется исполнительной и распорядительной работой государственных органов, в основе которых лежит профессиональная деятельность по осуществлению полномочий этих органов, то есть государственная служба.
Государственная служба выполняет основные задачи государственного управления:
1. выработка стратегии, доктрины, концепции социального, экономического и политического развития страны;
2. подбор кадров, способных реализовать эту стратегию;
3. создание организационных структур власти;
4. принятие решений по важным оперативным вопросам жизни страны;
5. осуществление в целях реализации принятых решений прогнозирования, координации, сбора информации.
Определяющим фактором обеспечения рациональности, то есть целесообразности, обоснованности и эффективности государственного управления выступает социальность – наполненность государственного управления общественными запросами и ожиданиями, реальным бытием людей.
Государственное управление призвано создавать и закреплять законодательно (или посредством иных юридических актов), поддерживать, обеспечивать и гарантировать практическую реализацию определенных условий для высокоэффективного и социально актуального ведения любых видов человеческой деятельности.
Государственное управление – это вид деятельности по осуществлению единой государственной власти, имеющий функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти.
Институт государственной службы регламентирует формирование государственно-служебного правоотношения; государственные должности, которые занимают служащие, осуществляющие от имени государства (а также от имени органов местного самоуправления) его функции; правовой статус служащего; прохождение службы; прекращение государственно-служебного отношения.
Следует отметить, что реформа государственной службы должна осуществляться не только на основе разработанной программы (концепции), но и на базе соответствующих нормативных актов.
Например, Положение о федеральной государственной службе впервые разделило служащих на «государственных» и «негосударственных», что явилось следствием изменений, произошедших в государственном устройстве России. Это положило начало введения менеджмента в государственное управление.

2. Охарактеризуйте Федеральное собрание РФ в совокупности его функций и полномочий (обеих палат: единые и различающиеся)
По Конституции РФ 1993 года (статья 94), Федеральное собрание признается парламентом России. Согласно ч.1 ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства, а в другой палате реализуется представительство субъектов федерации. Почти все федерации в мире имеют двухпалатную структуру парламентов.
Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает и значительную самостоятельность палат, что проявилось в их компетенции и в том, что они заседают раздельно (ч.1 ст. 100). Конституция (ч.З ст. 100) предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться для совместных заседаний (да и то не обязаны): во-первых, для заслушивания посланий Президента РФ, во-вторых, с целью заслушивания посланий Конституционного Суда, в-третьих, для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.
Статья 94 указывает, что Федеральное собрание является представительным и законодательным органом России. Представительство – очень широкое понятие. В отношении государственных органов обычно полагают, что речь идет о представительстве интересов и воли избирателей, а мандат на такое представительство дают сами избиратели на выборах. В России в полной мере представительным органом является Государственная Дума, избираемая непосредственно гражданами. Думается, можно согласиться с мнением разработчиков проблемного комментария к Конституции РФ, согласно которому о представительном характере верхней палаты говорить приходится с натяжкой.* Члены Совета Федерации , за исключением первого его созыва в 1993-1995 гг., не избираются населением именно в качестве членов этой палаты Федерального собрания. Большинство из них избирается либо в качестве депутата законодательного органа субъекта РФ, либо в качестве главы администрации (Президента, губернатора, мэра и т.п.) субъекта Федерации, а уже членом Совета Федереации они становятся по должности.
В отношении понятия “законодательный орган” в Конституции имеется четкое представление. Законодательный орган реализует законодательную составляющую государственной власти, закрепленную в статье 10 Конституции. Сущность Федерального собрания как законодательного органа России состоит в том, что парламент РФ обладает правом принимать общеобязательные для исполнения на территории страны нормативно-правовые акты - федеральные конституционные законы и федеральные законы по вопросам своей компетенции.
Будучи законодательным органом, Федеральное собрание вместе с тем исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Этот контроль осуществляется посредством утверждения федерального бюджета Государственной Думой, а также использование права отказывать в доверии к правительству, которое в этом случае может быть отправлено в отставку Президентом РФ.
Федеральное Собрание Российской Федерации – постоянно действующий представительный и законодательный орган Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думы (нижняя палата).
К ведению Совета Федерации относятся:
a. утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации
b. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации
c. назначение выборов Президента Российской Федерации
d. отрешение Президента Российской Федерации от должности
e. назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
f. назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора Российской Федерации
g. назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
3. Можно ли признать тождественными понятия, управление человеческими ресурсами и кадровая политика? Обоснуйте основные направления и принципы государственной кадровой политики РФ в системе государственной службы
В отличие от управления персоналом управление человеческими ресурсами переориентировано с нужд персонала на потребности самой организации в рабочей силе, и приоритеты кадрового менеджмента определяются в первую очередь результатами функционального анализа имеющихся и проектируемых рабочих мест, а не существующим кадровым потенциалом организации.
Появление стратегического измерения у управления человеческими ресурсами делает кадровую политику более активной в отличие от пассивной и реактивной политики, характерной для традиционных моделей управления персоналом.
Ответственность за реализацию более активной кадровой политики возлагается также и на линейных менеджеров (руководителей структурных подразделений), а это означает, что кадровая работа руководителей всех звеньев интегрируется в систему кадрового менеджмента, которая только и способна эффективно реализовать такую политику.
Происходит переориентации системы кадрового менеджмента на индивидуальную работу с персоналом, а, следовательно, с доминировавших в управлении персоналом коллективистских ценностей на индивидуалистические.
Если традиционно менеджер по персоналу должен был стремиться сэкономить на издержках, связанных с воспроизводством рабочей силы (а поэтому и не был заинтересован в долговременных инвестициях в человеческий капитал), то технология управления человеческими ресурсами нацелена на по¬вышение эффективности подобного рода инвестиций, обеспечивающих постоянный профессиональный рост работников предприятия и улучшение качества условий труда.
Если в управлении персоналом все внимание сосредоточено исключительно на рядовых работниках, то в управлении человеческими ресурсами акцент переносится на управленческий штат: именно компетентность менеджеров оказывается ключевым элементом кадрового потенциала современной кор¬порации.
Новая система кадрового менеджмента предполагает сильную и адаптивную корпоративную культуру, стимулирующую атмосферу взаимной ответственности наемного работника и работодателя, стремление всех работников корпорации сделать ее "лучшей компанией" за счет поддержки инициативы на всех уровнях организации, постоянных технических и организационных нововведений, открытого обсуждения проблем.
Введение
Переход России на рыночные рельсы экономики предопределил возросшую роль гражданско-правового (частноправового) договора в регулировании правового положения участников гражданского оборота и всего экономического уклада страны. Отказ от вездесущего государственного вмешательства в экономическую жизнь, а говоря иначе – отказ и от административно-командного вмешательства в гражданский оборот – все это заставило законодателя развивать частноправовой подход ко всем институтам гражданского права.
Однако, как известно, основополагающие идеи частного гражданского права, как сказано в крылатом выражении Р. Иеринга «дух римского права», – идеи и подходы, та стройная, почти безупречная логически система категорий, определений и норм, которой традиционно отличалось римское право... Неслучайно один из редких примеров юридически грамотных и серьезно продуманных законов последнего времени представляет собой новый Гражданский кодекс России, во многом основанный на классических, т.е. римско-правовых (частноправовых) подходах».
Учитывая, что основные идеи римского права нашли свое подтверждение в ГК РФ, а также возросший интерес юристов России к изучению этой правовой науки, исследователь необходим анализ основных идей, положений и некоторых особенностей договора купли-продажи в римском праве в наиболее обобщенном и упрощенном виде.

1. Происхождение купли-продажи
В самые древние времена, с появлением частной собственности, возникает и получает наибольшее распространение договор, направленный на обращение вещей, на переход их из одного хозяйства в другое. Договор подобного рода «...вошел в употребление еще до того, как появились деньги, и представлял собой непосредственный обмен вещи на вещь, т.е. мену (permutatio). Это соответствовало общим экономическим условиям общества, только что переходившего от натурального хозяйства к меновому».
Еще в Дигестах Юстиниана (Титул ХIV) речь идет собственно не о купле-продаже, а о соглашениях, о чем свидетельствует не только сам факт названия Титула ХIV «О соглашениях», но и смысловое содержание данного Титула. Под соглашением понималась и имелась в виду передача вещи.
Однако Ульпин в 4-й кн. «Комментариев...» указывает: «Те соглашения, которые порождают иски, не остаются при своем (общем) названии, но обозначаются присвоенным данным видом названием «контракты»: таковы купля-продажа, наем, товарищество, ссуда, хранение и прочие подобные контракты».
В основе происхождения купли-продажи лежит мена. В то время, когда не было денег, когда не называли одно – товаром, другое – ценой, каждый, в зависимости от надобностей момента и от характера вещей, обменивал ненужное на то, что требуется: ведь нередко бывает так, что предмета, который для одного является лишним, другому не хватает. «Но так как не всегда и не легко совпадало так, чтобы у тебя было то, что нужно мне, а я, в свою очередь, имел то, что хочешь получить ты, то был выбран предмет, получивший публичную постоянную оценку; посредством передачи его в равном количестве устраняли трудности непосредственного обмена. Этому предмету (мерилу ценностей) была придана публичная форма, и он приобрел распространение и значение не столько по своей сущности, сколько по количеству, причем перестали называть товаром (merx) то, что дает и та и другая сторона, а один из предметов стали называть ценой (pretium)».
В вышеупомянутом умозаключении прослеживается некая историческая преемственность непосредственного обмена товара на товар. На смену меновых сделок и пришедшего ей на смену обмена товара на деньги появляется купля-продажа, но все-таки немедленная (купля-продажа на наличные).
Как известно, уже в эпоху XII таблиц была известна купля-продажа в кредит. Но в то время она не была консенсуальным контрактом. Купля-продажа в те времена больше всего напоминала реальные контракты (хотя она не принадлежала к их числу): в отношении их производилась торжественная форма передачи права собственности за кусок металла (меди), который тут же взвешивали на весах; в отношении предмета сделки совершалась неформальная передача вещи.
И все же договор мены долго существовал в римском праве. Это объяснялось тем, что денег еще не было и поэтому гражданский оборот определялся меной товара на товар.
Римское частное право последовательно характеризует куплю-продажу следующим образом. Сначала дается определение купли-продажи как договора. Затем подчеркивается консенсуальный характер исследуемого договора, причем дается различие в понятии консенсуальности в римском праве и праве Юстиниана, обозначается цель такого договора. Далее римское частное право исследует основные элементы договора купли-продажи: предмет, цену, моменты принудительного регулирования цен, обязательство продавца, ответственность за эвикцию (вытребование, истребование, отсуждение) вещи, ответственность продавца за недостатки проданной вещи, обязанность покупателя, риск случайной гибели проданной вещи, взаимосвязь обязательств продавца и покупателя, добавочные соглашения при купле-продаже. Примерно такая же структура договора купли-продажи, с известной условностью, содержится и в § 1 «Общие положения о купле-продаже» гл. 30 ГК РФ (ст. ст. 454-491).
2. Понятие и особенности договора купли-продажи
Купля-продажа есть договор, посредством которого одна сторона – продавец (venditor) – обязуется предоставить другой стороне – покупателю (еmрtor) – вещь, товар (merx), а другая сторона – покупатель обязуется уплатить продавцу за проданную вещь определенную денежную цену. Таким образом, товар и цена являются существенными элементами договора купли-продажи.
Купля-продажа является одним из консенсуальных договоров. Понятие консенсуального договора в римском классическом праве и это же понятие в праве Юстиниана не тождественны. Так, Гай «определяет консенсуальный договор исходя из противоположности договоров формальных и неформальных: «договор признается заключенным, т.е. простым соглашением, раз не требуется ни произнесения словесных формул, ни письменной формы». В этом противопоставлении выпадает категория реальных договоров, которые также могут быть противопоставлены формальным договорам и в этом смысле оказываются в одной общей категории с консенсуальными договорами. Но, если исходить из основания установления обязательства, консенсуальные контракты должны быть противопоставлены как формальным, так и реальным договорам. Институции Юстиниана так именно и выделяют консенсуальные контракты в особую группу договоров.
Основная хозяйственная цель договора купли-продажи заключается в том, чтобы получить в хозяйство покупателя те или иные нужные для него вещи. Этот договор должен был сделать покупателя не только собственником необходимых вещей, но должен был являться одновременно и способом приобретения права собственности. Классическое римское право не связывает, однако, с договором купли-продажи непосредственно такого правового результата. Оно разделяет обязательственный момент (принятие на себя продавцом обязательства предоставить покупателю обладание продаваемыми вещами) и момент получения покупателем права на вещь. Этот последний результат (получение покупателем непосредственного права на вещь) основывается на особом титуле, каким является фактическая передача проданной вещи покупателю.
Введение
Государственная власть представляет собой систему особых общественных отношений и деятельности государственных органов, которая осуществляется посредством установленных законом форм и методов и направлена на создание демократического режима в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина и обеспечение эффективного государственного управления и контроля. Это власть государства, имеющего конкретные цели, функции и правовые средства воздействия на общественные отношения. Разнообразные и многочисленные функции государства обусловливает наличие как специальных органов государства, так и применяемых ими специальных форм и методов воздействия на общество, на само государство, на граждан, благополучие и безопасность которых составляют основную цель государственной деятельности .
Функции государства реализуют все государственные органы, составляющие единую государственную власть. В рамках этого единства сохраняются различия в методах и формах реализации функций, а следовательно, выделяются в самостоятельные виды государственной деятельности, отличающиеся специфическим назначением, особыми субъектами - государственными органами (государственными служащими), способами реализации государственных функций.
Обеспечение безопасности, равно как и защита конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, является неотъемлемой частью деятельности государства и согласно ст. 71 Конституции РФ находится в исключительном ведении Российской Федерации .
В реализации задач по обеспечению национальной безопасности в пределах своей компетенции принимают участие различные государственные органы, причем важная роль в обеспечении безопасности отведена правоохранительным органам. В этом состоит актуальность данной работы.
Таким образом, цель данной работы – определить место, которое занимают правоохранительные органы в механизме современного государства.
Задачи данной работы: определить понятие и признаки механизма государства; выяснить, каково назначение правоохранительных органов; определить место и роль правоохранительных органов в механизме современного государства.
Источниками данной работы являются Конституция Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальный кодекс, Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» , Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. , Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» , Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» , различные нормативно-правовые акты.

1. Понятие и признаки механизма государства
Государство – это определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения. Как управляющая обществом система государство обладает внутренней структурой, имеет специальные органы для реализации своих полномочий – механизм государства, его аппарат.
С точки зрения науки теории государства и права государство представляет собой исторически сложившуюся организацию политической власти определенного общества. В этом определении можно выделить следующие ключевые моменты:
Государство – это организация политической власти. Можно говорить об экономической, религиозной и любой другой организации общества. Но, ведя речь о государстве, следует иметь в виду, что оно является организацией политической власти.
Политика есть взаимоотношения между определенными социальными группами. Важнейшее социальное назначение любого государства заключается в регулировании, стабилизации различных общественных интересов. Не затрагивая вопроса о том, какое конкретное государство и насколько четко ставит перед собой и решает эту задачу, мы ведем речь о том, каково должно быть социальное назначение государства.
Власть – это сила, способная оказывать воздействие на поведение людей. С помощью власти государство, при необходимости, вмешивается в общественные процессы, воздействует на поведение участников общественных отношений. Государственная власть - это особая разновидность социальной власти, которая, в отличие от других ее видов (отцовской, власти в рамках различных корпоративных организаций и т.д.), опирается на возможность публичного принуждения.
Государство есть организация политической власти определенного общества.
Таким образом, государство – продукт внутренней эволюции общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В различные эпохи в различных условиях государство выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования. Государство не имеет вечной природы, оно не существовало в первобытном обществе, появилось лишь на финальном этапе его развития в силу многообразных причин, прежде всего связанных с новыми организационно-трудовыми формами существования и воспроизводства людей. Речь идет о переходе к новым формам организации хозяйственной жизни, что приводит к социальному расслоению общества, появлению классов, к зарождению государства как новой организационной формы жизни общества .
К общим признакам государства относится, в частности, наличие публичной власти.
Публичная власть представляет собой совокупность аппаратов подавления (отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и т.д.) и управления (органов законодательной и исполнительной власти), которые выступают носителями государственного суверенитета. Государственную власть в обществе осуществляет особый слой людей, которые наделены государственными полномочиями, то есть они имеют возможность издавать законы, использовать в необходимых случаях государственное принуждение, чтобы подчинить поведение людей воле, отраженной в правовых актах государства.
Ограничение пределов действия власти определенной территорией, распределение населения по административно-территориальному принципу. Распространение государственной власти только на население, проживающее в рамках определенной страны, неизбежно влечет его деление на административно-территориальные единицы (края, области, округа и т.д.). Смысл этого деления заключается в наилучшей (оптимальной) организации государственной власти и управления на занимаемой территории.
Государственный суверенитет представляет собой независимость государственной власти от всякой иной власти (политической и идеологической) внутри страны и вне ее, выраженную в ее исключительном, монопольном праве самостоятельно и свободно решать все свои дела. Государственный суверенитет имеет две стороны. Это внутренняя сторона – исключительное, монопольное право на законодательство, на управление и юрисдикцию внутри страны в пределах всей государственной территории. И внешняя сторона - самостоятельность и независимость во внешних делах страны, недопустимость вмешательства во внутригосударственные дела извне, кроме ограниченного числа случаев, предусмотренных международным правом.
Существует аппарат принуждения. Этот аппарат состоит из армии, органов безопасности и общественного порядка, судов, прокуратуры, тюрем, мест заключения. Больше не существует ни одной другой организации, которая имела бы право содержать такой аппарат принуждения.
Доходы, получаемые в виде налогов, идут на содержание армии, полиции, государственного аппарата, а также для поддержки образования, медицины, неимущих слоев населения и т.д.
“Все перечисленные признаки государства имеют под собой реальные основания, отражающие ту или иную его сторону. Однако, если территория, суверенная, публичная власть, налоги - это необходимые признаки всякого государства, то такие его свойства, как, например, откровенно классовый, диктаторский характер присущ лишь определенным историческим формам государства (фашизму, государству диктатуры пролетариата) и потому в его общее определение, по нашему мнению, включаться не должны” . Так, тоталитарное государство беспредельно расширяет свое вмешательство в жизнь граждан, включая всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство, поглощающее гражданское общество. Такое всеобъемлющее управление осуществимо, как правило, только при диктатуре, основанной на структурной нерасчлененности власти, на монополии работодательства, на однопартийности и так далее .
Историческая школа права преувеличивала место обычая в системе нормативного регулирования общественных отношений. Она ставила его над законом, отрицала возможность законодательным путем изменить реально существующее право. Также представители исторической школы права считали, что законодатель не может творить нормы по своему субъективному усмотрению. Его основная задача состоит в том, чтобы выявить объективные потребности общественного развития, интересы отдельных людей и правильно сформулировать их в нормах права.
Отрицая человеческий произвол в образовании права, представители исторической школы отвергали и внешние факторы, под влиянием которых могло бы складываться развитие права. Право образуется только посредством внутренних, незаметно действующих сил.
На мировоззрение представителей исторической школы права оказали влияние взгляды Ш.Л. Монтескьё, а также идеи немецких философов И. Канта и Ф. Гегеля. Характерное для Геттингенской школы отрицание общепригодного естественного права было почерпнуто у Монтескьё. Под его влиянием она начинает проповедовать уважение к положительным установлениям в их исторической своеобразности. Отсюда проистекало и ее стремление создать особую науку «общего гражданского права» или «философию положительного права».
Отрицая творческое воздействие личности на образование права, отстаивая идею саморазвития путем внутреннего процесса, историческая школа должна была стать консервативным направлением.
К числу наиболее известных теоретиков исторической школы права принадлежат:
• Густав Гюго (1764–1844), профессор права Геттингенского университета, к наиболее известным работам Гюго относятся: «Учебник по истории римского права», «Учебник естественного права, или философия позитивного права» и др. Он выступил на литературное поприще с ясным сознанием необходимости реформ в юриспруденции. С другой стороны, в деятельности Гюго можно отметить и практическое стремление к защите существующего;
• Фридрих Карл Савиньи (1779–1861), который развил идеи Густава Гюго. Основные труды Савиньи, заслуженно считающиеся классикой правоведения, – «История римского права в Средние века», «Система современного римского права», «Обязательственное право»;
• Георг Фридрих Пухта (1798–1846), ему принадлежит двухтомное произведение «Обычное право». Он был учеником Савиньи и развил его идею о праве как продукте исторического развития народа.
Доктрина естественного права, вытекавшие из нее демократические и революционные выводы, историческая школа права избрала главной целью своей критики. Естественное право вызывало недовольство своих противников тем, что доказывала необходимость коренного изменения существующего со средних веков политико-юридического строя и принятия государством законов, которые отвечали бы «требованиям разума», «природе человека», а фактически – назревшим социальным потребностям, т.е. общественному прогрессу.
Представители исторической школы права больше всего критиковали тезис о позитивном праве как об искусственной конструкции, создаваемой нормотворческой деятельностью органов законодательной власти. Они утверждали, что действующее в государстве право вовсе не сводится лишь к совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу как бы извне: даются сверху людьми, облеченными на то специальными полномочиями. Право (и частное, и публичное) возникает спонтанно. Своим происхождением оно обязано вовсе не усмотрению законодателя.
Г. Гюго противопоставил юриспруденции как хронологической юридической летописи и собранию поучительных примеров из прошлого юриспруденцию, ориентированную на научное исследование права. Правоведы, по его мнению, должны изучать право того или иного народа как исторически своеобразное право. Исследуя римское право, он пришел к выводу, что право исторически никогда не сводилось лишь к законодательству, созданному верховной властью.
Г. Гюго различает:
• право, самобытно развивающееся (обычное право, преторское право, земское право, городское право);
• право, создаваемое законодателем.
При этом самобытно развивающееся право занимает большую часть. Формам самобытно развивающегося права в высшей степени присущи такие качества, как известность и определенность предписаний. Законы, созданные верховной властью, всегда вызывают вопрос о том, насколько они будут применяться в действительности. При этом законы могут противоречить друг другу, выражать корыстные цели законодателя.
Кроме того, Г. Гюго относился критически и к теории договорного происхождения государства. Он не допускал, что огромное количество людей могут договориться о вечном подчинении учреждениям, о которых они еще ничего не знают на момент заключения договора, а также о повиновении еще неизвестным им повелителям. При этом он защищает абсолютных характер государственной власти.
1. Учение о праве
По мнению Аристотеля, человеку свойственно стремиться к счастливой жизни. Самая счастливая жизнь – жизнь созерцательная. Но это удел мудрецов. Обычные люди могут выбирать из двух вариантов:
• невежественные и грубые люди видят благо в наслаждениях и удовольствиях;
• люди благородные стремятся вести добродетельную жизнь.
Жить счастливо – жить добродетельно. Речь идет о мужестве, умеренности, щедрости, великодушии и т.д. особое место среди этих добродетелей занимает справедливость – право. Справедливости посвящена отдельная книга «Этики» - пятая книга.
Аристотель считал, что справедливость имеет несколько значений. В самом общем виде, как и все другие добродетели, она означает середину между крайностями.
Справедливость, во-первых, проявляется в отношении к другим людям (быть справедливым по отношению к самому себе невозможно). Во-вторых, следует отличать справедливость вообще от справедливости политической (т.е. от той, которая существует в полисе и, строго говоря, по всем своим характеристикам является правом).
Политическая справедливость «имеет место между людьми, принадлежащими к одному общению, и имеет целью самоудовлетворенность их, притом между людьми свободными и равными в смысле или пропорциональности, или числа вообще. Люди, не находящиеся в подобных отношениях, не могут и иметь относительно друг друга политической справедливости (прав), но имеют некоторого рода справедливость, названную так по сходству с предшествующим видом. Те люди имеют права для которых существует закон, определяющий их отношения; закон же предполагает преступление, суд – распределение правды и неправды» (Этика. V. 10).
Т.е. можно сделать вывод, что право действует в отношениях между свободными, равными и соизмеримыми людьми, которые подчиняются общему для всех закону и суду.
Политическую справедливость Аристотель считает специальной. И она, в свою очередь, подразделяется на;
• уравнивающую и разделяющую (обеспечивают равенство как пропорциональность в отношениях между людьми);
• естественную и условную.
Уравнивающая справедливость, по Аристотелю, действует в обменных отношениях. Обмен бывает произвольный и непроизвольный. Учитывая терминологию римского права, можно сделать вывод, что речь идет об обязательствах, возникающих из договоров и из деликтов (правонарушений). Равенство – сущностная характеристика таких отношений. Не имеют значения фактические различия между людьми. Люди – равные субъекты права, в отношениях между которыми реализуется арифметическая справедливость, «закон обращает внимание лишь на различие ущерба, а с лицами обходится как с равными во всем…» (Этика. V.7).
При нарушении равенство должно быть восстановлено судьей. Он, вынося решение, находит середину между выгодой, полученной нарушителем, и ущербом, понесенным потерпевшей стороной. Поэтому «уравнивающая справедливость есть середина ущерба и выгоды; поэтому-то люди, когда спорят о чем-либо, прибегают к судье: идти в суд значит обратиться к справедливости, ибо судья желает быть как бы олицетворением справедливости» (Этика.V.7).
Судья беспристрастен. Его главная задача: определить и восстановить нарушенную справедливость как арифметическое равенство.
Распределительная справедливость имеет отношение к распределению почестей или имуществ между согражданами. В рамках данной справедливости действует геометрическое равенство: каждый получает по достоинству. Этот вид справедливость не имеет абсолютного характера в отличии от уравнивающей справедливости. При распределяющей справедливости критерий различен и связан с формой государства:
• при демократии критерий – свобода;
• при аристократии критерий – добродетель;
• при олигархии критерий – богатство.
Вся сложность заключается в том, что распределяющая справедливость предполагает наличие распределяющего субъекта, а именно в этой сфере очень часты нарушения справедливости.
Вторым делением политической справедливости (права) Аристотель предлагает деление на естественное и условное. Также для обозначения данного деления он использует «общее» и «частное право».
Естественное (общее) право – «то, которое везде имеет одинаковое значение и не зависит от признания или непризнания его» (Этика. V.10). К данному виду права Аристотель относит нормы, регулирующие собственность и рабство.
Условное (частное) право – «то, которое первоначально могло бы быть без существенного различия таким или иным, но раз оно определено, и есть разница, выкупить ли пленника за одну мину, и принести ли в жертву одну козу, а не двух баранов». Данный вид права философ сравнивает с мерами объема и веса, которые могут быть разными: большими и меньшими. Хотя при этом суть их и предназначение везде одинаково. «Подобным же образом и то право, которое не от природы таковое, а лишь человеческое право, не повсюду одинаковое, точно так же, как и государственные устройства не везде одинаковы, хотя лучшее от природы лишь одно» (Этика.V.10).
Введение
Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и остродискуссионных вопросов в государствоведении. Это объясняется, по меньшей мере, тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.
Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства - задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно - исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения. Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам.
Актуальность данной темы объясняется необходимостью изучения признаков государства, как особой формы организации общества, имеющей законы, публичную власть, население, территорию, армию и правоохранительные органы, с целью всесторонне раскрыть понятие и сущность современного государства (на примере Российской Федерации).
Объектом исследования данной работы является государство, как особая форма организации общества и присущие ему признаки, отличающие его от других образований.
Цель настоящей работы – рассмотреть понятие и признаки государства с точки зрения современных историков и правоведов, а также попытаться объективно обобщить полученный материал. В процессе достижения определенной цели были решены следующие задачи:
1) рассмотреть понятие государства, как особой формы организации, в историческом аспекте (с точки зрения мыслителей древности - Цицерон и ученых современности);
2) найти отличия государства от других образований;
3) определить признаки современного государства (на примере Российской Федерации);
4) охарактеризовать эти признаки;
5) обобщить полученные сведения, отразить их в работе и сделать необходимые выводы.
Изучение и исследование выбранной темы проходило с помощью следующих методов:
1. изучение исторической и правовой базы по теме «Государство и его сущность» в конкретизации его признаков;
2. анализ источников и литературы, которые отражают данную тему в современных условиях и в динамике времени;
3. личные наблюдения и выводы в процессе изучения методической литературы.
I. Характеристика эволюции понятия государства
1.1. Суть понятия государство
Господствовавшее 70 лет в советской науке представления о государстве опирались на марксистско-ленинскую идеологию. Основу этих представлений составляет идея классового насилия, которое расценивается в марксизме- ленинизме как сущность политических и правовых явлений. Между тем историческая ограниченность этой идеи проявилась в ХХ в. Столь очевидно, что даже советская официальная идеология была вынуждена обратиться в 60-е годы к концепции социалистического общенародного государства, пытаясь примирить догму об “отмирании” государства с действительностью через софизм об “ отмирании путём дальнейшего усиления и укрепления”. Но политическая идеология классового насилия – отнюдь не плод Марксова воображения. С древности политической мыслью различаются две стороны государственности – организованное насилие и общее благо. В зависимости от социально-исторического контекста возникновения метатеории теоретические представления о государстве формируются как теория насилия, либо как учение о благой жизни.
Сущность государства традиционно определяется социальным назначением, природой государства. Кто и как управляет государством? Чьи интересы защищает государственная власть? Каковы его назначение и основные функции?
Следует отметить своеобразный «дуализм» государственной власти. Любому государству присуща двойственная природа. С одной стороны, государство реализует и защищает интересы господствующей элиты, с другой - долговременные интересы всего населения. Первую «половину» сущности государства назовем его классовой природой, вторую - общесоциальной.
Классовая природа государства. Государственная власть для правящей элиты является мощным средством реализации и защиты своих собственных интересов, подчас через подавление всех остальных слоев населения. Последнее может осуществляться в форме прямого насилия или «мягкого» пропагандистского навязывания своей воли большинству населения - так называемое информационное зомбирование. В качестве правящей элиты могут выступать класс, династия, политическая партия, единоличный деспот с приближенными. Классовый характер в наибольшей степени присущ деспотическим, тоталитарным государствам. Демократические государства также не могут избежать классового элемента в своей природе. Однако демократия предполагает наличие механизмов, позволяющих ограничивать и контролировать узкоэгоистические притязания правящей элиты.
Марксизм-ленинизм неоправданно абсолютизировал классовую составляющую государства. Согласно этой теории государство есть орудие насилия экономически господствующих классов - владельцев основных средств производства, призванное подавлять эксплуатируемые классы. Государство, по мнению В.И. Ленина, - это организация насилия для подавления какого-либо класса, машина, аппарат для подавления одним классом другого. Право - всего лишь инструмент, средство для навязывания воли господствующего класса. Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примирены. Таким образом, марксизм-ленинизм не признавал что-либо надклассовое, общесоциальное в сущности государства
Общесоциальная природа государства. Любому (особенно демократическому) государству присущ надклассовый характер. Поэтому государство в той или иной степени осуществляет и защищает общие, коренные, долговременные интересы всего населения. Будучи главным управленческим центром общества, официально объединяя и представляя все население, государство выполняет «функцию общих дел», выражает общенациональные интересы. Государство является социальным арбитром, средством социального компромисса между правящими и управляемыми. Его задача - преодоление социальных противоречий, конфликтов, разногласий, учет и координация интересов различных групп населения.
Таким образом, государство призвано одновременно выполнять как сугубо классовые задачи, так и общие дела, вытекающие из природы всякого общества. Соотношение между общесоциальным и классовым в государствах разных эпох не одинаково, оно изменяется, развивается, динамично отражая реалии социально-экономического и политико-государственного развития, достигнутый уровень прогресса и демократии*1. Одним из показателей прогресса цивилизации является историческое движение от классовой к общесоциальной природе государства. Последнее можно выразить формулой - «все меньше классового, все больше общесоциального».
Сущность государства обусловливается объективной закономерностью: при несовпадении, противоречивости текущих, частных интересов в обществе существует единство коренных, долговременных интересов всех членов общества. Это так называемое общее благо, которое призвано выразить и реализовать государство. Общее благо определяется в результате согласования индивидуальных и коллективных интересов всего населения по коренным вопросам жизнедеятельности общества и государства. Государство олицетворяет общую волю, представляющую собой выражение преобладающей силы, то есть большинства граждан, входящих в государство (Дж. Локк). Сущность государства - «общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов» (Н. Макиавелли).
Введение
Актуальность выбранной темы определяется тем, что в любом обществе правонарушение — это социальный и юридический антипод правомерного поведения. Существует множество различных определений правонарушения. В обобщенном виде они сводятся к тому, что правонарушение представляет собой виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.
Проблема правонарушений существует в любом обществе, именно поэтому необходимо создавать условия, противодействующих совершению правонарушений.
Основным путем решения данной проблемы является специальных органов.
Правонарушение имеет ряд весьма характерных признаков и черт, среди которых необходимо выделить следующие:
1. Любое правонарушение — это всегда определенное деяние, находящееся под постоянным контролем воли и разума человека. Это волевое, осознанное деяние, выражающееся в действии или бездействии человека. Не могут рассматриваться в качестве признаков правонарушения, например, черты характера, образ мыслей или личные качества человека. Однако если они проявляются в конкретных противоправных деяниях — действиях или бездействии, то в этом случае наступают юридические последствия.
Суд не может карать за неугодные господствующим кругам суждения, за образ мыслей, политические, религиозные или иные воззрения. К. Маркс в связи с этим совершенно правильно отмечал, что «законы, которые делают главным критерием не действия как таковые, а образ мыслей действующего лица, — это не что иное, как позитивные санкции беззакония». Однако суд, вынося решение по конкретному делу, может карать и карает за обусловленное тем или иным образом мыслей противоправное деяние.
2. Противоправность — следующий весьма важный признак правонарушения. Не всякое деяние — действие или бездействие — является правонарушением. А лишь то, которое совершается вопреки правовым велениям, нарушает закон.
Конкретным выражением противоправности деяния могут служить либо нарушение запрета, прямо установленного в законе или в любом ином нормативно-правовом акте, либо невыполнение обязательств, возложенных на субъектов права законом или заключенным на его основе договором. Так, ст. 309 Гражданского кодекса РФ особо оговаривает, что «обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями» .
3. Одним из важнейших признаков правонарушения является наличие вины. Государственно-правовая теория и практика в России и других странах исходят из того, что не всякое противоправное деяние следует считать правонарушением, а лишь то, которое совершается умышленно или по неосторожности. Иными словами, происходит по вине лица.
Цель данной работы - рассмотрение проблемы правонарушений, их состава.
В ходе достижения поставленной цели в работе будут решены следующие задачи:
Во-первых, рассмотрены причины правонарушений- социальные отклонения, во-вторых, состав, признаки, элементы правонарушений, наконец, в третьих, охарактеризованы основные виды правонарушений.
Теоретической базой исследования послужили учебные пособия, а также статьи и монографии, как Российских, так и зарубежных авторов, таких, как Хропанюк В.Н., Лазарев В.В., Батурин Ю.М., Лившиц Р.З., Алексеев С.С., Мальков В.П., Черкасов А.Д.
I. Характеристика правонарушений
1.1.Понятие, признаки и состав правонарушений
Противоправное поведение выражается в форме неправомерных деяний. Каждое отдельное правонарушение, как явление реальной действительности конкретно: оно совершается конкретным лицом, в определенном месте, в определенное время, противоречит определенному правовому предписанию, характеризуется точно определенными признаками. Вместе с тем, несмотря на различие отдельных правонарушений, и их видов, все правонарушения, как антисоциальные явления, имеют общие черты.
Определение понятия, почти всегда, делается с помощью указания родового признака и перечисления индивидуальных, существенных и отличительных признаков, которые наиболее присущи только данному объекту или явлению. В современной юридической литературе встречается множество определений правонарушения, это объясняется и особенностями языка, и плюрализмом мнений, и существующей разобщенностью взглядов на само понятие правонарушение. В зависимости от того, какие признаки выделяет тот или иной автор и какова его субъективная оценка актуальности проблемы правонарушений, он и дает интересующее нас определение.
Формирование научно обоснованного понятия правонарушения, его законодательное закрепление и реализация в правоприменительной деятельности, приобретает сегодня особую актуальность в связи с резко возросшим числом правонарушений и неспособностью правоохранительных органов эффективно на это реагировать.
«Правонарушение – это разновидность юридического факта, так как оно представляет собой неправомерные действия субъектов», - эта концепция была высказана Ю.А. Денисовым и Л.И. Спиридоновым. Позже она легла в основу общетеоретического определения Г.С. Котляровскго и Б.Л. Назарова, согласно которому, правонарушение, это «юридический факт, представляющий собой виновное, противоправное деяние деликтоспособного лица».
Опираясь на современное российское законодательство и приведенные выше доводы, самостоятельно дадим определение понятия правонарушения и раскроем его с помощью признаков.
Правонарушение – это юридический факт, характеризующий противоправное, волевое, виновное, наказуемое действие (бездействие) деликтоспособного субъекта и причиняющее вред интересам государства, общества или граждан.
Отраслевые определения понятия правонарушения являются операциональными, наделенными непосредственно на практическое применение в конкретных юридических ситуациях. В целом понятие «правонарушение» достаточно разработано отраслевыми науками для нужд юридической практики, а его признаки общей теорией права.
В качестве признаков правонарушения не могут рассматриваться личные качества человека, его мысли или черты характера. «Помимо своих действий я совершенно не существую для закона, совершенно не являюсь его объектом. Мои действия – вот область, где я сталкиваюсь с законом … Законы, которые делают главным критерием не действия человека, а образ мыслей, представляют собой не что иное, как позитивные санкции беззакония». Эти слова принадлежат К. Марксу, в них наилучшим образом выражена идея Гегеля о том, что человек отвечает только за свои поступки, а не убеждения.
Интересной представляется точка зрения М. С. Строговича, несомненно, имеющая научный интерес, он предлагает различать понятия правонарушения и ответственности за правонарушение. Наша российская наука рассматривает правонарушение с точки зрения ответственности, потому что только уполномоченный субъект компетентен, определить имело ли место то или иное правонарушение в определенной ситуации.
Признаки правонарушения являются элементами, обладающими множеством горизонтальных связей и образующими единую и непротиворечивую систему.
Анализируя сущность правонарушения, особое внимание следует уделить такому его обязательному и неотъемлемому признаку, как противоправность, поскольку его отсутствие говорит об отсутствии самого правонарушения. Условие в противоправности действия либо бездействия исходит из принципа, заложенного в Декларации прав человека и гражданина 1789 года, как естественного и разумного требования и основания ответственности: «Всё, что не запрещено законом, то дозволено; никто не может быть принужден к исполнению того, что не предписано законом». Сегодня под противоправностью мы понимаем нарушение любой юридически значимой нормы. Нарушение различных законов, подзаконных актов, а также всевозможных правил безопасности и т.п., всего того, что может служить началом юридических последствий. Данный принцип закреплён в российском законодательстве, к примеру, ч. 1 ст. 14 УК РФ указывает на то, что преступлением признаётся виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. А вот ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ добавляет, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Введение
Деление организаций на коммерческие и некоммерческие произведено в интересах гражданского оборота. Этим обусловлен тот факт, что история развития российского законодательства о некоммерческих организациях берет свое начало лишь в 90-х годах прошлого столетия, так как признание за таким своеобразным субъектом статуса участника хозяйственного оборота в условиях планово-централизованной экономики не могло произойти. Динамика общественных потребностей способствовала возникновению и настоящему развитию сектора некоммерческих отношений, а следовательно, и возникновению их организационных форм. Причем некоммерческие организации могут быть как государственными, так и негосударственными образованиями, в отличие от коммерческих, прежде всего являющихся субъектами частного права.
Закрепление за некоммерческими организациями юридического статуса хозяйствующих субъектов повлекло за собой возникновение правовых норм и понятий, охватывающих деятельность таких организаций. Сформировалось законодательство, регулирующее как различные аспекты деятельности некоммерческих организаций, так и отношения их между собой и другими субъектами права.
Нормативное регулирование деятельности некоммерческих организаций на начальном этапе их становления носило несистемный, локальный и, как правило, фрагментарный характер. До настоящего времени существует значительное количество неоднозначных и противоречивых трактовок в понимании статуса некоммерческих организаций, их форм и видов деятельности. Есть расхождения и по многим другим аспектам функционирования некоммерческих организаций, что, в свою очередь, отражается на правоприменительной практике.

1. Глава. Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
а) Дата принятия закона.
Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» принят 25.04.2002 г., последняя редакция Закона от 01.12.2007 г.

б) общественные отношения, регулирование нормативным актом.
Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами, определяет правовые, экономические и организационные основы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
в) краткая характеристика нормативного акта.
Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» состоит из 34 статей и имеет такую структуру:
Преамбула
Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств
Статья 3. Основные принципы обязательного страхования
Глава II. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
Статья 4. Обязанность владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности
Статья 5. Правила обязательного страхования
Статья 6. Объект обязательного страхования и страховой риск
Статья 7. Страховая сумма
Статья 8. Государственное регулирование страховых тарифов
Статья 9. Базовые ставки и коэффициенты страховых тарифов
Статья 10. Срок действия договора обязательного страхования
Статья 11. Действия страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая
Статья 12. Определение размера страховой выплаты
Статья 13. Страховая выплата
Статья 14. Право регрессного требования страховщика
Статья 15. Порядок осуществления обязательного страхования
Статья 16. Обязательное страхование при ограниченном использовании транспортных средств
Статья 17. Компенсации страховых премий по договору обязательного страхования
Глава III. КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ
Статья 18. Право на получение компенсационных выплат
Статья 19. Осуществление компенсационных выплат
Статья 20. Взыскание сумм компенсационных выплат
Глава IV. СТРАХОВЩИКИ
Статья 21. Страховщики
Статья 22. Особенности осуществления страховщиками операций по обязательному страхованию
Статья 23. Утратила силу с 1 марта 2008 года.
Глава V. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРАХОВЩИКОВ
Статья 24. Профессиональное объединение страховщиков
Статья 25. Функции и полномочия профессионального объединения страховщиков
Статья 26. Правила профессиональной деятельности
Статья 27. Обязанность профессионального объединения по осуществлению компенсационных выплат
Статья 28. Имущество профессионального объединения страховщиков
Статья 29. Взносы и иные обязательные платежи членов профессионального объединения
Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 30. Информационное взаимодействие
Статья 31. Международные системы страхования
Статья 32. Контроль за исполнением владельцами транспортных средств обязанности по страхованию
Статья 33. О вступлении в силу настоящего Федерального закона
Статья 34. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом
В соответствии со ст. 5 указанного Закона владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через пять дней после возникновения права владения им.
Обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев:
а) транспортных средств, максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 20 километров в час;
б) транспортных средств, на которые по их техническим характеристикам не распространяются положения законодательства Российской Федерации о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении на территории Российской Федерации;
в) транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых предусмотрена военная служба, за исключением автобусов, легковых автомобилей и прицепов к ним, иных транспортных средств, используемых для обеспечения хозяйственной деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
г) транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах, если гражданская ответственность владельцев таких транспортных средств застрахована в рамках международных систем обязательного страхования, участником которых является Российская Федерация;
д) принадлежащих гражданам прицепов к легковым автомобилям.
Владельцы транспортных средств, риск ответственности которых не застрахован в форме обязательного и (или) добровольного страхования, возмещают вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, в соответствии с гражданским законодательством.
Лица, нарушившие установленные настоящим Федеральным законом требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Глава. Некоммерческие юридические лица.
Юридические лица, которые не имеют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками, признаются некоммерческими организациями (п. 1 ст. 50 ГК РФ ). Выделение некоммерческой организации из ряда прочих юридических лиц возможно только при одновременном наличии у такой организации обоих характеризующих ее признаков. Исключение составляют потребительские кооперативы, которые вправе распределять доходы, полученные от предпринимательской деятельности, осуществляемой ими в рамках уставной правоспособности (п. 5 ст. 116 ГК РФ). Такая особенность потребительских кооперативов вполне оправданна, поскольку эта форма некоммерческой организации создается и осуществляет свою деятельность именно для удовлетворения материальных и иных потребностей его членов (жилищных, бытовых), тогда как другие некоммерческие организации имеют в качестве основных нематериальные цели, направленные на достижение общественных благ, в частности, социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих, охраны здоровья граждан, развития физкультуры и спорта, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, оказания юридической помощи и пр. Конкретные цели некоммерческой организации определяются ее учредительными документами.
Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке, имеет в собственности или в оперативном управлении обособленное имущество, отвечает (за исключением частных учреждений) по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества