Страховое дело, страхование - готовые работы

ГлавнаяКаталог работСтраховое дело, страхование
fig
fig
4. Защита прав граждан в системе обязательного медицинского страхования
Система обязательного медицинского страхования, как одна из форм социальной защиты граждан, предусматривает существенные изменения в правовом статусе тех отношений, которые возникают в связи с оказанием медицинской помощи гражданину.
От административно-правовой природы взаимодействия между пациентом и производителем медицинских услуг (которые раньше носили характер преимущественно власти (со стороны врача, медицинской сестры, администрации больницы) и подчинения (со стороны больного) акценты перемещаются в область гражданско-правовых отношений.
Гражданско-правовые отношения в системе ОМС:
1. равенство сторон, выражающееся в наличии у них определенных прав и обязанностей по отношению к друг другу и обоюдной ответственности;
2. регулирование отношений нормами законодательства, положениями заключенного договора;
3. гражданско-правовую ответственность;
4. рассмотрение споров в добровольном (досудебном) порядке либо в порядке гражданского (арбитражного) судопроизводства.
Действующие нормативно-правовые документы определяют полномочия основных субъектов системы обязательного медицинского страхования в области защиты прав застрахованных:
1. на территориальные фонды возложены функции по обеспечению законодательно предусмотренных прав граждан в системе обязательного медицинского страхования, которые являются неотъемлемыми составляющими конституционного права на охрану здоровья и надлежащую медицинскую помощь;
2. на страховые медицинские организации – практическая реализация механизмов защиты прав застрахованных, включая экспертную оценку качества медицинской помощи и предоставление правовой помощи в вопросах обязательного медицинского страхования.
Гарантированность реализации права застрахованного на получение медицинской помощи в рамках программы ОМС обеспечивается системой Договоров на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг) по обязательному медицинскому страхованию и Договоров на предоставление медицинской помощи в соответствии с государственным (муниципальным) заказом. Если первый вид договоров является обязательным для системы ОМС с момента ее введения, то договора второго типа (по реализации муниципальных и государственных заказов) стали формироваться в связи с принятием в 1998 году постановления
Правительства Российской Федерации о Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Системой указанных договоров в настоящее время охвачены 2 страховые медицинские организации и 63 медицинских учреждения, работающих в системе обязательного медицинского страхования.
Методико-правовое просвещение населения в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе по вопросам защиты прав застрахованных на получение качественной и безопасной медицинской помощи, является одним из актуальных направлений работы в системе обязательного медицинского страхования. На сегодняшний день в России существует определенное противоречие между законодательным обеспечением вопросов защиты прав граждан (кстати, не только в системе обязательного медицинского страхования) и ориентацией общества на восприятие их сути, новизны и значимости. Сложилась такая ситуация, при которой формирование и утверждение института защиты прав пациента в ряде случаев опережает изменения, происходящие в общественном сознании людей.
Рассматриваемые организационно-правовые формы социального страхования имеют не только общие свойства, но и свои особенности.
Наиболее существенные отличия от централизованно организованной и осуществляемой государством формы социального страхования имеют децентрализованная форма обязательного страхования жизни и здоровья различных категорий граждан и добровольное личное страхование.
Во-первых, централизованной обязательного социального страхования охватывается все население (в частности, по ОМС) или очень большие массы населения (все работающие граждане при страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, пенсионеры по ОПС).
По видам децентрализованной формы подлежит обязательному социальному страхованию жизнь и здоровье значительных по численности категорий лиц в основном опасных профессий (военнослужащих, работников правоохранительных органов, судей и др.), а также пассажиров на междугородных перевозках всеми видами транспорта.
Добровольное же личное страхование обеспечивает социальную защиту значительно меньшему количеству граждан.
Во-вторых, при обязательных видах социального страхования страхователи, категории подлежащих страхованию граждан, социальные риски (страховые случаи), страховые суммы, условия и сроки социально-страховой защиты, страховые тарифы и размеры социально-страхового обеспечения (страховых выплат) устанавливаются законом.
Напротив, добровольное личное социальное страхование осуществляется в соответствии с разрабатываемыми и утверждаемыми правилами страхования (не противоречащими законодательству) и заключаемыми со страхователями договорами личного страхования на основе свободного волеизъявления сторон согласования ими существенных условий договора.
Кроме того, при централизованной форме обязательного социального страхования государством учреждаются специальные организации-страховщики (ПФ РФ, фонды ОМС, ФСС РФ), которые контролируются им, а денежные социально-страховые фонды находятся в федеральной собственности.
Страховые фонды при добровольных видах личного социального страхования формируются страховщиками за счет уплачиваемых страхователями страховых премий (взносов) и являются их собственностью (при законодательном запрещении нецелевого использования страховой нетто-премии в соответствии с правовыми нормами.
Страховые тарифы при этом разрабатываются и утверждаются страховщиками и контролируются Федеральной службой страхового надзора.
Страховые выплаты по договорам добровольного личного страхования производятся в соответствии с правилами (договорами) страхования в установленных ими размерах для определенных страховых случаев (и объектов страхования), общая сумма которых ограничивается страховой суммой, устанавливаемой при заключении договора страхования по усмотрению и соглашению сторон.
В-третьих, при централизованной и децентрализованной формах социального страхования социальное обеспечение (социально-страховые выплаты) при страховых случаях могут осуществляться постоянно (например, выплаты государственных трудовых пенсий, ОМС, страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.) или в течение длительного периода (например, пока гражданин занят на государственной или военной службе — при обязательном страховании их жизни и здоровья).
Глава 3. Рекомендации, направленные на улучшение существующего положения
Происходящие в последние годы в народном хозяйстве России изменения, вызванные переходом на рыночные отношения, не смогут не отразиться на такой сфере деятельности как страхование.
ОСАО «Ингосстрах» видит свою задачу в том, чтобы используя лучшие отечественные, мировые традиции создать такую экономическую, организационную систему взаимоотношений страховщиков с государством, пользователями страховых услуг, которая могла гибко, оперативно реагировать на все тенденции в развитии потребительского спроса, предлагая конкретные виды страховых услуг конкретным клиентам, сохранив доступность страхования для самых различных слоёв населения, независимо от возраста, рода занятий, получаемых доходов и других факторов.
В настоящее время проводится работа по осуществлению государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики. При этом в качестве приоритетных целей в бухгалтерском учёте определены разработка и утверждение национальных стандартов, а в статистике - переход от баланса народного хозяйства к системе национальных счетов с реформированием статистических показателей и форм отчетности.
Целью работы по стандартизации бухгалтерского учета являются создание принципиально новой системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в России, ориентированной на рыночную модель функционирования экономики; приведение в соответствие принципов и правил бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчетности в России с общепринятыми международными нормами.
Осуществляются разработки, учитывающие особенности ведения учета в страховых организациях. Прежде всего, были подготовлены и внесены изменения и дополнения в план счетов с учетом требований Закона «О страховании» и правил формирования страховых резервов по видам страхования иным, чем страхование жизни.
На мой взгляд, необходимо развивать работу по формированию механизма контроля за деятельностью «Ингосстрах», прежде всего за выполнением обязательств по договорам страхования, обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков.
Необходимо разработать положение об упорядочении страховых операций, осуществляемых в иностранной валюте, а также по страхованию и перестрахованию. Это позволит поднять имидж «Ингосстрах», а также увеличить объем поступления страховых платежей.
В настоящее время финансовые ресурсы ОСАО «Ингосстрах» крайне ограничены в сравнении с объёмами требуемого страхового покрытия.
В этих целях необходимо законодательно установить порядок, при котором все средства (без ограничений), направленные страховой компанией на пополнение страховых резервов, должны исключаться из налогооблагаемой базы.
Ещё одним из методов совершенствования страхования является введение в действие некоторых видов страхования, таких как:
1. семейное страхование жизни;
2. добровольное экологическое страхование;
3. страхование одиноких граждан с пожизненным обеспечением;
4. добровольное страхование прибыли.
Глава 4.Расчет страхового тарифа
По договору обязательного страхования владелец автомобиля должен заплатить страховой компании определенную сумму, которая рассчитывается на основании единых для всех страховщиков тарифов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003г. № 264 по следующей форме (для легковых автомобилей):
Т= ТБхКТхКБМхКВСхКОхКМхКСхКПхКН;
где ТБ – базовая ставка страхового тарифа в рублях;
КТ- коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства– 0,4;
КБМ-коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат при наступлении страховых случаев, произошедших по вине страхователя (владельца транспортного средства) в период действия предыдущих договоров обязательного страхования. При заключении договора обязательного страхования впервые страхователю размер КБМ составляет 1;
КВС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от возврата и ставки водителя;
КО- коэффициент страховых тарифов в зависимости от количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством;
КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от мощности двигателя легкового автомобиля;
КС- коэффициент страховых тарифов в зависимости от периода использования транспортного средства;
КП – применяется при обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории РФ, а также при обязательном страховании на срок следования к месту регистрации транспортного средства;
КН- применяется страховщиками при заключении или продлении срока действия договора обязательного страхования на год, следующий за периодом, в котором страховщику стало известно о совершении действии (бездействии), предусмотренных п.3 ст.9 Закона об обязательном страховании.
Пример: Для расчета суммы страховой премии введем условия:
Транспортное средство, легковой автомобиль ВАЗ-2109 принадлежащий физическому лицу, зарегистрирован в г.Москве. Мощность двигателя 78л.с., договор обязательного страхования заключается впервые, период использования автомобиля – 12 месяцев в году. Возраст водителя, поименованного в страховом полисе, старше 22 лет, но стаж меньше 2 лет. К управлению автомобилем допущен муж, у него возраст старше 22 лет и стаж свыше 2 лет.
ТБ = 1980руб.; КТ=1,3; КВС=1,15; КО=1; КМ=1; КС=1: КП и КН – в названном примере не применяются.
Т=1980руб. х 1,3 х 1,15 х 1 х 1 х 1 = 2960,1руб.
Теперь определим размер страховой премии за такое же транспортное средство, только принадлежащее юридическому лицу, которая определяется по формуле:
1=ТБхКТхКМхКБМхКН, где
КБМ – коэффициент в зависимости от наличия или отсутствия страховых выплат в предыдущие периоды;
КН-коэффициент страхового тарифа (данный коэффициент будет применяться только при продлении-возобновлении договора страхования на следующий срок. При заключении первого договора обязательного страхования на год данный коэффициент не используется).
ТБ=2375руб.; КТ=1,3; КМ=1.
Т=2375руб.х1,3х1=3087,5руб.
Глава 5. Информационная среда: внутренняя и внешняя
В последние годы информация становится главным стратегическим ресурсом, и своевременный доступ к ней необходим в любой сфере бизнеса. Страховая отрасль не является исключением, поскольку и ее процветание полностью основано на обработке данных и доступе к информации.
Вне сомнения, внутренняя среда страховщика относится к категориям первоочередного внимания топ-менеджеров наряду с объемом продаж, финансовым результатом, долей рынка, кадрами и стратегией. Вместе с тем, иногда эту сферу деятельности компании на практике, в прессе и даже в научно-методической литературе в целом рассматривают лишь как часть базы для стратегического планирования (сильные и слабые стороны), или же фрагментарно, в отдельных проблемных вопросах текущей деятельности компании.
К внутренней среде страхового рынка относят:
- страховые продукты (услуги по конкретным видам договоров страхования);
- систему организации продаж страховых полисов и формирование спроса на страховые продукты;
- гибкую систему тарифов (цены, льготы, скидки, наценки, штрафы, пеня и т.п.);
- собственную инфраструктуру страховщика (агентства, конторы, филиалы, представительства, каналы коммерческой связи);
- материальные и финансовые ресурсы, которые определяют положение страховщика;
- человеческие ресурсы страховой компании;
- финансовое положение страховой компании и доверие к ней со стороны финансовых институтов;
- ликвидность страхового фонда.
2.1 Принципы инвестиционной деятельности страховых компаний.
В мировой экономике страховые компании принадлежат к числу наиболее крупных инвесторов. По данным НИФИ Минфина Рос¬сии, общая сумма инвестиций, которыми управляют страховые ком¬пании Европы, Японии и США, составляет несколько триллионов долларов. В США до 30% общего объема инвестиций приходится на финансовые средства, привлекаемые по страхованию жизни.
Инвестиционная деятельность составляет второй по приоритетности, после страховых взносов, источник доходов страховых орга¬низаций. В соответствии с действующим законодательством РФ — это коммерческая деятельность, разрешенная страховщикам. Инвестиционная деятельность оказывает существенное влияние на финансовую устойчивость страховой организации. Вместе с тем при проведении инвестиционных операций страховщики зависят от состояния финансового рынка и несут инвестиционный риск.
Согласно ст. 27 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации», размещение страховых резервов должно осуществляться страховщиками на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. Рассмотрим эти принципы в последовательности с точки зрения их вклада в обеспечение финансовой устойчивости[2].
Принцип возвратности предполагает надежное инвестирование активов, которое в последствии обеспечит их возврат в полном объеме.
Принцип ликвидности означает, что структура вложений должна быть таковой, чтобы активы и ликвидные средства были всегда доступны. Страховая организация в любое время должна иметь возможность доступа к наличным средствам, необходимые для выплаты страхователям оговоренных договором сумм в установленные сроки.
Принцип диверсификации вложений подразумевает распределение вкладов, а тем самым и инвестиционных рисков на различные виды вложений, и тем самым гарантируя большую устойчивость инвестиционного портфеля страховщика.
Принцип прибыльности вложений подразумевает то, что инвестиционные средства должны размещаться с соблюдением всех вышеназван¬ных условий с учетом ситуации на фондовом рынке и должны при¬носить постоянный и достаточно высокий доход.
На инвестиционную активность страховщика существенное вли¬яние оказывают размеры и структура страхового портфеля по видам страхования, величина аккумулированных резервов и сроки распоря¬жения ими. Существенно различается структура инвестиций страхо¬вых организаций, занимающихся страхованием жизни, и иными ви¬дами страхования. (табл. 1)
В частности, для страховых компаний, занимающихся преимущественно иными видами страхования, чем страхование жизни, важнейшим принципом инвестиционной деятельности является ликвидность, принцип доходности имеет меньшее значение. В силу краткосрочного характера вложений здесь практически не учитывается фактор инфляции. При управлении резервами по договорам страхования жизни, напротив, на первом месте стоит принцип доходности, а ликвидность не играет столь большой роли благ долгосрочному характеру договоров и согласованию сроков выплат со сроками инвестирования.
В целях обеспечения стабильности страхового рынка и защиты страхователей от потерь в результате невыполнения страховыми организациями своих обязательств во многих странах осуществляется государственное регулирование и контроль за инвестиционной деятельностью путем установления нормативов по объемам инвестиций в различные объекты, предъявления требований о предоставлении страховщиками информации об инвестиционных операциях, введении запретов на отдельные виды инвестиций.
2.2 Инвестиционная деятельность страховых компаний в РФ
Специфика текущего состояния российского страхового рынка заключается в том, что рынок находится на начальном этапе своего развития, когда страховые операции достаточно рентабельны и основную прибыль компания получает непосредственно не от инвестиционной деятельности, а от страхования.
В России страховой рынок находится в фазе экстенсивного развития. То есть внимание компаний фокусируется на развитии именно страхования, оставляя до поры на втором плане инвестиционную деятельность[11].
Отражением этого факта является присутствие в инвестиционных портфелях страховых компаний большого количества нерыночных активов, приносящих незначительный доход (рис. 1). Неудивительно, что вплоть до 2005 г. средняя рентабельность инвестиций страховых компаний отставала от темпов инфляции (рис. 2).
Вместе с тем совершенно очевидно, что в ближайшее время будет наблюдаться тренд по замещению в инвестиционных портфелях страховщиков неликвидных и низкодоходных инструментов рыночными активами. Обусловлено это двумя главными причинами.
Во-первых, доходность страховой деятельности будет неизбежно снижаться с развитием конкуренции и насыщением рынка страховых услуг.
Во-вторых, движение в направлении рынка будет происходить не только по экономическим соображением, но и вследствие законодательных изменений. [2].
Принципиальные отличия новых Правил размещения страховых резервов (далее - Правила), в соответствии с которыми страховщики должны были привести свои портфели к 30 июня 2006 г., касаются главным образом требований к наличию рейтингов у эмитентов.
Теперь акции и облигации могут быть приняты в покрытие, если они удовлетворяют одному из следующих требований:
а) включены в котировальный список "А" 1-го уровня хотя бы одним организатором торговли на рынке ценных бумаг;
б) выпущены эмитентами, имеющими рейтинг международных рейтинговых агентств Standard & Poor"s, Moody's Investor Service и Fitch Inc. не менее двух уровней от суверенного рейтинга Российской Федерации.
Возможны следующие последствия законодательных изменений:
* произойдет перераспределение инвестиционных портфелей в пользу инструментов с более высоким уровнем надежности;
* будут активно использоваться услуги профессиональных участников фондового рынка по доверительному управлению;
* невозможность учитывать при размещении страховых резервов вложения в векселя малоизвестных эмитентов и доли в уставном капитале ООО затруднит жизнь многим компаниям, ориентированным на "серый" бизнес, что приведет к значительному сокращению количества последних.
Необходимо добавить, что закон не лишен ряда недостатков, в частности можно отметить следующие [2]:
* "дискриминация" банковских векселей по отношению к депозитам и депозитным сертификатам тех же банков;
* излишне жесткие требования к рейтингам эмитентов.
В Правилах присутствует также ряд формулировок, позволяющих неоднозначно трактовать то или иное положение[2]. Например:
* термин "рейтинг аналогичного уровня российских рейтинговых агентств" требует утверждения списка таких агентств и таблицы соответствия их рейтингов;
* не ясно, накладываются ли структурные ограничения на сумму активов в доверительном и собственном управлении либо только на активы в собственном управлении.
Тем не менее необходимо отметить, что новые Правила размещения страховых резервов - это шаг вперед в развитии страхования в России, который позволит оздоровить рынок на благо как страхователей, так и самих страховщиков, сделать его более понятным и прозрачным.
Новые Правила придали новый импульс развитию более тесного взаимодействия между страховщиками и управляющими компаниями, разрешив передавать до 20% страховых резервов в доверительное управление. Деятельность на фондовом рынке не является для страховой компании основной, поэтому привлечение профессиональных участников рынка давно назрело. Более того, многие страховщики так или иначе уже сотрудничали с управляющими компаниями: это могли быть, во-первых, передача в ДУ не страховых резервов, а собственных средств компании, во-вторых, юридически оформленный брокерский договор, а по сути, доверительное управление и т. д. Поэтому данное изменение в Правилах для части страховых компаний "узаконило" их отношения с управляющими компаниями, для другой части - открыло новые возможности на рынке.
2.3 Виды и структура активов.
Каждая страховая организация придерживается собственной инвестиционной политики, соблюдая вышеуказанные принципы. Кроме того, при использовании в инвестиционных целях временно свободных, но связанных с обязательствами по договорам страхования средств страховых резервов страховая организация руководствуется Правилами размещения страховщиками страховых резервов, утвержденными при¬казом Минфина России от 22 февраля 1999 г. с изменениями от 16 мар¬та 2000 г. Согласно Правилам, под размещением страховых резервов по¬нимаются активы, принимаемые в покрытие (обеспечение) страховых резервов. В покрытие страховых резервов принимаются только так на¬зываемые «разрешенные активы», к которым относятся[12]:
3. Многовариантность форм социальной защиты
Другое направление рекомендаций - рыночный вектор в организации системы социальных гарантий. К этой мысли разные исследователи приходят по-разному, но почти с неизбежностью. Здесь, конечно, сказывается и знакомство с мировым опытом.
Так, Ч. Дагвадорж ратует за многоканальность источников социальной защиты, многовариантность ее форм и методов, исходя из заявленного им приоритета сочетания экономической свободы потребителя и экономической свободы предпринимателя, из самого факта существования и развития в государстве смешанной рыночной экономики.
В.М. Лебедев, говоря об эффективной демографической политике как об одной из важнейших государственных функций, приходит к мысли о том, что даже в пределах собственно государственной системы соцстраха необходимо предоставить женщине право выбора той или иной формы поддержки с учетом семейного положения в целом. И в то же время установить "порог" увеличения этой помощи с ростом числа детей.
К. Микульский пишет о необходимости увеличения числа субъектов социальной политики с тем, чтобы они могли учитывать проблемы острого дефицита ресурсов и региональные особенности. Должны быть созданы условия для таких инициатив.
По утверждению М.И. Расуловой, механизм социальной защиты населения должен обладать следующими особенностями: многоуровневая структура; преобладание социального страхования над прямым социальным обеспечением; использование "принципа соучастия", или "софинансирования".
Это следует, по мысли автора, из самой природы развития рыночных отношений. Как дополнительный финансовый источник децентрализованных социальных фондов М.И. Расулова предлагает развитие сети АО и предприятий, оперирующих ценными бумагами. Полученные средства она предлагает использовать не только непосредственно на социальные нужды, но и на страхование предпринимательского и инвестиционного риска владельцев этих ценных бумаг.
"Необходима широкая сеть банков, страховых компаний, фондов, которая сможет консолидировать усилия граждан, государства и частного бизнеса", - пишет И.С. Березин .
В частности, он исходит из того, что в современной России структура доходов населения попросту не соответствует обычной в рыночных государствах структуре, где достаточно велика доля дохода от собственности.
Однако, скажем, В. Сонина обращает внимание на то, что развитие предпринимательства в социальной сфере на сегодняшний день менее привлекательно, чем в иных сферах, поэтому ниже и конкуренция, а и, стало быть, потенциальное качество услуг.
Один из исследователей довольно энергично ставит предупредительные огни на этом пути, обращая внимание на то, мимо чего многие по благодушию проходят. Он называет такие принципы социальной политики, связанные с ее экономической природой: "оптимальность коэффициента социальных расходов. В идеале рост социальных расходов не только не должен превышать национальный продукт страны, но и иметь тенденцию к снижению.
Уменьшение социальных расходов освобождает средства для развития экономики"; "приоритетность экономического критерия в отношениях между субъектами и объектами экономической политики.
Любая социально-политическая акция между государством и гражданином, предприятием и работником, профсоюзом и предпринимателем и т.п. должна быть основана на достаточной экономической базе, предвидеть возможные финансовые последствия"; а также, о чем часто забывают, "динамичность социальных выплат" - "даже в стабильных в финансовом отношении странах индексация постоянных выплат является нормой" .
Характерно, что в части рекомендаций автор говорит о необходимости поощрения государством социального страхования посредством налоговых льгот, а также о необходимой "гибкости выбора социальной защиты", т.е. о перераспределении средств с постоянным учетом временной конъюнктуры.
Думается, что здесь проявляется естественный для экономиста акцент именно на системе социального страхования в переходный период как на наиболее гибкой и самоорганизующейся по своей природе. При ситуации вынужденного минимума она работает довольно эффективно в жестко избирательном режиме.
В периоды благоприятные, способствующие значительному расширению фондов, напротив, заметны призывы к рационализации трат, к оптимальному соотношению повседневных и капитальных вложений, целесообразность которых не всегда может быть достаточно просчитана.
Вероятно, наиболее предпочтительна и в социальном, и в узко экономическом плане для развития системы социального страхования ситуация постепенного наращивания приоритетов, количества учитываемых рисков, объема фондов.

4. Роль государства в развитии социальной сферы
«Совершенно очевидно, что будущая стратегия экономического развития может быть принята лишь при условии притягательности ее социальной составляющей», - пишет В.П. Колесов .
Эта, казалось бы, самоочевидная посылка требует некоторого разъяснения. «Социальная составляющая» может обладать притягательностью только с точки зрения существующего общества. Что мы можем наблюдать в этом плане в России?
Во-первых, отсутствие единого общественного, национального, в широком смысле слова, идеала.
Во-вторых, приобретенную с годами склонность к экономическому реализму и скептицизм в отношении к социальным прожектам.
В-третьих, желание обрести устойчивость.
В.П. Колесов справедливо предлагает два самых общих подхода к формированию экономики с «притягательным» социальным измерением. Первый, при котором социальное измерение является определяющим и в экономической политике, и в формировании социальных структур. Иначе говоря, это курс на формирование «дорогого человека».
Сколько стоит такой человек, можно представить на примере современной Америки, где стоимость всей техники и оборудования, приходящихся «на душу» каждого занятого в производстве, составляет 15016 тыс. долл. Сумма же средств, потраченных на воспитание и подготовку работника, неизмеримо выше: от 400 до 800 тыс. долл.
Сколь бы ни была притягательна, а в результате, наверное, и эффективна такая модель, и в социальном, и в экономическом плане, осуществление ее, в нашей стране, по мнению В.П. Колесова, представляется невозможным. В интересующем нас плане наиболее важной причиной, препятствующей ее осуществлению, является необходимость установления оптимального соотношения государственного и рыночного регуляторов. Трудно не согласиться, что этого оптимума мы не имеем и не скоро к нему приблизимся.
Второй подход в самых общих чертах: создание эффективного производственного, экономического механизма, который способен стать источником средств для финансирования социальных затрат. В данном случае в систему преимущественно рыночного хозяйства вплетается государственная корректирующая перераспределительная система, способная поддержать тех, кто временно или по возрасту не занят в производстве, т.е. система фондов соцстраха, занятости и пенсионного.
«Учитывая наши традиции государственного вмешательства в экономику и социального иждивенчества, то есть наличие двух из трех элементов рыночного хозяйства, нашей стране можно было бы ориентироваться на нечто подобное», - предполагает В.П. Колесов. Характерно, что он апеллирует как к внутренне обоснованным тенденциям к тем чертам, которые чаще оцениваются как вредные и уж во всяком случае неперспективные.
Однако тот же автор говорит о необходимости многообразия форм социальной защиты, где ранее фонды общественного потребления (ФОП) считались «бесплатными». Такое было возможно, когда практически все граждане работали на одного собственника - на государство.
Достоинства «бесплатных» ФОП представляются сомнительными и с точки зрения их эффективности и качества, и с позиций утверждения социальной справедливости, и даже, подчеркивает автор, для поддержания духовно-нравственного здоровья народа.
Речь идет о политике постепенного перехода от перераспределения доходов к развитию традиционных форм хозяйствования, которые становятся главным источником удовлетворения потребностей. Развитие сферы социальных услуг идет через вовлечение в них граждан и социальных групп.
Такую концепцию развития можно было бы определить как прогресс через регресс, и для нее как будто бы характерен жесткий реализм. Но, заметим, обязательный минимум базовых нужд не так уж мал.
3.1. Стандартные условия страхования грузов
Стандартные условия страхования грузов – условия страхования, выработанные в международной практике страхования грузов. В некоторых странах в стандартные условия могут вноситься существенные изменения и дополнения.
Оговорки Института лондонских страховщиков - базисные условия страхования грузов, подготовленные Институтом лондонских страховщиков в соответствии с нормами международного права.
Оговорки Института лондонских страховщиков связаны только с морской транспортировкой грузов. Убытки по общей аварии подлежат распределению между судном, грузом и фрахтом пропорционально их стоимости. При частной аварии убытки несет потерпевшая сторона.
Оговорка A Института лондонских страховщиков - оговорка, соответствующая условиям страхования "от всех рисков". Оговорка A устанавливает ответственность страховщика за убытки страхователя без каких-либо ограничений. Вместе с тем, ответственность страховщика лимитирована теми ограничениями, которые вообще не подпадают под страховые случаи.
Оговорка B Института лондонских страховщиков - оговорка, соответствующая условиям страхования "без ответственности за частную аварию" (free from particular average, FPA). Оговорка В устанавливает, что страховщик отвечает за повреждение и гибель всего или части груза, происшедшие не только вследствие крушения перевозочного средства и пожара. Обычно оговорка B предусматривает франшизу.
Оговорка C Института лондонских страховщиков - оговорка, соответствующая условиям страхования "с ответственностью за частную аварию". Оговорка С устанавливает, что страховщик отвечает за повреждение груза вследствие крушения перевозочного средства и пожара, а также отвечает за полную гибель всего или части груза по различным причинам.
Табл. 1. Условия страхования грузов
А.
“С ответственностью за все риски” В.
“С ответственностью за частную аварию” С.
“Без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения”
Возмещаются:
- убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедшие по любой причине, кроме случаев, исключающих ответственность Страховщика (см. ниже);

- убытки, расходы и взносы по общей аварии;
- все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования. Возмещаются:
- убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие огня, молнии, бури, вихря или других стихийных бедствий, крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадки судна на мель, провала мостов,
взрыва, повреждения судна льдом, подмочки забортной водой, а также мер, принятых для спасания или тушения пожара;
- убытки вследствие пропажи судна или самолета без вести;
- убытки от повреждения или полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке, выгрузке груза и приеме судном топлива;

- убытки, расходы и взносы по общей аварии;
- все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования. Возмещаются:
- убытки только от полной гибели всего или части груза вследствие огня, молнии, бури, вихря или других стихийных бедствий, крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собой, удара их о неподвижные или плавучие предметы, посадки судна на мель, провала мостов,
взрыва, повреждения судна льдом, подмочки забортной водой, а также мер, принятых для спасания или тушения пожара;
- убытки вследствие пропажи судна или самолета без вести;
• - убытки только от полной гибели всего или части груза вследствие несчастных случаев при погрузке, укладке,
выгрузке груза и приеме судном топлива;
- убытки от повреждения груза вследствие крушения или столкновения судов, самолетов и других перевозочных средств между собой или со всяким неподвижным или плавучим предметом, включая лед, вследствие пожара или взрыва на судне, самолете или другом перевозочном средстве, посадки судна на мель;
- убытки, расходы и взносы по общей аварии;
- все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка и по установлению его размера, если убыток возмещается по условиям страхования.
3.2.Основные ограничения ко всем условиям
Не возмещаются убытки (если таковое не оговорено договором специально), происшедшие вследствие:
- всякого рода военных действий и/или мероприятий и их последствий; повреждения или уничтожения минами, торпедами, бомбами и другими орудиями войны; пиратских действий, а также гражданской войны, народных волнений и забастовок, террористических актов, конфискации, реквизиции, ареста, уничтожения грузов по требованию военных или гражданских властей;
- прямого или косвенного воздействия атомного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, связанных с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов (эти случаи всегда исключаются из условий страхования);
- умысла или грубой небрежности Страхователя или Выгодоприобретателя или их Представителей, а также вследствие нарушения кем-либо из них правил перевозки, пересылки и хранения грузов;
- влияния температуры, трюмного воздуха или особых свойств и естественных качеств груза, включая паковку, усушку;
- несоответствия упаковки или укупорки грузов и отправления грузов в поврежденном состоянии;
- огня или взрыва в связи с погрузкой с ведома Страхователя или Выгодоприобретателя или их Представителя, но без ведома Страховщика – веществ и предметов, опасных в отношении взрыва или самовозгорания;
- недостачи груза при целостности наружной упаковки;
- повреждения груза насекомыми, грызунами, червями;
- замедления в доставке грузов и падения цен.
Не подлежат также возмещению всякие другие косвенные убытки, кроме тех случаев, когда по условиям страхования таковые подлежат возмещению в порядке общей аварии.
Общая авария (general average) – убытки, понесенные вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов или пожертвований в целях спасения судна, фрахта или перевозимого на судне груза от общей для них опасности.
В отличие от аварии, общая авария – это лишь убытки, которые распределяются между сторонами, участвующими в общем морском предприятии. К общей аварии относятся, например, убытки, вызванные: выбрасыванием груза за борт при тушении пожара на борту судна, преднамеренной посадкой на мель, вынужденным заходом судна в порт-убежище. Общая стоимость имущества, участвующего в общей аварии, называется контрибуционной стоимостью. В случае, когда имели место убытки и расходы, которые могут быть признаны общей аварией, Перевозчику при получении груза Грузополучателем или Страхователем груза выдается подписка – аварийный бонд. В этой подписке Получатель обязуется объявить стоимость груза и уплатить причитающуюся долю по общей аварии согласно диспаше (специальный расчет по рас- пределению расходов между судном, грузом и фрахтом). Перевозчик вправе не выдавать груз до выдачи аварийного бонда и предоставления надлежащего обеспечения. Пример. Выбрасывание судна на мель с целью предотвращения его потопления. Даже если сам груз абсолютно не пострадал, поскольку расходы по общей аварии распределяются между судном, фрахтом и перевозимым на судне грузом, Страховщик будет обязан возместить часть общих расходов, пропорционально доле Грузовладельца.
Частная авария (particular average) – убытки, которые не подпадают под определение общей аварии, например, повреждение, порча или кража груза. Убытки по частной аварии падают на того, кто ее потерпел или ответственен за ее возникновение.
1 Опишите, что включается в понятие «управление страховым риском»
Под риском понимается возможная опасность потерь, вытекающая из специфики природно-климатических, экономических и социальных явлений. Как многоаспектное понятие риск можно рассматривать как историческую, правовую, экономическую или финансовую категорию. Наиболее емким является следующее понятие риска: риск – характеристика решения, принимаемого субъектом в ситуации, когда возможны альтернативы, которые содержат многие исходы, существует неопределенность в отношении конкретного исхода и, по крайней мере, один из исходов опасен.
Явления – природные или социально-технические процессы, совокупность целенаправленных действий внешних субъектов или действия самого субъекта. Опасности для субъекта – совокупность явлений, реализация которых способна нанести вред (ущерб) субъекту; проявляется в уничтожении субъекта или ограничении возможности эволюции субъекта, или в ущербе интересам субъекта. Вред – последствия всякого повреждения, порчи, убытка, вещественного или нравственного, всякое нарушение прав или собственности, законное и незаконное. Интерес – польза, выгода, прибыль. Таким образом, риск как отдельное событие обладает двумя наиболее важными с точки зрения риск менеджмента свойствами – неопределенностью (вероятностью) и ущербом, возникающим в результате реализации опасности.
В экономической теории под «риском» принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части доходов или получение дополнительных расходов в результате осуществления определенной производственной и финансовой деятельности. Фактор риска и необходимость покрытия возможного ущерба в результате его проявления вызывают потребность в страховании, в связи с чем риск является основой возникновения страховых интересов и отношений.
Риск в страховании рассматривается в нескольких аспектах:
как конкретное явление или совокупность явлений (событие или совокупность событий), при наступлении которых производятся выплаты из ранее образованного страхового фонда;
в связи с конкретным застрахованным объектом, так как любой риск имеет конкретный объект проявления;
как некоторая вероятность нанесения ущерба ( получения убытков) данному объекту, принятому на страхование.
Риск выступает объектом страхования, и его реализация посредством случайных событий или явлений означает возникновение страхового случая
Обновление технологий, максимальная их безопасность, математическое моделирование чрезвычайных ситуаций ограничивают случайность. На базе полной, системной и достоверной информации явления случайности в обобщенном виде могут быть представлены как закономерности.
Управление риском является необходимым, по сути, составляющим любой экономической системы (процесса), так как закономерна тенденция: размер риска прямо пропорционален получаемому доходу. Следовательно, от того, насколько эффективно организован процесс управления риском, зависит в целом и эффективность деятельности любого хозяйствующего субъекта, системы.
Управление риском ( риск-менеджмент) – многоступенчатый процесс, цель которого в уменьшении или компенсации ущербов для объекта при наступлении неблагоприятных событий.
Выделяют следующие основные этапы управления риском:
анализ объекта риска;
выявление риска;
оценка риска;
выбор методов воздействия на риск;
принятие решения;
непосредственное воздействие на риск;
контроль и корректировка результатов процесса управления.
Анализ риска – начальный этап, имеющий целью получение необходимой информации о структуре, свойствах объекта в настоящее время, изменении его состояния в будущем. Этап выявления риска предполагает характеристику имеющихся рисков объекта, т.е. их качественное описание и определение.
Оценка – это определение количественных характеристик выявленных рисков: вероятности и размера возможного ущерба. На этом этапе формируется набор сценариев развития неблагоприятных ситуаций; строятся функции распределения вероятности наступления ущерба. Выявление и оценка тесно связаны между собой, и не всегда представляется возможным разделить их на самостоятельные части. Более того, процесс управления риском может идти в противоположном направлении: от оценки к выявлению, например, в случае уже наступивших убытков для выяснения их причин. На этапе выбора метода воздействия на риски планируется минимизация возможного ущерба в будущем, для чего применяются различные способы и методы его уменьшения. Выбор методов воздействия на риск должен происходить в сравнении их эффективности, в том числе с учетом комплексных комбинаций различных методов.
Исключение риска предполагает отказ от любых действий и мероприятий, связанных с данным риском. Снижение риска подразумевает уменьшение либо размеров возможного ущерба, либо вероятности наступления неблагоприятных событий. В этом направлении осуществляются предупредительные мероприятия, под которыми понимаются различные способы усиления безопасности зданий и сооружений, установка систем контроля и оповещения, противопожарных устройств, проведение обучения персонала способам поведения в экстремальных ситуациях и т.д.
Для снижения рисков экономической среды применяются различные приемы:
диверсификация – процесс распределения средств (капитала) между различными объектами вложения, направлениями использования;
приобретение дополнительной информации;
лимитирование – установление лимита (предела) расходов, продаж, кредита и т.п.
Сохранение риска в существующем состоянии означает либо отказ от любых воздействий, направленных на компенсацию ущерба, либо создание специальных резервных фондов (фондов самострахования), из которых будет производиться возмещение убытков при наступлении неблагоприятных событий. Последний подход воздействия на риск получил название самострахование. К мерам, осуществляемым при сохранении риска, относятся также получение кредитов и займов для компенсации убытков и восстановления производства, получение государственных дотаций и др. Меры по передаче риска означают передачу ответственности за него третьим лицам при сохранении существующего уровня. К ним относятся страхование, которое подразумевает передачу риска страховой компании за определенную плату, а также различного рода финансовые гарантии, поручительства и т.д. Передача риска может быть также осуществлена путем внесения в текст документов (договоров, торговых контрактов и др.) специальных оговорок, уменьшающих собственную ответственность при наступлении непредвиденных событий или передающих риск контрагенту.
После выбора оптимальных способов воздействия на конкретные риски появляется возможность сформировать общую стратегию управления всем комплексом рисков предприятия. Это этап принятия решений, на котором определяются требуемые финансовые и трудовые ресурсы, происходят постановка и распределение задач среди менеджеров, осуществляется анализ рынка соответствующих услуг, проводятся консультации со специалистами. Заключительным этапом риск-менеджмента являются контроль и корректировка результатов реализации выбранной стратегии с учетом полученных результатов и появлением новой информации. Контроль состоит в получении информации от менеджеров о произошедших убытках, принятых мерах по их минимизации, их практической эффективности.
Введение
Страхование экспортно-импортных кредитов являет¬ся особой разновидностью страхования кредитов, пре¬доставляющей страховую защиту от рисков, которые несут участники внешнеэкономической деятельности. Оно возникло в 1950-х гг. Его появление было связано с тем, что с ростом внешнеторгового оборота многих стран и вовлечением в него новых рынков существенно увели¬чился риск, которому стали подвергаться предприятия при осуществлении экспортных операций, и прежде все¬го при предоставлении кредитов иностранным покупате¬лям. К тому же с повышением конкуренции на мировых рынках экспортеры вынуждены соглашаться на предос¬тавление все более продолжительных сроков оплаты по¬ставок. В результате у экспортеров возникает интерес к покрытию рисков с помощью страхования.
Страхование экспортных кредитов чаще всего обеспе¬чивает покрытие риска непоступления платежей по кре¬диту, предоставленному иностранному покупателю. При этом в зависимости от вида полученного кредита стра¬ховое обеспечение может быть предоставлено разными способами. В случае, если товар реализуется на условиях отсрочки платежа, т.е. финансирование поставок осуще¬ствляется посредством предоставления самим экспорте¬ром коммерческого кредита либо с помощью получения поставщиком банковского кредита на период от отгрузки товара до получения платежа по экспортному контракту, заключается договор страхования имущественных инте¬ресов экспортера либо страховое обеспечение по платежу предоставляется непосредственно банку-кредитору. При этом предоставление страховой защиты непосредственно банкам нередко используется в качестве основания для вы¬дачи банками кредитов экспортерам по льготным ставкам, поскольку полученное страховое обеспечение существен¬но снижает кредитные риски, давая банкам практически полную гарантию возврата выданных кредитов. В случае же, если импортер или банк страны-импортера берет кре¬дит у банка страны-экспортера для осуществления выплат экспортеру за осуществленные поставки, страховщик пре¬доставляет страховую защиту банку страны-экспортера.
Актуальность данной работы связана с необходимостью обобщения материала по характеристике основных видов страхования экспортных кредитов в отечественной практике и изучения зарубежной практики страхования экспортных кредитов с последующим применением данной практики в России а также актуальность обусловлена тем, что с развитием национальной экономики одним из важнейших факторов конкурентной борьбы становятся условия оплаты товара или услуг. Возможность предоставить своим покупателям отсрочку или рассрочку платежа дает значительные конкурентные преимущества компании по отношению к другим участникам рынка.
Цель данной работы заключается в изучении страхования экспортных кредитов в отечественной и зарубежной практики.
В соответствии с поставленной целью были определены задачи:
- изучить роль и значение экспортных кредитов;
- изучить отдельные виды страхования экспортных сделок;
- проанализировать страхование экспортных кредитов в зарубежных странах;
- исследовать сходства и различия отечественной и зарубежной практики страхования экспортных кредитов;
- изучить возможные предложения по совершенствованию системы страхования экспортных кредитов в отечественной практике.
Предметом исследования является страхование экспортных кредитов в России и за рубежом.
Объектом исследования является практика страхования экспортных кредитов в России и за рубежом.
Теоретической базой послужили законодательные акты и решения Правительства РФ. Источниками информации так же послужила справочная и нормативная литература.
Глава 1 Теория основ страхования экспортных кредитов
1.1 Роль и значение экспортных кредитов в экономике
Экспортные кредиты - специфическая форма кредитов, предоставляемых частными фирмами, банками или государственными финансовыми структурами иностранным предприятиям или странам для оплаты товаров, закупленных в стране или фирме-кредиторе.
Экспортные кредиты подразделяются на: коммерческие; банковские; государственные. Коммерческие экспортные кредиты предоставляются предприятием-экспортером предприятию-импортеру на уровне фирмы. Банковские экспортные кредиты предоставляются иностранным покупателям банками-экспортерами. Часто экспортером выступает специализированный банк. Государственные экспортные кредиты предоставляются под закупку определенных товаров (вооружения, продовольствия) какой-либо стране, при этом гарантируются государством от кредитных и валютных рисков.
Экспортные кредиты могут быть среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 8 лет и более).
В рамках Европейского сообщества и Организации европейского сотрудничества и развития (ОЭСР) условия предоставления экспортных кредитов регулируются. Периодически изменяются минимальные процентные ставки по экспортным кредитам в зависимости от изменения уровня жизни. Для развивающихся стран с низкими душевыми доходами устанавливаются более низкие процентные ставки.[7]
В России государственный экспортный кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика - импортера товаров и услуг, в объеме и на условиях, предусмотренных соответствующим соглашением между Правительством Российской Федерации и правительством иностранного государства или соответствующим договором между банком - агентом Правительства Российской Федерации и иностранным заемщиком -импортером товаров и услуг или его банком-кредитором, при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита, платежи в погашение и обслуживание которого осуществляются в пользу Российской Федерации. [9]
Экспортные кредиты содействуют товарному экспорту, служат орудием борьбы за внешние рынки сбыта и тем самым за поддержание или ускорение темпов развития национальной экономики. Экспортные кредиты выступают в двух основных формах: «кредит поставщика» (экспортная фирма - покупателю) и «кредит покупателю, или финансовый кредит» (кредитный институт страны-экспортёра - иностранному покупателю). Первая форма характерна для краткосрочных экспортных кредитов (с отсрочкой платежа на 2-6, реже 9-12 месяцев), предоставляемых по процентным текущим ставкам денежного рынка в основном в сфере торговли сырьевыми и потребительскими товарами. Краткосрочные экспортные кредиты составляют большую по объёму часть экспортных кредитов. В форме «кредита покупателю» выступают главным образом средне- (от 5 лет, во Франции - до 7 лет) и долгосрочные экспортные кредиты, с помощью которых финансируется торговля машинами и оборудованием. При краткосрочных экспортных кредитах государство выдаёт гарантии по кредитам, которые делают переводные векселя «первоклассными» бумагами, переучитываемыми банками по низким ставкам. При предоставлении средне- и долгосрочных экспортных кредитов государство может участвовать в кредитовании сделки, гарантировании или страховании кредита, а также покрывать разницу между рыночными процентными ставками и более низкими ставками по экспортным кредитам. В большинстве стран политические риски покрываются государством до 90-100%, экономические - до 85-90% размера сделки. В связи с обострением валютного кризиса в 1971-76 во Франции, ФРГ и Японии введено государственное страхование валютных рисков. В Великобритании с октября 1976 государство покрывает убытки экспортёров, страхуемые на срочном валютном рынке.Условия экспортного кредита, регламентируемые государством, превратились в объект «кредитной войны» между ведущими капиталистическими странами, в важный фактор конкурентоспособности национальных товаров на мировом рынке, наряду с ценами, сроками поставок, качеством товаров и др. [14]
Экспортные кредиты социалистических стран другим странам, в частности развивающимся государствам, направлены на оказание помощи в развитии национальной экономики, предоставляются преимущественно государственному сектору и не предусматривают каких-либо политических условий.
Решение ЗАДАЧИ № 1:
Заемщик по окончании срока страхования не возвратил банка ни долга, ни процентов за пользование кредитом. Сумма кредита равняется 7,5 млн. руб., проценты - 1,2 млн.руб. Ответственность страховщика составляет 90%.
Страховое возмещение представляет: ((7,5+1,2)*90) /100=7,83 млн. руб.
0,87 млн. руб. (8,7- 7,83) - убытки страхователя.
Срок выплаты. Страховщик обязан выплатить страхователю возмещения на протяжении того количества дней после наступления страхового случая, которая указана в Правилах. После получения банком страхового возмещения он передает право требования на возмещение убытков, вызванный должником в пределах выплаченного ему страхового возмещения, страховщику. Передача права требования сопровождается документами, необходимыми для реализации этого права. Если это право страховщик не может реализовать по вине страхователя (просрочено претенциозное заявление и т.д.), то страховщик освобождается от обязательства выплачивать возмещение. А если выплата уже осуществлена, банк обязан возвратить это возмещение страховщику.
Введение
Страхование - одна из древнейших категорий общественных отношений. Зародившись в период разложения первобытнообщинного строя, оно постепенно стало непременным спутником общественного производства. Первоначальный смысл рассматриваемого понятия связан со словом “страх”. Владельцы имущества, вступая между собой в производственные отношения, испытывали страх за его сохранность, за возможность уничтожения или утраты в связи со стихийными бедствиями, пожарами, грабежами и другими непредвиденными опасностями экономической жизни.
Рискованный характер общественного производства - главная причина беспокойства каждого собственника имущества и товаропроизводителя за свое материальное благополучие. На этой почве закономерно возникла идея возмещения материального ущерба путем солидарной его раскладки между заинтересованными владельцами имущества.
В условиях современного общества страхование превратилось во всеобщее универсальное средство страховой защиты всех форм собственности, доходов и других интересов предприятий, организаций, фермеров, арендаторов, граждан.
Термин “страхование”, выражающий перераспределительные отношения, по поводу возмещения ущерба, следует отличать от других смысловых значений этого слова. В частности, выражение “страхование” (страховка, подстраховка) иногда употребляется в значении поддержки в каком-либо деле, гарантии удачи в чем-либо, обеспечения безопасности людей при проведении опасных работ, при выступлениях гимнастов и акробатов, а также запаса прочности и надежности сооружений и механизмов и т.д. В данном случае этот термин употребляется в значении инструмента возмещения ущерба.
Страхование – важнейший элемент системы общественных, главным образом, экономических отношений, который присущ любой исторически сложившейся форме совместной деятельности людей. Как понятие, страхование соседствует с такими «вечными» категориями как товар, стоимость, труд, деньги, обмен и др
Естественно, что обладатель материальных ценностей или производитель, любой человек не хочет быть подвергнутым риску потерять имущество или здоровье и заинтересован в существовании источника средств, для компенсации потерь при наступлении страхового случая. Выражаясь языком науки, можно сказать, что каждый человек, владелец имущества, имеет страховой интерес, и хотел бы быть защищенным на случай наступления чрезвычайного события, т.е. быть застрахованным.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества