Социология - готовые работы

fig
fig
Введение
Термин “коммуникация” (от латинского communico - соединять, сообщать, сноситься), обозначающий процесс межличностного и межгруппового общения, появился в научной литературе в начале 20 века. Именно в это время, когда активно развивались новые средства общения между людьми - телеграф, радио и телефон, когда впервые в истории человечества появилась возможность быстро передавать любые сообщения на огромные расстояния и эффективно общаться отдельным личностям и малым группам с большими группами населения, отмечается всплеск интереса исследователей к коммуникативному аспекту общения, самому процессу коммуникации.
Развитие риторики и исследование возможностей речевого общения в античном мире привело к открытию трех основных методов коммуникации - эристики, диалектики и софистики и общему правилу “убеждающих”, “воздействующих” коммуникаций - от пафоса (намерение, замысел создателя речи) - через логос (словесные средства для реализации замысла) - к этосу (условия, которые получатель речи предлагает ее создателю - время, место, сроки и другие условия, которые позволяют считать речь уместной или неуместной).
Риторики Платона и Аристотеля, риторические системы Квинтиллиана и Цицерона положили начало исследованиям возможностей общения и восприятия, гносеологических аспектов коммуникации, исследованиям текста как коммуникативной единицы и языка как основного средства общения. Феномен коммуникации на протяжении многих веков был тем “ключом”, который помогал исследователям проникнуть в тайны человеческого сознания и общественного устройства. Коммуникацию также можно считать основной формой развития науки и искусства. На фоне этих великих заслуг и универсальных функций коммуникации, внимание к самому процессу коммуникации долгое время оставалось незначительным. Коммуникация, казалось бы, не нуждалась в исследовании, поскольку являлась простейшим и понятным каждому процессом - передачей информации от источника к получателю.
Развитие печати и появление массовых изданий добавило к этой линейной схеме понятие “канала”, а также акцентировало внимание многих исследователей на проблеме “кодирования” и “декодирования” в процессе коммуникации. Бурное развитие массовой печати с середины 19 века, появление подлинно массовых коммуникаций предвосхитило появление радио, телеграфа и телефона, которые поставили под сомнение значимость “ситуационных” аспектов коммуникации, а также породили новые формы коммуникационных процессов. Все это требовало новых подходов к теоретическому обоснованию процессов коммуникации, и, прежде всего - исследования самого процесса коммуникации.
Цель настоящей работы – исследование коммуникации в деловом общении.

1. Информационно-коммуникативная фаза делового общения: ее особенности и основное содержание. Вербальная коммуникация деловых партнеров. Основные правила речевого высказывания. Потеря информации и ее искажение, причины этого. Основные виды вопросов при вербальном общении партнеров. Невербальная коммуникация деловых партнеров. Системы невербальной коммуникации: кинесическая, просодическая, экстралингвистическая, такесическая, проксемическая.
История феномена коммуникации уходит в глубь веков и связана с появлением общих знаковых систем, посредством которых люди обменивались значениями. Сначала это были невербальные системы символов - мимика, жестикуляция, позы, звуки различного тембра и продолжительности (подобный обмен “значениями” можно наблюдать в животном мире). Гораздо позже появилась более сложная система символов - речевое общение. Появление письменности позволило фиксировать речь и, вместе с тем, развивать и совершенствовать систему символов. Однако, коммуникация, с древнейших времен, воспринималась не только как обмен информацией между людьми в их познавательно-трудовой деятельности. С появлением первичных общественных систем, а затем и с появлением государств, внимание исследователей начинает привлекать другая функция коммуникации - убеждение и управление “значениями”.
Коммуникация должна быть двусторонняя, так как ответная реакция является частью коммуникации. Коммуникация - это термин, относящийся к любому динамическому процессу. В данной работе мы придерживаемся понимания коммуникации как целенаправленного процесса передачи информации, при общении, в котором существуют два участника - говорящий (адресант) и слушающий (адресат) и основная функция которого - обмен информацией.
Термин «коммуникация» используется многими общественными, биологическими, техническими науками, и чаще всего имеется в виду элементарная схема коммуникации, приведенная на рис. 1.[2; 189]

Рис. 1. Элементарная схема коммуникации
Вербальная коммуникация, как отмечает Г.Г.Почепцов “носит главенствующий характер в любой области человеческой деятельности”[4; 82]. Вербальный (от латинского verbalis - словесный) характер коммуникации определяется использованием словесного языка, человеческой речи, что позволяет провести четкую границу между вербальными и невербальными компонентами коммуникации.
Невербальные коммуникации исторически сложились задолго до появления человеческой речи и языка, активно развивались и использовались людьми на протяжении веков и по-прежнему играют значительную роль в процессе коммуникации. По данным экспериментов, при выражении отношения невербальные средства коммуникации (мимика, жесты, внешний вид, окружение и др.) передают 55% всей информации, голос (тембр, характер звучания и интонация) - 38%, и только 7% информации передается словами, то есть вербально[3; 177]. Безусловно, это соотношении характерно для конкретного исследования, проведенного в конкретной ситуации с определенной задачей – зафиксировать воздействие при выражении отношения. Поэтому 7% воздействия вербальных коммуникаций не являются показателем абсолютным и универсальным. В других ситуациях, при выражении другой информации, процент может быть иным. Однако, в большинстве коммуникативных ситуаций, как представляется автору, вербальным путем будет передаваться меньший процент информации, чем невербальными компонентами коммуникации.
Несмотря на узкий спектр передачи информации, вербальные коммуникации рассматриваются как основные, поскольку именно в языке достигается наиболее полная, глубокая и точная передача значений и смыслов. Универсальность языковых систем, кроме того, позволяет передавать реально не существующие, абстрактные смыслы. Язык также рассматривается как система, структурирующая и во многом определяющая мышление человека, что придает вербальным коммуникациям центральную роль в процессе общения.
Тем не менее, независимо от того, является ли вербальный язык первичным по сравнению с другими, невербальными знаковыми системами, или нет, он несомненно является более точным средством передачи значений. Об этом свидетельствует и тот факт, что несмотря на многочисленные попытки расшифровать “язык жестов” или “язык цвета”, трактование значений, передаваемых жестами или эмоциональных ощущений, связанных с тем или иным цветом, так и не стало общепринятым.
Зависимость определенных жестов от определенных психологических состояний или намерений действительно прослеживается, как и определенная реакция человека на цвет или звуки. Однако невербальные компоненты коммуникации не представляют собой фиксированной системы передачи значений, в силу чего “декодирование” одного и того же невербального знака может быть разным в зависимости от ситуации, культурной и социальной среды, психологических и архетипических аспектов восприятия и других факторов. Как пишет Пятигорский, “хотя мы можем наделить объект качеством знаковости, знак будет представлен не в самом объекте, а в процедуре интерпретации, с одной стороны, и в культуре наблюдателя - с другой. То есть объективная сторона знака может обнаружить себя не иначе как через внешнего наблюдателя. Вот почему все попытки превратить знак в натуральный объект до сих пор оказывались бесплодными, и то же самое следует сказать обо всех существующих классификациях знаков”.
Введение
Современная эпоха внесла в мировую историю значительные изменения, которые глубже и серьёзнее по своим последствиям, чем многие масштабные перемены других исторических эпох. В исторической науке современные изменения сравнивают с переменами, которые произошли в жизнедеятельности людей в далёкой истории при открытии огня, изобретении орудий труда, появлении самых ранних государств. В ряду важнейших последствий, которые обусловлены современным развитием, выделяется возникновение и развитие нового, массового типа существования людей с такими характерными для него масштабными явлениями, как массовое сознание и массовое поведение, массовая культура и массовые коммуникации, массовое производство и массовое потребление.
Со времени Французской революции многовековой уклад человеческой жизнедеятельности и традиционные общественные связи радикально трансформируются и возникает новое общество, в котором новую социальную роль обретают широкие народные массы, те, кто испокон веков именовался плебсом, чернью, толпой. Стали неотъемлемой частью современного мира бесчисленные движущиеся толпы на улицах и площадях, сменяющая друг друга публика в зонах отдыха и зрелищно-увеселительных заведениях, массовые аудитории средств передачи информации и учебных заведений, потоки покупателей в торговых предприятиях, скопления людей в транспорте, колонны демонстрантов и пикеты протестующих, локальные и транснациональные массовые движения с экономическими, политическими, экологическими и иными лозунгами. Эти и многие другие феномены, основой которых является функционирование разнообразных массовых общностей, стали отличительной чертой современности.
Характерные для Европы XIX века и ХХ столетия непрекращающиеся массовые деструктивные выступления людей во второй половине минувшего века в индустриально развитых странах мира стали казаться преодоленными. Сформировалась точка зрения, согласно которой спонтанно возникающие и разрушительно проявляющие себя массовые общности отступают перед научно-техническим прогрессом, ростом образованности, правовой защищенности и материальной обеспеченности людей, а сами массовые общности надежно интегрированы в состав устойчивых социальных структур и контролируются мощными государственными учреждениями. Однако и в наши дни время от времени действия массовых общностей в различных странах потрясают общественные и правительственные устои. Определенные импульсы, придающие массовым явлениям новый прилив сил, отмечаются за пределами благополучного западного мира, в частности, в современной России, стремящейся к демократии и процветанию, хотя и в ней массовые феномены способны играть существенную и во многом непредсказуемую общественную роль.
Все эти обстоятельства определяют актуальность философского осмысления проблем жизнедеятельности массовых общностей и самого понятия толпы как особого социального образования. Потребность в углублении анализа этой проблематики делает необходимым её историко-философское исследование, что предполагает и изучение исходных основ современной теории массовых общностей.
Цель данной работы – охарактеризовать понятие «толпа» ее специфику и особенности, а так же проанализировать особенность поведения индивидуума, включенного в толпу.
Задачи данной работы:
• Дать определение термина «толпа», ее основные понятия;
• Описать классификацию данного понятия;
• Проанализировать работы известных ученых, которые рассматривали понятие «толпы» как особое социального образования.
Понятие и основные характеристики толпы, классификация
Толпа – это временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Социальная структура толпы очень проста и редко бывает сложнее, чем разделение на лидеров и всех остальных. Но толпа - это нечто большее, чем простая агрегация индивидов. Физически ограниченное пространство приводит к социальному взаимодействию даже в тех случаях когда люди в толпе стараются избегать межличностного контакта .
Простое осознание присутствия вокруг других людей ведет к неявному, но богатому впечатлениями взаимообмену, основанному на общении с избеганием контакта глаз, на лицевой мимике, жестах, позах и даже стилях одежды.
Толпы весьма сильно различаются по характеру и поведению. Толпа одного тина может быть быстро трансформирована в толпу другого типа, например в неистовствующее сборище . Однако чаще всего толпы имеют определенные общие характеристики:
1. Внушаемость. Люди, находящиеся в толпе, как правило, более внушаемы, чем находящиеся вне ее. Они с большей вероятностью принимают мнения, чувства и действия большинства.
2. Анонимность. Индивид чувствует себя незначительным и неузнанным в толпе. Толпа часто действует как целое, и ее индивидуальные члены не выделяются и не воспринимают себя как отдельных индивидов.
3. Спонтанность. Люди, составляющие толпу, имеют тенденцию к более спонтанной манере поведения, чем в обычных условиях. Как правило, они не задумываются над своими действиями и их поведение в толпе зависит исключительно от эмоций.
4. Неуязвимость. Поскольку люди, составляющие толпу, анонимны, они начинают чувствовать себя вне социального контроля, понимая, что до них трудно "добраться". Например, при осуществлении актов вандализма неистовствующими футбольными болельщиками (битье стекол, порча кресел в вагонах метро и другие подобные действия) каждый из участвующих в них снимает с себя за это ответственность, действуя со всеми вместе как одно целое.
Толпы можно разделить на несколько видов в зависимости от способа их формирования и поведения.
Случайная толпа обладает наиболее неопределенной структурой.
Примером такой толпы может быть обычное собрание людей на улице, где произошло неординарное событие (появление знаменитости, столкновение автомобилей и т.п.). В этом виде толпы людей объединяет либо незначительная цель, либо вовсе бесцельное времяпрепровождение. Индивиды слабо эмоционально включены в случайную толпу и могут свободно отделить себя от нее. Однако бывает, что при изменении условий она может структурироваться и проявлять большую сплоченность.
1. Определение категории «толерантность» и его парадоксы
1.1. История и этимология понятия
В начале обратимся к истории понятия «толерантность». Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность как принцип согласия проникает в либеральное сознание эпохи Просвещения .
Что касается этимологии понятия «толерантность», то оно происходит от латинского глагола tolerare (переносить, выдерживать, терпеть). При этом перевод и трактовка слова «толерантность» в разных культурах неоднозначны.
В русском языке «толерантность» означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам».
Характеристика определения толерантности видоизменяется в Преамбуле Устава ООН:
«… проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Здесь лексема получает не только действующую, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии как с собой, так и с миром людей (микро и макросредой) .
Впрочем, мальтийский исследователь Кеннет Уэйн в статье «Образование и толерантность» («Высшее образование в Европе». Т. XXI, № 2, 1997) приходит к выводу, что определение «толерантности» здесь неполно, т.к. «толерантность не просто признание и уважение убеждений и действий «других людей», которые отличаются от нас. В «других» признаются (должны признаваться) и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат».
Для полинационального государства это особенно актуально, т.к. объект нетерпимости - представители конкретных этносов и эти самые этносы в целом.
Современная философская трактовка понятия толерантности близка по многим ранее описанным определениям.
В «Философском энциклопедическом словаре» (М., 1997) оно определяется как «терпимость к иного рода взглядам». Таковая является «признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другой точкой зрения и не избегает духовной конкуренции». Это пояснение свидетельствует об активной позиции личности в таких процессах, как:
• познание и признание своего «Я» (позиций, взглядов, мировоззрения) и позиции другого (гностический уровень);
• определение тактики поведения и диалога с другими (конструктивный уровень);
• взаимодействие с другими при абсолютной автоматизации (быть с другими и сохранять свое «Я») (деятельный уровень).
Таким образом, понятие толерантности хотя и отождествляется большинством источников с понятием терпения, имеет более яркую активную направленность.
Толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между этносами, социальными группами, во имя взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
1.2. Толерантность и образование. Толерантность во взаимоотношениях
Выводы, сделанные в предыдущем разделе, позволяют обратиться к проблеме толерантности в образовании. Активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости – основные компоненты понятия «толерантности», которые даются на основе анализа различных подходов к данному термину.
Естественно, что эти компоненты не возникают на пустом месте, ниоткуда, и не являются – как и любое социальное качество – врожденными. Следовательно, и активная нравственная позиция вместе с психологической готовностью формируются, стимулируются (прежде всего – «изнутри») и корректируются. Целью социального педагога в формирования данных социально-психологических качеств является позитивное взаимодействие с ребятами различных культур, взглядов, позиций, верований.
В педагогической литературе понятие «взаимодействие» определяется как универсальная форма развития, обоюдно изменяющая взаимодействующие объекты, явления и приводящая каждое из них в новое состояние. В настоящее время существует множество типологий взаимодействия. Остановимся на типологии, которая позволяет отразить взаимосвязь понятий «взаимодействие» и «толерантность».
Данная типология (автор Л.В. Байбородова) представляет следующие типы взаимодействия: диалог; сотрудничество; опека; подавление; индифферентность; конфронтация; конфликт.
Позитивной толерантности соответствуют первые три типа взаимодействия.
В диалоге проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, т.к. именно диалоговое взаимодействие подразумевает равенство позиций в общении. В структуре диалогового взаимодействия преобладают эмоциональный и когнитивный компоненты, которые могут быть охарактеризованы через высокий уровень эмпатии, чувство партнера, умение принять его таким, каков он есть, отсутствие стереотипности в восприятии других, гибкости мышления; а также через умение «видеть» свою индивидуальность, умение адекватно «принимать» (оценивать) свою личность.
1. Социально-экономическое неравенство студентов
1.1 Социально-экономическое положение студенчества в Российской Федерации
Социальное развитие студенческой молодежи в России определяется существующей ныне противоречивостью ситуации. С одной стороны, оно осуществляется в обстановке значительного ослабления политического и идеологического влияния, расширения свободы деятельности и слова, роста потенциальных возможностей для социального становления, самостоятельности и инициативы личности.
Студент во все большей степени становится суверенным как личность, он способен сам выбирать тип поведения, стиль жизни, соотнося их со своими интересами, получаемой профессией, собственным жизненным опытом.
Студенчество в целом демонстрирует широту своих взглядов, умение учитывать изменяющиеся обстоятельства современной жизни. Наблюдается процесс определенной адаптации студенческой молодежи к формирующемуся типу экономики. В студенческой среде зарождается новый социокультурный тип молодых людей, способных активно участвовать в возрождении России.
С другой стороны, развитие студенчества проходит в крайне сложных условиях. Современная социокультурная среда формирует кризисное сознание у значительной части студентов.
Они остро реагируют на углубление социально-экономического кризиса в стране, обнищание значительной части населения, в том числе студенческой молодежи, на политическую нестабильность.
Значительная доля российских студентов выражает неудовлетворенность условиями проживания в общежитиях, медицинским обслуживанием, состоянием системы общественного питания, материально-технической базы вузов и ссузов.
Сегодня наиболее существенной проблемой, осложняющей настроения и психологическую атмосферу в студенческой среде, является проблема социального неравенства, острой дифференциации социально-экономических условий жизни и учебы.
Участники Форума, вместе с тем, отмечают, что последовательная заинтересованность государства в решении проблем, стоящих перед студенческой молодежью, определяет ситуацию, в которой студенты, помимо каждодневного приобретения профессиональных знаний, участия в решении собственных проблем социальной, правовой, экономической защищенности, затрагивающих их быт.
Стабильность учебного процесса, занимают активную гражданскую позицию в отношении важных процессов реформирования гражданского общества, протекающих в современной России.
В свою очередь, имеет место неравноценный характер структуры базового компонента профессионального образования в учебных планах, государственных образовательных стандартах и учебных программах, что обуславливает их слабую гуманитарную насыщенность, заниженную нравственно-психологическую и ценностно-формирующую направленность учебного процесса.
Наиболее острыми проблемами российских студентов остаются:
• неравенство доступа представителей различных социальных групп и регионов к качественному профессиональному образованию;
• недостаточная методологическая и организационная проработанность механизмов активизации социального потенциала студенчества;
• системная неоформленность мер, направленных на решение проблем студенческой занятости и трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования;
• необходимость становления единой информационной среды в целях наиболее полного информирования студентов в области защиты их прав и соблюдения социальных гарантий.
Делегаты и участники Форума убеждены, что уровень социальной активности студенческой молодежи находится в прямой зависимости от позиции государства.
Отношения органов федеральной и региональной власти, представителей работодателей к студенческому коллективу к людям, которые определяют содержание системы профессионального образования в России.
При всем многообразии государственных структур и общественных организаций, занимающихся проблемами детей и молодежи, в рамках и за рамками существующих федеральных целевых, региональных, межведомственных, других программ, до сих пор недостаточна практика выделения студенчества как отдельного социального слоя, требующий повышенного внимания со стороны органов власти.
Существует настоятельная необходимость исправить подобное положение вещей. К студенчеству неприменимы формы и методы работы, которые справедливы по отношению к детям или к тому слою молодежи, который не находится на этапе получения профессионального образования.
Качество получаемых профессиональных знаний и соответственно уровень подготовки квалифицированных специалистов находится в прямой зависимости от того, на каком уровне будут решаться проблемы, сопровождающие студенческую жизнь.
И потому задачей государства должно стать не только решение вопросов, связанных с доступностью и качеством образования, но и всего комплекса проблем, связанных с образовательным процессом.
Делегаты II Всероссийского студенческого форума призывают политиков, руководителей предприятий и организаций, выступающих в роли представителей работодателей, работников науки и образования, здравоохранения, культуры и искусства, представителей средств массовой информации с высоким чувством ответственности отнестись к своевременному решению проблем социально-экономического и правового обеспечения студентов.
Поддержки процессов развития студенческого движения в условиях модернизации системы высшего и среднего профессионального образования России.
1.2 Участие студенчества в формировании институтов гражданского общества
На наш взгляд, важнейшей проблемой, препятствующей эффективной реализации молодежной политики в России, является отсутствие системы законодательных актов, устанавливающих базовые нормы, определяющие сущность государственной молодежной политики, социально-правовой статус молодежи в целом, и студенческой молодежи, в частности, как особой социальной группы, компетенцию органов исполнительной власти в данной области, регулирование правоотношений в этой сфере деятельности органов государственной власти Российской Федерации.
Основными проблемами в этой сфере остаются:
• несовершенство существующей нормативно-правовой базы в сфере защиты прав и обеспечения социальных гарантий студентов;
• отсутствие комплексного подхода на федеральном и региональном уровне к решению студенческих проблем;
• отсутствие механизмов представительства интересов студентов в органах федеральной, региональной, муниципальной законодательной и исполнительной власти.
Глава 1. Разновидности социальных взаимодействий
Представляя социальную жизнь как социальный обмен, следует сделать ряд существенных уточнений.
Принципы, которые мы собираемся анализировать, регулиру¬ют обмен в процессе самовозобновляемых, регулярных социальных связей — взаимодействий. В ходе социального контакта эти прин¬ципы могут и не действовать: Актор может мало заботиться о том, будет ли его поведение вызывать желание у его партнера возобнов¬лять связь, не нанесет ли подобный обмен ущерб ему самому, мо¬жет проявлять или излишнее великодушие, или излишнюю ску¬пость и т.д. При наличии одноразовых, несистематических контак¬тов люди иногда ведут себя совершенно иначе, чем при наличии устойчивых взаимоотношений, имеющих к тому же определяющий характер.
Все отношения обмена предполагают получение вознаграждения в обмен на плату — издержки. Необходимость компенсировать по¬лучение благ, чтобы по-прежнему получать их, и является «пуско¬вым механизмом» социального взаимодействия (или, по выраже¬нию П. Блау, «социального притяжения»). Именно то, что взаимно вознаграждается, имеет тенденцию к регулярности, самовозобновляемости. На этой основе возникают взаимные ожидания того, что эффект нового акта взаимодействия будет таким же. Любой регу¬лярный социальный обмен тем самым стремится к гарантиям взаимности. Но в одном случае эти гарантии могут быть оговорены заранее, а в другом строятся на доверии.
Соответственно, социальное взаимодействие как обмен могут иметь несколько разновидностей.
Обмен на основе определенных договоренностей, которые могут быть оформлены в виде договора, контракта, устава, закона, скреплены печатью, а могут и не иметь формализированного характера (устная договоренность), предполагает, что обязательства сторон, объем услуг, сроки оказания ожидаемой услуги, форма возврата и т.д. строго оговорены.
При наиболее распространенном диффузном (нежестком) обмене точная плата за услугу, форма и сроки оплаты могут не оговариваться. Человек предоставляет услугу, приходит на выручку по собственной инициативе. Главным при этом является как ожидание взаимности (в перспективе), так и доверие Актора к получателю услуги, который сам принимает решение, как, когда и в какой форме расплатиться, вознаградить за услугу. Он имеет свободу выбора, но во многом иллюзорную — ведь если расплата оказывается явно ниже приемлемой или вообще не наступает, партнер лишается доверия и обмен с ним прекращается. Восстановить доверие намного труднее, чем возобновить оговоренные формы взаимодействия. Как отметил П. Блау, типы обмена, предполагающие добровольное и инициативное предоставление выгод и услуг другому, вовлекают «факторы, создающие диффузные» (жестко не обозначенные ни по срокам, ни по форме услуги) будущие обязательства, не специфицированные четко, при которых природа возврата не может оговариваться, и по большей части оставлена на усмотрение того, кто его осуществляет» .
Социальная жизнь представляет собой постоянное переплетение, взаимодополнение договорных и диффузных форм социального обмена.
Договорные формы наиболее отчетливо проявляются в экономической сфере; социальный обмен здесь приобретает форму сделки, в которой строго оговорены объем услуг, сроки их возмещения, стоимость и т.д. Ценник на сыре — это не что иное, как открыто заявленная цена услуги, при соблюдении которой владелец готов произвести с вами обмен; договорная форма пронизывает социальный обмен в организации между руководителем и подчиненными (контракт) и т.д. Широко развиты договорные формы взаимодействия в политической жизни (договоры между государствами, партиями, договор о коалиционном правительстве, договоры между политическими деятелями о координации деятельности и др.).
По существу и взаимодействия между государством и гражданами также носят договорный характер (в качестве договора может рассматриваться конституция).
Диффузность (нежесткость) в чистом виде проявляется в обменах, имеющих прежде всего, если так можно выразиться, морально-этическое содержание: дружба, соседство, взаимоотношения родителей и детей, партнерство. Многие не согласны с авторами, утверждающими, что социальный обмен — это только диффузный обмен. В этом случае из социального обмена выпадают экономический обмен, обмен в политической сфере жизни общества, взаимодействия в организации. Однако именно диффузный обмен является наиболее массовым. Как экономическая сделка, так и политический договор, контракт сотканы из общесоциальной ткани, в которой стороны добровольно предоставляют услугу на основе ожиданий взаимности и доверия к партнеру.
Покупаете в магазине сыр мы надеемся, что нас не обманут, т.е. качество сыра будет соответствовать указанной цене. А если нас обманут? Вряд ли мы станем обращаться в суд — скорее всего, мы перестанем доверять этому магазину, этому производителю. Мы слушаем предвыборные речи кандидата в депутаты или в президенты, который клянется, что выполнит свои обещания, а в противном случае «готов лечь на рельсы»... Доверяя ему, ожидая выполнения обещаний, мы добровольно голосуем за него. И лишь через определенное время, убедившись в тщетности своих ожиданий, мы откажем ему в доверии.
Сколь бы ни были жесткими договорные формы социального обмена, они базируются на таких нежестких материях, как ожидание, доверие и т.п. Можно сказать, что система социальных взаимодействий пронизана доверием, ожиданием взаимности. По каждому поводу не станешь обращаться в суд, надеяться на карательные органы.
Введение
В обществе существуют многочисленные факторы, объективно порождающие многообразные социальные противоречия. Последние могут вносить как позитивный, так и негативный вклад в развитие общества. При этом в ходе своего развития противоречия нередко обостряются и могут приобретать форму открытого столкновения сторон, с тенденцией к полному взаимоисключению, к подавлению или уничтожению противостоящей стороны. Указанная специфическая форма противоречия - конфликт, представляет собой значительную угрозу нормальному функционированию общественных отношений, как своим агрессивным характером, возникающей социальной напряжённостью, так и своими последствиями.
Сейчас стала весьма актуальна проблема социальной напряженности. Во всем мире идет постоянный поиск форм и путей снятия напряжения между группами и группировками, государствами и партиями, обществом и правительствами.
Целью данной работы является исследование причин и последствий социальных конфликтов и социальной напряженности.
Введение
Новый экономический курс, связанный с переходом к рынку, осуществляется в РФ в крайне сложных условиях. Сокращение объемов производства, нарушение производственно-хозяйственных связей привели к экономическому кризису. Общество разделилось на богатых и бедных. Преобладающей стала категория малообеспеченных граждан.
Практически единственно правильным выходом было создание и развитие системы учреждений социального обслуживания, которые смогли обеспечить социальную защиту малоимущему и престарелому населению.
Постоянное возрастание доли пожилых во всём населении становится влиятельной социально-демографической тенденцией практически всех развитых стран. Доля людей пожилого и старческого возраста в общей численности населения России за последние годы значительно выросла и сегодня составляет примерно 20% . Ученые, занимающиеся проблемами народонаселения, утверждают, что этот процесс в нашей стране будет продолжаться еще не одно десятилетие.
Такой процесс обусловлен двумя причинами. Во-первых, успехи здравоохранения, взятие под контроль ряда опасных заболеваний, повышение уровня и качества жизни ведут к увеличению средней ожидаемой продолжительности жизни людей.
С другой стороны, процесс устойчивого снижения рождаемости, ниже уровня простого замещения поколений, уменьшения числа детей, рожденных одной женщиной, за весь ее репродуктивный период, приводит к тому, что уровень естественной смертности в нашей стране превысил уровень рождаемости. На смену каждому поколению приходит следующее поколение меньшей численности; доля детей и подростков в обществе неуклонно снижается, что вызывает соответствующий рост доли лиц старшего возраста.
Человечество стареет, и это становится серьезной проблемой, решение которой должно вырабатываться на глобальном уровне .
Актуальность исследования форм и методов работы с пожилыми людьми социальной сфере обусловлена следующими обстоятельствами:
- во-первых, возрастанием в современных условиях роли учреждений социального обслуживания по организации социальной поддержки пожилых людей;
- во-вторых, социальный работник – это человек, который непосредственно контактирует с клиентом, он знает его проблемы и пытается ему помочь;
- в-третьих, необходимость выявления пожилых людей, опознавание их проблем и осуществление наиболее эффективных способов по их устранению.
Объектом данного исследования является технология социальной работы с пожилыми людьми.
Предметом является процесс предоставления различной помощи социальными службами, а в частности социальным работником.
Целью курсовой работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также изучение форм и методов технологии социальной работы с данной категорией граждан.
Для этого необходимо рассмотреть следующие вопросы:
1) определение основных социальных проблем пожилых людей;
2) исследование проблем взаимодействия социального работника и пожилого человека;
3) выявление основных форм обслуживания граждан;
4) изучение ведения беседы социального работника с клиентом;
5) анализ приоритетных направлений социальной работы с пожилыми людьми.

1. История развития социальной работы с пожилыми людьми
России всегда бы¬ла присуща социальная поддержка нуждающихся в ней гра¬ждан. Известны указы Ивана Грозного, Петра I о помощи «сирым и убогим», которые пользовались кровом и пищей в монастырях и богадельнях. В послереволюционный период в России был узаконен патронаж психически больных, на¬ходящихся в семьях. История оказания маломобильному населению соци¬альной помощи в России тесно связана с деятельностью Российского Общества Красного Креста. Впервые оно воз¬никло в 1867 году как филантропическое Общество попече¬ния о раненых, больных воинах и военнопленных. В 1879 году оно было переименовано в Российское Общество Крас¬ного Креста (РОКК) и в своей деятельности руководствова¬лось принципами и Уставом Международного Красного Креста. Согласно Уставу оно было призвано оказывать помощь раненым, больным и военнопленным вне зависимости от их гражданства или подданства, а также оказывать помощь ли¬цам, пострадавшим в результате стихийных бедствий, эпи¬демий, голода и других событий. Общество было самостоятельной, не зависимой от госу¬дарства организацией и существовало на пожертвования на¬селения, которые поступали не только в виде денежных средств, но и в виде натуральных видов (одежда, продоволь¬ствие, белье и другие предметы первой необходимости).
Чтобы понять содержание теорий общественного договора и их места в развитии взглядов на происхождение общества и государства, необходимо кратко перечислить некоторые из известных концепций, в которых рассматриваются данные вопросы. Среди множества теорий и концепций следует назвать в первую очередь следующие:
По мнению Платона, общество и государство существенно не различались между собой. Государство было формой совместного поселения людей, обеспечивавшей защиту совместных интересов, территории, поддержание порядка, развитие производства, удовлетворение повседневных нужд.
У Аристотеля впервые появляется четкое разделение понятий общества и государства. Он полагал, что государство воплощает в себе систему отношений особого типа отношений господства и подчинения, которые он назвал политическими. Изучив различные формы государственного устройства древнегреческих полисов, он предложил в качестве идеальной теории, назвать политию, т.е. государство, в котором органически переплетались черты монархии, аристократии и демократии.
У средневековой Европы прочно утвердилось мнение о том, что государство есть результат творения бога, своеобразный договор бога и человека. Такой взгляд на происхождение государства называют теологическим.
В 17 - 18 вв. появляются теории, позже объединенные понятием теорий общественного договора. Подробно о них пойдет речь дальше. Эти теории, имевшие различные модификации, оказались чрезвычайно популярными и сохраняют свое значение поныне. Это, прежде всего теории Локка, Гоббса и, безусловно, Канта
Организации существуют для достижения стоящих перед ними целей. Степень реализации этих целей показывает насколько эффективно действует организация, т.е. насколько эффективно используются организационные ре-сурсы.
Показатель прибыли позволяет оценить эффективность работы органи-зации в целом, складывающейся из эффективности использования всех орга-низационных ресурсов, в том числе каждого сотрудника. Естественно, что сотрудники неодинаково выполняют свои производственные обязанности - в любой организации или подразделении есть лидеры, аутсайдеры и середняки. Однако, чтобы провести эту дифференциацию, необходимо иметь единую систему оценки эффективности выполнения каждым сотрудником своих должностных функций.
Такая система повышает эффективность управления человеческими ре-сурсами организации через:
• положительное воздействие на мотивацию сотрудников. Обратная связь благотворно сказывается на мотивации работников, позволяет им скор-ректировать свое поведение на рабочем месте, и добиться повышения произ-водительности.
• планирование профессионального обучения. Оценка персонала дает возможность определить пробелы в компетенциях каждого сотрудника и предусмотреть меры по их устранению.
• планирование профессионального развития и карьеры. Оценка со-трудников выявляет их слабые и сильные профессиональные качества, что позволяет тщательно подготовить индивидуальные планы развития и эффек-тивно спланировать карьеру.
• принятие решений о вознаграждении, продвижении, увольнении. Ре-гулярная и систематическая оценка сотрудников предоставляет руководству организации информацию, необходимую для принятия обоснованных реше-ний о повышении заработной платы (вознаграждение лучших сотрудников оказывает мотивирующее воздействие на них и их коллег), повышении в должности или увольнении. При увольнении наличие задокументированных данных о систематическом неудовлетворительном выполнении увольняемым сотрудником своих должностных обязанностей значительно облегчает поло-жение организации в случае судебного разбирательства.
Работа посвящена рассмотрению функционально-коммуникативной организации политического дискурса одного автора. В качестве материала для исследования был выбран цикл статей о первой чеченской войне обозревателя “Общей газеты” Андрея Фадина, охватывающий промежуток времени от 12.94. до 09.97.
На следующий день после ввода федеральных войск в Чечню Андрей Фадин улетел в Грозный и находился там почти все время до окончания войны. За серию статей о чеченской трагедии Союз журналистов присудил ему премию «Золотое перо».
А в 1997-м году он стал лауреатом премии Академии свободной прессы в номинации «Профессионализм, честность и мужеложество». Премию за журналиста получали его родственники - Фадина наградили посмертно. Он погиб в автомобильной аварии 25 ноября 1997 года.
Трагическая смерть журналиста не оставила нам возможности знать его оценку современной ситуации в Чеченской республике. Однако, многие замечания и прогнозы обозревателя не утратили актуальность и в наши дни. В данном случае мы встречаемся с редким примером, когда материалы, написанные на злобу дня, продолжают оставаться современными и спустя несколько лет, происходит их пролонгация. Это стало возможно благодаря яркой личности автора, его серьезному подходу к исследуемой проблеме, глубокому анализу сложившейся ситуации.
И, как оказывается, статьи представляют интерес не только для рядовых читателей и политологов, но и для лингвистов, так как работы Фадина - это богатый исследовательский материал, в котором можно наблюдать сочетание общих, характерных для жанра, и индивидуальных языковых особенностей.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества