Социология - готовые работы

fig
fig
Основной задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного об-раза жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.
Первоначально такие Центры создавались при домах-интернатах для престарелых, поскольку эти учреждения имеют такую материально-техническую базу, которая могла обеспечить для отделения соответст-вующую площадь, ее оборудование, обеспечить посетителей горячим пи-танием.
Отделения были рассчитаны на 25-50 посетителей в день. Срок по-сещения в первое время функционирования отделений не ограничивался. Оплата за питание взималась с посетителей отделения дифференцирова-ние, в зависимости от размера получаемой пенсии. Предусматривалось, что с посетителями отделения будет работать на 0,5 ставки культработник дома-интерната. Согласно соответствующего "Положения", посетители отделения имели право пользоваться лечебно-диагностическими и проце-дурными кабинетами, трудовыми мастерскими, а также обеспечиваться медикаментами наравне с проживающими в доме-интернате.
Изучение ЦИЭТИНом отзывов посетителей отделения о факте соз-дания такой службы показало, что все посещающие отделение относятся к этому положительно. Вместе с тем, изучение отношения посещающих от-деление дневного пребывания к факту нахождения его при доме-интернате показало следующее: 47% относятся безразлично ~ это преимущественно те, у кого контакты с проживающими в доме-интернате минимальны или отсутствуют; 28,5% относятся положительно — это те лица, которые ак-тивно ищут контактов с персоналом дома-интерната, бесплатно получают лекарственные препараты и процедуры, а также те, которые охотно кон-тактируют с проживающими в этом учреждении, оказывают им какую-то помощь и понимают, что, будучи одинокими, и сами через какое-то время вынуждены будут перейти на постоянное проживание в дом-интернат, но относятся к такой перспективе спокойно, не рассматривая ее как жизнен-ную катастрофу. У 25,5% посетителей отношение крайне отрицательное. Это те люди, которые, осознавая для себя возможную перспективу в конце концов оказаться на постоянном проживании в доме-интернате, не могут смириться с мыслью о таком исходе; это также те граждане, кто столкнул-ся с негативным отношением к себе со стороны находящихся в стационаре.
Изучение мнения директоров домов-интернатов, на базе которых об-разованы центры социального обслуживания, о целесообразности такого симбиоза показало, что все опрошенные считают это не лучшим вариан-том, приводя следующие аргументы:
• за редким исключением дома-интернаты для престарелых и инвалидов расположены в значительном удалении от жилых массивов, имеют пло-хое транспортное сообщение, что создает серьезные препятствия пожи-лым людям для ежедневного посещения отделения дневного пребыва-ния;
рующим. Здесь зафиксирован всплеск религиозности молодежи.
Учениям обрядовую практику сектанства пронизывает мистика; именно мистическое, таинственное, чудесное привлекает к новой религиозности моло-дежь в первую очередь. Мистическое единение со сверхъестественными сила-ми, чудесное, без усилий, избавление от страданий, болезней, получение зем-ных благ и успехов, особые методы проникновения в тайны души и мироздания - все это та привлекательная мистическая оболочка, за которой скрыта духовная пустота.
В современных сектах тесно соединены бессознательный обман с созна-тельным шарлатанством ради наживы и удовлетворения тщеславия их лидеров.
Все секты роднит продуманная агрессивно-эффективная система воздей-ствия на человека с момента "приглашения", систематической обработки уже приобщенного к новой духовности до окончательного превращения в "просвет-ленных", "блеснутых", "белых братьев", "в единую муновскую семью" и т.п.
После соответствующей обработки адепты живут в мире иллюзий, мис-тики, двигаясь к вечности, пытаясь увидеть облик вечности и себя в ней, т.е. живут с деформированным сознанием. Неокультовая система приводит к закре-пощению сознания адепта, лишает его критичности мышления, вторгается в об-ласть подсознания, погружая в состояние антимира ("по ту сторону добра и зла").
В контексте указанных особенностей и общих характеристик сект по каждому из них можно представить многообразие конкретных форм проявле-ния этой религиозности. Но это многообразие лишь гуру. Эти типичные черты определяют и характер нетрадиционной веры. В отличие от многообразия форм проявления религиозности в христианских конфессиях для сект харак-терно единообразие. Если христианину свобода воли позволяет самому решать, как верить, что дает основания выделить определенные типы верующих (фанатики, убежденные, традиционалисты, колеблющиеся и т.п.), то адепты сект лишены такого права выбора. Поэтому секты формируют и поставляют один
Страна, в которой не заботятся о детях и молодежи, не имеет будущего. И если в ближайшее несколько лет не произойдет существенных изменений, мы обречены.
В кризисных условиях больше всего подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система ценностей подвижна, мировоззрение не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.
Чтобы оказать помощь молодежи нужны знания основных тенденций развития молодежной культуры, психологических особенностей и т.д.
Социология молодежи изучает молодежь как социальную общность, особенности ее социализации, воспитания, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений, особенности образа жизни, формирование жизненных планов, ценностных ориентаций, выполнение социальных ролей. Эти знания необходимы социальным работникам для того, чтобы эффективно построить работу.
Молодежь - это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.
Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.
Социальная диагностика – комплексный процесс исследования социального явления с целью обнаружения, распознавания и изучения причинно-следственных связей и отношений, характеризующих его состояние и тенденции дальнейшего развития. Основывается на исследовании посредством и системы методов, приемов и способов. Социальная диагностика предполагает анализ социальной проблемы путем расчленения ее на составляющие элементы, по которым осуществляется миниисследование. Полученный социальный диагноз служит основанием принятия решений и практических действий, направленных на предупреждение и торможение негативных тенденций исследования социального явления.
Общество – устойчивая группа людей, проживающих на определенной территории и совместно решающие проблемы своей жизни.
Подсистемы общества:
- экономическая
- социальная
- политическая
- идеологическая (социокультурная)
При изучении сфер общественной жизни, их взаимосвязи нельзя начинать с любой сферы и от нее двигаться к любой другой. Должна соблюдаться последовательность: от экономической к социальной, от социальной к политической, а затем к социокультурной сфере.
Социальная сфера – целостная непрерывно изменяющаяся подсистема общества, порожденная объективной потребностью в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса.
Введение
Актуальность темы. Семья в современном российском обществе является важнейшим социальным институтом, поэтому существующие проблемы обуславливают необходимость оказания ей помощи со стороны общества. Социальная защита возможна посредством организуемой социальной работы, так как семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы.
В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают как теоретические проблемы, связанные с многодетной семьей, так и практические вопросы социальной работы с этими семьями. Из статистики известно, что в многодетных семьях воспитывается около 20% всех детей в стране, поэтому очень важно осмыслить как нынешнее положение многодетной семьи, так и пути улучшения их положения. Материальная и моральная поддержка многодетной семьи, создание нормальных условий жизни в ней родителей и детей помогут решению демографической проблемы в нашей стране.
В настоящее время отмечается устойчивое снижение доли многодетных семей в населении России. Это совпадает и с тенденцией к малодетности, бездетности, при этом не существует определенной системы социальной поддержки многодетных семей. Имеется негативное и даже отрицательное отношение общества к многодетным семьям, особенно с увеличением порядкового номера рождений. Новая беременность свыше двух, трех детей в семье расценивается как проблема материальная, так и психологическая: отсутствие достаточного дохода, материальной поддержки со стороны государства, недостаточное обеспечение жильем и другие проблемы являются причиной малодетных семей.
(степень разработанности, цель, задачи, объект, предмет, методы, практическая значимость, новизна, гипотеза, база исследования, структура)
Введение
Актуальность темы. Нетрудоспособные граждане в каждой стране составляют предмет заботы государства, которое социальную политику ставит во главу угла своей деятельности. Основной заботой государства по отношению к пожилым людям и инвалидам является их материальная поддержка (пенсии, пособия, льготы и т.д.). Однако нетрудоспособные граждане нуждаются не только в материальной поддержке. Важную роль играет оказание им действенной физической, психологической, организационной и другой помощи.
С учетом современного понимания инвалидности предметом внимания государства при решении этой проблемы должны быть не нарушения в организме человека, а восстановление его социально-ролевой функции в условиях ограниченной свободы. Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро- и макросоциального окружения.
Инвалидность, связанная с нарушением опорно-двигательного аппарата составляет значительный удельный вес в структуре инвалидности в целом. При этом заболевании наблюдается, как поражение опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести, зачастую приводящее к тяжелой ивалидизации, так и изменения в работе внутренних органов, и, что особенно важно, интеллектуальные и характерологические нарушения
Введение
Уже из самого названия данной науки – «социология» (от латинского societas, т.е. общество, и греческого logos, т.е. учение) – со всей очевидно-стью следует, что речь идёт о науке, изучающей общество. Но столь же оче-видно и то, что общество является общим объектом изучения и многих дру-гих наук, не случайно получивших название «общественных»: история, фи-лософия, экономическая теория, политология, правоведение, культурология, педагогика, психология, этнография, демография и др. Поэтому простое ука-зание на то, что социология – это наука об обществе, ещё не даёт ответа на вопрос о специфическом объекте и предмете этой науки, об особом способе изучения общества .
Своеобразие социологии как самостоятельной науки среди других об-щественных наук находит своё выражение в том, что она изучает общество, его функционирование и развитие под специфическим углом зрения – сквозь призму социальных явлений, процессов, отношений, составляющих основное содержание социальной реальности – социума как объекта социологии.
Объектом большинства общественных наук является не всё общество, а та или иная его сторона, форма проявления и т.д. Изучаемая социологией со-циальная жизнь общества – это область социальных отношений как отноше-ний между более или менее широкими общностями людей (классами, соци-альными слоями и группами, национальностями и народностями, коллекти-вами и т.д.) и самими людьми, выступающими в качестве представителей этих общностей.
В зависимости от своеобразия субъектов социальные отношения под-разделяются на:
1) социально-групповые (классы, социальные группы и слои);
2) социально-демографические (мужчины, женщины, дети, молодёжь, пенсионеры, члены семьи);
3) социально-территориальные (городское и сельское население);
4) социально-этнические (нации, народности, национальные и этногра-фические группы);
5) социально-профессиональные (трудовые коллективы, профессио-нальные объединения);
6) межличностные (личности) и др.
Таким образом социология выступает прежде всего как наука о пове-дении людей в среде себе подобных.
Социальные отношения носят комплексный характер и не сводимы к отношениям только экономическим, политическим или духовным. Они про-являются во всех сферах общественной жизни и включают в себя и социаль-но-экономическое, и -политическое, и -духовное. Также социальное – это не просто одна из сфер общественной жизни, наряду с экономической, полити-ческой или духовной, а общественная жизнь в целом, взятая во взаимосвязи с действием и взаимодействием субъектов исторического развития. При этом понятие «социальное» шире понятия «социальные отношения», поскольку включает в себя кроме социальных отношений и социальную структуру, и социальные нормы, и социальные институты и пр.
Социология изучает не всё и вся в обществе, а только социальное. Вме-сте с тем и благодаря этому социология – наука о целостности общественно-го организма, общественной жизни, общественных отношений.
Объект и предмет науки взаимосвязаны, но не тождественны: объект – это то, на что направлен познавательный процесс (у социологии, психологии, антропологии и др. общий объект – человек); предмет – характерные именно для данной науки элементы и стороны в её объекте, их связи и отношения, и выведенный на их основе соответствующий специфический ряд законов и за-кономерностей. Таким образом, социология – наука об общих и специфиче-ских социальных свойствах и закономерностях организации, функциониро-вания и развития общества, путях, формах и методах их реализации в дейст-виях и взаимодействиях людей, их общностей и общества в целом.
Различные направления и школы в социологии по-разному определяли и определяют ее суть, выдвигая на первый план те или иные стороны этой науки.
Еще не достигнуто единство мнений по вопросу об определении пред-мета социологии, нельзя не отметить, что особенно за последние десятилетия наметилась общая тенденция к сближению позиций на основе их творческого взаимообогащения. Социологическое знание имеет свою достаточно слож-ную, многоуровневую структуру, обусловленную различием ракурсов и уровней изучения социальных явлений и процессов. Социология, например, исследует эти явления и на уровне общества в целом, и на уровне более или менее широких социальных общностей или отдельных сфер общественной жизни и их взаимодействий, и на уровне личности, межличностных взаимо-действий. Это дает объективное основание для подразделения социологии на след. составные части:
1.общая социология как макросоциальное исследование, направленное на выяснение общих закономерностей функционирования и развития социу-ма как целого;
2.социология среднего уровня как исследования меньшей степени общности, направленные на изучение закономерностей действия и взаимо-действия отдельных структурных частей социальной системы;
3.микросоциология, изучающая социальные явления и процессы сквозь призму действия и взаимодействия отдельных людей, их поведения.
В зависимости от уровня получаемого знания социологические иссле-дования делятся на:
– теоретические (решающее значение имеет глубокое обобщение нако-пленного фактического материала в области социальной жизни);
– эмпирические (в центре находится само накопление, сбор фактиче-ского материала в указанной области и его первичная обработка, включая и начальный уровень обобщения).
Эмпирическое и теоретическое – двуединые стороны целостного ис-следования социальных явлений, постоянно взаимодействующие, допол-няющие и взаимообогащающие друг друга.
В зависимости от целей и задач, ставящихся перед социологическими исследованиями различают
– фундаментальную (исследования, направленные на построение и со-вершенствование теории и методологии, на обогащение основ самой социо-логической науки)
– прикладную (исследования, направленные на изучение практических вопросов преобразования социальной жизни, на выработку практических ре-комендаций в этой области) социологию.
От социологических исследований следует отличать социальные ис-следования. Второе шире первого. Социологические исследования составля-ют ядро более широких социальных исследований как общечеловеческих ис-следований. Социальные являются исследования, проводимые и в других общественных науках – в экономической науке, политологии, правоведении и др. На уровне эмпирических, конкретно-социальных исследований в дру-гих общественных науках обнаруживается тесная связь и взаимодействие этих наук и социологии.
О. Конт как основатель социологии (1798-1857)
В истории социологии французский ученый Огюст Конт известен пре-жде всего как родоначальник позитивистской философии и позитивистской социологии, направленных на освобождение науки от умозрительной фило-софии (метафизики) и теологии. Основные его труды:
– «Курс позитивной философии» (6 томов),
– «Система позитивной политики, или социологический трактат об ос-новах религии человечества» (4 тома) .
Значение социологии Конта определяется прежде всего тем, что на ос-нове синтеза достижений обществознания того периода вопреки господство-вавшим в то время спекулятивно-умозрительным философским подходам и теологическим взглядам он впервые:
– обосновал необходимость научного подхода к изучению общества и возможность познания законов его развития,
– определил социологию (взаимодействие индивидов с себе подобны-ми) как особую науку, опирающуюся на наблюдения (социолог должен на-блюдать за состоянием общественных идей и мнений как социального явле-ния, оставаясь беспристрастным),
– поставил вопрос о проведении эмпирических исследований в данной науке,
– обосновал закономерный характер развития истории, общие контур социальной структуры и ряда важнейших институтов общества .
Глава 1. Причины и факторы бездомности
1.1. Причины возникновения бездомности и бродяжничества
Бродяжничество – это социальное явление, характеризующееся скитанием лиц без определенного места жительства в течение длительного времени по территории страны либо в пределах населенного пункта или города. Бездомность – это отсутствие постоянного жилища у индивидов или семей, что делает невозможным как ведение оседлого образа жизни, так и полноценное социальное функционирование. Как бродяжничество, так и бездомность — явления, присущие человечеству на всем протяжении его существования. Но особенно широко они распространяется в периоды социальных потрясений и стихийных бедствий, а именно: войн, голода, наводнений, землетрясений, кризисных процессов в тех или иных странах .
Ныне оно присуще как развитым, так и слаборазвитым странам. Не является исключением и Россия.
Помимо общих причин, отмеченных выше, наиболее характерными причинами, усугубляющими проблему бездомности и бродяжничества, для многих стран в настоящее время являются:
• недостаточное количество жилищ, нехватка дешевого жилья;
• безработица, обусловливающая отсутствие средств для оплаты жилья ;
• малодоходность многих семей и отдельных граждан;
• социальное здоровье общества (наличие душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков;
• нездоровые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заключения);
• слабые возможности реализации социальных программ, нацеленных на оказание материальной и другой помощи малообеспеченным семьям, группам риска и т.д.
В нынешних условиях в качестве важнейших факторов роста числа бездомных в России и в целом в СНГ можно назвать развал СССР, нестабильность во взаимоотношениях вновь образованных государств, межнациональные конфликты, разгул рыночной стихии, «дикого» капитализма.
Одной из причин бездомности в России являлось наличие про писки, правила регламентации которой были введены постановлением ЦИК и СНК СССР в декабре 1932 г. Дополнения, детализация, послабления в целом не меняли сути: без отметки в паспорте было трудно получить и работу, и особенно жилье. И теперь вопрос о прописке не решен до конца: не ясно, что лучше – отменить ее или оставить .
Стоит подчеркнуть также и то обстоятельство, что в последние годы заметно ослаблена деятельность правоохранительных органов.
Исключение из уголовного кодекса статей, осуждающих за спекуляцию и многие хозяйственные махинации, смягчение правил про писки резко сократили возможности милиции в борьбе с бродягами, попрошайками, проститутками, жуликами. Хотя, конечно же, эти проблемы только милицейскими методами решить невозможно.
Нельзя не сказать и о таких фактах, как развал Варшавского Договора, изменения, произошедшие на мировой арене, вследствие чего (а также непродуманных и поспешных решении российского правительства и под нажимом определенных сил) сотни тысяч военнослужащих России возвращены из других стран в места дислокации, где не решены проблемы обустройства.
Так как темой данной работы являются проблемы социальной работы с гражданами без определенного места жительства, для полного рассмотрения этого вопроса необходимо осветить причины возникновения этого контингента .
Социологическое исследование, проведенное в 2001 г., дает возможность конкретизировать причины бездомности (беженцы не опрашивались). Ниже они перечислены в порядке убывания степе ни распространенности.
1. Выписан в связи с конфликтами в семье (37,5% из 133 опрошенных бездомных).
2. Нигде не берут на постоянную работу.
3. Сам ушел из дома, скучно жить на одном месте (т.е. есть люди, склонные к бродяжничеству).
4. Без конкретных причин (решение принято скорее самостоятельно).
Из опрошенных 52,5% работали раньше на производстве, 39% находились в местах заключения, 47,3% ничего хорошего о своем детстве сказать не смогли.
Ни в одной стране нет точной статистики бездомных. Так, поданным Национальной коалиции за права бездомных, в США в первой половине 80-х годов число бездомных составляло около 3 млн. человек. По подсчетам же Министерства жилищного строительства и городского развития – 250-300 тыс. бездомных (разница в 10 раз!).
Сколько бездомных в России – тоже никто точно не знает.
Объясняется это не только отсутствием должным образом поставленного статистического учета, но и сложностью самого объекта подсчета (бездомных), нечетким определением понятий «бездомность», «бездомные».
Введение
Социальную работу можно определить как специфическую форму государственного и внегосударственного воздействия на человека с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня жизни населения1. Социальная работа как преемница первоначальных форм благотворительности и опеки —широкое понятие, но включающее также педагогические воздействия и деятельность по защите человека, по оказанию ему помощи. Таким образом, социальная работа направлена на практическое решение социальных проблем, на помощь социально незащищенным или малозащищенным группам населения. Дети – одна из самых незащищенных категорий населения. Трансформация российского общества сопровождается значительными дисфункциональными изменениями социальных институтов. Наиболее острой проблемой, которая в современных условиях приобретает все более жизненно важное значение, является институциализация детства. Нестабильность этого социального института, «размывание» его норм и ценностных оснований, сопровождаются усилением такого негативного процесса как социальное сиротство. Его сущность проявляется в том, что у подавляющего большинства детей-сирот, проживающих в государственных детских домах и специализированных учреждениях, имеются родители, но они, как правило, лишены судом или добровольно отказались от исполнения своих родительских прав. Также остро стоят проблемы безнадзорности детей, детей – инвалидов, социальной работы с дезадаптированными детьми и иными детьми группы социального риска. «Стратегии развития России тесно связаны с состоянием семьи. Изменения, происходящие в современном российском обществе и семье, требуют новых, адекватных подходов к исследованию и урегулированию семейных конфликтов как актуальной социальной проблемы» . Это актуализирует проблему социальной работы с детьми.
К историческому опыту решения проблемы социальной работы с детьми обращаются современные исследователи A.M. Нечаева, В.Г. Бобровников, Л.В. Бадя, Е.А. Горшкова, В.Н. Егошина, Н.В. Елфимова, В.В. Беляков, Н.Е. Смоленская. С конца 80-х - начала 90-х годов XX века проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, приобрели особую остроту в науке и социальной практике российского общества. В научный оборот введена категория «социального сиротства», разрабатываются теоретико-методологические основы исследования этого феномена российского детства, определяются новые подходы его изучения в изменяющихся условиях общества, выявляются различные факторы в связи с ростом социального неблагополучия российских семей.
Цель настоящей работы – исследование детей как объекта и субъекта социальной работы.
Задачи работы:
- анализ категорий детей, нуждающихся в социальной поддержке и целенаправленной работе с ними;
- исследование особенностей технологии социальной работы с детьми;
- изучение возможностей детей как субъектов социальной работы.

Глава 1. Дети категории риска и социальная работа с ними
1.1 Рекомендации социальным работникам по учету закономерностей возрастного развития детей
Еще в начале ХХ века педагогика и психология в лице протоиерея Василия Зеньковского обратила внимание на сбалансированный характер развития сил и способностей у ребенка: физических, интеллектуальных, эстетических, творческих, волевых и духовных. Разное их соотношение на различных этапах развития дает характерную картину поведения и психического строя личности ребенка. Было показано, что для успешного взаимодействия с детьми, необходимо, чтобы взрослые учитывали закономерности их возрастного развития. Выделяют четыре основных этапа взросления ребенка: первое или раннее детство (до 6-7 лет), второе детство (до 10-11 лет), отрочество (до 16 лет) и юность (примерно до 19-21 года) . Среди перечисленных этапов особая роль и значение принадлежит периоду первого детства, когда закладываются фундаментальные основы отношения ребенка к окружающему миру и формируются его первые поведенческие реакции и черты характера. Ребенок рождается и входит в мир, имея в своей душе определенный набор способностей и талантов, творческих ресурсов и возможностей. Как в неком «зерне» в душе младенца содержится информация о потенциале его дальнейшей самостоятельной жизни, который будет затем постепенно раскрываться в последующие периоды развития. От того, как пройдет период начального становления личности, в последующем будет зависеть диапазон возможных физических, психических и социальных реакций ребенка, его духовные силы и ценностно-смысловая направленность поведения.
Первое детство (до 6-7 лет).
Характерной особенностью данного периода жизни ребенка является преимущественное развитие чувственно-эмоциональной сферы личности. В этот период дитя способно непосредственно «вчувствоваться» в жизнь, воспринимая ее интуитивно, в виде образов и ощущений. Благодаря накоплению ярких эмоциональных впечатлений от соприкосновения с окружающей действительностью, происходит бурное развитие воображения и фантазии, на основе которых развивается способность ребенка к игре. Причем, в способности воображать и фантазировать выявляется не столько стремление оперировать образами, сколько активность человеческого духа, который стремится охватить окружающий мир и привести его к состоянию целостной картины бытия. В связи с этим, как отмечает прот. В. Зеньковский, детским играм присуща поразительная «наивная серьезность», которая соотносится с развитием чувства, выражающего устойчивое отношение человека к окружающему миру. В этом возрасте ребенку присущ наивный эгоцентризм: он принимает свое субъективное «Я» за точку отсчета и, исходя из этой позиции, строит свои умозаключения («моя мама», «мой дом», «моя игрушка» и т.д.). Постепенно в игре происходит необходимая координация субъективной позиции с позициями других людей, и возникают предпосылки для ролевой игры «по правилам». Дети играют всегда «в человека», и их игры служат средством вживания во всю полноту человеческих взаимоотношений, свойственных социальной жизни. Тем самым характер социального окружения через игры отображается в детской душе как в неком «правдивом зеркале» и формирует главные, базовые интуиции и социальные «установки» ребенка. В этот период детская душа особенно нежна и хрупка, и в ней выявляются сразу как бы два различных плана реакций. С одной стороны, внешняя форма проявления жизнедеятельности ребенка характеризуется простотой, доверчивостью и наивностью, способностью выстраивать сказочно прекрасный и добрый мир собственной фантазии. С другой стороны, внутренняя, глубинная форма реагирования на окружающий мир незаметно для себя самой накапливает опыт страданий, потрясений, обид и конфликтов, которые изнутри как горький яд подрывают творческие силы и способности растущей личности и формируют ее специфические болезненные «комплексы». Эти детские «комплексы», сформировавшиеся в ранний период жизни, потом надолго укореняются в сознании и подсознании человека и, как правило, определяют те психологические проблемы, которые затем ему придется преодолевать во взрослом состоянии.
Социальным работникам, опекающим детей раннего возраста, следует избавиться от заблуждения, что маленький ребенок ничего не понимает и не запоминает надолго. Напротив, дети-дошкольники нередко удивляют взрослых своими неожиданными вопросами и глубокими рассуждениями, которые показывают, что ребенок может быть очень наблюдателен и мудр. Чем более перестрадал ребенок в раннем детстве, тем быстрее он «взрослеет», и тем сильнее его душа наполняется болью и печалью, которые надо уметь разглядеть за внешней непоседливостью и простодушием. Маленький ребенок, переживший потерю родителей, или родителями брошенный и оставленный, остро ощущает дефицит отцовской и материнской любви. Ее отсутствие интуитивно воспринимается им как некая травма, на которую детская психика и организм реагируют как на стрессовый фактор. Не умея дать отчета в своих субъективных переживаниях, ребенок не жалуется взрослым на свою тяжелую жизнь. Он может быть внешне активен, даже возбужден и расторможен, или, напротив, вял, апатичен и замкнут, но это будут, скорее всего, защитные реакции на стресс. Очень часто дополнительными признаками пережитой травмы являются функциональные нарушения здоровья ребенка: бессонница, потеря аппетита, мышечные боли, ночной энурез, страхи, заикание, логопедические проблемы и т.п.
Для того, чтобы войти в контакт с ребенком не надо его ни о чем спрашивать напрямую, лучше всего предложить ему во что-нибудь поиграть. В этой игре наблюдательный взрослый человек всегда сможет увидеть признаки дисгармонии эмоционального состояния или подавленного душевного страдания ребенка. Планомерно развивая сюжет игры, взрослый человек может помочь ребенку справиться с травматическими чувствами и восстановить отношения с окружающим миром. Рядом с маленькими детьми социальный работник сам должен стать немножко ребенком, пробуя освоить все, что умеет и любит делать малыш: петь, читать стихи, танцевать под музыку, придумывать сказки и истории, рисовать и лепить из пластилина.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества