Социология - готовые работы

fig
fig
Введение
После разработки программы исследования — описания проблемной ситуации, операционализации понятий, формулировки цели, задач и гипотез, определения стратегии реализации исследовательского проекта, наступает не менее ответственный этап — выбор метода или методов, посредством которых будет производиться сбор социологической информации.
К числу основных методов исследования принято относить опрос и его варианты (анкетирование и интервьюирование), наблюдение, анализ документов и эксперимент.
Чаще всего социологи обращаются к разновидностям опросного метода, так как именно он лежит в основе любых количественных исследований, которые, как уже говорилось, численно преобладают. Однако, учитывая то, что подробному анализу разнообразных процедур и техник именно опросного метода посвящены последующие главы книги, остановимся вначале на других способах выявления социальных фактов.
Как показывает анализ отечественных и зарубежных публикаций, содержащих результаты эмпирических исследований, почти три четверти из них содержат данные, полученные методом опроса той или иной разновидности. Издаваемый в Германии справочник по социологическим исследованиям фиксирует не только растущую популярность метода опроса, но и дифференциацию его методической структуры: примерно в половине исследований 1995 г. использовались различные виду интервью (личное или телефонное), в 46% — разновидности письменного опроса и менее чем в 5% случаев социологи обращались к опросам экспертов или групповым дискуссиям .
Все вышеперечисленные методы сбора социологической информации рассмотрены в данной работе.
1.1 Анализ существующих данных. Контент-анализ
Большой объем информации, необходимой исследователю в его работе, содержится в документальных источниках. В социологии их изучение как вид деятельности или этап исследования называют анализом существующих данных, или вторичным анализом данных. В маркетинговых исследованиях часто употребляют термин «desk research» (исследование за столом).
Анализ содержания документальных источников в ряде случаев позволяет получить информацию, достаточную для решения возникшей проблемы или углубить анализ проблемы. Так, при формулировке проблемы и гипотез исследования социолог обращается к анализу таких документов, как научные публикации, отчеты по предшествующим исследованиям, различная статистическая и ведомственная документация. Именно анализ документов дает первоначальную информацию и позволяет точно и целенаправленно использовать другие исследовательские методы.
Наконец, на стадии анализа и интерпретации результатов часто возникает необходимость обращения к различным документам, чтобы сравнить полученные данные с уже имеющимися, уточнить границы интерпретации полученных результатов, проконтролировать их надежность.
«Документ» — средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека. Информация может фиксироваться с помощью букв, цифр, стенографических и иных знаков, рисунков, фотографий, звукозаписей и т. д. В зависимости от технических средств фиксации информации различают следующие виды документов:
а) письменные документы, т. е. документация на бумажных носителях или электронных носителях для чтения их с помощью компьютеров. Среди них традиционные архивные документы государственных и общественных организаций; литература (книги, брошюры); пресса (газеты, журналы); личные документы (письма, дневники);
б) иконографические: видео-, кино- и фотодокументы, картины, гравюры и т. п.;
в) фонетические: магнитные и подобные им записи, грампластинки.
Все более универсальным техническим способом хранения и распространения становится представление информации в цифровой форме на машиночитаемых носителях для компьютеров: например, исходные данные переписей населения хранятся в машиночитаемой форме на машинных носителях; исходные данные социологических исследований хранятся в банках данных на машинных носителях; некоторые газеты распространяют тексты электронным способом — на машиночитаемых носителях, видеоинформация также представляется в цифровом виде с широкими возможностями ее компьютерной обработки и передачи.
Наиболее универсальным глобальным средством распространения информации в последнее время стала «всемирная паутина» — Интернет .
1.2 Методы анализа документов
Особую проблему для исследователей с точки зрения их анализа представляют документы, которые продуцируются в первую очередь средствами массовой информации. Традиционный анализ, или, его еще можно назвать, качественный подход, представляет собой адаптацию содержания документа к исследовательской задаче, основанную на интуитивном понимании, обобщении содержания и логическом обосновании сделанных выводов. Типичным примером анализа текстовых источников может служить изучение научных публикаций и отчетов по проблеме, которое обычно проводится социологом на этапе разработки исследовательской проблемы.
Существуют некоторые приемы оценки качества документального источника. В источниковедении специально выделяются следующие этапы оценки качества документального источника (критика источника): выяснение условий, целей и причин создания документа, установление его авторства, т. е. факторов, которые могли повлиять на достоверность отражения в документе действительного положения дел (например, это ведомственный исследовательский центр или действительно независимый). Иначе говоря, выясняются факторы достоверности документального источника применительно к целям исследования. Установление полноты и достоверности источника относительно целей исследования — главные параметры его оценки до начала исследования.
Количественный анализ (контент-анализ). Наиболее существенным ограничением, связанным с использованием тради ционных методов анализа документов, например продуцируемых СМИ, является возможность субъективных влияний на результаты анализа, т. е. влияния установок исследователя, его интересов, сложившихся стереотипных представлений о предмете анализа. Эти влияния могут не осознаваться, а строгих критериев для обнаружения подобных влияний при интуитивном анализе не существует. Другим ограничением в традиционном анализе являются трудности, связанные с осмыслением большого количества публикаций за сколько-нибудь длительные периоды времени.
Данный недостаток преодолевается методиками формализованного анализа, которые основаны на статистическом учете различных объективных характеристик текста. Например, частота публикаций в газете материалов по определенной теме; число строк, отводимых редакцией отдельным темам, рубрикам, авторам; частота упоминаний проблем, терминов, имен, географических названий и т. п.
Контент-анализ — это метод изучения сообщений, создаваемых в различных сферах социальной коммуникации и зафиксированных в форме письменного текста (на бумаге) или, записи на каких-либо иных физических носителях. Анализ основан на единообразных стандартизированных правилах поиска, учета и подсчета количественных показателей изучаемых характеристик текста. Потенциальными объектами исследования могут быть любые документальные источники, содержащие текст, — книги, газеты, песни, речи, выступления, письма, дневники, ответы на открытые вопросы анкет. При этом, конечно, подразумевается, что изучаемая характеристика существует и распределена в некоторой массовой совокупности — слов, фраз, параграфов, книг, журналов, авторов и др.
Задачи, решаемые методом контент-анализа, укладываются в достаточно простую и очевидную схему: «Кто сказал, что, кому, как, с какой целью и с каким результатом?»
Суть метода сводится к тому, чтобы найти и использовать для подсчета такие признаки документа (например, упоминания названий партий), которые отражали бы определенные существенные стороны его содержания.
Обычно контент-анализ, как и методы массового опроса, использует выборочный метод изучения, и лишь единицы анализа и единицы отбора в них различны. В контент-анализе единицы отбора — слова, фразы, смысловые единицы, отдельные статьи; в выборочных опросах — люди.
Принципиальным моментом в разработке методики контент-анализа является разработка правил соотнесения единиц текста с перечнем категорий анализа. Эти правила оформляются в форме кодификатора. В кодификатор включают не только список наблюдаемых индикаторов, но и данные о самом документе, которые подвергаются кодированию (например, название газеты, место издания, дата издания, другие характеристики газеты — число страниц, формат и т. п.).
Контент-анализ целесообразно использовать при наличии больших текстовых массивов с четкой структурой, определяемой коммуникативными намерениями авторов текста. Этот метод широко используется при изучении сообщений, транслируемых на массовую аудиторию газетами, радио, телевидением .
2 Опрос
Опрос — основной прием получения информации как о субъективном мире людей, их предпочтениях, мотивах, ожиданиях, мнениях, так и социальной обусловленности этого мира.
Опрос позволяет без особых трудностей моделировать фактически все нужные исследователю социальные ситуации для того, чтобы выявить устойчивость или динамику предпочтений, мотивов и других субъективных состояний больших групп людей.
ВВЕДЕНИЕ
Граждане России любят и уважают свою страну и гордятся своей Конституцией, в которой определены нравственные ориентиры справедливости для нашего общества и государства. Вместе с тем многие граждане не доверяют государственному аппарату, обеспокоены его деятельностью и ее результатами. Более того, часть населения страны испытывает страх перед действиями отдельных исполнительных структур.
Эти люди уверены, что они абсолютно беззащитны перед государственной машиной и, если того потребуют "интересы государства", ими пожертвуют без малейших колебаний.
Такой крен общественного сознания не может не тревожить как самих граждан, так и политических руководителей и служащих государственного аппарата.
Демократической основой Российской Федерации должна являться постоянная прочная связь между государственным аппаратом и людьми, на благо которых он призван работать. Нарушение прочности этих отношений, утрата доверия и даже страх перед исполнительными органами государства ведут к размыванию демократических устоев, деструктивному отношению к государственному аппарату и в результате - к нарушению гражданского мира и согласия в стране. Это перспектива, которая никого и никогда не может устроить.
Если не предпринимать организационных и правовых мер, то исторические традиции сильной преданности всех граждан, независимо от национальности, российскому государству могут быть нарушены и в перспективе утрачены, что явится фатальным событием как для многонационального народа России, так и для государства.
ГЛАВА I. ГРАЖДАНИН И ГОСУДАРСТВО
1.1 Возникновение государства
В результате эволюционного развития человек для удовлетворения своих потребностей постепенно перешел от присвоения готовых животных и растительных форм к подлинно трудовой деятельности, направленной на преобразование природы и производство орудий труда, пищи и др. Именно переход к производящей экономике послужил толчком к трем крупным разделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, отделению ремесла и обособлению слоя людей, занятых в сфере обмена – торговли.
Такие крупные события в общественной жизни имели столь же крупные многочисленные последствия. В изменившихся условиях возросла роль мужского труда, который стал явно приоритетным по сравнению с женским домашним. В связи с этим матриархальный род уступил место патриархальному, где родство уже ведется по отцовской, а не по материнской линии. Но еще более важным было, пожалуй, то, что родовая община постепенно начинает дробиться на патриархальные семьи, интересы которых уже не полностью совпадают с интересами рода. С возникновением семьи началось разложение родовой общины. Наконец, наступил черед неизбежной при разделении труда специализации, повышения его производительности. Прибавочный продукт как следствие роста производительности труда обусловил появлению экономической возможности для товарообмена и присвоения результатов чужого труда, возникновения частной собственности, социального расслоения первобытного общества, образования классов, зарождения государства.
Более полутора миллионов лет назад, выделившись из мира животных, человек жил в условиях первобытного общества. Это был самый продолжительный по времени период существования человечества.
В тех суровых природных и климатических условиях индивид мог выжить только в коллективе. Индивидуально или даже небольшими группами, используя примитивное оружие, люди не могли убить на охоте крупное животное, загнать к обрыву стадо оленей или лошадей. Подобный способ жизни был под силу только общине.
Основной формой социальной организации был род, отличавшийся последовательным коллективизмом в производстве, управлении и уравнительном распределении добываемых благ. Разделение труда обусловлено половозрастным характером: создавались группы мужчин, женщин, стариков, детей, каждая из которых имела свое поле деятельности, выполняла предназначенные ей функции.
На ранних стадиях существования человечества семья была полигамна. Все мужчины и женщины (включая родителей и детей) принадлежали друг другу. По мере социализации общества круг брачующихся сужался. Обычаи постепенно запрещали браки между родителями и детьми, затем между братьями и сестрами, а позже и браки внутри рода.
Родословная велась по материнской линии, мать ребенка была известна, а достоверный отец – нет. Материнский род был не территориальной, а кровнородственной организацией. Женщина в условиях матриархата занимала главенствующее положение в семье и обществе, пользовалась всеобщим уважением. Она решала жизненно важные вопросы деятельности рода. Женщины были даже вождями.
Чем неблагоприятнее среда обитания, чем ненадежнее источники пищи, тем сплоченнее первобытная община, тем более необходимой становится взаимопомощь ее членов и коллективность в потреблении. Даже тогда, когда человек охотился или ловил рыбу в одиночку, его труд рассматривался как составная часть деятельности всего коллектива и добыча делилась поровну между всеми членами рода .
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования этой темы обусловлена тем, что люди постоянно связаны между собой бесчисленными нитями социальных взаимодействий и отно¬шений. Некоторые взаимодействия носят устойчивый, институализированный характер, другие возникают эпизодически, спонтанно. Если попытаться нанести на карту мира всю совокупность таких связей, то мы увидим сгущения, как правило, накладывающиеся на государственно-территориальные единицы. Эти сгущения озна¬чают высокую интенсивность социального взаимодействия, осла¬бевающего на границах. Полученная таким образом картина очаго¬вой концентрации социальных связей будет не чем иным, как гра¬фическим изображением различных обществ. Общество — это сгус¬ток связей и взаимодействий, сложившихся между людьми.
Цель исследования состоит в раскрытии темы курсовой работы, а именно в раскрытии социальной структуры общества.
Проблема общества в социологии является одной из самых труд¬ных. Как заметил М. Вебер, «несмотря на то, что термин «обще¬ство» постоянно фигурирует в рассуждениях социологов, он по большей мере остается неисследованным».
Причина этого, види¬мо, заключается в необычайной сложности социального образова¬ния, обозначаемого понятием «общество». В своей курсовой работе я попыта¬юсь определить качественную специфику общества, отличающую его от всех других социальных образований.
Задачами, с помощью которых будет происходить реализация цели исследования являются:
1. Определение понятий социальной структуры;
2. Рассмотрение структурной композиции общества;
3. Исследование теории социальной стратификации П.А Сорокина;
Объектом исследования: является общество.
ГЛАВА I. СТРУКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ОБЩЕСТВА
Изучение общества требует рассмотрения его элементов сквозь призму их значимости для целого. Иными словами, необходимо не просто констатировать множественность структурных элементов общества, а вычленить устойчивое, повторяющееся из эпизодичес¬кого, малозначимого, случайного, т.е. те элементы, которые струк¬турируют, воспроизводят общество как целостность. Выделяя ус¬тойчивое, повторяющееся в социальных взаимодействиях, указы¬вая способ организации устойчивых элементов, мы как бы строим каркас общества, моделируем его структурную композицию. В социуме неизбежно происходит стан-дартизация определенных видов взаимодействий, что выражается в появлении статусно-ролевых стандартов поведения. Роли существу¬ют не сами по себе, они всегда связаны с соответствующим стату¬том. Статус — это структурная единица в рамках социальной реаль¬ности, попадание в которую неизбежно ведет к изменению пове¬дения индивида в соответствии с принятыми в социуме нормами и правилами.
Статусно-ролевые позиции представляют собой базовые составляющие устойчивых социальных взаимодействий. В совокупности составляют первый уровень общества. Базовый, первичный уровень общества охватывает не все многообразие конкретных социальных действий и взаимодействий, составляющих сложную, по-своему уникальную в каждый временной интервал картину социальной жизни, а лишь те из них, которые носят устойчивый, нормативно фиксируемый и воспроизводимый характер .
Например, учитель как статусно-ролевая позиция, по поводу которой социуме существует конвенциональная договоренность (все знают, кто такой учитель и что он должен делать), является составляющей первого уровня общества, а конкретное исполнение роли учителя каким-либо педагогом, предполагающее неизбежную ин¬дивидуальную интерпретацию ролевого поведения (методика пре¬подавания учителя М отличается от методики преподавания учите¬ля N), относится уже к социальной жизни как к реальному воплоще¬нию статусно-ролевой позиции учителя. Иными словами, в поведе¬нии разных учителей будут воспроизводиться как своеобразный общий знаменатель неизменные, устойчивые элементы, которые и составляют ролевой стандарт учителя, принятый в данном обще¬стве.
Любое общество можно представить в виде множества статусно-ролевых позиций, причем, чем их больше, тем сложнее общество. Однако статусно-ролевые позиции не являются простым нагромож¬дением, лишенным внутренней гармонии. Они организованы, со¬единены между собой бесчисленными нитями. Организованность и упорядоченность обеспечиваются благодаря более сложным струк¬турным образованиям — социальным институтам, общностям, орга¬низациям, — которые связывают статусно-ролевые позиции между собой, обеспечивают их воспроизводство, создают гарантии их ус¬тойчивости и составляют второй, институциональный уровень обще¬ства.
ВВЕДЕНИЕ
Социология рассматривает общество как целостную систему, включающую в себя подсистемы более низкого порядка. Общество, как система сложная, многомерная, динамично изменяющаяся во времени и пространстве, имеет сложную многомерную структуру, включающую элементы разной степени сложности, которые объединены разного рода связями, взаимодействиями и коммуникациями, функционирующие в тесном единстве.
Основатели социологии – О.Конт, Э.Дюркгейм, Г.Спенсер, К.Маркс, М.Вебер, Г.Зиммель рассматривали общество как целостную функционально связанную систему, элементы которой теснейшим образом взаимосвязаны и часто взаимообусловлены.
Также общество может быть рассмотрено как совокупность разного рода групп людей, которые формируются на основе общих интересов, целей, взаимодействий, общения, взаимопомощи и др. Целостность этой системе придают взаимодействия и взаимоотношения, которые объединяют элементы системы в некое единство. Отсюда следует, что общество является целостной системой и предметом взаимодействия людей. Элементами общества как системы являются:
- социальные институты,
- социальные общности,
- социальные группы, классы, слои,
- организации,
- человеческие индивиды.
Соответственно в обществе выстраиваются различные отношения: экономические, юридические, правовые, управленческие, религиозные, личные, групповые, семейные и др.

1. Понятие социальной структуры общества
Социальная структура (лат. – строение) – это внутреннее устройство общества (общности, группы); упорядоченная совокупность социальных общностей, социальных институтов и отношений между ними. В узком смысле слова под социальной структурой понимается совокупность социальных статусов и ролей, функционально связанных между собой .
Социальная структура играет важнейшую роль в сохранении целостности и стабильности общества. При анализе социальной структуры общества обычно рассматриваются следующие социальные явления: социальный статус, социальная роль, социальная дифференциация, социальная стратификация, социальное неравенство, социальная мобильность, социальная маргинальность, социальные институты и социальные организации, социальные общности и т.д. В зависимости от того, на что из этих явлений обращается главное внимание, создается определенная теория и используется соответствующий подход к изучению общества. Например, если подходить к анализу структуры общества со стороны составляющих его общностей и социальных групп, то мы выходим на различные теории социальных групп (ин- и аутгруппы, группы членства и референтные группы и т.д.). Представители концепций социальной структуры общества стремятся объяснить поведение человека или группы людей с точки зрения их места и роли в социальной структуре. При этом представители структурного подхода делают ударение на стабильности в социальной структуре общества (выделяют страты, анализируют классовое неравенство и т.п.), а представители функционального подхода, наоборот, анализируют процессы взаимосвязи между отдельными группами (например, исследуют проблему маргинальности, горизонтальной и вертикальной мобильности и т.д.).
В социологии под социальной структурой чаще всего понимается совокупность социальных статусов и ролей, функционально связанных между собой. Тем самым, общество (социальная структура в широком смысле) и личность тесно связываются друг с другом.
Социальный статус – это интегральный показатель общественного положения личности или социальной группы . Социальный статус – это некоторые стабильные, устойчивые элементы социальной структуры, которые определяют положение человека в обществе, задают определенную совокупность прав и обязанностей. Каждый статус – это как бы пустая ячейка в структуре общества (взятые все вместе, они дают социальную структуру данного общества).
Социальные статусы, несмотря на их различия, имеют сходную структуру. К основным элементам любого социального статуса относятся:
- статусная роль – модель поведения, ориентированная на конкретный социальный статус;
- статусный диапазон – выбор модели поведения в рамках социальной роли, заданной социальным статусом (у индивида всегда есть варианты поведения в рамках предписанных правил поведения);
- статусные права – те права, которые индивид получает при приобретении данного социального статуса (с повышением в должности повышается зарплата, количество подчиненных и т.п.);
- статусные обязанности – с приобретением какого-либо статуса индивид не только наделяется новыми правами, но и приобретает новые обязанности;
- статусный образ – соединение прав и обязанностей (или сложившееся общественное мнение о поведении людей, обладающих данным статусом);
- статусные символы – внешние знаки отличия (например, униформа);
- статусная идентификация – субъективное (психологическое) сближение индивида со своим социальным статусом (некоторые люди «живут» исключительно работой и тем самым идентифицируют себя только с этим социальным статусом). Однако любой человек обладает многими социальными статусами, и излишнее сращивание с одним из них обедняет и искажает его личность и образ жизни.
1 Биография К. Сен-Симона
Сен-Симон (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (17.10.1760, Париж-19.05.1825, там же) - французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Ученик Д`Аламбера.
Это французский социальный теоретик эволюционизма и позитивизма, оказавший первостепенное влияние на развитие социологии как дисциплины.
Что касается карьеры Сен-Симона, то она была такой же иконоборческой, как и его социология. Так как Сен-Симон родился аристократом безупречного происхождения, он участвовал в Американской революции и был заключен в тюрьму в период Французской революции.
Впоследствии он сделал огромное состояние на земельных спекуляциях, учредил знаменитый на весь мир "салон", привлекавший интеллектуальную элиту Франции, «сливки общества»,в итоге потратил все сои деньги и сбережения свои деньги и с 1804 г. до конца жизни жил в бедности.
Именно этот период стал для него наиболее продуктивным в интеллектуальном смысле и даже мог быть отмечен в конце сотрудничеством с величайшим философом и ученым того времени Огюстом Контом.

2 Основа мировоззрений
Опираясь на идеи физики Ньютона и Декарта, на идеи механистического материализма, Сен-Симон стремился систематизировать принципы естественных наук, отыскать универсальные законы, управляющие всеми явлениями природы и общества, перенести приемы естественно-научного метода на область обществоведения и создать философскую систему, призванную служить орудием построения рационального общества.
Отходя от атеизма французских материалистов, Сен-Симон склонялся к деизму. В мировоззрении Сен-Симона имелись проблески диалектики.
В основе философских воззрений Сен-Симона лежит признание объективной закономерности явлений природы и общества, которые подчинены действию единого универсального закона – закона всеобщего тяготения.
Сен-Симон приравнивал органический мир к явлениям текучей материи и представлял человека как организованное жидкостное тело.
Всеобщий процесс развития природы и общества Сен-Симон истолковывал как постоянную борьбу между твердой и текучей материей, высказывая в рамках своей материалистической натурфилософии глубокую догадку о единстве противоположных начал в природе и обществе – покоя и изменчивости, устойчивости и подвижности.
В рассуждениях о научном методе познания Сен-Симон также подчеркивал всеобщую связь всех явлений, многообразную связь частного с целым, ввиду чего настаивал на необходимости выработать единую «общую операцию» познания, в которой эмпирически-апостериорный метод, провозглашенный естествознанием 17-18 веков, единственно-научным, должен будет сочетаться с методом априорного познания, методом постижения общих закономерностей и синтеза.
1 Общество как система
1.1 Понятие «общество». Основные подсистемы общества
Эмиль Дюркгейм был один из первых (после О. Конта) среди социологов, кто сделал попытку интерпретации общества как sui generis (т.е. как нечто в своем роде, своеобразное). Полемизируя со Г. Спенсером и Ф. Теннисом, он утверждал, что современное общество, будучи основано на экстенсивном разделении труда, не может быть понято как простое собрание воль изолированных индивидов, собрание договоров, основанных на личном интересе.
Общество есть особая самостоятельная реальность, стоящая над этим множеством воль и независимая от функционирования его членов. Эта позиция получила название "социологизм".
С каждым новым этапом в теоретическом осмыслении общества социологическая мысль обращалась к его пониманию как sui generis. Понимание общества как sui generis является исходным, несмотря на существенные концептуальные различия основных социологических парадигм теоретического мышления.
Общество составляет совокупность социальных связей и взаимодействий, сложившихся между людьми. Таким образом, общество можно определить как устойчивую систему и универсальный способ организации социальных связей, отношений и социальных взаимодействий как больших, так и малых групп и общностей людей, поддерживаемый силой обычая, традиции, закона, социальных институтов и т.д., обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей; общество является самодостаточной, саморегулирующейся и самовоспроизводящейся системой .
1 Социология как наука
1.1 Предмет социологии
Впервые в научный оборот понятие социологии было введено французским мыслителем Огюстом Контом в 1839г.
Социология - термин, образованный путем слияния двух корней из разных языков sosiestas (лат. - общество) - и logos (греч. - знание, учение).
Социология - наука (знание) об обществе.
Наука социология возникает как ответ на потребности общества в знаниях о социальных явлениях, процессах, законах развития, которые характеризуют европейское общество 19 века. Это период Великой французской революции, период коренного общественного преобразования в Европе, формирование новых социальных отношений, роста производственных сил, технических революций, формирования нового общества, нового мышления людей.
Социология, как любая другая наука, имеет свой объект и предмет исследования.
Объектом социологического знания является общество. И в этом отношении все социологи солидарны, что же касается предмета социологии - то здесь мнения ученых расходятся.
О.Конт считает, что социология - это позитивная наука об обществе, способствующая рациональной организации общественной жизни.
Другой основоположник социологии - австрийский ученый М.Вебер писал, что предмет социологии - социальные действия, которые она должна понимать и объяснять. До настоящего времени ведутся дискуссии учеными, представителями разных школ и направлений о предмете социологии, и одного единого мнения по этому вопросу до сих пор нет.
Общество - объект изучения многих наук, которые имеют каждая свой предмет исследования. Это философия, антропология, история, политология психология, демография и другие – все они, в широком смысле, являются науками об обществе.
ВВЕДЕНИЕ
Радикальные преобразования российского общества сопровождаются сложными процессами конструирования демократического политико-правового механизма управления социальными явлениями.
Социально-трудовая сфера наполняется различными формами непосредственного взаимодействия предприятий, общественных организаций и движений с государством и его структурами. В социально-экономическом пространстве с участием государства формируется неординарная система трипартизма и социального партнерства.
Категория «социальное партнерство», как и большинство других экономико-правовых категорий, многоаспектна, и поэтому ее содержание может быть определено с разных точек зрения. В узком смысле социальное партнерство обычно трактуется как особый тип трудовых отношений (и даже при таком толковании его обычно стремятся свести к совокупности действий, направленных на подписание и реализацию коллективных договоров). В широком же смысле термином социальное партнерство может быть обозначен особый тип взаимодействия социальных групп, вне зависимости от конкретного объекта, по поводу которого осуществляется это взаимодействие. Механизмы и методы социального партнерства могут применяться не только в трудовых отношениях, но и в иных областях, где интересы различных групп пересекаются в одной сфере.
Целью настоящей работы является анализ тенденций развития системы социального партнерства в нашей стране на современном этапе, роль и значение в этом процессе профсоюзов. Для этого рассматриваются понятие системы социального партнерства, ее структура и составляющие, а также роль профсоюзов.

1. Понятие системы социального партнерства и роль профсоюзов.
Исторически, именно профсоюзы стали первой, реально доступной широким массам трудящихся формой их организации, способствуя тем самым формированию у них гражданского самосознания и становлению их как равноправных субъектов гражданского общества. Обобщение и артикуляция потребностей и интересов различных социальных групп населения – важная функция политической системы любой демократической страны. И эту функцию призваны реализовать общественные объединения граждан. Степень, полнота реализации ими своих функций наряду с другими составляющими политической системы: политическими партиями законодательными, представительными, исполнительными органами, судебной системой, средствами массовой информации определяет уровень развития гражданского общества. Наёмные работники только через свою организацию – профсоюз получили большинство прав и на месте работы, и в самом обществе. Представляя и защищая интересы работников – членов организации, их социально – трудовые, гражданские права в отношениях с властью и работодателями, выступая против крайних форм эксплуатации, добиваясь создания и развития различных институтов социальной защиты, профсоюзы способствуют формированию гражданского общества, без которого в принципе невозможен переход к подлинно рыночной экономике, к созданию в России современной формы политической демократии.
Новейшая история российского капитализма лишний раз доказывает: противоречия между трудом и капиталом никуда не исчезают, поскольку не могут исчезнуть принципиальные различия в роли наёмного работника и предпринимателя в процессе производства, в их отношении к средствам производства и произведённому продукту .
Однако жизнь учит и другому. Нельзя сводить противоречие между трудом и капиталом только к классовой борьбе. Следует признать, что классовая борьба – лишь одна из крайних форм этого противоречия, но далеко не единственная. В наше время Октябрьскую революцию в России нередко пытаются представить как некоторую досадную случайность. Но это неверно. Она произошла в результате ужасных притеснений, которые терпели простые люди от государства, дворянства, помещиков, предпринимателей. И индустриально развитые страны Запада нашли адекватный ответ – была создана система социального партнёрства, можно сказать «золотая середина» между двумя крайностями: диктатура пролетариата с одной стороны, с другой – диктатура капитала .
Эта система отрабатывалась, шлифовалась десятилетиями и строится на тщательно выверяемом и оберегаемом балансе интересов трёх сторон: государства, предпринимателей и профсоюзов. Она настолько важна, что получила наднациональный характер – существует система международных правовых гарантий, соответствующих документов и следящих за их соблюдением органов и организаций, во главе которых – Международная организация труда. Мировым сообществом разработан целый комплекс принципов и стандартов социального партнёрства.
Введение
Актуальность изучения данной темы в наше время
В конце прошлого века российское общество столкнулось с различными противоречиями в сфере политики вероисповедания. В России изменилась роль религии и ее институтов, усилилось воздействие религиозных организаций на социальную жизнь населения. Начала возрождаться вера, появилось множество различных религиозных движений, межэтнические противоречия переплелись с межрелигиозными. Государство перестало вмешиваться в культовую практику. В связи с усилением влияния религиозных организаций на социальную жизнь общества возникла принципиально новая обстановка в духовной сфере. В этой связи актуальной становится проблема изучения отношения к религии в молодежной среде.
Степень разработанности темы
Тема нашего исследования имеет отношение к таким дисциплинам как: социология, политология, религиоведение, философия, правоведение, психология. В различных научных направлениях имеется множество исследований по данной тематике. В отечественной социологической, философской, религиоведческой, исторической и политологической литературе можно отметить труды Л.А. Андреева, В.И. Гараджи, В.И. Веремчука, В.С. Глаголева, Т.А. Кудриной, Л.Н. Митрохина, М.П. Мчедлова, Л.А. Нуруллаева, А.Д. Сухова, Н.А. Трофимчука, Д.М. Угриновича, И.Н. Яблокова, Н.Д. Барабанова, О.Ю. Редькиной, О.И. Сгибневой, Н.Н. Станкова, И.О. Тюменцева и многих других.
Следует отметить, что при наличии многообразия материала по теме исследования, с разной степенью полноты изучены отдельные стороны проблемы. И нам представляется возможным и дальнейшее изучение данных вопросов.
Цель исследования - определить отношение студентов к религии.
Задачи исследования:
- Рассказать о том, как проводилось исследование;
- Рассмотреть теоретический подход к изучению религии;
- Выяснить представления о сверхъестественном у студентов, их религиозную принадлежность;
- Рассмотреть такие понятия как «религия» и «религиозность», и проанализировать отношение студентов к обрядам, узнать уровень религиозной информированности;
- Проанализировать отношение к религии и Богу.
Гипотеза исследования
Большинство студентов верят в сверхъестественное, являются верующими людьми и активными участниками религиозных обрядов, считают нужным преподавание предметов религиозной тематики в учебных организациях.
Объект исследования – студенты московских вузов.
Предмет исследования – отношение к религии.
Введение
В обществе существуют многочисленные факторы, объективно порождающие многообразные социальные противоречия. Последние могут вносить как позитивный, так и негативный вклад в развитие общества. При этом в ходе своего развития противоречия нередко обостряются и могут приобретать форму открытого столкновения сторон, с тенденцией к полному взаимоисключению, к подавлению или уничтожению противостоящей стороны. Указанная специфическая форма противоречия - конфликт, представляет собой значительную угрозу нормальному функционированию общественных отношений, как своим агрессивным характером, возникающей социальной напряжённостью, так и своими последствиями.
Сейчас стала весьма актуальна проблема социальной напряженности и социальных конфликтов. Во всем мире идет постоянный поиск форм и путей снятия напряжения между группами и группировками, государствами и партиями, обществом и правительствами.
Целью данной работы является исследование причин и последствий социальных конфликтов.
1 Понятие «социальный конфликт» в научной литературе
Конфликт является наряду с конкуренцией, подчинением и т.п. одной из социальных форм.
Впервые термин «социальный конфликт» в научный оборот был введен в 1908г. немецким мыслителем, философом, социологом Георгом Зиммелем, он рассматривал социальные конфликты как проявление социального взаимодействия, и с этой точки зрения они являются неотъемлемой составляющей жизни общества.
К изучению конфликтов обращались и обращаются многие ученые, начиная с античности и до наших дней. Аристотель, Т.Гобс, А.Смит, К.Маркс, Л.Козер, Р.Дарендорф и многие другие изучали и анализировали причины и течение конфликтов в различных социальных системах, выявляли закономерности и особенности, искали пути разрешения.
Одним из основоположников теории конфликта считается основатель марксистской школы в социологии - К.Маркс, который рассматривал и описывал антагонистические (непримиримые) противоречия между классами, видя в них главную движущую силу общества на пути социальных изменений.
Рассматривая революцию как наивысшее проявление классового конфликта, К.Маркс называл их « локомотивом истории». Представители неомарксистской школы утверждают, что межклассовые конфликты не только дестабилизируют общество, но могут привести к полному разрушению социального порядка. Во второй половине 20-го века появились новые направления в теории конфликта, которые объясняли социальные конфликты, как неизбежные процессы, сопровождающие функционирование и особенно развитие любого общества.
В 1956г. Георг Зиммель в своём труде «Функции социального конфликта» обосновывает развивающую функцию конфликтов путем создания новых социальных норм в обществе, которые обеспечивают и являются показателем его развития.
Л.Козер полагал, что конфликты в группе повышают ее адаптивность и способствуют внутригрупповой интеграции. Р.Дарендорф отмечал, что в основе социальных конфликтов лежат неравные властные возможности, авторитет, престиж, господство и подчинение, т.е. конфликты возникают везде – в любой социальной системе, где есть стремление к доминированию .
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества