Социология - готовые работы

fig
fig
Введение
Что мешает сегодня женщине быть свободной, дышать полной грудью, твор-чески расти, развиваться, с упоением встречать каждый новый день, отличающийся от всех предыдущих? Что заставляет ее страдать, пережевывать жвачку навязчивых мыслей, нестись в колесе будней, без отдыха и передышки, говорить торопливо и невнятно, вечно на кого-то оглядываться?
Общественная мысль на Западе и в России вплоть до середины прошлого века отвечала на этот вопрос однозначно: мешает "ситуация" женщины, то есть отводи-мая ей социальная роль, которая долгое время была ограничена только лишь част-ной семейной жизнью.
Многочисленные женские движения во все времена видели своей целью изме-нение этой "ситуации", обеспечение женщине выхода из сферы семьи в обществен-ную жизнь через право на труд, избирательное право, доступ к образованию, воз-можность регулировать рождаемость, возможность занимать государственные по-сты, возможность быть экономически независимой и т.д.
Сегодня содержание женского вопроса - это вся совокупность частей, элемен-тов, отражающих все связи и отношения действительности при определенных усло-виях. Оно включает проблему равенства во всех сферах, четкую программу эманси-пации, многообразие методов борьбы женщин за свои права и интересы, характер и формы женского движения, объединение союзов, организаций, характер государст-венной политики против дискриминации женщин, подготовку лидеров женского движения, разработку теорий, проведение социологических исследований на раз-личных уровнях, формирование общественного мнения, отказ от стереотипа муж-ского мышления, доказательства порочности патриархальной политики и многое другое.
Задачи, которые поставлены в данной научно-исследовательской работе: изу-чить историю зарождения и современного состояния женского движения не только в западной Европе и США, но и в России; выявить и описать женское движение в го-роде Рязани.
Целью же является освещение современного женского движения в России и выявление его проблем во всем мире.[1, стр. 186-200]
Сегодня молодежь России, как и старшее поколение, испытывает неустроенность и дискомфорт, является средоточием конфликтов. Разрыв между прошлым и будущим, между розовыми ожиданиями и суровой реальностью, между былой державнической инфантильностью и сегодняшней необходимостью в личной инициативе, между законопослушанием и вседозволенностью, эти и другие болевые точки, свойственные переходному состоянию России, с особой силой сказываются на молодом поколении.
Конечно, с одной стороны, у молодого поколения наименьший груз пережитков и выше способность, адаптироваться к новым условиям, но с другой стороны молодое поколение «оказалось в ситуации, когда оно, логикой истории призвано продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления» .
На сегодняшний день можно утверждать, что в стране нет ни одного поколения в молодежном движении, которое было бы способно заполнить политический и культурный вакуум, образовавшийся в результате ухода со сцены предыдущего поколения.
Целью настоящей работы является определение основных характеристик такого социального слоя, как молодежь. Для достижения этой цели мною были использованы статьи, монографии, а также учебные пособия, описывающие различные социально-демографические группы. В частности, работы М.Н. Руткевич, Т.С. Зубковой и многих других авторов.
ІІІ.Функции и дисфункции социальных институтов
Функции и дисфункции бывают явными, то есть официально заявленными, всеми постигаемыми и бесспорными для всех, и латентными, то есть утаенными, не заявленными. Явные функции институтов являются необходимыми. Они складываются и декларируются в кодексах и зафиксированы в системе статусов и ролей. Латентные функции выражаются в непредусмотренных следствиях деятельности институтов или лиц, представляющих их. Так, демократический государственный, строй установившийся в России в начале 90-х годов, через парламент, правительство и президента был создан для того чтобы улучшить жизнь народа, основать в обществе цивилизованные взаимоотношения и навеять гражданам уважение к закону. Такими были явные, заявленные во всеуслышание цели и задания. На самом же деле в государстве возросла преступность, а уровень жизни населения опустился. Таковы плоды латентных функций институтов власти. Явные функции свидетельствуют о том, чего хотели достичь люди в рамках того или иного института, а латентные - о том, что из этого вышло.
Концепцию явных и латентных функций разработал в середине ХХ в. американский социолог Роберт Мертон. Первые - осознаваемые и произвольные функции социальных процессов, вторые - неосознаваемые и непреднамеренные. Явными именуют такие функции (или дисфункции), результаты, деятельности которых носят намеренный характер и осмысливаются людьми. Латентными именуют функции (дисфункции), последствия деятельности которые не осознаются участниками и носят непроизвольный характер. Так, явной функцией воспрещающего азартные игры закона может быть их прекращение, а латентной - основание подпольной империи игорного бизнеса. Христианские миссионеры, представители института религии, в Латинской Америке и в Африке явно старались обратить жителей в новую религиозную систему, а латентно содействовали разгрому местных племенных культур и, таким образом, дали мощный толчок процессам социальной трансформации.
К явным функциям школы как института среднего образования входят приобретение грамотности и аттестата зрелости, подготовка к вузу, обучение профессиональным ролям, усвоение базисных ценностей общества. Но у нее есть также скрытые функции: приобретение определенного социального статуса, который позволит взобраться на ступеньку выше, чем у неграмотного, завязывание прочных дружеских связей, поддержка выпускников во время их введения на рынок труда. Явными, т.е. довольно самоочевидными, функциями института высшего образования можно считать подготовку молодежи к изучению разнообразных специальных ролей и постижение господствующих в обществе ценностных стандартов, морали и идеологии, а неявными - утверждение социального неравенства, которое имеет место при получении высшего образования.
Латентные функции, таким образом, выступают в качестве побочного эффекта деятельности социального института. Они могут быть как положительными, так и отрицательными, то есть дисфункциями. В качестве позитивного образца использования латентных функций зарубежные социологи часто приводят деятельность бизнесмена Генри Форда - родоначальника знаменитой автомобильной компании.
Функции и дисфункции сравнительны, а не абсолютны. Каждая из них имеет два вида - явный и латентный. Функция может быть явной для одних членов общества и латентной для других. То же самое и с дисфункцией. Например, одним важно приобрести в университете основние знания, а другим найти полезные связи.
Введение
Проблема групп, в которые объединены люди в процессе своей жизнедеятельности, – один из важнейших вопросов социологии, социальной психологии, демографии и ряда других наук.
В современной науке нет однозначного толкования понятия «социальная группа». Одни ученые трактуют ее как часть более крупных социальных общностей, по мнению других, социальная группа есть совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности. С этой точки зрения понятие «социальная группа» выступает родовым по отношению к понятиям «класс», «социальный слой», «нация», а также по отношению к понятиям этнической, территориальной и религиозной общности.
Понятие социальной группы является общесоциологическим, обобщающим сущностные характеристики коллективных субъектов общественных отношений, образовавшихся в результате исторической дифференциации общества как единого организма на отдельные структурные составляющие.
В истории социологии самостоятельное понятие группы наряду с понятием личности (индивида) и общества встречается уже у Аристотеля. Английский философ Т. Гоббс в книге «Левиафан» дал первое чёткое определение группы как «известного числа людей, объединённых общим интересом или общим делом», и выделил группы упорядоченные и неупорядоченные, политические и частные, законные и противозаконные. Социологи конца XIX – начала XX вв. (Дюркгейм, Тард, Зиммель, Гумплович, Кули, Тённис и др.) предпринимают первые попытки создания социологической теории групп в виде двух концепций, в которых проблема группы решалась или путем соотнесения групповых процессов с индивидуальным поведением, или признанием существования некой «мистической групповой связи», имеющей независимую «реальность саму по себе».
Так, австрийский социолог Л. Гумплович объявил биологическую расу основной социальной группой, а американский социолог Ч. Кули считал важнейшими «первичные группы» (семья, соседские и дружеские компании). В современной западной социологии подходы Кули были предметно разработаны в теориях малых групп Э. Мейо, Я. Морено, Дж. Хоманса и др.
Поскольку реальность общественных отношений всегда представала как реальность отношений между социальными группами, для социологического анализа крайне важным и принципиальным остается вопрос о том, что понимать под «социальной группой», по какому критерию следует вычленять ее из многообразия различного рода объединений, которые возникают в человеческом обществе.
Выполняя различные социальные функции, человек становится членом многочисленных социальных групп, каждая из которых в определенной степени влияет на формирование сознания личности. Личность оказывается включенной в систему взглядов, представлений, норм, ценностей различных групп. Группа выступает «микросредой» формирования личности. Поэтому важное практическое применение систематизированные знания о механизмах образования, структуре, динамике развития и способах управления членами социальных групп находят в области организации и управления процессами коллективной общественно-политической и экономической деятельности.
Заключение
Как мы установили, общность людей с устойчивыми взаимодействиями и наличием взаимных ожиданий, координацией действий, кооперацией и солидарностью по поводу общих целей и культурных образцов, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других, можно назвать социальной группой. Каждый индивид в разные моменты своей жизни входит на правах участника сразу в несколько социальных групп.
В социологической литературе существует множество разнообразных классификаций, базирующихся на устойчивых признаках групповых образований. В зависимости от цели исследования аналитиками выбираются те или иные из них: на основе этнической и расовой принадлежности, на основе уровня культурного развития и т.д. К другим методам относятся разделение групп на основе принадлежности к ним индивидов (ингруппы и аутгруппы); выделение референтных групп и социальных стереотипов. Социальные группы также разделяют по характеру взаимоотношений между ее членами на малые и большие, первичные и вторичные...
Введение
Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. Возникновение данной проблематики в значительной мере обусловлено политическими движениями с требованиями предоставить женщинам равные права с мужчинами (в частности, в России начиная с XIX в.), покончить с субординацией, сексизмом и неравным доступом к власти (начиная с 60-х гг. на Западе), а также как осознание потребности в развитии знания о взаимоотношениях полов в обществе. Социологи исследуют данную проблему, рассматривая четыре компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли.
Введение
Проблемы молодежи чаще всего рассматриваются в рамках концепции социализации; смысл молодости как определенного жизненного периода заключается в переходе из одного социального статуса (детского) в другой (взрослый). Приобщение к культурным стандартам, вхождение в мир господствующей культуры, адаптация к ней – процесс сложный и противоречивый, насыщенный психологическими и иными трудностями. Естественно, что молодежь ищет формы самостоятельной активности, нерегламентируемой извне. Как правило, чаще всего такие самодеятельные формы находятся в сфере досуговых и художественно-эстетических предпочтений.
Введение
Высокая скорость политических, экономических и социальных изме-нений в 90-е годы оказали (и оказывают) влияние на положение и развитие российской молодежи. Сегодня, очевидно, что в молодежной среде преобладают процессы дифференциации. Причем дифференцирующие факторы проявляются более зримо, чем интегрирующие. Это связано, прежде всего, с тем, что в условиях радикального преобразования российского общества происходят глубокие изменения его социальной стратификации, одной из особенностей которой является социальная поляризация, основанная на имущественном расслоении.
В социальной структуре появились новые группы: предпринимателей, банкиров, мелких торговцев и «челноков», новых русских и но¬вых бедных. Возникли новые тенденции в среде рабочих и крестьян, связанные с отношениями к той или иной форме собственности. Между слоями рабочего класса, крестьянства углубляются различия в дохо¬дах, экономических и политических интересах.
Преемственность поколений– процесс взаимной передачи, усвоения, сохранения и использования материальных и духовных ценностей, социальной информации и опыта предшествующих и сосуществующих поколений. Преемственность в обществе являет собой закономерную связь между прошлым, настоящим и будущим, обеспечивая целостность его исторического развития. В отличие от наследования и заимствования, включающих в себя приобретение и сохранение как позитивных, так и тех компонентов, которые могут оказаться бесполезными и даже вредными для другого поколения, преемственность предполагает селективное и адаптивное освоение того, что необходимо для функционирования и прогрессивного развития поколения.
Особенности процесса преемственности поколений в современной России состоят в том, что, во-первых, этот процесс происходит в условиях не только смены поколений, но и смены политической, экономической и социальной структур. Во-вторых, приоритетное значение приобретает не межпоколенная преемственность, а внутрипоколенное заимствование, как правило, элементов субкультур западных развитых капиталистических стран. В-третьих, нигилистическое отношение к наследию поколений советского периода, приводит к крушению авторитета старшего поколения в глазах молодого. В-четвертых, девальвация духовных ценностей и норм предыдущих поколений затрудняет передачу их следующим поколениям. Поэтому оптимизация преемственности поколений - одна из важнейших задач государственной молодежной политики.
Введение
Акка́д — древнее государство на территории Междуречья (на территории нынешнего Ирака). Древневосточные семиты — аккадцы из Северной Аравии — еще в начале III тыс. до н. э. заняли территорию Шумера и слились с местными племенами, образовав особый этнос. Непосредственно правление царей из номового государства с центром в г. Аккаде началось с того, что его правитель Шаррумкен, более известный как Саргон, объявил себя царем Шумера. Саргон захватил Верхнюю Месопотамию, а также предпринял походы в Малую Азию, Кипр, Сирию, Элам и Южный Иран. Держава была централизованной деспотией, однако уже внук Саргона Нарам-Суэн (2236—2200 гг. до н. э.) столкнулся с массовыми восстаниями и нашествиями северных варваров.
После смерти царя Шаркалишарри в истории Аккада был период господства кутиев, которое также рухнуло из-за восстания, поднятого Утухенгалем в 2109 г. Вслед за ним трон унаследовал Ур-Намму, обозначив период правления династии Ур. При нем и его сыне Шульги земля в Месопотамии стала принадлежать государству, а большая часть населения стала рабами. Цари династии обожествляли себя и опирались на огромный бюрократический аппарат. При Шульги был сведен знаменитый «Царский список», обосновывающий тиранию власти, а также изданы судебники с целью централизации правовых отношений. В период своего расцвета держава Ура включала в себя Нижнюю Месопотамию, Сирию, часть Финикии, Элам и другие области .
Конец 3-й династии Ура положили сутии-амореи, занявшие обширные территории Аккадских владений к 2025 г. до н. э. и расселившиеся вплоть до Персидского залива.
Шуме́ры — народ, заселявший Южное Междуречье (междуречье Евфрата и Тигра на юге современного Ирака) на заре исторического периода. Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма, возможно — колеса, гончарного круга, обожжённого кирпича, системы орошения.
Язык шумеров имеет агглютинативную структуру, но так и не удалось достоверно отнести ни к одной из известных языковых семей, хотя ряд исследователей доказывают родство с Индоевропейской семьёй. Во многом это и послужило началом протосоциальной мысли этих народов.
Во второй половине 4-го тыс. до н. э. в Южной Месопотамии появились шумеры — народ, который в более поздних письменных документах называет себя «черноголовыми» (шумер. «санг-нгига», аккад. «цальмат-каккади»). Это был народ этнически, по языку и культуре чуждый семитским племенам, заселившим Северную Месопотамию приблизительно в тоже время или несколько позднее. Шумерский язык, с его причудливой грамматикой не родственен ни одному из сохранившихся до наших дней языков. Судить о расовой принадлежности шумеров тоже пока не представляется возможным. Попытки отыскать их первоначальную родину до сих пор оканчивались неудачей. По всей видимости, страна, откуда пришли шумеры, находилась где-то в Азии, скорее в горной местности, но расположенной таким образом, что её жители смогли овладеть искусством мореплавания . Свидетельством того, что шумеры пришли с гор является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах. Едва ли подобный обычай мог возникнуть у обитателей равнин. Его вместе с верованиями должны были принести со своей прародины жители гор, воздававшие почести богам на горных вершинах. И ещё одно доказательство протосоциальной мысли — в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково. Многое говорит и за то, что шумеры пришли в Месопотамию морским путём.
Во-первых, они, прежде всего, появились в устьях рек.
Во-вторых, в их древнейших верованиях главную роль играл бог Энки, чей «дом» — Абзу — находился на дне океана. И, наконец, едва поселившись в Двуречьи, шумеры сразу же занялись организацией ирригационного хозяйства, мореплаванием и судоходством по рекам и каналам. Первые шумеры, появившиеся в Месопотамии составляли небольшую группу людей. Думать о возможности массовой миграции морским путём в то время не приходится. В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества — остров Дильмун.
Обосновавшись в устьях рек, шумеры овладели городом Эреду. Это был их первый город. Позднее они стали считать его колыбелью своей государственности. По происшествии ряда лет, шумеры двинулись вглубь Месопотамской равнины, возводя или завоёвывая новые города. Для наиболее отдалённых времён шумерская традиция является настолько легендарной, что не имеет почти никакого исторического значения. Уже из данных Бероса было известно, что вавилонские жрецы делили историю своей страны на два периода: «до потопа» и «после потопа». Берос в своём историческом труде отмечает 10 царей правивших «до потопа» и приводит фантастические цифры их правления. Те же данные приводит и шумерский текст 21-го века до н. э., так называемый «Царский список» . Кроме Эреду, в качестве «до потопных» центров шумеров «Царский список» называет Бад-Тибиру, Ларак (впоследствии малозначимые поселения), а также Сиппар на севере и Шуруппак в центре. Этот пришлый народ подчинил себе страну, не вытеснив — этого шумеры просто не могли — местного населения, а напротив они восприняли многие достижения местной культуры. Тождество материальной культуры, религиозных верований, общественно-политической организации различных шумерских городов государств отнюдь не доказывает их политической общности. Напротив, скорее можно предположить, что с самого начала экспансии шумеров в глубь Месопотамии возникло соперничество между отдельными городами, как вновь основанными, так и завоёванными
Введение
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. Эта тема очень сложна и включает в себя целый ряд аспектов: это и возрастные психологические особенности, и социологические проблемы воспитания и образования, влияние семьи и коллектива и целый ряд других. Особенно остро проблема молодежи и ее роли в общественной жизни стоит в постперестроечной России.
Системный кризис, затронувший социальную структуру общества с началом перестройки и усугубившийся в связи с распадом СССР и переходом к рыночной экономике, закономерно привел к смене социальных ориентиров, переоценке традиционных ценностей.
Конкуренция на уровне массового сознания советских, национальных и так называемых «западных» ценностей не могла не привести население в состояние растерянности, непосредственным образом повлиявшее на ценностный мир молодежи, крайне противоречивый и хаотичный.
Социология молодежи как одна из отраслей социологического знания возродилась в годы хрущевской оттепели. На первых порах своего становления она опиралась на целый комплекс серьезных исследований, проведенных в 20-е годы.
Именно в этот период в ожесточенной полемике с догматическим восприятием мира были заложены основы социологии молодежи как более или менее самостоятельного направления исследований.
Молодежь исследовалась с точки зрения жизненных планов, ценностных ориентации, мотивации поведения в самых разных сферах жизнедеятельности, от школьной скамьи до производства, в свободное от учебы и работы время, в повседневной бытовой жизни и жизни коллективов.
Постепенно складывался соответствующий понятийный аппарат таких исследований (собственно основания научного знания) и его методология— инструменты сбора и анализа фактической информации.
В 80-е годы значительно расширяются направления исследований, в них включаются новые авторы и коллективы. Возникает возможность проведения сравнительного анализа проблем молодежи в разных регионах.
Социология молодежи - отрасль социологической науки, изучающая молодежь как социальную общность, особенности социализации и воспитания вступающих в жизнь поколений, процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта от старших поколений, особенности образа жизни молодежи, формирование ее жизненных планов и ценностных ориентаций, в том числе профессиональных, социальную мобильность, выполнение социальных ролей различными группами молодежи.
История социальной работы - целостный культурно- исторический процесс, имеющий определённые этапы своего самостоятельного развития. Каждый этап изменения парадигмы помощи и взаимно помощи связан с изменением субъекта и объекта, институтов поддержки, идеологии помощи, изменением понятийного языка, номинации процесса.
Он связан с пандемическими процессами, с разрушением геополитического или социокультурного пространства, наличием глобальных эпидемий, различных социально- экономических войн конфликтов, массового голода.
Как свидетельствует мировой опыт, во многих странах без учета деятельности социальных работников не обходятся ни программы социального развития, ни социальная политика государства.
Специалисты в этой области широко используются в качестве экспертов при подготовке законодательных актов, принятии решений местными органами власти и общественными организациями.
Практика показывает, что часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни даже доброжелательные чиновники. Для этого требуются люди особой профессии – социальные работники.
Затянувшееся кризисное состояние, неясность перспектив развития, усталость населения, состояние аномии, то есть распад существовавшей системы морально-нравственных ценностей и отсутствие внятной новой общепринятой системы, – все это приводит к тому, что в психологической поддержке нуждается все больше людей.
Нужда в поддержке в условиях безработицы или угрозы безработицы, в содействии самозанятости и самообеспечению повышает роль социальных служб, оказывающих помощь в этой области.
В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи, с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Крушение идеалов, предлагаемых молодежи, обострили естественный юношеский нигилизм.
В силу этого, внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко усилено. Определение средств, форм и методов работы с молодежью находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса, проблем и основных тенденций развития молодежной субкультуры в современных условиях.
1. Социально-демократический портрет молодежи г. Краснознаменска.
1.1 Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи.
Молодежь – это социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления.
Границы этой группы размыты и подвижны, но обычно к молодежи относят население в возрасте между 14-ю и 30-ю годами.
Нижняя возрастная граница определяется, в частности тем, что с 14 лет наступает физическая зрелость и открывается доступ к трудовой деятельности. Верхней границей является возраст достижения трудовой и социальной стабильности (экономическая самостоятельность, профессиональное самоопределение), создание семьи, рождение детей.
Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – семейной и внесемейной социализации.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества