Риторика - готовые работы

fig
fig
Введение
В настоящее время трудовая деятельность человека связана с психическим напряжением. Высокий темп жизни, информационные и физические перегрузки усиливают это напряжение и часто возникают и развиваются пограничные формы патологии психики человека. Важными задачами охраны психического здоровья человека являются вопросы психогигиены и психопрофилактики. Психологи решением этой проблемы считают раннюю диагностику проявлений нервно-психических патологий.
В характере человеческих реакций на окружаю¬щее существуют варианты: люди с выраженным эгоизмом или альтруиз¬мом, более или менее честолюбивые способные к сострада¬нию, с чувством долга и т. п. Это значит, человече¬ские индивидуальности отличаются друг от друга, но они ещё не яв¬ляются акцентуированными личностями.
Число черт характера человека очень велико. Они не только в качественно многообразны и своеобразны, но и количественно выражены в вариативности черт характера. Вариантные черты многочисленны чем, акцентуированные черты характера. Они имеют наклонность перейти в патологию.
Акцентуации характера – это крайние вариан¬ты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усиленны, вслед¬ствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчи¬вости к другим.
Диагностика акцентуированных черт личности актуальна и играет большую роль в сохранении душевного равновесия для нормальной жизнедеятельности человека и продуктивности его труда. Для адаптации к быстро меняющимся условиям мира необходим резерв сил, которые помогут противостоять отрицательным воздействиям на психику человека, ведь психика человека очень ранима.
Известный психолог и психиатр К. Леонгард, полагает, что менее 40% взрослых людей имеют сбалансированный, гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью характер и творческие личности, например, учителя, не имеют сбалансированного характера [10]. Каждый человек индивидуален со своими особенностями характера и возможностями приспособления. Некоторые более устойчивы к стрессам, могут найти выход из любой ситуации, на их душевное равновесие негативные внешние воздействия не оказывают заметного влияния. Другим людям незначительная психическая травма может оказать достаточно большое отрицательное влияние на их психику, вызывать психические нарушения.
Обеспечить резерв душевных сил помогут знание особенностей своего характера и правильность восприятия событий и возможные реакции на них. Это делает реакцию многих травмирующих ситуаций более отстраненной, что поможет обратить внимание на данные особенности характера и не дать перейти в патологию. Развивая противоположные черты акцентуации характера можно уравновесить личность человека, облегчить межличностное общение, помочь адаптироваться к новым условиям жизни.
Акцентуированные личности готовы социально-положительному и к социально-отрицательному раз¬витию. Особенности характера при акцентуациях проявляются в определённой обстановке и ситуациях и почти не обнаруживаются в обычных условиях.
Акцентуации обычно развиваются в период становления характера и со временем сглаживаются. У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко. У большинства отдельные черты характера чрезмерно усилены (психологи говорят об акцентуациях характера), уязвимы в некоторых ситуациях и устойчивы в других.
В истории психологии всегда предпринимались попытки построить типологию характеров. Одним из первых и наиболее известных была работа немецкого психиатра и психолога Э.Кречмера, а из наших соотечественников В.М. Бехтерева. Затем работали над проблемой акцентуации личности П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков, М. Фрамер, У. Шелдон, Э. Фромм, Г.К. Ушаков, К. Леонгард, А. Е. Личко и другие ученые.
Объектом работы являются дети подросткового возраста.
Предмет: особенности акцентуаций характера у старших подростков.
Цель: исследование акцентуаций характера, как особенностей личности старших подростков.
Задачи исследования:
1. Анализ научно-методической литературы по проблеме.
2. Выявление черт личности, формирующих акцентуацию и классификаций акцентуаций характера различных авторов.
3. Описать особенности проявления разных типов акцентуаций характера у старших подростков.
4. Выявить специфику акцентуированного характера у старших подростков.
Глава 1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме акцентуаций личности
1.1. Понятие акцентуации личности
Даже не выделяя отдельных личностных черт на фоне среднего уровня, можно утверждать, что люди различаются между собой между собой. У каждого человека есть свои особенности, которые придают ему индивидуальные черты. Эти черты относятся к различным психическим сферам:
- сфера направленности интересов и склонностей;
- чувств и воли;
- ассоциативно-интеллектуальная сфера.
Если присмотреться к индивидуальным чертам названных сфер, можно понять сущность человека. Четкую грань между чертами, которые характеризуют акцентуацию и вариации индивидуальности провести нелегко. Акцентуированные черты, которые смогут перейти в патологию не так уж и много как вариантных черт. На акцентуацию характера не влияют природно-биологические свойства, а факторы внешней среды и накладывают отпечаток на образе жизни.
В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т. е. патологические аномалии характера. Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Тип акцентуации указывает на слабые места характера и тем самым позволяет предвидеть факторы, способные вызвать психогенные реакции, ведущие к дезадаптации, — тем самым открываются перспективы для психопрофилактики.
П. Б. Ганнушкин указывал, что при количественной оценке динамики психопатии речь может идти не только об интенсивности всей клинической картины в целом, но и в ряде случаев о выпячивании отдельных психопатических черт, особенностей, зависящих от внешних условий [10, 4]. Следуя вышеуказанному, он выдвигал положение о латентных (компенсированных) психопатиях, разницу которыми и клинически явными психопатиями видел в жизненном проявлении социальной дезадаптации. В работах П. Б. Ганнушкина описана клиника психопатий и специально изучены проявления латентных психопатий. Латентные психопатии Леонгард понимал как проявления акцентуации личности в понимании.
Их взгляды в отдельно взятых случаях были схожи.
1. Психопатическая личность таковой не рождается и может изменяться в течении всей жизни;
2. Однотипные психопатии редко встречаются, а переходные, смешанные формы, которые отличаются полиморфизмом проявлений и богатством оттенков, проявляются очень часто;
3. В динамике психопатий значение имеет количественная сторона их изучения, т. е. определение степени психопатии.
Наибольшую известность получил термин К. Леонгарда (1968) – «акцентуированная личность». В работах К. Леонгарда даны клинические описания акцентуированных личностей, анализ сложных и имеющих большое практическое значение случаев комбинированных акцентуаций, динамика акцентуаций личности как в сторону психопатии, так и в положительную сторону, не приводящую к явлениям социальной дезадаптации.
В описаниях К. Леонгарда речь идет именно о типах характера. К тому же в странах с немецким языком термин «акцентуированная личность» стали использовать как клинический диагноз вместо термина «психопатия», что правомерно, если рассматривать акцентуации как крайние варианты нормы.
особенности, в противовес психопатиям, могут проявляться не везде и не всегда. Они могут даже обнаруживаться только в определенных условиях. Особенности характера либо вообще не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации, либо ее нарушения бывают преходящими. Эти нарушения могут возникнуть либо в силу биологических пертурбаций во время пубертатного периода («пубертатные кризы»), либо чаще под влиянием особого рода психических травм или трудных ситуаций в жизни, а именно тех, которые предъявляют повышенные требования к locus resistentiae minoris, к «месту наименьшего сопротивления» в характере [12, 5].
При акцентуациях характера может не быть ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации со следствия тяжести аномалии характера. Хотя бы никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. При психопатиях декомпенсации, от любых психических травм, и самых разнообразных трудных ситуациях, от всяких поводов и даже без причины могут возникать острые аффективные и психопатические реакции и социальная дезадаптация.
Таким образом, акцентуации характера – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
1.2. История акцентуированных личностей
В работах К. Леонгарда используется сочетание «акцентуированная личность» и «акцентуированные черты характера». Первым термином он заменил термин «психопат» [10].
По его мнению, акцентуированные лич¬ности не являются ненормальными, они своеобразные личности, притом в собственном смысле этого слова. Они готовы к социально-положительному и социально-отрицательному развитию. Даже если некоторые из них представляются негативно, то это происходит потому, что были неблагопри¬ятные для того обстоятельства.
В пределах нормы эти особенности человека накладывают индивидуальный отпечаток на его личность, но могут превратиться в чрезмерные. Леонгард предполагал, что они существуют у каждого человека, однако если незначительны, то черты остаются незаметными для окружающих. Они накладывают свой отпе¬чаток на личность, если достигают определенной силы. Если черты выражаются в большей степени, они мешают нормальному развитию личности.
Личности, обозначаемые Леонгардом как акцентуированные, не являются патологическими. При другом объяснении нормой считали бы только середину, а все отклонения от средней нормы признавали патологией. «Это вынудило бы нас вывести за пределы нормы тех личностей, которые своим своеобразием отчетливо выделяются на фоне среднего уровня. Однако в эту рубрику попала бы и та категория людей, о которых говорят «личность» в положительном смысле, подчеркивая, что они обладают ярко выраженным оригинальным психическим складом» [10, 12].
К фактическим средствам отнесем пример, статистику, иллюстрацию, наглядное пособие. Все эти средства в той или иной степени выражают "короля доказательства" — факт.
Пример — наиболее доходчивый прием публичной речи. Примером может быть экземплярное суждение. Если оратор говорит: "В качестве примера могу сослаться на следующий случай...", это и есть экземплярное суждение. Его суть в том, что в нем предоставляется подтверждение предыдущих не экземплярных суждений.
Такой пример должен быть конкретным, показательным, иллюстративным, кратким. Подобные краткие примеры незаменимы в условиях ограниченного времени и необходимости пояснения материала.
Пример-факт, в отличие от экземплярного суждения отсылает слушателя не к событию, не к опыту, а к конкретному факту. Если первое — пояснение, то второе — элемент доказательства.
Пример-предложение — вывод из примера-факта. Если оратор произносит: "Таким образом, факты говорят следующее:...", то он формулирует пример-предложение. В примерах этого рода классифицируются типичные случаи, подмечаются специфические и общие черты, делаются выводы и предположения.
Шуточные примеры также используются в публичной речи и часто могут оттенить достаточно серьезные вещи.
Наглядные пособия — тоже фактический аргумент в публичной речи.
В число наглядных пособий входят чертежи (в том числе и на доске), карты, плакаты, иллюстрации, модели, образцы. Всякое наглядное пособие не только подтверждает мысль, но и просто привлекает внимание, вызывает интерес.
Слушатели приходят послушать речь с собственными установками. Учет этих установок и управление ими достигается с помощью психологических средств.
В числе их выделяют:
Развлечение. Всякая деятельность содержит в себе элемент игры, соревнования, развлечения и получение от этого удовольствия. Людям свойственно стремление к этому, следовательно, речь должна содержать некоторые развлекательные элементы.
Здесь могут использоваться шутливые примеры, юмор, имеющий целью вызвать расположение к оратору со стороны аудитории. Чаще всего юмор в речах находит свое выражение в остротах и анекдотах, эпиграммах и крылатых фразах.
При общей оправданности развлекательных элементов речи необходимо, чтобы они отвечали следующим требованиям:
а) уместно вписывались в речь и были естественными;
б) поясняли в развлекательной форме излагаемый материал;
в) создавали эффект разрядки после накопления психологической усталости восприятия .
Апелляция к чувствам слушателей. Публика не любит и не приемлет открытой лести и открытого заигрывания. Ей больше по душе здравый смысл, практический подход, реалистичность, трезвость. Поэтому любое прямое обращение к чувству долга, патриотизма, самосохранения, совести и здравого смысла отклика обычно не находит.
При исследовании психологических доводов нужно придерживаться следующих правил:
1. Психологическая мотивировка должна соответствовать аудитории и обстановке, быть рассчитана на конкретных слушателей.
2. Следует сочетать психологическую мотивацию с другими элементами речи — историческими аналогиями и фактами, экономическим расчетом и предположениями.
3. Развивать мотивировку надо при помощи конкретных примеров.
4. Усилить мотивировку можно, повторив ее, но обязательно в измененной форме.
5. Необходимо избегать упрощенных, пошлых, показных по пафосу призывов и деклараций.
Эмоциональная выразительность речи. Успех устного выступления во многом зависит от образного содержания высказывания. Образные представления, возникающие под впечатлением услышанных метафор, пословиц и поговорок, отражают какие-либо всем известные факты жизни и быта, характеризуют человека ("смотрит как баран на новые ворота", т. е, непонимающе и растерянно).
Некоторые словесные образы (фразеологизмы) указывают на нереальные явления ("биться об стену" — т. е. приходить в отчаяние из-за неудач или непоправимых ошибок).
Внутреннее содержание внешне выражается словом. Для того чтобы внутреннее содержание сделать внешним, надо облечь его в соответствующую словесную форму.
С риторической аргументацией связаны такие фундаментальные качества речи, как наглядность, ясность. Для достижения этих качеств — а через них воздействующей силы высказывания — в речи используются изобразительно-выразительные средства.
Изобразительные средства делают речь наглядной, так как воздействуют не только понятийно, но и образно, т. е. дают зрительную, слуховую, обонятельную, вкусовую, тактильную информацию. Изобразительная речь воспринимается быстрее, находит более глубокий эмоциональный отклик, вызывает сопереживание, теснее связана с оценкой на уровне "хорошо — плохо" и лучше сохраняется в памяти.
Впечатления, сохраняющиеся в представлении слушатели после настоящей ораторской речи, составляют ряд образов, вызывающих согласие или несогласие с высказываниями, идеями. Люди не столько слушают речь, сколько видят и чувствуют ее. Вследствие этого слова, не вызывающие образов, утомляют их.
Потери информации заметно снижаются, если принимающий значения передаваемых слов может представить их не просто в символах-словах, а в образах. Эксперимент "трансформация информации" убедительно это подтверждает. Чувственно-наглядные образы являются органичной частью содержательной стороны слова.
В риторике существуют приемы "усиления формой", своеобразное повторение. Для слушающего каждая новая высказанная мысль трудна для понимания. Ему надо дать время вдуматься, усвоить ее, надо задержать на ней внимание.
Но речь не может быть с длинными паузами и перерывами, иначе в ней не будет ритма и нужного темпа. Чтобы не быть утомительным и скучным в повторении, повторяемые мысли излагаются в различных оборотах речи, предмет описывается с разных сторон, создается стереообраз.
Возможности образной речи ограничены в официально-деловом и научном стилях. Здесь развитие сюжета осуществляется с помощью эмоционально-экспрессивной лексики и логических взаимосвязей соответственно.
Наблюдения показывают, что в последнее время происходит процесс постоянного сокращения предложений и концентрации информации в меньшем количестве слов. Эта попытка сэкономить время за счет слов ведет к большой потере эмоционального воздействия на слушателей.
Важно довести информацию до слушающего и сделать ее доступной для понимания. Для этого не надо торопиться говорить. Выдвинув тезис, следует его доказать и описать с разных точек зрения. Важно позаботиться о формировании образа, сопровождающего текст, выстраивать речь в логические схемы, способствующие запоминанию, а в последующем воспроизводить его, припоминая картины.
Лексика русского языка, как и ноты музыкантам, дают одинаковые возможности людям слагать фразы и предложения. На самом же деле у всех тексты получаются разные. Одни ораторы явно тяготеют к образному изложению материала, другие обращают внимание главным образом на правильность и точность передачи содержания, третьи — пользуются и тем и другим, оказывая лишь некоторое предпочтение одному из этих приемов.
Один способ другому противопоставляется тем, что фигуры речи как бы затушевывают истину и смысл. Мастерство оратора заключается в том, чтобы выдержать чувство меры в использовании выразительных средств и не растворить в "красивых" словах содержание.
Вся речемыслительная деятельность, как правило, направлена на точную передачу содержания и смысла трансформируемого текста. Воспроизведение лексического запаса направлено на логическое конструирование передаваемой информации. Формирование образа с помощью слов для большинства ораторов остается недосягаемым. Разрыв единства формы и содержания приводит к непониманию слушающими говорящего.
Работа по составлению звукового узора устного предложения опытными ораторами выполняется при заблаговременной подготовке к выступлению. Слово, зримо передающее образ, заносится в конспект, во время репетиции фиксируется в оперативной памяти. При порождении высказывания лексический оборот передает содержание через форму, вызывая необходимые представления у слушающих.
Соответствие формы содержанию речи может быть выражено через сочетание рационального и эмоционального. Рациональная часть высказывания выражается в логико-композиционной структуре текста, а эмоциональная часть — в эстетических компонентах речевых средств. Причем эстетический, эмоциональный аспект речи воспринимается сразу, создавая первые впечатления о ней .
Впоследствии они могут либо укрепиться под воздействием рациональных средств, либо ослабнуть, или вовсе нейтрализоваться. Поэтому теория риторики требует разумного сочетания рационального и эмоционального в речи.
Выразительность — внушающее качество стиля речи, эстетическое упорядочение высказывания, средств привлечения внимания, с ее помощью создается атмосфера, настроение высказывания.
Соответствие формы содержанию речи может быть выражено через сочетание рационального и эмоционального. Рациональная часть высказывания выражается в логико-композиционной структуре текста, а эмоциональная часть — в эстетических компонентах речевых средств. Причем эстетический, эмоциональный аспект речи воспринимается сразу, создавая первые впечатления о ней .
Впоследствии они могут либо укрепиться под воздействием рациональных средств, либо ослабнуть, или вовсе нейтрализоваться. Поэтому теория риторики требует разумного сочетания рационального и эмоционального в речи.
Выразительность — внушающее качество стиля речи, эстетическое упорядочение высказывания, средств привлечения внимания, с ее помощью создается атмосфера, настроение высказывания.
Эмоциональность речи выступает важным критерием культуры речевой деятельности, средством вербального воздействия. Суггестивная функция слова определяется такой характеристикой, как повелительность. Носителями ее являются ритм, темп и громкость речи, а также использование модальных глаголов. (Модальность — грамматическая категория, обозначающая отношение содержания предложения к действительности и выражающаяся словами наклонения глагола (должен, обязан, следует), интонацией, вводными словами.) Сознательная регуляция говорящим этих показателей речи существенно сказывается на результативности воздействия слова.
Благодаря выразительности речи привлекается и фиксируется внимание слушателя к сказанному. Выразительная речь способна в потоке информации "удержаться на плаву". Кроме того, выразительные компоненты внутри сообщения выделяют в нем главное и тем самым облегчают восприятие всего сказанного.
В слове закреплено не только понятие, но и чувства, настроения, желания, переживания. Образная выразительность, особенно перифраза и аналогия, является "средством поднятия темы", "путем восхождения на эмоциональные высоты". С помощью эмоциональных средств можно возвысить стиль публичной речи, придать ей торжественность и величавость. Удачная форма с соответствующим содержанием воздействует на слушателей комплексно, многофакторно, всесторонне.
Эмоциональную выразительность устной речи можно придать через многократное повторение одних и тех же образно-художественных слов. Смысл от этого не меняется, однако все зависит от интонации говорящего. Через интонацию говорящим передается оценочная характеристика содержания и текста. Симметричное построение параллельных смысловых единиц в тексте создает эстетически значимый определенный словесный орнамент. Этот словесный орнамент повышает эмоциональную силу данного сочетания слов.
Мысли вынуждают прибегать для их выражения к таким средствам, как логическое. Оно является эмоциональным ударением, или интонированием речи. В русском языке выделяют три типа логической интонации: сообщения, вопроса, побуждения.
Наряду с логическим ударением и порядком слов, в русском языке в целях выделения логического предиката пользуются также различными служебными словами:
• усилительная частица "же" (в постпозиции к тому члену предложения, который выступает в функции логического предиката): "Декан определил же задание"; "Декан же определил задание";
• определительная частица "именно" (выступает в препозиции): "Именно декан определил задание";
• при образовании сослагательного наклонения глагола посредством сочетания формы прошедшего времени с частицей "бы" она способна присоединиться не только к глаголу, но и к любому другому слову в предложении: "Декан вчера определил бы задание"; "Декан вчера бы определил задание"; "Декан определил бы задание вчера". Перемещение частицы "бы" в приведенных примерах также связано с изменением логической структуры мысли. Она служит средством выделения логического предиката, который выражается разными членами предложения;
• в предложениях с иной модальностью, чем простая достоверность, логический предикат выделяется наряду с логическим ударением также посредством модальных слов типа "конечно", "вероятно", "может быть";
• в вопросительных предложениях русского языка в качестве средства выявления логического предиката используется вопросительная частица "ли (ль)", которая ставится после того слова, на которое падает логическое ударение и сила вопроса.
В любом языке имеются эмотивные знаки, с помощью которых вербализуются, т. е. отражаются и выражаются, эмоциональные отношения человека к миру. Установлено, что преднамеренное обращение к эмотивам в речи может вызывать в психике говорящего то эмоциональное состояние, знаками которого являются эмотивы. Примером такого эмоционального сдвига в психике индивида служит случай, когда человек гневными словами может сам себя "распалить" до потери контроля над своими поступками. Таким образом, само значение слова может регулировать или саморегулировать эмоциональное состояние и поведение индивида. Этим объясняется магия слова и его прагматика.
В своей повседневной служебной речевой практике специалисту приходится пользоваться побудительной интонацией. Основная коммуникативная целеустановка приказных и директивных текстов — убеждение аудитории в истинности избранной оратором позиции, а также в необходимости предпринять действия в соответствии с излагаемой автором программы — определяет использование тех приемов и средств, которые позволяют оратору достичь максимальной результативности выступления, обеспечив поддержку и расположение аудитории. Решение данной задачи может осуществляться на различных уровнях организации текста, в том числе и на эмоциональном уровне.
В последнее время происходит процесс постоянного сокращения предложений и концентрации информации в меньшем количестве слов. Эта попытка сэкономить время за счет слов ведет к большой потере эмоционального воздействия на слушателей.
В сложных ситуациях по-разному проявляется связь между эмоциональными явлениями и управлением собственной речемыслительной деятельностью. Можно утверждать, что форма произвольной эмоциональной регуляции играет решающую роль в условиях, заведомо не допускающих внешнеречевой выраженности неуверенности самого говорящего, его самокоррекции, повторов, тем более ошибок. К таким ситуациям относятся работа дикторов радио и телевидения, связистов, диспетчерская служба, педагогическая, лекторская деятельность, где особенно большое значение имеют знание исходного текста и использование жестко регламентированного кода языковых обозначений. В этих случаях некогда обдумывать допустимые варианты употребляемых эмоциональных интонаций, а тем более слов и фраз.
В речевой деятельности эмоции проявляются по-разному. Одним свойственна преувеличенная громкость и навязчивая расположенность, другим — холодность и подчеркнутая учтивость.
Эмоциональность речи фиксируется:
— в соотношении используемых речевых средств (интонационных, словарных, структурных) и общего объема текстов, их композиционного построения, образности и метафоричности;
— она проявляется в содержательной стороне текстов, определяя их эмоциональную модальность, а также типичные для индивида модальности целостного речевого поведения.
Конструирование и интонирование речи представляют собой сознательную регуляцию речевой деятельности, что в соответствии с эмоциональными особенностями психологического облика говорящего проявляется в избирательности регулирования вербального общения. Выделяют два уровня регулирования: осознанно-произвольный и неосознаваемый .
Осознанно-произвольный уровень обнаруживает себя в особенностях целенаправленного отбора совокупности языковых средств, придающих тексту определенную эмоциональную окраску, меру экспрессивности и коммуникативности.
Эмоциональность регулируется в зависимости от целей и задач устного высказывания. Такое регулирование эмоций осуществляется в заранее спланированном выступлении или речи. Степень эмоциональности задается в зависимости от стилистических особенностей речи. Так, в научной и официально-деловой речи количество эмоционально-выразительных средств будет ограничено рамками этих стилей. В речевом поведении студента подтверждение этому мы может найти во время чтения какого-либо учебного занятия. В этом случае эмоциональные средства необходимы для того, чтобы сформировать наглядный образ изучаемого предмета. В инструкции или приказе таких эмоционально-стилистических средств меньше или они совсем отсутствуют.
1. Значение делового общения
Общение - основная форма человеческого бытия, извеч¬ное свойство человека. Французский писатель А. де Сент-Экзюпери называл общение людей роскошью. Эта роскошь делает человека человеком. Отсутствие или недостаток об¬щения деформирует человеческую личность.
Таким образом, общение - важнейшая форма взаимодей¬ствия людей. Оно лежит в основе практически всего, что мы делаем. В жизни большинства людей процессы общения за¬нимают до 70 % времени, а менеджеры расходуют на раз¬личные виды общения в среднем 80 % своего рабочего вре¬мени. Это постоянный процесс, который люди используют для того, чтобы передавать организационные цели, обеспе¬чивать обратную связь и вносить коррективы.
Способность к общению всегда относилась к числу важ¬нейших человеческих качеств. К людям, легко вступающим в контакты и умеющим располагать к себе, мы относимся с симпатией, а с замкнутыми стараемся либо вообще не общаться, либо вступать в ограниченные контакты, лишь в случае край¬ней необходимости.
Общение служит жизненно важной цели установления вза¬имосвязей и сотрудничества людей. Практически все пробле¬мы бизнеса тем или иным образом связаны с общением, по¬тому как общение - это процесс передачи идей, мыслей и чувств, доведение их до понимания другими людьми. Данный процесс доминирует в нашей жизни. Многие считают, что общение – универсальный элемент человеческого опыта и поэтому вос¬принимают его как должное. Распространено мнение, что об¬щение - это простой инстинктивный процесс, который дается людям естественно, от рождения. На самом же деле, как по¬казывают исследования, общение невероятно тонкая и слож¬ная деятельность. И от того, насколько грамотно построено общение, зависит немало: результативность переговоров, сте¬пень взаимопонимания с партнерами, клиентами и сотрудника¬ми, удовлетворенность работников организации своим трудом, морально-психологический климат в коллективе, взаимоотношения с другими предприятиями и организациями, а также с государ¬ственными органами.
Корпоративное общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в ходе которого происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Цель корпоративного общения — постановка определенных целей и конкретных задач. Этим оно отличается от общения в широком смысле слова.
В деловом корпоративном общении невозможно прекратить взаимоотношения с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). Значительную часть делового общения занимает служебное общение, т.е. взаимодействие людей, осуществляемое в рабочее время, в стенах организации.
Однако деловое (корпоративное) общение — понятие более широкое, чем служебное, так как включает в себя взаимодействие и наемных работников, и собственников-работодателей, которое происходит не только в организациях, но и на различных деловых приемах, семинарах, выставках и пр.
В связи с Великой Октябрьской революцией в литературный язык хлынул поток просторечной, диалектной и жаргонной лексики. В 20-е годы проходит дискуссия «Язык революции или революция языка?», в 30-е – дискуссия о диалектизмах в языке литературы. Толковый словарь русского языка, вышедший в 1939 году под редакцией Д. Н. Ушакова, способствовал закреплению норм.
В 50-60-е годы уточнялись научные принципы культуры речи: объективная и нормативная точка зрения на язык, различение кодификации (как нормализаторской деятельности) и нормы (объективно-исторического явления). Издаётся «Грамматика русского языка» АН СССР (1953-54 гг.), выходят выпуски «Словаря русского литературного языка» в 17 томах, получившего Ленинскую премию, периодически печатаются сборники «Вопросы культуры речи» (вып. 1-8, 1955-67 гг.)
В Институте русского языка АН СССР открывается Сектор культуры речи, который возглавил Сергей Иванович Ожегов (1900-1964), на радио транслируются передачи «В мире слов», по телевидению идёт передача «Русская речь», а с 1967 года издаётся журнал с тем же названием.
Самостоятельной дисциплиной культура речи становится с 70-х годов ХХ века: у неё свои предмет и объект исследования, цели и задачи, методика и приёмы научного исследования материала.
Развиваются следующие теоретические направления:
• вариативность норм;
• функциональность в оценках нормативного характера;
• соотношение внешне- и внутрилингвистических факторов;
• место и роль литературных нормированных элементов в современном русском языке;
• изменения норм.
Культурно-речевая деятельность превращается из «запретительства» в позитивную программу лингвистического воспитания, выработки языкового чутья, умения наилучшим способом пользоваться языком, его выразительными средствами в соответствии с речевыми задачами и законами функционирования языка в обществе.
Сейчас риторика полноправно вошла в цикл гуманитарных дисциплин.
3.
Существует несколько определений риторики. Мы приведем два из них.
РИТОРИКА (греч. Rhetorike) –1. ораторское искусство, филологическая дисциплина, изучающая способы построения художественно выразительной речи, прежде всего прозаической и устной; близко соприкасается с поэтикой и стилистикой.
2. - это теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи.
КУЛЬТУРА РЕЧИ составляет базу риторики. Оратору необходимо обращаться к словарям и справочникам. Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.
Также для работы над темой необходимо представление об ораторе, т.е. человеке, который выступает перед публикой.
ОРАТОР – вития, речистый человек, краснослов...
Введение
На многовековом историческом пути разработки риторики прослеживаются два подхода к ее определению: согласно первому - это наука о теоретических законах, мастерстве красноречия; согласно второму - это искусство речи.
Становление риторики как науки произошло в Древней Греции в V в до н.э. и было связано с потребностями демократического общества высочайшей культуры.
По словам В. Г. Белинского, «республиканская форма правления сделала красноречие самым важным и необходимым искусством». Жители классического города - государства должны были прекрасно владеть словом, даром убеждения.
Другая причина возникновения риторики не политического, а философского толка. Школа элеатов разорвала казавшуюся до тех пор естественной связь слова и вещи и сделала слово лишь условным обозначением вещи.
Таким образом, слово было отделено, явилось особым предметом исследования. При этом слово стало делом. В теории современного красноречия возрождается древнее первоначальное ядро - концепт убеждения, рассматриваются формы и методы воздействия средствами устной и письменной речи.
Задавая элементарные, простые вопросы, люди боятся показаться глупыми, не знающими своего дела, и поставить под сомнение свою репутацию и хорошие отношения с сотрудниками.
С другой стороны сложные вопросы спрашивать тоже никто не любит. Зачем залазить в глухие дебри? Работали же до этого, можно работать и дальше. Поэтому большинство предпочитают промолчать.
Что могут сделать руководители компаний, чтобы развить в своих сотрудниках умение задавать вопросы?
Надо убрать три преграды на пути к такому результату.
Во-первых, искоренить убеждение, что если человек интересуется чем-либо, значит, у него возникла проблема.
Во-вторых, руководители должны понять, что вопрос – это не вызов работодателю, не спор и никоим образом не вестник конфликта.
Третий барьер – враждебность сотрудников по отношению к любознательным коллегам.
Итак, первым делом руководитель должен ослабить свою власть, более дружественно относиться к подчиненным, поощрять сплоченность команды. А так же дать понять, что спрашивать не только можно, но и необходимо: лучше семь раз спроси, а потом один раз правильно сделай!
Вопрос – начало дискуссии. Что можно сделать, чтобы стать хорошим слушателем?
Многие руководители занимают высокую должность, так как они умеют быстро и правильно говорить и мало слушают.
Такие люди думают на шаг вперед: у них уже возник новый вопрос еще задолго до того, как получили ответ на предыдущий.
Всегда необходимо благодарить того, кто хотя бы натолкнул вас на мысль. Сделайте так, чтоб этот человек не остался безучастным, чтоб он почувствовал свою значимость. Иначе помощи от него вы больше не добьетесь
Если человек спрашивает, это говорит о том, что он интересуется проблемой, проявляет заботу по отношению к своим коллегам, хочет совершенствоваться, имеет потенциал расти и развиваться.
Недаром говорят: Кто лишь утверждает, тот вызывает сопротивление! Кто задает вопросы, тот управляет!

1.Вопрос как форма выражения концептуально-гипотетического знания
Для того чтобы понять природу вопроса, необходимо уделить внимания субъектно-объектным отношениям.
Этот путь является единственно правильным.
Вопросно-ответные отношения основаны на общих принципах межличностных отношений, как важнейшей предпосылки специальной организации форм познания. И в этом плане вопрос и ответ и в целом вопросно-ответные отношения оказываются одной из важнейших форм социальной деятельности человека.
Однако в научной литературе вопрос, хотя и признавался как особая форма мышления, рассматривался только как логическая проблема, что не позволило выйти на ее широкое философское обобщение.
Замкнутость данной проблемы на формально-логических аспектах и прагматическом подходе, поставило проблему в тупик.
Более того, вопрос даже не пытались рассмотреть в широком контексте социального бытия. Проблему вопроса, по сути дела сводили к логической структуре, и в основном в рамках дедуктивной системы, хотя уже давно было понятно, что практически это оказывается невозможным, более того нередко выражало желание некоторых авторов, уйти от решения проблемы.

1.1.Постановка вопросов
Один из принципов понятийного деления позволяет сгруппировать вопросы по двум типам, а именно с неполным и полным делением.
Первый тип означает, что набор альтернатив, предлагаемый респонденту, не исчерпывает всего понятийного содержания вопроса.
Во втором типе вопросов набор альтернатив полностью его исчерпывает. Каждый из них имеет свои правила построения и особенности использования.
Большой интерес представляют вопросы с неполным делением. Их особенность состоит в том, что содержащееся в них понятие имеет неограниченное деление, и набор альтернатив становится безграничным, как, к примеру, в вопросе "Какое сочетание красок больше всего Вам нравится?" Понятийное содержание вопроса может быть ограниченным, но достаточно широким, и респонденту предлагается большое количество вариантов ответа, скажем "Какую литературу Вы имеете в своей домашней библиотеке?" (варианты: историческую, мемуарную, специальную, детективную, фантастическую и т.д.).
Основная трудность и сложность использования этого типа вопроса заключается в том, то исследователь должен ограничиваться определенным и довольно небольшим набором альтернатив.
В самом деле, не может же социолог предложить опрашиваемому все возможные варианты ответов. В большинстве случаев в этом и нет особой необходимости
Чтобы получить вразумительный ответ, надо знать технику постанов¬ки вопросов. Общеизвестна истина: кто правильно задает вопрос, тот получает правильный ответ. Таким образом, вопросы собеседников очень полезны. Они позволяют:
a. направить процесс передачи информации в русло, соответству¬ющее вашим планам и пожеланиям;
b. перехватить и удержать инициативу в беседе;
c. активизировать собеседника, чтобы от монолога перейти к го¬раздо более эффективному, с точки зрения передачи информации, ди¬алогу;
d. собеседнику проявить себя, показать, что он знает, и самому пре¬доставить нужную вам информацию.
Большинство людей по многим причинам неохотно отвечают на прямые вопросы. Поэтому сначала надо заинтересовать собеседника, т.е. объяснить ему, почему отвечать на ваши вопросы в его интересах.
Кроме того, не ме¬шает объяснить, почему вас интересует тот или иной факт и как вы собираетесь использовать полученную от него информацию. Необхо¬димо помнить, что и ваш собеседник спрашивает себя: «Почему они хотят это узнать? Почему их это интересует?»
1.2.Классификация вопросов
Существует несколько групп вопросов. Югославский психолог Предраг Мицич, например, выделяет следующие их типы:
Закрытые вопросы - это вопросы, на которые можно отве¬тить «да» или «нет».
Закрытые вопросы рекомендуется задавать не тогда, когда вам нуж¬но получить информацию, а только в тех случаях, когда вы хотите ус¬корить получение согласия или подтверждения ранее достигнутой до¬говоренности.
Открыты вопросы - это вопросы, на которые нельзя отве¬тить «да» или «нет» и которые требуют какого-либо объяснения.
Такие вопросы задают тогда, когда вам нужны дополнительные све¬дения или когда вы хотите выяснить реальные мотивы и позицию со¬беседника. Опасность заключается в том, что можно вообще потерять контроль за ходом беседы.
Риторические вопросы служат для более глубокого рассмот¬рения проблем. На эти вопросы не даются прямые ответы, так как их цель — вызвать новые вопросы и указать на нерешенные проблемы или обеспечить поддержку вашей позиции со стороны участников беседы путем молчаливого одобрения.
Переломные вопросы удерживают беседу в строго уста¬новленном направлении или поднимают новые проблемы. Они зада¬ются в тех случаях, когда вы уже получили достаточную информацию по одной проблеме и хотите переключиться на другую или же когда вы почувствовали сопротивление собеседника и пытаетесь его пре¬одолеть.
І. Нелитературные формы существования русского языка
Речь неграмотных или недостаточно грамотных слоев городского населения называется просторечием.
Просторечие – одна из форм национального русского языка, которая не имеет собственных признаков системной организации и характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка. Такое нарушение нормы носители не осознают, они не улавливают, не понимают различия между нелитературными и литературными формами.
Просторечными считаются:
- в фонетике: колидор, резетка. друшлаг и др.;
- в морфологии: мой мозоль, с повидлой, делов, на пляжу, шофера, без пальта, бежат и др.;
- в лексике: подстамент вместо постамент, полуклиника вместо поликлиника;
Жаргон тоже считается нелитературной формой языка.
Жаргон – речь отдельных профессиональных, социальных групп с целью языкового обособления.
Жаргон, речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и т.п.
Для жаргона характерно наличие специфической лексики и фразеологии. В отличие от территориальных диалектов, он не имеет свойственных только ему фонетических и грамматических особенностей.
Существуют жаргоны музыкантов, актеров, студентов, спортсменов, охотников и др.
Иногда как синоним к слову жаргон используется слово «арго». В строго терминологическом смысле арго – это речь низов общества, деклассированных групп и уголовного мира: нищих, воров, мошенников, картежных шулеров и т.п. Возникшие в этой среде арготизмы – блат, блатная музыка, феня.
I. Уровни современного русского литературного языка
Современный русский язык — один из богатейших язы¬ков мира — требует серьезного, вдумчивого изучения.
Высокие достоинства русского языка создаются его ог¬ромным словарным запасом, широкой многозначностью слов, богатством синонимов, неисчерпаемой сокровищницей сло¬вообразования, многочисленностью словоформ, особенностя¬ми звуков, подвижностью ударения, четким и стройным син¬таксисом, разнообразием стилистических ресурсов.
Следует различать понятия русский национальный язык и литературный русский язык. Национальный язык — язык русского народа — охватывает все сферы речевой дея¬тельности людей, независимо от образования, воспитания, ме¬стожительства, профессии; он включает в свой состав диа¬лекты, жаргоны, то есть русский национальный язык нео¬днороден: в его составе функционируют особые разновидности языка. Так, интеллигентный, воспитанный человек исполь¬зует привычные для него слова и выражения; необразован¬ный и грубый — пользуется набором иных речевых средств; речь академика или журналиста непохожа на речь деревенской старушки, владеющей местным говором; нежная мать подбирает для своего малыша самые ласковые, задушевные сло¬ва; раздраженная воспитательница в детском саду или рассер¬женный отец говорит с озорником по-другому. И все они пользуются одним, общенародным русским языком. В отличие от него литературный язык — более узкое понятие. Под литературным языком понимается язык, обработанный мастерами слова, учеными, общественными деятелями.
Литературный язык — это строго нормированная форма общенародного национального языка. В литературном языке обработке и нормализации подвергаются все стороны обще¬народного языка: лексика, произношение, письмо, словооб¬разование, грамматика. Совокупность правил, регламентирую¬щих употребление слов, произношение, правописание, обра¬зование слов и их грамматических форм, сочетание слов и построение предложений, называется литературной нормой. Есть нормы лексические, произносительные, ор¬фографические, словообразовательные и грамматические.
Уровни литературного языка – это звуки, морфемы, слова, словосочетания, а также предложения.
I. Письменная форма литературного русского языка и ее особенности
Литературный язык — система элементов языка, речевых средств, отобранных из национального языка и обработан¬ных мастерами слова, общественными деятелями, выдающи¬мися учеными. Эти средства воспринимаются как образцовые и общеупотребительные.
Для носителей языка литературный язык — это высшая форма национального языка. Он обслужи¬вает разные сферы человеческой деятельности: политику, нау¬ку, культуру, словесное искусство, образование, законодатель¬ство, официально-деловое общение, неофициальное общение носителей языка (бытовое общение), межнациональное обще¬ние, печать, радио, телевидение.
Литературный язык имеет две формы — устную и пись¬менную. Они различаются по четырем параметрам:
1. Форма реализации.
Названия устная — письменная свидетельствуют о том, что первая — звучащая речь, а вто¬рая — графически оформленная. Это их основное различие. Устная форма изначальна. Для появления письменной формы необходимо было создать графические знаки, которые бы пе¬редавали элементы звучащей речи. Как устная, так и письменная форма реализуется с учетом характерных для каждой из них норм: устная — орфоэпических, письменная — орфогра¬фических и пунктуационных.
2. Отношение к адресату.
Письменная речь обычно обра¬щена к отсутствующему человеку. Пишущий не видит своего читателя, он может только мысленно представить его себе. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Напро¬тив, устная речь предполагает наличие собеседника, слушате¬ля. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь нередко зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реп¬лики слушателей, их улыбки и смех — все это может повли¬ять на характер речи, изменить ее в зависимости от реакции, а то и прекратить.
Введение
Выражение ораторское искусство также имеет несколько значений. Под ораторским искусством, прежде всего, понимает¬ся высокая степень мастерства публичного выступления, каче¬ственная характеристика ораторской речи, искусное владение живым словом. Ораторское искусство — это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания жела¬емого воздействия на аудиторию.
Подобное толкование ораторского искусства было принято еще в античные времена. Например, Аристотель определял риторику как «способность находить возможные способы убеж¬дения относительно каждого данного предмета».
Ораторским искусством называют также исторически сло¬жившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, изла¬гающую основы ораторского мастерства.
Традиционно красноречие рассматривалось как один из ви¬дов искусства. Его часто сравнивали с поэзией и актерским твор¬чеством.
Ораторство представляет собой сложное интеллектуально-эмоциональное творчество публич¬ной речи.
Многие современные исследователи рассматривают оратор¬ское искусство как один из специфических видов человеческой деятельности.
Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публич¬ного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, до¬казать правильность выдвигаемых идей и положений, отсто¬ять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.
История свидетельствует, что важнейшим условием появ¬ления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам, движущей силой прогрессивных идей, критической мысли являются демократи¬ческие формы управления, активное участие граждан в поли¬тической жизни страны. Не случайно ораторское искусство на¬зывают «духовным детищем демократии».
Как подчеркивают исследователи, наиболее активно ора¬торское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно широко применяется, когда возникает истори¬ческая потребность участия народных масс в решении важных государственных вопросов. Ораторское искусство помогает спла¬чивать людей вокруг общего дела, убеждая, воодушевляя и направляя их. Доказательством этого является расцвет красно¬речия в эпоху Возрождения, в периоды социальных революций, когда в общественное движение вовлекаются миллион¬ные массы трудящихся. Новый всплеск общественного инте¬реса к ораторскому искусству наблюдается в настоящее время в связи с демократическими процессами, происходящими в на¬шей стране.
На протяжении многовековой истории своего развития ора¬торское искусство использовалось в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической. Наиболее широкое применение оно всегда находило в политической деятельности.
Умение убеждать аудиторию высоко ценилось людьми, которые готовились к политической карьере и видели себя в будущем правителями государства.
Ораторское искусство имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика — вот науки, на которые опирается ораторское искусство. Специали¬стов разного профиля интересуют различные проблемы крас¬норечия. Например, лингвисты разрабатывают теорию культу¬ры устной речи, дают рекомендации ораторам, как пользовать¬ся богатствами родного языка. Психологи изучают вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимаются проблемами устойчивости внимания во время публичного выс¬тупления, исследуют психологию личности оратора, психоло¬гию аудитории как социально-психологической общности людей. Логика учит оратора последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление, доказывать ис¬тинность выдвигаемых положений и опровергать ложные ут¬верждения противников.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества