Религиоведение - готовые работы

ГлавнаяКаталог работРелигиоведение
fig
fig
ВВЕДЕНИЕ
В этой работе мы поставим задачу изучения государственно-церковных отношений в одной из стран Европы – Дании. Сфера государственно-церковных отношений интересна нам для изучения потому, что в ней непосредственно затрагиваются интересы, свободы и права человека, объектом духовно-культурных отношений которые и являются. Это во-первых. А во-вторых, государственно-церковные отношения – это относительно новая сфера социальных отношений (если брать еще уже – духовно-культурных), новая не сама по себе (ГЦО существовали с момента возникновения сосуществования церкви и государства), а новая в том смысле, что особое внимание ей стали уделять относительно недавно, как раз тогда, когда на первый план вышли свобода человека и его права.
Почему именно Дания? Да, мы могли выбрать абсолютно любую страну для изучения в ней ГЦО. Но наш выбор пал на Данию. Это страна со своими особенностями ГЦО, о которых мы скажем ниже.
Отсюда следует, что цель работы – изучить ГЦО в Дании со всех сторон, насколько это возможно в данном случае. Лучше сказать, насколько я смогу в силу своих способностей рассмотреть отношения государства и церкви в выбранной мною стране.
Объектом нашего исследования будут ГЦО, а значит, заинтересованность государства и церкви в соблюдении прав и свобод человека. Наша задача – показать эту заинтересованность на примерах сфер сотрудничества субъектов духовно-культурных отношений.
Особое внимание мы уделим тому, что составляет ГЦО. Это и будет предметом нашего исследования.
Сейчас мы поставим вопрос, ответ на который будет дан в конце работы. Как соблюдаются свободы и права человека в данном виде социальных отношений в Дании?
При написании этой работы будут использоваться труды известных и малоизвестных авторов, которые работали в данной сфере, ведь исследовательскую работу невозможно хорошо написать, предварительно не изучив литературу по этой теме. Чьи труды были использованы в процессе написания работы, читатели смогут узнать из списка использованной литературы, или из сносок.
Если говорить об актуальности данной темы, то надо сказать, что в наши дни тема ГЦО является одной из самых «горячих» и в религиозной, и в светской среде, безусловно.
Итак, определившись с задачами исследования, мы приступаем непосредственно к работе.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ЦЕРКВИ ДАНИИ
Дания – это одно из древнейших государств Северной Европы. Эта страна занимает ключевую позицию на перекрестке торговых путей из Балтийского моря в Северное, а также между Центральной Европой и Скандинавским полуостровом. «Собственно Дания», как называются в официальных документах территории, составляющие страну, это большая часть Ютландского полуострова с прилегающими островами, Датский архипелаг, в который входят острова Зеландия, Фюн, Ломан и другие, и остров Борнхольм.
В состав Дании входят и территории, пользующиеся внутренним самоуправлением. Это Фарерские острова и Гренландия. Копенгаген является столицей Дании.
Что касается государственного устройства страны, то Дания является конституционной монархией. Главный и базовый закон государства – Конституция, принятая в 1953 году. Исполнительная власть находится в руках короля (с 1972 года – королева Маргрете II), а реализует он ее через кабинет министров в составе 21 члена во главе с премьер-министром. Законодательная же власть осуществляется совместно королем и однопалатным парламентом, который имеет название Фолькетинг. В составе Фолькетинга находятся 179 депутатов, из них 135 избираются от 23 избирательных округов, 40 – по партийным спискам для обеспечения партийного представительства (партии по всей стране функционируют достаточно широко), 2 – от Фарерских островов и Гренландии. Чтобы стать депутатом, необходимо достигнуть 18-летнего возраста и постоянно проживать в стране. Фолькетинг переизбирается каждые 4 года (король имеет право распустить однопалатный парламент в любое время). Функции Фолькетинга в том, что он утверждает бюджет государства и контролирует выполнение законов. Эти функции осуществляются через постоянные комитеты.
Правительство должно располагать поддержкой большинства членов Фолькетинга. Но так как ни одна партия никогда не имела большинства в Фолькетинге, правительства формировались на основе коалиции. Министры несут личную ответственность за свои министерства. Они могут участвовать в обсуждении законодательных проблем, но не имеют права голоса. Вопросы управления и политики решаются Государственным советом, который составляют кабинет министров и королева. Омбудсмены (два специальных уполномоченных Фолькетинга) держат под контролем деятельность гражданской и военной администрации, следят за выполнением законов и рассматривают жалобы граждан.
Система судопроизводства состоит из 82 судов низшей инстанции, двух апелляционных судов (в Копенгагене и Виборге) и Верховного суда. Смертная казнь в Дании существовала, но затем была отменена в 1933 году.
Что касается местных органов управления, Дания делится на 14 амтов и 2 городские коммуны. Это Копенгаген и Фредериксборг, коммуны с особым статусом. За здравоохранением и народным образованием следят Советы. 275 коммун (общин) и муниципалитеты отвечают за социальное обеспечение
Эта тема вызывает огромный интерес у читающей публики – палеоконтактические книги расходятся огромными тиражами (многие утверждают, что это показатель не научности, а так называемой поп-науки). Она вызывает интерес у ученых многих стран, но до сих пор не приобрела серьезного значения. Дело же в ее фантастичности и дерзновенности. Создателем концепции палеоконтакта, появившейся около 50 лет назад, как считается, является швейцарский ученый Эрих фон Деникен. Не менее популярным автором является и Захария Сичин. В общем, концепция палеоконтакта говорит о том, что в глубокой древности на Землю высаживались представители иной цивилизации – инопланетяне. Они стали создателями людей и богами для своих созданий. Более того, инопланетяне жили среди людей, окультуривали народы, учили их законам жизни, следили за ходом их эволюции. Возможно, на Земле происходили конфликты между инопланетянами и людьми, и между самими богами. Концепция экстратерриализма большее внимание обращает именно на религиозный аспект этого посещения. Она утверждает, что боги древних и современных религий и мифологий есть пришельцы с другой планеты, а главная ее идея в том, что сотворенные люди, поначалу не знавшие своих создателей и верившие в природных земных духов, обратили свой взор к небесным богам после очередного посещения, когда людям впервые открылась истина об их реальной истории. Впрочем, говорят представители этой концепции,
ВВЕДЕНИЕ
Вуду. Африканская магия. Эти слова у русского человека ассоциируются, прежде всего, с экстатическими танцами полуголых негров, истыканными иголками куклами, боем барабанов, курением трав и полчищами зомби. А все это в свою очередь покрывается смесью таинственности и направленности на творение зла. Причем последнее занимает в нашем сознании касаемо рассматриваемых традиций центральное место.
Действительно, нет смысла скрывать, что основания для вызова подобных ассоциаций реально существуют. Но, на взгляд автора данной работы, многое из насаживаемых нам представлений об африканских религиозных практиках (в чем «преуспели» профаны-американцы со своими голливудскими фильмами ужасов) является предубеждением. Справедливости ради необходимо отметить, что американцы все же лицом к лицу столкнулись с «афрорелигиозной» проблемой, местами переходящей даже, по их словам, в угрозу обществу, что миновало наш континент. Влияние этих пришедших в колониальную эпоху учений с «черного» континента на весь Новый Свет с прилегающими к нему территориями достаточно серьезно, чтобы начать говорить о соответствующих трудностях и методах их разрешения. А трудности и вправду есть. Если, скажем, с Южной Америкой и распространенными там имеющими африканские корни верованиями, такими как, например, макумба с ее разновидностями, дело обстоит гораздо проще по причине мизерного количества конфликтов на этой почве (южноамериканцы со странной легкостью приняли подобные учения за «свои»), то с островами Карибского бассейна и Северной Америкой не все столь же просто. В США, в частности, общество крайне озабочено растущим влиянием и популярностью религии вуду, выходящей из подполья, а на островах вудуизм уже борется за звание официальной религии, чем вызывает народные волнения, беспорядки и обеспокоенность представителей, в большинстве своем, христианских церквей.
Все это побуждает людей обращаться к этой проблеме. Пишутся книги, снимаются фильмы. И порой объективность перекрывается эмоциями. Отсюда – акцентирование внимания только лишь на «темных» сторонах таких практик (как мы узнаем, ортодоксальные рассматриваемые учения редко обращаются к ним) с добавлением явных преувеличений, подчас переходящих в выдумки. Основа таких «творений» - страх перед загадочными, новыми для христианского сознания обрядами и, главное, необъяснимой их действенностью. Все это, в свою очередь, и порождает легенды и предубеждения, несмотря на исследовательскую работу самих американских ученых и религиоведов в настоящей сфере.
Мы же вынуждены судить об африканских традиционных религиозных практиках лишь через призму воззрений заокеанского Запада на них, своеобразную обработку их содержания и сущности. Поэтому наши знания в этой сфере практически ничем не отличаются от знаний зарубежных при меньшей информированности.
На евразийском континенте, в том числе и России, распространение таких религий ничтожно мало. Об этом мы скажем ниже. Причины же такой «однонаправленности» просты – во-первых, самое большое количество рабов в колониальный период было увезено именно в Америку и на прилегающие острова, а во-вторых, позиции христианства там были несравнимо слабее, чем в Европе, что позволило «привезенным с собой» верованиям не погибнуть, и, в дальнейшем, распространиться по материку.
На самом деле рассматриваемые нами учения имеют своеобразную философию, теологию, организацию и т.п. Это не бессмысленный набор понятий, божественных сущностей и ритуалов. Корни их уходят в глубь веков, беря свое начало еще в первобытных формах религиозного сознания африканцев.
Однако сами по себе данные практики достаточно молоды. Ведь они появились лишь в колониальный период (а точнее, с 16 века), поскольку представляют собой сплав традиционных африканских религиозных учений с христианством. Ни одно традиционное верование Африки не «вошло в большой мир» «чистым». Более того, многие исследователи считают, что уже и в самой Африке «чистых» религиозных традиций обнаружить уже невозможно – мировые религии везде успели оставить свои следы…
Итак, в этой работе объектом анализа будут учения и практики африканского язычества, распространенные не только на своей родине, но и в других местах земного шара. Особое внимание будет уделено религии вуду. Дело в том, что, во-первых, вуду является самым известным, ярким и распространенным примером таких учений, а во-вторых, некоторые исследователи склонны считать, что все остальные подобные учения так или иначе берут свое начало именно из вудуистских воззрений. Здесь, правда, мнения расходятся, однако не подлежит сомнению, что данная традиция занимает среди всех похожих особое место. По этой причине религии вуду будет посвящена целая глава. Во второй же части мы кратко рассмотрим и другие подобные учения. Соответственно критериям места и роли в обществе и численности последователей в рамках второй части будут рассмотрены сантерия, макумба, растафарианство и шангоизм.
Следует выделить несколько особых вопросов, на которые мы попытаемся ответить в ходе работы. Во-первых, к какому типу религий, согласно общепринятой религиоведческой классификации, отнести анализируемые учения? В соответствии с этой классификацией, религии
Во всем мире насчитывается огромное количество бродяг. Только в России их около 4 миллионов. Психология этих людей довольно сильно отличается от психологии тех, кто ведет нормальный образ жизни. Поэтому нельзя не обратить внимания на специфику их верований, потому что число обездоленных в совокупности превзойдет численность последователей любой секты и многих религий. Из классиков социологии религии к этой проблеме обращался Макс Вебер, исследуя специфику религии маргиналов.
Ошибается тот, кто думает, что у бездомных нет никакой религии, что им не до веры в Бога – лишь бы найти пищу и место для ночевки. Многие из этих людей верят. И по своей религиозности, особенностям веры они отличаются от людей обеспеченных по многим признакам и параметрам (например, по степени, характеру, типу религиозности).
Религия деревенских жителей чем-то похожа на религию бродяг. И этот факт также требует особого рассмотрения.
Итак, сначала обратимся к верованиям тех, кого мы привыкли называть бомжами. Классифицируя людей данного типа по социальным параметрам религиозности, можно выделить среди них несколько типов:
1) Бездомные без веры. Эти люди либо с рождения были ярыми атеистами, либо их родителями были неверующие бродяги (такое встречается довольно часто). Сюда же относятся и те, кто полностью утратил веру не только во что-то сверхъестественное, но и в собственное спасение. Как правило, это бездомные, находящиеся на грани умопомешательства и те, кто осознает, что их жизненный путь скоро подойдет к концу. Мышление таких людей работает лишь на уровне первичных потребностей (пища, сон, алкоголь и больше ничего – существование, называемое поддержанием жизни в организме).
2) Бродяги без определенной веры. Их большинство. Психология этих людей по причине ненахождения путей к лучшей жизни (не хотят, либо не могут) порождает веру. Это может быть просто вера в то, что все наладится. Но чаще всего
Что касается сабеизма, сабиев, сабеев, то здесь существует некоторая путаница в их определениях. Существует множество версий относительно как истории сабеизма, так и вообще относительно того, что называть сабеизмом. Приведем несколько версий. В толковом словаре Ушакова находим следующее понятие сабеизма: сабеизм - это доисламская религия некоторых арабских племен, заключающаяся в поклонении небесным светилам, названная так по имени арабского племени сабеев. Определение слишком краткое и не раскрывает всей сути сабеизма. Вот что мы находим на астрологическом Интернет-портале RIN.RU: сабеизм - это доисламская религия в Месопотамии, Аравии, Сирии и Малой Азии, отличавшаяся культом небесных светил, который восходил к древневавилонским представлениям. Возьмем на заметку то, что здесь говорится о том, что эта религия восходила к древневавилонским представлениям. Сабии, веря в единый, безличный, универсальный Божественный Принцип, никогда не упоминали Его, но поклонялись солнечным, лунным и планетарным богам и владыкам, рассматривая планеты и другие небесные тела в качестве соответствующих символов. Название "сабеизм" произошло от имени аравийского племени сабиев, у которых впервые зародился этот культ. Центром этой религии был г. Харран в Сирии. Из религиозной общины сабиев Харрана вышли многие математики, астрономы и астрологи. Выдающийся сирийский учёный-энциклопедист Сабит ибн Курра, исповедовавший сабеизм, был не только наиболее знаменитым сабианским астрологом, но и автором многих религиозных сочинений, реформатором сабеизма.
Зато в «Википедии» мы находим иное определение, говорящее о сабеизме как о некоем элементе многих религий: сабеизм - поклонение звездам, обоготворение небесных светил. В древнее время сабеизм был особенно распространен в Вавилоне и Ассирии, где храмы одновременно служили обсерваториями, в Аравии, Сирии, Малой Азии, Египте, позднее – в Риме и т. д. Кроме некоторых неподвижных звезд, в особенности были предметом поклонения планеты, которым приписывалось влияние на все земное, на природу и людей. Магия, предсказания и гороскопы, изготовлявшиеся по астрологическим правилам, находятся в связи с сабеизмом.
Интерес представляет и книга Валерия Демина «Тайны Вселенной»: «Существовал даже культ поклонения планетам (а заодно и другим священным звездам), известный под названием сабеизма. Термин этот, как и сама религия, мало что говорит современному человеку. В действительности существовало древнее Сабейское царство, населенное племенами сабеев, говоривших на сабейском языке. Располагалось оно во времена позднеегипетской, древнегреческой и древнеримской истории на юге Аравийского полуострова. В современном Йемене от тех времен сохранилось множество развалин домусульманских храмов – сабеистских святилищ, воздвигнутых в честь звездных и планетных божеств. Сабеизм достаточно хорошо известен через библейских халдеев – чародеев и звездопоклонников. Однако «халдеи» - несколько размытое этническое и лингвистическое понятие. Считается, что народ под таким названием, говоривший
ВВЕДЕНИЕ
В этой работе мы поставим проблему изучения сект (НРД), как особых религиозных организаций, деятельность которых повлияла, особенно в последнее время, на ситуацию во многих сферах общественной жизни во всем мире. Мы также постараемся изучить процессы, происходящие внутри сектантской группы, а также то, какими путями «представители» сект вербуют новых членов.
Отсюда следует, что цель нашей работы – изучить секту со всех сторон, настолько, насколько это возможно сделать в труде столь небольшого объема.
Объектом нашего исследования будет секта, и здесь это понятие взято в самом общем его смысле. Мы не ставим задачу изучить какие-то отдельные религиозные организации сектантского характера, мы также не ставим задачу рассмотреть секты и их деятельность в каких-либо отдельно взятых странах мира, наша задача – изучить секту, как реально существующий факт, явление, сильно влияющее на общественную жизнь во многих сферах, поэтому здесь секта будет представлена в своеобразном «идеальном» виде.
Особое внимание в работе будет уделено членам сект, сектантам, они являются предметом нашего исследования. Мы коснемся их психологии, поведения, а также взаимодействия членов сект между собой, взаимоотношений, взаимосвязей, выраженных в структуре (иерархической лестнице) организации.
Сейчас мы поставим несколько вопросов, волнующих многих в наше время, хоть как-то заинтересованных в проблеме влияния сект на светскую и религиозную стороны жизни. И первый вопрос будет звучать так – есть ли будущее у организаций сектантского характера, и если есть, то каково оно? И еще один важный вопрос – к каким опасным последствиям может привести деятельность сект, направленная против представителей других вероучений? На эти вопросы мы постараемся дать ответы в заключении.
При написании этой работы будут использоваться труды известных и малоизвестных авторов, которые работали в данной сфере, ведь исследовательскую работу невозможно хорошо написать, предварительно не изучив литературу по этой теме. Чьи труды были использованы в процессе написания работы, читатели смогут узнать в разделе «Список использованной литературы», или из сносок. Ресурсы Интернета также использовались при написании работы и из того же раздела вы сможете узнать о задействованных здесь Интернет-сайтах.
Об актуальности данной темы речи быть не может. В наши дни эта тема является одной из самых «горячих» не только в религиозной среде, но и в среде светской, безусловно. Почему эта проблема таковой является, читатель поймет в процессе прочтения работы.
Итак, определившись с задачами исследования, мы приступаем непосредственно к работе.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ СЕКТЫ
Существует много определений понятия секты. Практически все они подчеркивают одну или несколько характеристик секты, но лишь некоторые из этих определений относительно полно характеризуют и описывают эту религиозную организацию.
Ниже будет дано несколько определений и на их основании мы попробуем дать свое, наиболее полное, понятие этого слова.
1) Секта – религиозное объединение, отделившееся от какого-нибудь вероучения и ему противостоящее (словарное).
2) Секта – это группа лиц, замкнувшихся в своих мелких, узких интересах (словарное).
3) А. Дворкин, известный исследователь в данной области, подразделяет слово «секта» на две этимологии. В своей книге «Сектоведение» он пишет: «Либо оно происходит от латинского secare – «отсекать» (часть от целого), либо от латинского sequi – «следовать» (за лидером, задающим самопроизвольное направление). А вот определение Дворкиным «тоталитарной секты»: «…применяется по отношению к организациям с жесткой структурой, имеющим обожествленного лидера или верхушку, применяющим методы по контролированию сознания своих членов и удерживанию их, жестко регламентируя все аспекты их жизни, использующим обманные методы при вербовке и имеющим целый ряд других характеристик…» .
4) Секты – любые религиозные организации, лежащие вне рамок исконной религии, вероучения (определение дано представителем Русской Православной Церкви).
5) Секта – отпадение от любой ортодоксальной религии.
6) Секта – группа, имеющая целью или результатом своей деятельности создать или эксплуатировать психологическую или физическую зависимость участников (из законопроекта против новых религиозных движений Франции).
Нужно также дать определение сектантства: сектантство – это общее название движения отделения от господствующего вероучения, образование сект. Последователей сект называют сектантами.
Из данных понятий мы сделаем вывод: секта – это религиозное объединение, «противостоящее» каким-либо вероучениям, имеющее жесткую структуру и в ряде случаев эксплуатирующее психологическую и физическую зависимость участников.
РАЗНООБРАЗИЕ СЕКТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Секты – не новое явление. Сколько существовало человечество, столько существовали и секты, состоящие из групп людей, следующих за неким харизматическим лидером. Всегда находились люди,
ВВЕДЕНИЕ
Выбранная тема не является столь же актуальной со стороны широкого круга заинтересованных развитием религиозной ситуации в современном мире, как, скажем, изучение новых религиозных движений, отношений государства и религиозных организаций, проблемы религиозного экстремизма, однако и не заслуживающей внимания ее назвать нельзя. Для определенного круга специалистов и интересующихся, изучающих историю и современное состояние религии, человеческого сознания и общества в целом феномен анимизма предстает этакой «вечной» проблемой в плане многогранности и многоаспектности континуума своего развития, а также неразрешенных споров по вопросам условий возникновения, механизмов действия в сознании людей и успешного «выживания» в условиях постоянно изменяющегося со всех сторон человеческого общества. Как бы то ни было, самым важным доводом в пользу значимости изучаемой темы является тот факт, что анимизм является необходимо присутствующим элементом в сознании членов современного общества и хотя бы по одной этой причине без его разностороннего анализа нельзя обойтись, если человек хочет обладать знаниями об основах и принципах действия некоторых присущих современному миру явлений, в т.ч. самому человеческому сознанию. На сегодняшний день не слишком много людей точно ответят на вопрос, что такое анимизм, несмотря на наличие его элементов внутри их самих. Слово «анимизм» теперь часто употребляется не в своем классическом значении, раскрывающем суть «претендента» на роль перворелигии, мировоззрения, представления об одушевленности объектов и явлений окружающего мира, человека, а в качестве, например, альтернативного определения спиритизма (что является верным лишь отчасти), совокупности определенных действий, употребляющихся в черной магии и т.п. Многие из этих определений появились в результате простой неосведомленности в области изначального значения термина, что в последнее время стало действительно актуальной проблемой современного общества. Зато многие поторопятся рассказать вам о своих взглядах на существование духов и душу, абсолютно не задумываясь о том, что проявляют в этот момент те самые элементы анимистического мировоззрения. В совокупности с другими «живыми» частицами прачеловеческого мышления (фетишизмом, тотемизмом, магией и т.п.), анимизм предстает действительно феноменом, требующем изучения с разных позиций, и в получении результатов от такого анализа и состоит значимость работ ученых, посвятившим свои труды данной проблеме.
Объектом исследования является анимизм в качестве феномена, явления, пронизывающего всю историю человеческого развития и обладающего уникальными особенностями механизмов своего существования на разных этапах развития общества, суть и проявления которых станут предметом настоящей работы. Их анализ поможет нам достичь главной цели исследования, заключающейся в доказательстве обладания анимизмом роли неотъемлемого элемента человеческого сознания всех времен. В частности, нас интересует исследование явления анимизма в его историко-религиозном значении как одной из первобытных форм проявления человеческой религиозности, а также его дальнейшее развитие, получившее отражение в вероучениях национальных и мировых религий, в человеческой культуре сегодня. Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
- выявить общие и частные черты анимизма древности, условия его существования и особенности на этапе родоплеменного общества;
- показать роль и особенности анимизма в пракультуре на примерах современных языческих религий и культов, «близких» по своим проявлениям первобытным;
- выявить элементы анимизма в «мертвых» (исчезнувших) и «живых» (существующих сегодня) национально-государственных религиях, показав тем самым «популярность» анимистических воззрений у различных народов после отхода от родоплеменного к более развитым типам общества в разные исторические эпохи;
- выявить элементы анимизма в мировых религиях, чтобы показать их распространенность в наиболее высоких формах религиозного развития человечества и продиктованных ими культурах;
- на примере новых религиозных движений показать основные тенденции и особенности существования анимистических элементов на этапе современного религиозного плюрализма;
- выявить элементы анимизма в современной массовой культуре в целом, наличие которых обусловливается прочной позицией рассматриваемого явления в сознании наших современников.
Изучение ранних форм религии и человеческого мировосприятия вообще, в том числе анимизма, не является новым. Еще основатель идеи об анимизме как перворелигии Э.Б. Тайлор в своей книге «Первобытная культура» не только анализирует первобытные верования, но и усматривает в современном ему положении дел в сфере религии и общественного быта элементы прачеловеческого мировосприятия. В дальнейшем об анимизме говорилось в свете двух тенденций:
- исследования, реформировавшие анимизм как перворелигию. Здесь при анализе древних верований ученые находили недостатки теории Тайлора и выдвигали свою гипотезу прарелигии. Сюда можно отнести Р. Маретта, Л.Я. Штернберга (теория динамизма, или аниматизма), Б.
ВВЕДЕНИЕ
Выбранная тема не является столь же актуальной со стороны широкого круга заинтересованных развитием религиозной ситуации в современном мире, как, скажем, изучение новых религиозных движений, отношений государства и религиозных организаций, проблемы религиозного экстремизма, однако и не заслуживающей внимания ее назвать нельзя. Для определенного круга специалистов и интересующихся, изучающих историю и современное состояние религии, человеческого сознания и общества в целом феномен анимизма предстает этакой «вечной» проблемой в плане многогранности и многоаспектности континуума своего развития, а также неразрешенных споров по вопросам условий возникновения, механизмов действия в сознании людей и успешного «выживания» в условиях постоянно изменяющегося со всех сторон человеческого общества. Как бы то ни было, самым важным доводом в пользу значимости изучаемой темы является тот факт, что анимизм является необходимо присутствующим элементом в сознании членов современного общества и хотя бы по одной этой причине без его разностороннего анализа нельзя обойтись, если человек хочет обладать знаниями об основах и принципах действия некоторых присущих современному миру явлений, в т.ч. самому человеческому сознанию. На сегодняшний день не слишком много людей точно ответят на вопрос, что такое анимизм, несмотря на наличие его элементов внутри их самих. Слово «анимизм» теперь часто употребляется не в своем классическом значении, раскрывающем суть «претендента» на роль перворелигии, мировоззрения, представления об одушевленности объектов и явлений окружающего мира, человека, а в качестве, например, альтернативного определения спиритизма (что является верным лишь отчасти), совокупности определенных действий, употребляющихся в черной магии и т.п. Многие из этих определений появились в результате простой неосведомленности в области изначального значения термина, что в последнее время стало действительно актуальной проблемой современного общества. Зато многие поторопятся рассказать вам о своих взглядах на существование духов и душу, абсолютно не задумываясь о том, что проявляют в этот момент те самые элементы анимистического мировоззрения. В совокупности с другими «живыми» частицами прачеловеческого мышления (фетишизмом, тотемизмом, магией и т.п.), анимизм предстает действительно феноменом, требующем изучения с разных позиций, и в получении результатов от такого анализа и состоит значимость работ ученых, посвятившим свои труды данной проблеме.
Объектом исследования является анимизм в качестве феномена, явления, пронизывающего всю историю человеческого развития и обладающего уникальными особенностями механизмов своего существования на разных этапах развития общества, суть и проявления которых станут предметом настоящей работы. Их анализ поможет нам достичь главной цели исследования, заключающейся в доказательстве обладания анимизмом роли неотъемлемого элемента человеческого сознания всех времен. В частности, нас интересует исследование явления анимизма в его историко-религиозном значении как одной из первобытных форм проявления человеческой религиозности, а также его дальнейшее развитие, получившее отражение в вероучениях национальных и мировых религий, в человеческой культуре сегодня. Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи:
- выявить общие и частные черты анимизма древности, условия его существования и особенности на этапе родоплеменного общества;
- показать роль и особенности анимизма в пракультуре на примерах современных языческих религий и культов, «близких» по своим проявлениям первобытным;
- выявить элементы анимизма в «мертвых» (исчезнувших) и «живых» (существующих сегодня) национально-государственных религиях, показав тем самым «популярность» анимистических воззрений у различных народов после отхода от родоплеменного к более развитым типам общества в разные исторические эпохи;
- выявить элементы анимизма в мировых религиях, чтобы показать их распространенность в наиболее высоких формах религиозного развития человечества и продиктованных ими культурах;
- на примере новых религиозных движений показать основные тенденции и особенности существования анимистических элементов на этапе современного религиозного плюрализма;
- выявить элементы анимизма в современной массовой культуре в целом, наличие которых обусловливается прочной позицией рассматриваемого явления в сознании наших современников.
Изучение ранних форм религии и человеческого мировосприятия вообще, в том числе анимизма, не является новым. Еще основатель идеи об анимизме как перворелигии Э.Б. Тайлор в своей книге «Первобытная культура» не только анализирует первобытные верования, но и усматривает в современном ему положении дел в сфере религии и общественного быта элементы прачеловеческого мировосприятия. В дальнейшем об анимизме говорилось в свете двух тенденций:
- исследования, реформировавшие анимизм как перворелигию. Здесь при анализе древних верований ученые находили недостатки теории Тайлора и выдвигали свою гипотезу прарелигии. Сюда можно отнести Р. Маретта, Л.Я. Штернберга (теория динамизма, или аниматизма), Б.
ВВЕДЕНИЕ.
В данной работе исследуется Апокалипсис (Откровение) Иоанна Богослова, наиболее древняя новозаветная книга, которая была написана Иоанном Богословом во время усилившихся гонений на Церковь. Апокалипсис может рассматриваться как связующее звено между Ветхим и Новым Заветами. Эта книга тесно связана с книгами пророков Ветхого Завета, особенно с откровениями Иезекииля и Даниила, а так же с апокалипсисами поздней иудейской литературы.
Актуальность темы исследования состоит в том, что в раскрытии образов, которые передает Иоанн, и толкованием символов, и знаков, содержащихся в Откровении, будет подчёркнута преемственность ветхозаветного и новозаветного значения Откровения в библейской литературе в целом.
Я считаю, что человек, интересующийся возникновением христианства, становлением его вероучения, должен изучить самые разнообразные источники: произведения античных писателей, которые упоминали о христианах, сочинения христианских богословов и их противников, а также, конечно, те книги, которые сами христиане почитают священными и боговдохновенными, где изложены основные догмы христианской религии, легенды о жизни ее основателя - Иисуса, приведены его слова и поучения. И несмотря на то, что одной из целей Откровения Иоанна было подведение итогов всему что было сказано в создавшейся наличествующей библейской традиции и раскрытие и приведение в ясность того, что было прежде неясным, то по сей день, и скорее всего, и в течении Вечности, Апокалипсис останется одним из самых таинственных, загадочных и востребованных во всех областях человеческой жизни произведениях.
Задачами своей работы я считаю раскрытие роли Апокалипсиса в первейших записях христианского учения, его уникальности как первого пророческого Откровения и его значение сегодня для каждого верующего человека и читателя, как поддержка в виду частых испытаний веры человека в современном агрессивном и технологическом мире.
2. Первые записи христианского учения. Новый Завет и апокрифы.
Какие же книги называли священными первые христиане, жившие в Римской империи в I - II вв.? На первый взгляд ответ на этот вопрос прост: это те же самые книги, которые христианские церкви и поныне почитают таковыми, т. е. произведения, включенные в Новый завет: четыре евангелия (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), Деяния апостолов, двадцать одно послание апостолов (автором четырнадцати из них считается Павел; среди остальных семи, так называемых католических или соборных, адресованных всем христианам, - одно послание Иакова, два послания Петра, три послания Иоанна, одно послание Иуды); последнее по порядку расположения произведение Нового завета - Апокалипсис (Откровение) Иоанна.
Научная литература, посвященная Новому завету, огромна. Исследователи стремятся установить время и место создания отдельных его книг, ставят вопросы об их авторстве, источниках, выявляют противоречия, содержащиеся в этих книгах. Уже сам состав Нового завета, каким бы привычным он ни казался, вызывает целый ряд вопросов. За исключением евангелий (в основном трех первых) и посланий Павла (и то не всех), произведения Нового завета и по жанру, и по содержанию слабо связаны друг с другом. Послания апостолов представляют собой самостоятельные произведения, написанные по разным поводам.
Современная наука может с достаточной определенностью ответить на эти вопросы. Мы знаем, что произведения, входящие в Новый завет, некогда были лишь частью обширной христианской литературы I - II вв.: евангелий, откровений, посланий, деяний отдельных апостолов. В самом Новом завете содержатся некоторые прямые и косвенные указания на существование такой литературы, а также, возможно, устной традиции, не использованной в четырех евангелиях. У христианских писателей II в., которые защищали и систематизировали новое учение, встречается еще больше указаний на христианские писания и сказания, отсутствующие в Новом завете.
Когда только строго определенные христианские сочинения были признаны священными, подлинными, боговдохновенными, то именно они стали восприниматься как выражение нового союза с божеством, как "новый завет".
В условиях, когда пророчества играли для верующих столь большую роль, естественно появление в качестве одного из первых жанров христианской литературы так называемых откровений (апокалипсисов) - рассказов о видениях, якобы предвещавших конец света. Под влиянием ветхозаветных пророческих книг и экзальтированных устных проповедей появилось Откровение Иоанна, или Апокалипсис, включенное позже в новозаветный канон. Это - описание видений Страшного суда, адресованное семи христианским общинам в малоазийских городах. Оно начинается как наставление, в котором порицаются одни христиане, одобряются другие, но затем от этих наставлений автор переходит к рассказу о видениях, переполненному символами, аллегориями, устрашающими образами того, "чему надлежит быть". Откровение Иоанна было создано в конце 60-х годов I в.; в нем сохранились живые воспоминания о страшном пожаре, опустошившем Рим в 64 г.; ясны связи этого произведения с ветхозаветными пророчествами; в нем нет развитого учения о Христе. Ф. Энгельс датирует Апокалипсис 68 - 69 гг. Возможно, он был отредактирован переписчиками в 90-х годах, т. е. уже после падения Иерусалима (70 г.) и поражения I иудейского восстания против римлян (73 г.). Именно к этому времени относит создание Откровения Иоанна церковная традиция.
Словосочетание "новый завет" применительно к христианским писаниям начало употребляться с конца II в.; впервые, по-видимому, оно было использовано в этом значении в произведении анонимного автора, направленном против одной из христианских групп - монтанистов. Это произведение упоминается у Евсевия.
Когда только строго определенные христианские сочинения были признаны священными, подлинными, боговдохновенными, то именно они стали восприниматься как выражение нового союза с божеством, как "новый завет".
Особенно резко от остальных произведений Нового завета по образному строю, языку и даже по религиозным представлениям отличается Апокалипсис Иоанна, рисующий устрашающие картины суда божия над человечеством.
3. Апокалипсис Иоанна Богослова.
Апокалипсис – Откровение Иоанна Богослова, наиболее древняя новозаветная книга, точное датированное которой мы уже сегодня можем определить 68 г. н.э. Анализируя этот источник, можно заметить, что он существенно выделяется из общего потока раннехристианской мысли. Интересно отметить тот факт, что христианство представлено в нем Апокалипсисе) как учение, не вполне отделившееся от иудаизма. В нем отсутствует этика всепрощения, кротости и покорности, которая впоследствии появилась в Евангелиях.
В начале нашего летоисчесления в иудейской литературе появился новый жанр - апокалипсис. Апокалипсические произведения были призваны поднять завесу над будущим и рассказать о нем в откровениях пророков. Они излагают грядущие события в фантастическом, устрашающем виде. Откровения вкладываются в уста героев древних времен, словно они смогли предвидеть все ужасы настоящего, чтобы освободить от них людей. Но если им было дано “видение” настоящего, то они могли “видеть” и будущее.
Апокалипсисы встречаются в канонической и неканонической литературе ветхозаветного периода. По этому образцу были созданы апокалипсисы ранних христиан, например. Откровение Петра, Откровение Павла и др. Апокалипсис Петра был создан, вероятно, во 2 в.н.э. В нем нашли свое отражение те перемены, которые происходили в христианстве на рубеже первых веков нашей эры.
Апокалипсис (или в переводе с греческого - Откровение) святого Иоанна Богослова - это единственная пророческая книга Нового Завета. Она предсказывает о грядущих судьбах человечества, о конце мира и о начале вечной жизни, и поэтому, естественно, помещается в конце Священного Писания.
Апокалипсис – очень трудное и таинственное для понимания священное писание, но вместе с тем именно таинственный характер этой книги и привлекает к себе взоры как верующих христиан, так и просто пытливых мыслителей, старающихся разгадать смысл и значение описанных в ней видений.
Несмотря на трудность понимания этой книги, духовно просвещенные отцы и учители Церкви всегда относились к ней с великим благоговением как к вдохновенной Богом книге. Так, святой Дионисий Александрийский пишет: "Темнота сей книги не препятствует удивляться ей. И если я не все в ней понимаю, то лишь по моей неспособности. Я не могу быть судьей истин, в ней заключающихся, и измерять их скудостью моего ума; руководствуясь более верою, чем разумом, нахожу их только превосходящими мое понимание." В таком же роде высказывается об Апокалипсисе блаженный Иероним: "В нем столько же тайн, сколько слов. Но что я говорю? Всякая похвала сей книге будет ниже ее достоинства."
За богослужением Апокалипсис не читается потому, что в древности чтение Священного Писания за богослужением всегда сопровождалось объяснением его, а Апокалипсис весьма труден для объяснения.

3.1. Автор книги.
Автор апокалипсиса называет себя Иоанном (От. 1:1, 4 и 9; 22:8).По общему мнению святых отцов Церкви это был апостол Иоанн, возлюбленный ученик Христов, получивший за высоту своего учения о Боге-Слове отличительное имя "Богослов." Его авторство подтверждается как данными в самом Апокалипсисе, так и многими другими внутренними и внешними признаками. Вдохновенному перу апостола Иоанна Богослова принадлежит еще Евангелие и три Соборных послания. Автор Апокалипсиса говорит, что он был на острове Патмос "за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа" (От. 1:9). Из церковной истории известно, что из апостолов только святой Иоанн Богослов подвергся заточению на этом острове.
Некоторые различия между языком Апокалипсиса и другими книгами апостола Иоанна объясняются как разностью содержания, так и обстоятельствами происхождения писаний святого Апостола. Святой Иоанн, иудей по рождению, хотя и владел греческим языком, но, находясь в заточении вдали от живого разговорного греческого языка, естественно наложил на Апокалипсис печать влияния своего родного языка. Для непредубежденного читателя Апокалипсиса очевидно, что на всем содержании его лежит печать великого духа Апостола любви и созерцания.
В раннесредневековом Китае даосизм из преследуемой секты превратился в признаваемую и даже необходимую стране религию. Эта религия заняла достаточно прочные позиции в китайском обществе еще и потому, что она никогда не пыталась соперничать с конфуцианством и скромно заполняла те пустоты в культуре и образе жизни народа, которые оставались на ее долю. Более того, по своему образу жизни слившиеся с народом даосы сами были теми же конфуцианцами, а своей деятельностью они даже укрепляли идеологическую структуру страны.
Сложнее были взаимоотношения даосов с буддистами, проникшими в Китай в начале нашей эры и активно сотрудничавшими с даосами.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества