Прокурорский надзор - готовые работы

ГлавнаяКаталог работПрокурорский надзор
fig
fig
В соответствии с процессуальным законодательством прокуроры участвуют в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами, в том числе поддерживают государственное обвинение в уголовном судопроизводстве. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел судами по новому уголовно-процессуальному законодательству стало во многом иным, чем прежде.
Одной из основных отраслей прокурорского надзора за законностью, осуществляемой Генеральным прокурором Республики Беларусь и подчиненными ему прокурорами, является общий надзор. В соответствии со ст.21 Закона «О прокуратуре» Республики Беларусь предметом является надзор за точным и единообразным исполнением законов республиканскими, местными органами государственного управления и контроля, местными Советами депутатов и иными органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности, внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами.
устранению выявленных нарушений или недостатков и предотвращению их в будущем.
По общему правилу срок рассмотрения жалобы не должен превышать трех суток с момента поступления ее к прокурору до принятия по ней решения. Указанным сроком охватывается время изучения содержания жалобы и прилагаемых документов, имеющих к ней отношение материалов уголовного дела, получения и анализа объяснений дознавателя или следователя, проведения иных проверочных действий и подготовки ответа. Рассмотрение жалобы в порядке исключения в срок до десяти суток предопределяется большим объемом проверочных действий, длительностью исполнения сделанных в связи с проверкой запросов или поручений и другими факторами, обусловливающими непредвиденные или объективно неизбежные затраты времени на выяснение изложенных в жалобе фактов. О рассмотрении жалобы свыше трехсуточного срока полагается заблаговременно известить заявителя с указанием причин отсрочки. Извещение может быть сделано в письменной или устной форме, в том числе по факсу или телефону .
Рассматривая жалобу, прокурор обязан всесторонне проверить изложенные в ней обстоятельства и доводы. В ходе проверки прокурор вправе использовать все средства, предоставленные ему как органу надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. В случае необходимости прокурор вправе вызвать к с
Введение
Правовая реальность современного общества сложна и многогранна. Впервые за много лет органы прокуратуры столкнулись с тем, что законодательное поле Российской Федерации формируется одновременно тремя источниками: Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления. И дело не столько в том, что таким образом увеличился нормативный массив, который должен быть осмыслен, изучен и применим прокурором, исходя из целей и задач прокурорского надзора, а в коренном изменении взгляда на то, как должна быть устроена местная власть, каковы её взаимоотношения с населением самоорганизующихся территорий и с государством. Без уяснения сущности реформирования государственного устройства страны на федеративных началах и общей децентрализации управления, а также связанных с этим процессов возрастания роли органов местного самоуправления как института народовластия, прокурору трудно рассчитывать на успех в утверждении принципа законности, являющегося основой общественной дисциплины. Генеральная прокуратура уделяет неослабное внимание вопросам надзора за законностью в деятельности ор-ганов местного самоуправления. На места направлялись обзоры, информационные записки, методические рекомендации, посвящённые как положительному опыту прокурорского надзора, так и анализу ошибок, до-пускаемых прокурорами. В помощь прокурорам подготовлено и на-стоящее пособие. С учётом потребностей надзорной практики, типичных ошибок правоприменения в области местного самоуправления, в работе значительное внимание уделено понятию местного самоуправления, характеристике его правовых основ, состоянию законности.
Прокурор, с одной стороны, осуществляет надзор за законностью данных правовых актов, а с другой обязан учитывать соответствующие закону правовые нормы муниципального образования в своей деятельности. К числу нормативных актов муниципальных образований прежде всего относятся их уставы, правовые акты представительных и исполнительных органов, правовые акты глав местного самоуправления и договоры, заключаемые муниципальными образованиями с Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации в сфере разграничения полномочий, передачи отдельных государственных полномочий и по иным вопросам, обеспечивающим реализацию муниципальным образованием вопросов, отнесённых к его предмету ведения. Более детально вопросы правового регулирования различных сторон деятельности муниципальных образований в настоящем пособии рассматриваются применительно к осуществлению надзорных мероприятий по конкретным направлениям.
Осуществляя надзор, прокурор обязан удостовериться, на законный ли нормативный акт опираются органы муниципальных образований, формируя представительные и исполнительные органы, принимая устав муниципального образования, назначая выборы, решая иные вопросы в пределах предмета ведения местного самоуправления. Для того, чтобы правильно оценить законность правовой базы субъекта Российской Федерации, прокурору следует прибегать к положениям двух важнейших федеральных законов, определяющих вопросы разграничения полномочий и предметов ведения Российской Федерации с её субъектами и организации власти в субъекте Российской Федерации.
Центральная часть работы посвящена особенностям выявления нару-шений законодательства о местном самоуправлении. Особое место отведено проверке законности уставов и иных правовых актов органов и должностных лиц муниципальных образований, поскольку именно они в последующем определяют решение вопросов об экономических основах местного самоуправления, реализации социальных прав граждан. От своевременности выявления дефектности названных документов во многом зависит действенность правовой охраны прав и законных интересов граждан. Изложенные в пособии рекомендации базируются на изучении практики прокурорского реагирования, в том числе обобщении материалов с мест, что делает работу информативной и в этом смысле полезной. Как неоднократно отмечалось на коллегиях Генеральной прокуратуры Российской Федерации, надзору за исполнением законов о местном самоуправлении должно уделяться неослабное внимание, а в последнее время актуальность данного направления деятельности обусловлена проводимыми в стране мерами по укреплению вертикали власти, созданию такого ре-жима законности, который содействовал бы поступательному развитию реформ на всех участках государственного, экономического, политического строительства по пути построения правового демократического государства.
Введение
Прокуратура Российской Федерации – это уникальный государственный орган, который осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на территории России.
В современных условиях глубоких социально-экономических перемен деятельность прокуратуры очень важна, так как она призвана обеспечивать верховенство закона, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокуратура России имеет давнюю историю. Ее появление связано с реформами, проводимыми Петром I. И на протяжении всего существования прокуратуры не утихают споры о роли и месте прокуратуры в системе государственной власти, о ее функциях и задачах, о взаимодействии с другими государственными контролирующими органами.
В настоящее время отмечаются целенаправленные действия по вытеснению прокуратуры РФ с конституционного правового поля. Противники стабильного позитивного развития России осознают, что система органов прокуратуры – одна из несущих опор нашего государства и от определения ее места и роли в государственном правообеспечивающем механизме будет очень многое зависеть для будущего России.
Многие ученые придерживаются точки зрения о том, что прокуратура – опора именно правового государства. Однако есть и другие мнения. Некоторые ученые полагают, что необходимо упразднить систему независимого надзора прокуратуры, демонтировав ее основы, или перестроить ее по западным образцам, лишив ее стержневой функции – надзора за исполнением законов.
Актуальность названных проблем усиливается еще и тем обстоятельством, что Россия вступила в Европейское Сообщество. Поэтому в настоящее время особенно важна надзорная деятельность органов прокуратуры, связанная с проверкой исполнения законов, регулирующих конкретные механизмы осуществления экономической реформы, перехода к рыночным отношениям, охраны прав граждан. Для укрепления законности и правопорядка необходимо обеспечение прокурорского надзора за исполнением законов органами государственного контроля.
Цель настоящей дипломной работы – провести анализ теоретических и практических аспектов места прокуратуры России в системе государственного контроля Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- с учетом существующих точек зрения, определить место прокуратуры в системе органов государственной власти;
- определить контрольные (надзорные) функции прокуратуры как государственно-правового института;
- рассмотреть соотношение прокуратуры и органов законодательной (представительной власти), органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;
- обозначить полномочия прокуратуры по реализации своих контрольных (надзорных) функций.
- обобщить и проанализировать научные взгляды, существующие в юридической литературе по данным вопросам;
- выявить практические проблемы, возникающие в правоприменительной деятельности в обозначенной сфере, предложить собственное виденье на данные проблемы и возможные пути их решения.
Объектом исследования являются правовые отношения по взаимодействию прокуратуры и других государственных органов, обладающих властными полномочиями.
Предмет исследования – прокуратура в системе государственного контроля Российской Федерации.
Методология и методика исследования основывается на общенаучных методах таких как: диалектический, исторический, логический, функциональный, анализ, синтез, обобщение, сравнительно-сопоставительный, наблюдение, метод выборки, а также частнонаучных методах: сравнительно-правовой, формально-юридический.
Теоретическую основы данного исследования составили труды Бессарабова В.Г., Ванькаева А.Н., Галузо В.Н., Ергашева Е.Р., Ермоловой Т.Ю., Ласкиной Н.В., Лукоянова Д., Опарина Д.А., Рябцева В.П. и других авторов.
Нормативную базу исследования составили Конституция РФ , Федеральный закон «О прокуратуре РФ» , другие законодательные акты Российской Федерации, а также подзаконные нормативно-правовые акты.
Структурными элементами дипломной работы являются введение, две главы, включающих в себя 6 параграфов, заключение, список литературы и приложение. В первой главе «Государственно-правовые основы места и роли прокуратуры в государственном механизме РФ» будут рассмотрено место прокуратуры в системе органов государственной власти РФ, определены контрольные (надзорные) функции прокуратуры как государственно-правового института. Вторая глава исследования «Прокуратура и органы государственной власти РФ» посвящена анализу соотношения и взаимодействия прокуратуры и органов законодательной (представительной) власти, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Также в данной главе будут рассмотрены полномочия прокуратуры по реализации своих контрольных (надзорных) функций.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении научного знания по указанным проблемам. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в правоприменительной деятельности.
Введение
Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила Россию демократическим правовым государством, где человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 1, 2 Конституции РФ).
Прокуратура – это государственный орган, призванный обеспечивать соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина. Статистические показатели деятельности прокуратуры России показывают значимость данного органа в реализации конституционных положений. Так, только в 2005 году прокуратурой было опротестовано более 3904 незаконных нормативных актов региональных властей, внесено более 500 представлений о необходимости разработки нормативных актов, реально обеспечивающих права личности; предъявлено более 3000 исков в защиту граждан-льготников; около 270 тысяч исков о взыскании задолженности по заработной плате; выявлено более 138 тысяч укрытых от регистрации преступлений только путем необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела . В период с августа по сентябрь 2006 года прокуратурой проверено исполнение законодательства о государственной службе в 11 федеральных министерствах, службах, агентствах и их территориальных подразделениях. При этом выявлено более 47 тысяч нарушений закона, внесено 10 тысяч представлений об устранении нарушений закона, более 4 тысяч протестов, возбуждено около 600 уголовных дел коррупционной направленности, в суды направлено более 1100 исков, объявлено 1600 предостережений о недопустимости нарушений закона, привлечено к дисциплинарной и административной ответственности более 2,5 тысяч государственных и муниципальных служащих .
Изучение статистики дает основание для вывода, что прокуратура России является эффективным звеном в механизме обеспечения и восстановления законности. Вместе с тем, как ни странно, именно прокуратура в последние годы оказалась в центре полярных мнений, как ученых и практиков, так и законодателя. Деятельность российской прокуратуры, выполняемые ею функции с момента возникновения и до настоящего времени являются предметом жарких дискуссий и споров. Ставятся вопросы реформирования органов прокуратуры и соответствующих прокурорских полномочий, о месте отечественной прокуратуры в системе органов государственной власти.
В связи с этим, вопросы о целях и задачах деятельности прокуратуры в России, об эффективности работы прокуратуры остаются по-прежнему актуальными. Исследование целей и задач деятельности прокуратуры позволит понять роль данного органа в современной жизни, определить тенденции дальнейшего развития прокуратуры в России.
Актуальность названных проблем определили цели и задачи настоящего исследования.
Цель работы – определить цели и задачи деятельности прокуратуры в соответствии с действующим законодательством.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю становления и развития прокуратуры в России, определить место прокуратуры в государственном механизме на современном этапе;
- обозначить цели деятельности прокуратуры, принципы их осуществления;
- выявить задачи прокуратуры, их виды;
- дать характеристику прокурорскому надзору как основному направлению деятельности прокуратуры;
- проанализировать эффективность деятельности прокуратуры по достижению поставленных целей и задач, предложить меры по совершенствованию эффективности деятельности прокуратуры.
Успешность выполнения поставленных задач в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования. В работе использовались следующие методы: изучение и анализ научной литературы, обобщение научных взглядов, абстрагирование, анализ, синтез, дедукция, сравнение.
Для написания работы использовались действующее законодательство, учебная и научная литература, монографии, научные публикации в средствах массовой информации. Обозначенные проблемы затронуты в трудах таких авторов как В. Г. Бессарабова и К.А. Кашаева, А.Н. Ванькаева, К.А. Григорова, В.Ф. Крюкова, Н.В. Ласкиной, Д. Лукоянова, Г. Чуглазова и др.
Объектом исследования является нормативно урегулированная деятельность российской прокуратуры, а также правоотношения, складывающиеся в результате реализации прокуратурой Российской Федерации своих полномочий.
Предметом исследования выступают цели и задачи деятельности прокуратуры РФ.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования в практической деятельности.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и списка литературы.
Законодатель исключил из ст. 97 и 99 УК указание о применении наряду с осуждением принудительной меры медицинского характера в отношении лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией по решению суда и Федеральным законом от 08.12.2003 № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» дополнил ч. 3 ст. 18 УИК положением, в соответствии с которым в отношении таких лиц должно применяться обязательное лечение по решению медицинской комиссии. Следовательно, решение суда было неправомерным.
Если прокурор, поддерживавший государственное обвинение, или вышестоящий прокурор придут к выводу о необходимости опротестования незаконного или необоснованного судебного постановления (в большинстве случаев таким постановлением будет оправдательный приговор) они должны принести кассационное представление, поскольку опротестование неправосудных приговоров является не только правом, но и обязанностью прокурора.
...
Введение
Прокуратура в России была создана Петром I прежде всего как властный контрольный и надзорный орган. Судебная реформа 1864 года хоть и свела функции прокуратуры в большей степени к участию в суде, надзору за предварительным следствием и дознанием, но все-таки в меньшей степени сохранила «общенадзорные» полномочия прокуратуры .
В советское время прокуратура в ряде случаев стала подменять органы ведомственного управления и контроля; участие в уголовном и гражданском производстве приобретало отчасти характер управленческой деятельности .
В наши дни радикальных реформ в государстве и обществе вопрос о реформировании судебной системы, правоохранительных органов и, конечно же, прокуратуры, опять стал актуален .
Актуальность работы обусловлена тем, что изменения, происшедшие в стране за последние десять – пятнадцать лет (развитие демократических начал и расширение прав и свобод человека и гражданина) повлекли за собой реформирование всей правоохранительной системы России. Законодательство о прокуратуре также претерпело существенные изменения, характеризующиеся «ограничением вмешательства прокурора в экономическую сферу, а также смещение акцентов в его деятельности на защиту прав и свобод граждан» .
Целью работы является рассмотрение звена высшего уровня российской прокуратуры – Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

1. Прокуратура – единая и централизованная система государственных органов
Конституция Российской Федерации определяет Прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ (ч.1 ст.129).
По справедливому замечанию П.Е.Кондратова «в силу стоящих перед ней задач прокуратура в организационном и функциональном отношении выведена за рамки законодательной, исполнительной и судебной властей. То обстоятельство, что комментируемая статья находится в гл. 7 «Судебная власть», является скорее результатом не осуществившейся при подготовке проекта Конституции попытки свести роль прокуратуры к осуществлению уголовного преследования, нежели свидетельством ее включения в систему судебной власти» .
Часть 1 ст.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) вторит Конституции: «Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации».
Задачи прокуратуры, равно как и основные направления деятельности указаны в ч.2 ст.1 Закона о прокуратуре – «в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
- надзор за исполнением законом федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов ;
- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
- надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью».
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, а также опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов (именно этот аспект деятельности прокуроров и станет предметом нашего рассмотрения).
Прокуратура РФ принимает участие в правотворческой деятельности: в соответствии со ст.9 Закона о прокуратуре прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов.
Под системой обычно понимается множество элементов, взаимосвязанных между собой и представляющих целостное единство. В связи с этим под системой органов прокуратуры необходимо понимать не только совокупность её органов, но и их место в структуре и соотношение между собой, их организационные связи и управленческие отношения .
Система органов прокуратуры имеет трехзвенную, или трехуровневую структуру: Генеральная Прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
Существует некоторая специфика элементов, составляющих структуру органов прокуратуры: в силу различных причин отдельные функции в ней выполняются не подразделениями, а лицами, занимающими отдельные должности .
Особый характер складывающимся взаимоотношениям управлений и прокуратур субъектов Российской Федерации придал тот факт, что в штат Генеральной прокуратуры дополнительно были введены семь должностей заместителя Генерального прокурора РФ. Появление в системе органов прокуратуры России подразделений Генеральной прокуратуры в федеральных округах стало закономерно реакцией на установление института полномочных представителей Президента РФ .
Связи внутри системы прокуратуры и с другими социальными системами могут быть расположены по вертикали, объединяя элементы внутреннего управления, и по горизонтали, поддерживая связь с однопорядковыми системами внутри прокуратуры и с другими социальными системами . Использование вертикальных и горизонтальных связей элементов структуры основано на отношениях субординации и координации, т.е. подчинения и согласования поведения субъектов отношений. Названный характер взаимосвязей определяет линейно-функциональный тип построения организационной структуры. Именно по такому типу и построена структура органов прокуратуры в России.
Линейная структура образуется в результате построения аппарата управления только из последовательно подчиненных органов, подразделений и единиц. Звенья каждого нижнего уровня находятся в непосредственном (линейном) подчинении руководителя вышестоящего уровня. В этом случае каждый работник подчинен и подотчетен только одному руководителю и, следовательно, связан с вышестоящей системой только через него. Линейный руководитель отвечает в соответствии с принципом единоначалия за весь объем деятельности вверенных ему органов и подразделений.
Линейная структура достаточно эффективна, так как она строится на четких и простых взаимосвязях подчинения. По такому принципу в органах прокуратуры строятся взаимоотношения, распределяются полномочия, функции между прокурорами и возглавляемыми ими аппаратами органов прокуратуры соответствующего уровня. По такому же принципу построены организационные структуры в главных управлениях, управлениях и отделах органов прокуратуры субъектов РФ и в аппарате Генеральной прокуратуры РФ.
Развитие специализации обусловило возникновение и развитие функциональной организационной структуры. Составными элементами такой структуры являются специализирующиеся на определенных видах деятельности органы, подразделения, структурные единицы (природоохранные, транспортные и др. прокуратуры).
Важным положением, характеризующим прокуратуру как единую централизованную систему, является то, что образование, реорганизация и ликвидация органов и учреждений прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются исключительно Генеральным прокурором РФ.
«В самой основе образования органов прокуратуры лежит идея о необходимости обеспечения задачи единства понимания и применения законов по всей стране. Законность должна быть единой» .
Особое значение для сохранения единства системы органов прокуратуры России имеет требование ч.3 ст.11 Закона о прокуратуре, запрещающей создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации.
Введение
Кардинальные преобразования российской государственности и права, имевшие место в течение последнего десятилетия, с особой остротой затронули проблему деятельности прокурора в уголовном процессе, которая всегда была в центре внимания юридической науки и правоприменительной практики.
Существенное реформирование уголовного судопроизводства требует переосмысления уже сложившихся стереотипов в оценке роли прокурора, полномочий, форм и методов его деятельности на этапе поступления к нему уголовного дела с обвинительным заключением и до начала судебного разбирательства. Это связано с тем, что прокурор в соответствии со ст. 37 УПК является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Закрепление за прокурором обязанности по осуществлению двух функций возлагает на него ответственность за качество расследования уголовных дел и, в силу принципа состязательности, ответственность за результаты уголовного преследования. В связи с этим прокурор в целях достижения конкретного результата обязан использовать все предоставленные ему полномочия для устранения препятствий и обеспечения рассмотрения уголовного дела в судебном заседании.

1. Общая характеристика участия прокурора в
рассмотрении уголовных дел судами
Участие прокурора в рассмотрении судом уголовных дел регулируется прежде всего ст. 35 Закона о прокуратуре. Однако эта норма имеет отсылочный характер, так как в п. 1 этой статьи указано, что прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным (в данном случае уголовно-процессуальным) законодательством РФ и другими федеральными законами. Из этого следует, что основной нормативной базой данного направления деятельности прокурора является УПК РФ .
Общие задачи деятельности прокурора в суде конкретизируются в процессе их реализации. Среди конкретных можно выделить две основные задачи. Ими являются: во-первых, обеспечение законности и обоснованности государственного обвинения (п. 4 ст. 37 УПК РФ); во-вторых, обеспечение законности приговоров, определений и постановлений суда, вынесенных в связи с рассмотрением уголовных дел.
Решение каждой из названных задач, в свою очередь, определяет необходимость постановки и последующего решения ряда частных, более узких задач. В их числе можно назвать в первом случае организацию участия прокурора в суде, обеспечение участия наиболее квалифицированного государственного обвинителя, обеспечение тщательной подготовки к судебному рассмотрению уголовного дела и т.д.
Для решения второй задачи прокурору необходимо обеспечить своевременность апелляционного и кассационного обжалования правовых актов, принятых судом по уголовному делу; обеспечение квалифицированного составления апелляционных, кассационных и надзорных представлений, участие в рассмотрении дел в кассационной и надзорной инстанции и ряд других.
Действующее законодательство – Закон о прокуратуре и УПК РФ предусматривают два основных вида деятельности прокурора в рассматриваемом направлении:
1) собственно участие в рассмотрении уголовных дел судом первой инстанции;
2) надзор за законностью и обоснованностью приговоров, определений и постановлений суда по уголовному делу.
Каждый из этих видов деятельности прокурора осуществляется в суде первой инстанции, в апелляционной, кассационной и надзорной инстанции. Ввиду довольно существенного различия функций и полномочий прокурора в названных стадиях судопроизводства, рассмотрим каждую из них по отдельности.
2. Участие прокурора в рассмотрении уголовных дел
судом первой инстанции
Как известно, уголовные дела по первой инстанции могут быть рассмотрены мировым судьей, в районных, городских судах, в судах субъектов РФ и в Верховном Суде РФ.
Начинается рассматриваемая деятельность прокурора с того, что, утвердив обвинительное заключение или обвинительный акт, он в соответствии со ст. 222, 226 УПК РФ направляет дело в суд, которому оно подсудно. Одновременно с этим обвиняемому вручается копия обвинительного заключения. Копии обвинительного заключения вручаются также защитнику и потерпевшему, если они об этом ходатайствуют. О направлении дела в суд прокурор уведомляет потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и (или) их представителей.
Основной функцией прокурора, участвующего в рассмотрении судом уголовных дел, является согласно п. 2 ст. 35 Закона о прокуратуре и п. 1 ст. 37 УПК РФ осуществление уголовного преследования, реализующегося в поддержании государственного обвинения. Важно подчеркнуть, что, поддерживая обвинение, прокурор приобретает статус стороны в процессе уголовного судопроизводства, наделенной равными с другой стороной – защитой – правами. Эти права определены прежде всего в ст. 246 УПК РФ.
Согласно ее требованиям прокурор, участвующий в судебном разбирательстве и поддерживающий государственное обвинение, представляет доказательства и принимает участие в исследовании доказательств, высказывает свое мнение по возникающим во время судебного разбирательства вопросам, представляет суду свои соображения по поводу применения уголовного закона и меры наказания в отношении подсудимого. Нетрудно убедиться, что перечисленные в ст. 246 УПК РФ полномочия прокурора соответствуют полномочиям, предоставленным законом (ст. 244) защите.
Из этого следует, что прокурор в судебном разбирательстве не осуществляет иных, кроме названных, функций, в том числе и функций надзора. Этот вывод полностью подкрепляется и положениями реализованной в новом УПК РФ концепции судебной реформы, провозгласившей и утверждающей принцип состоятельности судебного процесса.
В стадии предварительного слушания прокурор участвует в решении судом вопросов о необходимости вызова в суд новых свидетелей, экспертов и специалистов или об исключении доказательств, об истребовании вещественных доказательств и документов, возможности предварительного слушания дела в отсутствие кого-либо из участвующих в деле лиц. В связи с решением указанных вопросов прокурор высказывает свое мнение или заявляет ходатайства.
Судья по ходатайству стороны или по собственной инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения в случаях, если:
1) обвинительное заключение или обвинительный акт составлены с нарушением требований УПК, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения или акта;
2) копия обвинительного заключения или обвинительного акта не была вручена обвиняемому, за исключением случаев, если суд признает законным и обоснованным решение прокурора, принятое им в порядке, установленном ч. 4 ст. 222 или ч. 3 ст. 226 УПК;
3) есть необходимость составления обвинительного заключения или обвинительного акта по уголовному делу, направленному в суд с постановлением о применении принудительной меры медицинского характера;
4) имеются предусмотренные ст. 153 УПК основания для соединения уголовных дел;
5) при ознакомлении обвиняемого с материалами уголовного дела ему не были разъяснены права, предусмотренные ч. 5 ст. 217 УПК.
Все перечисленные случаи – лишь следствия ошибок, допущенных прокурором, направлявшим уголовное дело в суд, и потому не должны являться неожиданными для государственного обвинителя.
Подготовка к предварительному слушанию отличается от подготовки к участию в рассмотрении уголовного дела по существу. Связано это, прежде всего, с тем, что прокурор не имеет реальной возможности ознакомиться перед предварительным слушанием с материалами уголовного дела. Поэтому при наличии достаточных оснований полагать, что сторона защиты будет ходатайствовать о проведении предварительного слушания, надзирающий прокурор еще до направления уголовного дела с суд должен ознакомиться с необходимыми материалами и поместить их копии в надзорное производство.
Руководители прокуратуры должны обеспечить обязательное участие прокурора в предварительном слушании, поскольку бремя опровержения доводов защиты о недопустимости доказательств лежит на прокуроре.
Поскольку прокурор в любой стадии судопроизводства выполняет функцию надзора за исполнением закона, он должен реагировать на невыполнение судьей процедуры при проведении подготовительной части. Каким образом это будет сделано, зависит от опыта участия государственного обвинителя в рассмотрении дел конкретным судьей. Прокурор может попросить об объявлении краткого перерыва, во время которого укажет председательствующему на упущение; может передать лично председательствующему или секретарю судебного заседания записку или Уголовно-процессуальный кодекс с отмеченным требованием закона. В крайнем случае прокурору придется заявить ходатайство о восполнении допущенного пробела.
Подготовительная часть судебного заседания предусматривает активное участие государственного обвинителя в решении следующих вопросов:
1) заявления отвода составу суда либо кому-либо из судей;
2) заявления ходатайств и высказывания своего мнения по поводу заявленных другими участниками судебного разбирательства ходатайств;
3) высказывания мнения о возможности рассмотрения уголовного дела в отсутствие кого-либо из участников уголовного судопроизводства.
Введение
01 февраля 2003 г. в действие вступил новый гражданский процессу-альный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которым полномо-чия прокуратуры в гражданском процессе значительно сократились. В то время, как в соответствии с ранее действовавшим ГПК РСФСР прокурор мог обращаться в суд с заявлением о возбуждении любого гражданского дела, в ГПК РФ эти возможности ограничены узким кругом дел, направленных главным образом на защиту публичных интересов, интересов неопределен-ного круга лиц, а также граждан, которые не могут сами по каким-либо объ-ективным причинам обратиться в суд.
Формы участия прокурора приобрели большую определенность по сравнению с Гражданским процессуальным кодексом РСФСР.
В соответствии с ГПК РСФСР прокурор имел право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов других лиц, а также вступить в дело на любой стадии процесса (ст. 41). И в том, и в другом случае на основании ст. 187 ГПК РСФСР он давал заключение по делу, вследствие чего при обращении прокурора в суд в защиту прав других лиц после окончания исследования доказательств в судебном заседании прокурор выступал дважды: первый раз с речью в судебных прениях как инициатор процесса, второй – после них, давая заключение по делу в целом как проку-рор. Такое положение дел, безусловно, нарушало принцип равноправия сто-рон и право другой стороны на судебную защиту.
Нынешнее участие прокурора в гражданском процессе минимизируется последовательными усилиями законодателя.
Вместе с тем существуют определенные ситуации, когда никто, кроме прокурора, не может исправить сложившееся положение и восстановить на-рушенные права граждан и публичных образований. К сожалению, прихо-дится констатировать, что о прокурорской защите нарушенных прав юриди-ческих лиц речи вообще не идет.
В отличие от ранее действовавшего порядка прокурор теперь не может вступить в процесс на любой стадии и дать заключение по любым категори-ям дел. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вступает в процесс и дает заклю-чение лишь по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмеще-нии вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, пре-дусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Пленум ВС РФ № 2 – 2003 г. также подчеркивает факт ограничения роли прокурора в гражданском процессе.
Общие положения об участии прокурора в деле закреплены и в статье 45 ГПК РФ, которая определяет возможность обращения прокурора в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов других лиц и вступления в процесс для дачи заключения по делам, определенным в ГПК РФ и в других федеральных законах. Актуальность и важность вопро-сов роли и участия прокурора в гражданском процессе определили выбор те-мы реферата. В данной работе отражены проблемы, связанные с участие прокурора в гражданском процессе. Целью работы является анализ дейст-вующего законодательства, судебной практики, а также трудов отечествен-ных ученых-процессуалистов.

1. Роль и место прокурора в гражданском процессе
Действующий Кодекс разграничил формы участия прокурора. Так, полномочия по участию прокурора в гражданском процессе в судах общей юрисдикции с учетом требований ГПК РФ реализуются в трех формах:
1) путем обращения в суд с заявлениями, указанными в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, как в порядке искового производства (исковые заявления), так и по де-лам, возникающим из публичных правоотношений, а также по делам, рас-сматриваемым в порядке особого производства;
2) путем вступления в процесс для дачи заключения по делам о высе-лении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жиз-ни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных ГПК РФ и дру-гими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий;
3) путем подачи апелляционных представлений на решения мировых судей, кассационных представлений на невступившие в законную силу ре-шения суда и надзорных представлений на вступившие в законную силу су-дебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиу-ма Верховного Суда Российской Федерации, если в рассмотрении указанных дел участвовал прокурор.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопреде-ленного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Россий-ской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспо-собности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Часть 1 ст. 45 ГПК РФ не содержит перечень уважительных причин и критериев состояния и здоровья, по которым гражданин не может самостоя-тельно обратиться в суд.
Поэтому в случае обращения прокурора в защиту законных интересов гражданина в заявлении должно содержаться обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином и представлены соответствующие доказательства.
Право оценки уважительности причин, по которым гражданин сам не может обратиться в суд, принадлежит только суду. В случае признания не-уважительной причины, указанной в заявлении, судья отказывает в принятии заявления в соответствии с п. 1 ст. 134 ГПК РФ.
В тех случаях, когда другими федеральными законами предусмотрено право обращения прокурора в суд, такие положения законов будут действи-тельны при условии, что заявление подается в защиту прав, свобод и закон-ных интересов лиц, перечисленных в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.
Другой формой участия прокурора в процессе является вступление в уже начавшийся процесс и дача заключения по делам, прямо предусмотрен-ным федеральным законодательством. Некоторые из дел таких категорий оп-ределены в ч. 3 ст. 45 ГПК РФ. Это - дела о восстановлении на работе, о вы-селении, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью. Гражданско-процессуальным кодексом РФ предусмотрено участие прокурора в рассмот-рении дел, возникающих из публичных правоотношений (подраздел III), в порядке особого производства (об усыновлении (удочерении) ребенка; о при-знании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении граждани-на умершим; об ограничении дееспособности гражданина, о признании гра-жданина недееспособным; об ограничении или о лишении несовершеннолет-него в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами; заявление об объявле-нии несовершеннолетнего полностью дееспособным; о принудительной гос-питализации гражданина в психиатрический стационар или о продлении сро-ка принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством). Семейным кодексом РФ предусмотрено обязательное уча-стие прокурора в рассмотрении дел о лишении родительских прав (ст. 70), о восстановлении в родительских правах (ст. 72), об ограничении в родитель-ских правах (ст. 73). Федеральным законом «О предупреждении распростра-нения туберкулеза в Российской Федерации» предусмотрена принудительная госпитализация, на основании решений суда с обязательным участием про-курора, больных заразными формами туберкулеза, неоднократно нарушав-ших санитарно-противоэпидемический режим, а также умышленно укло-няющихся от обследований в целях выявления туберкулеза или от лечения этого заболевания.
Правом на подачу представлений в вышестоящие суды, в том числе и в суд надзорной инстанции, обладает прокурор, являющийся лицом, участ-вующим в деле, с точки зрения положений ст. ст. 34, 35, 45 ГПК РФ, незави-симо от того, явился ли он в заседание суда первой инстанции.
При этом следует учитывать, что в соответствии со ст. 387 ГПК РФ ос-нованием для отмены или изменения судебных постановлений вышестоящих судов в порядке надзора, являются существенные нарушения норм матери-ального или процессуального права.
Несмотря на то, что права прокурора в гражданском судопроизводстве ограничены, в 2007 г. например, прокуратурой Ленинградской области в су-ды общей юрисдикции было направлено 2536 исков, из них 1025 исков - в защиту гражданина и неопределенного круга лиц, в том числе, 719 - в защиту трудовых прав граждан. Остальные иски направлены в защиту интересов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований.
.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества