Право (правоведение) - готовые работы

ГлавнаяКаталог работПраво (правоведение)
fig
fig
Основные средства наряду с использования материальных, трудовых и фи-нансовых ресурсов, играют важную роль в процессе производственно–хозяйственной деятельности предприятий. Основные средства – это средства труда, используемые в процессе деятельности предприятия многократно, т. е. длительное время. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою стоимость на создаваемый продукт частями.
В своей совокупности основные средства образуют производственно–техническую базу и определяют производственную мощь предприятия. Они ока-зывают влияние на многие показатели деятельности предприятия – выручку и объем от реализации, себестоимость (через амортизацию) и прибыль, производ-тельность, фондоотдачу, капиталоемкость и фондовооруженность и др.
В связи с этим актуальными и важными для любого предприятия являются вопросы правильной организации бухгалтерского учета наличия, оценки, состоя-ния, движения и ремонта объектов основных средств. Данные бухгалтерского учета используются для составления различной отчетности (налоговой, бухгал-терской, статистической и др.) и для проведения экономического анализа по объ-ектам основных средств.
Таким образом, можно отметить актуальность выбранной темы курсовой ра-боты. Первая глава работы посвящена рассмотрению понятия и оценки основных средств, вторая главы – документальному оформлению движения основных средств, синтетическому учету наличия и движения основных средств, учету амортизации и ремонту основных средств, порядку проведения инвентаризации основных средств и раскрытию информации об основных средствах в бухгалтер-ской отчетности.
Для написания работы использовались нормативные и законодательные ак-ты, учебная и периодическая литература.

Глава 1. Понятие, классификация и оценка основных средств
1.1. Понятие и классификация основных средств
Основные средства - это часть имущества, используемая в ка¬честве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в те¬чение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операци¬онный цикл, если он превышает 12 месяцев.
В соответствии с ПБУ 6/01, которое введено в действие, начи¬ная с бухгал-терской отчетности 2001 г., при принятии к бухгалтер¬скому учету активов в ка-честве основных средств необходимо еди¬новременное выполнение следующих условий:
а) использование их в производстве продукции, при выполне¬нии работ или оказаний услуг либо для управленческих нужд орга¬низации;
б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного ис-пользования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционно-го цикла, если он превышает 12 меся¬цев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных акти-вов;
г) способность приносить организации экономические выгоды в будущем.
Сроком полезного использования является период, в течение которого ис-пользование объекта основных средств приносит доход организации. Для от-дельных групп основных средств срок полез¬ного использования определяется ис-ходя из количества продукция (объема работ в натуральном выражении), ожи-даемого к получе¬нию в результате использования этого объекта.
Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются пра-вильное документальное оформление и своевремен¬ное отражение в учетных ре-гистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия, результатов инвентаризации; правильное исчисление и отражение в учете суммы амортизации основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; конт¬роль за затратами на ремонт основных средств, за их со-хранностью и эффективностью использования.
Для организации учета основных средств, отвечающего постав¬ленным зада-чам, важное значение имеют следующие предпосыл¬ки: классификация основных средств; установление принципов оценки основных средств; установление еди-ницы учета предметов основных средств; выбор форм первичных документов и учетных регистров.
В организациях применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой основные средства группируются по следую-щим признакам: отраслевому, видам, при¬надлежности, использованию.
Группировка основных средств по отраслевому признаку (про¬мышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.) позволяет по¬лучить данные об их стоимости в каждой отрасли.
По видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы: здания, сооружения и передаточные устрой¬ства; рабочие и силовые ма-шины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяй¬ственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и пле-менной скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственные дороги и пр.
К основным средствам относятся также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные рабо-ты) и в арендованные объекты основ¬ных средств.
Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение зе-мель включаются в состав основных средств ежегод¬но в сумме затрат, относя-щихся к принятым в эксплуатацию пло¬щадям, независимо от окончания всего комплекса работ.
В составе основных средств учитываются находящиеся в соб¬ственности ор-ганизации земельные участки, объекты природополь¬зования (вода, недра и дру-гие природные ресурсы).
Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитиче-ского учета.
По степени использования основные средства подразделяются на находя-щиеся:
- в эксплуатации;
- в запасе (резерве);
- в ремонте;
- в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модер¬низации и час-тичной ликвидации;
- на консервации.
В зависимости от имеющихся прав на объекты основные сред¬ства подразде-ляются:
• на принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);
• находящиеся у организации в оперативном управлении или хо¬зяйственном ведении;
• полученные организацией в аренду;
• полученные организацией в безвозмездное пользование;
• полученные организацией в доверительное управление.
Единицей учета основных средств является отдельный инвен¬тарный объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предме-тов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющими вместе одну функцию.
Каждому инвентарному объекту присваивают определенный инвентарный номер, который сохраняется заданным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или на консерва¬ции. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учи¬тываемом предмете и обязательно указывается в доку-ментах, свя¬занных с движением основных средств.
Применительно к сложным инвентарным объектам, т.е. вклю¬чающим те или иные приспособления, обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, как правило, на каждом элементе обозначают тот же номер, что и на ос-новном объединя¬ющем их объекте.
Инвентарные номера выбывших объектов могут присваивать¬ся другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через пять лет после вы-бытия.
Арендуемые основные средства могут учитываться у арендато¬ра под инвен-тарными номерами, присвоенными им арендодателем.

1.2. Оценка и переоценка основных средств
Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств.
В бухгалтерском учете основные средства отражаются, как пра¬вило, по пер-воначальной стоимости, которая определяется для объек¬тов:
• изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных
• за плату у других организаций и лиц - исходя из фактических затрат по воз-ведению или приобретению этих объектов, вклю¬чая расходы по доставке, монта-жу, установке; внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал (фонд) - по договоренности сторон;
• полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а так¬же неучтен-ных объектов основных средств - по текущей ры¬ночной стоимости на дату опри-ходования;
• приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обяза-тельств (оплату) неденежными средствами, - по стоимо¬сти ценностей, передан-ных или подлежащих передаче органи¬зацией. Стоимость этих ценностей уста-навливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно орга¬низация определяет стоимость аналогичных ценностей.
При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или под-лежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных орга-низацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденеж-ными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.
Введение
В правовой теории под субъектом права принято понимать лицо или организацию, которые наделены способностью иметь субъективные права и юридические обязанности (т. е. правоспособностью). Исходя из сложившегося понимания субъекта права, представляется возможным понимать под субъектами коммерческой деятельности таких физических и юридических лиц, которые обладают правоспособностью, достаточной для их участия в торговом обороте. Определяя видовое разнообразие субъектов коммерческого права, необходимо отметить, что в современной юридической литературе не наблюдается единого, сформировавшегося подхода по данному вопросу. Так, например, в одних изданиях субъекты коммерческого права делятся на:
• индивидуальных предпринимателей;
• полные и коммандитные товарищества;
• общества с ограниченной и дополнительной ответственностью;
• акционерные общества;
• производственные кооперативы;
• государственные и муниципальные предприятия;
• некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
В других изданиях основное внимание при классификации субъектов коммерческого права уделяется определению не столько юридического (организационно-правовой формы), сколько функционального вида предпринимателя, определяемого его местом в торговом обороте и основным содержанием деятельности. Так, например, профессор Б.И. Пугинский, разграничивая субъектов коммерческой деятельности и основываясь на функциональном виде организации, выделяет:
• независимые оптовые и посреднические организации, приобретающие право собственности на реализуемый с их участием товар;
• посреднические организации, не приобретающие прав собственности на товар, а оказывающие услуги, обеспечивающие доведение товара от изготовителя до потребителя;
• специальных участников рынка, занимающихся непосредственно организацией торгового оборота.
Учитывая то обстоятельство, что классификация юридических лиц относительно организационно-правовой формы достаточно подробно изучается в ходе усвоения курса “Гражданское право”, классификация участников торгового оборота относительно функциональной направленности их деятельности представляется в большей степени соответствующей духу и направленности курса “Коммерческое право”. В тоже время для коммерческого права весьма важно не только выявить, но и закрепить не только функциональное, но и организационное и имущественное своеобразие участников торгового оборота.

1. Субъекты коммерческой деятельности, их виды и классификация: по формам собственности, по целям создания, по характеру прав учредителей на имущество субъекта коммерческой деятельности, по организационно-правовым формам и по задачам и функциям
По традиции, сложившейся столетия назад, в качестве основной фигуры, главного субъекта торгового оборота рассматриваются торговые общества либо отдельные торговцы. Подобное внимание к деятельности торговцев связано с их особой ролью в товарном обращении.
С учетом ведущей роли торговцев в осуществлении товарного обращения во все западные торговые кодексы, кроме Единообразного торгового кодекса США, включе¬ны разделы, посвященные торговым обществам и това¬риществам. Сделано это при наличии в гражданских кодексах самостоятельных глав о юридических лицах и, что тем более неприемлемо, по общей модели регулирования субъектов права. Такие решения создают неоправ¬данное дублирование, дуализм с гражданским законода¬тельством.
Между тем для торгового права важно выявить и зак¬репить организационное и имущественное своеобразие лиц, обусловленное характером их участия в коммерческой дея¬тельности. Такое своеобразие реально существует, оно имеет огромное значение. Однако четко выразить и законода¬тельно закрепить эту специфику правоведение пока не су¬мело.
Обозначим вначале круг участников торговых отно¬шений. Он не совпадает с общим составом субъектов гражданского права.
Отличия начинаются с того, что в торговом обороте не могут участвовать любые субъекты гражданского пра¬ва. Так, физические лица, граждане не являются субъек¬тами торгового права.
Отдельный гражданин может стать участником ком¬мерческой деятельности, лишь, если он получит статус предпринимателя. Для этого гражданин обязан: подать заявление по установленной форме в регистрационный орган; уплатить сбор; получить свидетельство о госу¬дарственной регистрации как индивидуального торго¬вого или торгово-посреднического предпринимателя; встать на учет в налоговом органе; получить (при необходимости) лицензию на торговлю соответствующими видами товаров.
Что касается юридических лиц, то организации любо¬го вида являются субъектами как гражданского, так и собственно торгового права.
Вместе с тем степень участия организаций в торговом обороте оказывается неодинаковой.
1. Предпринимательские (или по терминологии ГК РФ — коммерческие) организации, а также индивиду¬альные предприниматели в полном объеме могут уча¬ствовать в торговом обороте.
Некоммерческие организации участвуют в товар¬ном обращении ограниченно. Такие организации могут приобретать необходимые материальные ресурсы, впра¬ве продавать производимые ими продукты. Однако они вправе продавать товары лишь в соответствии с уставными целями деятельности, а не вообще заниматься тор¬говлей. Они не вправе заключать договоры поставки в качестве поставщиков, могут заключать при реализации товара лишь договоры купли-продажи. Существенные ограничения создаются для таких организаций также при лицензировании, выдаче экспортных разрешений, заключении внешнеторговых контрактов и в других аспектах.
Среди некоммерческих организаций следует выде¬лить особую группу организаций, называемых специаль¬ными субъектами товарного рынка. Цель их деятельно¬сти состоит не в совершении сделок, а в создании условий и возможностей для совершения торговых опе¬раций другими лицами. Таковы товарные биржи, опто¬вые ярмарки, оптовые рынки, выставки-продажи и др. Здесь вновь возникают терминологические несоответ¬ствия. Все эти организации — коммерческие по своей отнесенности к структуре рынка, по предназначенности для обслуживания товарного обращения. Но они некоммерческие, а точнее говоря, непредпринимательские по своей природе, так как целью их деятельности является не получение прибыли, а создание условий для реализа¬ции товара другими субъектами.
3. Наконец, в качестве самостоятельной группы надо выделить субъектов Российской Федерации, администра¬тивные и муниципальные образования. Они участвуют в торговых отношениях через свои исполнительные органы. Причем они не просто приобретают определен¬ные товары для нужд собственной деятельности. Возмож¬ности их влияния на развитие торгового оборота поисти¬не огромны. Однако эти возможности пока не осознаны и потому почти не задействованы.
Предпринимательские организации имеют в основ¬ном традиционные формы обществ с ограниченной ответственностью и акционерных, реже - другие формы. От юридического вида следует отличать функциональ¬ный вид, определяемый местом в торговом обороте и ос¬новным содержанием деятельности. Эти различения со¬вершенно не разработаны в правовой науке, хотя они стали уже общепринятыми в практике. Итак, следует различать юридический вид (или, иначе говоря, органи¬зационно-правовую форму) и функциональный вид орга¬низации.
Наиболее четко функциональные различия закрепи¬лись в оптовой торговой и посреднической деятельнос¬ти. Это объяснимо, поскольку на посредников приходит¬ся 75% товарооборота, как внутреннего, так и внешнего.
Торгово-посреднические организации подразделяют¬ся на виды в зависимости от выполняемых ими на то¬варном рынке функций, характера совершаемых опера¬ций с товаром, основных видов используемых договоров и других оснований.
В зависимости от того, приобретает ли торгово-по-средническое звено право собственности на товар, выде¬ляют: 1) независимые оптовые торговые и посредничес¬кие фирмы, приобретающие право собственности на реализуемый с их участием товар; 2) посреднические организации, не приобретающие прав собственности на товар, а оказывающие в качестве основного вида своей деятельности услуги по доведению товара от изготови¬теля к потребителю; 3) специальные участники рынка, являющиеся организаторами торгового оборота.
Введение
Основные средства наряду с использования материальных, трудовых и фи-нансовых ресурсов, играют важную роль в процессе производственно–хозяйственной деятельности предприятий. Основные средства – это средства труда, используемые в процессе деятельности предприятия многократно, т. е. длительное время. Под воздействием производственного процесса и внешней среды они снашиваются постепенно и переносят свою стоимость на создаваемый продукт частями.
В своей совокупности основные средства образуют производственно–техническую базу и определяют производственную мощь предприятия. Они ока-зывают влияние на многие показатели деятельности предприятия – выручку и объем от реализации, себестоимость (через амортизацию) и прибыль, производ-тельность, фондоотдачу, капиталоемкость и фондовооруженность и др.
В связи с этим актуальными и важными для любого предприятия являются вопросы правильной организации бухгалтерского учета наличия, оценки, состоя-ния, движения и ремонта объектов основных средств. Данные бухгалтерского учета используются для составления различной отчетности (налоговой, бухгал-терской, статистической и др.) и для проведения экономического анализа по объ-ектам основных средств.
Таким образом, можно отметить актуальность выбранной темы курсовой ра-боты. Первая глава работы посвящена рассмотрению понятия и оценки основных средств, вторая главы – документальному оформлению движения основных средств, синтетическому учету наличия и движения основных средств, учету амортизации и ремонту основных средств, порядку проведения инвентаризации основных средств и раскрытию информации об основных средствах в бухгалтер-ской отчетности.
Для написания работы использовались нормативные и законодательные ак-ты, учебная и периодическая литература.

Глава 1. Понятие, классификация и оценка основных средств
1.1. Понятие и классификация основных средств
Основные средства - это часть имущества, используемая в ка¬честве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в те¬чение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операци¬онный цикл, если он превышает 12 месяцев.
В соответствии с ПБУ 6/01, которое введено в действие, начи¬ная с бухгал-терской отчетности 2001 г., при принятии к бухгалтер¬скому учету активов в ка-честве основных средств необходимо еди¬новременное выполнение следующих условий:
а) использование их в производстве продукции, при выполне¬нии работ или оказаний услуг либо для управленческих нужд орга¬низации;
б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного ис-пользования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционно-го цикла, если он превышает 12 меся¬цев;
в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных акти-вов;
г) способность приносить организации экономические выгоды в будущем.
Сроком полезного использования является период, в течение которого ис-пользование объекта основных средств приносит доход организации. Для от-дельных групп основных средств срок полез¬ного использования определяется ис-ходя из количества продукция (объема работ в натуральном выражении), ожи-даемого к получе¬нию в результате использования этого объекта.
Основными задачами бухгалтерского учета основных средств являются пра-вильное документальное оформление и своевремен¬ное отражение в учетных ре-гистрах поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия, результатов инвентаризации; правильное исчисление и отражение в учете суммы амортизации основных средств; точное определение результатов при ликвидации основных средств; конт¬роль за затратами на ремонт основных средств, за их со-хранностью и эффективностью использования.
Для организации учета основных средств, отвечающего постав¬ленным зада-чам, важное значение имеют следующие предпосыл¬ки: классификация основных средств; установление принципов оценки основных средств; установление еди-ницы учета предметов основных средств; выбор форм первичных документов и учетных регистров.
В организациях применяется единая типовая классификация основных средств, в соответствии с которой основные средства группируются по следую-щим признакам: отраслевому, видам, при¬надлежности, использованию.
Группировка основных средств по отраслевому признаку (про¬мышленность, сельское хозяйство, транспорт и др.) позволяет по¬лучить данные об их стоимости в каждой отрасли.
По видам основные средства организаций подразделяются на следующие группы: здания, сооружения и передаточные устрой¬ства; рабочие и силовые ма-шины и оборудование; измерительные и регулирующие приборы и устройства; вычислительная техника; транспортные средства; инструмент; производственный и хозяй¬ственный инвентарь и принадлежности; рабочий, продуктивный и пле-менной скот; многолетние насаждения; внутрихозяйственные дороги и пр.
К основным средствам относятся также капитальные вложения на коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные рабо-ты) и в арендованные объекты основ¬ных средств.
Капитальные вложения в многолетние насаждения, коренное улучшение зе-мель включаются в состав основных средств ежегод¬но в сумме затрат, относя-щихся к принятым в эксплуатацию пло¬щадям, независимо от окончания всего комплекса работ.
В составе основных средств учитываются находящиеся в соб¬ственности ор-ганизации земельные участки, объекты природополь¬зования (вода, недра и дру-гие природные ресурсы).
Классификация основных средств по видам составляет основу их аналитиче-ского учета.
По степени использования основные средства подразделяются на находя-щиеся:
- в эксплуатации;
- в запасе (резерве);
- в ремонте;
- в стадии достройки, дооборудования, реконструкции, модер¬низации и час-тичной ликвидации;
- на консервации.
В зависимости от имеющихся прав на объекты основные сред¬ства подразде-ляются:
• на принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду);
• находящиеся у организации в оперативном управлении или хо¬зяйственном ведении;
• полученные организацией в аренду;
• полученные организацией в безвозмездное пользование;
• полученные организацией в доверительное управление.
Единицей учета основных средств является отдельный инвен¬тарный объект, под которым понимают законченное устройство, предмет или комплекс предме-тов со всеми приспособлениями и принадлежностями, выполняющими вместе одну функцию.
Каждому инвентарному объекту присваивают определенный инвентарный номер, который сохраняется заданным объектом на все время его нахождения в эксплуатации, запасе или на консерва¬ции. Инвентарный номер прикрепляется или обозначается на учи¬тываемом предмете и обязательно указывается в доку-ментах, свя¬занных с движением основных средств.
Применительно к сложным инвентарным объектам, т.е. вклю¬чающим те или иные приспособления, обособленные элементы, составляющие вместе с ним одно целое, как правило, на каждом элементе обозначают тот же номер, что и на ос-новном объединя¬ющем их объекте.
Инвентарные номера выбывших объектов могут присваивать¬ся другим, вновь поступившим основным средствам не ранее чем через пять лет после вы-бытия.
Арендуемые основные средства могут учитываться у арендато¬ра под инвен-тарными номерами, присвоенными им арендодателем.

1.2. Оценка и переоценка основных средств
Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств.
В бухгалтерском учете основные средства отражаются, как пра¬вило, по пер-воначальной стоимости, которая определяется для объек¬тов:
• изготовленных на самом предприятии, а также приобретенных
• за плату у других организаций и лиц - исходя из фактических затрат по воз-ведению или приобретению этих объектов, вклю¬чая расходы по доставке, монта-жу, установке; внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный капитал (фонд) - по договоренности сторон;
• полученных от других организаций и лиц безвозмездно, а так¬же неучтен-ных объектов основных средств - по текущей ры¬ночной стоимости на дату опри-ходования;
• приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обяза-тельств (оплату) неденежными средствами, - по стоимо¬сти ценностей, передан-ных или подлежащих передаче органи¬зацией. Стоимость этих ценностей уста-навливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно орга¬низация определяет стоимость аналогичных ценностей.
При невозможности установить стоимость ценностей, переданных или под-лежащих передаче организацией, стоимость основных средств, полученных орга-низацией по договорам, предусматривающим исполнение обязательств неденеж-ными средствами, определяется исходя из стоимости, по которой в сравнимых обстоятельствах приобретаются аналогичные объекты основных средств.
ВВЕДЕНИЕ
Федеральные органы государственной безопасности являются органами исполнительной власти Российской Федерации и предназначены для предупреждения нанесения ущерба безопасности Российской Федерации. Федеральные органы государственной безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства, ведут работу по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно-подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций, а также противоправных посягательств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность и обороноспособность Российской Федерации.
В курсовой работе «Правонарушения борьба с которыми возлагается на органы государственной безопасности» в первой главе более подробно описывается понятие, состав и виды правонарушений, во второй главе рассматривается деятельность федеральной службы безопасности, в третьей главе рассматривается борьба с правонарушениями в области информационной безопасности органами ФСБ РФ.
С правонарушениями в области информационных технологий, наносящими немалый ущерб, в последнее время сталкиваются многие компании и частные лица. При этом нередко можно наблюдать полную неосведомленность пользователей, IT-специалистов и даже руководителей компаний в том, какие действия относятся к указанным правонарушениям и каковы могут быть их последствия для тех, кто их совершает.
ГЛАВА 1. ПРАВОНАРУШЕНИЕ
1.1. Понятие правонарушения
Правонарушение - это такое поведение (поступки) людей, которое противоречит правовым предписаниям и наносит вред общественным отношениям. Основные признаки правонарушения:
1) это определенный волевой акт поведения, конкретное деяние, которое выражается:
• в действии - активном акте поведения, нарушающем правовой запрет (кража, взятка, акт хулиганства, заключение незаконной сделки);
• в бездействии, т.е. невыполнении позитивной обязанности, предусмотренной определенной нормой права, актом применения права или конкретным договором (неуплата налога, безбилетный проезд в транспорте).
Не могут быть правонарушением мысли человека, его убеждения. Вне конкретных деяний религиозные взгляды людей, их национальные, политические и иные воззрения не носят противоправного характера, и юридическая ответственность за них, по мысли К. Маркса, - это позитивная санкция беззакония ;
2) правонарушение есть акт поведения отдельной личности (индивида) либо коллектива личностей (государственный орган, фирма, кооператив и др.). Не могут быть субъектами правонарушения вещи, предметы, а также дикие и домашние животные. Однако в истории известны случаи, когда субъектами правонарушений в Средние века признавались животные - свиньи, быки, кошки, которых судили по всем правилам юридической процедуры, назначали наказание и публично приводили их в исполнение;
3) правонарушение - это такой акт поведения, который противоречит предписаниям правовых норм. Это нарушение правового приказа, установленного государством запрета определенного поведения, неповиновение государственной власти. Без правовой нормы не может быть правонарушения. Известно еще со времен римского права положение "nullum crimen, nullum poena sine lege" (нет преступления, нет наказания без закона) .
В законе установлены отдельные случаи, когда формально подпадающее под признаки правонарушения деяние является полезным или, во всяком случае, не опасным для общества и потому не является правонарушением. Это относится, например, к так называемым необходимой обороне, крайней необходимости, причинению вреда при задержании правонарушителя, неисполнению явно незаконного приказа, предусмотренным нормами УК;
4) правонарушение совершается достигшим определенного возраста и вменяемым лицом. Правонарушитель должен осознавать свой поступок, отдавать отчет о его результатах, понимать, что он должен отвечать за него. Все это составляет понятие деликтоспособности - способности субъекта самостоятельно осознавать свой поступок и его вредоносные результаты, отвечать за свои противоправные действия и нести за них юридическую ответственность. Деликтоспособными признаются вменяемые лица, достигшие определенного возраста (за наиболее опасные преступления - с шестнадцати лет, за остальные преступления и административные проступки - с четырнадцати);
5) не считаются правонарушениями внешне подпадающие под признаки закона деяния, совершенные малолетними, психически больными людьми. Такие поступки обычно называются объективно противоправными деяниями. За вред, причиненный детьми, отвечают их законные представители - родители, опекуны. Лица, признанные невменяемыми, не привлекаются к юридической ответственности и подлежат принудительному лечению;
6) правонарушение - это деяние, которое совершено по вине лица, его совершившего. Вина - это психическое отношение правонарушителя к совершенному им деянию и его результатам. Она выражается в том, что он осознает общественноопасный характер деяния либо не осознает, хотя мог и должен был осознавать. Вина - это отрицательное или легкомысленное отношение правонарушителя к праву, к интересам общества и государства, к правам и свободам других лиц. Одновременно это и констатация и оценка ущербности, вредности поведения нарушителя со стороны государства, осуждение обществом.

Различаются две формы вины:
• умысел. Правонарушение считается совершенным умышленно, если нарушитель осознавал и предвидел вредные последствия своего поведения, а также желал их наступления (прямой умысел) либо сознательно допускал такие последствия или относился к ним безразлично (косвенный или эвентуальный умысел). Заказное убийство, например, осуществляется в форме прямого умысла, а причинение телесных повреждений в пьяной драке - косвенного;
• неосторожность. Неосторожное правонарушение совершается, когда лицо не желает и не допускает вредные последствия своего поступка, но легкомысленно надеется их предотвратить (легкомыслие) либо не предвидит наступления таких последствий, но при необходимой внимательности и предусмотрительности должно и может их предвидеть и предотвратить (небрежность) ;
7) наконец, правонарушение - это такой акт поведения, который наносит (или способен нанести) вред обществу и поэтому является опасным или нежелательным. Это вызов обществу, посягательство на его ценности, интересы и потребности людей, на общественные порядки, которые устанавливаются и охраняются правом. Таким образом, правонарушения чужды устоям общества, вызывают его отрицательную реакцию, и потому общество имеет в рамках закона право и обязано решительно бороться с ними, особенно с таким наиболее вредным их проявлением, как преступность.
I. ДОПРОС В СИСТЕМЕ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА РОССИИ
Такое процессуальное действие как допрос, имея своим предметом информацию о тех или иных обстоятельствах, обладающих уголовно – правовым значением, и представляющее собой беседу следователя, иного должностного лица органов правопорядка, с одной стороны, и лица, обладающего такой информаций, с другой, в определенной законодателем уголовно – процессуальной форме, занимает в иерархии следственных действий свое, первейшее место. Сформировавшись на протяжении сотен лет, вобрав в себя те идеи, обычно именуемые принципами, как прямо закрепленные в законе, так и выводимые из его содержания наукой уголовного процесса, эта уголовная процедура, не находит себе равных в получении информации, имеющей доказательственное значение по делу, дополняя, используясь в комплексе иных следственных (судебных) действий, имея своим назначением эффективное расследование уголовного дела.
Обыск, выемка, освидетельствование, следственный эксперимент, арест имущества, очная ставка, предъявление для опознания, и прочие следственные действия, получив закрепление в УПК РФ, подчас немыслимы, не могут оказать должную помощь в вопросе получения той информации, которая необходима для раскрытия преступления, без использования допроса. Специфика этого процессуального действия и обуславливают его положение в системе процессуальных действий, так цель допроса состоит в получении полных и объективно отражающих действительность показаний. Эти показания служат источником доказательств, а содержащиеся в них фактические данные — доказательствами по уголовному делу. Не предусматривая обязательного участия понятых, УПК не устанавливает и судебного порядка получения разрешения на производство этого следственного действия. Полученная в ходе допроса информация, во многом дополняя сведения, полученные в результате иных процессуальных действий в результате изъятия имущества, его осмотра и проч., предусматривающих иную процедуру, по правилам УПК РФ в целях возможного использования должна получить фиксацию с специально составляемом документе – протоколе следственного действий .
Протокол следственного действия как элемент этой процессуальной формы, назначением которой служит фиксация его хода, то есть в этом документе подлежат описанию все те процессуальные действия и в том порядке, в каком они производились, выявленные при их производстве существенные для данного уголовного дела обстоятельства, а также излагаются заявления лиц, участвовавших в следственном действии также могут является непосредственно доказательствами по делу, но также лишь при соблюдении установленных уголовно – процессуальным законом требований.
Уголовно – процессуальный закон гласит, что доказательствами по уголовному делу являются любые сведения, на основе которых суд, прокурор, следователь, дознаватель в порядке, определенном УПК РФ, устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела.
Показания подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, эксперта и специалиста - сведения, сообщенные ими на допросе, допущены законодателем в качестве доказательств, но только в том случае, если соблюдены все установленные требования закона. То есть допрос является своего рода процессуальной формой, формой получения показаний, не требующей санкции суда на его проведение. Нарушение же требований УПК, предъявляемых к процессу проведения этого следственного действия влечет ничтожность, отсутствие юридической силы таких доказательств, возможность признания их недопустимыми: в соответствии с законом они не могут быть положены в основу обвинения, а также использоваться для доказывания любого из обстоятельств, предусмотренных статьей 73 УПК РФ.
Так, к ходатайству об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу (часть 3 статьи 108 УПК РФ) следует прилагать копии постановлений о возбуждении уголовного дела и привлечении лица в качестве обвиняемого, копии протоколов задержания, допросов подозреваемого, обвиняемого, а также имеющиеся в деле доказательства, подтверждающие наличие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости избрания лицу меры пресечения в виде заключения под стражу (сведения о личности подозреваемого, обвиняемого, справки о судимости, данные о возможности лица скрыться от следствия, об угрозах в адрес потерпевших, свидетелей и т.п.). В тех случаях, когда в уголовном деле защитник не участвует и об этом не сделана запись в протоколе допроса в качестве подозреваемого или обвиняемого, к материалам дела прилагается письменное заявление подозреваемого, обвиняемого об отказе от защитника .
Допрос при производстве расследования так же как и при допросе в суде — это процесс получения показаний от лица, обладающего сведениями, имеющими значение для исследуемого уголовного дела. Это одно из самых сложных следственных действий; сложность допроса заключается не только в том, что следователю (иному уполномоченному лицу) в ряде случаев приходится иметь дело с людьми, не желающими говорить правду или отказывающимися от дачи показаний вообще, но и в том, что в показаниях человека, искренне стремящегося сообщить следователю все известное ему по делу, могут быть ошибки, непроизвольные искажения, заблуждения или даже вымысел, которые при допросе надлежит своевременно обнаружить и учесть при оценке и использовании показаний .
Глава 1. Понятие и сущность прав и свобод
Современное российское общество характеризуют невиданные в прошлом демократические преобразования, избавление от многовекового подавления прав и свобод человека и гражданина, усвоение опыта мирового сообщества в установлении гармоничных отношений между личностью и государством.
Значение происходящих перемен трудно переоценить. Ведь история Рос-сии - это, прежде всего история самодержавия - все подчинялось идее удержания и укрепления режима неограниченной личной власти при полном бесправии в стране большей части населения. Сохранявшееся вплоть до второй половины XIX века крепостное право зачастую превращало человека в обычную вещь, предмет купли-продажи.
Период советской власти, начавшийся с провозглашения, казалось бы, не-отъемлемых прав граждан (как политических, так и экономических), к примеру, права на землю для тех, кто ее обрабатывает, постепенно приобрел черты не меньшего, чем при царизме, закабаления широких масс государством (об этом свидетельствовало хотя бы длительное отсутствие у части населения в стране паспортов, что лишало любой возможности реализовать право на свободу пере-движения и выбор местожительства, а также право на свободный труд). Многие из провозглашенных политических прав граждан (права на свободу слова, соб-раний, уличных шествий и демонстраций и др.) оказались пустыми декларация-ми, а «инакомыслие» преследовалось в уголовном порядке.
Коренной перелом начался в конце 1980-х годов, когда в стране (в то вре-мя еще СССР) был реально воплощен политический плюрализм, впервые прове-дены свободные выборы в высшие представительные органы, заложившие осно-вы для дальнейших демократических преобразований в обществе и государстве.
К этому времени относится начало интенсивного развития отечественного законодательства, касающегося прав и свобод граждан. Данный процесс происходил в основном за счет закрепления новелл, содержавшихся в актах ме-ждународного права, роль и значение которых широко популяризировали рос-сийские средства массовой информации. Идеи раскрепощения человека стано-вятся в обществе доминирующими, и с этим не могло не считаться государство.
Огромное значение имело также принятие Верховным Советом Россий-ской Федерации в 1991 г Декларации прав и свобод человека и гражданина, во-бравшей в себя положения таких основополагающих международно-правовых документов ООН, как Всеобщая декларация прав человека (1948), Декларация прав ребенка (1959), Международные пакты 1966 г. - «О гражданских и полити-ческих правах» и «Об экономических, социальных и культурных правах», Фа-культативный протокол к Международному пакту «О гражданских и политиче-ских правах» и некоторые другие.
Декларация прав и свобод человека и гражданина, по существу, целиком вошла в Конституцию Российской Федерации 1993 г., образовав вторую ее главу.
Необходимо одновременно отметить значительную регламентацию кон-кретных механизмов реализации конституционных прав и свобод, вследствие чего использование многих из них (например, политических прав и свобод) ста-новится впервые в истории России реально достижимым для граждан. С этой точки зрения, важнейшую регулирующую роль выполняют сегодня такие акты федерального значения, как законы «О средствах массовой информации» (уста-навливает понятие и свободу распространения массовой информации), «Об об-жаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор мес-та пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», «Об общест-венных объединениях», «Об общих принципах организации местного само-управления», «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (легали-зует право трудящихся на проведение забастовок как одну из форм отстаивания своих требований перед работодателем), «О ветеранах», О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», «Об основных гарантиях избира-тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федера-ции» и многие другие.
Часть из перечисленных актов под воздействием общественных потребно-стей подверглась в дальнейшем существенной переработке, что указывает на возрастающий динамизм в действиях государственных властей .
Анализ конституционного законодательства показывает, что термин “сво-бода” призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуального выбо-ра, не очерчивая конкретного его результата: “каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания…”(ст. 28 Конституции РФ). В то время как термин “право” определяет конкретные действия человека (например, право уча-ствовать в управлении делами государства, право избирать и быть избранным). При этом “право” может самой Конституцией включаться в состав “свободы”.
Однако разграничение между правами и свободами провести трудно, по-скольку зачастую всю сферу политических прав с четко определенными право-мочиями так же именуют “свободами”. Различие в терминологии является ско-рее традиционным, сложившимся ещё в 18-19 веках.
Различие между человеком и гражданином, как носителями прав и свобод, ясно выражено в тексте Конституции РФ. Согласно Основного закона, права и свободы человека предоставляются любому индивиду, а правами и свободами гражданина обладают только лица являющиеся гражданами Российской Федера-ции.
Права человека органично вплетены в социальную деятельность людей, их общественные отношения, способы бытия индивида. Они являются нормативной формой взаимодействия людей, упорядочения их связей, координации их по-ступков и деятельности, предотвращения противоречий, противоборства, кон-фликтов на основе сочетания свободы индивида со свободой других людей, с нормальным функционированием общества и государства.
В современном мире сохраняются различные подходы к взаимодействию права и государства, человека и государства. Они не замыкаются в сфере науч-ных дискуссий и находят свое отражение в конституциях современных госу-дарств. Так, в конституциях Франции, США, Италии, Испании воплощена есте-ственноправовая концепция прав человека, в конституциях Австрии, Германии – позитивистская.
Введение
Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возмож¬ность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определить все свойственные им функции — основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы. Современная действительность не обособлена от прошлого и будущего. Она лишь новая, важная веха в истории. Настоящее, воплощая в себе разносторонние, сложные, подчас противоречивые тенденции прошлого, отрицает отжившее, наделяет перспективное иным качеством, порождает тем самым новые тенденции и явления, закладывающие предпосылки будущего. Соответственно, чтобы понять современное государство и право нужно знать как они возникли, какие основные этапы прошли в своем развитии, какие причины влияли на их образование, становление, развитие, изменение их формы и содержания.
Теория государства и права изучает разнообразие первопричин образования и развития государства и права. При этом особое значение придается изменению организационно-производственной структуры общества. Кардинально усложнившееся в период разложения первобытнообщинного строя бытие общества, угроза его ослабления, распада и даже гибели порождает необходимость в особой, стоящей над ним, регулирующей силе, а отсюда в государстве, обеспечивающем его жизнеспособность и целостность. Этот длительный и сложный процесс постепенно приобретал все более отчетливо выраженный политический характер. По мере углубления социального расслоения населения механизм государства все более оказывался в обладании верхов общества, ставящих его на службу в первую очередь своим интересам.
В дальнейшем необходимость государства и права обуславливается всей совокупностью причин самого различного, прежде всего, общенационального порядка. Государство и право выступают как определенное выражение гражданской общности, приобретая при этом ту, или иную степень относительной самостоятельности. Они начинают функционировать, во многом подчиняясь своей внутренней закономерности развития. каждая страна, имея свой набор, свое сочетание предпосылок исторического развития, формирует неповторимый, индивидуальный образ национальной государственности. Общие закономерности развития государства и права в каждой стране проявляются неоднозначно. Теория государства и права, опираясь на научные результаты историко-юридических исследований, формулирует, открывает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права.

1. Понятие и основные признаки государства
Государство есть продукт развития общества, а так же продукт борьбы классовых противоречий. Государство появляется там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены, когда общество делится на эксплуататоров и эксплуатируемых. На разных этапах развития общества вместе с ростом и укреплением этого деления возникает и развивается особый институт-государство, которое никоим образом не представляет собой силы, извне навязанной обществу. Государство есть продукт общества на известной стадии развития; государство есть признание, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Нужна была сила, которая бы умерила столкновения, держала общество в границах «порядка». И эта сила, происшедшая из общества, ставящая себя над ними, все более и более отчуждающаяся от него, есть государство.
Возникновение государства - это приспособление общества к новым условиям, которое не устраняет того, что произошло в производстве (т.е. в экономике), а наоборот, служит тому, чтобы новые экономические отношения частной собственности сохранились, поддерживались, развивались. Экономические отношения – базис, причина всех трансформаций, протекающих в надстройке, к которой относится и государство.
Государство есть особая организация политических сил, находящихся у власти.
Государство отличается от родоплеменной организации следующими признаками. Во-первых, публичной властью, не совпадающей со всем населением, обособленной от него. Особенность публичной власти в государстве состоит в том, что она принадлежит лишь экономически государствующему классу, является политической, классовой властью. Эта публичная власть опирается на особые отряды вооруженных людей – первоначально на дружины монарха, а в дальнейшем – армию, полицию, тюрьмы и другие принудительные учреждения; наконец, на чиновников, специально занятых управлением людьми, подчинением последних воле экономически господствующего класса.
На содержание публичной власти и ее аппарата (чиновников, армии, полиции, тюрем и т.д.) с населения собираются налоги, которые были известны родовому строю.
Во-вторых, разделением подданных не по кровнородственному, а по территориальному признаку. Вокруг укрепленных замков монархов (королей, князей и т.д.) под защитой их стен селилось торгово-ремесленное население, росли города. Здесь же селилась и богатая наследственная знать. Именно в городах, прежде всего люди связаны были не кровнородственными, а соседскими отношениями. С течением времени кровнородственные связи заменяются соседскими и в сельской местности.
Причины и основные закономерности образования государства были едиными для всех городов нашей планеты. Однако в разных регионах мира, у разных народов процесс образования государства имел свои особенности, подчас весьма существенные. Они были связаны с географической средой, конкретными историческими условиями, в которых создавались те или иные государства. Классической формой является возникновение государства в силу действия только внутренних факторов развития данного общества, расслоение на антагонистические классы. Данную форму можно рассмотреть на примере Афинского государства. Впоследствии по этому пути шло формирование государства и у других народов, например у славян. Возникновение государства у афинян является в высшей степени типичным примером образования государства вообще, потому что оно , с одной стороны, происходит в чистом виде, без всякого насильственного вмешательства, внешнего или внутреннего, с другой стороны, потому, что в данном случае весьма высоко развитая форма государства – демократическая республика – возникает непосредственно из родового строя, и, наконец, потому, что на достаточно хорошо известны все существенные подробности образования этого государства. В Риме родовое общество превращается в замкнутую аристократию, окруженную многочисленным, стоящим вне этого общества, бесправным, но несущим обязанности плебея; победа плебея взрывает старый родовой строй и на его развалинах воздвигает государство, в котором скоро совершенно растворяются и родовая аристократия и плебс. У германских победителей Римской империи государство возникает как непосредственный результат завоевания обширных чужих территорий, для господства, над которыми родовой строй не дает ни каких средств. Следовательно, нередко процесс формирования государства «подталкивается», ускоряется внешними для данного общества факторами, например война с соседними племенами или уже существующими государствами. В результате завоевания германскими племенами обширных территорий рабовладельческой Римской империи родоплеменная организация победителей, находившаяся на стадии военной демократии, быстро переродилась в федеральное государство.
Введение
В обеспечении укрепления законности и защиты, прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц немаловажная роль принадлежит институту судебного представительства, осуществляемого, в частности, адвокатами. Граждане широко используют предоставленное им право обращаться за получением квалифицированной правовой помощи в юридические консультации коллегий адвокатов, призванные осуществлять судебное представительство от имени и в интересах обращающихся к ним граждан. В некоторых случаях свои права и законные интересы с помощью адвокатов защищают и юридические лица. В связи с этим разработка вопросов, связанных с участием в процессе адвокатов, приобретает актуальное значение.
В соответствии с законодательством - адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, физическим и юридическим лицам (далее - доверители) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. (ст.1 п.1 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации"). А адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. (ст.2 п.1 ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации")
В настоящей работе на основе изучения законодательства, соответствующей юридической литературы и судебной практики сделана попытка осветить методику подготовки гражданских дел к судебному разбирательству и ведение их в суде первой инстанции с позиций адвоката. К сожалению, объем работы не позволил подробно рассмотреть все институты гражданского процессуального права, используемые адвокатами при выполнении судебных поручений, поэтому в нее включены лишь те из них, которые имеют наибольшее практическое значение.
Глава 1. Понятие, сущность и значение судебного представительства, осуществляемого адвокатами.
1.1. Реализация гражданами права на юридическую помощь.
В конституции Российской федерации не только закрепляются права граждан, но и указывается на гарантии их осуществления. Среди целого комплекса мер, направленных на обеспечение прав и законных интересов граждан, одной из важнейших является судебная форма защиты, наиболее полной реализации, которой в значительной мере способствует право граждан на юридическую помощь для осуществления и защиты своих прав и свобод. В судопроизводстве по гражданским делам граждане и юридические лица имеют право на юридическую помощь адвокатов и других представителей, что обеспечивает осуществление процессуальных прав и обязанностей тех участников процесса, которые по каким- либо причинам не могут или затрудняются сделать это самостоятельно. Законодатель закрепляет право за любым физическим и юридическим лицом на территории РФ обратиться за юридической помощью к адвокату для защиты своих прав и законных интересов в судах, других органах и организациях, в компетенцию которых входит решение соответствующих правовых вопросов.
Таким образом, юридическая помощь, оказываемая в гражданском процессе гражданам и организациям представителями, имеет важное социальное значение, и не случайно право на получение такой помощи законодатель отнес к конституционным правам граждан. О важности и значимости юридической помощи свидетельствует и тот факт, что оказывать такую помощь в процессе могут не все граждане, а лишь те, которым закон разрешает заниматься такой деятельностью. Все они указаны в ст.49 ГПК РФ, согласно которой представителями в суде могут быть, суде могут быть дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела. Представительство, осуществляемое адвокатами, является самым распространенным в судебной практике. Это во многом обусловлено тем, что для адвокатов оказание помощи в защите прав и законных интересов других лиц является их профессиональным занятием, они обладают специальными знаниями в области права и практическим опытом ведения дел в суде, в то время как другие лица, имеющие право быть представителями в суде, реализуют его лишь как часть своих трудовых обязанностей или могут выступать представителями в суде только по определенным делам или в определенных случаях.
Кроме осуществления представительства в судах и других органах, организациях по гражданским делам, и делам об административных правонарушениях, адвокаты оказывают и иные виды юридической помощи, перечень которых приведен в ст.2 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре».
К ним, в частности, относятся:
• консультации и справки по правовым вопросам, как в устной, так и в письменной форме;
• составление заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
• представление интересов доверителя в конституционном судопроизводстве;
• участие в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
• участие в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
• участие в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
• представление интересов доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
• представление интересов доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;
• участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
• выступление в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.
Государство гарантирует квалифицированную юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод граждан и с этой целью законодатель вводит такое понятие как «Статус адвоката» этому понятию посвящена глава 3 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре». Но вследствие неоднозначного подхода в процессуальном законодательстве к вопросу об оказании юридических услуг сложилась ситуация, в которой не исключается возможность выступать в качестве представителей и гражданам, не имеющим статуса адвоката, но оформившим свое представительство надлежащим образом. Допуская представительство в суде лица, не имеющего статуса адвоката, по гражданскому делу, законодатель не определил, может ли такое представительство носить систематический характер и быть источником дохода лица, которое без соответствующего разрешения занимается представительством в суде. Из-за того, что в нормах гражданского процессуального законодательства не определено, как часто лицо, не имеющее статуса адвоката, может выступать представителем в суде, а также не установлены условия осуществления такого представительства, имеют место случаи, когда граждане доверяют защиту своих прав и законных интересов, не получая никакой гарантии, что им будет оказана квалифицированная юридическая помощь. В таком случае теряется весь смысл адвокатского статуса и деятельности адвоката по оказанию юридических услуг. Кроме того, необходимость оказания правовой помощи специалистами обуславливается также закрепленными конституции РФ принципами состязательности и равенства сторон в процессе при осуществлении правосудия, что направлено на обеспечение надлежащей защиты прав и интересов, участвующих в производстве лиц. Думается, что это будет способствовать созданию надлежащих условий для реализации каждым гражданином права на квалифицированную юридическую помощь.
Адвокатура в России представляет собой независимый правовой институт, призванный осуществлять профессиональную правозащитную деятельность на основе принципов законности, независимости, самоуправления, корпоративности, а также принципа равноправия адвокатов. Однако в целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы государственной власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством. Всё это благоприятствует оказанию квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав и законных интересов.
1. Понятие договора аренды, его виды и объекты
Аренда является одним из традиционных видов гражданско-правовых до-говоров. В действующем российском законодательстве определение аренды да-но в статье 606 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ). По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользо-вание или во временное пользование. Исходя из определения, можно выделить три основные черты, характерные для данного договора. Во-первых, это согла-шение, на основе которого осуществляется передача (предоставление) опреде-ленного имущества лицом, правомочным распоряжаться им, во владение и пользование (или только пользование) другому лицу без перехода к последнему права собственности. Собственником имущества остается арендодатель. Во-вторых, аренда всегда носит временный характер и по окончании срока аренды имущество подлежит возврату арендодателю. Исключение составляют случаи выкупа арендатором взятого внаем имущества, но в этих случаях аренда пре-кращается, и на завершающем этапе отношения сторон переходят в сферу куп-ли-продажи. В-третьих, договор аренды всегда возмездный: арендатор обязан платить за пользование имуществом (в отличие от безвозмездного договора ссуды).
Поскольку права и обязанности по договору аренды возникают у обеих сторон, он относится к двусторонним; данный договор является также консен-суальным, то есть устанавливающим между сторонами обязательственные от-ношения с момента достижения ими соглашения (оформления договора), в от-личие, скажем, от договора займа, который относится к реальным и считается заключенным с момента передачи денег или иных вещей заёмщику (ст. 807 ГК РФ).
По общему правилу, имущество передается арендатору в его владение и пользование. Но с развитием гражданско-правовых отношений, охватывающих новые области экономического партнерства, стала возможной аренда, при ко-торой имущество предоставляется арендатору только в пользование: например, при аренде сложных ЭВМ арендатор получает право в течение определённого времени работать с соответствующей техникой, не владея ею.
Следует отметить, что понятия «аренда» и «имущественный наем» ис-пользуются обычно как тождественные – при любой аренде имеет место наем имущества. Употребление в действующем законодательстве в одних случаях термина «аренда», в других – «имущественный наем» (прокат и т.д.) связано не столько с различиями отдельных видов таких договоров, сколько со сложив-шейся практикой их наименования в определённых сферах. Правовая диффе-ренциация между арендой и наймом проводится лишь в отношении жилых по-мещений. При предоставлении жилого помещения гражданину для проживания в нём между сторонами заключается договор найма жилого помещения, кото-рый выделен в самостоятельный вид и регулируется нормами главы 35 ГК РФ. Те же помещения могут сдаваться юридическим лицам (с условием использо-вания их для проживания граждан, как правило, работников соответствующей организации). Но в этом случае отношения между сторонами – арендодателем и юридическим лицом будут строиться по модели договора аренды.
Гражданский кодекс РФ специально урегулировал пять видов договора аренды: 1) договор проката; 2) договор аренды транспортных средств; 3) дого-вор аренды зданий и сооружений; 4) договор аренды предприятий; 5) договор финансовой аренды (лизинга). Деление аренды на виды в ГК РФ не основано на каком-либо едином классификационном критерии. Выделение таких видов произвольно. Если аренда транспортных средств, зданий (сооружений) и пред-приятий выделяется в зависимости от вида объекта (предмета) аренды, то про-кат – исходя из потребительского характера договора для арендатора (и пред-принимательского – для арендодателя). Что же касается финансовой аренды (лизинга), то она выделена исходя из сложной структуры отношений, которые складываются в её рамках, и особой цели финансирования, свойственной этому договору. Рассмотрим вкратце каждый вид договора аренды.
По договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование (п. 1 ст. 626 ГК РФ). В определении договора проката отражены три его специфические черты, а именно:
1) в качестве арендодателя выступает специальный субъект – предприни-матель. ГК РФ особо подчеркивает, что его предпринимательская деятельность по сдаче имущества в прокат должна быть постоянной, то есть осуществляться в виде промысла, доход от которого становится основным или дополнительным источником существования. В любом случае такая деятельность должна быть систематической;
2) предметом договора проката является только движимое имущество (кроме транспортных средств, для которых предусмотрены специальные пра-вила), используемое для потребительских целей, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательства. Следовательно, цели ис-пользования имущества могут быть не только потребительскими, но и иными, в том числе предпринимательскими;
3) предмет проката передается во владение и пользование арендатору. Следовательно, при договоре проката арендодатель не может сохранить за со-бой право владения вещью.
Аренда транспортных средств выделяется в качестве отдельного вида до-говора аренды исходя из её предмета, которым может стать любое транспорт-ное средство, то есть техническое устройство по перевозке грузов, пассажиров и багажа, способное к перемещению в пространстве. Перечень транспортных средств, которые могут быть переданы в аренду, определяется существующими типами транспорта – гужевого, автомобильного, железнодорожного, внутрен-него водного, морского, воздушного и космического. При появлении новых ти-пов транспорта указанный перечень может быть расширен.
Общие правила аренды транспортных средств ГК РФ не установлены. Рассматриваются только отдельные виды такого договора, а именно, договоры аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и тех-нической эксплуатации (с экипажем или договоры фрахтования на время) и без такого предоставления (без экипажа).
По договору аренды транспортного средства с экипажем (фрахтования на время) арендодатель предоставляет арендатору (фрахтователю) транспортное средство за плату (фрахт) во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации (абз. 1 ст. 632 ГК РФ). В этом определении договора отражены три его специ-фические черты:
1) предмет договора – транспортное средство любого вида транспорта – железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного, космического и т. д., способное к перемещению в пространстве;
2) управление и техническую эксплуатацию транспортного средства осу-ществляет арендодатель своими силами, то есть при помощи экипажа, а имен-но, работника (работников), состоящего с арендодателем в трудовых или иных отношениях, в рамках которых производится выполнение работ;
3) транспортное средство передается арендатору во владение и пользова-ние. Арендодатель владение предметом договора не сохраняет.
По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владе-ние и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации (ст. 642 ГК РФ). По данному договору, в отличие от аренды транспортного средства с экипажем, управление и техническую эксплуатацию транспортного средства осуществляет арендатор самостоятельно или при по-мощи третьего лица.
По договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется пе-редать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору здание или сооружение (п. 1 ст. 650 ГК РФ). Предметом договора служат здания или сооружения, то есть разновидности недвижимого имущест-ва. Здания и сооружения неразрывно связаны с землей (земельным участком), на которой они расположены. Именно это обстоятельство и служит главной причиной выделения договора аренды зданий (сооружений) в отдельный вид. К числу существенных условий договора аренды зданий (сооружений) помимо его предмета относится также и цена (арендная плата). Договор должен преду-сматривать размер арендной платы. При отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о размере арендной платы договор аренды счита-ется незаключенным (п. 1 ст. 654 ГК РФ).
По договору аренды предприятия арендодатель обязуется предоставить арендатору за плату во временное владение и пользование предприятие в целом как имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринима-тельской деятельности (п. 1 ст. 656 ГК РФ). Предметом данного договора явля-ется предприятие как единый имущественный комплекс, относящийся к недви-жимому имуществу и включающий в себя основные и оборотные средства, права пользования природными ресурсами, исключительные права, а также права требования и долги. Предприятие как объект права в процессе своего функционирования постоянно изменяет свой состав за счет выбытия одних компонентов и появления новых, что и требует специального урегулирования договора его аренды. Предприятие передается в аренду не как застывший объ-ект, а в работающем состоянии. К числу существенных условий договора арен-ды предприятий помимо его предмета относится также и цена (арендная плата).
Таким образом, небезосновательно утверждение о том, что Гражданский кодекс не проводит четкого разграничения обязательств личного и предпринимательского характера у индивидуального предпринимателя, а поэтому неопределенно влияние регистрации гражданина как предпринимателя на его ответственность перед кредиторами .
Весьма логичным представляется суждение о том, чтобы в разделе о гражданах как субъектах права выделить в особую группу нормы о гражданах - предпринимателях и указать на особенности их правосубъектности, в отношении которых общие нормы действуют в части, не противоречащей им. Ведь в формировании и реализации правосубъектности граждан - предпринимателей раскрываются принципиально иные правовые закономерности, чем те, которые заключены в правоспособности и дееспособности обычных граждан .
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества