Право (правоведение) - готовые работы

ГлавнаяКаталог работПраво (правоведение)
fig
fig
Вступление
Безопасность представляет собой состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В соответствии с Законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. к основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Общее понятие безопасности находит свою конкретизацию в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г.
В процессе управления в области обеспечения национальной безо¬пасности решаются следующие основные задачи: своевременное про¬гнозирование и выявление внешних и внутренних угроз безопасности; обеспечение суверенитета и территориальной целост¬ности России, безопасности ее пограничного пространства; обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и сво¬бод и ряд других задач.
Система обеспечения национальной безопасности Российской Фе¬дерации создается и развивается в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством. Основу этой системы составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обес¬печение безопасности личности, общества и государства. Обеспечение государственной безопасности является одним из главных направлений деятельности Российской Федерации, которое в пределах своих полномочий осуществляет единая централизованная система органов федеральной службы безопасности и пограничных войск.
1. Характеристика системы органов обеспечения безопасности
Составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации являются органы Федеральной службы безопасности, которые в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства. Руководство деятельностью органов Федеральной службы безопасности осуществляют Президент и Правительство РФ. Правовую основу деятельности органов Федеральной службы безопасности образуют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (с изм. и доп. от 30 декабря 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 7 мая, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г.) , другие законы и иные нормативные акты федеральных органов государственной власти.
Органы Федеральной службы безопасности представляют единую централизованную систему, в которую входят: Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ РФ); управления (отделы) Федеральной службы безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности); управления (отделы) Федеральной службы безопасности в Вооруженных Силах Российски Федерации, войсках и иных воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).
ФСБ РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти, создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов ФСБ.
Основные задачи, функции, структура ФСБ, полномочия директора ФСБ РФ и коллегии ФСБ РФ определяются Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, которое утверждается Президентом РФ. Возглавляет Федеральную службу безопасности Российской Федерации директор ФСБ РФ на правах федерального министра.
Теперь в связи с ликвидацией Федеральной пограничной службы на ФСБ возложены задачи по осуществлению пограничной деятельности, направлениями которой являются: защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации .
В связи с ликвидацией ФОПСИИ на ФСБ теперь возложено обеспечение информационной безопасности – деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемая ими в пределах своих полномочий: при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств; при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации .
За деятельностью органов Федеральной службы безопасности установлен контроль. Его осуществляют Президент, Правительство Российской федерации и судебные органы в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Надзор за исполнением законов органами Федеральной службы безопасности возложен на Генерального прокурора Российской Федерации и уполномоченных им прокуроров. Составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации является внешняя разведка Российской Федерации, представляющая собой совокупность специально создаваемых государством органов - органов внешней разведки Российской Федерации. Статус, основы организации и функционирования внешней разведки Российской Федерации, порядок контроля и надзора за ее деятельностью определены Федеральным законом от 10 января 1996 г. «О внешней разведке» .
Разведывательная деятельность осуществляется органами Федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации. Порядок проведения разведывательных мероприятий, использования негласных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности определяется нормативными актами ФСБ РФ. Сведения об организации, тактике, методах и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.
Государственную охрану в Российской Федерации осуществляют федеральные органы государственной охраны. На них возложено непосредственное осуществление государственной охраны высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации и их должностных лиц.
2. Общая характеристика нормативной базы системы органов обеспечения безопасности.
Нормативная база представляет собой систему правовых актов, регулирующих организацию и деятельность правоохранительных органов. В иерархии источников права о правоохранительных органах главенствующее место принадлежит Конституции Российской Федерации, обладающей высшей юридической силой. Все другие законы РФ должны ей соответствовать, не противоречить. В Конституции РФ определены место и роль в государственном механизме Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, изложены основные принципы правосудия, основные обязанности государства по отношению к своим гражданам, являющиеся также и обязанностями правоохранительных органов, указаны основы организации и деятельности прокуратуры.
Следующую иерархическую ступень занимают федеральные конституционные законы, принятые в развитие конституционных положений. Некоторые из них носят комплексный характер, такие как законы о статусе судей, о прокуратуре, о налоговой полиции. Другие касаются более узких сторон деятельности правоохранительных органов, например Закон “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”. Еще одну группу документов составляют законы, которыми вносятся изменения и дополнения в уже действующие нормативные акты, например Закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О прокуратуре Российской Федерации”.
Еще более низшую ступень занимают указы Президента РФ, поскольку в ст. 90 Конституции РФ сказано, что указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и федеральным законам. Указами Президента РФ, например, утверждены положения о милиции общественной безопасности, о ФСБ, о координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью. К нормативной базе относятся также постановления Правительства Российской Федерации. Согласно ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ. Правительством РФ утверждено, к примеру, Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации.
Нормативный характер носят ведомственные акты-приказы, инструкции, издаваемые Генеральным прокурором РФ, министрами внутренних дел, юстиции и др. Они касаются конкретизации действий сотрудников этих органов при применении каких-либо норм закона. Особую группу в системе нормативной базы курса составляют нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией. Общепризнанные нормы, принципы международного права, как правило, входят в законодательство Российской Федерации, но некоторые имеют и самостоятельное значение. К примеру, порядок оказания правовой помощи, сношения судов, органов расследования России с соответствующими учреждениями других государств.
ВВЕДЕНИЕ
Юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде . Сейчас, в условиях рыночных отношений в России центр экономической деятельности перемещается к основному звену экономики – предприятию, фирме, юридическому лицу, иными словами. И очень важную роль начинают играть отношения между юридическими лицами как субъектами рыночных отношений в этом заключается актуальность данной работы.
Цель данной работы – определить правовой статус юридического лица в современном гражданском праве России.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: определить понятие юридического лица; выяснить, каким образом происходит возникновение, реорганизация и ликвидация юридических лиц; определить основные разновидности юридических лиц; выяснить, что собой представляют добровольный и принудительный порядок ликвидации юридических лиц.
Источниками данной работы являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, различные нормативно-правовые акты.

1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Как уже говорилось, юридическое лицо - организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК).
Виды юридических лиц:
по цели деятельности:
коммерческие (товарищества, общества, производственный кооператив);
некоммерческие (фонды, учреждения, ассоциации, религиозные объединения);
в зависимости от прав учредителей:
собственники (учредители утрачивают свое право собственности на переданное юридическому лицу имущество и сохраняют только обязательственные права требования) - товарищества, общества, производственные кооперативы;
несобственники (право собственности сохраняется за учредителями) - унитарные предприятия;
собственники (учредители утрачивают как обязательственные, так и вещные права) - некоммерческие организации: фонды, ассоциации, союзы.
Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают и прекращаются одновременно в момент государственной регистрации при его создании или ликвидации .
Правоспособность - способность иметь гражданские права и нести обязанности - юридического лица может быть общей (универсальной) или ограниченной (целевой).
Любое юридическое лицо (исключение - унитарные предприятия) может осуществлять любой вид деятельности, не запрещенный законом (общая правоспособность). При этом для осуществления отдельных видов деятельности требуется специальное разрешение (лицензия), в таком случае правоспособность юридического лица будет ограниченной (целевой).
Юридические лица подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Отказ в такой регистрации допускается только при непредставлении необходимых документов, а также представлении документов в ненадлежащий орган и может быть обжалован в судебном порядке.
2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Используемый в настоящее время в Российской Федерации порядок образования юридического лица заключается в том, что учредители юридического лица подписывают и представляют в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный законом. Этот орган производит государственную регистрацию юридического лица при отсутствии оснований для отказа в такой регистрации. Согласия какого-либо государственного органа, в том числе регистрирующего, на создание юридического лица не требуется. Перечень оснований для отказа в регистрации строго ограничен п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : непредставление в регистрирующий орган всех предусмотренных этим Законом документов или представление их в ненадлежащий орган. Иные основания отказа в государственной регистрации юридического лица предусмотрены законами, определяющими правовое положение отдельных видов юридических лиц.
Юридическое лицо в Российской Федерации считается созданным с момента его государственной регистрации - внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п. 2 ст. 51 ГК).
По общему правилу государственная регистрация юридических лиц в настоящий момент осуществляется органами Федеральной налоговой службы России. Они принимают решения о государственной регистрации, ведут Единый государственный реестр юридических лиц, вносят в него записи о создании, прекращении юридических лиц, предоставляют в установленном законом порядке информацию о сведениях, включенных в Реестр, осуществляют иные связанные с этим полномочия .
Отказ в государственной регистрации юридического лица может быть обжалован в судебном порядке.
Правовой основой деятельности юридического лица являются его учредительные документы. В них учредители на основе норм действующего законодательства определяют правовое положение юридического лица, закрепляют особенности реализации им своей правоспособности в гражданском обороте, особенности имущественных и иных отношений внутри самого юридического лица.
При реорганизации юридического лица его права и обязанности в полном объеме - в порядке универсального правопреемства - переходят к другим лицам, создаваемым в результате реорганизации, либо все имущество юридического лица разделяется между реорганизуемым и новыми юридическими лицами. Статья 58 ГК выделяет следующие формы реорганизации юридического лица:
1) слияние нескольких юридических лиц в одно, при котором все ранее существовавшие юридические лица прекращаются;
2) присоединение одного юридического лица к другому, при котором прекращается присоединяемое юридическое лицо, а присоединяющее продолжает действовать;
3) разделение на несколько юридических лиц, при котором разделяемое юридическое лицо прекращает существование;
4) выделение из состава юридического лица нового, когда ранее существовавшее юридическое лицо также продолжает действовать;
5) преобразование одного юридического лица в другое посредством изменения его организационно-правовой формы.
Все имущество, долги и обязательства реорганизуемого юридического лица должны быть распределены между юридическими лицами, появившимися в процессе реорганизации, в соответствии с передаточным актом (при слиянии, присоединении или преобразовании) или разделительным балансом (при разделении или выделении). Указанные документы определяют имущественные последствия реорганизации, они в обязательном порядке представляются для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (п. 2 ст. 59 ГК). По существу, это будет означать, что реорганизация не состоялась и юридическое лицо продолжает действовать в неизмененном виде.
Реорганизация в форме выделения, разделения, слияния и преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. Реорганизация в форме присоединения завершается в момент исключения присоединенного юридического лица из государственного реестра юридических лиц.
Ликвидацией юридического лица называется его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК). Как и реорганизация, ликвидация юридического лица может быть добровольной или принудительной.
3. ОСНОВНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Классификация юридических лиц указана в ст. 50 ГК РФ, где в зависимости от характера деятельности юридические лица подразделяются на коммерческие, имеющие основной целью извлечение прибыли, и некоммерческие организации, которые такой цели не предусматривают, но вправе заниматься предпринимательской деятельностью .
Введение.
В Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности. Однако, осуществление принципа «свободы экономической деятельности» не должно нарушать права, свободы и законные интересы других лиц, а также основы правопорядка и нравственности. Все действия субъектов предпринимательства, направленные на возникновение, изменение или прекращение их прав и обязанностей должны совершаться в строгом соответствии с законом, иначе возникают основания для признания таких действий недействительными.
Об актуальности проблемы недействительности сделок убедительнее всего свидетельствует судебная статистика. Так, арбитражными судами РФ в 1997 г. было рассмотрено 3555 дел о признании сделок недействительными, в 1998 г. - 4165 (+ 17,2%); в 1999 г. - 5376 (+ 29,1%); в 2000 г. - 6697 (+ 24, 6%); в 2001 г. - 8453 (+ 26,2%); в 2002 г. - 10713 (+ 26,7%); в 2003 г. - 13673 (+ 27,6%); в 2005 г. – 17627 (+ 33,6%). [98, с.23]. Существуют прогнозы, что эта тенденция роста и далее будет сохраняться (прогнозируемый рост примерно 10-12 процентов в год).
Недействительность сделок неплатежеспособного должника является неотъемлемой частью современного законодательства о банкротстве. И как подтверждает судебная практика, банкротство нередко используется как орудие передела собственности, в том числе и путем заключения сделок (чаще всего по передаче имущества) как в преддверии банкротства, так и на различных его стадиях. Распространенность таких ситуаций свидетельствует о крайней актуальности рассматриваемой проблемы.
Недействительность сделок должника – это один из наиболее спорных институтов законодательства в рамках банкротства.
При этом важность понимания особенностей совершения сделок при проведении процедур банкротства очевидна: их несоблюдение влечет недействительность сделок.
Целью данной работы является анализ теоретических положений и судебной практики с выявлением особенностей признания сделок недействительными именно в процессе банкротства. Для достижения цели работы ставятся задачи:
- анализ института признания недействительными сделок должника (история становления). Данная тема освещает такие аспекты, как: законодательная конструкция недействительных сделок должника, правовая природа форм их опровержения, и подходы к обоснованию этого опровержения. Этот анализ проводится на основании трудов дореволюционных юристов – правоведов Г.Ф. Шершеневича, А.Х. Гольмстена, Н.А. Тура и др.;
- исследование законодательной конструкции с точки зрения общих и специальных оснований. Общие основания закреплены в гражданском законодательстве, а специальные – в законодательстве о банкротстве. При этом общие основания изучаются в разрезе видов недействительных сделок, в зависимости от порока сделки, рассмотрен порядок и последствия признания сделок недействительными. Специальные же основания признания недействительными сделок, которые предусмотрены законодательством о банкротстве, рассматриваются отдельным разделом дипломной работы, внимание акцентируется на сделках с заинтересованными лицами; сделках, влекущих предпочтительное удовлетворение требований отдельных кредиторов; сделках, связанных с выделом доли (пая) в имуществе участнику организации-должника.
Следует заметить, что поскольку некоторые вопросы, рассмотренные в работе, носят дискуссионный характер, была сделана попытка представить либо различные подходы к их анализу, либо изложить свой собственный, основанный на знаниях и практическом опыте, полученном во время работы в ОАО «Комбинат имени Степана Разина», ОАО «Завод солода и пива», ООО «Адвизор». Различные подходы к проблеме представляются на основании трудов видных ученых-правоведов и юристов-практиков, как уже упомянутых, так и современных – В.В. Витрянского, А.И. Дихтяра, М.В. Телюкиной, В.Ф. Попондопуло, О.Ю. Скворцова и др.
В заключении работы обобщаются итоги и формулируются необходимые выводы.
Данная работа не претендует на полноту освещения существующих проблем законодательства и практики в рамках института недействительности сделок должника при банкротстве, а является лишь ориентиром для дальнейших исследований.
Введение
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что с активным переходом российской экономики к рыночной структуре, к формированию новых видов собственности в последние годы все большее внимание уделяется ценным бумагам, рынку ценных бумаг, фондовым операциям. Активно идет изучение опыта Западных стран, анализируются начальные этапы формирования подобных структур в нашей стране. Большое внимание уделяется фондовой бирже, т. к. фондовая биржа служит объективным показателем экономической и политической жизни.
Фондовые биржи заменяют громоздкую, затратную и неэффективную иерархическую, вертикальную систему отраслевого перераспределения финансовых ресурсов. Поэтому фондовая биржа представляет собой постоянно действующий регулируемый рынок ценных бумаг. Она создаёт возможности для мобилизации финансовых ресурсов и их использования при долгосрочном инвестировании производства, государственных программ и долга.
Значение фондовых бирж для экономики очень велико. Главная причина заключается в том, что очень большая часть народного богатства всех стран превращена в движимые ценности. Государства, акционерные компании в возрастающей мере используют займы. С развитием кредитных отношений создавались новые виды обязательств, и каждый из них множился сам по себе, благодаря появлению новых ценностей. Для сбыта долговых обязательств потребовался рынок, и этим рынком стал специально созданный институт – фондовая биржа.
Целью данной работы является комплексное изучение деятельности фондовых бирж в России на современном этапе. В связи с эти были поставлены следующие задачи: рассмотреть понятие и признаки фондовых бирж и определить особенности их деятельности.
1. Понятие, значение бирж и виды бирж
Биржа – это юридическое лицо, целью деятельности которого является организация биржевой (оптовой) торговли определенным биржевым товаром, осуществляемой в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным биржей правилам.
Исторически первой формой оптовой торговли, как известно, была караванная торговля, суть которой сводилась к тому, что предложение искало спрос. Со временем караванная торговля сменилась ярмарочной, где, наоборот, уже спрос искал сконцентрированное на ярмарке предложение. В настоящее время ярмарочная торговля в значительной степени вытеснена биржевой торговлей, где спрос и предложение на товар концентрируются в одном месте и в одно время .
Иначе говоря, главное отличие вышеназванных форм оптовой торговли – в регулярности проведения торгов. Первые две формы торговли являются эпизодическими, а биржевая торговля осуществляется в стационарном месте с фиксированными днями и часами работы.
Значение биржи заключается в следующем:
а) она позволяет сконцентрировать спрос и предложение на определенный товар в одном месте и тем самым быстро и наиболее верно определить его цену. Достигается это путем котировки цен, т.е. выявления и фиксации в течение биржевого дня средних цен по сделкам с определенным товаром. Биржевая цена товара служит ориентиром при заключении сделок как на бирже, так и во внебиржевом обороте этого товара;
б) биржа позволяет получить достаточно четкое представление о конъюнктуре товарного рынка в данный момент: количество спроса и предложений, качество товара, его движение и цена. Тем самым биржа позволяет предпринимателям, обладающим биржевой информацией, строить свою деятельность на основе твердых расчетов.
В целом можно отметить, что биржи выполняют роль стабилизатора рынка и в этом качестве являются неотъемлемым атрибутом рыночной экономики.
Биржи – продукт длительной эволюции. В своем развитии они прошли ряд ступеней и последовательно принимали различные формы, что наглядно проявляется в характеристике их видов.
Так, в зависимости от цели, ради которой создаются биржи, они подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.
Целью деятельности первых является извлечение прибыли. Полученная ими прибыль распределяется между учредителями. При этом учредители биржи сами на ней, как правило, не торгуют.
Биржи как некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности. Биржа содержится за счет членских взносов учредителей. Учредители биржи, являясь предпринимателями, участвуют в биржевой торговле в целях извлечения прибыли. Современные западные биржи организуются как некоммерческие организации.
Российские биржи изначально создавались по первому типу, но постепенно также преобразуются в некоммерческие организации либо, теряя статус биржи, становятся обычными коммерческими организациями: торговыми домами, коммерческими центрами и т.п.
По степени вмешательства государства в сферу биржевого оборота различают, условно говоря, свободные биржи и биржи, деятельность которых всесторонне регламентируется государством.
Первые организуются и действуют на автономных началах как объединения предпринимателей. Они самостоятельно определяют условия доступа на биржу, виды биржевых товаров, правила биржевой торговли и т.п. Такие биржи, предполагающие минимальное участие государства в их деятельности, распространены в западных странах.
Деятельность российских бирж детально регламентируется и строго контролируется государством. Существует специальное биржевое законодательство и специальные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль за биржевой деятельностью. Биржевая деятельность подлежит лицензированию.
По характеру биржевой торговли биржи могут быть открытыми и закрытыми.
Первые представляют собой доступные для всех желающих соб¬рания, где продавцы и покупатели без посредников находят друг друга и совершают сделки. Исторически вначале появились именно такие биржи.
В торгах на закрытых биржах могут участвовать только биржевые посредники (брокеры, дилеры), аккредитованные на данной бирже. Другие лица могут купить или продать товар на бирже только с помощью биржевого посредника, заключив с ним соответствующий договор. Современные биржи за рубежом являются закрытыми. Такая же тенденция наблюдается и в нашей биржевой практике, хотя в определенных случаях допускается непосредственное участие в биржевой торговле ограниченного количества сторонних лиц – посетителей.
В зависимости от вида биржевого товара различают товарные, фондовые и валютные биржи.
Товарные биржи организуют торговлю материальными ресурсами определенного рода (металл, лес, зерно и т.п.). Они могут быть универсальными, т.е. оперировать разными товарами, и специализированными по отдельным видам товаров. Западные биржи являются преимущественно специализированными, российские товарные биржи пока являются универсальными.
Фондовые биржи оперируют ценными бумагами: акциями, облигациями и некоторыми другими.
Большая часть совершаемых на фондовой бирже операции имеет непроизводительный характер: по своему содержанию они представляют лишь перемещение стоимости из одних рук в другие. Существует лишь одна операция фондовой биржи - это размещение новых ценных бумаг.
На валютных биржах осуществляется купля-продажа иностранной валюты и определяется ее курс.
Возможны также смешанные биржи (например, товарно-фондовые), организующие биржевую торговлю материальными ресурсами, ценными бумагами и иностранной валютой. Однако при этом биржевая торговля каждым из видов биржевого товара проводится отдельно от других, в разных залах или в разное время.
Наконец, в зависимости от характера биржевых операций различают наличные и фьючерсные биржи.
Наличная биржа организует торговлю реальным (наличным) товаром, т.е. заключение сделки на бирже сопровождается обязательной последующей поставкой товара. Такие биржи исторически возникли первыми.
Современные биржи являются фьючерсными, проведение торгов на них допускается без последующей поставки товаров. Основная цель таких биржевых торгов – получение после перепродажи контракта (прекращения сделки) разницы от возможного изменения цены на предмет контракта, а также страхование (хеджирование) сделок с наличным товаром от неблагоприятного изменения цены на него.
2. Понятие фондовой биржи
Правовое положение фондовой биржи определяется, прежде всего, гл. 3 Закона РФ от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг» .
Кроме того, действует ряд подзаконных актов: постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 19 декабря 1996 г. № 23 «Об утверждении Временного положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг, и Временного положения о лицензировании видов деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг» ; Положение о лицензировании биржевой деятельности на рынке ценных бумаг, утвержденное Минфином РФ от 13 апреля 1992 г. № 20 ; Положение об аттестации специалистов инвестиционных институтов и фондовых бирж (фондовых отделов бирж) на право совершения операций с ценными бумагами, утвержденное Минфином РФ 21 апреля 1992 г. № 23 с изменениями от 5 мая 1993 г. № 57 и 8 июня 1994 г. № 75 ; письмо Минфина РФ от 22 декабря 1993 г. № 151 «О сборах, взимаемых при лицензировании инвестиционных институтов и фондовых бирж (фондовых отделов бирж)» и др.
Разумеется, те из подзаконных актов, которые приняты до вступления в силу Закона о рынке ценных бумаг и принятых в соответствии с ним нормативных актов, действуют в части, не противоречащей им.
Введение
Современное международное публичное право сформировалось в основном в середине XX в. и в концентрированном виде отражено в Уставе Организации Объединенных Наций, который открыл новую эпоху в правовом регулировании международных отношений и нормативно закрепил важнейшие принципы международного права. Неукоснительное уважение международной законности – это единственно возможный сегодня образ действий для каждого субъекта международного права.
На рубеже третьего тысячелетия международное право должно подняться на еще более высокую ступень: оно должно стать правом всеобъемлющей безопасности и коллективной ответственности государств перед человечеством. Магистральной линией дальнейшего развития международного права является становление на фундаменте существующих принципов новых международных правовых обязательств, направленных непосредственно на создание безопасного, безъядерного мира, свободного от любого оружия массового уничтожения, а в качестве конечной цели – от всякого оружия вообще. Эти цели характеризуют и стратегию внешней политики нашего государства.
Международное право должно стать правом, основанным на признании взаимозависимости мира наших дней, на признании того факта, что обеспечение каждому народу своего пути развития, его экономической, политической, военной безопасности, уважение самобытности каждой страны, большой или малой, отвечает национальным интересам любого государства, интересам человечества в целом.

1. Международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом.
Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем.
Вопрос о противодействии глобальному терроризму перешел из стадии теоретической в стадию практического сотрудничества государств, стремящихся сохранить стратегическую стабильность и не допустить подрыва основ функционирования общественных и гражданских институтов. Это общее положение было бы верным, если бы не одно обстоятельство: теоретические политико-экономические и правовые проблемы терроризма, диалектическое соотношение его специфической цели и средств ее достижения, его историко-переходящий характер и т.д. все еще мало или совсем не изучены. Ведь терроризм с всеобщей, а не единичной или особенной, точки зрения – это феномен, не имеющий прошлого в историческом масштабе.
Лишь с 1960–1970 годов теракты стали широко использоваться в качестве средства политической борьбы и метода влияния на политические процессы, происходящие в обществе, и мировое сообщество было поставлено перед необходимостью активизировать противодействие актам международного терроризма. Колоссально расширились географические рамки террористической активности, которая распространилась сейчас почти на все регионы мира. Как естественная ответная реакция – активизировалось сотрудничество государств в борьбе с терроризмом. Однако на фоне общего накопленного опыта законотворческой и практической работы в данной области назрела необходимость его обобщения и анализа через призму возможного творческого использования при выработке международной и национальной концепций борьбы с терроризмом.
Систематизируя имеющуюся практику координации усилий мирового сообщества в вопросах противодействия актам террора, следует отметить, что в ее основе лежит ряд универсальных международных конвенций. В их числе: Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971); Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов (1973); Конвенция о борьбе с захватом заложников (1979); Конвенция о физической защите ядерных материалов (1980); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988); Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997); Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (1999); Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999) и др.
Основные усилия по международному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом предпринимаются в рамках международных организаций, которые выработали основополагающие программные итоговые документы. Рассмотрим некоторые из них.
Декларация и Программа действий, принятая на Всемирной конференции ООН по правам человека 25 июня 1993 года в Вене, определила, что акты, методы и практика терроризма во всех его формах и проявлениях являются деятельностью, которая направлена на уничтожение прав, основных свобод и демократии, создает угрозу территориальной целостности и безопасности.
На 49-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (1994) принята Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, в которой выражается убежденность в целесообразности более тесной координации и усиления сотрудничества между государствами в борьбе с преступлениями, связанными с терроризмом, включая оборот наркотиков, незаконную торговлю оружием.
В свою очередь, на совещании по борьбе с терроризмом (Париж, 30 июля 1996 года) министры стран «большой восьмерки» приняли документ, в котором заявили о своей решимости уделять первостепенное внимание борьбе с терроризмом, сделали обзор новых тенденций развития терроризма в мире. Одна из рекомендаций относится к «улучшению взаимодействия между отдельными органами и ведомствами, которые занимаются различными аспектами данной проблемы».
Особого внимания требуют поиск и разработка методов обнаружения и маркировки взрывчатки и других средств, которые могут привести к гибели или ранению людей. «Восьмерка» призывала все государства взять под свой контроль неправительственные организации (гуманитарной, культурной или социальной направленности), которые могут служить прикрытием для террористической деятельности. Предметом пристального внимания должны стать новейшие средства коммуникации, которые террористы используют для пропаганды собственных идей и общения между собой. Подразумеваются прежде всего частные средства кодирования передаваемой информации.
В отдельный пункт выделено принятие национальных законов с целью более эффективного контроля за производством, торговлей и экспортом оружия и взрывчатки.
Документ обязывает подписавшие его страны отказаться от любой пассивной или активной поддержки террористов; ужесточить
юридические меры преследования за террористическую деятельность; отдавать под суд любое лицо, обвиняемое в совершении, подготовке террористических актов или оказании помощи в их осуществлении. Рекомендовано всем государствам препятствовать передвижениям групп террористов и их отдельных членов и в этих целях ввести более строгий пограничный контроль и правила оформления удостоверений личности и визовой документации.
Успех борьбы с терроризмом напрямую зависит от реального оперативного сотрудничества между спецслужбами.
Ведущие страны мира пришли к осознанию того, что преступный мир объединился гораздо раньше, чем их правоохранительные органы, укрепилось понимание, что терроризм можно победить только совместными усилиями.
Группа экспертов по транснациональной организованной преступности на заседании в Париже 12 апреля 1996 года приняла следующие рекомендации: государства должны проанализировать свое законодательство, касающееся уголовных преступлений, определить центральный орган, структура которого должна отвечать задачам быстрой передачи запросов о совершенных и готовящихся терактах. Были осуждены преступные акты, методы и практика терроризма, выражена решимость действовать в целях его искоренения как на двусторонней основе, так и путем многостороннего сотрудничества.
Касаясь ситуации в постсоветских республиках, следует отметить, что криминальный мир, в отличие от мира политического, с разрушением единого правового пространства на территории бывшего СССР быстро консолидировался. Лишение правоохранительных органов и спецслужб бывших союзных республик единого стержня привело к раздробленности их усилий, чем незамедлительно воспользовались преступники. В последние годы отмечался рост числа тяжких преступлений, имеющих транснациональный характер. Широкое распространение получили различные проявления терроризма, наркобизнес, контрабанда оружия и военной техники.
В целях координации усилий компетентных органов государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными видами опасных преступлений начиная с 1991 года был подписан целый ряд основополагающих межгосударственных нормативных актов. В их числе Соглашение «О концепции военной безопасности государств – участников Содружества Независимых Государств», представляющее собой совокупность согласованных и официально принятых взглядов на защиту государств – членов СНГ от внешних угроз, обеспечение территориальной целостности и политической стабильности, а также Соглашение «О взаимодействии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В 1995–1996 годах принята Концепция формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств, включившая совокупность согласованных на межгосударственном уровне мероприятий и условий по развитию на взаимовыгодной основе межгосударственных информационных обменов в интересах сотрудничества государств – участников СНГ в согласованных сферах деятельности и в соответствии с международными принципами распространения информации, а также Концепция коллективной безопасности государств – участников Договора о коллективной безопасности, провозгласившая международный терроризм в качестве одного из основных источников военной опасности для стран СНГ.
Важнейшим этапом в кодификационной деятельности стало принятие в 2000 году Советом глав государств Программы совместных мер борьбы с преступностью на период до 2003 года.
Однако положения, содержащиеся в вышерассмотренных международных нормативных актах, обычно недостаточно конкретизированы, что затрудняет их использование правоохранительными органами и спецслужбами государств в конкретных практических целях. В конце 1960-х – начале 1970-х годов США, Италия, Великобритания, ФРГ и другие страны, в которых данная проблема приобрела наибольшую актуальность, во исполнение международных договоров и с учетом собственных потребностей приняли ряд законодательных актов, нацеленных на предупреждение и пресечение терроризма, следуя при этом собственной модели законотворческой деятельности.
Введение
Вектор преобразований российского общества уже более 15 лет направлен на развитие институтов рыночной экономики, создание широкого по численности класса собственников и предпринимателей, являющихся опорой для любого современного успешно развивающегося государства. В свою очередь, наряду с государственными гарантиями безопасности предпринимательской деятельности, личной жизни граждан государство предоставляет право реализовывать часть своих функций в данной сфере и негосударственным структурам – юридическим и физическим лицам, оказывающим услуги по частному сыску и охране.
Однако возрастающая социальная активность участников рынка охранных и детективных услуг, случаи нарушения ими общеобязательных норм и правил, предусмотренных законодательством, проблемы правового регулирования охранно-детективной деятельности представляют угрозу правам и законным интересам граждан, безопасности государства. Общеизвестно, что «интенсивность государственного регулирования в условиях недостаточного уровня законности должна нарастать. Концепция национальной безопасности РФ признает усиление государственного регулирования в экономике основным направлением обеспечения национальной безопасности во внутриэкономической деятельности». В связи с этим в равной степени актуализируются как задача совершенствования правового регулирования частной детективной и охранной деятельности, так и задача конкретизации нормативной правовой базы, регламентирующей порядок осуществления контроля за указанными видами деятельности. При этом необходимо соблюсти баланс интересов, с одной стороны, государства и общества в лице контролирующих органов, а с другой – интересов представителей рынка частных детективных и охранных услуг в такой степени, чтобы интересы одних не превалировали над интересами других. Достижению такого паритета должны способствовать и научные исследования в данной сфере.
Отдельные вопросы регулирования частной детективной (сыскной) и охранной деятельности рассматривались в научных трудах С.Р. Гладких, Т.Э. Зульфургар-заде, В.В. Марущенко, А.Ю. Огурцова, В.И. Садчикова, О.В. Солнышковой и других. В опубликованных работах были сформулированы заслуживаю¬щие внимания теоретические и практические рекомендации по совершенствованию частной детективной и охранной деятельности. Однако некоторые актуальные вопросы остались без должного внимания и требуют соответствующего рассмотрения и оценки в научных исследованиях.
Основная цель исследования заключается в том, чтобы на основе учета достижений правовой науки, опыта применения соответствующих правовых норм определить значение и место института частной детективной (сыскной) и охранной деятельности в современной правовой системе Российской Федерации.
Соответственно цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Произвести общий анализ института частной детективной и охранной деятельности.
2. Проанализировать особенности правоспособности субъектов частной детективной и охранной деятельности.
3. Определить специфику осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью.

1. Понятие и сущность частной детективной и охранной
деятельности
В научной литературе получила распространение точка зрения, согласно которой частная детективная и охранная деятельность приравнивается к правоохранительной. Сторонники правоохранительного характера частной детективной и охранной деятельности рассматривают ее субъекты как «негосударственные правоохранительные службы» . По их мнению, «государство, по необходимости, должно частично делегировать свою правоохранительную функцию в сферу негосударственных структур, готовых заниматься правоохранительной деятельностью» .
Обоснование правоохранительного подхода к охранно-детективному предпринимательству, как правило, сопровождается прагматическими выводами о необходимости расширения полномочий субъектов охранно-детективного предпринимательства. Правоохранительным характером частной охранной деятельности обосновывается необходимость равноправия ее субъектов и государственных органов в применении оружия и выведение этого достаточно автономного вида правоохранительной деятельности из-под «ведомственного влияния» МВД РФ.
Выдвигаются идеи использования государственных ресурсов в интересах субъектов охранно-детективного предпринимательства. Тем, что охранно-сыскные организации могут и должны рассматриваться как негосударственные правоохранительные службы , обосновывается необходимость бесплатного доступа «охранно-сыскных служб к массивам информационных центров органов внутренних дел».
Эту позицию критикуют противники отнесения субъектов охранно-детективного предпринимательства к правоохранительным органам: «В некоторых изданиях, не только в учебных, но и претендующих на «нечто высоконаучное», среди правоохранительных органов упоминаются даже частные охранные фирмы...» . Они рассматривают правоохранительную деятельность как вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка.
Взгляды противников правоохранительного характера этого вида предпринимательской деятельности согласуются с теорией права, относящей правоохранительную деятельность к основным правовым формам реализации функций государства.
Одной из причин полярности научных взглядов является отсутствие дефинитивных норм, в обобщенном виде закрепляющих существенные признаки этих юридических понятий.
Сторонники правоохранительного характера детективной и охранной деятельности не указывают ни цель ее классифицирования, ни то, решению каких теоретических и практических задач она должна способствовать. Тезис о правоохранительной сущности этого вида предпринимательства обоснован общностью задач, характера, форм и методов их деятельности, однако общность содержания деятельности частных охранно-детективных структур и правоохранительных органов условна и основана на больших допущениях. Очевидны отличительные признаки правоохранительных органов как органов исполнительной власти и признаки субъектов предпринимательства.
Детективные и охранные организации, в отличие от создаваемых по решению государства правоохранительных органов, могут быть учреждены или ликвидированы только при наличии свободного волеизъявления учредителей – физических и (или) юридических лиц. Невозможно существование правоохранительных органов и осуществление ими правоохранительной деятельности, являющейся функцией государства, в зависимости от желания учредителей создать предпринимательскую структуру для оказания услуг в охранной или детективной сфере или прекратить ее деятельность.
Исполнение государственной охранительной функции по обеспечению законности и общественной безопасности, охране общественного порядка, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступностью является конституционной обязанностью государства и его органов. Анализ нормативной основы деятельности правоохранительных органов позволяет сделать вывод о том, что целью их деятельности является защита объекта правоохраны.
Исполнение правоохранительными органами возложенных на них обязанностей носит публично-правовой характер и обеспечивает охрану прав граждан, интересов общества и государства. «Специальная президентская комиссия США по изучению частной службы безопасности считает, что в основе различия между государственными правоохранительными органами и частной службой безопасности лежит источник финансирования: государственный или частный» .
Деятельность частных детективных и охранных организаций и индивидуальных предпринимателей носит частноправовой характер. Отсутствие в Законе РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» прямого указания на то, что основной целью создания и деятельности частных охранных и детективных организаций является извлечение прибыли, обусловливает настоятельную потребность в определении базовых понятий в данной сфере.
В определении частной детективной и охранной деятельности реализован один из основных принципов гражданского права – принцип эквивалентности отношений. Законодатель в ст. 1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» выделил возмездность в качестве существенного признака частной детективной и охранной деятельности.
Основной целью деятельности частных детективных и охранных организаций и предпринимателей, в соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса РФ, является извлечение прибыли и распределение ее между участниками коммерческой организации. Но, даже если исключить из рассмотрения основную цель коммерческих организаций, факт осуществления субъектами детективной и охранной деятельности защиты только тех лиц, которые способны оплатить эти услуги, является серьезным доводом против того, чтобы считать частную детективную и охранную деятельность правоохранительной.
Квалифицирующим признаком правоохранительной деятельности является ее объективный, обязательный для государственных органов характер. Правоохранительные органы обязаны, в соответствии со своей компетенцией, осуществлять правоохранительную деятельность вне зависимости от обращения лиц, права которых нарушены. Так, в ст. 10 Закона РФ «О милиции» отсутствует требование такого обращения в качестве условия исполнения милицией обязанностей по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений; выявлению и раскрытию преступлений.
В деятельности детективных и охранных структур реализуется принцип диспозитивности, в соответствии с которым «граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права» (п. 1 ст. 9 ГК РФ). Для субъектов предпринимательства, в отличие от правоохранительных органов, не установлена обязанность по защите прав неопределенного круга лиц.
Введение
Органы правосудия, прокуратуры и предварительного следствия занимают бесспорно значимое место в государственном механизме современной России. Никак не менее весомой была роль названных органов (особенно судебных) и на протяжении минувших столетий. Совершенно очевидно поэтому, что без прояснения особенностей развития судебных органов и прокуратуры немыслимо сформировать целостные представления ни об эволюции российской государственности, ни об исторических судьбах нашего народа в целом. Целью настоящей работы является изучение процессуального положения судебного следователя в Царской России. Отсюда вытекают следующие задачи:
- рассмотреть правовой статус следователя в царской России;
- изучить процессуальную самостоятельность следователя в царской России;
- произвести комплексное исследование полномочий органов полиции и политического сыска в России второй половины XIX века, где работали судебные следователи.
Предметом курсовой работы являются нормы права Царской России, в которых изложен процессуальный статус судебного следователя той эпохи.
Традиция научного изучения отечественного суда и прокуратуры протянулась, как представляется, со времени появления магистерских диссертаций К.Д. Кавелина (1844 г.), Ф.М. Дмитриева (1859 г.) и А.Д. Градовского (1866 г.) . С той поры увидели свет многие десятки работ, посвященных истории судебных и правоохранительных органов России. Однако библиографическое освоение массива этих работ на сегодня оставляет желать много лучшего.
1. Правовой статус следователя в царской России.
1.1. Нормативно-правовые акты Царской России, регулирующие процессуальное положение судебного следователя.
В России до судебной реформы 60-х годов XIX в. все следствие было сосредоточено в руках полиции. В связи с обострением классовой борьбы в период первой революционной ситуации, сложившейся на рубеже 50—60-х годов XIX в., встал вопрос о коренном улучшении предварительного расследования, в частности, о лишении по­лиции не свойственных ей функций по осуществлению предварительного следствия. Приступая к реформе, царизм готовил и изменения системы предварительного расследования. 8 июня 1860 г. правительствующим Сенатом были утверждены законодательные акты: «Учреждение судебных следователей», «Наказ судебным следователям» и «Наказ полиции о производстве дознания». Эти акты включены в Устав уголовного судопроизводства, принятый 20 ноября 1864 г.
Производство предварительного следствия по уголовным делам перешло от полиции к особым судебным чиновникам — «судебным следователям», назначаемым министром юстиции. Подобная реорганизация мотивировалась необходимостью предоставления полиции больших возможностей для выполнения ею своих функций, а так­же уточнения компетенции и круга ее полномочий. Процессуальное положение следователей и порядок производства предварительного следствия определялись Наказом судебным следователям.
Институт судебных следователей просуществовал в России вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции.
Отделение предварительного следствия от полиции, в ведении которой оставалось производство дознания по незначительным преступлениям, являлось в целом важным шагом к общей реформе суда. В очерке «Судебные следователи» А. Ф. Кони отмечал, что новая должность судебных следователей, не связанная органически с полицией, имела свои достоинства, ибо следователь оказался наделенным значительными правами, поставлен во многих отношениях в положение независимого судьи, получив в ряде случаев, право не подчиняться предложениям обвинительной власти, когда он с ними не согласен.
1.2. Правовые основы деятельности судебных следователей в Царской России
Судебные следователи были прикреплены к окружным судам и расследовали под надзором прокурора преступления, совершенные на территории их следственных участков, как правило, уездов.
Пользуясь правами членов окружных судов, они могли в случае необходимости участвовать в судебном рассмотрении дел, кроме тех, по кото­рым проводили предварительное следствие. На должность судебного следователя могли назначаться лица, достигшие 25 лет, получившие высшее юридическое образо­вание либо «доказавшие на службе свои познания по судебной части».
При назначении впервые на эту должность они приводились к особой судейской присяге; на судебных следователей распространялся принцип несменяемости.
Согласно Уставу уголовного судопроизводства, судебному следователю предоставлялся довольно широкий круг процессуальных полномочий. Так, он вправе был самостоятельно возбуждать уголовное преследование (ст. 297), принимать необходимые для расследования меры (ст. 264), поручать полиции производство дознаний и давать ей указания о собирании необходимых справок (ст. 271). Законные требова­ния должны были исполняться полицией, а также иными учреждениями, должностны­ми лицами и гражданами «без замедления» (ст. 270). В случае оказания противодействия следователь мог требовать помощи как от гражданского или военного начальства, так и от полиции (ст. 272). Судебному следователю предоставлялось право производить обыски и выемки, накладывать на не явившихся без уважительных причин денежный штраф, подвергать приводу, избирать в отношении обвиняемых меры пре­сечения и т. п.
Процессуальная самостоятельность судебного следователя ограничивалась при производстве следующих действий: 1) наложении ареста на имущество обвиняемого; 2) осмотре и выемке почтово-телеграфной корреспонденции; 3) объявлении розыска обвиняемого через публикацию; 4) освидетельствовании психического состояния обвиняемого и разрешении вопроса об умственном развитии несовершеннолетнего; 5) прекращении уголовного дела. Для осуществления указанных действий следователь дол­жен был предварительно войти с соответствующим представлением в окружной суд.
Руководство деятельностью судебных следователей осуществлялось прокурором. Любое его предложение, касающееся исследования обстоятельств преступления или собирания доказательств по делу, являлось для судебного следователя обязательным (ст. ст. 281 и 282). Лишь в случае, когда речь шла о заключении обвиняемого под стражу, следователь при несогласии с указанием прокурора мог не выполнить его и представить соответствующие возражения суду (ст. 285). Жалобы на действия следователя приносились в окружной суд и в тех случаях, когда эти действия производились следователем по предложению прокурора.
Реформа следствия 1860 г. представляла собой определенный шаг вперед по сравнению с архаичными порядками производства расследования по Своду законов, «отражавших на себе, в существенных частях, систему предустановленных доказательств».
Однако никакие «реформы» не могли скрыть классовую сущность чиновничьего аппарата буржуазного суда. Реформа, по сути дела, не изменила и не могла изменить того крайне неудовлетворительного состояния, в котором находилось следствие в России. На это неоднократно обращалось внимание в дореволюционной юридической литературе. «Постоянное, прогрессивное падение следственной части, — читаем мы в одной из статей, — без сомнения, ни для кого не новость, но только лица, постоянно имеющее практическое дело с предварительными следствиями, знают, до каких край­них пределов упала следственная часть... Большинство следователей терпимо разве только за неимением лучшего: незнание дела, апатия, формальное отношение к своим обязанностями и крайняя небрежность во всех отношениях—составляют обычное яв­ление, мало кого поражающее».
Десятилетиями росли в народе боязнь и недоверие к судебным следователям, этим чиновникам ненавистного трудящимся государственного аппарата самодержавия.
Провозгласив в судебной реформе 1864 г. новые буржуазные принципы судопроизводства, царизм на практике отказался от их осуществления, проведя вскоре судебную контрреформу. В 1871 г. судебные следователи отстраняются от производства предварительного расследования по делам о государственных преступлениях; в дальнейшем их компетенция еще более сужается. Во многих местностях институт судебных следователей вообще не вводился.
Опасаясь наделить правом несменяемости лиц, не пользовавшихся полным доверием властей, Министерство юстиции с 1870 г. стало широко практиковать не утверждение на должность, а назначение чиновников, исполняющих обязанности судебных следователей.
Последние не приводились к судебной присяге, не могли участвовать в заседаниях окружных судов на правах их членов, а главное — не пользовались правом несменяемости. Это повлекло дальнейший упадок следственного дела, переходившего в руки малоопытных и целиком зависимых чиновников. Во всем этом также сказывался общий кризис буржуазно-помещичьего строя России, внутренней политики царизма, загнивание государственного аппарата.
Введение
Каждый гражданин нашей страны имеет право на свободный труд. Это право обеспечивается политическими, юридическими и экономическими гарантиями. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законодательством. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. Трудовой договор является основной юридической формой реализации права гражданина на труд в качестве работника, и в этом состоит одна из основных его особенностей.
В настоящее время происходит переосмысление общей концепции трудового права и ее уточнение. Именно сегодня становится очевидным, что устоявшиеся подходы не в состоянии адекватно реагировать на складывающуюся экономическую ситуацию и общественные отношения в сфере труда. Изменяется технология регулирования социально-трудовых отношений, совершенствуются методы этого регулирования, а вслед за этим изменяются роль и значение различных средств правового регулирования, используемых субъектами правотворчества и правоприменения.
В этих условиях исследование трудового договора - важнейшего института трудового права - приобретает особую важность в связи с тем, что, с одной стороны, необходимо повышение эффективности централизованного (прежде всего, законодательного) регулирования трудовых отношений, закрепляющего определенный уровень гарантий для работников, а с другой – расширение договорной сферы и судебной защиты трудовых прав, свобод и обеспечения реализации законных интересов различных субъектов трудового права.
Целью работы является рассмотрение трудового договора и его существенных и дополнительных условий, т.к. трудовой договор является одним из центральных компонентов трудового права и концентрирует на себе внимание представителей современной юридической науки и практики.
1. Понятие трудового договора в Российском трудовом праве.
Институт трудового договора является основной правовой формой реализации конституционного принципа свободы труда гражданина (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Заключив трудовой договор, гражданин становится работником. Работодатель, заключая трудовой договор, получает возможность подобрать необходимых ему работников.
Определение трудового договора Российское законодательство дает в ст. 56 Трудового Кодекса Российской Федерации, (далее ТК РФ), где, в частности, говорится: «Трудовой договор есть соглашение между трудящимися и предприятием (учреждением, организацией), по которому трудящийся обязуется выполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а предприятие (учреждение, организация) обязуется выплачивать трудящемуся заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон».
Трудовой договор можно рассматривать в трех аспектах (рис. 1.)
Трудовой
договор
Самостоятельный Юридический Соглашение
институт отрасли факт между работником
трудового права и работодателем
Рис. 1
Одним из важнейших институтов трудового права является институт трудового договора, который содержит совокупность норм права, регулирующих понятие трудового договора, порядок его заключения, гарантии при приеме на работу или при переводе на другую работу, порядок прекращения трудового договора, правовые последствия при незаконном увольнении .
Одним из элементов рынка является рынок рабочей силы, опирающийся на спрос и предложение труда. Установление правовой связи между работодателем и работником есть основная функция трудового договора как юридического факта, порождающего трудовое отношение. Сущность юридического факта состоит в том, что он основывается на добровольном и взаимном волеизъявлении сторон. Объектом данного соглашения выступает товар особого рода – рабочая сила как совокупность физических и духовных способностей человека. В силу того, что этот товар неотъемлем от личности, он не переходит в собственность покупателя, а передается ему во временное пользование. Поэтому с точки зрения юридической природы трудовой договор есть соглашение о найме труда, хотя социально-экономическая сущность состоит в купле-продаже рабочей силы .
Свобода предложения рабочей силы и свобода спроса на рабочую силу, установление рыночной цены рабочей силы и т.п. наилучшим образом достигаются при договорном методе возникновения трудовых отношений. Наше законодательство позволяет и должно позволять участникам рынка труда занимать равное положение и предоставлять равные возможности вступления в трудовые отношения, что осуществляется на основе взаимного волеизъявления сторон, т.е. на основе трудового договора.
В практике хозяйственной деятельности применяются различные договоры о труде. Например, договор подряда, поручение и т.п. Но эти виды договоров являются соглашениями гражданско-правового типа и регулируются нормами гражданского права, а не трудового, т.е. не всякий договор, касающийся хозяйственной деятельности, является трудовым .
Рассмотрим некоторые признаки, которые позволяют выделить трудовой договор среди других видов договоров.
К числу таких признаков можно отнести предмет договора. Его специфика проявляется в том, что предметом трудового договора является сам процесс труда по различным трудовым функциям. Объектом договорных обязательств служит живой труд. В соответствии с трудовым договором работник выполняет известную работу в коллективном труде работников данного предприятия (учреждения, организации). Условия трудового договора о характере работы определяются путем указания на специальность и квалификацию, когда это касается рабочих, или на должность, когда это касается служащих. Характер конкретных трудовых операций, выполняемых каждым членом коллектива, может меняться в зависимости от производственных задач. Работодатель вправе поручить работнику любое задание, относящееся к его трудовой функции, оговоренной в трудовом договоре.
Другим признаком, выделяющим трудовой договор, является его личностный характер, т.е. личное трудовое участие работника. Работник, заключивший трудовой договор с данным предприятием, автоматически включается в трудовой коллектив этого предприятия. Это дает ему права на участие в управлении производством, установление условий труда, участие в социальной деятельности данного предприятия. Разумеется, все это осуществляется на основе коллективного договора, который в соответствии со ст. 40 ТК РФ предоставляет собой правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации.
Другие же виды договоров такой возможности (зачисления работника в трудовой коллектив) не предусматривают.
Необходимым признаком трудового договора служит и то, что после его заключения работник должен подчиняться внутреннему трудовому распорядку предприятия (учреждения, организации). Этот признак принято называть организационным.
Под внутренним трудовым распорядком понимается определенный режим труда, выполнение установленной меры труда. В договоре подряда работник сам организовывает свой труд, сам распределяет его во времени. Подрядчик вправе привлекать к исполнению договора и других лиц (субподрядчиков).
Оговариваемые в трудовом договоре условия оплаты труда по заранее установленным нормам в соответствии с конечным результатом хозяйственной деятельности являются его имущественным признаком. В основе всех систем заработной платы лежит денежная оценка различных видов труда за единицу рабочего времени (час, день, месяц) .
Вознаграждение за труд по договору подряда и трудовому договору определяется по-разному. По договору подряда вознаграждение устанавливается договорным путем. По трудовому же договору размеры вознаграждения за труд регулируются нормативно по тарифным соглашениям (для работников бюджетной сферы в централизованном порядке, для работников внебюджетной сферы – в локальном порядке, и лишь в определенной степени дополняются договорным регулированием). Вознаграждение, выплачиваемое на основании трудового договора, не может быть ниже гарантированного минимума, установленного законодательством (ст. 133 ТК РФ), что влечет за собой ряд правовых последствий, а именно распространение на работника норм правового законодательства. В частности, в период работы работник подлежит обязательному социальному страхованию (например, в случае болезни работнику будет выдано пособие по временной нетрудоспособности, женщинам-работникам в связи с беременностью и родами предоставляется отпуск и выплачивается пособие). Работа по трудовому договору включается в общий, специальный, непрерывный трудовой стаж, с учетом которого работник обеспечивается пенсиями и пособиями. В соответствии со ст. 50 ТК РФ не могут вводиться изменения существенных условий трудового договора, ухудшающие положение работника по сравнению с условиями коллективного договора, соглашения, они недействительны и не подлежат применению.
Еще одной важной особенностью трудового договора является то, что если между сторонами заключен договор гражданско-правового характера, однако в ходе судебного разбирательства было установлено, что этим договором фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям в силу части третьей статьи 11 ТК РФ должны применяться положения Трудового кодекса РФ .
В самом обобщенном виде сторонами трудового договора являются работник и работодатель как две главные фигуры, противостоящие на рынке труда, причем каждая из сторон должна обладать праводееспособностью. В свою очередь, под трудовой правоспособностью понимается обеспеченная государством возможность иметь трудовые права и нести юридические обязанности, а трудовая дееспособность – это способность своими личными действиями приобретать, осуществлять трудовые права и обязанности и нести ответственность за их неправомерное осуществление.
В трудовом праве правоспособность граждан неразрывно связана с их дееспособностью, так как всякий живой труд является личной волевой деятельностью индивида, и трудовые обязанности нельзя исполнять с помощью других лиц. Поэтому о трудовой праводееспособности принято говорить как о едином свойстве правосубъектности граждан .
В трудовом праве правоспособность граждан неразрывно связана с их дееспособностью, так как всякий живой труд является личной волевой деятельностью индивида, и трудовые обязанности нельзя исполнять с помощью других лиц. Поэтому о трудовой праводееспособности принято говорить как о едином свойстве правосубъектности граждан .
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется особой ролью заработной платы в структуре доходов работника. Она и в настоящее время и в ближайшие годы остается для подавляющего большинства трудящихся основным источником доходов, стимулом повышения результатов труда и производства в целом. Ее движение оказывает непосредственное воздействие на воспроизводство рабочей силы, жизненный уровень работающих, его социально-экономическое положение в системе производственных отношений.
В современных условиях перехода от одной общественной формации к другой произошло столкновение проблем рыночной оплаты труда и старой сохранившейся системы оплаты. При возникнувшей дешевизне труда в условиях рынка появилось несоответствие уровня его оплаты по старой схеме - появились диспропорции. Это связано с тем, что некоторые отрасли производства в этих условиях могли себя экономически оправдывать, а некоторые держались на государственных субсидиях и при переходе на рыночные отношения не смогли выдержать острой конкуренции рынка. Это привело к так называемой «несправедливой» оценке труда. В условиях непредсказуемости и неопределенности оценки труда возникла гонка заработной платы и цен, которая лишь усугубляла социальную напряженность в обществе и явилась дополнительным стимулом усугубления инфляции, возникла разница между ростом цен на товары и услуги и индексацией заработной платы. Неадекватность оценки труда, проигрывание росту цен, невыплаты зарплаты - все это привело к тому, что труд перестал играть первостепенную роль в жизни общества. Данная нестабильность породила массу проблем: бедность работающего населения, отток высококвалифицированной рабочей силы в различные сферы, спад производства, сокращение потребительского спроса. Все это возникло из-за несвоевременного и непродуманного решения вопросов возникших в результате экономических реформ. В связи с этим вопрос регулирования заработной платы в условиях рыночной экономики имеет важное социально-экономическое значение как на макроуровне, так и на хозяйственном уровне.
На макроуровне - это борьба с бедностью, стимулирование роста жизненного уровня населения, увеличение его покупательной способности, в конечном счете - содействие повышению качества рабочей силы и качества жизни в целом.
На хозяйственном уровне - это выравнивание условий конкуренции хозяйственных субъектов, создание основной структуры и дифференциации заработной платы.
Все вышеуказанные проблемы и противоречия приводят к необходимости проведения исследований в области политики доходов и изучения вопросов регулирования заработной платы.
Целью данного исследования является выявление особенностей реформирования организации оплаты труда, являющемся преобладающим источником денежных доходов населения, определяющим уровень благосостояния ее населения и в конечном итоге влияющим на дальнейшее ее социально-экономическое развитие, а также разработка предложений по регулированию системы оплаты труда. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и методологические основы оплаты труда, существующие теории заработной платы, сущность и ее содержание, принципы организации заработной платы в условиях рыночной экономики;
- выявить особенности регулирования оплаты труда, обосновать необходимость усиления государственного регулирования оплаты труда, выработать направления совершенствования организации оплаты труда.
Объектом исследования является система организации заработной платы работников бюджетной сферы как правовой категории.
Предмет исследования – методические и практические вопросы организации и регулирования оплаты труда работников бюджетной сферы.
Информационная база исследования основывается на трудах ученых по концептуальным вопросам организации системы оплаты труда, на нормативно-правовых документах, регламентирующих государственное регулирование системы оплаты труда, на материалах текущей статистики последних лет, статистических ежегодниках.
ВВЕДЕНИЕ
Демократия имеет некоторые бесспорные преиму¬щества, но она имеет и свои неистребимые недостат¬ки, — вот что говорит современная политическая мысль, сменившая религиозное отношение к демок¬ратии научным.
Современная наука должна признать и еще одно очень существенное положение, на котором мы должны теперь остановиться. И там, где демократии существуют уже многие десятки лет, где они проявили способность противостоять величайшим опасностям и обнаружили удивительную доблесть граждан, как это было во времена мировой войны, они пере¬живают сейчас какое-то внутреннее недомогание, ис¬пытывают какой-то серьезный кризис.
Цель настоящей курсовой работы – проанализировать современное состояние демократического общества и определить основные его проблемы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- определить понятие демократического общества и выявить его место и роль в современном государстве и гражданском обществе;
- выявить зависимость демократического общества от уровня гражданской культуры;
- на основе полученных эмпирических данных дать оценку основным проблемам демократического общества, а именно проблеме несоблюдения основных прав и свобод гражданина.
Объект и предмет исследования определяются тематикой работы, ее целью и задачами.
Предметная направленность определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовых источников как внутригосударственных, принятых как на федеральном уровне, так и на уровне международном, судебной практики.
Методологической основой исследования является диалектический метод. В ходе исследования использовались обще- и частнонаучные, а также специальные методы познания.
Общими явились методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, наблюдения и сравнения. В качестве общенаучных методов, с помощью которых проводилось исследование, использовались метод структурного анализа, системный и исторический методы. В качестве частнонаучного метода выступил конкретно-социологический. К специальным методам, использовавшимся в работе, следует отнести формально-юридический метод, методы правового моделирования, различные способы толкования права.
Данные методы позволили наиболее последовательно и полно рассмотреть различные аспекты современного состояния демократического общества в рамках цели и задач исследования.
Эмпирическая база исследования построена на нормативном материале и судебной практике.
Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральное законодательство, затрагивающее вопросы соблюдения демократических прав и свобод граждан, положения международных договоров. Судебная практика представлена решениями федеральных судов.
Демократия всегда есть распутье, есть система релятивизма, система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог. И если в наши дни это чувствуется с такой яркостью и осязательностью, то именно потому, что среди народов, живущих под влас¬тью демократии, стали обнаруживаться стремления оставить распутье и выйти на какой-либо твердый путь. Говоря иными словами, система свободы и свободной игры жизненных интересов и сил, система открытых дверей и неопределенных возможностей как бы утоми¬ла людей и не удовлетворяет их более. Этого нельзя, конечно, сказать о всех; но что весьма значительные группы в современных демократиях выражают недовольство и жаждут перемен, это — общеизвестный факт.

ГЛАВА 1. ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА
Демократическое общество — это свободное общество, ориентированное на конкрет¬ного человека, создающего атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечиваю¬щее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механиз¬мы ограничения и контроля за деятельностью государства.
Идеи гражданского общества неразрывно связаны с демократическим обществом. Демократическое общество это необходимый элемент гражданского общества.
Категория «демократическое общество» исторически отражает особый срез развития челове¬чества, характеризуемый стремлением мыслящих людей каждо¬го времени создать модель идеального общественного устрой¬ства, где царили бы разум, свобода, благополучие и справедли¬вость. Всегда формирование демократического общества так или иначе увязывалось с проблемами совершенствования государ¬ства, возвышения роли права и закона .
Демократия в реальной жизни выступает как сложное и многогранное явление, материализующееся в самых различных сферах жизни и имеющее бесчисленные пути и способы своего проявления. Она отнюдь не сводится лишь к политической сфере жизни общества или государства, как это иногда трактуется в литературе, а распространяется также и на другие сферы — экономическую, социальную, культурную, научную, идеологическую. В зависимости от того, в каких сферах жизни общества и деятельности государства проявляется демократия, обычно говорят и о соответствующих видах демократии. Например, если демократические принципы, нормы и идеи реализуются в политической сфере жизни общества и государства, то, несомненно, в данном случае речь идет о политической демократии. Когда же они проявляются в сфере экономики, социальной сфере жизни общества
или же в области идеологии, то соответственно имеется в виду экономическая, социальная и «идеологическая» демократия.
Демократия не может быть сведена только к какой-либо одной из сфер жизни общества, точно так же, как она не может рассматриваться исключительно лишь в каком-либо одном из своих проявлений. Она не может проявляться, например, только в качестве особого политического и государственного режима, т.е. совокупности методов осуществления власти или в качестве формы организации государства и отдельного государственного или общественно-политического института. Она выступает в самых различных своих качествах и проявлениях. В частности, по отношению к субъекту государственной и общественной власти — народу — демократия выступает как максимальное про явление его воли, устремлений и интересов, их характеристика.
Применительно к непосредственным носителям этой власти — государственным, партийным и общественным органам и организациям демократия выступает как их соответствующая форма или принцип организации. По отношению к процессу осуществления государственной и общественной власти демократия проявляется как совокупность соответствующих методов и способов властвования, т.е. как соответствующий режим. Наконец, по отношению к объекту проявления власти — отдельным гражданам, юридическим лицам, социальным слоям, ^группам, классам, ассоциациям и организациям демократия выступает в виде их соответствующего статуса, режима их жизнедеятельности, широкого круга конституционно закрепленных прав и свобод.
К сказанному следует добавить, что политический и идеологический плюрализм, многопартийность, признание принципа разделения властей, решение вопросов большинством голосов, выборность, сменяемость и подотчетность государственных органов народа и многое другое в таком же духе — это все так же есть не что иное, как пути и способы проявления всего того, что именуется демократией.
3. Исходя из взаимосвязи и взаимодействия различных сфер «при¬ложения» демократии, а также различных путей, форм и способов ее проявления, о демократии как явлении в каждой отдельно взятой стране можно говорить не как о случайном наборе демократических про¬явлений, институтов и учреждений, а как о некой их системе.
Составными частями или структурными элементами такой системы в зависимости от аспекта исследования, а также от уровня (своего '"' рода «среза») рассматриваемой системы могут выступать, например, отдельные разновидности демократии — демократия внутрипартийная, государственная, профсоюзная и т.д. Они проявляются как первичные (по своему объему, содержанию, месту в системе и социально¬му назначению) элементы, непосредственно образующие общую сис¬тему демократии и выступающие, в свою очередь, по отношению к ней как подсистемы.
Кроме выделения первичных элементов общей системы демокра¬тии возможно также вычленение и ее вторичных элементов, которые непосредственно образуют в результате своей взаимосвязи и взаимодействия частные системы (подсистемы) демократии. В качестве такого рода вторичных элементов общей системы демократии можно назвать, например, на уровне рассмотрения форм внутренней организации и внешнего проявления демократии различные демократические (партийные, государственные и общественные) институты и учрежде¬ния; на уровне содержания демократии — соответственно ее различные принципы (выборность, подотчетность, гласность, сменяемость, коллективность руководства и др.), традиции демократии, различные социальные нормы, конституирующие демократические институты и учреждения и содержащие в себе демократические права и свободы граждан. Используя аналогию с другими социальными системами (и в частности, с политической системой, теория которой считается более или менее разработанной в литературе), в общей системе демократии можно выделить в качестве самостоятельных элементов также и взаи¬модействие субъектов демократии, их общественно-политическую ак¬тивность и фактические отношения, возникающие между ними в про¬цессе реализации их прав и свобод, при проведении в жизнь принци¬пов демократии.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества