Право (правоведение) - готовые работы

ГлавнаяКаталог работПраво (правоведение)
fig
fig
Цель и задачи исследования. Целью настоящей работы является комплексный анализ становления, развития и современного состояния теории ответственности государства перед гражданином и соответствующего института российского права, практики осуществления в Российской Федерации, как на национальном, так и международном уровне.
Целью выполнения курсовой работы является изучение и анализ правовых аспектов, касающихся понятия и видов правонарушения.
Для достижения указанной цели встает необходимость:
1) Дать общее понятие правомерного и противоправного поведения как разновидность правового поведения;
2) Изучить юридический состав правонарушений;
3) Раскрыть виды правомерного и противоправного поведения.
Вопрос о написании истории адвокатуры возник не сегодня. Еще до Октябрьской резолюции по инициативе Советов присяжных поверенных Москвы и Санкт-Петербурга была создана и опубликована в трех томах История русской адвокатуры. С тех пор в жизни сообщества произошло множество событий. 1 июля 2002 г. вступил в силу Федеральный закон РФ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» от 31 мая 2002 г. № 63-Ф3 внесший значительные перемены в организацию деятельности всей российской адвокатуры . Нельзя не признать того, что Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» 2002 г. вывел российскую адвокатуру по правовому статусу на уровень лучших зарубежных образцов. Хвори российской адвокатуры отмечаются практически всеми, кто берется анализировать ее нынешнее состояние . Но остаются пока не решенными отдельные вопросы , эти проблемы ждут своего решения, и, надо думать, коллективное осмысление пройденного пути в русле предложенного изучения истории адвокатуры облегчит поиск оптимальных решений. Современное Российское государство находится на этапе формирования нового правового обоснования деятельности адвокатуры, которая за время своего существования приобрела огромную значимость. Наличие в государстве лиц, способных грамотно и квалифицированно оказать юридическую помощь является залогом гармоничного существования общества в целом.
Введение
Международное атомное и международное космическое право можно назвать относительно новыми отраслями международного права. Появившись в XX веке, они не только строились на уже сложившихся принципах и общепризнанных нормах международного права, но и сами оказали заметное влияние на международное право, в целом.
Не в последнюю очередь это касается вопросов международной ответственности. Возникают новые направления национальной деятельности, опасность которых для окружающих такова, что даже принятие всех необходимых и возможных мер безопасности не исключает причинение ущерба, причем ущерба значительного по своему размеру. Потребность защиты интересов как государств, так и других субъектов (в том числе, физических и юридических лиц), привела к разработке и принятию универсальных международных договоров в этой сфере. Появились даже специальные термины: «абсолютная ответственность», «объективная ответственность», которыми многие исследователи ошибочно называют любую ответственность в атомном и космическом праве.
Вместе с тем развитие международных отношений и сотрудничество приводит к появлению новых проблем, которые требуют разрешения. Не только в российской, но и в иностранной литературе установление норм о международной ответственности за противоправное поведение и правомерную деятельность называют одним из направлений развития международного права. При этом работа по совершенствованию международно-правового регулирования вопросов международной ответственности должна вестись без разделения на ответственность за противоправное поведение и правомерную деятельность. Иначе неизбежно доминирование того или иного направления, что мы и можем наблюдать в настоящее время в работе Комиссии международного права ООН.
Понимая международное право как систему, т.е. совокупность норм, взаимосвязанных между собой и регулирующих отношения, можно предположить, что несение ответственности в отраслях международного права должно строиться на общих принципах или нормах ответственности в международном праве.

Однако когда ведут речь об ответственности в международном атомном и международном космическом праве, то имеют ввиду ответственность за правомерную деятельность. Такая ответственность не просто вменяется без вины, но и может носить ограниченный с точки зрения ущерба, подлежащего возмещению, характер. Это, в свою очередь, позволяет некоторым исследователям либо делать вывод о том, что подобная ответственность является позитивной (перспективной), либо, что она вообще не имеет с институтом ответственности ничего общего. Кроме того, все осложняется еще и тем, что круг субъектов несения ответственности в международном атомном и международном космическом праве не совпадает с кругом субъектов международного права.
Дело в том, что помимо традиционных для международных отношений субъектов — государств и межгосударственных организаций - в отношения, регулируемые рассматриваемыми отраслями, могут вступать неправительственные организации, физические и юридические лица различных государств.
1. Понятие международного космического права и его место в системе современного международного права
Международное право - это система юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества.
Система международного права представляет собой комплекс юридических норм, характеризующийся принципиальным единством и одновременно упорядоченным подразделением на относительно самостоятельные части (отрасли, подотрасли, институты). Материальным системообразующим фактором для международного права служит система международных отношений, которую оно призвано обслуживать. Основными юридическими и морально-политическими системообразующими факторами выступают цели и принципы международного права.
Современное международное право определило основные цели взаимодействия государств, а тем самым и международно-правового регулирования. В результате оно стало более точно определять не только формы, но и содержание взаимодействия государств.
Рассмотрим наиболее подробно понятие международного космического права как отрасли международного права.
Международное космическое право - это отрасль международного права, регулирующая отношения между его субъектами в связи с их деятельностью по исследованию и использованию космического пространства, включая небесные тела, а также регулирующих права и обязанности участников космической деятельности.
Эти права и обязанности вытекают как из общих принципов и норм международного права, регулирующих все области международных отношений, так и из специальных принципов и норм, отражающих особенности космического пространства и космической деятельности.
Международное космическое право, вопреки буквальному толкованию этого термина распространяется не только на деятельность в самом космическом пространстве, включая небесные тела, но и на их деятельность и на Земле и в воздушном пространстве Земли в связи с изучением и освоением космоса.
Круг государств, на которые распространяется действие норм международного космического права, значительно шире так называемого «космического клуба», членами которого являются государства, уже в настоящее время непосредственно участвующие в исследовании и использовании космического пространства с помощью своих технических средств . Фактически общепринятые нормы международного космического права распространяются на все государства и создают для них определенные права и обязанности независимо от степени их активности в области космической деятельности.
Объектами международного космического права являются: космическое пространство (надземное пространство, начиная с высоты около 100 км над уровнем моря), планеты Солнечной системы, Луна, искусственные космические объекты и их составные части, космические экипажи, деятельность по исследованию и использованию космического пространства и небесных тел, результаты космической деятельности (например, данные дистанционного зондирования Земли из космоса, материалы, доставленные с небесных тел на Землю и другие).
Надземное пространство делится на воздушное и космическое. Такое деление предопределяется различием технических принципов передвижения летательных аппаратов: для авиации - это подъёмная сила крыла и двигательная тяга; для космонавтики - это в основном инерционное движение под воздействием притяжения Земли и других планет .
Субъектами международного космического пространства являются субъекты международного публичного права, то есть главным образом это государства и международные межправительственные организации, в том числе, разумеется, и те, которые сами непосредственно космической деятельности не осуществляют.
Это право – результат научно-технических достижений XX в., когда усилия человека проникнуть в космос стали переходить в практическую плоскость. Здесь следует выделить запуск первого искусственного спутника Земли (4 октября 1957 г.) и первого человека – Ю. А. Гагарина – в космос 12 апреля 1961 г. Эти события показали, что человечество получило возможность практического использования космического пространства. Для этого необходимы были определённые условия и прежде всего – исключение космического пространства из сферы гонки вооружений.
Процесс демилитаризации космического пространства начался подписанием (5 августа 1963 г.) в Москве, Лондоне и Вашингтоне Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Была также достигнута договоренность между СССР и США о не размещении в космическом пространстве объектов с ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения. Эта договоренность была подтверждена 17 октября 1963 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 1884.
13 декабря 1963 г. в рамках ООН была принята Декларация правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства.
В 1967 г. в ООН был принят Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Он тогда же, в 1967 г., вступил в силу.
1 Теоретико-правовые аспекты законодательства РФ о финансировании избирательных кампаний и деятельности избирательных комиссий
В июне 2002 г. был принят новый Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав ), заменивший Федеральный закон от 19 сентября 1997 г.
Финансирование выборов включает в себя прямое и косвенное финансирование избирательной кампании, а также иное поддающееся финансовой оценке материальное обеспечение подготовки и проведения выборов, не ограниченное рамками избирательной кампании.
Прямое финансирование выборов - обеспечивающие выборы финансовые действия: перечисление, поступление, расходование, учет денежных средств, отчетность и другие действия, влекущие за собой движение бюджетных и иных финансовых ресурсов государства, организаций, граждан.
Косвенное финансирование выборов связано с оказанием материальной поддержки кандидатам, политическим партиям, предоставлением бесплатного эфирного времени для целей выборов, распространением бесплатной информации о кандидатах, предоставлением налоговых льгот, содержанием избирательных комиссий, информационных систем, направленных на обеспечение выборов .
2 Особенности порядка формирования и расходования избирательных фондов
Для кандидата или избирательного объединения (блока) процесс финансирования начинается с создания избирательного фонда. Кандидаты обязаны создавать избирательные фонды в течение четко установленного законом времени, а именно в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до их регистрации этой избирательной комиссией. Избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие списки кандидатов, должны создавать избирательные фонды после регистрации их уполномоченных представителей, в том числе по финансовым вопросам, соответствующими избирательными комиссиями.
Следует сказать, что кандидаты вправе, а избирательные объединения и избирательные блоки обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам, которые затем регистрируются соответствующей избирательной комиссией (п. 3 ст. 58 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав). Для этого кандидат, представитель избирательного объединения, избирательного блока представляет в избирательную комиссию заявление о назначении уполномоченным представителем по финансовым вопросам определенного физического лица, а последнее в письменной форме дает согласие на выполнение своих обязанностей. Возможно назначение нескольких представителей по финансовым вопросам.
Для создания избирательного фонда в избирательную комиссию должно быть направлено уведомление от кандидата, представителя избирательного объединения, избирательного блока, в котором сообщается о намерении создать избирательный фонд путем открытия специального избирательного счета. Рассмотрев уведомление, соответствующая избирательная комиссия дает разрешение на открытие специального избирательного счета, куда перечисляются все денежные средства, образующие избирательный фонд.
Создание избирательного фонда является обязательным при проведении избирательной кампании. Закон устанавливает два исключения, когда он может не формироваться.
Во-первых, при проведении выборов в органы местного самоуправления законом субъекта Федерации может быть установлено, что кандидат вправе не создавать избирательный фонд при определенном числе избирателей в избирательном округе (но не более пяти тысяч избирателей), если он не будет проводить финансирование своей избирательной кампании.
Во-вторых, кандидаты, баллотирующиеся только в составе списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, не имеют права создавать собственные избирательные фонды (п.п. 1, 4 ст. 58 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав).
В соответствии с п. 5 ст. 58 Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков могут создаваться за счет:
- собственных средств кандидата, избирательного объединения избирательного блока;
- средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком;
- добровольных пожертвований граждан;
- добровольных пожертвований юридических лиц;
- средств, выделенных кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку соответствующей избирательной комиссией, если это предусмотрено соответствующим законом.
На специальный избирательный счет не могут быть зачислены средства от лиц, не имеющих права вносить пожертвования в избирательный фонд.
Иногда в ходе выборов при отсутствии необходимого количества денежных средств в избирательном фонде и необходимости срочно оплатить какие-либо работы или услуги кандидат или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам организуют "экстренное" поступление денежных средств в избирательный фонд, когда несколько граждан вносят пожертвования в установленном избирательном законодательством размере.
Говоря о порядке наполнения избирательного фонда, следует отметить, что соответствующим законом (в зависимости от вида проводимых выборов это может быть федеральный закон либо закон субъекта Федерации) устанавливаются предельные размеры следующих средств:
- перечисляемых в избирательные фонды непосредственно кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком;
- выделяемых кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком;
- добровольных пожертвований граждан и юридических лиц;
- предельные размеры расходования средств избирательных фондов.
Средства избирательных фондов имеют целевое назначение, т.е. они используются исключительно на покрытие расходов на проведение соответствующей избирательной кампании. В этой связи Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав в п. 3 ст. 59 устанавливает исчерпывающий перечень целей, на которые могут расходоваться средства избирательного фонда:
- финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;
- на предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
- на оплату других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) гражданами, юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании;
- внесение избирательного залога.
Право распоряжаться средствами избирательного фонда принадлежит только создавшим их кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам.
В ходе избирательной кампании кандидат, избирательное объединение, избирательный блок обязаны заключать договоры (соглашения) с физическими и юридическими лицами, которые выполняют работы (оказывают услуги), связанные с избирательной кампанией указанных субъектов. Заключение договоров позволяет урегулировать гражданско-правовые отношения, возникающие между кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком и гражданами и юридическими лицами в ходе избирательной кампании, упорядочить процесс расходования средств избирательных фондов указанных субъектов; осуществлять надлежащий контроль уполномоченными органами за целевым расходованием средств избирательных фондов.
ВВЕДЕНИЕ
Революция 1917 года – одно из важнейших событий российской истории.
Тема революции 1917 года актуальна и сейчас, в течение многих лет она рассматривалась под углом марксистско-ленинского учения. Сейчас, когда идёт переосмысление всей истории ХХ века очень важно объективно оценить причины этого исторического события. Только проследив объективные предпосылки к Октябрьской революции 1917 года, можно строить какие-либо обобщения и теории, объясняющие произошедшее.
Этот вопрос тем более актуален, что в данный момент современное постсоциалистическое общество переживает переходный период, закономерности которого во многом схожи с ситуацией 1917 года; сходство – в переходном характере этапа, в неустойчивом состоянии общества, в противостоянии политических сил, в социальном расслоении.
Как и в 1917 году, перед страной стоит выбор между конструктивным ходом развития и дальнейшем усугублением противостояния в обществе, чреватым грозно вырисовывающейся перспективой гражданской войны.
Целью данной работы является нахождение объективных причин октябрьской революции 1917 года и выяснение обстоятельств, по которым буржуазия не смогла взять власть в свои руки, а потеряла её.
При подготовке данной работы были использованы труды известных ученых в сфере историко-правовой науки.
Как ключевое историческое событие революция 1917 г. в России является следствием стечения целого ряда объективных и субъективных обстоятельств. Советская историография вопрос об объективных предпосылках революции сводила чаще всего к анализу экономики, выискивая в ней основу для будущих социалистических преобразований. На самом деле объективный характер революционного взрыва в стране коренился в сплетении множества факторов, сложившихся в связи с ее вступлением в новую эпоху.
ВВЕДЕНИЕ
При изучении данной темы важно уяснить, что вторая половина XIX века является одним из переломных периодов царствования Александра II, она создала условия и необходимые предпосылки для экономического подъема Российской Империи. Отмена крепостного права, реформы в экономической сфере потребовали также перемен в общественно-политической жизни страны. Такие перемены были достигнуты благодаря земской, судебной, городской и военной реформам. Отмена крепостного права ограничила позиции дворянства в экономике, городская и земская реформы ограничили права дворян в управлении на местах и соответственно расширили доступ буржуазии к местному самоуправлению, введение принципа всеобщей воинской повинности уравняло сословия в правах при формировании воинского контингента, а судебная реформа была наиболее демократична, так как в судопроизводство были введены наиболее демократичные принципы, такие как соревнование обвинения и защиты в ходе судебного разбирательства, а также участие присяжных заседателей на процессе. Освобождение рабочих рук в связи с отменой крепостного права и повышение роли городского сословия в общественной жизни привели к повышению темпов экономического роста страны. Темпы роста российской экономики во второй половине XIX в. были выше, чем в любой другой стране мира в соответствующий период развития. Росту экономики способствовала активная внешняя политика, проводившаяся как в период правления Александра II, так и Александра III. В то же время половинчатый характер реформ вызывал недовольство радикально настроенных слоев общества и способствовал росту революционных выступлений.
Целью данной работы является изучение и правовой анализ буржуазных реформ 1860-1970 гг. проводимых в Российской Империи. Для раскрытия основной цели работы предполагается рассмотреть и изучить основные реформы в число которых входили: судебная, военная и полицейская реформы.
Структура работы включает три главы, каждая из которых посвящена одной из основных буржуазных реформ.
При изучении данной темы используются различные общенаучные и историко-политические методы изучения. Такие как метод анализа, синтеза, обобщения, исторический метод и другие.
Широко используется специальная литература по истории государства и права, а также историческая литература, таких авторов как Исаев И.А., Федоров В. А., Зуев М.Н., Платонов С. Ф., Ильин Е.В.
Введение
Собственность, согласно Гражданскому законодательству РФ, – это отношение между людьми, группами людей по поводу присвоения вещей, через эти вещи.
Главным элементом собственности, без которого она, собственно, и не существует, является присвоенность объекта собственности конкретным лицом (лицами). Отсюда следует, что у любой собственности есть свой субъект.
Поэтому не случайно, что именно по субъекту и выделяют основные формы собственности: государственная, муниципальная, частная.
Право собственности является наиболее полным правом на вещь. Собственник обладает самыми широкими распорядительными полномочиями: он может отчуждать вещь, менять ее хозяйственное значение, ухудшать свойства вещи и даже уничтожать ее. Главное качество права собственности граждан - соединение наиболее абсолютного господства лица над вещью, с правом распоряжения ею, правом определять ее судьбу (продать, обменять, заложить, уничтожить). Путем перечисления главных составных частей права собственности последнее можно определить как:
фундаментом правовой системы
Каждый институт — это относительно обособленный «блок» отрасли. Поэтому для них подходит понятие «подсистема». Например, в уголовно-исполнительном праве выделяются нормы, характеризующие права и обязанности осужденных, представляющие самостоятельный институт уголовно-исполнительного права. Главная функция правового института состоит в том, чтобы в пределах своего участка общественных отношений данного вида или рода обеспечить цельное, относительно законченное регулирование.
Институт – это комплекс юридических правил, который охватывает ряд отношений социального плана, служащих одним и тем же целям. Это юридическая система, соответствующая части общественного устройства, отвечающая конкретным целям и идущая по собственному пути развития.
Классификация институтов права необходима для четкого различения круга регулируемых правоотношений.
Наиболее важнейшими, базовыми являются государственные, политические институты права. Можно выделить имущественные и неимущественные правовые институты.
Правовые институты носят регулятивный характер (например, институт правомочия собственника вещи) и правоохранительный характер (правомочия собственника по защите своего права).
Введение
Обязательства из правонарушений являются древ¬нейшим видом обязательств. В глубокой древности их санкцией была частная месть со стороны потерпевшего и его родичей. По мере укрепления государства и усложне¬ния хозяйственной жизни стали практиковаться согла¬шения между правонарушителем и потерпевшим о заме¬не мести денежным штрафом; эти соглашения были санкционированы правом (система добровольных компо¬зиций). Дальнейшее развитие привело к тому, что применение мести было запрещено и было установлено, что единственно допустимым последствием являются штраф и вознаграждение потерпевшего за вред и обиду.
Система деликтных обязательств характеризова¬лась в Риме тем, что существовал определенный, исчер¬пывающий перечень случаев, в которых возникали такие обязательства, но не было установлено общего правила, что всякое недозволенное действие, нарушающее чьи-либо права или интересы, порождает обязательство лица, совершившего такое действие в отношении потерпевше¬го. В древнейшем праве правонарушение сопровождалось установленными для него последствиями независимо от наличия субъективной вины совершившего деликт (в этом сказывался пережиток эпохи частной мести, при которой к правонарушению подходили с точки зрения потерпевшего). В дальнейшем развитии права наличие субъективной вины совершившего деликт стало необхо¬димым условием для признания в конкретном случае ча¬стного деликта.
1. Общая характеристика обязательств из деликтов
В ряду оснований возникновения обязательств видное место занимают деликты, delicta, maleficia.
Деликт - это противоправное действие, правонарушение. В зависимости от последствий, связанных с деликтами, они разделялись в римском праве на публичные деликты, delicta publica, и частные, delicta privata1. Публичными деликтами были те, которые признавались нарушающими интересы государства в целом и влекли за собою телесное наказание, а иногда и смертную казнь - crimina capitalia - или имущественное взыскание, по общему правилу, поступавшее в доход государства. Дела об этих деликтах были подведомственны особым уголовным судам и разрешались по специальным правилам судопроизводства. Наоборот, частные деликты рассматривались как посягательства только на интересы частных лиц; иски из таких деликтов предъявлялись потерпевшими частными лицами. Денежные штрафы, на взыскание которых были направлены эти иски, поступали потерпевшему и взыскивались в общем порядке, установленном для разрешения имущественных споров. В том же порядке рассматривались и дела о тех delicta privata, которые в древнейшее время влекли за собою телесное наказание.
Несмотря на то, что со времени законов XII таблиц и до периода империи римская система частных деликтов претерпела значительные изменения, и выработанные претором и юристами положения постепенно смягчили казуистический характер древнейшего права в этой области, однако, римское право никогда не выработало общего принципа, в силу которого подлежал бы возмещению всякий имущественный вред, причиненный противоправным действием. Наоборот, деяние признавалось деликтом лишь при существовании соответствующей особой нормы о данном роде деяний, - если оно было отнесено к числу деликтов законом или преторским правом. Существовал и последовательно пополнялся круг деликтов, но не было единого понятия деликта. В этом смысле ход развития обязательств из деликтов родственен процессу развития договорных обязательств, которые также навсегда остались в римском праве обязательствами из признанных правом контрактов и приравненных к ним соглашений, но не обязательствами из любого законного соглашения. Тем не менее, в ходе исторического развития обязательств из деликтов сложились некоторые черты, общие для всех деликтных исков и определившие тем самым основное содержание обязательств из деликтов.
Можно думать, что обязательства из деликтов исторически предшествовали обязательствам из контрактов. И вполне вероятно, как то думают многие историки римского права (Жирар, Покровский), что понятию обязательства из деликтов предшествовала мысль об ответственности правонарушителя, выражавшейся в том, что он обрекался мести потерпевшего. Лишь недавно начавшее крепнуть государство еще не брало на себя воздействия на правонарушителя, оставляя право этого воздействия за потерпевшим. Это - первая стадия развития правовых норм, от носящихся к деликтам.
Совершенно понятно, однако, что скоро в интересах поддержания необходимого господствующим классам спокойствия и порядка государство оказалось вынужденным определить с известной степенью точности условия, при которых месть потерпевшего является правомерной и исключает новую месть со стороны того, на кого она была направлена. А в то же время и по тем же соображениям целесообразным оказалось и охранять соглашения правонарушителя с потерпевшим, в силу которых потерпевший отказывался от частной мести, получая от нарушителя определенное имущественное возмещение. Это вторая стадия развития обязательства из деликтов, отражаемая законами XII таблиц в постановлениях о посягательствах на личность iniuria. Законы XII таблиц допускают месть за членовредительство, membrum ruptum, если не состоялось добровольное соглашение между сторонами: si membrum rupsit, ni cum eo pacit, talio esto.
Следующая, третья стадия развития обязательств из деликтов знаменуется установлением государством обязательных композиций, т.е. штрафов, которые правонарушитель уплачивает потерпевшему, но которыми последний обязан удовлетвориться, не прибегая уже к мести. Переход к этой стадии также находит себе выражение в законах XII таблиц: уплата денежного штрафа может быть, как указано выше, установлена соглашением сторон в случаях членовредительства, membrum ruptum, но она является единственным юридическим последствием менее тяжких ранений, os fractum. Точно так же мщение может быть устранено соглашением сторон о штрафе, если вор задержан с поличным, наоборот, только к уплате денежного возмещения присуждается вор, не задержанный с поличным.
Наконец, в последней стадии развития обязательств из деликтов некоторые delicta privata становятся delicta publica. Обостряющаяся классовая борьба и растущие противоречия внутри класса рабовладельцев побуждают уже государство считать нарушающими не только частные, но и общегосударственные интересы отдельные деяния, с которыми первоначально связывалось только удовлетворение непосредственно потерпевшего лица или его семьи: убийство, а при определенных условиях и некоторые насильственные действия и т.п. начинают преследоваться государством, независимо от воли потерпевшего и влекут за собою наказание, налагаемое государством в порядке осуществления уголовного правосудия.

2. Характерные черты частных деликтов

Описанный ход исторического развития, неразрывно связанный с обострением классовой борьбы в Риме, ростом пауперизации низших слоев населения и все большей неустойчивостью власти господствующих классов, сказался целым рядом черт на системе обязательств из частных деликтов в развитом римском праве.
Так, только историческим происхождением этих обязательств объясняется правило о прекращении, по крайней мере некоторых из них, смертью потерпевшего и общее правило о прекращении этих обязательств смертью правонарушителя, но не его capitis deminutio: месть, по воззрению римлян, должна быть направлена на виновника правонарушения, но не на его наследников, в то же время capitis deminutio, изменявшая правовое положение человека, не отражалась на его физическом существовании, а только оно и было нужно для осуществления мести.
Только исконной идеей мести может быть объяснено то, что в случае совместного совершения деликта несколькими лицами штрафной иск мог быть предъявлен к каждому из них отдельно, что размер подлежавшего уплате штрафа в ряде случаев значительно превышал размер убытков потерпевшего, что иски погашались краткой годичной давностью: тот, кто не мстит тотчас же, предполагается простившим.
Историческим происхождением деликтных обязательств объясняются и особенности actiones noxales: эти иски о возмещении ущерба или о выдаче причинивших ущерб животных или рабов, предъявлялись не к собственнику животного или раба, а к тому, кто владел ими в момент предъявлении иска, и имели целью дать потерпевшему возможность либо получить возмещение ущерба, если владелец животного или раба согласится возместить ущерб, либо проявить свое чувство мести в отношении животного или раба, если владелец животного или раба предпочтет выдать того или другого потер певшему.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества