Педагогика и психология - готовые работы

ГлавнаяКаталог работПедагогика и психология
fig
fig
Изучение взаимоотношений и общения внутри коллектива имеет давнюю традицию в отечественной педагогической и социально – психологической литературе. Уже Л.Н. Толстой из опыта педагогической работы в Яснополянской школе вынес убеждение о существовании особого явления, которое он обозначил как «дух школы», что в настоящее время мы назвали бы социально – психологическим климатом школы. Особый характер взаимоотношений, которые складываются между детьми в классе, их психологическое влияние и значение отмечали многие русские писатели и публицисты второй половины 19 века.
Тема: пути и средства формирования социального статуса подростка в коллективе.
Актуальность: Изучение положения подростка в коллективе сверстников интересно по нескольким причинам. Во – первых, реформа системы образования и обучения требует углубленного изучения взаимосвязи между положением ребёнка в группе сверстников и особенностями его развития. Статус подростка в коллективе оказывает значительное влияние на формирование его личности в целом, на его отношение ко всему, что его окружает, и к самому себе. Существенным образом он сказывается и на успешности всех типов деятельности личности.
Во – вторых, именно в подростковом возрасте проблема социального статуса становится актуальной и для самого подростка, так как ведущей деятельностью подросткового возраста является интимно – личностное общение, а взаимоотношения со значимыми сверстниками становятся для подростка поистине личностнообразующими.

Объект исследования: подростки 14 – 15 лет

Предмет исследования: пути и средства формирования социального статуса подростка в коллективе.

Цель исследования: Выявить наиболее эффективные пути и средства формирования социального статуса подростка в коллективе.

Задачи исследования:
1. Выявить степень изученности проблемы социального статуса подростка в коллективе.
2. Определить состояние данной проблемы в практике.
3. Разработать практические рекомендации по повышению социального статуса подростка в коллективе.

Гипотеза: выявить наиболее эффективные пути и средства формирования социального статуса подростка в коллективе.

Методы исследования:
1. Опросник структуры темперамента (ОСТ) – В.М. Русалов
2. Методика «Q – сортировка» - Б. Стефансон
3. Социометрия

Научная новизна: исследование способствовало выявлению новых теоретических положений в сфере межличностного взаимодействия в коллективе, а также их влиянии на отдельную личность, являющуюся членом данного коллектива.
Практическая новизна: исследование помогло выявить новые факторы влияющие на социальный статус личности в процессе межличностного взаимодействия, а также найти оптимальные пути и средства, способствующие повышению социального статуса подростка в коллективе.

Практическое исследование было проведено в гимназии № 171 Советского района по ул. Гамарника, 8.
По данным Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки РФ С.А. Апатенко, в России проживают 722 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей.
За 15 лет число детей-сирот увеличилось в два раза: ежегодно выявляются около 100 тыс. сирот. Все они проживают в 4 тыс. детских сиротских учреждениях или устраиваются в семьи ( по данным, приведенным на пресс-конференции «Социальное сиротство в России: мифы и реальность», РИА «Новости», 21.11.2004г.). По статистике Министерства образования и науки РФ, в 2004 году на воспитание в семьи было передано 100 тыс. 394 ребенка. Из них 80,1 % - под опеку; 3,5 % - в приемные семьи; 16,4 % - на усыновление.
Сегодня в России государство не признает приоритетными проблемы защиты прав детей, поскольку законодательные инициативы федеральных органов власти 2004 года и принятие Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ не только не учитывают интересы детей, но и отказываются от какого-либо значимого участия в установленной статьей 38 Конституции Российской Федерации защиты материнства и детства. Поэтому в большинстве ранее действовавших федеральных законов, такое значимое и основанное на нормах Конституции Российской Федерации понятие как «государственная гарантия» заменено модным сегодня, но менее государственно-ответственным понятием «государственная поддержка». Федеральные органы власти приняли решения, направленные на существенные ограничения важнейших, конституционных прав детей на образование, жилище, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, отдых.
Еще три года назад, в условиях захлестнувшей страну волне детской беспризорности и безнадзорности, государством были приняты адекватные меры по снижению уровня этого негативного явления. Сейчас, с принятием нового Жилищного кодекса Российской Федерации, внесением изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации можно ожидать очередного роста беспризорности, сравнимого по масштабам с волной беспризорности после Великой Отечественной войны. Совершенно непростительно для государства то, что непродуманные, необоснованные, не принятые обществом реформы, значительно понизили уровень защиты прав детей, то есть будущего России.
В описываемых условиях особенно актуальной становится проблема государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В Конвенции ООН о правах ребенка указывается, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует особенного внимания со стороны общества и государства: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».
На сегодняшний день усилиями отечественных педагогов, психологов, социологов и врачей накоплены разнообразные данные о физическом, психическом, умственном и нравственном развитии детей-сирот.
Анализу проблемы социализации детей-сирот способствовало изучение специальных нормативных документов, анализ государственных ежегодных докладов, материалов всероссийcких, региональных, муниципальных совещаний - семинаров для директоров детских домов и образовательных учреждений.
В 1995 году вышел Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» и Постановление Совета Министров - Правительства РФ «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей», Постановление Президента РФ «О плане действий по улучшению положения детей в России», Принята Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003-2006 годы, содержащая специальную подпрограмму «Дети-сироты».
Цель работы: дать описание состояния системы социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Объектом исследования выступает система государственных социальных гарантий детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Предметом исследования является система государственного социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В первой главе работы описывается состояние проблемы сиротства в Российской Федерации в преддверии принятия государственной программы «Дети России» на 2003-2006 годы.
Во второй главе представлены основные положения Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Глава три настоящей работы дает характеристику главных направлений Федеральной целевой программы «Дети России».
Четвертая глава посвященная текущим результатам работы по обеспечению ювенальных социальных гарантий (в том числе детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей), в городе Москве.
В заключении представлена общая оценка состояния описываемой проблемы в Российской Федерации.
Происходящие в России изменения социального, экономического и нравственно-этического характера, вызывают необходимость нового подхода к проблеме самореализации личности в профессиональной деятельности. Обеспечению высокого уровня профессиональной мобильности человека в современных условиях в значительной степени может содействовать профессиональная ориентация, которая является важным гарантом свободы личности в профессиональном самоопределении, соответствующем не только
потребностям общества, но и ее возможностям и запросам.
Профессиональное самоопределение выступает все более актуальной проблемой как для самой личности, так и для общества. Личность, входя в рынок труда, сталкивается с конкурентной борьбой за место труда. Эта борьба становится все более непримиримой по мере роста безработицы, сопровождающей реформирование отечественной экономики. При этом общей характерной чертой, снижающей конкурентоспособность выпускника школы, является отсутствие у него профессионального и, в значительной степени – социального опыта.
В описываемых условиях особенно актуальной проблема профориентации становится для выпускников образовательных учреждений для детей-сирот.
В Конвенции ООН о правах ребенка указывается, что подготовка к самостоятельной жизни детей, утративших родительскую опеку, требует особенного внимания со стороны общества и государства: «Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».
На сегодняшний день усилиями отечественных педагогов, психологов, социологов и врачей накоплены разнообразные данные о физическом, психическом, умственном и нравственном развитии детей-сирот.
Анализу проблемы социализации детей-сирот способствовало изучение специальных нормативных документов, анализ государственных ежегодных докладов, материалов всероссийcких, региональных, муниципальных совещаний - семинаров для директоров детских домов и образовательных учреждений.
В 1995 году вышел Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» и Постановление Совета Министров - Правительства РФ «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей», Постановление Президента РФ «О плане действий по улучшению положения детей в России», Принята Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003-2006 годы, содержащая специальную подпрограмму «Дети-сироты».
Статистические данные свидетельствуют о явном разрушении системы трудоустройства детей - сирот и особенно несовершеннолетних. Много нарушений фиксируется в части исполнения законодательства, направленного на обеспечение гарантий реализации прав подростков на труд и свободный выбор профессии. Если до 1992 года предусматривалось обязательное бронирование для них рабочих мест, то сегодня в соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «Об образовании» установление квот рабочих мест для детей - сирот передано местным органам исполнительной власти, которые относятся к этой задаче формально или вообще не выполняют её. Поэтому положение детей - сирот вызывает обоснованную тревогу.
Подготовить выпускников образовательных учреждений к жизни в трансформирующемся обществе, помочь им принять верные решения по поводу своего будущего, не ошибиться в самооценке и в анализе ситуации, правильно сориентировать подростков в мире профессий и социуме в целом, - этот ответственный и сложный труд общество возлагает на педагогов и психологов образовательных учреждений для детей-сирот.
Однако процессы личностного устройства, механизмов профессионального и жизненного самоопределения детей-сирот пока еще остаются в стороне от серьезного научно-педагогического анализа. Отечественные педагогические системы пока не реализовали свой потенциал в формировании у выпускников специализированных учреждений готовности к личностно значимому и социально приемлемому жизненному и профессиональному самоопределению.
Чрезвычайную важность приобретает индивидуальный и дифференцированный подход к личности школьника. Важное условие результативности профориентационной деятельности - использование в педагогическом процессе исчерпывающей и достоверной информации о том, на какие социально-профессиональные позиции ориентированы выпускники образовательных учреждений и каковы их реальные шансы в будущем достичь намеченного. В этой связи формирование профессионального самоопределения детей в педагогической системе учреждения должно рассматриваться в контексте личностного подхода, что предполагает последовательное отношение педагогов и психологов к учащемуся как самостоятельному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия.
Необходимость исследования различных аспектов проблемы профессионального самоопределения выпускников образовательных учреждений для детей-сирот определяется следующими факторами:
• массовым подходом к организации профессиональной ориентации в образовательных учреждениях;
• недостаточной разработанностью теории и практики профессиональной ориентации учащихся образовательных учреждений, направленных на конкретные аспекты выбора профессии и не учитывающих комплексного характера этого процесса.
В данной ситуации важно, чтобы психолого-педагогическая поддержка процесса профориентации заключалась в оказании помощи учащимся в познании себя как субъекта в различных видах деятельности, признании прав каждого школьника на собственные жизненные интересы, цели и ценности. В связи с этим необходимо создать систему условий для свободы выбора и творческой деятельности.
В отечественной психолого-педагогической практике формирование профессионального самоопределения учащихся образовательных учреждений для детей-сирот рассматривается в контексте идей И.В. Дубровиной, В.А. Кальней, С.Н. Чистяковой как один из компонентов и важнейших механизмов жизненного самоопределения, действие которого связано с выявлением наиболее значимых и психологически характерных для личности ориентиров в жизни, реализующихся одновременно с практическим освоением детьми, утратившими опеку родителей, социального опыта. Сформированное профессиональное самоопределение детей, лишенных родительского попечения, является необходимым условием и средством их социальной защиты. При этом формирование профессионального самоопределения детей, оставшихся без попечения родителей, должно проявляться целенаправленно в совместной деятельности психологов, педагогов и учащихся на основе интеграции отношений и деятельности субъектов целостного педагогического процесса в условиях образовательного учреждения.
Представляется важным изучение характера и особенностей профессионального выбора учащихся образовательных учреждений для детей-сирот, что и определило тему работы.
Цель работы: выявить социально-психологические и социально-педагогические особенности профессиональных ориентаций учащихся образовательных учреждений для детей-сирот.
Объектом исследования является профессиональное самоопределение учащихся образовательных учреждений для детей-сирот.
Предметом исследования является содержание, формы и методы профессионального самоопределения подростков в условиях образовательных учреждений.
Гипотеза исследования. Основная мотивация (содержание мотивов) связана с формирующимся мировоззрением, с социально-профессиональными планами будущей жизни (социально-профессиональным проектированием). Планы самоопределения конкретизируются в новой общественно значимой позиции – избранной профессии. При этом, уровень информированности о профессиональных аспектах будущей жизни недостаточен, что ведет к смещению ценностных представлений о значимости тех или иных профессий.
Цель исследования, выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Определить основные направления предполагаемой профессиональной деятельности выпускников образовательных учреждений;
2. Собрать данные о ближайших профессиональных целях респондентов;
3. Выделить средства и пути достижения ближайших профессиональных целей с точки зрения респондентов;
4. Уяснить мотивы выбора профессии обследуемыми;
5. Оценить уровень ориентирования учащихся в мире профессионального труда;
6. Проанализировать представления респондентов о внешних препятствиях на пути профессиональной реализации;
7. Оценить мнения испытуемых о наличии альтернативных вариантов профессионального самоопределения.
Методологической основой исследования являются:
1. положения концепции трудовой подготовки и профессионального самоопределения молодежи (Институт общего среднего образования РАО);
2. совокупность научных знаний о социально-деятельностной сущности личности и ее развитии (Л.С. Выготский, Л.И. Божович).
Для решения поставленных задач использовались как теоретические, так и эмпирические методы исследования. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ отечественного педагогического опыта. Эмпирические методы: анкетирование, целенаправленные включенные наблюдения, индивидуальные и групповые беседы с подростками, воспитателями, педагогами образовательных учреждений; пробные выборочные исследования. Указанные эмпирические методы в своем практическом применении опирались на конкретные интерпретации более общих методов научного исследования - системный анализ, деятельностный и исторический подходы.
Практическая целесообразность исследования заключается в сборе, систематизации и анализе данных, необходимых для работки организационно-методического обеспечения процесса профессионального самоопределения подростков - учащихся образовательных учреждений для детей-сирот.
В первой главе дипломной работы описаны основные подходы отечественной психологии и педагогики к оценке подросткового периода в контексте представлений о социально-деятельностной сущности личности и ее развитии, важности ценностных ориентаций подростка как предпосылки профессионального самоопределения; социально-педагогический и психолого-педагогический подходы к содержательным характеристикам личностного самоопределения.
Вторая глава посвящена проблемам социально-трудовой адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот г.Москвы.
Аналитические материалы, полученные на основе исследования профессионального самоопределения выпускников 9-х и 11-х классов 2004 г. образовательных учреждений для детей-сирот, представлены в главе три.
В заключении резюмируются итоги проведенного исследования и формулируется подход автора к проблеме социально-трудовой адаптации и социализации детей-сирот – выпускников образовательных учреждений.
Введение

Во всей Америке нет другого места, которое бы так привлекло до-колумбовых индейцев, как небольшая территория на побережье мексикан-ских озер, а вернее, одного, центрального озера Тескоко.
Все племена, создавшие на берегах Тескоко города-государства, явились сюда лишь незадолго до ацтеков, и притом все - с севера. Тем же пу-тем пришли сюда в XIII столетии и ацтеки. Сами ацтеки называли себя в па-мять о легендарном древнем племенном вожде Мешитли, который правил или в ту пору, когда они покинули свою легендарную прародину Астлан (от ее названия и образовано слово "ацтек").
Своему островному поселению они дали название Теночтитлан. Все ацтекское общество делилось в первую очередь на два класса: знать и про-столюдины...........
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества