Педагогика и психология - готовые работы

ГлавнаяКаталог работПедагогика и психология
fig
fig
Введение
Актуальность. Про поступающего ребенка в школу мы не говорим, что он готовый ученик, мы говорим о его психологической готовности или неготовности к новой жизни в школе. В чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению?
Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не может включиться в общий режим работы класса. У неподготовленного к школе ребенка слабо развиты связная речь и умственные способности, он не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное; у него нет привычки к элементарному контролю за собой.
Ребенок, плохо подготовленный к школе часто мало инициативен, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, не стремится к творчеству. Его затрудняет общение со взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, нет интереса к познанию. [3, с. 3]
Причины неподготовленности к школьному обучению можно условно разделить на органические и воспитательные.
Органические причины — это различные отклонения в физическом и нервно-психическом развитии ребенка; снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций, ослабленность здоровья. Воспитательные причины связаны с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в раннем дошкольном возрасте. Опыт показывает, что часто причиной неподготовленности к школе и низкой успеваемости является педагогическая запущенность детей в недостаточно благополучных семьях. Неблагополучные условия воспитания, наличие психотравмирующих ситуаций, приводит к снижению уровня развития ребенка.
Однако и в достаточно благополучных семьях не всегда пользуются возможностями для полноценной подготовки детей к школе. Это во многом объясняется в неправильном понимании родителями сущности подготовки к школе. В некоторых семьях устраиваются самые настоящие «маленькие школы», в которых родители пытаются научить детей писать, читать, считать. Логика рассуждений при этом проста: если заранее научить ребенка тому, с чем он встретиться в школе, он будет успешно учиться. [3, с. 4]. Но умение ребенка читать и писать, еще не гарантирует успешного обучения в школе. Ребенок должен уметь сосредотачиваться, внимательно слушать, правильно выполнять задания.
Поэтому главная задача детского сада и семьи состоит в создании условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей.
Воспитание и развитие ребенка определяются совокупностью условий его жизни в детском саду и семье.
Обогащению социального опыта детей дошкольного возраста способствует не только общение с разными детьми, но и с разными взрослыми. Активное участие родителей в жизни детского сада необходимо не только во время отсутствия детей. Оно формирует полноценную социальную среду, способствует установлению единства детского сада.
Семья и ДОУ в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Однако дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского учреждения. Здесь необходимо обеспечение реализации принципа взаимопроникновения двух социальных институтов.
Детский сад может и должен стать центром перестройки всей педагогической политики в стране, миллионов стихийно сложившихся систем воспитания. Это подготовит необходимый шаг и для реформы семейного воспитания.
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагога.
Проблемам взаимодействия ДОУ и семьи в дошкольной педагогике посвящено немало исследований таких ученых, как А.Г. Харчев, И.В. Гребенников, Ю.П. Азаров, С.А. Ладывир. В исследованиях Т. А. Марковой систематизированы факторы, которые определяют силу и стойкость семейного воспитания. В.К. Котырло обосновал психологическую взаимосвязь родителей и педагогов в условиях образовательного процесса.
Проблема нашего исследования: определение отличий в уровне психологической готовности детей посещавших и не посещавших ДОУ.
Цель – сравнить особенности готовности к школе детей, посещавших и не посещавших ДОУ.
Объект – психологическая готовность к школьному обучению.
Предмет – дифференциация особенностей психологической готовности в зависимости от посещения ДОУ.
В качестве гипотезы нашего исследования мы предлагаем следующее предположение: уровень психологической готовности к обучению в школе выше у детей, прошедших подготовку в детском саду.
Достижению цели нашего исследования способствовало решение следующих задач:
1. Анализ теоретической и методической литературы по данной теме.
2. Обоснование роли ДОУ и семьи в формировании школьной готовности.
3.Организация дифференцированной диагностики на выявление школьной готовности у детей, посещавших и не посещавших ДОУ.
Методы исследования: эксперимент, наблюдение, тестирование.
Теоретической и методологической базой нашего исследования явились исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, дефектологов, психодиагностов таких как Г.Ф. Кумарина, И. Лангмейер, А.С. Беличев, Р.В. Овчарова и др.
База исследования: МОУ СОШ № 120 г. Волгограда.
Структура нашей квалификационной работы включает в себя: введение, основную часть, экспериментальную часть, библиографический список.
Введение
Среди решаемых в настоящее время проблем кардинального социально-экономического оздоровления общества особое и важное место занимает создание и внедрение в педагогическую практику работающей системы психодиагностики школьной дезадаптации младших школьников.
Дезадаптационные проблемы, осложняющие развитие и социализацию детей, объектом научного внимания стали сравнительно недавно. Однако постепенно, по мере развития общественного образования, методологического научного инструментария, а также гуманистического самосознания человечества и его экономических возможностей внимание специалистов стало обращаться также и к проблемам, возникающим в процессе воспитания и обучения у детей, не отягощенных явно выраженными отклонениями в развитии.
Понятие «готовности к школе» закрепилось в нашей возрастной и педагогической психологии сравнительно недавно. Это обусловлено появлением сразу нескольких вариантов вступления дошкольников в школьную жизнь – с шести-семи лет, по трех- или четырехлетней программе обучения в младшей школе, а также относительная свобода школ в выборе программы обучения в начальной школе, равно как и в отборе детей.
Изучением проблемы школьной готовности занимались такие отечественные и зарубежные психологи, как Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, А.С. Белкин, В.Г. Бочарова, В. Е. Каган, Р.В. Овчаренко и др.
Актуальность данной темы обусловлена острой практической необходимостью изучения компонентов структуры психологической школьной готовности и их влияния на проблему выбора программы обучения для каждого ребенка индивидуально.
Исходя из актуальности, недостаточной изученности данной темы, в качестве проблемы нашего исследования мы предлагаем рассмотреть эффективность каждого из компонентов психологической готовности ребенка к школе.
Объект – игровая деятельность дошкольников.
Предмет – компоненты психологической готовности к школе.
Цель – выявить динамику развития школьной готовности в процессе дидактических игр.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать теоретическую и методическую литературу по данной теме.
2. Охарактеризовать готовность к школе как психологическое явление, выделить факторы школьной дезадаптации.
3. Определить структуру психологической готовности к школе.
4. Подобрать методики по изучению психологической готовности к школе ребенка 6-ти лет.
5. Организовать коррекционно-развивающую работу по формированию психологической готовности к школе шестилетнего ребенка.
В качестве гипотезы нашего исследования мы предлагаем рассмотреть следующее предположение: объективная оценка психологической готовности 6-ти летнего ребенка к школе возможна только при изучении компонентов психологической готовности в совокупности.
Теоретической и методологической базой нашего исследования явились исследования отечественных и зарубежных педагогов, психологов, дефектологов, психодиагностов таких как Г.Ф. Кумарина, И. Лангмейер, А.С. Беличев, Р.В. Овчарова и др.
Методы исследования: наблюдение, эксперимент.
База исследования: ДОУ № 370 Красноармейского района Г. Волгограда.
Структура нашей квалификационной работы включает в себя: введение, основную часть, экспериментальную часть, библиографический список, приложения.
Во введении нами кратко обоснована актуальность выдвинутой проблемы исследования, определены цели и задачи.
Основная часть исследования состоит из трех глав:
первая глава включает в себя обоснование проблемы школьной готовности в трудах отечественных и зарубежных исследователей;
во второй части нами проведен анализ структуры психологической готовности;
экспериментальная часть включает в себя: диагностику психологической готовности к школе 6-ти летних детей, организацию коррекционно-развивающей работы с детьми недостаточно готовыми к школе, выявление динамики развития психологической готовности к школе у детей данной экспериментальной группы.
В заключении нами сформулированы некоторые выводы об особенностях психологической готовности к школе у детей 6-ти лет, даны практические рекомендации.
Библиографический список содержит литературу, которая была использована нами для написания данной выпускной квалификационной работы.
Введение
Реально существующая тенденция ухудшения здоровья детей социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экономический потенциал общества, наследственность и здоровье родителей, условий жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении. Проблема здоровья стала особенно актуальной в настоящее время, когда в педагогической деятельности осуществляется переход массового унифицированного образования, направленного на передачу определенного набора знаний, умений, навыков, к образованию дифференцированному, ориентированному на максимальные возможности конкретного ребенка вне зависимости от его исходного уровня развития.
История развития проблемы детской инвалидности свидетельствует о том, что она прошла сложный путь — начиная с физического уничтожения, непризнания изоляции «неполноценных членов» до необходимости интеграции лиц с различными физическими дефектами, патофизиологическим; синдромами, психосоциальными нарушениями в общества создание для них безбарьерной среды. Иными словами, детская инвалидность становится проблемой не только одного человека или группы людей, а всего общества в целом. В Российской Федерации официально признанными инвалидами считаются свыше 8 млн. детей. В перспективе их численность будет расти.
Вот почему так остро на повестке дня стоят проблемы социальной реабилитации детей-инвалидов.
Социальная реабилитация получила в последние годы широкое признание. Этому способствовали развивающаяся теоретико-методологическая база, с одной стороны, и подготовка высокопрофессиональных специалистов по социальной работе, реализующих научные положения на практике – с другой.
В современной науке существует значительное количество подходов к теоретическому осмыслению проблем социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями. Разработаны также и методики решения практических задач, определяющих специфическую сущность и механизмы этого социального феномена.
Социальная реабилитация – это комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе.
Социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, так как удовлетворяет блокированную у инвалидов потребность в информации, в получении социально-культурных услуг, в доступных видах творчества, даже если они не приносят никакого материального вознаграждения.
Относительная самостоятельность эмоционально-творческой сферы психики, отсутствие жестко детерминированных связей с ее физическим или интеллектуальным статусом индивида приводит к тому, что стимуляция развития этой стороны личности и деятельности ребенка с ограниченными возможностями позволяет иногда «обходными путями» интенсифицировать также реабилитацию умственных или физических возможностей лица с функциональными ограничениями. Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая детей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.
Изучением вопросов социокультурной реабилитации занимались такие исследователи, как Осадчих А.И., Холостова Е.И., Храпылина Л.П.
На современном этапе социокультурная реабилитация в России находится на начальном пути своего развития. Постепенно дети - инвалиды становятся активными участниками общественной жизни: участвуют в конкурсах, спортивных состязаниях, для них организовываются специальные клубы досуга, но все же еще не достаточно глубоко изучены методические формы и приемы работы в этом направлении реабилитации детей-инвалидов.

Актуальность данной темы вытекает из противоречий, которые заключаются в том, что у социальных работников, у социальных педагогов на практике возникают проблемы, связанные с нехваткой разработки практических методов, форм работы, а также теоретического обеспечения. На современном этапе существует реальная необходимость создания специальной программы социокультурной реабилитации детей-инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью. Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы нашего исследования: «Социокультурная реабилитация детей-инвалидов».
Объект исследования – жизнедеятельность детей-инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования – современные технологии социальной реабилитации детей-инвалидов.
Цель исследования – разработать программу реабилитации детей-инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
1. Изучить сущность понятия «социокультурная реабилитация» и концепции социокультурной реабилитации.
2. Систематизировать современные технологии реабилитации детей-инвалидов.
3. Выявить особенности социокультурной реабилитации детей-инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью.
4. Разработать программу социокультурной реабилитации детей-инвалидов.

Гипотеза исследования: организация успешной жизнедеятельности детей-инвалидов с психическими нарушениями будет эффективна, если разработать индивидуальную программу социкультурной реабилитации.
Теоретической базой нашего исследования стали следующие концепции:
- структурно-функциональная (К. Дэвис, Р. Мертон, Т. Парсонс, А. Добровольская, И. П. Каткова, Н. С. Морова, Н. Б. Шабалина и др.);
- социально-антропологическая (Э. Дюркгейм, Н. Суворов, Н. В. Шапкина и др.);
- макросоциологическая (Бронфебрениер, В. О. Скворцова)
- символического интеракционализма (Дж. Г. Мид, Н. А. Залыгина).
- «наклеивания ярлыков» или социентальная реакция (Г. Беккер, Э. Лемертон, П. Левицкая, В. Васильева).
- феноменологическая (Е. Р. Ярская-Смирнова, Д. В. Зайцев, Н. Е. Шапкина и др.).
База исследования: МУ СЗН «Центр социальной помощи семье и детям с отделением реабилитации детей-инвалидов» Ворошиловского района г. Волгограда.
Юридический адрес Центра:
400074 г. Волгоград
ул. Баррикадная, 19.
Телефон: 44-02-72
Научная новизна исследования состоит в том, что мы предлагаем в нашей работе систему реабилитационных мероприятий в аспекте социокультурной программы, которая поможет приобщить детей-инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью к постижению прекрасного, поможет почувствовать себя комфортно в жизни.


Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты нашего исследования можно использовать в практической работе детских центров реабилитации детей-инвалидов.
Апробация результатов исследования осуществлялась через публикацию статей и выступлений на: внутривузовских научных чтениях, посвященных 10-ти летию международного года семьи.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения (с. 3-7), двух глав (с. 8, 20 ), заключения (с.49-51), списка использованной литературы (с.52-55), приложений (56-62). Всего 62 с.
Введение
Эмоции – это обширный класс процессов внутренней регуляции психической деятельности. Большинство исследователей проблемы эмоций (П.В. Симонов, Н.Е. Миллер, Н.Я. Грот, П.К. Анохин, А.Н. Леонтьев и др.), независимо от теоретического направления считали, что целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта:
- переживание ощущения эмоции, которое является относительно субъективным;
- наличие физиологической активации процессов, происходящих в нервной, эндокринной, дыхательной и других системах организмах;
- фиксацию выразительных комплексов эмоций, поддающихся наблюдению.
Главное функциональное значение эмоций человека заключается в выделении в образе окружающей среды личностно значимых элементов и побуждении субъекта деятельности по отношению к этим объектам.
«Отношение к миру» - это и есть эмоции. А значит, у эмоций есть своя история и собственное развитие. Исследователями были получены убедительные результаты, подтверждающие тот факт, что подлинные чувства – высшие социальные эмоции – при определенных условиях формируются уже в дошкольном возрасте. Необходимо только воссоздать эти условия для детей: то общение, ту деятельность и то отношение к самому себе, в которых эти чувства возникают, переживаются и осознаются детьми, становятся их потребностями и предпочтениями.
Дошкольный возраст является сензитивным для формирования целостного образа Я, основным компонентом которого является эмоциональное благополучие.
На разных этапах развития данной проблемой интересовалось немало отечественных и зарубежных психологов. Среди них В.М. Слуцкий, Филиппова Г.Г., Бреслав, Кошелева и др., которые рассматривают вопрос о формировании эмоционального благополучия ребенка в зависимости от типа отношений к нему взрослого; рассматривают положения о том, что оценочное мнение воспитателей является необходимым для формирования адекватной самооценки и как следствие эмоционального благополучия детей и многие другие.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что за последние десятилетия увеличилось количество детей с эмоциональными трудностями: акцентуация характера, повышенная агрессивность и.т.п. и существует острая практическая необходимость найти причины, по которым дети испытывают эмоциональный дискомфорт.
Проблема эмоционального развития детей по праву признается одной из самых значимых и дискуссионных. Прежде всего, это связано с альтернативностью понимания термина «эмоциональное развитие» в различных научно-теоретических подходах и отдельных концепциях. В основном, ключевым положением существующих теорий является противоборство или единство двух противоположных подходов в методологии изучения эмоций – когнитивного и мотивационного.
Проблема межличностных отношений, эмоциональных трудностей, связанных с общением со сверстниками, агрессивностью в поведении является очень важными проблемами нашего времени, так как растет число неблагополучных детей с ярко выраженной акцентуацией характера.
Исходя из актуальности, недостаточной разработанности данной темы, в качестве проблемы нашего исследования мы предлагаем рассмотреть проблемы соотношения развития социально-психологических факторов и их влияния на развитие эмоционального благополучия личности.
Объект – эмоциональная сфера дошкольника в общении.
Предмет – социально-психологические факторы, влияющие на развитие эмоционального благополучия дошкольников.
Цель – выявить социально-психологические факторы, влияющие на эмоциональное благополучие детей в общении.

Гипотеза нашего исследования:
- в качестве социально-психологических детерминант эмоционального благополучия детей дошкольного возраста могут выступать уровень агрессивности поведения, уровень коммуникативных навыков, развитие эмотивности, адекватная самооценка.
- у эмоционально благополучных детей превалируют более высокие показатели коммуникативности, эмотивноти, самооценки и низкий уровень агрессивности, по сравнению с неблагополучными детьми.
- эффективным средством преодоления эмоциональных трудностей дошкольников является игра с эмоциональным содержанием.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Изучение эмоционально-личностных особенностей дошкольников с помощью специальных диагностических средств.
3.Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими эмоциональные трудности.
4. Изучение динамики развития эмоционального благополучия в процессе коррекционной работы, а также проведение коррекционной работы.
Методы исследования: эксперимент, включающий диагностические методики на выявление эмоционально-личностных особенностей детей, анализ психолого-педагогической литературы.
База исследования: ДОУ № 352 Красноармейского района г. Волгограда.
Введение
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении растущих людей. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность. Наиболее остро этот процесс проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние — в подростковом возрасте. Причем проблема агрессивности подростков, которая затрагивает общество в целом, вызывает как глубокое беспокойство педагогов, родителей, так и острый научно-практический интерес исследователей. Однако попытки объяснения агрессивных действий молодых людей затрудняются тем, что не только в обыденном сознании, но и в профессиональных кругах и во многих теоретических концепциях явление агрессии получает весьма противоречивые толкования, мешая как его пониманию, так и возможности воздействия на нивелирование агрессивности.
Многоплановое психологическое исследование этой проблемы в отечественной психологии, по существу, только начинается, хотя отдельные вопросы изучения агрессии и агрессивного поведения привлекали внимание многих авторов, найдя отражение в ряде работ (Г.М. Андреева, В.В. Знаков, С.В. Еникополов, Л.П. Колчина, Н. Д. Левитов, Е.В. Романин, С.Е. Рощин, Т.Г. Румянцева), в том числе и рассматривающих особенности делинквентного поведения подростков (М.А. Алемаскин, СА. Беличева, Г.М. Миньковский, ИА. Невский и др.).
К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии, ни одно из которых не может быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. В то же время многие авторы разводят понятия агрессии как специфической формы поведения и агрессивности как психического свойства личности.
В психолого-педагогических аспектах работы с агрессивными детьми вычленяются три основных направления: диагностические методы определения типа нарушения поведения подростка; организационные мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными подростками; содержание воспитательной работы с такими детьми, включая воздействие на окружающую их среду, в том числе семью и пр. В последнее время все больше психологов, социологов, работников правоохранительных органов, педагогов проявляет интерес к проблеме роста агрессии среди детей и подростков. Проанализировав периодическую печать, труды психологов, по данной проблеме мы пришли к выводу, что проблема роста агрессивности среди детей и подростков актуальна и для нашего лицея.
Существует несколько определений понятия агрессия. Но, несмотря на значительные разногласия, многие специалисты в области социальных наук склоняются к принятию определения, в которое входит как категория намерения, так и причинение оскорбления или вреда другим.
Актуальность данной темы вытекает из противоречий, которые заключаются в том, что у социальных работников, у общественных педагогов на практике возникают проблемы, связанные с нехваткой разработки практических методов, форм работы, а также теоретического обеспечения. На современном этапе существует реальная необходимость определения реальных социально-педагогических, психологических причин агрессивности растущих детей, раскрытия условий, механизмов, средств ее предотвращения и разработки и апробации коррекционной программы.
Исходя из актуальности данной проблемы, темой исследования является «Особенность деятельности социального педагога по профилактике агрессии у детей».
Объект исследования – агрессивное поведение детей как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования – система работы социального педагога по предотвращению агрессивного поведения у детей.
Цель исследования – разработать и апробировать систему профилактических мер агрессивного поведения детей.
Достижению поставленной цели будет способствовать ряд задач:
1. Изучить феномен агрессивности в социально-педагогической и психолого-педагогической литературе.
2.Выявить факторы, способствующие формированию детской агрессивности.
3.Изучить половозрастные и индивидуальные особенностей детей, склонных к проявлению агрессии.
4.Разработать и апробировать систему профилактических мероприятий по предотвращению агрессивности у детей.
Гипотетические предположения:
- агрессивность детей детерминирована отношениями в семье, со сверстниками, социумом.
- у мальчиков агрессивность выше, чем у девочек;
- профилактика агрессии детей будет спешной, если осуществлять ее поэтапно.
Теоретической базой нашего исследования стали труды: Г.М. Андреевой, В.В. Знакова, С.В. Еникополова, Л.М. Семенюк и др.
Методологическая база нашего исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование.
База исследования: МОУ СОШ № 118 Дзержинского района г. Волгограда.
Научная новизна исследования состоит в том, в исследовании предложена система профилактических мероприятий, занятий, упражнений, направленных на предотвращение агрессивных проявлений у детей.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты нашего исследования можно использовать в практической работе социального педагога по профилактике детской агрессии.
Объем и структура работы: дипломная работа состоит из введения (с.3-6), двух глав (с.7, 35), заключения (с. 49-50), списка литературы (с.51-53 ), приложений (4 шт.). Всего 53 с.
Введение

Вырастить и воспитать гармонично развитого человека, способного чувствовать, сопереживать, понимать - желание и стремление многих родителей. На достижение этой цели направлены и усилия педагогов.
Человек изначально, с момента своего рождения, помещён в мир культуры.
В этом мире накоплен и зафиксирован гигантский общечеловеческий опыт.
Современный человек для сознательного существования в мире, для того, чтобы сформировать свое ценностно-смысловое пространство, должен поместить себя в мир общечеловеческих ценностей. Это погружение он осуществляет с помощью непосредственного переживания. И тогда общечеловеческие ценности начинают функционировать в реальных жизненных связях субъекта, начинают определять его отношение к миру.
Без чувственно-эмоционального постижения окружающего невозможно приобщение к культурным ценностям. Способность к сопереживанию, вчувствованию в предмет (живой, неживой), явление увеличивает возможность чувственно-эмоционального постижения мира. В свою очередь, успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения возможно на базе развития творческого воображения детей; развития самосознания.
Актуальность данной проблемы заключается в том, что за последние десятилетия увеличилось количество детей с эмоциональными трудностями: акцентуация характера, повышенная агрессивность, неумение проявлять эмпатию. Таким образом, существует острая практическая необходимость найти причины, по которым у детей отсутствуют эмпатийные переживания в межличностном взаимодействии со сверстниками.
Проблема развития эмпатии у детей по праву признается одной из самых значимых и дискуссионных. Прежде всего, это связано с альтернативностью понимания термина «развитие эмпатии» в различных научно-теоретических подходах и отдельных концепциях. В основном, ключевым положением существующих теорий является противоборство или единство двух противоположных подходов в методологии изучения эмпатии – когнитивного и мотивационного.
Проблема межличностных отношений, эмоциональных трудностей, связанных с общением со сверстниками, агрессивностью в поведении является очень важной проблемой нашего времени, так как растет число неблагополучных детей с ярко выраженной акцентуацией характера, неумеющих сопереживать окружающим их людям.
Исходя из актуальности, недостаточной разработанности данной темы, в качестве проблемы нашего исследования мы предлагаем рассмотреть проблемы соотношения развития социально-психологических факторов: общение, умение взаимодействовать в коллективе сверстников и их влияния на развитие эмпатии старших дошкольников.
Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы нашего исследования «Развитие эмпатии у дошкольников в условиях межличностного взаимодействия со сверстниками».
Объект исследования: развитие личности дошкольника в условиях межличностного взаимодействия со сверстниками в ДОУ.
Предмет исследования: процесс развития эмпатии в старшем дошкольном возрасте.
Цель исследования: изучение возможности развития эмпатии у дошкольников в условиях межличностного взаимодействия со сверстниками.
Гипотеза: развитие эмпатии у старших дошкольников будет проходить более успешно, если:
- эмпатия будет рассматриваться как личностное новообразование и основная составляющая эмоционального благополучия ребенка старшего дошкольного возраста;
- в качестве социально-психологических детерминантов успешного развития эмпатии детей дошкольного возраста могут выступать: уровень коммуникативных навыков, развитие эмотивности, социальный статус ребенка в группе ДОУ как показатель успешного межличностного взаимодействия дошкольников;
- в качестве ведущего средства, способствующего успешному развитию эмпатии со сверстниками будет рассматриваться игра;
- развитие эмпатии будет строится как поэтапный процесс в условиях межличностного взаимодействия со сверстниками.
Задачи:
1. Дать психолого-педагогическое обоснование проблеме развития эмпатии на основе анализа литературы.
2. Обосновать условия и средства, способствующие успешному развитию эмпатии у старших дошкольников.
3. Изучение эмпатийных проявлений старших дошкольников с помощью специальных диагностических средств.
4. Разработать модель процесса развития эмпатии у старших дошкольников и изучить ее проявления в межличностном взаимодействии со сверстниками.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогических исследований, разработка теоретических моделей.
- эмпирические: организация экспериментальной деятельности, включающая диагностику эмпатийных переживаний дошкольников, наблюдение.
База исследования: ДОУ № 370 Красноармейского района, г. Волгограда.
Введение
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека.
Данный возрастной период рассматривается в психологии как кризисный. У детей, впрочем как и у окружающих их взрослых, наступает так называемое «трудное время» - быстрый рост, половое созревание и не всегда эмоциональная сфера может перестроиться так же быстро как и физическая. Не все родители могут понять сразу, что их ребенок становится более взрослым, и продолжают его так же тщательно опекать и лелеять. Дети, в свою очередь, с присущим им максимализмом и желанием свободы отвергают эту опеку. Это становится причиной множества конфликтов в социальный среде, в которую вступает ребенок.
Процесс развития личности подростка обусловлен перемещением центра духовной и физической жизни ребенка из дома во внешний мир, переход в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы.
Подросток не может определить свое «Я», и у него появляются симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и куда идет. Подобная путаница ролей часто приводит подростков в группы правонарушителей, наркоманов, алкоголиков. Однако отрицательное прохождение кризиса подросткового возраста еще не означает, что человек останется неприкаянным на всю последующую жизнь, а тот, кто обрел ясные представления о своем «Я», не будет разочарован в столкновениях с жизнью.
Таким образом, подростковый возраст - важный, ответственный и нелегкий этап жизни каждого человека. В этот период меняются представления о себе и окружающей действительности. Настроение становится эмоционально неустойчивым. Переходя из детского мира во взрослый, подросток еще не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому, поэтому поведение его часто бывает непредсказуемым и неадекватным.
Исследование конфликтов относится к наиболее динамично развивающейся в последнее время проблеме в области психологии. Конфликт это резкое обострение противоречий и столкновение двух или более участников в процессе решения проблемы, имеющей деловую или личную значимость для каждой из сторон.
В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов.
Актуальность данной темы обосновывается тем, что на современном этапе проблема подростковой конфликтности приобрела острый резонанс. Возникла острая практическая необходимость в поиске эффективных путей разрешения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе взаимодействия подростка с окружающими его взрослыми.
Необходимо подробное изучение факторов подростковой конфликтности для развития у подростков навыков адекватной самооценки, формирования умений анализировать ситуацию межличностного взаимодействия; для коррекции собственного поведения в отношениях с людьми и, таким образом, для преобразования конфликтности в конфликтоустойчивость с помощью активных методов обучения.
Цель данного исследования: проанализировать социально – психологические факторы, способствующие формированию конфликтного поведения подростков и обеспечение эффективных путей его коррекции.


Гипотетические предположения:
1. Подростки, которые имеют с родителями благополучные взаимоотношения более конфликтоустойчивы в отношениях с учителями, чем подростки, у которых неблагополучные отношения в семье.
2. Преодоление конфликтности в семьях с неблагополучными отношениями будет обеспечено через систему коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на формирование конфликтоустойчивости.
Объект исследования – конфликты подростков со взрослыми как социально-психологическая проблема.
Предмет исследования – особенности конфликтов подростков со взрослыми.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Исследование подросткового возраста в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
2. Анализ социально-психологических факторов, способствующих развитию конфликтов подростков со взрослыми.
3. Диагностика причин возникновения конфликтов подростка со взрослыми.
4. Поиск эффективных путей разрешения конфликтов подростков со взрослыми.
Теоретической базой нашего исследования стали труды: Выготского Л. С., Божович Л. И., Драгуновой Т. В., Кле М, Кона И. С., Личко А. Е., Прихожан А. М, Толстых И. Н., Мальковской П.Н., Рояк А. А., Рыбаковой М. М., Станкиной М.И., Журавлева В.И., Воронина Г.Л. и др.
Методы исследования: анализ литературы, беседа, наблюдение, тесты, анкеты.
База исследования: МОУ СОШ № 117 Красноармейского района г. Волгограда.
Введение

Сегодня, в условиях столкновения различных ценностных ориентаций особенно трудно приходится несовершеннолетним с их еще не устоявшимся нравственным опытом. мировоззрением, подвижной системой ценностей. Специфика подросткового возраста делает его представителей особенно чувствительными к различного рода социальным деформациям в обществе, к педагогическим ошибкам воспитателей. Что касается собственной сферы саморегуляции, то она еще находится на примитивно-вербальном уровне. Нравственные категории пока еще не становятся сферой личностных смыслов и потому не выполняют роль регуляторов поведения подростков. Растет число агрессивно настроенных неформальных молодежных объединений, происходят негативные модификации молодежного сознания с преобладанием корыстной ориентации. агрессивности, национализма, насильственных методов решения собственных проблем. Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков со взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Организм ребенка начинает быстро перестраиваться и превращаться в организм взрослого человека.
Данный возрастной период рассматривается в психологии как кризисный. У детей наступает так называемое «трудное время» - быстрый рост, половое созревание и не всегда эмоциональная сфера может перестроиться так же быстро как и физическая. Не все родители могут понять сразу, что их ребенок становится более взрослым, и продолжают его так же тщательно опекать и лелеять. Дети, в свою очередь, с присущим им максимализмом и желанием свободы отвергают эту опеку. Это становится причиной множества конфликтов в социальный среде, в которую вступает ребенок.
Процесс социализации подростка обусловлен перемещением центра духовной и физической жизни ребенка из дома во внешний мир, переход в среду сверстников и взрослых. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы.
Подросток находится в противоречии со своим «Я», и у него появляются симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и куда идет. Подобная путаница ролей часто приводит подростков в группы правонарушителей, наркоманов, алкоголиков. Однако отрицательное прохождение кризиса подросткового возраста еще не означает, что человек останется неприкаянным на всю последующую жизнь, а тот, кто обрел ясные представления о своем «Я», не будет разочарован в столкновениях с жизнью.
Вот почему задача взрослого, а именно педагога, помочь ребенку обрести себя в этом огромном мире, сделать прохождение пути социализации менее тернистым. На данном этапе развития ребенка огромное значение приобретает организация досуговой деятельности, так как умело организованный досуг поможет педагогам и родителям избежать проблем, связанных с переходным возрастом.
Проблемой изучения функции досуговой деятельности в процессе социализации подростка на разных этапах занимались такие ученые, как Ш. Бюлер, Д.И. Фельдштейн, Л. А. Головей, И.С. Кон, И.К. Кузнецова, Г.А. Цукерман и многие другие.
Актуальность данной темы обусловлена острой практической необходимостью определить место досуговой деятельности в социализации подростка.
Объект исследования – процесс социализации подростка.
Предмет исследования – досуговая деятельность подростка.
Цель – изучить досуговую деятельности подростков в условиях современной школы.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач:
1. Анализ понятия досуговой деятельности.
2. Обоснование влияния современных социально-экономических отношений на развитие досуговой деятельности.
3. Определение сущности и содержания досуговой деятельности подростка.
4. Анализ роли досуговых социальных институтов в социализации подростка.
4. Изучение взаимоотношений подростков в досуговой деятельности.
5. Разработка программы досуговой деятельности у подростков
Гипотеза: специально разработанная программа досуговой деятельности обеспечит формирование успешных взаимоотношений между подростками.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент, беседа, наблюдение, экспертная оценка.
База исследования: МОУ СОШ № 33 Дзержинского района г. Волгограда.
Научная новизна исследования состоит в том, что в исследовании предложена программа досуговых мероприятий, направленных на формирование успешных взаимоотношений между подростками.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты нашего исследования можно использовать в практической работе социального педагога по организации досуговой деятельности.
Объем и структура работы: дипломная работа состоит из введения (с.3-5 ), двух глав (с. 6, с. 29), заключения (с.49-50 ), списка литературы (с. 51-53 ), приложений (2 шт.). Всего с.54
Введение
Актуальность избранной темы связана с тем, что современные условия предъявляют повышенные требования к профессиональной деятельности. Особый интерес в аспекте профориентационной работы представляют старшеклассники, относящиеся к категории трудновоспитуемых или педагогически запущенных детей. В связи с этим существует острая практическая необходимость обосновать роль профориентационной работы в работы в профессиональном самоопределении педагогически запущенных подростков, подобрать эффективные приемы и способы работы с проблемными подростками. Этим обусловлен выбор темы исследования: «Профессиональная ориентация педагогически запущенных детей». Профориентация педагогически запущенных старшеклассников по своей сути является не только и не столько проблемой педагогической. Ее правильней называть общественной проблемой, для решения которой усилий одних педагогов явно недостаточно.
Сущность профориентации педагогически запущенных детей как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии. Система профориентации на современном этапе ее развития призвана обеспечить координацию действий государственных органов, школы, семьи, органов профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других социальных институтов, участвующих в ее осуществлении. Непрерывное и своевременное решение научных и организационных вопросов, связанных с профориентацией, комплексное проектирование воздействий профориентационного характера на личность школьника с учетом социально-экономического прогноза” .
Подготовка к выбору профессии важна еще и потому, что она является неотъемлемой частью всестороннего и гармоничного развития личности, и ее следует рассматривать в единстве и взаимодействии с нравственным, трудовым, интеллектуальным, политическим, эстетическим и физическим совершенствованием личности, то есть со всей системой учебно-воспитательного процесса. Таким образом, можно сделать вывод о том, что профориентация является важным моментом, как в развитии каждого человека, так и в функционировании общества в целом.
Объект исследования – педагогически запущенные дети .
Предмет исследования – особенности профессиональной ориентации педагогически запущенных детей.
Цель исследования - изучение проблемы профессиональной ориентации педагогически запущенных детей.
Гипотетические предположения: профориентационная работа с педагогически запущенными детьми старшего школьного возраста будет эффективна, если:
- учитывать психолого-педагогические особенности педагогически запущенных детей: мы предполагаем, что мотивация выбора профессии у педагогически запущенных детей снижена.
- разработать систему коррекционно-развивающих занятий с педагогически запущенными детьми.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, эмпирические исследования, контент-анализ, эксперимент, беседа, статистическая обработка данных.
Практическая значимость исследования состоит в том, что выводы и рекомендации по данной работе могут быть использованы в практике школьного психолога при организации профессиональной работы с педагогически запущенными детьми.
Дистанционное образование развивается семимильными шагами по всему миру. Согласно отчёту американского министерства образования...
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества