Педагогика и психология - готовые работы

ГлавнаяКаталог работПедагогика и психология
fig
fig
Современное состояние характеризуется тенденцией гуманизации обучения. Этот процесс проявляется в установлении субъектно-субъектных отношений, т.е. ученик рассматривается не как объект для педагогического воздействия, а как субъект со своим внутренним миром, системой ценностей, индивидуальными способностями. Общение между учеником и учителем, рассматривается не только как взаимодействие, но и как взаимовлияние друг на друга. Актуальность данной темы обусловлена востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в системе образования.
На современном этапе развития педагогической теории и практики возникла противоречие между объективными потребностями гуманизации педагогического образования на основе осмысления его сущности как субъект-субъектного взаимодействия и существующими подходами в организации этого процесса. Это отражает потребность в новом типе связей и отношений между людьми, характеризуется не господством, подчинением, не подавлением, не враждой, не соперничеством, а сотрудничеством, открытостью, доверием.
Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса и переосмыслить существующие методы преподавания дисциплин.
Цель исследования – типы, формы учебного сотрудничества и эффективность функционирования.
Объект - понятие учебного сотрудничества в учебной деятельности.
Задачи:
1.Изучение литературы по проблеме учебного сотрудничества.
2.Рассмотреть как достигается взаимодействие между преподавателем и обучающимся.
Введение
Большое наследие в области воспитания дошкольников
окружающей средой оставил нам выдающийся советский педагог
В.А.Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию приро-
ды на формирование и развитие личности ребенка. "Человек был
и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с
природой, должно использоваться для его приобщения к богатс-
тву духовной культуры,- говорил Сухомлинский.- Мир, окружаю-
щий ребенка, это прежде всего мир природы с безграничным бо-
гатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в
природе ... " В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает воспитателям совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и
эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователя-
ми, пытливыми, любознательными людьми и поэтами."
Он отмечает, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке - дело значительно более сложное, чем провести уроки."
Так как на организацию экскурсии воспитателю надо уделять столь-
ко же времени и внимания как на организацию урока, а то и
больше. Случается, что воспитателя проводят экскурсии "спустя
рукава", не готовясь к ней вовсе. Но и при подготовке следу-
ет учитывать, что не обязательно все время экскурсии должно
быть занято разговорами.
Сухомлинский отмечает: "Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово - не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает ус-
лышанное и увиденное.
Нельзя превращать детей в пассивный
объект восприятия слов. А среди природы ребенку надо дать
возможность послушать, посмотреть, почувствовать." Отношение детей к объектам природы известный воспитатель тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом. В.А.Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. "Меня поражало,- говорит Сухомлинский - что восхищение
детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасно-
го.
Любование красотой - это лишь первый росток доброго
чувства, которое надо развивать, превращать в активное
стремление к деятельности." Сухомлинский предлагает для ре-
ального воплощения этого положения в действие создать живой
уголок, где все дети примут участие в уходе за животными,
организовать "птичьи" и "звериную" лечебницы, садить де-
ревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее
красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно приви-
вать все эти чувства с раннего возраста.
Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброже-
лательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте
окружающего мира".
И в настоящее время вопросы экологического воспитания
рассматриваются многими воспитателями.
Сухомлинский создал оригинальную воспитательическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплочённого коллектива воспитателей и детей.
Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание уделял формированию мировоззрения детей; важную роль в обучении отводил слову воспитателя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений и пр. ("Сердце отдаю детям", 1969).
Разработал комплексную эстетическую программу "воспитания красотой". Система Сухомлинского противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными воспитательическими кругами за "абстрактный гуманизм".
Его идеи воплощены в практику. Созданы Международная ассоциация В.А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, воспитательический музей Сухомлинского.
Книга его жизни - "Сердце отдаю детям". Его жизнь - воспитание детей, личности, рождения гражданина.
Профессию воспитателя В.А.Сухомлинский называет человековедением, подчеркивая этим, что воспитатель должен постоянно проникать в сложный духовный мир ребёнка, открывать в нем что-то новое, восхищаться этим новым, видеть человека в процессе его становления.
В.А.Сухомлинский имел свои взгляды на роль и значение воспитателя в жизни ребенка. У воспитателя должно быть призвание. Беспредельная вера в человека, в силу воспитания.
Сухомлинский говорил: «Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе...". В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает воспитателям совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. " Он отмечает, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке -дело значительно более сложное, чем провести уроки. ".
Так как на организацию экскурсии воспитателю надо уделять столько же времени и внимания как на организацию урока, а то и больше. Случается, что воспитателя проводят экскурсии "спустя рукава", не готовясь к ней вовсе. Но и при подготовке следует учитывать, что не обязательно все время экскурсии должно быть занято разговорами.
Сухомлинский отмечает: "Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное.
Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А, среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть,1 почувствовать. "
Отношение детей к объектам природы известный воспитатель тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.
В. А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. "Меня поражало, - говорит Сухомлинский - что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности."
Сухомлинский предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать "птичьи" и "звериную" лечебницы, садить деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста.
Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира".
И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими воспитателями. Академик И. Д. Зверев пишет: "Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед воспитательикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем.
Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить "просвещением" школьников в области охраны природы. Весь комплекс экологических проблем современности потребовал нового философского осмысления, коренного полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании".
По мнению авторов, высокая культура воспитателей и владение разнообразными средствами общения - эффективный способ воздействия на воспитанников, на развитие их личности.
В построении диалогического общения видели суть воспитания В.А. Сухомлинский и Я. Корчак, выделяя ряд следующих его характеристик. Во-первых, равенство позиций воспитателя и воспитуемого, которое выражается в том, что ребёнок является активным субъектом воспитания и самовоспитания, имеет возможность воздействия на воспитателя. Во-вторых, познание, изучение ребенка является основным стержнем, на котором строится все общение с ним.
В-третьих, результаты общения не сводятся к оцениванию, подход к воспитаннику через усиление положительных личностных качеств и устремлений, сильных сторон на борьбу с собственными слабостями таким образом, чтобы ребенок, получая от воспитателя сведения о себе, учился давать себе оценки сам.
В-четвертых, подчеркивается необходимость искренности и естественности в проявлении эмоций. Центральная роль в реализации принципа самовоспитания принадлежит воспитателю.
Опыт работы В.А. Сухомлинского показывает, что общение-диалог развивает у воспитателя и воспитанников уверенность в собственных силах и критичность в отношении к себе, доверие и требовательность к окружающим людям, готовность к творческому решению встающих проблем и веру в возможность их решения. В.А.Сухомлинский рассматривал диалог как средство «духовного общения, обмена духовными ценностями», пробуждения взаимного интереса воспитателя и учащегося.
Можно ещё раз подчеркнуть, что В.А.Сухомлинский - талантливый воспитатель и человек большой душевной щедрости, посвятивший свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании. Педагогические идеи Сухомлинского представляются актуальными и в наше время. Большая любовь и уважение к украинскому просветителю живет в душах людей из разных уголков Земли.
ВВЕДЕНИЕ
Выбранная тема курсовой работы весьма актуальна в наше время, так как современное общество ежедневно сталкивается с проблемами обогащения словаря младшего дошкольника в процессе дошкольного образования и воспитания.
Выбранная для исследования тема очень важна в дошкольном образовании, так как процесс обогащения словаря младшего дошкольника имеет место в каждом дошкольном учреждении, и играет большую роль в качественном дошкольном образовании и воспитании, оказывает влияние на становление личности младшего дошкольника.
Работа по развитию речи детей многогранна. Одно из ее направлений — обогащение словарного запаса путем развития орфоэпически правильной речи детей. Это значит совершенствовать их произносительно-слуховую культуру, формировать хорошую дикцию, развивать выразительность речи, повышать культуру живого слова.
Внимание к орфоэпической стороне речи детей определяется множеством факторов, среди которых первое место занимают социальные. Грамотная устная речь способствует быстроте, легкости общения между людьми, придает речи коммуникативное совершенство. В жизни современного общества необычайно расширилась сфера воздействия живого, звучащего слова на человека.
Все это заставляет предъявлять высокие требования к правильности звучащей речи. Задача сознательного овладения нормами устной речи, воспитания максимального уважения к богатым традициям русского языка сейчас не только выдвигается на первый план, но и определяется как важнейшая общественная задача нашего времени, как социальный заказ общества.
Велика и эстетическая ценность правильного произношения, так как это своеобразное зеркало, которое наиболее ярко отражает степень общего интеллектуального развития человека. Основы произносительной культуры закладываются в самом раннем детстве. В школе эту заботу о культуре произношения призвана взять на себя начальная ступень обучения.
Младший дошкольный возраст считается наиболее благоприятным периодом для становления и совершенствования произносительной культуры. Высокая языковая восприимчивость, большая склонность к подражанию способствуют успешной организации работы по развитию речи на произносительном уровне.
В современной общей и специальной педагогике утвердилось положение о необходимости раннего выявления и преодоления речевых нарушений и других отклонений в развитии детей. Ориентация педагогов и родителей на своевременное выявление и преодоление отставании (или отклонений) в развитии ребенка имеет исключительно важное значение для формирования его личности, для подготовки к школьному обучению.
Особая ответственность в этом плане лежит на работниках детских дошкольных учреждений, так как подавляющее большинство детей дошкольного возраста в нашей стране охвачено общественным воспитанием.
Работникам дошкольных учреждений нередко приходится встречаться с детьми, имеющими различные отклонения в психофизическом развитии, в том числе и в развитии речи. В раде случаев могут отмечаться не грубые формы нарушений, а лепте (слабовыраженные) отклонения от нормы.
Педагогам необходимо иметь представление обо всех основных видах нарушений развития, и в первую очередь — речевых, о причинах, их вызывающих, а также о путях их преодоления и предупреждения, что в совокупности условно можно определить как основы дефектологических (и в их составе — логопедических) знаний.
Большой вклад в изучение проблемы внесли: Ф. И. Буслаев, И. И. Срезневский, К. Д. Ушинский, А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, А.С. Шаров и другие.
Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ процесса и этапов обогащения словаря младшего дошкольника в процессе наблюдений, определение наиболее значимых аспектов с последующей разработкой методики воздействия на процесс обогащения словаря младшего дошкольника, определение эффективность применения и внедрения в дошкольное образование и воспитание разработанной методики, определение целесообразность её реализации.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
I. Изучение теории и практики обогащения словаря младшего дошкольника в процессе наблюдений.
II. Подготовка исследования обогащения словаря младшего дошкольника в процессе наблюдений.
III. Проведение исследования обогащения словаря младшего дошкольника в процессе наблюдений.
IV. Проведение сравнительного анализа полученных данных.
V. Формулировка выводов и рекомендаций.
В исследовании нами были использованы следующие методы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Методика исследования особенностей обогащения словаря младшего дошкольника.
3. Методы математического анализа данных.
4. Метод экспериментального ориентирования.
5. Метод наблюдения.
Объектом исследования является словарь младшего дошкольника.
В работе выполнен теоретический анализ обогащения словаря младшего дошкольника в процессе наблюдений, произведён подбор оптимальных учебно-воспитательных параметров для наиболее эффективного воздействия на младшего дошкольника в процессе дошкольного образования и воспитания.
В процессе анализа была разработана методика воздействия на процесс обогащения словаря младшего дошкольника, которая подробно рассмотрена, изучена и предложенная к внедрению в дошкольный учебно-воспитательный процесс.
Выделены общие принципы выбора наиболее подходящего принципа реализации идеи построения оптимальной методики воздействия на процесс обогащения словаря младшего дошкольника.
Рассмотрены основные этапы обогащения словаря младшего дошкольника, выделены критерии оценки составляющих компонент.
Произведена оценка процесса обогащения словаря младшего дошкольника по каждому из выделенных компонент, выявлено влияние избранного направления воздействия на формирование словаря младшего дошкольника.
Также в работе проанализированы и предложены алгоритмы воздействия на младшего дошкольника, способствующие обогащению его словаря, среди которых выдвинуты наиболее эффективные, с точки зрения практичности усвоения.
Результаты исследования находят практическое применение в ознакомлении педагогов и воспитателей с возможностями организации и совершенствование процесса обогащения словаря младшего дошкольника, раскрытие возможностей и средств совершенствования дошкольного учебно-воспитательного процесса.
Результаты выполненного анализа предназначаются для использования педагогами и воспитателями для обогащения словаря младшего дошкольника и могут быть полезны в процессе дальнейшего научного исследования данной проблемы, и использованы при реализации коррекционной направленности дошкольного учебно-воспитательного процесса.
Дизартрия - это нарушение звукопроизношения, голосообразования и просодики, обусловленное недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счет органического поражения центральной нервной системы. Структуру дефекта при дизартрии составляет нарушение всей произносительной стороны речи и внеречевых процессов: общей и мелкой моторики, пространственных представлений и др [Архипова].
Легкая степень дизартрии — одно из наиболее часто встречающихся в детском возрасте расстройств речи, при котором ведущими в структуре речевого дефекта являются стойкие нарушения звукопроизношения, сходные с другими артикуляторными расстройствами и представляющие значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции.
Эти нарушения вызывают вторичные отклонения в развитии фонематической, лексической и грамматической стороны речи, снижают эффективность школьного обучения.
Согласно анализа источников, посвященных проблеме стертой формы дизартрии, многие авторы в своих работах касаются вопросов организации логопедической помощи детям, имеющих упомянутую патологию, но в условиях дошкольного учреждения или специальных коррекционных школ. А вопрос оказания логопедической помощи детям, имеющим стертые формы дизартрии, в условиях общеобразовательного учреждения, остаются недостаточно освещен. Изучение данной проблемы не должно ограничиваться рамками психолого-логопедического обследования. Данный факт обусловил актуальность темы курсовой работы.
Объект исследования – логопедическая работа по коррекции нарушения звукопроизношения у младших школьников со стертой дизартрией.
Предмет исследования – приемы и методы коррекции нарушения звукопроизношения у младших школьников со стертой дизартрией.
Цель – подбор и систематизация приемов и методов работы по коррекции нарушения звукопроизношения у младших школьников со стертой дизартрией.
Достижение цели обусловило решение следующих задач:
 выявить симптоматику и механизмы нарушений звукопроизношения при дизартрии на теоретическом уровне;
 вывить особенности нарушения звукопроизношения у младших школьников со стертой дизартрией;
 подобрать и систематизировать приемы и методы работы по коррекции нарушения звукопроизношения у младших школьников со стертой дизартрией.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема личностно ориентированного обучения в современной школе представляется в настоящее время актуальной и значимой. Ее востребованность определяется эффективностью усвоения знаний, умений и навыков. В связи с этим определяется необходимость профессиональной готовности педагогических кадров современных образовательных учреждений к осуществлению личностно ориентированного обучения.
Анализ научной литературы показывает, что проблемой личностно ориентированного обучения занимались многие отечественные и зарубежные педагоги и психологи: Ш.А. Амонашвили, Н.А. Алексеев, М.Н. Берулава, К. Роджерс, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и другие.
В данной работе я ставлю перед собой цель: проанализировать личностно-ориентированное обучение в современной школе, определить эффективность применения и внедрения в учебный процесс современной школы личностно-ориентированного обучения, сделать соответствующие выводы.
Личностно-ориентированное обучение мной подробно рассмотрено, изучено и предложено к внедрению в учебный процесс современной школы для преподавания музыки. Новизна исследования и мой личный вклад в курсовую работу заключается в полученных новых научно обоснованных результатах исследования личностно-ориентированного обучения в современной школе.
Обоснованы научные принципы совершенствования внедрённого в учебный процесс современной школы личностно-ориентированного обучения. Выделены общие принципы выбора наиболее подходящего метода для построения личностно-ориентированного обучения в современной школе, применимого при преподавании спецдисциплин музыкального профиля.
Адаптация к школе - многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам). Под адаптацией детей к школе обычно понимается процесс привыкания ребенка к школьным требованиям и порядкам, к новому для него окружению, новым условиям жизни.
Современная школа предъявляет высокие требования к уровню психологической готовности детей. Понятие «школьной дезадаптации» стало использоваться в последние годы для описания различных проблем и трудностей, возникающих у детей различного возраста в связи с обучением в школе. С этим понятием связывают отклонения в учебной деятельности - затруднение в учебе, конфликты с одноклассниками и т.д. Эти отклонения могут быть у психически здоровых детей или у детей с разными нервно-психическими расстройствами, а также распространяются на детей, у которых нарушения учебной деятельности вызваны олигофренией, органическими расстройствами, физическими дефектами. Школьная дезадаптация - это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
В основе этих проблем лежит сложное взаимодействие индивидуальных и социальных факторов, неблагоприятных для гармоничного развития, а пучковым механизмом формирования самих проблем в подавляющем большинстве случаев становится несоответствие предъявляемых к ребенку педагогических требований его возможностям.
К 7 годам меняется социальная ситуация развития, харак¬теризующая переход к младшему школьному возрасту.Ребенок стремится к более важной, значимой с точки зре¬ния общества, социально одобряемой и оцениваемой деятель¬ности (А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин). Специфи¬чески «дошкольные» виды деятельности теряют для него свою привлекательность. Ребенок осознает себя дошкольником и хо¬чет стать школьником.
Поступление в школу знаменует начало качественно ново¬го этапа в жизни ребенка: меняется его отношение ко взрослым, сверстникам, самому себе и своей деятельности. Школа опреде¬ляет переход к новому образу жизни, положению в обществе, условиям деятельности и общения.
Изменения взаимоотношений со сверстниками связаны с коллективным характером обучения. Это уже не игровые и не чисто дружеские отношения, а учебные, основанные на общей ответственности. Отметка и успех в учебе становятся главным критерием в оценке сверстниками друг друга и определяют по¬ложение ребенка в классе.
В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Особую значимость приобретают вопросы готовности детей к обучению в условиях реформирования системы образования в российском образовании.
Проблемы адаптации и дезадаптации детей к школьному обучению являются актуальными, особенно в связи с показателями школьной зрелости. Данные аспекты все чаще привлекают к себе внимание специалистов разных областей (в педагогике, медицине, психологии), становятся объектом социальной психологии и имеют большое практическое значение.
Целью нашего исследования стало теоретическое и экспериментальное изучение вопроса адаптации детей к школе с различным уровнем школьной зрелости
Объект исследования – адаптация к школе.
Предмет работы – процесс адаптации детей к школе с различным уровнем школьной зрелости.
В написании данного исследования мы опирались на гипотезу о том, что у детей с высоким уровнем школьной зрелости будут отмечены высокие показатели адаптированности к школе и низкие результаты при исследовании тревожности, как одного из параметра адаптированности к школе.
В соответствии с определенной темой, целью, предметом и объектом исследования мы поставили в своей работе следующие задачи:
1. Провести анализ научной психолого-педагогической литературы по изучаемому вопросу, на основе которого дать характеристику процессу адаптации детей в начальной школе;
2. выявить психолого-педагогические особенности детей, поступающих в школу;
3. оценить сущность школьной зрелости: готовность к школьному обучению, критерии и слагаемые школьной готовности;
4. выделить факторы, влияющие на успешную адаптацию детей к школьному обучению;
5. провести экспериментальное исследование адаптации детей к школе с различным уровнем школьной зрелости;
3. представить методику повышения адаптированности детей к школьному обучению.
Тема, цель, задачи исследования обусловили выбор системы методов.
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ результатов диагностики детей, наблюдение).
База исследования: начальная школа г. Чехов-2 московской области.
ВВЕДЕНИЕ

Современная педагогическая наука и практика располагают многочисленными данными, подтверждающими бесспорный приоритет семейного воспитания в развитии ребенка, в формировании его личности. Сила и действенность семейного воспитания несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе. Уникальность домашнего воспитания объясняется, прежде всего его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них. Семья – первый и наиболее значимый воспитательный институт в жизни человека.
Актуальность исследования. В настоящее время смена концепции воспитания вызывает изменения в его содержании. Основной ценностью образования является личностное развитие человека. Перед обществом стоит цель не только научить школьника основным знаниям и умениям, сформировать ключевые компетенции, но и воспитать его как активную самостоятельную, образованную личность, способную принимать ответственные решения в ситуациях выбора, готовую взять на себя ответственность за последствия своей деятельности.
Оптимальным возрастом воспитания личностных особенностей является подростковый, так как это - сензитивный период в формировании социальных и нравственных качеств личности. На этом этапе происходит выбор личностью мотивации и ответственности, ее локус контроль становится либо внешним, либо внутренним. Личностное развитие подростка характеризуется двумя основными потребностями: с одной стороны потребностью в самоутверждении, с другой - потребностью в общении со стороны сверстников, ибо ведущая деятельность в данном возрасте - интимно-личностная. Но более всего особенности личностного развития подростка проявляются в общении со сверстниками (деятельность этого возрастного периода - интимно личностная).
Изучение проблемы показало, что проблематика направленности личности занимает одно из доминирующих мест в тематике исследовательских проектов российских ученых в последние годы.
Актуальность проблемы, ее практическая значимость, недостаточная разработанность в теоретическом и методическом аспекте, определили выбор темы исследования: " Психологические особенности старших подростков с различными типами направленности личности".
Многогранность человека как личности - воплощения индивидуальных особенностей - позволяет изучать его во многих ипостасях. Человека изучают во всех проявлениях его существования и деятельности - как - человека разумного, как - человека общественного, как - человека-потребителя, как - человека свободного. Имеются исследования, посвященные изучению - человека, не владеющего речью (в довербальный период его существования и в плане современной медицинской проблемы). Для социологии коммуникации особое значение имеет изучение - человека говорящего, то есть реализующего себя как коммуникативную личность.
Изучение личности и личностных особенностей опирается на определения понятия личность как категории философской, социологической, психологической и лингвистической (языковая личность). С учетом исследований этих дисциплин родовое понятие «личность» можно раскрыть как целостную структуру социально значимых качеств, приобретенных индивидом в совместной с другими деятельности и общении и определяющих его индивидуальность.
Личностные образования подростков, интегрирующие в себе влияние внутренних и внешних факторов, являются ведущими в актуализации профессионального потенциала (Я.А.Пономарёв, С.Л. Рубинштейн и др.), особенно это касается личностной направленности учащихся ВУЗов. От того, насколько личностные качества человека сбалансированы и развиты зависит и учебная, а в дальнейшем и профессиональная деятельность подростка.
Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемы исследования и диагностики личностных качеств особенностей подростков с нарушением речи и реализации полученных знаний на практике. Данный аспект определил необходимость проведения диагностики особенностей личностного развития подростков с речевой патологией и позволило нам выбрать тему работы.
Объектом нашей работы является особенности личностного развития подростков.
Предмет исследования – диагностика особенностей личностного развития подростков с речевой патологией.
Целью нашего исследования стало теоретическое и эмпирическое исследование особенностей личностного развития подростков с речевой патологией.
В основу исследования положена следующая гипотеза: Для каждого типа личности можно выделить наиболее характерные поведенческие реакции, проявляющиеся в широком диапазоне ситуаций. Наше исследование основывается на предположении о том, что у здоровых подростков уровень сформированности личностных качеств будет значительно выше, чем у подростков, имеющих проблемы с показателями развития речи. В нашем случае – это подростки с общим недоразвитием речи III уровня.
Для проверки выдвинутой гипотезы необходимо было решить следующие задачи:
1.провести теоретический анализ изучаемой проблемы и рассмотреть психолого-педагогическую характеристику детей подросткового возраста;
2. определить особенности личностного развития подростков с нормальной и нарушенной речью;
3.провести экспериментальное исследование личностных особенностей подростков с нормальной и нарушенной речью.
Методы исследования:
- теоретические – изучение и анализ философской, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
- экспериментальные – констатирующий эксперименты; опрос методом анкетирования, наблюдение, беседа, интервьюирование.
Базой психолого-педагогической работы является МОУ СОШ № 1382 г. Москвы.
Введение.
Воспитание культуры поведения ребенка - целенаправленный процесс приобщения детей моральным ценностям человечества и конкретного общества. Данная проблема рассматривается в рамках нравственного воспитания дошкольников.
Со временем ребенок овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношения, присваивает, то есть делает своим, принадлежащим себе, способы и формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе.
Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, приходя в этот мир, впитывает в себя все человечное: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения и умозаключения, подражание взрослым.
Задачей взрослого на данном этапе развития ребенка является необходимость стать для дошкольника таким образцом для подражания, развивать и совершенствовать положительные нормы и правила поведения.
Известно, что в дошкольном возрасте ведущим типом деятельности является игровая, значит, большая роль при формировании нравственных качеств отводится игре, где ребенок взаимодействует со сверстниками и взрослыми. В игровой деятельности взрослый может наблюдать за развитием тех или иных качеств ребенка и направлять их развитие в нужное русло. Ведь наблюдение – это целенаправленный процесс восприятия действительности, которое дает реальную оценку окружающему.
Проблемой воспитания культуры поведения у дошкольников посвящено немало работ известных педагогов и психологов, таких как Л.А. Пеньевская, А.М. Виноградова, И.С. Демина, Л.П. Князева, Л.П. Стрелкова и другие. Они занимались проблемой гуманного отношения к окружающим. Исследованию проблемы дружбы между дошкольниками посвящены работы А.А. Аржановской, В.П. Залогиной, Т.А. Марковой, А.В. Булатовой и других. Проблема воспитания отзывчивости и взаимопомощи изучалась в дошкольной педагогике Ф.С. Левиной – Щириной, Т.А. Пониманской, М. Мирзаабдулаевой, А. М. Виноградовой. Методику воспитания культуры поведения дошкольников разрабатывали С. В. Петерина, И.Н. Курочкина, Т.В. черник и другие.
Исходя из актуальности, недостаточной разработанности данной темы, открывающей возможность ее дальнейшего исследования, мы предлагаем в качестве проблемы нашего исследования рассмотреть зависимость между формированием культуры поведения младших дошкольников и взаимодействием со сверстниками и взрослыми в игровой деятельности.
Объект – процесс взаимодействия дошкольников в игре.
Предмет – наблюдение как основное средство выявление сформированности норм и правил поведения у младшего дошкольника.
Цель – проследить динамику развития культуры поведения младшего дошкольника в условиях специально организованного наблюдения.
Задачи:
1. Проанализировать теоретическую и методическую литературу.
2. Подобрать методики по изучению взаимодействия взрослого и ребенка.
3. Осуществить программу наблюдения по выявлению развития навыков культуры поведения у младших дошкольников.
4. Обосновать условия, при которых формирование культуры поведения будет более успешным.
В качестве гипотезы нашего исследования мы предлагаем следующее утверждение: формирование нравственного поведения младших дошкольников будет эффективным, если:
1. Рассматривать игру как ведущий тип деятельности дошкольного возраста.
2. Организовать специальную систему наблюдений за игровой деятельностью дошкольников.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества