Муниципальное право - готовые работы

ГлавнаяКаталог работМуниципальное право
fig
fig
2.2. Актуальные тенденции и проблемы развития ЖКХ в России
ЖКХ и вся система городского хозяйства в настоящее время претерпевает серьезные изменения. Это связано с отказом от территориального принципа формирования хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги ЖКХ, и замены его отраслевым.
Анализ уровня обеспеченности населения услугами ЖКХ на основе данных источников показывает, что разрыв между необходимым и практическим уровнем потребления услуг ЖКХ в 90-х гг. непрерывно возрастает:
Уровень благоустройства жилищного фонда остается низким, значительная его часть не соответствует нормативам не только по объему, но и по качественным характеристикам. В городах и поселках городского типа каждая пятая квартира не оборудована централизованным водоснабжением, канализацией, центральным отоплением. В них проживает, по данным 2006 года, более 40 млн. человек.
Кризис ЖКХ как отрасли сферы услуг обусловлен совокупностью причин: слабой технической базой отрасли; недостатком мощностей; отсутствием необходимых средств на развитие и текущее содержание и др. Их глубинной основой является неэффективный и несоответствующий социально ориентированной экономике механизм установления тарифов и сбора оплаты за коммунальные услуги, системы платежей и контроля за использованием ресурсов на развитие ЖКХ.
ЖКХ относится к числу наиболее монополизированных отраслей народного хозяйства РФ. Монополизм в системе ЖКХ не позволяет потребителям защищать свои права, снижает ответственность организаций за предоставление жилищно-коммунальных услуг и их качество, ведет к формированию монопольных цен.
Серьезную тревогу вызывает состояние ведущих подотраслей коммунальной сферы России.
Водоснабжение. Главными источниками питьевого водоснабжения в России являются поверхностные водоемы (около 70%) и лишь 30% приходится на подземные воды. В последние годы резко обострились проблемы качества воды. Водные источники повсеместно загрязнены, поскольку используются не только для забора воды на бытовые и производственные нужды, но и как приемники канализационных стоков - хозяйственно-бытовых и промышленных.
При наличии ныне действующих сооружений и уровне эксплуатации водопроводно-канализационного хозяйства, к 2006 г. степень очистки сточных вод снизилась до 60-65%. Из-за дефицита химических реагентов и дезинфекторов, применяемых при очистке питьевой воды, в ряде регионов страны питьевая вода не удовлетворяет требованиям санитарно-технических показателей .
Электро-, теплоснабжение. ЖКХ является значительным потребителем тепловой и электрической энергии. Только на отопление жилья расходуется почти пятая часть всех энергоресурсов страны. При этом в общем объеме отопительных котельных преобладают мелкие, малоэффективные, мощностью до 3 Гкал/час. Их удельный вес составляет 68%, тогда как тепла они вырабатывают лишь 10% от всего объема. Процесс ликвидации и реконструкции действующих неэкономичных отопительных котельных идет медленно .
Уровень обеспечения населения зелеными насаждениями в 2,2 раза ниже установленных нормативов.
ЖКХ занимает одно из ключевых мест в структуре российской экономики. Во-первых, в жилищно-коммунальном комплексе сосредоточено 24% основных фондов страны , стоимость которых превышает 4 трлн. рублей , здесь создается примерно 4% ВВП, а ежегодный оборот рынка ЖКХ составляет 1,2 трлн. руб . Во-вторых, ЖКХ потребляет около 20 процентов энергоресурсов страны . В-третьих, жилищный фонд насчитывал к началу 2007 года 3002 млрд. кв. метра жилья . В-четвертых, за 2007 год ЖКХ предоставил услуг на сумму более чем на 2,5 трлн.рублей .
По данным Министерства регионального развития РФ в среднем по России физический износ котельных достиг уже 55 %, коммунальных сетей водопровода – 65 %, канализации и тепловых сетей - 63%, электрических сетей – 58 %, водопроводных насосных станций – 65 %, канализационных насосных станций – 57 %, очистных сооружений водопровода – 54 %. По отдельным муниципальным образованиям износ коммунальной инфраструктуры составляет 70-80 % и увеличивается на 2-3 % в год. Около 30 % основных фондов ЖКХ уже полностью отслужили нормативные сроки. В результате потери электроэнергии, тепла, воды и других ресурсов составляют 20-40 % .
планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования систем водоснабжения, коммунальной энергетики полностью уступил место аварийно-восстановительным работам, единичные затраты на проведение которых в 2,5-3 раза выше, чем затраты на плановый ремонт таких же объектов. По расчетам общероссийского профсоюза жизнеобеспечения, фактическая потребность в срочной замене тепловых сетей составляет 26,8 тыс. километров (19 % от их общей протяженности), водопроводных сетей — 176,5 тыс. километров (33 % от их общей протяженности), канализационных сетей — 52,5 тыс. километров (30,4 % от всей их протяженности) . Диссертант полагает, что на данный момент аварийность на объектах ЖКХ следует рассматривать как угрозу национальной безопасности страны.
В жилищном хозяйстве ситуация также достаточно критическая. Продолжается рост ветхого и аварийного жилья, в котором проживает более 2 млн. человек (см.табл.1), не все дома обеспечены необходимой инфраструктурой (см.табл.2). Согласно официальным данным жилые дома старше 30 лет составляют 62% всего жилого фонда, степень износа трети жилого фонда превышает 60% . В результате, около двух трети россиян хотят улучшить свои жилищные условия. Рост тарифов на услуги ЖКХ растет и продолжает существенно опережать инфляцию (см.табл.3).
І. Понятие защиты интересов и прав местного самоуправления
Понятие защиты интересов и прав местного самоуправления предполагает широкий спектр механизмов отстаивания законных интересов различных субъектов права. Можно выделить следующие группы интересов, подлежащих отстаиванию в рамках правовой защиты местного самоуправления:
защита прав граждан на местное самоуправление;
защита прав муниципальных образований на местное самоуправление;
защита граждан от действий органов местного самоуправления, ущемляющих права и свободы человека и гражданина.
Необходимо отметить, что из перечисленных форм в Российской Федерации в наибольшей мере законодательно обеспечена защита граждан от действий органов местного самоуправления, ущемляющих права и свободы человека и гражданина, в то время как законодательное обеспечение первых двух из вышеупомянутых направлений правовой зашиты местного самоуправления еще находятся в стадии становления.
Такое положение связано с тем, что проблема защиты прав на местное самоуправление возникла относительно недавно. Впервые однозначное указание на государственную защиту местного самоуправления было сделано в Конституции РФ 1993 г. (ст. 133). За прошедшие 10 лет законодательство пополнилось нормами, направленными на реализацию указанной конституционной нормы, однако до сих пор осталось множество неурегулированных проблем.
Введение
Теория самодеятельной публичной власти, функционирующей на местном уровне, активно разрабатывалась еще в советский период: целый ряд ученых, занимавшихся вопросами усиления демократических институтов в жизни советского общества, пытался построить модель местной государственной власти, которая функционировала бы как система социального управления: социум, во-первых, формирует с помощью институтов прямой демократии систему необходимых ему социальных норм (и обязывает своих членов данные нормы соблюдать), и во-вторых, избирает полностью подконтрольные ему органы, реализующие данные нормы.
Итогом создания этой системы должно было стать (помимо широкого вовлечения граждан в управление местными делами) объединение субъекта и объекта социального управления. Именно на основе этих "наработок" советской науки и была создана в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. первая модель самостоятельного местного самоуправления.
Нельзя не отметить, что многие идеи советских ученых могут быть использованы и в процессе нынешней реформы местного самоуправления.
По-прежнему актуальной является проблема вовлечения населения муниципальных образований в муниципальное управление, проблема регулярного использования на местном уровне форм прямой демократии и т.п.
Практическая применяемость принципа самостоятельности местного самоуправления
Муниципальное управление – относительно новое явление в современной России. Как особый вид управления, как научная дисциплина и как область практической деятельности муниципальное управление появилось лишь в 1990-х гг. вместе с возрождением местного самоуправления. Согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, поэтому муниципальное управление имеет определенные особенности, отличающие его от государственного управления.
В РФ как демократическом государстве признается самоуправление территориальных единиц разных уровней: субъектов Федерации в рамках федеративного государства, местное самоуправление в муниципальных образованиях, территориальное общественное самоуправление в частях муниципального образования. Местное самоуправление в этой системе есть уровень публичной власти, наиболее приближенный к населению и обладающий значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.
Суть местного самоуправления состоит в признании права гражданина быть источником местной власти, самому принимать решения по повседневным вопросам своей жизни и самому отвечать за их последствия.
В современном обществе утвердился взгляд на местное самоуправление как одну из необходимых основ любого демократического строя, как важнейший принцип организации власти в государстве, как непременное условие формирования и развития гражданского общества.
В Конституции РФ перечень вопросов, которые может решать местное самоуправление определен в укрупненном плане. Подробный перечень вопросов местного значения был приведен в ст. 6 Федерального закона 1995 г. Эти вопросы можно разбить на две большие группы:
1. вопросы, связанные с исполнением властных, регулирующих и контролирующих функции;
2. вопросы хозяйственного плана, связанные с жизнеобеспечением поселений и оказанием муниципальных услуг населению.
К вопросам первой группы, на мой взгляд, можно отнести: принятие и изменение уставов муниципальных образований, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования, регулирование планировки и застройки территорий, контроль за использованием земель, регулирование использования водных объектов местного значения и др.
Вопросы второй группы, связанные с оказанием муниципальных услуг населению, в свою очередь, можно разбить также на две группы. Для одной закон употребляет термины «организация», «содержание» и «развитие», что предполагает полную ответственность органов местного самоуправления за их решение и частичное или полное финансирование решения этих вопросов из средств местных бюджетов. К таким вопросам относятся: содержание муниципального жилищного фонда и нежилых помещений, муниципальных учреждений образования, здравоохранения, муниципальных систем энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации, снабжение населения и муниципальных учреждений топливом, содержание и строительство дорог местного значения, благоустройство и озеленение территории муниципального образования, организация утилизации и переработки бытовых отходов, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, организация транспортного обслуживания населения, организация и содержание муниципальной информационной службы, обеспечение социальной поддержки населения, обеспечение противопожарной безопасности, содержание муниципальной пожарной службы и т. п. Для другой группы вопросов в законе используются термины «создание условий», «участие», «содействие», что предполагает осуществление соответствующих функций иными субъектами деятельности, отсутствие обязательного бюджетного финансирования и возложение на органы местного самоуправления лишь части ответственности за решение этих вопросов. К их числу относятся: жилищное и социально-культурное строительство, обеспечение населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания, деятельность учреждений культуры, деятельность средств массовой информации, организация зрелищных мероприятий, развитие физической культуры и спорта в муниципальном образовании, содействие занятости населения, участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования. Приведенный в ст. 6 Федерального закона 1995 г. перечень вопросов местного значения не является исчерпывающим. Органы местного самоуправления вправе принимать к своему рассмотрению и иные вопросы, отнесенные к вопросам местного значения законами субъектов РФ, а также вопросы, не исключенные из их ведения и не отнесенные к ведению других органов. Эта норма дает органам местного самоуправления право решать вопросы жизнеобеспечения населения в случаях, не отрегулированных законодательством.
Установленный Федеральным законом 1995 г. перечень вопросов местного значения, на мой взгляд, имеет ряд серьезных недостатков. Во-первых, предметы ведения не отделены от полномочий, в ряде пунктов неясно, где здесь сфера деятельности, а где полномочие. Например, принятие и изменение устава муниципального образования – это не вид деятельности, а полномочие, которым наделены органы местного самоуправления. Во-вторых, многие перечисленные в законе вопросы местного значения не могут быть исключены из сферы государственного регулирования.
Это вопросы образования, здравоохранения, социальной поддержки населения, охраны общественного порядка, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, противопожарной безопасности и др. Закон не дает ответа на вопрос, в какой мере за эти сферы деятельности отвечает государство и в какой – местное самоуправление, т. е. не разграничены полномочия по предметам ведения. В-третьих, перечень вопросов местного значения одинаков для всех муниципальных образований – от крупного города до сельского населенного пункта, тогда как их возможности по самостоятельному решению перечисленных в законе вопросов несопоставимы.
Введение
Реформа местного самоуправления в Российской Федерации, начавшаяся в декабре 1993 г. с принятием Конституции РФ, прошла несколько этапов, характеризующихся принятием федеральных законов, устанавливающих основные принципы организации местного самоуправления и основные механизмы государственно-правовой защиты права граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.
Особенностью настоящего этапа реформы является то, что на уровне субъектов Российской Федерации и на муниципальном уровне идет активное развитие муниципального права, а также муниципального законодательства. Принятие муниципальных уставов явилось важным этапом в развитии местного самоуправления во всех субъектах Российской Федерации.
Новая Конституция РФ 1993 г. и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28.08.95г. № 154-ФЗ и от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ заложили новые основы для реформирования местного самоуправления в России и пополнили правовую систему РФ новым источником права — уставом муниципального образования.
Тема данного реферата выбрана мною неслучайно, поскольку значение Устава в жизни муниципального образования огромно. Устав - это важнейший нормативный правовой акт, принимаемый на местном уровне. Не случайно в литературе его называют «местной конституцией».
Основной целью данной работы является изучение теоретических положений о понятии, сущности, содержания устава муниципального образования. Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
- изучить понятие, содержание и значение устава муниципального образования;
- обобщить содержание устава муниципального образования;
- изучить порядок разработки, принятия устава муниципального образования;
- рассмотреть порядок регистрации и опубликования устава муниципального образования;
- обобщить действующее законодательство и теоретические положения по заданной теме;
- рассмотреть тему работы на конкретных уставов муниципального образования.

§1. Устав муниципального образования: понятие, содержание и значение

Признаваемые и гарантируемые Конституцией Российской Федерации организационная обособленность органов местного самоуправления в системе управления государством, самостоятельность населения в решении вопросов местного значения, включая выбор конкретных организационных форм осуществления местного самоуправления, определение структуры органов местного самоуправления все это предопределило необходимость появления в системе нормативных правовых актов о местном самоуправлении уставов муниципальных образований.
Сегодня серьезной проблемой становления и развития местного самоуправления остается «совершенствование правовых основ, определяющих организационные и территориальные основы местного самоуправления ». Кроме того, федеральное законодательство сегодня предоставило муниципальным образованиям широкое поле для самостоятельного регулирования этих вопросов в уставах.
Юридический словарь определяет устав муниципального образования как «нормативный правовой акт, в котором в соответствии с федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ закрепляются основные положения об организации местного самоуправления в муниципальном образовании» .
Сикайло А.В. определяет устав муниципального образования как учредительный акт локального регулирования, действующий на строго ограниченной территории, в котором определяются предметы ведения местного самоуправления; территориальное устройство; статус органов местного самоуправления; порядок их формирования и взаимодействия; их полномочия и ответственность; правовая экономическая и финансовая основы их деятельности; формы прямого волеизъявления населения муниципального образования; другие конкретные вопросы организации местного самоуправления .
Устав города Долгопрудного определяет устав как муниципальный правовой акт, принимаемый Советом депутатов г. Долгопрудного, определяющий систему, компетенцию и порядок формирования органов местного самоуправления, правовую, экономическую и финансовую основы местного самоуправления, формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения .
Устав муниципального образования - это основной правовой документ муниципального образования, действующий на определенной территории и содержащий основные принципы организации данного местного самоуправления, который определяет с учетом исторических и иных местных традиций границы и состав территорий муниципального образования, вопросы местного значения; структуру и порядок формирования органов местного самоуправления и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения; экономическую и финансовую основу осуществления местного самоуправления, а также другие положения в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Устав представляет собой своеобразный свод норм, регулирующих жизнедеятельность муниципального образования; это основной кодификационный нормативный правовой акт. Устав муниципального образования - единственный правовой акт, устанавливающий административно-правовой статус муниципального образования, прошедший обсуждение с населением муниципального образования. Значение данного акта столь велико, что многие называют его " малой конституцией" муниципального образования . Интересно, что закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» 2003 г. не содержит прямого указания, что каждое муниципальное образование должно иметь свой устав. Но, полагаю, что без устава невозможна эффективная деятельность по осуществлению местного самоуправления. Возможно, было бы правильно отразить это в тексте закона, поскольку уставы муниципальных образований составляют правовую основу местного самоуправления, именно в соответствии с уставом принимаются иные правовые акты местного самоуправления, действуют органы местной власти.
Устав муниципального образования - важнейший нормативный правовой акт, принимаемый на местном уровне. Как правило, в уставе муниципального образования содержатся не только нормы об организации местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании, но и перечень основных актов местного самоуправления, подлежащих принятию представительным органом и главой муниципального образования, а также порядок подготовки и принятия таких актов, механизм их отмены.
Можно выделитьб следующие свойства устава:
1. Устав - подзаконный правовой акт; акт учредительного (правоустанавливающего) характера;
2. основополагающий нормативный акт конкретного муниципального образования; акт долговременного действия; он обладает высшей юридической силой по отношению к другим нормативным актам, принятым органами местного самоуправления конкретного муниципального образования;
3. имеет особый порядок принятия;
4. подлежит государственной регистрации; уставом может осуществляться временное правовое регулирование вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования и подлежащих регулированию законами субъектов РФ до принятия соответствующих законов субъектов РФ .
Введение
Социально-экономическое развитие Российской Федерации способствовало выработке государственной властью концептуальных направлений внутренней экономической политики. Финансовые возможности бюджета Российской Федерации, а также иные финансово-экономические показатели государства позволили обратить внимание публичной власти на те направления, в которых за предшествующие годы формирования рыночной экономики накопились серьезные нерешенные проблемы. Одной из таких проблемных сфер деятельности государства является в настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство. Следует отметить, что существующие проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства накапливались десятилетиями. Характерная для советской хозяйственной системы централизация инвестиционного процесса в жилищно-коммунальном хозяйстве была вполне логична с институциональной точки зрения. В условиях преобладания и верховенства государственной собственности осуществляемые директивно в рамках плановой экономики мероприятия обеспечивали расширенное воспроизводство принадлежащих государству основных фондов в отрасли.
С началом экономических реформ в анализируемой отрасли стала преобладать муниципальная форма собственности. Несбалансированность налоговой и бюджетной системы предопределила резкое сокращение возможностей государства, а также органов местного самоуправления для участия в инвестировании ЖКХ. Сложный ход рыночных преобразований способствовал тому, что на определенное время вопросы инвестиционной деятельности в ЖКХ оказались без внимания со стороны государства, что еще в большей степени способствовало кризису в отрасли.
О необходимости реформирования жилищно-коммунального хозяйства в своем Послании Федеральному Собранию РФ от 26 апреля 2007 г. говорил Президент РФ: "Расширяя строительство нового жилья, нельзя забывать и о поддержании в надлежащем состоянии существующего жилищного фонда... из 3 млрд. квадратных метров жилого фонда России более половины нуждается в ремонте. Объем ветхого жилья по стране составляет 93 млн. квадратных метров, из них аварийного - более 11 млн. квадратных метров. Нужно признать, что сегодня без поддержки государства многие наши сограждане, оказавшиеся в наиболее тяжелых, сложных жизненных условиях, сами решить этот вопрос не в состоянии... Считаю, что для эффективной работы по реформированию ЖКХ необходимо создать специальный фонд - в объеме не менее 250 млрд. руб."
Заметим, что, по мнению экспертов, непринятие срочных мер, связанных с капитальным ремонтом и реконструкцией жилищного фонда, может привести и к неконтролируемой аварийности в жилищно-коммунальной сфере. При этом требуемый объем инвестиций оценивается экспертами в сумму порядка 3 трлн. руб. Таким образом, активные действия публичной власти являются не только необходимыми, но и вынужденными.
Следует отметить, что реформа ЖКХ является одним из приоритетных направлений развития национальной экономики. Одной из основных задач реформирования сферы ЖКХ является необходимость выведения тарифов оплаты населением за оказываемые услуги на уровень 100% от величины экономически обоснованных тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Сказанное позволяет сделать вывод, что данное направление деятельности перспективно и в будущем должно приносить стабильный доход организациям, занимающимся управлением и эксплуатацией в сфере ЖКХ.
Одна из наиболее актуальных проблем, стоящих перед управляющей компанией, - накопление средств собственников квартир на проведение капитального ремонта. Модели подобного накопления пока отсутствуют. Государство, будучи не в состоянии предложить действующий механизм сбережения и накопления денежных средств на осуществление капремонта, передало весь комплекс в частные руки, а именно самим собственникам жилья. Согласно расчетам Департамента ЖКХ г. Москвы для проведения капитального ремонта через 30 лет уже сегодня каждый собственник должен вносить по 18 руб. с квадратного метра площади. При этом не решена проблема обеспечения гарантированной доходности этих средств.
Объектом данной работы являются общественные отношения в сфере взаимоотношения органов местного самоуправления с предприятиями и организациями жилищно-коммунального комплекса.
Предметом моей курсовой работы является раскрытие основных вопросов и задач непосредственно связанных с объектом данной работы.
При написании данной работы мною ставятся следующие задачи:
- выявление дискуссионных теоретических вопросов в рамках исследуемой проблемы;
- аргументация собственного подхода;
- обобщение и систематизация результатов исследования проблемы.
Целью работы является раскрытие в полном объеме взаимоотношений органов местного самоуправления с предприятиями и организациями жилищно-коммунального комплекса.
При написании данной работы мною использовались общенаучные методы, а именно анализ, синтез, системный и функциональный подходы, а также сугубо юридические, такие как формально-юридический и сравнительно-правовой.
Данный вопрос изучался и раскрывался в работах следующих авторов:
Дементьева А. Н., Выдрина И. В., Игнатюк Н.А., Кокотова А.Н., Конина Н. М., Павлушкин А.В, Рыжова А.Б.Саломаткина А.С. и др. теоретиков.
Глава 1. Управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства
§ 1. 1. Организационно-правовая система управления
Особенностью сферы жилищно-коммунального хозяйства является то, что в ней занято большое количество строительных компаний, кредитных организаций и самих граждан, а управление в данной сфере находится преимущественно в компетенции органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Основное внимание федеральных органов исполнительной власти в современных условиях сосредоточено на реформировании жилищно-коммунальной сферы
Важнейшими нормативными правовыми актами, касающимися сферы жилищно-коммунального хозяйства, являются: Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992г., Постановления Правительства "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы" от 17 сентября 2001г., "О некоторых вопросах по реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты на 2004 - 2010 годы" от 7 октября 2004г., входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" от 30 августа 2004г., "Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства" от 17 февраля 2004г., Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" от 30 декабря 2004г. и Жилищный кодекс РФ, принятый 29 декабря 2004г.
Коммунальное хозяйство подразделяется на группы объектов: санитарно-технические (водопроводы, канализация, предприятия по очистке городов); энергетические (электростанции, котельные, тепловые, электрические и газовые сети); транспортные (автобусы, троллейбусы, трамваи); объекты внешнего благоустройства (путепроводы, зеленые насаждения, мостовые, тротуары, водостоки, набережные, уличное освещение и др.).
Среди всех бед, о которых в настоящее время повсеместно говорят люди, на втором месте (после роста цен) называется кризис жилищно-коммунального хозяйства.
Этот кризис во многом вызван объективными обстоятельствами, связанными с переходом от жесткого государственного управления к рыночной экономике, отказом государства от монопольной роли инвестора, подрядчика и собственника в сфере жилья. Неподготовленность рыночных институтов усугубила ситуацию. Она характеризуется резким ростом цен на строительную продукцию; упала платежеспособность населения для приобретения жилья или осуществления частного строительства, оплаты коммунальных услуг.
Кризисное состояние жилищно-коммунального комплекса обусловлено также его дотационностью и неудовлетворительным финансовым положением, высокой затратностью, отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство жилищно-коммунальных услуг, неразвитостью конкурентной среды и как следствие высокой степенью износа основных фондов, неэффективностью работы предприятий, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.
Введение
Процессы реформирования всех сторон общественной жизни в современной России проходят в условиях кардинальных изменений гражданского сознания, когда демократические формы организации жизни общества сталкиваются с консервативными устремлениями к упрощенному пониманию отношения человека и общества, гражданина и государства. Анализ природы местной власти позволяет сделать вывод о том, что в ней одновременно сочетаются два начала: общественное и государственное. Правильное осознание особенностей местной власти и механизма ее взаимодействия с государственной властью позволяет органам местного самоуправления эффективно осуществлять свою деятельность.
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ разработан с учетом необходимости решения проблем правового регулирования, выявившихся в правоприменительной практике.
Закон направлен на приведение существующей системы местного самоуправления в соответствие с Конституцией РФ, создание условий эффективного функционирования муниципальных образований, обеспечение гарантированного и качественного оказания органами местного самоуправления услуг населению.
Закон направлен на решение проблем, препятствующих эффективному функционированию системы местного самоуправления в Российской Федерации, ее развитию.
В Законе введены новые принципы территориальной организации местного самоуправления, предусматривающие формирование муниципальных образований на двух территориальных уровнях - в поселениях и муниципальных районах, с закреплением за каждым уровнем присущих им полномочий по решению вопросов местного значения, а также переданных отдельных государственных полномочий. Это позволяет создать единую систему местного самоуправления во всех субъектах Российской Федерации, реально приблизить, с одной стороны, местную власть к населению, обеспечить качественно иной уровень оказываемых населению услуг, а с другой - эффективно решать местные хозяйственные и социальные вопросы, требующие развитой инфраструктуры и существенных финансовых и материальных ресурсов.
В Законе четко определена процедура передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий, исключающая возникновение нефинансируемых мандатов и предусматривающая необходимые меры, включая ответственность органов местного самоуправления, по эффективному исполнению указанных полномочий.
Закон предусматривает проведение большого объема организационных, правовых и других мероприятий по реализации заложенных в нем положений в достаточные по продолжительности сроки.
Предметом исследования являются общественные отношения, связанные с определением правовых и экономических основ местного самоуправления.
Объект исследования – местное самоуправление в РФ.
Цели и задачи курсовой работы. Цель данной курсовой работы состоит в рассмотрении правовых и экономических основ местного самоуправления.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
1. определить понятие местного самоуправления;
2. проанализировать правовые основы местного самоуправления, в частности:
• определить понятие правовой основы местного самоуправления;
• рассмотреть Конституцию РФ, законы и правовые акты Российской Федерации о местном самоуправлении;
• рассмотреть Конституции (уставы), законы и правовые акты субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении;
• рассмотреть Устав муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты;
3. проанализировать экономические основы местного самоуправления, в частности:
• дать понятие экономической основы местного самоуправления;
• рассмотреть муниципальную собственность;
• рассмотреть определение местного бюджета;
• рассмотреть стадии бюджетного процесса в муниципальных образованиях.
ВВЕДЕНИЕ
Собственность принадлежит к числу таких понятий, вокруг которых на протяжении многих веков скрещиваются лучшие умы человечества. Однако борьбой в теоретическом плане дело не ограничивается. Социальные потрясения, от которых порой содрогается весь мир, одной из главных своих причин имеют, в конечном счете, попытки изменить сложившиеся отношения собственности, утвердить новый строй этих отношений. В одних случаях эти попытки приводили к успеху, в других терпели крах. Общество действительно переходило на новую, более высокую степень своего развития. Но случалось, что в результате ломки отношений собственности общество оказывалось отброшенным далеко назад и попадало в трясину, из которой не знало, как выбраться.
В нашей стране на протяжении двадцатого века дважды происходила ломка отношений собственности. Первая началась в октябре 1917 года и завершилась невиданной катастрофой, последствия которой будут препятствовать развитию еще многим поколениям. Вторая происходит в наши дни. Ее основная цель - вернуть отношениям собственности их подлинное содержание, сколотить достаточно широкий слой частных собственников, который стал бы социальной опорой нынешнего режима. Так что же такое право собственности?
Вещные права оформляют и закрепляют принадлежность вещей (материальных, телесных объектов имущественного оборота) субъектам гражданских правоотношений, иначе говоря, статику имущественных отношений, регулируемых гражданским правом. Специфика вещных прав традиционно усматривается также в том, что их объектом могут служить только вещи, и притом — индивидуально определенные, а поэтому с гибелью соответствующей вещи автоматически прекращается и вещное право на нее.
Собственность всегда есть отношение между собственником вещи и ее не собственником, между теми, для кого вещь является своей, и теми, для кого она является чужой. Отношение собственника к вещи как к своей формирует отношение между собственником и всеми остальными лицами по поводу этой вещи.
Целью данной курсовой работы является изучение института права собственности и иных вещных прав по законодательству РФ, не только в теоретическом, но и в практическом аспекте.
Задачами работы являются:
- изучить понятие и признаки вещного права;
- определить соотношение норм гражданского и земельного законодательства при характеристике вещных прав на землю;
- проанализировать собственность и право собственности;
- изучить основания возникновения и прекращения права собственности;
- рассмотреть различные ограниченные вещные права - право хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, сервитут.
Объектом исследования являются общественные отношения, которые существуют в области применения норм о праве собственности и иных вещных прав.
Предметом работы явились гражданское законодательство о праве собственности и иных вещных правах, а также правоприменительная, в том числе судебная практика регулирования и практической реализации института вещных прав.
В процессе исследования использованы труды отечественных ученых- юристов, политических и общественных деятелей: Венедиктов А.В., Генкин Д.М., Е.А. Суханов, Грибанов В.П., Иоффе О.С., Мейер Д.И., Толстой Ю.К., Скловский К.И., Черноморец А.Е., Шкредов В.П., Щенникова Л.В. и других.
ВВЕДЕНИЕ
Становление местного самоуправления в формах, отвечающих общедемократическим стандартам и принципам, признанным в цивилизованном мире, – одна из наиболее актуальных проблем для России.
Развал централизованной системы управления сопровождался резким повышением роли муниципалитетов в жизнеобеспечении граждан, в удовлетворении их повседневных нужд. В собственность муниципальных образований были переданы крупные активы, в первую очередь жилищный фонд и объекты социальной сферы. Законодательно на местное самоуправление было возложено более 30 различных функций по решению вопросов местного значения. Кроме того, на муниципалитеты по факту была переложена ответственность за выполнение значительной части социальных обязательств федерального и регионального уровней.
Опыт последнего десятилетия показал, что, несмотря на перманентный финансовый кризис, недостаток управленческого опыта, нестабильность условий деятельности, местные власти в целом успешно справились с этим сложнейшим комплексом возложенных на них задач. За исключением отдельных, хорошо известных, но немногочисленных исключений, они обеспечили поддержание в рабочем состоянии систем жизнеобеспечения населения и позволили избежать крупных всплесков социального недовольства на местном уровне.
Однако, в целом позитивно оценивая деятельность местных властей на протяжении последнего десятилетия, необходимо отметить, что потенциал местного самоуправления был использован далеко не полностью. Можно выделить следующие основные барьеры на пути повышения эффективности функционирования муниципальных образований:
получив большой объем функций и полномочий, муниципалитеты не обрели реальной самостоятельности для оптимального выполнения своих задач;
имея в собственности крупные активы, муниципалитеты не имеют адекватных стимулов для эффективного управления этими активами;
формально считаясь формой местного самоуправления, реально муниципалитеты недостаточно зависят от местного сообщества, его экономического и социального потенциала, но в первую очередь подконтрольны и подотчетны региональным властям.
В перспективе данные барьеры все в большей степени будут негативно влиять на деятельность муниципальных образований, в частности на темпы и качество проведения жилищной реформы и реформы социальной сферы, на снятие административных барьеров и создание благоприятных условий для деятельности малого и среднего бизнеса. Кроме того, они будут способствовать поддержанию иждивенческой позиции местных сообществ, не желающих самостоятельно решать свои проблемы и ждущих, что все основные условия их жизнедеятельности будут обеспечены и гарантированы "сверху".
Во всем многообразии проблем местного самоуправления в качестве наиболее важной, как представляется, можно было бы выделить одну – финансовые основы местного самоуправления.
Введение.
Среди многих проблем, связанных со становлением и развитием местного самоуправления, одна из них занимает особое место. Это проблема взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в условиях, когда местное самоуправление представляет собой относительно самостоятельный институт власти, организационно обособленный от системы государственных органов.
При изучении статей Конституции в их неразрывном единстве можно заметить, что уже первая статья гласит о России, как о федеральном государстве, а это заведомо определяет существенную степень децентрализации власти, то есть наличие определенного числа субъектов власти, имеющих собственную компетенцию, в пределах которой эти субъекты самостоятельны. Это положение Конституции мало кем оспаривается и попыток его ревизовать почти не наблюдалось.
Статья 3 Конституции по существу закрепила единство власти, назвав носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации ее многонациональный народ. Там же мы находим и формы осуществления народом своей власти - непосредственно (через референдум и свободные выборы), через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Причем первые формы никто оспаривать не решается, а вот в отношении последней иногда возникают ничем не подкрепленные сомнения.
Если непредвзято оценить, какова же общая картина государственного устройства России в ее конституционном виде, то вырисовывается вполне стройная и понятная схема. Есть один источник власти - народ, который ее осуществляет через создаваемые демократическим путем другие субъекты власти. Последние, в свою очередь, разделены на три уровня - федеральный, региональный и местный, что обусловлено необходимостью "рассредоточения" центров власти с учетом многочисленности и сложности решаемых задач, величины территории России и большого разнообразия исторических, культурных и других особенностей населяющих ее народов. Местное самоуправление в этой системе занимает отведенную ему нишу, которая существует объективно, - обеспечивает жизнедеятельность населения в местах его компактного проживания. Перечень задач, решаемых местным уровнем власти, совершенно очевиден и определен ежедневными потребностями жителей. Это - общее образование, минимальный набор медицинских услуг, коммунальное, бытовое и социальное обслуживание населения, благоустройство, местный транспорт, местная связь и т.д.
Можно отметить, что из двух основных составляющих местного самоуправления - властной и хозяйственной - в отличие от государственной власти, преобладает хозяйственная. Власть местному самоуправлению, то есть возможность принимать общеобязательные решения, нужна постольку, поскольку эти решения обеспечивают функционирование муниципального хозяйства и способствуют созданию благоприятных условий проживания граждан в данном населенном месте.
Характерной чертой современного этапа развития Российской Федерации является поиск оптимальных путей сочетания централизации и децентрализации системы управления, разграничения предметов ведения и полномочий федерального центра, регионов и муниципалитетов. В этой связи фактор самоорганизации территорий становится важнейшим условием дальнейшего осуществления реформ в Российской Федерации. В настоящее время в научной среде наблюдаются два основных подхода к реформированию и дальнейшему развитию института местного самоуправления в нашей стране. Один заключается в отделении местного самоуправления от государства, при котором исключается какое-либо влияние государства (естественно, кроме правового) на организацию местного самоуправления. Другой состоит в “огосударствлении” местного самоуправления, его жесткой привязке к государственной структуре и рассмотрении его как продолжения государственного управления на местах. Эти позиции во многом отражают объективный процесс становления и развития местного самоуправления в Российской Федерации, неоднозначность его современного правового регулирования, а также имеющиеся правовые пробелы, как на уровне федерального, так и регионального законодательства.
Введение
В настоящее время отрабатывается законодательный механизм перераспределения компетенции между федеральным и территориальным уровнями государственной власти, органами местного самоуправления. Существует серьезное отставание теоретических и практических разработок в области государственных финансов применительно к условиям современной России. Важная роль в реформировании бюджетных отношений отводится местным бюджетам. Местные бюджеты принято считать низовым звеном бюджетной системы РФ. Вместе с тем, они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти.
К компетенции местных органов власти, наиболее тесно связанных с населением, относится решение многих вопросов: социальной защиты населения, жилья, здравоохранения, образования, транспорта, коммунального хозяйства, экологии. Для финансирования данных расходов местным органам самоуправления необходим достаточный уровень доходных источников местных бюджетов.
Объект реферата – местные бюджеты в системе бюджета Российской Федерации.
Предмет исследования – понятие местного бюджета, расходы и доходы местных бюджетов и т.д.
Учитывая важность местных бюджетов в жизни регионов РФ рассмотрим подробнее их законодательную базу, структуру и принципы формирования, роль органов местного самоуправления в формировании и использовании этих средств.
1. Местные бюджеты: подготовка, утверждение, исполнение и контроль
В части 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Поэтому каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). При этом бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.
Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации .
Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.
Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные и (или) региональные органы государственной власти отчеты об исполнении местных бюджетов.
В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными и региональными законами, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.
Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования. Это может осуществляться, например, путем вывешивания данных документов на информационных стендах и т.п.
Деятельность органов местного самоуправления муниципального образования и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта местного бюджета, утверждению и исполнению бюджета, а также по контролю за его исполнением, как правило, регулируется положением о бюджетном устройстве и бюджетном процессе муниципального образования, принимаемым решением представительного органа в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Федерации.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества