Мировая экономика - готовые работы

ГлавнаяКаталог работМировая экономика
fig
fig
. Теоретические основы повышения эффективности работы предприятия с учетом развития внешнеэкономической деятельности
Участие в международном разделении труда позволяет достигать поставленные экономические цели при меньших затратах производственных ресурсов. Международный обмен товарами (услугами) может быть выгоден всем участникам внешних экономических связей при условии правильного оформления структуры экспорта и импорта. Теоретическое обоснование этих очевидных сейчас положений было впервые сформулировано еще в начале XIX в. выдающимся английским экономистом Давидом Рикардо . Эти положения лежат в основе оценки экономической эффективности внешнеэкономической деятельности на любом уровне.
Оперируя на конкретном рынке, важно учитывать отличительные характеристики данного рынка. Один из самых важных — рынок товаров потребительского назначения. При реализации товара на этом рынке необходимо учитывать следующие его особенности:
• спрос на этом рынке носит производный характер;
• основные товары этого сегмента используются длительное время, поэтому для покупателей важны эксплуатационные затраты;
• полезность товара легко определяется по исчисляемым параметрам, которые обязательно исследуются специалистами по закупкам;
• чувствительность к цене возрастает по мере увеличения частоты закупок товара;
• в процессе реализации товара необходимо учитывать меру влиятельности покупателя на рынке, которая зависит от его размера, объема закупок, кредитного рейтинга и других факторов;
• высокая профессиональная информированность покупателей о товаре.
При организации продаж товаров потребительского назначения необходимо учитывать ряд факторов. Основные из них можно сгруппировать следующим образом: Глобальные факторы: международные политические конфликты; политические конфликты внутри страны; социальные конфликты; перестройка международных политических союзов. Локальные факторы: изменение условий рынка; нестабильность экономики; инфляция; трения с политическими группировками; трения с местными деловыми кругами. Инвестиционные факторы: возможность национализации (с компенсацией или без); возможный ущерб имуществу из-за высокого уровня преступности (вымогательство, рэкет, налет банд и др.); потеря прав на возвращение доходов и имущества в страну материнской фирмы; ускоренный износ оборудования из-за климатических условий и небрежного отношения местного персонала и др. Факторы управленческого характера: сложности управления местным персоналом; конфликты с профсоюзами и др.
Деление способов выхода на внешние рынки и работы на них, формирование сбытовой сети в значительной степени условны. Часто применяются смешанные, комбинированные варианты работы на внешних рынках. Примером может служить деятельность компании "Катерпиллер" (производитель дорожно-строительного оборудования), которая опирается на международную сеть крупных независимых дилеров, способных оказывать услуги по снабжению запчастями, осуществляет производство основных стандартных деталей и узлов оборудования на мощных предприятиях и производит доводку, доработку продукции в соответствии с требованиями основных рынков на разработанных там же сборочных заводах. "Катерпиллер" имеет и смешанные предприятия, в частности, в Японии (с фирмой "Мицубиси" для противостояния на этом рынке своему основному конкуренту — компании "Камацу").
Изучение правовых вопросов чрезвычайно важно при изучении условий рынка . Для успешной и эффективной работы необходимо знать законы по вопросам страхования и перевозок различными видами транспорта; законы, регулирующие правовое положение и деятельность фирм, в том числе иностранных; законы об охране промышленной собственности, патентовании изобретений, регистрации товарных знаков, а также существующую практику по этим делам; общепринятые в стране импорта способы разрешения судебных споров по международным коммерческим сделкам и др. К этой области изучения рынка следует отнести также установление адвокатских фирм, которым можно поручить ведение дел.
Исследование потенциальных возможностей предприятия при работе на внешнем рынке проводится целью оценить его конкурентоспособность при работе на конкретном рынке.
Анализ текущих результатов хозяйственной деятельности своего предприятия предполагает выяснение его экономического потенциала, общих результатов хозяйственной деятельности, финансового положения, эффективности производственно-хозяйственной и внешнеэкономической деятельности за соответствующий период. Анализируются такие показатели, как активы, основной капитал, качество и стоимость произведенной продукции, количество и размещение производственных и сбытовых подразделений предприятия как в своей стране, так и за границей и другие показатели, характеризующие экономический потенциал предприятия. В анализе хозяйственной деятельности важны разделы, характеризующие изменение показателей общих расходов с разбивкой по статьям, показателей поступления средств (прибыль, амортизация, субсидии и дотации, эмиссия акций, увеличение долгосрочной и краткосрочной задолженности), показателей использования средств (выплата дивидендов, капиталовложения, погашения задолженности и др.). Очень важное значение имеет анализ показателей эффективности деятельности предприятия: прибыли, фондоотдачи, оборачиваемости оборотных средств, производительности труда и др. Проводится анализ показателей финансового положения предприятия. Анализ хозяйственной деятельности необходим для выявления текущих изменений и отклонений от плановых показателей, а также изменений за текущий (отчетный) период. Глубокий и тщательный анализ производственно-хозяйственной деятельности, в том числе деятельности на внешних рынках, — необходимая база принятия эффективных управленческих решений.
Первая заповедь маркетинга гласит: "Если у вас нет товара — у вас нет ничего". Поэтому конкурентоспособность продукции предприятия имеет первостепенное значение для принятия решений о работе на определенном рынке .
Оценка конкурентоспособности товара, планируемого к экспорту, включает следующие этапы:
• анализ рынка и выбор наиболее соответствующего образца товара (или нескольких образцов товаров) в качестве базы для сравнения. В качестве образца товара берется, как правило, товар, имеющийся на рынке и пользующийся спросом у покупателя;
• определение набора сравниваемых параметров;
• расчет интегрального показателя конкурентоспособности товара.
При определении набора сравнительных параметров исходят из того, что часть параметров характеризует потребительские свойства товара (его потребительскую стоимость), а другая часть — его экономические свойства (стоимость). К потребительским свойствам относятся прежде всего параметры, показатели, описывающие основные функции товара (например, мощность, производительность, скорость, размер, точность и т.д.). При этом важно учитывать требования стандартов (международных и национальных), законодательных актов, нормативов и т.д., которые предъявляют конкретные требования к товарам на том или ином рынке. Наряду с параметрами, описывающими основные количественные и качественные характеристики, важно анализировать так называемые мягкие параметры, характеризующие внешний вид товара (дизайн, цвет и др.), его упаковку, товарный знак и др. Современный рынок в значительной степени заполнен разнообразными товарами, у которых "жесткие" параметры (описывающие основные функции) отличаются незначительно. В этих условиях возрастает значение "мягких" параметров.
После проведения анализа конкурентоспособности товара по потребительским параметрам и установления факта его соответствия требованиям потребителей и нормативным актам, регламентирующим доступ товара на конкретный рынок, проводится анализ конкурентоспособности по экономическим (стоимостным) параметрам товара. Величина экономических параметров определяется ценой изделия С1, расходами на его транспортировку С2, установку Сз, обучение персонала С4, эксплуатационными расходами С5, стоимостью ремонта С6, расходами на техническое обслуживание С7, налогами С8, страховыми взносами С9 и т.д. С
2.1. Особенности развития сферы услуг России
Российский рынок услуг начал формироваться в первой половине 90-х годов, следуя процессу рыночных реформ и приватизации. До этого времени деятельность в большинстве секторов услуг жестко регулировалась государством, а в ряде из них государство являлось основным поставщиком услуг. С начала 90-х годов до настоящего времени отечественный рынок услуг находится в процессе непрерывного развития. Наибольшая активность наблюдалась в сферах банковского дела и страхования, телекоммуникаций и компьютерных технологий, торговли и питания, туризма и в целом индустрии развлечений.
В 2000г. доля сферы услуг в ВВП России составила около 55%, в то время как в 1990г. эта доля в ВВП РСФСР равнялась 35%. Существенную роль играет сфера услуг в решении вопросов занятости населения: доля занятых в сфере услуг в общей занятости населения достигает 56%. С другой стороны, роль сферы услуг в экономике России еще недостаточно высока - в ВВП развитых стран ее доля превышает 65%, а в США достигла 77% .
Структура и основные качественные параметры российского рынка услуг существенно отличаются от западных прежде всего преобладанием традиционных отраслей, обеспечивающих транспортировку и сбыт произведенной продукции. Так, в 2000 г. в структуре добавленной стоимости, созданной в сфере коммерческих рыночных услуг, доминировали позиции: "торговля, общественное питание и заготовки" (54%), "транспорт" (17%), а также "связь" (4%), что составляет в совокупности более 70% от общего объема созданной добавленной стоимости.
В то же время экономические реформы в Российской Федерации привели не только к активизации развития традиционных отраслей, но и созданию новых видов услуг (аудиторские, консалтинговые, компьютерные, бухгалтерские, услуги по проведению операций на рынке недвижимости, услуги в области рекламы, по подбору персонала, частной охранной деятельности и другие). Однако в целом российская индустрия услуг характеризуется все еще как нарождающаяся – infant industry. Это состояние требует продуманного подхода к стратегии развития и регулирования отраслей услуг с учетом соблюдения баланса интересов иностранных и отечественных поставщиков в тех или иных секторах услуг: с одной стороны следует обеспечивать защиту интересов российских поставщиков а, с другой стороны, создавать конкурентную среду с участием иностранных поставщиков на рынках услуг, что ведет в конечном итоге к стимулированию деятельности российских участников рынка.
Важное значение имеет дальнейшее совершенствование транспортных, телекоммуникационных, финансовых услуг, которые являются основой инфраструктуры всей экономики . Многие из секторов услуг (например, туристические, юридические, консультационные), не требуя больших капиталовложений, являются фактором социальной стабильности, обеспечивая создание рабочих мест в стране. Другие сектора, такие как строительство, не только создают рабочие места, но и через систему межотраслевых связей стимулируют развитие широкого круга секторов промышленности. Важное социальное значение имеют такие сектора услуг, как здравоохранение, образование, социальное страхование, услуги по организации досуга. Ряд секторов услуг связаны с наиболее передовыми в научно-техническом отношении областями, например, компьютерные услуги, услуги космических запусков и т.д.
В настоящий момент в России имеются пробелы в отношении статистического учета услуг как во внутреннем производстве, так и во внешней торговле (особенно в отношении географической структуры экспортных и импортных потоков отраслей услуг). Есть проблемы с классификацией услуг. Так, тормозом развития практической деятельности операторов рынка услуг является разнобой в отнесении тех или иных видов услуг к экспортно-импортным операциям. Имеется необходимость и уже ведется работа по составлению общероссийского классификатора видов экономической деятельности по товарам и услугам, адаптированного к международной классификационной системе.
2.2. Рынок инновационных услуг как элемент рыночной инфраструктуры
Динамичная конкуренция, сменившая характерную для первых послевоенных десятилетий статичную конкуренцию, чрезвычайно повысило экономическую роль нововведений. До 1970-х гг. успешное нововведение позволяло получать в течение некоторого промежутка времени монопольную сверхприбыль, что выступало в качестве важного стимула инновационного процесса. В современных условиях глобальной динамичной конкуренции, увеличения количества субъектов научно-технического соперничества инновации становятся прежде всего необходимым условием для выживания предпринимателей.
Издержки, связанные с созданием инноваций, все чаще рассматриваются как неизбежные вложения ради сохранения своих позиций на рынке, обеспечения нормального присвоения прибавочной стоимости, что, конечно, не отменяет стремления к сверхприбыли. По образному выражению профессора экономики Калифорнийского технологического института Б. Клейна, в условиях динамичной конкуренции к «невидимой руке» Адама Смита добавляется «скрытая нога», способная «вышибать» с рынка .
Осознание этой объективной реальности приводит к более четкой структуризации инновационного процесса, применению дифференцированных критериев оценки эффективности инвестиций в инновации в зависимости от их характера, принадлежности тем или иным составляющим производительных сил и сфер труда.
В этих условиях особое значение приобретает рынок инновационных услуг, который, как и любой другой, подчиняется в целом законам спроса и предложения. Вместе с тем, у рынка инновационных услуг есть свои особенности. Они во многом обусловлены особенностями процесса производства данных услуг, а также спецификой объекта купли-продажи.
Особенностью процесса производства инновационных услуг является то, что его условно можно разделить на два этапа. Первый этап можно назвать «интеллектуальное производство», а второй – «материальное производство».
Любому нововведению, прежде чем оно будет создано, предшествует возникновение новой идеи. «Производство» идеи можно представить в виде системы, на входе которой находятся интеллектуальные ресурсы в виде накопленных знаний и опыта, а также трудовые – научно-технический потенциал. Взаимодействие этих ресурсов на выходе из системы дает результат в виде новой идеи. Конкретное воплощение идеи происходит на этапе «материального производства», в котором результат «интеллектуального производства» предстает уже как интеллектуальный ресурс материального производства, и, взаимодействуя с другими факторами производства, создает инновацию в виде конкретного оригинального продукта . В материальном производстве фактор труд предстает уже как трудовой потенциал, т.е. способность, в большей степени, к физическому труду.
Взаимоотношения в рамках «АСЕАН+3»
Одной из самых успешных группировок в мире является Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН – от англ. ASEAN – The Association of Southeast Asian Nations), объединяющая 10 государств ЮВА – Сингапур, Малайзию, Индонезию, Филиппины, Таиланд, Бруней, Вьетнам, Мьянму, Лаос и Камбоджу. Сегодня страны АСЕАН имеют совокупное население численностью примерно 560 млн. человек, ВВП объемом свыше 900 млн. долл., объем общемирового торгового оборота в 841 млрд. долл. В последнее десятилетие АСЕАН предпринимает действия, так или иначе связанные со стремлением ответить на вызовы глобализации и упрочить свои позиции в мировой экономике. Важнейшая тенденция интеграционного процесса в АСЕАН – интенсификация экономического сотрудничества АСЕАН и стран Восточной Азии – Китая, Японии и Южной Кореи. Консультации между этими государствами в рамках форума «АСЕАН+3» переросли в уже ставшее реальностью сотрудничество в финансовой сфере. Продолжается работа экспертов по разработке концепции Восточноазиатской зоны свободной торговли.
Сотрудничество по формуле «АСЕАН+3» началось после кризиса 1997 г., когда страны пришли к выводу о необходимости усиления экономической устойчивости региона и его независимости от МВФ и США. В 2000 г. Китай, Япония, Южная Корея и АСЕАН заключили соглашение о валютных свопах, определяющее возможность оказания финансовой взаимопомощи в долларах США в обмен на национальную валюту на условиях кредита сроком до 6 месяцев. Для этих целей в специальном фонде было аккумулировано 100 млрд. долл. Многими наблюдателями эти действия были расценены как первый шаг в направлении создания Азиатского валютного фонда. В том же году со стороны АСЕАН прозвучало предложение о создании Восточноазиатской зоны свободной торговли (ВАЗСТ). Создание такой группировки будет означать формирование крупнейшего интеграционного блока с населением около 2 млрд. человек и суммарным ВВП, составляющим 18% от мирового ВВП.
Безусловно, формирование группировки «АСЕАН+3» обусловлено многими факторами, такими как устойчивое развитие Китая, нормализация отношений Японии с Китаем и Южной Кореей. Для АСЕАН участие в таком союзе, несомненно, выгодно и означает прежде всего значительное расширение рынков сбыта, хотя также и серьезную проверку на конкурентоспособность своей экономики на начальном этапе . Анализ отношений АСЕАН с основными торгово-экономическими партнерами и международными экономическими организациями показывает, что страны АСЕАН более глубоко и интенсивно, чем большинство развивающихся государств, включены в международное разделение труда . 60% внешней торговли АСЕАН приходится на главные экономические центры мировой экономики – США, ЕС и Японию, причем доли каждого из партнеров сравнимы друг с другом (соответственно 21,3, 19,5 и 15,9% в 2005 г.), что свидетельствует о значительном и равномерном вовлечении АСЕАН в мирохозяйственные связи.
На фоне бума иностранных инвестиций в АСЕАН в 90-е годы прошлого века последнее пятилетие характеризуется значительным сокращением притока ПИИ. Японские и американские корпорации – основные экспортеры капитала в АСЕАН – перераспределили вложения в Азии в пользу Китая и Южной Кореи . Определяющими факторами принятия решения в пользу восточноазиатских соседей являются неясные перспективы экономической и политической стабилизации в ведущих странах АСЕАН.
Крупнейший внешнеторговый партнер АСЕАН – США, традиционно занимающие первое место по объему импорта из АСЕАН.
Большой дефицит торгового баланса США в отношениях с АСЕАН лежит в основе конфликтов на двусторонних торговых переговорах. Так, страны АСЕАН добиваются снятия ограничений на импорт своих товаров, а США побуждают АСЕАН к увеличению закупок американских товаров. Вторым по значимости внешнеторговым партнером АСЕАН и наиболее крупным источником ПИИ считается Япония, придающая большое значение связям с АСЕАН.
Особое внимание в области экономического сотрудничества в рамках «АСЕАН+3» уделяется созданию зоны свободной торговли. По прогнозам экспертов, формирование открытого рынка с населением более 2 млрд. человек позволит региону к 2010 г. конкурировать с Европой и США. В 2005 г. Между Китаем и АСЕАН был подписан договор, согласно которому в течение 5 лет большинство тарифных барьеров будут устранены. Это позволит Пекину подорвать экономическое влияние США в регионе. Однако вступление Китая в ВТО означает ужесточение конкуренции для экспортеров стран-участниц АСЕАН со стороны зарубежных поставщиков и главное – опасность еще большего отвлечения потоков ПИИ от АСЕАН в Китай .
2.1. Внешнеторговые связи Израиля с Европейским союзом
В 1989 г. Беньямин Нетаньяху писал об отношении Израиля к формирующемуся Европейскому Союзу: «Израиль всегда настолько был подавлен непредсказуемыми событиями, что у него не оставалось времени приготовиться к предсказуемым» . В связи со становлением Евросоюза Израиль начал переосмысливать свою европейскую политику; теперь Израилю нужно было, во-первых, адаптироваться к новой Европе, во-вторых, думать о будущих торговых отношениях и, в-третьих, о важности лоббирования своих интересов в ЕС.
Европейский Союз, в свою очередь, чувствуя свою растущую экономическую и политическую роль в Средиземноморском регионе, также стал переоценивать свою политику . Однако становление новых приоритетов началось в начале 90-х на волне «эйфории» мирного процесса Осло, затем постепенно трансформировавшегося во вторую интифаду. Многое за это время успело измениться, и установки даже середины 90-х не отвечают нынешним требованиям. Тем не менее абсолютно бесспорен тот факт, что ЕС пытается выйти в ближневосточном урегулировании на уровень игрока, подобного США.
Однако если смотреть на отношения ЕС и Израиля исключительно, например, через призму ближневосточного конфликта, или каким-либо другим образом ограничивая рамки отношений, то это сузит спектр анализа. Скорее всего, следует применить более широкий подход к рассмотрению проблемы.
Таким образом, будет рассматриваться современное состояние отношений ЕС – Израиля и их перспективы, которые сложились в рамках, во-первых, Евро-Средиземноморского партнерства (ЕСП, так называемого Барселонского процесса), во-вторых, ближневосточного мирного процесса и, в-третьих, будущего расширения ЕС на восток и юг и его влияния на европейско-израильское партнерство.
Начиная анализ ЕСП и участия в нем Израиля, нужно упомянуть о том, что вообще ЕС на саммите в Эссене в 1994 г. объявил об «особом статусе» отношений с Израилем. Израилю был облегчен доступ к внутреннему рынку Европейского Союза, и он является единственной неевропейской страной, участвующей в пятой рамочной исследовательской программе ЕС, направленной на углубление экономического сотрудничества. 20 ноября 1995 г. отношения между Евросоюзом и Израилем были оформлены заключением Договора о сотрудничестве, который вступил в силу в 2000 г. и заменил предыдущее аналогичное Соглашение 1975 г. Подписание Договора происходило в рамках ЕСП.
Израиль принял участие в Барселонской декларации, с которой был дан старт амбициозной Евро-Средиземноморской программе ЕС с намерением превратить регион в «зону обменов и диалога, гарантирующих мир, стабильность и благоденствие» . В ноябре 1995 года 15 стран-участниц ЕС и 12 стран Средиземноморского региона (Марокко, Алжир, Тунис, Египет, Израиль, Иордания, Палестинская Автономия, Ливан, Сирия, Турция, Кипр и Мальта) приняли Барселонскую декларацию. Сам процесс сотрудничества к 2000 году, по мнению ряда исследователей, зашел в тупик из-за несовпадения целей и намерений ЕС, с одной стороны, и арабских стран, с другой . Экономическая программа также, в основном, не оправдала возложенных надежд. На третьей встрече Совета Сотрудничества (Association Council) ЕС – Израиля в Люксембурге 21 октября 2006 г. было отмечено, что за предыдущий год уровень двусторонней торговли значительно сократился, экспорт Израиля в ЕС снизился на 4,3%, экспорт ЕС в Израиль уменьшился на 8,8%. Такая же тенденция продолжилась и в дальнейшем .
Таким образом, попытка ЕС создать новую конфигурацию политических, экономических и социальных отношений в регионе не оправдала себя. Не в малой степени этому способствовал тот факт, что первой причиной запуска ЕСП был мирный процесс Осло, а второй – организация помощи для внутренней стабилизации Алжира и Египта, которые переживали в начале 90-х сложный внутриполитический период. В 2000-е годы оба импульса не действовали. И самое главное, ближневосточный конфликт обострился с новой силой.
Отношения ЕС с Израилем в ЕСП в данный момент не отвечают требованиям сегодняшнего дня. То же самое можно сказать о Договоре о сотрудничестве в рамках ЕСП. Политические и экономические дивиденды обеих сторон были невелики.
Перейдем к следующему пункту – отношения ЕС к Израилю в мирном процессе на Ближнем Востоке. Более-менее реальное участие в мирном процессе ЕС начал принимать с 1999 г. в связи с вступлением в силу Амстердамского договора, связанного с ним усиления Общей внешней политики и безопасности (ОВПБ), введения поста Высокого представителя ЕС.
Сама позиция ЕС в конфликте традиционно считается проарабской, пропалестинской. В первую очередь, это связывают с энергетической зависимостью Европы. Тем не менее, не стоит забывать, что ЕС – это содружество государств, каждое из которых имеет собственные подходы к Израилю.
Еще в 1980 г. при принятии первого документа ЕС по Ближнему Востоку (Венецианская декларация) обнаружились расхождения во мнениях между голлистской проарабской Францией и Германией с Нидерландами, близкими Израилю, о праве палестинского народа на самоопределение, признании ООП, конце израильской оккупации. Германия и Нидерланды проигнорировали данный документ. Подобную ситуацию расхождения в позициях между государствами-членами ЕС можно наблюдать и в ООН. Например, при голосовании 20 октября 2000 г. в Генеральной Ассамблее ООН по резолюции, осуждающей «чрезмерное применение силы» Израилем на оккупированных территориях, члены ЕС разделились: девять голосуют «за», а шестеро воздерживаются (Германия, Дания, Великобритания, Италия, Нидерланды, Швеция).
Если мы посмотрим на государства-лидеры ЕС, к которым причислим Германию и Францию, то заметим абсолютную разницу в подходах. Германия была и остается произраильски ориентированной, исходя из исторического наследия. Германия чувствует себя в неоплатном долгу по отношению к еврейскому народу, оказывает Израилю важнейшую финансовую, политическую и моральную поддержку. При этом следует добавить, что Германия позиционирует себя как государство, не являющееся противником ислама, как страна, которая ко всему прочему не была колонизатором арабских или мусульманских стран. Франция, имея огромную долю арабского населения, не раз демонстрировала проарабскую направленность. Что касается еще одного члена ЕС, проводящего активную политику на Ближнем Востоке, – Великобритании, то ее позиция складывается, во-первых, из того, что Соединенное Королевство занимает особое место в Евросоюзе, во-вторых, из-за «особых отношений с США» и, наконец, из учета исторических предпосылок.
Значит, политика ЕС по вопросу об урегулировании конфликта формируется под влиянием различных факторов. Израиль, однако же, очень часто упрекает Европу в непоследовательности политики к нему. Примером такой непоследовательности является принятие 10 апреля 2006 г. Европейским парламентом резолюции, в которой тот потребовал приостановки всех торговых контактов стран-членов Европейского союза с Израилем в знак протеста против продолжающейся оккупации палестинских городов и территорий.
В документе содержится призыв к «немедленной приостановке» всех европейских соглашений о торговле и сотрудничестве с Израилем. Европарламент призвал также к введению эмбарго на поставки в Израиль и Палестину оружия, что, по мнению авторов документа, должно положить конец вооруженным столкновениям. Правда, данный документ не является обязательным для исполнения.
Израильский посол в ЕС Гарри Кней-Тал (Harry Kney-TaLy) в своей речи 15 мая 2006 г. выражал сожаление по поводу таких действий ЕС. Говоря о кризисе доверия, он упоминал об общих культурных традициях, good governance и демократии. Также он заявлял о том, что для ЕС окончилось время «payer not a player» (плательщика, а не игрока). Израиль заявляет, что «если Европа хочет выступать в роли «честного маклера», то она должна дать сторонам шанс договориться, не имея никаких предрассудков ни к одной из сторон». Как мы видим, в оценке Ближневосточного конфликта ЕС и Израиль не всегда находят общий язык.
Исходя из вышесказанного, очевидно, что отношения ЕС с Израилем имеют возможность быть пересмотренными. При этом следует принимать во внимание следующие главные политические реалии.
– Все страны Восточной Европы и три средиземноморские (Турция, Кипр и Мальта) являются кандидатами на вступление в ЕС, из них десять собираются сделать это в 2004 г.
– После вступления Кипра в ЕС у Израиля появится граница с Европейским Союзом. Израилю придется взаимодействовать напрямую с ЕС по вопросам охраны окружающей среды, к примеру, а не с Кипрской администрацией.
– Процесс ближневосточного урегулирования, начавшийся после войны в Заливе, делающий ставку на появление нового Ближнего Востока, зашел в тупик. Процесс Осло, основанный на взаимном доверии и объединении, а не разделении, игнорировал глубокие культурные противоречия.
– ЕСП, запущенное в 1995 г., на пике процессов Осло и алжирского кризиса, задумывалось ЕС как партнерство для экономической помощи арабским государствам в создании нового Ближнего Востока. Первоначально же Испания и Франция предлагали лишь партнерство между Европой и Магрибом. ЕСП не подходил в полной мере для неарабских государств.
В таких условиях крайне неоднозначным и вызывающим, но одновременно и привлекательным выглядит предположение о будущем членстве Израиля в ЕС. Что этому способствует? У ЕС и Израиля одинаковые политические ценности.
Введение
«Германия в системе международных отношений мира» – одна из важ-ных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что Германия – крупное и влиятельное государство-член ЕС, поэтому ее внешняя политика затрагивает не только другие европейские государства, но и далекие от нее США, Россию и Китай. Поддержание сильной Европы, тесные и доверительные отношения с США и стратегическое партнерство с Россией являются столпами внешней политики Германии.
Все страны несут ответственность за мировой порядок, строящийся на сотрудничестве, уважении прав человека и социальной справедливости.
Германия хочет быть для своих друзей в Европе и в остальном мире дееспособным и одновременно надежным партнером, а так же внести актив-ный вклад в содействие миру, устойчивому развитию, благосостоянию и справедливости во всем мире.
Одним из важных приоритетов внешней политики ФРГ является углуб-ление интеграции государств Западной Европы. Германия играет решающую роль в построении и организации европейских структур.
ФРГ не имеет права принимать участия в захватнических войнах. Её вооруженные силы стоят на защите суверенитета и целостности Германии. Лишь с недавнего времени бундесвер принимает участие в различных меро-приятиях, направленных на поддержание мира. Это производится с согласия бундестага.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следую-щих авторов: Суринов А.Е.,Балуев Д.Г., Блауг В., Елистратова В.В., Зариц-кий Б.Е., Иванов В., Морозов Б.Н., Размеров В. и т.д.
Предмет исследования – деятельность государственных органов Герма-нии в реализации внешней политики.
Объект исследования – Германия в системе международных отношений мира на современном этапе.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть Германию в системе международных отно-шений мира.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить особенности формирования и реализации внешней политики Германии конца XX начала XXI века;
2. На основании теоретического анализа изучения проблемы, системати-зировать знания о внешних политических приоритетах Германии на совре-менном этапе (Франция, США, ЕС, Россия);
3. Рассмотреть сущность и специфику отношения Германии к военным действиям в мире на рубеже XX, XXI веков.
4. Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обоб-щении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наи-большей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования: абстрагирова-ние, анализ, синтез и дедукция.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
Глава 1. Особенности формирования и реализации внешней политики Германии конца XX начала XXI века.
1.1. Общая характеристика внешнеэкономической деятельности Герма-нии.
Внутренняя политика Германии направлена на поддержание правопо-рядка и обеспечение конституционных прав и свобод. С помощью Федераль-ного конституционного суда решаются споры между федерацией и землями, проверяются партии и политические организации на соответствие Основно-му закону, обеспечиваются гарантии правового государства и отправления независимого правосудия.
Одним из самых значительных достижений современной Германии яв-ляется формирование в стране гражданского общества, опыт функциониро-вания которого изучается во многих странах мира. Для Германии это дости-жение особенно важно, так как сравнительно недавно она находилась под властью нацистской диктатуры.
Гражданское общество определяется как демократическая форма само-организации общества независимо от государства и рынка. Демократическая, поскольку тот, кто не признает основополагающих прав гражданина и чело-века, не может быть частью гражданского общества . Таким образом, граж-данское общество является составляющей частью демократии.
В Германии существует многообразие действующих лиц и организа-ций, представляющих «не государство и не рынок», а причисляемых к треть-ему сектору – гражданскому обществу. Это – профсоюзы, церковь, свобод-ные группы избирателей, объединения по защите прав потребителей, а также союз охраны прав квартиросъемщиков, природоохранные группы, организа-ции соседской взаимопомощи, спортивные объединения, добровольные про-тивопожарные службы, женские организации, организации самопомощи для алкоголиков и наркоманов . В этих организациях граждане решают свои кон-кретные проблемы, тут осуществляется представительство их интересов, многие занимаются общественно значимой работой и тем самым берут на се-бя ответственность за общее благо.
«Вся власть исходит от народа», – гласит статья 20, пункт 2-й Основно-го Закона – Конституции Федеративной Республики Германии . Народ – это граждане с их правами, закрепленными в конституции, имеющими, однако, и обязанности по поддержанию порядка в обществе и участию в решении его проблем. Ключевым понятием здесь является сопричастность, а она не может ограничиваться волеизъявлением у избирательных урн раз в 4 года. Живая демократия, как сказал федеральный президент Рихард фон Вайцзеккер в 1992 г., нуждается в активном, критическом соучастии граждан в жизни об-щества в период между выборами .
Организации и действующие лица в гражданском обществе благотвор-но влияют на социальный диалог и способствуют формированию обществен-ного мнения, выравниванию общественных интересов, а тем самым – и рав-новесию в обществе. Гражданское общество – залог консолидации, а не дробления. В конечном счете, пользу от наличия гражданского общества из-влекают все, а не только отдельные представители групп по интересам.
Результаты всеобщих выборов в Германии в сентябре 2002 г. показали, что коалиция социал-демократов и зеленых и ее представитель – канцлер Герхард Шредер – сумели остаться у власти.
Таким образом, союз социал-демократов и зеленых обладает в парла-менте 306 голосами, в то время как правоцентристы сумели набрать 295. Для формирования правительства требуется получить 301 голос. «Красно-зеленая» коалиция набрала 47,1% голосов, оставив консерваторов из ХДС/ХСС позади с 45,9% голосов .
Разрыв в голосах с христианскими демократами, которых представляет Эдмунд Штойбер, ничтожен и такого ожесточенного соперничества на выбо-рах Германия не видела за всю послевоенную историю.
Результаты выборов говорят о том, что правым удалось преодолеть по-следствия скандала с партийными финансами, приведшего к катастрофиче-ской потере популярности у населения к коалиции социал-демократов и зе-леных .
Другим значительным результатом выборов стала потеря популярности неокоммунистических партий в Восточных землях. Это - разительный кон-траст с местными выборами последних лет, приведшими к власти в некото-рых восточногерманских землях наследников Компартии ГДР.
В мае 2005 г. Канцлер Германии Герхард Шредер объявил о проведе-нии осенью 2005 г. досрочных парламентских выборов (срок полномочий нижней палаты нынешнего состава истекал в сентябре 2006 года) .
Он принял это решение после поражения, которое возглавляемая им коалиция социал-демократов и "зеленых" потерпела на земельных выборах в Северном Рейне - Вестфалии. По словам главы правительства, "горькое по-ражение" в этой земле "ставит под вопрос способность правительства дейст-вовать". Социал-демократы набрали там чуть более 37 проц. голосов, а оппо-зиционные христианские демократы - 45 проц. За "зеленых", партнеров СДПГ по коалиции, проголосовали 6 проц. избирателей.
Конституционный суд Германии признал легитимным роспуск бундес-тага и проведение досрочных парламентских выборов.
На состоявшихся 18 сентября 2005 г. досрочных выборов в Бундестаг ХДС/ХСС получили - 35,2% (в том числе ХДС - 27,8 и ХСС - 7,4), СДПГ - 34,3%, СвДП - 9,8%, "левые" - 8,7%, "Зеленые" - 8,1%. Таким образом оппо-зиция во главе с Ангелой Меркель опередила правящую партию Герхарда Шрёдера на девять десятых процента .
Это дало следующее распределение мест в новом бундестаге: ХДС/ХСС - 225 (в том числе ХДС - 179 и ХСС - 46), СДПГ - 222, СвДП - 61, "Зеленые" - 51 и "левые" - 54.
По данным Статистического комитета, СДПГ одержала победу в 145 округах, ХДС/ХСС - в 149, "Зеленые" - в одном, СвДП - 0 (все свои места она имеет только по вторым голосам), "левые" - в трех.
Все шесть вошедших в бундестаг партий сочли себя победителями и после официального объявления предварительных итогов Халеном начали в своих штаб-квартирах и развернутых около них шатрах масштабное праздно-вание успешного завершения выборов.
В результате договоренности, достигнутой между представителями ХДС/ХСС и представителями Социал-демократической партии Германии федеральным канцлером Германии стала Ангела Меркель
Важная составная часть внутренней политики в ФРГ – иммиграционная политика. Упор делается на интеграцию живущих в стране иностранцев при ограничении их притока. В 1992 Германия приняла 80% граждан, просивших убежище в странах ЕС (в основном по политическим мотивам). После приня-тия в 1993 г. нового законодательства, ограничившего право на получение убежища, приток иностранцев в Германию стал уменьшаться.
Объединенная Германия, являясь третьим по экономической мощности государством мира, в начале XXI века стремится играть в современных усло-виях ведущую роль и на международной политической арене . В настоящее время ФРГ, наряду с Японией, не без оснований претендует на постоянное членство в Совете Безопасности ООН.
Глава 1. Усиление неравномерности развития в современном мире.
В глобальном масштабе неравномерность развития между странами, и без того значительная, сегодня еще больше усиливается.
В самых основных чертах эта неравномерность проявляется в следующей форме.
• происходит рост и экспансия малого числа экономически развитых стран, стран с неолиберальной и социально-рыночной моделью макроэкономического развития, полностью участвующих в процессах глобализации. Участвовать в процессе полноценно этой группе стран позволяет развитость рыночного механизма, конкурентоспособность производительных сил, высококвалифицированная рабочая сила, сильная промышленная и технологическая база экономики. Данные о деятельности транснациональных корпораций свидетельствуют, что международный бизнес сосредоточен в странах "триады" (США, ЕС, Япония). В сложившейся международной системе на страны "триады" приходятся 73% прямых иностранных инвестиций, 76% международной торговли, около 88% новых регистрируемых в мире патентов и более 90% пользователей глобальной сети Интернет.
• появился ряд стран, которым удаётся адаптироваться к процессам глобализации и либерализации, достигают стремительного, но нестабильного роста. Как правило, это страны, добившиеся индустриализации своих экономик, значительных притоков прямых иностранных инвестиций, технологий, развития экспортно-ориентированного производства, социальной и промышленной инфраструктуры, необходимых рыночных институтов и т.д.
• большинство стран, оказавшихся неспособными участвовать в глобализации полноценно, подвержены маргинализации и разорению (страны с переходной экономикой). Как правило, это страны, которым не удалось решить ряд важнейших проблем, не позволяющих им капитализировать выгоды глобализации .
В настоящее время США, европейские страны и Япония в 100 раз богаче, чем Эфиопия, Гаити и Непал, прежде всего пото¬му, что первые развивались в последние 100 лет, а вторые — нет. Соответствующий разрыв между странами в начале XX в. составлял 9:1. Быстрый экономический рост в Индии и Китае, относящихся к числу крупнейших и беднейших стран, способствует уменьшению неравенства в мире. Но уже достигнутый его уровень исключительно высок. Различия в душевых доходах (например, 10% самых богатых американцев по сравнению с 10% самых бедных жителей Эфиопии) намного превышают 10 тыс. раз.
Введение
«Япония в мировой политике» - одна из важных и актуальных тем на се-годняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что современный этап меж-дународных отношений поставил Японию перед лицом самых суровых вызо-вов после второй мировой войны. В современных геополитических условиях поддержание Японией статуса своей страны как неядерного, не экспорти-рующего оружие, экономически динамичного и гражданского государства выглядит достаточно нереалистично.
Экономическая и финансовая неопределенность последних лет опреде-лила для Японии целый комплекс внешнеполитических проблем, требующих адекватного реагирования. К числу основных стратегических вызовов Япо-нии в современном мире необходимо отнести:
• неопределенность в отношении конструктивности стратегического партнерства с США, как одного из доминирующих игроков в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), выстраивающего региональный баланс сил исключительно в своих интересах;
• усиление роли Китая на мировой арене и в АТР;
• ослабление России на фоне усиления двух вышеуказанных госу-дарств;
• положение Японии в ООН, НАТО;
• распространение оружия массового поражения, международного терроризма, увеличение числа конфликтных зон;
• обеспечение энергетической безопасности страны в долгосроч-ной перспективе.
Таким образом, при новой конфигурации международных отношений, характеризующейся отсутствием биполярной конфронтации и возникновени-ем ряда вызовов в отношении Японии, стране уже недостаточно держаться в русле прежнего внешнеполитического курса, предполагавшего ориентацию на США. Однако ни Япония, ни США на современном этапе не выработали конкретных предложений по поводу дальнейшего направления развития аль-янса.
В новых условиях Япония уделяет также достаточно большое внима-ние проблеме строительства отношений с Китаем на долгосрочную перспек-тиву с учетом все более очевидного роста экономического и военного потен-циала этой страны и ее повсеместного влияния.
Новизна подхода к России заключается в том, что отношения с ней рассматриваются руководством Японии не в узком, двустороннем плане, а с широких позиций своего рода стратегического баланса отношений между Россией, Японией, США и Китаем. Это свидетельствует о том, что развитие связей с Россией японская сторона считает одним из важнейших факторов безопасности и стабильности в прилегающих к Японии районах.
Серьезным вызовом безопасности Японии в современных условиях стало и распространение оружия массового уничтожения. При этом страна обеспокоена не только северокорейскими ядерными амбициями, но и появ-лением государств, обладающих ядерным оружием на Азиатском континен-те, что в Токио рассматривается как серьезный фактор дестабилизации меж-дународной обстановки.
На фоне обострения в последние годы целого ряда региональных кон-фликтных ситуаций (Ближний Восток, Ирак, Афганистан) возросла степень вовлеченности Японии в их урегулирование в качестве крупнейшей эконо-мической державы. В связи с чем особенно важной представляется активиза-ция участия Японии в деятельности международных организаций по реше-нию глобальных и региональных проблем и, в частности, ООН.
Однако, укрепление политического диалога стран на современном эта-пе характеризуются тем, что любые двусторонние отношения Японии испы-тывают влияние третьей стороны. Вероятно поэтому, в среднесрочной пер-спективе Япония выступит в качестве проводника и защитника американских интересов в странах Центральной Азии, которые будут использованы в каче-стве противовеса влиянию Китая.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах сле-дующих авторов: Алексеев В.В., Арманов К., Баландин А.В., Дмитриев Т., Крупянко М.И., Молодякова Э. и т.д.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования – Япония в мировой политике.
Предмет исследования – политические отношения Японии со странами (Россия, США, Китай) мира в современной обстановке и войне в Ираке.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы – рассмотреть Япония в мировой политике.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать характер отношений Японии с США и Россией;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, системати-зировать знания о проблеме вступления Японии в НАТО;
3.Рассмотреть сущность и специфику отношения Японии к войне в Ира-ке;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литера-туре, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обоб-щении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наи-большей степени зависит от выбранных методов исследования.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, двух глав заключения, списка использованной литературы и приложения. Название глав отображает их содержание.
Глава 1. Позиции основных центров стратегических сил к внешнеполи-тическому курсу Японии
1.1. Япония и США
Американо-японский военно-политический альянс, сформировавшийся как двусторонний механизм в период «холодной войны», в современных гео-политических условиях вступил в критическую стадию. Опираясь на данный союз в течение долгого времени, Япония фактически отодвинула задачи внешней политики и безопасности на второй план . И, тем не менее, это по-зволяло ей занимать лидирующие позиции в АТР в течение последнего полу-века. Однако постепенный переход лидерства к Китаю, северокорейские ядерные амбиции и усиление тайваньских противоречий, вызвавшие озабо-ченность относительно эффективности гарантий безопасности со стороны США, поставили под сомнение перспективы функционирования данного союза.
С одной стороны данный факт положительно сказывается на становле-нии Японии в качестве самостоятельной в военном плане державы.
На сегодняшний день Япония не полностью удовлетворена глобальным статус-кво, в связи с чем подчиненность США сдерживает не только ее при-знание в качестве мировой, но и региональной державы. С другой стороны - открытая зависимость от США, по причине вхождения последней в такой альянс как НАТО или сам факт обладания ядерным оружием, только укреп-ляют альянс .
Таким образом, прогнозирование продолжительности и желательности американо-японского союза является важнейшей составляющей в ходе опре-деления позиций Японии в современном мире .
Первой альтернативой является сохранение существующих американо-японских отношений как центрального стержня японской геостратегии. Од-нако важным фактором при этом выступает определение их симметричности, то есть дальнейшее функционирование союза напрямую зависит от скоорди-нированности действий и единой концепции, а значит равноправия сторон. Наиболее весомыми разногласиями в среднесрочной перспективе выступят отношение США к региональной роли Китая и вопросы американского воен-ного присутствия в Южной Корее. Тенденция стабилизации японо-китайских отношений, обозначившаяся в последние годы, и степень их важности, будут напрямую противоречить равноправному взаимодействию в рамках альянса.
Второй альтернативой является геостратегическое отождествление японской политики с американской, то есть полное согласие Японии с внеш-ней политикой США как в АТР, так и в мире, при принятии того факта, что Япония – это в первую очередь экономическая держава . С данной точки должна быть сохранена относительная демилитаризация Японии. Усиление же позиций страны в мире будет возможным за счет проведения политики глобальных экономических обязательств при гарантиях безопасности со сто-роны США . Де-факто политика нейтралитета Японии в данном случае по-зволит США создать противовес региональной мощи Китая, тем самым за-щитив Тайвань и Южную Корею и позволив Японии развивать более тесные экономические отношения с материком и ЮВА.
Третий вариант, предполагающий сохранение американо-японских свя-зей в области безопасности, в качестве основной цели ставит отказ Японии от своей международной пассивности, то есть дальнейшее участие в глобальной политике и в миротворческих операциях. В вопросах мировой политики Япония должна выступать от имени всех Азиатских стран, вместо автомати-ческого следования примеру США. Однако данная альтернатива все же ос-тавляет вопросы о региональной роли Китая и будущем Кореи в компетен-ции США при сдерживании Японией американского чрезмерного влияния.
Глава 1. Эволюция валютной интеграции в Европе
1.1. Характеристика этапов европейского интеграционного движения
Содружества и союзы занимают особую роль в регулировании международных валютных отношений. Рассмотрим основные этапы и события, осуществление которых привело к возникновению Европейского валютного союза.
Первым этапом объединения Европы в единое валютное пространство стало подписание так называемых Римских соглашений 25 марта 1957 г. в Риме . (Германия, Бельгия, Франция, Италия, Люксембург, Нидерланды). Также в договоре содержались положения о подписании договора, который дал рождение Европейскому экономическому сообществу (ЕЭС).
Подписывая соглашения о создании этих сообществ, страны-участницы намеревались ликвидировать торговые барьеры, которые их разделяли, и создать условия для устранения между государствами-членами препятствий свободному движению лиц, услуг и капиталов.
Создание Европейского экономического сообщества поначалу не предусматривало образования единой валютной Европы. Однако крах Бреттон-Вудской системы в 70-х гг. активизировал поиски путей для создания единого валютного союза. В 1972 г. Совмин ЕЭС принял решение ограничить амплитуду колебания валют, входящих в Сообщество стран по отношению друг к другу. Для достижения этой цели центральные банки должны были согласовывать свои интервенции на валютном рынке. Так родилась «европейская валютная змея». Предел колебаний курсов валют стран ЕЭС между собой допускался от ±1,125% до ±4,5% в разные годы. В графическом изображении «змея» означала узкие пределы колебания курсов валют шести стран ЕЭС (ФРГ, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург) между собой. Если курс валюты страны опускался ниже допускаемого предела, центральный банк должен был менять национальную валюту на иностранную. «Валютная змея» просуществовала в том или ином составе участниц до введения Европейской валютной системы, которая была создана в 1979 г. по инициативе президента Франции В.Жискар д'Эстена и канцлера ФРГ Г.Шмидта.
1. Виды финансовых ресурсов. Мировые рынки капиталов
Мировой финансовый рынок представляет собой совокупность финансово-кредитных организаций, которые в качестве посредников перераспределяют финансовые активы между кредиторами и заемщиками, продавцами и покупателями финансовых ресурсов .
Мировой финансовый рынок можно рассматривать под разными углами зрения. С функциональной точки зрения его можно разбить на такие рынки, как валютный, деривативов, страховых услуг, акций, кредитный, а эти рынки в свою очередь подразделяются на еще более узкие, как, например, кредитный рынок — на рынок долгосрочных ценных бумаг и рынок банковских кредитов. Часто все операции с финансовыми активами в виде ценных бумаг объединяют в фондовый рынок как рынок всех ценных бумаг, но чаще под ним подразумевают только рынок акций.
С точки зрения сроков обращения финансовых активов мировой финансовый рынок можно разделить на две части: денежный рынок (краткосрочный) и рынок капитала (долгосрочный). Краткосрочный характер значительной части мирового финансового рынка делает его подверженным приливам и отливам финансовых средств. Более того, существуют финансовые активы, которые нацелены на пребывание на денежном рынке с одной только целью — получение максимальной прибыли, в том числе за счет целенаправленных спекулятивных операций на денежном рынке. Подобные финансовые средства часто называют «горячими деньгами». В период финансового бума они особенно активно перетекают между финансовыми центрами, а также между этими центрами и периферией, а в периоды финансовых кризисов и в их преддверии быстро возвращаются обратно.
Границы между различными сегментами мирового финансового рынка размыты, и без особых затруднений возможна переориентация значительной части финансовых ресурсов мира с одних его частей на другие. В результате, например, усиливается взаимосвязь между валютными курсами (определяются прежде всего ситуацией на валютном рынке), банковским процентом (определяется ситуацией на рынке долговых ценных бумаг) и курсом акций в разных странах мира. Все это приводит к тому, что, с одной стороны, финансовый рынок мира нестабилен и, как полагают многие экономисты, эта нестабильность нарастает, а с другой стороны, когда растет глобализация финансовых ресурсов мира, потрясения на одних финансовых рынках все больше сказываются на финансовых рынках других стран. Масштабный отток краткосрочного капитала способен спровоцировать финансовый кризис во многих странах .
Введение
На рубеже XX-XXI веков международные отношения переживали глубинные трансформации. Падение Берлинской стены и завершение “холодной войны” открыли принципиально новые перспективы формирования демократического и справедливого миропорядка. Формула “два мира - две системы” сменилась формулой многополюсного мира, определяющей и мировой порядок, и новую архитектуру Европы.
Одним из наиболее ярких проявлений специфики современных международных отношений являются глубинные интеграционные процессы, особенно присущие странам Западной Европы.
Международная экономическая интеграция – это процесс сближения, срастания экономик нескольких государств. Основной целью экономической интеграции являются расширение внешнеэкономических отношений между странами – участницами за счет:
- экономии на масштабах производственных и прочих операций;
- создания льготного внешнеторгового режима в отношении товаров из стран - участниц интеграционного союза и пр.
Наиболее развитой интеграционной группировкой настоящего времени справедливо считается Европейский союз. Европейский Союз (ЕС) занимает особое место в мировом хозяйстве. Опыт европейского интеграционного объединения, воплотившийся, в том числе, в политике ЕС, особенно важен, он должен учитываться и анализироваться и для развития практики отношений с Европой и для проведения реформ в самой России. Таким образом, в современных условиях анализ наднациональной политики ЕС является особенно важным и актуальным.
Цель данной работы – определить роль и место Евросоюза в мировой экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Обратиться к истории возникновения и развития ЕС;
- Дать характеристику органов ЕС;
- Выявить основные тенденции и перспективы экономического развития ЕС;
Для написания данной работы использовались труды зарубежных и российских экономистов, учебная и научная литература, материалы периодической печати, статистические данные и данные интернет-сайтов.

1. История возникновения и развития Европейского Союза
История Европейского Союза началась в 1951 году, когда было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), в которое вошли Франция, Италия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург (три последние страны часто называют в литературе "страны Бенилюкс").
Планировалось, что этот наднациональный орган будет осуществлять руководство угледобычей и черной металлургией Франции и Германии, а также международный контроль за ключевыми отраслями военной промышленности.
Датой образования Европейского союза считается 1957 год, когда вышеуказанные страны подписали в Риме документ, получивший название "Римский договор". Фактически это два договора: один об учреждении Европейского экономического Сообщества (ЕЭС), другой - об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). При этом ЕЭС и Евратом руководил один орган - Комиссия ЕЭС-Евратом. В 1967 году произошло слияние высшего руководящего органа ЕОУС и Комиссии ЕЭС-Евратом. До 1993 г. эта интеграционная группировка носила название "Европейские Сообщества" (ЕЭС) .
За время существования состав этой группировки постоянно рас- ширялся.
В 1973 году к первым шести странам присоединились Великобритания, Ирландия и Дания. В 1981 году в ЕЭС вступила Греция. В 1986 году - вступление Испании и Португалии. В 1995 году - вступление Австрии, Швеции, Финляндии.
В соответствии с замыслами организаторов ЕЭС развитие интеграционных процессов должно было привести к образованию таможенного союза и единого (общего) рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, а в перспективе - к образованию политического объединения. В соответствии с этим планом, развитие данной интеграционной группировки прошло ряд этапов, для которых был характерен переход от низших (зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок) к высшим формам взаимодействия (экономический и валютный союз).
К концу 60-х годов был создан таможенный союз: отменены таможенные пошлины и сняты количественные ограничения во взаимной торговле, введен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам. Начала осуществляться единая внешнеторговая политика. ЕЭС стало от своего имени проводить переговоры и заключать соглашения по вопросам торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества.
В начале 60-х годов была сформирована единая сельскохозяйственная политика, ориентированная на создание льготных условий для деятельности местных фермеров.
Страны ЕЭС начали проводить совместную региональную политику, направленную на ускорение развития отсталых и депрессивных районов.
Начало процесса формирования сегодняшнего ЕС было основано на экономическом прагматизме, который был направлен на экономическую стабилизацию, реформу хозяйственной структуры, ликвидацию технологического отставания от США.
Западноевропейская интеграционная стратегия была направлена на формирование таможенного, экономического, валютного, политического союза. Она исходит из принципа экономической и политической взаимозависимости, цивилизационного единства и общей идентичности части европейского континента. Эта стратегия строится на согласовании национального и наднационального регулирования, экономических и политических рычагов управления в ходе евростроительства в масштабах сначала “малой”, а затем и расширяющейся Европы.
Имея в виду чисто экономический аспект сотрудничества, при сравнении восточной и западной форм интеграции можно выявить определенное сходство в принципах организации хозяйственных взаимосвязей: в основу и той и другой был положен определенный тип специализации, отражающий политические, географические и культурные традиции каждой страны. Общим является также принцип взаимодополняемости экономических структур, то есть поддержания их различия как объединяющего, а не разобщающего фактора.
В 70-е годы происходит процесс активизации политической интеграции в Западной Европе в виде документов и практических институциональных преобразований. Документ ЕЭС “Облик Европы” (1973 г.) предполагал преобразование межгосударственных отношений в надгосударственные. Расширяются прерогативы Европарламента, который избирается прямым голосованием (1979 г.).
С марта 1979 года начала действовать Европейская валютная система, объединившая страны ЕЭС и направленная на уменьшение колебаний и взаимоувязку курсов национальных валют, поддержание валютной стабильности и ограничение роли доллара США в международных расчетах стран Сообщества. Учреждена специальная валютно-расчетная единица "экю", действующая в рамках этой системы.
В 1987 году вступил в силу принятый странами-членами ЕЭС Единый европейский акт (ЕЕА). Были поставлены задачи по совместному развитию научных и технологических исследований. В соответствии с ЕЕА к концу 1992 года должен был завершиться процесс создания единого внутреннего рынка, т.е. устранены все препятствия на пути свободного движения граждан этих государств, товаров, услуг и капиталов на территории этих стран.
В целом эти задачи были выполнены, и в феврале 1992 года в г. Маастрихте был подписан договор о Европейском Союзе. Поэтому с 1993 года ЕЭС именуется Европейским Союзом или ЕС. Этот договор предусматривает постепенную трансформацию ЕС в союз экономический, валютный и политический.
Новая фаза активной политической интеграции, начавшаяся в 90-е годы прошлого столетия, продолжается до настоящего времени. Европейское сообщество трансформируется в Европейский Союз (1992 г.). Политическую основу этого интеграционного объединения составляют следующие компоненты: общий рынок, общая внешняя политика и политика безопасности, правосудие и юстиция. Затушеванный параллелизм экономической и политической интеграции предшествующих этапов трансформируется в экономико-политическую конвергенцию. Ставится задача реконструкции институтов Сообщества, превращения его в “политическую силу”, “супергосударство”, обновления институциональной системы на федеральной основе. Европейское пространство в масштабах Сообщества рассматривается не только как географическое, социально- экономическое, но и как политическое пространство.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества