Международное право - готовые работы

ГлавнаяКаталог работМеждународное право
fig
fig
Введение
Происходящие в России социально-экономические изменения существенно преобразовали хозяйственный оборот и потребовали разработки принципиально нового, адекватного экономическим потребностям механизма правового регулирования. Изменилось отношение к иностранным инвесторам, их деятельности на территории страны. Господствовавшее в СССР и в начале 90-х годов в России недоверие к иностранному капиталу сменилось осознанием необходимости привлечения и эффективного использования в экономике России иностранных материальных и финансовых ресурсов, передовой техники и технологий, управленческого опыта.
Иностранные инвестиции призваны способствовать решению важных проблем социально-экономического развития — освоению невостребованного научно-технического потенциала России, в частности, на конверсионных предприятиях военно-промышленного комплекса, продвижению российских товаров и технологий на внешний рынок; содействию в расширении и диверсификации экспортного потенциала и развитии импортозамещающих производств в отдельных отраслях; созданию новых рабочих мест и освоению передовых форм организации производства; освоению опыта цивилизованных отношений в сфере предпринимательства; притоку капитала в районы с богатыми природными ресурсами для ускорения их освоения.
Актуально не только привлечение инвестиций, но и осуществление иной деятельности на территории России с использованием инвестированных в производство технологий, современного оборудования для производства в России конкурентоспособной продукции.

1. Общая характеристика правового положения иностранных юридических лиц в РФ
Основы правового положения иностранных юридических лиц на территории России закреплены в Гражданском кодексе , в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. и в других актах.
Как пишет Н.Ю. Ерпылева, правовое положение юридических лиц как субъектов МЧП определяется как в национальном законодательстве, так и в международных договорах. Национальное законодательство чаще всего представлено законами об иностранных инвесторах и инвестициях, которые содержат, как правило, унифицированные материально-правовые нормы.
Коллизионно-правовые нормы, регулирующие правовой статус иностранных юридических лиц в Российской Федерации, так же как в случае с физическими лицами, имеют трехуровневую структуру.
Во-первых, в их число входят коллизионные нормы российского гражданского законодательства. Согласно ст. 1202 ГК РФ личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо. Личным законом иностранной организации, не являющейся юридическим лицом по иностранному праву, считается право страны, где эта организация учреждена (ст. 1203).
Для определения личного закона юридического лица в странах англо-американского общего права используется критерий места «инкорпорации» (регистрации или утверждения устава) организации, а в большинстве стран так называемого «цивильного» права (континентальная Европа) – признак «оседлости» юридического лица, т. е. местонахождения его высшего органа или административного центра. Наряду с указанными критериями в законодательстве ряда стран применяется и теория «контроля», согласно которой определение личного закона юридического лица зависит от национальности субъектов, фактически контролирующих данную организацию (в том числе путем преобладающего участия в ее уставном капитале). В праве так называемых «развивающихся» стран все большее распространение получает признак «центра эксплуатации», т. е. основного места осуществления хозяйственной деятельности юридического лица.
Ни один из приведенных критериев нельзя охарактеризовать как «единственно правильный», адекватно отражающий сущность такого сложного явления, как юридическое лицо. Все они в значительной степени условны, их применение в той или иной стране во многом обусловлено национальной правовой традицией. По этой причине привязка к праву страны, где учреждено (зарегистрировано) юридическое лицо, избранная отечественным законодателем в ст. 1202 ГК РФ, вполне оправданна.
Во-вторых, правосубъектность иностранных юридических лиц регулируется коллизионными нормами, содержащимися в двусторонних договорах о правовой помощи. Так, согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Польша правоспособность и дееспособность юридического лица определяется по законодательству Договаривающейся Стороны, в соответствии с которым это юридическое лицо было создано (п. 2 ст. 19).
Согласно положениям ст. 10 Договора о принципах отношений между Российской Федерацией и Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии (Лондон, 9 ноября 1992 г.), подчеркивая центральную роль, которую играют в их отношениях частное предпринимательство и торговля в соответствии с принципами рыночной экономики, стороны обязуются поощрять сотрудничество предпринимателей двух стран в различных областях, включая энергетику, в частности, в рамках Европейской энергетической хартии; сельское хозяйство, переработку и распределение продовольствия; банковское дело, приватизацию и другие финансовые услуги; развитие мелкого бизнеса; подготовку управленческих кадров; аэрокосмическую и электронную индустрию; информационную технологию и телекоммуникации. Для этого, в частности, договаривающиеся стороны взяли на себя обязательство обеспечить эффективную правовую основу для частных инвестиций. Каждая сторона гарантировала инвестициям граждан и юридических лиц юридическую защиту другой стороны.
Здесь уместно отметить, что аналогичные положения содержатся и в Российско-Шведской Декларации (Москва, 4 февраля 1993 г.), в п. 10 которой отмечается, что стороны желают создать благоприятные условия для долговременного развития торговли и экономического сотрудничества двух стран. Принимая во внимание, что развитие двусторонней торговли и экономического сотрудничества способствует лучшему взаимопониманию между Россией и Швецией, а также повышению благосостояния народов двух стран и сознавая, что нынешний уровень торговых связей и экономического сотрудничества не соответствует существующим возможностям, стороны договорились обеспечивать укрепление и расширение торгово-экономического сотрудничества, в частности, посредством следующих мер: поощрением всех форм торгового обмена и активного участия малых и средних предприятий в двусторонней торговле и двустороннем экономическом сотрудничестве; облегчением прямых контактов между бизнесменами и экономическими организациями, в том числе путем упрощения процедур получения виз, видов на жительство и разрешений на работу; упрощением обменов коммерческой и экономической информацией; развитием обмена мнениями и опытом по вопросам финансовой и экономической политики; созданием благоприятного климата для частных инвестиций, прежде всего посредством эффективного законодательства в области инвестиций, в частности, регулирующего перевод прибылей и репатриацию инвестированного капитала на основе принципов взаимности и недискриминации; завершением работы над соглашениями, имеющими значение для взаимной торговли и экономического сотрудничества, такими, как торговое, о таможенном сотрудничестве, о защите инвестиций и о воздушном сообщении.
В Совместной декларации об основах взаимоотношений между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 18 декабря 1992 г. также говорится, что стороны будут поощрять новые формы экономического сотрудничества, особенно в области инвестиций и совместных предприятий, создавая для этого благоприятные условия: будут способствовать эффективной предпринимательской деятельности экономических структур двух стран и организовывать в этих целях наиболее широкий обмен экономической информацией и обеспечивать доступ к ней деловых людей и ученых обеих стран.
Согласно положениям Договора о дружбе, торговле и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Парагвай (Нью-Йорк, 14 сентября 2000 г.), стороны принимают меры к дальнейшему развитию равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической и научно-технической областях, стимулированию инвестиций и расширению участия юридических лиц и граждан обоих государств в двустороннем сотрудничестве в указанных областях.
Основной особенностью формирования нормативно-правовых основ регулирования иностранной инвестиционной деятельности в Российской Федерации является то, что международно-правовые нормы содержатся почти во всех договорах о дружбе и сотрудничестве, заключенных Россией с зарубежными странами, однако, в силу разрозненности, системного, единого регулирования рассматриваемые вопросы практически не получают.
В-третьих, большую группу коллизионных норм составляют нормы многосторонних договоров о правовой помощи. Например, в соответствии с Минской конвенцией СНГ правоспособность юридического лица определяется законодательством государства, по законам которого оно было учреждено (п. 3 ст. 23).
В качестве международных документов, регулирующих процедуру трансграничного банкротства, можно привести Типовой закон ЮНСИТРАЛ 1997 г. о трансграничной несостоятельности, Конвенцию ЕС 1995 г. о процедурах несостоятельности и Европейскую конвенцию 1990 г. о некоторых международных аспектах банкротства.
Анализ содержания правовых норм, регулирующих международные экономические отношения, позволяет охарактеризовать правовое положение иностранных юридических лиц в РФ. В правовой науке, применительно к условиям деятельности иностранных юридических лиц на территории конкретного государства, традиционно принято выделять национальный режим и режим наибольшего благоприятствования . В данном случае критерием разграничения этих видов режимов служит совокупность условий осуществления предпринимательской деятельности иностранными юридическими лицами по сравнению с аналогичными условиями предпринимательской деятельности российских юридических лиц. Вместе с тем в литературе иногда выделяют также специальный и преференциальный режимы .
Введение
Взрыв на вершине Аламогордо в штате Нью-Мексико 16 июля 1945 года возвестил о начале эпохи ядерного оружия. Его устрашающая мощь была подтверждена трагедиями Хиросимы и Нагасаки в августе того же года. Ведущие ученые и политики США, сознавая суперсложность атомного проекта, не предвидели быстрого распространения ядерного оружия и, может быть, поэтому секретные службы Соединенных Штатов отнеслись с недостаточной бдительностью к охране его разработки. Видимо, именно это стало главной причиной того, что уже через четыре года, 29 августа 1949-го, Советский Союз испытал свою бомбу. Сегодня неопровержимо доказано, что она была точной копией американской. Мощные шпионские организации Советского Союза сумели проникнуть в атомные центры США и похитить основные данные и материалы, необходимые для успешной работы ядерщиков СССР.
В дальнейшем тема ядерной гонки стала еще более острой. Первый термоядерный взрыв прогремел 1 ноября 1952 года, он был американским. Меньше чем через год, 12 августа 1953-го, было проведено советское испытание. Взрывы грохотали один за другим. И уже вскоре к их оглушительной какофонии подключились ядерщики других держав. 3 октября 1952 года на острове Монте-Белло испытывают свое ядерное устройство англичане. 13 февраля 1960 года в пустыне Сахара взрывают свою бомбу французы, 16 октября 1964-го — китайцы на полигоне у озера Лобнор.
Некоторое время в мире существовало мнение, что распространение ядерного оружия локализовано его наличием у этих пяти великих держав. Тем не менее именно эти государства, владельцы атомных секретов и бомб, стали инициаторами Договора о нераспространении ядерного оружия, который был открыт для подписания 1 июля 1968 года и вступил в силу 5 марта 1970 года. Тогда к нему присоединились всего 62 страны. К моменту окончания 25-летнего срока действия Договора в текущем году их стало 172.
В общем виде содержание Договора можно сформулировать следующим образом. Он не прекращал количественного и качественного наращивания боевых ядерных систем у тех государств, которые обладали ими в 1970 году. Однако Договор запрещал им передавать или продавать ядерное оружие кому бы то ни было, помогать другим странам производить или приобретать его. Государства же, не располагающие ядерным оружием, обязывались не производить, не приобретать его и не принимать какую-либо помощь в изготовлении этого оружия. Они обязаны были также поставить всю свою ядерную деятельность под контроль Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
1. МАГАТЭ, понятие и основные задачи функционирования
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) является ведущим мировым международным правительственным форумом научно-технического сотрудничества в области мирного использования ядерной технологии. МАГАТЭ, созданное в рамках Организации Объединенных Наций (ООН) в 1957 году в качестве автономной организации, представляет собой кульминацию международных усилий по воплощению в реальность предложения, которое президент США Эйзенхауэр высказал в своей речи «Атом для мира» на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1953 году. Он предвидел создание международного органа по контролю и развитию использования атомной энергии. Сегодня широкий спектр услуг, программ и видов деятельности Агентства основывается на потребностях его 130 государств-членов.
«Агентство стремится к достижению более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, здоровья и благосостояния во всем мире. По мере возможности Агентство обеспечивает, чтобы помощь, предоставляемая им или по его требованию, или под его наблюдением, или контролем, не была использована таким образом, чтобы способствовать какой-либо военной цели». Устав МАГАТЭ
Передача технологии
Агентство стремится повысить роль ядерной науки и технологии в деле оказания поддержки устойчивому развитию человечества. Это касается как повышения уровня знаний, так и их использования для преодоления стоящих перед миром насущных проблем, таких, как голод, болезни, среды и изменение климата. Значительная часть деятельности Агентства связана с ядерной энергетикой, включая такие ее аспекты, как безопасность и обращение с отходами, а также с обеспечением использования ядерной технологии исключительно в мирных целях.
Где это представляется целесообразным, МАГАТЭ способствует передаче ядерной технологии государствам-членам для ее использования в медицине, сельском хозяйстве, промышленности, управлении водными ресурсами и для других применений. Многие из этих программ прямо или косвенно вносят свой вклад в достижение целей устойчивого развития и охраны окружающей среды, определенных в «Повестке дня на XXI век», принятой Конференцией Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию в 1992 году. Агентство располагает также двумя научными лабораториями, где осуществляется подготовка кадров и ведутся исследования в поддержку деятельности по техническому сотрудничеству и оказанию помощи. Многие из этих направлений деятельности реализуются во взаимодействии с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО). Агентство сотрудничает с ФАО в рамках объединенного отдела, занимающегося применением изотопов и излучений в продовольственной и сельскохозяйственной областях. Сюда входят такие направления, как селекция и генетика растений, борьба с насекомыми-вредителями, плодородие почв, ирригация и растениеводство, животноводство и сохранение пищевых продуктов.
Ядерная безопасность
Будущая роль ядерной энергии зависит от подтвержденных устойчивых результатов безопасного применения всех ядерных методов. Хотя МАГАТЭ и не является международным регулирующим органом, его усилия в области ядерной безопасности направлены на разработку многосторонних юридически обязательных соглашений, которые приобретают все более важное значение в качестве механизмов повышения ядерной безопасности, радиационной безопасности и безопасности отходов во всем мире. Рекомендации МАГАТЭ в области безопасности используются многими странами в качестве основы для разработки внутригосударственных норм и правил. Разработаны своды положений и руководства по безопасности в отношении выбора площадки, проектирования, эксплуатации и качества АЭС. В целях дальнейшего повышения эксплуатационной безопасности во всем мире Агентство по запросу проводит оценки безопасности, включая рассмотрение группами международных экспертов непосредственно на площадке вопросов эксплуатации АЭС.
Нераспространение ядерного оружия
В рамках глобальных усилий по предотвращению распространения ядерного оружия МАГАТЭ осуществляет проверку того, чтобы ядерные материалы не переключались с законного мирного использования на военные цели. После того, как какое-либо государство-член становится участником соглашения о гарантиях, инспектора Агентства контролируют весь заявленный ядерный материал путем проведения инспекций на местах, осуществления дистанционного наблюдения и проверки учетных документов. Без такой четкой системы гарантий было бы невозможно осуществлять связанные с ядерными методами торговлю и передачу технологии. К настоящему времени действует 225 соглашений о гарантиях с 141 государством. Ведется дальнейшее усиление роли гарантий МАГАТЭ в целях укрепления потенциала обнаружения любого возможного переключения ядерного материала.
Структура и финансовые ресурсы
Директивными органами МАГАТЭ являются Совет управляющих и Генеральная конференция. Генеральная конференция состоит из представителей всех государств — членов МАГАТЭ. В настоящее время в Совет входят управляющих 35* членов, 13 из которых назначаются Советом и 22 избираются Генеральной конференцией. На Секретариат, который возглавляет Генеральный директор, возлагается обязанность осуществления программы МАГАТЭ после ее утверждения Советом и Генеральной конференцией.
Международно-правовой обычай - это сложившееся в практике неписаное правило поведения, за которым субъекты международного права признают юридически обязательную силу . В формировании обычая выделяются два элемента: объективный - совпадающая практика государств и субъективный - признание субъектами международного права за правилом, сложившимся в ре-зультате такой практики, юридически обязательной силы (opinio juris sive necessitatis). Обычай отличается от других источников международного права (международного договора, юридически обязательного решения международ-ной организации) по способу создания и форме существования норм. С осо-бенностями создания и существования обычая связаны немалые трудности в его доказывании и применении .
Обычная норма международного права представляет собой общеобяза-тельное правило поведения, выражающееся в однородных действиях, за кото-рыми субъекты международного права признают юридическую обязатель-ность международно-правовой нормы.
Обычай складывается в течение достаточно длительного времени из по-вторяющихся действий (актов) субъектов международных правоотношений. В качестве хрестоматийных примеров обычных норм обычно приводят: опреде-ление высотной границы государственного суверенитета и, соответственно, границ государственной территории на высоте 100 км от поверхности земли; право беспрепятственного пролета космических кораблей при взлете и посадке через воздушное пространство иностранного государства и др. Большое число обычных норм содержат институты признания и правопреемства государств и правительств, международное экономическое право, а гуманитарное право в период вооруженных конфликтов часто именуют «законами и обычаями вой-ны».
Повторение действий предполагает продолжительность их совершения. Международное право не устанавливает, однако, какой именно временной от-резок необходимо иметь в виду для формирования обычая. Решения междуна-родных организаций, несмотря на то что они не упоминаются в ст. 38 Статута, могут стать отправным моментом для образования обычая, в случае если они выражают согласованные позиции государств - в теории согласованная пози-ция государств по поводу конкретной проблемы называется "state practice" (или "государственная практика"). С возникновением правила поведения про-цесс образования обычая не завершается. Только признание государствами в качестве правовой нормы ("opinio juris") превращает то или иное правило по-ведения государств в обычай. Обычные нормы по общему правилу имеют та-кую же юридическую силу, что и договорные нормы .
Квалификация правила поведения в качестве обычая является сложным процессом. В отличие от договорных норм, обычай не оформляется каким-либо единым актом в письменном виде. Поэтому для установления существо-вания обычая используются вспомогательные средства, также перечисленные в ст. 38 Статута Международного суда ООН: судебные решения и доктрины наиболее признанных специалистов в области международного права различ-ных стран, а также в теории в качестве дополнительных источников выделяют решения международных организаций и односторонние акты и действия госу-дарств.
Подобно договорным международно-правовым нормам, обычные нормы международного права образуются в два этапа: 1) согласование правила пове-дения и 2) придание согласованному правилу поведения юридической силы международно-правовой нормы.
Как уже отмечалось, обычай складывается в течение длительного отрезка времени, хотя это требование не нашло закрепления в судебной практике Ме-ждународного суда ООН. Само по себе длительное повторение одних и тех же действий не создает еще международного обычая, поэтому такой признак, как продолжительность существования правила поведения, не может служить главным доказательством существования обычая.
Не зависит наличие обычая и от количества признающих его государств: юридически воли государств равнозначны. Поэтому в теории проводят разли-чие между универсальными (признаваемыми большинством субъектов между-народного права) и локальными (признаваемыми двумя или несколькими субъектами) обычаями.
Принятие того или иного правила в качестве обычной нормы зависит от субъектов международного права и может выражаться в различных формах (юридически значимые действия органов государства, официальные заявле-ния). При этом признание правила поведения обычной нормой может произ-водиться как путем активных действий, так и путем воздержания от действий. Отсутствие возражений государств против каких-либо действий субъектов международного права также может свидетельствовать о признании их право-мерности и признании в некоторых случаях за ними силы международно-правовой нормы .
От международно-правового обычая следует отличать обыкновение. Оно представляет собой правило поведения субъектов международных правоотно-шений, не обладающее качеством юридической обязательности. Иными сло-вами, обыкновение не признается мировым сообществом в качестве нормы международного права. Поэтому нарушение обычая рассматривается субъек-тами международного права как правонарушение, нарушение же обыкновения рассматривается как недружественный акт, следовательно, санкцией за нару-шение обыкновения может выступить реторсия.
Необходимо также учитывать, что среди источников международного права не установлена иерархическая структура норм; обычные нормы имеют такую же юридическую силу, как и договорные. В ст. 38 Статута Междуна-родного Суда ООН на первое место среди источников права был поставлен до-говор. Исходя из данного положения, некоторые юристы-международники приходили к выводу, что договор является более важным способом создания норм, чем обычай. Однако, в ст. 38 Статута не идет речь о порядке нумерации источников международного права, по юридической силе или по важности, как это предполагают некоторые юристы-международники, и было бы непра-вильным идти еще дальше и искать, какая норма возникла раньше - договор-ная или обычная .

Глава 3. ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
3.1. Общие принципы права
Поскольку в международном праве не содержится исчерпывающего пе-речня источников, субъекты международного права самостоятельно решают вопрос не только о содержании согласуемых ими правил поведения (междуна-родно-правовых норм), но и о том, в какую форму согласованные ими нормы будут воплощены, в каком источнике зафиксированы.
В ст. 38 Статута Международного Суда ООН говорится, что наряду с ме-ждународным договором и международным обычаем Суд применяет «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями».
По вопросу об «общих принципах права» мнения юристов-международников существенно разделились. Одни ученые под «общими принципами права» понимают основные принципы международного права. Согласно второй концепции под общими принципами права понимаются принципы внутригосударственного права различных государств. Однако есть и третья группа международников, которые придерживаются некой средней позиции по данному вопросу, между первой и второй концепциями. Они до-пускают применение как общих принципов внутригосударственного права различных государств, так и принципов международного права .
Сторонниками первой концепции были, например, В.Н. Дурденевский и С.Б. Крылов. Они отмечали, что в п. "с" ст. 38 Статута Международного Суда говорится о "принципах, извлеченных из международной практики, обычая и закрепленных в особенности в судебных решениях" . По мнению Ф.И. Кожев-никова, Международный Суд может применять в своей практике наряду с ме-ждународными конвенциями и обычаями общие принципы права. "Многие из этих принципов имели и имеют большое значение для развития и утверждения демократических норм современного международного права. Свою реализа-цию они получают либо через международный договор, либо через междуна-родный обычай и являются, по существу, их обобщением". Принципы, пишет далее Ф.И. Кожевников, которые не получили отражения ни в договорах, ни в обычаях, не могут считаться общими принципами .
Сторонники второй концепции обращают внимание на то, что принципы, признанные правовыми системами цивилизованных наций, настолько разумны и развиты, что они являются необходимыми для поддержания правосудия в любой правовой системе без исключений. Как мы могли убедиться, сторонни-ки такой трактовки и понимания общих принципов права ссылаются на то, что частное право различных государств вообще является более развитым по сравнению с международным правом и что частное право отдельных госу-дарств всегда представляло собой нечто вроде резервного фонда для междуна-родного права, которым постоянно пользовалось международное право. Толь-ко следует отметить, что эти принципы должны быть пригодны для действия в системе международного права, для применения их в международных отно-шениях .
Третью группу юристов-международников составляют те, которые под общими принципами права подразумевают как общие принципы внутригосу-дарственного права, так и общие принципы международного права. Например, Д.Б. Левин отмечал, что «среди общих принципов права, упомянутых в п. "с" ст. 38 Статута Суда ООН, весьма важное место занимают основные начала со-временного международного права» .
Заметим, что в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнан-ных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено: «под общепризнанными принципами ме-ждународного права следует понимать основополагающие императивные нор-мы международного права, принимаемые и признаваемые международным сосообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо» .
Ряд юристов-международников отмечают, что договорные нормы международного права создаются путем соглашения, но вместе с тем считают вполне необоснованными утверждения, что и обычные нормы международного права также создаются путем соглашения между субъектами международного права. Такого мнения придерживался, например, Г. Кельзен. По мнению Г. Кельзена, концепцию, в соответствии с которой обычные нормы международного права создаются путем согласия государств, можно было бы принять только в том случае, если бы было возможно доказать, что такая обычная норма международного права создается действиями всех государств, которые ею связаны, или что обычная норма международного права является обязательной для государства только в том случае, если оно своими действиями участвовало в создании этой нормы. Поскольку, писал он, обычные нормы международного права обязательны для всех государств, было бы необходимо доказать, что все государства согласились со всеми обычными нормами международного права путем их фактического поведения, путем участия в создании этих норм. Обычные нормы международного права, согласно Г. Кельзену, создаются не «общим согласием членов международного сообщества, а длительной практикой большого числа государств, включая государства, которые в отношении их силы, культуры и т.д. имеют определенное значение».
Мнение Г. Кельзена является ошибочным, так как совсем не обязательно, чтобы в создании каждой обычной нормы международного права участвовали все государства. Обычная норма общего международного права может быть создана лишь практикой нескольких государств, но может быть признана в качестве правовой нормы всеми государствами.
Теория молчаливого соглашения отвергается юристами-международниками по разным причинам. Одни пишут, что ее принятие может привести к точке зрения, что в процессе обычного нормообразования применяются технические нормы договорного нормообразования. Другие пишут, что в отличие от международного договора обычная норма международного права создается в результате несознательных процессов, и поэтому они приходят к выводу, что обычай является спонтанным, несознательным правотворчеством. И, наконец, есть третья группа международников, которые пишут, что при создании обычной нормы международного права имеет место не молчаливое соглашение, а нечто совершенно иное, а именно «ряд односторонних актов». Рассмотрим каждое из этих мнений по отдельности.
Теория соглашения при создании обычной нормы международного права отвергается М. Виралли на основании того, что «ее принятие может привести к тому, что в обычном нормообразовании будут применяться технические нормы договорного нормообразования».
Является совершенно очевидным, что соглашение, достигаемое в обычном правотворческом процессе, никак не может не отличаться от соглашения, достигаемого в процессе формальных переговоров. Это касается как механизма достижения соглашения, так и степени достигаемой согласованности воль государств, а также внешней формы ее проявления. Международный обычай, как правило, ведет к менее значительной степени согласованности позиций государств по сравнению с договорным нормообразованием.
В доктрине международного права широко распространено мнение, согласно которому в отличие от международного договора обычная норма международного права создается в результате несознательных процессов, и поэтому международный обычай есть спонтанное, а не сознательное правотворчество. По утверждениям Р. Аго, международный обычай возникает без особого волевого акта, «в результате несознательных процессов или спонтанно».
Субъекты международного права выражают свое мнение по конкретным правовым вопросам не только с помощью таких формальных актов, как, например, договор, но и через фактические действия. Такими действиями государства поддерживают, молчаливо соглашаются или выражают несогласие практике других государств. Все эти действия государств являются вполне сознательными действиями. Исходя из этого, настаивать на концепции спонтанного и несознательного возникновения обычного права нам представляется неправильным. Можно прийти к выводу, что процесс формирования международного обычая нужно рассматривать как процесс вполне сознательного правотворчества.
Третья группа юристов-международников утверждает, что при создании международного обычая имеет место не молчаливое соглашение, а нечто совершенно иное, а именно «ряд односторонних актов».
Однако, справедливо излагает свое мнение по данному вопросу И.И. Лукашук, ряд односторонних актов представляет собой не что иное, как серию актов согласия отдельных государств признать определенное правило в качестве нормы обычного международного права.
Изучая процесс формирования международного обычая, следует учесть, что это менее формализованный процесс правотворчества, чем процесс договорного нормообразования. При этом, особенности процесса формирования международно-правовых обычаев обусловливают необходимость существования особых правил, критериев которым данный процесс должен соответствовать.
Важную роль в процессе формирования обычаев в международном праве играют практика и признание этой практики в качестве правовой нормы (opinio juris).
Практика в теории международного права рассматривается как в широком, так и в узком смысле. В первом случае в нее входят как акты, на основании которых формулируется правило поведения, так и акты, посредством которых осуществляется признание такого правила поведения в качестве юридически обязательной нормы. Во втором случае из практики в широком смысле слова выделяется второй элемент – opinio juris, связанный именно с признанием правила поведения в качестве обязательной нормы, и практика рассматривается в узком смысле, как сложившееся во взаимодействии субъектов правило, которому они предпочитают следовать, несмотря на отсутствие у него юридической силы.
Многое из того, чем характеризуется практика в узком смысле, может быть отнесено также и к практике в широком смысле. К субъектам такой практики относятся субъекты международного права, и прежде всего – государства. Большое значение имеет практика международных организаций, в частности, практика Совета Безопасности ООН и Международного Суда ООН. Что касается последнего, то будучи одним из органов Организации Объединенных Наций, он может придерживаться определенной практики, на основе которой может сформироваться международно-правовой обычай. Однако, правоприменительная практика Международного Суда ООН, выражающаяся в принятии решений по отдельным делам и консультативных заключений) не может рассматриваться в таком качестве, и в подобных случаях Международный Суд ООН выступает как правоприменительный орган, в своих решениях применяя международные обычные нормы, которые уже объективно существуют, а не формируя их.
Не являющиеся субъектами международного права авторы (вьщающиеся представители доктрины МП, международные неправительственные организации, внутригосударственные общественные организации и т.д.) могут оказывать только опосредованное влияние на формирование обычая.
В понятие практики включаются как фактические действия государств, так и иные акты государств, в том числе их официальные заявления. В данном случае имеются в виду соответствующие решения Международного Суда ООН.
Практика может осуществляться как в форме действий, так и в форме воздержания от действий. Это относится в полной мере только к практике в узком смысле слова. Практика в широком смысле, на основе которой констатируется наличие opinio juris, должна в любом случае включать помимо воздержания от действий некоторые позитивные действия.
В практику следует включать не только действия и заявления государств на международной арене, но внутригосударственную деятельность органов государства, в том числе законодательных и судебных, при этом учитывая что, во-первых, противоречивая практика таких субъектов должна рассматриваться как отсутствие практики, и во-вторых, в отношении внутригосударственной практики отсутствует презумпция знания о ней других государств.
В качестве требований, предъявляемых к практике, называются следующие:
1) постоянство и единообразие практики (касается как практики каждого отдельного государства, которая должна быть фактически одинаковой во всех случаях, имеющих отношение к тому или иному рассматриваемому вопросу; так и практики различных государств, чьи действия в аналогичных ситуациях должны быть в целом идентичными);
2) всеобщность практики (не означает необходимости участия в соответствующей практике всех или простого большинства государств; ее, во-первых, должны придерживаться наиболее заинтересованные государства, а во-вторых, представители всех основных политических, социально-экономическихи правовых систем).
2.2. Правоотношения в сфере защиты прав потребителей по зарубежно-му законодательству
Относительно недавно в нашей стране стала складываться система за-конодательства о защите прав потребителей. В связи с этим международный опыт, накопленный странами - участниками ЕЭС и ООН, представляется весьма полезным для всех государств, в которых законодательство о защите прав и интересов потребителя появилось недавно.
Вплоть до 1973 года на уровне стран - участников ЕЭС не предприни-мались какие-либо попытки рассматривать специально вопрос, связанный с потребительской политикой и созданием правовой базы с целью защиты ин-тересов потребителей. В 1973 году в рамках Комиссии ЕС создается специ-альный орган - Консультативный комитет по защите прав потребителей. ЕЭС с принятием первой программы по защите прав потребителей в 1975 г. офи-циально стала проводиться политика по защите прав потребителей. С этого года появились общие программные документы органов ЕЭС в данной сфере, а затем и нормативные акты в форме директив Совета ЕС. Советом ЕС были приняты нормативные акты о безопасности и качестве текстильных, продо-вольственных товаров, об опасных для жизни и здоровья веществах, способ-ствовавшие созданию цивилизованного рынка товаров, работ и услуг .
В первой программе ЕЭС по защите прав потребителей и информаци-онной политике провозглашалось, что Сообщество имеет намерение улуч-шить качество жизни народов Сообщества. Потребитель - это не просто по-купатель или пользователь товаров и услуг, а лицо социальное, требующее защиты со стороны государственных и иных органов. В Программе провоз-глашались пять основных прав потребителя:
- право на охрану жизни, здоровья и безопасность товаров и услуг;
- право на защиту экономических интересов;
- право на возмещение причиненного ущерба;
- право на информацию и просвещение;
- право на представительство (право быть услышанным).
В "Общих положениях" Программы указывалось, что потребительская политика имеет недавнее происхождение. Она появилась как ответ на зло-употребления участников рыночных отношений (производителей и продав-цов), невозможность неподготовленному человеку осуществить адекватный выбор товара и защитить свои права в случае причинения вреда. Все это спо-собствовало тому, что государственные органы вынуждены были обеспечить, с одной стороны, защиту потребителю, а с другой - побудить производителей и продавцов обеспечить качество, надежность и безопасность товаров и ус-луг, устранить методы нечестной торговли.
В Программе 1975 года обозначалась приоритетная цель потребитель-ской политики - полный учет индивидуальных и коллективных интересов по-требителей в различных областях деятельности ЕЭС.
В Программе закреплены пять основных задач ЕЭС в области защиты прав потребителей, а также средства их достижения:
- защита потребителя от угрозы причинения вреда его жизни и здоро-вью;
- защита экономических интересов потребителей;
- оказание помощи, консультаций, способы возмещения ущерба, при-чиненного потребителям;
- информирование и просвещение потребителей;
- консультирование с представителями потребителей при принятии ре-шений, затрагивающих их интересы.
Защита потребителя от угрозы причинения вреда его жизни и здоро-вью. Потребительские товары и услуги должны быть на рынке в таком со-стоянии, чтобы при нормальных условиях их использования они не были опасны для жизни и здоровья потребителей. В практической действительно-сти должны существовать процедуры отзыва опасных товаров, а потребители должны информироваться о любом риске или опасности, которые могут воз-никать при использовании товаров (услуг). Потребитель должен быть защи-щен от последствий вреда жизни и здоровью, причиненного некачественны-ми товарами. Возмещение вреда возлагается на изготовителей товаров .
Автомашины были провозглашены в качестве первостепенных потре-бительских товаров, в отношении которых Сообщество должно сблизить на-циональные нормы по безопасности и качеству.
Защита экономических интересов потребителей. В основе защиты эко-номических интересов потребителей лежат следующие принципы:
- исключение злоупотребления правами потребителей в односторонне составленных договорах и т. д.;
- возмещение ущерба, причиненного ненадлежащего качества товара-ми;
- предоставление потребителям средств защиты от ложной рекламы или умышленного введения в заблуждение в отношении товаров и услуг;
- обеспечение достоверной информации относительно качества и свойств товаров (услуг) в рекламе, на упаковке либо иным способом;
- обеспечение послепродажного обслуживания предметов длительного пользования;
- предоставление широкого ассортимента товаров и услуг для адекват-ного потребительского выбора.
Основными направлениями деятельности в этой области назывались следующие: гармонизация общих условий предоставления потребительского кредита; проведение исследований с целью установления принципов опреде-ления недобросовестной рекламы и возможностей возмещения ущерба, при-чиненного подобной рекламой; защита потребителей от недобросовестной торговой практики; улучшение ассортимента товаров и услуг.
В области международных экономических отношений целью сотруд-ничества государств является содействие экономической стабильности, эко-номическому и социальному прогрессу всех стран мира. С этой целью госу-дарства осуществляют свои международные отношения в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства. Международное со-трудничество должно осуществляться на основе целесообразности, справед-ливости и адекватности.
Добросовестное выполнение международных обязательств (Pacta Sunt Servanda). Каждое государство обязано добросовестно выполнять обязатель-ства, принятые им в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров . Принцип добросовестного выполнения международных обязательств требует от государств действовать добросове-стно, разумно, без злоупотребления, произвола или дискриминации. Данный принцип получил и конвенционное подтверждение (ст. 26 Венской конвен-ции о праве международных договоров 1969 г.) .
2.1.2. Восемь правил цивилизованной торговли алмазами
В 1934 году была разработана организация торговли алмазами через ЦСО (Центрально Сбытовая Организация). В ее основе – принцип «продажи из единого источника». Этот принцип и сегодня остается практически таким же действенным механизмом, каким был более шестидесяти лет тому назад .
1. Все главные производители должны продавать свои алмазы через единую сбытовую организацию – ЦСО. От мелких производителей этого, ес-тественно, нельзя ожидать. На деле они пользуются привилегиями, предос-тавленными главным производителем, но лишь при условии, что ЦСО распо-лагает достаточной долей мировой добычи, чтобы контролировать рынок в целом. Если же какой-либо из главных производителей остается вне рамок центральной организации или удерживает долю своей продукции для незави-симой продажи на рынке, то, естественно появляются элементы соперниче-ства и начинается прямой или косвенный демпинг. Это приводит к ослабле-нию рынка, чем могут воспользоваться покупатели в ущерб всем производи-телям. Не подлежит сомнению, что любой уход какого-либо партнера из еди-ного сообщества ослабляет данное сообщество, но не обязательно укрепляет уходящего. ЦСО при этом исходит из того, что стабильности алмазной тор-говли можно достичь, только имея общие цели и единую политику главных производителей .
2. Продажа ювелирных алмазов представителям гранильных цен-тров происходит на торгах (сайтах) в Лондоне десять раз в год, небольшое количество алмазов отправляется для реализации на местных сайтах в Швей-царию и ЮАР . Согласно установившейся традиции, каждые пять недель ДТК («Даймонд трейдинг компании», входящая в состав ЦСО) получает пол-тора десятка партий алмазов из различных источников. Поступившее сырье сортируется на 14 тысяч категорий, из этих алмазов и формируются специ-альные посылки, предлагаемые затем на сайтах. За три недели до начала про-даж участники («сайтхолдеры») сообщают администрации ДТК о своих по-желаниях – что бы они хотели приобрести . Поскольку спрос и предложение совпадают редко, ДТК пытается сбалансировать свои интересы с интересами покупателей, соотнося объем и качество предлагаемого для сайтов сырья с полученным от продуцентов и хранящимся в запасах ЦСО. Объем запасов уменьшается при благоприятных условиях продажи и растет при снижении рыночного спроса. К примеру, в мае 1985 года их стоимость достигла крити-ческого уровня – 2,7 миллиарда долларов, но к концу года, благодаря активи-зации рынка, снизилась до 1,9 миллиарда долларов. В 1986 году продажи ЦСО возросли в денежном выражение на 40%, но, по оценочным данным, объем нереализованных запасов сократился ненамного – всего на 5%, однако и это позволило « Де Бирс» возобновить на двух своих рудниках в ЮАР и Намибии приостановленные ранее работы .
3. Алмазы всех главных производителей обязательно смешивают-ся ЦСО перед каждым сайтом . Ни в коем случае алмазы какого-нибудь од-ного источника не должны продаваться отдельно. В мире идентичных алма-зов из разных источников, и в различные периоды времени одни являются более привлекательными, нежели другие. Но в совокупности алмазы всех ме-сторождений друг друга взаимно дополняют.
4. Покупателям надлежит или покупать, или отказаться от тех «ко-робок» с товаром, которые им предлагают: у них нет права селективной по-купки одних, более привлекательных, камней и отказа от других. Это объяс-няется двумя причинами: во-первых, цены определяются для среднего со-става, каждого качества, и, естественно, отдельные камни могут стоить до-роже или дешевле этой усредненной цены; во-вторых, если из «коробки» вы-вести самые ликвидные камни, оставшийся товар становится менее привле-кательным и его трудно или даже невозможно продать.
5. Конечно, ЦСО должна быть достаточно мощной в финансовом отношении, чтобы иметь возможность предложить главным производителям выгодные контракты с высоким уровнем цен и гарантированных закупок с тем, чтобы последние не стремились продавать свой товар самостоятельно . Такие гарантированные закупки обеспечиваются применением квот, рассчи-танных в зависимости от производственной мощности данного производите-ля и ее соотношения с глобальной стоимостью алмазов, проданных ЦСО в каждом отчетном году. Цены, по которым платят производителям, основаны на тех ценах, которые, по мнению ЦСО, рынок может выдержать, и, прини-мая свои решения, ЦСО учитывает цены на бриллианты, соответствующие различным категориям алмазов, из которых эти бриллианты изготовлены . Это, конечно, не самые высокие цены, установленные за отдельные катего-рии, и поэтому главные производители не могут рассчитывать на то, что они обязательно получат наивысшие цены, предлагаемые на рынке. Зато когда рынок падает, очень возможно, что цены, по которым ЦСО платит, превос-ходят те, что предлагаются на рынке, - так было в прошлом и так происходит теперь с определенными категориями алмазов при любом положение рынка.
6. ЦСО должна, так же, обладать достаточными финансовыми сред-ствами, чтобы быть в состоянии, если где-нибудь и когда-нибудь появляется бесконтрольное производство алмазов в объеме, достаточном для отрица-тельного влияния на рынок, скупать, соперничая с другими покупателями, необходимое количество этих алмазов с целью вернуть себе контроль над рынком .
7. Наконец, финансовые средства ЦСО должны позволить ей скла-дировать алмазы в объеме, диктуемом рынком. Это значит, что она должна быть достаточно сильна, чтобы не поставлять рынку алмазов больше, чем требуется. Создавая и финансируя «сток-буфер», она должна добиться того, чтобы цены оставались на оптимальном уровне и алмазы продолжали быть редким товаром. Это обязанность является дорогостоящей . Во время сни-жения спроса стоки ЦСО достигали двух миллиардов долларов и остаются на очень высоком уровне и на сегодняшний день.
2.2. Специальные принципы международно-правового регулирования оборота алмазов
Новым шагом в развитии международно-правового регулирования оборота алмазов стала разработка специальных принципов. Они являются по своей сути локальными нормами. Исторически они сложились как частно-правовые принципы деятельности субъектов оборота алмазов. Возникшее международное публично-правовое регулирование должно опираться на су-ществующие “правила игры”. Это касается и признания особых свойств ал-мазов, в частности того, что алмазы в отличие от других сырьевых товаров не являются фондовым товаром , и признания принципов, регулирующих от-ношения, связанные с оборотом алмазов, и т.д. Обычные нормы, регулирую-щие отношения государств и транснациональных корпораций, стали приме-няться в межгосударственных отношениях. Ряд государств в двусторонних договорах взяли на себя обязательства в отношении третьих стран . Данные обязательства перед не участниками договоров должны рассматриваться прежде всего как норма международного обычного права, нашедшая свое подтверждение в двустороннем договоре. Подобная мера является временной из-за отсутствия многосторонней конференции или организации, регули-рующей оборот алмазов. Иначе было бы нелогичным включать данное обяза-тельство в двусторонний договор. Специальными принципами, регулирую-щими оборот алмазов, являются принцип доверия, принцип воздержания от действий или недопущение бездействия, которые могут негативно повлиять на стабильность мирового алмазного рынка и принцип учета особых свойств алмазов .
2.3.1. Монополия Де Бирс и ее роль в регулирование алмазного рынка
Крупнейшей мировой компанией, контролирующей все стадии добычи и обработки алмазов, является южноафриканская корпорация “Де Бирс”, ос-нованная в прошлом столетии Эрнестом Оппенгеймером. Сегодня “Де Бирс” по стоимости продукции добывает на рудниках Южной Африки, Намибии и Ботсваны примерно 50% мирового объема ювелирных алмазов, а сортирует, оценивает и продает через свою Центральную сбытовую организацию около 80% годового объема мировой добычи алмазного сырья. У корпорации име-ются филиалы в Великобритании, Израиле, Бельгии, России, Индии и других странах .
Компания “Де Бирс” существует уже более ста лет, и за всё это время принципы её деятельности практически не менялись . Новые реалии требу-ют пересмотра традиционных подходов. Поскольку в 90-е годы владельцы акций компании понесли серьёзные убытки, следовало разобраться в причи-нах такого положения.
Последние три года "Де Бирс" проводила экспертный анализ своей дея-тельности в изменившихся условиях. В результате была разработана новая стратегия развития компании в новом веке. Авторы этой концепции полага-ют, что она поможет не только сохранить ведущее положение "Де Бирс" на рынке ювелирных алмазов, но и обеспечить ей достойное будущее.
До последнего времени "Де Бирс" являлась дочерней компанией Anglo-American Corporation. Однако, вот уже два года предметом деловых интере-сов "Де Бирс" являются только ювелирные алмазы, в отличие от Anglo-American, которая помимо этого занимается добычей и реализацией платины, золота и других полезных ископаемых. Несмотря на это "Де Бирс" принад-лежит 35% акций этой корпорации .
Схема работы компании остаётся прежней: алмазное сырьё поступает в Компанию по торговле алмазами в Лондоне (DTC - бывший Central Selling Organization). После этого алмазы ограняют и продают. "Де Бирс" также ак-тивно участвует в рекламе бриллиантов среди потребителей .
Компания по-прежнему контролирует половину общего объёма еже-годно производимого сырья. В 18 странах мира ведётся разведка новых зале-жей, в том числе в Канаде (которой специалисты пророчат большое будущее на алмазном рынке), Австралии, Ботсване и России . Добыча ведётся откры-тым и аллювиальным способами, под землёй (например, в Кимберли), на морском дне и в открытом море. В 1999 году компания получила сырья на 6,8 миллиарда долларов. По ценности добываемых алмазов первое место в мире занимает Ботсвана (в прошлом году там было добыто алмазов на 1,8 миллиардов долларов); по размеру камней - Австралия. В России было добы-то сырья на $1,5 миллиардов, в Южной Африке - 0,8 млрд., в Анголе - 0,6 млрд., в Канаде - 0,4 млрд., в Австралии - 0,4 млрд., в Намибии - 0,4 млрд., в других странах - 0,8 млрд .
В настоящее время "Де Бирс" добывает только алмазы для ювелирных целей, поскольку для промышленных нужд дешевле использовать искусст-венные. Тем не менее, цены на бриллианты более стабильны, по сравнению с мировыми ценами на платину, золото и нефть; и при этом за последние 15 лет бриллианты подорожали более, чем на 60%.
Лондонская Компания по торговле алмазами (DTC) занимается сорти-ровкой, оценкой и покупкой алмазного сырья, продажей сырья, поддержани-ем связей с торговыми компаниями и рекламой. Сортировка, оценка и обра-ботка алмазов происходит также в Москве, Якутске, Кимберли, Виндхуке и Габороне .
Крупнейшим потребителем алмазов в мире являются США, на долю которых приходится половина реализуемой продукции. Так многие амери-канцы покупали бриллиантовые украшения, чтобы в них встретить новое ты-сячелетие. Поэтому основная часть рекламы нацелена именно на Соединён-ные Штаты. Девиз рекламной кампании "Де Бирс" - "Бриллиант - это навсе-гда" (Diamond is forever). Для российского рынка был выбран вариант "Брил-лиант - вечный дар любви".
С Россией компания "Де Бирс" сотрудничает уже 40 лет - с 1959 года. Р. Кларк отметил, что, несмотря на напряжённые отношения между СССР и ЮАР, советскому правительству и "Де Бирс" всегда удавалось поддерживать тесное сотрудничество. Сейчас действует двухгодичный договор с компани-ей "Алроса", который должен быть продлен ещё на три года в этом году. По мнению представителя "Де Бирс", это соглашение взаимовыгодно . Россий-ской стороне оно обеспечивет регулярные валютные поступления при ста-бильных ценах (1 млрд. долларов в 1999 году), которые за период с 1990 по 1999 год составили около 8 млрд. долларов. Кроме того, в 1990 году "Де Бирс" предоставила России торговый кредит на $1 млрд., а в 1997-м осуще-ствила авансовый платёж на 200 млн. долларов. Кроме того, российские про-изводители имеют доступ к ценам и образцам Центрального торгового цен-тра .
Российскими партнёрами "Де Бирс" являются, помимо Алросы, Севе-ралмаз и компания "Cогласие", смоленский завод "Кристалл" и правительст-во республики Саха-Якутия. Сотрудничество ведётся в следующих областях: добыча, обогащение, оценка запасов, профессиональная подготовка кадров и обеспечение безопасности работ, связи с общественностью. Разработка Ло-моносовского месторождения недалеко от Архангельска была, по словам ди-ректора по горным проектам Хенни Бреденханна, прекращена из-за неблаго-приятных налоговых ставок. В результате, "Де Бирс" пришлось продать свой пакет акций компании "Алроса" .
Компания осуществляет ряд программ, направленных на помощь де-тям-инвалидам в Республике Саха и на поддержку российской культуры, в том числе возвращение произведений искусства из-за границы.
Р. Кларк также сообщил следующее. Благодаря усилиям Благотвори-тельного фонда Оппенгеймеров (Oppenheimer Charitable Trust), удалось ку-пить за границей и вернуть в Россию значительное количество культурных ценностей. Гарри Оппенгеймер поддерживал тёплые отношения с академи-ком Лихачёвым, который возглавлял Российский Международный фонд культурных, художественных и историко-культурных ценностей. Первая партия произведений искусства была передана фонду в 1992 году . Среди возвращённых работ портрет княгини Волконской, который сейчас находит-ся в Пушкинском музее, картины Репина, иконы Андрея Рублёва. Недавно компания передала в дар Российскому фонду культуры 105 писем И. Бунина. 17 ноября 2000 года "Де Бирс" вручила музею Цветаевой четырнадцатистра-ничное письмо сына поэтессы, написанное незадолго до его гибели и адресо-ванное сестре её мужа. Кроме того, компания участвует в программе "Новые имена" и финансировала учёбу в Англии нескольких одарённых молодых му-зыкантов .
Возвращаясь к вопросу о новой стратегии "Де Бирс", Р. Кларк так сформулировал основную задачу компании на ближайшее десятилетие: рабо-тать с крупными мировыми специалистами алмазной отрасли на благо про-изводителей, сотрудничающих с DTC. Компания, с помощью Центрального торгового центра, должна остаться лидером алмазного бизнеса и работать на благо акционеров, партнёров и других заинтересованных лиц, продолжая быть лидером в стоимостном выражении .
Основным средством достижения этих целей руководство "Де Бирс" считает стимулирование спроса на украшения с бриллиантами во всём мире. За последние 20 лет рост объёмов продаж бриллиантов значительно отстаёт по сравнению с реализацией других предметов роскоши . Основные причи-ны этому - сложная система распространения продукции, недостаточная рек-лама и маркетинговые кампании, недостаточное использование товарных знаков и ряд новых факторов на рынке бриллиантов. Поскольку люди обыч-но покупают предметы роскоши из-за их престижности, а престижность свя-зывается в сознании потребителя с определёнными марками, необходимо вводить в оборот новые товарные знаки. Узкому кругу покупателей известны имена некоторых производителей украшений с бриллиантами, например, Tiffany. Однако, необходима более интенсивная реклама существующих ма-рок и создание новых для стимулирования спроса.
Вообще, по мнению Р. Кларка, затраты на рекламу в компании "Де Бирс" явно недостаточны. Так сейчас она вкладывает в эту сферу лишь 1% своего дохода. В то же самое время, производители дорогих часов тратят на рекламу около 6% дохода, а производители парфюмерии - 10,5%. Всего 13% бриллиантовых украшений продаётся с использованием торговой марки, что значительно меньше, чем у других производителей предметов роскоши .
Среди новых рыночных факторов были отмечены лучшая, чем прежде осведомлённость потребителей о предлагаемом товаре. Покупатель теперь, как правило, точно знает, чего хочет.
2.1. Договор об Антарктике 1959 года
С 15 октября по 1 декабря 1959 г. в Вашингтоне проходила Международная конференция по проблемам Антарктики. Ее полноправными участниками являлись 12 держав, которые к периоду, начала Конференции непосредственно проводили научные исследования в Антарктике. В их число входили как страны, которые выдвинули территориальные претензии на антарктические районы (Австралия, Аргентина, Великобритания, Новая Зеландия, Норвегия, Франция и Чили), так и страны, которые не признавали этих претензий (Бельгия, СССР, США, Южно-Африканский Союз и Япония). 1 декабря 1959 г. Конференция приняла Договор об Антарктике, который на продолжительное время обусловил ее международно-правовой режим и стал примечательным событием международной жизни.
Статья I Договора об Антарктике устанавливает: "Антарктика используется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых видов оружия" (п. 1).
Таким образом, колоссальная часть земного шара - целый материк и примыкающий к нему большой район - в первый раз в истории международных взаимоотношений Антарктида была превращена в зону мира, в пределах которой воспрещается всякая военная деятельность и допускается только мирная исследовательская работа. Запрет Договором всяких военных операций обозначает, что Антарктика не может быть милитаризована ни в мирное время, ни в период войны. Вместе с тем показанное воспрещение в Антарктиде "любых действий военного характера" заверяет то, что Антарктика не может стать местом военных действий и вооруженных конфликтов, то есть она является нейтральной территорией.
В то же время Договор об Антарктике не мешает употреблению "военного персонала или оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей" (п. 2 ст. I). Это положение было включено согласно предложению отдельных участников конференции, которые высказали, что они в суровых и трудных условиях Антарктики могут реализовывать научные исследования в мирных целях только при условии привлечения военного персонала и применении военного оснащения. В целях предупреждения возможных злоупотреблений в этом вопросе Договор обязывает любую договаривающуюся сторону оповещать другие договаривающиеся стороны "о всяком военном персонале или оборудовании, которое предназначено для направления его в Антарктику с соблюдением обстоятельств, предусмотренных п. 2 ст. I Договора".
Как было позднее определено сторонами Договора, данная информация обязана содержать, в частности, разновидности, очерчивание и вооружение морских судов, самолетов и других транспортных средств, которые вводятся в район действия Договора, время прибытия и пребывания, а также маршруты следования экспедиций. Кроме того, участники Договора определили строгую систему контроля за исполнением его инструкций.
Одной из ключевых статей Договора об Антарктике является ст. V, которая гласит: "всякие ядерные взрывы в Антарктике и ликвидация в этом районе радиоактивных материалов воспрещаются" (п. 1). В Антарктике, таким образом, запрещены ядерные взрывы как в военных, так и в мирных целях, что чрезвычайно значительным образом фиксирует и дополняет положения Договора о непозволительности реализации в Антарктике мероприятий военного характера. Запрет любых ядерных взрывов наряду с запретом ликвидации в этом районе радиоактивных материалов превратило Антарктику и в безъядерную зону. Но Договор не предусматривает запрета на применение в Антарктике ядерного оборудования или ядерной техники. Ввиду этого обстоятельства на американской базе Мак-Мердо была возведена и функционировала в 60-х годах и первой половине 70-х атомная электростанция (АЭС). А после этого американские исследователи выявили, что при работе этой АЭС случается утечка радиоактивных отходов. АЭС пришлось ликвидировать, а загрязненный ею район скрупулезно очистить. По-видимому, из-за затруднений решения в обстановке Антарктики проблемы совершенной ядерной безопасности иные проекты создания атомных блоков в Антарктике реализованы не были.
Договор объявляет свободу научных исследований в Антарктике. Статья II Договора гласит: "Свобода научных исследований в Антарктике и сотрудничество в этом, направлении когда они применялись на протяжении Международного геофизического года, будут длиться". На протяжении Международного геофизического года, разумеется, не было юридических ограничений независимости научных разработок в Антарктике в мирных целях. Любая страна и ее народ, а также международные организации имели возможность свободно проводить научные разработки в Антарктических районах. Договор зафиксировал этот существенный принцип. В целях содействия международному сотрудничеству в научных исследованиях Антарктики участники Договора условились в максимально возможной и практически осуществимой степени производить обмен планами научных работ, результатами и данными научных наблюдений, а также обмен научным персоналом между экспедициями и станциями в Антарктике. Всячески поощряется утверждение взаимоотношений делового сотрудничества с теми специализированными учреждениями ООН и другими международными организациями, для которых Антарктика представляет интерес в научном или техническом плане.
События, которые произошли в Антарктике вслед за тем вступлением Договора в силу, подтверждают то, что обмены научными сведениями и научным персоналом снискали устойчивый и обширный характер. Научный совет по исследованию Антарктики благополучно взаимодействует с разными международными организациями, такими как Научный комитет по исследованию океана, Комитет по исследованию космоса, а также со многими национальными учреждениями и органами, которые занимаются вопросами исследования Антарктики. Сотрудничеству в научных исследованиях сопутствует взаимодействие в оснащении деятельности научных станций, функционировании транспорта, в оказании медицинской помощи, взаимной выручке в экстремальных ситуациях в суровых антарктических условиях.
Важным для анализа Договора об Антарктике и его содержания является та причина, что участникам удалось пересилить противостояние по территориальным вопросам как извне группы стран, которые выдвинули территориальные претензии на антарктические районы, так и между этой группой стран в целом и государствами, которые не признали этих претензий.
Советский Союз, который не признал выдвинутых претензий на Антарктику, накануне Вашингтонской конференции сообщил, что "сохраняет за собой все права, которые основаны на открытиях и разработках русских моряков и ученых, включая право на предъявление подобающих территориальных претензий в Антарктике". В то же время было подчеркнуто, что "надлежало бы избежать введения в проектируемый договор каких-либо положений, которые затрагивают вопрос о территориальных претензиях в Антарктике, которые могли бы рассматриваться как условия которые ставят одни государства в неравное условия по отношению к другим государствам".
Компромиссный выход сложной территориальной ситуации составило содержание ст. IV Договора об Антарктике. В ней обусловлено, что ни одно из положений Договора не должно трактоваться как "отказ любой из Договаривающихся сторон от ранее заявленных прав или претензий на территориальный суверенитет в Антарктике" или, с другой стороны, как "отказ от любого основания для предъявления претензии по поводу территориального суверенитета в Антарктике или урезание этой основы, которое государство может иметь в результате ее деятельности
или деятельности ее граждан в Антарктике или
по прочим причинам". Таким образом, одни участники Договора не отказались от ранее заявленных территориальных претензий в Антарктике, а другие - от любой основы для выдвижения таких претензий. Вместе с тем ничто в Договоре не должно истолковываться как "причиняющее ущерб воззрению любой из Договаривающихся сторон относительно признания или непризнания ею права или претензии, или основы для претензии любого другого государства на территориальный суверенитет в Антарктике" (п. с ст. IV). Таким образом, позиции государств с многообразными подходами к решению территориальной проблемы в Антарктике очутились как бы закованными Договором на период его действия. Договор по Антарктике основал необходимое равновесие многообразных существовавших позиций в вопросе о территориальных претензиях в Антарктике. Тем не менее участники Договора в создании обстановки стабильности в территориальных вопросах пошли дальше. В Договоре далее проговорено: "Никакие действия или деятельность, имеющие место, пока данный Договор находится в силе, не образуют основы для заявления поддержания или отрицания какой-либо претензии на территориальный суверенитет в Антарктике и не создают никаких прав суверенитета в Антарктике. Никакая новая претензия или расширение существующей претензии на территориальный суверенитет в Антарктике не заявляется, пока настоящий Договор остается в силе".
Изложенное выше приемлемое для всех сторон Договора решение вопроса о территориальных претензиях и территориальном суверенитете в Антарктике открыло пути для реального обеспечения применения Антарктики исключительно в мирных целях и исполнения там свободы научных исследований в интересах всего человечества, как это предусмотрено самим Договором. С вопросом о территориальных претензиях был связан и вопрос о юрисдикции над людьми во время их пребывания в различных районах Антарктики.
2. Понятие и признаки международной организации
Международная организация - учрежденная международным договором организация, призванная на постоянной основе координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными ей полномочиями.
Аналогичные определения встречаются в международно-правовых актах . Организации носят самые разные наименования: организация, фонд, банк, союз (Всемирный почтовый союз), агентство, центр. Известно, что ООН на других языках именуется "Объединенные Нации". Все это не влияет на статус организаций.
Характерные черты организации:
- создание путем заключения особого договора, являющегося учредительным актом (устав, статут);
- система постоянно действующих органов;
- автономный статус и соответствующие функции.
Всем этим определяется международная правосубъектность организации, воля которой не обязательно совпадает с волей каждого из ее членов.
Международные организации являются органом сотрудничества государств, они не носят надгосударственного характера. Международный суд ООН не раз подчеркивал, что в природе международных организаций нет ничего такого, что позволило бы рассматривать их как нечто подобное сверхгосударству. Организация обладает лишь той компетенцией, которой ее наделили государства.
Современные международные организации делятся на 2 основных типа: межправительственные и не правительственные организации. Роль и тех и других значительна и все они способствуют общению государств в различных сферах жизни. Но все же два данных типа имеют свои особенности, признаки.
Любая межправительственная организация должна обладать, по крайней мере, шестью признаками.
Во-первых, она создаётся в соответствии с международным правом. Это наиболее существенный признак, имеющий решающее значение. Любая правительственная организация должна быть создана на правомерной основе, а именно организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества в целом.
Кроме того, любая международная организация создаётся на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т.д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации. Например, ЕС является членом многих международных рыболовных организаций.
Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами – членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения.
Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы.
Следующим важным признаком международной организации является наличие у неё прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия.
Международная организация также имеет самостоятельные международные права и обязанности, т. е. Обладает автономной волей отличной от воли государств – членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами - членами. Таким образом, международная организация, обладающая вышеизложенными признаками, считается международной межправительственной организацией.
Но как уже было сказано, в современном мире существует и другой тип международных организаций, это международные неправительственные организации, которыми считаются любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения. Такие организации должны быть признаны, по крайней мере, одним государством, но осуществлять свою деятельность не менее чем в двух государствах. Создаются подобные организации на основе учредительного акта. Возникли подобные организации в начале XIX века, а в настоящее время их насчитывается около 8000. Международные неправительственные организации (МНПО) играют активную роль во всех аспектах современных международных отношений. А в ряде областей они являются даже лидерами, к примеру, это комитет Красного креста, принципами деятельности которого является гуманность, беспристрастность, независимость и добровольность, внёс большой вклад во взаимодействие государств в различных областях.
Однако, несмотря на некое различие между международными межправительственными и неправительственными организациями, они активно сотрудничают. Основной формой такого сотрудничества является консультативный статус. Каждая межправительственная организация имеет свои правила предоставления консультативного статуса МНПО.
Международные организации любого вида признаны решать различные проблемы в сферах своей деятельности. Для решения политических, экономических, военных и иных проблем в настоящее время созывается ежегодно около 1000 международных конференций. Как институт международных отношений они появились во второй половине XIX века. По мнению специалистов в середине XXI века ежегодно будет проходить примерно 50000 международных конференций в год. Международные конференции не являются международными организациями, а чаще их называют многосторонней или парламентской дипломатией.
Любая конференция имеет строго определённые цели и задачи. Чаще всего межправительственные конференции созываются для разработки и принятия международных договоров, заключения актов, свода принципов по сотрудничеству в конкретной области международных отношений. К примеру, Венская встреча 1986г. представителей государств – участников совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе одобрило Итоговый документ, в котором были определены основные направления сотрудничества в области экономики, науки и техники, и окружающей среды. Значительное количество международных конференций созывается для обсуждения насущных проблем современности. За последние годы наиболее важные международные конференции созываются под эгидой ООН.
Прибрежное государство определяет также порядок доступа в свои порты иностранных судов и устанавливает правила, которым они должны следовать во время пребывания там. В частности, государство устанавливает, какие именно порты открыты для захода иностранных судов. Оно вправе в необходимых случаях отменить соответствующее разрешение или ограничить доступ в тот или иной порт определенным категориям судов, в частности по причине обеспечения экономической безопасности или безопасности мореплавания.
В итоге для захода во внутренние воды и порты, иностранные суда и их судоводители должны иметь исчерпывающие данные о соответствующем законодательстве прибрежного государства и строго ему следовать.
Территориальное море. Конвенция ООН по морскому праву (ст. 2) предусматривает, что суверенитет прибрежного государства распространяется за пределы его сухопутной территории и внутренних вод, а в случае государства-архипелага — его архипелажных вод, на примыкающий морской пояс, называемый территориальным морем (равнозначный термин — «территориальные воды»). Он распространяется на воздушное пространство над территориальным морем, равно как на его дно и недра, и осуществляется с соблюдением Конвенции и других норм международного права.
В соответствии с Конвенцией ООН 1982 г. каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, определенных указанной Конвенцией .
Исходя из этого, юридический статус территориального моря установлен как интегральной части территории прибрежного государства, находящейся под его суверенитетом, в отношении которой государство осуществляет свою юрисдикцию с учетом обязательств по настоящей Конвенции и других норм международного морского права.
В общем виде границы территориального моря обозначены в ст. 2 Конвенции 1982 г., озаглавленной «Правовой статус территориального моря, воздушного пространства над территориальным морем, а также его дна и недр». Оно простирается за пределы сухопутной территории прибрежного государства и его внутренних вод на расстояние, не превышающее 12 морских миль, а для государств-архипелагов на то же расстояние, отсчитываемое от их архипелажных вод. В недра дна граница территориального моря теоретически продолжается до центра Земли, практически — на технически доступную глубину. Воздушное пространство над территориальным морем простирается до границы воздушного пространства с космическим.
Иначе обстоит дело с сухопутной территорией прибрежных государств. В этом случае ширина территориального моря отмеряется от «исходных линий», определенных в соответствии с Конвенцией. И проведение таких исходных линий весьма подробно регламентируется Конвенцией.
Прежде всего, ее ст. 5 гласит, что такой «нормальной исходной линией» является линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально признанных прибрежным государством морских картах крупного масштаба.
Согласно ст. 121 Конвенции, принадлежащие прибрежному государству острова, имеют собственное территориальное море. Для островов, расположенных на атоллах, или островов с окаймляющими рифами исходной линией для измерения ширины территориального моря служит обращенная к морю линия рифа при наибольшем отливе (ст. 6).
Соответственно внешней границей территориального моря является линия, каждая точка которой находится от ближайшей точки исходной линии на расстоянии, равном ширине территориального моря.
При этом рейды, которыми обычно пользуются для погрузки, разгрузки и якорной стоянки судов и которые иначе были бы расположены целиком или частично за границей территориального моря, включаются в территориальное море.
Когда берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то пределом территориального моря каждого из них должна служить соответствующая срединная линия, если между ними не заключено соглашения об ином (ст. 15) .
Правовой режим территориальных вод, находящихся под суверенитетом и исключительной юрисдикцией прибрежного государства, устанавливается им при соблюдении положений Конвенции и издревле существующих обычноправовых норм, касающихся права мирного прохода судов всех иностранных государств как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, - через территориальное море данного государства.
Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Такой проход должен совершаться в соответствии с Конвенцией и другими нормами международного права (п. 1 ст. 18).
Помимо правил, применяемых ко всем иностранным судам, Конвенция содержит дополнительные правила, применяемые к военным кораблям и другим государственным судам, эксплуатируемым в некоммерческих целях, которые пользуются в соответствии с международным правом иммунитетом от иностранной юрисдикции. Прибрежное государство в случае нарушения его законов и правил, касающихся мирного прохода, может потребовать от таких кораблей и судов немедленно покинуть его территориальное море. Государство флага такого корабля или судна несет международную ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в силу несоблюдения предписаний, касающихся мирного прохода через территориальное море.
Прилежащая зона. Конвенция устанавливает (ст. 33), что прибрежное государство в зоне, прилежащей к его территориальному морю (т.е. за пределами своей территории, в открытом море) и называемой прилежащей зоной может осуществлять контроль, необходимый:
a) для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;
b) для наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря .
Прилежащая зона не может распространяться за пределы 24 морских миль от исходных линий, от которых отмеривается ширина территориального моря.
Таким образом, прибрежное государство в прилежащей зоне пользуется двоякого рода строго ограниченными правомочиями или строго ограниченной юрисдикцией: правом контроля судна, направляющегося в его территориальные воды, с целью предотвращения возможных нарушений установленных им законов и правил, касающихся иностранных судов, и правом преследования покинувших территориальное море иностранных судов, нарушивших такие законы и правила, поскольку это касается судов, не пользующихся иммунитетом от иностранной юрисдикции.
Открытое море. Открытое море — это часть пространств Мирового океана, не составляющая территории прибрежного государства. Иначе говоря, речь идет о морских пространствах, включая воздушное пространство над ними, имеющих юридический статус негосударственной (международной) территории, правовой режим которой регулируется исключительно международным правом.
Соответственно, Конвенция об открытом море 1958 г. гласит, что слова «открытое море» означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства. Открытое море, провозгласила Конвенция, открыто для всех наций, и никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части его своему суверенитету. Это основополагающее положение содержит и Конвенция ООН по морскому праву (ст. 89).
Однако настоятельные потребности исследования и использования пространств и ресурсов Мирового океана в мирных целях и на благо всего человечества привели к выделению в открытом моде частей или зон, имеющих специальный юридический статус и соответствующий ему правовой режим, учитывающий, в частности, особые потребности и интересы прибрежных государств, а также соответствующие потребности и интересы всех других государств.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества