Логопедия - готовые работы

fig
fig
Актуальность темы исследования:
В настоящее время одной из сложных и актуальных проблем коррекционной педагогики является создание условий для формирования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) способности к овладению звуковой культурой речи, как необходимой предпосылки гармоничного развития и социализации личности.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что проблема преодоления фонетических и фонематических расстройств у детей с ОНР, имеющих нарушения звуковой стороны речи, и подготовка их к школьному обучению относится к числу теоретически и практически значимых, но еще недостаточно разработанных в логопедической теории и практике.
Цель исследования: изучить особенности формирования звуковой культуры речи у дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть звуковую культуру речи;
2. Изучить развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе и у дошкольников с ОНР;
3. Выявить основные направления работы логопеда по воспитанию звуковой культуры речи;
4. Провести эксперимент;
5. Проанализировать результаты исследования;
6. Разработать на основе изучения психолого-педагогической литературы методические рекомендации по развитию звуковой культуры речи.
Гипотеза:
У дошкольников с ОНР развитие фонематического слуха находится на боле низком уровне, чем у детей с нормальным речевым развитием.
Методы и методики:
теоретический анализ лингвистической, психологической, педагогической литературы по теме исследования; наблюдение за учебной и игровой деятельностью дошкольников; педагогический констатирующий эксперимент.
Объект исследования: звуковая культура речи дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: процесс формирования звуковой культуры речи дошкольников с ОНР.
База исследования: ДОУ №
Актуальность темы исследования:
Проблема памяти - одна из наиболее актуальных проблем в области педагогики и психологии.
Одним из наиболее актуальных направлений научных исследований тяжелых нарушений речи является продолжение изучения слуховой памяти, играющей ключевую роль в познавательной деятельности человека и, соответственно, в его обучении.
Цель исследования: рассмотреть особенности слуховой памяти младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и возможности психокоррекционной работы по ее развитию.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследуемой проблемы;
2. Провести эксперимент и проанализировать его результаты;
3. Изучить возможности психокоррекционной работы по развитию памяти у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: слуховая память младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: психокоррекционная работа по развитию слуховой памяти младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
Гипотеза: слуховая память младших школьников с тяжелыми нарушениями речи находится на более низком уровне, чем у их сверстников с нормальным развитием речи;
слуховая память и внимание находятся в тесных корреляционных связях.
Методы и методики:
Теоретический (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
Эмпирический (наблюдение, эксперимент);
Количественный и качественный анализ с использованием методов математической статистики.
База исследования: Учреждение образования «Специальная школа № »
Принципиальное значение для развития теории и методики дошкольного образования на современном этапе имеет изучение, освещение, обобщение и систематизация научного наследия прошлого, оценка его значимости с позиций современности. Это позволяет выявить имеющиеся продуктивные подходы к решению воспитательных проблем, обратить внимание на те из них, которые оказались невостребованными, но в изменившихся условиях, под влиянием новых идей остаются актуальными.
Значительный вклад в дошкольную педагогику внесла Евгения Александровна Флерина (1889 - 1952), которая прошла большой творческий путь от воспитателя детского сада до доктора педагогических наук, профессора Московского государственного педантического института им. В.И. Ленина, члена корреспондента АПН РСФСР Ее научно-педагогическая деятельность неразрывно связана со становлением и развитием общественного дошкольного воспитания в нашей стране.
Е.А. Флерина работала вместе с такими выдающимися педагогами как С.Т. Шацкий и Л.К. Шлегер, под влиянием которых формировалось ее мировоззрение, основанное на идеях гуманизма и демократии. Труды Е.А. Флериной получили высокую оценку известных исследователей дошкольного детства - А.В. Запорожца, К.Н. Корнилова, М.М. Рубинштейна, Н.П. Сакулиной, Б.М. Теплова, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина. Во время защиты ею докторской диссертации известный психолог Б.М.Теплов отметил: «По моему глубокому убеждению, педагог должен быть не только теоретиком-практиком, но обязательно, если он действительно педагог, должен быть хотя бы в какой-то мере педагогом-художником. Такими педагогами-художниками были Ушинский, Толстой, Макаренко, и по этому хорошему пути, обеспечивающему и увлечение работой и оригинальность выводов, пошла и Е.А. Флерина».
Она является автором первых учебных программ по курсам «Методика развития речи» и «Выразительное чтение» для педучилищ и вузов и учебных пособий к ним. Под общей редакцией Е.А. Флериной в 1946 году вышел первый учебник «Дошкольная педагогика» дня вузов, где ею были написаны главы «Развитие речи» и «Эстетическое воспитание».
Несмотря на то, что научная деятельность Е.А Флериной осуществлялась более полувека назад, ее труды не теряют своей актуальности, значимости и являются источником для дальнейшего развития дошкольной педагогики и методики обучения детей родному языку. Авторы подавляющего большинства работ, связанных с вопросами эстетического воспитания, изобразительной деятельности и речевого развития дошкольников, развивают идеи Е.А. Флериной (М.Л. Варшавская. Н.А Ветлугина, Р.И Габова, В.А. Езикеева, Н.С. Карпинская, М.М. Конина, В.Б. Косминская, Е Ф Лукина, Л.А. Пеньевская, О.И. Соловьева, Н.Б. Халезова).
На ее исследования опираются М.М. Алексеева, А.Г Арушанова. A.M. Бородич, И.С. Дементьева, Н.В. Елкина, А.П. Иваненко, Н.П. Иванова, P.Г. Казакова, А.В. Колосовская и др.
Созданная Е.А. Флериной педагогическая концепция, основанная на отечественных педагогических традициях К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, глубоком знании природы ребенка-дошкольника, многолетней практической и научной деятельности, отличается самобытностью и оригинальностью. Наиболее известными являются ее исследования в области изобразительной деятельности детей. Вместе с тем, педагогические взгляды Е.А. Флериной остаются недостаточно изученными и осмысленными, особенно в области методики развития речи и художественного слова. В Российской государственной библиотеке представлены только 20 ее работ, часть из которых находится на специальном хранении и не доступна для использования. Неполно представлены публикации Е.А. Флериной и в государственной научной педагогической библиотеке имени К.Д. Ушинского. Между тем их изучение и анализ может значительно обогатить современную теорию и практику дошкольного образования. Назрела необходимость в создании целостного представления о вкладе Е.А. Флериной в отечественную педагогику, углубленном изучении, обобщении и систематизации ее научного наследия в области художественного слова в детском саду; прослеживание эволюции ее взглядов на развитие ребенка, вопросы дидактики, методики художественного чтения и рассказывания в детском саду, формирования у детей связной речи; выявлении влияния ее исследований на современную теорию и практику дошкольного образования.
Таким образом, обнаруживается противоречие между потребностью в знании и использовании педагогического наследия Е.A. Флериной и недостаточной его изученностью. Этим и определяется выбор темы исследования: «Вклад ЕА Флёриной в методику «Развитие речи».
Проблема исследования состоит в выяснении: каковы взгляды Е А.Флериной на развитие речи и использование художественного слова в работе детского сада. Решение данной проблемы является целью исследования.
Объект исследования научно-педагогическая деятельность и труды профессора Е.А. Флериной.
Предмет исследовании - научно-методические основы развития речи детей дошкольного возраста и использования художественного слова в детском саду в трудах Е. А.Флериной.
Задачи исследования:
-охарактеризовать научно-педагогическую деятельность Е.А. Флериной на основе историко-биографического анализа;
-изучить и обобщить взгляды Е.Л.Флериной на теорию и методику речевого развития детей дошкольного возраста и использования художественного слова в работе детского сада:
- определить историческое значение научных идей Е. А Флериной для отечественной дошкольной педагогики и методики речевого разчития детей.
Теоретико-методологическую основу исследования составляет диалектический метод рассмотрения исторических процессов; принцип единства логического и исторического подходов к изучаемым явлениям, позволяющий воспроизвести эволюцию предмета, указывающий на необходимость изучения истории объекта, его современного состояния и перспектив развития; общенаучный принцип объективности, требующий всестороннего учета разнообразных факторов и предполагающий исключение односторонности в подборе и оценке фактов.
Систематический анализ педагогического наследия Е.А. Флериной проводился на основе теории речевой деятельности Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьего, А.Р, Лурии, современной концепции речевого развития детей С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина; основных положений психологии восприятия детьми произведений исскуства (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, О.Н. Никифорова, Б.М. Теплов).
Источники исследования.
В состав документально-фактологической базы исследования вошли педагогические труды Е.А.Флериной, архивные документы.
В процессе анализа изучены труды С.Т. Шацкого и Л.К. Шлегер, под влиянием которых формировались взгляды Е.А. Флериной, психолого-педагогические труды, освещающие тенденции развития науки в первой половине XX века, современные историко-педагогические исследования, исследования в области онтогенеза речи и речевого воспитания детей.
Методы исследования:
-поиск и анализ архивных материалов, относящихся к жизни и деятельности Е.А Флериной;
-изучение и анализ опубликованных и рукописных трудов Е.А.
Флериной;
-изучение и анализ публикаций, посвященных жизнедеятельности Е. А.
Флериной, исследованию ее педагогического наследия;
-изучение психологической и педагогической литературы но проблеме речевого развития дошкольников и использования художественного слова в детском саду, опубликованной в годы ее педагогической деятельности;
-изучение трудов учеников Е. А. Флериной;
-изучение современных исследований, отражающих и развивающих идеи Е.А. Флериной, с целью определения ее влияния на современную лингводидактику и методику художественного чтения и рассказывания в детском саду;
-анализ современных программ и деятельности дошкольных учреждений с целью выявления применения идей Е.А. Флериной в современной практике работы.
В своей работе на большом фактическом материале, с опорой на архивные источники мы раскрываем и доказываем роль Е.А. Флериной в создании теории и методики развития речи детей как прикладной педагогической учебной дисциплины в педагогических училищах и вузах.
Теоретическая значимость исследования:
-актуализируется проблема научного вклада Е.А Флериной
отечественную дошкольную педагогику и методику развития речи;
-воссоздана научная биография Н.А Флериной; раскрыты концептуальные положения методики речевого развития детей дошкольного возраста, разработанные Е.А. Флериной;
- подвергнуты анализу взгляды Е.А. Флериной на особенности
психического развития ребенка, проблемы обучения и детского творчества;
- показана роль Е.А Флериной в создании и развитии научной
педагогической школы по проблемам речевого воспитания и приобщению
детей дошкольного возраста к культуре через восприятие художественного
слова;
-введены в научный оборот документальные источники из материалов периодической печати первой половины 20века и научных архивов.
Практическая значимость исследования.
Теоретические положения и методические материалы, содержащиеся в работе, могут служить основой для обогащения курсов дошкольной педагогики, истории дошкольной педагогики, теории и методики развития речи детей, практикума по выразительному чтению, для разработки содержания спецкурсов и спецсеминаров в высших учебных заведениях. Историко-педагогический анализ взглядов Е.А. Флериной на развитие речи и методику художественного чтения и рассказывания в целостном педагогическом процессе может быть использован в современной практике дошкольного образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены методологическим подходом, опирающимся на диалектический метод рассмотрения исторических процессов, принципы объективности и единства логического и исторического подходов к изучаемым явлениям, реализацией методов, адекватных задачам исследования; изучением большого объема архивных материалов и их анализом.
Актуальность данной темы заключается в том, что нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у учащихся младших классов. В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, структуры этого речевого расстройства, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, содержание и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (И.Н.Ефименкова, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, Е.А.Логинова, Л.Г.Парамонова, И.Н.Садовникова, Е.Ф.Соботович, О.А.Токарева, С.Б.Яковлев и др.). Однако и до настоящего времени эффективность логопедической работы по коррекции дисграфии недостаточно высока. По данным Л.Г.Парамоновой, количество детей с дисграфией в младших классах массовой школы достигает 30 %.
Нарушения формирования письма препятствуют успешности обучения, эффективности школьной адаптации, часто вызывают вторичные психические наслоения, отклонения в формировании личности ребенка. Специфическое расстройство письма (дисграфия) влечет за собой и трудности в овладении орфографией, особенно при усвоении сложных орфографических правил.
Дети, имеющие дисграфические нарушения, испытывают существенное напряжение в процессе письма, особенно под диктовку. Они должны концентрироваться то на слуховом, то на зрительном анализе, и двигательную работу руки тоже нужно контролировать. Дисграфия часто сопровождается пониженным вниманием и быстрой утомляемостью. Поэтому даже самый старательный и прилежный ребенок, страдающий дисграфией, показывает очень нестабильные результаты. Повышенная концентрация внимания сменяется рассредоточенностью, и тогда первая половина диктанта будет написана грамотно, а во второй мы увидим ошибки. Сильное напряжение при письме провоцирует искажение почерка.
В связи с этим одной из актуальных задач логопедии остается поиск оптимальных путей коррекции дисграфии.
В исследованиях, посвященных изучению особенностей детей с нарушениями речи (И.Т.Власенко, А.Гермаковска, А.Н.Корнев, Р.И.Лалаева, Е.М.Мастюкова, Е.Ф.Соботович, О.Н.Усанова и др.) отмечается, что у детей с речевой патологией часто имеет место сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности. В ряде работ указывается, что и у детей с дисграфией наблюдаются нарушения психических процессов, в том числе и внимания.
В последнее время стали все более актуальны проблемы развития внимания, а также проведения коррекционной работы с теми детьми, которые имеют различные нарушения внимания.
Внимание – это определенная сосредоточенность на каком-либо объекте, предмете или процессе. При выделении выбранного объекта из массы других проявляется избирательность внимания, то есть интерес к одному есть одновременное невнимание к другому. Внимание само по себе нельзя назвать особым познавательным процессом. Внимание присуще любому познавательному процессу, например, восприятию, мышлению, или памяти. Оно выступает как способность к организации данного процесса.
Таким образом, в системе психологических процессов внимание занимает особое положение, так как оно включается во все остальные психические процессы, является необходимым моментом этих процессов, и отделить его от них, выделить и изучать в «чистом» виде невозможно. С явлениями внимания можно встретиться только тогда, когда рассматривается, например, динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Всегда, как только происходит попытка выделить «материю» внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает.
Но при этом невозможно не видеть особенностей внимания, которые проходят через все другие психические явления, где оно проявляется, не сводимых к моментам различных видов деятельности, в которые включен человек. Эти особенности – это наличие в нем некоторых динамических, наблюдаемых и измеримых характеристик, таких как объем, концентрация, переключаемость и ряд других, непосредственно к познавательным процессам типа ощущений, восприятия, памяти и мышления не относящихся.
Правильное решение обсуждаемой проблемы состоит в том, чтобы увидеть во внимании и сторону процессов и явлений, и нечто самостоятельное, независимое от них. Это значит встать на точку зрения, согласно которой внимание как отдельный, рядоположенный другим психический процесс не существует, но представляет собой вполне особенное состояние, характеризующее все эти процессы в целом.
Однако особенности внимания и его роль в процессе коррекции дисграфии у школьников недостаточно изучены.
Таким образом, значимость данного вопроса для совершенствования логопедической работы по коррекции дисграфии и недостаточная его изученность определяют актуальность проблемы.
Проблема исследования – обследование внимания и выявление оптимальных путей коррекции дисграфии у младших школьников.
Объект исследования – дети младшего школьного возраста с дисграфией.
Предмет исследования – внимание у младших школьников с дисграфией.
Гипотеза: учитывая то, что процесс письма является сложной речемыслительной деятельностью, можно предположить, что у детей с нарушениями письма имеются нарушения внимания.
Цель исследования – исследования внимания у младших школьников с дисграфией.


Для достижения поставленной цели в процессе исследования решались следующие задачи:
1. Рассмотреть научно-теоретические основы исследования состояния внимания у младших школьников с дисграфией.
2. Исследовать особенности внимания у младших школьников.
3. Проанализировать результаты исследования.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Введение

Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, логопедическая работа по формированию навыка рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР. На пути овладения связной диалогической речью ребенок сталкивается со множеством проблем, обусловленных спецификой общего недоразвития речи. Недостаточное владение связной речью является объективной причиной, которая не дает возможность свободно участвовать в жизни общества. Дошкольное детство - это именно тот возраст, когда происходит «закладка» и формирование психических процессов, нравственных и моральных установок. Поэтому нельзя упустить развитие речи и других психических функций в этом возрасте. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии. Наукой доказано, что без речевого общения, то есть без социальной среды, человеческое существо не может стать полноценным человеком. Навык связного монологического высказывания является одним из компонентов готовности ребенка к школе. А при речевой патологии, в частности ОНР, следует обратить особое внимание на формирование этого навыка. Как показывают исследования, первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный для этого период. Наблюдаемые у детей с ОНР серьезные трудности в организации собственного речевого поведения тщательно сказываются на их общении с окружающими людьми. Взаимообусловленность речевых и коммуникативных умений у данной категории детей приводит к тому, что такие особенности речевого развития, как бедность и недифференцированность словарного запаса, явная недостаточность глагольного словаря, образа связного высказывания, препятствуют осуществлению полноценного общения, следствием этих трудностей является снижение потребности в общении, несформированность форм коммуникации, особенности поведения: незаинтересованность в контакте, неумение ориентироваться в ситуации общения, негативизм. Все это существенно затрудняет пребывание ребенка в детском саду и отрицательно сказывается на его развитии. Таким образом, комплекс нарушений речевого и когнитивного развития у детей с ОНР препятствует становлению у них полноценных коммуникативных связей с окружающими, затрудняет контакты со взрослыми и может приводить к изоляции этих детей в коллективе сверстников. В связи с этим требуется специальная работа по коррекции и развитию компонентов речевой, познавательной и коммуникативной деятельности в целях оптимальной и эффективной адаптации детей с выраженными нарушениями речи к условиям и требованиям социума [12, 78].
Степень изученности проблемы. Многие психологи и педагоги уделяли большое внимание проблемам развития речи. Но на сегодняшний день, несмотря на многочисленные опыты и работы специалистов, эта проблема остается нерешенной и многие дети дошкольного и школьного возраста нуждаются в логопедических занятиях, что говорит о необходимости и актуальности развития данной темы. Для проведения эффективной работы по формированию навыка рассказывания необходим тщательный отбор методов и средств. Формирование навыков рассказывания в общей методике развития связной речи ребенка старшего дошкольного возраста – область речевого развития, на долгие годы приковавшая к себе пристальное внимание таких известных исследователей лингвистики и психологии, как А.Н. Кэдзен, А.Н. Гвоздев, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Ж. Пиаже, Д. Слобин, Дж. С. Брунер, С.Л. Рубинштейн. Интерес к формированию связной монологической речи понятен, ибо чудо постижения малышом системных связей языка – наглядное свидетельство его природной одаренности, лингвистической гениальности. В детской психологии существуют особые нормативы развития монологической связной речи, которые многократно перерабатывались и дополнялись коллек¬тивом ученых под руководством профессора Н.М. Аксариной (3-й год жизни - Э.Л. Фрухт, 4-й год жизни - К.П. Печора, 5-й год жизни — Г.В. Пантюхина). С.А. Миронова в книге «Развитие речи дошкольников на логопедических за¬ня¬тиях» в разделе «Обучение детей составлению рассказов» раскрывает содер¬жание и методы работы по развитию прямой речи. В книге « Нарушение речи у дошко¬льников» (составитель Р.А. Белова-Давид). Е.Г. Корицкая и Т.А. Шимкович в главе «Формирование развернутой описательно-повествовательной речи у детей с третьим уровнем общего речевого развития» раскрывают цели работы по формированию развернутой самостоятельной описательно-повествовательной речи у детей, указывают два направления работы: 1. Формирование речи ребенка с опорой на ранее данный готовый сюжет (работа над пересказом прочитанного и составлением рассказов по сюжетным кар¬тинкам и сериям последовательных картин). 2. Формирование речи ребенка без опоры на готовый сюжет. В.В.Воробьева указывает причины несформированности связной речи в главе «Особенности связной речи школьников с моторной алалией » в книге «Нарушения речи и голоса у детей » под редакцией С.С.Ляпидевского и С.Н. Шаховской. Большое внимание уделили вопросу развития связной речи Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б.Филичева в книге для логопедов «Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников». Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию связной речи дошкольников (А.М.Бородич, Л.Н.Ефименкова, В.И.Селеверстова, Г.М.Лямина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева и др.). Но все-таки вопросы формирования диалогической речи у детей с общим недоразвитием речи недостаточно освещены в литературе. Лишь в отдельных трудах приводятся конкретные формы и приемы обучения связной речи дошкольников-шестилеток с общим недоразвитием речи. Достигнутые результаты в решении выделенной проблемы не получили должного теоретического осмысления, поскольку не разработано целостное представление о специфике, дидактических условиях, принципах и методах организации развития связной речи у детей с ОНР. Основная задача логопедической помощи в условиях специального детского сада заключается в эффективном подборе средств и методических приемов работы с детьми данной категории. Отмеченными противоречиями объясняется проблема исследования: организация эффективной логопедической работы подбор эффективных приемов развития связной диалогической речи у детей с ОНР III уровня в условиях специального детского сада. С учетом актуальности этой проблемы я избрала тему дипломной работы: «Логопедическая работа по формированию навыка рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».
Объект исследования – логопедическая работа по формированию навыка рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования – средства и методы формирования навыка рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в системе логопедической работы.
Цель исследования – разработать систему логопедической работы по формированию навыка рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Охарактеризовать основные подходы к формированию рассказывания в системе развития связной речи в теории и практике логопедии.
2. Изучить специфику рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР и методику логопедической работы по формированию рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
3. Провести обследования сформированности навыков рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР в д/с №1488, г. Москвы.
4. Разработать программу коррекционной работы по формированию навыка рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР и оценить ее эффективность.
Гипотеза - формирование навыков рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР будет эффективным, если в процессе логопедической работы учитывать особенности речевого развития дошкольников с ОНР и разработать программу коррекционной работы по формированию навыка рассказывания детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Методы исследования: теоретические: анализ специальной литературы по проблеме исследования; эмпирические: эксперимент, беседа, наблюдение.
База исследования: д/с №1488, г. Москвы. В исследовании участвовали 10 человек дети 5-6 лет с ОНР.
Структура работы: работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка литературы, иллюстрированная графиками (1) таблицами (18) в библиографии представлен перечень учебно-методических источников по проблеме исследования.
Практическая значимость работы состоит в том, что в ней обобщены теоретические положения по развитию навыков рассказывания в системе логопедической работы с детьми дошкольного возраста с ОНР, разработана система логопедической работы по развитию навыков рассказывания у дошкольников с ОНР, которая может использоваться в практике работы логопедов, педагогов и воспитателей детских садов.
Актуальность курсовой работы заключается в том, что без сформированности волевых свойств личности и понятий о свободе и ответственности, смысле жизни невозможно ни подлинное взаимодействие человека с миром, ни гармоническое развитие личности.
Цель: изучение особенностей волевой сферы у детей с ОНР.
Гипотеза исследования: эмоционально-волевая сфера у младших школьников с ОНР будет развиваться путем использования ролевых игр, средствами искусства и логоритмики.
Задачи курсовой работы:
1. Рассмотреть понятие воли на основе аналитического обзора литературы; исследовать структуру волевого действия;
2. Дать характеристику детей дошкольного возраста;
3. Рассмотреть психолого-педагогическую характеристику дошкольников с ОНР;
4. Рассмотреть особенности волевой сферы у дошкольников с ОНР;
5. Анализировать пути развития воли у дошкольников с ОНР;
6. Рассмотреть коррекционную работу с дошкольниками с ОНР.
Предмет исследования: волевая сфера детей с ОНР.
Объект исследования: процесс эмоционально-волевого развития личности ребёнка с ОНР.
База исследования: ДОУ № 6.
Актуальность исследования: проблема изучения и развития детей с ОНР в процессе игровой деятельности изучена недостаточно.
Гипотеза исследования: речевое развитие дошкольников с ОНР будет проходить успешнее при использовании в коррекционной работе игровой деятельности.
Цель исследования: изучить особенности игровой деятельности дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
1. Изучить онтогенез речевого развития дошкольников в норме;
2. Изучить онтогенез речевого развития дошкольников с ОНР;
3. Рассмотреть игру как основную деятельность дошкольника и изучить особенности игровой деятельности дошкольников с ОНР;
4. Провести экспериментальное исследование особенностей игровой деятельности дошкольников с ОНР;
5. Проанализировать результаты исследования;
На основе изучения психолого-педагогической литературы разработать методические рекомендации по процессу игровой деятельности.
Предмет исследования: особенности игровой деятельности дошкольников с ОНР.
Объект исследования: игровая деятельность дошкольников с ОНР.
База исследования: ДОУ №
Актуальность исследования: при достаточном исследовании и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи проблема изучения и развития фонематического слуха детей с акустико-фонематической дислалией в процессе игровой деятельности изучена недостаточно.
Цель исследования: изучить особенности формирования фонематического восприятия у детей с дислалией и разработать игровые приёмы по формированию фонематического слуха.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть современные классификации дислалии;
2. Изучить коррекцию нарушений звукопроизношения у дошкольников с дислалией в процессе игры;
3. Провести экспериментальное исследование состояния фонематического слуха у детей с дислалией;
4. Роанализировать результаты исследования;
5. Изучить содержание игр по коррекции фонематического слуха у дошкольников с дислалией;
6. Составить рекомендации воспитателям и родителям по формированию фонематического слуха.
Предмет исследования: процесс формирования фонематического слуха у дошкольников с дислалией.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста с дислалией.
База исследования: ДОУ № 103
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности).
В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм. Формирование грамматической компетенции у дошкольников включает работу над морфологией, изучающей грамматические значения в пределах слова (изменение по родам, числам, падежам), словообразованием (создание нового слова на базе другого с помощью специальных средств), синтаксисом (сочетаемостью и порядком следования слов, построением простых и сложных предложений).
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом — это такая речевая патология, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения.
При общем недоразвитии речи у детей нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики, при этом типичном являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Своевременное формирование грамматической компетенции ребенка является важнейшим условием его полноценного ре¬чевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функ-цию в развитии мышления и ре¬чевого общения, в планирова¬нии и организации деятельности ребенка, самоорганизации по¬ведения, в формировании соци¬альных связей. Язык и речь — это основное средство проявления важнейших психических процессов — памяти, восприятия, эмо-ций.
Грамматическая компетенция понимается как ключевая, которая проявляется в неосознанном употреблении грамматических форм родного языка согласно с законами, правилами морфологии, словообразования и синтаксиса, в чувстве грамматической правильности, наличии навыков коррекции относительно правильности употребления грамматических форм. Грамматический строй родного языка должен быть усвоен детьми в дошкольном возрасте, потому что усвоение всех грамматических форм родного языка является показателем готовности интеллекта ребёнка к усвоению школьной программы по всем разделам.
Содержанием грамматической компетенции у детей дошкольного возраста является практическое усвоение детьми грамматического строя языка как чёткой системы языковых единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса. Разные стороны грамматического строя языка ребенок дошкольного возраста усваивает по-разному, на каждом возрастном этапе есть свои достижения и отличия.
Обогащение речи ребёнка дошкольного возраста сложными грамматическими конструкциями (словообразовательными, синтаксическими) важно по двум причинам. Во-первых, богатство индивидуальной речи дошкольника – это залог развития интеллекта, его мыслительного компонента. Во-вторых, разнообразие грамматических конструкций одновременно предусматривает правильность речи, а правильность – это первое условие культуры речи, поскольку, только достигнув правильности, можно совершенствовать точность, уместность, целесообразность дискурса. Формирование грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста приведёт к усвоению практических знаний о языке, овладению грамматической правильностью речи как базовым уровнем формирования языковой личности в дошкольном возрасте. Получению положительных результатов экспериментальной работы и подтверждению выдвинутой в начале исследования гипотезы способствовали этапы формирования грамматически правильной речи у дошкольников.
Развитие речи в целом и грамматической компетенции в частности, становиться все более актуальной проблемой в современном обществе. Снижается уровень бытовой культуры, широкое распространение низкопробной бульварной литературы, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными боевиками и мультфильмами – все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы, не менее опасной, чем экологическая.
Отсюда огромная важность работы педагогов, занимающихся формированием речи подрастающего поколения. Специалисты создают благоприятную обстановку для развития речи детей. В настоящее время науки психология и логопедия уже дают ряд ответов на вопросы, касающиеся особенностей развития грамматической компетенции у детей с общим недоразвитием речи, и, несмотря на то, что уже имеется большое количество разработок по развитию исследуемой проблемы у детей дошкольного возраста, в настоящий момент данная тема не до конца изучена.
Цель нашей работы – рассмотреть особенности формирования грамматической компетенции у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Предмет исследования: приемы и методы формирования грамматической компетенции у детей дошкольного возраста.
Объект исследования: грамматический строй речи и грамматическая компетенция дошкольников с ОНР.
В соответствии с целью, предметом, объектом и гипотезой в работе нами были поставлены следующие задачи:
1.провести анализ научной психолого-педагогической, логопедической литературы по исследуемой нами проблеме;
2.рассмотреть основные понятия исследования, определить стадии ОНР, причины, на основании чего выяснить особенности развития грамматической компетенции у детей дошкольного возраста в норме и с общим недоразвитием речи;
3.рассмотреть направления и методические рекомендации по формированию грамматической компетенции детей с ОНР и подобрать упражнения по развитию грамматического строя речи.
Гипотеза исследования: у детей с общим недоразвитием речи уровень сформированности грамматической компетенции будет значительно ниже, чем у дошкольников с нормальным развитием речи.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы.
База исследования: МДОУ № 82 г. Москвы (10 детей с нормальным речевым развитием) и «Дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад №7 «Сказка» - для детей с ОНР (10 человек).
В написании работы мы опирались на научные труды таких исследователей, как Арушанова А. Г., Волкова Л.С., Шаховская С.Н., Жукова Н.С., Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. и др.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества