Логопедия - готовые работы

fig
fig
Исследования в области специальной педагогики свидетельствуют о том, что различные искажения слоговой структуры слова являются ведущим и стойким проявлением в структуре речевого дефекта.
Применение системно-структурного анализа к исследованию слогового состава слова у детей позволяет выделить следующие предпосылки, необходимые для его становления: оптико-пространственная ориентация, динамическая и серийная организация двигательных актов, ритмический темпинг.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Во многих исследованиях отмечалось, что восприятия
звуков речи и их воспроизведение - это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса (Р.М.Боскис, Н.Х.Швачкин, И.М.Сеченов, П.И. Жинкин, Д.Б.Эльконин, И.Л.Зимняя. В.И. Бельтюков, Р.Е.Левина, А.Р.Лурия) звуковые единицы рассматриваются в трех аспектах: перцентивном, артикулярном, акустическом. Чтобы овладеть нормальным произношением, ребенок должен прежде всего четко и правильно воспринимать звуки на слух, иметь достаточно подготовленный для их произношения артикуляторный аппарат, в результате работы которого образуются единицы данной языковой системы.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, несмотря на то, что вопрос нарушения речи уже исследован многими учеными логопедами и дефектологами. Это и определило выбор темы нашего исследования: «Звуковой анализ и синтез у дошкольников с дизартрией».
Таким образом, целью нашей работы стало изучение особенностей слоговой структуры и функций звукового анализа и синтеза у детей с дизартрией.
Предметом исследования является сформированность слоговой структуры, функции звукового анализа и синтеза у детей с дизартрией.
Объект исследования: дети дошкольного возраста со стертой формой дизартрии.
Гипотеза. Наше исследование строиться на предположении о том, что у детей дошкольного возраста с дизартрией отмечаются нарушения слоговой структуры, несформированность функций звукового анализа и синтеза, которые при правильном подборе коррекционных занятий и методов будут нивелироваться.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам состояния слоговой структуры и звукового анализа и синтеза у детей с дизартрией;
2.рассмотреть различные точки зрения на изучаемый нами вопрос и определить основные понятия: дизартрия, причины дизартрии, анатомо-физиологические механизмы дизартрии
3.изучить особенности нарушений звукослоговой структуры слова у детей с дизартрией;
4. провести эмпирическое изучение слоговой структуры у детей с дизартрией;
5. рассмотреть методику логопедической работы детей - дизартриков.
В исследовании применялись следующие группы методов:
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, рейтинговая оценка, математическая обработка полученных в ходе исследования данных.
База исследования: один из специализированных логопедических детских садов города для детей с нарушениями речи.
Были исследованы 15 дошкольников старшей группы детского сада со стертой формой дизартрии. Исследование проводилось в марте 2006г.
В написании своей работы мы опирались на труды таких ученых психологов, педагогов и логопедов, как Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Фомичева М.Ф., Хватцев М.Е. и др.
Обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе. Вопросы обучения письму младших школьников все больше и больше волнуют учителей и родителей. Количество детей с трудностями обучения письму и нарушениями письма, действительно, увеличивается с каждым годом и по самым общим подсчетам составляет 25 - 30% причем это дети, имеющие непроходящие трудности обучения. Исследование методов Безруких М.М. и Хохлова Т.Е. показали, что многие нарушения письма не заканчиваются в начальной школе, а лишь модифицируются и сохраняются зачастую вплоть до окончания школы. Причины для возникновения этих нарушений предостаточно: и чисто педагогические и медицинские, и физиологические, а системы коррекции нет. Учитель часто просто «не видит», как и когда начинаются многие нарушения письма, еще чаще – пытается скорректировать не причину, а результат, и нередко, затратив много сил (своих и ученика), не добивается желаемого результата. Еще чаще жесткость требований, недостаточное знание и учет возможностей ученика, неправильная тактика педагогической работы и работы дома приводят к серьезным отклонениям в состоянии здоровья ребенка.
Для того, чтобы разобраться в причинах нарушений письма у младших школьников и проводить логопедическую работу по профилактике нарушений письма необходимо знать, что представляет собой процесс письма, чем отличается письмо при сформированном навыке от письма на разных этапах его формирования, какое влияние может оказать на процесс формирования навыка письма развитие ребенка, его возрастные особенности, состояние здоровья, методика обучения, тактика учителя и другие факторы. [9].
Проблема профилактики нарушений письма у младших школьников была и остается актуальной до сегодняшнего дня. Этой проблемой занимаются педагоги, физиологи, учителя, методисты. Их исследования печатаются на страницах книг, газет, журналов. Эта проблема заинтересовала и нас.
Проблемой профилактики нарушений письма у младших школьников занимаются многие авторы: Левина Р.Е.[12], Спирова Л.Ф.[27], Ястребова А.В.[40] и другие.
На наш взгляд, в настоящее время актуально комплексное сопровождение логопедической работы педагогами и родителями, а данный вопрос недостаточно освещен в литературе.
Целью дипломной работы является разработка основных направлений профилактики нарушений письма у первоклассников с ОНР во взаимодействии учителя и логопеда.
Объект исследования – профилактика нарушений письма.
Предмет исследования – взаимодействие работы логопеда и учителя вместе с родителями.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи исследования:
- теоретический анализ литературы по проблеме исследования;
- изучение готовности к овладению письмом первоклассников с ОНР;
-разработка основных направлений профилактики работы логопеда и учителей вместе с родителями;
- оценить эффективность этой работы.
Методы исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы по выбранной теме,
- проведение педагогического эксперимента и анализ его результата.
Исследование проходило в первом классе специальной общеобразовательной школы №14 города Ангарска и осуществлялось в 3 этапа:
- констатирующий эксперимент,
- формирующий эксперимент;
- контрольный эксперимент.
Практическая значимость данного исследования заключается в возможности применения разработанной программы по профилактике нарушений письма у первоклассников с ОНР в специальных школах.
Дипломная работа состоит из трех частей.
Первая глава – теоретическая, в ней рассмотрены проблемы готовности к письму младших школьников в норме и с ОНР. Во второй главе дипломной рассмотрены методы исследования сформированности предпосылок овладения письмом и дан анализ результатов исследования работы. Третья глава посвящена основным направлениям логопедической работы по профилактике нарушений письма у первоклассников с ОНР.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь не тождественны, возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах К.Д. Ушинским, Е.И. Тихеевой, Е.А. Флериной, А.М. Бородичем и др. «Связная речь, – подчеркивал Ф.А. Сохин, – это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя». По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития.
Благодаря речи люди получают очень широкие возможности общения. Речь помогает нам и в познании окружающего мира. Одним из первых значение речи для развития психики ребенка стал изучать советский психолог Л.С.Выготский. Позднее у нас в стране этому вопросу посвятили много исследований психологи А.Р.Лурия, Н.Х.Швачкин и другие. Они установили, что с ранних этапов развития ребенка (уже с начала второго года жизни) слово начинает влиять на восприятие свойств предметов, формирование представлений о них и т.д. Чем старше дети, тем сильнее и ярче будет влияние речи на все стороны их психической деятельности.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на овладении профессией.
Исследования связной речи (Н.Ю.Борякова, Е.С.Слепович, Р.И.Лалаева, Д.Ю.Бойков) показали, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения, как семантической структуры текста, так и языкового его оформления. При этом семантическая структура текста, его внутреннее программирование, страдает в большей мере, чем языковое оформление. Поиск наиболее оптимальных путей коррекции нарушений связной речи детей с общим недоразвитием речи представляет собой актуальную, теоретически и практически значимую проблему. Патология речи оказывает отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, на формирование личности ребенка (И.Т.Власенко, О.Н.Усанова, С.Н.Шаховская и др.).
В настоящее время науки психология и логопедия уже дают ряд ответов на вопросы, касающиеся особенностей развития речи у детей с ОНР в целом и развития связной монологической речи в частности, но и в настоящий момент данная тема не до конца изучена, что и обуславливает выбор темы нашего исследования «Особенности формирования связной монологической речи дошкольников III уровнем речевого развития».
Целью нашего исследования стало выявление особенностей формирования связной монологической речи дошкольников III уровнем речевого развития.
Предмет исследования – процесс формирования связного монологической речи дошкольников III уровнем речевого развития;
Объектом нашей работы являются связная речь детей с ОНР.
Опираясь на определенную цель и гипотезу, в исследовании были поставлены следующие задачи:
1.На основании проведенного теоретического анализа научной психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования дать характеристику понятию связной речи, выявить особенности формирования связного речевого высказывания при нормальном речевом развитии;
2.охарактеризовать специфику нарушений связного речевого высказывания у детей с ОНР;
3.провести экспериментальное исследование особенностей связной монологической речи дошкольников III уровнем речевого развития;
4. подобрать методику формирования связной речи у детей с III уровнем речевого развития.
Гипотеза: В соответствии с этим мы предположили, что при обследовании речи детей с общим недоразвитием речи III уровня будут выявлены серьезные нарушения связной монологической речи, показатели детей с ОНР будут ниже, чем у дошкольников в норме, что определит необходимость подбора и проведения работы по коррекции нарушений связного речевого высказывания.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов: теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы; эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ речи детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
База исследования: Специализированный логопедический центр для детей с нарушениями речи г. Москвы ДОУ № 1325 г. Москвы. Были исследованы 10 дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и 10 дошкольников старшей группы, не имеющих речевых патологий.
Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи.
У детей-дизартриков отмечается ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
Исследования показывают, что очень часто практикующие логопеды испытывают затруднения в диагностике легких форм дизартрии, ее дифференциации от других речевых расстройств, в частности - дислалии, в определении путей коррекции и объема необходимой логопедической помощи детям со стертой формой дизартрии. Учитывая распространенность данного речевого нарушения среди детей дошкольного возраста, можно сделать вывод, что в настоящее время назрела очень актуальная проблема - проблема оказания квалифицированной логопедической помощи детям со стертой формой дизартрии.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализацией его в практике образования, несмотря на то, что вопрос нарушения речи уже исследован многими учеными логопедами и дефектологами. Это и определило выбор темы нашего исследования: «Особенности общей мелкой артикуляционной моторики у детей со стёртой дизартрией».
Таким образом, целью нашей работы стало изучение особенностей общей мелкой артикуляционной моторики у детей со стёртой дизартрией .
Предметом исследования является особенности развития общей мелкой артикуляционной моторики у детей со стёртой дизартрией.
Объект исследования: стертая форма дизартрии как нарушение речи.
Гипотеза. Наше исследование строиться на предположении о том, что у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией отмечаются нарушения развития общей мелкой артикуляционной моторики, что определит необходимость рассмотрение методики развития общей мелкой артикуляционной моторики.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной проблеме исследования и дать определение основных понятий: дизартрия, формы и причины дизартрии, анатомо-физиологические механизмы дизартрии;
2. рассмотреть характеристику нарушений речи при стертой дизартрии и выявить особенности общей мелкой артикуляционной моторики у детей со стёртой дизартрией;
3. провести экспериментальное исследование развития общей мелкой артикуляционной моторики у детей со стёртой дизартрией;
4. рассмотреть методику логопедической работы по развитию общей и мелкой артикуляционной моторики у детей со стёртой дизартрией.
В исследовании применялись следующие группы методов:
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
База исследования: один из специализированных логопедических детских садов города для детей с нарушениями речи. Были исследованы 15 дошкольников старшей группы детского сада со стертой формой дизартрии.
Заиканием называют нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в рече¬вом акте. Заикание относится к числу распространенных в детском возрасте нарушений. Кратковременное заикание наблюдается у 4% детей, а относительно стойкое — у 1% всех детей. У мальчи¬ков оно возникает чаще, чем у девочек. Расстройство чаще всего развивается в возрасте 4—5 лет, когда происходит значительное усложне¬ние фразовой речи, связанное с интенсивным формированием мышления, и ребенок начинает задавать особенно много вопросов познавательного характера. Однако возникновение заикания возможно и в более раннем возрасте, в период становления речи (2-3 года).
Причинами возникновения заикания могут быть как острые (шоковые и субшоковые) или подострые психические травмы — испуг, внезапно возникшее волнение, разлука с родителями, изменение привычного жизненного стереотипа, например помещение в дошкольное детское уч¬реждение, так и длительные психотравмирующие ситуации (конфликтные отношения в семье, неправильное воспитание, особенно гиперпротекция). Способствующими внутренними факторами являются невропатические состояния и семейная отягощенность патологией речи, заиканием.
Важное значение в происхождении заикания принад¬лежит также ряду внешних факторов, особенно неблагопо¬лучному «речевому климату» в виде перегрузки информа¬цией, попыток форсировать темп речевого развития ребенка, резкой смены требований к его речевой деятельности, дву¬язычия в семье, чрезмерной требовательности родителей к речи ребенка и т. п. Эти факторы, встречаются в 60,8% случаев невротического заикания. Особое место среди факторов внешних условий заикания (принадлежит наличию заикающихся в близком окружении ребенка, что может стать источником подражания их речи, закрепляющегося в дальнейшем по механизмам невротиче¬ской фиксации.
Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства.
До настоящего времени причины и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля - логопедов, невропатологов, психологов и др. Именно поэтому эта проблема актуальна и в настоящее время. Изучением вопроса о психологических особенностях развития детей дошкольного времени с заиканием мы и займемся в нашей работе.
Проблемой заикания занимались многие ученые, они рассматривали это нарушение с разных точек зрения.
Существует медицинский аспект заикания, его рассматривали такие
ученые, как Жинкин Н. И., Поварнин К. И. и др. Они считали, что феномен
заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при становлении разнометрического алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слова.
Многие исследования указывали, что первичными являются психологические особенности, Лагузен Х., Кот Р., Пайкин М. И. и др., а физиологические проявления при заикании – это лишь следствия этих психических недостатков. Боскин Р. М., Левина Р. Е. и др. рассматривали заикание как речевое недоразвитие.
Целью нашего исследования было изучение особенностей речевого и неречевого развития детей дошкольного возраста с заиканием.
Предметом нашего исследования является особенности речевого и неречевого развития заикающихся детей дошкольного возраста.
Объектом работы являются дети с заиканием дошкольного возраста.
Гипотеза. Нами было выдвинуто предположение, что у детей дошкольного возраста с заиканием отмечаются особенности в речевом и неречевом развитии, что определит необходимость подбора коррекционных методов по устранению нарушений развития заикающихся дошкольников.
В соответствии с целью и гипотезой мы определили следующие задачи:
1.на основании анализа психолого-педагогической и логопедической литературы по исследуемому вопросу определить значение понятия заикания, выделить причины и механизмы возникновения заикания и выявить психологические аспекты заикания у детей дошкольного возраста;
2.выделить психолингвистические аспекты заикания у детей дошкольного возраста
3.провести логопедическое обследование уровня речевого и неречевого развития детей с заиканием;
4.рассмотреть методики логопедической работы с заикающимися дошкольниками и подобрать игры и упражнения, используемые при работе с заикающимися дошкольниками.
Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор системы методов:
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, наблюдение за детьми с заиканием, обобщение педагогического опыта);
3)аналитические: аналитическая обработка полученных в ходе исследования данных.
База исследования: Специализированное дошкольное учреждение для детей с нарушениями речи г. Москвы. Были обследованы 2 ребенка среднего дошкольного возраста с заиканием (невротическая форма).
В написании этой работы мы опирались на исследования и труды таких ученых педагогов и психологов, логопедов как Волкова Л.С., Власова Н.А., Крапивина Л.М. Сикорский И.А., Селиверстов В.И. и др.
Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Проблема формирования речевой готовности детей с ОНР к школе занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии речи в целом при различных речевых нарушениях и о методике ее развития является одним из актуальных вопросов.
Изучение детей с нарушениями речи и накопленный опыт их воспитания и обучения убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними и в необходимости дальнейшего изучения их, совершенствования и детализации специальной методики, так как в этой области до настоящего времени имеется ряд неразрешенных вопросов.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоении программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря. Формирование лексического запаса имеет большое значение для развития познавательной деятельности ребенка, так как слово, его значение является средством не только речи, но и мышления.
Пристальный интерес к проблеме речевой готовности детей с ОНР возник еще на рубеже XVIII - XIX веков. Вплоть до настоящего времени интерес к этой проблеме не угасает, поскольку речь, выполняя множество функций, оказывает существенное влияние на психическое и интеллектуальное развитие ребенка в целом. На протяжении двух столетий ученые - лингвисты, психологи, педагоги, психолингвисты продолжали изучение закономерностей, последовательности, этапов и ступеней развития речи детей с ОНР (В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, А.Н. Гвоздев, Е.С. Кубрякова, А.А. Леонтьев, Е.Н. Негневицкая, Ф.А. Сохин, С.Н. Цейтлин, К.И. Чуковский, A.M. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др.).
В то же время в логопедии проблеме развития речевой готовности к школе у детей с нарушениями развития не уделялось достаточного внимания. В 50-е годы прошлого столетия Р.Е. Левина, выделив особую категорию детей, имеющих системное недоразвитие всех компонентов языка, т.е. «общее недоразвитие речи», указывала на различные словообразовательные возможности этих детей и на отклонение в уровне развития речевой готовности к школе детей с ОНР. Было показано, что овладение речевыми – словообразовательными, фонематическими навыками и хорошим уровнем словарного запаса становится доступным лишь детям с III уровнем речевого развития, получившим определение «развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического недоразвития», что не моет не повлиять на уровень речевой готовности к школе. С тех пор практически все исследователи, изучавшие проблему общего недоразвития речи, так или иначе отмечали недостаточные показателей речевой готовности к школе детей данной категории (Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Р.И. Шуйфер, А.В. Ястребова, и др.).
Изучение детей с нарушениями речи и накопленный опыт их воспитания и обучения убеждают в возможности успешной коррекционной работы с ними и в необходимости дальнейшего изучения их, совершенствования и детализации специальной методики, так как в этой области до настоящего времени имеется ряд неразрешенных вопросов.
Известно, что наиболее благоприятным для развития всех сторон речи и для коррекции нарушений является дошкольный возраст. Трудности, которые испытывают дети с недоразвитой речью при усвоений программы детского сада, обусловлены недостаточным уровнем развития речи, который во многом определяется объемом и качеством словаря.
В связи с недоразвитием речевой деятельности, в том числе процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, дифференциации, у детей с ОНР обнаруживаются и особенности процессов словообразования. Неумение пользоваться различными способами словообразования приводит к ограниченной возможности обогащения словаря, к неточности понимания и дифференциации родственных слов, трудностям морфемного анализа, что является необходимым условием усвоения морфологического принципа правописания и низкому уровню подготовленности к школе.
В специальной литературе имеется лишь небольшое число исследований, в которых рассматриваются особенности речевой готовности к школе у детей с ОНР, преимущественно у старших дошкольников. Вместе с тем, до настоящего времени остаются недостаточно системетизированы сведения по проблеме формирования речевой готовности к школе у старших дошкольников с ОНР, не раскрыты основные закономерности и содержание этого процесса, не выявлен характер трудностей (как следствие речевой неготовности к школе), которые испытывают эти дети при овладении школьной программой на начальном этапе обучения. Неизученной является и проблема формирование речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, учитывающей особенности и взаимовлияние нарушений различных компонентов речи, а также операций порождения речевых высказываний в структуре дефекта у данной категории дошкольников.
В то же время своевременная научно обоснованная коррекция нарушений процесса формирование речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, будет способствовать более успешному овладению морфологической системы языка, усвоению правил правописания, предупреждению и коррекции дисграфии и дизорфографии, развитию мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения и в целом социальной адаптации, оптимизации процесса воспитания и обучения дошкольников с ОНР. Учитывая значимость достаточного уровня речевой готовности к школе для успешного обучения и воспитания и для развития речевой деятельности детей с ОНР, а также неразработанность, данного вопроса, следует считать проблему исследования и формирования речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи актуальной.
Проблема исследования - обоснование оптимальных путей коррекционно-логопедической работы по формированию речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи актуальной.
Цель исследования состоит теоретическое и эмпирическое исследование уровня речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования является речевая готовность к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс формирования речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования: наше исследование основывается на предположении о том, что у детей с общим недоразвитием речи будет отмечаться низкий уровень сформированности речевой готовности к обучению в школе. Рассмотрение методики формирования речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет необходим и вполне обоснованно.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:
1. дать определение понятию «общее недоразвитие речи», рассмотреть виды и характеристику ОНР;
2.представить психолого-педагогическую характеристику детей с ОНР;
3.определить специфику речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
4.провести эмпирическое исследование речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
5.представить методику формирования речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
6. подобрать упражнения на развитие речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи .
В исследовании применялись следующие группы методов:
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ речи детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, обработка полученных в ходе исследования данных.
База исследования: специализированное дошкольное учреждение для детей с нарушением речи г. Москвы. В исследовании принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, воспитанники специализированного логопедического центра для детей с нарушениями речи г. Москвы и ДОУ № 1325 г. Москвы.
Научная новизна и теоретическое значение работы заключается в том, что на основе психолингвистического анализа научной литературы выявлены особенности речевой готовности к школе детей с нарушенной речью. Предложена методика формирования речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования. На основе результатов эмпирического исследования разработана методика формирования речевой готовности к обучению в школе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Внедрение данной методики и методических рекомендаций повышает успешность процесса подготовки к школьному обучению детей с общим недоразвитием речи. Предложенная система логопедической работы может быть использована для работы в условиях специальных дошкольных учреждений и в семье с детьми, страдающими речевыми нарушениями; в преподавании курса логопедии на дефектологических факультетах педагогических институтов; в лекционных курсах при повышении квалификации педагогических кадров.
Исследования в области специальной педагогики свидетельствуют о том, что различные искажения слоговой структуры слова являются ведущим и стойким проявлением в структуре речевого дефекта при общем недоразвитии речи.
Применение системно-структурного анализа к исследованию слогового состава слова у детей позволяет выделить следующие предпосылки, необходимые для его становления: оптико-пространственная ориентация, динамическая и серийная организация двигательных актов, ритмический темпинг.
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются ошибки в передаче слоговой структуре слова. Правильно повторяя за логопедом сложные слова, дети нередко в самостоятельной речи их искажают, сокращая обычно количество слогов (вместо: дети слепили снеговика - дети сипили новика) Много ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки замены звуков и слогов, сокращение при стечении согласных в слове (товотик вместо животик).
Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно.
В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят. Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени.
Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.
Типичными для детей являются персеверации слов (хахист - хоккеист, ваваяпотик-водопроводчик), антиципации (астобус-автобус); добавление лишних звуков и слогов лимонт-лимон)
Характер ошибок слогового состава обусловлен состоянием сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных) возможностей ребенка.
Преодоление ошибок, выражающихся в перестановке или
добавлении слогов, свидетельствуют о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка.
Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывает на преимущественное нарушение артикуляционной сферы, и носят более стабильный характер.
Из всего вышесказанного можно заключить, что общее
недоразвитие речи представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все ее компоненты, в том числе и фонетико-фонематическая сторона речи. Степень нарушения фонематического восприятия (дифференциация фонем, звуковой анализ синтез), а также звуко-слоговая структура слова зависит от уровня речевого недоразвития.
В многих исследованиях отмечалось, что восприятия
звуков речи и их воспроизведение - это два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса (Р.М.Боскис, Н.Х.Швачкин, И.М.Сеченов, П.И. Жинкин, Д.Б.Эльконин, И.Л.Зимняя. В.И. Бельтюков, Р.Е.Левина, А.Р.Лурия) Звуковые единицы рассматриваются в трех аспектах: перцентивном, артикулярном, акустическом. Чтобы овладеть нормальным произношением, ребенок должен прежде всего четко и правильно воспринимать звуки на слух, иметь достаточно подготовленный для их произношения артикуляторный аппарат, в результате ра-
боты которого образуются единицы данной языковой системы. Реализация этого процесса с ОНР пока недостаточно изучены, что вызывает необходимость исследования особенностей восприятия расположения звуков речи.
Таким образом, целью нашей работы стало изучение особенностей слоговой структуры у детей с ОНР.
Предметом исследования является сформированность слоговой структуры у детей с ОНР.
Объект исследования: дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза. Наше исследование строиться на предположении о том, что у детей дошкольного возраста отмечаются нарушения слоговой структуры, которые при правильном подборе коррекционных занятий и методов будут нивелироваться.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной проблемам состояния слоговой структуры у детей с ОНР;
2.рассмотреть различные точки зрения на изучаемый нами вопрос и определить основные понятия: общее недоразвитие речи, уровни и причины ОНР;
3.изучить особенности нарушений звукослоговой структуры слова у детей с ОНР;
4. провести эмпирическое изучение слоговой структуры у детей с общим недоразвитием речи;
5. подобрать методы, занятия по коррекции и дальнейшему развитию слоговой структуры у детей с ОНР.
В исследовании применялись следующие группы методов:
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ работ детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, рейтинговая оценка, математическая обработка полученных в ходе исследования данных.
База исследования: один из частных детских садов города для детей с нарушениями речи.
Были исследованы 15 дошкольников старшей группы детского сада с общим недоразвитием речи. Исследование проводилось с января по март 2006г.
В написании своей работы мы опирались на труды таких ученых психологов, педагогов и логопедов, как Немов Р.С., Лалаева Р.И., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Фомичева М.Ф., Хватцев М.Е. и др.
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь не тождественны, возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство – речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на овладении профессией.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом — это такая речевая патология, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения.
К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Поскольку адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.
При общем недоразвитии речи у детей нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики, при этом типичном являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Речевая недостаточность у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия у них общеупотребительной речи до наличия развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Фонематическое недоразвитие у данной категории детей
проявляется, в основном, в несформированности процессов артикуляторными признаками, но и иногда дети не различают и, более контрастные звуки. В большей степени недостаточность фонематического
восприятия проявляется у детей 1 и 2 уровня и в меньшей у детей с третьим уровнем общего недоразвития речи.
Это задерживает овладение детьми звуковым анализом и
синтезом. Недоразвитие фонематического восприятия при выполнении элементарных действий звукового анализа (например, узнавание звука) проявляется в том, что дети смешивают заданные звуки с близкими по звучанию. При более сложных формах звукового анализа (например, придумывание слов на заданный звук) у этих детей оно проявляется в смешении заданных звуков с другими, менее сходными.
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова
Фонематическое восприятие – специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Имеется большое количество разработок по развитию фонематических процессов у детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, но до настоящего времени недостаточно изучены, на наш взгляд, возможности развития фонематических процессов учащихся младшей школы общеобразовательных классов, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи через систему фронтальных занятий по дифференциации пар согласных звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство при составлении рассказов.
Уровень фонематического восприятия детей находится в
определенной зависимости от выраженности лексико-грамматического недоразвития речи.
В настоящее время науки психология и логопедия уже дают ряд ответов на вопросы, касающиеся особенностей развития фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи, но и в настоящий момент данная тема не до конца изучена, что и обуславливает выбор темы нашего исследования.
Целью нашего исследования является изучение особенностей фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: фонематическое восприятие у детей дошкольного возраста с ОНР.
Объектом изучения стали дети старшей группы специализированного детского сада с общим недоразвитием речи.
Анализ логопедической и психолого-педагогической литературы, определение цели, объекта и предмета исследования позволили сформулировать следующую гипотезу: у детей с общим недоразвитием речи отмечаются нарушения в речевом развитии, в том числе и в фонематическом восприятии, что проявляется, в основном, в несформированности процессов артикуляторными признаками, но и иногда дети не различают и, более контрастные звуки. При верном подборе коррекционных методик и разработке логопедических занятий данные нарушения будут уменьшаться.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. провести анализ научной психолого-педагогической литературы, посвященной состоянию фонетического восприятия у детей с ОНР;
2.рассмотреть различные точки зрения на изучаемый нами вопрос и определить основные понятия: общее недоразвитие речи, уровни и причины ОНР;
3.изучить особенности фонематического восприятия у детей с ОНР;
4.провести диагностическое исследование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи;
5. подобрать методы, занятия по коррекции и дальнейшему развитию фонематического восприятия у детей с ОНР.
В исследовании применялись следующие группы методов:
1)теоретические: анализ литературы, моделирование общих и частных гипотез исследования, проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы;
2)эмпирические: диагностические методы (беседы, экспертная оценка, анализ работ детей, наблюдение, обобщение педагогического опыта);
3)статистические: ранжирование, рейтинговая оценка, математическая обработка полученных в ходе исследования данных.
База исследования: один из специализированных детских садов города для детей с нарушениями речи.
Были исследованы 15 дошкольников старшей группы детского сада с общим недоразвитием речи. Исследование проводилось с января по март 2006г.
В написании своей работы мы опирались на труды таких ученых психологов, педагогов и логопедов, как Немов Р.С., Лалаева Р.И., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Фомичева М.Ф., Хватцев М.Е. и др.
Актуальность темы исследования:
Большинство проблем, которые возникают в обучении, связаны с функцией внимания и организации своей деятельности, поэтому исследования механизмов внимания трудно переоценить. Знание особенностей произвольного внимания является необходимым условием создания последовательной системы формирования произвольного внимания у младших дошкольников с ОНР.
Цель исследования: изучить особенности произвольного внимания младших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть теоретические аспекты изучения произвольного внимания у младших дошкольников с общим недоразвитием речи;
2.Провести эксперимент и проанализировать его результаты;
3.На основе изучения и анализа специальной литературы разработать методические рекомендации по развитию произвольного внимания у детей с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: произвольное внимание младших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: особенности произвольного внимания младших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы и методики:
Теоретический (анализ и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования);
Эмпирический (эксперимент);
Количественный и качественный анализ с использованием методов математической статистики.
База исследования: ДОУ № .
Актуальность темы исследования:
В настоящее время одной из сложных и актуальных проблем коррекционной педагогики является создание условий для формирования у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) способности к овладению звуковой культурой речи, как необходимой предпосылки гармоничного развития и социализации личности.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что проблема преодоления фонетических и фонематических расстройств у детей с ОНР, имеющих нарушения звуковой стороны речи, и подготовка их к школьному обучению относится к числу теоретически и практически значимых, но еще недостаточно разработанных в логопедической теории и практике.
Цель исследования: изучить особенности формирования звуковой культуры речи у дошкольников с ОНР.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть звуковую культуру речи;
2. Изучить развитие фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе и у дошкольников с ОНР;
3. Выявить основные направления работы логопеда по воспитанию звуковой культуры речи;
4. Провести эксперимент;
5. Проанализировать результаты исследования;
6. Разработать на основе изучения психолого-педагогической литературы методические рекомендации по развитию звуковой культуры речи.
Гипотеза:
У дошкольников с ОНР развитие фонематического слуха находится на боле низком уровне, чем у детей с нормальным речевым развитием.
Методы и методики:
теоретический анализ лингвистической, психологической, педагогической литературы по теме исследования; наблюдение за учебной и игровой деятельностью дошкольников; педагогический констатирующий эксперимент.
Объект исследования: звуковая культура речи дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: процесс формирования звуковой культуры речи дошкольников с ОНР.
База исследования: ДОУ №
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества