Логопедия - готовые работы

fig
fig

2.1 Методика и организация экспериментального исследования
Выявление характера сформированности словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо для разработки теоретического обоснования включения в логопедическую работу новых разделов, направленных на развитие осознанных навыков и умений использования новых слов.
Цель экспериментального исследования заключалась в следующем: определить направления работы по формирование функции словообразования у старших дошкольников с ОНР. Для этого необходимо провести предварительную диагностику для определения уровня развития словообразования у детей с общим недоразвитием речи.
Исследование проводилось на базе дошкольного учреждения № 436. В исследовании принимали участие 20 детей с ОНР и 20 нормально говорящих сверстников. Был составлен список старших дошкольников, где каждому ребенку присвоен определенный порядковый номер (см. ПРИЛОЖЕНИЕ А).
Для изучения состояния словообразования у детей дошкольного возраста с нарушениями речи нами были адаптированы к возрасту и использованы 6 групп проб из методики для диагностики речевой патологии, разработанной Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной (см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б) [21].
Первая группа проб нацелена на исследование умения образования существительных — называние детенышей животных (у кошки котята, а у козы — кто?).
Вторая группа проб нацелена на умение детей образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом (ложка – ложечка)
Третья группа проб выявляет умение образовывать приставочные глаголы (ходит – уходит).
Четвертая группа проб выявляет умение образовывать от существительных относительных прилагательных (кукла из бумаги — бумажная, а из соломы — какая?).
Пятая группа проб направлена на изучение умения образовывать от существительных качественных прилагательных (мороз — морозный, дождь — ?).
Шестая группа проб выявляет умение образовывать от существительных притяжательных прилагательных (у собаки лапа собачья, а у волка — ?).

Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Формирование у детей грамматически правильной речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и в семье. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, он может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопрос, договориться со сверстниками о совместной игре. И, наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам, а иногда и раньше, дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными [6].
Раннее выявление речевой патологии и своевременная ее коррекция, а также профилактика вторичных речевых и нервно – психических нарушений – важнейшие задачи, стоящие перед логопедами, педагогами, врачами и родителями детей дошкольного возраста.
В специальной педагогике особенности развития фонематических представлений у детей с различными речевыми нарушениями изучали: Г.А. Каше, Р.Е.Левина, Л.В. Лопатина, Е.Ф.Соботович, Н.В.Серебрякова, Л. Ф. Спирова и др. [10;21].
Как показывают исследования речевых нарушений у детей (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова и др.), правильно сформулированный коррекционный процесс позволяет не только полностью устранить недостатки формирования фонематических представлений, но и сформировать устно-речевую базу для овладения элементами грамоты еще в дошкольный период. По наблюдениям исследователей, нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия и фонематических представлений создают помехи в основном на начальном этапе овладения чтением в букварный период. Недостаточное осознание звуковой стороны слова препятствует полноценному усвоению звукобуквенной символики. Все это обуславливает актуальность выбранной темы [10;21].
Объект исследования: особенности развития фонематических представлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: процесс развития фонематических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: выявить особенности фонематических представлений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровни развития фонематического представления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Определить направления и содержание работы по развитию фонематического представления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
Для решения задач исследования на теоретическом уровне применялись методы сравнительного анализа психолого-педагогической литературы.
На эмпирическом этапе - эксперимент, наблюдение, беседа, игра, наглядный метод.
Для обработки результатов использовался количественный и качественный анализ.
База исследования: Исследования проводилось на базе д/у №251.
В исследовании принимало участие 30 детей. 15 с нормой речевого развития и 15 с общим недоразвитием речи (III уровень).
Практическая (социальная) значимость полученных результатов.
Полученные данные могут быть использованы для работы логопедов и воспитателей группы для детей с общим недоразвитием речи, в специальных дошкольных учреждениях, в речевых центрах, а также родителям, имеющих детей с нарушениями речи.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы (25 источника), приложения (4 наименования). Общий объем работы без приложения составляет 33 страницы.

В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребенка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Особую значимость приобретают вопросы готовности детей к обучению в условиях реформирования системы образования в Республике Беларусь. Для дошкольников с речевыми расстройствами решение этих вопросов имеет особое значение, так как оно связано с проблемой ранней социальной адаптации этих детей.
На современном этапе исследователи отмечают стремительный рост речевой патологии в силу множества пагубных биологических и социальных причин (Л.С.Волкова). Распространенным речевым расстройством среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ОНР) [1].
Изучению детей с общим недоразвитием речи посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований (И.Т.Власенко, Г.В.Гуровец, Л.Н.Ефименкова, И.М.Жукова, Г.А.Каше, Р.Е.Левина, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркинаи др.). При достаточной исследованности и разработке приемов преодоления фонетико-фонематических, лексико-грамматических нарушений и формирования связной речи проблема готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи, диагностика и система коррекции остается актуальной.
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А.Каше, В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина) [7;8;19]
Интерес к проблеме готовности к обучению грамоте обусловлен постоянно возрастающей в современных условиях ролью чтения и письма как деятельности, которая обеспечивает общеобразовательную подготовку человека, воссоздает опыт, стимулирует развитие всей интеллектуальной сферы деятельности, организует поведение, совершенствует личность.
Объект исследования: готовность к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: процесс формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР.
Цель исследования: изучить особенности готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР.
Задачи исследования.
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования.
2. Диагностировать уровень готовности к обучению грамоте детей с ОНР.
3. Подобрать методы и способы формирования готовности к обучению грамоте детей с ОНР.
Методы исследования:
Для решения задач исследования на теоретическом уровне применялись методы сравнительного анализа психолого-педагогической литературы.
На эмпирическом этапе - эксперимент.
Для обработки результатов использовался количественный и качественный анализ, методы математической статистики
База исследования: Исследования проводилось на базе Д/У №168
В исследовании принимало участие 30 детей, из них 15 - с общим недоразвитием речи
Практическая (социальная) значимость полученных результатов.
Теоретические и экспериментальные данные могут быть использованы логопедами для разработки коррекционной работы по формированию готовности к обучению грамоте у старших дошкольников. Так же полученные результаты могут являются основой для разработки рекомендаций для родителей.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы (21 источник), приложения (4 наименования). Общий объем работы без приложения составляет 35 страниц.

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания и проведения психо-коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения внимания. Однако рекомендации для практических психологов и педагогов по данным вопросам относятся в основном к начальной школе и не освещают опыт организации работы с детьми дошкольного возраста, хотя на сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо ранее выявление и коррекция нарушений внимания уже у детей старшего дошкольного возраста. Изучению внимания посвящены труды как зарубежных, так и отечественных психологов (У. Джеймс, Т. Рибо, Н.Н. Ланге, П.Я. Гальперин, У. Джеймс, К.К. Платонов, Дормашев Ю.Б.)
Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
На современном этапе развития общества все большее внимание уделяется всестороннему развитию детей с речевой патологией. Изучением младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) занимались Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова В.А., Левина Р.Е., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. и многие другие. Ими было доказано, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие познавательной сферы ребенка.
Актуальность работы заключается в том, что именно дошкольный возраст является сенситивным периодом для формирования и развития когнитивных процессов, в том числе и внимания, без которого невозможно развитие мышления, памяти, восприятия. У дошкольника с ОНР отмечаются нарушения в познавательной сфере, следовательно, проблема непроизвольного внимания у таких детей требует пристального изучения, т.к. своевременная диагностика нарушений внимания позволит проводить коррекционную работу с детьми.
Цель исследования - изучить особенности непроизвольного внимания дошкольников с ОНР.
Объект исследования - непроизвольное внимание.
Предмет исследования - непроизвольное внимание дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования - непроизвольное внимание у дошкольников с ОНР развито хуже, чем у их здоровых сверстников.
Задачи исследования:
1. Определить понятие непроизвольного внимания.
2. Рассмотреть психофизиологические особенности дошкольников с ОНР.
3. Проанализировать особенности внимания у дошкольников с ОНР.
4. Экспериментально проверить гипотезу.
В качестве основных методов использовались:
- анализ литературы;
- изучение медицинско-психологическо-педагогической документации;
- констатирующий эксперимент;
- сравнительный анализ.

Воспитание адекватного и гибкого взаимодействия и поведения в обществе, способности к продуктивным межличностным отношениям, эмпатии и рефлексии, освоение социальных ролей, социально-эмоциональное развитие является важнейшей задачей современного общего и специального образования.
Формирование личности детей происходит в условиях взаимодействия их с окружающей средой, которая оказывает на них воспитывающее воздействие. В процессе жизни и деятельности в коллективе происходит постоянное взаимовлияние ребят друг на друга, в ходе которого формируются их оценка и самооценка, взгляды на события окружающей жизни.Необходимо отметить, что процесс включения ребенка в систему межличностных отношений сложный, неоднозначный, глубоко индивидуальный. Дошкольники, будущие члены коллектива, отличаются друг от друга индивидуальными особенностями характера и мышления. Поэтому они по-разному входят в систему межличностных отношений, занимают определённое положение в коллективе.
Широкая распространенность детей с тяжелыми нарушениями речи является для общества дополнительным источником серьезных проблем, к основным из которых можно отнести неполноценную социальную интеграцию таких дошкольников. Разработанная и созданная усилиями отечественных логопедов система специализированной помощи детям с различными формами речевого недоразвития достигла значительных успехов в решении задач диагностики и коррекции нарушений межличностных отношений и социального поведения в детском возрасте. Однако в гораздо меньшей степени уделялось внимание изучению генезиса и специфики собственно личностных проблем, неизбежно возникающих у этих детей в процессе социализации. Между тем именно такого рода проблемы, фокусируя в себе сложное соединение органических и социальных факторов развития ребенка, оформляются в различные феномены нарушения поведения, общей или частичной дезадаптации.
Изучение психологических особенностей детей в детском саду: внутригрупповых отношений, общения, совместной деятельности, восприятие и понимание дошкольниками друг друга, от характера которых зависит во многом формирование личности ребенка – важная проблема.
Проблема изучения межличностных взаимоотношений дошкольников является актуальной, так как потребность в общении – одна из основных социальных потребностей, которая возникает на самых ранних этапах человеческой жизни. Она является внутренней основой личных взаимоотношений.
Межличностные взаимодействия интенсивно изучали в детской и педагогической психологии такие психологи, как Л.И. Божович, Я.Л. Коломинский, Лисина М.И., Репина Т.А., Смирнова Е.О. [9;16;17]и ряд других ученых.
Актуальность проблемы. Проблема изучения межличностных взаимоотношений дошкольников достаточно актуальна, так как от развития коммуникативной сферы детей зависит не только успешность в общении со сверстниками, но и в жизни в целом. Актуальность темы исследования определяется необходимостью дальнейшего развития и совершенствования процесса обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), повышения эффективности коррекции речевых дефектов и связанных с ними отклонений в психическом развитии. Особую значимость приобретают вопросы социальной адаптации детей, что тесно связано с проблемой их общения.
Недостаточная научная разработанность проблемы развития общения у детей с тяжелыми нарушениями речи сказалась на практике работы специальных детских садов и групп, результатах деятельности логопедов, дефектологов и воспитателей. Осуществление обучения без опоры на действенный опыт, на практическую деятельность, употребление фраз в строго заданных условиях по требованию взрослого приводит к тому, что в итоге многократных занятий уровень развития речи детей продолжает оставаться низким. Вышеизложенные факты обусловливают выбор следующей темы исследования: «Особенности межличностных отношений в группе старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи»
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально доказать, влияет ли уровень речевого развития детей на характер межличностных взаимоотношений со сверстниками.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
2. Экспериментальным путем изучить особенности межличностного взаимодействия детей 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи.
3. Подобрать методы и приемы по формированию межличностных отношений со сверстниками у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Объект исследования: дети среднего дошкольного возраста
Предмет исследования: особенности межличностных взаимоотношений детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
2. Социометрический эксперимент. («Выбор в действии» Я.Л.Коломинский)
3. Методика одномоментных срезов структуры группы детского сада в свободном общении Репиной Т.А.
Практическая (социальная) значимость полученных результатов
Теоретические и экспериментальные данные могут быть использованы в лекциях, консультациях для родителей дошкольников, при проведении семинаров по данной проблеме, как с педагогами, так и с родителями детей, имеющих тяжелые нарушения речи.

Контрольная работа по логопедии содержит следующие задания:

1. Провести обследование ребенка с ринолалией (возраст ребенка, форма ринолалии по выбору студента) и заполнить речевую карту. Составить перспективный план развития на год на обследованного ребенка и занести его в речевую карту.
2. Составить конспект занятия ребенка с ринолалией.
3. Провести обследование ребенка с дизартрией (возраст ребенка, форма дизартрии по выбору студента) и заполнить речевую карту. Составить перспективный план работы (на год) на обследованного ребенка и занести его в речевую карту.
4. Составить конспект занятия с ребенком с дизартрией.

Контрольная работа по логопедии содержит 4 задания:

1. Провести обследование ребенка с ринолалией (возраст ребенка, форма ринолалии по выбору студента) и заполнить речевую карту. Составить перспективный план развития на год на обследованного ребенка и занести его в речевую карту.
2. Составить конспект занятия ребенка с ринолалией.
3. Провести обследование ребенка с дизартрией (возраст ребенка, форма дизартрии по выбору студента) и заполнить речевую карту. Составить перспективный план работы (на год) на обследованного ребенка и занести его в речевую карту.
4. Составить конспект занятия с ребенком с дизартрией (младший школьный возраст).

Воссоздающее воображение имеет важнейшее значение в психическом развитии человека. Давая возможность по чужому рассказу и описанию представить себе то, чего сам не видал и не можешь увидеть, оно выводит человека за узкие рамки его личного опыта и делает его знания конкретными и живыми.
Воображение ребенка начинает развиваться в конце второго — начале третьего года жизни. О наличии образов как результате воображения можно судить по тому, что дети с удовольствием слушают рассказы, сказки, сопереживая героям. Развитию воссоздающего (репродуктивного) и творческого (продуктивного) воображения дошкольников способствуют различные виды деятельности, такие как игра, конструирование, лепка, рисование. Особенность образов, которые создает ребенок, состоит в том, что они не могут существовать самостоятельно. Им нужна внешняя опора в деятельности. Так, например, если в игре ребенок должен создавать образ человека, то эту роль он берет на себя и действует в воображаемой ситуации Большое значение в развитии воображения имеет детское словотворчество. Дети сочиняют сказки, дразнилки, считалки и т.д. В младшем и среднем дошкольном возрасте процесс словотворчества сопровождает внешние действия ребенка. К старшему дошкольному возрасту оно становится независимым от внешней его деятельности [16, c 97].
Актуальность данной работы состоит в том, что по исследованиям М.М. Нудельман, С. К. Сиволапова Н.А. Цыпиной отмечается тесная связь между речевым развитием и познавательными процессами, т.е. многие исследователи отмечают недостаточность развития воображения при тяжелых нарушениях речи [8, c 45]. В то же время, особенности воссоздающего воображения в дошкольном возрасте изучены недостаточно полно. Хотя очевидно, что воссоздающее воображение имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка. В то же время очевидно, что дети, растущие вне семьи, требуют особого внимания и заботы как со стороны общества в целом, так и со стороны педагогов и воспитателей. Именно поэтому возникает настоятельная необходимость в более тщательной и научно обоснованной организации их жизни в учреждениях закрытого типа.
Цель исследования – изучить особенности воссоздающего воображения дошкольников с ТНР, воспитывающихся в условиях детского дома.
Объект исследования –воссоздающее воображение
Предмет исследования - особенности воссоздающего воображения у дошкольников, воспитывающихся в условиях детского дома.
Гипотеза исследования: у дошкольников с ТНР воссоздающее воображение развито недостаточно по сравнению с дошкольниками без речевой патологии.
Исходя из цели были определены следующие задачи исследования:
- Определить понятие воссоздающего воображения;
- Изучить психолого-педагогическую характеристику дошкольников с ТНР;
- Рассмотреть особенности воссоздающего воображения у дошкольников с ТНР;
- Исследовать воссоздающее воображение у дошкольников с ТНР, воспитывающихся в условиях детского дома;
- определить основные направления педагогической работы по развитию воссоздающего воображения дошкольников с ТНР.
Структура работы:
Работа состоит из введения, заключения, списка литературы, приложения и 3 глав. Первая глава содержит обзор теоретических источников по проблеме, вторая глава содержит проведение экспериментального исследования, в третьей главе описывается педагогическая работа по развитию воссоздающего воображения у дошкольников с ТНР.

Заикание очень распространенное страдание и встречается во всех возрастах и у лиц обоего пола, хотя по большей части им страдают мальчики в возрасте 6-14 лет, между тем как девочки и взрослые лица бывают сравнительно реже поражены этим пороком речи. Изучением феномена заикания занимались такие ученые как И.А. Сикорский, А. Либманн, Г.Д. Неткачев, Ю.А. Флоренская, В.С. Кочергина, Т. Гепфнер, Э. Фрешельс, М.И. Пайкин, М.Е. Хватцев, А.М. Смирнова, Н.А. Власова, Н.И. Жинкин. Однако, несмотря на многочисленные труды, до сих пор не существует единого мнения на проблему заикания.
Любая конкретная деятельность является частным случаем общения. Чем более у ребенка развита коммуникативная функция языка, тем в более сложные виды совместной деятельности он может вступать. Поэтому в ходе обучения существенно совершенствуется регулятивная функция речи в плане регуляции деятельности других людей (в разных видах совместной учебной и общественной деятельности) и собственного поведения.
Актуальность данной работы заключается в том, что полноценная учебная деятельность возможна лишь при достаточно высоком уровне развития речи (Т.Н. Доронова, О.С. Ушакова и др.). Высокий уровень развития речи предполагает определенную степень сформированности не только средств языка, но также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях, общения. Элементарные формы общения в наглядной ситуации доступны каждому ребенку. Они не требуют особых усилий и совершаются с полной непосредственностью речевого поведения. Но дети с заиканием испытывают определенные трудности в усвоении учебной программы.
Цель исследования – изучить особенности речевой коммуникации у учащихся младших классов с заиканием.
Объект исследования – речевая коммуникация.
Предмет исследования – особенности речевой коммуникации у младших школьников с заиканием.
Гипотеза исследования: у учащихся младших классов с заиканием испытывают большие затруднения в общении, чем их здоровые сверстники.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи исследования:
- Проанализировать подходы к проблеме заикания в зарубежной и отечественной психологии;
- Рассмотреть причины заикания в младшем школьном возрасте;
- Изучить коммуникативную сторону речи у младших школьников с заиканием;
- Экспериментально проверить гипотезу;
- Разработать психолого-педагогические рекомендации по совершенствованию коммуникативных функций речи у заикающихся младших школьников.
Методологические основы исследования: в основу исследования была положена концепция Р. Е. Левиной, рассматривающей заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи.
Методы исследования:
- анализ литературы;
- изучение медицинско-психологическо-педагогической документации;
- констатирующий эксперимент;
- сравнительный анализ.

Контрольная работа по логопедии содержит следующие задания:

1) Составить протокол обследования заикающихся детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с описанием материала для исследования
2) Составить таблицу «Основные направления комплексной лечебно-педагогической работы с заикающимися детьми»
3) План-конспект просмотренного занятия с заикающимися младшими школьниками (дошкольниками) с подробным его анализом

Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества