Логопедия - готовые работы

fig
fig

Как известно, диалог занимает практически 70 % нашей разговорной речи.
В данной курсовой работе диалог рассматривается как процесс обще-ния двух или более собеседников-партнеров, где в рамках одного речевого акта каждый из участников поочередно выступает в качестве слушающего и говорящего.
В настоящее время наиболее распространенным речевым нарушени-ям является общее недоразвитие речи, которое имеет тенденцию к росту. Дети с общим недоразвитием речи, являясь основным контингентом лого-педических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнородную группу по тяжести проявления дефекта и по приро-де его возникновения.
Цель: проанализировать особенности диалогической речи у старших до-школьников с речевой нормой и у старших дошкольников с общим недораз-витием речи Ш уровня.
Объект исследования: диалогическая речь у старших дошкольников с рече-вой нормой и с общим недоразвитием речи Ш уровня.
Предмет исследования: процесс развития диалогической речи у старших дошкольников с речевой нормой и с общим недоразвитием речи Ш уровня.
В соответствии с предметом и целью выступают следующие задачи рабо-ты:
1. Теоретический анализ специальной литературы.
2.Провести теоретический и экспериментальный анализ диалогической ре-чи у детей в старшем дошкольном возрасте.
3.Изучить особенности диалогической речи.
4. Определить пути и способы коррекционно-педагогической работы по формированию диалогической речи.
5.предложить рекомендации для развития диалогической речи у старших дошкольников.
Для решения поставленных задач использовались теоретические и эм-пирические методы исследования: анализ педагогической, психологической и логопедической литературы по исследуемой теме, анализ и обобщение имеющихся программ обучения и воспитания детей с ОНР Ш уровня и с ре-чевой нормой, анализ медицинских и психолого-педагогических докумен-тов, сравнительный анализ данных, констатирующий эксперимент, компью-терная программа MS Word.
Для решения частных задач использовались беседы с воспитателями, логопедами, родителями детей обеих групп.
Специфика выбранной темы и поставленными перед нами задачами обусловила выбор и структуру работы.
Данная курсовая работа состоит из 3-х глав, введения и заключения.
В первой главе диалог рассматривается как имеющий различные виды объект обучения, особенности диалогической речи в норме и при ее недо-развитии.
Вторая глава посвящена проводимому эмпирическому исследованию и описанию полученных результатов.
В третьей главе внимание акцентируется на рекомендациям по разви-тию связной, в том числе диалогической речи.
Практическая значимость работы заключается в использовании диа-логов на разных этапах обучения для более успешного усвоения и закреп-ления материала, а также практического использования в разговорной речи.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
На сегодняшний день принято считать, что тяжелые нарушения речи – группа речевых нарушений, при которых ребенок не в состоянии обучаться в общеобразовательных учреждениях. Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят.
Воображение– это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Актуальность данной работы заключается в том. что в дефектологии исследования сформированного воображения у детей с тяжелыми нарушениями речи свидетельствуют о наличии тесной связи процессов воображения и мышления и о значительной роли интеллектуального фактора в развитии воображения (М.М. Нудельман, С. К. Сиволапов, Н.А. Цыпина). Несмотря на проведенные исследования особенностей воображения у дошкольников с нарушениями речи (С.П.Кондрашов, С.В.Дьякова, В.П. Глухов, Овчинникова Т.С), воображение дошкольников с тяжелыми нарушениями речи изучено недостаточно. В то же время существует необходимость изучения особенностей воображения именно в дошкольном возрасте, т.к. данный возраст является сенситивным для развития познавательных процессов, в том числе и воображения.
Цель исследования – изучить особенности воображения у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Объект исследования – особенности воображения.
Предмет исследования – особенности воображения у старших дошкольников с ТНР.
Гипотеза исследования - воображение дошкольников с ТНР развито недостаточно по сравнению с их здоровыми сверстниками.
Исходя из цели были определены следующие задачи исследования:
- Определить понятие воображения в современной психологии;
- Изучить особенности воображения в дошкольном возрасте;
- Рассмотреть особенности воображения при тяжелых нарушениях речи (ТНР);
- Выявить путь формирования воображения дошкольников с ТНР.
Методы исследования:
- анализ литературы;
- изучение медицинско-психологическо-педагогической документации;
- констатирующий эксперимент;
- сравнительный анализ.
Структура работы:
Работа состоит из введение, заключения, списка литературы, приложения и 3 глав. Первая глава содержит обзор теоретических источников по проблеме, вторая глава содержит проведение экспериментального исследования, в третьей главе описывается педагогическая работа по развитию воображения у дошкольников с ТНР.

Повышение эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения предусматривает всесторонне, гармоничное развитие всей личности ребенка, всех психических процессов. Особое внимание уделяется развитию речи, т.к. именно речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дисграфиками и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения). Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематическое восприятие (Р.Е.ЛевинА, Р.М. Боскис, Н.Х. Швачкин, А.Н. Гвоздев, Н.И. Красногорская).
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В исследованиях Р.Е.Левиной, Н.А.Никашиной, Р.М.Боскис, Г.А.Каше изучены психолого-педагогические особенности детей с ФФНР, раскрыта связь фонематических нарушений с речью.
Актуальность данной работы заключается в том, что исследования ряда психологов, педагогов, лингвистов (Д.Б. Эльконина, А.Р. Лурии, Д.Н. Богоявленского, Ф.А. Сохина, А.Г. Тамбовцевой, Г.А. Тумаковой и др.) подтверждают, что элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. Следовательно, развитие фонематического слуха у дошкольников с ОНР является необходимым условием для коррекции речевого нарушения данной группы детей. Кроме того, необходимо развивать фонематический слух дошкольников для подготовки детей к учебной деятельности.
Цель исследования – изучить развитие фонематического слуха у дошкольников с ОНР.
Объект исследования – фонематический слух.
Предмет исследования – особенности фонематического слуха у дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования: фонематический слух дошкольников с ОНР развит недостаточно по сравнению с их сверстниками с отсутствием нарушений речи.
Исходя из цели были определены следующие задачи исследования:
1. Выявить состояние проблемы исследования в научной литературе;
2. Изучить особенности фонематического слуха у дошкольников с ОНР;
3. Сравнить особенности фонематического слуха у дошкольников с ОНР с фонематическим слухом у их здоровых сверстников;
4. Определить основные направления развития фонематического слуха у дошкольников с ОНР.
Методы исследования:
- анализ литературы;
- изучение медицинско-психологическо-педагогической документации;
- констатирующий эксперимент;
- сравнительный анализ.
Структура работы:
Работа состоит из введение, заключения, списка литературы, приложения и 2 глав. Первая глава содержит обзор теоретических источников по проблеме, вторая глава содержит проведение экспериментального исследования.

Важнейшая особенность психики состоит в том, что отражение внешних воздействий постепенно используется индивидом в его дальнейшем поведении. Память, таким образом, становится важнейшей характеристикой психической жизни личности. Никакое актуальное действие немыслимо вне процессов памяти, т.к. протекание любого когнитивного процесса обязательно предполагает удержание каждого элемента психического акта.
Понятие памяти всесторонне изучено как зарубежными, так и отечественными психологами (А.В. Петровский, А.Н. Леонтьев, В.Г. Крысько, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А. Бине и т.д.)
Непроизвольное запоминание играет большую роль в дошкольном возрасте. Как показывают исследования А. А. Смирнова, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьева, дети без особых усилий запоминают материал, с которым они действуют.
На современном этапе развития общества все большее внимание уделяется всестороннему развитию детей с речевой патологией. Проблемой нашего исследования является уровень связной письменной речи детей с общим недоразвитием речи. Изучением младших школьников с бощим недоразвитием речи (ОНР) занимались Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Ястребова В.А., Туманова Т.В., Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. и многие другие. Ими было доказано, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие познавательной сферы ребенка.
Актуальность данной работы заключается в том, что несмотря на то, что ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточное развитие как произвольного, так и непроизвольного запоминания (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова), проблема изучения соотношения произвольного и непроизвольного запоминания у дошкольников с ОНР изучена недостаточно. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Цель исследования – изучить особенности соотношения произвольного и непроизвольного запоминания у дошкольников с ОНР.
Объект исследования – соотношение между произвольным и непроизвольным запоминанием.
Предмет исследования - особенности соотношения между произвольным и непроизвольным запоминанием у старших дошкольников с ОНР.
Гипотеза исследования: старшие дошкольники с ОНР обладают недостаточным уровнем развития произвольного и непроизвольного запоминания по сравнению со своими здоровыми сверстниками; у старших дошкольников с ОНР непроизвольное запоминание преобладает над произвольным.
В соответствии с целью нашего исследования мы поставили следующие задачи:
- Провести анализ литературы по проблеме особенностей произвольного и непроизвольного запоминания у детей с ОНР дошкольного возраста.
- Изучить состояние произвольного и непроизвольного запоминания у старших дошкольников с ОНР.
- Определить особенности педагогической работы по обучению дошкольников приемам и способам запоминания.
Методы исследования:
- анализ литературы;
- констатирующий эксперимент;
- сравнительный анализ.
Структура работы:
Работа состоит из введение, заключения, списка литературы, приложения и 3 глав. Первая глава содержит обзор теоретических источников по проблеме, вторая глава содержит проведение экспериментального исследования.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Впервые наиболее полно симптоматика заикания была представлена в работе И. А. Сикорского «Заикание» (1889). Проявления заикания у лиц в разные возрастные периоды изучали М. Е. Хватцев, М. Зееман, Э. Фрешельс, В. А. Гиляровский, Н. П. Тяпугин, С, С. Ляпидевский и многие другие.
Воображение– это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Как показали исследования Л. С. Выгодского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Актуальность данной работы заключается в том. что в дефектологии исследования сформированного воображения у детей с нарушениями речи свидетельствуют о наличии тесной связи процессов воображения и мышления и о значительной роли интеллектуального фактора в развитии воображения. При заикании происходит нарушение не только процессов коммуникации, но и изменения в познавательных и личностных особенностях дошкольников. В частности, у дошкольников с заиканием наблюдается нарушение процесса воображения. В то же время существует необходимость изучения особенностей воображения именно в дошкольном возрасте, т.к. данный возраст является сенситивным для развития познавательных процессов, в том числе и воображения.
Цель исследования – изучить особенности воображения у старших дошкольников с заиканием.
Объект исследования – особенности воображения.
Предмет исследования – особенности воображения у старших дошкольников с заиканием.
Гипотеза исследования - воображение дошкольников с заиканием развито недостаточно по сравнению с их здоровыми сверстниками.
Исходя из цели были определены следующие задачи исследования:
- Определить понятие воображения в современной психологии;
- Изучить особенности воображения в дошкольном возрасте;
- Рассмотреть особенности воображения при заикании.
Методы исследования:
- анализ литературы;
- изучение медицинско-психологическо-педагогической документации;
- констатирующий эксперимент;
- сравнительный анализ.
Структура работы:
Работа состоит из введение, заключения, списка литературы, приложения и 2 глав. Первая глава содержит обзор теоретических источников по проблеме, вторая глава содержит проведение экспериментального исследования.

Контрольная работа содержит 3 задания:

1. Составить развернутую психолого-педагогическую характеристику обследованного учащегося с логопедическим заключением и перспективным планом коррекционного воздействия
2. Составьте таблицу «Основные направления комплексной лечебно-педагогической работы с заикающимися подростками».
3. Составить план-конспект занятия с заикающимися подростками

Проблема афазии и восстановительного обучения все больше привлекает внимание исследователей в области различных наук: логопедии, нейропсихологии, лингвистики, психолингвистики и др. Интерес к этой проблеме основан, с одной стороны, на значимости ее изучения для углубления представлений о законах работы мозга, о связи речи с мозгом, о ее психофизиологических основах, о взаимодействии речи с другими психическими процессами; с другой стороны, возрастающий интерес к этой области знания обусловлен ее социальной и практической значимостью в связи с вопросами восстановления полноценной жизнедеятельности таких больных.
Афазия — одно из наиболее тяжелых последствий мозговых поражений, при котором системно нарушаются все виды речевой деятельности. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения (например, расположение очага поражения при кровоизлиянии в подкорковых отделах мозга позволяет надеяться на спонтанное восстановление речи), величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности, при левшестве. Реакция личности больного на речевой дефект и особенности преморбидного строения функции (например, степень автоматизации чтения) определяют фон восстановительного обучения.
Современная нейропсихология рассматривает речевую способность как одну из сложных функциональных систем, включающую в свой состав много звеньев и опирающуюся на совместную работу многих участков коры головного мозга, каждый из которых выполняет свою особую роль. При поражении любого из участков страдает вся речь в целом, но каждый раз это нарушение специфично: оно зависит от того, какую «собственную функцию» выполнял данный участок, какие вторичные системные нарушения он вызвал, какие функциональные перестройки возникли в результате этого. Таким образом, внешняя картина афазического расстройства складывается из первичных, вторичных и третичных факторов и для выделения первичного дефекта необходим специальный «факториальный» анализ. Только такой качественный структурный анализ позволяет проникнуть как в механизм нарушения, так и в механизм нормальной деятельности функции.
Основа современных представлений о внутренней картине афазии была заложена уже в исследованиях А.Р.Лурия, Б.В.Зейгарник, М. С.Лебединского, В. В. Оппель, В. М. Когана, которые считали, что психические проблемы этих больных связаны с неправильной организацией их отношения к себе, своим возможностям, а также неправильным отношением окружающих, и особенно членов его семьи, к их заболеванию и возможностям. Эти вторичные невротические симптомы возникают у больных с запущенной афазией.
Актуальность работы заключается в том, что, несмотря на большое количество исследований в области изучения больных с афазией, вопрос коррекционно-восстановительной работы при афазии остается неизученным недостаточно. Известно, что при афазии страдают все стороны речи, в частности, экспрессивная речь. Изучения нарушения экспрессивной стороны речи при сенсорных и моторных формах афазии должно находиться в центре внимания современных ученых. Особое внимание необходимо уделить особенностям коррекционной работы по формированию экспрессивной стороны речи при разных формах афазии.
Цель исследования – изучить особенности формирование экспрессивной стороны речи при сенсорных или при моторных формах афазии.
Объект исследования – формирование экспрессивной речи.
Предмет исследования – особенности формирования экспрессивной речи при сенсорных и моторных формах афазии.
Гипотеза исследования – при моторных формах афазии наблюдается нарушение экспрессивной стороны речи, которая может быть развита в ходе логопедической работы.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
На сегодняшний день большое внимание уделяется обучению и развитию аномальных детей. Синдром Дауна - самая распространённая генетическая аномалия. По статистике, 1 младенец из 600-800 появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Ребёнок, родившийся с синдромом Дауна, обладает некоторыми характерными физическими и психическими особенностями, одной из которых является речевое нарушение.
Актуальность данной работы заключатся в том, что речь у ребенка формируется поэтапно, постепенно. При этом звукоподражание является источником формирования речи. Слыша речь другого человека, ребенок учится говорить сам, подражая звукам, издаваемым взрослыми. Известно, что дошкольный возраст является сенситивным для развития речевой функции, именно на данном возрастном этапе у ребенка сформированы основные произносительные навыки, фразовая речь. Дошкольники с синдромом Дауна в силу своего психофизиологического развития имеют сложности в слуховом восприятии речи и произнесении звуков, т.е. звукопроизношение таких детей хуже, чем у их здоровых сверстников. В то же время, поскольку без развитого навыка звукоподражания развитие речи невозможно, с дошкольниками с синдромом Дауна необходимо проводить коррекционную работу по развитию звукоподражания.
Объект исследования – звукоподражание.
Предмет исследования – развитие звукоподражания у старших дошкольников с синдромом Дауна.
Гипотеза исследования – у старших дошкольников с синдромом Дауна отмечаются грубые нарушения звукоподражания.
Задачи исследования:
1. Изучить онтогенез звукоподражания ребенка.
2. Рассмотреть психофизиологические особенности дошкольников с синдромом Дауна.
3. Проанализировать особенности звукоподражания у дошкольников с синдромом Дауна.
4. Экспериментально изучить звукоподражание у старших дошкольников с синдромом Дауна.
5. Рассмотреть методику развития звукоподражания у детей с синдромом Дауна.

Актуальность исследования. Исследования последних десятилетий в области детской речи ориентируются на общие языковые категории, ведущее место среди которых занимает анализ семантико-синтаксических конструкций.
Отечественные и зарубежные лингвисты отводят предикату главную роль в организации синтаксических единиц, составляющих основу речевой коммуникации (Ю.Д. Апресян, К. Бюлер, В.В. Виноградов, С.Д. Канцельсон, А.А. Пешковский, Э. Сепир и др.). Определено значение предиката как термина логики и языкознания, обозначающего конститутивный член суждения, т.е. то, что высказывается, утверждается или отрицается о субъекте [11;19].
Психолингвистические исследования свидетельствуют о том, что центральной категорией развития синтаксиса детской речи является психологическая предикативность как соотнесение содержания высказывания с действительностью (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Л.В. Сахарный, А.М. Шахнарович и др.) [8].
Анализ речевой продукции дошкольников с тяжелыми нарушениями речи различного генеза свидетельствует о значительных трудностях в использовании лексических единиц, что выражается в стереотипных ответах, неадекватных семантических заменах, стойком аграмматизме. Специфика нарушений лексики определяется структурой речевого дефекта, возрастом, социально-культурными факторами и др.
В логопедической литературе неоднократно поднимался вопрос об особенностях организации лексико-грамматического строя речи детей с тяжелыми нарушениями речи (Р.Е. Левина, Л.В. Лопатина, Г.В. Чиркина и др.). Рассматривая структуру речевой деятельности детей с ТНР, Т.Д. Барменкова, В.К. Воробьёва, В.П. Глухов, В.А. Ковшиков, Л.Ф. Спирова и др. отмечают негативное влияние несформированности языковых знаков и ограниченности языковых средств на предикативные процессы. Бедность словарного запаса дошкольников с тяжелыми нарушениями речи объясняется трудностями реализации операций номинации и предикации, несовершенством парадигматических и синтагматических отношений (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова и др.) [13;18].
Недостаточность данных о состоянии и особенностях функционирования предикативной лексики у детей с тяжелыми нарушениями речи побуждает к поиску новых, теоретически обоснованных сведений о дизонтогенетической организации высказываний различной сложности. Это и обусловило актуальность выбранной темы.
Объект исследования: лексическая сторона речи детей с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: формирование предикативной лексики у старших дошкольников с ТНР.
Цель исследования: изучить особенности предикативной лексики старших дошкольников с ТНР и определить основные направления коррекционно-педагогической работы по формированию предикативной лексики у старших дошкольников с ТНР.
Задачи исследования.
1.Изучить состояние проблемы исследования в научной литературе.
2. Выявить особенности понимания и употребления предикативной лексики, выраженной глаголами старшими дошкольниками с ТНР в сравнении с их нормально говорящими сверстниками.
3. Предложить методические приёмы, направленные на формирование предикативной лексики у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в рамках выделенных направлений коррекционно-педагогической работы.
Методы исследования:
Для написания курсовой работы использовались следующие методы:
1. Теоретические (анализ научной литературы).
2. Эмпирические (констатирующий эксперимент).
3. Статистические (количественный и качественный анализ, метод математической статистики).
Практическая (социальная) значимость полученных результатов.
Теоретические и экспериментальные данные могут быть использованы в лекциях, консультациях для родителей, при проведении семинаров по данной проблеме, как с педагогами, так и с родителями. Практическая значимость работы состоит в том, что предлагаемая система методических приёмов может быть рекомендована к применению в логопедической практике на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы (19 источников), приложения (4 наименования). Общий объем работы без приложения составляет 28 страниц.

Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества