Логистика - готовые работы

fig
fig
Методологической основой для разработки комплекса задач стали подходы к обеспечению интеграции, разработанные Бауэрсоксом и Клоссом, методика анализа связей, предложенная П. Друкером, цели и особенности логистической системы управления торговым ассортиментом в сфере внешней торговли, а также цель обеспечения интеграции функций логистики и логистики с другими функциональными зонами управления организацией.
На рис.3. представлена модель системы задач, подлежащих решению в рамках межфункциональной группы.

Рис. 3. Комплекс задач межфункциональной группы в логистической системе управления торговым ассортиментом
Представленный на рис. 3 комплекс задач межфункциональной группы по управлению торговым ассортиментом включает 8 блоков задач, каждая из которых сформулирована и обоснована в диссертации.
Достоинствами предлагаемого подхода к обеспечению интеграции элементов в логистической системе управления торговым ассортиментом в сфере торговли, по нашему мнению, являются следующие:
Обеспечение интеграции всех участников логистического процесса как внутри логистической системы, так и между ней и другими функциональными зонами организации без нарушения организационной структуры и связанных с этим проблем фактической передачи и переподчинения функций.
Обеспечение выполнения функций планирования, организации, мотивации, контроля и регулирования в логистической системе в сквозном режиме.
Обеспечение не только интеграции действий всех участников, но и самонастройки, самоорганизации, самосовершенствования логистической системы, повышения ее адаптационных характеристик.
Обеспечение систематического поиска новых, современных подходов к управлению торговым ассортиментом на основе логистического подхода.
Решение задачи обеспечения быстроты распространения информации в логистической системе.
Решение задачи обучения менеджеров, участников межфункциональной команды и их профессионального роста.
3 Логистический подход к формирование международных транспортных коридоров
Ключевым моментом современного транспортного процесса должен стать тезис – «возить не грузы, а товары». На основе такого подхода весь объем использования транспортных мощностей МТК можно разделить на две группы:
Экспортно-импортные перевозки в интересах самих государств-участников СНГ.
Транзит товарных потоков в направлениях «Запад-Восток» и «Север-Юг».
Динамика роста экспортно-импортных перевозок государств-участников СНГ с использованием МТК отражена на рисунке 4. Рисунок 5 иллюстрирует долю некоторых государств Содружества во внешней торговле Российской Федерации.

Рис.4. Динамика роста импорта и экспорта товаров государств-членов СНГ

Рис.5. Доля отдельных государств-членов СНГ во внешней торговле Российской Федерации в 2005-2006 г.г.
Анализ представленных материалов показывает, что государства-участники СНГ, и в частности, Российская Федерация, удовлетворяют свои потребности в экспортно-импортных перевозках за счет мощностей МТК. Экспортно-импортный товаропоток является основным источником развития этих транспортных коридоров. Динамика роста его весьма обнадеживающая.
Темпы роста транзитных перевозок в широтном и меридиональном направлениях в несколько раз меньше. Транзитный потенциал МТК используется не полностью[2,с.165].
Основные группы барьеров в сфере использования международных транспортных коридоров, проходящих по территориям государств-членов СНГ, приведены на рис. 6
Причиной роста барьеров, несмотря на проводимую работу по их снижению, является недостаточный уровень системного подхода к согласованному и совместному развитию нормативно-правового, информационного, нормативно-технологического и инфраструктурного развития МТК. Усилия по преодолению отдельных составляющих транспортных барьеров не дают ожидаемого синергетического эффекта, так как прорывы в одном или даже нескольких направлениях сводятся на нет отставанием и разобщенностью в других областях.
В блоке нормативно-правовых проблем недостаток системности подхода проявляется в превалировании двусторонних соглашения в ущерб многосторонним, которые только и могут обеспечить гармонизацию формирования МТК.
Ключевыми принципами создания в рамках СНГ единого режима функционирования МТК должны стать открытость, транспарентность и недискриминация [3,с.156].
Важное значение должно придаваться последовательной и прогрессирующей либерализации взаимного доступа на рынки транспортных услуг. Очевидно, что более широкий доступ к рынку транспортных услуг будет содействовать повышению эффективности функционирования международных транспортных коридоров, проходящих по территориям государств-членов СНГ.
Приоритетными направлениями снижения барьеров в сфер МТК должны стать:
Поэтапная либерализация разрешительной системы при перевозках пассажиров и грузов между государствами Содружества и обеспечение свободы транзита;
унификация режимов перевозок пассажиров и грузов между государствами-участниками СНГ и третьими странами;
расширение доступа к рынку транспортных услуг, осуществляемое через коммерческое присутствие;
гармонизация систем лицензирования;
принятие единых подходов по развитию конкуренции и предотвращению недобросовестной конкурентной практики;
принятие обязательств о взаимном признании сертификатов, дипломов и др. применительно к транспортным средствам, водителям и менеджерам транспортных компаний.
Существует множество разновидностей сделок этой группы, например: компенсационные сделки. Продавец соглашается получить оплату частично или полностью в виде поставок каких-либо товаров покупателя. Как правило, это оформляется одним контрактом. Такие сделки напоминают бартерные, но имеют некоторые существенные отличия. Во-первых, каждый партнер выставляет счет за свои поставки в денежной форме. Во-вторых, экспортер может поручить выполнение своих обязательств по встречному импорту третьей стороне. При такой форме сделки можно получать выручку одновременно;
встречные закупки (встречные поставки). Экспортер обязуется закупить или устроить закупку третьей стороной товаров импортера на сумму, составляющую определенный, заранее оговариваемый процент от его собственных поставок. Эти сделки оформляются двумя контрактами, причем иногда не указываются конкретные товары, а фиксируются сроки и сумма закупки. Платежи по контракту осуществляются одновременно;
авансовые закупки. В этом случае первоначальные и встречные поставки как бы меняются местами, т. е. сторона, заинтересованная в продаже своих товаров определенному покупателю, сначала закупает какие-либо товары или услуги у него;
соглашение об “оффсете”. Экспортер соглашается закупить в стране импортера товары на сумму, составляющую определенную долю от суммы экспортной поставки, причем такая доля чаще всего превышает 100%. Сделки такого рода, как правило, связаны с дорогостоящими программами закупок оружия и военной техники;
сделки типа “свитч”. В этом случае экспортер передает свои обязательства по встречной поставке третьей стороне, как правило, специализированной торговой фирме. Такие операции применяются в сочетании с любыми другими формами, кроме бартера;
выкуп устаревшей продукции, т. е. зачет остаточной стоимости выкупаемых товаров по цене новых. Эта форма торговли является одним из самых эффективных способов, позволяющих увеличить объем продажи в условиях жесткой конкуренции на рынках сбыта, и наиболее широко применяется при сбыте легковых автомобилей, сельскохозяйственной техники, электронно-вычислительных машин и т. д. Так, в промышленно развитых странах торговые представители практически всех автомобилестроительных компаний при покупке клиентом новой автомашины вычитают из ее стоимости цену старой. Существуют примерно одинаковые для всех фирм таблицы оценки стоимости старых машин в зависимости от года выпуска, пробега и технического состояния.
В Западной Европе в конце 80-х гг. более 70% новых легковых автомобилей сбывалось при выкупе устаревших моделей:
1. Встречные поставки как составная часть промышленного сотрудничества, например компенсационные поставки (buy-back). Экспортер поставляет оборудование на условиях кредита, причем оплата предоставляемых кредитов должна производиться после получения выручки от встречных поставок продукции. В рамках таких соглашений на условиях кредита импортируются машины, оборудование, материалы и некоторые другие виды товаров для строительства промышленных объектов. Впоследствии валютная выручка от экспорта части продукции этих предприятий служит источником погашения кредита.
К этой группе можно также отнести:
операции с давальческим сырьем, т. е. переработку иностранного сырья с расчетами за работу исходным сырьем или продуктами переработки. В результате неравномерного развития производительных сил, разные страны обладают несимметричными мощностями по добыче и переработке сырья, что создаст предпосылки к заключению международных контрактов, по которым одна из сторон обязуется экспортировать исходное сырье и импортировать продукты переработки или готовую продукцию, другая — перерабатывать сырье, называемое давальческим, своими средствами. Оплата услуг перерабатывающих фирм по таким соглашениям осуществляется поставками дополнительного количества давальческого сырья [7].
2 Торговые операции в зарубежных фондах и торговля валютой online
Зарубежные взаимные фонды - один из лучших способов обезопасить ваши инвестиции. Они помогают небольшим инвесторам торговать на рынках по всему миру, в то время как профессиональные управляющие позаботятся о ежедневных деталях. Многие фонды позволяют накапливать и реинвестировать акции без налогов, до тез пор, пока они выкупаются. Они могут быть смешанными, с отложенными налогами, размешенными в разных странах, при обналичивании, они могут не иметь капитализации. Многие страны не облагают налогом капитализацию, или если облагают, то этот налог намного меньше, чем в США.
В большинстве зарубежных стран взаимным фондам доверяют как непререкаемым авторитетам, с неограниченным кредитом.
ПРИМЕРЫ ВЗАИМНЫХ ФОНДОВ
Тип фонда Во что инвестирует Предложения
Глобальные валютные фонды Валюта, денежные рынки и доходные инвестиции Безопасность, ликвидность
Глобальные бондовые фонды Иностранные бонды, доходные инвестиции Безопасность, доходность, хороший рост
Сбалансированные фонды Валюта, бонды и акции по всему миру Безопасность, доходность, хороший рост
Глобальные долевые фонды Акции Более высокий рост, но и больше риска
Существует несколько способов приобретения глобальных фондов
1. Используя зарубежный банковский счет.
2. Имея счет с фондовым менеджером и имея акции на счету с менеджером (так как в США есть правила, регулирующие инвестиции и так как в других странах могут быть свои правила, отличающиеся от американских, этот способ не всегда доступен гражданам США).
Используя метод оффшорной ренты, чтобы вступить во взаимный фонд или для других иностранных инвестиций.
Другой путь построения международного богатства лежит через инвестиционные трасты. Инвестиционный траст или Британский взаимный Фонд - это закрытый взаимный фонд (акции выпускаются только один раз и торгуются на бирже), который торгуется на Лондонской Бирже Ценных Бумаг. Он предлагает прекраснейшую возможность дохода и высокие проценты. Их очень легко купить. За 50$ в месяц их можно купить через вашего местного брокера. Отчет инвестиционных трастов, содержит список 250 инвестиционных трастов. Некоторые из этих трастовых фондов имеют десятилетний доход в 1482.8%, 1065.9% и годовой доход в 139.4% и 138.4%.
Интернет, Мировая Паутина может быть мощным инструментом для создания международного богатства. В наш век информационных супер магистралей, практически любую информацию можно найти в Интернет [3,6]
1.2. Показатели оценки выполнения договорных обязательств по поставкам
Для оценки договорных обязательств по поставкам продукции применяется комплексный показатель, определяемый как произведение трех частных показателей выполнения плана поставок: по срокам, ассортименту и качеству. При этом частные показатели необходимо согласовать между собой. Это означает, что при анализе выполнения обязательств по ассортименту следует учитывать лишь те материальные потоки, которые достигли назначения в срок, а долю ресурсов, соответствующую требованиям по качеству, определять только по проекции, зачтенной в счет поставок по ассортименту.
Комплексный показатель выполнения обязательств по поставкам материальных ресурсов рассчитывается по формуле:
Ккомпл = (1- Кн) х Касс х Кк,
где Кн - коэффициент невыполнения обязательств по поставкам в
установленные сроки;
Касс - коэффициент выполнения обязательств по ассортименту;
Кк - коэффициент выполнения обязательств по качеству продукции.
1. Дать определение запасов материально-технических ресурсов. Виды запасов материально-технических ресурсов
Понятие запасов материально-технических ресурсов является одним из клю¬чевых в логистике. Взятое из природы сырье, прежде чем в виде готового изделия попасть к конечному потребите¬лю, перемещается, соединяется с другими материалами, подвергается производственной обработке. Продвигаясь по материалопроводящей цепи, сырье (а, в последствии, полу¬фабрикат и готовый продукт) периодически задерживает¬ся, ожидая своей очереди вступления в ту или иную произ¬водственную или логистическую операцию.
Общепринятая формулировка гласит: запасы материально-технических ресурсов — это находящиеся на разных стадиях производ¬ства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или про¬изводственного потребления.
В отличие от поставок, которые в основном имеют форму динамичных материальных потоков, в запасах преобладает статичная форма материальных потоков. Наличие запасов является одним из основных условий непрерывности процесса воспроизводства, так как они обслуживают данный процесс.
Главная проблема, возникающая в любой логистической системе в отношении запасов, — их оптимизация, т. е. поддержание оптимального уровня запасов для каждой номенклатурной позиции. Исходя из принципов и подходов логистики, это означает поддержание наиболее низкого уровня, соответствующего требованиям логистической системы.
Основной целью логистики в области управления запасами является мобилизация всех потенциальных материальных ресурсов для обслуживания потребностей производства и/или клиентов (получателей) с минимальными затратами, а также оценка и оптимизация скорости оборачиваемости запасов материально-технических ресурсов в действующей системе хранения и переработки продукции.
Запасы материально-технических ресурсов всегда считались фактором, обеспечивающим безопасность системы материально-технического снабжения, ее гибкое функционирование и являлись своего рода "страховкой". Существует три вида запасов материально-технических ресурсов :
1) сырьевые материалы (в том числе комплектующие изделия и топливо);
2) товары, находящиеся на стадии изготовления;
3) готовая продукция.
В зависимости от их целевого назначения они подразделяются на следующие категории:
а) технологические (переходные) запасы, движущиеся из одной части логистической системы в другую;
б) текущие (циклические) запасы, создаваемые в течение среднестатистического производственного периода, или запасы объемом в одну партию товаров;
в) резервные (страховые или ''буферные''); иногда их называют ''запасами для компенсации случайных колебаний спроса'' (к этой категории запасов относятся также спекулятивные запасы, создаваемые на случай ожидаемых изменений спроса или предложения на ту или иную продукцию, например, в связи с трудовыми конфликтами, поднятием цен или отложенным спросом).
Охарактеризуем каждый из названных видов запасов.
Запасы производственные — запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального произ¬водства, предназначенные для производственного потреб¬ления. Цель создания производственных запасов — обеспе¬чить бесперебойность производственного процесса. Приме¬ром производственных запасов могут служить запасы мате¬риалов для производства обуви на складах снабжения обув¬ной фабрики.
Запасы товарные — запасы готовой продукции у пред¬приятий изготовителей, а также запасы на пути следова¬ния товара от поставщика к потребителю, т. е. на предпри¬ятиях оптовой, мелкооптовой и розничной торговли, в за¬готовительных организациях и запасы в пути. К товарному запасу можно отнести, например, запасы изготовленной обуви, находящиеся на складе готовой продукции обувной фабрики.
Запасы товарные подразделяется, в свою очередь, на запасы товарные средств производства и запасы товарные предметов потребления. Например, запасы готового металлопроката на складах службы сбыта металлургического комбината относятся к товарным запасам средств производства (металлопрокат подготовлен к реализации, однако покупа¬тель пустит его в производство). Примером товарного за¬паса предметов потребления может служить запас готовой обуви на складе готовой продукции обувной фабрики.
Как уже отмечалось, и производственные, и товарные запасы делят на текущие, страховые и сезонные.
Запасы текущие — основная часть производственных и товарных запасов. Эта категория запасов обеспечивает не¬прерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками. Величина текущих запасов постоянно меняется (запас как бы "вытекает", обеспечивая потребности производственного или торгового процесса).
Запасы страховые — предназначены для непрерывного обеспечения материалами или товарами производственно¬го или торгового процесса в случае различных непредви¬денных обстоятельств, например, таких, как:
• отклонения в периодичности и величине партий по¬ставок от предусмотренных договором;
• в случаях возможных задержек материалов или то¬варов в пути при доставке от поставщиков;
• в случае непредвиденного возрастания спроса.
Страховой запас, таким образом, является своеобраз¬ным амортизатором, который позволяет предпринимателю чувствовать себя комфортно и не "набивать шишек на уха¬бах плохо отрегулированных хозяйственных отношений и неточного прогноза". Однако за комфорт положено платить.
При нормальном ходе производственного или торгово¬го процесса величина страхового запаса, в отличие от те¬кущего, не меняется.
Запасы сезонные — образуются при сезонном характе¬ре производства, потребления или транспортировки. При¬мером сезонного характера производства может служить производство сельскохозяйственной продукции. Сезонный характер потребления имеет потребление бензина во вре¬мя уборочной страды. Сезонный характер транспортировки обусловлен, как правило, отсутствием постоянно функци¬онирующих дорог.
Выделяют также следующие виды материальных за¬пасов :
• переходящие;
• подготовительные;
• неликвидные;
• запасы в пути и др.
К переходящим запасам относят остатки ресурсов ма¬териальных средств на конец отчетного периода. Данный вид запасов обеспечивает непрерывность производственно¬го или торгового процесса от начала периода, следующего за отчетным, до момента очередной поставки.
Запасы подготовительные — это часть производствен¬ных запасов, которые требуют дополнительной подготовки перед использованием их в производственном процессе. К данной категории относят также часть товарных запасов, которые создаются в связи с необходимостью подготовки товаров к отпуску потребителям.
Что касается сложности логистической деятельности, то участие в международных операциях усиливает неопределенность и ограничивает возможности контроля. Неопределенность растет из-за увеличения дальности и продолжительности грузоперевозок, а также из-за меньшего знакомства фирм с внешними рынками. Ослабление контроля происходит в результате привлечения большего числа посредников и вмешательства государств в установление таможенных процедур и внешнеторговых барьеров. Эти специфические проблемы существенно осложняют создание производительных и эффективных глобальных логистических систем [1,с.189].
Однако в современной экономике глобализация хозяйственной деятельности стала реальностью, от которой не уйти. В силу этого логистике приходится справляться с упомянутыми трудностями. К счастью, существуют также факторы, подстегивающие и облегчающие глобализацию, способствующие преодолению межгосударственных границ в логистических операциях. Существует немало движущих сил, которые побуждают фирмы к выходу на мировой рынок и одновременно содействуют этому процессу. Стремление к росту и выживанию в конкурентной среде служит компаниям стимулом для расширения международных операций. Существуют пять главных факторов глобализации и взаимосвязи между ними: экономический рост, опора на логистическую цепочку, регионализация рынка, технологический прогресс и дерегулирование экономики. Экономический рост. Стремление к экономическому росту и увеличению прибыли является основным фактором, побуждающим компании к обслуживанию мирового рынка. Опора на логистическую цепочку. Традиционно фирмы стремились держать логистический процесс под своим полным контролем, пытаясь самостоятельно выполнять как можно больше важных операций и функций.
Подобная ориентация на внутреннюю деятельность обычно означала содержание частных складов, транспортного парка и систем обработки информации. Обеспечивая максимальный контроль, такая «приватизация» вместе с тем требовала большего объема активов для поддержки логистических операций. Это поглощение активов логистикой не особенно заметно сказывается на прибыльности, но для хорошей рентабельности активов желательно, чтобы в любой сфере хозяйственной деятельности было связано как можно меньше капитала.
Логистические менеджеры обнаружили, что могут сократить объем занятого капитала, передав «на сторону» многие логистические функции. В результате уже в 80-х годах использование сторонних специалистов по логистике превратилось в общепринятую практику. Обособление логистической деятельности послужило ключевым средством финансовой поддержки международной экспансии. Внедряя экономичные методы ведения бизнеса, содействующие закреплению на мировом рынке, фирмы «капитализировали» приобретенный ранее опыт. Они стремились к созданию союзов с поставщиками мирового уровня, способными при разумных издержках предоставлять качественные логистические услуги в таких международных операциях, как консолидация и экспедирование грузов, транспортировка, ведение необходимой документации, управление объектами логистической инфраструктуры. Регионализация. Как указывалось выше, потребность в освоении новых рынков для поддержания устойчивого роста послужила главной движущей силой, побудившей компании искать потребителей за пределами национальной экономики. И в первую очередь выбор таких ориентированных вовне фирм падал обычно на соседние регионы. Для стимулирования региональной торговли и защиты торговых партнеров от внешней конкуренции, страны принялись оформлять свои экономические связи официальными межгосударственными соглашениями.
Наиболее известные примеры -Европейский Союз и Североамериканское соглашение о зоне свободной торговли (НАФТА).
Развитию внутрирегиональной торговли способствуют снижение торговых пошлин, ослабление таможенных ограничений, внедрение единых стандартов транспортной документации и общих систем транспортировки и грузопереработки. Главная цель этих мер - наладить такое движение грузопотоков, как если бы и пункт отправления, и пункт назначения находились в границах одной страны. Регионализация рынков облегчает международную торговлю, однако сохраняющиеся внутригосударственные ограничения и требования по-прежнему создают препятствия в логистической деятельности. И все же чистый эффект регионализации работает на глобальную логистику. Технологический прогресс. Развитие средств связи и информационных технологий - это четвертый фактор, содействующий расширению международной хозяйственной деятельности. Благодаря рыночным коммуникациям потребители разных стран узнают о зарубежных товарах, что ускоряет конвергенцию потребительских нужд и предпочтений в мировой экономике. Они хотят получать лучшие из имеющихся продуктов по как можно более низким ценам. Технологический прогресс расширил также техническую базу обмена информацией, открыв широкий доступ к компьютерам и информационным сетям. Вся международная коммерческая документация (заказы, транспортные и таможенные документы и проч.) традиционно велась в бумажной форме, что требовало значительного времени на ее обработку и пересылку, а зачастую еще и порождало множество ошибок. Многие факторы «устраняют» границы в международной хозяйственной деятельности. Вместе с тем по-прежнему сохраняются серьезные преграды на пути глобальной логистики. Наиболее существенны три такие противодействующие силы: особенности рынков и конкуренции; финансовые барьеры; каналы распределения [2,с.187].
Задача глобального логистического менеджмента - соблюдать баланс между издержками, которых требует преодоление этих препятствий, и потенциальными выгодами от международной торговли. Только такой баланс позволяет получить реальный выигрыш от успешной международной деятельности. Рынки и конкуренция. К числу рыночных и конкурентных барьеров относятся ограничения для вступления на рынок, недостаточная доступность информации, ценообразование, правила конкуренции. Ограничения для вступления на рынок принимают форму законодательных барьеров или технических препятствий на пути ввоза товаров. Отсутствие или недостаточность рыночной информации - это еще одно препятствие для глобальной логистики.
Помимо ограниченного доступа к информации о размерах рынка, демографических характеристиках и особенностях конкуренции существует еще дефицит координирующей информации, определяющей условия импорта и требования к документации. Еще один тип рыночных барьеров связан с ценообразованием и таможенными тарифами (пошлинами).
Ценообразование в международной торговле очень сильно зависит от обменных курсов валют. Большинство фирм, участвующих в международных операциях, хорошо освоилось в высококонкурентной среде, однако различия между странами в правилах, регламентирующих конкуренцию, продолжают служить барьером для глобальной логистики. Финансовые барьеры. Финансовые барьеры для глобальной логистики коренятся в проблемах прогнозирования и в институциональной инфраструктуре. Прогнозирование в любом случае дело непростое, но оно многократно усложняется на глобальном уровне. Задача прогнозирования на внутреннем рынке - предсказать будущий объем продаж в натуральном или денежном выражении с учетом тенденций спроса, возможных действий конкурентов и сезонных колебаний. На международном уровне эту задачу затрудняет необходимость учета дополнительных факторов: валютных курсов, таможенных правил и процедур, особенностей экономической политики государств. Барьеры, обусловленные институциональной инфраструктурой, связаны с крупными различиями в формах работы таких вспомогательных посредников, как банки, страховые компании, юридические консультанты или перевозчики.
Такое сочетание финансовой и институциональной неопределенностей затрудняет планирование потребностей в продуктах и финансировании. В результате логистическим менеджерам для поддержки международных операций приходится предусматривать дополнительные объемы запасов, сроки транспортировки и финансовые ресурсы. Каналы распределения. Межгосударственные различия в каналах распределения в частности, стандарты инфраструктуры и отдельные торговые соглашения составляют еще одно препятствие для логистических менеджеров. Проблема стандартизации инфраструктуры обусловлена национальными и региональными особенностями средств транспортировки и оборудования грузопереработки, складских и портовых мощностей, систем связи и информационного обмена.
На долю товарообменных и компенсационных сделок приходится 4-5%, компенсационных сделок на коммерческой основе — 9-10%, встречных закупок в рамках производственного сотрудничества — 55-60%.
Эти три основных вида сделок отличаются большим разнообразием с точки зрения их целей и характера, сроков исполнения, механизма расчетов, порядка осуществления.
1. Сделки на основе натурального обмена — бартер (barter). Бартерные операции — наиболее традиционная разновидность встречной торговли, представляющая собой безвалютный, но оцененный обмен товарами. Стоимостная оценка товаров осуществляется для обеспечения эквивалентности обмена. Для этих сделок характерны наличие контракта, в котором фиксируются натуральные объемы обмениваемых товаров, и одновременное движение товарных потоков. На количество товаров не влияет изменение ценовых пропорций на мировом рынке. Чистый бартер наименее распространен во встречной торговле.
2. Коммерческие сделки, предусматривающие участие продавца в реализации товаров. Это самая распространенная группа операций, имеющая две разновидности:
• непосредственная закупка товаров для внутрифирменного использования либо для перепродажи третьей стороне;
• содействие экспортера в нахождении покупателя товаров импортера.
Принципиальное отличие такого рода сделок от бартера заключается в том, что при ней деньги используются как мера стоимости и средство платежа. Такие сделки могут оформляться юридически либо одним экспортным контрактом с указанием условий встречной торговли, либо двумя контрактами на первичный экспорт и встречный экспорт. В последнем случае в первом экспортном контракте содержится обязательство экспортера закупить у импортера товары на сумму, составляющую определенный процент от первоначальной поставки [2,с.67].
Существует множество разновидностей сделок этой группы, например: компенсационные сделки. Продавец соглашается получить оплату частично или полностью в виде поставок каких-либо товаров покупателя. Как правило, это оформляется одним контрактом. Такие сделки напоминают бартерные, но имеют некоторые существенные отличия. Во-первых, каждый партнер выставляет счет за свои поставки в денежной форме. Во-вторых, экспортер может поручить выполнение своих обязательств по встречному импорту третьей стороне. При такой форме сделки можно получать выручку одновременно;
встречные закупки (встречные поставки). Экспортер обязуется закупить или устроить закупку третьей стороной товаров импортера на сумму, составляющую определенный, заранее оговариваемый процент от его собственных поставок. Эти сделки оформляются двумя контрактами, причем иногда не указываются конкретные товары, а фиксируются сроки и сумма закупки. Платежи по контракту осуществляются одновременно;
авансовые закупки. В этом случае первоначальные и встречные поставки как бы меняются местами, т. е. сторона, заинтересованная в продаже своих товаров определенному покупателю, сначала закупает какие-либо товары или услуги у него;
соглашение об “оффсете”. Экспортер соглашается закупить в стране импортера товары на сумму, составляющую определенную долю от суммы экспортной поставки, причем такая доля чаще всего превышает 100%. Сделки такого рода, как правило, связаны с дорогостоящими программами закупок оружия и военной техники;
сделки типа “свитч”. В этом случае экспортер передает свои обязательства по встречной поставке третьей стороне, как правило, специализированной торговой фирме. Такие операции применяются в сочетании с любыми другими формами, кроме бартера;
выкуп устаревшей продукции, т. е. зачет остаточной стоимости выкупаемых товаров по цене новых. Эта форма торговли является одним из самых эффективных способов, позволяющих увеличить объем продажи в условиях жесткой конкуренции на рынках сбыта, и наиболее широко применяется при сбыте легковых автомобилей, сельскохозяйственной техники, электронно-вычислительных машин и т. д. Так, в промышленно развитых странах торговые представители практически всех автомобилестроительных компаний при покупке клиентом новой автомашины вычитают из ее стоимости цену старой. Существуют примерно одинаковые для всех фирм таблицы оценки стоимости старых машин в зависимости от года выпуска, пробега и технического состояния.
В Западной Европе в конце 80-х гг. более 70% новых легковых автомобилей сбывалось при выкупе устаревших моделей:
1. Встречные поставки как составная часть промышленного сотрудничества, например компенсационные поставки (buy-back). Экспортер поставляет оборудование на условиях кредита, причем оплата предоставляемых кредитов должна производиться после получения выручки от встречных поставок продукции. В рамках таких соглашений на условиях кредита импортируются машины, оборудование, материалы и некоторые другие виды товаров для строительства промышленных объектов. Впоследствии валютная выручка от экспорта части продукции этих предприятий служит источником погашения кредита.
К этой группе можно также отнести:
операции с давальческим сырьем, т. е. переработку иностранного сырья с расчетами за работу исходным сырьем или продуктами переработки. В результате неравномерного развития производительных сил, разные страны обладают несимметричными мощностями по добыче и переработке сырья, что создаст предпосылки к заключению международных контрактов, по которым одна из сторон обязуется экспортировать исходное сырье и импортировать продукты переработки или готовую продукцию, другая — перерабатывать сырье, называемое давальческим, своими средствами. Оплата услуг перерабатывающих фирм по таким соглашениям осуществляется поставками дополнительного количества давальческого сырья [7].
1 Применение сервиса в логистике
В условиях «рынка покупателя» продавец вынужден строить свою деятельность исходя из покупательского спроса. При этом спрос не ограничивается спросом на товар. Покупатель диктует свои условия также и в области состава и качества услуг, оказываемых ему в процессе поставки этого товара.
Сервис с точки зрения компании – это любые методы, техники, технологии взаимодействия компании с клиентом для обеспечения непрерывной связи между моментом заказа и получения продукта с целью долгосрочного удовлетворения потребностей клиента [1,с.143].
Перефразируя одного из гуру менеджмента, можно сказать, что качество сервиса – это путешествие, а не пункт назначения. Очевидно, что во время этого «путешествия» возникают несоответствия между желаемым уровнем сервиса для клиента и сервисом, пропагандируемым и оказываемым компанией в действительности. Многие компании имеют формальный подход к сервису как к любезному и вежливому отношению с клиентами. Продавцы, например, не умеют «читать» состояние клиента и его отношение к продажам по особенностям его поведения, а соответственно не делают различий между реальными требованиями различных типов клиентов. Это ведет к тому, что клиентам предлагается либо чрезмерно много внимания (что часто провоцирует негативную реакцию, воспринимается как навязчивость и у наиболее подозрительных клиентов вызывает сомнения в качестве товара), либо неоправданно мало внимания или никакого внимания вообще (в таком случае клиент просто уходит ни с чем и возможность сделки упущена).
Сервис сточки зрения клиента – это комбинация пяти факторов.
Надежность – способность выполнять обещанный сервис правильно и аккуратно в течение какого-то периода времени.
Отзывчивость – исполнительность и готовность помочь клиентам.
Уверенность – знания вместе с вежливостью и обходительностью сотрудников, их способность внушать доверие.
Эмпатия – заботливый индивидуальный подход к клиентам.
Структурный сервис – физическое представление сервиса, несущее как функциональное, так и символическое значение (оснащенность и дизайн торгового зала, внешний вид продавца и т.д.).
5. Определение оптимального объема заказываемой партии
Критерием относительности заказываемой партии служит минимум совокупных расходов по доставке и хранению. При этом используется детерминированная модель управления запасами (формула Вильсона).
Рассчитаем оптимальный объем заказываемой партии при поставке каолина. В течение первого года реализации проекта ООО «Стиль» закупит 185 760 кг. каолина для производства плитки размером 200х300х7 мм, 35 280 кг. – для плитки 200х200х8 мм, 53 040 кг. – для плитки 300х300х8 мм, 187,2 кг. – для бордюров 200х30х7 мм, 507,2 кг. – для бордюров 200х50х7 мм, 5760 кг. – для бордюров 200х65х7 мм, 4 752 кг. – для бордюров 200х70х7 мм, 2448 кг. – для бордюров 200х80х8 мм. Каолин заказывается партиями в мешках по 50 кг., стоимость одного мешка 75 рублей. В следствие того, что спрос на керамическую плитку подвергается сезонным колебаниям, потребность в каолине в каждом месяце будет разной. Результаты приведены в таблице 7.
Таблица 7 Потребность в каолине
Месяц Спрос на керамическую плитку, шт Каолин
Потребность, кг Потребность, мешки
Июль 21 220 10370,5 207
Август 21 356 10432,7 207
Сентябрь 21 476 10465,73 209
Октябрь 20 669 10422,12 208
Ноябрь 19 376 9540,6 191
Декабрь 19 128 9427,81 189
Январь 18 067 8550,8 171
Февраль 17 193 8556,8 171
Март 19 450 9572,9 193
Апрель 19 697 9685,2 194
Май 21 081 10306,72 207
Июнь 21 287 10400,52 208
Итого 240 000 117734,4 2 355
Экономически оптимальное количество мешков (EOQ) в заказе:
Q* = sqr 2DS / H ,
где S - затраты заказа и переналадки, руб
D - месячная потребность,
H - затраты хранения единицы в месяц, руб. шт./мес.
Стоимость хранения в течение месяца одного мешка (S) каолина - 4руб. Затраты заказа (H) – 6 руб. на один мешок каолина.
Число заказов в месяце: N = D / Q* (5.5)
Время между заказами: T = No рабочих дней в мес. / N
Расчет оптимального количества партии для каждого месяца каолина, время между заказами и число заказов в месяце приведено в Таблице 8.
Таблица 8 Результаты расчета оптимального объема партии каолина
Месяц Узкий упаковочный материал
D, мешки Q*, мешки N Т, дн
Июль 207 25 8 3
Август 207 25 8 3
Сентябрь 209 25 8 3
Октябрь 208 25 8 3
Ноябрь 191 24 7 2
Декабрь 189 24 7 3
Январь 171 23 7 2
Февраль 171 23 7 2
Март 193 24 8 3
Апрель 194 24 8 3
Май 207 25 8 2
Июнь 208 25 8 2
Итого 2 355
Например, в июне поставка каолина должна осуществляться через каждые три рабочих дня, т.е. приблизительно два раза в неделю, в объеме 25 мешков. Тогда очевидно, что в месяц будет сделано 8 таких заказов. Однако, учитывая, что каолин поставляется из г. Москвы, столь частые поставки окажутся слишком дорогими. Поэтому, маркетолог, в функции которого также входит управление логистическими операциями на фирме, примет решение, согласно которому поставка каолина будет осуществляться 2 раза в год партиями по 146 мешков. Данное решение принимается согласно приведенным выше расчетам и возможностям транспортировки.
Расчет оптимального объема партии при поставке гипса, глазури-фитта, жидкого стекла, соды, пигментов-красителей проводится аналогичным способом. В данном случае также принимается решение о поставке раз в пол года партиями: жидкого стекла – 160 банок по 3 кг., глазури-фитта – 226 банок по 3 кг., гипса – 90 мешков по 50 кг., соды – 41 мешок по 30 кг., пигментов-красителей – 63 барабана по 40 кг.
Расчет оптимального объема партии глины, кварцевого песка, полевого шпата и трансформаторного масла проводится в соответствии с выше приведенной методикой, но в этом случае необходимо учесть, что поставка осуществляется по мере необходимости, поэтому глина и гипс поставляются через каждые 15 рабочих дней (т.е. приблизительно 2 раза в месяц) в объеме 20000 кг. Такой график поставок вполне оправдан, поскольку поставщик находится в городе Кузнецке и накладные расходы на транспортировку и их складирование минимальны.
Поставщик трансформаторного масла оказывает такую услугу, как поставка сырья по железной дороге до пункта назначения. Поэтому фирме остается лишь забирать привезенное трансформаторное масло с железнодорожной станции г. Кузнецка. Соответственно метод закупок: заказ по мере необходимости. Аналогичным способом доставляется и полевой шпат. Таким образом, в соответствии с проведенными расчетами поставка полевого шпата будет осуществляться 2 раза в месяц в объеме по 20000 кг., трансформаторное масло будет привозиться раз в месяц в контейнере по 3 тонны.
6. Определение требуемой площади склада сырья
1. Участок склада гипса, каолина и соды.
При расчете площади склада будет применяться математический метод. Согласно Таблице максимальный объем заказываемой партии каолина (Q) составляет 146 мешков, гипса – 90 мешков, соды – 41 мешок (так, как поставка осуществляется раз в полгода). Данную партию необходимо разместить на складе.
По виду складирования участок склада является штабельным. При складировании мешки ставятся на ящичные поддоны размером 1280*1110 мм. Высота складирования не должна превышать 1м. Это обеспечивает устойчивость складирования единицы и удобство операций погрузки.
Sсклад=N+Sш,
где Sсклад – площадь склада; N – число штабелей; Sш – площадь штабеля.
N=Змакс/n,
где Змакс – максимально возможный запас на складе между поставками; n – число ящиков в штабеле.
n=H/h
Размер мешка с каолином: 37*64*10 см.
Sш =128*111=14208≈1,4 м2
Змакс =146 мешков
n=1/0,1=10 ярусов
Поскольку высота штабеля не должна превышать 1 м, а высота мешка 10см, то в 1 штабеле 10 ярусов, а в каждом ярусе по 6 мешков.
N=146/60=2,4≈3 штабеля
Sсклад=3*1,4=4,2 м2
Размер мешка с гипсом: 24*42*10 см.
Sш =1,4 м2
Змакс =90 мешков
n=1/0,1=10 ярусов
В одном ящичном поддоне можно уложить 12 мешков гипса. В одном штабеле можно разместить 120 мешков. Следовательно достаточно одного штабеля площадью 1,4 м2.
Размер мешка с содой: 37*64*10 см
Sш =1,4 м2
Змакс =41 мешок
n=1/0,1=10*6=69 мешков
В данном случае также достаточно одного штабеля.
Следовательно Sсклад=1,4 м2.
Таким образом, общая площадь участка клада каолина, гипса и соды будет 7,104 м2 (без учета необходимой площади для прохода и проезда).
2. Участок склада глазури, жидкого стекла и пигментов-красителей.
Расчет данного участка ведется аналогично расчету площади предыдущего участка. Данное сырье поставляется в банках по 3 кг. и барабанах по 40 кг. Складирование осуществляется в штабелях в ящичных поддонах размером 1280*1110 мм. Однако в данном случае высота складирование не должно превышать 2м.
Жидкое стекло поставляется в банках по 3 кг. Размер банки h=18 d=15.
Змакс =160 банок
Sш =1,4 м2
n=2/0,18≈10 ярусов.
В каждом ярусе можно разместить 8 банок, следовательно, всего 80 банок в одном штабеле.
N=160/80=2 штабеля
Sсклад=2*1,4=2,8 м2
В аналогичных банках поставляется фитта-глазурь.
Sш =1,4 м2
Змакс =226 банок
n=2/0,18≈10 ярусов по 8 банок = 80 банок.
N=226/80=2,8≈3 штабеля
Sсклад=3*1,4=4,2 м2.
Пигменты-красители поставляются в барабанах по 40 кг. Размер барабана: h=40 см, d=70 см. В одном ящичном поддоне можно разместить по 3 таких барабана.
n=2/0,7≈2 яруса по 3 барабана, т. е. 6 барабанов в одном штабеле.
N=63/6=11 штабелей
Sсклад=11*1,4=15,4 м2.
закупаться по мере расширения фирмы), поэтому для их проезда необходим проход между штабелями не менее двух метров. Склад сырья находится на территории ООО «Стиль». В условиях ограниченности площадей необходимо разместить сырье таким образом, чтобы общая площадь склада была максимальной. Это достигается таким расположением штабелей, при котором площадь проходов и проездов будет наименьшей (полезная площадь остается постоянной, т.е. 29,4 м2). Возможно несколько вариантов размещения сырья, которые представлены на Рисунке 1.
2.3. Запасы в системах планирования и организации деятельности
С позиции организации работы компании в целом выделяют четыре базовые модели, каждая из которых опирается на соответствующую роль запасов в поддержании деятельности компании, а также отдельных звеньев ее логистической системы и цепей поставок. (Виханский, 1998)
1 Модель работы с запасами на входе и выходе
Эта модель позволяет организовать деятельность предприятия и отдельных звеньев с запасами на входе и выходе. Для этой модели характерно следующее.
Это самая распространенная модель.
Поставки товарно-материальных ценностей для организации запаса на входе звена логистической системы, цепи поставок или предприятия в целом должны быть гарантированы.
Модель может использоваться только при наличии устойчивого спроса на определенный ассортимент продукции, при отсутствии необходимости быстрого реагирования на изменения покупательского спроса.
Модель позволяет достичь максимальной эффективности работы звена логистической системы, цепи поставок или предприятия в целом в связи с тем, что запас обеспечивает бесперебойное снабжение потребности как внутренней, так и внешней среды рынка потребителей, давая руководству возможность в полной мере сосредоточиться на совершенствовании бизнес-процессов внутри организации.
«Модель с запасами на входе и на выходе является организационным выражением положительной точки зрения на запас при реализации подхода оптимизации уровня запаса.» [17, с. 587]
2 Модель работы с запасом на выходе
Модель работы с запасом на выходе имеет следующие особенности функционирования.
Деятельность звена логистической системы, цепи поставок или предприятия в целом находится в критической зависимости от надежности поставщика товарно-материальных ценностей на входе.
Фактически запас со входа передается поставщику, который несет и затраты, связанные с созданием и поддержанием запаса на выходе. Эти затраты затем будут включены в закупочную цену поставляемых товарно-материальных ценностей, которые в рамках рассматриваемого звена логистической системы, цепи поставок или предприятия в целом будут сразу же передаваться для обработки.
Модель экономически эффективна при переработке скоропортящихся материалов, а также может быть применена в условиях высокой степени интеграции действий поставщика и рассматриваемой организации при наличии отношений прозрачности и реализации схемы «Победитель-Победитель», реализуя на входе предприятия философию «Точно в срок». (Долгов А. П., Козлов В. К., Уваров С. А., 2005)
3 Модель работы с запасом на входе
Эта модель работы характеризуется следующим:
 длительность цикла производства и подготовки продукции к отгрузке меньше, чем срок, удовлетворяющий покупателя;
 покупатель готов ждать поставку товара.
Модель с запасом на входе (и без запаса на выходе) может работать экономически эффективно только при наличии определенной ситуации как внутренней, так и во внешней среде бизнеса: модель с запасом на входе используется в позаказном произ¬водстве, где отсутствие запаса на входе не является признаком JIT-отношений, или в условиях высокой степени интеграции действий рассматриваемой организации с покупателем, а также при наличии отношений прозрачности и реализации схемы «Победитель-Победитель», которые требуют реализации философии «Точно в срок». [17, с. 590]
4 Модель работы без запасов
Она имеет следующие особенности.
Модель работы без запаса является реализацией философии «Точно в срок» в полном объеме, в отличие от предыдущих двух моделей, когда эта философия используется только в отдельных сферах бизнеса.
При традиционной организации бизнеса модель работы без запасов может эффективно использоваться в позаказном производство в случае, если не требуется запас на входе, а также в посылочной торговле и в электронной коммерции.
Все рассмотренные модели описывают принципы организации деятельности компании в целом или отдельного звена логистической системы и цепи поставок. Во всех этих моделях запас играет главную, но по-разному оцененную роль в обеспечении перемещения товарно-материальных ценностей. В случаях наличия запаса роль его положительна, в случаях отсутствия запаса — отрицательна. Отсутствие запасов в модели работы без запасов приводит к положительным последствиям — экономии затрат на содержание запасов и повышению интегрированности со смежными внешними звеньями бизнес-цепи. (Каменева Н. Г., Поляков В. А., 2008)
Отсутствие запасов вызывает необходимость особой организации деятельности не только подразделений, связанных с контактами с поставщиками и потребителями, но и всех звеньев цепи поставок товарно-материальных ценностей. Механизмы реализации этого взаимодействия можно представить в виде нескольких систем управления. В настоящее время принято выделять четыре варианта этой деятельности:
 система пополнения запасов;
 система расшивки узких мест;
 толкающая система;
 тянущая система.
1 Система пополнения запасов
Система планирования и организации деятельности звена логистически системы, цепи поставок или предприятия в целом на основе пополнен, запасов основное внимание уделяет необходимости поддержания запасов на н котором, как правило, оптимальном уровне на всех этапах движения товарно-материальных ценностей во внутренней среде управления (на входе, выходе пре приятия, между внутренними звеньями логистической цепи, между рабочими местами). Запасы формируются заранее, до возникновения реальной потребности в них.
Преимущество этой системы прежде всего в том, что описываемый механизм очень прост и может работать на основе минимальной информации. Недостатки системы связаны, в первую очередь, с наличием запасов, обусловливающих фактом своего присутствия в системе управления все отрицательные последствия, которые уже были предметом обсуждения. «Наиболее существенный минус состоит в опасности потери управленческим персоналом быстроты реакции на требования потребителя, что несет в себе потенциальную опасность снижения конкурентоспособности при смене обстановки на рынке.» [17, с. 591]
2 Система расшивки узких мест
Система планирования и организации деятельности по схеме расшивки узких мест основное внимание уделяет обеспечению настройки всей цепи выполнения работ исходя из возможностей выявленных узких мест, имеющих ограничения по производительности, эффективности, скорости и другим параметрам.
Акцент на узкие места, как правило, требует создания запасов, поддерживающих загрузку всех рабочих мест на определенном экономически эффективном уровне. Поэтому в системе расшивки узких мест запасы играют, как и в системе пополнения запасов, ярко выраженную положительную роль, которая даже при учете отрицательных последствий создания запасов принимается на вооружение в качестве необходимого шага на пути повышения эффективности производственной или операционной деятельности организации.
3 Толкающая система
Толкающая система планирования и организации работы делает акцент на использовании информации о требованиях потребителей, о производстве и о поставщиках.
Начальной точкой является информация от рынка потребителей. «Следовательно, толкающая система при организации внутрипроизводственных процессов концентрирует взгляд управленцев не на внутренней среде менеджмента, а на внешней. Эта система явилась практическим инструментом интеграции бизнес-процессов предприятия с бизнес-процессами его поставщиков и потребителей.» [17, с. 593]
4 Тянущая система
Тянущая система планирования и организации работ, концентрируя внимание как на внутренней, так и на внешней среде звена логистической системы, цепи поставки или предприятия е целом, подчеркивает необходимость снижения уровня запасов на каждой стадии производства.
Именно в этой системе наличие запаса или его отсутствие становится движущей силой, организующей деятельность предприятия. Запас — преграда, стоящая между покупателем и производителем, ширма, скрывающая недостатки работы. Исключение запаса позволяет достичь повышения как интегрированности рынка покупателей и поставщиков, так и эффективности внутрипроизводственных процессов. Отсутствие запаса просто заставляет руководителей разрешать проблемы, скрывавшиеся ранее запасом.
Таким образом, принципы управления запасами можно сформулировать в виде простого алгоритма, состоящего из нескольких шагов:
 определения, чем может управлять ООО «БОУ-Строй»;
 выявления релевантных затрат и их зависимости от управляемых параметров;
 поиска оптимального решения, при котором релевантные затраты для ООО «БОУ-Строй» будут минимальными.
Рис. 2.4. Группы логистических информационных систем
Выше рассмотрены особенности информационных систем различных видов в разрезе их функциональных подсистем. Но, как уже отмечалось, различия имеются и в обеспечивающих подсистемах. Остановимся подробнее на характерных особен-ностях программного обеспечения плановых, диспозитивных и исполнительных информационных систем
Создание многоуровневых автоматизированных систем управления матери-альными потоками связано со значительными затратами, в основном в области раз-работки программного обеспечения, которое, с одной стороны, должно обеспечить много функциональность системы, а с другой высокую степень ее интеграции. В связи с этим при создании автоматизированных систем управления в сфере логисти-ки должна исследоваться возможность использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения, с его адаптацией к местным условиям.
В исполнительных информационных системах на оперативном уровне управ-ления применяют, как правило, индивидуальное программное обеспечение.
Логистическая система обладает развитыми внутрисистемными связями и свя-зями с внешней средой. И те и другие связи отличаются высокими интегративными свойствами и могут быть:
• материальными;
• денежными;
• информационными;
а также:
• прямыми;
• обратными.
Внутрисистемные связи являются более мощными, чем связи с внешней сре-дой. Обычно они имеют регулярный характер, так как отражают последователь-ность передачи материального и информационного потоков между звеньями соот-ветствующей логистической цепи.
Здесь наиболее явно проявляется эквифинальность логистики.
Свойство эквифинальности по отношению к логистическим системам означа-ет высокую степень независимости планируемых результатов их деятельности от влияния отдельных внутренних или внешних факторов благодаря тому, что плани-рование, организация и контроль логистических процессов и сфер деятельности строятся таким образом, что данное влияние не может кардинально изменить посту-пательный характер осуществляемых работ.
Важнейшими свойствами логистической системы являются:
• оптимальность;
• адаптивность.
Оптимальность является необходимым и предварительно заданным свойст-вом, так как от результатов управляющих воздействий зависит эффективность рабо-ты данных систем. Принимаемые в логистических системах оптимальные решения позволяют сохранить устойчивое состояние системы, облегчают формулирование альтернативных вариантов для последующих управленческих решений.
Адаптивность. В условиях неопределенности (ограниченной предсказуемости) большинства параметров окружающей среды, а следовательно – и параметров мате-риальных, денежных и информационных потоков, проходящих через логистические системы, их способность к адаптации приобретает особую значимость. Она позво-ляет занять устойчивое положение на рынке, что очень важно для организации функциональной деятельности всех хозяйственных структур. Проблема обеспечения достаточной адаптивности обостряется также в связи с возникновением внутри ло-гистических каналов и цепей явления турбулентности потоков.
Можно выделить следующие принципы построения логистической информа-ционной системы (ЛИС) с учетом возможностей современного программного обес-печения:
• Построение сплошной цепи автоматизированного логистического управления закупками, запасами и сбытом – ЛИС должно позволять управлять биз-нес-процессами на всех этапах функционирования логистической системы: от воз-никновения реальной потребности в товарах, работах и услугах до ее удовлетворе-ния с возможностью контроля каждого этапа.
• Должно быть обеспечено сведение встречных потоков финансовых и то-варных транзакций – этот механизм позволяет оперативно контролировать состоя-ние взаимных расчетов с поставщиками и потребителями как на уровне договора или этапа договора, так и на уровне отдельного документа (счета на оплату, товар-ной накладной).
• Должен присутствовать настраиваемый документооборот – обработка товарных, финансовых и налоговых документов в логистической информационной системе требует, как правило, соблюдения определенного регламента. ЛИС позво-ляет настраивать различные схемы документооборота, определяемые спецификой того или иного бизнес-процесса. Документооборот обеспечивает не только отобра-жение текущего состояния документов, но и позволяет формировать алгоритмы, обеспечивающие соблюдение определенных правил обработки документов.
• Должна быть обеспечена интеграция логистического, финансового и производственного менеджмента – логистическая информационная система должна включать в себя подсистемы "Управление товародвижением", "Управление финан-сами" и "Управление производством", обеспечивая согласованность действий фи-нансового, логистического и производственного менеджмента предприятия.
• Должно быть обеспечена одновременное управление несколькими орга-низациями – ЛИС должна позволять вести параллельный учет и управление логи-стическими операциями в произвольном количестве организаций, входящих в еди-ную логистическую систему.
• Должна быть обеспечена распределенная обработка информации – воз-можность логистического управления территориально-распределенным предпри-ятием.
• Должна быть обеспечена масштабируемость и гибкая настриваемость – ЛИС должна обладать возможностью к наращиванию количества рабочих мест без снижения эффективности работы.
• Должна быть обеспечена открытость и интегрируемость с программны-ми продуктами других.
• Должна присутствовать возможность глубокого и многостороннего ана-лиза – вся информация, накопленная в базе данных ЛИС, должна быть выдана поль-зователю в любой момент, в полном объеме и форме, удобной для анализа.

2.3. Значение и перспективы использования информационных технологий в логистике
Логистика немыслима без активного использования информационных техно-логий. Трудно представить себе формирование и организацию работы цепей достав-ки товаров без интенсивного оперативного обмена информацией между участника-ми транспортного процесса, без возможностей быстрого реагирования на потребно-сти рынка транспортных услуг. Сегодня практически невозможно обеспечить тре-буемое потребителями качество обслуживания и эффективность транспортных опе-раций без применения информационных систем и программных комплексов для анализа, планирования и поддержки принятия коммерческих решений. Более того, именно благодаря развитию информационных систем и технологий, обеспечившему возможность автоматизации типовых операций в транспортных процессах, логисти-ка стала доминирующей формой организации товародвижения на технологически высококонкурентном рынке транспортных услуг.
Необходимо отметить важность развития и совершенствования глобальных информационных технологий бизнеса (мобильная телефонная связь, Интернет, мультимодальность) для оптимизации информационных потоков в логистике. В на-стоящее время необходимо осуществлять переход к активному сотрудничеству на основе мультимодальности и транспортной логистики. Данные направления разви-тия являются базисными в современной концепции глобализации и гармонизации логистики. Это проявляется в формировании:
• единой евразийской транспортной системы (мультимодальные транспортные коридоры в России, проект возрождения великого шелкового пути из Европы в Ки-тай через Кавказ и пр.);
• единого открытого информационного пространства на основе Интернета (виртуальные сети экспедирования, мониторинга грузов, информационной под-держки логистических компаний);
• единых стандартов в электронных информационно-коммуникационных сис-темах поддержки бизнеса на транспорте, обеспечивающих требуемую мобильность товаров и людей.
Характерно, что все современные направления в развитии рынка транспорт-ных услуг ориентированы на активное использование электронных форм обеспече-ния деловых операций. Это проявляется и в названиях новых, весьма перспективных и эффективных электронных технологий: e-mobility; e-business; e-logistics и др.
Перспективы дальнейшего внедрения информационных систем и технологий в процессы логистики связаны, в частности:
• с информационной интеграцией на основе Интернета и телематики с целью обеспечения глобального трансъевропейского мониторинга движения товаров;
• с развитием сети высокоскоростных платных магистралей с дистанционны-ми формами расчетов;
• с совершенствованием внутреннего и внешнего документооборота в логи-стических компаниях;
• с формированием сети виртуальных логистических агентств в Интернете для обеспечения самоорганизационных процессов в отношениях между клиентами и по-ставщиками транспортных услуг (службы самозаказа);
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества