Культурология - готовые работы

ГлавнаяКаталог работКультурология
fig
fig
60-70-е годы XIX века - время коренных преобразований в России, которые затронули практически все важнейшие стороны жизни как общества, так и государства.
Были проведены экономические (ликвидация крепостного права и др.), политические реформы (изменения в системе управления – судебная, земская, городская, военная реформы), реформы в области образования и культуры (школьная, университетская, цензурная).
Толчком к преобразованию послужила проигранная Крымская война, смерть Николая II. В обществе появляются либеральные настроения.
Александр II решился на преобразования по воле обстоятельств, главная его заслуга заключалась в том, что он осознал необходимость преобразований и пошел на уступки развивающемуся социально-экономическому процессу.
Сохранить Россию как великую державу возможно было только в результате реорганизации государства.
Либеральные реформы, ускоренное развитие экономики в пореформенный период, подъем общественного движения – все это дало новый стимул развитию культуры, определило многие ее приоритеты. Развитие экономики стимулировало распространение просвещения, прогресс науки и техники. Выдвижение на передовые позиции в науке и искусстве разночинной интеллигенции усиливало их прогрессивную общественную роль, способствовало появлению новых тем и стилей.
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно- нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность театральных учреждений. Основная задача театра, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга. Современная социокультурная ситуация характеризуется небывалым взлетом научного и общественного интереса к проблемам культуры.
Введение
Российский философ А.М.Руткевич считает, что условия большого города, порождающие обособившегося от всех прочих индивида, утратившего религию, традицию, почву, национальную идентичность, в повседневной коммуникации которого стало слишком много разрывов, потребовали создание особого вида психотехники, которой стал психоанализ. «Психоанализ возник в момент перехода к «мозаичной» культуре, он невозможен в традиционном обществе, где земная иерархия является отражением иерархии небесной, где знания о собственной душе заданы церковной организацией» . Таким образом, в материалистической культуре ХХ века врач-психоаналитик стал принимать на себя функции, которые раньше являлись прерогативой священнослужителей, а сам Фрейд стал рассматривать психоанализ в качестве научного (и конкурирующего) способа справляться с проблемами, для решения которых ранее использовалась религия.
Согласно известному французскому философу и культурологу Мишелю Фуко, психоанализ обрел свою популярность благодаря тому, что дал язык ранее табуированному. В частности, Фуко прослеживает зарождение и трансформацию феномена «признания», начиная с исповеди и покаяния в христианстве и кончая развитыми формами признания, которые сложились в рамках судебной, медицинской, психиатрической и других практик. Подобное «признание», по мнению французского философа, помимо прочего, призвано вызывать и подпитывать постоянное говорение о сексе. Место психоанализа, считает Фуко, в этом ряду .
Цель настоящей работы – исследование психологических трактовок культуры.
Введение
В современном мире ученика очень сложно предоставлять предмет без учета стремительного развития информационных технологий ведь с развитием сети Internet, локальных сетей, информационных порталов и подобных ресурсов доступность разнообразной информации очень повысилась. Также повысилась и требовательность учеников. Очень важно заинтересовать школьника, предоставить ему не только информацию по предмету, но и эмоционально богатые впечатления.
Всем известно, что наибольший процент восприятия информации происходит благодаря нашему зрению, также слуху. Учитывая это, можно с уверенностью сказать, что в современную эру информатизации просто необходимо использовать как можно больше медиа-технологий. Для учителя музыки это задание представляется намного шире, чем для преподавателей других предметов. Ведь, не только вперед идут информационные технологии, но и очень быстро развивается бытовая техника, музыкальные инструменты. Все это и создает определенный информационный фон, на основании которого должны развиваться как личностные, так и профессиональные качества учителя музыки.
Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы.
Деятельность учителя — это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми.
Проблема приобщения современных школьников к музыкальному искусству довольно распространенный феномен в современной школе. Под давлением все новых более интересных течений знаний уроки музыки приобретают статус второстепенных дисциплин. Важность их изучения становиться настолько ничтожной, что многие школьники не считают нужным ее изучение. Индустриальная и высокотехнологическая эра начинает давать те последствия, которые наиболее недопустимы в развитии личности, духовный аспект личности становиться настолько незначимым, что становит угрозу развитию полноценной личности.
Таким образом, музыка является именно тем предметом в школе, который заботиться о духовных качествах человека, воспитании человечности, порядочности, силы духа и сострадания к другим. Для корректного развития личности и выполнения всех функций музыкального обучения педагог, в первую очередь, должен быть высококвалифицированным, владеющим системой знаний, умений и навыков на уровне высоких требований современности. Любому современному учителю музыки просто необходимо идти в ногу со временем для того, что бы заинтересовать учеников, научить их правильно и сформировать, пусть даже не музыканта, но такого человека, который будет знать и понимать музыку.
Говоря о квалификации учителя музыки нужно учитывать следующее:
1) подготовка;
2) соответствие подготовки современным требованиям;
3) самообразование, т.е. углубление своих профессиональных знаний и умений.
В соответствии же с современными требованиями учитель должен быть разносторонне образованным.
Цель данной работы — показать особенности профессии учителя музыки, какие новые музыкальные технологии можно применять на уроке музыки. Эта цель конкретизируется в решении следующих задач:
1) раскрыть творческий характер деятельности учителя музыки;
2) определить, какими знаниями, умениями, навыками должен владеть учитель работая в школе;
3) раскрыть музыкальные технологии.
Именно практика показывает, что учитель владеющий всем комплексом знаний, умений и навыков в различных областях музыкально-педагогической деятельности сможет квалифицированно проводить уроки музыки. Музыкальное воспитание должно строится на принципах отбора специальных методов применительно к возрасту и способностям детей — это и определило новизну и актуальность данной работы.
Объект — профессиональная подготовка учителя музыки.
Предмет — метод моделирования художественно-творческого процесса — как один из необходимых методов музыкального обучения.
Методика исследования заключается в проведении теоретического анализа литературы по конкретным вопросам, которые формулируются с задач дипломной работы.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что теория и методика профессионального образования обогащается новыми знаниями:
• об основных тенденциях, характеризующих подготовку специалистов музыкального образования;
• о конкретизированных требованиях к профессиональной деятельности современного учителя музыки;
• о возможностях педагогических дисциплин в становлении
профессиональной компетентности будущего учителя музыки и условиях их реализации.
Практическая значимость: результаты исследования, выводы и предложения могут стать основой для совершенствования содержания и организации процесса профессионального образования; быть использованы в различных сферах образования (вуз, школа, курсы повышения квалификации) разными категориями педагогов (преподавателями вузов, учителями, методистами); также материалы могут быть полезны при разработке программ педагогических дисциплин.
Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивается обоснованностью теоретических позиций, формированию которой способствовал анализ педагогических идей различных исследователей, теоретиков, практиков; многоаспектностью и длительностью исследования, осуществляемого на теоретическом и практическом уровнях.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность темы исследования, сформулирована проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи, раскрыта новизна и практическая значимость, этапы исследования, выносимые на защиту положения.
В первой главе «Теоретические основы к исследованию спецификации, требований, методологических основ и инновационных технологий профессиональной подготовки учителя музыки» рассматриваются психолого-педагогические аспекты проблемы формирования личности учителя музыки и на их основе определяются этапы ее формирования на уроках музыки. Раскрывается роль теории метода моделирования художественно-творческого процесса в подготовке учителя музыки к формированию культурной личности школьника.
Во второй главе «Экспериментальная проверка эффективности внедрения новых методологий в процессе преподавания музыки в школе» раскрывается сущность обозначенной подготовки учителя музыки в процессе изучения специального курса «Национальная музыкальная культура на уроках музыки в школе»; дается обоснование применения современных педагогических технологий в подготовке учителя музыки к формированию культурной личности школьника; раскрыты содержание, методика и результаты констатирующего и формирующего экспериментов.
Цель экспериментальной работы заключалась в разработке и опытной проверке методики подготовки учителей музыки к формированию культурной личности школьника. На этапе констатирующего эксперимента изучалось исходное состояние уровня подготовки учителя музыки к формированию культурной личности школьника. Этап констатирующего эксперимента включал следующие методы исследования: метод исследовательской беседы, наблюдение, методику незаконченных предложений.
Таким образом, анализ результатов формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности подготовки учителей музыки к формированию культурной личности школьника в рамках учебно-воспитательного процесса. Это подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что успешность подготовки учителя к исследуемому аспекту профессиональной деятельности обеспечивается построением содержания и методики подготовки в соответствии с особенностями модели, включающей единство художественно-творческого и методического компонентов, и основанной на современных педагогических технологиях.
В заключении диссертации подведены итоги исследования и сформулированы основные выводы:
– доказана необходимость деятельности учителя музыки по формированию культурной личности школьника, которая является результатом целенаправленной подготовки в условиях специального курса, включающего рассмотрение психолого-педагогических аспектов проблемы формирования культурной личности;
– доказана результативность разработанной модели подготовки учителя музыки к формированию культурной личности школьника;
– доказана эффективность методики подготовки учителя музыки к формированию культурной личности школьника;
– установлено, что реализация идеи подготовки учителя музыки к формированию культурной личности школьника возможна в условиях учебного процесса.
Глава I. Теоретические основы к исследованию спецификации, требований, методологических основ и инновационных технологий профессиональной подготовки учителя музыки
§1. Специфика преподавания музыки
Урок музыки – урок искусства. Это значит, что музыка определяет все происходящее на занятиях: характер общения учителя с учащимися, методы, приемы донесения музыкального материала, логику организации занятия. Ведь и строится урок в опоре на закономерности самой музыки. В нем обязательно есть своя кульминация, подход к ней, заключение. И драматургия урока может быть аналогичной музыкальным формам иметь черты трехчастности, рондо, вариации и т.д. Т.е. в целом урок по содержанию и по форме должен представлять собой как бы произведение искусства.
На уроках должна звучать музыка, способствующая развитию у учащихся здоровых музыкальных потребностей и высокого вкуса. На уроке музыки, как нигде, тесно сотрудничают чувства и мысли, достигается единство творческих устремлений учителя и учащихся. Свобода в суждениях и ответах, творческая активность и инициатива учащихся, удовлетворенность от совместных занятий возникают именно благодаря музыки.
Разрабатывая уроки музыки, надо помнить, что
их идея может зависеть не только от материала программы и педагогической задачи, стоящей перед учителем, но и от времени, когда рекомендуемой программой материал осваивается. Это может касаться и пения, и анализа произведения, и даже нотной грамоты.
Замысел урока призван учитывать современное состояние культурной обстановке в обществе, сегодняшнее восприятие жизни учащихся, ибо то что сегодня кажется неинтересным учителю музыканту, почти наверняка будет неактуальным и для учеников.
В истории России можно выделить несколько периодов, резко отличающихся своим социокультурным своеобразием. Ещё Н.А. Бердяев в своей работе «Истоки и смысл русского коммунизма» (1937) выделил «пять разных Россий: Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию императорскую и, наконец, новую советскую Россию». К этому списку можно добавить дохристианскую Россию, а также Россию новейшего времени. Несомненно, каждый период резко отличается от предыдущего и последующего своим социокультурным своеобразием и внутренним единством [3]. Переход же от одного периода к другому сопровождался «ломкой» системы, революционной сменой культурно-исторической парадигмы. В истории русской культуры таких ломок было восемь: 1) Крещение Руси; 2) начало монголо-татарского ига; 3) создание Московского царства и утверждение русского само¬державия: 4) религиозный Раскол и начало Петровских реформ: 5) осуществление крестьянской реформы (отмена крепостного права); 6) Октябрьская революция 1917 г.; 7) «Великий перелом» — сталинский Термидор (начало советского тоталитаризма); 8) Август 1991 г. — крушение тоталитарного режима и начало либеральных реформ [3].
Так как, по существу, история русской (древнерусской) культуры только на¬чалась после принятия Русью христианства, и дата Крещения Руси (988 г.) становится, таким образом, начальной точкой от¬счета национального культурно-исторического развития России [3], то становится очевидным стремление многих историков и культурологов понять причины и характер происходивших в те времена резких смен социокультурных пара¬дигм.
Глава 1. Древняя Русь до Крещения
Наибольшей популярностью в научной литературе пользу¬ется периодизация древнейшей славянской истории, предложен¬ная известным исследователем Б. В. Торнунгом. В ней выделя¬ются такие исторические периоды: 1) языковые предки славян в эпоху неолита и энеолита (V—Ш тысячелетия до н. э.); 2) протославяне (конец Ш — начало П тысячелетия до н. а.); 3) праславяне (XV в. до н. э. — VII в. н. э.) [1].
Конец праславянского периода, т. е. V—VII вв., называет¬ся периодом великого переселения народов (начавшегося еще в IV в.) [1]. Оно проходи¬ло на огромных пространствах - от Балкан и до бассейна Волги, от Прибалтики и до Северного Кавказа [8]. По мере расширения миграционных процессов у славян происходило разложение племенного строя. В результате дроб¬ления и смешивания племен складывались новые общности, носившие чисто территориально-политический характер. Осо¬бенности ландшафта, где обитали племена, определяли их названия. Например, поляне — живущие в поле, древляне — живущие в лесах. В целом, русская народность образовалась на территории, заселен¬ной в древности племенами вятичей, полян, кривичей, ради¬мичей, словен, северян и др. Но в ее образовании также участвовали и неславянские племена (весь, голядь, меря, мурома), посте¬пенно обрусевшие и воспринявшие русский язык. В дальнейшем первобытно-общинные отношения родоплеменного строя постепенно стали заменяться феодальными, которые продолжались вплоть до XVIII века. [8].
Одной из важнейших предпосылок исторического религиоз¬ного выбора Древней Руси является ее геополитическое положе¬ние, и, прежде всего, ее нахождение между Западом и Востоком и связанная с этим постоянная подверженность перекрестному влиянию различных цивилизаций, оказавшемуся плодотворным для духовной жизни и культуры русского народа. Вместе с тем это обстоятельство неоднократно создавало критические момен¬ты в истории, мучительную проблему выбора и вполне ре¬альную угрозу раскола нации. [3]. Следует отметить, что Русь всегда имела преимущественную обра¬щенность к бескрайним открытым пространствам юго-востока. Во-первых, максимальная военная угроза для Древней Руси исходила именно оттуда от постоянно нападавших диких кочевников и поэ¬тому установление «контроля над степью» было для Руси глав¬ной национальной задачей, от решения которой зависела ее судьба как государства и нации. Во-вторых, именно на Юг и Восток еще с праславянских времен указывал вектор идейных, торгово-экономических, а позднее и внешне¬политических инте¬ресов восточнославянских племен [3].
В основании религии славяно-русов, как и других арий¬ских народов, лежала природа с ее явлениями, т. е. язычест¬во было своего рода формой освоения человеком природы [1]. У древних славян сформировался культ земли, Солнца, дождя, рек, источников, то есть всего того, что было связано с про¬изводственной деятельностью земледельца. Впоследствии социальное усложнение общества спо¬собствовало и возникновению разных уровней богов. Сравнительно поздний культ Перуна стоял наравне со сложившимися в разное время и имевшими разное про¬исхождение культами Сварога, Хорса и Ярилы. Наряду с ними почитались божества плодородия и предков - Род и Рожаницы, бог скота Волос, женское божество Мокошь, множество низших божеств, духи добра и зла — Берегини, Русалки и пр. Со временем бог Род превратился в главного бога, что связано с на¬метившимся развитием религиозных представлений в сторону монотеизма [6].
Восточнославянское язычество, разумеется, нельзя сравнивать с античностью по степени развитости, но по функции первоначально организующего этапа структурирования культуры такое сравнение вполне уместно. Отмечая важность первого этапа развития отечественной цивилизации, не стоит, однако, идеализировать, романтизировать, преувеличивать его роли. При сравнительной развитости материальной стороны культуры духовная ее сторона еще не пробудилась в своей потенциальной возможности. Поэтому христианизация Руси, ставшая вторым этапом ее развития, была важнейшим типологически образующим фактором прежде всего в развитии сакральной, духовной, нравственной сущности отечественной культуры. Агрокультура, ремесла, особенности быта, связанные с непосредственным общением с природой и сложившиеся за многие столетия в привычные формы организации, претерпели мало изменений. Но духовная культура, воспринявшая дары православной византийской цивилизации, совершила качественный прорыв в новые, более высокие сферы творчества [2; 5].
Несправедливо было бы утверждать, что Русь познакомилась с христианством во времена Владимира. Существуют свидетельства, что христианство на Руси имело свои корни и до знаменитого крещения. Киевская Русь жила не изолированно. Ее население вступало в контакт с окружающим миром, в том числе и с Византией в процессе торговли или завоевательных походов [5; 9]. Во-первых, православные источники связывают проникновение христианства на территорию Киевской Руси с миссионерской деятельностью апостола Андрея Первозванного в I в н. э., который после смерти, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа отправился проповедовать Его учение в Византию, а затем «прошёл Черным морем до Днепра и Днепром вверх до Киева, а от Киева даже до Великого Новгорода...» [5]. Во-вторых, по свидетельству митрополита Макария [4], первыми из русских приняли крещение князья Аскольд и Дир. После принятия ими православия они управляли Киевом около пятнадцати лет. В этот период под их покровительством христианство могло распространиться и утвердиться не только в Киеве, но и в окрестностях Киева. По сви¬детельству Ибн-Хордадбеха, относящемуся к 840-м го¬дам, русские купцы, приезжавшие на восток, считали себя христианами. В X в. в городах, по крайней мере в Киеве, уже существовали христианские церкви (церковь Ильи упоминается в договоре 944 г.), которые стали здесь соперниками языческих святилищ. О существова¬нии соперничества между язычеством и христианством говорит и тот факт, что княгиня Ольга, вдова князя Иго¬ря, став после смерти мужа во главе государства, при¬няла крещение, а ее сын, унаследовавший киевский пре¬стол, отказался покинуть традиционное язычество. Однако христианство не вошло еще глубоко в древнерусское общество. Его влияние распространялось лишь на некоторых пред¬ставителей высшей знати и купечества [2; 6].
Таким образом, проникновение православия в языческую Русь началось гораздо раньше, чем 988г. Однако перед историками всегда стоял вопрос: почему же Владимир выбрал именно православие?
ВВЕДЕНИЕ
Целью данной работы является ознакомление с культурой населения Киевской Руси. Культура и ее познание было актуально во все времена. Особенно интересна Древней Руси, так как от современной эпохи ее отделяет значительный промежуток времени, многое изменилось, но некоторые моменты связывают нас с той эпохой и по сей день.
Актуальность данной темы объясняется еще и тем, что культурные особенности цивилизации в начале ее развития могут дать общее представление о менталитете и богатстве внутреннего мира народности.
Задачами данной работы является:
 Раскрытие общей характеристики периода Киевской Руси;
 Раскрытие понятия культуры в целом;
 Рассмотрение особенностей культурного развития Киевской Руси;
 Ознакомление с основными артефактами той эпохи.

1 ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов и подчинялась общим закономерностям развития средневековой культуры Евразийской цивилизации.
• Существенное влияние на культурную жизнь всех народов оказывала религия, определявшая нравственность общества, всю картину мира той эпохи, в том числе представления людей о власти, времени и т. д.
• Данный период характеризовался процессом накопления знаний, при отсутствии их научного анализа.
Существенное влияние на развитие древнерусской культуры оказало иноземное воздействие (скандинавское, византийское, позже татаро-монгольское), что не умаляет ее самобытности и самостоятельности.
Культура Киевской Руси формировалась не в результате механического соединения элементов различных культур, а в результате их синтеза.
• Основу этого синтеза составила языческая культура восточнославянских племен. Культура Киевской Руси опиралась на многовековую историю развития культуры восточных славян. Именно в эпоху славянской древности были заложены начала русской духовности, языка, культуры в целом.
• Второй важнейшей составляющей явилась христианская культура Византии. Принятие православия в 988 г. из Византии предопределило ее влияние на все направления русской культуры и в то же время открыло более широкие перспективы для укрепления контактов с Европой, дав таким образом мощный импульс для развития культуры в целом.

2 ПИСЬМЕННОСТЬ
Письменность на Руси появилась до принятия христианства.
Сохранились упоминания о том, что древние славяне пользовались узелковой нузелково-иероглифической письменностью, но в силу своей -сложности она была доступна лишь избранным.
Широкое распространение грамотности связывают с деятельностью во второй половине IX в. братьев Константина (принявшим перед смертью монашество под именем Кирилла) и Мефодия, создавших первую славянскую азбуку для распространения христианских священных текстов. Первые сохранившиеся до нашего времени образцы применения этого письма относятся уже к началу X в. Договор | 911г. между Олегом и Византией был написан на двух языках — греческом и славянском. Принятие христианства способствовало дальнейшему развитию письменности и просвещения.
Старейшие славянские тексты написаны двумя азбуками — глаголицей и кириллицей.
• Глаголица, по мнению большинства ученых, имеет более раннее происхождение. Вероятно, именно она была создана Кириллом Философом, использовавшим не только византийское (греческое) скорописное письмо, но и древнееврейский и другие восточные алфавиты, а также буквы собственного изобретения. Памятники, где использована глаголица, написаны более архаичным языком. Кириллические вставки в них сделаны позже. На соскобленных глаголических тестах (пергамен из кожи ягненка был дорогим и его часто использовали несколько раз) встречаются надписи, сделанные кириллицей, и никогда — наоборот.
• В основу кириллицы было положено только греческое торжественное (уставное) письмо. Звуки, отсутствовавшие в греческом языке, обозначены стилизованными под греческие буквы знаками, похожими на глаголицу, откуда они вероятно и были заимствованы. Кириллица содержит ряд букв, обозначавших звуковые сочетания, появившиеся у славян с конца IX в. и незнакомых Кириллу. Как считают ученые, кириллицу создали ученики Кирилла и Мефодия в Болгарии, где до этого использовался греческий алфавит для записи славянской речи, а глаголица так и не прижилась.
Имя св. Кирилла осталось в памяти славян как имя создателя славянской азбуки вообще и позднее перешло на быстро распространявшееся письмо, созданное уже после смерти братьев. Забытая же глаголица (в дословном переводе — «буквица», система письма) вошла в историю под именем, которым древние славяне называли любую азбуку.

3 УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО И СТАНОВЛЕНИЕ ПИСЬМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Появлению письменной литературы на Руси предшествовало развитие устного народного творчества, в значительной степени предопределившего ее идейную направленность и художественные особенности. Особенно широко были распространены заговоры и заклинания, календарные обрядовые песни, былины («старины»), пословицы, поговорки, загадки. Древнерусский эпос отражает духовные ценности народа, его традиции, особенности быта, реальные исторические события. Героем многих былин стал «ласковый князь» Владимир Красное Солнышко.
Древнерусская письменная литература родилась в среде высших слоев общества. Книги были рукописными. Материалом для письма вплоть до XV в. служил пергамен, изготовленный из специально выделанной телячьей кожи. Писали чернилами или киноварью, до XIX в. использовали гусиные перья. Многие книги украшались миниатюрами, а переплет наиболее ценных оковывался золотом и украшался драгоценными камнями и финифтью («Остромирово Евангелие» XI в. и «Мстиславово Евангелие» XII в.). Стоили книги очень дорого и были доступны лишь избранным.
Вся древнерусская литература делится на переводную и оригинальную.
• Перевод занимал важное место в литературе Киевской Руси и рассматривался как часть национальной словесности. Выбор переводных сочинений был обусловлен влиянием церкви: Священное Писание, произведения Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского и других раннехристианских авторов. Переводились также исторические произведения и хроники.
• Оригинальная древнерусская литература представлена следующими основными жанрами: летописание, житие, слово (поучение), хождения и исторические повести:
Летописание занимает центральное место среди жанров древнерусской литературы. Летописи представляют собой погодные («по летам») записи, созданные на основе исторических преданий и песен, официальных источников, воспоминаний очевидцев. Занимались летописанием монахи, прошедшие специальное обучение. Составлялись летописи обычно по поручению князя или епископа, иногда по личной инициативе летописца.
Древнейшая русская летопись — «Повесть временных лет», составленная на основе не сохранившихся более ранних летописей и устных преданий. Ее автором считают монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, а создание датируют 1113г. «Повесть временных лет» дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в. Наиболее известные из них — Лаврентьевская и Ипатьевская летописи. Основная идея произведения — единство и величие Русской земли. С XII в. расцвет получает летописание местных центров.
— Житие (агиография) представляет собой жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных (т.е. признанных святыми) христианской церковью (житие кн. Бориса и Глеба и др.)
— Слово (поучение, речи) — произведение, относящееся к жанру красноречия. На Руси получили распространение две разновидности этого жанра — торжественное красноречие и нравоучительное красноречие. Древнейший памятник торжественного красноречия — «Слово о Законе и Благодати», которое приписывают первому киевскому митрополиту Илариону (вторая четверть XI в.). «Слово» — первое известное оригинальное произведение, созданное русским автором, — представляет собой церковно-политический трактат, обосновывающий значимость для Руси принятия христианства и прославляющий Русскую землю и ее князей.
Яркий образец нравоучительного красноречия — «Поучение Владимира Мономаха» (1096 г. или 1117 г.), представляющее собой своеобразное политическое и нравственное завещание великого князя Киевского с элементами автобиографии.
— Особую группу памятников древнерусской литературы составляют хождения (хожения) — разновидность литературы о путешествиях. Их главное назначение — рассказать о христианских святынях и достопримечательностях, но в них содержатся также сведения о природе, климате, обычаях других стран. Одно из самых известных произведений этого жанра — «Хожение игумена Даниила» в Палестину».
—Самым известным литературным памятником домонгольской Руси является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Автор «Слова» призывает к единству русских земель, выступает против усобиц, противопоставляет два состояния человечества — мир и войну. Своеобразие «Слова о полку Игореве» обусловило сложность его жанровой идентификации. Его называют эпической или лирической поэмой, исторической повестью, политическим трактатом. По решению ЮНЕСКО, 800-летие этого памятника древнерусской литературы отмечалось во всем мире как знаменательная дата в истории мировой культуры .
К началу XIII в. в результате творческого освоения достижений византийской литературы и их переосмысления в соответствии с национальными традициями устного творчества сложилась самобытная древнерусская литература. Почти в каждом из жанров были созданы оригинальные произведения, не уступающие византийским образцам и не копирующие их.
Введение
Пока народ безграмотен, из всех искусств важнейшими для нас являются кино и цирк .
Во времена эпохи реализма в Советском кинематографе существовало направление киноискусства, называвшееся «фильмы на молодежную тематику». Режиссер кинокартины «про молодежь» должен был показать компанию подростков, попадающую под влияние улицы. Противовесом, позволяющим преодолеть дурные наклонности подростков, выступал взрослый педагог, столяр, отставной космонавт (нужное подчеркнуть), организующий кружок филателистов, клуб дельтапланеризма, танцевальный класс (ненужное зачеркнуть). В финале этих фильмов отрицательные герои были низвергнуты, а подростки дружно маршировали в дружную семью строителей коммунизма.
Однако молодежная тематика существовала не только в форме «спецзаказа». В ХХ веке существует только один пример крупномасштабного подъема культуры нонконформизма, пришедшегося на рубеж 60–70-х годов и приобретшего черты всеобщего протеста против тотальной дегуманизации общества. Всякие попытки ее анализа невозможны вне широкого контекста послевоенной культуры США, так как именно в Америке она превратилась в столь масштабное и теоретически оснащенное движение, что отзвуки тех культурных потрясений и сейчас легко распознаются в западной культуре потребления. Фильмы контркультуры вызвали волну внезапно ожившего интереса к кинематографу, ставшему неотъемлемым атрибутом молодежной среды. Они вписались в общий контекст американской жизни, их цитировали в политических выступлениях и изучали в университетах. В 60-е впервые в Америке начали проходить ежегодные фестивали студенческих фильмов. Кино стало осознавать себя искусством, имеющим собственную историю. Его начали создавать «киноманы», опирающиеся на экранную культуру и насмотренность, которые характеризовали не только интеллектуальную элиту, но и массовую киноаудиторию. «По существу, культура молодежного протеста возникла как реакция на отход общества от суровой протестантской этики в сторону культа личностных потребностей и как попытка «демонтировать» аппарат восприятия, поддерживающий стремление к неограниченному накоплению» .
Превратившись в доходное зрелище, контркультура перестала быть опасностью для истеблишмента. В 70-е годы значительно уменьшилась тяга к нарушению общепринятых норм и новизне, шоку и эпатажу; появился вкус к искусству, доставляющему удовольствие и не ставящему моральных проблем (возобновилась мода на телесериалы и мелодрамы и началось охлаждение к абстракционизму и концептуализму). Известный американский киноавангардист и критик Амос Фогель в начале 70-х писал: «У тех, кто ошибочно полагает, будто препятствия, на которые натолкнулось движение протеста…, являются признаками его краха, в будущем могут быть большие сюрпризы. Дело в том, что причины, которые повлекли за собой «молодежную революцию»—безудержная технология, деперсонализация, безличность компьютерной эры, скука потребительского общества изобилия, бездушие «крысиных бегов»—продолжают сохраняться, поэтому неизбежно породят новые волны оппозиционных движений» .
Цель настоящей работы – исследование молодежной тематики в современном российском кинематографе.

1. Социокультурная ситуация и ее отражение в кинофильмах молодежной тематики
Причиной упадка контркультуры стало не только определенное возрастное ограничение, оборачивающееся в итоге неизбежным включением в традиционную социализацию. Главной опасностью в 70-х годах для нее стал процесс коммерциализации, постепенно интегрировавший идеи протеста в буржуазную культуру и тем самым обесценивший их. Согласно концепции Маркузе, капитализм обладает «репрессивной толерантностью», то есть способностью заимствовать любой «эстетизированный» протест, превратив разрушение в товар, в безобидное средство массового потребления. В 70-х годах контркультура перестала быть «авангардом», психологический механизм которого как раз и заключен в том, что когда общество принимает его идею, авангард от нее отказывается.
Поступок Владимира Меньшова на церемонии вручения наград MTV показал, что существуют два совершенно противоположных мировоззрения. Одни называют фильм лучшим, модерновым, другие считают его плохим и даже позорящим нашу страну.
Нам долгими десятилетиями не показывали западное кино, нас держали на наших фильмах. Среди них были и хорошие, и ужасные, многие — заказные, идеологизированные мифы о замечательной жизни, которую создал нам социализм. И вдруг хлынула волна заграничных картин. Опытным кинематографистам после первого или второго кадра было понятно, чем фильм закончится, но публика это глотала, как голодная рыба наживку.
Молодые режиссёры, не все, но многие, стараются соответствовать тому, что требует публика. Ситуация сложная. Но думаю, со временем, постепенно она выправится. Главная моя претензия к молодым: они делают кино, которое смотреть неинтересно. Настоящее искусство — то, которое трогает сердце, развлекая – учит, просвещая — развлекает. В истории остаются те картины, которые говорят о людях, о их любви, страданиях, стремлениях, желании жить лучше, делать добро, помогать друг другу и так далее. Сейчас довольно много картин жёстких. Фильм «Изображая жертву» показался мне очень интересным: снят своеобразно, для меня во многом нов, там хорошо играют артисты. Но картина страшная (и такие тоже должны быть), - это о современной бездуховности молодежи, очень точный слепок.

2. Молодежь глазами современного российского кинематографа
В последнее время отечественный кинопроизводитель резко упал в глазах потенциальных потребителей, охочих до качественных молодежных комедий. Фактически до сих пор верхом современного комедийного искусства считаются рязановские комедии, особенно после выхода дилогии «Даже не думай», окончательно дискредитировавшей жанр «новой русской комедии» в глазах продвинутой молодежи.
Если до этого зрителю приходилось перебиваться продукцией в духе «Американского пирога» и иже с ними, то теперь пустующую нишу пытаются заполнять чем попало, претендуя при этом на оригинальность и бесподобность. Однако ни с тем, ни с другим ничего хорошего не вышло. То снова преподносят тот же «Пирог» в новой обертке, то показывают нечто совершенно невероятное с буквально вселенским охватом, не подумав о целевой аудитории «шедевров». Нельзя сказать, что фильмов, действительно отражающих настроения современной молодежи, нет, но это фильмы не-воспитывающие, к примеру «Изображая жертву». Вроде, фильм про несмешное — есть и “тень отца Гамлета”, и море трупов, и мат виртуозный... Но настолько сделана картина по уму и с большим талантом, что, кроме чувства глубокого удовлетворения, испытываешь еще редкую интеллектуальную и даже гражданскую радость. А все потому, что появились в отечественном искусстве такие интересные ребята–драматурги, как братья Пресняковы (филологи из Екатеринбурга, к попсе отношения не имеют), театральный (а теперь и кино) режиссер Кирилл Серебренников. Их история про изображающего жертву на следственных экспериментах Валю (утверждают, что это имя — семиотическая конвертация имени Гамлет) — фарс чистой воды. И такой родной, узнаваемый, что спасу нет. Знаю, что этот фильм сильно не нравится многим зрителям старшего поколения — “и что это у нас вся молодежь такая жутко бездуховная?..”. Понятно, не вся — создатели фильма, тому пример. А герой Виталия Хлоева (следователь), столь понятый “япона мамой” (тут Лия Ахеджакова саму себя переиграла), своим философским матом, может, выразил чувства тех, у кого еще что–то осталось за душой: “И откуда вы такие взялись, трам–тара–рам, научились притворяться, приспособились, а другим, может быть, бо–о–льно!”.
К сожалению, при разговоре о современном российском кинематографе именно цифры сборов и становятся главной темой. То, что заслуживающие разговора фильмы выходят не чаще раза в месяц, как-то за победными реляциями забывается. Как и то, что даже лучшие современные ленты, снимающиеся сегодня в России, мягко сказать, несамостоятельны и представляют из себя более или менее точно снятую кальку с голливудских чаще всего образцов. Какой-нибудь «Побег» или грядущая «Охота на пиранью», впрочем, даже и не притворяются чем-то оригинальным. Спору нет, снимать дорогостоящее зрительское кино, красочное и остросюжетное, обязательно надо уметь. Но за всем этим забывается, что тот же Голливуд не сводится только к производству подобного кино.
Введение
Вопросам развития сферы культуры в последние годы уделяется большое внимание. Мировой опыт рыночных преобразований в экономически развитых странах показывает, что реорганизация в экономической сфере должна идти параллельно с повышением культурного уровня, как всего населения, так и людей, осуществляющих экономические реформы. Снижение внимания государства к организации досуга людей и повышению культурного уровня даже при достижении высокого уровня материального благополучия приводит к возникновению таких социальных проблем, как наркомания, алкоголизм, детская и молодежная преступность и т.д.
Переход к рыночным отношения поставил учреждения культуры перед необходимостью задуматься о культурных запросах и предпочтениях населения, социально-экономических характеристиках аудитории этих учреждений, мотивах их посещения или непосещения, степени духовной удовлетворенности их деятельностью.
Сегодня, большинство организаций культуры не располагают конкретными сведениями о социальных, демографических, экономических и прочих признаках, характеризующих посетителей данных учреждений, замечаниях и требованиях населения к сфере культуры, оценкам деятельности театров, музеев, библиотек, клубных и прочих досуговых организаций. Но поскольку конечной целью функционирования объектов и субъектов культуры и искусства является удовлетворение и формирование многообразных духовных потребностей людей, учреждения культуры должны обладать обширным информационным полем о реальном участии различных социальных групп (сегментов) в культурном процессе.
Цель данной работы – рассмотреть культурные и духовные потребности человека, а так же множественность определений понятия культура.
Согласно цели работы для решения поставлены следующие задачи:
• Описать понятие и сущность культуры;
• Рассмотреть классификацию человеческих потребностей;
• Проанализировать духовные и культурные потребности.
Культура: понятие и сущность
Слово "культура" употребляет практически каждый человек. Однако в него разные люди вкладывают различный смысл. Существует множество определений культуры и множество подходов к ее пониманию и оценке. По подсчетам американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона в настоящее время имеют место свыше 500 определений. Исследователи проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом:
– описательные определения, восходящие в своей основе к концепции родоначальника культурной антропологии Э. Тайлора. Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она включает в себя все созданное людьми (книги, картины и т. п.), знание путей приспособления к природе и обществу, язык, традиции, систему этикета, этику, религию;
– исторические, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествующих этапов развития человечества, т.е. культура является результатом исторического развития и включает в себя все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования;
– нормативные, акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура - это образ жизни индивида, определяемый социальным окружением;
– ценностные: культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения;
– психологические, исходящие из того, как человек решает конкретные проблемы на психологическом уровне. Культура - особое приспособление людей к природному окружению и экономическим потребностям, она складывается из всех результатов такого приспособления;
– социально-педагогические: культура - это поведение, которому человек учится (приобретает в процессе социализации), а не получает в качестве биологического наследства (генетически);
– структурные, выделяющие важность моментов организации или моделирования. Культура - система определенных признаков, различным образом связанных между собой. Материальные и нематериальные признаки культуры, организованные вокруг основных потребностей человека, образуют социальные институты, являющиеся ядром (моделью) культуры;
– идеологические: культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, т.е. с помощью слов или подражания;
– символические: культура- это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого .
Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Действительно, она является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает модели, идеи и ценности, избирательна, основана на символах, т.е. не включает биологических компонентов человека и передается отличными от биологической наследственности механизмами, наконец, она воспринимается эмоционально конкретными индивидами. И все же этот перечень свойств не дает нам достаточно полного понимания тех сложных явлений, которые имеются ввиду, когда речь заходит о культурах майя или ацтеков, Киевской Руси или Империи Карла Великого.
Несмотря на огромное разнообразие точек зрения, есть нечто такое, что изначально объединяет самых различных исследователей культуры. Это "нечто" - первоначальное значение слова "культура". В переводе с латинского языка - это возделывание, обработка, уход, улучшение. С течением времени оно стало употребляться в значении улучшения, совершенствования, создания ценностей.
Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю - выделять мировую и национальные культуры. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету. Национальная культура в свою очередь выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее известная не повторяемость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции быта, труда и производства) сферах жизни и деятельности.
В соответствии с тем, кто является конкретными носителями культуры, выделяются различные субкультуры: культуры отдельных социальных общностей (городская, сельская, профессиональная, молодежная); семьи и конкретного индивида. Общепринятым считается выделение народной (культура широких слоев населения) и профессиональной культуры.
Культура делится на определенные виды. Основанием для подобного членения является учет многообразия человеческой деятельности. Отсюда выделяется материальная и духовная культуры. В материальную культуру входят культура быта, места жительства (жилища, дома, деревни, города), физическая культура и др. Духовная культура включает в себя нравственную, художественную, правовую, педагогическую и т. д. Подразделение на материальную и духовную культуру часто бывает условным, поскольку в реальной жизни они тесно взаимосвязаны, взаимопроникаемы и взаимодополняемы. Есть ряд видов культуры (экономическая, политическая, экологическая, эстетическая), которые нельзя отнести только к материальной или духовной.
По влиянию на людей культуру делят на прогрессивную и реакционную, так как культура может воспитывать личность не только нравственную, но и безнравственную.
Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функции в жизни человека и общества. Охарактеризуем основные:
– главная функция культуры - гуманистическая (гуманный - человечный, отзывчивый). Эта функция "возделывания" духа, гуманного отношения между людьми. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.
– важнейшая функция культуры - передача социального опыта. Она способствует исторической преемственности между поколениями людей. эпохами. Культура - это социальная память человечества.
– тесно связана с двумя первыми функциями познавательная функция. Культура, концентрируя лучший опыт поколений, имеет способность, накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для его познания и освоения.
– регулятивная (нормативная) функция связана прежде всего с регулированием различных сторон, видов общественной и личной деятельности. В сфере труда, быта межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, выбор тех или иных материальных и духовных ценностей.
– ценностная функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню судят о степени культурности человека.
– знаковая функция. Она является важнейшей в системе культуры. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык является средством общения людей, овладения национальной культурой . Собственными знаковыми системами располагает мир живописи, музыки, театра.
Введение
Я выбрала тему контрольной работы: «Культурология как наука».
Актуальность темы состоит в том, что культурология изучает не только культуру в целом, но и отдельные, часто достаточно специфические сферы культурной жизни взаимодействия и даже взаимопроникновения в другие дисциплины занимающиеся изучением различных сторон человеческого общества.
На мой взгляд, в отличие от философии культурология оперирует не только абстрактными понятиями, но, прежде всего всем, что «искусственно сделано» – все вещи, процессы, предметы, созданные человеком. Предметом культурологии является культура в единстве и уникальности различных культурных миров происходящих в них процессов. На мой взгляд, актуальность культурологии в том, что:
1.возросла роль сферы обслуживания (сервис, менеджмент).
2.сегодня основным фактором является профессионализм и нравственность.
3.общество становится более открытым, демократичным.
Современный смысл термина «культура» приобрел только в 20 веке и утратил прежний элитарный и вообще оценочный характер. «Культура» - это характеристика определенных исторических эпох, народов или наций. «Культура» - это степень умственного и нравственного развития, присущая кому-либо. «Культура» - это все то, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой. «Культура» - это совокупность материальных и духовных ценностей.
Функции культуры: функция приспособления к среде, познавательная, информативная, коммуникативная, регулятивная, оценочная, разграничения и интеграции человеческих групп, социализации (или человекотворческая).
1. Предмет культурологии. Философия культуры и культурная антропология
Культурология или теория культуры – это комплексная гуманитарная дисциплина, целью которой является интеграция научного знания о культуре. Культурология возникла на стыке философии, социологии, психологии антропологии, этнографии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. Культурология система знаний о сущности закономерностях существования и развития человеческом значении и способах постижения культуры.
Культурология изучает не только культуру в целом, но и отдельные, часто достаточно специфические сферы культурной жизни взаимодействия и даже взаимопроникновения в другие дисциплины занимающиеся изучением различных сторон человеческого общества. Как мне кажется, культурология может изучать любой предмет при условии, что он несет в себе некий смысл значимый для человека, и каким-то образом реализующий творческую энергию человеческого духа. На мой взгляд, проблемы современной культурологии связаны, прежде всего, с проблемами перспектив человека, открывающего через культуру, в том числе и чужую культуру, смысл собственного существования, его духовную бесконечность и высший смысл.
На переживаемом нами ныне серьезном переломном этапе истории возникла настоятельная потребность более четко определить полномочия философии, ее отношение к действительности, к решению сложных современных проблем. С этой точки зрения представляется крайне важным возродить, ввести в действие интерпретацию философии как социально исторического знания, мировоззрения, связанного с жизнью, практикой, открытого новым ситуациям и проблемам.
Культура реально существует как исторически сложившаяся разноуровневая система, обладающая своими вещными формами, своей символикой, традициями, идеалами, установками, ценностными ориентациями и, наконец, образом мысли и жизни – этой центрирующей силой, живой душой культуры. И в этом смысле бытие культуры обретает сверхиндивидуальный характер, существуя вместе с тем как глубоко личный опыт индивида.
Таким образом, я могу сделать вывод, что, человек создает культуру, то и культура создает человека. А в более глобальном смысле это означает, что общество осуществляет воспроизводство и совершенствует себя, только наследуя и творчески перерабатывая накопленные богатства культуры.
Говоря о прогрессе, нельзя утверждать, что будущее человечество лучше нас справится со своими нуждами, потому что речь идет не о будущем человечестве, а о нас самих, о том, как мы представляем свою судьбу. Все, что имеет по этому поводу сказать наука, это одно: невозможно разгадать сокровенный смысл истории и ее конечную цель.
Но, конечно, на этом ответе никогда не может успокоиться человеческий дух. Возможно, именно обращение в первую очередь к культурным ценностям поможет разрешить противоречия прогрессивного пути развития человечества. Но остановиться на ответе «будущее и смысл непознаваемы» – значит стать спиной к самым основным вопросам сознательной жизни, после которых уже не о чем спрашивать.
Антропология — область научного познания, в рамках которой изучаются фундаментальные проблемы существования человека в природной и искусственной среде. Антропология культурная — особая область научных исследований, концентрирующая внимание на процессе взаимоотношения человека и культуры. Эта область познания сложилась в европейской культуре в 19 в. и окончательно оформилась в последней четверти 19 в. Культурная антропология концентрирует внимание на проблемах генезиса человека как творца и творения культуры в филогенетическом и онтогенетическом плане. Главные проблемы культура антропологических исследований связаны со становлением человека как феномена культуры: культурирование основных инстинктов человека, возникновение специфически человеческой конституции, строение тела человека в его связи с культурной средой, поведение человека, становление норм, запретов и табу, связанных с включенностью человека в систему социокультурных отношений, процессы инкультурации, влияние культуры на половой диморфизм, семью и брак, любовь как культурный феномен, становление мироощущения и мировоззрения человека, мифология как культурное явление и др. На мой взгляд, не менее важны в современную эпоху вопросы экологии человека и культуры, поскольку становление человека как носителя культуры не может не включать в себя оценку его места и роли в сохранении природы и культуры современности. Большое значение для становления теоретической программы исследования человека и культуры имели труды Тайлора “Первобытная культура”, “Введение к изучению человека и цивилизации (Антропология)”, “Доисторический быт человечества и начало цивилизации” и др., в которых он с позиций эволюционизма дал антропологическую трактовку культуры.
2. Общая характеристика культуры. Функции культуры
Сейчас существует около 500 толкований культуры. Культура (с лат.) – обрабатывать, возделывать (почву). Впервые термин «культура» встречается в произведениях римского философа Цицерона ( 45 г. До н. э.). В 18 веке термин «культура» приобрел элитарный характер и означал цивилизованность. Современный смысл термина «культура» приобрел только в 20 веке и утратил прежний элитарный и вообще оценочный характер. «Культура» - это характеристика определенных исторических эпох, народов или наций. «Культура» - это степень умственного и нравственного развития, присущая кому-либо. «Культура» - это все то, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой. «Культура» - это совокупность материальных и духовных ценностей.
Функции культуры
а) функция приспособления к среде,
б) познавательная,
в) информативная,
г) коммуникативная,
д) регулятивная,
е) оценочная,
ж) разграничения и интеграции человеческих групп,
з) социализации (или человекотворческая).
Мне бы хотелось рассмотреть их более подробно.
Функция приспособления к среде может считаться самой древней и едва ли не единственно общей для человека и животных, хотя в отличие от животных человек вынужден приспосабливаться к двум видам обстоятельств – природным и социальным. Если для ископаемых людей, например, первыми проявлениями культуры, прямо указывавшими на приспособление, были предметы одежды из звериной шкуры и огонь, то для нашего современника это или космический скафандр, или глубоководный батискаф, или сложнейшие конструкции и приборы. Все, что помогает первобытной, а позднее и цивилизованной человеческой особи выжить и благоденствовать в окружающей ее естественной среде, будучи порождением культуры, выполняет функцию приспособления.
ВВЕДЕНИЕ
Древнерусская культура развивалась не обособленно, а в постоянном взаимодействии с культурами соседних народов и подчинялась общим закономерностям развития средневеко¬вой культуры Евразийской цивилизации.
• Существенное влияние на культурную жизнь всех народов оказывала религия, определявшая нравственность общества, всю картину ми¬ра той эпохи, в том числе представления людей о власти, времени и т. д.
• Данный период характеризовался процессом накопления зна¬ний, при отсутствии их научного анализа.
Существенное влияние на развитие древнерусской культуры ока¬зало иноземное воздействие (скандинавское, византийское, позже та¬таро-монгольское), что не умаляет ее самобытности и самостоятельности.
В данной курсовой работе рассмотрены особенности храмов, церквей и ремесел в Киевской Руси.
История возникновения храмов уходит в глубь тысячелетий. До наших дней в Египте сохранились остатки громадных колонн, подпиравших столь же массивные перекрытия из каменных балок и плит. Такие сооружения своей монументальностью и величием выражали незыблемость власти богов и фараонов над людьми.
Церкви в Древней Руси также имели очень большое значение, имеются очень красивые и неповторимые памятники архитектуры.
Рассмотрены также ремесла русского народа, распространенные в то время.
Задачей работы является наиболее полное раскрытие материала, рассмотрение объектов архитектуры и тому подобное.

1. АРХИТЕКТУРА (храмы, монастыри, церкви)
Сохранившиеся памятники архитектуры свидетельствуют о высо¬ком уровне строительной техники, мастерстве живописцев, тонком ху¬дожественном вкусе и собственном архитектурном стиле народных умельцев.
Русские мастера, позаим¬ствовав принципы византийского каменного строительства и взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли в архитектурные формы элементы русского деревянного зодчества, придали храмам многоглавые и пирамидальностъ, башенносгуь. Тенденции творческого переосмысления византийской традиции строительства храма и само¬стоятельного архитектурного поиска усилились в конце XII в. в связи с быстрым развитием древнерусских городов. Вокруг храмов начали со¬оружать одноэтажные галереи-усыпальницы и устраивать места обще¬ственных собраний.
В XII в. в соответствии с местными условиями (строительные и художественные традиции, особенности строительных материалов) складывались местные архитектурные школы, открывавшие дорогу народному мастерству.
• Владимиро-Суздальское зодчество, особенно с XIII в., отличает¬ся ярко выраженным декоративизмом. Его своеобразием является ажурная каменная резьба на фасадах церквей. К наиболее значитель¬ным постройкам относятся Успенский собор нар. Клязьме, церковь По¬крова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире и Георгиевский собор в Юръеве-Полъском, который современники сравнивали с драго¬ценным резным ларцом из слоновой кости. Замечательным памятни¬ком военно-оборонительной архитектуры являются Золотые ворота во Владимире.
• Основными чертами новгородской и псковской архитектуры были строгость, простота форм, скупость декоративных украшений. Особое внимание на этих землях уделяли строительству крепостей. К наиболее ярким памятникам Новгорода относятся Георгиевский собор в Юрьевом монастыре и церковь Спаса на Нередице. Одно из самых ранних каменных сооружений Пскова — Преображенский собор Ми-рожского монастыря.
• В конце XII — начале XIII в. наиболее интенсивным было строи¬тельство в Смоленске, который по количеству памятников домонголь¬ского периода занимает третье место после Киева и Новгорода. Развитие смоленского зодчества связывают с приглашением на смо-ленщину черниговских мастеров, организовавших местную строитель¬ную артель. Смоленские постройки отличает высокое качество кирпичной кладки. Лучше других памятников XII в. сохранилась цер¬ковь Петра и Павла .
1.1 Деревянное зодчество
Раскопки и исследования показали, что до конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянные или деревянно-земляные.
С конца X в. начинается широкое строительство культовых зда¬ний, церквей и монастырей. Первоначально все эти постройки были де¬ревянными: 13-купольная новгородская София, построенная в 989 г., храм Бориса и Глеба начала XI в. в Вышгороде, Церковь Николаяв Киеве.
1.1.1 Церковь Николая
Первый храм в Киеве - церковь Николая -построен в 882 году, практически за 100 лет до официального крещения киевлян, на могиле князя-христианина Аскольда. Известно также, что в 958 году княгиня Ольга основала монастырь и в нем построила церковь Святой Софии - Премудрости Божией. Церковь была деревянной и имела 13 глав.
1.1.2 Храм св.Софии в Новгороде
К покровительству св. Софии прибегали епископы, князья, горожане, когда в моменты острых социальных конфликтов и раздоров, грозивших смертельной опасностью для жизни, искали в Софийском соборе убежища. И здесь София была заступницей.
Возведение столь великолепного и обширного храма уже само по себе должно было подчёркивать особое значение новгородской епископии, уподобляя её Киевской. Уже второму своему избранному епископу выхлопотали первый и единственный на Руси титул архиепископа (1165) г.). С тех пор владыка становиться центральной фигурой в общественной жизни города и имеет “ руководительное влияние” не только на внутренние дела, но и на общий ход внешней политики расширением силы и власти новгородских архиепископов росло и их богатство.
Ещё в XI веке при храме была открыта первая школа. И в дальнейшем новгородские владыки сохраняли традиции “софийского образования”. Так в начале XVIII в. митрополит новгородский Иов открыл на своём владыческом дворе при св. Софии новую школу с большой и разнообразной программой, не уступающую хорошим европейским учебным заведениям. Во главе этой школы были поставлены учёные греки, братья Лихуды.
История строительства Софийского собора неотделима от возникновения самой христианской веры на новгородской земле.
Известно, что первая кафедральная церковь в Новгороде была построена во имя Иоакима и Анны первым новгородским епископом Иоакимом Корсуняниным, прибывшим в Новгород в 989 г. По преданию, она находилась восточнее Софийского собора. Именно в ней был погребён первый новгородский владыка в 1030 г. (В конце XVII в. мощи его были перенесены в Мартирьевскую паперть Софийского собора). Тем же Иоакимом Корсуняниным был построен в честь св. Софии Премудрости Божией деревянный храм “ о 13 верхах”, который стоял в конце епископской улицы (“Пискупли”) в Детнице, над Волхвом.
В 1045 г. деревянный Софийский храм сгорел, и тогда сын Ярослава Владимир, княживший в Новгороде с благословения епископа Луки Жидяты и при содействии матери своей княгини Анны, построил каменный храм. Для сооружения и украшения его были вызваны “цареградские мастера”, которые в течении 7 лет, по словам летописца, “церковью сию устроили вельми прекрасну и превелику”. Образцом для новгородской Софии были взяты София Киевская (построена Ярославом Мудрым в 1037 – 1038 г.г.) и София Константинопольская. Освящение новгородского Софийского собора состоялось 14 сентября 1052 г. епископом Лукою – за 20 дней до смерти Владимира Ярославовича. Храм был украшен иконописью, фресками и мозаикой, выполненными также византийскими мастерами.
Летопись донесла предание о том, как на изображении Спасителя в куполе благословляющая десница на другой день по написанию оказалась сжатою.
В продолжение девяти веков всего существования храм не раз подвергался разорениям, пожарам, всевозможным перестройкам и обновлениям. Первое разорение Софии случилось уже через 14 лет после освещения – в 1066 г., когда полоцкий князь Всеслав Брячиславич вторгся в город и похитил из Софийского собора паникадило, колокола и другую церковную утварь. На Руси тогда начиналось время княжеских усобиц, братоубийственной вражды, не щадившей и церковных святынь.
В XIV – XV вв. Софийский собор несколько раз горел в 1335 г. при владыке Василии и в начале XV в. В летописях упоминается об изъятиях старинных церковных вещей из св. Софии при Иване III и Иване IV (колокола, иконы, ризы, священные сосуды, увезённые в Москву). Лишь часть из них впоследствии была возвращена в Новгород. Шведы, разорившие Новгород в XVII в., конечно, ничего не вернули. Но, не смотря на всё это, новгородские власти не жалели ни средств, ни сил на восстановление утраченного.
В первый раз о “возобновлении” храма на средства епископа Никиты упоминается в летописи под 1108 г. а спустя 30 лет при архиепископе Нифонте были расписаны притворы (1144 г.). Ещё через несколько лет (1151) вся церковь была оштукатурена и покрыта “свинцовыми листами”. Есть в летописи сведения и о многих других работах, производившихся в соборе в XIII – XV вв.: обновления кровли, возобновления икон и утвари, “позлащение” центральной главы, строительство придельных церквей и т. д. Особенно знаменательна была деятельность архиепископа Евфимия (вторая четверть XV в.), обновившего собор снаружи, и архиепископа Макария (вторая четверть XVI в.), обновившего в храме иконостас с царскими вратами и некоторые настенные росписи.
Ремонты и “поновления” собора производились и в дальнейшем – в XVII – XVIII вв., но самым грандиозным оказался ремонт 1893 – 1900 гг. артелью владимирских мастеров по способу западного учёного – химика Кейма выполнены новые росписи. Минеральные краски выписывались из Мюнхена, мастера работали по особо приготовленному влажному грунту, а затем пропитывали написанное фиксативом. Это придавало изображениям прочность и не смываемость. Реставрация производилась под наблюдением академика Суслова, а расположение новых росписей должно было представлять собой точную копию с росписей древних. Наблюдение за живописными работами осуществлял член Археологической комиссии профессор живописи М. П. Боткин. Реставрация коснулась икон, царского и святительского мест, мозаик в алтаре и наружных стен храма. Именно тогда было возвращено храму посводное покрытие, разобраны контрфорсы.
Тогда же появилось в соборе и отопление. Но всё же София оставалась традиционным летним, т. е холодным храмом. В зимнее время постоянные службы происходили в тёплой Входо - Иерусалимской церкви, и лишь по воскресным и праздничным дням – в Софийском соборе.
К началу XX в. кафедральный храм Новгорода имел 6 пределов, древнейшим из которых были Рождественский и Иоакимовский. С древности Софийский собор был усыпальницей всех новгородских князей и святителей (если только не было особого завещания о погребении в другом месте). И хотя сегодня специалисты ещё не кончили спор о точном месте захоронения тех или иных исторических лиц, назовём здесь наиболее значительных и памятных из них.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества