Культурология - готовые работы

ГлавнаяКаталог работКультурология
fig
fig
Введение
Долгое время в историко-культурологической литературе господствовал взгляд на средневековье как на «темные века» однако на деле это выглядит столь однозначно. Несомненно, что мир средневековой культуры для нас стра-нен и не всегда понятен. Вся культурная жизнь в период средневековья в значительной степени определялась христианством, которое вырабатывало но-вую этику поведения, внедрило новый взгляд на мир и на место человека в нем. Учения о прекрасном мыслителей этой эпохи неизменно были ориентированы на постижение Бога – творца всех видимых форм, которые существуют не само по себе, но лишь как средство постижения божественного разума.
Существовала, естественно, и светская культура, которая наиболее четко отражала нравственные устои средневековья. В ней особое место принадлежит рыцарской культуре. Рыцарская среда выработала особые рамки этикета. Ры-царь должен молиться, избегать греха, высокомерия и низких поступков, он должен защищать церковь, вдов и сирот, а также заботиться о поданных. Он должен быть храбрым, верным, воевать лишь за правое дело. Он должен быть заядлым путешественником, сражаться на турнирах в честь дамы сердца, сто-ронясь всего недостойного.
Наиболее яркое выражение нравственных идеалов средневековья пред-ставлено в литературных произведениях, примерами которых можно назвать произведение П. Абеляра «История моих бедствий», роман Жана Жака Руссо «Юлия, или новая Элоиза», роман А. Поупа «Письмо Элоизы к Абеляру» и др.
1. Нравственные идеалы средневековья
Главным источником складывания средневековой нравственности явля-ется религия, христианская этика. Основы христианской этики наиболее ясно сформулированы в заповедях Моисея и нагорной проповеди Иисуса Христа. Христианство открывало возможности приобщаться к новой морали представи-телям любой этнической группы, так как для него не было «ни эллина, ни иу-дея», то есть все люди воспринимались изначально равными. Средневековье создало новое понимание человека и меры его ценности. Человек в сознании людей перестал быть центром мироздания. В нем видели лишь частичку все-ленной, подчиненную ее неведомым силам.
В чем же проявляются нравственные идеалы человека, живущего в сред-ние века? Как уже было сказано, истоками нравственности были христианская религия, этика, устои которых получали четкий отпечаток в нравственном вос-приятии и поведении человека. Вспомним, например, десять божьих заповедей, которые, в частности, играют главнейшую роль в формировании нравственных идеалов. Заповедь «Не убий!» воспринимается средневековым человеком как преграда к совершению греховного поступка. Убить – значит совершить зло, грех. В сознании человека грех – поступок против Бога, церкви, и, как следст-вие, нравственности и морали. На кого перенести тяжесть греха? Подсозна-тельное понимание запрета и понимания последствий определяет, что такие действия недопустимы и, следовательно, поведение человека, не совершившего действие противное закону Божьему, является нравственным, допустимым. Из этого следует, что нравственно допустимым является поведение, не противоре-чащее христианским устоям.
Итак, христианство является основным истоком формирования нравст-венности средневекового человека. Рассмотрим основные параметры этого яв-ления.
Во-первых, христианство создало единое идеолого-мировоззренческое поле средневековой культуры. Будучи интеллектуально развитой религией, христианство предлагало средневековому человеку стройную систему знаний о мире и человеке, о принципах устройства мироздания, его законах и действую-щих в нем силах.
Высшей целью христианство объявляет спасение человека. Люди грешны перед Богом. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего покаяния в грехах. Однако спастись самостоятельно невоз-можно, спасение возможно лишь в лоне церкви, которая, согласно христиан-ской догматике, объединяет христиан в одно мистическое тело с безгрешной человеческой природой Христа. В христианстве образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения с Божьей милостью. Христианская этика смирения и аскезы основывается на понимании человеческой природы как "зараженной" грехом. Зло в результате первородно-го грехопадения укоренилось в природе человека. Отсюда проповедь аскетизма и смирения как единственного способа борьбы с греховным началом, пребы-вающим в человеке (а не самой природой человека). Сам по себе человек бого-подобен, достоин бессмертия (праведников ждет телесное воскресение после Страшного суда). Однако человеку трудно справиться с укоренившимися в его душе греховными мыслями и желаниями, поэтому он должен смирить горды-ню, отказаться от свободной воли, добровольно вручить ее Богу. В этом добро-вольном акте смирения, добровольном отказе от собственной воли и состоит, с точки зрения христианства, подлинная свобода человека, а не ведущее к греху своеволие. Провозглашая доминирование духовного над плотским, отдавая приоритет внутреннему миру человека, христианство сыграло огромную роль в формировании нравственного облика средневекового человека. Идеи милосер-дия, бескорыстной добродетели, осуждение стяжательства и богатства - эти и другие христианские ценности - хотя и не были практически реализованы ни в одном из сословий средневекового общества (включая монашество), все же оказали существенное влияние на формирование духовно-нравственной сферы средневековой культуры.
Введение
Религия представляет собой мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основыва-ются на вере в существование Бога.
Религия в своем развитии прошла длинный и сложный путь формирова-ния. На первоначальных стадиях развития человеческого общества утверди-лись религиозные верования, в которых запечатлевалось осознание людьми зависимости от природных сил. Так как уровень развития был еще низким, человек не отделял себя от природы и переносил на нее отношения, склады-вающиеся в первобытной общине. Не понимая сути многих природных явле-ний, будучи перед ними бессильным, человек испытывал чувство страха пе-ред этими явлениями – таинственными силами, пытаясь найти способы воз-действия на них.
Объектом религиозных отношений, признаваемым святыней, сначала был какой – либо существующий предмет, животное, наделяемое сверхчув-ствительными свойствами. Ему поклонялись, он становился фетишем. По-скольку человеку хотелось, чтобы предмет поклонения оказывал нужные ему действия, то получила развитие магия, возникли колдовские обряды, закли-нания.
Так возникла вера в то, что душа существует самостоятельно, отдельно от тела. Такая вера называется анимизмом. Поэтому дальнейшее развитие религиозных отношений обусловило деление мира на два – реально сущест-вующий и потусторонний, сверхъестественный. Позже возникли и сформи-ровались более сложные религиозные системы. Религии мирового уровня, т. е. наиболее распространенные – буддизм, христианство, ислам – сформиро-вались вместе с феодальным обществом.
К народностно – национальным религиям относятся иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др. носителями таких религий являются, как пра-вило, представители одного этноса, хотя могут быть и другого.
ГЛАВА I. КВН КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ЯВЛЕНИЕ: ГЕНЕЗИС, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
§ 1. История, структура и социокультурная специфика феномена КВН
КВН в научной литературе рассматривался либо как феномен телевизионного искусства, либо как разновидность массового самодеятельного творчества. Между тем вне поля зрения исследователей оставались особенности эволюции КВН, его социокультурные функции, общественно-политический контекст развития, функционирование соответствующих организационных структур и отдельных кавээновских коллективов и др.
Генезис КВН проходил в контексте развития советского телевидения 1950-1960 гг. и политики руководства бывшего СССР в этой области. Нельзя не увидеть доминанту общественного сознания указанного периода на исходные содержательные и структурные особенности телепередачи (телевизионной игры) «КВН» Центральной студии телевидения (г. Москва).
Очень быстро КВН вышел за пределы телевидения и начался рост его популярности в течение 1960-х гг., причинами чего стали: популярность телевидения как нового средства массовой информации; исходная близость КВН к существовавшим на тот момент вне телевидения формам массовой самодеятельности; привлекательность развлекательно-игровой драматургии кавээновских поединков; рост общественного влияния научно-технической интеллигенции; распространение в советском обществе сциенического мировоззрения. Основным результатом развития изобразительно-выразительных средств КВН стало его постепенное превращение из игрового явления в художественное. Суть этого процесса состояла в постепенном увеличении в структуре кавээновских поединков удельного веса состязаний в различных элементах художественного творчества.
Восприятие КВН общественным мнением в 1960-е годы характеризовалось преобладанием положительных оценок: КВН рассматривался прежде всего как средство формирования «нового человека», гармоничной творческой личности, что соответствовало, в частности, ориентирам, задаваемым программными документами ЦК КПСС. Во второй половине 1980-х гг. КВН воспринимался в основном как инструмент социальной сатиры. В 1990-х гг. при оценке КВН выделяется в первую очередь его значение как формы организации и проведения досуга.
Интереснозаметить взаимовлияние экранной и внеэкранной разновидностей КВН. Именно экранная является определяющей с точки зрения задания направлений развития и определения изобразительно-выразительной специфики феномена в целом. Механизм адаптации КВН к постсоветским реалиям проходил через создание дополнительных организационных структур, обеспечивающих его включение в изменившуюся систему общественно-политических и социально-экономических отношений.
В основу периодизация истории развития КВН, которую мы предлагаем, положены его характерные признаки в различные периоды времени: 1961-1964 гг. - существование КВН в «викторинной» форме, в виде произвольной совокупности конкурсов на ловкость, сообразительность, эрудицию и художественное мастерство, выход КВН за рамки собственно телевидения, появление его внеэкранной разновидности, формирование движения клубов весёлых и находчивых; 1964-1972 гг. - эстетизация телевизионной игры, постепенное «вытеснение» из программ игровых поединков конкурсов нехудожественного содержания, превращения отдельного поединка между командами КВН в соревнование в авторском, режиссёрском, актёрском мастерстве и других видах художественной деятельности; 1972-1986 гг. - период отсутствия передачи «КВН» на советском телевидении, существование КВН исключительно во внеэкранном виде, снижение его популярности, тенденция возврата к викто-ринному варианту игры, нерегулярность проведения соревнований КВН; 1986-1991 гг. - возобновление телепередачи «КВН», рост числа участников кавээновского движения, усиление наблюдавшейся ранее тенденции эстетизации КВН, значительное присутствие политической сатиры в содержании сценических номеров команд КВН, возникновение существую-щих на постоянной основе кавээновских коллективов; 1991-1994 гг. - относительный спад популярности КВН, «деполитизация» содержания кавээновского творчества, начало формирования постоянных структур организации соревнований КВН и странах бывшего СССР, закрепление художественной изобразительно-выразительной специфики в качестве своеобразного канона КВН; 1994 г. - начало XXI века - дальнейшее институциональное развитие КВН, продолжение эволюции его изобразительно-выразительных средств в направлении видового обогащения, развитие КВН в странах дальнего зарубежья, формирование КВН-сегмента современного шоу-бизнеса.
Клуб веселых и находчивый – это российское культурное явление, аналогов которого в европейской истории найти трудно, а вот источники обнаруживаются во множестве. Кроме того, КВН – многоаспектное и многосоставное образование. Предварительно мы можем принять несколько дефиниций социокультурного феномена КВН:
1) телепередача, игра (период с 1961 по 1971 г) - это соревнование молодежных команд студентов, работников, молодых ученых. Состоит оно из системы конкурсов-тестов, смоделированных ситуаций, в которых игроки импровизируют. Конкурсы: познавательный, развлекательный, психологический и пр. В период с 1985 года – эстрадно-юмористический конкурс-состязание, где команды встречаются в конкурсах, тема и жанр которых заранее определяется организаторами, а жюри определяет победителей. Команды соревнуются в мастерстве показа готовых номеров и в импровизационных конкурсах.
2) молодежное движение – место творческой, социальной и финансо-вой реализации, к которой стремится интеллектуальная молодежь с чувством юмора. Лейтмотив членов клуба – с помощью показа юмористических номеров получить позитивную реакцию зрителей и высокую оценку жюри.
3) организация – структура, которая имеет разветвленную сетку фестивалей, чемпионатов и лиг, с четкой системой субординации. Деятельность направлена на коммерческий успех, путем проведения игр, гастролей и производства телевизионного КВН-продукта.
4) вид эстрадного искусства – это симбиоз таких составляющих как: малые формы драматургии, вокальное искусство, музыка, хореография, цирк и др. с использованием изобразительно-зрелищных методов. Включает жанры: эстрадная миниатюра, театр представлений, капустник, авторская песня, пародия, клоунада, сатира, сарказм, синхробуффонада, скетч, частушки, вертеп. Главный принцип конкурса КВН – это принцип премьеры.
Кроме того, КВН можно назвать национальным проектом. Игра КВН возникла именно в СССР и продолжает пользоваться популярностью в основном в России. Любовь к юмору, большой творческий потенциал, широта души, любовь к братарству и веселому время препровождению– это одна из русских национальных черт. 60-ые годы, период, когда возник КВН, – это дефицит зрелищ, всеобщая зажатость и ущемление социальных свобод. Была попытка организовать команду КВН во Франции из коренных французов. На первой игре им помогли с текстом, постановкой и т.д. А уже на второй игре оказалось, что они абсолютно не могут понять суть КВН, а именно, что сценарий нужно писать и постановкой заниматься самостоятельно. Пока на этом все закончилось.
Актуальность исследования. Современная социокультурная си-туация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельности современных культурно-досуговых центров. Это становится одной из явных причин утраты современным человеком мотиваций и стремлений к активной социокультурной жизни (высокопрофессоинальной деятельности, отдыху, творчеству и активному образу жизни в целом).
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного повышения культурного и духовного уровня нового поколения, а также формирования принципиально иной мотивации быть культурно активной личностью. Основная задача работника культуры заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в профессиональной сфере и в сфере досуга.
Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений на пути решения данной задачи, является формирование мотиваций к активному образу жизни.
Основополагающей характеристикой “человека культурного” является его способность к активной деятельности, т.е. продуктивному воображению, творческому и свободному преобразованию реальности на основе “модели желаемого будущего”. Поэтому мы вполне солидарны с предложением некоторых культурологов перестать называть человека «homo sapiens”, так как вернее будет – “homo faber” – «человек действующий». Эта способность задается самой сущностью культуры, которая есть, прежде всего, совокупность акций (физических, нравственных, духовных, художественных и т.п.), способов и результатов освоения и преобразования мира — природы, общества, самого человека. Смысл культурной деятельности заключается в ее “улучшающем” характере, в “культивировании” всех составляющих человеческого бытия, в способности выводить человека за свои пределы в форме самореализации, конструирования идеального образа человека и мира.
Социокультурная активность предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. По типу социокультурной активности можно выделить философско-теоретическое основание типологии личностей.
По объекту, на который направлена активность, она может быть физической (здоровый образ жизни, занятие спортом), познавательной (интерес к учебе, осознанное получение образования), социальной (создание моделей общественных явлений, социальных институтов, новых форм социального устройства и общественной жизни, разработка систем управления, законов и т.д.); педагогической (создание моделей и образов идеального человека в рамках этических и педагогических систем, самопроектирование личностью своего развития); инженерной (проектирование “второй природы” из материала “первой”), политической, творческой и др.
Социокультурную активность личности мы также рассматриваем как мировоззренческую и технологическую основу целого ряда профессий социально-культурной, социально-педагогической и культурологической направленности. Каждая из этих профессий имеет свой предмет, цели, задачи и специфические средства их решения, но в своей сущности представляет собой разновидность культурной активности. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию (или систему мероприятий и акций).
Следовательно, успешность деятельности специалиста социально-культурной сферы во многом зависит от степени его мотивированности быть социокультурно активной личностью. В этой связи чрезвычайно актуальными становятся разработка и исследование темы по основам мотивации социально-культурной активности. Мотивированная социокультурная активность позволит специалистам более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие и консультационно-методические функции в социально-культурной сфере. Мотивированная культурная активность обеспечивает конкурентоспособность специалиста на рынке труда.
В этой связи теоретическую основу нашего исследования нельзя связать с какой-либо одной отраслью научного знания, поскольку феномен культурной активности опирается на принципы и методы самых различных наук — культурологии, социологии, психологии и т.д.
Объект исследования – феномен социокультурной активности личности.
Предмет исследования – мотивация социокультурной активности и влияние активности на профессионализм специалиста сферы культуры.
Цель работы – изучить значимость социально-культурной активности как средства самоактуализации и раскрыть его функции в профессиональном пространстве менеджера культуры.
Задачи исследования:
1. Определить сущность мотивации личности при совершении со-циокультурных актов.
2. Охарактеризовать особенности культурно-антропологической трактовки феномена активности по сравнению с психологической и социологической.
3. Доказать существование разницы между мужскими и женскими мотивациями социальной активности.
4. Проанализировать теорию пассионарности Л. Н. Гумилева в приложении к выявлению мотивов и источников социальной активности.
5. Определить аспекты отношений личности с социокультурным окружением, выражаемые понятиями "социальная позиция", "социальный статус", "функциональная роль", «образ жизни».
Практическая значимость: результаты проведенного исследования могут стать фундаментом новых методик и стратегий работы образовательных и досуговых культурных учреждений. Например, основная задача культурно-досугового клуба, как социаль-ного института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга. Достижению этой задачи и призвано способствовать наше исследование.
Актуальность исследования. С распространением массового туризма по всему миру, проблема изучения особенностей, характеристик, тенденций развития туризма выходит на передний план и требует тщательного профессионального подхода. Туризм представляет собой область интересов многих наук и дисциплин: истории, философии, географии, социологии, психологии, антропологии, экономики, аксиологии, рекреалогии. Каждая их них изучает туризм по-своему, но ни одна – в целом, хотя в наше время необходим целостный взгляд на туризм.
Туризм оказывает существенное влияние на экономику и развитие региона, способствует притоку валюты в страну, созданию новых рабочих мест, улучшению инфраструктуры. Любое государство, развивающее туризм, стремится достичь от него максимальной экономической эффективности.
Туризм в разной степени оказывает влияние на жизнь местного населения, его моральную и духовную деятельность, систему ценностей, общественное поведение, интересы. Воздействие туризма на жизнь местного населения может быть положительным (создание рабочих мест, увеличение доходов, развитие городских служб) и отрицательным (коммерциализация культуры, конфликты между местным населением и туристами, рост числа отклонений от норм общественной жизни).
Актуальность рассмотрения мотивационных и ценностных основ туризма в современном социокультурном пространстве очевидна. Цивилизация не стоит на месте, а с каждым годом развивается. Развивается техника и технологии производства, улучшаются условия жизни, повышается образовательный и финансовый уровень населения. У современного населения возникают новые интересы, потребности и цели в путешествиях, а это в свою очередь влияет на развитие туризма. Туристические организации должны отвечать на все запросы своих потребителей.
Актуальность проблемы исследования. Процессы, происходящие в современной России — расслоение общества, обнищание значительной массы населения — заставляют обратить внимание не только на возрождение экономики и необходимость повышения благосостояния народа, но и на изучение опыта, связанного с организацией текущей практической помощи культуре, в частности, благотворительности, как проявления заботы государства о нравственном здоровье и интеллектуальном потенциале любого социума.
В бедственном положении оказалась культура, без которой действи-тельное возрождение страны просто невозможно. При самых взвешенных и умеренных подходах нельзя не признать, что общество испытывает огромный дефицит духовности, высокой нравственности, интеллигентности и элементарной воспитанности, понимания и милосердия.
Современное российское социокультурное пространство характеризуется тенденцией возрождения культурных традиций, интересом к историческому наследию, потребностью общества в формировании духовных идеалов, связанных с особенностями менталитета россиянина, стремлением сохранить его культурную самобытность.
Исследование культурологического аспекта феномена «благотвори-тельность» позволяет не только объяснить его место в историко-культурном процессе российского общества, но и актуализировать управление и прогнозирование этого явления.
В сегодняшнее непростое время поистине достойны уважения люди, находящие возможность тратить силы и средства на решение острых соци-альных и культурных проблем.
Реализуя важнейшие функции культуры, модифицируясь в соответст-вии с существующим социумом, благотворительность, тем не менее, сохра-няет имманентно присущие ей свойства, делающие ее непреходящей ценно-стью общества, инструментом решения конкретных задач.
Исследование благотворительности с точки зрения социологического и культурологического знания, анализ новых интересных форм взаимодействия ее с другими сторонами культурной и социальной деятельности представляются весьма актуальными.
Мы понимаем благотворительность как закономерную особенность отечественной культуры, как вид социально-культурной деятельности, складывающийся под воздействием окружающего мира и факторов, направленных на осуществление культурной политики государства. Кроме того, благотворительность - показатель отношения общества и государства к культуре нации, народа, инструмент формирования культуры личности.
Благотворительность как важная часть культурной политики государства участвует в формировании ценностно-нормативной системы образования и воспитания современной России.
Именно сейчас настало время понять особенности благотворительно-сти, для чего необходим диалог веков, который мог бы стать отправным пунктом в поиске новых, уникальных, неповторимых способов реализации ее целевых установок. Недостаточная разработанность теоретико-методологических, экспериментальных основ и научного осознания феномена «благотворительность» требует использования междисциплинарного концептуального подхода к его изучению.
Цель нашей работы – изучение истории развития благотворительной деятельности в родном крае, экспериментальное описание и социокультур-ной специфики феномена современного меценатства (фандрейзинга).
Для достижения поставленной цели должны быть решены следующие задачи:
- осуществить анализ благотворительности, выявив ее культурологический аспект и мировоззренческие основы, на которых она базируется, и уточнить её определение с точки зрения куль-турологического знания;
- дать характеристику феномену «благотворительность» как со-ставляющей менталитета российского народа;
- выявить основные функции благотворительности и исследовать их проявление в социокультурном пространстве современного общества;
- проследить генезис формирования благотворительности в исто-рико-культурологическом аспекте, обосновав критерии ее преемственности на разных этапах развития российского государства;
- определить сущность и специфику фандрейзинга, проанализировав возможности использования его технологий в условиях социокультурного пространства конкретного региона;
- сформировать понятие «институт благотворительности» как структуры, объединяющей организации и учреждения, которые осуществляют полноценное социальное партнерство с целью реализации культурных проектов.
Объект исследования - социокультурный феномен благотворительности (меценатства).
Предмет исследования – процесс формирования благотворительности как категории культурологического знания, ее анализ в контексте культурогенеза, менталитета российского народа, характеристика в рамках благотворительных фондов, а также внедрение фандрейзинга в качестве перспективной технологии поиска денег на развитие культуры.
Гипотеза – мы предполагаем, что возрождение меценатства послужит главной причиной дальнейшего существования и развития многих социокультурных сфер. Поиск источников благотворительности откроет пути сотрудничества бизнесменов, предпринимателей и работников духовной социально-культурной сферы.
Методы исследования – контент-анализ, изучение литературы и ар-хивных документов, периодических изданий, интервьюирование адресатов и адресантов благотворительной помощи.
Благотворительность во все периоды развития общества всегда явля-лась одним из показателей нравственного, духовного и морального состояния общества. Всегда были богатые и бедные, здоровые и больные, то есть всегда были те, кто нуждался в помощи и те, кто мог помочь.
Благотворительность в России уходит корнями глубоко в прошлое. На Руси она зародилась сразу после принятия христианства и была распространена в монастырях. Русские люди жертвовали на храмы, творили милостыню. Богатые посещали богадельню и тюрьмы, кормили нищих. На Руси давали совет: «Если хотите, чтобы между вами не было бедных и несчастных, то помогите каждый своему соседу».
Вопрос о благотворительности в современной России вновь поставлен жизнью, как и много лет назад. Идет процесс возрождения традиций духовности и гуманного милосердия: восстанавливаются храмы, создаются благотворительные фонды, дома для престарелых людей, устраиваются благотворительные вечера и сборы. Различные российские фирмы начинают принимать участие в делах милосердия. На средство некоторых банков, частных лиц и народные пожертвования возведен Храм Христа Спасителя в Москве, построены церкви Петра и Павла, богадельня в поселке Прохоровке Курской области и многое другое.
Теоретическая и практическая значимость нашего исследования определяется его актуальностью в современном социокультурном пространстве, введением уточненного определения благотворительности с точки зрения культурологического знания, разработкой культурологического подхода к организации благотворительности как инструмента фандрейзинга, обоснованием необходимости создания «института благотворительности» как структуры, способствующей активизации внедрения фандрейзинга и его технологий в социокультурное пространство конкретного региона.
Материалы и выводы исследования могут быть использованы в научной и учебной работе, а также в практической деятельности по организации благотворительности как инструмента фандрейзинга среди населения конкретного региона.
Структура работы: работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка используемой литературы, приложения.

Глава 1. Социокультурный феномен благотворительности
1.1. Благотворительность как категория культурологического знания
Изучение культурологического аспекта проблемы дает возможность определить благотворительность как один из важнейших аспектов социо-культурного заполнения проблемного поля
Введение
Наша работа посвящена изучению актуальных проблем и современ-ной практики корпоративной культуры.
Феномен корпоративной культуры уже завоевал признание ученых и практиков во всем мире. Она не только отличает одну организацию от другой, но и предопределяет успех функционирования организации в долгосрочной перспективе. Если можно говорить о том, что организация имеет «душу», то этой «душой» является именно корпо-ративная культура.
Понятие «корпоративная культура» включает комплекс "правил игры" организации или учреждения, комплекс ценностей, стандартов, ориентиров, установок, норм, правил и принципов, обеспечивающих эффективное функционирование организации или учреждения. Поэтому корпоративная культура изучается внутри междисциплинарного направления, которое находится на стыке нескольких областей знания, таких как менеджмент, организационное поведение, социология, психология, культурология. Именно многодисциплинарность данной концепции, ее уникальная интегративная сущность, с одной стороны, создают при ее рассмотрении определенные сложности познавательного плана, а с другой – дают возможность грамотно и эффективно управ-лять учреждением.
Вопрос корпоративной культуры является относительно новым и мало изученным в нашей стране и за рубежом. Даже в США исследованием этой проблемы начали заниматься лишь в 80-90-х годах.
Есть несколько весомых причин и проблем, предопределяющих сегодня актуальность размышлений на тему корпоративной культуры, задающих ей направленность, особенность и уровень притязаний. Дело, в первую очередь, в тех общественных изменениях, которые, надвигаясь на каждого из нас в отдельности, под видом некоторого естественного социального фона, меняют устои общества в совокупности. Это происходит вне зависимости от того, хотим ли мы этих изменений или не хотим, согласны ли мы с ощущаемыми тенденциями или нет.
Вместе с тем, мы должны четко понимать, что общественные изменения остаются до сих пор побочным результатом деятельности и мышления самих людей, поскольку всегда имеют отношение только к социальной природе, творимой поступками, поведением и моралью нас самих, каждого в отдельности и взятых совместно, в форме каких-либо общественных образований.
С другой стороны, процессы глобальной интеграции (экономиче-ский рынок, гуманитарные и информационные технологии, международная политика), протекающие сегодня по всему миру, служат теми обстоятельствами, в силу которых вековые культурные различия и разграничения отходят на второй план. Традиционная культура, сохраняя за собой традиционные сферы влияния - воспитательную и образовательную, начинает носить чисто формальный характер, ритуализируется, лишая человека адекватной осмысленности и осознанности в происходящих событиях общественной жизни, и главное, - возможности участия (включенности) в них.
Все это порождает массу безликой и безучастной толпы, современ-ная мораль которой вынуждена раздваиваться на актуальную - в угоду "злобы дня", и формальную - как дань должному. Имеет ли это какое-либо отношение к теме корпоративной культуры? Думается, что да, прямое. В такой ситуации человек теряет цельность и уже не может быть лояльным к корпоративным интересам. А любая корпорация это, прежде всего, - человеческий ресурс, и одна из его главных внутренних характеристик - взаимное доверие.
Указанная антропологическая характеристика ситуации предъявляет сегодня к корпорации требование антропосообразности структуры. Причем, такой, чтобы в форме корпоративного опосредования (т.е. посредством активного участия в корпоративной жизни: строительстве, развитии, становлении, реорганизации) человек мог, вырастая из своих "коротеньких индивидуалистских штанишек", соприкасаться с общественной жизнью в целом и твердо знать свое значение в ней. А через это - влиять на будущее, (на собственную судьбу, судьбу страны).
Тезис об антропосообразности проблематизирует традиционное понимание корпорирования. Объединения по профессиональному признаку (гильдии, "цеха") или экономическим целям (концерн, холдинг) уже не выполняют вышеуказанные разрывы между мыслимым и действительным и не открывают возможности определяющего корпоративного участия в общественных изменениях.
Для полнокровного участия в общественной жизни и, следовательно, в общественных изменениях, корпорациям и корпоративному сообществу требуется быть общественно-инициативными (и наоборот - под реализацию общественных инициатив требуется корпорирование).
Реальность общественных инициатив отличается от экономических (коммерческих) или политических тем, что: а) не создает между себе подобными конкуренции и/или борьбы за выживание - общественные инициативы могут сосуществовать; б) направлена не на потребление, а на отдачу, предусматривая для себя, тем самым, достаточную экономическую независимость, предопределяя свою состоятельность, мощь и масштаб; и наконец, в) порождает корпоративный дух развития (устремленность), в котором, прежде всего, делается возможным человеческая самоидентификация и самоопределение.
Стихийность процесса корпорирования обусловлена еще и тем, что старые схемы трудно вписываются в новые реалии, а конструирование новых требует своего специфического инструментария и подхода
Во всем мире, и в России в частности, в последние десятилетия изме-нилась сама парадигма управления. Огромное влияние стало уделяться человеческому фактору. Практический интерес к исследуемой теме корпоративной культуры объясняется, прежде всего, тем, что она позволяет в значительной мере сгладить проблему согласования индивидуальных целей с общей целью учреждения, формируя общее культурное пространство, включающее ценности, нормы и поведенческие модели, разделяемые всеми работниками.
Большинство учреждений культуры в России, так же как и многие фирмы и предприятия других сфер деятельности, пока еще не ясно осоз-нают, что проблемы настоящего и будущего больше не могут решаться с помощью рецептов прошлого. Представление о ценностях кардинально меняется. Не ясно пока еще, осознают руководители многих учреждений культуры и то, что на смену прошлым общепризнанным ценностям, таким как дисциплина, послушание, иерархия, власть, приходят другие: участие, самоопределение, коллектив, раскрытие личности, творчество.
Многие заинтересованные руководители стали приходить к выводу, что процветает то учреждение, в котором создан сплоченный коллектив, где сломлены иерархические перегородки, где каждый кровно заинтересован в общем успехе.
Не претендуя на оригинальность, дипломная работа, тем не менее, не может не оказаться полезной тем, кто всерьез заинтересован вопросами корпоративности учреждений культуры.
Вместе с тем работа имеет научную новизну и практическую цен-ность, поскольку:
- собран и обобщен материал российских и зарубежных авторов по теме «Корпоративная культура»;
- предлагается методика исследования музейного учреждения в аспекте теории корпоративности;
- проанализированы результаты внедрения проекта корпоративности в работу волгоградских музейных учреждений;
- предлагаются практические рекомендации по использованию ре-зультатов исследований в работе конкретных музейных учреждений.
Объектом исследования данной работы являются процессы, происходящие в коллективе учреждения культуры и влияющие на эффективность его деятельности.
В качестве предмета выделяются декларируемые действия руководителя в отношении корпоративной культуры коллектива в социально-культурной сфере.
Основная цель настоящего исследования – предложить значимую для руководителей методику оценки корпоративной культуры в социально-культурной сфере, являющуюся результатом самостоятельного интегрирования знаний о музейной корпорации.
В связи с поставленной целью следует выделить следующие зада-чи:
- Рассмотреть понятие и процесс развития подходов к корпоратив-ной культуре.
- Выявить задачи и представить критерии эффективной корпоратив-ной культуры музейного учреждения;
- Обосновать утверждение, что изменения в музейном учреждении и его корпоративной культуре являются задачей стратегии управления;
- Определить особенности и представить методы управления культурой музейного учреждения;
- Представить программу исследования конкретной музейной корпорации;
- Разработать в соответствии с результатами исследования коррективы корпоративной культуры, применимые в условиях других организаций социально-культурной сферы.
В данной работе были опрошены сотрудники исследуемого учреждения культуры (Волгоградского музея изобразительных искусств) и был использован следующий методологический инструментарий:
● Краткий социологический опрос в виде анкет (приложение №1, приложение №2)
● Была дана экспертная оценка диагностики организации по главным параметрам корпоративной культуры.
Основной гипотезой проведенного исследования являлось предпо-ложение о том, что на характер корпоративной культуры в значительной степени влияет сплоченность персонала, особенности личности руководителя и отношения членов коллектива, взаимодействие всех сотрудников преследующих конкретные, реальные цели.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложений, библиографии. Построенная таким образом работа позволяет наиболее ясно показать всю многогранность феномена корпоративной культуры и ее влияние на эффективность деятельности музейного учреждения.
В первой главе вводится понятие корпоративной культуры, представлен краткий обзор теоретических взглядов, обобщены мнения специалистов-практиков, приводятся примеры из истории и современной деятельности российских и зарубежных компаний и учреждений. Материал разбит на параграфы. Первый параграф главы посвящен терминологическим и теоретическим вопросам. Параграфы 2-7 раскрывают практические вопросы. Принцип, по которому классифицирован материал для параграфов 2-7 - это выделение из массива информации элементов корпоративной культуры и дальнейшее их освещение через примеры, мнения и обобщения. Элементами мы называем наиболее важные составляющие корпоративной культуры, которые фигурируют в изученной литературе, и используются специа-листами-практиками для управления климатом в коллективе, умонастроениями сотрудников, отношением служащих к компании и т.д. Таким образом, ценность данной главы заключается не только в обобщении и систематизации разрозненного материала, но и в выделении наиболее значимых, с точки зрения практики, элементов.
Во второй главе представлена попытка решения проблемы внедрения принципов корпоративности в современные музейные учреждения.
Третья глава посвящена анализу конкретного, реализующегося в настоящее время в нашем городе музейного проекта «Уроки Леонардо с точки зрения корпоративности.
В заключении подведены итоги работы, сделаны основные выводы и намечены перспективы возможного развития темы.
Актуальность исследования. В настоящее время рэп и хип-хоп культура в целом становятся всё более влиятельными и распространенными. Мы наблюдаем элементы хип-хопа во всех сферах культурного бытия последних десяти лет: в речи, одежде, музыке и т. д. В силу этих причин становится небезынтересным рассмотреть, что представляет собой данное культурное направление, каковы история и тенденции её развития, почему и как она входит в жизнь современной русской молодёжи и насколько ей понятна. Исследования в этой области необходимы также для разрешения экзистенциального кризиса, который переживает сегодня российская молодежь, ведь связь проблем молодежной субкультуры и молодежной агрессивности очевидна. Только тщательные и систематические исследования в этой области могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой мо-лодежная культура, дифференцированно подходить к явлениям жизни современной молодежи.
Также необходимо понять, что молодому человеку нужно опреде-лить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он спо-собен, утвердиться в обществе. Подтверждением этому может служить следующие размышления американского психолога Э. Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть, и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это очень за короткий промежуток времени, полагаясь, на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне» .
Степень разработанности темы. В классических теориях суб-культуры представлялись культурами различных молодежных меньшинств в пределах плюралистических обществ, аутентичными формами, независимыми идентичностями, отражавшими новые измерения послевоенной классовой структуры, стилистические различия которых объяснялись разрывом преемственности в воспроизводстве классовых культур. Внимание уделялось раскодированию значений различных стилей одежды, музыки, территориальности и других языков взаимодействия внутри групп сверстников. Связь символических форм и классовых позиций молодых людей рассматривалась не как реальная, а как воображаемая . Подобные теории были ограничены классовым подходом, измерением субкультурности через деви-антные/делинквентные бунты молодежи против семейно-соседского про-исхождения, гендерной и этнической слепотой (фокус на белых, гетеросексуальных мужчинах), евро- и западоцентризмом.
Несмотря на сравнительную разработанность проблемы молодежной субкультуры, исследователи и сейчас сталкиваются с определенными трудностями при изучении этого феномена. Например, до сих пор дискуссионным остается вопрос о границах молодежного возраста. Другая трудность в изучении молодежной субкультуры связана с тем, что под сомнение ставится сам факт ее существования. Противники выделения молодежной субкультуры выдвигают следующий аргумент: поскольку все молодое поколение социально дифференцировано и соответственно дифференцированны его ценностные устремления, постольку ни о какой молодежной культуре “вообще” речи быть не может, и если и есть какие-то специфически молодежные культурные образования, то они существенно отличаются друг от друга, и только некоторые из них могут попасть в разряд субкультуры. И поэтому феномен субкультуры ни в коем случае не может быть распространен на всю молодежь. Но следует учитывать, что молодежная культура не представляет собой некое содержательное единство (определенный набор обязательно однородных ценностей), а объединяет молодежь, причем молодежь из разных социальных групп, с помощью специфического механизма своего функционирования. Сущность этого механизма состоит в том, что существуют некоторые общепринятые формы поведения и их “символическое” обеспечение, соприкасаясь с которыми молодой человек чувствует себя “в своей тарелке”, т.е. в обществе себе подобных, объединенных в данной локальной ситуации вокруг определенным образом внешне выраженных ценностей, не доступных взрослым.
Хотя взгляды на субкультуры весьма различны, большинство авторов все же возражают против широкой трактовки этого понятия, предпочитая употреблять понятие субкультуры в узком, другие рассматривают субкультуру как собирательное понятие для обозначения различных феноменов, представленных в виде шкалы. Ее точка отсчета – молодежь, принципиально отрицающая общественные ценности, и, наконец, молодежь, решительно отвергающая любой порядок и все существующие ценности.
Существуют различные трактовки взаимоотношения молодежной субкультуры и “взрослого” общества. Одни считают, что субкультура – это всего лишь способ перехода нового поколения во взрослый мир, своеобразный полигон, на котором отрабатываются приемы, которые молодым людям придется применять в будущей взрослой жизни, шлифуется адаптивный механизм. Другие подчеркивают оппозиционную по отношению ко взрослому миру сущность молодежной субкультуры, ее “контр”-компонент называют “школой нонконформизма”. Третьи считают, что молодежная субкультура сочетает в себе противоречивые, но взаимообуслов-ливающие тенденции, воспроизводящие те функциональные структуры социокультурного целого, напряженное единство и борьба которых и составляет культурную жизнь общества.
Исследования последних лет свидетельствуют о системном кризисе современного общества. Этот кризис не мог не коснуться и сферы культуры в целом, и молодежной субкультуры в частности, что поставило под угрозу процесс преемственности поколений, а, следовательно, и интегрирующую функцию культуры. Многие авторитетные исследователи в этой области, описывая современное состояние молодежной субкультуры, чаще всего делают вывод о коренных изменениях, происходящих в ней. Но при этом глубина и содержание кризисной ситуации в молодежной культуре остаются мало изученными. При всем многообразии тематики исследований, ни одно из них не дает всесторонней оценки феномену молодежной субкультуры. Как правило, эмпирическое изучение молодежной проблематики основывается на традиционных (опросных) методах исследования, что существенно снижает вероятность получения качественно новых данных.
Но, несмотря на то, что результаты последних исследований фиксируют определенный культурный кризис в молодежной среде, молодежные субкультуры и контркультуры выявили свое значение как часть механизма культурных инноваций, благодаря которому общество постмодерна может рассматриваться как более толерантное к иным точкам зрения, более плюралистичное, более раскованное и интеллектуальное.
Объектом нашего исследования является хип-хоп как субкультур-ное образование современности.
В качестве предмета мы рассмотрим эстетические взгляды, этиче-ское содержание хип-хоп культуры, а также особенности хип-хоп движе-ния, входящего в границы культуры Волгограда.
Целью работы является интегративное теоретическое и практиче-ское рассмотрение, построение системы понимания глубинных смыслов всех сторон феномена хип-хоп культуры.
Задачи работы заключаются в том, чтобы
1) сравнить понятия «субкультура» и «контркультура»;
2) выявить типы и виды неформальных молодежных группировок;
3) исследовать неформальные молодежные организации в России и в частности в Волгограде;
4) рассказать об истории хип-хоп культуры;
5) охарактеризовать составные элементы хип-хопа;
6) определить концепции хип-хоп культуры.
Методами исследования являются: поисковый, аналитический, обобщающий, интерпретационный, результативный.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы для спецкурса, рассматривающего ценности, которые превалируют в молодежном сознании.
ХХ век – эпоха грандиозных социальных трансформаций и политических потрясений, научно-технического прогресса – знаменателен выходом на историческую арену феномена, чаще всего называемого специалистами как «женская революция». В начале ХХI века выдвигаются новые актуальные проблемы определения места женщины в современном мире, без решения которых невозможен дальнейший прогресс человечества. В их числе и может быть, среди первых – выход женщин на рынок труда и активный поворот их к независимому предпринимательству.
Исследование ведутся учеными различных направлений: философами, социологами, психологами, экономистами, но до недавнего времени в литературе роль женщины рассматривалась лишь в связи с ее репродуктивной функцией или с увеличением трудовых ресурсов, а ее экономический потенциал вообще не принимался в расчет. Был распространен взгляд на женское руководство как случайный. Это касается всех сфер жизни и такой как социально-культурная деятельность.
Причины подобного подхода коренились в веками складывавшемся в зависимом положении от мужчины в отношениях собственности, практическом отсутствии доступа к творчеству, к власти и к капиталу. Такой подход представляет привычную оценку традиционной роли женщины в обществе и игнорирует те изменения, которые определили ее новую роль в общественном прогрессе.
Самая большая и влиятельная группа населения все более вовлекается в ряды активных сторонников общественных преобразований, разрешения назревших противоречий, созидания гуманного, справедливого, демократического общества. Мужчины и женщины – участники единого прогресса развития и обновления цивилизации в рамках социальной дифференциации в том числе и по полу.
Социальная наука призвана осмыслить радикальное изменение положения женщины в свете этого взаимодействия, и в последнее время она все более ориентируется на анализ возрастающей роли женского начала в обществе.
Актуальность темы исследования: современная концепция человека критерии гражданского общества, приоритеты общественного согласия и мира выдвигают на первый план проблему свободы женщины, ее разностороннего развития. Личность женщины все более становится основой культурного и духовно-нравственного развития. Это стержневой вопрос современной цивилизации. Право на свободу и счастье заслуживает каждый гражданин любого государства, важно определить их реальное наполнение и измерение, реализацию. Особенно это проявляется у женщины – руководителя социально-культурной сферы: это директор, руководитель ансамбля, режиссер, руководитель вернисажа, руководителем клубной работы на селенга.
Благодаря своей творческой натуре женщины с большим успехом, чем мужчины могут обнаружить существующие вокруг них потребности и удовлетворить их. С другой стороны они лучше знают реальную жизнь и обычно более наблюдательны. Сочетания воображения с практическим складом ума помогает женщинам в разработке новых видов услуг, новых продуктов, новых предприятий, особенно в культурно-досуговой деятельности.
Степень разработанности проблемы. Проблему женщин-руководителей основательно исследует американский ученый Хьберт Хэмфри, выделяя два похода к оценке «идеальной» женщины-руководителя: первый – основан на сходстве женщин с мужчинами; второй – на их различии и факторе дополняемости; также А. Миллер и У. Миллер оценивают женщин-руководителей с позиции их личных качеств, черт, которыми они обладают.
Проблемы женщин-руководителей занимаются также российские исследователи. Так, О.А. Здравомыслова изучает феномен противостояния мужского и женского менеджмента высшего уровня, А.А. Бражник отзывается о женщинах - руководителях неодобрительно, т.к. женщины доверяют интуиции а не разуму, хотя именно интуиция – необходимый элемент в социально-культурной деятельности.
Проводившиеся как за рубежом, так и в нашей стране исследования, направленный на изучение социально-психологический особенностей женщин – руководителей в «культуре» - это женщины по профессии: учителя музыкальных школ, учителя танцев, искусствоведы, концертмейстеры, дирижеры, режиссеры и др. показатели, что ни в умственном развитии, ни в способности организовать деятельность представительницы прекрасного пола ни чем не уступают мужчинам. Более того, среди женщин - руководителей социально-культурной сферы «случайные» люди встречаются крайне редко. Как правило, они отличаются целеустремленностью, упорством, старательностью, добросовестностью и аккуратностью.
Лица такого психологического склада обычно характеризуются повышенным честолюбием, высокой самооценкой, требовательностью к себе и окружающим. Сталкиваясь с трудностями такого склада женщины – руководители не «опускают руки», а мобилизуются и ищут пути преодоления препятствий, т.к. по нашему мнению, именно необходимость в удовлетворении повышенным современным требованиям (требованием - выживания) и формирует характер «железных леди» - руководителей.
Можно предположить, что женщины с высоким уровнем мотивации, в социально-культурной деятельности могут быть хорошими руководителями, т.к. он практичны, ориентированы на достижение высоких производственных показателей, отличаются творческим подходом к своим обязанностям, умеют организовать свой труд и работу подчиненных.
Научная новизна. А настоящей дипломной работе предпринята попытка исследования мотивации в трудовой деятельности женщины-руководителя в социально-культурной сфере. Следовательно,
Объектом и исследования является женщина-руководитель социально-культурной сферы.
Предметом исследования является выявление социально-психологических установок и методов женщины-руководителя в социально-культурной деятельности.
Цель данной работы является изучение социально-психологических особенностей женщины-руководителя социально-культурной сферы и выявление перспектив развития женского менеджмента.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что женщина в равной с мужчиной степени может с большим эффектом для результатов «культурной» деятельности быть руководителем в социально-культурной сфере.
Задача исследования:
1. Провести научно-теоретический анализ проблемы женского руководства в странах Запада и нашей стране.
2. Экспериментально отследить проявление специфических мотивационных особенностей женского руководства в сравнении с мужским.
3. Предложить систему социально-психологических рекомендаций для осуществления женщиной-руководителем успешного (эффективного) руководства.
Изучение музейных собраний приводит к заключению, что среди обширных предметов старой материальной культуры известная их часть должна быть отнесена к искусству русской деревни. В искусствоведении и этнографии это искусство по времени распространяется приблизительно с середины XVIII в. до середины XIX в. Дело в том, что этот период в истории крестьянского искусства может быть с достаточной полнотой и убедительностью иллюстрирован конкретными памятниками, хранящимися в разных музеях. Наиболее многочисленные памятники старого крестьянского быта – это памятники русского Севера. Крестьянский быт здесь был еще недавно переполнен и насыщен предметами, которые хранятся теперь в музеях в качестве первоклассных памятников народной художественно-бытовой культуры. Памятники северной деревни превалируют над остальными и сообщают характерный художественный облик, который связывается в нашем представлении с типичным выражением русского крестьянского искусства. Тем не менее, нельзя распространить оригинальный стиль северных районов на всю территорию страны. Крестьянское искусство каждого района является искусством местным. На севере была более благоприятная почва для процветания народного искусства, но оно не распространяло свое влияние даже на пограничные местности России. Северное крестьянское искусство замкнуто в своеобразных экономических и бытовых формах. Оно имеет ряд своих особенностей в сравнении с другими районами. Дело в том, что крестьянство Севера, как никакое иное, сохранило черты древнерусского быта. Это подтверждают подлинные музейные памятники, дающие вещественную картину русского крестьянского быта XVIII в.
Из всех видов крестьянского искусства вышивка остается наиболее устойчивой в своих древнейших мотивах. Она почти не восприняла новых деформирующих воздействий. Вышивку можно изучать с разных позиций: художественно-тематических, технических, композиционных, семантических систем, заключенных в вышивке. Знаковая система для северной вышивки более характерна, чем для других видов крестьянского искусства.
В иконографическом поле этого искусства встречаются мертвые символы древнеязыческих мировоззрений и живые образы поздних реалистических наблюдений и впечатлений окружающей жизни. Такие разновременные элементы могут сосуществовать в одном произведении рядом, занимая равноправные места в целостной художественно законченной композиции. Не всегда безошибочно можно определить, к какой категории мотивов относится то или другое изображение. Символы, получившие орнаментальную трактовку (солнце, свастика и т. д.) выделить легко. Но немало таких мотивов, иконография которых не может трактоваться однозначно. К таким трудно постигаемым элементам относятся изображения птицы, коня, человеческой фигуры. В композицию вышивки они вводятся как заключающие в себе черты глубочайших и древних символов, в другом случае они вводятся лишь в качестве декоративного элемента, но даже это не объясняет, почему введены именно эти изображения, а не другие. Вполне возможно, что со временем их смысловое наполнение было утеряно, но как изобразительный элемент в предметном репертуаре они сохранились. Таким образом, их тоже надо рассматривать как следы древней символики. Длинный ряд древнейших символических изображений дожил в вышивках до середины XIX в. Это указывает на их устойчивое историческое и художественное бытие. Крестьянское искусство на протяжении веков было их прибежищем.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества