Культурология - готовые работы

ГлавнаяКаталог работКультурология
fig
fig
2. Религия и её роль в культуре Древнего Египта.
Египтяне поклонялись многочисленным божествам. В одной из статей международного договора между Рамсесом II и хеттским царем упоминается тысяча богов и богинь Дрёвнего Египта. Боги делились на местные божества, почитаемые в каждом номе и каждом крупном селении, и боги общеегипетские, почитаемые во всей стране. Общеегипетскими богами становились божества какого-либо номового центра, правители которого захватывали трон фараонов, основывали общеегипетскую династию, превращали свое номовый город в столицу всего государства. Так, например, когда номовый центр Фивы превратился в столицу Египта, его местный бог Амон, ранее малоизвестное, божество, становится покровителем царствующего фараона и царем богов. Наиболее чтимыми верховными божествами были: бог солнца Ра, странствующий на небесной ладье по дневному небосклону, с центром в городе Гелиополе; бог-творец Птах, по слову которого были созданы бог и весь мир, центром его культа был город Мемфис. С выдвижением Фив бог Амон включает ряд функций бога Ра и становится одним из самых главных богов Египта. Амон-Ра считался создателем мира, покровителем власти, военного могущества Египта. [3, c. 77]
Популярным божеством древнеегипетского пантеона был также Осирис, олицетворявший умирающую и воскресающую природу, владыка загробного мира, покровитель царской власти. Его сестра и супруга Исида понималась как богиня-мать, покровительница супружеской любви и материнства. Сын Осириса и Исиды бог Хор олицетворял небо и свет, считался защитником фараона, его земным воплощением. Богом мудрости и счета был Тот, богиня Сохмет воплощала могущественную силу, богиня Хатхор считалась богиней неба, любви и веселья. Нил почитался под именем Хапи.
Глава 1. Общая характеристика деловой культуры
1.1. История зарождения и развития деловой культуры в России
На заре образования Московского государства, в период междоусобиц и настороженности, эпизодические, случайные торговые сделки не могли быть устойчивым мерилом деловой культуры. Давние сведения о манерах россиян разноречивы. Побывавший в Москве в начале XVI века посол императора Максимилиана I Сигизмунд Герберштейн, в частности, писал: «Народ в Московии, как говорят, гораздо хитрее и лукавее всех прочих и в особенности вероломен при исполнении обязательств» . Это высказывание перекочевало затем в отчеты некоторых других заморских посланцев. Однако совсем иное мнение о жителях Московии выражает несколько лет спустя итальянец Альберт Кампенезе: «Обмануть друг друга почитается у них ужасным, гнусным преступлением, а о клятвопреступлении и богохульстве и вовсе не слышно» .
Этика бизнеса в России складывалась под воздействием как природных, так и историко-политических и социальных факторов, что обусловливало ее изменчивость и разноликость. Суровые природные условия побуждали «наваливаться всем миром» в процессах производства и обмена, использовать коллективные формы трудовой деятельности - крестьянскую общину в сельском хозяйстве и артель в ремесленном производстве.
Традиционно слой собственников на Руси был весьма узок. Основная масса населения была отделена от частной собственности, инструментом защиты которой является право. Отсюда - массовый правовой нигилизм (и правовое невежество) у российских граждан, отношение к праву, как к помехе, которую не плохо бы устранить (по пословице: «Закон - что дышло, куда повернешь, туда и вышло»).
Разнообразие культурных и религиозных обычаев и хозяйственных укладов на Руси определяли многовариантность типов деловых людей. Среди них выделяется новгородский тип (XIV-XVI веков), который складывался под влиянием западноевропейских традиций и, в частности, Ганзейского союза. Личность предприимчивого и удачливого торговца и мореплавателя передается в образе былинного Садко. В Северно-Восточной Руси и особенно на Юге формирование делового человека проходило под воздействием государственной власти, то есть по разрешению князя. Вместе с тем под влиянием Золотой Орды и купцов Востока в торговых обычаях русских людей и способах ведения дел все больше проявлялся оттенок восточной цивилизации. Типичной для Руси формой организации торговли становятся большие гостиные дворы по типу восточных караван-сараев, где соседствуют и рынок, и жилье. Было воспринято и характерное для ислама негативное отношение к ростовщичеству и богатству вообще. Если на Западе богатство считалось результатом деятельности человека, его деловитости, энергии и трудолюбия, создавалось трудом поколений и передавалось по наследству, то в России разбогатевший человек чаще всего считался в народе как нечестный, нажившийся за счет других людей («От трудов праведных не наживешь палат каменных»).Российская история характерна авторитарностью режимов, подавлением свободы личности, инициативы, самостоятельности решений и действий. Это порождало у подданных пассивность и внутреннее сопротивление власти. К тому же, как и на Востоке, образование богатства зависело от расположения правителя или властей, определявших льготы, привилегии, прямые поступления. В связи с этим в народе понималось, что блага, как в сказке, могут появляться по «щучьему велению», в обиход входили «обломовщина», упование на авось. Все это пагубно влияло на облик предпринимательской среды, побуждало к нечестным приемам, обману, мздоимству.
Показателен в этом смысле Указ Екатерины I от 1726 года, фактически узаконивавший сложившуюся систему взяток как единственную форму оплаты труда чиновников только что созданных Петром I коллегий (прообразов будущих министерств). Указ предписывал выдавать жалование только президентам коллегий, «а приказным людям не давать, а довольствоваться им от дел по-прежнему обыкновению с челобитчиков, кто что даст по своей воле, понеже и наперед сего им жалования не бывало, а пропитание и без жалования имели...»
Ретроспективный взгляд на исторический путь становления деловой культуры показывает, что в годы серьезных общественных катаклизмов и разгула несправедливости происходило резкое ослабление действия этических норм. О такой «провальной» ситуации в начале XVII века, в частности, упоминает в 1909 году русский историк С.Князьков: «Разгром смутного времени, тяжелые жертвы людьми и деньгами во время войны с Польшей, которыя несли московские люди, насилия и поборы своих воевод, сильных людей, отсутствие скорого и праваго суда, полное бездорожье, развитие разбойничества по дорогам, общее невежество, «от которого, - говорит С.М.Соловьев, - происходила мелкость взглядов, мелкость и безнравственность средств для получения барышей», все это имело своим следствием то, что русские торговые люди были бедны, не предприимчивы... К тому же еще при тогдашней системе финансового хозяйства частному человеку не очень и удобно было развивать свои промыслы... сейчас же лишний сбор возьмут...»
Вместе с тем в периоды социально-политической устойчивости и сложившейся структуры общества деловая культура в стране развивалась позитивно.
Существенное влияние на культуру предпринимательства в России оказала Русская Православная церковь, которая, в частности, стремилась привить такие ценности, как соблюдение десяти заповедей. Происшедшие в XVI веке церковный раскол и отделение старообрядчества разделили и предпринимателей на прогосударственных, ищущих покровительства властей, и самостоятельных. Гонения на веру заставляли людей сплачиваться. Замкнутость хозяйственных отношений в старообрядческих общинах побуждала к развитию в них доверия, уважения к данному слову, взаимной выручки и поддержки. Можно сказать, что старообрядческая среда вырастила русский капитализм, который дал целую плеяду выдающихся тружеников-предпринимателей, развивших базовые отрасли народного хозяйства страны: Прохоровы, Морозовы, Рябушинские, Третьяковы (текстильная промышленность), Бахрушины (кожевенное производство), Кокоревы (добыча соли), Абрикосовы (кондитерские изделия), Боткины (сахарное производство и чаеторговля), Губонин, Мамонтов (строительство железных дорог) и многие другие. Их деловая этика выражалась лейтмотивом «Биржевых ведомостей» - газеты начала XX века: «Прибыль - превыше всего, но честь превыше прибыли». В ходу была и крылатая фраза П.М.Третьякова: «Мое слово тверже документа».
§ 2. Постмодернизм и литература
В отличие как от классической литературы, так и от более новых ее направлений (модерна, авангарда), вряд ли возможно определить определенное произведение как безусловно выражающее постмодерническое мировоззрение, однако, вполне возможно выделить некоторые черты, это мировоззрение характеризующие, а также указать на соответствующие стили письма и другие элементы постмодернизма.
Постмодернизм по-разному оценивается исследователями: кто-то считает его литературой истощения, художественной практикой, сосущей соки из культур прошлого (Джон Барт) или антилитературой, преобразующей литературные формы в антиформы, несущие в себе заряд насилия (Ихаб Хасан), кто-то – направлением, способным объединить «аполлоническое» (классическое) и «дионисийское» (авангард) начала . Также полярны оценки отечественного постмодернизма: порой его существование отрицается вообще, порой постмодернистами называют тех, кто задолго предшествовал во времени данному течению (В. Хлебникова, В. Набокова и др.).
Итак, каковы черты постмодернического мировоззрения и как они могут преломляться в литературе данного направления? Так называемая «эпоха постмодерна» есть результат «отрицания отрицаний», итог разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в прогресс и торжество человеческого разума, реакция на исключительную претензию научных попыток объяснить реальность. Нередко постмодернизм отождествляется с эпохой «усталой культуры», основанной на росте эсхатологических, упаднических настроений. Начало теме «маленького человека», беззащитного перед миром и самим собой, было положено в русской литературе XIX столетия. В современном мире, ориентированном на «успешливость», трагедия маленького человека имеет место в гораздо большей степени, нежели ранее. Присутствует ли собеседник героя на самом деле, порой так и остается неизвестным, да это и неважно – даже в присутствии многих людей герой задавал бы вопросы и сам на них отвечал, большее количество людей и комнат ничего бы не решило, монолог остался бы монологом. Кроме того, жанр монолога наиболее удобен для упрощенного языка, вообще используемого в литературе постмодерна.
2. Денежная система в годы НЭПа
С переходом к нэпу денежная политика Советского правительства кардинальным образом изменилась. Для составления и исполнения госбюджета, восстановления системы кредита и организации торговли необходима была устойчивая денежная единица. Кроме того, нэп предполагал включение страны в международное разделение труда и развитие сотрудничества с зарубежными странами, а это было невозможно без создания денежной системы, аналогичной денежным системам промышленно развитых стран.
Денежное обращение в СССР удалось нормализовать после проведения трех денежных реформ. В результате изменились не только параметры денежного обращения, но и тип денежной системы. В СССР была введена золотодевизная форма золотого стандарта.
4.Бытовые типы Возрождения
Бытовые типы Возрождения. Для философии Возрождения характерна пантеистическая тенденция; именно проповедь безличного начала и является тем, что привело цветущий Ренессанс к падению. Наиболее ярко пантеизм проявился в трудах Бернардино Телезио, Франческо Патрици, Джордано Бруно и Томмазо Кампанеллы. Так, для учения Телезио характерно то, что и бог, и его творение, включая бессмертную человеческую душу и целесообразно построенную природу, оказываются безличными началами. У Патрици выше всего свет, а все мироздание вместе с человеком и материальными вещами есть только иерархийная эманация этого пер-восвета, т.е. перед нами неоплатонизм. Бруно создал одну из самых глубоких и интересных форм пантеизма в Италии XVI в.; в основе его учения о красоте божественной вселенной и, следовательно, о красоте каждого отдельного элемента такой вселенной, героически стремящегося слиться с божеством (оно же тут и материальная вселенная), лежит основной онтологический принцип — все во всем (этот принцип используется в науке XX в.).
Весьма противоречива пантеистическая система Кампанеллы, так как в ней выступает самый настоящий монотеистический бог и вместе с тем провозглашается полная свобода чувственного восприятия человека, полная свобода основанной на нем логики, гносеологии и науки, а тем самым и полная независимость от божества и его установлений. Противоречия системы Кампанеллы и его заигрывания с точными науками, в которых он мало что понимал, свидетельствуют как о прогрессирующем развале Ренессанса, так и о прогрессирующем становлении новейшего естествознания.
Одним из самых ярких явлений эпохи Ренессанса в традиционном изложении обычно представляется гелиоцентрическая система Коперника и учение о бесконечных мерах Джордано Бруно. Тем не менее открытие Коперника было передовым и революционным событием для последующих веков, но для Ренессанса это было явлением не только упадка, но даже возрожденческого самоотрицания. Дело в том, что Ренессанс выступил в истории западной культуры как эпоха возвеличивания человека, как период веры в человека, в его бесконечные возможности и в его овладение природой. Но Коперник и Бруно превратили Землю в какую-то ничтожную песчинку мироздания, а вместе с тем и человек оказался несравнимым, несоизмеримым с бесконечной темной бездной мирового пространства. Возрожденец любил созерцать природу вместе с неподвижной Землей и вечно подвижным небесным сводом. Но теперь оказалось, что Земля — это какое-то ничтожество, а никакого неба и вообще не существует. Возрожденческий человек проповедовал могущество человеческой личности и свою связь с природой, которая для него была образцом его творений, а сам он тоже старался в своем творчестве подражать природе и ее создателю — Великому художнику. Но вместе с великими открытиями Коперника, Галилея и Кеплера все это могущество человека рухнуло и рассыпалось в прах. Возникла картина мира, в которой человек превратился в ничтожество с бесконечно раздутым рассудком и самомнением. Таким образом, гелиоцентризм и бесконечное множество миров не просто противоречили культуре Ренессанса, но были ее отрицанием.
Религиозная жизнь Ренессанса по своей обширности необозрима, подобно точной науке, хронологически связанной с Возрождением, и в религии совершается колоссальный переворот. Речь идет о зарождении в первой половине XVI в. в Германии протестантизма, который, так же как и коперникианство, был продуктом все того же необычайного развития возрожденческого свободомыслия. Раньше церковь мыслилась как некоторого рода таинственный коллективный организм, в котором каждый его член имеет самое непосредственное общение с Христом. Теперь же все таинства обряда были отменены, а церковь превратилась в молитвенный дом, где уже ничего не оставалось, кроме пения молитв и слушания проповедей. Быть членом такого коллектива молящихся вне всякой церковной иерархии, которая производила себя от самих апостолов; и вне всяких таинств и обрядов, в которых непосредственно присутствовал сам Христос, — это и значило отколоться от католической церкви и стать протестантом.
Таким образом, протестантизм .появился как результат столь огромного развития начал свободомыслия эпохи Ренессанса, что он стал подлинным и настоящим самоотрицанием Ренессанса. В этом смысле и коперникианство, и протестантизм представляют собой явления одного порядка.
В миропонимании Возрождения важным рубежом является творчество Николло Макиавелли. Индивидуалистическая антропоцентрическая концепция мира у него сохранилась, но она претерпела серьезные уточнения. Рядом с проблемой личности в произведениях Макиа-велли встали проблемы народа, класса, нации. Как почти все великие мыслители эпохи Возрождения, Макиавелли был подлинным художником. В своей классической характеристике Возрождения Ф. Энгельс поставил его имя рядом с именем Леонардо да Винчи, Альбрехта Дюрера и Мартина Лютера. «Мандрагора» — одна из лучших комедий XVI в., а «Сказка о Бельфагоре» не уступает весьма красочным рассказам Банделло. Но самым значительным произведением Макиавелли стал преисполненный трагических противоречий «Государь». Музой Макиавелли была политика, причем реализм политических концепций органически у него сочетался с реализмом художественного метода. В его «Государе» политическая идеология и политическая наука сплетаются в драматической форме «мифа», своеобразной антиутопии.
Макиавелли считал нужным отделить политику прежде всего от христианской морали, которую он считал общественно вредной и даже объективно безнравственной, ибо именно христианство «сделало мир слабым и отдало его во власть негодяям». Однако в «Государе» — и здесь отчетливо проявилась противоречивость мировоззрения его автора — реальная политика сильной личности обособлена от всякой морали, в том числе и от гуманистической морали. Главный герой книги не обладал уже ни божественностью человека Фичино и Пико делла Мирандола, ни универсальностью человека Альберти. Он даже человеком был только наполовину, не случайно мифологическим образом для него служил кентавр. «Новому государю, — писал Макиавелли, — необходимо владеть природой как зверя, так и человека». Указывая на практическую невозможность для «нового государя» обладать всеми общечеловеческими добродетелями, «потому что этого не допускают условия человеческой жизни», Макиавелли вместе с тем отмечал и относительность добродетели вообще. Именно на этом основании получило широкое распространение представление о его циническом аморализме, однако, автор «Государя» отнюдь не был циником. Противоречия между общечеловеческой моралью и политикой осознавались им как трагические противоречия времени.
Введение
В истории эстетической мысли сложились пять теоретических моделей эстетического.
I модель (объективный идеализм): эстетическое — результат одухотворения мира божественным началом или идеей. Развитие этой концепции невозможно на основе атеистического мировоззрения;
II модель (субъективный идеализм): эстетическое — проекция духовного богатства индивида на этически нейтральную действительность. В этой концепции теряется критерий оценки эстетической ценности.
III модель (дуализм): эстетическое возникает благодаря единению объективного и субъективного начал.
IV модель (метафизический материализм): эстетическое — естественные свойства предметов.
V модель (диалектический материализм): она представляет в "общественной" концепции, согласно которой эстетическое — объективное свойство явлений, обусловленное их соотнесенностью с жизнью общества, человечества, общечеловечески-значимое в явлениях. Эта концепция дает возможность объяснить природу эстетического, исходя из единого основания.
Выяснение природы эстетического предлагает ответы на следующие вопросы: каков объект эстетического отношения, какова роль общественной практики в его бытии, как связано эстетическое с полезным?
При эстетическом восприятии предмета, во-первых, наше отношение к нему бескорыстно, не заинтересованно, чем принципиально отличается от морального и практического отношения; во-вторых, мы получаем удовольствие "без понятия"; в-третьих, предмет воспринимается как целесообразный "без представления о цели"; в-четвертых, предмет рассматривается "как предмет необходимого удовольствия". Кант обращает внимание на духовную специфику эстетического, выделяет из сферы утилитарного, но абсолютизирует практическую незаинтересованность человека в предмете эстетического наслаждения.
Главная эстетическая антиномия (прекрасное — полезное; прекрасное — бесполезное) схватывает реальную противоречивость человеческой деятельности, которая, хотя и носит прагматически-утилитарный характер, включает в себя и эстетическое начало.
Отождествление эстетического с пользой свойственно тем мировоззренческим течениям, которые обобщают опыт сознания, не постигшего еще своей духовной природы, однако уже освоившего сферу практических интересов, погруженного в мир предметов. Концепции, трактующие эстетическое как бесполезное, наоборот, развивают понимание эстетического как сферы сугубо человечески-духовного отношения. Выделение эстетического из сферы утилитарности явилось попыткой утвердить его общезначимый историко-культурный смысл как сущностной способности деятельности индивида.

1. Прекрасное, как центральная категория эстетики
Античные эстетические идеи возникли, как попытка древних философов осмыслить художественную практику своего времени.
Для пифагорейцев мир — стройный космос, "все небо — гармония и числа". Красота для них гармонична. Гармония выступает там, где есть неравенство, единство многообразного. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается. Там же, где противоположности находятся в "соразмерной смеси", там благо человека. Красота выступает как мера гармоничности, истинности бытия, созвучности космосу.
Для Гераклита гармония не статическое равновесие, как для пифагорейцев, а движущееся, динамическое состояние. Самым сильным и центральным образом у него является огонь. Красота жизни есть красота борьбы, вечного умирания и вечного становления, возрождения из пепла во все новых формах. Красота — извечная природа огня, из противоречий сплетенного, в будущее устремленное. Противоречие — созидатель гармонии и условие существования прекрасного: расходящееся сходится. Героклит впервые в истории эстетики говорит о характере восприятия прекрасного, которое постигается лишь путем созерцания.
Эмпедоклу присуще единство космогонии и эстетики, он полагал, что мир состоит из четырех первоэлиментов: огня, воздуха, воды и земли. Их соединяет любовь, которая рождает гармонию и красоту, а разъединяет вражда, вызывающая хаос и беспорядок.
Демокрит выдвинул категорию меры и развил гедонистическую концепцию: жить нужно наслаждаясь только прекрасным и в меру. "Не следует стремиться ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным".
Таким образом, пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл и Демокрит в понятии "прекрасное" видели нечто объективное, присущее космосу, являющемуся для них воплощением стройности, порядка и гармонии. Эти материальные свойства мира представлялись им объективной основой красоты.
Категория прекрасного является центральной категорией любой эстетической системы. Она получила широкое развитие еще в античной эстетике. В досократовской философии она имела космический характер. Первоначально прекрасное можно определить как целесообразность или совершенство формы. Под целесообразностью подразумевается соответствие вещи некой высшей цели, высшему предназначению. Это высшее предназначение всегда имеет идеальную форму, следовательно, целесообразность подразумевает так же причастность идее. В. Соловьев определял красоту как "воплощение идеи", а И. Кант "как выражение эстетической идеи". Платон определял красоту как совершенство формы вылепленной в соответствии с неким идеальным образцом.
Таким образом, прекрасное это просветленность просвечивание идеи в материальном. Прекрасное это материальное освященное заключенным в нем идеальным.
В разумных существах способных к волевому стремлению к идеальному красота становится непосредственным выражением духовного, в этом смысле мы говорим о красоте души или красоте добродетели. В данном случае целесообразность выступает как прямое и непосредственное устремление к цели – к абсолютной полноте бытия.
В природе по определению Соловьева прекрасное есть просветление утончение одухотворение материального вещественного. Прекрасно то, что преображено формой и духом. Например, алмаз, по химическому строению он очень близок к углю, который в отличие от алмаза красивым совсем не считается.
Следовательно красота алмаза не в материи, но и уголь может быть красив, когда он горит. В алмазе красота связана с игрой света в кристалле или мерцанием огня. Однако и луч света сам по себе не красив, преломленный в обычном стекле он не производит сильного впечатления. Следовательно, красота возникает в процессе взаимодействия вещества и энергии света.
Таким образом, красота есть преображение материи через воплощение в ней сверх материального начала.
В природе таким сверхматериальным началом является тонкая материя: свет, звук и т.д. Соприкасаясь с более грубым веществом оно утончает и просветляет его, высвечивая его форму, Такое просветление тем более прекрасно, чем боле оно соответствует некой высшей идее, чем больше в нем выражена определенная идея. В данном случае под идеей подразумевается то, что само по себе достойно быть, то есть свободно от ограничений и недостатков.
В отличие от красоты в природе, красота в искусстве является непосредственным и, сознательным воплощением эстетической идеи. В этом отношении прекрасное искусство должно стоять ближе к идеалу, чем прекрасная природа. Кант отмечал, что превосходство искусства заключается в том, что оно способно изображать прекрасными вещи, в реальности являющиеся безобразными и ужасными. Ужасы, болезни, войны в произведении искусства могут быть преобразованы так, что становится предметом эстетического наслаждения, в литературе, в музыке, живописи и т.д. Но это утверждение требует уточнения, сам художник все же отталкивается от природных явлений, природа служит первоосновой для искусства остается природа. А. Лосев в связи с этим отмечал, что произведение искусства отличается тем, что является предельным оформлением вещи той или иной идеей. А так как предельное оформление вещей есть космос то все что находится внутри него, есть то или иное приближение к художественному совершенству космоса. Поэтому в равной степени правильно говорить, что природа находит свое завершение в искусстве и что искусство находит свое завершение в природе.
1. Денежное обращение страны в первые годы Советской власти
Гражданская война затруднила, а во многих случаях полностью исключила возможность доставки денег из центра на окраины страны. В результате началось местное "деньготворчество" - выпуск различных денежных суррогатов местными властями. Осуществлялось это как с санкции правительства РСФСР, так и самовольно. Несмотря на низкое качество местных денежных знаков, их выпуск был необходим для экономической жизни на окраинах страны. Правительство РСФСР санкционировало временный выпуск денежных знаков в Средней Азии, на Урале, в Сибири.
Донская область оказалась первой антикоммунистической территорией, выпустившей свои денежные знаки. Возможность затруднений с доставкой денег из Петрограда на места предвидело ещё Временное правительство, которое 17 июня 1917 г. узаконило хождение в качестве денег облигации «Займа Свободы». Поэтому ростовская контора государственного банка выпустила в первых числах декабря 1917 г. в обращение облигации с ручной надпечаткой: «Настоящая облигация выпущена ростовской конторой государственного банка в качестве денежного знака по курсу 85 рублей за 100 номинальных с присоединением %-в по текущему купону». Такие надпечатки были сделаны на облигациях с номиналом в 20, 40, 50, 100, 500 и 1000 рублей. За этим первым выпуском последовали дальнейшие, тоже с ручными надпечатками, но с несколько иным текстом. В каталоге Кардакова приведено 16 облигаций с тремя вариантами текста.
Одновременно с правительственными появились на Дону и частные денежные знаки. В 1917 г. акционерное общество Сулинского завода выпустило свои «боны» номиналом в 1, 3, 5, 10, 20, 25, 40 и 50 рублей, а «Общество каменно-угольных и заводских промыслов» в Селезневке в 1918 г. свои «квитанции» номиналом в 10, 15, 20 и 50 копеек и 1, 3, 5, 10 и 25 рублей. Деньги-«сдачу» в 1918 г. в 1, 2 и 5 копеек выпустило Бельгийское Общество Ростовского трамвая, а касса продовольственного отдела Таганрогской городской управы в 1918 г. выпустила долговые обязательства номиналом в 1, 1 1/2, 2 и 3 рубля.. Все эти частные денежные выпуски не были законными, но и не запрещались властями.
Все эти донские деньги печатались и имели хождение не только на Дону, что видно по соответствующим первым буквам серий. На рынке выше всего котировались романовские деньги, за ними шли деньги Временного правительства - «керенки» и «думки», затем донские и ниже всех добровольческие. Причина была чисто психологической. Деньги царского времени воспринимались как «настоящие», деньги Временного правительства — «почти как настоящие». И те, и другие имели хождение как в областях занятых белыми, так и красными. Донские, как показал опыт 1918 г., признавались большевиками, а насчёт добровольческих у населения были вполне обоснованные сомнения. С приходом красных, их могли объявить недействительными.
1. Культура Якутии.
Культура якутов Чрезвычайно интересна и самобытна. Это самый крупный по численности народ Крайнего Севера. Для якутов характерно табунное коневодство (с особой малорослой и мохнатой породой якутских лошадей), а также разведение крупного рогатого скота Якутии «Вековые традиции», что не свойственно больше ни одному народу Севера. В прошлом для якутов было характерно разбросанное сельское расселение – отдельными юртами или небольшими группами юрт (якутская юрта – это солидное строение из бревен, напоминающее усеченную пирамиду, бывает летнее и зимнее). Юрта – это особый сакральный мир, он связан как с сохранением традиций, так и с системой бытовой жизни – берестяной и деревянной посудой, приготовлением национальной еды (конского мяса, кобыльего молока и др, изготовлением национальной одежды.
До наших времен якуты сохраняют удивительную поэзию своих древнерусских имен (Евлампий Спиридонович, Пелагея Елпидифоровна, Гавриил Карпович – эти имена обыденны в современной жизни не только сел, но и больших городов). Якутские женщины поражают своей красотой.
На территории Якутии проживают представители более 1ОО национальностей, действует более ЗО национально-культурных объединений, которые активно сотрудничают между собой, имеют устойчивые культурные и творческие контакты.
2. Якуты.
Это самый крупный по численности народ Крайнего Севера. Они называют себя “саха”, а свою землю - “страной Саха”. Якутский язык относится к тюркским языкам, входящим в алтайскую языковую семью Предки современного народа стали расселяться по среднему течению Лены с начала X века, а затем, вплоть до XVII – XVIII веков, продолжали осваивать огромные северо-восточные территории. Легендарные предки якутов – курыканы упоминаются в орханских надписях VI - VIII в.в.
Для якутов характерно табунное коневодство (с особой малорослой и мохнатой породой якутских лошадей), а также разведение крупного рогатого скота, что не свойственно больше ни одному народу Севера.
3. Культура «страны Саха».
3.1. Якутский эпос – олонхо.
…Там несутся по глади степей
Табуны низкорослых коней….
…Там, в степях, далеко-далеко.
Кто-то первым пропел Олонхо..
Наиболее яркой страницей устного народного творчества саха является древний героический эпос олонхо, состоящий из множества больших сказаний. С олонхо начинается якутская философия – жизнеутверждающая, ориентированная на созидание, на веру в добро и красоту. Благодаря архаичности сюжета олонхо отражает древние космогонические, тотемические и культовые представления народа.
Истории, составляющие основу сюжета якутского олонхо происходят на фоне фантастического мира, который делится на три яруса: верхний (небо), средний (земля) и нижний (преисподняя).
Средний ярус в олонхо рисуется в виде плоского круга, края которого изогнуты, как носы охотничьей лыжи. Посредине среднего яруса (земля) растет вечнозеленое восьмиствольное священное дерево Аал Кудук Маас, в котором обитает дух Хозяйки Земли – Аан Алахчын – хотун. Средний ярус принадлежит племени айыы-аймага. Нижний ярус находится за горами, на севере, где лежит ледовитое море и где вечно пасмурное небо. Там живут исконные враги людей среднего яруса. Богатыри нижнего яруса хитры, коварны и неуловимы. Якутские мифологические сюжеты отражают характерные черты истории человеческого общества далеких времен и являются одной из любимых тем современных художников и мастеров декоративно-прикладного искусства.
В отличие от эпоса многих народов, якутское олонхо в значительной своей части не сказывается, а поется. Мелодии выполняют важную функцию в создании образа. Каждый персонаж наделен соответствующей его характеру и деяниям традиционной мелодией. Олонхосут – человек с особым даром. Он помнит наизусть до двадцати тысяч стихотворных строк, может несколько суток подряд рассказывать богатырский эпос. Чтобы овладеть искусством олонхосута, требуется не только хорошая память и не только богатый разнообразными регистрами голос певца, но и выразительная мимика, способность перевоплощения, владение традиционной манерой пения.
3.2. Варган.
«Музыка хомуса волшебна». Так считали наши предки, так говорят и современные исследователи-музыковеды.
Звуковой идеал интонационной культуры якутов сформирован таким образом, что основным музыкальным инструментов считается хомус – дуговой металлический варган с большой круглой петелькой. Существует несколько разновидностей якутского варгана: плоская тонкая и сужающаяся к концу лучина из лиственницы, плоская рамка с вырезанным язычком из кости, металлический варган с двумя язычками и др. Все разновидности варгана (более 400) собраны музее хомуса (варгана) народов мира в Якутске – единственном в России. Согласно традиции, на хомусе играли преимущественно женщины, «выговаривая» (артикулируя) речевые высказывания или известные мелодии. Сложилось несколько видов традиционного музицирования на варгане – «протяжная игра», «вибрационная игра», «звонкая игра». Большой популярностью пользовались звукоподражательные мелодии – «кукушка», «гуси», «жаворонок».
«Музыка хомуса волшебна». Так считали наши предки, так говорят и современные исследователи-музыковеды. И я склонен считать таким же образом, ибо с этой прекрасной музыкой связаны моя жизнь и творчество вот уже более сорока лет. Волшебство музыки хомуса еще и таинственно: оно зарождается как естественное явление природы, но иной раз и не зарождается, словно кто-то не хочет этого. А когда в момент игры на хомусе чувствуется, что «Рождаются нотки с чудесами», хомус как бы играет сам, поддаваясь каким-то сверхъестественным велениям. Хомусная музыкальная мысль своеобразна, приближена к членораздельной речи. Испокон веков сложилось так, что исполнитель играет на хомусе, словно говоря, тем самым «говорящие « звуки бывают отчетливее, чем музыкальная речь на любом другом инструменте». – Эти слова принадлежат Ивану Алексееву – Президенту Международного центра хомусной (варганной) музыки, доктору филологических наук, профессору ЯГУ - человеку внесшему огромный вклад в формирование концертно-виртуозного стиля игры на хомусе.
1. Определение понятия «культура».
˙Сам термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, ее «культивирование», то есть изменение в природном объекте под воздействием человека, его деятельности в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными ˙причинами. Уже в этом первоначальном содержании термина язык выразил очень важную особенность культуры – заложенное в ней человеческое начало, акцентировав внимание на единстве культуры, человека и его деятельности.
Существует множество определений культуры и множество подходов к ее пониманию и оценке. По подсчетам американских культурологов А. Кребера и К. Клакхона в настоящее время имеют место свыше 500 определений. Исследователи проанализировали свыше ста основных определений и сгруппировали их следующим образом: ˙
• описательные определения, восходящие в своей основе к концепции родоначальника культурной антропологии ˙Э. Тайлора. Суть таких определений: культура - это сумма всех видов деятельности, обычаев, верований; она включает в себя все созданное людьми (книги, картины и т. п.), знание путей приспособления к природе и обществу, язык, традиции, систему этикета, этику, религию; ˙
• исторические, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной ˙эпохе от предшествующих этапов развития человечества, т.е. культура является результатом исторического развития и включает в себя все, что искусственно, что люди произвели и что передается от поколения к поколению - орудия, символы, организации, общая деятельность, взгляды, верования; ˙
• нормативные, акцентирующие значение принятых правил и норм. Культура - это образ жизни индивида, ˙ определяемый социальным окружением;
• ценностные: культура - это˙ материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения;
• психологические, исходящие из того, ˙как человек решает конкретные проблемы на психологическом уровне. Культура - особое приспособление людей к природному окружению ˙и экономическим потребностям, она складывается из всех результатов такого приспособления;
• социально-педагогические: культура - это˙ поведение, которому человек учится (приобретает в процессе социализации), а не получает в качестве биологического наследства (генетически); ˙
• И др.
Каждая из перечисленных групп определений схватывает какие-то важные черты культуры. Действительно, она является результатом поведения людей и деятельности общества, она исторична, включает модели, ˙идеи и ценности, избирательна, основана на символах, т.е. не включает биологических компонентов человека и передается ˙отличными от биологической наследственности механизмами, наконец, она воспринимается эмоционально конкретными индивидами. ˙
Связь культуры с различными сторонами общественной жизни порождает многообразие ее значений и создает ˙трудность в ее определении. Существует несколько сот определений культуры и нет никаких оснований полагать, что это число не увеличится: общественное ˙развитие с непреклонным постоянством раскрывает все новые ее страницы, выявляет неизвестные ранее черты и особенности, конкретизирует ее функции. ˙Культура – открытое понятие, как и все, что связано с человеческой историей. Это обстоятельство дает повод и для крайних выводов о принципиальной невозможности "классического" определения культуры.˙ Предлагается лишь ограничиться перечислением практически бесконечного ряда ее функций и проявлений. ˙
Культура, человек и природа — эта триада понятий не сходит со страниц научной литературы, журналов и газет. Дело в том, что в соотношении природного и культурного невозможно провести четкой границы - культура составляет сущностное единство человека, а человек включает в себя не только культурное, но и природное измерение. В человеке культурное и природное слиты в единое целое, и сложившиеся между ними отношения настолько сложны, что они до сих пор не могут считаться до конца осознанными.
1. Культура: понятие и сущность.
По подсчетам американских культурологов Альфреда Кребера и Клайда Клакхона в настоящее время имеют место свыше 500 определений слова «культура». Латинское слово «cultura» первоначально означало обработку земли, возделывание почвы. Цицерон в 45 г. до н.э. применил его в переносном смысле как cultura anima, что переводится как «возделывание, взращивание души, духа». Культуру стали понимать как нечто, противостоящее природе, созданное самим человеком. Культуру также называют созданной человеком «второй природой».
В ХХ в. крупнейший социолог мира П.А. Сорокин характеризовал культуру как систему ценностей, с помощью которых общество интегрируется, поддерживает функционирование и взаимосвязь своих институтов. Поясняя свое понимание культуры как совокупности значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие люди, П.А. Сорокин писал: «В классной комнате преподаватель и студенты являются личностями, совокупность этих личностей, вместе с нормами их отношений, составляет общество классной комнаты; не только научные, но и другие идеи, которыми они обладают и обмениваются, но и книги, доска, мебель, лампы и сама комната представляют собой культуру этого общества». Он же подчеркнул: «Любая организованная группа неизбежно обладает культурой. Более того, ни социальная группа, ни индивид (за исключением просто биологического организма) не могут существовать ... без культуры».
Культура охватывает все многообразие материальной и духовной деятельности людей, но представляет ее не во всех аспектах, а с особой стороны. Понятия «культура» и «человеческая деятельность» равнообъемны, но различаются по содержанию. В понятии «культура» деятельность характеризуется с точки зрения ее влияния на развитие человека и выявления его способностей. Культура — это человекоформирующий феномен, создаваемый самими людьми и существующий в виде особого аспекта жизни общества. Культура проявляется и в предметных результатах человеческой деятельности, и в способах, методах самого осуществления этой деятельности, и в субъективных силах и способностях людей, и в разнообразных (правовых, моральных, религиозных, эстетических и др.) нормах, выполнения которых общество требует от входящих в него индивидов. Чтобы быть полноправным членом своего общества («быть культурным»), каждый человек должен овладевать культурой этого общества, формировать свой внешний облик и внутренний мир в духе ее требований.
Каково же содержание понятия "культура"?
• Во-первых, культура включает и себя лишь то, что создано или создается человеком: виды и формы человеческой деятельности, возникающие в ее результате продукты (артефакты) и отношения. Следовательно, в этом плане культура выступает как противоположность природы, как противопоставленность искусственного естественному.
• Во-вторых, культура и совпадает с обществом как таковым, и не совпадает, хотя бы потому, что в жизнедеятельности человека и общества немалое место занимают факторы именно природного характера.
• В-третьих, содержанием культуры является именно "возделывание'', воспитание, формирование человека, а значит таких отношений, в которых человек биологический становится личностью (человеком социальным).
Следовательно, только тот способ, форма и результат деятельности, целью которых является развитие человека, его индивидуальности, его творческих возможностей, имеют подлинно культурное содержание. Только те системы деятельности, которые созданы для саморазвития человека в этом процессе, относятся к культуре.
Таким образом, мы можем понимать культуру как разумную деятельность человека по преобразованию природы (во всех ее проявлениях), а также результат этой деятельности, воплощенный в материальной и духовной сферах.
Культура - это весьма сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю - выделять мировую и национальные культуры. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур народов, населяющих нашу планету. Национальная культура в свою очередь выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего общества. Своеобразие национальной культуры, ее известная не повторяемость и оригинальность проявляются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так и материальной (особенности экономического уклада, ведения хозяйства, традиции быта, труда и производства) сферах жизни и деятельности.
Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функции в жизни человека и общества. Охарактеризуем основные:
• главная функция культуры - гуманистическая (гуманный - человечный, отзывчивый). Эта функция "возделывания" духа, гуманного отношения между людьми. Все остальные так или иначе связаны с ней и даже вытекают из нее.
• важнейшая функция культуры - передача социального опыта. Она способствует исторической преемственности между поколениями людей. эпохами. Культура - это социальная память человечества.
• тесно связана с двумя первыми функциями познавательная функция. Культура, концентрируя лучший опыт поколений, имеет способность, накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создает благоприятные возможности для его познания и освоения.
• регулятивная (нормативная) функция связана прежде всего с регулированием различных сторон, видов общественной и личной деятельности. В сфере труда, быта межличностных отношений культура так или иначе влияет на поведение людей и регулирует их поступки, выбор тех или иных материальных и духовных ценностей.
• ценностная функция отражает важнейшее качественное состояние культуры. Культура формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню судят о степени культурности человека.
• знаковая функция. Она является важнейшей в системе культуры. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры не представляется возможным. Так, язык является средством общения людей, овладения национальной культурой. Собственными знаковыми системами располагает мир живописи, музыки, театра.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества