Культура и искусство - готовые работы

ГлавнаяКаталог работКультура и искусство
fig
fig
Введение
Актуальность темы
Листая настольный календарь, мы невольно задерживаем взгляд на красных датах: В какой день недели праздник? Сможем ли мы съездить на пикник с друзьями? А может, удастся посетить весьма интересную программу или сходить в театр? Мы ждем праздники.
Праздник - это всегда событие: с ним связана необычность, что день выходной, хотя это тоже немаловажно. Праздник - самый ранний способ коллективного проведения досуга (праздник - языковой символ, значит пустой; досуг - свобода человека от не приложенных занятий - словарь Даля).
Праздник необходим - и дело не только в представлениях людей и их верованиях, в возможности отдохнуть лишний день от работы, но и в воздействии самого праздника на человека. И это замечательно, что праздник сохранен и человек, погруженный в будничные повседневные дела, может в такие дни отвлечься от них, зарядиться энергией единства с соотечественниками, с природой, сохраняя в праздниках культуру своего народа.
Все праздники «под свое крыло» берет наука - культурная социальная деятельность. Её цель - создание необходимых социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для развития сети и ресурсов, различных социально-культурных институтов, реализации на их базе творческого, духовного потенциала детей, подростков, взрослых в интересах обновления общества. Это и координация деятельности различных формирований и структур в сфере культуры и досуга: общественных организаций, фондов, движений и других сил, заинтересованных как в скорейшем выходе из кризиса, так и в достижении новых прогрессивных форм досуга.
Досуг - неотъемлемая часть образа жизни человека, в этой связи досугу свойственно решать задачи социализации, воспитания личности, формирования и развития. Работать надо уже с тем, у кого хотя бы мало-мальски есть позитивное наполнение жизни.
Массовая культура становится во второй половине XX века господствующей. Она представляет собой новое явление, порожденное индустриальной и постиндустриальной цивилизацией. В прошлом её аналогом могут выступать массовые действа и зрелища Древнего Рима, особенно бои гладиаторов.
Однако во всеобъемлющем своем виде массовая культура сформировалась и утвердилась лишь в XX столетии. Её родиной стали США. Появление и быстрый успех массовой культуры были обусловлены некоторыми особенностями развития США. Здесь массовая культура с самого начала находилась под государственным контролем, она имела солидную поддержку со стороны государства и должна была выражать идеалы и ценности официальной идеологии и политики.
В Европе - народная, массовая культура, включавшая в себя народные развлечения, игры, искусство жонглеров и мимов, - было пущено на самотек, в известной мере противопоставляя себя культуре официальной, высокой, находящейся под контролем государства и церкви. (Основы высокой культуры - государственная система образования и другие учебные заведения).
Массовая культура явилась следствием создания системы средств массовой коммуникации. Вовлеченный в деятельность учреждений посетитель оказывается в новом для него коллективе, где люди объединены общими целями, где складывается система отношений, при которой личные чувства – симпатии и антипатии, сопереживание и т.д. – влияют на положение дел, становясь соучастником действия, он воспринимает общественные ценности, социальные нормы, приобщается к общественной деятельности.
Статус досуга очень высок в воспитательной работе. Формы досуговой деятельности, как способы организации, классифицируются на аудитории массовые и групповые. Одной из групповых (массовых) форм досуга является фестиваль.
Фестиваль (француз. «festival» от лат. «festivus» - праздничный) - массовое празднество . Это показ (смотр) достижения музыкального, эстрадного, циркового и киноискусства. Фестиваль представляет собой своеобразное кульминационное звено в единой системе личностного воспитания. Эта педагогическая система удовлетворяет потребности людей в социальном общении, в смене видов деятельности, в общественной оценке своей работы, в эстетическом творчестве, в самовыражении, в приобщении к социально-значимым целям, в психологической разрядке, развлечении и торжественным обновлением жизни.
Фестиваль отражает тенденцию к повышению активности и самодеятельности масс, органически соединяя логические и эмоциональные средства воздействия, он ставит человека в активную позицию, позволяя найти и утвердить себя в роли участника праздничного действа на уровне зрителя, исполнителя, организатора. Воспитательное воздействие праздника с особой силой проявляется тогда, когда идеи подхватываются широкой массой и становится реальностью жизни.
Фестиваль занимает значительный удельный вес деятельности учреждений культуры не только в поселках и малых городах, но и в крупных промышленных центрах. Фестиваль в культурно-досуговой деятельности определяет ориентации и создает условия для максимальной реализации творческих возможностей посетителей учреждений культуры.
Фестиваль – это форма, метод и средство рационального и эмоционального воздействия, позволяющий специалистам учреждений культуры активизировать аудиторию, включать её в культурно-творческий процесс, который обеспечивает постоянную, живую обратную связь. Существуя в определенной, организационно скрепленной, действующей по единому плану системе, учреждение культуры способно усилить общее воздействие на собравшихся в зале. Всё это позволяет объединить людей в общность, способную удовлетворить личностные и групповые досуговые интересы населения, стремление людей выступать не только потребителями духовных ценностей, но и их создателями. Общность, позволяющую в процессе удовлетворения потребностей оказывать на ее членов действенное целеустремленное культурное воздействие, регулятором которого выступает аудитория.
В настоящее время существует практическая значимость в проведении фестивалей и его изучении, так как эта деятельность является одновременно результатом и процессом. Она формирует человеческую целостность и в то же время является результатом связанных с этим взаимодействий. Посетитель, являясь соучастником действия, учится воспринимать общественные ценности, социальные нормы, ярче проявляет способности, развивает склонности. Чем шире возможности фестиваля для предметной деятельности, тем выше уровень восприятия общественной жизни, успешнее идет развитие творческой активности личности.
Эта форма эстетического воздействия на зрителей по своей массовости, по всеобщности радостно-праздничной атмосферы очень действенна и эффективна; требует изучения и внедрения в жизнь. Анализировать природу фестиваля – это, значит, давать ему оценку с позиции социологии, истории, общей и социальной психологии, педагогики, искусствоведения, философии, технологии и т.д. Пониманием фестиваля, в рамках праздника, как взаимовлияющего и взаимодействующего синтеза межличностного и массового общения, позволяет ставить вопрос о широком использовании механизма социально-психологического и эмоционального «заражения» в празднике как об организационной, а не стихийно бессознательной форме коллективного поведения людей. В природу социально-культурной деятельности входит фестиваль, несущий в себе воспитательно-педагогический характер.
Степень научной разработанности
Об организационно-педагогических аспектах проведения фестивалей упоминают многие. Например, Д.М. Генкин в учебном пособии «Массовые праздники» раскрывает назначение массовых праздников, их роль в культурно-просветительной работе, а также даёт методические рекомендации по проведению массовых праздников. В учебнике, написанном профессором, народным артистом России, заведующим кафедрой эстрадного искусства института имени А.В. Луначарского Шараевым И.Г. рассматриваются проблемы истории и современного состояния массовых театрализованных празднеств и зрелищ. Основное внимание, уделяя учебно-методическим вопросам профессиональной подготовке будущих режиссеров массовых представлений, раскрывает специфику постановочных, оформительских задач художественного воплощения замысла массовых представлений.
Большое значение и основные принципы проведения массовых праздников описывают в своих трудах: А.И. Чечетин «Основы драматургии театрализованных представлений»; И.М. Туманов «Режиссура массового праздника и театрализованного концерта»; О.И. Марков «Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба»; А.А. Конович «Театрализованные праздники и обряды в СССР»; Л.П. Шарапов и В.Г. Косяков «Методические рекомендации в помощи организации массовых мероприятий»; И.В. Вайстфельд «Сюжет и действительность»; В. Волькенштейн «Драматургия»; В.Н. Гакен «Интересно ли в вашем клубе?»; Д.М. Генкин «Организация и методика художественно-массовой работы»; Н. Зотов «Основы драматического диалога»; С.Н. Иконникова «Клубоведение»; А.Ф. Некрылова «Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища»; Б.Н. Петров «Становление и развитие режиссуры представлений»; А.А. Рубб «Тайны режиссерского замысла»; Л.Б. Фелонов «Проблемы и тенденции современного монтажа».
Объект исследования:
Роль и значение фестиваля.
Предмет исследования:
Технологические особенности поведения.
Цель исследования:
1. Теоретически обосновать и изучить фестиваль, как активную форму СКД.
2. Обосновать организационно-педагогические аспекты проведения фестиваля.
Задачи исследования:
1. Определить роль СКД в самореализации и становлении личности.
2. Определить воспитательную функцию фестиваля.
3. Рассмотреть организационно-педагогические аспекты проведения фестиваля.
4. Раскрыть сценарно-режиссерские особенности организации фестиваля.
Гипотеза:
1. При развитии и внедрении в жизнь фестиваля проводится своеобразная педагогическая система, которая органически связана со всей воспитательной работой в данной общности, обеспечивает воздействие на людей, отражает мировоззрение, идейно-нравственную и эстетическую позицию общества.
2. Культурная социальная активность в результате точного педагогического воздействия театрализации проявляется также в готовности быть привлеченными к следующему фестивалю, но уже в роли более активного участника, а не зрителя.
3. При условии соблюдения технологических особенностей массовых мероприятий есть возможность свести к минимуму некачественную организацию и проведения самого фестиваля.
Методы исследования:
1. Беседы с участниками и зрителями.
2. Метод наблюдений.
Практическая значимость:
Фестиваль - место частых встреч людских масс, встреч обусловленных событиями общей жизни, общими бедствиями и поисками спасения от них, общими радостями или общими же народными слезами, оплакивающими утраты и потери человеческих и национальных ценностей. Фестиваль - место, где чувство обретенной коллективной силы, открывшейся народу в его сложной жизни, чувство праздничного единения людских масс могло проявиться наиболее глубоко и наглядно. И чем моложе по своему историческому возрасту общество, тем более естественны и необходимы эти общие стечения к массовой встрече .
Положения, выносимые на защиту:
1. Фестиваль, как одна из активных форм социальной культурной деятельности, влияет на мировоззрение, воспитание идейно-нравственной и эстетической позиции общества.
2. Для более продуктивной подготовки массового мероприятия необходимо соблюдение всех технологических особенностей.
Мировая культура в значительнейшей своей части обязана своим возникновением и существованием античности. Письменность и юриспруденция, философия, литература и искусство Европы практически полностью выросли на этой почве и были восприняты в Новом Свете и в определенной степени в Африке и Азии.
Два древних народа: греки и римляне породили цивилизацию по меньшей мере половины нашей планеты. После этого долго рассуждать об актуальности темы исследования, связанной с вопросами вклада греков и римлян в мировую культуру, представляется излишним, но мы все-таки скажем об этом несколько слов.
Развитие мировой цивилизации подчиняется закону спирали, по которому каждый новый этап культуры, создавая свои духовные ценности, начинает не от нулевой отметки, а использует, творчески переосмысляя, достижения предыдущих эпох, как непосредственно предшествующих ему, так и более ранних, отделенных от него другим временем, когда высоты, достигнутые этими далекими веками, были, казалось, совершенно забыты.
В этом процессе взаимообогащения различных культур, независимо от географической и этнической принадлежности их носителей, античному периоду принадлежит особая роль, без учета которой невозможно понять тенденции и процессы развития европейской и мировой культуры.
Общая характеристика этой роли античности и входит в задачи данной работы.
Работа отнюдь не упрощается тем, что по данному поводу существует немалое количество литературы, поскольку ввиду небольшого объема исследования встает вопрос отбора источников.
Этот отбор был сделан в пользу таких источников как словарь-справочник «Античная культура» В.Н. Ярхо и коллектива авторов, учебных пособий по истории мировой культуры С.В. и В.А. Карпушиных, Л.Г. Емохоновой и других, а также учебного пособия по истории античной литературы И.М. Тронского, монографий Н.А. Дмитриевой, Н.А. Виноградовой по искусству Древнего мира, трудов С.А. Токарева, Е.В. Федоровой и некоторых других.
Корни европейской культуры находятся в античности. Научно-гуманитарные и творческие достижения античных философов, писателей, скульпторов наложили свой отпечаток на все направления и формы европейской культуры, которое ощущается по сей день.
В этой связи неизменно актуальны будут темы любого исследования, посвященного истокам античности и античным мотивам в любом из существующих видов искусства.
В нашу задачу входит краткая характеристика влияния античной культуры на христианскую. Особое внимание мы предполагаем уделить попыткам возрождения античности, в частности, деятельности Юлиана Отступника.
Борьба с язычеством на протяжении всей истории христианства сопровождалась, тем не менее, постоянным присутствием античных мотивов в искусстве литературе христианских стран. Знание древних языков, греческой и римской мифологии, поэзии и т.п. оставалось непременным условием классического образования в европейских странах, (в том числе и в России вплоть до революции 1917 г).
Античная культура сохраняет свое значение как образец для подражания или сравнения и в наши дни, хотя изучается уже не столь активно. Но возможно, что недостаток внимания к ней является и довольно серьезным недостатком современного образования.
При выполнении данной работы в качестве источников нами были использованы учебные пособия по истории мировой культуры С.В. и А.В. Карпушиных, научные и научно-популярные труды Е.Федоровой, С. Токарева и др.
Введение 3
1. Архитектура и скульптура барокко в Италии 5
2. Театр и декоративно прикладное искусство барокко 9
3. Музыка барокко 12
Заключение 15
Список литературы 17
Введение

Выставочная деятельность по праву является показателем развития страны и надо сказать, что Москва, как столица, продемонстрировала за последние годы небывалый всплеск активности в этой области.
Изучение роли выставочной деятельности на территории торговых центров актуально по ряду причин, среди которых наиболее очевидны следующие:
Проблема реализации продукции приобретает ваг возрастающее значение. Степень конкурентной борьбы достигла своего апогея практически во всех отраслях производства. Производители столкнулись с необходимостью организации специальной деятельности, направленной на продвижение новых товаров собственного производства. Основная борьба за сознание потребителя развернулась не на товарном, не на ценовом, а на информационном уровне. В ней находят применение все известные формы комплекса маркетинговых коммуникаций: реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью, персональные продажи.
При этом, использование предприятием такого важного инструмента как выставки на территории торговых центров, освещено крайне скудно. Аналитические обзоры о выставочных организациях сводятся к публикации календарей проведения выставок. Методики оценки эффективности участия в выставках в литературе отсутствуют. Результаты участия предприятий на выставках не анализируются.
Технология подготовки и поведение на выставке каждый раз изобретается экспонентами заново. Влияние выставок на экономику России в целом - не изучено. И это несмотря на то, что через них проходит значительная часть межрегиональной торговли, большинство деловых иностранных связей и практически все промышленные новинки.
Отсутствие поддержки государства выставочному делу в России являтся серьезным препятствием для внедрения новых разработок в промышленность.
В последнее время появилось большое количество исследований по рекламе и связям с общественностью, но среди всех работ крайне недостаточно освещен вопрос участия в выставках на территории торговых комплексов.
Отсутствие серьезных аналитических исследований по выставочной деятельности в литературе вызвано тем, что в стране до последнего момента выставочного бизнеса практически не существовало. Место выставок в системе хозяйствования сегодня еще не имеет правовой основы. Меры по государственной поддержке не предусмотрены. Выставочные центры в регионах только создаются, а существующие не обладают соответствующей материальной базой и оснащением, которые необходимы для проведения современных выставок.
В связи с вышесказанным, считаю актуальным проведение настоящего исследования.
Настоящая работа посвящена анализу выставочной деятельности известнейших торговых центров Москвы – а именно – Гумма, ЦУМа, сети Ikea, торгово – выставочного комплекса Крокус – Экспо, именно они являются объектом нашего исследования с точки зрения музейного экспонирования, в связи с чем обозначены следующие задачи:
1. Изучение истории возникновения объектов
2. Анализ выставок, проводимых на территории изучаемых объектов
3. Изучение перспектив выставочной деятельности
В процессе подготовки и написания работы, были использованы следующие источники: работы Павлова К.А., Аллена Дж.С. Гиббинса Б., Сатурина Д., Ю.Г.Круглов Е.Н.Мастеница, Б.А.Столяров, И.Н.Уханова, С.В.Фокин, Л.М.Шляхтина, и др
Введение.
В октябре 1740 г. в Авачинскую губу вошли пакетботы «Св. апостол Петр» и «Св. апостол Павел» - корабли русского военного флоты. Отсюда, из маленькой бухточки, было положено начало пути к далеким неизведанным берегам Западной Америки. Селение, выстроенное Иваном Елагиным на берегу этой бухты, было названо по имени пакетботов – гаванью святых Петра и Павла, или Петропавловскою. Так началась история одного из старейших городов Крайнего Северо-востока России.
В биографии нашего города соединились самые разные страницы: первых географических открытий, научных изысканий, славных ратных подвигов, трудового героизма в тяжелые военные годы, энтузиазма и самоотверженности послевоенных лет…
С прошлым Петропавловска связаны великие имена – Витус Беринг, Алексей Чириков, Чарльз Кларк, Жан-Франсуа Лаперуз, Иван Крузенштерн, Василий Завойко, Александр Максутов, Григорий Щедрин… Всех имен не перечесть. Авачинская губа гостеприимно встречала многочисленные экспедиции со всего мира. Людей всегда манила неизведанная и загадочная камчатская земля.
Памятники Петропавловска-Камчатского являются сегодня практически единственными материальными творениями рук человеческих, напоминающими нам о прошлом города, его удивительной и неповторимой судьбе.
Данный проект – своеобразная дань уважения и памяти тем, кто строил и создавал наш город, проходил здесь школу мужества, стойкости и терпения.
Цель проекта: описание истории и внешнего вида памятников Петропавловска-Камчатского, а также исследование памятников в качестве мест отдыха населения.
Задачи проекта:
 Изучение и описание памятников в пределах отдыха
 Выявление посещаемости памятников, их оценка в качестве рекреационных ресурсов
 Изучение состояния памятников, выявление экологических проблем
 Выявление возможностей развития туризма в городе
Город Петропавловск-Камчатский внесен в список (1988,1990гг.) исторических населенных мест Российской Федерации, как имеющий архитектурные памятники, градостроительные ансамбли, являющиеся памятниками национальной культуры, природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющий археологическую и историческую ценность.
Для любой национальной культуры, особенно имеющей длительный исторический опыт, проблема традиций, наследия прошлого в
сопоставлении с современностью существует в более или менее актуальной форме. Отрицание прошлого, разрушение старого во имя нового,
как показала история, имело серьезные негативные последствия, оборачивалось растратой значительного творческого потенциала народа.
Это касалось не только собственной культуры, но и всех сторон жизни общества, его социального устройства и экономики. Установка на
«приращение» воспринимаемого извне и его ассимиляцию в соответствии с собственными потребностями, что было свойственно Японии с
древности, сохраняла запасы внутренней творческой энергии нации. Это подтверждается и невиданно быстрым процессом модернизации
страны в конце XIX в., и «японским экономическим чудом» в нашем столетии.
Любая традиция — передача от одного поколения к другому исторического опыта — имеет несколько уровней существования и
толкования. Традиция может предстать в форме идей, в форме обычаев и ритуалов, в форме стереотипов поведения и бытовых навыков. В
зависимости от этого исследование конкретных проявлений традиции может рассматриваться в культурологическом,
этнопсихологическом, социальном и даже политическом аспектах, нередко взаимодополняющих друг друга.
В данном случае речь пойдет о традициях, выраженных в художественных формах, что имеет принципиальное значение именно в
японской культуре. Одна из ее важнейших особенностей — общая художественная направленность, обозначившаяся еще в эпоху Хэйан
(IX—XI вв.) и сохранявшаяся на протяжении всей длительной ее истории, что повлияло на душевный склад нации в целом и отдельного
человека, определило тип реакции на окружающий мир и отражение этого в искусстве. На протяжении веков именно искусство было одной
из форм сохранения и передачи исторического опыта, выражения философских и религиозных идей, ибо только художник обладает
изумительной способностью «создавать модели, которые объясняют жизненный опыт средствами организованной формы».
Произведения искусства и есть модель, концентрирующая, передающая и «объясняющая» духовный опыт народа, обращаясь не к
рациональной, а к эмоциональной сфере сознания. Способность открывать красоту и ощущать в ней этический смысл — особенность
традиционной японской культуры, отличавшая ее от культуры других народов. Эстетические теории, которые создавались под влиянием
буддизма, видевшего в реальности лишь иллюзию, исходили из того, что высшая истина — только в искусстве.
Однако если в прошлом японская культура обладала значительной целостностью, то в конце XX в. она утратила гомогенность и,
существенно обогащенная мировым художественным опытом, приобрела многообразие форм, став при этом «двойственной», т.е.
объединив две различные по типологии культуры с принципиально различным языком, а, следовательно, и различными законами
восприятия, ориентированного на несхожие типы сознания.
Буддизм способствовал формированию в повествовательном фольклоре цикла «храмовых» повествований, включающего как
исторические и топонимические легенды, так и житийные повествования. Буддизм значительно расширил сюжетные рамки японских сказок,
легенд и преданий, привнеся в них как религиозную, так и общечеловеческую диалектику. Благодаря буддизму в японском
повествовательном фольклоре возник уникальный синтоистско-буддийский религиозный синтез, придающий особый, яркий и неповторимый
колорит всему народному повествовательному творчеству японцев.
Каждый народ имеет свой национальные сказки, свои сюжеты. Но есть сюжеты и другого рода — сюжеты интернациональные,
известные на всем земном шаре или хотя бы группе народов. Замечательно не только широкое распространение сказки, но и то, что сказки
народов мира связаны между собой. До некоторой степени сказка — символ единства народов. Народы понимают друг друга в своих
сказках. Независимо от языковых или территориальных или государственных границ сказки широко переходят от одного народа к другому.
Народы как бы сообща создают и развивают свое поэтическое богатство.
Сказка является одним из важнейших социально – педагогических средств формирования личности. Как справедливо отмечала
Ю.А.Лебедева, «любая сказка ориентирована на социально – педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит,
побуждает к деятельности и даже лечит».
Сказка тесно связана с мифом. Миф не может быть отличим от сказки формально. Сказка и миф (в особенности мифы
доклассовых народов) иногда настолько полно могут совпадать между собой, что в этнографии и фольклористике такие мифы часто
называются сказками.
Мифы тесно связаны с национальными особенностями. Изучая их значение, можно обнаружить, что мифы отражают особенности
национального характера именно той цивилизации, в которой они возникли и продолжают быть жизнеспособными. Превосходная форма
изложения этих мифологических историй обусловлена тем, что их авторами, как правило, были поэты и священники, а иногда и священники-
поэты, так как в некоторых цивилизациях они совмещались в одном лице, старавшиеся придать им поэтичную, торжественную и
церемониальную форму. Благодаря этому в мифах появились и культурные наслоения, которые иногда, в определенном смысле, облегчают
их интерпретацию, так как некоторые моменты в них описаны более точно и явно.
Если сказка рассматривается как продукт, возникший на известном производственном базисе, то ясно, что нужно
рассмотреть, какие формы производства в ней отражены.
Однако исследование форм производства в сказке только со стороны его объекта или техники мало продвигает нас в изучении
источников сказки. Важна не техника производства как таковая, а соответствующий ей социальный строй. Так мы получаем первое
уточнение понятия исторического прошлого по отношению к сказке, Все исследование сводится к тому, чтобы определить, при каком
социальном строе создались, отдельные мотивы и вся сказка.
Иногда, когда в волшебной сказке не все понятно, в качестве параллелей можно использовать и мифы, так как они доступнее для
осознания и могут подать идею о ее скрытом смысле. Поэтому не следует пренебрегать мифами: ведь когда не совсем понятно то, о чем
идет речь в сказке, они могут быть использованы для построения своеобразного «мостика» к этому значению. Ведь сказка может иметь
весьма отдаленное отношение к миру коллективного сознания конкретного человека.
Поэтическое чутье совершенно необходимо для понимания сказки, и не только сказки, но любых произведений словесного
искусства. Такое чутье — дар, полученный от природы. Далеко не все им обладают, и это не всегда худшие люди. Мы не знаем, почему
одни родятся со склонностями, способностями и интересом к математике, другие — к химии, к физике, к музыке. Среди наук гуманитарные
занимают несколько особое место. Ботаник не обязательно должен понимать красоту цветка, строение и жизнь которого он изучает. Хотя
и здесь такое эстетическое восприятие вовсе не исключается. Однако поэтического восприятия, хотя оно и необходимо для понимания
сказки, еще недостаточно. Плодотворным оно окажется только в соединении со строгими методами научного познания и исследования.
Для изучения сказки наукой сделано чрезвычайно много. О сказке существует огромная, необозримая литература. Один только
библиографический перечень названий трудов о сказке и сборников, выходивших во всем мире, мог бы составить целый том.
Область сказки огромна, для ее исследования требуется работа нескольких поколений ученых. Изучение сказки — не столько
частная дисциплина, сколько самостоятельная наука энциклопедического характера. Она немыслима без истории народов мира, этнографии,
истории религии, истории форм мышления и поэтических форм, языкознания, исторической поэтики. Обычно сказка исследуется в пределах
национальных и языковых границ.
Сказку надо изучать сравнительным методом на материале всего земного шара. Сказка распространена по всему миру. Нет
такого народа, который не знал бы ее, Сказку знали все культурные народы древности: древнего Китая, Индии, Египта, античного мира.
Достаточно вспомнить «Сказки 1001 ночи» — собрание, известное арабам уже в IX веке, чтобы проникнуться величайшим уважением к
сказочному искусству арабов. Армянские, грузинские сказки, как и сказки других народов Кавказа, славятся во всем мире. Все это
тщательно собирается, записывается, изучается. Издается лишь ничтожная доля.
Изучению фольклора и, в частности, сказок посвятили свои работы Н.П.Андреев, А.Н.Афанасьев, В.Я.Пропп, М.Н.Мельников,
братья Б. и Ю.Соколовы, А.Н.Никифоров и многие другие. Ученые по-разному трактовали понятие «сказка». Одни стремились
охарактеризовать сказочный вымысел как независимый от реальности, другие говорили о том, что в сказках показана окружающая
действительность глазами народных рассказчиков, а третьи называли сказкой все то, что «сказывалось».
Попытки изучать фольклор исторически были и раньше.
Русская фольклористика знала целую историческую школу во главе с Всеволодом Миллером. Так, Сперанский говорит в своем
курсе русской устной словесности: «Мы, изучая былину, стараемся угадать тот исторический факт, который лежит в ее основе, и,
отправляясь от этого предположения, доказываем тождество сюжета былины с каким-нибудь известным нам событием или их кругом».
Каждый исследователь исходит из каких-то предпосылок, имеющихся у него раньше, чем он приступает к работе. Веселовский
указывал на необходимость, прежде всего, уяснить себе свои позиции, критически отнестись к своему методу. На примере книги
Губернатиса «Зоологическая мифология», Веселовский показал, как отсутствие самопроверки ведет к ложным заключениям, несмотря на
всю эрудицию и комбинаторские способности автора работы.
Так называемая мифологическая школа исходила из предпосылки, что внешнее сходство двух явлений, внешняя аналогия их
свидетельствует об их исторической связи. Так, если герой растет не по дням, а по часам, то быстрый рост героя якобы отражает быстрый
рост солнца, взошедшего на горизонте. Во-первых, однако, солнце для глаз не увеличивается, а уменьшается, во-вторых же, аналогия не то
же самое, что историческая связь.
Одной из предпосылок так называемой финской школы было предположение, что формы, встречающиеся чаше других, вместе с тем
присуши исконной форме сюжета. Не говоря уже о том, что теория архетипов сюжета сама требует доказательств, мы будем иметь случай
неоднократно убеждаться, что самые архаические формы встречаются как раз очень редко, и что они часто вытеснены новыми,
получившими всеобщее распространение.
В.Я.Пропп собственно сказкой называл только волшебную сказку. В качестве определения он выбрал следующее: «волшебная
сказка есть рассказ, построенный на чередовании... функций в различных видах, при отсутствии некоторых из них для каждого рассказа и
при повторении других».
Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками как
памятниками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует
сказать о сказках и других народов.
Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и
указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В.Г.Белинский ценил в сказках их народность, их
национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные
отношения.
Н.А.Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности.
Н.А.Добролюбов стремился понять по сказкам и преданиям взгляды народа и его психологию, хотел, «чтобы по преданиям народным могла
обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания».
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь,
народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для
друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания-каждого ребенка.
В русской педагогике встречаются мысли о сказках не только как воспитательном и образовательном материале, но и как
педагогическом средстве, методе. Так, безымянный автор статьи «Воспитательное значение сказки», в ежемесячном педагогическом
листке «Воспитание и обучение», пишет, что сказка появилась еще в то отдаленное время, когда народ находился в состоянии
младенчества. Раскрывая значение сказки как педагогического средства, он признает, что, если детям повторять хоть тысячу раз одну и ту
же нравственную сентенцию, она для них все же останется мертвою буквою; но если же рассказать им сказку, проникнутую тою же самою
мыслью, - ребенок будет взволнован и потрясен ею.
Развивающие функции сказок в развитии детей широки и неотделимы друг от друга. Н.Короткова считает, что «лишь условно их
можно разделить на познавательно – нравственную и эстетическую». К познавательно – нравственной функции она относит развитие и
активизацию воображения, образного мышления, расширение представлений о мире, освоение моделей человеческого поведения,
формирование эмоционально – ценностных установок по отношению к разным аспектам действительности. К эстетической функции
Н.Короткова относит приобщение к словесному искусству как таковому в его различных формах и развитие хорошей разговорной речи.
Ю.А.Лебедева выделяет шесть основных функций сказок:
функцию социализации;
креативную функцию;
голографическую функцию;
развивающе – терапевтическую функцию;
культурно – этническую функцию;
лексико-образную функцию.
Что такое мифы? В обыденном понимании - это прежде всего античные, библейские и другие старинные «сказки» о сотворении мира и человека,
рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Аполлоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших «золотое руно», Троянской войне и
злоключениях Одиссея.
Понятию «миф» невозможно дать одно единственное определение, поскольку миф всегда проявляется на множестве разных уровней бытия:
индивидуальном, социальном, культурном. Понятие мифа во многом контекстуально. Многое в его понимании зависит от того, каково его
место в контексте, в какое смысловое поле оно включено, в какой понятийной системе функционирует и на какую познавательную цель
ориентировано, Отсюда и множество его характеристик, широта и противоречивость спектра его определений. С одной стороны, философия,
психоанализ, этнология, семиотика, раскрывают глубокий смысл мифа; с другой стороны, в социологической литературе и политической
публицистике слово «миф» означает массовую иллюзию, идеологическую подделку, ложь, выдаваемую за правду, и предлагается освободить
сознание от всех мифов.
Разнобой в суждениях о мифе можно объяснить несколькими причинами. Безусловно, миф - живое явление сознания и культуры, его формы
и содержание меняются от эпохи к эпохе, хотя это не означает, что нельзя попытаться найти адекватное, инвариантное понимание содержания
этих форм, а тем самым и сущности самого феномена мифа. Другая причина - большое число определений понятий самой культуры (свыше
400). Это естественное явление, поскольку темпы накопления человечеством социального опыта и потребность в его рационализации и
освоении обгоняют, как правило, рост наличного понятийного аппарата. В итоге новые явления и новый опыт начинают описываться в старых
понятиях, в результате чего последние обрастают дополнительными смысловыми «слоями» и приобретают новые, подчас неожиданные и
странные значения.
Цель работы – рассмотреть взаимодействие мифологии и культуры.
Для достижения поставленной цели необходимо изучить следующие задачи:
Рассмотреть формы и функции мифа.
Рассмотреть мифологию как форму общественного сознания.
Глубокие перемены в международной ситуации происходили в XV в. Они были связаны с одряхлением Византии, а затем в 1453 г., с её
окончательным падением. В этих условиях на Руси, которая к тому времени преодолевала политическую раздробленность, избавляясь от
власти ордынских ханов и в конце XV в. превращалась в крупную восточноевропейскую державу, возникала и укреплялась идея
византийского наследия. Она предполагала превращение Москвы в Третий Рим, противостоящий как западному, католическому, так и
ближневосточному, исламскому, мирам.
введение

ценности – важнейшие компоненты человеческой культуры наряду с нормами и идеалами. в учениях натуралистически-психологической
направленности естественно-природные импульсы рассматриваются как побудительные мотивы ценностных предпочтений человека. сартр
приходит к выводу, что ценности, как особого рода нормативная реальность, производны от акта самосозидания человека, его свободного
волеизъявления. сартр писал об общественном характере ценностей.
вырастая из данности жизненного мира, каждая сфера культурной деятельности человека обладает имманентным ей ценностным измерением:
ценности материальной жизни, экономики, социального порядка, политики, морали, искусства, науки, религии достаточно автономны. однако
каждый тип культуры связан с иерархизацией, соподчинением ценностных сфер.
что такое ценности культуры? ценность и оценка
если рассматривать определение понятия ценности в рамках традиционных представлений об этом феномене, то сформулировать его можно
следующим образом: «ценность – философское и социологическое понятие, обозначающее положительную или отрицательную значимость
объекта, в отличие от его качественных характеристик (предметные ценности); нормативную предписательно-оценочную сторону явлений
общественного сознания (субъективные ценности)».
в существующей на сегодняшний день отечественной литературе, посвященной аксиологической проблематике, понятию «ценность», его
определению и содержанию уделяется довольно большое внимание, причем само понимание ценности представлено во всей пестроте и
многообразии подходов. приведем некоторые из них.
так, в. сагатовский сформулировал определение понятия ценности как ориентир образа жизни субъекта. по его мнению, ценности – это
«обобщение устойчивых представлений о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения, в которых сконцентрирован
предшествующий опыт субъекта и на основе которых принимаются решения о его дальнейшем понимании».
в. сагатовский предложил свою типологию, в основу которой положил деятельность человека, ориентированную на ценность. она, по его
мнению, может быть экстрагенной в случае, если достижение цели диктуется внешней необходимостью, и интрагенной в случае, если цель
определяется внутренней потребностью субъекта. к ценностям первого рода автор относит такие категории, как польза, удовлетворенность,
признание, обладание, порядок. ключевые ценности второго порядка – счастье, радость, добро, свобода, правда, красота. представленная
явная разнородность выделения ценностей дает повод усомнится в теоретической корректности оснований построения данной ценностной
системы. тем не менее, надо признать верным утверждение автора о том, что вышеназванными ценности в различные эпохи в разных
культурах и даже в понимании отдельных личностей могут иметь неоднозначное содержание.
понятие «ценность» характеризуется многообразием граней, аспектов и имеет множество форм существования. рассмотрим основные формы
существования ценностей в их соотношении между собой и взаимопереходах, а именно: социальные идеалы, предметные ценности,
личностные ценности.
понятие «ценность» употребляется не только для обозначения объекта, имеющего положительную или отрицательную значимость для человека
или группы лиц, но и для обозначения самого того социального стандарта, образца, который используется для установления ценностных
отношений. проводя различия между употреблениями данного слова, говорят о «предметных ценностях» и «ценностях сознания».к ценностям
сознания относят общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных
представлений о добре и зле, справедливости и неправде, прекрасном и безобразном, о смысле истории и назначении человека, идеалы, нормы
и принципы действия. ценности возникают и функционируют, в конечном счете, не на уровне личности как таковой. ценности есть продукт
коллективной деятельности людей – групп, масс, общества. это и понятно: только в процессе коллективного труда и общения с себе подобными
человек складывается как личность, поэтому любая ценность формируется как социальная данность, именно в силу этого она способна
выступать по отношению к личности как императив или норма, а общественный идеал – как «модель должного», «модель совершенного», к
которому надлежит стремиться.
итак, ценность существует, прежде всего, в виде общественных идеалов, то есть выработанных общественным сознанием и присутствующих
в нем коллективных представлений о совершенстве в различных сферах общественной жизни. в этом случае ценности относятся к категории
социальных представлений. ценности укоренены в объективном укладе общественного бытия данного конкретного социума и отражают
практический опыт его жизнедеятельности. вот почему общественные идеалы историчны: они формируются в совокупной деятельности
конкретных людей в конкретной социальной системе в конкретной социальной системе в конкретный исторический период. любая ценность,
формируясь как общественная, выступает по отношению к личности как императив, как норма.
любая социальная общность, будь то семья, группа, масса, общество, может выступать творцом системы специфических ценностей этой
общности. ценности являются интегративной основой для возникновения и функционирования любой социальной группы, нации, общества в
целом.
итак, ценности существуют в форме общественных идеалов, то есть моделей должного. идеал – это мысленный образ совершенства, норма, к
которой следует стремиться как к конечной цели деятельности.
если социальные нормы являются чисто формальным регулятором поведения людей, которые они получают извне: из традиций, нравственных
предписаний, юридических кодексов, религиозных установок и т.п., то личностные ценности – это внутренний эмоционально освоенный
субъектом ориентир его деятельности. ценность как эмотивное отношение в силу своей психической природы легко усваивается личностью.
можно сказать, что мотивация целенаправленной деятельности человека исходит не из абстрактных внеположеных ценностей: лишь приняв
форму личностной ценности, индивидуальной значимости, общественный идеал находит путь к предметному воплощению.
2. классификация и структура ценности
процесс развития культуры сопряжен с переоценкой ценностей, начинающейся с выдвижением нового эталона, с позицией которого
рассматриваются предметы, обладающие ранее установленными ценностными характеристиками. в зависимости от избираемого основания
классификации ценности делятся на предметные и субъективные, жизни и культуры, ценности-средства и ценности-цели, относительные и
абсолютные.
нормы регламентируют деятельность людей во всех сферах культуры – от элементарных актов материально-практического характера до
морали искусства, науки и религии. на базе норм складываются различные социальные технологии, способы рационализации жизненного мира. в
своем историческом бытии нормы неотрывны от существующих в данной культуре ценностей, ибо переводят представления о них в
инструментальный план.
в человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому вполне оправданно говорить о системе ценностей,
поскольку ценности существуют не хаотично, а определенным образом упорядочены по отношению друг к другу. осваивая ценности
окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему
основополагающих и общепринятых ценностей, служащим ему руководством в жизни. на этой основе в каждой культуре складывается своя
система ценностей, отражающая её специфическое положение в мире. система ценностей обыкновенно представляет собой иерархию, в
которой ценности располагаются по нарастающей значимости. благодаря этой системе обеспечиваются целостность данной культуры, её
неповторимый облик, необходимая степень порядка и предсказуемости.
если рассматривать ценность как значимость чего-либо для человека и общества, то это понятие наполняется субъективным содержанием,
поскольку в мире нет явлений, в равной степени значимых для всех людей без исключения. существуют ценности личного характера, ценности,
присущие определенному полу или возрасту, ценности каких-либо больших и малых групп людей, различных эпох и государств и так далее,
вплоть до общечеловеческих. по этой причине в науке принято все культурные ценности систематизировать на две основные группы. во-
первых, это совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного и религиозного творчества. в эту группу
включаются также выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные произведения ремесла, археологические и этнографические раритеты.
во-вторых, к числу культурных ценностей были отнесены оправдавшие себя и доказавшие на практике свою эффективность принципы
совместного осуществления людей: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации и пр., которые ведут к
интеграции общества, к росту взаимопонимания между людьми, их комплиментарности, солидарности, взаимопомощи и т.д. обе группы
культурных ценностей на практике составляют «ядро» любой культуры и определяют её неповторимый характер.
3. механизм действия ценностей
с раннего детства каждый ребенок овладевает родным языком и усваивает культуру, к которой принадлежит. это происходит в процессе
общения с близкими и незнакомыми людьми, в домашней среде, с помощью вербальных и невербальных способов общения. в повседневной
житейской практике человек сам определяет для себя полезность или вредность различных предметов и явлений окружающего мира с точки
зрения добра и зла, истины и заблуждения, справедливого и несправедливого. категория ценности образуется в человеческом сознании путем
сравнения разных явлений. осмысливая мир, человек решает для себя, что для него представляется важным в жизни, а что нет, что
существенно, а что несущественно, без чего он обойтись, а без чего нет. в результате чего формируется его ценностное отношение к миру, в
соответствии с которым все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и пригодности для его жизни. каждый объект
получает свою оценку и представляет определенную ценность, на основании которой складывается соответствующее к нему отношение. в
результате формируется общее ценностное отношение человека к миру, при котором те или иные явления жизни людей имеют для них
определенный смысл и значимость.
роль ценностей в жизни, как отдельного индивида, так и общества в целом чрезвычайна велика. в соответствии с ними происходит отбор
информации в процессе общения, устанавливаются социальные отношения, формируются аффекты (эмоции и чувства), навыки
взаимодействия и т.д. таким образом, ценность не есть вещь, а есть отношение к вещи, явлению, событию, процессу и т.п. ценности имеют
огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой.
исходя из такого понимания, к. клакхон и ф. стродбек определили ценности как «сложные, определенным образом сгруппированные принципы,
придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих
человеческих проблем».
в процессе межкультурных контактов обнаруживается огромная разница между тем, как воспринимаются одни и те же ценности людьми
разных культур. среди громадного числа разнообразных восприятий, тем не менее, можно выделить группу таких, которые совпадают и по
характеру оценок, и по содержанию. такого рода ценности получили название универсальных, или общечеловеческих&
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества