Культура и искусство - готовые работы

ГлавнаяКаталог работКультура и искусство
fig
fig
Введение

Тема, рассматриваемая в реферате, относится к длительному периоду в истории огромного государства. Культура России на протяжении такого долгого времени является очень сложным феноменом. В реферате она будет рассмотрена в трёх аспектах: в общеисторическом, в этнографическом и искусствоведческом. Данные аспекты соответствуют трём средам возникновения культуры: времени, народу и личностям. Ввиду протяжённости указанного периода, при выборе из синхронического и диахронического методов рассмотрения предпочтение отдано второму.
Культура Российской империи изучалась по источникам и литературе об истории России и её народов, об истории российского искусства, а также по художественной литературе, достоверно описывающих нравы российского общества (романы Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого).

1.Уровень развития российского общества в указанный период

Российская империя XIX-XX вв. прошла путь от позднекрепостнического до развитого капиталистического государства. Рубежом, который разделил крепостнический и капиталистический периоды стал 1861 г., ключевой год реформ Александра II, год отмены крепостного права. Начало XIX в. было временем безраздельного господства аристократического класса и императора как «первого дворянина». В начале XX в. самым могущественным классом России была промышленная буржуазия, которая смотрела на не желавшую расставаться с властью аристократию как на анахронизм. Соответственно этому изменялась культура российского общества.
В начале XIX в. российский порядок казался недвижимым. Бурные исторические события вроде Наполеонова нашествия или заговора дворян против императора Павла не могли сами по себе поколебать государственного устройства Российской империи. Угроза существовавшему положению вещей впервые зародилась в умах и настроениях просвещённого слоя общества. Недовольные самодержавием дворяне стали желать себе и другим членам росси
В ХVIII веке в эволюции новоевропейского сознания наступил очень важный перелом. Все предшествующее столетие прошло под знаком
интенсивной и разносторонней духовной работы, направленной на создание принципиально новой по сравнению со средневековьем и
Ренессансом системы ценностей. Эта работа к концу ХVII века в основном завершилась. Таким образом, определились важнейшие
ценностные установки новоевропейского мышления, сложилось его своеобразие. Период становления новоевропейского культурного
образца подходил к концу, и перед культурой открывались широчайшие перспективы реализации этого образца. Именно осознание того, что
период рефлексии, период критического пересмотра оснований культуры и поиска новых ориентиров близок к завершению, что настает
время деятельного осуществления идей, вынашивавшихся в течение всего предыдущего века, стало началом принципиально нового этапа
в истории культуры Европы.
В процессе формирования основных ценностей каждый тип культурной деятельности получил обоснование своей автономии и
самодостаточности. Эта работа по осмыслению оснований культуры велась преимущественно в теоретических формах и была делом
сравнительно ограниченного круга людей, занятых интеллектуальным трудом. Теперь перед запад ной культурой вставала другая задача -
реализовать созданную ею систему ценностей, сделать ее нормативной, распространить на все сферы жизни. Именно этой прикладной
установкой, стремлением к распространению и применению на практике главных мировоззренческих открытий ХVIII века определяется
своеобразие нового культурного движения, ставшего преобладающим в Западной Европе в ХVIII столетии и получившего наименование
Просвещения.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей Европейской культуры ХVIII века.
Проблеме соотношения культуры и цивилизации посвящено немало серьезнейших работ известных теоретиков культуры и философии.
Многие из них связывают ее с вопросами о судьбах культуры, цивилизации и даже всего человечества.
Впервые слово «культура» появилось в латинском языке и обозначало обработку земли, земледельческий труд. В последующем оно
приобрело более общее значение. Например, римский оратор и философ М. Цицерон в «Тускуланских беседах» (45 г. до н.э.) связывал
культуру с воздействием на человеческий ум, с занятиями философией. Он считал, что «философия есть культура души». Под культурой
стали понимать просвещенность, воспитанность, образованность человека, и в этом значении слово «культура» вошло почти во все
европейские языки, в том числе и в русский.
Значение научного понятия термин «культура» приобрел в XVII – XVIII вв. В науке Нового времени формируется представление, что между
природой и личностью существует особый мир человеческой деятельности, который называют «культурой».
В современной науке сформировано более 300 определений культуры, что свидетельствует о многообразии подходов к изучению культуры.
Цивилизация же представляет собой образ жизни людей, нации или период, который является определенным этапом в развитии
организованного общества. Цивилизация обладает некоторыми особенностями, отдельные из которых, например, урбанизированное
общество с большим количеством населения, могут указать на ее тождественность симбиотической экономике, очень сложным социальным
организациям, накоплению богатства и привилегий в руках немногих людей или организаций, достижениям в письменности, науке, торговле,
архитектуре и т.д.
Долгое время термин «цивилизация» использовался для обозначения свойств воспитанности, вежливости, утонченности в противовес
грубости и «темноты». С конца XVII века этот термин широко вошел в европейскую философскую литературу. Он характеризовал в
основном единство всемирной истории, прогресс всего человечества. Развитие культуры рассматривалось как прогресс цивилизации.
Понятие «цивилизация» и «культура» отличаются сложностью и многозначностью. Эти понятия взаимодополняющие. Но как же быть, если
культура потенциальна, тогда как цивилизация высказана до конца (эксплицитна).
Этому вопросу посвящена тема контрольной работы.
Цель- проанализировать соотношение понятий культура и цивилизация.
Задачи исследования – изучить историю понятия «культура»; цивилизация, рассмотреть истоки современного понимания термина
«культура» и «цивилизация».
Эволюция российской науки и культуры на рубеже веков отразила в себе всю сложность и противоречивость духовного надлома в обществе,
неизбежность близкого разрешения острого социального конфликта. Это состояние тревожного ожидания в среде российской интеллигенции
сопровждалось напряженными идейно-нравственными исканиями, которые привнесли в общественное и художественное сознание России
совершенно уникальную атмосферу невиданного взлета научных и творческих достижений.
Недаром эпоха конца XIX – начала XX вошла как время духовного ренессанса и «Серебряного века» российской культуры.
«Серебряный век» в русском искусстве хронологически приблизительно совпадает с началом ХХ столетия. Окончание его соответствует
Первой мировой войне, а революционные перемены положили ему конец. Для наших современников общественная и культурная жизнь
России представляет огромный интерес, поскольку этот материал несет огромную социально-историческую и культурологическую
значимость для российской культуры в целом и составляет основополагающий этап
Цель исследования – рассмотреть основные компоненты общественной и культурной жизни России в начале XX века.
Задачи исследования – показать главные направления в общественной жизни, искусстве и культуре:
Литература
Живопись
Искусство
Наука
Сегодня существуют по крайней мере три основных взгляда на культурологию. Первый видит в культурологии комплекс наук, изучающих
культуру. Второй отводит культурологии место вспомогательного раздела внутри дисциплин, связанных с рассмотрением проблем культуры.
И третья точка зрения, наиболее нам близкая, полагает, что культурология – это самостоятельная наука, со своим предметом, методологией
и определенным местом в системе гуманитарного знания.
К проблемам, решаемым в рамках культурологии, можно отнести следующие: определение места культуры в системе бытия; выявление
отношений культуры к природе, обществу и человеку; исследование многомерного строения культуры, обусловленного ее функциями в
жизни и развитии человечества; проявление сущности культуры в ее существовании, т. е. в многообразии конкретных культур, которые
существуют в социальном пространстве и социальном времени, филогенезе (развитие мира в целом) и онтогенезе (индивидуальное
развитие организма); описание культурных феноменов; утверждение неповторимости и уникальности культурных миров; взаимоотношения
культуры и цивилизации и т. д.
Культура в современном понимании и как объект культурологии – совокупность достижений, творчества, характерных особенностей жизни
и деятельности народа, формации, группы людей; «способ существования человека», его отличие от прочего мира в частности благодаря
способности сознательного преодоления инстинктов.
Целью данной работы является рассмотрение следующих вопросов:
Понятие культуры и ее сущности;
Техника и технология как часть экономической культуры;
Рождение культуры (первобытная эпоха).
Даже в современных условиях многие культурологи приходят к выводу о невозможности последовательного проведения идеи единой
культуры. Это выражается в теориях полицентризма, о которых подробно говорилось выше. Полицентризм надо понимать как идею
множественности семантически различных культур. Категоричнее всех об этом писал О. Шпенглер: «Существуют многочисленные абсолютно
самобытные культуры, подобно тому, как существуют различные виды растений с их собственными цветами и плодами, с их собственным
определенным циклом роста и гибели». К этому же относится тезис об исконной противоположности Запада и Востока. Практически это
означает, что все культуры могут быть отнесены к Западному типу или преимущественно к Восточному типу.
Действительно, слова «Запад» и «Восток» означают два весьма различных способа контакта с миром.
К концу XIX в. объем накопленных знаний о различиях культур потребовал упорядочивания, что происходило во многом в рамках
дихотомных сопоставлений. В соответствии с этим подходом Запад и Восток выделялись как два в общем плане принципиально различных
типа общественного устроения и это различие прослеживалось именно на общетипологическом уровне, на котором уравнивались различия
конкретных обществ этнического или национального уровня.
Срединность по отношению к западному и восточному типам культур – пожалуй, одна из ведущих характеристик русской культуры,
поскольку «западные» и «восточные» черты в русской ментальности не строго противоречат друг другу, а скорее соединяются и
взаимодополняются. Так, например, христианские ценности Русью заимствуются как ценностная система культуры Запада, но в
«восточном» варианте наследуются от Византии, и русская церковь с XV века находилась в зависимости от константинопольского
патриарха. Также и в типах социально-политической структуры: Русь «примеряла» на себя и восточную и западную модели, и центры
Древней Руси довольно отчётливо можно отнести к одной из них: так Москва и Киев – условно восточная модель, а Новгород – западная.
Цель данной работы – рассмотреть проблему «Восток-Запад» в русской культуре.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть Восток-Запад как первичную типологию культур.
Дать характеристику обеим культурам.
Определить основные различия и сходства восточной и западной цивилизаций.
Рассмотреть место русской культуры в дихотомии «Восток-Запад».
1. Восток – Запад как первичная типология культур
В I тысячелетии до н.э. среди варварских племен полутропического пояса в бассейне реки Янцзы образовалось государство Чу.
Шаманский культ этих племен находил выражение в диких эротических песнопениях, сопровождавшихся музыкой и танцами. Государство Чу
достигло своего расцвета в конце 4 в. до н.э., а затем было разрушено Цинской династией. Одаренным поэтом был аристократ Цюй Юань. Его
самая известная поэма Лисао (Скорбь отринутого) посвящена утрате милости его властителя, что аллегорически выражено в образе
человека, которому изменила возлюбленная. Цюй Юаню приписывается авторство Девяти гимнов и многих других поэтических памятников
эпохи государства Чу.
Рапсодические поэмы государства Чу нашли развитие в жанре «фу», который занял господствующее положение в эпоху Хань. Для
«фу» характерны подробные и красочные описания. Панегирики городам и дворцам, паркам и охотничьим угодьям, временам года и птицам,
музыке и танцам светятся гордостью китайцев за свою первую, объединенную и расширяющуюся империю. Величайшим поэтом в жанре
«фу» был Сыма Сянжу.
В начале эпохи Хань был учрежден музыкальный приказ, задачей которого был сбор народных песен. Позднее к ним были
причислены стихотворения, каждая строка которых состояла из пяти иероглифов, что с тех пор стало эталоном. Первым крупным поэтом
этого жанра («ши») был Цао Чжи (192–232 н.э.). Его поэмы пронизаны стремлением к свободе и чувством меланхолии. Тао Цянь (или Тао
Юаньмин) (372–427 н.э.) воспевает идею ухода от суетного мира.
К началу эпохи Тан (618–906) развитие получают два основных вида поэзии: «новый стиль», представленный стихотворной
формой в четыре или восемь строк, характеризующийся контрастной интонацией в каждой паре строк, и «старый стиль», не лимитирующий
длину и тональный рисунок стихотворения. Каждая строка состояла из 5 или 7 иероглифов. Выдающимся представителем поэзии той эпохи
был художник и поэт Ван Вэй (699–759). Благочестивый буддист, «не смевший наступить на придорожную траву», он много сделал для
перехода от напыщенных «фу» ханьской эпохи к интимной, воспевающей природу лирике эпохи Тан. Величайшими поэтами эпохи Тан были
Ли Бо (701–762) и Ду Фу (712–770). Бо Цзюйи (772–846) наряду с лирическими стихотворениями сочинял эпические поэмы и сатиры;
интеллектуальные построения и юмор играют важную роль в его творчестве. Поэмы Ли Шансиня (813–858), созданные в период упадка
династии, полны ностальгии и загадочной символики.
С концом эпохи Тан «ши» утрачивают свою свежесть, и развитие получает новая поэтическая форма – «цы». Это лирические
стихотворения, унаследовавшие поэтику песен жанра «юэфу». Их отличает утонченная красота и чувство меланхолии, главная их тема –
любовь и разлука. Лучшим из поздних представителей жанра «цы» является Синь Цицзи (1140–1207).
Китайцы любят слушать «истории». Любая философская или историческая книга, как правило, оживлена вымышленными
повествованиями. К 7 столетию появляется множество сборников фольклорных сказаний, важное место в которых принадлежит сказаниям
о чудесах. Так же, как и географические тексты, подобные Книге гор и морей, где вымысел преобладает над фактами, они становятся
источником для произведений более поздних писателей. Пришедший в Китай после падения династии Хань буддизм приносит с собой
множество сюжетов индийского эпоса.
Цель данной работы – рассмотреть культуру древнего Китая.
Задачи:
изучить формирование и развитие культуры Китая;
изучить религиозно-философские системы Китая;
выявить особенности менталитета китайского общества;
рассмотреть искусство Китая.
XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития.
Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс «обмирщания» русской культуры. В следующем столетии он сформировался окончательно. Более светские формы приобрели изобразительное искусство и музыка, обогатилась новыми произведениями литература.
Только тогда смогло появиться и закрепиться понятие беллетристики. Церковная литература: жития святых, хождения и т.п. несли в первую очередь идеологическую нагрузку, их художественная форма была понятием второстепенным, главным было лишь ее соответствие канонам. В связи с этим и роль автора не предполагала особого творческого подхода, хотя талант и мастерство все же имели значение. Но это были в первую очередь талант и мастерство обработчика материала.
Беллетристика потребовала от автора иного подхода к работе. Развлекательное начало выходило на первый план, а это означало, что автор должен уметь привлечь внимание читателя, заинтриговать его повествованием, при этом преследуя цели исправления и уулучшения человеческой природы. Светская литература Европы уже сталкивалась с этой проблемой и к XVIII веку довольно успешно ее разрешила. Русская литература начала с подражаний, но с появлением Ломоносова, Карамзина, Кантемира она уже смогла считаться самостоятельным и уникальным явлением.
В рамках данной работы мы намерены дать краткую характеристику беллетристике XVIII века в России и ее связи с русской культурой этой эпохи в целом.
Для реализации этой задачи нами были использованы следующие источники: учебные пособия таких авторов как Г.А. Гуковский, В.А. Западов и другие, а также сборник «Родная речь» П. Вайля и А. Гениса.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества