Конституционное право Российской Федерации - готовые работы

ГлавнаяКаталог работКонституционное право Российской Федерации
fig
fig
Введение
Постоянно возрастающее в течение послед¬него десятилетия значение избирательного права свидетельствует об идущих в нашей стра¬не процессах демократизации политической жизни общества. Полноценное, эффективно действующее избирательное право – неотъем¬лемый признак демократического правового государства. Увеличение объема законодатель¬ного материала по избирательному праву, его систематизация и совершенствование позволя¬ют смело говорить о возникновении крупной отрасли российского законодательства – зако¬нодательства о выборах. Важность этой отрас¬ли определяет необходимость пристального изучения избирательного права как науки.
Становление системы политической демократии изначально предпола¬гает активное и ответственное участие граждан в формировании и кон¬троле за деятельностью публичных институтов государственной власти и местного самоуправления. Это находит свое предметное юридическое отра¬жение и в системе действующего права и законодательства. Весьма скром¬ный по своим масштабам и роли в политическом процессе институт, свя¬занный с правом голоса граждан, постепенно превратился в сложный межотраслевой комплекс норм, институтов и процедур, претендующий стать и быть политической конституцией страны.
Народовластие из формального института в системе организации и функционирования государства превратилось в его несущую конструкцию. Политическое волеизъявление граждан, выраженное в форме электорально¬го выбора, приобрело исходное значение в механизме публичного властвова¬ния и управления, основанного на политическом представительстве разно¬образных общественных интересов.
Избирательное право составляет сегодня органичную часть современной правовой системы Российской Федерации. Избирательное право относится к категории политико-правовых явлений, существующих в пограничной об¬ласти публичной политики и публичного права. Это публичное политическое право, связанное с политическим процессом воспроизводства и легитимации публичной власти.
Особенностью Конституции 1993 г., по сравнению с Конституцией 1978 г. является отсутствие в ней специального раздела «Избирательная система». Прежняя Конституция устанавливала демократические принципы избирательного права (всеобщего равного прямого при тайном го¬лосовании) применительно к выборам всех уровней. В действующей конституции эти принципы определены только в отношении выборов Президента Российской Федерации.
В развитие положений Конституции Российской Федерации 6 дека¬бря 1994 г. был принят Федеральный закон «Об основных гарантиях из¬бирательных прав граждан Российской Федерации», в котором принци¬пы всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании были распространены на все выборы, проводимые в Рос¬сийской Федерации.
Особенность Федерального закона «Об основных гарантиях избира¬тельных прав граждан Российской Федерации» состояла в том, что в от¬личие от ранее известных избирательных законов, он не регулировал исчерпывающим образом процедуру выборов в определенный орган го¬сударственной власти или орган местного самоуправления. Целью Фе¬дерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граж¬дан Российской Федерации» являлось создание организационной модели проведения выборов всех уровней, закрепление демократичес¬ких стандартов избирательного права, которым должно соответствовать законодательное регулирование выборов в органы государственной вла¬сти и местного самоуправления. Федеральные законы, законы субъек¬тов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации не должны противоречить Фе¬деральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав граж¬дан Российской Федерации».
Избирательные кампании 1994–1997 гг. выявили необходимость со¬вершенствования и усиления основных гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации, установленных Федеральным законом от 6 декабря 1994 г. Кроме того, Федеральный закон «Об основных гарантиях избиратель¬ных прав граждан Российской Федерации» регулировал только гарантии реализации избирательных прав граждан и не затрагивал гарантии реали¬зации права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В этих условиях возникла необходимость расширения сферы непо¬средственного действия вышеупомянутого закона посредством включе¬ния в него положений, усиливающих гарантии избирательных прав и новых положений, обеспечивающих единообразную реализацию конституционного права граждан на участие в референдумах, проводимых в Российской Федерации. 17 сентября 1997 г. был принят новый Феде¬ральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» , который дей¬ствует в настоящее время в редакции Федерального закона от 30 марта 1999 г. Деятельность избирательных комиссий регулируется также вышеупомянутым законом.
Во многих изданиях содержатся очень важные сведения, которые действительно помогли в исследовании данной проблематики. У каждого автора, безусловно, какие-то части данной работы изложены намного подробнее, чем у меня, но также полно я не могу осветить эти вопросы, поскольку ограничен определенным объемом. Поэтому постараюсь изложить материал достаточно развернуто, но в то же время компактно.
Целью работы является обобщение результатов правового исследования в результате глубокой обработки нормативно-правовых актов и авторских исследований. Также я имел цель выявить особенности порядка образования и компетенции избирательных комиссий разных уровней. Каковы задачи моего исследования? Конечно же, в соответствии с целью: исследовать работы, посвященные данной тематике, найти общие закономерности путем обработки данных.
Объектом моего исследования являются авторские работы, которые в той или иной степени освещают деятельность избирательных комиссий разных уровней. Предметом же моего исследования являются развитие и современное состояние правового регулирования деятельности избирательных комиссий в Российской Федерации.
В своей работе я постараюсь рассмотреть понятие и виды избирательных комиссий, принципы работы избирательных комиссий, порядок формирования избирательных комиссий, срок полномочий избирательных комиссий, компетенции избирательных комиссий разных уровней, статус членов избирательных комиссий.
Введение.

Тема курсовой работы – Правотворчество президента РФ. Вопросы теории и практики правового регулирования.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что правотворчество Президента РФ является основательно новым явлением в правовом пространстве России.
В конце XX в. процесс демократизации привел к принятию поста Президента СССР в 1990 г. Первый же Президент России был избран после распада СССР, путем Всенародных выборов 12 июня 1991 г.
Благодаря Конституции РФ принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Президент наделен обширными конституционными функциями, его полномочия многочисленны и закреплены в основном в статьях 80-93 , а также в ряде статей, относящихся к деятельности других конституционных органов.
Конституционными нормами впервые были установлены важнейшие принципы и правила взаимоотношений Президента России Федерации и палат Федерального собрания, включая основы правового механизма и процедуры их взаимодействия между собой в законотворческом процессе .
Цель данной работы: рассмотреть вопросы правотворчества Президента РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. определить границы компетенции Президента РФ в сфере правотворчества.
2. выяснить полномочия Президента РФ в законотворческом процессе.
3. рассмотреть правовые акты президента.
Материалом для исследования послужили Конституция РФ , Указы президента РФ, Распоряжения Президента РФ.
Курсовая состоит из:
- Введения
- Двух глав
- Заключения
В введении обосновываются теоретические и методологические принципы работы.
В главах раскрывается поставленные задачи. В заключении подводятся итоги проведенной работы и делается вывод. В списке литературы показан перечень используемых источников.
Введение

В юридической науке общепризнанно, что право как социальное явление и универсальный регулятор общественных отношений представляет собой сложноорганизованное многоструктурное образование иерархически взаимосвязанных компонентов: отраслей (подотраслей), институтов и правовых норм. Все отрасли права, будучи основными структурообразующими элементами национальной правовой системы и регулируя принципиально различные по своему предметному содержанию общественные отношения, сходны в одном: они являют собой не хаотичный массив, а организованные совокупности юридических норм, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство, то есть, представляют собой упорядоченные системные образования. Аналогичными свойствами обладает конституционное право как ведущая отрасль права Российской Федерации.
Современное конституционное право – это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права и объясняет актуальность темы работы.
Цель работы - определение Конституционного права как ведущей отрасли российского права.
В работе использованы труды таких ученых как: И.А.Азовкин, С.С.Алексеев, А.А.Безуглов, Е.И.Козлова, С.С.Кравчук, О.Е.Кутафин, Б.М.Лазарев, А.И.Лепешкин, А.И.Лукьянов, О.И.Чистяков, В.С.Шевцов, К.Ф. Шеремет и другие.
Содержание работы объясняет ее логическую структуру. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список использованной литературы.
Во введении раскрывается актуальность темы работы, в первой главе дается понятие конституционного права как отрасли права, определяется предмет, метод, субъекты конституционно-правовых отношений. Вторая глава направлена на исследование источников конституционного права, основным из которых является Конституция Российской Федерации.





















Глава 1
Конституционное право России – ведущая отрасль в системе права России

1.1. Понятие, предмет и метод регулирования конституционного права как ведущей отрасли системы российского права

Конституционное право как одна из отраслей системы права Российской Федерации представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения. В юридической науке основными критериями деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования .
Предметом конституционного права является совокупность общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права. По сравнению с другими отраслями системы права эти отношения занимают особое место в обществе, государстве.
Вопрос об особенностях общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права, привлекал внимание ученых.
Анализируя особенности общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права, можно сделать вывод:
1) Общественные отношения складываются во всех сферах жизни общества: политической, экономической, социальной, духовной;
2) Они наиболее значимы, носят фундаментальный характер;
3) Они выступают системообразующими, обеспечивающими единство и целостность общества.
С учетом перечисленных особенностей общественных отношений конституционное право приобретает ведущий характер в системе права.
Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:
1) охраны прав и свобод человека (отношения между че¬ловеком и государством);
2) устройства государства и государственной власти (властеотношения) .
В предмет конституционного права включаются общественные отношения:
а) составляющие основы конституционного строя;
б) образующие основы правового положения человека и гражданина;
в) вытекающие из федерального устройства России;
г) связанные с организацией и осуществлением государственной власти;
д) возникающие в ходе осуществления судебной власти;
е) составляющие основы
Актуальность данной работы заключается в том что, по действующей Конституции Правительство есть высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти на всей территории России. Конституционный статус Правительства, его место в системе органов государственной власти обусловлены принципом разделения властей, определенного ст. 10-11 Конституции РФ. Соответственно, конституционно-правовую природу Правительства характеризуют :
1. Специфика формы правления Российской Федерации. Наделение Президента РФ значительными конституционными полномочиями по формированию Правительства, определению главных направлений его деятельности и контроля за этой деятельностью, возможность Президента отменять действие актов Правительства в определенных законом случаях, ответственность Правительства перед Президентом и др. указывает на то, что высшую исполнительную власть в Российской Федерации Правительство «разделяет» с федеральным Президентом.
2. Правительство есть федеральный орган исполнительной власти, обладающий общей компетенцией, возглавляющий всю систему органов власти в РФ и обеспечивающий их согласованную деятельность. Правительство - это такой федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет руководство всеми основными сферами и отраслями экономики, социально-культурной жизни, административно-политической деятельности. Правительство, с этой точки зрения, есть высший орган исполнительной власти, которому в той или иной мере подчинены все иные исполнительные структуры власти. Действующая Конституция РФ не употребляет термин «высший» применительно к характеристике федерального Правительства.
3. Такая характеристика Правительству дана в Федеральный конституционный закон “О Правительстве Российской Федерации” от 17 декабря 1997 г. (с изменениями на 2 марта 2007 года).
4. Как высший федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации Правительство: а) осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам исключительного ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и ее субъектов - также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ; б) обеспечивает соблюдение федеральными органами исполнительной власти прав органов исполнительной власти субъектов РФ; в) в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, для чего создает согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон; г) в случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ федеральному законодательству вносит Президенту РФ предложения об их приостановлении.
5. В пределах своей компетенции Правительство организует исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации. В соответствии с концепцией правового государства, организация исполнения законов является главной функцией Правительства и подчиненной ему системы государственных органов исполнительной власти в Российской Федерации.
6. Правительство РФ - коллегиальный федеральный орган исполнительной власти. Его коллегиальность проявляется в характере обсуждаемых и принимаемых решений, на заседаниях, которые проводятся Председателем Правительства систематически, не реже одного раза в месяц.
Из принципа коллегиального принятия Правительством решений вытекает принцип коллегиальной ответственности Правительства за осуществляемый политический курс .
7. Деятельность Правительства основывается на принципах верховенства федерального права, народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.
Для выполнения своих функций Правительство образует постоянно действующий орган - Президиум. В соответствии с Постановлением Правительства РФ состав Президиума уточнен и в него включены: Председатель Правительства, его первые заместители, заместители, несколько федеральных министров - министры финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, путей сообщения, юстиции а также директор ФСБ, председатель Государственного комитета по управлению государственным имуществом и руководитель Аппарата Правительства РФ. Заседание Президиума Правительства РФ проводится по мере необходимости. Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Президиума. При этом Правительство вправе отменить любое решение Президиума.
Предметом исследования в данной курсовой работе является правительство РФ.
Целью написания работы было рассмотрение и раскрытие вопроса о компетенции, составе и основных функциях Правительства РФ.
Задачи, которые автор ставил перед собой в процессе написания работы:
- раскрыть понятие и виды государственных органов РФ;
- рассмотреть вопрос о разделении властей и роли Правительства в данном разделении;
- дать полный и раскрытый ответ на вопрос что же такое Правительство РФ, каковы его состав, структура, сроки полномочий, какие документы издает Правительство, порядок его формирования;
- раскрыть основные функции Правительства.
Данная курсовая работа состоит из Введения, в котором раскрывается актуальность выбранной темы курсовой работы, описаны объект, предмет данного исследования, а также раскрыты основные задачи, поставленные автором при написании курсовой работы.
В первой главе курсовой работы автором расскрывается основное понятие, единство и виды государственных органов РФ. Также рассматривается принцип разделение властей и его отношение к Правительству РФ.
Во второй главе дается понятие Правительства РФ, его конституционно-правовая природа, место и роль. Раскрываются состав, структура и сроки полномочий Правительства, а так же порядок прекращения этих полномочий, ответственность и порядок формирования Правительства.
В третьей главе автор рассматривает вопрос о компетенции Правительства в Российской Федерации.
В заключении автором была произведена попытка обобщения всего вышеизложенного материала по данной курсовой работе.
В конце работы был представлен список литературы и нормативных актов, используемых автором для написания работы
Каждый гражданин Российской Федерации обладает определенными правами, обязанностями, а также свободами. Все это закреплено в основном законе страны – Конституции Российской Федерации.
Совокупность прав, обязанностей и свобод принято называть правовым статусом личности. Некоторые ученые включают в структуру правового статуса личности и гражданство. Другие же ученые им возражают, полагая, что гражданство является лишь предпосылкой правового статуса.
В плане исторического развития понятие «гражданство» прошло огромный путь. В различные периоды в это понятие вкладывался различный смысл.
Первый раз понятие «гражданин» встречается в Древней Греции, где оно использовалось для обозначения жителей Афин, достигших 18-летнего возраста. Все граждане были занесены в особые списки, а занесенные в этот список имели право пользоваться правами и привилегиями, установленными в законах.
В Древнем Риме понятие «гражданин» означало представителя свободного населения. Там гражданами являлись полноправные рабовладельцы. Они могли участвовать в народных собраниях, голосовать и нести службу в армии (войсках). Также имели они право и избираться на высшие государственные должности.
В эпоху феодального строя понятия «гражданство» не существовало вовсе. Оно было заменена на понятие – «подданство», которое использовалось для выражения личной зависимости крестьян от феодалов. Подданные должны были нести повинности в пользу своего феодала.
Таким, как мы понимаем его сейчас, понятие «гражданство» становится в эпоху революций XVII-XVIII вв. Тогда понятие «гражданин» должно было закрепить уничтожение различных сословных привилегий, а также закрепить оформить равенство прав всех членов общества и государства.
Именно со времен буржуазно-демократических революций гражданство является одним из основных правовых институтов, который характеризует правовой статус человека в государстве, что определяет большую актуальность данной темы.
Целью работы является рассмотрение гражданства Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели и для ее достижения, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и принципы гражданства РФ;
- рассказать о способах приобретения и прекращения гражданства РФ;
- рассмотреть деятельность органов внутренних дел в решении вопросов, связанных с гражданством.
Данная работа состоит из введения, двух параграфов, задачи и ее решения, заключения и списка использованной литературы.
При написании данной работы были использованы учебники по дисциплине «Конституционное право Российской Федерации» таких авторов, как: Баглай М.В., Козлова Е.И., Кутафин О.Е. и другие. Также при написании работы использовались нормативно-правовые акты, связанные с вопросами гражданства РФ.
Конституционное право это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.
Тема курсовой работы звучит актуально и подразумевает глубокий уровень исследования т.к. источники конституционного права, на сегодняшний день относятся к числу категорий, требующих углубленной разработки. Конституция Российской Федерации основной источник отрасли государственного права, следовательно необходимо рассмотреть конституционное право Российской Федерации как отрасль российского права - систему правовых норм, регламентирующих определенные общественные отношения. Критериями разделения массива правовых норм на отрасли служат два основных признака: предмет и метод правового регулирования. Предметом регулирования конституционного права, как и любой отрасли права, являются общественные отношения, которые, с одной стороны, способны поддаваться нормативно-правовому воздействию и, с другой стороны, в интересах общества требуют такого воздействия. Общественные отношения, составляющие предмет конституционного права, имеют свои характерные особенности, позволяющие выделить их из всей совокупности общественных отношений, регулируемых правом: Отношения, регулируемые конституционным правом, возникают во всех сферах общественной жизни: политической, экономической, социальной, нравственной. Конституционное право регулирует не все общественные отношения в этих сферах, а только базисные, фундаментальные отношения, составляющие основу построения всей правовой системы, других отраслей права. Данные отношения являются своеобразным «каркасом», соединяющим в единое целое все многообразие правовых норм разных отраслей права, определяя основные задачи и принципы их функционирования, направленность их воздействия на общественные отношения. Отметим, что регулирование отношений человека и государства происходит путем закрепления приоритета человека в системе ценностей общества, признания, соблюдения, гарантирования и защиты его естественных и неотъемлемых прав. Права, принадлежащие человеку от рождения, приобретают качественно новую характеристику - они защищаются силой государства. Кроме того, существование государства обусловливает существование комплекса прав человека, прежде всего политических, которые напрямую связаны с государством и без него не существуют.
Регулирование отношений человека и государства находит отражение в таких институтах конституционного права, как основы конституционного строя и основы правового статуса человека и гражданина. Регулирование устройства государства и организации государственной власти осуществляется через: - установление основных принципов устройства государства и организации государственной власти в числе основ конституционного строя - базовых положений, определяющих дальнейшее регулирование государственных институтов; - установление формы государственного устройства: Россия, как известно, является федеративным государством, поэтому одним из наиболее важных аспектов регулирования российской государственности является упорядочение отношений Федерации и ее субъектов. Этот комплекс отношений и соответствующих им норм охватывается институтом федеративного устройства; - установление системы органов власти, разграничение этой системы по горизонтали и по вертикали: система органов государственной власти и система местного самоуправления и его органов.
При написании данной курсовой работы были использованы труды: Баглай М. В., Бережнова А.Г., Коваленко А. И., Козловой Е.И., Кутафина О.Е.
Введение 3
1. Федеральное Собрание Российской Федерации - представительный и законодательный орган…………………………………………………………...5
2. Федеральное Собрание Российской Федерации - двухпалатный орган власти……………………………………………………………………..............13
2.1 Конституционно-правовой статус Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации………………………………………………13
2.2 Конституционно-правовой статус Государственной Думы Российской Федерации………………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………………30
Список использованной литературы…………………………………………...32

Введение

В течение последних лет в России происходит активное становление новой системы органов государственной власти, форм их взаимоотношений и деятельности. Особенность всей создающейся системы государственной власти России заключается в том, что она строится на основополагающих принципах общественного устройства, которые провозглашены в России впервые за всю историю существования нашей страны. Российская Федерации провозглашена демократическим правовым государством, в котором носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ. В частности, система органов государственной власти основана на принципе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, которые являются самостоятельными. При этом структура органов государственной власти выстроена таким образом, чтобы обеспечить необходимый баланс между всеми ветвями власти, не допускающий узурпацию власти каким-либо одним государственным органом. Вместе с тем, представляется, что оптимальная модель системы органов государственной власти в современной России еще не найдена. Это обусловлено как сравнительно небольшим временным отрезком, в течение которого осуществляется государственное строительство, отвечающее реалиям настоящего времени, так и отсутствием исторического опыта развития Российской государственности на основе современных демократических принципов .
Исторический и политический опыт России показывает, что в течение практически всего XX века доминирующее положение в системе органов государственной власти занимали представительные органы власти, сочетавшие в себе законодательные, исполнительные и контрольные функции. В условиях провозглашения важнейшего демократического принципа разделения властей особенно остро встала проблема организации принципиально нового для России политико-правового института «парламентского учреждения», которым стало Федеральное Собрание — парламент России.
В этой связи особую актуальность приобрела проблема оптимизации статуса современного парламента, его палат, системы взаимоотношений Совета Федерации и Государственной Думы, а также их положения в общей системе государственного механизма.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе анализа общетеоретической, законодательной и практической базы выявить и обозначить наиболее актуальные проблемы, связанные с правовым статусом палат Федерального Собрания Российской Федерации и предложить оптимальные направления в их решении.
Объектом работы выступают общественные отношения, связанные со статусом палат Федерального Собрания Российской Федерации, порядком их формирования, полномочиями, положением в системе органов государственной власти Российской Федерации, а также их взаимоотношениями и направлениями развития статуса.
Предметом исследования являются конституционно-правовые нормы, а также нормы, содержащиеся в федеральном законодательстве, решения Конституционного Суда Российской Федерации, теоретические взгляды ведущих ученых-государствоведов и политологов, политиков, юристов-практиков, касающиеся актуальных проблем статуса палат Федерального Собрания Российской Федерации, порядка их формирования, взаимодействия друг с другом и иными органами государственной власти Российской Федерации.
Исследованию актуальных проблем российского парламентаризма, и, в частности, статуса Федерального Собрания Российской Федерации, его палат посвящены труды таких современных ученых как Авакьяна С.А., Баглая М.В., Козловой Е.И., Кутафина О.Е., Лучина О.В. и других.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества