Конституционное право - готовые работы

ГлавнаяКаталог работКонституционное право
fig
fig
Введение:
Принятие Конституции России 1993г., явилось значительным событием в истории российского государства, началом нового этапа формирования государства и системы права. Конституция РФ устанавливает основы конституционного строя, закрепляет права и свободы человека и гражданина, а также выступает «важнейшим фактором стабильности правовой системы, всей государственной и общественной жизни» . Сегодня для подавляющего большинства людей конституция — это особый юридический документ, имеющий важное значе¬ние в жизни человека, общества и государства Он определяет сущность и форму правления государства, закрепляет полноту прав и свобод че¬ловека и гражданина, полновластие народа, формы собственности и т.д., а так¬же обычно содержит положения об отношениях данного государства с мировым сообществом.
Актуальность темы обусловлена тем, что не смотря на то, что прошло более 80 лет со времен создания Российской Федерации, но вопрос о регулировании национальных отношений, взаимоотношения между центром и регионами по-прежнему в центре внимания историков, политологов и юристов. В федеративном государстве, каковым является и Россия, субъекты обладают конституциями, особенно важно провести их анализ. В данном случае это будут сделано на примере Конституции Чеченской Республики.
Тема данной работы выбрана мною неслучайно, поскольку сегодня в России все еще существует потребность достижения соответствия Конституции России и конституций республик в ее составе.
Основной целью данной работы является изучение соотношения Конституции России и Конституции Чеченской Республики. Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
- выявить основные признаки и юридические свойства конституции;
- рассмотреть общие особенности содержания конституции субъекта РФ (на примере Конституции Чеченской Республики);
- изучить исторические этапы конституционного развития Чеченской Республики;
- провести анализ текста Конституции России и Конституции Чеченской Республики.
Конституция Чеченской Республики молода, и, складывающиеся конституционные отношения требуют постоянного теоретического осмысления.
2.2 . Конституция Российской федерации - юридическая база конституции Чеченской республики
После распада СССР термин «государство» употребляется по отношению к республикам в составе Российской Федерации. Аналогичное положение содержится в ст.1 Конституции Чеченской Республики «Чеченская Республика (Нохчийн Республика) есть демократическое правовое государство в составе Российской Федерации». В месте с тем, необходимо отметить, что собственно государством в строгом понимании этого термина, является лишь сама федерация. Субъекты – только государственные, или как иногда их называют в научной литературе «государствоподобные образования» . Конституция Российской Федерации не признает суверенитета за республиками в своем составе, хотя и указывает на их государственный характер, что повлекло претензии ряда республик, в том числе и ЧР, на признание некоего их суверенитета как необходимого атрибута государственности. До 2000г., этот вопрос был не до конца урегулирован, вплоть до решения Конституционного Суда РФ . Так, например, ранее действующая конституция ЧР провозглашала: «Чечня - суверенное государство, созданное в результате самоопределения чеченского народа, обладающее верховным правом в отношении своей территории и национальных богатств; суверенитет Чечни – неделим» (ст. 1 Конституции Чечни).
.«В общей шкале гуманитарных ценностей права человека, как и сам человек, занимают центральное место и доминируют над всеми остальными. Их приоритет и значимость неоспоримы, роль, назначение очевидны» .
История человечества – это история взаимоотношений человека с обществом, история становления и развития идей свободы. «Стержнем природы человека является свобода. И уже различные субъективные права выражают ее проявления в той или иной сфере» .
Сегодня существует множество определений понятий термина «права человека», в силу ограниченного объема работы приведу только некоторые:
Природа института Президента РФ.
Институт президентской власти имеет сравнительно короткую историю в развитии российской государственности. В советский период в России фактически отсутствовал пост главы государства. Формально эту роль выполнял коллегиальный орган – Президиум Верховного Совета РСФСР во главе с его Председателем. Будучи наделенным по Конституции значительными формальными полномочиями, этот орган играл отнюдь не самостоятельную роль в жизни страны, оставаясь придатком партийного аппарата, Председатель и секретарь подписывали правовые акты без коллегиального рассмотрения.
Пост Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г. и в том же году (12 июня) на этот пост всенародным голосованием был избран первый Президент. Конституция РФ, принятая в 1993 г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т.е. до 12 июня 1996 г.). Однако с 1993 г. положение, функции и полномочия Президента определяются уже новой Конституцией.
По Конституции РФ 1993 г. Президент является, главой государства. В прежней Конституции его функция была определена через термины «высшее должностное лицо» и «глава исполнительной власти». Когда употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном – с
Понятие «суверенитета» нашло широкое отражение в статьях Конституции Республики Беларусь.
Так, в соответствии со статьёй 3 Конституции Республики Беларусь «единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ».
Основные принципы государственного суверенитета закреплены в статье 9 Конституции Республики Беларусь: «Территория Республики Беларусь является естественным условием существования и пространственным пределом самоопределения народа, основой его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь. Территория Беларуси едина и неотчуждаема».
Вместе с тем, Конституцией Республики Беларусь предусмотрены и основания для ответственности за попытки нарушения суверенитета Республики Беларусь. Так, статья 16 Основного Закона страны прямо указывает на то, что «запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь».
Президент осуществляет функции Главы государства в рамках Конституции Республики Беларусь, Закона «О Президенте Республики Беларусь» от 21 февраля 1995 года и несет ответственность за правильность и полноту их реализации перед гражданами Республики Беларусь.
Президент:
1) назначает республиканские референдумы;
2) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;
3) распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь;
4) назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
5) образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;
6) с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра Республики Беларусь;
7) определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
8) с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь из числа судей этих судов;
9) с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Председателя Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка Республики Беларусь;
10) назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;
В начале нового времени в Западной Европе политические мыслители оказались перед необходимостью изучения путей выхода из социального кризиса. Они обратили внимание на имеющуюся альтернативу - или революционное разрушение, или радикальное реформирование (Т. Гоббс и Дж. Локк), акцентирование возможностей централизованной власти, роли государства как гаранта стабильности, с одной стороны, и гаранта изменений - с другой. Продолжая исследование альтернативности развития в условиях социального кризиса, мыслители эпохи Просвещения (Ж. Ж. Руссо и Ш. Монтескье) сосредоточили внимание на изучении возможностей, заложенных в революционном пути социальных преобразований. Руссо склонен был представлять общество как саморегулирующуюся систему, которая сама придет в оптимальное состояние, если будет освобождена от абсолютизма и его властных структур. Монтескье, не разделяя этих иллюзий, считал направленное развитие политических и особенно правовых механизмов необходимым условием сохранения гражданских свобод. Французская революция подтвердила именно этот прогноз и отчетливо продемонстировала деструктивные последствия спонтанного социального взрыва. Она показала, что новая легитимация властных структур не исключает их фактического возвращения на путь авторитаризма. Данный опыт послужил мощным импульсом к развитию социальной мысли в странах, которые в отличие от стран классического конституционализма вынуждены были развивать его институты в условиях модернизации, - Германии и России прежде всего. Сравнительный анализ типологических черт французской и американской революций (А. Токвиль) привел к мысли о необходимости осознанного выбора не революционного, а реформацион-ного пути развития, что позволяло сохранить стабильность поступательного развития.
В начале нового времени в Западной Европе политические мыслители оказались перед необходимостью изучения путей выхода из социального кризиса. Они обратили внимание на имеющуюся альтернативу - или революционное разрушение, или радикальное реформирование (Т. Гоббс и Дж. Локк), акцентирование возможностей централизованной власти, роли государства как гаранта стабильности, с одной стороны, и гаранта изменений - с другой. Продолжая исследование альтернативности развития в условиях социального кризиса, мыслители эпохи Просвещения (Ж. Ж. Руссо и Ш. Монтескье) сосредоточили внимание на изучении возможностей, заложенных в революционном пути социальных преобразований. Руссо склонен был представлять общество как саморегулирующуюся систему, которая сама придет в оптимальное состояние, если будет освобождена от абсолютизма и его властных структур. Монтескье, не разделяя этих иллюзий, считал направленное развитие политических и особенно правовых механизмов необходимым условием сохранения гражданских свобод. Французская революция подтвердила именно этот прогноз и отчетливо продемонстировала деструктивные последствия спонтанного социального взрыва. Она показала, что новая легитимация властных структур не исключает их фактического возвращения на путь авторитаризма. Данный опыт послужил мощным импульсом к развитию социальной мысли в странах, которые в отличие от стран классического конституционализма вынуждены были развивать его институты в условиях модернизации, - Германии и России прежде всего. Сравнительный анализ типологических черт французской и американской революций (А. Токвиль) привел к мысли о необходимости осознанного выбора не революционного, а реформацион-ного пути развития, что позволяло сохранить стабильность поступательного развития.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящей курсовой работы состоит в том, что право на жизнь представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере, ибо все остальные права утрачивают смысл в случае гибели человека.
К сожалению, в истории новой России человеческая жизнь перестала быть высшей ценностью. В результате убийства превратились в обычные преступления, и их количество стало расти в геометрической прогрессии. В этой связи немалую роль играет уголовное наказание за особо тяжкие преступления и самым радикальным, дискуссионным и противоречивым видом системы показаний, который лишает человека не только право на жизнь, но и самой жизни является смертная казнь.
Часть 1 статьи 6 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. предусматривает: «Право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни». Согласно статье 2 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. лишение жизни не рассматривается как совершенное в нарушение данной статьи, если является результатом применения силы, не более чем абсолютно необходимой, для защиты любого лица от незаконного насилия, для осуществления законного ареста или предотвращения побега лица, задержанного на законных основаниях, в случае действий, предусмотренных законом, для подавления бунта или мятежа.
В силу ст. 20 Конституции Российской Федерации в нашей стране допускается применение смертной казни, которая может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни. Статья 59 (ч. 1) УК РФ, по сути, воспроизводит ту же формулировку. Смертная казнь — самое тяжкое из всех наказаний, и поскольку оно лишает человека естественного права на жизнь, законодатель с полным основанием именует ее исключительным наказанием. Оно должно назначаться судом лишь в исключительных случаях, когда никакое другое наказание, названное в ст. 44 УК, не способно обеспечить достижения целей, обозначенных в ч. 2 ст. 43 УК.
Помимо этого, смертная казнь носит необратимый характер. Если допускается судебная ошибка, возврата к прежнему состоянию нет. Поэтому необходимо четкое и однозначное отношение общества и государства к этому наказанию: либо смертная казнь признается принципиально допустимой, и тогда требуется тщательно продуманная регламентация ее назначения и применения, либо она признается анахронизмом, отживающим свой век явлением, и тогда общество, государство должны настраиваться на ее ликвидацию.
Сегодня Россия переживает «смутное время», и в чем-то она схожа с той, когда разгул преступности достигал невероятных размеров. Однако на данный момент в России действуют два моратория: как на назначение, так и на исполнение смертной казни. Конституционный суд Российской Федерации своим постановлением от 2 февраля 1999 года № 3-П объявил мораторий на исполнение смертной казни: смертные приговоры не должны выноситься до тех пор, пока не будет обеспечена реализация конституционного права обвиняемого в преступлении, за совершение которого возможно назначение смертной казни, на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей . Однако суд присяжных вводится поэтапно. Здесь возникает коллизия, связанная с тем, что в тех регионах, где суд присяжных еще не введен, обвиняемый не может быть приговорен к смертной казни, если он настаивает на рассмотрении его дела судом присяжных. Этим нарушается принцип равенства граждан перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ). Поэтому Конституционный суд РФ признал, что впредь до создания судов присяжных во всех регионах России смертная казнь не может назначаться ни одним судом РФ. Таким образом, смертная казнь в настоящее время в России не может не только исполняться, но и назначаться судами. Это совершенно логично и справедливо.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации конституционно закрепленного права на жизнь.
Предмет исследования – нормативные правовые акты, охраняющие право на жизнь в Российской Федерации.
Таким образом, основной целью работы является исследование права на жизнь граждан в Российской Федерации.
В рамках поставленной цели определены следующие задачи:
• рассмотреть систему основных прав и свобод человека, закрепленных в Конституции РФ;
• раскрыть сущность права на жизнь;
• проанализировать;
• представить генезис законодательства России, регламентирующего смертную казнь;
• дать оценку существующего наказания в виде смертной казни по действующему законодательству.
При работе над данной темой использовались историко-правовой, сравнительный, формально - юридический методы.
В процессе написании работы использовались нормативно-правовые акты и специальная литература таких авторов как С. С. Алексеева, В.Н. Андреевой, М.В. Баглая, Н.В. Витрука, О.Е. Кутафина и других.
ВВЕДЕНИЕ
Обеспечение безопасности, равно как и защита конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, является неотъемлемой частью деятельности государства и согласно ст. 71 Конституции РФ находится в исключительном ведении Российской Федерации .
В реализации задач по обеспечению национальной безопасности в пределах своей компетенции принимают участие различные государственные органы, причем важная роль в обеспечении безопасности отведена представительным органам. В этом состоит актуальность данной работы.
Государственная власть представляет собой систему особых общественных отношений и деятельности государственных органов, которая осуществляется посредством установленных законом форм и методов и направлена на создание демократического режима в обществе, защиту прав и свобод человека и гражданина и обеспечение эффективного государственного управления и контроля. Это власть государства, имеющего конкретные цели, функции и правовые средства воздействия на общественные отношения. Разнообразные и многочисленные функции государства обусловливает наличие как специальных органов государства, так и применяемых ими специальных форм и методов воздействия на общество, на само государство, на граждан, благополучие и безопасность которых составляют основную цель государственной деятельности .
Функции государства реализуют все государственные органы, составляющие единую государственную власть. В рамках этого единства сохраняются различия в методах и формах реализации функций, а, следовательно, выделяются в самостоятельные виды государственной деятельности, отличающиеся специфическим назначением, особыми субъектами - государственными органами (государственными служащими), способами реализации государственных функций.
Центральное место в вопросах государственного управления занимает принцип разделения властей. Целью теории разделения властей является создание эффективного механизма функционирования государственных органов, обеспечение безопасности граждан от произвола и злоупотреблений властей, политических свобод.
В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит представительной (законодательной) власти. Исполнительная и судебная ветви власти хотя и имеют свою сферу деятельности, но действуют от имени и во исполнение закона.
Представительная (законодательная) власть осуществляется, прежде всего, общегосударственным представительным органом, а в субъектах федерации, в автономиях политического характера - также местными законодательными органами.
Конституция Российской Федерации устанавливает: «Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации». Как представительный орган, Федеральное Собрание осуществляет представительство интересов не только населения, проживающего на территории РФ, но и государственных органов, сформированных населением субъектов РФ.
Таким образом, цель данной работы – определить полномочия Федерального Собрания Российской Федерации и назначаемых им органов и должностных лиц в сфере обеспечения безопасности государства.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи: отразить конституционно-правовые аспекты полномочий палат Федерального Собрания Российской Федерации в сфере обеспечения безопасности государства; раскрыть полномочия Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Генерального Прокурора Российской Федерации, Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ в сфере обеспечения безопасности государства.
Источниками данной работы являются Конституция Российской Федерации, различные нормативно-правовые акты.

1. БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
По мнению Владимира Даля, безопасность можно определить как отсутствие опасности, стабильность, сохранность, надежность; безопасный - неопасный, неугрожающий, не могущий причинить зла или вреда, безвредный, сохранный, верный, надежный .
Этимологическому значению данного термина соответствует и определение правового понятия «безопасность» в Законе Российской Федерации «О безопасности» - как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз .
В Конституции Российской Федерации говорится именно о «государственной безопасности» или о «безопасности государства». Термин «национальная безопасность», достаточно распространенный в научных и политических кругах, в Конституции отсутствует. Конституция России, как и конституции других стран, по выражению В.Г. Вишнякова, правильно исходит при этом из понимания государства как «государства-нации» .
Действующий Федеральный закон от 3 марта 1992 г. «О безопасности» (в ред. от 25 июля 2002 г.) также использует понятие «государственная безопасность».
Закон «О безопасности» закрепляет следующую модель разграничения полномочий между законодательными и исполнительными органами власти в сфере обеспечения безопасности. Президент Российской Федерации осуществляет общее руководство государственными органами обеспечения безопасности; Правительство Российской Федерации организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности министерствами и государственными комитетами Российской Федерации, другими подведомственными ему органами Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов. Министерства и государственные комитеты Российской Федерации: в пределах своей компетенции, на основе действующего законодательства, в соответствии с решениями Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации обеспечивают реализацию федеральных программ защиты жизненно важных интересов объектов безопасности; на основании настоящего Закона в пределах своей компетенции разрабатывают внутриведомственные инструкции (положения) по обеспечению безопасности и представляют их на рассмотрение Совета безопасности.
Широкие полномочия возлагаются на Совет безопасности Российской Федерации. Он рассматривает вопросы внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения безопасности, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности. Председателем Совета безопасности является по должности Президент Российской Федерации.
Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы» статья 14 Федерального закона «О безопасности» была дополнена очень важным, на наш взгляд, положением, обеспечивающим безопасность государства, в соответствии с которым Секретарь Совета безопасности Российской Федерации не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации. Секретарь Совета безопасности Российской Федерации не вправе совмещать свою основную деятельность с иной оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации .
В 1993 году была принята Конституция Российской Федерации. Наряду с этим в 90-е годы был принят ряд концепций, доктрин и программ по обеспечению безопасности. Однако, как указывает В.Г. Вишняков, как сама Конституция, так и эти документы не обеспечили достаточного развития и укрепления единой системы безопасности Российской Федерации. В частности, в Конституции система безопасности Российской Федерации утратила единство и полноту, стала представлять собой набор отдельных, плохо увязанных между собой понятий и элементов, что выразилось, например, в том, что в главе 5 «Федеральное Собрание» такая сфера деятельности парламента, как «государственная безопасность», вообще отсутствует .
Разрушительный процесс усугублялся вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции России над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации. Серьезные ошибки, допущенные в процессе проведения реформ в экономической, военной, правоохранительной и иных областях государственной деятельности, привели к рассогласованию системы государственного регулирования в сфере безопасности.
В Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. , наметилось укрепление президентских полномочий в сфере национальной безопасности России. Говорится, в частности, что Федеральное Собрание Российской Федерации формирует законодательную базу в области обеспечения национальной безопасности по представлению Президента и Правительства Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти представляют Президенту и Правительству Российской Федерации разработанные ими нормативные правовые акты в области национальной безопасности России.
Введение.
Исследование правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации на современном этапе развития общества является достаточно важной проблемой. В связи с распадом СССР многие люди получили статус лиц без гражданства или стали считаться в Российской Федерации иностранными гражданами (например, граждане Украины). При этом у многих из них остались в России родственники или они приезжают на работу в Российскую Федерацию. Помимо этого, много людей из дальнего зарубежья приезжают в Россию с целью учебы, работы и так далее. Таким образом, исследование правового положения лиц без гражданства или иностранных граждан является актуальной проблемой.
На основании вышеперечисленного можно выделить следующие задачи исследования:
1. Выяснить, каковы правовые режимы пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации;
2. Установить, какие документы удостоверяют личность лица без гражданства или иностранного гражданина в Российской Федерации;
3. Установить возможности передвижения лиц без гражданства и иностранных граждан в пределах Российской Федерации;
4. Выяснить правовой статус лиц без гражданства и иностранных граждан в Российской Федерации;
5. Установить пределы права лиц без гражданства и иностранных граждан на труд в Российской Федерации.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества