Конституционное право - готовые работы

ГлавнаяКаталог работКонституционное право
fig
fig
2. К вопросам местного значения, подлежащим решению на уровне поселений, отнесены, в частности (п. 1 ст. 14):
организация в границах поселения электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
содержание и строительство автомобильных дорог в границах поселения, за исключением дорог федерального и регионального значения;
обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями из муниципального жилого фонда на условиях договора социального найма;
организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
обеспечение первичных мер пожарной безопасности;
организация библиотечного обслуживания;
охрана памятников истории и культуры местного значения, расположенных на территории поселения;
обустройство мест для отдыха жителей;
организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
благоустройство и озеленение территории поселения;
уличное освещение;
установка уличных указателей;
организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Наряду с перечисленными вопросами поселения также обязаны создавать условия для обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, а также услугами культурно-зрелищных учреждений, обеспечивать условия для развития массовой физической культуры, участвовать в предупреждении и ликвидации последствий локальных чрезвычайных ситуаций, осуществлять планирование застройки и зонирование территории, устанавливать правила застройки и контролировать их исполнение, формировать архивные фонды поселения, содействовать установлению опеки и попечительства в отношении нуждающихся жителей поселения.
К компетенции муниципальных образований районного уровня отнесены, в частности (п. 1 ст. 15):
организация в границах муниципального района электро- и газоснабжения поселений;
организация транспортного сообщения между поселениями в границах муниципального района;
содержание и строительство автодорог между населенными пунктами в границах муниципального района, за исключением дорог федерального и регионального значения;
организация предоставления на территории муниципального района общедоступного и бесплатного дошкольного, начального, основного и среднего общего и дополнительного образования (за исключением финансового обеспечения учебного процесса – расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений);
организация оказания скорой медицинской (за исключением санитарно-авиационной), стационарной и амбулаторной первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи в период беременности, родов и послеродовой период;
организация охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией;
организация ритуальных услуг и содержание межмуниципальных мест захоронения;
организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;
организация и содержание муниципального архива, организация библиотечного обслуживания (услуги библиотечного коллектора) и др.
Кроме того, к компетенции муниципального района отнесены и некоторые другие вопросы местного значения, связанные с созданием условий для обеспечения населения отдельными видами услуг, с участием в реализации государственных полномочий (предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций, экологический контроль) и др.
Аналогичные формулировки используются при закреплении вопросов местного значения, отнесенных к компетенции городских округов (п. 1 ст.
Введение.
Принятие Конституции России 1993г., явилось значительным событием в истории российского государства, началом нового этапа формирования государства и системы права. Конституция РФ устанавливает основы конституционного строя, закрепляет права и свободы человека и гражданина, а также выступает «важнейшим фактором стабильности правовой системы, всей государственной и общественной жизни» .
Тема данной работы выбрана мною неслучайно, поскольку значение конституции в жизни государства, общества, и, следовательно, каждого человека трудно переоценить, а понять ее сущность без учета исторического опыта конституционного строительства в нашем государстве невозможно.
История конституции в любой стране связана с историей общества и государства. Можно в полной мере согласиться с С.А Авакьяном о том, что «каждый очередной этап развития общества и государства характеризуется новыми моментами в социально-экономических и политических отношениях, осуществлении функций государства, изменении формы правления и т.д» .
В этом году исполнилось пятнадцать лет с момента принятия действующей Конституции России. Она рождалась в сложный период перехода российского общества на демократический путь развития страны после краха авторитарно-тоталитарной системы правления и распада союзного государства - СССР.
Тема приобретает особую актуальность в свете сегодняшних изменений Конституции.
Основной целью данной работы является изучение основных этапов становления конституции в нашей стране. Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
- обобщить исторические этапы конституционного развития России;
- выявить предпосылки изменений действовавших конституций;
- изучить акты акты конституционного значения, действовавшие до принятия первой Конституции СССР;
- выявить сущность и дать общую характеристику Конституций нашей страны, принятых в 1918-1978гг .
- рассмотреть особенности разработки и принятия Конституции Российской Федерации 1993 года;
- рассмотреть современное состояние Конституции 1993г
Изучению становления конституционализма в России, а также характеристике Конституции РФ посвящены работы следующих авторов: С.А. Авакьяна, О.Е. Кутафина, Т.Я Хабриевой., В.Е.Чиркина и ряда других.
Как отмечалось в юридической литературе, характеризуя конституционное развитие России «нельзя сводить конституционное развитие в нашей стране лишь к появлению актов, формально именуемых конституциями… Следует учитывать совокупности актов конституционного уровня и значения: исходя из сказанного выше, - они вместе представляли образ конституции для своего этапа ».


Глава 1. Акты конституционного значения до октября 1917 г. и первые декреты советского государства

Идеи конституции и конституционализма известны России еще с начала XIX века , они отражались в высказываниях или конституционных проектах многих известных деятелей и ученых, а также в официальных документах. Например, Свод законов Российской империи открывался Сводом основных государственных законов - совокупностью основных правил устройства государства. Однако Конституции как единого документа не существовало, вместе с тем, «отрицать конституционное значение подобного рода актов было бы бессмысленно ».
Необходимо особо отметить царский Манифест от 17 октября 1905 г. "Об усовершенствовании государственного порядка ". Царь даровал населению «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». 6 августа 1905 г. были опубликованы Манифест об учреждении Государственной думы, Закон об учреждении Государственной думы и Положение о выборах в Думу. Создание законодательных органов и предоставление Думе права контролировать производный от царя исполнительный аппарат можно считать первыми шагами по пути введения конституционной монархии в России.
Государь император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственною думою (п. 5). Причем приоритеты императора были обозначены четко: во-первых, ему принадлежал "почин по всем предметам законодательства" (говоря современным языком, "право законодательной инициативы"); во-вторых, "единственно по его почину" могли подлежать пересмотру "Основные государственные законы" в Госсовете и Госдуме; в-третьих, император утверждал законы, и без этого утверждения никакой закон не мог "иметь своего совершения".
Значительное конституционное значение имеет постановление от 1 сентября 1917 г., носящее форму манифеста, которым Временное правительство объявляет, что "государственный порядок, которым управляется Российское государство, есть порядок республиканский, и провозглашает Российскую республику ", Таким образом, с 1 сентября 1917 г. в России появилась республиканская форму правления.
Октябрьская социалистическая революция установила в России тип власти, именовавшийся в политической истории страны диктатурой пролетариата. По организационной форме государство в соответствии с идеями В.И.Ленина было объявлено Республикой Советов, т.е. органами государственной власти в центре и на местах стали Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Конституционное значение имели многие декреты советской власти, предшествовавшие первой российской Конституции: акты, направленные на создание экономических основ нового строя: "Положение о рабочем контроле", принятое ВЦИК 27 ноября 1917 г, декрет ВЦИК "О национализации банков" от 27 декабря 1917 г"О социализации земли" от 9 февраля 1918 г.; другими декретами были заложены основы национально-государственного строительства: Постановление СНК "О Финляндской республике" от 31 декабря 1917 г.; Декрет ВЦИК "О флаге Российской Республики" от 8 апреля 1918 г; декрет СНК "О порядке утверждения и опубликования законов" от 12 ноября 1917 г ; Декрет СНК "О Рабоче-крестьянской Красной Армии" от 28 января 1918 г.; декрет СНК "О порядке утверждения и опубликования законов" от 12 ноября 1917 г.
Вышеперечисленные акты советского государства, безусловно имели
конституционное значение, и подготовили почву для принятия первых конституций в истории нашего государства. Хотя они, отражали «…то видение образа новой системы, с которым пришли к власти руководители новых социальных сил» .
Глава 2. Общая характеристика и значение Конституций, принятых в советский период
2.1 Конституция РСФСР 1918 г. – первая конституция
Первая Конституции РСФСР была принята V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918г . Конституция РСФСР 1918 г. - первая Советская Конституция, первый в истории Основной Закон социалистического государства. Она подвела итог начальному периоду строительства Советского государства, закрепила завоевания Великой Октябрьской социалистической революции. Конституция 1918 г. Явилась юридической базой текущего законодательства, на ее основе развивались Советское государство и право в последующие годы . Конкретная историческая обстановка побуждала создавать новые конституционные законы, дополняющие и развивающие первую Советскую Конституцию. Тем не менее основные принципы ее оставались в силе всю эпоху построения социализма и даже позже.
Структурно Конституция состояла из следующих шести разделов.
Первый раздел - это "Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа" , она была включена в Конституцию почти без изменений, лишь с некоторыми редакционными поправками.
Глава І. Конституционно-правовой статус Государственной Думы
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 10) государственная власть в стране разделена на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Формально все три ветви государственной власти равны между собой; это означает, что ни одна из них не может починять себе другую или вмешиваться в компетенцию друг друга. Такая конструкция во всем мире является исторически сложившейся и предполагает специализацию каждой из ветвей государственной власти на выполнении строго определенных государственных функций.
Традиционно орган, осуществляющий законодательную власть, называется «парламент» (от фр. parler – говорить) и состоит из определенного числа депутатов (от лат. deputatus), избранных народом и обязанных представлять в парламенте интересы избирателей, действовать от их имени и в их интересах. Результатом этой деятельности является принятие на основе консенсуса законов.
Законодательная власть в Российской Федерации сосредоточена на принятии федеральных законов, т. е. нормативно-правовых актов высшей юридической силы, выражающих волю народа и обязательных для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на всей территории Российской Федерации, а в отдельных случаях и за ее пределами. Длительное время принцип разделения властей отрицался отечественной юридической наукой и практикой и впервые был реализован только в Конституции России 1993 г. Поскольку этот принцип был заимствован из практики зарубежных государств, наряду с национальным названием высшего органа законодательной власти – Федеральное Собрание Российской Федерации, – Конституция для обозначения этого органа употребляет общепринятый в мире термин – парламент.
Большинство парламентов в мире создавались как однопалатные, т. е. состояли из необходимого числа депутатов, объединенных в одно общее собрание, принимающее и утверждающее законы в окончательном виде. В ряде государств мира до сих пор действуют однопалатные парламенты (например, Кнессет – парламент Израиля, Эдускунт – парламент Финляндии); это характерно для унитарных, простых по внутреннему устройству, мононациональных государств.
Однако не только в сложных по организации, но и в простых по устройству государствах наблюдается тенденция к созданию двухпалатных парламентов. Таких государств сегодня 73, и число их неуклонно растет. Россия с 1925 г. входит в эту группу. Это объясняется не только ее федеративным устройством и полинациональным составом. Деление палат парламента на верхнюю и нижнюю позволяет вводить специализацию каждой палаты и обеспечивать внутри парламента баланс сил, действие системы внутрипарламентских сдержек и противовесов. Конституция России в соответствии со сложившейся национальной традицией не называет палаты Федерального Собрания верхней и нижней. Однако аналитическим путем, сопоставляя полномочия каждой из палат, можно утверждать, что Государственная Дума – это нижняя палата парламента, а Совет Федерации – верхняя.
Различие состоит, во-первых, в том, что депутаты Государственной Думы представляют интересы всего населения страны, а члены Совета Федерации – только органов государственной власти субъектов Федерации. Во-вторых, Государственная Дума – единственный законодательный орган страны. Совет Федерации только утверждает или не утверждает законы, принятые нижней палатой. В силу названных причин, депутатов Государственной Думы больше, чем членов Совета Федерации. Согласно Конституции (часть 3 ст. 95), она состоит из 450 депутатов, избираемых по спискам кандидатов от общенациональных политических партий по единому общефедеральному избирательному округу.
Глава І. Понятие и общая характеристика договора банковского счета
1.1. История развития договора банковского счета
Существование банковских счетов напрямую связано с наличием системы кредитных организаций, главным образом, банков и с осуществлением ими расчетов между клиентами и между собой. Такая система складывалась с древнейших времен и продолжает совершенствоваться в современном мире.
В дореволюционный период развития российского государства сложилась и развивалась система расчетных отношений, возникающих из договора банковского счета, ставшая прототипом современной системы расчетных отношений.
В отличие от зарубежных стран с развитой экономикой возникновение системы правового регулирования безналичных расчетов в России характеризуется властно-императивным установлением, одномоментностью, а ее развитие прошло следующие этапы:
а) 1917-1921 гг. – монополизация государством банковского дела, принудительное зачисление денежных средств предприятий на открытые в Народном банке текущие счета; установление принципа обязательности хранения всех денежных средств, находившихся в ведении советских учреждений или должностных лиц, в банке, осуществление расчетов только через кассы Народного банка или государственного казначейства;
б) 1921-1930 гг. организация системы безналичных расчетов, создание централизованной кредитной системы государства во главе с Государственным банком РСФСР;
в) 1930-1931 гг. – кредитная реформа, превращение Госбанка в единый расчетный центр страны, открытие им каждому хозоргану контокоррентного счета с отражением на нем как собственных, так и привлеченных средств, что повлекло обезличение и смешение денежных средств и требований контрагентов, собственных и заемных средств; договор контокоррента явился формой учета и контроля государства за взаимными обязательствами организаций, а также предвестником зачета как основания прекращения обязательства;
г) 1931-1936 гг. – введение порядка открытия расчетных, текущих и ссудных счетов, что повлекло разделение собственных и заемных средств, ликвидация контокоррентных счетов хозорганов в Госбанке; критерием разграничения договоров расчетного и текущего счетов явились их субъектный состав и содержание;
д) 1936-1961 гг. – введение классификации расчетных счетов, открываемых промышленным наркоматам, по виду совершаемых операций; установление нового порядка очередности взыскания задолженности со счетов организаций, в соответствии с которым платежи на завершение расчетов по зачетам взаимных требований подлежали уплате во 2-ую очередь; открытие расчетных, текущих и бюджетных счетов предприятиям, организациям и учреждениям в зависимости от характера их деятельности и источников финансирования;
е) 1961-1991 гг. – осуществление производства безналичных расчетов между социалистическими организациями через кредитные учреждения; закрепление в отношении организаций принципа целевого распоряжения денежными средствами, хранящимися на счетах в кредитных учреждениях; предоставление гражданам возможности осуществления безналичных расчетов с предприятиями, организациями и учреждениями через Гострудсберкассы СССР; ограничение возможности открытия расчетных, текущих и бюджетных счетов предприятиям, организациям и учреждениям только одним и по месту их нахождения;
ж) 1991- 1996 гг. – ликвидация госмонополии банковского дела; устранение жесткой обязанности юридических лиц производить денежные расчеты только в безналичном порядке; законодательное признание самостоятельного значения за договором банковского счета; предоставление юридическим лицам и гражданам-предпринимателям права свободного выбора банка и открытия банковского счета для осуществления расчетного обслуживания при согласии последнего;
Решение ЗАДАНИЯ № 1:
Примеры учредительных норм:
1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. (ст.1)
2. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации (ст.5)
Примеры норм-правил поведения:
1. По назначению:
-для общего круга лиц - Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст.57)
-специальный субъект - Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. (ст. 97)
2. По сфере применения:
- материальные – федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст.105)
- процессуальные - Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются федеральным конституционным законом (ст.70)
3. По характеру обязательности:
- управомочивающие - Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ст. 85).
- обязывающие - Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст. 2)
- запрещающие - Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ст.13)
4. По времени действия:
- постоянные - Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (ст.15)
- временные - Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избираются сроком на два года (заключительные и переходные положения)
5. По объекту - виду регулируемых общественных отношений:
- в области регулирования уголовного права - Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ст.20)
- в области регулирования налоговых правоотношений - Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст.57)
- в области регулирования гражданского права - В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст.8).
Введение
Омбудсмен как дօлжнօстнօе, гօсударственнօе, лицօ - пօсредник, օтстаивающий права нарօда перед кօрօлем, пօявился в Швеции в 1809 гօду. Затем пօдօбные дօлжнօсти пօстепеннօ вօзникают и в других странах. Однакօ в бօльшинстве гօсударств этօт институт сфօрмирօвался значительнօ пօзже, вօ втօрօй пօлօвине XX стօлетия. Сегօдня пօчти в 50 странах действуют бօлее 150 различных օрганօв и структур, выпօлняющих функции օмбудсмена.
Омбудсмен осуществляет контроль и ведет расследование с точки зрения законности, эффективности, целесообразности, добросовестности и справедливости. В России этот институт называется «уполномоченный по правам человека».
Цель и задачи исследования. Целью данной работы является рассмотрение института омбудсмена и аналогичные институты в зарубежных странах.
Для достижения цели исследования в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
1. Рассмотреть понятие омбудсмена;
2. Проанализировать институт омбудсмена в России;
3. Рассмотреть аналогичные институты в зарубежных странах.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является омбудсмен, как должностное лицо. Предмет исследования- государственно-правовой институт.
Структура, объем и содержание работы определены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, четырех глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА I. ИНСТИТУТ ОМБУДСМЕНА
1.1 Понятие омбудсмена
Омбудсмен - уполномоченный заĸонодательного органа, ĸоторый призван разбирать жалобы граждан на злоупотребления бюроĸратичесĸого аппарата:
В Британсĸой энциĸлопедии от 1972 года дается таĸое определение института. «Омбудсмен - это независимое публичное должностное лицо, ĸоторое расследует жалобы граждан на должностных лиц правительственных органов. Значительную часть его работы занимают жалобы на несправедливость или грубое обращение должностных лиц полиции, проĸуроров или судей в таĸих делах, ĸаĸ жилищные, о взимании налогов, об участии в выборах, о выплате благотворительных пособий. После расследования жалобы омбудсмен может отĸлонить ее с обоснованием своих действий. Либо он может исĸать способы исправления ситуации путем убеждения, предания дела гласности или, что редĸо, реĸомендации о привлечении ĸ ответственности» [4, С. 411-413].
В официальном определение Международной ассоциации юристов дается иное определение данного института. Омбудсмен-служба, предусмотренная ĸонституцией или аĸтом заĸонодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высоĸого ранга, ĸоторое ответственно перед заĸонодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по своему усмотрению, и уполномочено проводить расследование, реĸомендовать ĸорреĸтирующие действия и представлять доĸлады
В энциĸлопедичесĸом словаре «Конституция Российсĸой Федерации» написано, что омбудсмен -лицо, уполномоченное парламентом осуществлять ĸонтроль за соблюдением заĸонных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц [11, С. 327-328].
В Юридичесĸой энциĸлопедии омбудсмен (от шведсĸого - ombudsman) - в ряде стран специальное должностное лицо парламента, наблюдающее за заĸонностью действий государственных органов и соблюдением прав и свобод граждан.
В целом, под омбудсменом понимается достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав отдельных граждан и осуществляющее опосредованный парламентсĸий ĸонтроль в форме обширного надзора за всеми государственными должностями, но без права изменения принятых ими решений. Этот институт существует сегодня более чем в шестидесяти странах и носит различные названия - Омбудсмен, парламентсĸий уполномоченный, Уполномоченный по граждансĸим правам, Уполномоченный по правам человеĸа, Уполномоченный по делам администрации, Модератор, Защитниĸ граждан и т.д. Одним из главных механизмов действия Уполномоченного, наряду с прерогативой направлять свои заĸлючения и доĸлады парламенту и правительству, является возможность публиĸации этих доĸладов в прессе. Мировой опыт свидетельствует, что этот институт, возниĸший первоначально в Швеции, оĸазывается эффеĸтивным механизмом "очеловечивания" [7, С. 261-262] струĸтур исполнительной власти, и прежде всего в поставторитарных странах. Особая потребность в этом институте возниĸает тогда, ĸогда существующие государственные струĸтуры не удовлетворяют решению всех ĸонтрольных задач и возниĸает необходимость дополнительной защиты прав граждан против административного произвола. Именно таĸая ситуация имеет место в современной России.
Существенно новые возможности отĸрывает институт Омбудсмнна, или Парламентсĸого уполномоченного по правам человеĸа. Аĸтуальность введения института уполномоченного по правам человеĸа в России ĸаĸ на федеральном уровне, таĸ и в ее отдельных регионах определяется его специфичесĸим местом в государственно-правовой струĸтуре общества, а таĸже унаследованной от предыдущего режима гипертрофированной ролью государства и хараĸтерной для переходного периода слабой дисциплиной и ĸоррумпированностью чиновниĸов, а таĸже отсутствием взаимного доверия в обществе. Институт Уполномоченного по правам человеĸа мог бы стать таĸим образом важным ĸонĸретным механизмом предотвращения ĸоррупции.
Принятый в 1996 году Федеральный заĸон об уполномоченном по правам человеĸа предусматривает создание института региональных уполномоченных. На этом пути, однаĸо, существует опасность создания руĸами региональной политичесĸой элиты своего "ĸарманного" уполномоченного, либо подготовĸа этой позиции ĸем-то из влиятельных региональных чиновниĸов "под себя", в ĸачестве "запасного аэродрома". В ĸачестве основного способа предотвращения таĸого развития событий видится широĸое участие общественных организаций в регионах в процессе становления регионального омбудсмена, и прежде всего, правозащитных организаций [10, С. 19-21].
Правовой институт омбудсмена принадлежит в равной мере государству и граждансĸому обществу, посĸольĸу он разрешает ĸонфлиĸты государственных и индивидуальных интересов. Каĸ социальный институт граждансĸого общества омбудсмен восстанавливает баланс "сил" государства и общества в области защиты прав и свобод. Его посредничесĸая миссия находит отражение в титулах, присваиваемых омбудсмену в различных странах: Народный защитниĸ, Публичный защитниĸ, Посредниĸ. Он оĸазывает помощь гражданам, побуждая различные институты государства выполнять обязанности в отношении членов граждансĸого общества. Дублирующая "сеть безопасности" в виде омбудсмена "улавливает" ошибĸи и всĸрывает несправедливости управления, оставшиеся вне поля зрения иных правообеспечительных органов.
В отличие от других институтов защиты граждансĸих прав и свобод омбудсмен может руĸоводствоваться не тольĸо правовыми нормами, но и правовыми принципами, действовать исходя из моральных соображений и идеалов справедливости. Граждансĸому обществу свойственен естественно-правовой тип правопонимания, опирающийся на моральную природу юридичесĸих норм. Омбудсмен защищает и те права, ĸоторые не получили ĸонституционного или заĸонодательного заĸрепления, в том числе, право на хорошее (доброĸачественное) управление, справедливо полагая, что заĸоны граждансĸого общества по значению, содержанию и влиянию зачастую "перевешивают" позитивные заĸоны.
Для омбудсмена не существует внешних, заранее заданных приоритетов: он полагается на собственный праĸтичесĸий опыт деятельности в ĸачестве защитниĸа граждансĸих прав и свобод и демонстрирует саморегулирующие возможности граждансĸого общества. Сила института заĸлючается в том, что он заĸлючает в себе социальную власть общества. Даже лингвистичесĸое значение термина "омбудсмен" (власть, авторитет) отражает общую тенденцию усиления влияния граждансĸого общества на государственный оргганизм.
Значение омбудсмена может быть оценено в рамĸах отношений "гражданин-администрация". Дополняя существующую систему гарантий правовой защиты, этот институт позволяет гражданам выразить свое отношение ĸ административным аĸтам и процедурам. Институт является легĸодоступным, недорогим и необременительным способом урегулирования споров междугосударственными органами (должностными лицами) и гражданами. Служба привлеĸательна для социально и политичесĸи незащищенных членов общества, ĸоторые могут положиться на ее помощь. Деятельность омбудсмена индивидуализирована, что повышает ее влияние и авторитет [7, С. 264-265].
Служба не угрожает административной системе, посĸольĸу у нее отсутствуют полномочия по принятию юридичесĸи обязательных решений. Это облегчает восприятие реĸомендаций омбудсмена государственными служащими. Административные струĸтуры чаще всего не препятствуют омбудсменовсĸим расследованиям, ибо омбудсмен способствует в ĸонечном счете упрочению публичного доверия ĸ администрации, нейтрализации настороженного отношения членов граждансĸого общества ĸ управленчесĸому аппарату.
Омбудсмен получил заĸонодательное и общественное признание в странах с разнообразными формами правления: ĸонституционных монархиях, президентсĸих и парламентсĸих республиĸах. Он успешно фунĸционирует в государствах, принадлежащих ĸ различным правовым семьям (англо-саĸсонсĸого и ĸонтинентального права).
"Парламентсĸие" омбудсмены относятся ĸ ĸлассичесĸому "омбудсменовсĸому" типу. В то же время, в неĸоторых государствах учреждены службы исполнительных омбудсменов. Таĸ, институт французсĸого омбудсмена построен по "голлистсĸому образцу" [7, С. 267-268], предполагающему превалирование исполнительной власти над заĸонодательной.
1.2.1. Основания приобретения гражданства России.
Основания и процедура приобретения гражданства Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» и иными актами.
Гражданство Российской Федерации приобретается:
1. по рождению;
2. в результате приема в гражданство;
3. в результате восстановления в гражданстве;
4. по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Приобретение гражданства России по рождению возможно по принципу крови:
- оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство России (независимо от места рождения ребенка);
- один из его родителей имеет гражданство России, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
- и по принципу почвы: один из его родителей имеет гражданство России, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории России, либо если он станет лицом без гражданства;
- оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории России, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство;
- ребенок, который находится на территории страны и родители которого неизвестны, становится гражданином России в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.
Прием в гражданство Российской Федерации возможен, в общем, и в упрощенном порядке.
В общем порядке принимаются иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, обратившиеся с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) проживают на территории страны со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство, а течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных далее. Срок проживания на территории России считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории России для лиц, прибывших в страну до 1 июля 2002 г. и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;
б) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации;
в) имеют законный источник средств к существованию;
г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Срок проживания на территории Российской Федерации, установленный для приобретения гражданства в общем порядке (5 лет), сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
в) признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.
Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения указанных ранее условий.
Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без доказательства 5-летнего срока проживания и без представления вида на жительства.
В упрощенном порядке принимаются иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, обратившиеся с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, без доказательства 5-летнего срока проживания на территории России, если указанные граждане и лица:
а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федераций и проживающего на территории Российской Федерации;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
в) являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.
Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о 5-летнем сроке проживания, если указанные граждане и лица:
а) родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
б) состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
в) являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.
Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство в упрощенном порядке без соблюдения условия о 5-летнем сроке проживания на территории России и без представления вида на жительство.
Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, получили гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий о 5-летнем сроке проживания, без доказательства законного источника средств к существованию и владения русским языком, без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 г. заявили о своем желании приобрести гражданство России.
В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке, с обязательством соблюдать Конституцию и законодательство страны, без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории России.
В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных для приема в гражданство в общем порядке, ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:
а) ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
б) ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя;
в) ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены
опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации .
Введение
В связи с болезненностью и нестабильностью развивающегося в нашей стране процесса демократизации часто слышны упреки на бедность отечественной истории демократическими традициями. Их недостаточностью подчас объясняются все беды сегодняшнего Отечества. Однако дело совсем не в слабостях российских традиций (в том числе и избирательных), а в том, что на протяжении более чем 70 лет эти традиции игнорировались.
Становление современной российской государственности - крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов.
Несомненно, большое значение в процессе демократизации государства, занимает институт непосредственного участия народа в управлении государством в форме выборов и референдумов.
Актуальность рассматриваемой темы очевидна. Конституция РФ 1993 года объявила референдум и выборы высшим выражением власти народа, непосредственным ее проявлением.
Опыт показал, что оценка референдума как института прямой демокра¬тии не может быть однозначной. Этот способ принятия решения имеет не¬мало как сильных, так и слабых сторон. В связи с вышеизложенным, следует считать, что проблемы института референдума РФ, его роли в становлении демократических основ российской государственности чрезвычайно актуальны.
Целью работы является раскрытие самого понятия и порядка функционирования института референдума в РФ и ее субъектах, выявление имеющихся правовых пробелов и формулирование предложений по совершенствованию механизмов референдума. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:
1) показать процесс развития института референдума в современном Российском законодательстве;
2) проанализировать практику проведения референдумов субъектов Российской Федерации;
3) порядок признание результатов голосования на референдуме субъекта Российской Федерации
Введение
Данная курсовая работа посвящена исследованию структуры органов муниципального образования и анализу структуры органов муниципального образования.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что структура органов МО в значительной мере влияет на степень реализации возможности населения осуществлять свою власть.
Степень разработанности данной темы в специальной литературе:
- вопросы нормативно-правового обеспечения местного самоуправления изучены в трудах В. И. Васильева, И. В. Выдрина, А. Н. Кокотова, О. Е. Кутафина, И. И. Овчинникова, А. А. Торшенко, В. И. Фадеева, Е. С. Шугриной, В. С. Четверикова, В. А. Ясюнаса.
- особенностей организации муниципальнх образований и обеспечения муниципальной реформы в России изучены в монографиях и статьях А. Н. Бурова, Л. В. Гильченко, В. С. Вильямского и В. М. Дедяева, А. Лаврова, В. Лексина, Е. В. Мирошниченко, Н. И. Мироновой, В. С. Мокрого, Е. А. Незнамовой, Н. Редяновой, С. И. Рыженкова, А. А. Уварова, С. Шевердина, А. Н. Широкова, С. Н. Юрковой.
- проблемы совершенствования и развития местного самоуправления рассмотрены в работах: С.А. Авакьяна, С.С. Алексеева, А.П. Алехина, Н.С. Бондаря, В.И. Васильева, Л.А. Велихова, И.В.Выдрина, В.Д. Горобца, Н.А. Игнатюк, Ю.М. Козлова, А.Н. Кокотова, А.Н. Костюкова, М.А. Краснова.
Цель исследования: проанализировать структуру органов МО на примере МО «Кронверкское» г. Санкт-Петербурга.
Для анализа вопроса ставятся следующие задачи:
1. Выявить теоритические основые организации органов МО
2. Была представлена нормативная база, устанавливающая правовые основы для разработки и организации структуры МО.
3. Выявить способы установления структуры МО.
4. Выявить организационные модели и классификацию органов МО.
5. Проанализировать структуру МО «Кронверское» г. Санкт-Петерубрга.
Понятие политической партии и виды
политических партий
Политическая партия характеризуется тем, что, будучи институтом гражданского общества, одновременно является и субъектом, участвующим в формировании и деятельности органов государственной власти. По своей социальной природе она является отделенным от государства общественным институтом, призванным представлять и отстаивать в политическом процессе интересы различных социальных слоев гражданского общества, обеспечивать контроль общества за деятельностью государства. Политические партии возникают и обретают свой правовой статус в соответствии с действующим законодательством.
История политических партий насчитывает много столетий. Большинство ученых ведет ее из античных времен, от появления первых аристократических кружков и клиентелы до современных партий, субъектов политики.
Термин происходит от латинского слова «part», т.е. часть. Производное от него понятие «партия» использовалось с давних пор, хотя и не в современном смысле. В основу выделения группы - партии могло быть положено территориальное деление, концентрация вокруг конкретной личности политика, либо иной объединяющий признак.
В литературе существует множество подходов к определению сущности политических партий. Так, Бенджамен Констан, французский мыслитель XIX столетия, определяет партию как собрание людей, исповедующих одинаковые политические доктрины. По мнению Эдмонда Берка, партия - это организация людей, объединенных общностью интересов, совокупностью принципов, на основе которых они достигают каких-либо целей. Согласно марксисткой трактовке политическая партия является выразителем интересов определенных классов. Существуют и другие подходы к определению понятия партия.
Можно выделить ряд факторов, предопределивших появление массовых политических партий:
- усиление противоречий и размежеваний в обществе по самым разным основаниям;
- усиление роли представительных органов как центров политической жизни. Ограничение власти монархов. Расширение конституционных основ. Появление разделения властей;
- появление оформленных идеологий (XIX в.) Появление организованных структур. Усиление конкуренции партий заставило их обращаться к более широким массам;
- появление СМИ.
Список таких факторов можно расширять применительно к каждому отдельно взятому государству.
Согласно отечественному законодательству (ФЗ «О политических партиях») политическая партия - это добровольное объединение граждан Российской Федерации, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и - представительных органах местного самоуправления.
Партия является политической общественной организацией, направленная на борьбу за власть или за участие в осуществлении власти. Грани между партиями и другими политическими объединениями носят нечеткий характер и зачастую стираются .
Выделяются следующие конституирующих партию элементы:
- любая партия - это носитель идеологии или особого политического мировоззрения;
- любая партия - это организация, т.е. структурированное объединение людей;
- цель политической партии - это участие во власти;
- каждая политическая партия стремится обеспечить себе поддержку народа от расширения членства до поддержки на выборах.
Характеристика политической партии зависит от того:
- каковы провозглашаемые ею цели и методы их достижения;
- чьи интересы объективно выражает партия;
- социальная база, на которую ориентируется партия;
- структура партии, кто является ее главой.
Типологии политических партий
Под типологией в литературе принято понимать разделение изучаемых объектов на группы на основе какого-либо признака. В зависимости от количества признаков, которые берутся за основу выделения типов объектов (политических партий), выделяют линейные и координатные типологии.
Одной из наиболее распространенных линейных типологий политических партий является разделение их на основе идейно-политических позиций. Долгое время было принято разделение партий на левые (сюда относили коммунистов, социал-демократов), центристские (те, что пытались отстаивать интересы большинства), правые (выступавшие за элитарное понимание политики). Однако, поскольку в XX веке большинство политических партий переориентировались на средний класс, стали выделять всего лишь два их вида: правоцентристы и левоцентристы. При этом сама шкала ранжирования осталась прежней.
В современной политической науке к партиям правоцентристского толка принято относить:
А) Консервативные партии (к примеру, республиканцы и демократы в США, в России раньше – НДР, теперь – ЕР). Ранее их классифицировали как буржуазные политические партии. Все их объединяет положение о том, что управлять должны профессионалы - элита.
Б) Конфессионные политические партии. В основном, они ориентируются на средний класс, выступают за внедрение религиозных заповедей в политику (например, партия верного пути в Турции, ХДС, ХСС в Германии). Однако в последние годы активизировались исламские движения, ориентированные на бедные слои. В большинстве своем такие партии борются за преобладание духовной власти над светской (Исламская партия в Иране).
В) Либеральные партии. Данная категория самая условная. ЛДП Японии – больше консерваторы. ЛДПР - авторитарна по программе. Многие либералы также выступают за элитарное видение политики («Яблоко», «Партия свободы» в Бельгии и т.д.) .
К левоцентристскому блоку относят следующие группы партий:
- социально-демократические (например, лейбористы в Великобритании и др.). Они ориентированы на людей наемного труда. Их идеалы – справедливость, солидарность. Порой их группируют по странам Северной Европы (в скандинавских странах – социал-демократы по воззрениям) и Южной (Франция, Испания, Португалия – здешние социал-демократы ближе к либералам);
- мелкобуржуазные (аграрные). Они защищают социальные группы в связи с определенным видом занятий;
- коммунистические. Выступают за приоритет государства и общества перед личностью. В России довольно много коммунистических партий (РКРП, КПРФ, ВКПб и др.);
- транснациональные, т.е. такие европейские партии, которые ведут борьбу против ядерного оружия, за экологию и т.д.;
- националистические;
- зеленые (хотя они имеют черты правых);
- курьезные (например, партии любителей пива и др.).
В литературе также выделяются два типа политических партий: кадровые и массовые.
Кадровые партии – партии нотаблей, чье положение в обществе достаточно значимо. Там небольшое количество членов. Зато на выборах они получают немало голосов.
Основные черты таких партий: они носят олигархический характер (в их состав входят министры, финансовые воротилы и т.д.); они отличаются слабой структурой. Обычно она бывает двухуровневой – лидеры и активисты.
В кадровых партиях, как правило, существует большая автономия местных организаций. Жесткая дисциплина отсутствует. Руководящая роль в таких партиях чаще всего принадлежит парламентариям.
Массовые партии отличаются стремлением максимально увеличить число членов (это позволяет им меньше зависеть от спонсоров). Сюда тяготеют коммунисты, социал-демократы, СДПГ, СЕПГ, консерваторы.
Отличительные черты таких партий:
- формализованная партийная структура, основанная на выборности руководящих органов всех уровней;
- упорядоченность и скоординированность действий низовых организаций, высокий уровень дисциплины, наличие членских взносов;
- многоуровневость структуры и высокая роль активистов. В структуре выделяются лидера, аппарат, активисты, рядовые (иногда еще и симпатизирующие).
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества