История экономических учений - готовые работы
История экономических учений - Вариант 3
Исторические условия, подготовившие возникновение классической школы, сложились, прежде всего, в Англии. Здесь быстрее, чем в других странах Европы, завершался процесс первоначального накопления капитала. Были заложены основы мануфактурного производства, получившего большое развитие уже в XVII в. Классическая политическая экономия возникла в Англии в XVII в. Ее основатель — У. Петти. В XVIII в. она развивалась А. Смитом, а затем в первой четверти XIX в. была завершена Д. Рикардо. Основатель классической школы во Франции — П. Буагильбер. Ее положения развивали в своих работах физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюрго), а завершил Ж. Сисмонди.
Классическая политэкономия, в отличие от меркантилизма, ориентировалась прежде всего на развитие производства и представляла интересы той части предпринимателей, которая вкладывала свои капиталы в мануфактуры.
Классики политэкономии создали учение о "естественных" законах экономики. Эти законы они отождествляли с законами природы. Английские и французские ученые исследовали производство, положив начало экономическому анализу. Классики политэкономии впервые применили абстрактный метод исследования. Все это имело большое значение для решения методологических проблем политэкономии, в чем одна из научных заслуг классической школы. В ее рамках началась разработка трудовой теории стоимости. Было провозглашено, что богатство нации создается в производстве, а его источником является затрачиваемый на производство товаров труд. Это явилось выдающимся научным приобретением, сыгравшим громадную роль в дальнейшем развитии политэкономии.
Одно из важных достижений классиков политэкономии связано с разработкой научных элементов теории прибавочного продукта. К числу научных элементов относится также анализ общественного воспроизводства в "Экономической таблице" главы школы физиократов Франсуа Кенэ.
1. Экономическое учение У. Петти
Основателем классической буржуазной политэкономии в Англии был Уильям Петти (1623-1687). Родился он в семье ремесленника, трудовую деятельность начал корабельным юнгой, затем работал моряком. В дальнейшем У. Петти — врач, учёный, политический деятель Англии [2, c. 19].
2. Экономическое учение А. Смита
Адам Смит (1723—1790) является центральной фигурой классической школы. Он родился в Шотландии в семье таможенного чиновника и был энциклопедически образованным человеком. Смит с 14 лет обучался в университете Глазго, затем в течение шести лет — в Оксфордском университете. Впоследствии он получил звание профессора философии, преподавал риторику, литературу, логику, нравственную философию. Последние четырнадцать лет Смит проработал таможенным чиновником [3, c. 18].
3. Экономическое учение Д. Рикардо
Наиболее выдающимся представителем классической школы является Давид Рикардо (1772—1823), который «совершил то, что не могли продвинуть на волосок все университеты Европы и целое столетие научной мысли». Рикардо родился в Лондоне третьим из 17 детей в семье биржевого маклера. Он не получил систематического образования, закончив только торговую школу в Амстердаме. Рикардо с 16 лет был помощником отца. В 21 год Рикардо занялся самостоятельной биржевой спекуляцией и к 30 годам превратился в состоятельного финансиста, затем — в крупного землевладельца и рантье.
В экономической и социальной жизни славянского общества имелись объективные условия для возникновения государства: развивались феодальные отношения, сельское хозяйство, ремесло, городские поселения, торговые связи, складывалось единство материальной и духовной культуры.
Академик Б.А.Рыбаков писал «…. в это время (период VI—IX вв.) окончательно дозрели высшие формы родоплеменного общества в виде прочно организованных союзов племен, и постепенно изживали себя основные ячейки родового строя - маленькие разрозненные и замкнутые родовые коллективы, хозяйственная необходимость которых была обусловлена примитивной техникой подсечного земледелия» .
Распад родовых общин привел к группировке хозяйственно самостоятельных семей на основе принципа соседства. Рождалась соседская община, способная «выдержать» систему классовой организации общества. Уничтожение принудительного родового равенства и замена родовой собственности семейной и личной вели к неравномерному накоплению прибавочного продукта в разных семьях, к росту имущественного неравенства. Это предопределило зарождение государственности у славян.
На место рода должна была встать какая-то новая структурная форма, придававшая устойчивость славянскому обществу в целом.
Важность изучения становления древнерусского осударства заключается в том, что государственные и правовые институты, созданные в этот период, легли в основу формирования последующих форм государства в России и других государств. Так, первый правовой источник «Русская правда» послужил базой для создания последующих правовых документов русского государства.
Корни экономических теорий уходят в природу экономического строя, составляющего основу развития общества. История экономических учений изучает исторический процесс возникновения и развития основных систем экономических взглядов ученых различных исторических периодов. Из этого следует, что анализ возникновения и развития экономических учений охватывает весь исторический процесс общественного развития, все исторические эпохи, начиная с рабовладельческого строя.
Материальное развитие и состояние общества, умонастроение и социальное «самочувствие» населения во всех странах в большой мере определяют ученые-экономисты, их система взглядов и, главное, влияние на реальную экономику. Именно культура, новаторство и профессионализм экономистов говорят нам о стране, в конечном счете, больше, чем текущие цифры. Ведь экономические показатели и статистические данные могут измениться (и меняются) в короткое время — вследствие рационального применения новаторской экономической теории.
Кроме того, экономический успех любой страны зависит от отсутствия противоречий между национальными традициями страны и ее социальной и хозяйственной практикой, поскольку национальные традиции могут либо способствовать экономическому успеху нации, либо — если они не учитываются — вести к ее застою.
Целью данного реферата является изучение истории русской отечественной экономической мысли.
Слово «банк» происходит от старо-французского «banque» и означает «стол». Конкретной исторической даты возникновения банков нет. Элементы развития банковского дела можно найти в истории древних государств - Вавилона, Египта, Греции, Рима. В те времена банковские операции сводились к покупке, продаже, размену монет, учету обязательств до наступления сроков, приему вкладов, выдаче ссуд, ипотечным и ломбардным операциям. Но постепенное изменение социально-экономических условий (установление раннефеодальных порядков, преобладание натурального хозяйства, осуждение ранним христианством посреднических денежных отношений) привело к затиханию товарно-денежных операций и вместе с ними операций, которые сегодня трактуются как банковские.
Разложение феодального строя, развитие городов, торговли и ремесел обусловило активизацию товарно-денежных операций и сформировало потребность в посредниках, которые могли минимизировать риски операций с деньгами.
Средневековые меняльные конторы стали предшественниками банков, а менялы - предшественниками банкиров; они принимали денежные вклады у купцов на хранение и специализировались на обмене денег различных городов и стран.
Со временем менялы стали использовать эти вклады, а также собственные денежные средства для выдачи ссуд и получения процентов, что означало превращение менял в банкиров.
Одним из первых банков в современном понимании этого термина стал основанный в 1407 г. Банк Генуи. В Западной Европе переход к кредитным банкирским домам и коммерческим банкам произошел во второй половине XVII в., в США история банковского дела начинается со второй половины XVIII в.
Цель данной работы – изучить особенности становления банковского дела в Древнем мире.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Рассмотреть возникновение денежных отношений;
2. Охарактеризовать зарождение операций с денежными средствами и устойчивых форм организации денежного и кредитного хозяйства;
3. Изучить особенности зарождения банков в отдельных странах.
В целом следует сказать, что данная тема всегда была и остаётся актуальной, несмотря на то, что данные реформы давно ушли в прошлое. В каком веке мы бы ни жили, всегда встаёт вопрос о денежном обращении, в частности, возникает проблема девальвации рубля.
Итак, в первой главе данного реферата мы рассмотрим суть денежной реформы С.Ю. Витте, в чём она заключалась, и каковы были её итоги. Вторую главу посвятим раскрытию денежной реформы Г.Я. Сокольникова. В заключении, соответственно, сделаем определённые выводы на основе сравнения этих двух реформ и ответим на главный вопрос – какое значение имели эти две реформы для экономики России и СССР.