История и социология - готовые работы

ГлавнаяКаталог работИстория и социология
fig
fig
Как известно, после падения Византийской империи, носившей титул второго Рима, в русском народе возникла идея Москвы как третьего
Рима, впервые высказанная иноком Филофеем в послании русскому царю Ивану III. Русская идея о Москве как третьем Риме явилась
идеологической основой образования московского царства, точнее говоря, собирания земель вокруг московского княжества.
Развитие России неотделимо от развития всего человечества. Русская идея и идеал России всегда выступали в органическом единстве.
Русская идея в своей длительной эволюции проявлялась в различных формах: в западничестве, в славянофильстве, почвенничестве,
евразийстве и т.д. Русская идея - это тяжкий путь познания Россией своего прошлого, настоящего, будущего, это путь познания своего
смысла и предназначения в истории человечества. В течение всей истории России гуманистически мыслящие личности пытались
ответить на главные вопросы бытия России, да и всего человечества: для чего мы живем и какое место предназначено России в мировой
истории, каково будущее России?
Цель данной работы – рассмотреть «Русскую идею» в современной России.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть историю развития «русской идеи».
Изучить как проявлялась «русская идея» в ХХ веке.
Рассмотреть как взаимодействуют «русская идея» и современность.
Некоторые ошибки в теории и практике прогнозирования представляют собой, по сути дела, рецидивы подходов, характерных для прошлого,
— подходов, несостоятельность которых доказана исторической практикой и преодолена в ходе последующего развития науки. Вместе с тем
в концепциях прошлого содержалось немало поучительного и полезного для разработки прогнозов и в современных условиях.
Все это делает необходимым более основательное знакомство с опытом минувших времен. Однако история развития представлений о
будущем, включая предысторию и историю развития концепций будущего Земли и человечества, историю развития теории и практики
собственно прогнозирования, — слишком обширная и сложная тема, выходящая далеко за рамки нашего курса, чтобы ее можно было
изложить здесь хотя бы в общих чертах. Ограничимся поэтому краткой исторической справкой.
Данные археологии и этнографии показывают, что первобытное мышление лишь после долгого развития выработало представления о
прошлом и (гораздо позднее) о будущем как о чем-то отличном от настоящего. На ранних стадиях развития общества проблема изменений во
времени, видимо, вообще не осознавалась. Но и в это мифическое время жизнь была похожа на окружающую, как две капли воды. Именно
поэтому можно было легко «предсказывать» будущее и даже «воздействовать» на него с помощью магии.
Цель работы – раскрыть тему истории становления представлений о будущем.
Задачи:
- обозначить основные исторические формы развития представления о будущем;
- выявить античные взгляды на общество и его перспективы;
- развитие прогностики в период Европейского Возрождения;
- «Научный коммунизм» о будущем человечества.
Особенно государственный и политический талант Ивана Грозного раскрывают реформы 50-х годов XVI века. Важнейшей чертой политической
истории Русского государства 50-х годов являются многочисленные реформы, направленные на дальнейшее развитие и укрепление Русского
централизованного государства.
Время Ивана Грозного давно привлекает к себе внимание ученых и беллетристов необычным в русской истории драматизмом положений и
яркостью характеров. В эпохе Грозного много содержания: бурное детство великого князя; период светлых реформ и счастливых войн на
востоке; ссора с советниками и опалы на них; опричнина, которая была, в сущности, глубоким государственным переворотом; сложный
общественный кризис, приведший к опустению государственного центра; тяжелая и неудачная борьба за балтийский берег - вот главнейшие
факты, подлежащие нашему вниманию в царствование Ивана Грозного.
Общей чертой реформ 50-х годов является их антибоярская направленность. Провозглашая эти реформы, правительство Ивана IV изображало
их как мероприятия, цель которых заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить экономические и
политические позиции тех социальных групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось, дворян, помещиков и верхи посада.
Целью данной работы является изучение начала самодержавия в России в эпоху Ивана IV. В работе поставлены следующие задачи:
рассмотрение реформ Ивана IV (их целей, форм, содержания), а также изучение опричнины (ее сущности, причин и последствий).
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется естественной потребностью человека знать историю своей
Родины. В прошлые годы отечественная история как наука во многом была политизирована, пронизана односторонними идеологическими
догмами. Многие страницы истории страны отражались в литературе односторонне, а порой и искаженно, что накладывало
определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей, особенно молодежи. Сегодня мы отходим от этих штампов и от
всего того, что мешает историкам быть предельно объективными. Иначе говоря, сегодня мы имеем возможность, изучать не искаженную, а
правдивую историю своей страны. Вместе с тем следует обратить внимание и на то, что сегодня встречается немало случаев, когда ряд
исследователей бросаются в противоположную крайность в оценках исторических событий, отходя от исторической объективности, не видят в
отечественной истории ничего, кроме трагедий и ошибок. Такой подход также далек от объективной оценки нашего прошлого и настоящего.
Несмотря на крутые перемены в стране, на меняющийся характер общественного развития, на сложные, порой болезненные процессы,
которые переживает страна, все же очень важно и в этот период не впадать в односторонность в оценках исторических событий, стремиться к
объективности в освещении сложных страниц отечественной истории.
Цель данной работы – анализ общественно – политического развития России во второй половине XIX в.
Задачи:
1. Изучить формирование новых социально – классовых отношений и структур в пореформенной России.
2. Рассмотреть российские общественно – политические движения во второй половине XIX в.
1. Формирование новых социально-классовых отношений и структур в пореформенной России
Во второй половине девятнадцатого столетия территория России занимала свыше 18 млн. кв. км. 78% находилось в азиатской части
страны, и были плохо освоены, слабо заселены. Произошел стремительный рост населения (75 млн. человек в 1850 г., 130 - в 1900 г.).
Рождаемость была в полтора раза выше, чем в Западной Европе. Основная часть населения сосредоточена в европейской части страны.
 В середине XIX в. после присоединения народов Северного Кавказа, Закавказья, освоения Сибири и Дальнего Востока, Россия превратилась
в многонациональное государство. На территории России проживали представители 75 национальностей (таблица 1) из них лишь 47%
населения считали родным языком русский. Жившие на территории народы отличались не только языком, но и образом жизни, религией
(православные - 71%, католики - 9%, мусульмане - 9%). По мере расширение территорий российское дворянство впитывало в себя знать
различного национального происхождения. Среди дворянства встречались потомки польской шляхты, украинской казачьей старшины,
немецких остзейских рыцарей, грузинских князей, мусульманских ханов и беков. На российской империи образовались обширные зоны
смешанного населения.
Территориальный рост России в XIX в., связанный с присоединением к ней многонаселенных окраин с разноплеменным населением, явился
фактором, тормозящим ее экономическое и социально-политическое развитие.
Во второй половине XIX в. Социальные и классовые структуры российского общества существенно не изменились. Большинство населения
(70,8%) - крестьяне. Крестьяне хотя и были сословно равны, объединялись в общины, но их имущественное положение было различным. Во
второй половине XIX в. ускоряется процесс расслоения крестьянства на бедняков, середняков и кулаков. Община сдерживала этот процесс,
но была не в состоянии его остановить. Наибольшее влияние в жизни страны оказывали дворяне (1,5% населения). Произошел быстрый рост
буржуазии рабочего класса. Обедневшее крестьянство и горожане формировали пролетариат. Буржуазия пополнялась купцами, мещанами и
разбогатевшими крестьянами.
Праздники, обряды и ворожба – это способ получения избытка сил, энергии, бытия и одновременно возможность избавления от этого
излишка. Чрезмерность не менее мучительна, чем ущербность. В празднике совмещается присвоение бытия и трата своего бытия.
Одновременно происходит превращение внешнего во внутреннее (присвоение бытия) и превращение внутреннего во внешнее (экспансия
бытия). Присвоение переходит в отторжение, хочется сделать бытие своим и тут же избавиться от него. Получается, что во время
праздника человек как бы перерабатывает бытие, перепахивает его, заставляет бытие двигаться, меняться, становиться, обеспечивает
круговорот бытия. (2, стр. 187)
Праздник – это автономный процесс, не требующий специальных внешних условий. Праздник самогенерируется, появляется из ничего и
получает неисчерпаемую энергию из ничто. На празднике, как и в гадании, человек испытывает судьбу, с ним происходят непредсказуемые
происшествия, приключения, испытания. Он совершает путешествия, надеясь на встречу с новым, другим, иным. С тем, что может
оказаться потусторонним, высшим, сакральным, божественным. Он рвется на встречу опасности, уверенный, что только так можно
выиграть суперприз.
Подлинный праздник необратим, из него невозможно выйти. Из Праздника не возвращаются, в том смысле, что в него входит один человек,
а выходит уже совсем другой. Происходят такие радикальные перемены, что он не узнает самого себя. С другой стороны, настоящий
праздник никогда не кончается. Новое состояние настолько отличается от всего известного, его невозможно забыть. Оно настолько
превосходит все старое, что оно уже никогда не исчезнет полностью.
Цель данной работы – рассмотреть значение праздников и обрядов в культуре.
1. Истоки и символический смысл праздника в культуре.
Праздник является важнейшим явлением жизни народа и каждой конкретной личности. Праздников ждут, к ним готовятся. О праздниках
долго помнят. Во все времена именно праздничное действо составляло способ свободной, радостной передачи и сохранения традиционной
культуры. Но степень осознанности смысла, особенного оттенка каждого из праздников различна. Есть праздники личные: рождения,
именины, памятные дни семейных событий. Есть праздники, связанные с историей страны. Смысл таких праздников близок и понятен
человеку. Есть праздники, связанные с культурной традицией народа или этноса. Смысл их глубок, символичен и, как показала наша история,
теряется в период ломки традиционного жизненного уклада. Восстановить этот смысл позволяет обращение к этимологии. (3, стр. 54)
Слово "праздник" имеет три составные части: "пра", "зд" и "ник". "Пра" - приставка, имеющая усилительное значение или обозначающая
высочайшую степень; также выступает в значении "начало чего-либо". Корень "зд" происходит от старославянского "зьдати" ("здати") - т.е.
создавать, сооружать, строить. Другое значение "зде" - тут, здесь, на этом месте, сюда. "Ник" - это суффикс. Ключевыми в понимании
символического смысла слова "праздник" выступают морфемы "пра" и "зд". Итак, первое значение: "пра-зд" - это то, что было создано
(сооружено, построено) очень давно - и в то же время находится в родстве с настоящим. Второе значение: "пра-зде" - это то, что
существовало задолго до того, как явилось здесь, тут, на этом месте. Таким образом, значение слова "праздник" можно осмыслить так: это
воспоминание и соучастие в событиях той жизни, которая была до того, как явился этот мир (наша вселенная, земля и люди). Это
воспоминание об ином бытии, об ином мире, который существовал прежде нас, в ином времени и пространстве. Но что это за мир? Об этом
повествует Библия - это мир непадший, в котором не было смерти и тления, где не было "ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная".
Т.е. праздник - это воспоминание о Рае, о райской жизни. В празднике, в самой идее его проведения, оформления мы видим стремление
вспомнить и задержаться в том состоянии, когда времени нет, когда наступает вечность. (3, стр. 60)
В древности праздники были связаны с религиозной традицией. В этот день участники празднования могли максимально приблизиться к
сфере сакральной. Суть праздника в этой обращенности к духовно-религиозному началу. Даже в светских праздниках прослеживаются
связи с религиозным началом и, как правило, обряды мирских праздников являют собой профанацию религиозных действ. Искажение
духовного значения слова получается тогда, когда вместо праздника как приобщения к вечности предлагается "праздность".
Праздник можно считать универсальным феноменом культуры и человеческого бытия. Недаром праздник является центральным элементом
всех религий, мифологии, магии и мистики. Праздник – это не абстрактная идея, а реальность, так или иначе доступная всем. Событие
праздника всегда возможно, постоянно где-то рядом. Праздник существует независимо от всех своих интерпретаций, однако человек
нуждается в истолковании праздника. Нужно найти равновесие между организацией и стихией праздника, его пользой и бесполезностью,
смыслом и бессмысленностью. Праздник охватывает широкий диапазон культурных явлений от архаического мифа до постмодернизма. 
Общество и каждый человек нуждается в празднике, хотя не понятны причины, корни такой потребности. Ценность, значимость праздника не
сводится к культурным, социальным или психологическим механизмам.
На наш взгляд, основным элементом, системообразующим фактором праздника и опьянения является ожидание чего-то большего, надежда
на чудо. На чудо как возможность полноты, целостности, совершенства, преображения. В празднике обнаруживается граница возможного,
которая может быть преодолена событием чуда. В празднике открывается жизненный горизонт личности, который может быть расширен
встречей с Иным. В празднике определяется бытийственный предел человека, который может быть раздвинут вторжением
сверхчеловеческого.
Будем разделять прагматический, символический, экзистенциальный, метафизический и мистический смыслы праздника. Но сейчас
остановимся на связи праздника с мифологией и ритуалом. В мифах и ритуалах всех народов праздник и опьянение занимают центральное
место. Религиозный ритуал и есть, собственно, праздник как приоткрытие завесы высшей реальности и воплощение сакрального. (1, стр. 76)
С точки зрения мифа праздник необходим и имеет космогоническое значение. Это непосредственно вытекает из мифологической модели
мира. Будучи однажды сотворен, мир существует в циклическом времени и периодически приходит в упадок и, следовательно, нуждается в
восстановлении. В течение года бытие износилось, испортилось и поэтому требуется повторное творение, новое вмешательство высших
сил, еще одно воплощение божества. Праздник знаменует конец старого и начало нового цикла, новой жизни. Праздник – это святые дни,
когда открываются небеса. Праздник нужен для нового устроения мира, сохранения бытия, поддержания его порядка и ритма. Ритуал
совершается на переломе, в экстремальных условиях, когда угроза разрушения жизни и мира максимальна. Хаос проник в гармонично
устроенный космос и грозит ему полным разрушением. Требуется восстановление бытия в соответствии с идеальным образцом,
возвращение к изначальному порядку, к сакральной норме. “ Спасти может лишь чудо, равное чуду первого творения, когда хаос был
побежден”. Для этого нужно вернуться к Первобытию, в нулевую точку, к моменту творения мира и повторить все в точности так, как было
тогда. Собственно, сотворение мира и было первособытием, первопраздником. (2, стр. 198)
Но это пересотворение мира не может произойти без человека. Все должны принять участие в столь грандиозном событии, призвать богов и
первопредков, напомнить им, что именно нужно сделать. Поэтому приходилось в ритуале воспроизводить все то, что случилось тогда, в
Первотворении. Инсценировались события, происходившие в начале времен. Праздник - это священное действие, которому были
причастны все, тем самым выражая согласие с волей божества и как бы соучаствуя в творении, в со-творении мира и разделяя подвиг
бога или героя-первопредка.
Праздник как ритуал предполагает выделение и организацию особого сакрального пространства и центрального места (алтаря, жертвенника),
которое символизирует центр мира, мировую ось. В ритуале профанное отделяется от сакрального и противопоставляется ему, но в
результате предполагается тотальное преображение профанного, возвращение сакрального в мир.
Праздник разрывает естественное течение времени, пронзает его другим измерением, сакральным. Время останавливается,
сворачивается, уподобляется вечности. Праздник - это возвращение в Рай, воспоминание о Золотом Веке, когда все было хорошо, всего
вдоволь. Время праздника – это скорее невремя, поскольку считается, что сколько бы не съели и не выпили, не истратили и не раздарили,
все полностью вернется, останется неизрасходованным. “Праздник - временной отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального,
предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в празднике”. Праздник организован как молитва, взывание к
богам, вызывание творческих сил бытия, как утверждение и воплощение священных норм, высших смыслов, абсолютных ценностей,
божественного закона. Ритуал - это призывание сакрального, приобщение к сакральному, и следовательно, уподобление сакральному. В
празднике отождествляется то, что празднуется и тот, кто празднует, человек становится неотличим от бога или хотя бы от первопредка.
(3, стр. 75)
Время праздника известно заранее, к нему готовятся, специальным образом организуется начало, “вход” в праздник. Структура праздника
повторяет сакральный образец, а по закону подобия божественные силы, энергии должны притягиваться. Не от нас это зависит, мы заявили
о своем ожидании, показали свою готовность. Раз мы поступаем по образцу, то и сами ему уподобляемся, можем обновить свою сущность;
но пока этого не произошло акцент должен ставиться на точном соблюдении правил и законов, завещанных нам предками.
Те же песни и танцы, те же слова и жесты, в той же последовательности, отступление от канона грозит несчастьем. Поэтому такое
значение имеет точное воспроизведение канонических священных текстов, которые не подлежат изменению и веками сохраняется в
первоначальном виде. Человек выполняет свою задачу и ждет, что божество ответит тем же. "Делай, что должен и будь, что будет". Хотя
мифологическое сознание не допускает и мысли, что предназначение праздника может не исполниться.
Итак, в мифологии праздник понимается как способ общения человека с богом, то место и время, где они встречаются и воссоединяются.
Это происходит реально и не может быть подвергнуто сомнению. Однако в ритуале нет никаких критериев реальности происходящего,
подлинности ожидаемой реализации. Требуется лишь верить, что на нашем празднике все произойдет как надо и то, что должно случиться –
свершится.
Оценка преобразований, осуществленных в царствование Петра I (1698 – 1725), была и остается одной из самых сложных проблем
отечественной исторической науки. С одной стороны, они имели огромный исторический смысл, так как шли навстречу общенациональным
интересам и потребностям, способствовали прогрессу страны, были нацелены на ликвидацию ее отсталости. С другой стороны, они
осуществлялись крепостниками, крепостническими методами и были направлены на укрепление их господства. Поэтому прогрессивные
преобразования петровского времени с самого начала несли в себе консервативные черты, которые в ходе дальнейшего развития страны
выступали все сильнее и не могли обеспечить ликвидацию социально-экономической отсталости. В результате петровских преобразований
Россия быстро догнала те европейские страны, где сохранилось господство феодально-крепостнических отношений, но она не могла догнать
те страны, которые встали на капиталистический путь развития
Преобразовательная деятельность Петра I отличалась неукротимой энергией, невиданным размахом и целеустремленность, смелостью в
ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни.
Восточные славяне в канун создания своей государственности, в канун, когда племенные союзы начали борьбу за первенство в славянских
землях, занимали свое, не похожее ни на кого из окружающих соседей место в истории Европы. В то же время восточнославянское общество
несло в себе черты, общие и для других стран и народов. Так, восточные славяне оказались по темпам хозяйственного, общественного,
политического, культурного развития на среднем уровне. Они отставали от западных стран – Франции, Англии. Византийская империя и
Арабский халифат с их развитой государственностью, высочайшей культурой, письменностью стояли для них на недосягаемой высоте, но
восточные славяне шли вровень с землями чехов, поляков, скандинавов, значительно опережали еще находившихся на кочевом уровне
венгров, не говоря уже о кочевниках-тюрках, угрофинских лесных жителях или живущих изолированной и замкнутой жизнью литовцев.
Восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носители славянской речи, с различными другими этносами
Восточной Европы. Этим объясняется тот факт, что при всей схожести языка и элементов культуры, с ним связанных, в остальном между
славянскими народами имеются серьезные различия, даже по антропологическому типу - такого рода различия есть внутри отдельных групп
тех или иных восточнославянских народов. (4, стр. 34)
Природно-климатические условия способствовали формированию успешной хозяйственной деятельности славян: полноводные реки,
плодородные почвы, густые леса, полные различных зверей и птиц, умеренный ровный климат. Эти условия сыграли заметную роль в
развитии экономики древних славян. Развитие земледелия, ремесел и торговли, возникновение городов, образование родо-племенной знати
и богатых членов общин, появление частного землевладения и зависимого населения - все это подтверждало изменения в общественном
развитии и создавало предпосылки для формирования государственных образований у восточных славян.
Осенью 1917г. в России назрел общенациональный кризис.
25 октября (7 ноября) 1917 г. В Петрограде произошло вооруженное восстание и к власти пришла одна из радикальных партий – РСДРП (б) со
своей программой вывода страны из глубочайшего кризиса.
Экономические задачи были определены на У1 съезде РСДРП (б) и носили характер социалистического строительства.
В Апрельских тезисах В.И.Лениным была выдвинута задача национализации, которая должна была не нарушать капиталистические
хозяйственные связи, а наоборот, объединить их в общенациональном масштабе, стать формой функционирования капитала под
всеобъемлющим контролем трудящихся ( прежде всего рабочего класса), вовлекаемых в государственную деятельность.
Целью данной работы является – рассмотреть вопросы:
В.И. Ленин о национализации банков;
Ленинские основы денежной политики социалистического государства;
В.И.Ленин о валютной монополии.
Задача данной работы – изучить:
роль банков и необходимость их использования в процессе революции;
на основе работ В.И.Ленина роль и назначение денег в социалистическом строительстве, а также проблемы стабилизации рубля ;
содержание валютной монополии, установленной Декретом Совнаркома РСФСР.
Революция показала огромный социально-экономический и политический разрыв между народом и властью. Стране требовались
радикальные реформы, которых не последовало. Можно сказать, что страна в период столыпинских реформ переживала не конституционный,
а революционный кризис. Стояние на месте или полуреформы не могли решить ситуацию, а только наоборот расширяли плацдарм для борьбы
за кардинальные преобразования. Только уничтожение царского режима и помещичьего землевладения могли изменить ход событий, меры,
которые предпринял Столыпин в ходе своих реформ были половинчатыми.
Главный же крах реформ Столыпина состоит в том, что он хотел осуществить реорганизацию недемократическим путем и вопреки ему.
Именно его аграрная политика состоит в кричащем противоречии с его остальной политикой. Он изменяет экономический фундамент страны,
то время как вся остальная политика стремится сохранить в возможно большей неприкосновенности политическую "надстройку" и лишь
слегка украшает ее фасад. Конечно же Столыпин был выдающимся деятелем и политиком, но при существовании такой системы, которая
была в России, все его проекты "раскалывались" о непонимание или о нежелание понять всю важность его начинаний.
Целью данной работы является рассмотрение аграрной реформы Столыпина П. А.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Описать состояние земельного вопроса в России в начале XX века;
Охарактеризовать суть столыпинской реформы;
Рассмотреть основные направления аграрной реформы;
Выделить результаты и значение реформы Столыпина в развитии экономики сельского хозяйства в России.
1. Аграрный вопрос в России в начале XX века
П.А. Столыпин понимал, что ключ спасения России лежит в решении крестьянского вопроса. История русской общины уходит своими корнями
в далёкое прошлое и на разрушение общины потребовались значительные усилия. В центральных российских губерниях России общинное
землепользование было практически повсеместным. Каждый крестьянин имел право на свою долю земли. Но не все проживающие в данной
местности имели земельные наделы. К числу без надельной части населения, как правило, относились ремесленники, потомки дворовых
людей, бывших в услужении у помещиков и не занимавшихся крестьянским трудом, незаконнорожденные крестьяне, прибывшие из других
мест и другие.
Если какие-либо крестьяне на длительное время покидали деревню, то община, вопреки законодательству, старалась лишить их надела.
Когда крестьянин возвращался, он находил свою землю занятой и, если хватало терпения, то мог её отсудить.
Система, периодичность переделов между общинниками не представляла собой чего-то цельного, характерного для всего государства. У
общинного крестьянина земельный надел состоял из усадебного, полевого и лугового. Каждый из них периодически подлежал переделу, но
усадебные переделы были редки. Зато очень часто подлежали переделу луга и сенокосы. Однако были и беспередельные общины. По данным
1905 г. таких общин насчитывалось 18,9%.
В начальный период после отмены крепостного права переделы были редки, что можно объяснить забитостью, непониманием своих прав
крестьян. Со становлением капиталистических отношений в деревне, осознанием крестьянством своих прав, переделы в деревне учащаются,
достигая к началу первой русской революции наибольшего размера. Но отношение властей к общине стали изменяться. Если она раньше
поддерживалась, то теперь переделы не только не поощрялись, но и стали сдерживаться. Местные власти, представленные, как правило,
крупными землевладельцами, были заинтересованы в разложении общины, всячески боролись с переделами, опасаясь, что при разделе
земель крестьянами может дойти дело и до раздела помещичьих земель.
По закону от 8 июня 1893 года переделы должны были производиться не реже, чем через 12 лет. Но этот срок не выдерживался по ряду
причин. Не было единообразия в подходах к переделу, кроме того налицо был низкий уровень государственного законотворчества и извечное
небрежение русского человека к соблюдению законов. Бесперспективность общинного землепользования всё более и более становилась
очевидной не только государственным деятелям, но и определенной части крестьян. Чаще всего идеи ведения самостоятельного хозяйства
возникали в тех деревнях, рядом с которыми появлялись или немцы-колонисты, или латыши, или другие пришлые люди, которые покупали или
брали землю в аренду и вели хуторское хозяйство. Результатом ведения такого хозяйства был достаток, основанный на собственном труде.
А с другой стороны – беспросветная жизнь общинного крестьянина. Во многих деревнях находились крестьяне, которые брали на себя
хлопоты по переустройству сложившегося уклада. Процесс этот был тяжелый- с одной стороны - менять сознание крестьян, с другой –
добиваться разрешения властей на такое предприятие. Но всё же такие процессы ещё до столыпинской реформы шли в Ковенской,
Витебской, Волынской, частично Могилёвской и Смоленской губерниях.
Юридическое оформление нового землепользования отставало от фактического состояния дела. Очень часто крестьяне уже давно жили
расселенными по хуторам, а земля всё ещё считалась в общинном или подворном пользовании. К началу 1900–х годов положение стало
упорядочиваться. Значительно ускорялся процесс расселения, если в этом направлении велась официальная пропаганда, показывалось
доброжелательное отношение властей к этим процессам. После одобрения правительством, губернатор Гродненской губернии
способствовал проведению землемерных работ за счёт страховых сумм и выделению беспроцентных ссуд для переноса крестьянских
надворных построек на хутора. Гродненским губернатором в 1902 году был именно Столыпин П.А.
С переходом к постоянному владению землей стал внедряться севооборот, сеются травы. Поля начинают удобряться, тогда как раньше
удобрялись только огороды и приусадебные участки. Стала увеличиваться площадь пашни за счёт распашки ранее брошенных земель.
Улучшилось качество обработки земли. Стала повышаться урожайность. Отмечается большая добротность построек у расселившихся
крестьян.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества