Искусствоведение - готовые работы

ГлавнаяКаталог работИскусствоведение
fig
fig
Введение
Первые проявления творческой деятельности ученые видят в резных статуэтках, которые находят на стоянках по всей Европе. Самые старые образцы были сделаны 30-40 тыс. лет назад, примерно в то же время, когда современные люди расселялись по континенту, вытесняя неандертальцев. Многие эксперты считают, что это не могло быть простым совпадением. В качестве доказательства они приводят пещеры Фогель Херд близ Ульма, где в 1931 году было найдено 12 статуэток и каменные инструменты рядом с останками древних людей.
Однако, обратил внимание Николя Конард из университета Тюбингена, никто еще не доказал, что эти статуэтки и кости - одного возраста. Недавно он сам занялся радиоуглеродным датированием артефактов. Оказалось, что костям всего 5 тыс. лет - т.е. они гораздо моложе, чем каменные инструменты и произведения искусства, рядом с которыми были найдены. Это открытие оставило ученых без надежной связи между происхождением искусства и современными людьми [3].
Означает ли это, что неандертальцы тоже могли быть не чужды прекрасного? В конце концов, они жили в Европе бок о бок с современными людьми в то время, когда появилось первое искусство. Возможно, допускает Конард, хотя и маловероятно, ведь они появились в Европе около 200 тыс. лет назад, задолго до появления первых образцов искусства.
Так или иначе, пока вопрос о человеческих корнях искусства остается открытым - до тех пор, пока не будет найдены предметы, подтверждающие какую-нибудь из версий.
Исходя из вышесказанного, целью нашей работы является рассмотрение теорий происхождения искусства, имеющихся в научном мире на сегодняшний день.
Истоки искусства
Истина о природе происхождения искусства скрыта в глубокой древности. Откуда произошло искусство? Лучшие философы столетий ищут ответы на этот вопрос, но до сих пор о художественной деятельности человечества на ранних стадиях развития известно не слишком много. Те произведения, которые дошли до наших дней (наскальные росписи, скульптурные изображения из камня и кости), появились значительно раньше, чем сформировалось сознательное представление человека о художественном творчестве. Истоками искусства можно считать первобытное общество, когда появились первые попытки изобразить окружающий мир. Такая передача своих представлений способствовала возникновению новой формы общения между людьми, а также первым зачаткам обучения, т.к. давала возможность сохранять и передавать знания и навыки. На основании исследований археологов, временем появления первых видов изобразительного искусства (скульптуры, живописи, графики) можно считать эпоху палеолита (35-10 тыс. до н. э.) [5].
Проблему происхождения искусства рассматривают с двух сторон:
1. Специальный подход к проблеме, связанный со временем и местом появления такой деятельности, результаты труда которой имеют самостоятельную художественную ценность.
2. Философско-эстетический подход, который неразрывно связан с пониманием сущности искусства, его связи с процессом становления отношения человека к миру [4].
Придерживаясь концепции универсальной гармонизации в вопросе происхождения искусства, все же нельзя не отметить те теории, которые касались ранее этой проблемы:
- искусство — продукт человеческого гения (Г. Бокль);
- искусство — ипостась развития объективного надматериального духа (Ж. Маритэн);
- искусство — явление Божественного откровения и в этом качестве дано Богом, чтобы показать красоту Божьего смысла мира (Н. Лосский);
- искусство — попросту выражение бессознательных инстинктов, свойственных человеческой биологической природе (З. Фрейд).
Перечисление концепций, столь различно, а порой прямо противоположно понимающих природу искусства, можно было бы и продолжить. Но уже на примере приведенных нетрудно заметить, что всем теориям присуща одна интересующая нас особенность: искусство рассматривается как своеобразный мир, бытие которого не зависит напрямую от реальной действительности, в которой человек живет.
При перечислении концепций не случайно не была упомянута Аристотелева теория мимесиса, породившая иной — не онтологический — подход к пониманию сущности искусства. Через несколько веков идея Аристотеля о возможности посредством искусства познавать реальную действительность трансформируется в гносеологический подход к искусству, дойдя до самых упрощенных вульгаризаций его в XX в. (к примеру, в рамках заидеологизированного социалистического реализма). Разумеется, о гносеологическом подходе нельзя судить по этим упрощенным вульгаризациям. В лучших вариантах этого направления наряду с моментами «познания» говорилось об «эмоциональном переживании» и даже «создании новой идеальной структуры художественного образа».
Однако традиционная для марксистской эстетики трактовка искусства как формы общественного сознания получила впоследствии более узкое толкование искусства как познания, где статус искусства как формы общественного сознания предполагал познание общественного бытия. Самому же искусству не только в плане происхождения, но и в плане функционирования в онтологической природе было отказано [8].

Теории происхождения искусства
В настоящее время существует несколько достаточно известных теорий происхождения искусства. Обоснование данных концепций строится на:
- археологических фактах (это открытие в конце XIX века в Испании в пещере Альтамира первых наскальных росписей);
- этнографических исследованиях;
- исследованиях в языкознании (обнаружение в традиционном народном творчестве архаических слоев художественной культуры).
1. Биологическая теория происхождения искусства.
Эта теория берет свое начало от идей Ч.Дарвина. Сторонники данной концепции усматривают начало искусства в украшении самого себя для удовлетворения потребности привлечения внимание живого существа противоположного пола.
Теория основана на мнении, что способность к искусству, к художественному творчеству - врожденная способность человека, что он получает ее от природы. Однако "законы красоты" складывались исторически, постепенно. Они стали зарождаться с того времени, как в труде, в общении с природой человек стал чувствовать красоту, затем воплощать ее в своих произведениях и, наконец, понимать законы красоты. В этом процессе художественного творчества возникло и развилось эстетическое чувство человека.
2. Психоаналитическая теория происхождения искусства.
Основоположником данной теории считают З.Фрейда. По его мнению, искусство возникает из аффективных конфликтов психики, искусство - форма вытеснения и сублимации влечений человека (использование энергии элементарных влечений для более высоких целей).
3. Игровая теория происхождения искусства.
Основоположниками данной теории можно считать Г.Спенсера, Г.Аллена, К.Гросса и К. Ланге. Данные ученые видят основной причиной возникновения искусства потребность расходования энергии, которая осталась нерастраченной в трудовой деятельности. А также, причиной возникновения искусства считают необходимость "тренировки" для усвоения социальных ролей [4].
В практических исследованиях первобытных изображений была замечена некоторая закономерность перехода от реалистичности к условности. Появление условных обозначений характерно для игрового пространства, создаваемого человеком, и времени порядка, который определяется им самим. Выражение своего «Я» у играющего человека происходит в свободном, независимом от внешнего состояния мире, этот мир связан только с игрой и больше ничем. Здесь и появляются общие признаки игры и искусства. Такими признаками становится отсутствие внешней цели, кроме самой деятельности, которая и есть цель. В книге "Утро искусства" академик А.П. Окладников писал, что первобытный человек реализовывал в своих рисунках лишь творческие фантазии, т.е. материализовывал свои внутренние переживания, идеи и чувства.
Некоторые ученые видят игру не только в самом искусстве, но и во всей первобытной культуре в целом. Например, Г. Гадамер рассматривал историю и культуру как своего рода игру в стихии языка.
Голландский историк культуры И. Хойзинги вывел универсальное понятие игры. К игре он приводит все многообразие человеческой деятельности и рассматривает игру как основной источник и высшее проявление человеческой культуры. Чем ближе культура к архетипам, т.е. чем более она первобытна, тем более она игра; но отдаляясь от своих истоков, подобно тому, как человек отдаляется от своего детства, культура утрачивает игровое начало [2].
Для обряда характерно магическое содержание, вследствие чего его зрелищно-действенные формы приобретали символическое, аллегорическое значение, становились все более и более схематическими и условными. Игра выполняла в основном развлекательные функции и воспроизводила действительность натуралистически, в ее внешних проявлениях. Драма (драматическое игрище) отличалась от обряда отсутствием магических черт, а от игры - отсутствием чистой развлекательности - и с другой стороны, наличием углубленной характеристики эмоциональных образов. Это последнее стало ее спецификой [6].
ВВЕДЕНИЕ
Формирование и осуществление осмысленной культурной политики является одной из важных задач государства, во многом определяющих его жизнеспособ¬ность и место в цивилизованном мире. Государство должно, с одной стороны, формировать культурную жизнь общества в целом, с другой стороны, согласовы¬вать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территори¬альных, национальных и других общностей.
Государственная культурная политика (политика государства в области культурного развития) - совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры. В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы) отмечается, что на период до 2005 г. главными задачами в сфере культуры будут являться сохранение и развитие культурного потенциала и культурного наследия страны, единого культурного пространства, обеспечение доступа к культурным ценностям и услугам в сфере культуры для всех слоев населения.
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» были первым «отраслевым» законом и послужил основой для формирования регионального законодательства в сфере культуры.
Важнейшими для понимания данного вопроса являются следующие понятия:
Культура — это исторически сложившийся уровень развития общества, выра¬женный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, а также в создаваемых людьми культурных ценностях. Отрасль культуры при¬звана сохранять исторические, национальные памятники культуры, пополнять копилку культурных достижений в области литературы, искусства,- художе¬ственного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества, приобщать лю¬дей к творениям культуры, воспитывать культурного человека, проводить иссле¬дования в области культуры.
Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образ¬цы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, мир символики, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ре¬месла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных иссле¬дований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культур¬ном отношении территории и объекты. В соответствии с действующим законода¬тельством в Российской Федерации допускаются все формы собственности на культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудо¬вание и другое имущество культурного назначения.
Культурное наследие — это материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, а также памятники и историко-культурные территории и объекты, значимые для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в миро¬вую цивилизацию. Культурное наследие народов РФ, в том числе культурные цен¬ности, хранящиеся в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, в ассортиментных кабинетах предприятий ху-дожественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, где они расположены, не подлежат приватизации. Приватиза¬ция других объектов культуры допускается в порядке, устанавливаемом законо¬дательством Российской Федерации, при условии сохранения культурной де¬ятельности в качестве основного вида деятельности, сохранения профильных услуг, организации обслуживания льготных категорий населения.
Культурные блага — услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Культурная деятельность — деятельность по сохранению культурного насле¬дия, созданию, распространению и освоению культурных ценностей и благ.
К отрасли культуры относятся разнообразные организации и виды деятельно¬сти.
В соответствии с ФЗ «О национально-культурной автономии»:
Национально-культурная автономия - это форма национально-культурного самоопределения, представляющая собой объединение граждан Российской Федерации, относящих себя к определенной этнической общности, находящейся в ситуации национального меньшинства на соответствующей территории, на основе их добровольной самоорганизации в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры.
В Федеральном законе «О национально-культурной автономии» устанавливается, что национально-культурная автономия, в частности, имеет право получать поддержку со стороны органов местного самоуправления, необходимую для сохранения национальной самобытности, развития национального (родного) языка и национальной культуры; обращаться в органы местного самоуправления, представляя свои национально-культурные интересы. При органах местного самоуправления соответствующих муниципальных образований могут создаваться консультативные советы или иные совещательные органы по делам национально-культурных автономий. Порядок образования, деятельности и ликвидации этих органов устанавливается нормативными правовыми актами муниципальных образований. Органы местного самоуправления решают вопросы финансовой поддержки местных национально-культурных автономий в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении.
Традиционный костюм является одним из важнейших компонентов, определяющих культурное пространство Беларуси. В нем воплотились эстетические представления, этические взгляды, верования белорусского народа. Костюм представляет одно из самых устойчивых явлений традиционной культуры, а потому служит необходимым атрибутом при изучении этнической истории народа, его обрядов и обычаев. Как синкретический вид декоративно-прикладного искусства костюм дает представление о многих традиционных ремеслах белорусов: ткачестве, плетении, ювелирном искусстве, обработке кожи и др.
Самобытность белорусского костюма определяют виртуозная разработка деталей, композиционная завершенность, сочетание декоративности и продуманной практичности. Художественный образ костюма усложняли обязательные орнаментальные украшения на рукавах, вороте, фартуке, головных уборах. Белорусский костюм отличается богатством техник оформления. Это и вышивка, и узорное ткачество, и кружево, и аппликация.
Социально-культурная ситуация, сложившаяся на рубеже столетий, стала достаточно серьезным испытанием для всех областей человеческой жизнедеятельности, затронув многое из того, что носило характер традиции в социальной истории российского государства на протяжении долгих лет. В попытке новой культурно-исторической эпохи решить важнейшие проблемы, обрушившиеся на человека и общество, пересмотреть прошлый социальный опыт и выйти на новый качественный виток развития не последнюю роль должна была сыграть активизация культурной жизни.
Свидетельством этого процесса стало великое многообразие не похожих друг на друга художественных явлений, заполонивших просторы русской культуры. Начало XX века, ознаменовавшееся пиком социальной и творческой активности многих художественных явлений и процессов русской культуры, стало тем временным отрезком, который сопровождался множеством неразрешимых загадок и вопросов. Современный интерес к этому отдаленному периоду отечественной культуры объясняется несколькими важными, на наш взгляд, обстоятельствами.
В словарях русского языка (толковых и энциклопедических) слова с корнем "антик" имеют две смысловых коннотации. Первая из них связана с античностью, древнегреческой культурой. Она относится к проблеме происхождения слова и остается за пределами нашего анализа. Вторая связана с современными значениями и поэтому более интересна: антиквариат – старые, редкие художественные произведения или ценные вещи, которые являются объектом торговли и собирательства. Другой текст, кодифицирующий слово "антиквариат" – президентский указ "О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей", – трактует его следующим образом: "… Под предметами антиквариата понимаются культурные ценности, созданные более 50 лет назад".
Драматическое искусство народно по своей природе.
Важнейшая особенность драмы в том, что представление её возбуждает мысли и чувства большого коллектива. Социально-воспитательная роль драмы определяется в первую очередь тем, что она изображает волнующие события, в которых отражаются напряжённые моменты общественной и личной жизни человека.
Источником драматизма является социальная действительность с присущими ей противоречиями, борьбой антагонистич. классов, столкновениями людей противоположных взглядов, характеров.
Естественно, несколько отличный от других постсоветских стран путь развития Беларуси не мог не сказаться и на судьбе её рок-музыки. Вкратце её состояние можно охарактеризовать одной фразой: рок в Беларуси имеет место.
Белорусская рок-музыка за последнее десятилетие прошла достаточно бурный путь своего развития, что во многом обусловлено общественно-политическими процессами, начавшимися в республике в начале 90-х годов. Построение независимого, суверенного государства, расширение гласности и постепенная демократизация всех сторон жизнедеятельности нашего общества способствовали пробуждению творческой активности среди белорусской молодежи, в том числе представителей молодежной музыкальной субкультуры.
Последние десятилетия белорусский рок столь динамично развивался, приобретая свой достаточно яркий социально-художественный облик, что в настоящее время представляет собой одно из наиболее значительных явлений социально-культурной действительности.
Художественное видение мира в начале XX века неожиданно получило свое дальнейшее развитие и новую эстетическую окраску в 1918-23 гг. в небольшом провинциальном городе Беларуси.
Приезд Казимира Малевича в 1919 году в Витебск на преподавательскую работу в организованную Марком Шагалом Народную художественную школу изменил не только саму школу, систему преподавания, культурную жизнь города, но и повлиял на дальнейший художественный процесс в мире. В это время Витебск называли вторым Парижем, сегодня этот период с легкого пера Е. Ковтуна носит название \"Витебский ренессанс\", или просто \"Витебская школа\".
история одной любви, зародившейся на корабле, ясно дает нам ощутить ее масштабы.
Никто никогда не даст точного ответа, что такое любовь, как она возникает и куда исчезает. Любовь Роуз ДеВитт Букатер (Кэйт Уинслет) и Джека Доусона (Леонардо ДиКаприо) сообразно всем канонам светского общества не могла существовать, так как посреди ними пролегла чересчур большая пропасть, различие в происхождении и воспитании. Если бы не злополучное путешествие на "Титанике", жизнь Роуз сложилась совершенно по-другому. Их роман шокировал все общество на гигантском корабле. Но для Роуз
ни гонения евреев, ни фашизм. Нынешнее поколение, увы, думают, что фашизм исчез с лица земли и все раны от фашизма и войны залечены. Мы обязаны помнить об опасности фашизма, обязаны помешать его реставрации в новых формах. Должны понять, что любой фашизм-угроза человеческому достоинству и право на свободу, он безбожен, кровожаден, поэтому изобретает самые изощренные формы разрушения цивилизации и убийства человека.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества