Гражданское право - готовые работы

ГлавнаяКаталог работГражданское право
fig
fig
Глава 1. Понятие и общая характеристика договора на выполнение проектных работ для строительства и реконструкции объектов
1.1. История развития правовых основ договора на выполнение проект-ных работ для строительства и реконструкции объектов
Формирование договора подряда в целом, и договора строительного под-ряда в частности, как самостоятельного вида договорных отношений, имеет длительный и сложный путь исторического и юридического развития. Не сразу он нашел свое место в системе гражданского права. Потребовалась не одна сот-ня лет, чтобы юристы, ученые, специалисты в области гражданского права, смогли сформулировать и законодательно закрепить его основные отличитель-ные черты в нынешнем виде.
Началом многогранного процесса, именуемого нынче строительством, положил древний человек, когда раскопал вход в свою доисторическую пеще-ру. Через некоторое время человек пришел к необходимости разделения труда. Признаки этого процесса уже заметны во времена Древнего Египта. С того времени до нас дошли не только величественные пирамиды, но и грандиозные ирригационные сооружения. Поражает не только результат работ, но и факт, что эти работы были тщательно разработаны, спланированы, подготовлены, ор-ганизованы и проведены - налицо все основные стадии присущие и современ-ному строительному процессу. «Удивительно и то, что уникальные сооруже-ния, дошедшие до наших дней, возводились при почти полном отсутствии пау-тины формальных обязательств» . Но даже когда таковые появились, договор строительного подряда еще долго не мог найти себя в многообразии обяза-тельств.
На наш взгляд, всю историю договора подряда как самостоятельного вида правоотношений можно разделить на несколько этапов. Это связано с тем, как теоретики своего времени понимали природу договора подряда и соответствен-но этому формулировали нормы о нем.
Истоки генезиса понятия «делать» и «сделать», имеющего решающее значение для современных представлений о подряде и индивидуализации соот-ветствующего договора, зародились в римском праве . В самом начале своего существования как правоотношения, договор подряда представлял собой раз-новидность найма . В рамках договора найма римское право выделяло три са-мостоятельных договора: наем вещей, подряд и наем услуг .
Родовой признак найма выражался в возмездном предоставлении чего-либо одной стороной другой. Именно последнее («что-либо») и составляло по-следующее основание для последующего деления «найма». Как указывал по этому поводу Ю. Барон «наем, консенсуальный контракт, возникает тем путем, что одно лицо обещает другому предоставить за известную сумму денег поль-зование вещью или рабочей силой человека, а другое лицо обещает первому уплатить за пользование условную сумму денег» .
По поводу смысла подряда и его внутренней связи с наймом можно при-вести высказывание Павла в Титуле II Книги двенадцатой Дигест Юстиниана: «Если я даю заказ на постройку дома с тем, чтобы подрядчик делал все на свои средства, то он переносит на меня собственность на сделанное и, однако, это является наймом, ибо мастер сдает внаем свою работу, т.е. обязанность дела-ния» . Но различие между личным наймом и подрядом (хотя оба находились в рамках найма) состояло в том, что личный наем имел в виду такие работы, ко-торые должны были быть произведены по указанию и приказу работодателя.
Как говорил Г.Ф. Шершеневич, излагая суть легальных определений: «С этой точки зрения различие между подрядом и личным наймом сводится к то-му, что в первом случае один контрагент получает право на результат труда другого, тогда как во втором случае он получает право пользования рабочей силой другого» . То есть «личный наем дает право пользоваться временно тру-довой деятельностью другого лица, а подряд дает право на результат затрачен-ного труда по осуществлению поставленной задачи». Такой точке зрения бли-зок взгляд В.И. Синайского, который называл результат целью деятельности подряда .
В русском праве договор строительного подряда тоже изначально регу-лировался в рамках договора найма. Это можно считать первым этапом разви-тия законодательства о подряде в строительстве в русском праве. Первыми сви-детельствами, являются подрядные грамоты и записи 1547 г (примечательно подтверждение письменной формы сделки). Как отмечал П. Редкин, они каса-ются частных подрядов . Упоминанием же об участии государства является на-каз Федора Иоановича 1595 г. «О заготовлении материалов для строения Смо-ленской крепости». Первой попыткой по урегулированию (кодификации) суще-ствовавших отношений, в том числе отношений найма являлось Соборное Уложение Алексея Михайловича 1649 г. Но подрядные отношения упомянуты только косвенно, а строительный подряд не был затронут вообще. Однако этот косвенный факт позволяет отметить такую юридическую тонкость, как обяза-тельность письменной формы сделки в подрядных отношениях. При этом, как писал Г.К. Котошихин: «Казенные подряды использовались широко и часто» .
Переходом от первого этапа ко второму в развитии регулирования дого-вора строительного подряда можно считать выход поставки строительных ма-териалов из рамок договора найма. Таким образом, появился новый самостоя-тельный договор. Это произошло в эпоху Петровских времен, когда в 1719 году Петр I утвердил регламент Камер-коллегии. Отдельно договор подряда проект-ных работ еще не выделялся.
Вторым этапом можно смело считать выделение договора подряда из ра-мок найма, однако, вместе с поставкой. Об этом свидетельствует определение договора подряда данное Сводом законов гражданских 1835 года: «Подряд или поставка - есть договор, по силе которого одна из вступающих в оный сторон принимает на себя обязательства исполнить своим иждивением предприятии, или поставить известного рода вещи, а другая, в пользу коей сие производится, учинить за то денежный платеж» . Хотя определение в Своде одно, фактически оно содержит два, которые позже и будут разделены. И суды того времени, при рассмотрении споров, касающихся этой статьи, исходили из того, что фактиче-ски статья содержит определение двух договоров.
Несмотря на то, что в дореволюционной России, подобно другим совре-менным ей государствам, подрядные отношения в области строительства как специального объекта правового регулирования не получили развития, законо-дательство относительно договора строительного подряда продолжало разви-ваться. И то, что договор подряда был урегулирован не сам по себе, а вместе с поставкой, не оказалось случайным. В частности, применительно к строитель-ству, если не считать казенного подряда, которому были посвящены специаль-ные акты, основной правовой формой служили отношения, объектом которых был главным образом индивидуальный труд (имеется в виду выделенный зако-нодательством впоследствии трудовой договор).
Третий этап уже начался после революции.
Начало положил Декрет СНК СССР от 1 декабря 1919 г. В нем прояви-лось весьма настороженное отношение к строительству как определенному ви-ду деятельности, которая олицетворяла тогда для законодателя в наибольшей степени то, против чего была направлена революция, - частное хозяйство и ча-стный рынок. По отмеченной причине еще в большей степени, чем поставка, строительный подряд подлежал особому контролю со стороны государства. С этой целью было установлено, что о каждом договоре подряда, имевшем пред-метом проведение строительства и связанных с ним работ, кем бы такой дого-вор ни заключался, необходимо было сообщать финансовым органам.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы не вызывает сомнений. За последние годы в Россий-ской Федерации широкое распространение получило предпринимательство без образования юридического лица. Современные индивидуальные предпринима-тели успешно действуют на рынке, постоянно расширяя сферу своей деятель-ности, и в итоге могут обеспечить достойные условия жизни себе и своим близ-ким. Неудивительно, что все больше людей, задумываясь о своем будущем, стремятся организовать собственный бизнес. На сегодняшний день в России за-регистрировано почти 5 миллионов индивидуальных предпринимателей, что составляет около 3,3% всего населения страны. Ежегодно в стране регистриру-ется около 140 тыс. индивидуальных предпринимателей .
Нормы о правовом положении индивидуального предпринимателя закрепле-ны, главным образом, в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ) Порядок госу-дарственной регистрации физического лица в качестве индивидуального пред-принимателя и прекращения его деятельности регулируется в Федеральном за-коне от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Практика применения этих актов обна-ружила ряд пробелов и противоречий между нормами права, отсутствие надле-жащего регулирования некоторых аспектов правового положения индивиду-альных предпринимателей. Законодательство о государственной регистрации из-меняется и дополняется и, кроме того, накопилось большое количество подза-конных актов. Указанные обстоятельства обуславливают актуальность и прак-тическую значимость темы дипломного исследования.
Среди отечественных ученых, обращавшихся к рассматриваемым в курсо-вой работе вопросам, нужно назвать таких авторов, как: Т.Е. Абова, Е.И. Афо-нина, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Б.М. Гонгало, Т.А. Гусева, А.Ю. Ка-балкин, Е.А. Киндеева, А.Р. Кирсанов, Е.Б. Козлова, О.М. Козырь, В.И. Конова-
лов, П.В. Крашенинников, А.В. Кузнецов, Н.В. Ларина, В.В. Огородников, Я.Е. Парций, М.Г. Пискунова, С.Ф. Савкин, О.Н. Садиков, В.И. Сергеев, Е.А. Суха-нов, Ю.К. Толстой, Г.Г. Черемных, А.М. Эрделевский и др.
Объектом курсовой работы выступают общественные отношения, связан-ные с регулированием правового положения индивидуального предпринимате-ля. Предмет исследования – нормы гражданского, административного права, доктринальные источники; судебная практика.
Цель настоящей курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа научной литературы, действующего законодательства, судебной и правоприме-нительной практики комплексно исследовать правовое положение индивиду-ального предпринимателя.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- рассмотреть правовое положение индивидуального предпринимателя как субъекта предпринимательской деятельности;
- изучить особенности предпринимательской деятельности без образова-ния юридического лица;
- проанализировать легализацию деятельности индивидуального предпри-нимателя: порядок государственной регистрации, лицензирования и прекраще-ния деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринима-теля.
При написании курсовой работы использовались диалектический метод познания, общенаучные методы исследования, к которым, прежде всего, отно-сятся формально-логические методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, ги-потеза, аналогия), специальные юридические методы. Для иллюстрации теоре-тических выводов использована судебная практика.
По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, разби-тых на параграфы, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
§ 1. Индивидуальный предприниматель как субъект предпринимательской деятельности
Наиболее простой формой осуществления предпринимательской деятель-ности является использование статуса индивидуального предпринимателя .
М.Ю. Тихомиров определяет индивидуального предпринимателя как заре-гистрированное в этом качестве в установленном порядке физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин, лицо без граж-данства), осуществляющее предпринимательскую деятельность непосредствен-но (от своего имени, без образования юридического лица) и своим самостоя-тельным трудом, которое в этих целях действует по своему усмотрению, если обладает полной дееспособностью, и с согласия законного представителя, если дееспособность этого лица ограничена в силу возраста или закона .
В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательской является самостоя-тельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на система-тическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом ка-честве в установленном законом порядке.
Цель предпринимательской деятельности - систематичность получения (максимизация) прибыли - заставляет предпринимателя стремиться в зону рис-ка, что приводит к постоянной новизне хозяйственных ситуаций и требует творческого подхода к решению возникающих проблем. По Владимиру Далю, «предприниматель - это предприимчивый торговец, способный к предприяти-ям, крупным оборотам, смелый, решительный, отважный на дела этого рода че-ловек» . Выбор формы осуществления предпринимательской деятельности обу-словлен большим количеством факторов экономического, производственно-технического и юридического порядка. В процессе осуществления такого вы-бора различные основания должны анализироваться в совокупности.
Основными формами предпринимательской деятельности в России явля-ются: индивидуальная (частное предпринимательство) и коллективная (преду-сматривающая создание юридического лица).
В РФ индивидуальной формой осуществления предпринимательской дея-тельности является предпринимательство без образования юридического лица.
Возможность осуществления индивидуальной предпринимательской дея-тельности вытекает из общей правосубъектности гражданина: статья 18 Граж-данского кодекса РФ (далее ГК РФ) включает в содержание правоспособности граждан право заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещен-ной законом деятельностью. Ограничение указанного права возможно только по решению суда по основаниям, предусмотренным законом, и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ и ч. 2 п. 2 ст. 1 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпри-нимательской деятельностью с момента государственной регистрации в качест-ве индивидуального предпринимателя.
Заниматься предпринимательской деятельностью могут полностью дееспо-собные граждане. По общему правилу это лица, достигшие 18 лет. Кроме того, в соответствии со ст. 21 ГК РФ лица, вступившие в брак до достижения 18 лет, признаются полностью дееспособными и поэтому вправе самостоятельно осу-ществлять предпринимательскую деятельность. То же относится и к эмансипи-рованным несовершеннолетним (ст. 27 ГК РФ), которые занимаются предпри-нимательской деятельностью, за исключением той, для которой федеральным законом установлен возрастной ценз. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, а также совершеннолетние граждане, ограниченные в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средст-вами, могут заниматься предпринимательской деятельностью с согласия закон-ных представителей - родителей, усыновителей или попечителей. Отдельными видами деятельности гражданин-предприниматель вправе заниматься лишь на основании лицензии - специального разрешения органов, уполномоченных на ведение лицензирования.
А. Костылева считает, что понятие "индивидуальный предприниматель" обычно выводят из ст. 23 ГК РФ. Однако в действительности дать такое опре-деление возможно только путем систематического толкования множества норм ГК РФ, напр. ст. 1, 2, 21, 24, 27, 50, 56, 64, 65, 66, 184, 310, 315, 322, 400, 401, 426, 428 и др. Анализ этих и других норм гражданского права позволяет инди-видуальными предпринимателями называть граждан, обладающих полной дее-способностью, осуществляющих на свой страх и риск деятельность, направлен-ную на систематическое получение прибыли, и зарегистрировавшихся в этом качестве в установленном порядке .
Введение
Актуальность настоящей дипломной работы. Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство (далее - МП) играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.
В современной России малый бизнес имеет недолгую историю. Его формирование как сектора экономики началось в конце 80-х гг. ХХ в. Причем бурный рост числа малых предприятий пришелся на тот период (до 1995 г.), когда практически отсутствовало законодательное регулирование в данной области. После принятия закона, регулирующего деятельность малых предприятий, темпы роста их числа резко сократились. В научной литературе того времени данному феномену нашли следующее объяснение: малый бизнес уже заполнил все полагающиеся ему ниши российской экономики.
Начиная с 1999 г. количество малых предприятий стало сокращаться и при этом увеличивалось число индивидуальных предпринимателей, что изменило взгляд на проблему малого бизнеса.
Сейчас совершенно очевидно, что снижение темпов развития малого бизнеса, а тем более уменьшение числа малых предприятий, вовсе не результат насыщения ими экономики страны. Количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в нашей стране значительно отстает от соответствующих показателей в зарубежных странах. В развитых странах на одну тысячу жителей приходится 20 - 25 человек, занятых в малом бизнесе, а в России - 5 - 6 человек . Кроме того, малый бизнес занял далеко не все полагающиеся ему сферы российской экономики (например, очень мало промышленных и инновационных малых предприятий).
Столь плачевное состояние малого бизнеса обусловлено не только экономическими причинами. Законодательная база малого предпринимательства находится на начальной стадии. Действующее законодательство не только неэффективно, но и не регулирует целого ряда вопросов в данной области. Даже легальное определение субъекта МП не выдерживает никакой критики. Очевидно, что дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране невозможно без совершенствования его нормативной базы.
В данной работе с учетом юриспруденции и экономики комплексно исследуются правовые проблемы особенности налогообложения субъектов МП.
Степень научной разработанности проблемы. Несмотря на несомненную значимость МП для российской экономики, в научной юридической литературе ему уделяется недостаточное внимание. Малый бизнес исследуют в основном экономисты. К тому же большинство исследований касается вопросов налогообложения. Разумеется, данный вопрос является немаловажным. Однако повысить темпы развития и эффективность функционирования МП только с помощью налогообложения невозможно. Необходим целый комплекс мер, в числе которых финансово-кредитные механизмы играют не последнюю роль.
На сегодняшний день нет ни одного монографического исследования по вопросам (а тем более по правовым) финансирования и кредитования МП в современных российских условиях. Однако интересы экономического развития страны предполагают всестороннее и глубокое исследование правового статуса субъекта МП, правовых проблем финансирования и кредитования и других вопросов. К ним относятся: исследование теоретических и практических проблем финансирования и кредитования МП; выявление специфики правового регулирования различных форм финансирования и кредитования применительно к субъектам МП; анализ правовых норм и практики их применения; систематизация теоретического, нормативного и практического материала по исследуемой теме; выявление пробелов в нормативном регулировании финансирования и кредитования МП и разработка предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.
Для успешного развития экономики страны в первую очередь необходимо формирование эффективной системы налогового законодательства. Это, в свою очередь, требует надлежащего правового регулирование налоговых отношений в деятельности государства. Налоги относятся к числу ключевых инструментов государственной политики. Они затрагивают самые важные стороны жизни человека и общества, а сам процесс налогообложения, разработки налогового законодательства и его применения неразрывно связаны с острыми противоречиями.
Наличие налогов предопределяется непосредственно функциями государства; взимание налогов - один из важнейших признаков государства и одновременно необходимое условие его существования. Именно с помощью налогов образуется большая часть денежных фондов, без которых невозможно функционирование государства.
Финансирование государственных нужд - один из главнейших признаков налогов, который предопределяет фискальную функцию налогов в качестве основной. Таким образом, аккумуляция финансовых средств, необходимых для финансирования государственных нужд, является основной задачей налогов.
Следует отметить, что отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений, являются налоговыми правоотношениями. Основными в данном случае следует признать отношения по установлению и взиманию налогов и сборов. Налоговое правоотношение - это прежде всего форма реализации публичных интересов. Императивный характер налогово-правовой нормы проявляется по принципам «команда - исполнение» и «власть - подчинение». В случаях нарушения налогоплательщиками и налоговыми агентами обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, государство применяет меры принуждения.
Государство регулирует налоговые отношения посредством создания правовых норм, которые содержат права и обязанности налогоплательщиков. Неисполнение установленных предписаний приобретает публично-правовой характер, так как нарушает интересы общества в целом. Поэтому государство реагирует на совершенное правонарушение в сфере налогообложения с целью защиты своих имущественных интересов и прибегает к институту налоговой ответственности. Исторически так сложилось, что главным побудительным мотивом уплаты налогов является не сознательность налогоплательщиков, а меры принуждения, которые могут быть применены государством при выявлении нарушения законодательства о налогах и сборах. Одной из форм государственного принуждения является налоговая ответственность.
Цель настоящей работы – исследование особенностей налогообложения субъектов малого предпринимательства.
Задачи работы:
Объект
Предмет
Метод

Глава 1. Субъекты МП как участники налоговых правоотношений
1.1 Роль и развитие МП в России
Особую роль в развитии рыночной экономики, как свидетельствует мировой опыт, играет малое предпринимательство.
В научной литературе вместо этого термина часто употребляется термин «малый бизнес». Данные понятия практически тождественны. Отличие состоит лишь в том, что термин «малое предпринимательство» - это юридический термин, поскольку употребляется в нормативных актах за некоторыми исключениями, а «малый бизнес» - экономический. Но, в сущности, это одно и то же явление.
В юридической и экономической литературе дается множество определений МП или малого бизнеса, затрагивающих различные аспекты данного явления. Наибольший интерес представляет определение термина «малое предпринимательство», данное так называемой комиссией Боултона, которая указывает три основных признака малого предприятия :
- небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;
- правовая независимость - предприятие управляется не через формализованную управленческую структуру, а собственником или партнерами-собственниками, которые сами контролируют свой бизнес. Это условие позволяет исключить мелкие филиалы крупных фирм;
- персонифицированное управление, предполагающее, что собственник или партнеры-собственники сами участвуют во всех аспектах управления бизнесом и в процессе принятия всех решений и свободны от любого контроля извне.
Эффективность малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:
- малое предприятие обеспечивает потребности рынка в тех товарах и услугах, которые средним и крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим и иным причинам, например из-за ограниченных потребностей местных рынков;
- более высокая оборачиваемость капитала;
- малые предприятия часто проявляют себя как новаторы. В частности, из 61 крупного открытия в XX в. 48 были сделаны на малых и средних предприятиях . При этом, как показывает практика, 80 - 85% разработок малых фирм внедряются в течение одного-двух лет ;
- относительно невысокие расходы на организацию и ведение предпринимательской деятельности, в первую очередь на управление;
- высокая приспособляемость к изменениям рынка;
- близость к местным рынкам и приспосабливание к запросам клиентуры и другие преимущества .
Представляет интерес предложенная академиком Л.И. Абалкиным классификация субъектов МП. Он делит их на три категории: «Первая - это то, что в России несколько раньше называлось индивидуальной трудовой деятельностью. Второй тип хозяйств - это формы малого бизнеса, основанные на семейном хозяйстве с привлечением или без привлечения дополнительных работников, что имеет достаточно широкое развитие. Классическим примером являются фермерские семейные хозяйства, развивающиеся в России. И, наконец, третья группа - это действительно современные производственные предприятия, малые по численности, но современные по организации, технологии, часто крупные по масштабам производства: в строительстве, науке и научной деятельности» .
Введение
По различным основаниям может проводиться классификация гражданских правоотношений. По содержанию гражданско-правовых отношений они подразделяются на: имущественные, имеющие экономический характер, неимущественные, возникающие в связи с результатами интеллектуальной деятельности и нематериальными благами.
Классификация гражданских правоотношений строится в зависимости от структуры межсубъектных связей и делится на относительные (в относительных правоотношениях управомоченному лицу противостоит строго определенное количество обязанных лиц (договор аренды жилого помещения) и абсолютные (носителю абсолютного права противостоит неопределенное число обязанных лиц (исключительным правам автора корреспондирует неопределенное число лиц, которые не должны нарушать его права.
Вещные права защищаются с помощью вещных исков, направленных непосредственно на защиту прав владения, пользования и распоряжения вещей (виндикационный иск - ст. 301 ГК РФ, негаторный иск - ст. 304 ГК РФ), а в обязательственных правоотношениях, как правило, защита осуществляется путем предъявления иска о возмещении понесенных убытков (ст. 15 ГК РФ).
Практическое значение классификации состоит в различной правовой регламентации поведения лиц в вещных и обязательственных правоотношениях, а также в применении способов гражданско-правовой защиты.
Тема данной курсовой работы – «Виды гражданских правоотношений» – актуальна в силу того, что, во-первых, классификация гражданских правоотношений носит теоретический и практический характер, который заключается в правовом уяснении прав и обязанностей сторон, определении круга правовых норм, подлежащих применению в процессе возникновения, реализации и прекращения правоотношений., во-вторых, Гражданско-правовые отношения подразделяются на имущественные, имеющие экономический характер, и неимущественные, возникающие в связи с результатами интеллектуальной деятельности и нематериальными благами.
Целью данной работы является описать виды гражданских правоотношений.
Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:
1. показывается понятие гражданского правоотношения;
2. описывается классификация гражданских правоотношений.
Работа состоит из Введения, двух Пунктов, Заключения и Списка использованной литературы.
В Пункте 1 – Понятие гражданского правоотношения – решается первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: показывается понятие гражданского правоотношения;
В Пункте 2 – Классификация гражданских правоотношений – решается вторая из промежуточных задач, а именно: описывается классификация гражданских правоотношений.
В Заключении делаются основные выводы по работе.

1. Понятие гражданского правоотношения
1.1. Понятие и элементы гражданского правоотношения
Общественное отношение, - это правоотношение обуславливающее связь субъектов, которое урегулировано нормами права, выраженное в наличии у них субъективных прав и обязанностей . 1
Правоотношение является разновидностью общественных отношений, которые регулируют социальные связи между различными субъектами права.
Два основных понятия правоотношения сложились в юридической науке сложились: общественное отношение, урегулированное нормами права; правовая форма общественных отношений.
Правоотношение содержать должно волевой и интеллектуальный моменты. Интеллектуальный элемент включает в осознанность поведения участников правоотношения, которое регулируется нормами права. Волевой элемент - это установленная волей государства способность правовой нормы регулировать социальное поведение всех субъектов права, а также, способность конкретного субъекта правоотношения осознавать свои действия и руководить своими поступками.
Правоотношение по своей характеристике должно отвечать следующим признакам. Норма права предусматривает изменения и прекращения правоотношения, условия возникновения, изменения и прекращения правоотношения, заложенные в гипотезе конкретного правила - юридическими фактами.
Правоотношение предусматривает наличие юридической связи между субъектами права. Данное понятие реализуется через принцип «Нет прав без обязанностей и обязанностей без прав».
Основное содержание правоотношения заключается в наличии субъективных прав и обязанностей сторон как субъектов этого правоотношения.
Абстрактное правило поведения практически реализуется с появлением юридических фактов, предусмотренных в гипотезе конкретной нормы, и через участников гражданского правоотношения превращается в образец для соблюдения применительно к конкретной жизненной ситуации.
Для полной характеристики гражданского правоотношения необходимо установить основания его возникновения, определить субъектный состав и показать, что является его объектом, а также выявить его содержание и структуру. Субъекты гражданского правоотношения равны между собой, в имущественном и организационном плане самостоятельны и независимы друг от друга. Характеристика гражданского правоотношения включает в себя ряд особенностей, которые позволяют отграничить их от других видов правоотношений.
В гражданских правоотношениях участвуют все субъекты гражданского права (физические и юридические лица, муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация) и используется в гражданском обороте весь арсенал объектов гражданских прав (вещи, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности и нематериальные блага). Субъективные права и обязанности субъектов гражданского правоотношения носят диспозитивный характер, и гражданским законодательством допускается возможность их возникновения по основаниям как предусмотренным законом, так и не противоречащим ему (ст. 8 ГК РФ). Любое гражданское правоотношение представляет собой сложное правовое явление и в структурном плане состоит из трех необходимых элементов: субъектов правоотношения; объектов правоотношения; содержания гражданского правоотношения. Субъектами гражданского правоотношения являются физические и юридические лица, муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация, которые должны обладать правосубъектностью. Правосубъектность - это социально-правовая возможность субъектов права быть участниками гражданских правоотношений, включающая в себя правоспособность и дееспособность. Способность иметь гражданские права и нести обязанности признается в равной мере за всеми гражданами гражданская правоспособность (ст. 17 ГК РФ).
Дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их; возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении восемнадцатилетнего возраста (ст. 21 ГК РФ).
Юридические лица всех форм собственности, выступающие в гражданских правоотношениях, также обладают общей и специальной правосубъектностью, возникающей с момента их регистрации. Публично-правовые образования - муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация, как субъекты гражданского права, выступая в гражданском обороте, имеют специальную правоспособность. Объектами гражданского правоотношения являются материальные и нематериальные блага, по поводу которых возникли гражданские правоотношения, существуют субъективные права и корреспондирующие им субъективные обязанности. К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и нематериальные блага (ст. 128 ГК РФ). Субъективные права и обязанности возникают одновременно, однако в процессе дальнейшей реализации гражданских прав содержание гражданского правоотношения может изменяться.
Введение
Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.
Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность защищать права и свободы человека и гражданина. В выполнении этой обязанности государства важная, главенствующая роль принадлежит органам безопасности.
За последнее десятилетие в общей сложности принято сотни законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, которые создали основы функционирования правоохранительной системы страны. Построение системы правоохранительных органов во многом базировалось на ведомственных актах полномочных государственных органов. Во многие акты неоднократно вносились изменения и дополнения, многие на данный момент уже не действуют.
Эффективность деятельности органов безопасности в целом и эффективность деятельности отдельных органов правоохранительной системы во многом зависит от степени правового регулирования их статуса – тех правовых норм, которые составляют основу административно-правового статуса; наличия правовых основ взаимодействия правоохранительных органов, оценки и совершенствования их деятельности. Следовательно, анализ и оценка правовых основ правоохранительных органов является одним из приоритетных направлений в изучении правоохранительных органов.
Целью данной работы является рассмотрение государства как объекта, обеспечивающего безопасность.
1. Понятие государства
Вопрос о происхождении государства в течение не одного столетия был предметом долгих дискуссий. Одним из самых старых объяснений происхождения государства является теократическая теория, т.е. божественного происхождения, согласно которой государство, как форма общения, предписано человеку Богом. Существует юридическая формула: всякая государственная власть происходит от Бога, и все государи осуществляют свою власть как исполнители воли божьей.[4]
Иное объяснение дается государству с точки зрения теории договорного происхождения. Переход от естественного (догосударственного) состояния общества к государственному достигается сразу - путем соглашения, заключения договора, которым люди соединяются в одно государство и подчиняются тут же устанавливаемой государственной власти.
Наука знает и другие гипотезы происхождения государства, которые, как и вышеназванные, не подкрепляются данными исторической науки, рассматривающей государство как результат закономерного исторического развития.
Государство - продукт внутреннего развития общества, объективно нуждающегося в организационном оформлении. В различные эпохи в различных условиях государство выступает как организация для управления обществом, как механизм властвования. [6]
Возникновение государства связано с разложением родового строя, появлением частной собственности, классовым расслоением общества и другими причинами.
В основе классификации функций лежат сферы деятельности государства, т.е. те области общественных отношений, на которые оно воздействует. В зависимости от этого функции государства можно разделить на внешние и внутренние.
Внутренние функции - это основные направления деятельности государства в пределах данной страны. Они характеризуют внутреннюю политику государства. К внутренним функциям относятся охранительные и регулятивные.
Осуществление охранительных функций предполагает деятельность государства по обеспечению и защите всех закрепляемых и регулируемых правом общественных отношений. В этих целях государство обеспечивает правопорядок в обществе, равную защиту всем формам собственности, прав и свобод граждан, а также охрану окружающей природной Среды и так далее.
Осуществление регулятивных функций предполагает роль государства в организации общественного производства, развитии экономики страны, в создании необходимых условий для формирования личности. В этих целях государство осуществляет регулирование хозяйственной жизни в интересах человека и общества, заботясь о материальном благосостоянии и духовном развитии человека.
Внешние функции проявляются во внешнеполитической деятельности государства, в его взаимоотношениях с другими странами. К числу внешних функций относятся: взаимовыгодное международное сотрудничество, обеспечение обороны государства от нападения из вне и другие. “Внешнеполитическая деятельность РФ основывается на признании и уважении государственного суверенитета и суверенного равенства всех стран, равноправия и невмешательства во внутренние дела, уважения территориальной целостности и нерушимости существующих границ, отказа от применения силы и угрозы силой, экономических и других методов давления, уважения прав и свобод человека, включая права национальных меньшинств, добросовестного выполнения обязательств и других общепризнанных принципов и норм международного права”
Внешние и внутренние функции государства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. [4]
2. Механизм и структура государства
Механизм государства есть та организационная материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть. Механизм является структурным и предметным олицетворением государства, представляет собой материальное «вещество», из которого оно состоит. Можно сказать, что "механизм суть деятельное, постоянно функционирующее выражение государства"
Вне и без государственного механизма нет и не может быть государства.
Вопрос о механизме государства исследован в юридической литературе достаточно полно. На сегодняшний день имеется немалое количество разработок и положений, касающихся понятия и признаков механизма государства, принципов его организации и деятельности, понятия и видов органов государства. Механизм современного Российского государства - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства. [8]
Актуальность настоящей работы. Без преувеличения можно сказать, что жилищное право затрагивает интересы каждого гражданина независимо от возраста или имущественного положения. Каждый день, знает об этом человек или нет, его существование регулируется нормами жилищного законодательства. И от того, какие это нормы, каково их наполнение и содержание, в значительной степени зависит его жизнь.
С сожалением приходится констатировать тот факт, что государство долгое время было в долгу у общества не только и не столько за свою строительную политику, сколько за отсутствие четкой, понятной, прозрачной и непротиворечивой системы жилищного законодательства.
До 1 марта 2005 г., т.е. до введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), законодательство, регулирующее жилищные отношения, характеризовалось бессистемностью и большим количеством нормативных актов (акты приняты в разное время, на разном уровне - от инструкций до федеральных законов).
Отсутствие единства правового регулирования жилищных отношений значительно усложняло осуществление государством последовательной жилищной политики, способствовало неопределенности в осуществлении гражданами своих жилищных прав. Кроме того, такое положение давало почву для многочисленных злоупотреблений.
Следует признать, что в Российской Федерации давно назрела необходимость принятия нового Жилищного кодекса, который наконец-таки упорядочил регулирование жилищных отношений.
ЖК РФ был принят 22 декабря 2004 г., одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 г., подписан Президентом Российской Федерации 29 декабря 2004 г., опубликован в Российской газете 12 января 2005 г. и, как указывалось выше, вступил в силу с 1 марта 2005 г. Многие юристы , оценивая действующую нормативную базу подчеркивают, что законодательство о договоре найма по сути своей представляет новейшее нормотворчество по регулированию отношений найма жилья в данных социально-экономических условиях.
Предмет исследования: Центральное место в работе отводится исследованию особенностей регулирования найма жилых помещений в российском праве.
Объект исследования: институт найма жилых помещений в российском праве.
Цель работы: исследование особенностей договора найма жилых помещений и особенностей его регистрации.
Задачи работы: руководствуясь вышепоставленной целью, мы ставим перед собой следующие задачи:
1) исследовать коммерческий нам жилых помещений и его договорное оформление;
2) проанализировать особенности договора социального найма;
3) отметить особенности договора найма жилых помещений в целом;
4) подвести итоги проделанной работы .
Методологические основы работы: Методо¬логической основой работы является общий диалектический метод научного познания и связанные с ним принципы историзма и объективно¬сти исследования. Помимо общенаучных методов применяются и специ¬альные (частнонаучные): сравнительно-исторический, конкретно-социологический, системный, структурно-функциональный, формально- ¬логический и др. Использование методов в их сочетании позволило ос¬мыслить и раскрыть предмет исследования в обобщающих закономерно¬стях, в разнообразных деталях и ракурсах, что в конечном итоге дало возможность решить поставленные автором задачи.
Основные источники работы: данное правовое исследование основано на анализе нормативной базы (в частности Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Основ жилищной политики и т.д.) и правоприменительной практики.
Степень освещения темы в литературе. Изучение научных источников сви¬детельствует о том, что проблема договора найма жилого помещения в России длительное время не исследовалась во всем ее многообразии. Специальные работы по данной теме довольно редки.
Практическое применение: данная работа может быть использована студентами и аспирантами юридических факультетов в качестве учебного материала, и практического пособия - всеми кто интересуется вопросами договорных отношений в части найма жилых помещений.
Научная и практическая новизна дипломной работы состоит в том, что с современных позиций пред¬принята попытка комплексного анализа вопросов, связанных с регулированием договорных отношений в части найма жилых помещений. Данная работа представляет собой попытку рассмотреть отношения, в центре которых находится такой специфический объект, как жилое помещение с позиций его найма. В работе проведен анализ действующего, преимущественно гражданского и жилищного законодательства, кратко описывается историческое развитие данного института, рассматривается судебная практика Конституционного Суда Российской Федерации, арбитражных судов и судов общей юрисдикции.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, выводы и предложения, научные положения, сформулированные автором, углубляют теорию российского жилищного права и могут быть использованы в дальнейшей научной разработке затронутых вопросов в целях совершенствования законодательства.
ВВЕДЕНИЕ.
Сделки с недвижимым имуществом составляют сегодня значительную часть хозяйственно-го оборота и имеют большое значение в жизни и деятельности граждан и юридических лиц, а так-же в гражданском обороте.
В расцвет рыночных отношений в России, который многие, и не без оснований, именуют «разгулом», когда сфера обращения недвижимости постоянно расширяется, а элементарные осно-вы, цивилизованный рынок ещё не устоялись, не приобрели законченных форм, тема правового регулирования отношений, касающихся недвижимости, сделок с недвижимым имуществом очень актуальна в настоящее время. Поэтому в своей дипломной работе я хочу рассмотреть наиболее важные аспекты этого вопроса.
Особый характер предмета сделок с недвижимостью требует признания и подтверждения государством прав их участников. Являясь гарантией законности заключения сделок с недвижи-мым имуществом, эти меры позволяют сделать рынок недвижимости прозрачным и снизить воз-можности для мошенничества и преступлений. Поэтому законодательно было закреплена обяза-тельная государственная регистрация сделок с недвижимостью, включающая проведение право-вой экспертизы документов, необходимых для государственной регистрации и проверки законно-сти сделки.
В главе 1 рассматривается институт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, порядок государственной регистрации и ее участники с точки зрения обеспечения стабильности оборота недвижимости, его гласности и публичности.
17 июня 1997 г. Государственной Думой был принят Федеральный закон "О государствен-ной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и 31 января 1998 г. он вступил в силу. Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сде-лок с ним" №122-ФЗ определяет:
1. Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
2. Перечень прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственная регистрация которых обязательна.
3. Круг участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав.
4. Органы, осуществляющие государственную регистрацию прав (учреждения юстиции по регист-рации прав, порядок создания которых и их размещение определяются субъектами РФ по согласо-ванию с центром).
5. Порядок государственной регистрации прав.
6. Особенности регистрации отдельных видов прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ку-да включены права на предприятие как имущественный комплекс; кондоминиумы; права общей собственности; сервитуты; ипотека; права на вновь создаваемый объект; аренда; права, установ-ленные судебным решением; права, связанные с распоряжением имуществом на условиях довери-тельного управления или опеки.
Очевидным преимуществом является введение обязательной правовой экспертизы доку-ментов в сделках с недвижимостью. Ранее проверка законности полностью зависела от порядоч-ности нотариуса, чью функцию теперь взяло на себя государство. С другой стороны полнота вла-сти чиновника в решении таких вопросов создает дополнительные возможности для злоупотреб-ления служебным положением.
Кроме этого, Закон о государственной регистрации имеет еще одну особенность. С момен-та его вступления в силу отменено обязательное нотариальное удостоверение совершаемых граж-данами сделок с недвижимостью. Теперь такое удостоверение является правом, а не обязанностью граждан и организаций. Таким образом, Закон о государственной регистрации внес существенные изменения в действующее гражданское законодательство, повлиял на существующие гражданско-правовые отношения в сфере недвижимости и, наконец, заставил заработать ряд положений ново-го гражданского законодательства.
В главе 2 рассмотрена ипотека. В расцвет рыночных отношений в России, когда сфера об-ращения недвижимости постоянно расширяется, а элементарные основы, цивилизованный рынок ещё не устоялись, не приобрели законченных форм, залог выступает одной из немногих и наибо-лее эффективной гарантией стабильности отношений между субъектами экономики в повседнев-ной практике, по сути своей, представляя реальную страховку неисполнения обязательств. Сего-дня, несмотря на наличие негативных оценок действующего законодательства о залоге, он приоб-ретает всё большую популярность, чему есть масса причин, вытекающих из современной рыноч-ной ситуации в стране.
В Законе РФ “Об ипотеке” закреплены гарантии реализации прав и законных интересов участников залоговых отношений. Закон подробно регулирует многие важные вопросы ипотечно-го правоотношения: сущность договора ипотеки, заключение договора об ипотеке, составление и выдачу закладной, передачу прав залогодержателя третьим лицам, обременение заложенного имущества (третьими лицами) правами третьих лиц, последующий залог, взыскание на заложен-ное имущество и его реализацию, особенности ипотеки отдельных объектов (предприятий, зданий, сооружений, земельных участков, жилых домов, квартир и других объектов недвижимости).
В главе 3 рассмотрено правовое регулирование сделок с таким видом недвижимости как жилье. Учитывая высокую стоимость жилой площади, сумма заключаемых сделок оценивается, как правило, во многие миллионы рублей. Квартирный бизнес ныне является одним из самых вы-годных: посреднические организации - риэлтерские фирмы и отдельные маклеры - готовы оказать любые услуги гражданам по распоряжению принадлежащими им квартирами и домами, получая при этом большие дивиденды. В этой главе также проанализированы самые распространенные способы мошенничества и приведен правовой механизм борьбы с ними.
В современном мире существуют и постоянно развиваются различные правовые системы. Несмотря на то, что каждая из них создается суверенным государством и действует на его территории, невозможно исклю¬чить их вза-имного влияния. В отличие oт них система международного права создается путем согласования воли и внешней политики всех участ¬ников международ-ных отношений, поэтому она является наиболее откры¬той для влияния извне. Создавая ее нормы, государства руководствуются своим опытом и представ-лениями о регулируемых отношениях. В то же время эта система способна оказывать гораздо большее влияние на внут¬ригосударственные системы пра-ва, чем все они друг на друга. Данная воз¬можность обусловлена наличием устойчивой взаимосвязи между нацио¬нальными правовыми системами и ме-ждународным правом. В этих отно¬шениях национальное право в количест-венном измерении выступает во множественном числе, так как представлено столькими правовыми систе¬мами, сколько существует государств и государ-ственно-подобных образо¬ваний, обладающих своим правом. Как известно, в международном праве нет надгосударственного механизма принуждения, однако, тот факт, что оно создается суверенными государствами и служит для регулирования их от¬ношений и достижения общих целей, предполагает необходимость подчи¬нения государств его нормам.
Взаимосвязь международного и национального права предопределена тем, что и то и другое создаются по воле государств. Более того, междуна-родное право не смогло бы выполнять свою регулирующую функцию без внутри¬государственного права.
Вопрос о соотношении международного и внутригосударственного права не новый, но в настоящее время он стал особенно актуален в связи с изме¬нениями, произошедшими за последнее десятилетие в социальной и экономической жизни общества и в между¬народных отношениях. С расши-рением интеграции государств, увеличением числа сфер совмест¬ного регули-рования национального и международного права, исчезновением противо-стояния социалистической и капиталистической системы изменилось и от-ношение к взаимосвязи международного и национального права.
В этой связи, обращение к вопросам, касающимся правового регулиро-вания труда, как одного из важнейших элементов рыночной экономики инду-стриального и постиндустриального общества, на внутринациональном и международном уровнях является актуальным и имеет серьезное теоретиче-ское и практическое значение.
Интеграция России в мировое сообщество ставит на повестку дня во-прос о соответствии российского законодательства, в том числе и трудового, основополагающим мировым нормам в этой сфере, а также общим принци-пам построения соответствующего нормативного массива иностранных госу-дарств с развитой рыночной экономикой.
Для обеспечения защиты интересов детей, оставшихся без родителей, закон установил возможность опеки и попечительства таких детей, их усыновления, передачи в семью на воспитание. По Конституции нашей страны каждый ребенок имеет право на воспитание и заботу. О том, что материнство и детство, семья находятся под зашитой государства сказано в ст. 38 Основного закона государства . В госучреждениях – в детдомах и домах ребенка – сейчас находятся 280 тысяч детей. Разные регионы весьма различаются и по количеству детей-сирот, и по числу случаев лишения родительских прав. Из 11 тысяч приемных семей в Российской Федерации три тысячи проживают в Самарской области, в Калуге – около 500, а в С.-Петербурге, всего 27 приемных семей. Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации также обеспокоена ситуацией, сложившейся с усыновлением иностранными гражданами детей, являющихся гражданами Российской Федерации .
Вещное право регулирует отношения между людьми по поводу вещей формы принадлежности вещей отдельными лицами или группы лиц и способы установления общезначимого господства над вещами.
Право собственности является наиболее полным право на вещь. В самом первом приближении собственность можно определить как отношение индивида или коллектива принадлежащей ему вещи как к своей. Собственность покоится на различии моего и твоего.
Любой тип и любая форма собственности могут существовать лишь при условии , что кто-то относится к условиям и продуктам производства как к своим , а кто-то как к чужим. Без этого вообще нет собственности. Отсюда следует , что собственность – это отношение человека и вещи . Поскольку собственность немыслима без того , чтобы другие лица , не являющиеся собственниками данной вещи , относились к ней как чужой , собственность означает отношение между людьми по поводу вещей.
Узнайте стоимость работы онлайн!
Предлагаем узнать стоимость вашей работы прямо сейчас.
Это не займёт
много времени.
Узнать стоимость
girl

Наши гарантии:

Финансовая защищенность
Опытные специалисты
Тщательная проверка качества
Тайна сотрудничества